О стяжании Духа Святого по слову Серафима Саровского: значение слова «стяжать» в Священном Писании

Слово в день памяти преподобного Серафима Саровского

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер )

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

2-го января по юлианскому календарю, а по григорианскому – 15-го 1833 г. скончался великий угодник Божий преподобный Серафим Саровский. Современники на его могильном памятнике написали: «Жил во славу Божию семьдесят два года, шесть месяцев и двенадцать дней».

А двадцать лет тому назад произошло новое второе обретение мощей этого великого русского святого. Как раз в этот день, 15 января 1991 г., православная Москва встречала их крестным ходом, и посреди зимы на морозе все запели Пасху. Пели не только от радости встречи с чудотворными мощами угодника Божия, но и от радости начала зримого исполнения его пророчеств. А по ним Россия должна будет возродиться как православная, сильное духом, держава. Значение пророчеств прп. Серафима и его самого для нашей страны и судеб всего Православия видели и понимали многие русские и нерусские люди.

Так ду­ховник вл. княгини Елизаветы Феодоровны, немки по рождению и воспитанию, священномученик Митрофан (в монашестве архим. Сергий (Сребрянский)) вспоминал, что как-то он пришел в храм на Ордынку ранним утром и сказал: «Матушка, я видел сейчас сон – видение, которое не дает мне спокойно присту­пить к служению Литургии». И рас­сказал, что он видел как бы четыре картины. На первой бы­ла горящая и рушащаяся церковь. На вто­ рой – портрет императрицы Алексан­дры Феодоровны, который вдруг начинает покры­ваться со всех сторон белыми лилиями. На третьей картине – Архангел Михаил с огненным мечом. На четвертой – преподобный Серафим Саровский стоящий на камне с воздетыми в молитве руками.

В ответ преподобномученица Елизавета спокойно сказа ла: «Вы видели, ба­тюшка, сон, а я расскажу Вам его значение. Первая картина означает, что скоро наша Церковь будет ох­вачена огнем и разрушится на глазах. Вторая карти­на говорит о том, что жизнь государыни нашей Александры Феодоровны будет покрыта мученической кончиной (именно это означают белые лилии). Архангел Михаил, стоя­щий с огненным мечом, говорит об огненных, грозных испытаниях, которые ожидают нашу Церковь и Россию. А преподобный Серафим Са ровский, стоящий на камне, – означает, что ему дано от Бога особое молитвенное ходатайство за нашу Цер­ковь, за наш народ».

Как же сын строительного подрядчика, рано оставшийся без отца, вынужденный в детстве помогать в торговле скобяной лавочки его старшего брата, не получивший систематического образования, ни специального духовного, стал великим молитвенником и чудотворцем.

Ответ на этот вопрос можно найти в словах самого старца. В беседах своих он любил повторять : «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя». Ему самому удалось стяжать этот дух «мирен», и сколько тысяч или десятков тысяч душ спаслось вокруг него, ведает лишь един Бог.

Носил любимый нами батюшка Серафим простой белый полукафтанчик-балахончик, камилавку, кожаные чулки, лапти и рукавицы. На груди его всегда висел железный крест, а за плечами была сумка со Святым Евангелием. Летом он готовил дрова на зиму, возделывал огород и собирал для удобрения его мох в болоте. Причем ходил туда полуобнаженным, как бы отдавая свое тело на съедение комарам и мошкам. «Страсти, – объяснял он это самоистязание, – истребляются страданиями или произвольными, или посылаемыми нам Промыслом».

Трудясь, любил петь священные песнопения. Иногда так погружался в богомыслие, что лопата или топор выпадали из рук его, и он весь умом переходил на Небо. Видевшие его в такие минуты, не смели нарушать его внутренней благодатной тишины, и незаметно удалялись. Ежедневно читал он Святое Евангелие и Апостол, а также святоотеческие творения: Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Иоанна Златоустого и других.

«Душу надо снабдевать Словом Божиим ибо Слово Божие есть хлеб ангельский… более всего должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От чтения Священного Писания бывает просвещение в разуме… Надобно так обучить себя, чтобы ум как бы плавал в Законе Божием, по руководству которого должно устроять и жизнь свою. Очень полезно … прочитать всю Библию разумно. За одно такое упражнение Господь не оставит человека Своею милостию, но исполнит дара разумения»,– так наставлял он всех.

Сам он обладал этим великим даром – разумения. Был у него и мир душевный и еще дар сердечного умиления, от которого человек, по его признанию, согревается весь и исполняется духовных сил. «Радость моя, молю тебя, стяжи мирный дух!» – сказал отец Серафим одному иноку. И тут же стал объяснять ему, что значит это стяжание мирного духа. Это значит – привести себя в такое состояние, чтобы дух человека ничем не возмущался. Надобно быть подобно мертвому или совершенно глухому или слепому при всех скорбях, клеветах, поношениях и гонениях, которые приходят ко всем, желающим идти спасительным путем Христовым, ибо многими скорбями подобает человеку войти в Царство Небесное.

Особо он советовал всем пребывать в молчании: «Когда мы в молчании пребываем, враг диавол ничего не успеет относящегося к потаенному сердца человеку… Оно рождает в душе … умиление и кротость … Молчание приближает человека к Богу и делает его как бы земным ангелом… Плодом молчания, кроме других приобретений, бывает мир духовный. Молчание учит безмолвию и постоянной молитве … приобретшего сие ожидает мирное состояние»,– так учил саровский старец, и приводил в подтверждение слова из книги пророка Исайи: «На кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих» (Ис 66:2).

Встречал Серафим почти каждого приходящего словами: «Христос Воскресе, радость моя. После беседы накрывал епитрахилью, заставлял повторять за собой покаянную молитву, помазывал елеем от иконы Божией Матери «Умиление», давал или Богоявленскую воду, или частицу антидора. Скорбящих утешал, предлагал им наставление о молитве, памяти о Боге, незнающих учил читать «Отче наш», «Богородице Дево», «Символ Веры», Иисусову молитву. Знатных посетителей особо учил быть всегда верными Церкви и родному Отечеству.

Вот так и стал он прибежищем и утешением всего русского народа. Бедные и богатые, ученые и простолюдины, священники, монахи и миряне, люди всех возрастов с доверчивостью открывали перед ним все свои скорби и духовные нужды, все свои согрешения и помыслы. Часто прозорливый старец помогал человеку победить чувство ложного стыда, вслух раскрывая его мысли и грехи, точно только что совершенные перед ним.

Речь его всегда наполняла душу человека благодатным миром. Обличения его были с кротостью и любовью, но оказывали при этом действие на самые очерствевшие сердца. Поучения свои старец всегда основывал на Слове Божием, на творениях свв. отцов и житиях. Особо почитал он защитников чистоты Православия: свтт. Василия Великого и Григория Богослова, сам объяснял, в чем состоит чистота Православия. Горячо любил он святых Русской Церкви и наставлял жить всех по их правилам.

Он говорил: «Истинно решившиеся служить Господу Богу должны упражняться в памяти Божией, говоря умом: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Благодатные дарования получают только те, которые имеют это внутреннее делание и бдят о душах своих».

Мирянам, действительно не имеющим времени, он разрешал вместо полных молитв читать трижды «Отче наш», трижды «Богородице Дево» и один раз «Символ веры», но учил исполнять это правило три раза в день, хотя бы, и во время работы.

Сам он на послушаниях в келье, за рукоделием творил непрестанную Иисусову молитву. Пищу он принимал раз в день, а в среды и пятницы не ел ничего. В начале монашеской жизни ему довелось бороться с духом уныния, знакомого и всем нам. «Болезнь сия, – учил он потом на опыте своем, – врачуется молитвой, воздержанием, посильным рукоделием, чтением Слова Божия и терпением».

1 января 1833 г. прп. Серафим причастился в последний раз Святых Таин в больничной церкви, простился с братией и благословил всех, а значит и нас с вами, говоря: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь (то есть сегодня) вам венцы готовятся».

Сегодня в Церковь нашу приходит много людей, которые еще вчера сами жили современной языческой жизнью. Найдя подлинное сокровище – истинного Бога, они со всей искренностью бросаются к своим родным и близким с желанием, немедленно изменить их жизни, чтобы и столь дорогие им люди обрели Спасение. А в ответ часто встречают от этих близких, дорогих им людей самый резкий отпор, вплоть до побоев и обещаний сумасшедших домов.

И тогда уныние и отчаяние поселяются в домах и головах таких «ревностных» не по разуму новообращенных христиан. А происходит это потому, что они не знали простые слова великого святого Серафима Саровского: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя…».

Стяжать Дух, что это? Можно ли оскорбить БОГА?

Атеисту. Стяжать Дух, что это? Можно ли оскорбить БОГА?

= “Цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Божиего” Ну, стяжание оно движение модное во все времена было. Вот уже и до Духа Божьего добрались и стяжать его хотят. “вот это-то и есть тот самый грех, которым оскорбил ты Всетворца Бога!”А что это за грех? По моим убеждениям смертному невозможно оскорбить Бога. Как-то это совсем написано без признаков разумения очевидного. = (Н.К.)

1. Ув. Н.К., видимо, вам известно только одно значение слова «стяжать». В таких случаях очень полезно чаще заглядывать в словари, чтобы расширить свои познания и не делать опрометчивых и нелепых выводов. «Стяжать» – старинное слово, а не =модное течение= и не =вот уже добрались=, как Вы тут невпопад заявляете.

Слово Стяжать в словаре Даля
стяжавати церк., снискивать, приобретать, добывать (стягать). Аще стяжеша друга, во искушении стяжа его. (Сир.) Сей убо стяжа село от мзды неправедные, (Деян). Стяжать славу, любовь, дружбу. Стяжать венец первенства. | Блюсти, хранить, содержать. Стяжанье ср. об. дейст, по глаг. | Именье, имущество, богатство, собственность, скарб, все приобретенное и добытое. Неправедное стяжанье – огонь. Всякое стяжанье – благо, приказн. Церковное стяжанье (Святого Духа) – Божье. Воровское стяжанье впрок не пойдет. Стяжатель, -ница, стяжавший что-либо; приобретатель, наживатель, добыватель: | собиратель, копитель и | обладатель. -тельный человек, добычливый и бережливый, скопляющий состоянье; | корыстный, жадный, падкий на стяжанье.

Слово Стяжать в словаре Ожегова
СТЯЖАТЬ, -аю, -аешь; сов., что (высок.). Приобрести, достигнуть чего-н. С. себе любовь окружающих. С. славу.

Слово Стяжать в словаре Д.Н. Ушакова
СТЯЖА;ТЬ, стяжаю, стяжаешь, •совер. и •несовер., что (•книж. •ритор. ). Приобрести (приобретать), снискать (снискивать). «Стяжать венок от вас не мечу.» Тютчев. «Стократ блажен, когда я мог стяжать стихом хотя одну слезу участья.» Фет. Стяжать славу. Стяжать любовь. «Не даром он стяжал известность.» Вяземский.

Слово Стяжать в словаре Синонимов
доставать, получать; заслуживать, завоевывать, приобретать, заслужить, завоевать, приобрести, снискать, раздобыть, снискивать, обретать

Таким образом, слово “стяжать Духа”, в соответствие со всеми словарями не несёт тот негативный смысл, какой Вы, ув. Н.К., безуспешно пытаетесь ему приписать.
Напротив, стяжание (обретение) благодати Святого Духа – важнейшая цель, которую поставил перед людьми БОГ, для достижения ими Святости и оБОжения.

И ещё об употреблении слова “стяжать” в Библии:

«Для чего, Боже, отринул нас навсегда? возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей? Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал(!) издревле, искупил в жезл достояния Твоего, – эту гору Сион, на которой Ты веселился.» (Пс.73, 1-2)

Обратите внимание: “. Ты (БОГ) стяжал. “. Однозначно, употребление слова “стяжал” в Православиии не может иметь негативного значения.

Если бы атеисты читали Священное Писание в толковании Святых Отцов, то не было бы у них трудностей в понимании и, якобы, «неразумностей» и в Библии, и в святоотеческой литературе, и в словах Серафима Саровского (в пересказе Мотовилова), которые приводит Н.К.:
«Истинная же цель нашей христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого Божиего», т.е. в обретении и преумножении благодати Святого Духа, и в возрастании в Святости и оБОжении.
О Святом Духе можно узнать много интересного в Богословии и у Святых Отцов.

Библия иноприродна и не понятна атеисту, а потому ему везде мерещатся противоречия. Воинствующий атеист в своём безумии по бесовскому внушению мнит, что он-то гораздо «умнее» Святых Пророков, Апостолов по Слову Святого Духа написавших Священное Писание. А потому непонятное в Библии (то есть всё) безбожник объявляет «неразумным», не осознавая, что «без признаков разумения» пребывает именно он, бесноватый атеист. Также и труды Святых Отцов он не понимает и не принимает, а они взаимосвязаны с Библией.

Читайте также:  Богадельня: значение слова и история, богадельни в Москве

2. Оскорбить БОГА – Абсолютный Беспредельный РАЗУМ, Вечный и Бесконечный, трансцендентный человеку, невозможно в том смысле, что всё человеческое безумие и злость возвращается на голову несчастного и глупого «оскорбителя», никак не достигая ТВОРЦА. ОН не доступен злу.

*Не плюйте в Небо, до него не долетит, но все плевки на голову плюющего падут!
Над глупостью его глумливо бесы ржут, кощунства грех как труп в душе его смердит,
и он, оплеванный, ничтожный, жалкий, падет как рухлядь на бесовской свалке.*

Из Священного Писания:

«Так рушился Иерусалим, и пал Иуда, потому что язык их и дела их – против Господа, оскорбительны для очей славы Его(БОГА)». (Ис 3:8)
Обличает пророк “язык и дела иудеев”, которые полны беззакония и поклонения идолам, что они “против Господа, оскорбительны для очей славы Его(БОГА)».

«Господь Бог Дух Святой касается нашей совести и скажет нам священно-тайно: вот это-то и есть тот самый грех, которым оскорбил ты Всетворца Бога!»
Итак, БОГ не доступен злу и никакому оскорблению. Но ответственности с человека за совершенное зло (кощунство, идолопоклонство и любой другой грех) это не снимает.

Если же между БОГОМ и человеком существуют отношения как между ОТЦОМ и сыном, то сын свой грех ощущает как оскорбление ОТЦА, и любя ЕГО, всячески старается этого не допускать.

Ув. атеисты! Для вашего же блага, либо читайте Библию в толковании Святых Отцов, либо вообще не читайте, не мучайтесь напрасно. Ибо буква убивает, а Дух животворит (2 Кор 3,6). Но Его вы не имеете, не обрели (не стяжали))). Можно начинать с простейших «детских» книжек о вере, а потом обратиться к Новому Завету в толковании богословов и Святых Отцов, к святоотеческой литературе, лишь потом к книгам Ветхого Завета. Но знать или хотя бы познакомиться необходимо и с тем, и с другим. И это можно сделать на сайтах: Азбука веры, К Истине, Православие.ру и др. И тогда вы осознанно и со знанием дела сможете сделать выбор между атеизмом и верой или, по крайней мере, вести полемику, не допуская досадных ляпов и извращений смысла.
Успехов и Божией помощи!

Как стяжать состояние радости и благодать Духа Святаго (проповедь епископа Исилькульского и Русско-Полянского Феодосия на праздник преподобного Серафима Саровского)

Сегодня, братья и сестры, святая Церковь вспоминает подвиги одного из величайших угодников Божиих, который жил не очень давно по сравнению с другими преподобными отцами, преподобного Серафима Саровского чудотворца. Сегодня день его прославления. Это день, когда в 1903 году великий Император Николай II предложил и сам поучаствовал в канонизации и прославлении этого дивного угодника Божьего, преподобного Серафима, который известен не только в Сарове, не только по всей Руси, но и по всему миру. Нет, наверное, такого уголка в мире, где среди христиан не известно о подвигах и о великой благодати, которую стяжал преподобный Серафим Саровский. И храмы в честь него строятся до сих пор не только в России, но и далеко за ее пределами. Потому что никто так ясно, прямо и доступно не изъяснил нам, в чем заключается суть наших подвигов, нашей молитвы, нашей жизни, как преподобный Серафим Саровский, который сказал: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи».

Он учил всех приходящих к нему стяжать благодать Святаго Духа, и сказал, что в этом состоит вся мудрость богоугождения, чтобы посредством молитвы, поста, участия в богослужениях, посредством милостыни, соблюдения совести, исполнения заповедей Христовых, о которых мы читали в Евангелии за Божественной литургией, заповедей Нового Завета, в которых Господь сказал: блаженны нищие духом, потому что их есть Царство небесное, блаженны кроткие, потому что они наследуют землю, блаженны алчущие и жаждущие правды Христа, потому что они насытятся, блаженны милостивые, потому что они помилованны будут, блаженны миротворцы, блаженны чистые сердцем, блаженны вы будете, когда будут напрасно вас изгонять, напрасно будут на вас клеветать, будут вас всячески ущемлять ради Моего имени. И вот последняя десятая заповедь Нового Завета: радуйтесь и веселитесь, потому что мзда ваша многа на небесах, – эта заповедь есть как бы печать исполнения заповедей Божиих и достижения благодати. Мы знаем из жизни преподобного Серафима, что он радовался и всех людей приходящих к нему называл радостью. Он радовался о каждом человеке, который приходил к нему, потому что в нем была эта величайшая радость о Христе Иисусе, эта великая благодать, которую он стяжал посредством подвига. В Евангелии есть такие слова: делаешь в тайне, а Господь воздаст тебе явно, то есть даст благодать, и за результат тайных подвигов человека Господь воздаст явным авторитетом, почетом, явным сиянием радости Христовой в человеке.

Если мы почитаем житие преподобного Серафима, то в начале до того момента, когда Матерь Божия явилась ему и повелела утешать людей, это последние 5 лет его жизни, до этого момента он трудился, уединялся, искал Бога, он терпел часто недовольство братии, потому что к нему приходили люди, а братиям это не нравилось, он терпел различные невзгоды подвижнической жизни в лесу, терпел от разбойников, терпел от бесов различные страхования – вся жизнь была наполнена терпением, трудом, смирением, подвигом. И в конце Господь за это терпение, за смирение, которое он стяжал в подвиге, дает ему величайшую благодать, которую имели только древние отцы, когда Церковь только начала свое служение. И он говорит в своих поучениях, что каждому доступна эта благодать, каждому человеку Господь дает возможность получить эту благодать. Но каждый ли человек хочет сегодня потрудиться так, как трудился преподобный Серафим ради Христа?

Есть ли у нас сегодня такое постоянство в подвиге, есть ли у нас сегодня понуждение себя на подвиг терпения, на подвиг послушания, понуждение себя вставать рано для того, чтобы идти на правило? Вот это у нас не всегда бывает. Мы не постоянны. У нас бывают порывы, когда кажется, мы все бы сделали ради Бога, и тут же через какие-то несколько минут мы можем поменяться и сделаться совсем другими людьми. Сейчас мы готовы служить Богу до смерти, но через несколько мгновений у нас уходит это желание: мы что-то увидели, мы чем-то соблазнились, мы где-то призадумались, поменяли свои мысли, и нам не хватает этой благодати, уходит от нас эта воодушевленная радость, уходит от нас эта сила, умиление, сила утешения Святаго Духа. И мы готовы падать в различные грехи, мы готовы оставить подвиг, мы думаем, как бы вернуться обратно к началу своей греховной жизни. Поэтому святитель Феофан Затворник говорит, что важно не то, чтобы человек сильно горел, прямо полыхал пламенем пред Богом, а важно, чтобы он спокойно, тихо, но постоянно свою лампаду перед Богом возжигал, чтобы она светилась светом благодати.

Очень важно постоянство в подвиге, поэтому святые отцы и преподобный Серафим учили, что нужно брать подвиг соразмерно своим силам, но чтобы этот подвиг был постоянным. Не так, что сегодня 1000 поклонов, а завтра нежелание вставать на правило – это не подвиг, это глупость. А сегодняшний наш день тем более говорит нам о том, что мы не способны перенести подвиги с пользой для души, потому что, по словам апостола Иоанна Богослова, в последние времена будут люди самолюбивы, горды, напыщены, родителям и начальству непокорны, непримиримы, недружелюбны. Сегодня мы ощущаем это состояние внутри и вокруг себя. Но от нас ведь зависит, какое будет состояние внутри нас и вокруг нас, и не место отличат человека, а человек отличает место. Преподобный Серафим пошел в монастырь, как и все другие желающие угодить Богу, но он так жил и так светил своими трудами, своим подвигом, своим старанием, что до сих пор считается одним из самых сильных, самых благодатных старцев нашей Церкви.

Так вот, братия и сестры, сегодня, вспоминая подвиг Серафима Саровского, в Дивеевской обители множество архиереев, множество священников, множество народа, тысячи, десятки тысяч, преклоняют колена и просят преподобного, убогого Серафима, как он себя называл, помочь, чтобы он умолил Бога, чтобы Господь дал силы и постоянную память о Боге, о богоугождении, желание служить Богу. Несмотря на эту молитву, несмотря на это празднование, несмотря на то, что мы очень любим и почитаем преподобного Серафима, мы часто забываем, что жизнь проходит, и мы не применяем усилия, чтобы достигнуть этой благодати. Мы иногда можем жаловаться, что у нас все не совсем так, как хотелось бы. Хотелось бы, чтобы было благодатно, красиво, чтобы все друг друга любили, чтобы все друг друга уважали, чтобы было утешение, чтобы все радовались. А кто мешает? Один человек, который начнет перед Богом ходить, начнет молиться, он уже вокруг себя (внутри сначала, а потом и вокруг себя) атмосферу создаст. А если таких человек будет два или три, то там и будет обитель Святаго духа. Это может быть и в миру, и в центре какого-то базара, если будут такие люди, они создадут обитель там, и будут и работать, и пребывать в Боге. Но если человек не будет ставить себе целью служить Богу, предстоять перед Богом в молитве, то он может быть и в центре хорошей обители, благоустроенной, где молитва с утра до вечера идет, а сам он будет как черная головешка, как говорил преподобный Серафим. Он говорил, что монах, который не творит постоянной молитвы, это не монах, а черная головешка.

Можем ли мы сегодня с вами себя немножко исследовать и сказать: да, мы монахи, мы предстоим пред Богом в молитве непрестанно? Но мы можем сказать: мы еще не стяжали молитву, но мы бьемся за стяжание этой молитвы, мы воюем со своими страстями этой молитвой, мы стремимся достигнуть этого состояния, и это стремление, это желание уже привлекает благодать Божию, которая будет помогать, и мы сможем достичь результата.

Поэтому, дорогие братия и сестры, сегодня нужно поставить цель перед собой, научиться молиться, потому что молитва есть царица добродетелей. И куда приходит молитва, туда приходит и свита этой царицы – все остальные добродетели: туда приходит мир, кротость, смирение, послушание, почитание старших, самоукорение, радость. И вот эта радость от молитвы, которая объединяет в себе добродетели, это и есть предвкушение райской радости, вечной радости в будущем блаженстве.

Если мы не постараемся сегодня достигнуть хоть начального такого состояния, то откуда оно возьмется у нас в вечности? Кто нам просто возьмет и даст? Этого не будет. Потому что в жизни земной человек все, что хочет, делает для себя и для других, он все, что хочет, для своей души приобретает. Он покупает. Как говорится в Евангелии, спасение есть купля, человек отдает труды, отдает терпение, отдает подвиги, смирение, понуждение себя, и получает за это благодать. Когда он научится стяжать эту благодать, не терять, умножать в себе, тогда он постепенно заходит в область благодати, в область радости вечной.

Дай Бог, чтобы все мы, молитвами преподобного Серафима и всех святых, смогли бы каждый день помнить, что нам предстоит войти в эту область благодати, и для этого надо очень много потрудиться, надо понуждать себя ежеминутно, ежечасно, ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежегодно, каждую минуту своей жизни мы должны отдавать для того, чтобы стяжать благодать Святаго Духа. Если у нас будет такое желание, если будет просьба: Господи, помоги нам быть с тобой, помоги нам молиться, будь всегда с нами, – вот тогда Господь и будет. Потому что Бог не насилует волю человека, но к каждому, кто откроет дверь, как говорит Господь в Евангелии, Я войду и обитель у него сотворю, и буду вечерять с ним, буду общаться и питать эту душу духовной пищей благодати. Да будет это с каждым из нас! Дай Бог, чтобы мы милостью Божией, трудами, и стараниями достигли этого состояния радости, состояния благодати, которые Господь готов каждому из нас дать, и чтобы мы открыли для Него свои сердца. С праздником.

Что значит «стяжать мирный дух»?

Что значит «стяжать мирный дух»?

Стяжание — все равно что приобретение. Ведь вы разумеете, что значит стяжание денег? Так все равно и стяжание Святаго Духа.

Читайте также:  Что такое кощунство и кощунник: значение слов в православии, их применение

Он говорил, что все святые, которых прославляет Церковь Христова, оставили нам, по своем успении, жизнь свою, как пример для подражания, и что все они были нам подобострастны, но исполнением в точности, от всей души, заповедей Христовых достигли совершенства и спасения, обрели благодать и сподобились разнообразных даров Духа Святаго. Исполнение же заповедей Христовых для каждого христианина есть бремя легкое, как сказал Сам Спаситель наш, только нужно всегда иметь в уме и на устах «Молитву Иисусову», а пред очами представлять жизнь и страдания Господа нашего Иисуса Христа, который из любви к роду человеческому пострадал до смерти крестной. В то же время нужно очищать совесть исповеданием грехов своих и приобщением Пречистых Таин Тела и Крови Христовой. Такою усладительною беседою старец неприметно приготовлял меня к чему-то высокому.

И после всего сказанного он отечески обнял меня и сказал: «Радость моя! Молю тебя, стяжи мирный дух!» И тут же начал объяснять стяжание мирного духа. По словам его, это значит привести себя в такое состояние, чтобы дух наш ничем не возмущался. Надобно быть подобно мертвому или совершенно глухому и слепому при всех скорбях, клеветах, поношениях и гонениях, которые неминуемо приходят ко всем, желающим идти спасительными стезями Христовыми. Ибо многими скорбями подобает нам внити в Царство Небесное.

Для того же, чтобы дать духу нашему свободу возноситься туда и питаться от сладчайшей беседы с Господом, нужно смирять себя непрестанным бдением, молитвою и памятованием Господа. «Я, убогий Серафим, для сего прохожу Евангелие ежедневно: в понедельник читаю от Матфея, с начала до конца; во вторник — от Марка; в среду — от Луки; в четверток — от Иоанна; в последние же дни разделяю Деяния и Послания Апостольские; и ни одного дня не пропускаю, чтобы не прочитать Евангелие и Апостола дневного и святому. Через это не только душа моя, но и все тело услаждается и оживотворяется оттого, что я беседую с Господом, содержу в памяти моей жизнь и страдания Его и день и ночь славословлю, хвалю и благодарю Искупителя моего за все Его милости, изливаемые к роду человеческому и ко мне недостойному»

И после этого старец снова сказал мне: «Радость моя! Молю тебя, стяжи мирный дух, и тогда тысяча душ спасется около тебя!»

Похожие главы из других книг:

Стяжать Бога соблюдением Его повелений

Стяжать Бога соблюдением Его повелений Я мучаюсь, терзаюсь, скорблю и горю нетерпением от желания постоянно видеть пред своими очами своих братьев и чад, но желание мое не исполняется[605]. Я знаю, что и вы со своей стороны испытываете то же самое и стремитесь ко мне, но дела

Что нужно для того, чтобы стяжать добродетель?

Что нужно для того, чтобы стяжать добродетель? Кто хочет стяжать добродетель, тот прежде должен возненавидеть противное ей зло. Итак, если ты хочешь иметь печаль о Боге и плач, должен возненавидеть суетные радости и смех. Хочешь ли иметь смирение? Возненавидь гордость.

2. «Спасение» — что это значит?

2. «Спасение» — что это значит? Настал воистину удивительный, шокирующий и, быть может, пугающий момент: мы будем вынуждены пересмотреть смысл понятия «спасение».Слово «спасение» подавляющее большинство западных христиан понимает достаточно однозначно: «отправиться на

Что значит «зуб за зуб»?

Что значит «зуб за зуб»? Если мы сравним Ветхий Завет с другими законодательными текстами древнего Ближнего Востока, то увидим еще больше отличий. Да, все они строились на пресловутом принципе талиона: «глаз за глаз, зуб за зуб», то есть преступник должен потерпеть такой

Что следует стяжать

Что следует стяжать Каждый человек склонен делать ошибки, не осознавая их. Каким бы ярким ни был огонь или свет, все равно от них будет исходить дым. Так и здесь, какие бы хорошие поступки ни совершал человек, в них будет присутствовать какая-то доля зла. И надо прилагать

Мирный договор между Авраамом и Авимелехом

Мирный договор между Авраамом и Авимелехом 22 В ту пору Авимелех, царь Герара, вместе с Пихолом, своим военачальником, пришел навестить Авраама. «По всему видно, — сказал он Аврааму, — с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь. 23 Так поклянись же здесь мне Богом, что ты никогда

41. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; 42. и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр).

41. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; 42. и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр). Удалившись из дома, где пребывал Иисус, Андрей первый

42. О том, что воздержание должно держать во всем, чтоб не одни телесные стяжать добродтели, но и те, кои очищают внутреннего человека

42. О том, что воздержание должно держать во всем, чтоб не одни телесные стяжать добродтели, но и те, кои очищают внутреннего человека Воздержание есть принадлежность всех добродетелей; почему подвизающийся должен от всего воздерживаться (1 Кор. 9, 25). Как, когда отнят будет

Проповедь предопределения не препятствует призыву стяжать дары Божии

Проповедь предопределения не препятствует призыву стяжать дары Божии 45. Ведь не побуждают же те, ради кого мы это говорим, те, кто восклицают, будто проповедь предопределения и благодати препятствует побуждению, лишь к тем дарам, которые, по их мнению, не от Бога даруются,

Нам надо стяжать внутреннее безмолвие

Нам надо стяжать внутреннее безмолвие Задача в том, чтобы человек из всего извлекал пользу для духовной борьбы. Нужно постараться стяжать внутреннее безмолвие. Включая в работу правый помысл, надо извлечь пользу и из шума. Самое основное — правильное отношение к

Нам надо стяжать доброе попечение

Нам надо стяжать доброе попечение Прежде всего, нам надо искать Царствия Небесного. Это должно быть нашим попечением, а все остальное нам приложится[156]. Если человек забывается в этой жизни, то он теряет данное ему время, тратит его впустую. Если он не забывается и

СТЯЖИ МИРНЫЙ ДУХ

СТЯЖИ МИРНЫЙ ДУХ Радость моя, молю тебя, стяжи мирный дух! – сказал о.Серафим иноку и тут же начал объяснять, что значит стяжание мирного духа. Это значит привести себя в такое состояние, чтобы дух наш ничем не возмущался. Надобно быть подобно мертвому или совершенно глухому

ВЕГЕТАРИАНСТВО И МИРНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

ВЕГЕТАРИАНСТВО И МИРНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ То, что вегетарианство всегда было широко распространено в Индии, явствует из первых ведических текстов. Это подтверждает также наблюдение древнего путешественника Мегасфена и китайского монаха-буддиста Фахсина, который в V столетии

Приложение № 1 Повесть Временных лет Фрагмент Русско-греческий мирный договор 912 г. (Подготовка текста О.В. Творогова, пер. Д.С. Лихачева). Воспр. по «Памятники литературы Древней Руси». М.: Х-Л, 1978. – с. 47–53.

Приложение № 1 Повесть Временных лет Фрагмент Русско-греческий мирный договор 912 г. (Подготовка текста О.В. Творогова, пер. Д.С. Лихачева). Воспр. по «Памятники литературы Древней Руси». М.: Х-Л, 1978. – с. 47–53. В год 6420 (912). Каковы суть главы договора, относительно которых

Глава двадцать первая МИРНЫЙ ПОХОД В КОРСУНЬ

Глава двадцать первая МИРНЫЙ ПОХОД В КОРСУНЬ Лед прошел, и дружина под водительством князя Дира на сорока кораблях отправляется в Корсунь – встречать вероучителей. Каждому понятно: чтобы привезти двоих или троих греков, вовсе не нужно столько кораблей и воинов, даже на

О невозможности мирянину стяжания духа святаго 3

Ну, если стяжание духа святаго. и как бы говорится: чтобы приобрести, надо быть как минимум Серафимом Саровским, а вот просто мирской человек? Ведь например он прочитал книгу духовную, ну какую-то, которая тебя задела, – и какое-то чувство у тебя появилось. значит это тоже касается тебя дух святой, в какой-то степени ты его приобретаешь. При молитве. Может? Какая-то степень есть здесь? Маленькая пусть какая-то, небольшая. Владимир Мономах в письме своим детям написал, что любовь и бдение (или: рвение?) и молитва способны на дела добрые. Тоже для мирских людей. Значит это тоже будет какой-то уровень (или: делами добрыми?) как вот стяжания духа святаго?

Вы знаете, любая терминология – она условна. Условна. Любая терминология. Дело в том, что. есть хорошая русская пословица: “без Бога – не до порога”. Бог есть. давайте немножко пофилософствуем, Бог есть то бытие и сознание. помните как спорили: “бытие или сознание первично?”. так? ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ КОТОРОМУ всё существует. Вот я вам приводил слова Григория Паламы: “Бог есть и называется природой всего существующего”. “сущего” – как там сказано. “и ВСЁ существует ЛИШЬ ПОСТОЛЬКУ, ПОСКОЛЬКУ причастно Богу”. Вы слышите какие интересные вещи? Т.е. и сам Сатана существует ЛИШЬ ПОСТОЛЬКУ, ПОСКОЛЬКУ причастен Богу. Вы слышите какие страшные вещи? И это так. Есть то, что на богословском языке мы могли бы назвать “бытийственная благодать”. Т.е. действие Божие, которое удерживает бытие всех тварей. Благодаря чему они существуют, а не исчезают, не рассыпаются в прах. Где-то у Филарета Московского есть такая фраза: “Человек – это существо, которое висит над БЕЗДНОЙ СВОЕГО НЕБЫТИЯ”. Т.е. он создан из небытия, он висит над бездной своего небытия. Так вот. в Деяниях апостолов написано: “Мы Им живём, и движемся, и существуем”. Опять о чём идёт речь? Опять о причастности Богу.

Так вот, причастность Богу может носить разный характер. Знаете, есть линии некие плавные, а есть ступени. Так вот когда Серафим Соровский говорит о стяжании духа святого, то он говорит об определённой ступени. Ступени. Не просто плавное развитие, а ступень. Ступень. Эта ступень у человека тогда имеет место, т.е. он восходит на эту ступень, тогда когда он. ну, выполняет целый ряд, ну, грубо скажу, условий. Т.е. когда он ведёт совершенно определённую духовную жизнь. Когда человек достигает определённой ступени смирения. Смирение, которое достигается через познание себя. Это происходит независимо от человека. Причём это есть акт. вот этот, стяжание духа святого, – это есть акт, который происходит в человеке неожиданно для него. Помимо его сознания. Помимо каких-то его, знаете, вот таких специальных, что ли сказать, усилий “вот чтоб дух святой в него там вселился”. Ничего подобного. Но это есть акт, как пишут святые отцы. Т.е. это не просто плавное.

Мы находимся в состоянии каком? О котором пишет например Макарий Египетский: мы находимся в состоянии ПОСТОЯННОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ, ПЕРЕМЕНЧИВОСТИ. Только Бог абсолютно постоянен, мы все постоянно меняемся. И это изменение происходит в зависимости от того. ну, как мы самоопределяем себя в нашей вот этой жизни. В зависимости от этого. Об этом хорошо пишет Антоний Великий например, когда говорит: “Когда мы стараемся исполнять Его заповеди и каемся в нарушении их, то мы соединяемся с духом Божиим. Когда же мы напротив: живём противоположным образом, то мы соединяемся с ДЕМОНАМИ-ГУБИТЕЛЯМИ, – вы слышите?, – с демонами-губителями, которые причиняют нам зло и страдание. И опять, если вновь мы каемся, тогда опять они отступают тогда от нас, и мы вновь соединяемся с Богом”. И наша жизнь идёт вот так, эта жизнь идёт. Дай Бог, что бы она вела нас только к познанию себя. Стяжание же духа святого, о котором говорит Серафим Соровский, – это есть определённый совершающийся с человеком акт. На определённом – опять я говорю “определённом”, для нас с вами всё это не определённо – но НА ОПРЕДЕЛЁННОМ УРОВНЕ духовного развития человека. А мы все – да. Мы – больше-меньше. То с демонами-губителями соединяемся, то каясь вновь от них отходим, соединяемся с Богом, который есть любовь. И так у нас это идёт. Вот так. А стяжание – это особый акт.

Но что-то происходит все равно и с простым человеком. Вот он читал книгу.

Нет-нет, ЭТОТ акт – нет.

Нет, а вот в этот момент например человек почувствовал что он действительно там недостоиным себя там, плохим там, покаяние в этот момент. Что-то происходит же с ним?

Это происходит приобщение к благодати божией. Но это не стяжание духа святого. Это разные вещи. У нас может быть и умиление, и сокрушение даже, и слёзы, и раскаяние. Когда мы можем приобрести даже умиротворённое состояние. Особенно после причащения, как человек подчас. даже заметно как меняется человек. Это даже заметно прямо, как меняется. Вот. Это всё НЕ ТО. Это всё ПРЕДшествует этому акту. Но не самый этот акт. Это нечто совсем другое.

Читайте также:  Архиерей в православной церкви: как к священнику обращаться?

Т.е. эта как бы цель для нас недостижима?

Находящимся в миру – да, для нас недостижима. Находящимся в наших условиях жизни – да, для нас это не достижимо. Это достижимо ТОЛЬКО в особых условиях. Вот в этих оазисах, в этих оранжереях, которыми по замыслу и было монашество с начала его существования. Ещё раз повторяю: возможно это только в условиях ОТРЕЧЕНИЯ ОТ МИРА. Отречения от всех связей, насколько это возможно. Полного отречения. Потому что без особого подвига молитвы, ОСОБОГО подвига молитвы, который постепенно очищает человека, без внимания себе, вне какой-либо рассеянности – приобрести ВОТ ЭТО невозможно.

А вот такие святые как благоверные князья, там Дмитрий Донской?

Нет конечно. Святые – это МЫ определяем, наша земная церковь. А степень их святости у Бога мы никогда не знаем. Дело в том, что наши оценки, когда мы канонизируем кого-то, совсем не означают, что канонизированный – уже это стяжал духа святого божия. Кстати, это удел только ПРЕПОДОБНЫХ. Т.е. из тех монашествующих, лучше сказать может быть даже, отшельников, затворников, уединёнников. Это редких немногих монашествующих людей, которые достигали этой ОЧЕНЬ высокой степени духовного развития. Большинство же канонизированных совсем этим не обладали. Совсем не обладали этим.

Алексей Ильич, а может быть в этом и есть проблема, которую мы сегодня пытаемся обсудить? Потому что ведь на одну книгу Валабаева, православного предпринимателя, сущестуют сотни и десятки сотен книг Преподобных. И может быть когда-то такой синдром неофита проявлется: приходит человек в церковь, попадает ему Макарий Египетский, он видит, говорит: “Хочу ТАК”. Дальше приходит на работу, говорит: “ТАК не получается. Значит не могу быть христьянином”. И дальше вот это очень опасная ситуация, потому что. Может быть так вот? Как Вы думаете?

Очень возможно. Этот Александр Малышев, я думаю, что он очень высокую планку. увидел христианство очень высоко и недоступно стоящим для обычного человека. И наверно забыл о том, что первый в рай вошёл разбойник. Разбойник! Это пожалуй похуже. не знаю кого и чего.

Какую-то степень смирения обрёл же в этот момент, когда он покаялся на кресте, правильно? Значит он уже тоже какой-то. приблизился к Богу?

Ну да, конечно. И я думаю, что его предшествующая жизнь – она была таковой, что он СМОГ вот в этот, так сказать, я бы сказал, ну, момент критический, СМОГ обратиться к Богу. Другой – не обратился. Значит ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ ЖИЗНЬ была его соотвествующей этому акту. Вот в чём дело-то. Всё так просто не бывает. Это совершенно неразумная вещь когда говорят: сейчас поживу, а потом покаюсь. Ничего подобного. Покаяние, если хотите, это тоже является плодом сознательных человеческих усилий. Сознательного отношения к жизни. Хочу повторить: тот кто не помнит о том, что его эта жизнь кончится, тот по-моему НЕ МОЖЕТ здраво ни жить, ни по-христиански поступать и ни добиться чего-либо серьёзного и важного.

«Стяжание Духа Святого начинается уже здесь, на земле»

1 августа – день памяти и 110-летие канонизации одного из самых почитаемых русских святых – преподобного Серафима Саровского. Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин, 19 июля 1754 (или 1759), Курск – 2 января 1833, Саровский монастырь) – иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II.
Сегодня мы публикуем отрывок из проповеди доктора богословия, историка церкви, протопресвитера Виталия Борового о преподобном Серафиме Саровском, произнесенной в Богоявленском соборе г. Москвы на вечерне в Неделю перед Богоявлением (15 января 1978).

Дорогие братья и сестры! …воцерковление, это освящение, эта христианизация всей жизни данной культуры, данного общества, данной страны, народа и государства, никогда не удается, если не бывает связано с преображением, изменением, освящением, воцерковлением, христианизацией каждой отдельной личности человеческой, каждого отдельного человека.

В этом и есть трагедия исторического христианства, в том, что оно провозгласило высокие общественные идеалы – создание идеального христианского общества, идеальной христианской культуры – и вместе с тем не сумело преобразовать, воспитать, христианизировать каждого отдельно взятого христианина.

И поэтому христианство как общественная сила, образующая все человечество в единое святое христианское идеальное общество и культуру, в сущности говоря, не удалось. И оно трагически не удалось. Ибо оно не сумело скомбинировать, соединить два элемента: общественный идеал и личную святость. У нас всегда было так: или люди в личном порядке старались быть святыми, жить святой богоугодной жизнью, и тогда уходили от общественных идеалов, или люди предавались общественному идеалу и тогда забывали про личную святость. А вот примером такого призыва церковного, Христова зова к личной святости во имя общественных идеалов, к личной святости, которая является необходимым условием всякого христианского успеха в общественном делании, является преподобный Серафим Саровский.

Вот он был удивительным святым, святым, которого трудно даже представить, трудно даже живописать другим, потому что он, пройдя весь подвиг монашеского делания, все виды монашеского отшельничества – столпничество, затворничество, все виды христианской возвышенной совершенной устремленности к Богу, и потом – духовничество, когда он был открыт для советов, для воздействия на людей, пройдя все это, он всю свою жизнь был удивительно ровен, удивительно одинаков, несмотря на разнообразие его подвигов. Всегда он был необычайно благостный, необычайно ласковый, необычайно радостный, необычайно веселый. Это удивительно! Со всеми, с кем он говорил, к кому он обращался, у него не находилось других слов, как «радость моя»: «Христос воскресе, радость моя!» Всем он говорил: «Стяжи умиление» и молился перед иконой Божией Матери, которая называется «Умиление». А что такое умиление? Умиление, дорогие братья и сестры, – это такое чувство, которое, к сожалению, редко у нас бывает. Радость бывает часто, веселие бывает часто, а умиление. Умиление – это способность радоваться, ликовать, способность быть в необычайно благостном настроении тогда, когда нет основания к этому. Человек радуется, когда имеет причины для радости, человек веселится, когда случается что-то веселое. А умиление – это способность, это особенность души, когда человек постоянно радуется, постоянно благостен, постоянно как бы по-пасхальному настроен, тогда, когда нет оснований, когда видимых причин для этого нет, когда, наоборот, все видимые причины и обстоятельства жизни противоречат этому, толкают к горю, к отчаянию, к плачу, к раздражению, к гневу, – а человек способен умиляться.

Вот это – удивительная способность преподобного Серафима. И недаром он молился перед иконой «Умиление» и всегда говорил всем, часто повторял: «Радость моя, стяжи, т.е. приобрети, умиление». Или говорил также: «Стяжи мирный дух, стяжи умиление, – и тысячи вокруг тебя спасутся». Потому что умиление, этот мирный дух, это радостное восприятие даже несчастья, даже боли, даже безобразия, даже зла – это действует на других, как бы сообщается другим.

Я хочу, дорогие братья и сестры, вам прочитать один раздел из воспоминаний о прп. Серафиме, прочитать его собственные слова, потому что если я скажу вам, то у многих из вас возникнет сомнение, насколько верно я воспроизвел их. Ибо это будет звучать очень необычайно, а между тем, это прп. Серафим говорил. Он говорил: «Веселость – не грех, она отгоняет усталость. А от усталости ведь уныние бывает. А хуже уныния ничего нет. Оно все приводит с собой, уныние. Вот и я, как поступил в монастырь, на клиросе тоже бывало, и такой-то веселый был, радость моя». На клиросе был веселый, в монастыре! «Бывало, как приду на клирос-то, братия устанут, ну, уныние и нападет на них. А я и веселю их, они и усталости не чувствуют. Ведь дурное что говорить ли, делать ли – нехорошо. А в храме Божием не подобает делать дурное. А сказать слово ласковое, приветливое, веселое слово, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда веселел, а не был бы унылый, – вовсе не грешно. Нет нам дороги унывать, потому что Христос все победил, Адама воскресил, Еву освободил, смерть умертвил!»

Это удивительные слова, дорогие братья и сестры, слова, которые показывают, что прп. Серафим имел этот первохристианский дух радости, постоянного веселия, постоянного умиления, постоянной ласковости. Оттого он и призывал всех стяжать это умиление, стяжать, приобрести эту радость, потому что этим приобретается самое важное, как он говорил, – стяжание Духа Святого. Вот, я прочитаю вам еще его собственные слова: «Молитва, пост, бдение и всяческие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель нашей христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого, Духа Божия. Добро, ради Христа делаемое, не только в жизни будущего века правду подательствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодати Святого Духа».

Дорогие братья и сестры, вот этот идеал, эту конечную цель выдвигал прп. Серафим перед каждым христианином, перед каждым человеком. Радость, ласковость, умиротворенность, одухотворенность, умиление, веселие, – с тем, чтобы стяжать Духа Святого. И при этом, он говорил, стяжание Духа Святого – это не там, на небе, где оно будет полным, а оно начинается уже здесь, на земле. Он звал людей к преображению уже здесь, на земле, к преображению, которое начинается в жизни каждого человека силою и действием Святого Духа. Тот теосис, то обожение, которое, по учению древневосточных отцов и учителей церкви, является целью, конечным итогом всякого человека, всякой человеческой святости, уподобление Богу – оно уже здесь начинается, уже в жизни каждого человека должно начинаться.

И мы знаем, как это проявлялось у прп. Серафима. Мы имеем записи Мотовилова, человека, который общался с прп. Серафимом много лет и был исцелен им, человека интеллигентного, знающего духовную жизнь, который дословно, доподлинно записал эти переживания. И Мотовилов записал нам, как он прошел с прп. Серафимом этот путь стяжания Святого Духа. Он не понимал, что это значит – «стяжание Святого Духа», в чем оно проявляется. И тогда прп. Серафим показал ему – взял его за плечи и сказал: «Что ты сейчас чувствуешь? Мы уже сейчас с тобой в Духе Святом!» И посмотрел Мотовилов на лицо прп. Серафима – и оно светится необычайно. И спрашивает Серафим: «Что ты у меня видишь?» – «Я вижу такой свет, который я не могу переносить». Спрашивает прп. Серафим: «А что ты сейчас чувствуешь?» (А это было зимой, был глубокий снег и мороз, они были в лесу). «Я чувствую, – он говорит, – необычайную умиротворенность, необычайный покой, тишину и радость в душе моей». И тогда прп. Серафим спрашивает: «А что ты еще чувствуешь?» И Мотовилов здесь описывает все те чувства преображения, которые были испытаны им, человеком, таким, как и мы, но вознесенным, благодаря прп. Серафиму, действием Святого Духа до этой степени обожения, до этого теосиса, до этого стяжания Святого Духа. И он описывает, что он чувствовал невыразимую сладость, невыразимую радость, теплоту невероятную. Тогда Серафим сказал: «Ну, как ты чувствуешь теплоту? Ведь кругом снег и мороз, и снег, который падает с неба, на нас не тает». «Да, но я чувствую себя так, как будто бы я в бане». Серафим и говорит: «Так вот, это и есть внутреннее стяжание Святого Духа, это Царство Божие среди нас». «Ну, а запах какой ты чувствуешь, такой, как в бане?» «Нет, такого запаха я не чувствовал еще в моей жизни. Он наполняет меня необычайной радостью и наслаждением». «Вот это и есть, – сказал он, – чувство стяжания Святого Духа».

Дорогие братья и сестры! Это, конечно, чрезвычайное переживание, исключительный, может быть, опыт, которым прп. Серафим показал Мотовилову, что значит стяжание Святого Духа. Но это и есть то, что является целью каждого из нас: через внутреннее преображение достичь вот этого стяжания Святого Духа.

Ссылка на основную публикацию