Молебен — отличия просительного и благодарственного молебна, как и когда заказать молебен

Что такое молебен и как его правильно заказать в церкви?

В древности на Руси верующие люди каждый шаг жизни освящали молитвой. По праздникам и воскресеньям вся семья была на церковной службе. Свадьбы, рождение детей, похороны — все сопровождалось молитвой в храме. Перед началом сельскохозяйственных работ, путешествием и даже рытьем колодца заказывали в церкви молебны. С Божиим благословением спорилась любая работа.

Сейчас добрые традиции забыты. Многие люди не знают, для чего нужен молебен, что это такое и как правильно молиться перед важными событиями жизни. Не следует ждать непреодолимых трудностей или тяжелой болезни, чтобы обратиться к Богу. Как заказать молебен и в каких случаях он должен совершаться, лучше узнать заранее.

Отличие молебна от домашней молитвы

Молебен — это короткое богослужение, включающее в себя молитвы и прошения конкретного человека или группы людей на определённое начинание. В церкви молебен иначе называют «треба», от слова «потребность», «необходимость». Молебны могут совершаться только за живых, крещенных в Православной вере людей. Молитва о усопших называется Панихида.

Зачем совершать требы в храме, когда Бог в любом месте слышит искреннюю молитву?

Собираясь для молитвы в храме, молясь друг за друга, верующие проявляют христианскую любовь, преодолевают взаимные обиды, если они были. Призываемые святые невидимо становятся рядом с молящимися. Божия благодать, присутствующая в храме, усиливает единодушное прошение и делает его угодным Богу. В этом состоит смысл соборной (церковной) молитвы.

Для совершения церковной молитвы человеку приходится приложить труды и понести жертвы, хоть и небольшие. А всякий труд для ближнего и собственной души угоден Господу. Домашняя молитва только подготавливает человека к молитве церковной. Она также необходима и слышима Богу, но имеет меньшую силу.

Что такое заказной молебен

Молебны могут быть общецерковными и заказными. За первыми вся Церковь молится по поводу больших праздников или государственных событий. Вторые совершаются по просьбам отдельных прихожан об успехе их частных дел.

Какие бывают молебны

Молебны могут быть простые, благодарственные, водосвятные и акафистные. Любой из них может быть заказан индивидуально, но чаще они совершаются соборно, т.е. при большом стечении народа.

  1. Водосвятные молебны служатся в храмах ежедневно или по воскресным дням. Обязательно самому заказчику молиться за богослужением, затем взять освященную воду и с благоговением отнести домой. Все члены семьи пьют ее натощак утром и окропляют жилище. На водосвятный молебен можно подать иконы и крестики для освящения.
  2. Простые молебны совершаются по поводу праздников святым. На нём поют краткие песнопения в честь Богородицы и святого и произносится ектения -серия прошений с припевом «Господи, помилуй». На ектении поминаются имена заказавших молебен и их сродников (родственников). Затем читается молитва святому. Простой молебен хорошо заказать в день именин или за болящего.
  3. Молебен с акафистом чаще служится перед чудотворными или чтимыми иконами, в дни празднования великих святых. Обычно служение проводится еженедельно, в определенное время, о чем можно узнать в храме или монастыре. Отправляясь на молитву, лучше взять текст акафиста, чтобы следить за чтением.
  4. Благодарственный молебен служится соборно в день Нового Года, Дня Победы, Рождества Христова и другие значимые дни. Получив от Господа просимое, нужно заказать благодарственную молитву в храме. На записке с именами «о здравии» добавляется название молебна. Причину, по которой он заказывается, писать не нужно. Если нет возможности отслужить требу индивидуально, то благодарственные прошения включаются в общий молебен, совершаемый по расписанию храма.

Другие церковные поминовения — обедни, сорокоусты, проскомидии — не относятся к молебнам, а совершаются во время Литургии.

Как писать записки

Для поминания на молебне необходимо подать в свечной ящик (киоск) записку с именами о здравии. На специальном бланке или аккуратном листе бумаги пишется заголовок «Молебен просительный (или благодарственный) о здравии», затем указывается, кому заказывается треба: Господу, Пресвятой Богородице, святому (имярек). Ниже в столбик, разборчивым почерком, перечисляются имена живых, крещенных христиан. Записка с пожертвованием передается в киоск или непосредственно на стол, где отправляется треба.

Дополнительные прошения на молебнах

Традиционно в церквях служат один водосвятный молебен для всех, с включением индивидуальных прошений, указанных в записках. Для разных случаев можно заказать следующие прошения:

  1. о здравии болящих
  2. об отправляющихся в путешествие (поездку, командировку)
  3. благодарение Богу
  4. о начале всякого доброго дела

Молебны, совершаемые вне храма

Священника можно пригласить домой для совершения следующих треб:

  1. освящение дома (служится во вновь построенном доме или в квартире при необходимости), служебного помещения, предприятия.
  2. освящение поля или огорода
  3. освящение автотранспорта
  4. закладка фундамента, колодца (водоносной скважины).

Особые молебны существуют на начало строительства церкви, установку креста, поднятие колоколов.

Ежегодные молебны

  • Новолетие — особое последование, совершающееся в церкви на гражданский Новый Год, на Новый Год по старому стилю.
  • Благодарственный молебен на Рождество Христово — служится в память победы в Отечественной войне 1812г
  • Великое освящение воды — праздник Крещения Господня. Главный из водосвятных молебнов.
  • Благодарственный в первое воскресенье Великого Поста (Торжество Православия) — в честь восстановления почитания икон в 9 веке. Этому событию христиане обязаны множеством чудотворных икон и возможностью молиться перед образами дома.
  • Освящение меда (Медовый Спас) — молебен, совершающийся 14 августа, в память «изнесения Древ Креста Господня». Во время свирепствующих летом эпидемий в 7-8 веках в Византии принято было обходить города со святыней — частицами Креста Господня, испрашивая у Господа избавления от болезни. Это событие не имеет отношения к меду, но поскольку к середине августа на Руси начинался сбор меда, то начатки урожая приносили для благословения и пожертвования в церковь. На водосвятном молебне, отправляющемся в этот день, читается молитва на освящение меда.
  • Освящение плодов ( Яблочный Спас), 19 августа — относится к празднику Преображения Господня. В этот день служится водосвятный молебен с чтением молитв на освящение плодов. Отдельно читается молитва на освящение винограда, этот плод особо почитается в Церкви, из него делается вино для Причастия.
  • Ореховый Спас — праздник в память чуда, совершенного Господом по просьбе царя Авгаря. Желая иметь у себя портрет Христа, царь послал живописца, чтобы тот нарисовал Его. Взяв у художника холст, Господь приложил его к лицу и на нем отобразился Пречистый Лик. В этот день, по случаю созревания орехов, совершается освящение первого урожая.
  • Начало учения отроков — особый молебен, служащийся по поводу начала учебного года. Подаются записки с именами школьников и студентов. Такие молебны совершаются также в учебных заведениях.

На любой из перечисленных молебнов можно подавать записки о здравии.

Каким святым заказываются молебны

Записки о здравии чаще всего подаются на молитву Господу и Богородице, святым целителям и бессребренникам, о путешествующих — Св. Николаю Угоднику, апостолам Луке и Клеопе. Об успешной торговле молятся Св. Иоанну Сочавскому, Св. Спиридону Тримифунтскому. В день рождения или Ангела нужно вспомнить своего святого покровителя.

Еще молитвы в другие дни года:

Можно ли заказать благодарственный молебен за некрещеного человека?

Добрый день. На ваш вопрос однозначного ответа нет. Решение о том, поминать ли на молебнах некрещенных людей, остается на рассмотрение каждого конкретного храма. Существует однозначный запрет на то, чтобы подавать имена некрещенных, иноверцев, атеистов на проскомидию — т.е. на поминовение во время Литургии, когда за каждое имя вынимается частичка и опускается в Чашу для будущего Причастия. Такая молитва возможна только для членов Церкви, а ими становятся через принятие крещения.

Относительно чтения молебнов такого однозначного запрета нет. Но практикой церковной жизни чаще всего не одобряется никакая церковная молитва за некрещенных. Исключения делают некоторые храмы и священники, беря на себя великий труд молиться за некрещенные души.

Но необходимо понимать, с какой целью вы хотите подать записочку о некрещенном человеке. Если это благодарственный молебен, там возносятся благодарения Господу за дарованное благодеяние. Верует ли этот человек в то, что полученное благо исходит от Господа? Если не верует — какой смысл писать его имя для молитвы? А если верует, то почему до сих пор не крестится?

Чаще всего православная Церковь благословляет молиться за некрещенных людей дома, клейно, их родным и близким. В такой молитве надо не только просить здравия и благополучия для человека, но и призывать Господа привести эту душу в храм, принять крещение и стать полноправным членом православной Церкви. Тогда можно будет молиться о нем в храме со спокойной совестью на любых богослужениях.

Как часто можно заказывать молебен об одном и том же прощении?

Добрый день. Нет строгой регламентации частоты заказа треб об одной какой-то просьбе. Руководствуйтесь тут здравым смыслом и полагайтесь на Господа. Если вы молитесь, ведете духовную жизнь, посещаете богослужения, причащаетесь Святых Христовых Таин, а прошение все не исполняется — возможно, вы просите о том, что вам неполезно, поэтому Господь и не посылает.

Крайне важно не просто заказывать молебны в храме, путем подавания записочек с именами, но и стараться участвовать в их служении. Это нужно вам самим, чтобы церковная молитва подкреплялась вашей личной. Не нужно относиться к молебну как к некоему мистическому акту или ритуалу, после служения которого в вашей жизни волшебным образом осуществятся все загаданные желания. Ведите в целом церковную жизнь, старайтесь стать истинным последователем Христа, очищайте свою душу. Тогда и ваши прошения будут исполняться, и, главное — вы будете открывать новые грани духовной жизни. Возрастая в своей вере, будут сами собой отпадать различные просьбы, которые еще недавно казались очень важными, а на самом деле не несли человеку никакой пользы и поэтому не исполнялись.

В любых своих прошениях ко Господу мы должны знать чувство меры. С одной стороны, мы можем просить у Господа всего, что нам нужно на наш взгляд для жизни, а с другой — наши прошения не должны быть категоричным требованием. И если по нашим молитвам Господь не дает просимого, иногда нужно с этим смириться, принять как крест и не упорствовать. Это не значит, что нужно оставить молитву и разочароваться в ней, просто нужно молиться о вразумлении и даровании того, что будет полезно нашей душе.
Помогай вам, Господь!

Скажите, а если я не помню крестили меня или нет, сестры говорят что да, но у меня нет даже крестика. Можно ли заказать молебен о здравии? Можно ли купить крестик? Или же нужно крестится.

Добрый день. Да, многие люди, который пришли к вере во взрослом сознательном возрасте и не росли в православных семьях, сталкиваются с таким вопросом. Вам нужно постараться как можно достовернее узнать, было ли совершено над вами Таинство или нет. Если ваши сестры говорят, что вы были крещены, детально распросите их, когда и где это совершилось. Многие храмы хранят архивы с именам крещенных, можно попробовать восстановить эту информацию. Ведь ваши родные не просто так говорят вам, что вы крещены, наверняка у них есть какие-то на то основания. Расспросите их как можно более подробно. То, что у вас отсутствует крестик, еще не означает, что вас не крестили. Крестик мог потеряться, особенно если в семье не было заведено обязательно его носить, никогда не снимая. Если удастся более-менее достоверно установить, что вы все же были крещены — просто купите в храме освященный крестик, наденьте его и носите постоянно. Также вы можете заказывать молебны о себе и жить полноценной церковной жизнью.

В случае же, когда достоверно определить, был ли крещен человек, не удается — вам нужно говорить с опытным священником, возможно, даже не с одним. Некоторые батюшки восполняют Таинство, но это непростой вопрос. Двойное крещение в Православной Церкви недопустимо, поэтому если вы точно не знаете, были ли крещены — это надо решать со священником.

Что касается молебнов — до момента, пока вы окончательно не разберетесь в вопросе вашего крещения, вы точно не можете подавать свое имя на проскомидию, принимать Причастие. С молебнами дело обстоит несколько иначе — в некоторых храмах допускается поминание на них некрещенных, в некоторых — нет. Этот вопрос нужно задать в том храме, где вы хотите заказать молебен.

Добрый день! Можно заказать молебник о здравии в церкви? Имею дачный участок, два года назад на нем нашла 2 яйца после такой находки начала болеть, прооперировали в онкологическими центре, но сейчас появились сильные боли,лечение назначение врачами не помогает

Добрый день. Треба о здравии в храме носит название «молебен» и, конечно же, вы можете его заказать. Только вот с какой целью? Если вы хотите заказать молебен, чтобы снять «порчу» или «сглаз», наведенный на вас некими яйцами (это читается в вашем вопросе) — то такие действия не имеют смысла. Нельзя рассматривать молитву, церковные Таинства или требы в качестве инструмента защиты от колдовства, магии или каких-то подобных вещей. Любая молитва нужна нам для того, чтобы приблизиться к Богу, наладить с ним связь. Для этого недостаточно просто прийти в храм, заказать молебен и уйти. Да, общая церковная молитва имеет большую силу, но только тогда, когда сам человек искренне хочет стать на путь Божий. Если же мы хотим только избавиться от порчи, то чем тогда молитва в нашем понимании отличается от любого языческого заговора?

Православные люди, безусловно, понимают реальность существования злых сил. Как реален Бог, так же реален и дьявол. Но православный человек тем и отличается, что он верит не в порчи и сглазы, а в Бога. А если с нами Сам Господь, то как нам могут навредить два яйца на даче? К сожалению, сейчас очень много людей верят в порчи, видят именно в них причины всех несчастий в жизни. Только обычно за таким магическим взглядом на мир стоит полное неверие в Бога.

Если вы хотите действительно избавиться от наветов злых сил в своей жизни, вам необходимо не просто заказать молебен в церкви, а начать жить полной церковной жизнью. Она предполагает участие в Церковных Таинствах, регулярное посещение богослужений, чтение духовной литературы, желание исправить свою жизнь согласно христианским Заповедям. А пока вы верите в силу подброшенных вам на дачу яиц, вы тратите свою жизнь и свои силы на пустые суеверия, вместо того чтобы прибегнуть к Тому, Кто Единственный может защитить нас от любого зла — к Богу.
Помогай вам, Господь.

Добрый день!Подскажите,какой молебн нужно заказывать,чтобы дочь наставить на путь правильный по жизни.Уберечь от глупостей и плохих поступков и мыслей.

Добрый день. Вполне понятно ваше стремление уберечь дочь от ошибок в жизни. Но вы должны понимать, что молитву нельзя рассматривать как инструмент получения от Господа определенных благ. Именно поэтому не существует никаких специальных молитв, которые должны бы помочь только в одном или другом конкретном случае. Молитва не является заговором, способом исполнения желаемого, даже когда речь идет о благополучной жизни детей.

Вы, как мать, можете и должны молиться за своих детей, просить у Господа заступничества. Особой разницы нет, какими именно молитвами вы будете это делать. Вы можете заказать любой молебен о здравии, а также молиться самостоятельно дома и в храме. Если в вашей семье есть особо почитаемые иконы, святые — пожалуйста, можно молиться им. Также принято молиться небесным покровителям детей, имя которых им было дано при Крещении.

О молебнах

В православном богослужении молебен относят к кратким церковным службам, при которых верующие обращаются с молитвенным словом к Самому Господу Богу, к Пресвятой Богородице, к ангелам и к святым.

Читайте также:  Слово благоговение: значение, синоним, библейский принцип определения

Молебны чаще всего совершаются по окончании Литургии, но при необходимости могут проводиться и в любое другое время.

Молебны подразделяют на:

— просительные и благодарственные;

— частные и общенародные.

При просительных молебнах верующий призывает Божью помощь, а при благодарственных – славит и благодарит Творца нашего за Его любовь к нам и за Его милость. Поводов для совершения молебна может быть великое множество.

Частные молебны – это службы по просьбе верующих. К общенародным относят те службы, которые осуществляются богослужителями по общественно-церковным нуждам (пред Святыми праздниками и при чрезвычайных ситуациях).

В чем истинный смысл молебна?

Истинный смысл любого молебна – это обучение каждого верующего правильному обращению к Господу Богу. Православная Церковь стремится одухотворять жизнь человеческую при помощи многообразия молебнов, она учит нас совершать свои земные деяния согласно Божьей Воле и с Его благословением и помощью. Каждый верующий должен знать, как обращаться к Спасителю нашему, как просить Его направлять все дела наши так, чтобы стали они угодными Ему и полезными всем членам Его Общества.

Через обращения к Богу, через осознание того, что все сущее на Земле – есть Его творение и зависит лишь от Него, мы учимся искренне любить Творца Своего и во всем полагаться на Волю Его.

Чем молебен отличается от домашней молитвы?

Различие между домашней молитвой и молебном заключается в том, что домашняя молитва совершается верующим частно, в единении с Богом без постороннего присутствия кого-либо, а молебен осуществляется соборно, не одним человеком, а группой в виде священнослужителя и верующих. Согласно Священному Писанию, именно групповая молитва имеет наибольшее значение и наибольшую ценность в Божьих очах.

Также зачастую молебен сопровождается малым освещением воды, при котором на воду посылается Самим Господом Богом Благодать Духа Святого.

При подаче записки на молебен верующий обязан указать то, каким должен быть предстоящий молебен: водосвятным или же простым. При водосвятном молебне по окончании данной церковной службы святую воду отдают прихожанам для того, чтобы они использовали все ее целебные свойства для исцеления и укрепления здоровья своего и своих близких, а также для окропления жилища и защиты его от нечистой силы и нечистого духа.

Где и когда могут совершаться молебны?

Большинство молебнов проходит в Храме. Их могут совершать по прошению верующих, в честь различных церковных праздников или же в бедственных случаях.

К молебнам также причисляют и чины освящения различных святынь, человеческого жилища, транспортных средств и пр. В связи с этим некоторые молебны могут совершаться в различных общественных местах согласно их основной цели и предназначения.

Как заказать молебен?

Чтобы заказать определенный молебен, нужно за свечным ящиком подать правильно составленную записку. Особенности ее написания заключаются в последовательном заполнении всех необходимых пунктов, таких как:

— вид молебна (об исцелении недугов, благодарственный, о помощи в путешествии и т.д.);

— указание того, кому возносится моление (Спасителю, Божией Матери и ее образам, различным почитаемым Святым);

— перечень тех имен, о ком будет осуществляться молебное пение.

Подав заказную записку на молебен, не нужно торопиться покинуть церковь. Стоит остаться в ней и дождаться молебна, чтобы вместе со священником придаться молитве. Конечно же, Спаситель приемлет абсолютно любую жертву, ибо Он милосерден к каждому, в чьем сердце живет вера в Него. Однако, в первую очередь Его милость и помощь получает именно тот, кто более всех остальных поистине в них нуждается.

Кому из Образов Матери Божией и Святых Угодников и при каких случаях совершается молебен?

Молебное пение возносится:

— Владимирской иконе при различных жизненных ситуациях и при душевных муках и терзаниях;

— Казанской иконе при сложных жизненных обстоятельствах, а также при проблемах со зрением;

— иконе «Целительница» при наличии тяжелых и неизлечимых болезней;

— иконе «Нечаянная радость» при проблемах со слухом;

— иконе «Неупиваемая Чаша» при одержимости разными недугами (наркоманией, алкоголизмом и пр.);

— иконе «Споручница грешных» в тех случаях, когда имеются неврологические заболевания (энцефалопатия, эпилепсия, Болезнь Альцгеймера и т.д.);

— иконе «Всех Скорбящих радость» при душевных и телесных страданиях и недугах;

— иконе Федоровской о помощи в родах, о здоровье молодых матерей и их новорожденных;

— иконе «Всецарица» если есть онкология;

— иконе «Одигитрия» при душевном «сумраке», при унынии и тоске;

благоверным князьям Глебу и Борису при болезнях опорно-двигательной системы;

— великомученице Варваре чтобы смерть не пришла внезапно без покаяния;

— священномученику Власию о помощи в хозяйстве, о здравии домашней скотины;

— Святому пророку Захарию и праведной Елизавете при бесплодии;

— Праведному Иоанну Кронштадтскому в тех случаях, когда в семье постоянные неурядицы;

— священномученикам Кипpианy и Иустине от колдовской силы и бесовских нападок;

— блаженной Матроне Московской при проблемах житейских и нуждах;

святителю Николаю Мирликийскому обращаются за помощью в дороге и в деле торговом;

— великомученице Параскеве Пятнице о женском счастье, о семье, о детях и о муже;

— преподобному Серафиму Саровскому при психических заболеваниях;

— священномученику Спиридону Тримифунтскому при наличии проблем с жильем.

Данный список является лишь краткой частью полного перечня всех Образов Богородицы и Святых Угодников, но самое главное что Господь, Пресвятая Богородица и Святые угодники помогают в любых случаях если человек просит с верой. Полный список можно узнать в любом храме.

Молебен

Особенность жизни верующего, церковного человека заключается в том, что каждое в той или иной мере значительное событие он стремится освятить молитвой. Все свои начинания, просьбы и чаяния человек несет к Богу. В минуты радости — возносит Ему благодарение, в трудные минуты — обращается к Его Милосердию и Любви. Это стремление призывать Господа и святых в разнообразных жизненных ситуациях стало причиной появления молебнов.

Что такое молебен?

Молебном (или молебным пением) называется сугубое (внелитургическое) моление к Богу, Пресвятой Богородице, святым по какому-то специальному поводу, когда верующие просят о милости или благодарят за ниспосланные блага (просительные и благодарственные молебны).

Во время молебна Церковь освящает, призывает Божию благодать на все, что играет роль в жизни человека, — действия, события, время и пространство. Поводом для совершения молебна могут послужить какое-то начинание (строительство дома, открытие собственного дела, поступление в университет, начало путешествия), воспоминание о важном моменте жизни (годовщина брака, именины), религиозные события (церковные праздники, дни памяти святых) и многое другое.

Часто молебны служатся также в связи с печальными обстоятельствами жизни — как целого общества (неурожай, война, пожар, техногенная катастрофа, эпидемия), так и отдельных людей (болезни, потеря имущества и др.).

Чем отличается молебен от сорокоуста или проскомидии?

Молебен является отдельным, внелитургическим богослужением, в отличие, например, от проскомидии (которая входит в состав литургии) или сорокоуста (который представляет собой поминовение на проскомидии в течение сорока литургий).

Молебен может служиться либо в церкви, либо вне ее — в частных домах, квартирах или даже на улице. Во время престольных праздников молебны часто сопровождаются колокольным звоном и крестным ходом.

Какие бывают молебны

С точки зрения чина молебны представляют собой сокращенную утреню. Друг от друга они отличаются определенными особенностями структуры и продолжительностью. В обычный чин молебна входят 50-й псалом, тропари, канон (чаще всего поются только припевы), чтение Апостола и Евангелия, молитва святому, к которому обращен молебен, иногда чтение акафиста.

Бывают также молебны без чтения канона (например, на Новый год, на начало учебного года, о воинах, о болеющих), а также без чтения Евангелия (чин благословения воинов, отправляющихся на войну, чин благословения колодца и др.).

По количеству участников молебны можно условно разделить на:

• общественные, которые совершаются на потребу большого количества людей (например, жителей деревни или города);

• частные, совершающиеся по просьбе или нужде отдельных людей, семей.

Кому можно служить молебен?

Молебны благодарственные адресуются только Самому Господу. Просительные же можно посвятить также Богородице и святым Православной Церкви.

Молебны Пресвятой Богородице

В церковной практике существует традиция соотносить содержание просьб с определенными иконами Божией Матери. Например, молебен перед иконой Богородицы «Неупиваемая Чаша» совершается о людях, страдающих от зависимостей (алкогольной, наркотической и других). Такое «тематическое» моление обусловливается либо историей создания или обретения иконы, либо преданиями об исцелениях и других чудесах, с ней связанных. (Часто эти истории упоминаются и в акафистах, посвященных той или иной иконе.) На практике происходит так: люди с общей проблемой и общей просьбой собираются вместе и приносят одно общее моление (например, об избавлении их родных от пагубной привычки). Часто для этого устанавливается определенный день недели. Другие прихожане могут присоединиться к этой группе молящихся, потому что, благодаря установившейся традиции, будут знать, о чем совершается данный молебен.

По такой же причине, в связи с преданием и традицией, перед иконой «Всецарица» совершаются молебны об исцелении от онкологических заболеваний. Именно поэтому образ «Всецарица» (и даже домовые храмы, освященные в честь него) очень часто присутствует в онкоцентрах и больницах.

Вышесказанное отнюдь не значит, что с такой же просьбой нельзя обратиться к Богородице перед другой Ее иконой.

Молебны святым

Очень часто просительные молебны посвящаются святым.

Вопрос почитания святых в Православной Церкви зачастую связывается с некоторыми заблуждениями и суевериями. Часто встречаются представления о том, что определенные святые «специализируются» на тех или иных прошениях, в связи с чем можно услышать вопросы: «От чего помогает тот или иной святой?» или «Какая молитва этому святому самая действенная?». Подобные слова являются проявлением суеверия разной степени осознанности.

Православные люди должны понимать, что молитвы — не заклинания. Святые — это люди, своей жизнью и поступками угодившие Господу, которые сейчас находятся у Престола Божия и молятся о нас — и вместе с нами. Когда мы обращаемся с молитвой к тому или иному святому, мы просим его помолиться о нас Богу. Вопрос «Какому святому молиться для того-то и того-то?» — это проявление магического сознания, демонстрирующее непонимание духовного смысла священных действий, в частности молебна.

Традиция соотносить те или иные просьбы и жизненные нужды с определенными святыми (как и с иконами Божией Матери) зачастую связаны либо с содержанием житий святых, либо с преданиями о чудесах, которые Господь являл по их молитвам. Так, например, мы знаем, что великомученик Пантелеимон, святые бессребреники Косма и Дамиан во время земной жизни были врачами. Именно поэтому на молебнах, адресованных этим святым, люди просят об исцелении от болезней (и не только телесных, но и духовных). Из жития святой Ксении Петербургской известно, что блаженная несколько раз пророчески указывала девушкам на их будущую брачную жизнь. В связи с этим святой Ксении молятся о счастливой семейной жизни. Святителю Спиридону Тримифунтскому (из жития которого известно, как святой помогал многим простым людям в их бытовых нуждах) молятся об устроении бытовых, жилищных дел.

Молебны о здравии

Наиболее часто совершаемыми являются молебны о здравии. Они могут быть адресованы Господу, Богородице или святым.

Святитель Феофан Затворник, отвечая на просьбу некоей женщины помолиться о ее больной дочери, говорит, что ни молебен, ни проскомидия, ни какая-либо молитва о здравии не будет действенной, если человек, который ее заказывает, сам не вздыхает о своем близком: «молебны потрещат, а молитвы о болящей не будет».

Молитва совершается в человеческом сердце. Поэтому, заказав молебен в храме, мы должны и сами присутствовать на богослужении и вместе со служителями просить Господа об исцелении души и тела нашего близкого.

Молебны об упокоении

Отдельный вид молебна — об упокоении — называется панихидой. Панихида служится на третий, девятый, сороковой день после дня преставления, а также в связи с годовщиной смерти. Существуют также установленные Церковью дни вселенского поминовения усопших. Это родительские субботы во время Великого поста, суббота мясопустной седмицы, Радоница, суббота накануне Троицы.

Что такое молебен с водосвятием?

Водосвятием в Православии называется обряд призывания Божиего благословения на воду, в результате которого вода приобретает особые благодатные свойства. Освященную воду именуют «агиасмой» («святой водой»).

Водоосвящение символически соотносится с Крещением Иисуса Христа в реке Иордан, когда освятилась вся водная стихия. Кроме великого водосвятия существует также малое, имеющее свой символический исток в освящении ангелом Силоамской купели, о котором рассказывают евангелисты. Большая часть песнопений в обряде водоосвящения адресуется Богородице, Которую исконно именуют Живоносным Источником. Малое освящение не имеет регламентированного времени и места: его совершают как в церкви, так и в частных домах или же под открытым небом — по определенным праздникам или же по прошению прихожан (например, во время чина освящения нового дома, квартиры).

Ежегодно малое водосвятие совершается 1 августа — в день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, а также в четвертую среду после Пасхи — праздник Преполовения, который означает середину пути между Пасхой и Пятидесятницей.

Во всех храмах освящение воды осуществляется в престольные праздники для окропления.

Как заказать молебен?

Заказать молебен вы можете в любом православном храме. Для этого нужно указать в записке вид молебна (благодарственный, о воинах, о начале учебного года) и кому он совершается (Святителю Николаю, Пресвятой Богородице, блаженной Ксении Петербургской и т. д.). Далее следует перечислить имена людей, за которых вы просите помолиться. Имена указываются в полной форме, в родительном падеже (например, «О здравии Николая, Анатолия, Людмилы. »).

Важно! В записках на молебен можно указывать лишь имена христиан, крещенных в Православной Церкви. Не следует вписывать имена иноверцев, инославных, атеистов, а также людей, которые ушли из жизни в результате самоубийства.

В нашем монастыре подать записки на молебен можно несколькими способами:

• через монастырскую лавку;

• через сестер милосердия, которые несут послушание в монастырских киосках в городе;

Молебен

Моле́бен (молебное пение) – богослужение, при котором верующие просят Господа, Богородицу или святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благодеяний.

Благодарственные молебны адресуются только Господу. Заказывая молебен за свечным ящиком, мы подаем записку с именами тех, за кого он будет совершаться.

Некоторые молебны принадлежат к общественному богослужению и совершаются в храмовые праздники или в особо установленное время, обычно они соединяются с чином малого освящения воды. Другие совершаются по просьбе отдельных лиц или в бедственных случаях (болезнь, засуха, война).
Потребность помолиться «о малом» так, как учил преподобный Амвросий Оптинский – «коротенько, да горяченько», осуществляется нами на молебне. Болеем ли мы? – Будем служить молебен о недужных. Начинаем ли важное дело? – На молебне попросим помощи Божией. Отправляемся ли в путь? – Выслушаем чин благословения в путешествие. Настал ли день именин, и хочется усердно помолиться своему святому? Закажем ему молебен. Начинается ли учебный год, и нашим детям пора в школу? – Совершим чин благословения на начало учения отроков. Внял ли Господь нашей молитве, и мы хотим вознести хвалу? – Будем служить благодарственный молебен…

Совершение молебна может происходить в храме, в доме, при освящении посевов – на поле и т.д. Может соединяться с водоосвящением.

По структуре молебен представляет собой сокращённый вариант утрени. Евангелие на молебне читается не перед чтением канона, а после его 6-й песни. На молебне должен читаться канон в честь того, или тех, кому молебен служится. В современной практике канон может читаться не полностью, а служение может быть ограничено пением одних лишь ирмосов или припевов канона.

Читайте также:  Что такое кощунство и кощунник: значение слов в православии, их применение

В Чин молебна входят 50-й псалом, тропари, канон (обычно поются одни припевы), чтение Апостола и Евангелия, молитва святому, к которому был обращен молебен. Чинопоследование молебна содержится в Требнике. Иногда к молебну прибавляется пение акафиста.

О недопустимости молебнов после Литургии

Заказ молебнов или панихид сразу после литургии теми, кто в ней участвовал является непониманием сущности Евхаристии. Ниже мы приводим несколько авторитетных мнений по этому вопросу.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

На епархиальном собрании Москвы 23 декабря 2009 года Патриарх указал на недопустимость совершения общего молебна после Божественной литургии и напомнил, что молебен – это краткая утреня. Служение молебна как части Литургии противоречит церковному уставу, сказал Патриарх и отметил, что практика совершения общих молебнов возникла в советское время, когда было «мало храмов, а просьбы отслужить молебен поступали, и чтобы на все просьбы ответить, объединяли все прошения в общий молебен».
Патриарх призвал отходить от этой практики и служить молебны, когда их заказывают: «Заказывают – послужи, заказали с акафистом – надо отслужить с акафистом», – сказал Патриарх. – Отходить от практики. Заказывают – послужить. А делать частью литургии – против церковного устава.

Глава из книги «Евхаристия»
профессор Архимандрит Киприан (Керн)

Отрицанием евхаристичности, т. е. самого смысла Литургии является просьба человека, присутствовавшего на Литургии и слышавшего эти слова, отслужить ему благодарственный молебен, потому что он ему понятнее, ближе и говорит ему больше, чем самая возвышенная благодарственная служба – Евхаристия.

Так невыразимо грустно слышать эти просьбы о благодарственном молебне после Литургии, т. е., иными словами, вместо Литургии, которая, следовательно, ничего не говорит душе желающего поблагодарить Бога человека. Кстати сказать, вообще, служение каких-либо треб после Литургии так противоречит духу нашего богослужения!

После заупокойной Литургии, на которой совершилось поминовение усопших, и на проскомидии и на ектении, после отслуженного накануне парастаса просьба о совершенно частной, моей собственной, моей личной панихиды, т. е. исковерканной заупокойной утрени, сведенной на 10-минутную требу, звучит опять-таки таким непониманием сущности евхаристического Жертвоприношения за упокоение душ усопших.

Еще, может быть, большим литургическим противоречием является вообще служение молебна после Литургии, молебна сегодняшнему святому. Это есть отрицание всего прекрасного архитектонического плана нашего богослужения. Суточный круг последований данного праздника или святого, начавшийся накануне с вечерни, перешедшей потом в утреню (с их стихирами, тропарями, канонами и кондаками, в которых постепенно, все больше и больше нарастая, раскрывалось значение празднуемого события) закончился, завенчался Божественной Литургией, Тайной Вечерей в честь данного события или святого.

Это та вершина богослужебного откровения, выше которой не может и не смеет быть ничего. Если что-то есть, что может быть выше евхаристического прославления данного праздника, то, значит Литургия – не вершина, значит, есть что-то важнее в круге и иерархичности священных воспоминаний и чинопоследований, что выше Тайной Вечери. И таковым является молебен тому или иному святому или празднику, в котором представлена сокращенная до всякой потери индивидуальности данного праздника и воспоминания утреня с запевами канона вместо самого канона, с величанием вместо глубоких по содержанию стихир, пропетых накануне, и, конечно, с подачей записочек о здравии и с многолетиями тому или иному лицу.

Несказанно грустно, скорбно, больно за литургическую безграмотность, за попрание основных принципов устава церковного благолепия, за нарушение церковной красоты. Мы это говорим с полной сознательностью и убеждением не потому только, что это является нашим литургическим убеждением, нашим личным переживанием богослужебного строя, a потому, что за собой мы слышим дорогой нам голос тех наших Учителей, именно Учителей с большой буквы, литургический слух которых был безошибочен и понимание смысла и строя нашего богослужения было непогрешимым.

Мы ссылаемся на авторитет, научный и литургический авторитет церковности покойных митрополита Антония Храповицкого и епископа Гавриила Чепура, которые всегда решительно осуждали эти молебны после Литургии и их не служили никогда.

«А сегодня на литургии изобразительные пели полностью, на блаженнах – что полагается из канона святого и отцев. Тропарей и кондаков у нас только шесть, читалось три Апостола и три Евангелия. Конечно, молебна не было, ибо не полагается после литургии, а только пред «Буди имя Господне» – тропарь святому и молитва. Но многолетие и вчера после молебна, и сегодня после литургии было. Многолетствовал и преосвященнейшему Корнилию, епископу Вязниковскому и Яропольскому, с богохранимой паствой владимирской. И со стороны продолжительности соблюли устав, который требует, чтобы литургия шла один час. У нас часы и литургия с многолетием заняли 1 час 5 минут».

4 февраля (по ст.ст) 1923 года (Свт. Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец. ТСЛ, 2003, стр. 72.).

Преподаватель регентского факультета Свято-Тихоновского университета Евгений Тугаринов, регент архиерейского хора Русского православного собора в Лондоне (из интервью)

– В России относятся к молебнам и литиям после литургии по-разному. Например, архимандрит Таврион (Батозский) говорил что это ни к чему – в Чаше заключена вся полнота.

– Вот и владыка (митрополит Сурожский Антоний) и отец Михаил (Фортунато) говорили мне примерно то же самое: зачем молебен, зачем панихида, мы уже всех поминали на проскомидии.

Священник Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, г. Москва, духовник Свято-Владимирского учебного центра, ведущий телепрограммы «Православная энциклопедия»

Если человек участвует в Литургии, если мы говорим, что он одновременно ее сослужитель, то он пришел в храм не просто просить что-то лично для себя, но в этот момент стал Церковью, исполнил себя как член Тела Христова. И поэтому когда совершается Литургия, она обнимает собой каждого человека лично со всеми его нуждами, печалями и тугами. Веровать во святую апостольскую Церковь – значит верить, что она и все твое прошение, всю глубину твоей скорби, твоей радости, твоего горя, твоего благодарения принесла к престолу Божию.

Но люди, которые не видят в Церкви ее всеобъемлющего значения, потом приходят и просят – специально для меня послужите вот по этому конкретному поводу, хотя в самой Литургии уже заключено исполнение всех этих прошений. И в практику нашей Церкви давным-давно вошло служение после Литургии молебнов и панихид. Зачем? Подал ты записку или не подал, раз ты в Церкви стоишь, разве тебя Господь не видит? Разве Он не знает прежде твоего прошения все, что ты хочешь у Него попросить?

И поэтому служить после Литургии молебен просто бессмысленно. Происходит это только оттого, что часть людей, пришедших на службу в храм, участвует в Литургии, а часть – находится во время Литургии. Часть людей – отдается полностью соединению Церкви, а часть переживает немножечко иначе: они пришли, отстояли службу, а уже потом для них начинается самое главное, – сейчас будут просить о его личной конкретной просьбе, о его здоровье, о его путешествии, хотя все это в Литургию входит духовно, потому что приносится жертва, и Он, Спаситель мира, приносит жертву за всех и за вся.

Это так привычно стало, – заканчивается Литургия, священник выходит служить водосвятный молебен. Но вы себе представить не можете, как священнику внутренне тяжело и нелепо служить молебен после Литургии, когда все, что можно, у Бога испросили.

Тогда возникает вопрос: зачем существуют молебны, зачем существуют панихиды? А они существуют как внелитургическое действие. И сейчас нигде, ни в Греции, ни в Болгарии, мы не встретим совершение молебна после Литургии, и в России раньше такой практики не было. Священник приглашался в дом или в какое-то определенное место, и служился молебен по конкретному поводу с конкретными людьми. Например, молебен на ниспослание дождя.

Но если есть нужда молиться о ком-то особенно, например, о болящем, об этом должна молиться вся Церковь, все вместе, а не отдельно священник за отдельно взятого человека. Поэтому существует специальное прошение, которое при необходимости вставляется в сугубую ектению, – и о путешествующих, и о страждущих, и о болящих. И тогда о ком-нибудь одном или, может быть, о двух-трех людях, которые близки сердцу каждого в храме, будет молиться вся Церковь.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Как правильно заказать молебен

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Перед тем как рассматривать, какие молебны заказывают, нужно понимать, что это понятие означает. Молебен – особое богослужение, в процессе которого просят Господа, Богородицу и Святых о послании милости или благодарят за получение определенных благ.

Это богослужение является кратким. Она проводится в утренние службы. В свою очередь молебен делится на:

Осуществляя прошение — молящие просят у Бога о помощи, в благодарственных молебнах — славят ми благотворят Святых. Частные молебны – происходят по просьбе молящих. Общенародные – это службы, осуществляемые богослужителями по общественно-церковным нуждам.

Структура молебна состоит из троктарей, Евангелия, канонов, молитв, ектении. Заказать молебны можно в монастирях, церквях.

В каких случаях заказывают молебен

На самом деле молебны в церкви или храме может заказать любой желающий. Многие задаются вопросом в каких случаях заказывают молебен. Случаи могут быть самые разные от просьб о исцелении до помощи в начале бизнеса. И так рассмотрим какие молебны можно заказать в церкви и перед какими иконами произносят молитвы:

  • При различных тяжелых жизненных ситуациях и присутствии на душе терзаний молебен возносится Владимирской иконе,
  • При неизлечимых, затяжных болезнях обращаются к иконе «Целительнице»,
  • При болезнях уха и проблемах со слухом — икона «Нечаянная радость»,
  • С просьбой об исцелении от таких недугов как наркомания, алкоголизм – к иконе «Неупиваемая чаша»,
  • Исцеление от неврологических заболеваний заказывают молебен к иконе «Споручница грешных»,
  • При онкологических заболеваниях молятся к иконе «Всецарице»,
  • При унынии и тоске произносят молебны к иконе «Одигитрия»,
  • При болезнях опорно-двигательной системы молятся благоверным князьям Глебу и Борису,
  • При частых семейных неурядицах – икона «праведного Иоанна Кронштадскому»,
  • При житейских нуждах – блаженной Матроне,
  • От колдовской силы – священномученикам Киприану и Иустине,
  • О проблемах с жильем и создании семьи молебны заказывают к иконе «Неувядаемый цвет».

Это не полный список перечня всех образов Богородицы и Святых Угодников. На самом деле их намного больше. Если вас интересует, кому заказать молебен о работе, учебе и других потребностях, тогда просто необходимо обратится в ближайший храм. Там вам подскажут и расскажут, какую службу, к какому образу читаются.

Какие молебны заказывают в церкви и правильность их подачи

Как уже упоминалось выше, молебны в церкви может заказывать абсолютно любой человек, в любом возрасте и любого пола. Главное чтобы он был крещенным. Но перед тем как обратится в церковь или храм за уточнением какие молебны можно заказать, и к какому образу, необходимо знать как правильно их подавать.

  • Молебен подается в церковь в виде записки на четвертой части листа А 4 или половине тетрадного листа. Записку можно написать как дома, так и в самой церкви.
  • Также стоит отметить, что молебен может подаваться о здравии или о упокоении. Обращение может быть не только к святому, Богородице, но и к Господу Иисусу Христу.
  • Он может быть простым или с водосвятием.
  • Все это обязательно нужно указывать при составлении записки. Ее нужно подавать до проведения Литургии вечером или ранним утром.
  • Лучше это сделать накануне проведения Литургии, чтобы святой отец мог заранее ознакомиться с именами.
  • В записке нужно указывать имена только крещеных людей, записывая их печатными буквами в родительском падеже.
  • В одной записке может быть до десяти человек. Если вы хотите написать больше, то необходимо будет разделить количество имен на несколько записок.

Также нужно знать правильность написания имен. А именно сначала пишутся мужские имена, потом женские, девушки, девочки, мальчики и в самом конце пишутся имена детей до 7 лет.

Что значит водосвятный молебен?

Водосвятный молебен – это молебен, который включает в себя освящение воды. Для этого посредине храма ставится стол, на котором будет размещаться чаша с водой и Крест с Евангелием. После того, как зажгут свечи, читают псалмы, поют тропари, проводят обряд крещение воды.

После окончания молебна водосвятия, воду забирает тот человек, кто заказал такой обряд. Не редко бывает такое, что воду забирают не всю, и она остается и другим присутствующим на обряде людям.

Нужно сказать, что такие молебны в последнее время заказывают достаточно часто, поэтому в церквях практически всегда есть емкость со святой водой, которую можно без проблем набрать в любое удобное время.

Чем отличаются молебен за здравие и за упокой?

Перед тем как закончить рассказывать о молебнах, хотелось обратить внимание на том, что такое молебен за здравие и что такое молебен за упокой и зачем они проводятся.

Записки о просьбе провести службу о здравии, подаются в том случае, если живущему человеку необходима помощь в борьбе с каким либо недугом, душевной травмой, покаяться в грехах. Также в молебнах о здравии просят вознести молитву об успехах в учебе, работе, когда отправляемся в дальнее путешествие или командировку. Кстати молебен о здравии можно заказывать на разные сроки: на 1 день, 40 дней, полгода, год. Если это касается путешествий, то на весь период поездки.

Молебен за упокой – это молитва о даровании покоя душе усопшего. Помните, что чем больше молитв читается по смерти человека для жизни земной, тем легче душе в мире ином.

Записки за упокой подаются по правилам аналогичным, как и для записок о здравии.

Если вы занятой человек и у вас нет возможности, по каким либо причинам посетить церковь или храм, то в минуты вашей слабости, потребности в помощи или просто благодарности читайте молитву «Отче наш»:

Да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя,

яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

и остави нам долги наша,

якоже и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение,

но избави нас от лукаваго.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Да хранит Вас Господь!

Смотрите еще видео о том, какие молебны можно заказывать в церкви:

Молебен

Молебен

В трудные времена или, наоборот, в то время, когда благодарить Бога легко, люди заказывают молебен. Молебен — это особое богослужение. Верующие вместе просят о ниспослании милости, славят Господа, благодарят. От простой молитвы молебен отличает то, что он обычно касается какого-то определенного дела или начинания. В Русской Православной Церкви молебны называют «требами» — то есть потребностью обратиться к Богу, Богородице, святым с просьбой или благодарением.

Помимо келейной, домашней молитвы, верующим важно собираться вместе для молитвы именно в храме, чтобы явить друг другу христианскую любовь, преодолеть обиды и ссоры, если они были. Незримо, рядом с теми, кто молятся, присутствуют святые, к которым обращаются молящиеся, среди святых сложно сохранять вражду. преодолевают взаимные обиды, если они были. Призываемые святые невидимо становятся рядом с молящимися. Божия благодать снисходит на тех, кто искренне молится, а такая молитва угодна Богу.

Читайте также:  Кто такой еретик: значение этого термина в истории, его определение

Молебен иногда называют «молитвой о малом», потому что молебен обычно — прошение или благодарение о чем-то конкретном.

Какие бывают молебны

Один молебен может отличаться от другого по назначению:

  • Благодарственный молебен;
  • Молебен о здравии;
  • Молебен о путешествующих;
  • Молебен о прекращении войны;
  • Молебенн о прекращении засухи.

Также молебны бывают:

  • Простые;
  • Благодарственные;
  • Водосвятные;
  • Акафистные.

Простой молебен совершается в честь святых. Обязательная часть такого богослужения: в честь Богородицы и святого и произносится ектения -серия прошений с припевом «Господи, помилуй». На ектении поминаются имена заказавших молебен и их сродников (родственников). Затем читается молитва святому. Простой молебен можно заказать в день именин или за болящего.

Молебен с акафистом чаще служится перед чудотворными или чтимыми иконами, в дни празднования великих святых. Обычно служение проводится еженедельно, в определенное время, точное расписание лучше узнать в храме или монастыре, куда вы собираетесь пойти помолиться.

Благодарственные общецерковные молебны служат по большим праздникам. Но и верующий может заказать благодарственный молебен Господу по своему желанию.

Разными молебны бывают и потому, к кому обращаются молящиеся:

Благодарственный молебен обращен ко Господу.

Как заказать молебен

Бывают общецерковные молебны и молебны, которые заказывают верующие по своим потребностям. Чтобы заказать молебен надо:

  1. Подать записку в храме.
  2. В записке указать вид молебна и, к кому он обращен.
  3. Если молебен обращен к святому или святым, важно указать, к кому именно.
  4. Важно не забыть перечислить имена тех, за кого вы хотите заказать молебен. Хотя, в любом случае, Господь ведает их имена!

Молебны никогда не совершаются после Литургии. Служение молебна как части Литургии противоречит уставу Русской Православной Церкви.

Почему? Объяснение есть в книге «Евхаристия» профессора Архимандрита Киприана (Керн):

Отрицанием евхаристичности, т. е. самого смысла Литургии является просьба человека, присутствовавшего на Литургии и слышавшего эти слова, отслужить ему благодарственный молебен, потому что он ему понятнее, ближе и говорит ему больше, чем самая возвышенная благодарственная служба – Евхаристия.

Так невыразимо грустно слышать эти просьбы о благодарственном молебне после Литургии, т. е., иными словами, вместо Литургии, которая, следовательно, ничего не говорит душе желающего поблагодарить Бога человека. Кстати сказать, вообще, служение каких-либо треб после Литургии так противоречит духу нашего богослужения!

В каких случаях заказывают молебен

Молебен заказывают в двух случаях:

Молебен обычно выражает прошения о живых, потому что молитву об усопших называют «панихидой».

Что входит в чин молебна?

Молебен похож на сокращенный вариант утрени. Евангелие на молебне читают не перед чтением канона, а после его 6-й песни. На молебне читают канон в честь того, или тех, кому молебен служится. В современной практике канон может читаться не полностью, а служение может быть ограничено пением ирмосов или припевов канона.

В Чин молебна входят 50-й псалом, тропари, канон (обычно поются одни припевы), чтение Апостола и Евангелия, молитва святому, к которому был обращен молебен. К молебну может добавляться пение акафиста.

Что означает Водосвятный молебен?

Чины освящения жилья, автомобиля, предметов быта тоже относятся к молебнам. Отдельным же видом молебнов выделяют Водосвятие. Водосвятие бывает великое (на праздник Крещения Господня) или малое, которое может служиться в любых условиях и в любое время, когда людям требуется святая вода.

Водосвятные молебны служат в храме ежедневно или по воскресным дням. На водосвятном молебне также могут освятить иконы и нательные крестик.

Благодарственный молебен для тех, кто желает присоединиться к благому начинанию

Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе!

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Яко Твое есть царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость eго. Да речет убо дом Израилев; яко благ, яко в век милость eго. Да речет убо дом ааронь; яко благ, яко в век милость eго. Да рекут убо вси боящiися Господа; яко благ, яко в век милость eго. От скорби призвах Господа, и услыша мя в пространство. Господь мне помощник, и не убоюся; что сотворит мне человек? Господь мне помощник, и аз воззрю на враги моя. Благо eсть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека; благо eсть уповати на Господа, нежели уповати на князи. Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им; обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им; обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко oгнь в тернiи; и именем Господним противляхся им. Отриновен превратихся пасти, и Господь прiят мя. Крепость моя и пенiе мое Господь, и бысть ми во спасенiе. Глас радости и спасенiя в селенiих праведных; десница Господня сотвори силу. Десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу. Не умру, но жив буду и повем дела Господня. Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя. Отверзите мне врата правды; вшед в ня, исповемся Господеви. Сiя врата Господня; праведнiи внидут в ня. Исповемся тебе, яко услышал мя eси и был eси мне во спасенiе. Камень, eгоже небрегоша зиждущiи, сей бысть во главу угла; от Господа бысть сей, и eсть дивен во oчесех наших. Сей день, eгоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в oнь. О, Господи, спаси же, О Господи, поспеши же. Благословен грядый во имя Господне; благословихом вы из дому Господня. Бог Господь, и явися нам; составите праздник во учащающих до рог oлтаревых. Бог мой eси ты, и исповемся тебе; Бог мой eси ты, и вознесу тя; исповемся тебе, яко услышал мя eси и был eси мне во спасенiе. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость eго.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже! (трижды).

Миром Господу помолимся.
— О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся.
— О Великом господине и отце нашем нашем Святейшем Патриархе Кирилле и о господине нашем ( блаженнейшем, епископе, архиепископе, митрополите + «имярек»), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех Господу помолимся.
— О еже милостивно нынешнее благодарение, и мольбу нас, недостойных рабов Своих, в пренебесный Свой жертвенник прияти, и благоутробно помиловати нас, Господу помолимся.
— О еже не возгнушатися благодарением нас, непотребных рабов Своих, еже о приятых от Него благодеяниих, во смиренном сердце приносим; но яко кадило благовонное, и всесожжение тучное благоприятно Ему да будет, Господу помолимся.
— О еже и ныне послушати глас моления нас, недостойных рабов Своих, и доброе намерение и желание верных Своих, во благое всегда исполнити, и всегда, яко щедр, благодеяти нам, и Церкви Своей Святей, и всякому верному Своему рабу прошения даровати, Господу помолимся.
— О еже избавити Церковь Свою Святую и рабов Своих, имена рек:
/читаются имена для поминовения, можно молитвенно добавить имена родных и близких людей/
и всех нас от всякия скорби, беды, гнева и нужды, и от всех врагов, видимых и невидимых; здравием же, долгоденствием, и миром, и ангел Своих ополчением верных Своих всегда оградити, Господу помолимся.
— Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:
Твоих благодеяний, и даров туне яко раби непотребнии сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже прещедрый».

И ныне и присно и во веки веков. Аминь:
Богородице, Христианом Помощнице, Твое предстательство стяжавше раби Твои, благодарно Тебе вопием: радуйся, Пречистая Богородице Дево, и от всех нас бед Твоими молитвами всегда избави, Едина вскоре предстательствующая.

Премудрость, вонмем. (Апостол ко Ефесеем, зачало 229 — 230-е)
«Братие, якоже чада света ходите: плод бо духовный есть во всяцей благостыни и правде и истине: искушающе, что есть благоугодно богови: и не приобщайтеся к делом неплодным тмы, паче же и обличайте. Бываемая бо отай от них, срамно есть и глаголати. Вся же обличаемая от света являются, все бо являемое свет есть: сего ради глаголет: востани, спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя христос. Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть. Сего ради не бывайте несмысленни, но разумевайте, что есть воля божия. И не упивайтеся вином, в немже есть блуд: но паче исполняйтеся духом, глаголюще себе во псалмех и пениихъ и песнех духовных, воспевающе и поюще въ сердцах ваших господеви, благодаряще всегда о всех о имени господа нашего иисуса христа богу и отцу, повинующеся друг другу в страсе божии.»

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже!
Мир всем. Услышим Святаго Евангелия чтение. Вонмем. (Евангелие от Луки, зачало 85-е.)
«Во время оно, входящу Иисусови в некую весь, сретоша Его десять прокаженных мужей, иже сташа издалеча. И тии вознесоша глас, глаголюще: Иисусе Наставниче, помилуй ны. И видев рече им: шедше покажитеся священником. И бысть идущым им, очистишася. Един же от них, видев, яко изцеле, возвратися, со гласом велиим славя Бога, и паде ниц при ногу Его, хвалу Ему воздая, и той бе Самарянин. Отвещав же Иисус рече: не десять ли очистишася? Да девять где? Како не обретошася возвращшеся дати славу Богу, токмо иноплеменник сей? И рече ему: востав иди, вера твоя спасе тя.»
Слава Тебе, Господи, Слава Тебе!

Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем. Тебе Превечнаго Отца вся земля величает;
Тебе вси Ангели, Тебе небеса и вся Силы.
Тебе Херувими и Серафими непрестанными гласы взывают:
Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф, полны суть небеса и земля величества славы Твоея.
Тебе преславный Апостольский лик, Тебе пророческое хвалебное число, Тебе хвалит пресветлое мученическое воинство, Тебе по всей вселенней исповедует Святая Церковь, Отца непостижимаго величества, покланяемаго Твоего истиннаго и Единороднаго Сына и Святаго Утешителя Духа.

Ты, Царю славы, Христе, Ты Отца Присносущный Сын еси.
Ты, ко избавлению приемля человека, не возгнушался еси Девическаго чрева.
Ты, одолев смерти жало, отверзл еси верующим Царство Небесное.
Ты одесную Бога седиши во славе Отчей, Судия приити веришися.
Тебе убо просим: помози рабом Твоим, ихже Честною Кровию искупил еси.
Сподоби со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовати.

Спаси люди Твоя, Господи, и благослови достояние Твое, исправи я и вознеси их во веки;
во вся дни благословим Тебе и восхвалим имя Твое во век и в века века.
Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам.
Помилуй нас, Господи, помилуй нас; буди милость Твоя, Господи, на нас, якоже уповахом на Тя.
На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во веки. Аминь.

«Благодаряще со страхом и трепетом, яко раби непотребнии Твоему благоутробию, Спасе и Владыко наш Господи, о Твоих благодеяниих, яже излиял еси изобильно на рабех Твоих, и припадаем, и славословие Тебе яко Богу приносим, и умиленно вопием: избави от всех бед рабы Твоя, и всегда яко милостив исполни во благих желание всех нас, прилежно молимся Ти, услыши и помилуй».

«Якоже ныне, милостивно услышал еси молитвы рабов Твоих, Господи, и явил еси на них благоутробие человеколюбия Твоего, сице и в предняя не презирая, исполни во славу Твою вся благая хотения верных Твоих, и яви всем нам богатую милость Твою, вся нам согрешения презирая: молимся Ти, услыши и помилуй».

«Благоприятно, яко кадило благовонное и яко тучная всесожжения, да будет, Всеблагий Владыко, благодарение сие наше пред величеством Славы Твоея, и низпосли всегда яко щедр рабом Твоим богатыя милости, и щедроты Твоя, и от всех сопротивлений видимых и невидимых врагов Церковь Твою Святую (обитель сию, или град сей, или весь сию) избави, людем же Твоим всем безгрешное со здравием долгоденствие, и во всех добродетелех преспеяние даруй, молим Ти ся, Всещедрый Царю, милостивно услыши и скоро помилуй».

По окончании ектений: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш…», «Аминь», «Господу помолимся», «Господи, помилуй»!

«Господи Иисусе Христе Боже наш, Боже всякаго милосердия и щедрот, Егоже милость безмерна, и человеколюбия неизследимая пучина; ко Твоему величеству припадающе, со страхом и трепетом яко раби недостойнии благодарение Твоему благоутробию о Твоих благодеяниих на рабех Твоих бывших, ныне смиренно приносяще, яко Господа, Владыку и Благодетеля славим, хвалим, поем, и величаем, и припадающе паки благодарим, Твое безмерное и неизреченное милосердие смиренно моляще. Да якоже ныне моления рабов Твоих прияти, и милостивно исполнити сподобил еси, и во предняя в Твоей и искренняго любови и во всех добродетелех преспевающих, Твоя благодеяния всех верных Твоих получити, Церковь Твою Святую, и град сей (или весь сию, или обитель сию) от всякаго злаго обстояния избавляя, и мир, и безмятежие тем даруя, Тебе со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Единосущным Твоим Духом, во Единем Существе славимому Богу, всегда благодарение приносити, и преблагая глаголати и воспети сподобиши».

«Слава Тебе, Богу, Благодетелю нашему, во веки веков», после чего поется великое славословие: «Слава в вышних Богу» или же песнь святого Амвросия, епископа Медиоланского: «Тебе Бога хвалим »

По окончании пения: «Премудрость», «Честнейшую херувим…», «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови».

Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери и всех святых, помилует и спасет нас яко благ и человеколюбец. Аминь!

Ссылка на основную публикацию