Мужеложство и мужеложцы с точки зрения православия и статей УК России
Мужеложство – один из терминов в русском языке, используемых для обозначения гомосексуальных контактов между мужчинами. В употребление термин был введён древнерусским церковным правом. На сегодняшний день термин «мужеложство» нередко используется в юридическом или религиозном контексте и часто имеет негативную оценку.
До XX века мировые религии (христианство, иудаизм, ислам) признавали гомосексуальные связи обоего пола грехом. Данную точку зрения олицетворяли в большинстве уголовных законодательств стран мира. Но уже в 2008 году была принята «Декларация ООН о сексуальной ориентации и гендерной принадлежности» [1] (Россия данную Декларацию не подписала). В это же время происходит либерализация в среде протестантских церквей. В 2009 году Церковь Швеции стала первой крупной национальной церковью, которая стала венчать людей одного пола. Однако по состоянию на декабрь 2008 года, когда была принята данная Декларация, гомосексуализм в 77 (по другим данным – в 86) странах преследовался законом, в восьми из которых за гомосексуальные отношения существует смертная казнь, а в девяти – пожизненное заключение. Но каков характер таких отношений конкретно для нашего государства?
Принято считать, что мужеложство было очень распространено на Руси, хотя и считалось серьёзным грехом. При этом оно не считалось уголовным преступлением. В традиционном русском законодательстве («Русская правда», Судебники) упоминание о мужеложстве отсутствовало. Впервые карательные меры против гомосексуальных сношений были введены в воинском уставе Петра I в 1706 году, которые распространялись исключительно на военнослужащих. После Петра I в военной среде вновь даны послабления в части гомосексуального поведения.
В 1832 году Николаем I было создано «Уложение о наказаниях» – первый свод уголовных законов Российской империи, который содержал в себе параграф 995, карающий за мужеложство, был введён и в уголовное законодательство Российской империи: наказание составляло до 5 лет ссылки в Сибирь. Начиная с 1890-х годов в России обсуждался вопрос об упразднении уголовного преследования за мужеложство в связи с распространившимся мнением, что гомосексуализм – это психическое заболевание, которое можно вылечить.
В 1902 году с развёрнутой аргументацией по поводу отмены уголовной ответственности за мужеложство выступил знаменитый русский юрист Владимир Набоков. На основе данных аргументов составлялось новое Уложение о наказаниях 1903 году, по которому за мужеложство наказание должно было быть значительно смягчено. Но из-за разросшегося вскоре в России революционного движения реформа законодательства так и не была проведена, и параграф 995 действовал вплоть до 1917 года, когда законы Российской империи в целом прекратили своё действие [3].
Принятый Уголовный кодекс РСФСР трактовал мужеложство как половое сношение мужчины с мужчиной [5], хотя в первых версиях уголовного законодательства РСФСР ответственность за мужеложство отсутствовала.
Уголовная ответственность за мужеложство была введена в советском уголовном праве в 1934. УК РСФСР (ст. 121) предусматривал два состава мужеложства: простой (половое добровольное сношение мужчины с мужчиной, которое наказывалось лишением свободы на срок до пяти лет) и квалифицированный (мужеложство, совершенное с применением физического насилия, угроз или в отношении несовершеннолетнего, либо с использованием зависимого положения потерпевшего; наказывалось лишением свободы на срок до восьми (ныне – до семи) лет) [2].
Анализ уголовных дел, возбужденных по ст. 121 УК, показывает, что 74 %, привлеченных к ответственности, лиц были осуждены по ч. 2 этой статьи. Из них совершили мужеложство с применением физического насилия – 20 %, с применением угроз – 8 %, в отношении несовершеннолетнего – 52 %, с использованием зависимого или беспомощного состояния потерпевшего – соответственно 2 % и 18 % [2].
Во время правления Леонида Брежнева некоторые из деятелей науки и медицины стали открыто выступать за отмену 121 статьи УК РСФСР.
В свою очередь, ныне действующий, Уголовный кодекс Российской Федерации не содержит отдельной статьи, посвящённой данному виду преступления. Ч. 1 ст. 121 была исключена из УК РСФСР 3 июня 1993 года. Мужеложство перестало быть составом преступления, но данное понятие до сих пор используется в статьях 132–134 УК РФ, которые рассматривают преступления, связанные с насильственными действиями сексуального характера, понуждению к действиям сексуального характера и действиями сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста [3], при этом не давая толкования данному понятию.
Отличия можно заметить в ст. 134 УК РФ. В то время как наибольшее наказание за добровольный гетеросексуальный контакт с лицом от 14 до 16 лет составляет четыре года лишения свободы (ч. 1 ст. 134 УК РФ), за подобные гомосексуальные контакты человека приговаривают к лишению свободы на срок до шести лет (ч. 2 ст. 134 УК РФ). Также стоит отметить разницу в возрасте между потерпевшей (потерпевшим) и подсудимым (подсудимой), составляющую менее четырёх лет, то за деяние по ч. 1 ст. 134 УК РФ наказание в виде лишения свободы не применяется. Это правило не распространяется на ч. 2 ст. 134 УК РФ, то есть на гомосексуальные контакты [4].
Весной 2002 думская фракция «Народный депутат» внесла на рассмотрение Думы законопроект о восстановлении уголовного наказания за мужеложство. При этом, согласно законопроекту, женская гомосексуальность состав преступления не образует. Однако, этот проект был отклонён 294 голосами против 58 [3]. Этот факт говорит о демократизации уголовного законодательства России и принятии западных правовых установок.
Половые контакты между мужчинами для русских людей всегда были проблемой религиозно-нравственной и педагогической, но не правовой. Исходя из этого, стоит рассмотреть положительные и отрицательные аспекты отмены статьи ст. 121 УК РСФСР «Мужеложство» и отсутствие данного состава в УК РФ. Во-первых, к положительным чертам можно отнести демократическую составляющую данного явления. Человек является высшей ценностью, его интересы охраняются законом, поэтому можно отметить демократическую основу.
Во-вторых, однополые браки, хотя не разрешены в нашей стране официально, имеют место быть в форме сожительства. Для полноценной семьи однополые пары берут детей из детских домом и приютов. Но из данного факта можно вывести и отрицательную сторону: осуждение в будущем со стороны общества может отрицательно сказаться на его отношении к самому себе и своей, так называемой, семье. Кроме того, возможно развитие многочисленных комплексов и формирование негативных черт характера.
В-третьих, можно стоит упомянуть о рождаемости и смертности. В некоторых регионах страны наблюдается увеличение уровня рождаемости, но в большинстве регионов смертность превышает уровня рождаемости. Однополые отношения не несут в себе ценности для общества в целом, так как основная функция (воспроизводство) не реализуется, а, следовательно, создаётся демографическая угроза.
Необходимо сказать и о религиозной составляющей. Понятие «мужеложство» было введено в письменный правовой обиход на Руси древнерусским церковным правом, которое под этим понятием понимало исключительно анально-генитальный контакт, то есть сексуальные взаимодействия мужчин с введением естественного полового члена одного партнёра в прямую кишку другого. Стоит отметить, что на Руси к данному явлению относились терпимее, чем на Западе – наказание за мужеложство колебалось от одного до семи лет, что не превышает сроков наказания за гетеросексуальные прегрешения. Кроме того, к юношам и неженатым мужчинам относились снисходительнее, чем к обручённым. Если же анального контакта не происходило, то однополые игры между мужчинами приравнивались к рукоблудию, которое наказывалось мягче. Совершенно отрицались церковью однополые браки, ссылаясь на происхождение человека от Адама и Евы как соединения мужского и женского начала для получения единого идеального целого, иначе быть не может.
Противники однополых отношений высказывают свою позицию, исходя из традиций, истории и религиозных норм, которые предусматривают половые отношения исключительно между мужчиной и женщиной. Также же указывается на роль и значение института семьи в обществе, где не может быть родителя №1 и №2. Кроме того, психологи отмечают, что дети, воспитанные однополыми родителями, более склонны к отклонениям, для них характерны различные психологические травмы.
Исходя из вышесказанного, мы делаем вывод, что мужеложство имеет всё же больше отрицательных сторон, нежели положительных. Тем не менее, на основе Конституции и принципов демократии добровольные однополые отношения между мужчинами (как и женщинами) в нашей стране разрешены.
Мужеложство и мужеложцы с точки зрения православия и статей УК России
В первых версиях уголовного законодательства РСФСР ответственность за гомосексуальность отсутствовала.
Как показывают новейшие архивные исследования [1] , инициатором введения уголовного преследования за мужеложство было ОГПУ. В сентябре 1933 года была проведена первая облава на лиц, подозреваемых в мужеложестве, в результате которой арестовано 130 человек, подозревавшихся в гомосексуальных связях. В докладной записке заместителя председателя ОГПУ Генриха Ягоды Сталину сообщалось о раскрытии нескольких групп в Москве и Ленинграде, которые занимались «созданием сети салонов, очагов, притонов, групп и других организованных формирований педерастов с дальнейшим превращением этих объединений в прямые шпионские ячейки… актив педерастов, используя кастовую замкнутость педерастических кругов в непосредственно контрреволюционных целях, политически разлагал разные общественные слои юношества, в частности рабочую молодежь, а также пытался проникнуть в армию и на флот» [2] . На документе Иосиф Сталин пометил: «Надо примерно наказать мерзавцев, а в законодательство ввести соответствующее руководящее постановление».
3 декабря 1933 года Ягода пишет в Кремль: «Ликвидируя за последнее время объединения педерастов в Москве и Ленинграде, ОГПУ установило:
- Существование салонов и притонов, где устраивались оргии.
- Педерасты занимались вербовкой и развращением совершенно здоровой молодежи, красноармейцев, краснофлотцев и отдельных вузовцев. Закона, по которому можно было бы преследовать педерастов в уголовном порядке, у нас нет. Полагал бы необходимым издать соответствующий закон об уголовной ответственности за педерастию».
Политбюро почти единогласно это предложение одобрило. С особым мнением выступил лишь Калинин, высказавшийся «против издания закона, а за осуждение во внесудебном порядке по линии ОГПУ». Тем не менее закон издали, но дела гомосексуалов стали рассматриваться ОГПУ тайно и «во внесудебном порядке», как политические преступления.
Одновременно с этим в советской прессе была развёрнута общественно-политическая кампания против гомосексуализма. Так, Максим Горький на первых полосах газет «Правда» и «Известия» 23 мая 1934 года в статье «Пролетарский гуманизм» называет гомосексуализм «социально преступным и наказуемым» и говорит, что «уже сложилась саркастическая поговорка: „Уничтожьте гомосексуализм — фашизм исчезнет!“». [3] В январе 1936 года Нарком юстиции Николай Крыленко заявляет, что «гомосексуализм — продукт морального разложения эксплуататорских классов, которые не знают, что делать». Доклад Наркома обосновывал целесообразность уголовного преследования за мужеложство, привлекая риторические приёмы гетеросексизма: «В нашей среде, господин хороший, тебе не место. В нашей среде, среде трудящихся, которые стоят на точке зрения нормальных отношений между полами, которые строят своё общество на здоровых принципах, нам господчиков этого рода не надо». [4] Позднее юристы и медики в СССР рассуждали о гомосексуализме как о проявлении «морального разложения буржуазии».
17 декабря 1933 года было опубликовано Постановление ВЦИК, ставшее 7 марта 1934 года законом (статья 154а Уголовного кодекса РСФСР, в позднейшей нумерации — статья 121), в соответствии с которыми введена уголовная ответственность за добровольные половые сношения мужчины с мужчиной. Вскоре эта норма вошла в уголовные кодексы всех советских республик.
Практика применения
В целом ряде судебных процессов и «чисток» советского аппарата в 1934—1935 гг. обвинения в шпионаже и контрреволюционном заговоре тесно переплетались с обвинениями в гомосексуальности, причем отличить первичные обвинения от вторичных весьма затруднительно. Например, дело заведующего протокольной частью Наркомата иностранных дел Д. Т. Флоринского (лето 1934 г.) позволило ОГПУ «очистить» Наркоминдел как от скрытых гомосексуалов, так и просто от неугодных дипломатов, назначенных при Г. В. Чичерине. Нарком внутренних дел Н. И. Ежов был казнён в апреле 1940 года, мужеложство было далеко не главным пунктом обвинительного заключения по его делу, но при этом одним из немногих, которые он признал.
По мнению канадского историка Дэна Хили, в 1970-е годы людей, своим поведением и взглядами неугодных власти, в ряде случаев считалось удобным и выигрышным осудить по 121-й антигомосексуальной статье Уголовного кодекса, которая стала использоваться как «упаковка» для борьбы с политическим инакомыслием [5] .
Количество осуждённых
Общее число осуждённых по данной статье точно неизвестно. В 1930—1980-х годах по ней ежегодно осуждались и отправлялись в тюрьмы и лагеря около 1000 мужчин. В конце 1980-х их число стало уменьшаться. По данным Министерства юстиции РФ, в 1989 году по статье 121 в России были приговорены 538, в 1990 — 497, в 1991 — 462, в первом полугодии 1992 года — 227 человек. [6] Согласно Дэну Хили, существующие максимальные оценки числа осуждённых по этой статье достигают 250 000. Ссылаясь на данные участников движения против гомофобии в России, он приводит число 60 000 в качестве более реалистичной, исходя из данных судимостей по годам (примерно 1000 человек в год, данные ГАРФ и ЦМАМ). Впрочем, он также соглашается с мнением Нила Маккенны, утверждающего, что точную цифру узнать вряд ли представляется возможным из-за отсутствия доступа к необходимым архивам [7] . На эти же цифры указывают Валерий Чалидзе (журнал «The Advocate» December 3, 1991) и Сергей Щербаков (Сборник материалов Конференции по сексуальным культурам Европы, Sexual Cultures in Europe, Амстердам, 1992).
Движение за отмену статьи
В период правления Леонида Брежнева ряд деятелей науки и медицины стали открыто выступать за отмену 121 статьи. Так, в учебнике уголовного права Михаила Шаргородского и Павла Осипова (1973 год) говорилось: «В советской юридической литературе ни разу не предпринималось попытки подвести прочную научную базу под уголовную ответственность за добровольное мужеложество, а единственный довод, который обычно приводится (моральная развращенность субъекта и нарушение им правил социалистической нравственности), нельзя признать состоятельным, так как отрицательные свойства личности не могут служить основанием для уголовной ответственности, а аморальность деяния недостаточна для объявления его преступным. … Существуют серьёзные сомнения в целесообразности сохранения уголовной ответственности за неквалифицированное мужеложество».
В 1979 году специалист в области половых преступлений профессор Алексей Игнатов направил руководству МВД СССР записку, в которой также обосновывал необходимость отмены 121 статьи.
На совещании учёных-сексологов социалистических стран в Лейпциге в 1981 году известный сексолог из ГДР Зигфрид Шнабль поднял вопрос о антигомосексуальном законодательстве и его недопустимости (на тот момент только в 2 странах соцлагеря в УК имелись подобные статьи — в республиках СССР и Румынии).
В 1982 году статью по этой теме безуспешно пытался опубликовать в журнале «Советское государство и право» известный советский сексолог Игорь Кон [8] .
Отмена статьи и последствия
Часть 1 статьи 121 была исключена из УК РСФСР 27 мая 1993 года [9] , мужеложство, как таковое, перестало быть составом преступления в России; но сохранилось как признак состава в стт. 132, 133, 134 нового УК РФ, принятого в 1996 г.
Данные статьи устанавливают ответственность за насильственные действия сексуального характера (ст. 132), понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133) и половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 134).
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2004 года, разъясняющего судам особенности применения статей 131 и 132 Уголовного кодекса РФ, под мужеложством понимаются сексуальные контакты между мужчинами [10] .
Следует при этом отметить, что санкция за вышеперечисленные преступления тождественна санкции за аналогичные преступления, сопряжённые с обычным гетеросексуальным половым актом, поэтому здесь нельзя говорить о какой-либо дискриминации. Различия носят формальный характер: законодатель счёл принципиальным разделить понятия «половой акт» — половое сношение между мужчиной и женщиной (одним из возможных последствий которого является зачатие ребёнка), и «иные действия сексуального характера».
Пострадавшие от 121 статьи не были официально признаны жертвами политических репрессий [11] , чего добиваются ряд правозащитных организаций [12] . Российская Сеть ЛГБТ-Организаций объявила 2009 год «Годом памяти геев и лесбиянок — жертв политических репрессий» [13] .
Как гомосексуалов в СССР почти 60 лет сажали в тюрьмы, зачем лесбиянкам делали операции по коррекции пола и кто в Ленинграде боролся против гомофобных законов
Антигомосексуальное законодательство существовало в Российской империи, Советском Союзе и в ранние годы Российской Федерации. Гомосексуалов сажали в тюрьмы, отправляли в психиатрические больницы и меняли им пол. Статью за «мужеложство» отменили лишь в 1993 году — ровно 25 лет назад.
Почему после революции 1917 года ненадолго декриминализировали гомосексуальные отношения из-за их «традиционности», как «активные» гомосексуалы выступали свидетелями в делах против «пассивных» и когда в Ленинграде появилась первая правозащитная ЛГБТ-группа? «Бумага» поговорила с социологом Александром Кондаковым, исследующим статью за «мужеложство» в СССР.
Александр Кондаков
Социолог, научный сотрудник Университета Хельсинки, руководитель Лаборатории исследований сексуальности
Как революция изменила антигомосексуальное законодательство царской России и почему советское общество оставалось гомофобным
За гомосексуальные отношения в России мужчин стали наказывать относительно недавно — в середине XIX века, когда было принято «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных». Это довольно поздно для европейских стран, среди которых антигомосексуальное законодательство существовало уже давно. В России гомосексуальность традиционно вообще не была серьезной проблемой.
До «Уложения» сексуальность регулировалась широким спектром правил: церковными предписаниями, нормами крестьянской общины, суждениями помещиков, военными уставами. Единого мнения по поводу гомосексуальности не существовало, многие из властных инстанций вообще никакого внимания этому вопросу не уделяли. Чаще всего гомосексуальность обозначалась словосочетанием «содомский грех», как в «Судебнике Ивана Грозного» 1551 года. Как показало исследование Марианны Муравьевой о правоприменении в средневековой России, под ним понимались практически любые половые контакты, отступающие от «миссионерской» позы — как гомосексуальные, так и гетеросексуальные. При этом и в Средние века, и в XIX веке за гомосексуальность осуждали редко, неохотно и без понимания, в чем заключается проблема.
После революции 1917 года статья за мужеложство была отменена, как и практически всё законодательство Российской Империи. На протяжении почти 20 лет гомосексуальные отношения открыто не преследовались. Однако непонятно, насколько это была осознанная политика.
С одной стороны, согласно исследованию Дана Хили, некоторые советские министры называли отмену этой статьи частью сексуальной революции и верным шагом на пути эмансипации, на который нужно равняться пролетариям других стран. Но говорили они это в основном на международной арене, когда ездили за рубеж.
С другой стороны, внутри Советского Союза дискуссия шла совершенно иначе: прежде всего, мужскую гомосексуальность связывали с традиционными ценностями [народов Азии, территории которых были в составе Российской империи] — в новом советском государстве традиции считались пережитками прошлого. Это было связано с тем, что на некоторых, особенно мусульманских, окраинах Советского Союза практиковались ритуалы, по форме квалифицируемые сегодня как «иные действия сексуального характера с лицами одного пола». Эта практика называлась «бача-бази» (когда мальчики допубертатного возраста исполняли эротические танцы и занимались сексом со взрослыми мужчинами за плату и дальнейшее покровительство — прим. «Бумаги»).
Если почитать советские газеты, то там гомосексуальность обсуждалась либо как отжившая традиция, либо в криминальных сводках, где обвиняемого пытались дискредитировать по совокупности «проступков»: якобы он не только убийца и вор, но еще и «гомосексуалист». Это показывает, что реального изменения отношения к гомосексуальности не произошло, несмотря на отмену уголовного преследования. Мужская гомосексуальность в то время ассоциировалась с чем-то плохим.
Исследователь Дан Хили также описывает, как в 1920-е годы велись попытки преследовать мужчин-гомосексуалов. Состоялось несколько громких заседаний в советских судах, в рамках которых к уголовной ответственности привлекались мужчины, устраивающие в Петрограде вечеринки. Чтобы их наказать, использовались уголовные статьи, не имеющие отношения к гомосексуальности — например, о контрр��волюционном заговоре.
Как Петроград стал гей-столицей СССР?
Рассказывает искусствовед Ольга Хорошилова, которая исследует историю травести-культуры
Как в СССР снова ввели уголовное наказание за мужскую гомосексуальность и зачем это было нужно
В 1934 году в Уголовный кодекс СССР ввели статью 154 о мужеложстве, в пункте «а» которой говорилось о запрете добровольных гомосексуальных отношений (наказание — от трех до пяти лет лишения свободы), а в пункте «б» — недобровольных (от пяти до восьми лет заключения). После реформы кодекса в 1960 году эта статья получила номер 121, а сроки немного изменились: за добровольные гомосексуальные отношения грозило до пяти лет лишения свободы. Нижняя граница срока лишения свободы не была указана. В будущем это позволяло судам выносить относительно мягкие приговоры.
Если рассматривать общие предпосылки криминализации, то можно сказать, что 1920-е годы были временем экспериментов, в том числе в праве, образовании и сексуальности, а 1930-е стали временем осознанных шагов назад и возвращения системы абсолютной централизованной власти, которая была и до революции.
Криминализация гомосексуальности не стала единственным таким шагом. Было еще и ужесточение политики разводов, запрет абортов. В это же время ученые перестают изучать гомосексуальность — им запрещают говорить об этом.
С момента введения статьи запустилась систематическая работа по уголовному преследованию гомосексуалов. Появилось и медикаментозное и психиатрическое «лечение» лесбиянок, а также некоторых мужчин.
При этом судили по 154-й, а впоследствии по 121-й статье только мужчин — женщин не могли уголовно преследовать из-за их сексуальности. Лесбийская любовь не считалась чем-то преступным, однако, конечно, эта тема была табуирована.
Что известно о судах за мужеложство в СССР и почему в основном судили лишь гомосексуалов в «пассивной» роли
Информации о делах против гомосексуалов практически нет в открытом доступе: до них легче добраться сотрудникам университетов МВД России, но они не очень хотят изучать эту тему. При этом, насколько я понимаю, верхних пределов [срока заключения] по этой статье советские суды никогда не давали.
По обрывкам дел, которые смогли получить российские историки, мы знаем, что по статье за мужеложство в основном преследовали тех мужчин, кто играл в сексуальных отношениях «пассивную» роль. Часто «активные» гомосексуалы выступали в судах свидетелями или заявителями. Деление на «активов» и «пассивов» отражает распространенные до сих пор предрассудки по поводу мужской гомосексуальности.
Часто гомосексуалы становились жертвами доносительства. Так как в Советском союзе избежать коллектива было сложно, свидетелями выступали соседи по коммунальной квартире или общежитию, товарищи по цеху.
Милиция реагировала не на все заявления о гомосексуальности. Часто они вели списки гомосексуальных мужчин, которых, шантажируя уголовным делом, заставляли быть информаторами. Если дело заводилось, то собирались обычные доказательства, согласно УПК: показания свидетелей, медицинские экспертизы (врачи искали остатки, например, спермы в теле человека).
Осужденные практически не оставили свидетельств о ходе дел против них. Одна из самых больших находок — это дневник певца Козина, который записал подробные воспоминания о колонии и колонии-поселении. Его музей-квартира находится в Магадане, где он умер в 1994 году. Но экспозиция не фокусируется на этой стороне жизни исполнителя.
Насколько известно из архивных исследований [профессора] Владимира Володина, после реформы статьи о мужеложстве в Уголовном кодексе 60-х годов ежегодно в СССР по ней осуждалось около тысячи человек. Пик обвинительных приговоров приходится на 1985 год, когда в лагеря отправили 1620 мужчин. К концу 1980-х это цифра снижается до 800–700 человек в год. Но так как дела закрыты, пока невозможно узнать точное количество осужденных.
Не имея доступа к делам, мы не можем говорить об обстоятельствах возбуждения дела. Например, интересно, насколько часто статья применялась к тем, кто уже отбывает наказание в тюрьме. Известно, что сотрудники колоний использовали статью 121 против заключенных, если считали, что те провинились в чем-то.
К тому же мы знаем, что статья использовалась против «идеологических врагов» СССР. Известно о нескольких громких делах, когда людей, которые, вполне возможно, не имели никакого отношения к гомосексуальным отношениям, осуждали по этой статье. Например, прежде всего по политическим мотивам осудили режиссера Сергея Параджанова и ленинградского историка Льва Клейна. О непубличных политзаключенных мы можем не знать.
Как петербуржец изменил мировую археологию, попал в тюрьму по делу о мужеложстве и вместе с коллегами создал Европейский университет
История 90-летнего ученого Льва Клейна
Как гомосексуалам меняли пол и почему лесбиянок отправляли в психиатрические больницы
В Советском союзе люди не обязательно шли в милицию, если замечали, что кто-то нарушает Уголовный кодекс. Это касалось и гомосексуальных отношений — человека могли отправить на товарищеский суд или партсобрание, где могли решить ничего не предпринимать, сделать выговор, лишить членства в партии или отправить в лечебницу.
Это, как показывает [социолог] Францеска Стелла, было особенно актуально для лесбиянок — психиатрическая больница была наиболее вероятным путем разрешения ситуации. В СССР для лечения женщин и немногих мужчин, которые тоже могли оказаться в психиатрической лечебнице, использовали электрошок и медикаментозные препараты.
[Американский профессор социологии, посещавшая СССР] Лори Эссиг выяснила, что уже в начале 1970-х годов некоторые врачи делали мужчинам и женщинам с гомосексуальной ориентацией операции по коррекции пола. В основном это исходило из теории о том, что если, например, у мужчины сексуальное желание направлено на мужчину, то он женщина. Таким образом советские врачи хотели «излечить» гомосексуалов. Для этого не обязательно нужно было решение суда — достаточно было обратиться за помощью и стать пациентом.
При коррекции пола в то время уже применялась соответствующая гормональная терапия, а также хирургическое вмешательство, то есть пластические операции на теле, в том числе на половых органах. Всё проходило официально. Финансировались такие операции из бюджета СССР.
Часть операций, конечно, касалась вовсе не гомосексуальных мужчин и женщин, а трансгендерных людей, желающих провести коррекцию пола.
Как в Петербурге поменять документы и найти работу с «чужим» паспортом
В трех монологах трансгендеров
Как в СССР вновь заговорили о гомосексуальности и как в Ленинграде возникла первая ЛГБТ-группа
С 1930-х годов тема гомосексуальности практически не обсуждалась. Нельзя было даже произносить такого слова — это могли делать только специально обученные люди в стенах кабинетов МВД или судебных залов.
Одной из первых улик, указывающих на то, что обсуждение гомосексуальности велось кулуарно, стало новое издание Большой советской энциклопедии в 1970-х годах. В ней появилось сразу два слова, касающиеся этого вопроса, — это «мужеложство» и «гомосексуализм». Под мужеложством понималось уголовно преследуемое «половое извращение, заключающееся в половых сношениях мужчины с мужчиной; обычно при гомосексуализме, реже — ситуационные». А под «гомосексуализмом» — медицинская сторона того же самого феномена.
Можно сказать, что это выражение какого-то плюрализма мнений. И действительно, известно, что в это время ленинградские юристы готовили проект по декриминализации «мужеложства». В итоге эта идея была не утверждена и забыта — хотя не до конца известно, почему именно.
В журнале «Огонек» после долгого молчания в 1970-е годы тоже неожиданно появляется несколько материалов, посвященных сексуальности и ЛГБТ. Они описывают гомосексуальность с негативной точки зрения, но, благодаря им, завеса молчания еще больше приоткрылась.
После вступления в силу новой политики гласности [после 1986 года] вопрос гомосексуальности начинает активно обсуждаться, хотя эти обсуждения часто связаны с начинающейся в то же время эпидемией ВИЧ. К концу 1980-х годов о гомосексуальности высказываются уже по-разному, хотя в основном в негативном ключе.
В это же время в РСФСР возникли первые инициативные ЛГБТ-группы. В Ленинграде была одна из самых известных организаций — группа «Крылья», которая активно, насколько это было возможно, противостояла криминализации мужской гомосексуальности. Активисты вели переписку с людьми, которые прошли через тюрьму по 121-й статье, лоббировали отмену статьи через знакомых из политбюро и в итоге добились регистрации своей организации в 1991 году.
Тогда же, в начале 1990-х годов, в СССР прошли первые конференции на тему здоровья для мужчин-геев, построенные вокруг проблемы ВИЧ. Первая состоялась в Таллинне в 1990 году, а уже в следующем году — в Москве и Ленинграде. А потом Советский союз распался — но статья осталась в законодательстве России.
Как в России декриминализировали статью за мужеложство и что случилось с осужденными после этого
Большинство ученых, которые анализировали отмену статьи за мужеложство в России в мае 1993 года, склоняются к тому, что причиной стало вступление страны в международные организации. Например, для вступления в Совет Европы было четкое требование — декриминализация гомосексуальности.
Несмотря на то, что поправки были техническими, норма закрепилась в обществе — и статья за «мужеложство» не вернулась в УК, когда российское правительство стало активно отходить от европейских конвенций и мотивировать законотворчество политическими предлогами. Предложения вернуть в законодательство «мужеложство» и «лесбиянство» были — и продолжают поступать в Госдуму, но пока не находят поддержки.
Закон о запрете «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений» в 2013 году был принят как раз потому, что за 20 лет до этого, при декриминализации, отмена антигомосексуального законодательства не являлась прямым следствием понимания необходимости этого шага. Правительство тогда не было готово принять современное общество, и оно все еще не готово к этому.
Когда закон о «мужеложстве» был отменен, по первой части статьи — за добровольные гомосексуальные отношения — в 1993 году была амнистия и осужденных постепенно отпустили из мест заключения. Однако никто из них не был реабилитирован, то есть не признан неправомерно осужденным, им не полагаются какие-либо льготы или выплаты за перенесенные в тюрьмах страдания.
История развития ответственности за «Мужеложство» Текст научной статьи по специальности « Право»
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайцева Елена Александровна
В статье проведен исторический анализ российских уголовно-правовых норм об ответственности за мужеложство , начиная с древнерусского права до принятия УК РФ 1996 года. Автором выявлены основные тенденции развития законодательства в этой сфере.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зайцева Елена Александровна
Текст научной работы на тему «История развития ответственности за «Мужеложство»»
___________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ______________________________________
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА «МУЖЕЛОЖСТВО»
ЗАЙЦЕВА Елена Александровна
Аннотация: в статье проведен исторический анализ российских уголовно-правовых норм об ответственности за мужеложство, начиная с древнерусского права до принятия УК РФ 1996 года. Автором выявлены основные тенденции развития законодательства в этой сфере.
Ключевые слова: мужеложство, преступление, история, уголовная ответственность, наказания.
Одним из древнейших противоправных явлений в половой сфере является мужеложство. Вместе с тем, свое правовое выражение оно получило относительно недавно. Древнейшее законодательство налагало препятствия на всякие чрезмерные проявления половой страсти, однако мужеложство обошло стороной1.
Понятие «мужеложство» было введено в письменный правовой обиход на Руси церковным правом. Под ним понимался анально-гене-тальный контакт – мужское половое сношение, введение полового члена одного партнера в прямую кишку другого2. По утверждению А.В. Лохвицкого, мужеложство было очень распространено на Руси и считалось серьезным грехом, но не признавалось уголовным преступлением3. Половые контакты между мужчинами являлись религиозно-нравственной проблемой, а не правовой.
Так, в традиционном древнерусском законодательстве («Русской правде», грамотах и т.п.) о мужеложстве не упоминалось, впрочем, как и в Судебнике Иоанна 3 (1497 г.) и Судебнике Иоанна 4 (1550 г.).
Первые карательные меры против гомосексуальных сношений ввел Петр I. В 1706 году воинский устав предусматривал наказание за мужеложство и распространял его исключительно на военнослужащих. В Артикуле воинском имелась специальная глава 22, которая предусматривала ответственность за насильственное и добровольное мужеложство, а также совершенное начальством (квалифицирующий признак)4. Насильственное сношение каралось строже – смертью или вечной ссылкой на галеру. Это было связано с тем, что, по мнению Петра I, противоестественные половые отношения понижали боеспособность ар-
1 См.: Френкель Е.П. Половые преступления. М., 1926. С. 14.
2 См.: Дерягин Г.Б. Гомосексуализм, бисексуальность. 1934. С. 28.
3 См.: Лохвицкий А.В. Курс русского уголовного права. СПБ, 1867. С. 443.
4 См.: URL : http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/articul.htm (дата обращения: 10.11.2015).
мии5. Переняв европейский обычай, мужелож-ников изначально сжигали на костре, а в 1716 году заменили кару телесными наказаниями, а в случаях применения насилия – вечной ссылкой.
В «Уложении о наказаниях» 1832 года ответственность за мужеложство регламентировалась в параграфе 995. В качестве наказания предусматривалась ссылка в Сибирь на 5 лет, тогда как во многих Европейских странах подобная ответственность была отменена. Официального понятия мужеложства в законе не было. Состав деяния обозначался как «Изобличенный в противоестественном пороке мужеложства», однако «доктрина совершенно определенным образом остановилась на том взгляде, что мужеложство есть coitus per anum, совершаемый мужчиной над мужчиной же»6. Потерпевшим от преступления и его субъектом признавалось лицо мужского пола. Однако, Сенат толковал закон по иному. Он считал, что ст. 995 применима к противоестественному соитию мужчины с женщиной. Такое толкование вызывало возражения, и было отвергнуто комиссией, разрабатывающей проект нового уголовного уложения7.
Начало, положенное в наказуемости мужеложства уставами Петра I, сохранил и Свод Законов Российской империи 1842 года. Согласно его ст. 790 все изобличенные в мужеложстве наказывались плетьми, лишением всех прав состояния и ссылкой на поселение. За насильственное мужеложство устанавливались каторжные работы8.
В Уложении о наказаниях 1845 года данное деяние переместили в группу преступлений против общественной нравственности. Статья 995 гласила: «изобличенный в противоестественном пороке мужеложства подвергается за это: лишению всех прав и имущества и лишению свободы на время от 4 до 5 лет». Статья 996 содержала наказание за насильственное мужеложство, му-
5 См.: Люблинский П.Н. Преступления в области половых отношений. М., 1925. С. 34.
6 Люблинский П.Н. Преступления в области половых отношений. М., 1925. С. 53.
7 См.: Объяснения. Сенат. Т. 5. С. 588.
8 См.: Рахметов С.А. История развития законодательства об уголовной ответственности за развращение. М., 1979. С. 29.
________________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
желожство, совершенное над малолетними или слабоумными в виде лишения всех прав состояния и ссылкой на каторжные работы на время от 10 до 12 лет. Сенат расширил применение данных статей и предусмотрел наказание за единичные случаи мужеложства и устанавливающие привычку9 10 11 12.
Уголовное Уложение 1903 г. под мужеложством понимало анальное сношение и выделяло данное преступление в отдельную статью 516-«виновный в мужеложстве наказывается заключением в тюрьму на срок не ниже 3 месяцев» в случаях, если мужеложство учинено: с несовершеннолетними от 14 до 16 лет; с лицами, лишенными возможности понимать свойства и значение совершаемых над ними поступков; с лишенными возможности оказывать виновному сопротивление. Наказывались такие деяния заключением в исправительном доме на срок не ниже 3 лет. Мужеложство учиненное с ребенком, не достигшим 14 лет; с лицом, находившемся под властью или в подчинении виновного, принужденным или приведенным для того в бессознательное состояние самим насилующим или при его участии наказывалось каторгой сроком до 8 лет11.
Таким образом, в дореволюционной России уголовная ответственность за мужеложство то ужесточалась, то смягчалась, физические наказания постепенно сменялись лишением свободы, затем ссылкой, каторгой, заключением в тюрьму.
Иным образом обстояло дело в законодательстве РСФСР. Первые версии уголовного законодательства РСФСР не содержали ответственности за мужеложство. Ответственность за него была введена лишь в 1934 году. В УК РСФСР 1922 года вопросам половой свободы посвящалось 7 статей. Относительно мужеложства наука, а вслед за ней и законодатель отказались от кары, придерживаясь точки зрения о том, что совершение акта мужеложства с взрослыми ничьих прав не нарушает и последние вольны
проявлять свое половое чувство в любых фор-
УК РСФСР 1926 года13 * изначально не содержал ответственности за мужеложство. Она была введена в него постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 1 апреля 1934 года и регламентирована в ст. 154-а. При этом, в ч. 1 предусмат-
9 Костин Ю.В. Особенности развития уголовного права Российской империи в XIX в. // История государства и права. 2010. № 7. С. 22-25.
10 Рахметов С.А. Указ. соч. С. 35.
11 Люблинский П.Н. Преступления в области половых отношений. М., 1925. С. 55.
12 Роден Мэрибет. Сексуальные преступления и изнасилования. М., 1993. С. 70.
13 URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_
2135 (дата обращения: 10.11.2015).
ривалась ответственность за добровольное мужеложство, а в ч. 2 – за совершенное с использованием зависимого положения потерпевшего.
В конце 50-х годов увеличился рост сексуальных преступлений, в том числе и мужеложства. Советские законодатели были вынуждены придерживаться линии, рекомендованной КПСС и криминализировать как добровольное, так и насильственное мужеложство, давая понять капиталистическому миру, что в Советском государстве признаются только гетеросексуаль-
ные отношения между мужчиной и женщиной . Поэтому, в УК РСФСР 1960 года15, в первоначальной редакции, определял мужеложство как «половое сношение мужчины с мужчиной» и устанавливал ответственность как за добровольное вступление лиц в указанные отношения (ч. 1 ст. 121 УК), так и «совершенное с применением физического насилия, угроз, или в отношении несовершеннолетнего, либо с использованием зависимого положения потерпевшего» (ч. 2 ст. 121 УК).
В случае добровольного вступления в мужеложство ответственности подлежали оба лица. В иных, ситуациях, мужчина, являющийся потерпевшим, уголовной ответственности не подлежал16.
Принятие в 1993 году Конституции РФ потребовало приведения в соответствие с ней всего текущего законодательства, в связи с чем была декриминализирована ответственность за добровольное мужеложство.
В УК РФ 1996 года мужеложство было включено в число насильственных действий сексуального характера (ст. 132 УК РФ). Легального толкования оно не удостоилось. Весной 2002 года думская фракция «Народный депутат» внесла на рассмотрение Государственной Думы законопроект о восстановлении уголовной ответственности за добровольное мужеложство. Однако этот проект был отклонен 294 голосами против 58. На данный момент вопрос необходимости введения такой ответственности остается дискуссионным, впрочем, как и вопрос легализации понятия «мужеложства».
Историческое сравнение норм российского уголовного законодательства разных периодов позволяет утверждать, что исторически уголовная ответственность за мужеложство прошла множество этапов и подходов к ее основанию. УК РФ 1996 года четко определил границы доз-
14 Сафронов В.Н. Вопросы квалификации половых преступлений. Волгоград : 1994. С.89.
15 URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 2950/ (дата обращения: 10.11.2015).
16 Шаргородский М.С. Обзор и комментарии к УК РСФСР 1960 г. Ленинград. 1962. С. 76.
Грех Мужеложства на Руси: что это такое в православии
В современном мире свободных нравов многие греховные поступки и склонности являются общепринятыми и воспринимаются вполне нормально. Тем не менее, для православного человека нужно уметь ясно распознавать различные страсти и пороки, касающиеся личных отношений. Тут нужно рассмотреть такой феномен, как мужеложство — что это в понимании современного человека и предыдущих поколений.
Характеристика термина
Рассматриваемое слово «мужеложство» состоит из двух частей:
- муж – то есть мужчина;
- ложе – то есть кровать, там где отдыхают супруги.
Соответственно, не составляет труда понять что собой представляет мужеложство. Речь идет о сексуальном контакте двух людей одного пола.
Сегодня для обозначения этого понятия используется термин «гомосексуализм», который указывает на сексуальные отношения с представителем идентичного пола, то есть здесь не делается акцент только на мужчинах. Надо отметить, что такое понятие, как мужеложство, может быть синонимом однополых отношений, вне зависимости от пола участников.
Распространенным, наряду с мужеложством, является термин содомия, который появился благодаря городу Содому наряду с Гоморрой уничтоженному Господом. В этой истории из Ветхого Завета речь идет не только о мужеложстве, но и о разврате во всех смыслах. Обитатели этих городов полностью утратили собственные моральные ориентиры, потому были уничтожены.
Обратите внимание! Обличали мужеложство с ветхозаветных времен, причем люди не ожидали кары Божией, а сами вполне могли решить судьбу совершивших беззаконие, и решить весьма сурово.
В книге Левит о мужеложстве говорится следующее: «Если кто ляжет с мужчиной, как с женщиной, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них»
Согласно легенде, сейчас на месте, где когда-то стояли Содом и Гоморра, располагается Мертвое море. Оно является полностью безжизненным с тех самых времен и на видео выглядит как пространство полное запустения. Так может проявиться гнев Господа по отношению к грешникам.
Познавательно! Что считается смертным грехом в православии: список
Жители этих городов посягнули на основополагающие законы мироустройства и видели целью только собственное удовольствие, предаваясь мужеложству и прочим порокам. Фактически они восстали против Господа, поэтому содомией может называться вообще любое восстание и ненормальное дело, в частности, разврат. Только сейчас, говоря содомия, подразумевается, что это именно половые связи между мужчинами. К примеру, относительно недавно персонаж самой популярной комедии Грибоедова вполне мог восклицать «А! Бунт! Ну так и жду Содома!», подразумевая не мужеложство, а беспорядок и хаос.
Культурный контекст
На протяжении смены эпох гомосексуальные отношения или мужеложство по разному воспринимались в обществе. Где-то они не просто существовали легально, а даже воспевались, а где-то были полностью вытеснены не только физически, но и из общественного сознания. По своему значению мужеложство схоже с еще одним понятием — «педерастия».
Обратите внимание! Общеупотребительный термин «педерастия» появился от греческого pederasty, то есть «любовь к мальчикам».
Греки предпочитали юных представителей мужского пола и, более того, наделяли своих богов подобными склонностями и описывали в легендах свальные педерастические грехи на Олимпе.
Более того, любовь между мужчинами ценилась больше, так как отношения с женщиной считались возможными только для получения потомства. В свою очередь, мужчины друг с другом, скажем так, «сходились характерами» по причине более глубокой привязанности.
Интересно! Как исповедоваться в содомском грехе и что это
Такое государство, как Спарта, которое многим импонирует по причине мужественности его обитателей, известно похожей практикой. Молодых юношей после обучения воинскому искусству отдавали в наложники к взрослым воинам, которые, так сказать, прививали молодым спартанцам идею о безграничной любви к родине.
Безусловно, в православии подобные нравы выглядят дикими и легко объясняются присущему этим обществам язычеству, которое ведет за собой разнообразные заблуждения, в том числе и некоторую путаницу относительно использования собственных частей тела.
Стоит сказать, на Руси ко греху мужеложства относились довольно терпимо, хотя и не жаловали. Свидетельства о наличии такового были и в числе простых людей и знатных особ. К примеру, согласно некоторым источникам, сын Андрея Боголюбского Георгий, которого сосватали с царицей Тамарой, был не только алкоголиком, но и изменял супруге с ее слугами.
За мужеложство он был отослан обратно, а Тамара, как известно, вышла за более достойного супруга, с которым имела счастливую семью.
Важно! Грех чревоугодия в православии: что это такое
В целом, тема мужеложства не была особенно популярной и может даже не требоваться какая-то отдельная статья о делах этого характера на Руси.
Ситуацию легко обрисовать следующим образом:
- в «Русской Правде» (своде законов) было предусмотрено наказание за мужеложство;
- церковное наказание за мужеложство составляло от 1 до 7 лет особого послушания, в целом, не отличалось от наказания за блуд;
- при Петре Первом в России ввели указы об однополых отношениях и мужеложстве с суровыми наказаниями, впервые за много столетий;
- мужеложство в СССР относилось к преступной деятельности, в УК (то есть уголовном кодексе) существовала отдельная статья, которая грозила сроком до пяти лет;
- на данный период в России не предусмотрено наказания по уголовным статьям за сексуальные отношения между мужчинами или за мужеложство, но действуют законы о причинении сексуального насилия.
Отмеченное ранее мужеложство в СССР имело нередко разные трактовки. К примеру, где-то имелось в виду только насильственное действие с целью удовлетворения половой похоти. В других уголовных кодексах существовало наказание не только за мужеложство, но и за отношения по взаимному согласию.
Греховность склонности
Мир, созданный Господом, на столько разнообразен, что многое в нем «не снилось и нашим мудрецам», но при всем этом функционирует он разумно по определенным естественным нормам и законам, которые не требуют дополнительного разъяснения и стороннего вмешательства.
Примеров, о которых скажет Википедия, да и любой другой источник, множество:
- процессы дыхания или кровообращения практически сознательно не контролируются, однако, они непрестанно действуют нужным образом;
- живые существа всегда любят собственное потомство и заботятся о нем, такое поведение является естественным;
- представители разных полов имеют взаимное притяжение, об этом тоже не требуется дополнительно сообщать, чувства возникают естественно.
Конечно, есть и некоторые особенности уклада человеческого бытия, которые требуют дополнительного разъяснения. К примеру, дети рождаются неразумными, поэтому в православии есть заповедь о любви к собственным родителям. Ребенка нужно воспитывать таким образом, чтобы снабдить нужной степенью почтения к старшим, как известно, отсутствие воспитания развращает и создает аморальную личность.
Интересно!Значение слова мшелоимство и что это за грех в православии
Потребность в пище является нормальной, но иногда чрево может одержать верх над разумом. Поэтому есть предписания о контроле чревоугодия, нужно дополнительно разъяснять, что это грех и к чему ведет.
Следуя далее по намеченному рассуждению, мы видим полную естественность отношений между мужчиной и женщиной. Только какие-то отдельные аспекты могут требовать дополнительного контроля и разъяснений. При этом, если мы говорим о том чтобы двое мужчин использовали друг друга как женщину, то возникает явное противоречие самому естеству Божественного создания.
Люди, занимающиеся мужеложством, считаются неполноценными членами общества.
Мужеложец живет исключительно для себя, не может быть полезен своей стране, потому что:
- не может родить ребенка;
- создает «семью» (лучше, пожалуй, назвать такую форму отношений сожительством) без цели создания потомства;
- имеет отношения только с целью удовольствия, то есть впадает в блуд и разврат;
- искажает образ созданный Господом, действует, скажем так, не совсем по «инструкции», которую составили для этого мира.
Такое искажение естественного назначения мужчины или женщины влечет за собой полное извращение человеческой природы (не зря этих людей называют извращенцами), которое проявляется на самых разных уровнях. Гомосексуалисты, как правило, не имеют добродетелей и обладают массой других греховных наклонностей, легко поддаются разнообразным страстям.
Обратите внимание! Греховность педерастии и мужеложства заключается не только в нарушении писанных заповедей и запретов, но и в нарушении естественного порядка.
Каждый, кто нарушает подобный устав нормальных личных отношений, оказывается как бы ниже самого элементарного уровня природного порядка, которому и животные подчиняются по естеству и люди. За мужеложство людей можно причислить к низшим существам, которые восстают против собственной природы и предназначения в мире.
Мнения ученых
Довольно распространенной является концепция семи процентов от популяции, которая гласит о наличии практически в любом обществе (иногда даже говорят о сообществах животных, в частности, млекопитающих) стабильных семи процентов гомосексуалистов. Конечно, этот параметр может колебаться и немного варьироваться, но в целом, практически всегда остается стабильным.
Более того, существует ли статья за мужеложство в том или ином законодательстве или какие-то другие ограничительные методы, количество гомосексуалистов, как свидетельствуют исследователи, не меняется. мужеложство полностью не искореняется в обществе.
Для верующего подобное выглядит немного странным, хотя склонность к мужеложству или отношениям мужчина-мужчина вполне возможно объяснить карой за грехи или бесовским промыслом. Тем более, эти данные, которые активно используются сейчас повсюду, в действительности не могут быть надежной опорой для выводов, ведь мы можем говорить только о малом историческом периоде, в который и делались социологические исследования.
Полезное видео
Если взять более длительный исторический период, то к феномену подобных сексуальных связей относились негативно, считая мужеложство пороком и грехом. Многие святые и подвижники брезговали вообще писать о мужеложстве и сексуальных отношениях между мужчинами, а также давать какие-то наставления по причине отвратительности самого упоминания о таких извращениях.
Только иногда, во времена особого буйства разврата, приходилось христианским наставникам вразумлять людей. Характерным примером являются проповеди Иоанна Златоуста. Возможно, они станут актуальными и в нынешние времена.
«Под это что угодно можно подвести»
Как в России и мире боролись с гомосексуализмом и его пропагандой
В мае 2013 года исполнится 20 лет со дня исключения статьи «Мужеложство» из российского Уголовного кодекса. Возможно, к этому моменту в стране уже начнет действовать запрет на «пропаганду гомосексуализма». Кстати, лоббировать этот запрет некоторые депутаты Госдумы начали ровно десять лет назад. «Лента.ру» изучила исторический опыт борьбы с гомосексуализмом и его пропагандой в России и мире.
На протяжении своей истории человечество неоднократно предпринимало попытки искоренить гомосексуализм. Жестокое наказание — вплоть до кастрации и смертной казни — предусматривал кодекс византийского императора Юстиниана, составленный в 529-534 годах. Этот кодекс считается основой европейского права; впоследствии уголовная ответственность за сексуальные контакты мужчины с мужчиной была включена в законодательства многих европейских стран. Уголовное преследование за гомосексуализм исключил лишь кодекс Наполеона, принятый в начале XIX века.
В России ответственность за гомосексуализм была впервые введена Воинским уставом Петра I — в 1716 году. Глава «О содомском грехе, о насилии и блуде» воинского артикула предписывает «жестоко на теле наказать» за мужеложство и «осквернение отрока». За то же самое, но с применением насилия полагалась смертная казнь или «вечная ссылка на галеру».
В 1832 году гомосексуализм был признан преступлением в общем уголовном законодательстве России. Наказанием служила ссылка в Сибирь на срок до пяти лет. Уголовное уложение 1903 года смягчило наказание — от трех месяцев до года тюрьмы. После февральской революции 1917 года наказание за гомосексуализм было отменено.
Борьба с «пропагандой гомосексуализма» — изобретение ХХ века. До современной России, где попытки запретить эту самую пропаганду предпринимаются с 2003 года, с «вербовкой в гомосексуалисты» сражались сразу в нескольких странах.
Однако первенство в этом вопросе принадлежит СССР эпохи тридцатых. Известно, как минимум, о двух докладных записках зампреда ОГПУ Генриха Ягоды Иосифу Сталину. В этих записках Ягода обвиняет гомосексуалов, облавы на которых были начаты осенью 1933 года, в «развращении совершенно здоровой молодежи, красноармейцев, краснофлотцев и отдельных вузовцев». Параллельно гомосексуалы были обвинены в контрреволюционной деятельности — намерении создать «прямые шпионские ячейки» на базе раскрытых ОГПУ «сетей салонов, очагов, притонов, групп и других организованных формирований».
Правда, законодательные акты, ставшие следствием этих докладных записок, напрямую вводили ответственность «за мужеложство», а не за его пропаганду. Сперва, 17 декабря 1933 года, ЦИК СССР постановил «распространить уголовную ответственность за мужеложство, т.е. половое сношение мужчины с мужчиной, на случай добровольных сношений, независимо от недостижения одним из участников половой зрелости». Тем же постановлением союзным республикам было предложено включить в свои Уголовные кодексы соответствующую статью: за мужеложство предлагалось наказывать лишением свободы на срок до пяти лет, за мужеложство «с насилием, за плату или публично» — до восьми лет.
Статья о мужеложстве 1 апреля 1934 года была добавлена в УК РСФСР под номером 154-а. В отличие от постановления ЦИК в УК эта статья была еще жестче — она установила нижние границы наказания для гомосексуалов, чего в постановлении не было: от трех до пяти лет за «простое» мужеложство и от пяти до восьми — за отягощенное насилием или зависимым положением одного из партнеров. Столько же (и без ограничения минимальных сроков) тогда давали за изнасилование — до пяти лет за обычное, до восьми — за групповое.
В 1959 году постановление ЦИК СССР 1933 года было признано утратившим силу «в связи с введением в действие основ уголовного законодательства». Новый УК, начавший действовать в 1960-м, сохранил статью «Мужеложство» — правда, она изменила номер (стала статьей 121) и была немного смягчена — исчезли нижние пределы наказания. Максимальные сроки заключения, которые можно было получить за однополые отношения, были оставлены теми же — пять и восемь лет.
В таком виде статья существовала до 29 апреля 1993 года, пока не была отменена в связи с решением российских властей о вступлении в Совет Европы. В новой редакции УК по статье 121 наказывалось лишь мужеложство, совершенное с применением насилия, угроз либо в отношении несовершеннолетнего или зависимого человека. Нижнего предела наказания не было, максимальный срок был снижен до семи лет.
На женщин советский закон о мужеложстве не распространялся никогда. Зато мужеложство и лесбиянство наказываются в современной России. Действующий Уголовно-исполнительный кодекс РФ причисляет гомосексуальные контакты к числу злостных нарушений порядка отбывания наказания в местах лишения свободы — руководству таких мест предписано составлять списки лиц, имеющих соответствующие наклонности. Их записывают в графу «Осужденные, состоящие на профилактическом учете».
В действующем УК РФ мужеложство и лесбиянство упоминаются, в частности, в статье 132 («Насильственные действия сексуального характера»). Однополый сексуальный контакт с применением насилия или под угрозой может стоить трех-шести лет заключения, то же самое преступление, совершенное группой — четырех-десяти лет, то же в отношении несовершеннолетнего — от восьми до 15 лет колонии.
Бескомпромиссная борьба с гомосексуалами велась в гитлеровской Германии, где, как и в современной России, власти были озабочены улучшением демографии. Там тоже обсуждалась «опасность заражения общества через пример». Антигейское законодательство постоянно совершенствовалось — начиная с 1933 года была запрещена профильная пресса, закрывались бары и правозащитные организации, ориентированные на геев. В 1934 году в Гестапо был создан спецотдел по борьбе с гомосексуализмом, а в 1936 году — Имперское центральное бюро по борьбе с гомосексуализмом и абортами. После ужесточения законодательства в 1935 году для обвинения в гомосексуализме было достаточно взгляда. Обновленный параграф 175 имперского уголовного законодательства угрожает тюрьмой «мужчине, совершающему блуд с другим мужчиной или позволяющему ему совершать блуд над собой». При этом срок тюремного заключения в УК не указывался. В дальнейшем борцы за гетеросексуальность обсуждали возможность замены тюремного заключения для гомосексуалов на каторгу, а также введение в УК кастрации для «генетически обусловленных» геев. В 1935 году была внесена поправка в закон «О предупреждении генетических болезней», которой разрешена кастрация «по собственному желанию» для мужчин, осужденных по статье о гомосексуализме.
Летом 1940 года Главное управление имперской безопасности издало указ, разрешающий аресты и помещение в концлагеря всех мужчин, «совративших» более одного партнера. Осенью того же года главное управление криминальной полиции выпустило свой указ, которым предложило кастрацию в качестве альтернативы концлагерю. По некоторым данным, позже, в 1942 году, начальники концлагерей получили право по своему усмотрению решать вопрос о кастрации осужденных по статье о гомосексуализме. Закон о принудительной кастрации геев предполагалось ввести в действие в 1945 году, однако по объективным причинам это сделано не было. Точных данных о численности людей, пострадавших от всех действовавших нововведений, нет. Известно лишь, что с 1937 по 1939 годы через Гестапо по подозрению в гомосексуализме прошли около 95 тысяч человек. Около 25 тысяч из них позже были осуждены за это.
Непосредственно с «пропагандой гомосексуализма» религиозные граждане начали борьбу во второй половине 1970-х годов в США. Очевидно, это была реакция на первые успехи движения за права геев. В 1977 году коалиция «Спасите наших детей» добивалась отмены поправки о недопущении дискриминации на рабочих местах (в частности, в школах) по признаку сексуальной ориентации, действовавшей в законодательстве округа Майами-Дейд в штате Флорида. Лидер кампании — христианка Анита Брайант — заявляла об опасности «вербовки» гомосексуалами детей в школах. После рефрендума антидискриминационная поправка была отменена и возвращена в законодательство только в 1998 году.
До 1960-х годов в США действовала уголовная ответственность за гомосексуализм. В 20 штатах можно было задержать любого заподозренного в гомосексуальности, а в Пенсильвании и Калифорнии гомосексуалам грозило пожизненное содержание в психиатрической клинике. Кампания против гомосексуалов проводилась в рамках борьбы с коммунистами и прочими инакомыслящими, развернутой сенатором Джозефом Маккарти в 1947 году. Гомосексуалы обвинялись в склонности к совершению преступлений и угрозе национальной безопасности. За три года кампании тысячи людей потеряли работу, были закрыты гей-бары и запрещено ношение одежды противоположного пола. В 1952 году Американской психиатрической ассоциацией гомосексуализм был признан социопатическим расстройством личности — и его пытались лечить, в том числе кастрацией и лоботомией. Первая организация в защиту прав геев появилась в США в 1950 году. Ее, что неудивительно, создал коммунист Гарри Хей («Общество Маттачине»).
Законодательные инициативы против «пропаганды гомосексуализма», как правило, выдвигались консервативными политиками-популистами при поддержке религиозных организаций, считавших, что открытая информация о гомосексуальности разрушает институт семьи и приводит к росту числа гомосексуалов в обществе. Так, в Великобитании в период правления Маргарет Тэтчер в законе о местном самоуправлении (Local Government Act) появилась специальная статья (параграф 28), предписывавшая местным властям «не допускать содействия в распространении гомосексуальности или материалов с целью его поощрения», а также «не допускать в процессе обучения в школах материалов о приемлемости гомосексуальности». Законодательный акт был принят в 1988 году, в 2003 году — после трехлетней борьбы лейбористов в парламенте — его отменили, так ни разу и не применив.
В 2006 году законопроект о запрете пропаганды гомосексуализма в СМИ инициировала «Латвийская первая партия», считавшая, что такой акт позволил бы «усилить роль семьи в обществе». Латвийский сейм отклонил этот законопроект.
В Литве в 2009 году был принят закон «О защите несовершеннолетних от негативной информации», криминализовавший публичное распространение информации о гомосексуальности. Инициаторы законопроекта заявляли, что численность гомосексуалов увеличивается под влиянием такой информации. Президент страны Валдас Адамкус наложил вето на этот закон, но сейм преодолел его. Под давлением нового президента Дали Грибаускайте закон был поправлен, но в 2010 году депутаты попытались включить статью о «пропаганде гомосексуализма» в КоАП. Впрочем, после жесткой реакции Евросоюза этот законопроект был отклонен.
Законопроект о «пропаганде гомосексуализма» с 2011 года обсуждается на Украине. В Верховной Раде лежат уже как минимум три версии документа, представленные различными политическими силами.
В современной России первый законопроект о введении уголовной ответственности за «пропаганду гомосексуализма» был внесен в Госдуму в 2003 году, через десять лет после отмены советской статьи о «мужеложстве». Инициатива принадлежала депутату от партии «Родина» Александру Чуеву. Парламентарий предлагал дополнить УК России статьей, запрещающей геям работать в учебных заведениях, армии и колониях. Наказывать за преступление Чуев предлагал с помощью судебного запрета на работу в соответствующих заведениях на срок от двух до пяти лет. Законопроект вносился в Госдуму в общей сложности четыре раза — в 2003, 2004, 2006 и 2009 годах, но парламент всякий раз отклонял его, ссылаясь на противоречие статье 29 Конституции (свобода выражения мнения и убеждений), а также статьям 8, 10, 14 Европейской конвенции о правах человека (право на уважение частной и семейной жизни, свободу выражения мнения и запрещение дискриминации). Коллеги-депутаты прямо упрекали Чуева в популизме.
Тем не менее, идея Чуева нашла отклик в российских регионах. В 2006 году Рязанская областная дума первой запретила «пропаганду гомосексуализма», за ней потянулись Архангельская, Костромская, Новосибирская, Самарская, Магаданская области и Санкт-Петербург. Аналогичные законопроекты обсуждались также в Москве, Калининградской, Свердловской, Владимирской областях, республике Якутия и в Краснодарском крае.
Гей-активисты прошли все судебные инстанции в России, оспаривая региональные законы. Ни Верховный суд, ни Конституционный никаких нарушений в этих законах не нашли. В частности, Верховный суд постановил, что эти законы не препятствуют проведению публичных акций гей-активистов и информированию людей о гомосексуальности. Жалоба на рязанский закон сейчас находится в Европейском суде по правам человека, а Комитет ООН по правам человека уже удовлетворил требования активистов и дал России время на восстановление их прав, рассказал «Ленте.ру» основатель правозащитного проекта GayRussia Николай Алексеев.
Алексеев обратил внимание «Ленты.ру» на то, что в большинстве регионов законы «о пропаганде гомосексуализма» лишь принимаются, но почти не применяются. Так, по самому скандальному закону, принятому в Санкт-Петербурге, пока был оштрафован лишь сам Алексеев, а два гей-активиста, вышедшие к детской библиотеке в Костроме в знак протеста против принятия аналогичного закона, судом были признаны невиновными.
По мнению Алексеева, и на региональном, и на федеральном уровне депутаты голосуют за законы против «пропаганды гомосексуализма», считая, что «это идиотизм» и «не веря в то, за что голосуют». То же самое, по его мнению, относится и к закону о митингах, о запрете на усыновление российских детей гражданами США и другим. «Есть какая-то установка, что надо так делать, потому что это против Запада. Это просто очередной повод показать Западу, что “мы не идем по вашему пути и не надо нам навязывать ваши ценности”. Кроме того, идет четкая, ясная тенденция ужесточения контроля над обществом под видом борьбы за нравственность, за права детей. Под это все что угодно можно подвести».