Фарисейство: кто такие фарисеи, значение этого слова, его определение

Фарисеи

Фарисеи
В буквальном переводе с арамейского: Отделившиеся.
Фарисеями называли представителей религиозного течения (секты) в древней Иудее (II в. до н. э. — II в. н. э.), которое возникло после выхода евреев из египетского плена.
Для фарисеев были характерны упоение собственной ученостью, знанием священных текстов, а также агрессивность в отстаивании своего мнения, лицемерие и ханжество, поскольку набожность не мешала им быть высокомерными, корыстолюбивыми и т. д. Все свои религиозные обряды они совершали словно напоказ, демонстрируя всем окружающим свою набожность.
В Библии неоднократно приводятся слова обличения, с которыми Иисус Христос обращается к фарисеям (Новый Завет, Евангелие от Матфея, гл. 23, ст. 26—28): «Фарисей слепой! очисти прежде внутрен-
ность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония»
Имя нарицательное для лицемера, ханжи.
Отсюда же и «фарисейство» — лицемерие и ханжество, имеющее основой некое вероучение, политическую доктрину и т. п. (ирон., неодобр., презрит.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Смотреть что такое “Фарисеи” в других словарях:

ФАРИСЕИ — (евр. отделенные). Еврейская секта, старавшаяся отличиться особенной святостью жизни, вообще придерживавшаяся больше внешних обрядностей, маскируя ими свою развратную жизнь; отсюда вообще люди, только тщеславящиеся добродетелью, лицемеры. Словарь … Словарь иностранных слов русского языка

ФАРИСЕИ — (греческое pharisaioi, от древнееврейского перушим отделившиеся), религиозно политическое течение в Иудее во 2 в. до нашей эры 2 в. нашей эры. Фарисеи создатели Устного учения (закона), зафиксированного в Мишне (смотри в статье Талмуд),… … Современная энциклопедия

Фарисеи — (греческое pharisaioi, от древнееврейского перушим отделившиеся), религиозно политическое течение в Иудее во 2 в. до нашей эры 2 в. нашей эры. Фарисеи создатели Устного учения (закона), зафиксированного в Мишне (смотри в статье Талмуд),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ФАРИСЕИ — (греч. pharisaioi от др. евр. перушим отделившиеся), представители общественно религиозного течения в Иудее во 2 в. до н. э. 2 в. н. э. Фарисеи создатели Устного учения (закона), зафиксированного в Мишне (см. в ст. Талмуд). В Евангелиях фариссев… … Большой Энциклопедический словарь

Фарисеи — одно из главных религиозно политических течений в Иудее во 2 в. до н.э.Ч 2 в. н.э.; выражали интересы преимущественно средних слоёв населения. В Евангелиях фарисеи называются лицемерами. Отсюда переносное значение слова лицемер, ханжа … Исторический словарь

Фарисеи — (греч. pharisaioi, от др. евр. перушим отделившиеся) представители общественно религиозного течения в Иудее во 2 в. до н. э. 2 в. н. э. Фарисеи создатели Устного учения (закона), зафиксированного в Мишне. В Евангелиях фариссев называют лицемерами … Политология. Словарь.

Фарисеи — Фарисеи, иуд. религ. и полит. партия, единственная из евр. партий и групп, сохранившаяся и после падения Иерусалима; именно поэтому в основе совр. иудаизма лежат преимущ. фарисейские традиции. Слово Ф. , вероятно, означает обособленные и… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Фарисеи — (Происхождение слова Ф. не совсем ясно. Некоторые полагают,что слово Ф. означает отделившиеся , т. е. лица, которые вследствиестрогого исполнения законов о ритуальной чистоте, стремились избегатьсоприкосновения со всем тем (вещами и людьми), что… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Фарисеи — (греч. pharisaioi – отделившиеся) – представители общественно религиозного течения в Иудее во II в. до н.э. – II в н.э.; выражали интересы преимущественно средних слоев населения, в Евангелиях фарисеев называют лицемерами. Отсюда переносное… … Энциклопедия культурологии

Фарисеи — (Pharisees), представители религ. течения в Др. Израиле, придававшие большое значение соблюдению мельчайших требований иудейского закона. Держались изолированно от др. евреев и выступили противИисуса Христа, чье сострадание часто противоречило их … Всемирная история

Фарисейство: кто такие фарисеи, значение этого слова, его определение

Кто такие фарисеи?

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

Фарисеи (по одно из этимологий: евр. перушим – отделившиеся) были представителями самого влиятельного религиозно-общественного течения в Иудеи. О них впервые говорит евангелист Матфей (3:7-9). Отсутствие упоминаний их в Ветхом Завете дает основание предполагать, что эта секта зародилась значительно позже заключения канона священных ветхозаветных книг (сер. 5 в. до Р.Х.). Убедительно предположение некоторых исследователей, рассматривающих фарисейскую секту как ответ на эллинизм – тенденцию к культурно-историческому синтезу среди народов Средиземноморья. Явление это было последствием успешных походов Александра Македонского (356 – 323 до Р.Х.). Эллинистическое влияние на израильское общество, по-видимому, вызвало к жизни эту партию ревностных защитников отечественных традиций. Иосиф Флавий впервые говорит о фарисеях как одной из трех сект (наряду с саддукеями и ессеями) в 13-й книге Иудейских древностей (13.5:9), рассказывая о деятельности одного из Маккавеев – первосвященнике Ионафане (сер. 2 в. до Р.Х.).

Фарисеи, в отличие от саддукеев, признавали будущее воскресение, существование ангелов и духов. Они проповедовали строгую жизнь, ритуальную чистоту и точнейшее исполнение закона. Представители этого течения боролись против языческого влияния на народ, отстаивали национальную самостоятельность. Все это привлекало к ним людей.

Но чем дальше время удаляло их от боготкровенного источника веры, тем сильнее проявлялось в их учении и действиях человеческое начало. Нарастали формализм и обрядовость. Господь через Моисея запретил вводить новые заповеди и отменять уже данные: «Не прибавляйте к тому, что Я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые Я вам сегодня заповедаю» (Вт. 4:2). Вопреки этому они ввели 613 новых установлений: 248 повелений (по количеству костей в человеческом теле) и 365 запрещений (по числу дней в году). Нововведениям своим они придавали большее значение, чем заповедям Божиим. За это Спаситель обличал их: «зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» (Мф. 15:3); «вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (Мк.7:8). Им было свойственно презрительное отношение к грешникам, мытарям, людям некнижным: «этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин. 7:49). Хотя в Израильском обществе во время Спасителя было много грешников, но ни о ком Господь не говорит так обличительно, как о фарисеях. «Горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять. Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагонах и приветствия в народных собраниях. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того» (Лк. 11:42-44). Иисус Христос обличал бездушный формализм фарисеев и книжников, обвинявших Спасителя в том, что Он нарушает субботу, исцеляя тяжко больных людей. Не отменяя закона, Господь ставил дела любви и милосердия к страждущим людям выше обряда: «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27).

Гордость и мнение о своей праведности вели фарисеев к духовной слепоте и делали их неспособными со смирением признать кого-либо выше, чище и праведнее себя. Чудеса Господа, учение Его, поражавшее народ нравственной высотой, кротость – все вызывало у представителей этой секты ярость. В этом была главная причина, почему они не увидели в Иисусе Христе обетованного через пророков Мессию и добились вместе с саддукеями Его распятия.

Лучшие представители фарисеев, имевшие живую веру, не умерщвленную формализмом, стали христианами: апостол Павел, праведные Никодим, Гамалиил и другие.

Господь наш Иисус Христос предостерегал Своих учеников от закваски фарисейской (Мф.16:11). Фарисейство как духовное состояние представляет опасность для всякого верующего. Оно начинается тогда, когда человек, совершая молитву формально, устами, а не сердцем, по привычке, считает, что он угождает Богу. «У людей, старающихся провождать духовную жизнь, бывает самая тонкая и самая трудная война через помыслы каждое мгновение жизни – война духовная; надобно быть каждое мгновение всему оком светлым, чтобы замечать втекающие в душу помыслы от лукавого и отражать их; сердце свое такие люди должны иметь всегда горящим верою, смирением, любовью; в противном случае в нем легко поселится лукавство диавольское, за лукавством маловерие или неверие, а затем и всякое зло, от которого скоро не отмоешься и слезами. Потому не допусти, чтобы сердце твое было холодным, особенно во время молитвы, избегай всячески холодного равнодушия» (Св.Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, М., 2002, с.15). Духовная гордыня, уверенность в своей праведности, показное благочестие и лицемерие – все это фарисейство. Святая Церковь в борьбе с опасностью впасть в это состояние предлагает пример кающегося мытаря. С его смиренной молитвы начинается наше ежедневное утреннее правило: «Боже, милостив буди мне грешному».

Фарисейство: историческое и современное значение термина

Фарисейство – это свойство и вследствие этого поведение личности, при котором наблюдается двойной стандарт в моральной оценке окружающей действительности и поступков других людей. Буква закона или догмы морали ставятся выше их социальной и человеческой ценности. Ханжество и лицемерие – вот что такое фарисейство в современном понимании. Но слово это изначально имело другое значение и появилось на рубеже новой эры.

Историческое описание

Термин «фарисейство» возник в Древней Иудее около 2 вв. до н.э. и означал секту истовых праведников, которые отличались крайним религиозным фанатизмом, дотошностью в исполнении предписаний Торы. Последователи этого течения откололись от основного религиозного течения иудаизма, а термин «фарисей» буквально означал «отделившийся».

Читайте также:  Что такое целомудрие: какое значение это слово имеет для девушки, является ли оно добродетелью в браке

Эта секта или даже религиозная каста была достаточно влиятельной в период своего расцвета. Фарисеи трактовали по-своему Тору и, по сведениям философа и историка Иосифа Флавия, отказались присягать Ироду. Флавий также сравнивал их с греческим течением стоиков. Но, если в начале своего существования это течение пропагандировало неукоснительное соблюдение всех требований иудейской религии для спасения своего народа, то впоследствии оно выродилось, оставив лишь фанатизм и казуистику. Это произошло ко времени появления Иисуса Христа.

Фарисеи – группа, которая упорствовала в своей праведности и соблюдении религиозных норм. Другими словами, фарисеи использовали праведность как основу и оправдание снобизму, проявлявшемуся в их деятельности.

Иисус Христос и фарисеи

В Евангелии часто упоминаются споры фарисеев и Иисуса Христа. В них Иисус обличал в проповедовании несоблюдаемых ими же самими законов и догм. Среди известных слов Христа своим ученикам следующие: «Берегитесь закваски фарисейской, что есть лицемерие».

Одним из случаев, описываемых в Евангелии, стал известный инцидент с блудницей.

Группа фарисеев, поймав блудную женщину с поличным, привели ее к Иисусу, проповедавшему на площади перед народом. Они требовали поступить с ней по закону Моисея, то есть забить камнями. Фарисеи хотели посмотреть, что сделает Учитель в такой ситуации.

Иисус не мог позволить совершить это с грешницей, так как следовало поступать согласно его словам «Возлюби ближнего, как самого себя». Но, с другой стороны, она была виновна и оправдать ее, – значит, попрать религиозные законы. Иисус, наклонившись, к земле, что-то долго писал пальцем, и фарисеи вновь повторили свой вопрос. Тогда Иисус сказал фразу, ставшую впоследствии широко известной: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень». И снова наклонился к земле, продолжая что-то писать. Когда он поднялся, никого не было вокруг, лишь блудница осталась на месте. Не нашлось желающих назвать себя безгрешными, все предпочли тихо покинуть площадь.

Среди других конфликтов с фарисеями, описанных в Евангелиях, следующие:

  • Фарисеи возмущались тем, что Иисус не соблюдал субботу;
  • они негодовали из-за совместных трапез сына Божьего и грешников; спрашивали Иисуса, почему его ученики нарушают завет старцев и едят хлеб немытыми руками;
  • обвиняли Иисуса, то он исцеляет силой бесовского князя;
  • требовали от Иисуса знамения.

С другой стороны, Иисус призывал своих учеников и последователей слушать фарисеев и книжников, как тех, кто знает букву Закона Моисея, ее проводников, но не учителей.

Таким образом, согласно евангелию, Иисус часто изобличает фарисеев в демонстративности их благочестия, и это привело к тому, что понятие «фарисейство» в современной жизни и христианстве, соответствует лицемерию.

Современный нарицательный смысл понятия «фарисейство»

Фарисейство – свойство личности

Слово «фарисейство» давно из названия религиозного течения превратилось в нарицательное, довольно негативно окрашенное понятие. Как уже отмечалось выше, это одно из отрицательных свойств личности, моральный фанатизм ради самой морали, сопровождающийся двуличием в поступках и ханжеством. Чистые высоконравственные помыслы, исходящие от сердца, не столь важны, как внешняя видимость соблюдения морали и ритуалов.

В обществе, не имеющем никакого отношения к религии, например, социалистическом, фарисейство – это:

  • карьеризм,
  • безнравственность,
  • приспособленчество под маской нравственной чистоты.

Моральные принципы выдаются за прописные истины и являются средством внешнего надзора, обретают официальный и бюрократический характер.

Фарисеи в современном христианстве

В настоящее время фарисейство проявляется и в христианских общностях, это нередко можно наблюдать. Человек приходит в Церковь, с надеждой обратиться к Богу, но встречает массу препон. Находятся те, кто с удовольствием укажет, как нужно одеваться, приходя в храм, как бить поклоны, как стоять, куда смотреть. Возможно, это не является проявлением фарисейства, как лицемерия, но как слепого фанатичного следования ритуалам, – да. И эти навязанные правила могут надолго отбить желание у человека искать путь к Богу.

По словам философа Олега Торсунова, в христианстве фарисейство проявляется и в сухой формальной молитве, но по всем правилам. Это искусственное, театральное поклонение осуждается в духовных традициях. Искренняя молитва – это отдавание, жертва, взамен которой приходит благодать. Так происходит процесс развития личности в духовном плане.

Фарисей совершает молитву формально, но при этом они высокомерно полагает, что делают все как нужно, а остальные, не такие высокоморальные люди – грешники, оттеняющие его праведность.

Подводя итог, можно сказать, что когда-то фарисейство было течением иудаизма, но изменив свой первоначальный смысл, это слово стало означать негативное свойство личности. Фарисеем называют того, кто через призму двойной морали, ханжества и лицемерия смотрит на мир и поступки других людей.

Значение слова фарисейство: что это такое

Многие слышали, как кого-то могут назвать фарисеем, но не каждый знает, кто такие фарисеи. В обыденном представлении фарисейство — это ложь, фальшь и лицемерие. Но без обращения к сложной и интересной истории слова «фарисейство» понять, кто такой фарисей и что это за явление такое, невозможно.

Религиозная сторона понятия

Когда говорят о данном явлении, в тематике разговора зачастую присутствует религиозный оттенок. Верующие люди, сталкиваясь с негативными моральными качествами человека, нередко характеризуют его указанным словом.

Такое мнение имеют преимущественно представители христианских конфессий: православия, католицизма, протестантизма.

Приверженцы иудаизма могут обидеться, услышав в свой адрес подобное словоупотребление. Это связано с давним историческим противостоянием между фарисеями, учение которых стало основой раввинского иудаизма, и христианами первых веков.

Даже если разговор ведется в сугубо светском контексте, не стоит злоупотреблять понятием «фарисейство», забывая, что это такое было изначально. Для кого-то из Ваших собеседников это слово может показаться обидным, тем более, что вероисповедание относится к области свободы совести и никто не обязан информировать о нем окружающих.

Возьмите на заметку! Некоторые даже могут посчитать обвинение в фарисействе признаком антисемитизма, что способно подорвать репутацию в деловой или профессиональной среде, казалось бы, далекой от религии.

Происхождение термина

Расскажем с самого начала о происхождении фарисейства, значение которого в человеческой истории до сих пор вызывает дискуссии в среде представителей мира науки.

Ответ на вопрос, что такое фарисейство, даёт Википедия. Данному явлению в его историческом разрезе посвящена отдельная статья свободной энциклопедии.

Кто такие фарисеи. Википедия называет так последователей религиозно-общественного движения, существовавшего в Иудее в эпоху Второго храма, в годы земной жизни Иисуса Христа.

Фарисеи стали заметным явлением во втором веке до нашей эры, когда после восстания Маккавеев евреи получили относительную политическую самостоятельность. Их оппонентами в ту эпоху были саддукеи и ессеи.

Хотя название «фарисеи» восходит к ивритском слову פרש ‎, обозначавшему еретиков и отступников, данное направление стало доминирующим в Иудее, а его учителя заложили основу еврейского религиозного закона — Галахи. Как видим, первоначальное значение слова «фарисей» было далеко от того, что теперь означает «фарисейство».

Самим фарисеям значение слова, от которого произошло название приверженцев данного мировоззрения, не мешало проповедовать свои взгляды на веру в Бога, во многом противоположные обрядовому иудаизму священников Храма и стоявших во главе околохрамовой знати саддукеев.

Чтобы понять, кто такие фарисеи, достаточно упомянуть, что это священники, которые первыми начали служить Богу в синагогах.

До этого все обряды совершались в единственном месте — иерусалимском Храме, куда в праздники стекался народ со всей Иудеи и из мест рассеяния.

Перечислим основные пункты фарисейского вероучения

  1. Вера в предопределение судьбы, влияющей на жизнь человека.
  2. Уверенность в том, что человек может выбирать между добрыми и дурными поступками.
  3. Утверждение о необходимости соблюдения помимо Торы устных предписаний, передававшихся из поколения в поколение.
  4. Ожидание воскресения мертвых.

Фарисейскими учителями было записано большое количество комментариев и разъяснений к положениям Моисеева закона. Некоторые из этих толкований видоизменили и заметно смягчили заповеди Пятикнижия, например, касающиеся соблюдения покоя в субботу и ритуальной чистоты, что означает фактическое реформирование древней религии, замаскированное под неукоснительное соблюдение традиций.

Именно подобные произвольные изменения закона, как не соответствующие истинному духу Божественных предписаний, критиковал Иисус Христос, который на страницах Евангелий неоднократно вступает в полемику с фарисеями.

Обратите внимание! Фарисейские воззрения не помешали отдельным приверженцам данного течения впоследствии стать христовыми учениками.

Значение

Только разобравшись с историей, можно понять что такое фарисейство для верующих христиан. В церковных проповедях нередко можно услышать высказывания о том, как христианину не стать фарисеем, разбираются определение и корни этого понятия.

В первую очередь, речь идет о соответствии или не соответствии формы и содержания в религиозной жизни.

Это интересно! История Ставропольской и Невинномысской митрополии

Например, многие прихожане, как говорят священники, критикуют женщин, стоящих в храме без платков, считая, что это недопустимо.

В то же время они сами допускают более серьезные прегрешения, злословя ближних и гневаясь на них. Отмечается, что такое фарисейство по определению сводит на нет духовные достижения, связанные с соблюдением внешнего благочестия.

Внимание! Многое могут рассказать о функционировании в современном русском языке слова «фарисейство» его синонимы, приводимые в специализированных словарях.

В качестве равнозначных лингвистами упоминаются следующие слова:

  • фальшь,
  • лицемерие,
  • двойственность,
  • ханжество,
  • неискренность,
  • лживость,
  • двуличие,
  • двоемыслие,
  • двоедушие,
  • криводушие.
Читайте также:  Честолюбивый человек – как избавиться от честолюбия?

Что значит фарисейство для светского человека. Разумеется, стать фарисеем в первоначальном смысле данного слова в современном мире невозможно. Но даже если Вы далеки от религии, понять, что значит фарисейство, несложно.

Интересно! Значение слова лихоимство и что это за грех в православии

Речь идет о людях, которые за внешним соблюдением формы скрывают полное равнодушие к ее содержанию. Вместо реальной помощи они предложат отписку или отговорку.

К сожалению, данное явление широко распространено. Также обвинить в фарисействе с полным основанием можно лживых и неискренних людей.

Полезное видео

Подведем итоги

Разобравшись, что такое фарисейство, имеет смысл приглядеться к собственному окружению и своим личным поступкам. Достаточно спросить себя, всегда ли в душе присутствует искреннее отношение к тому, что вы делаете и говорите, нет ли у окружающих повода назвать вас фарисеем.

Что такое фарисейство и кто такие фарисеи?

Христос, придя на Землю, показал неприглядность и мерзость множества человеческих грехов и пороков. Но пожалуй, наибольшего количества обличений от Господа получили фарисеи. В каждом из Евангелий можно увидеть строки о том, как неугодны Богу были эти люди. Так что такое фарисейство и почему оно так осуждаемо Христом?

Кто такие фарисеи

Фарисеями назвались сторонники значительного и влиятельного иудейского течения, которые целью человеческой жизни считали четкое и детальное исполнение закона, прописанного в Торе. В повседневной жизни это выливалось в мелочное, внешнее и формальное исполнение заповедей. Фарисеи буквально наизусть знали и скрупулезно по пунктам выполняли даже самые мелкие предписания Торы.

Такая зацикленность исключительно на форме привела к практически полной потере внутреннего смысла. Закон воспринимался как четкое руководство к практическому действию, при этом совершенно не учитывались духовные аспекты вероучения.

Особо чтимой у фарисеев была суббота. В этот день не делались абсолютно никакие дела, поэтому даже Христос, исцеливший больного, попал под осуждение за нарушение субботы. Получается, что даже делание добрых дел порицалось под благовидным предлогом соблюдения заповеди о почитании субботы.

Читайте еще о Заповедях Божиих:

Внешне эти люди часто выглядели неопрятно, неухоженно и даже неряшливо. Такое нарочитое пренебрежение элементарными правилами ухода за собой как бы подчеркивало полное отречение от мира, от всего тленного, незначимого.

Интересно! Фарисеи постоянно ходили со скучными и постными лицами, всем своим видом показывая, что им чужды глупые радости бренного мира.

Обманчивая внешность часто приводила к тому, что их считали истинными праведниками, достигшими святости. Их значимость в иудейском обществе была велика, а мнение весомым. Так почему же их так сильно обличает Христос?

Притча о мытаре и фарисее

Наиболее детально суть Божьего порицания видна в Евангелии, в притче о мытаре и фарисее. Кратко ее суть в следующем: в одном из иудейских храмов молились два человека. Один из них был мытарем — сборщиком местных налогов. Таких людей в обществе часто не любили, поскольку налоги были огромными, и мытари зачастую отбирали в уплату чуть ли не все пропитание семьи. Поэтому мытари имели славу людей бессердечных, злых и немилостивых.

Другим молящимся был праведный, соблюдающий все предписания фарисей. Его молитва была преисполнена чувства собственного достоинства — он благодарил Бога за то, какой он хороший. Заметив мытаря, он стал благодарить и за то, что он «не таков, как тот мытарь». Иудей ставил себя и свои заслуги выше всех остальных людей и считал себя великим праведником, поскольку он соблюдал посты, отдавал десятину в храм, чтил субботу и выполнял множество других предписаний Торы.

Молитва мытаря же носила совершенно иной характер. Он, напротив, не смел поднять глаз своих, стоял с повинной головой. Просил он у Господ одного — милости. Понимая всю сущность своего падения, осознавая свою глубочайшую греховность, этот мытарь просил Бога быть милостивым к нему. На большее он не смел и надеяться.

И вот Святое Евангелие повествует нам об исходе этих двух молитв. Фарисей, окончив положенное правило, вышел из храма довольный собой, с чувством собственной праведности. Он был абсолютно уверен, что сделал все хорошо и правильно, и что его молитва обязательно будет услышана Богом. И несмотря на это он вышел осужденным.

Мытарь же, который даже не надеялся на прощение от Господа, а только лишь молил о помиловании, вышел со слезами на глазах и с чувством осознания своей полнейшей ничтожности. И при этом Евангелие нам говорит, что этот мытарь вышел из храма оправданный.

Чем же так угодил Господу мытарь и чем так разгневал фарисей? Основной грех последнего в том, что он дает себя право судить. Он судит несчастного мытаря, сразу делая вывод о нем, как о человеке павшем. Он судит и себя, но себе приписывает личину праведности. Однако фарисею никто не давал права суда — это удел одного лишь Бога. Одному Господу известно, кто из нас поистине праведен, а кто грешен.

Следующая погрешность фарисея — свое самодовольство. Мы знаем и из Евангелия, и из творений любых святых отцов, что матерью всех добродетелей является смирение. Смиренный человек не упивается собственной хорошестью, но видит в себе множество недостатков, с которыми старается бороться. Человек же, который считает, что поборол в себе страсти и достиг состояния праведности находится в глубокой духовной прелести. Именно таков и был фарисей из притчи.

Мытарь же, напротив, считал себя ниже и хуже любых других людей. Он возненавидел себя за те грехи, которые совершил в жизни и искренне в них покаялся. Его чувство было настолько острым, что он стоял в храме опущенной головой и только лишь повторял — Боже, милостив буди мне, грешному.

Важно! Именно эти слова прошения милости называются «молитвой мытаря» и с них начинается утреннее молитвенное правило.

Можно возразить, что этот фарисей действительно исполнял все, что прописано в Законе. Он не воровал, не блудил, соблюдал посты и еще много чего. Так почему же он не имел права сказать, что все выполнил? Богословы поясняют этот момент так — если бы фарисей познал истинного Бога, а не просто выучил формальный свод правил, то он бы понял, что предела у Бога нет.

Это означает, что по мере духовного возрастания перед человеком открываются все новые и новые духовные горизонты, пределов у которых нет, поскольку Господь — бесконечен. Исполнив одно правило, искоренив один грех, истинно верующий человек найдет в себе еще десяток. Как жив Бог, так жив и подвижен Его Закон. И невозможно Господа поместить в формальные рамки и правила.

Фарисеи в современном мире

Сейчас слово «фарисей» уже совсем не означает причастность к какому-либо иудейскому течению. Так называют людей, которые внешне пытаются выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Это лицемеры, люди, которые постоянно носят маски. К сожалению, очень много таких и в православной среде.

Христианство — это религия постоянной и кропотливой работы над собой, над очищением собственной души. Это сложный и тернистый путь, и не каждый может его пройти. Очень часто человек не хочет реально трудиться над собой, но при этом очень стремится, чтобы окружающие считали его праведником, ставили в пример, почитали.

Такое горделивое стремление показать себя лучше других и есть фарисейством. Совершенно не обязательно сегодня исповедовать иудаизм, чтобы быть фарисеем. Можно считать себя очень православным, ходить каждое воскресенье в храм, соблюдать посты и раздавать милостыню. Но если при этом в сердце будет зреть злоба на людей, виденье чужих грехов на фоне собственной праведности — это и есть самое настоящее фарисейство.

Фарисей — это лицемер?

Мы привыкли употреблять слово фарисей как синоним слова лицемер. Кем были фарисеи, что значит фарисействовать, что такое фарисейство в религиозном смысле?

Кто такой фарисей?

Слово на Евангельское чтение в Неделю о мытаре и фарисее (07.02.93)

Академик С.С. Аверинцев

Братья и сестры! Верховный приговор Господа нашего поставил молитву мытаря выше, чем самодовольную молитву фарисея. Служба сегодняшнего дня подтверждает этот приговор, и наши чувства привычно к нему присоединяются. Но чтобы согласие нашего сердца с приговором Господа нашего не было слишком привычным и слишком легким, чтобы мы поняли глубину и силу приговора Господа, нам будет нелишне подумать обо всем, что мог бы сказать фарисей в свою пользу.

Мы привыкли употреблять слово «фарисей» как синоним слова «лицемер»

И действительно, Господь наш называл фарисеев лицемерами или, может быть, лицедеями, если иметь в виду значение греческого слова, употребленного в Евангелии. Но Господь наш имел право и власть так назвать фарисеев. Мы же должны задуматься, в каком смысле фарисей — это лицемер? В жизни мы можем называть лицемером человека, который попросту притворяется перед людьми: на глазах у людей принимает вид добродетельного и порядочного человека, а едва люди отвернутся, ведет себя совершенно противоположным образом. О фарисее из выслушанной нами сегодня притчи мы такого не знаем. Он говорит перед Богом и перед самим собой, а не перед людьми, и у нас нет оснований полагать, что он не исполнял в повседневной жизни того, о чем говорил. Он действительно постился дважды в неделю, он действительно, надо полагать, не позволял себе ни малейшего упущения, отсчитывал десятую долю от каждого своего дохода и приобретения в жертву храму. Это не так мало. И такие, по-человечески говоря, порядочные люди, которым не нужно было чужого, которые не согрешили воровством или блудом, — такие люди немало терпели в повседневной жизни от людей, подобных мытарю.

Читайте также:  О стяжании Духа Святого по слову Серафима Саровского: значение слова «стяжать» в Священном Писании

Мытарь — это сборщик налогов, очень часто позволявший себе беззаконие, бравший много сверх того, что ему полагалось (собственно, на этом и держалось налоговое дело в те времена), да еще находившийся на службе у оккупационных властей — у язычников, иноземцев. Земная власть — власть римского наместника — давала преимущество мытарю, и в повседневной жизни, надо полагать, фарисей и его друзья, такие же люди, как он, терпели от людей, подобных мытарю.

И вот для фарисея приходит час реванша. Он — в храме; он видит у входа смущенную и раздавленную сознанием своей вины фигуру мытаря, одного из тех, от кого он терпит в повседневной жизни. Но хотя бы здесь, в храме, святыня, Закон, Божье благоволение — это-то принадлежит ему, фарисею; это его, страшно сказать, карта, которую он может использовать в игре против мытаря. Там, на улице, мытарь имеет над ним власть, но здесь, в храме, все принадлежит фарисею. Ему принадлежит самый Закон, Закон и он — как будто одно. В том-то и ужас проблемы фарисея, что фарисеи, как правило, не были вульгарными лицемерами, то есть обманщиками, ведущими себя противно своим словам, едва от них отвернутся. Это были серьезные люди. И как будто бы можно только позавидовать обществу, уважавшему не богатство, не земную власть, не роскошь, не любострастие и моду, но ученость и благочестие, стремление в точности осознать Закон и в точности его исполнить. Конечно, мы можем сказать (и это будет правда), что отношение фарисеев к исполнению Закона было чересчур мелочным. Но так ли уж легко провести границу между необходимой точностью в исполнении Божьего Закона и недолжной мелочностью? В конце концов, по отношению к величию Бога, все, что можем сделать мы, незначительно. Но разве мы не призваны и в малом исполнить наш долг?

В чем же вина фарисея?

Прежде всего в том, что он судит самого себя и судит мытаря — вместо Бога. Он как будто посягает на престол, уготованный для последнего Суда Божьего, он уже предвосхищает этот Суд. Но, братья и сестры, так ли уж легко нам удержаться от того, чтобы предвосхищать Суд Божий? и говорить от имени Бога, вместо Бога?

Далее. Фарисей заявляет о довольстве собой. Как ему кажется, ему остается только возблагодарить Бога за то, что Бог сделал его праведным исполнителем Закона, а не грешником. Но здесь существо дела опять-таки не в том, что фарисей дерзает так о себе говорить. Ну, хорошо, мы, наученные евангельской притчей, не будем так говорить — мы будем хитрее фарисея. Но ведь духовные учителя вот такое смирение на словах, которому не научился фарисей, воздержание от слов — только слов, но не чувствований, — называли смиренноглаголанием и противопоставляли истинному смирению. Если мы из этой притчи научимся всего-навсего воздержанию от каких-то слов, то фарисей, пожалуй, будет отличаться от нас всего-навсего тем, что он прямодушнее, наивнее, откровеннее, искреннее, если хотите. Он вправду говорит то, что думает и чувствует. Чувства же его связаны с тем, что норма Закона, которую он видит перед собой и вполне справедливо почитает, — норма эта не живая. Из чего это видно? Из того, что ему представляется, будто он до этой нормы дорос, что он ей соответствует, что он исполнил Закон. Это значит, что его закон не живой. Почему? Потому что, если бы его закон был живым, если бы норма, в соответствии с которой он живет, была живая, она бы росла вместе с ним — так, как это показано в Нагорной проповеди. Да, сказано — «не прелюбы сотвори», и фарисей, очевидно, исполнил это — он не совершает физического блуда, коль скоро дерзает благодарить Бога, что он не таков, как блудники. Но Бог требует полной чистоты сердца, чистоты тех глубин сердца, которых человеческий взгляд не всегда видит. В нашем сердце есть такие глубины (об этом задолго до психологии нашего столетия говорил блаженный Августин), которые — бездна, вообще не проницаемая для нашего взгляда.

Мы знаем, что собратья этого фарисея жизнь Самого Живого Бога ставили как бы ниже Закона, потому что приписывали Самому Богу занятия Законом в Его блаженной вечности. Такое мнение было у фарисейских учителей того времени и последующего. Нам легко, конечно, посмеяться над образом Бога, который в Своей блаженной вечности занят тем, что размышляет над Своим собственным Законом — как вечный, небесный, бессмертный, всемогущий и пренепорочный фарисей. Нам легко над этим посмеяться, но такой ход мысли, когда Закон поставлен наравне с живым Богом или превыше Его, — это очень страшный ход мысли, совсем не простой, по существу.

И далее. Фарисей не довольствуется тем, что благодарит Бога за свою верность Закону, но желает видеть грешников как фон, оттеняющий его, фарисея, праведность. Надо сказать, что само слово «фарисей» происходит от древнееврейского глагола, означающего «отделять». Фарисей — это тот, кто отделил себя по своему собственному сознанию от всякой нечистоты, но также и от прочих людей, которые нечистые, которые не таковы, как он. Поскольку он — исполнитель Закона, почитаемый и признаваемый в качестве такового обществом, его обязанность — свидетельствовать о Законе и учить Закону грешников. Но он этим отделяет себя не только от греха, но и от грешника, и таким образом сам кладет перед собой непреодолимое препятствие в исполнении своего долга учить Закону, передавать другим то благо, которое, как он убежден, дано ему самому. Ибо грешный человек и все мы, в силу нашей греховности, привыкли очень живо чувствовать чужое самоутверждение. И когда нам говорят правду, но таким образом, что эта правда должна быть ударом, нас сражающим и обеспечивающим нам поражение в некоей игре, в некоем состязании с тем, кто с нами разговаривает и нас поучает, мы не принимаем поучения. И фарисей, проводя черту разделения уже не между собой и грехом, но между собой и грешниками, отделяя себя от грешников, сам делает все возможное для того, чтобы не быть учителем и никого ничему хорошему не научить.

Мы знаем, что безбожная мысль выступала со многими укоризнами в отношении типа благочестивого, религиозного человека, исполнителя религиозного Закона. Эти обвинения, когда они исходят от безбожников, от злой страсти, направленной против веры, имеют в себе, конечно, много клеветнического и несправедливого. Но постольку, поскольку верны слова псалма пророка Давида «всякий человек есть ложь», поскольку мы — недостойные свидетели истинной веры в этом мире и не изъяты из этого суждения, постольку в обвинениях, во множестве прокурорских речей вновь и вновь произносимых безбожниками против благочестивцев, есть некая доля истины. И христианство, Христово учение, Евангельское учение — это единственное религиозное учение, учение благочестия, которое способно увидеть, и принять, и предложить нам в назидание в этой притче ту долю истины, которая придает какую-то силу немощной хуле нечестия против благочестия. Только одно Христово учение способно научить нас этому из того, как нас, людей, которые через несколько недель должны будут исполнять обязанности поста, нас, приходящих в воскресный день в храм, как нас может увидеть, ну, скажем, мытарь.

Да будем мы всегда жить с живой мерой, которая есть Сам Христос

Когда святые, великие святые и великие подвижники, укоряли себя, называя себя «великими грешниками», это не было смиренноглаголанием. Они говорили так не потому, что у христиан принято называть себя «великими грешниками», а потому, что они действительно в своем живом сердце, в своей живой совести, возраставшей вместе с ростом их подвигов, видели себя великими грешниками. Потому что перед ними была не мертвая мерка, до которой можно дорасти, но Божие Небо над головой. И они, живые, в это Небо росли, и Небо всегда оставалось бесконечно высоким над их головой. Приверженцы других религий могут все исполнить и сказать: «Ну, вот, мы все исполнили!». Не будем обманывать себя, не будем смеяться над приверженцами этих религий. В любой религии все исполнить очень трудно, это дело серьезное. Но христианин никогда, ни на секунду не может почувствовать и сказать: «Вот, я все исполнил», — потому что его мера — живая, Сам Господь наш.

Опубликовано в журнале: «Континент» 2004, №119

Вы прочитали статью Фарисей — это лицемер? Кто такие фарисеи? Читайте также:

Ссылка на основную публикацию