Что такое тропарь: какие бывают его разновидности и когда можно читать

Православные термины: что это такое тропарь

В православном словаре имеется множество терминов, которые слабо знакомы простым мирянам. Например, огромное количество людей задаются вопросом о том, что такое тропарь, что ему характерно и каковы его отличительные черты. Мы решили разобраться в этом деле и отобразить суть данного термина.

Стандартная трактовка

В википедии тропарь – это термин, который имеет древнегреческое происхождение. Переводится на русский он как «мелодия» или «лад», но значение его имеет несколько иной смысл.

Охарактеризовать его можно как молитвенное песнопение в краткой форме, в котором отображается суть того или иного праздника.

Также тропарь для молебнов прославляет и призывает на помощь священное лицо, «ответственное» за конкретный праздник.

Познавательно! Расписание богослужений в Елоховской церкви на Бауманской

Интересен тот факт, что тексты тропарей и порядок их исполнения не указан ни в Ветхом, ни в Новом Заветах. Традиция исполнять подобные краткие, простые и предельно понятные песнопения возникла в Константинополе примерно в пятом веке нашей эры.

Придумал, а точнее, написал первые тропари Роман Сладкопевец, а саму традицию занесли в Устав Великой Константинопольской церкви. Ныне узнать каждому человеку о том, что такое тропарь и ознакомиться с текстами подобных пений можно, купив соответствующий сборник под названием «Тропарион».

Все существующие тропари дня или праздника имеют одинаковую структуру. В самом начале идет четкое описание праздника или же извещение о заслугах и подвигах конкретного святого. Затем следует просьба, в которой прихожане просят святого молиться за сегодняшний праздник и их души. Иногда пение заканчивается славословием.

Обратите внимание! Несмотря на то, что такое понятие в церкви, как тропарь, имеет музыкальную основу, то есть состоит из нотной партии и словесного текста, стихи его могут быть нерифмованными.
Важно, чтобы в них отображалась суть сакрального торжества, а рифмой в некоторых случаях можно и пренебречь.

Наиболее обширно понять, что же значит тропарь, поможет классификации данного вида песнопения в зависимости от случая. Давайте рассмотрим все существующие варианты:

  • Отпустительный. Данный вид является классикой жанра, его характеристики совпадают с теми, что были описаны выше. Исполняется он в конце служения, звучит недолго и кратко описывает сакральное торжество конкретного дня (также это может быть святой или икона, которой посвящен день).
  • Иногда тропарь исполняет роль части канона и представлен он тогда в виде отдельных строф.
  • Для группы псалмов «Господи Воззвах» не так давно были придуманы отдельные, особенные тропари.
  • В зависимости от тематики, бывают тропари на каждый день — постные, а бывают праздничные.
  • Стихира – дублирование текста из того или иного псалма.
  • Кафизма – песнопение-вставка, которое служит как бы отдельной строфой в целом церковном концерте.
  • Кондак исполняется в церкви в качестве тропаря в третьей и шестой частях канона.
  • Ирмос – заключительное песнопение, которое исполняется в конце служения хором прихожанами, которые находятся в храме.

Следует подчеркнуть, что читать тропарь также необходимо, исходя из внутреннего его содержания и конкретного торжества. Существует некая градация подобных песнопений, которая включает в себя тропари Крестобогородичен, Богородичен, Покаянен, Троичен, Воскресен и так далее.

Теперь важно ответить на вопрос о том, кто может исполнять тропарь, и для кого данное песнопение предназначено. Изначально эту миссию брал на себя исключительно церковный хор, более того, приходилось в рамках определенного музыкального мотива воссоздать прозу, подать ее людям и раскрыть суть всех слов, в ней содержащихся.

Ныне же принято исполнение его совместно с прихожанами и гостями храма. Его читают как служители церкви, так и люди, которые пришли поклониться в честь того или иного сакрального праздника. Текст тропаря на конкретный день всегда можно получить в храме, а учить его не придется – все будет изложено крайне понятно и доступно.

Интересный факт! Тропари в православии именуют словесными иконами, так как эти короткие песнопения неразрывно связаны со святыми ликами, отраженными на холстах. Чем славятся конкретные иконы в те дни, когда празднуются события, связанные с ними, то и описывает тропарь конкретной даты.

Праздники и будни

Мы разобрались в том, что такое тропарь. Но когда его читают? Только в честь великих праздников? Или же для исполнения данного вида песнопения вовсе не требуется грандиозное торжество?

Тропари поют в церквях каждый день, так как практически каждая дата в календаре знаменательна определенным сакральным событием. Это может быть день рождения, смерти или прославления определенного святого, некий праздник, о котором знает далеко не каждый мирянин и т.д.

Поэтому дни, когда его, то есть тропарь, поют в храме, даже не отмечены в календаре, ведь происходит это ежедневно. Для того, чтобы тропари было исполнять удобнее, приняли решение разделить их в зависимости от дня недели.

Исключения составляют лишь воскресные песнопения, которые проходят каждое воскресенье, и молебны в честь какого-то большого праздника.

Итак, что же именно поется в каждый из существующих дней недели?

  • В понедельник по церковной традиции принято прославлять всех бесплотных представителей наивысших небесных чинов. Как правило, молятся, обращаясь к архистратигам небесным.
  • Вторник – день прославления святых пророков, особенно Иоанна Предтечи.
  • Если настала среда или пятница, значит пришло время вспомнить о Спасителе и его мучительной смерти, ради всех христиан на Земле.
    Также тропари по средам и пятницам посвящены Животворящему Кресту.
  • В четверг прихожане чтят память Николая Чудотворца как ведущего святого из всех святых. Также наряду с ним прославляются все существующие апостолы.
  • Суббота – день скорби. Поэтому все читаемые в субботы тропари оплакивают святых мучеников.

Интересный вопрос! Покупая молитвенники и прочие сборники церковных песнопений, люди задаются вполне разумным вопросом: можно ли читать дома тропарь?
Ответ на данный вопрос однозначно положительный, так как данная молитва по сути ничем не отличается от классических, более привычных простым мирянам. Дома запрещено петь только лишь божественную литургию.

Кондак. Что это такое?

Наверняка вы сталкивались с таким понятием, как кондак, когда знакомились с тропарем. Чем отличается от кондака вышеописанный термин и есть ли у них сходства?

Итак, кондак – это также краткая молитва, исполняемая в виде песнопения, которая описывает тот или иной праздник.

Но отличается от тропаря она тем, что дает характеристику не торжеству в целом, а отдельному событию или традиции, которые свойственны для праздника.

Важно отметить, что нередко тропарь от кондака отделяют несколько строф. Это происходит в том случае, если второй является частью первого, а не звучит в составе канона.

Важно! Как празднуют рождество святителя Николая Чудотворца 11 августа

Также кондак может быть не только частью тропаря, но и отдельной строфой канона или же самостоятельным мини-произведением.

Особенности порядка пения

Главным образом тропари и кондаки исполняются во время храмовых и престольных торжеств в составе божественной литургии. Аналогично эти песнопения исполняются в дни средних, малых и полиелейных торжеств.

Познавательно! Когда читают правило Василия Великого от осквернения женщин

Во время празднования Пасхи поется самый главный тропарь – «Христос Воскресе». Аналогично исполняется тропарь Рождеству Христову.

В целом для каждого праздника, как малого, так и большого, песнопения исполняются в определенной последовательности.

Сначала звучат все тропари, которые полностью описывают главное событие дня. Затем церковный хор вместе с прихожанами исполняют кондаки.

Важно подчеркнуть, что частенько в храмах большие праздники накладываются на дни, когда должен быть по расписанию исполнен тот или иной тропарь.

В таких случаях ежедневный вариант опускается и исполняется та молитва, которая повествует о великом торжестве.

Однако если служба в честь праздника проходит в вечернее время, то в дневное время допустимо исполнять плановое песнопение, которое поется в тот или иной день недели вне зависимости от события.

Полезное видео

Подведем итоги

Тропари и кондаки – песнопения, без которых просто немыслимо представить себе церковную литургию. О них знает практически каждый прихожанин, постоянные же посетители храма отлично знакомы с текстами и особенностями тех или иных пений.

Исполнение данных сакральных произведений принадлежит хору, однако поют певцы вместе с прихожанами. Звучание их – вещь удивительная и ни на что не похожая. Эти стихи и голоса очищают, настраивают на божественный лад и помогают проникнуться энергией Всевышнего в максимальной степени.

Тропари – что такое простыми словами?

Придя впервые в православный храм, многие задаются вопросом: что такое тропари? Слово «тропарь» в переводе с греческого языка означает “лад, мелодия, тон”. Оно, как и многие другие, вошло в церковную жизнь русского народа. По большому счету, его можно отождествить с гимном, то есть с кратким песнопением, в котором заключается весь главный смысл христианского праздника.

Или, если праздничный день посвящается святому, то в тропаре концентрируются главные события в жизни праведника, преподобного или мученика. Часто в песнопении бывают обращения к святому, раскрываются его подвиги и так далее. Рассмотрим подробнее, что такое тропарь, кондак, канон и другие названия в церковнославянском языке.

Пасхальные тропари

Тропарь зачастую дополняет кондак. Кондак — это как его продолжение, которое еще глубже раскрывает данную тему. Например, если в праздничном Пасхальном тропаре поется о воскрешении Христа «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущем во гробех живот даровав!», то Пасхальный кондак подробнее рассказывает о том, как Господь вошел во гроб, воскрес как Победитель и женам-мироносицам сказал «Радуйтеся!», апостолам «мир даруяй, падшим подаяй воскресение!»

Воцерковленные люди наверняка на вечерней службе слышали примерно следующий возглас: «Глас первый. Господи воззвах к Тебе, услыши мя». Затем певчие начинают исполнять мелодичные напевы, которые называют стихирами. И согласно правилам, вечерня заканчивается вновь тропарем или же тропарным гласом, которых есть всего восемь.

Читайте также:  Архиерей в православной церкви: как к священнику обращаться?

Отличия тропарей от других песнопений

Что такое тропари, как отличить тропарные гласы от стихирных, ирмосных? Впервые придя на клирос, певчие не понимают значения этих песнопений. На самом деле тропари являются высшими из всех церковных произведений. С ними могут посоперничать лишь прокимны, которые исполняются перед чтением Апостола и Евангелия.

Поэтому тропари вместе с кондаками в ряду с другими песнопениями занимают почетное место. Тропарями открывается и заканчивается утреня и вечерня.

Значение слова «тропарь» можно также толковать «победный знак», «трофей». То есть они прославляют победу, например, Иисуса Христа над смертью для всех нас, победу мученика над язычеством, преподобного над страстями и так далее.

Впервые тропарные гласы стали петь в Египте и Малой Азии. Это произошло в IV и V веках от Рождества Христова. Каноны появились значительно позже — в VIII веке.

Как ни странно, но вопрос, что такое тропарь, еще не исчерпан. Значение этого слова у древних эллинов объяснялось как “лад, пение”. Все их напевы – миксолидикийский, лидикийский и другие, назывались тропарями.

В церковнославянском уставе слово «тропарь» часто употребляют с другими словами-дополнениями, например, отпустительный тропарь. По сути, они являются собственно главными песнопениями, которыми заканчивается утреня и вечерня.

Тропари канона

Тропари канона — это песнопения, которые поются во время служения канона. То есть это то количество стихир, которые поются вместе с небольшими припевами.

Если в уставе Богослужебной книги указывается, что «тропари на Господи воззвах» глас такой-то, это обозначает, что стихиры на «Господи воззвах» следует петь определенным гласом. В церковном пении можно встретить еще такие названия, как седальны, ипакои, светильны. Все эти песнопения близки и по смыслу, и по мелодии к тропарям. Поэтому их часто объединяют в одно слово.

Необходимо знать, на какой слог ставится ударение в слове «тропарь». Это второй и буква А. Так как слово было заимствовано, то неудивительно, что многие ставят ударение на букву О. Но для тех, кто давно посещает церковь, хранит все ее устои и стремится к совершенству, непозволительно ошибаться в нем.

Разновидности тропарей

Рассмотрим, какие бывают тропари и кому посвящаются. Бывает, что в служебной книге или календаре стоит краткое слово: «Богородичен». Что оно означает? Это стихиры, седальны или тропари Божией Матери, посвящены ее подвигу и служению.

Если там стоит слово «Воскресны», то означает, что все песнопения после этого слова посвящаются Воскресению Господа Иисуса Христа.

Слово «Крестобогородичны» — это скорбь Пресвятой Богородицы о крестной смерти ее сына, Иисуса Христа.

«Крестовоскресны» — песнопения, воспевающие крестные страдания Господа и его воскресение. Такие песнопения исполняются после Воскресного канона и размещены они в Октоихе — специальной книге, где собраны все каноны и тропари, посвященные Воскресению.

Слово «Мученичны» обозначает песнопения, посвященные мученикам. Их можно найти как в Октоихе, так и в Триодях и Минеи. Чтобы их быстро найти, перед стихирами ставится слово «Мученичен».

Когда поются тропари по усопшим?

«Покаянны» — это особый вид песнопений, где главной темой является исповедание собственных грехов перед Богом.

По-другому их еще называют «умилительные». Найти их можно в Октоихе на службах понедельника и вторника. Великим постом исполняются три покаянных тропаря, единственные в своем роде.

«Мертвены» и «покойны» — это песнопения, которые содержат в себе молитвы об упокоении усопших. В службе погребения и в субботней службе Октоиха есть текст этих молитв.

Непорочны

«Тропари по Непорочных» — это песнопения, в которых вспоминается, как жены-мироносицы пришли ко гробу Господа и где они увидели ангела и услышали от него счастливую весть о воскресении его из гроба. Исполняются они на утрени во время полиелея.

Слово «Непорочны» пришло в церковнославянский язык от 17 кафизмы, которая открывается 118 псалмом. «Блажены непорочные в пути…» — так поется в псалме и по этому названию укрепилось слово «Непорочны». Во время полиелея данные тропари начинаются словами «Благословен еси Господи» и состоят из шести частей, каждая из которых отделяется припевом и возгласами: «Слава Отцу и Сына и Святому Духу» и «И ныне и присно и во веки веков. Аминь».

В праздники вместо «Непорочных» поются перед иконой тропари «Величания». Также они исполняются, когда отпевают архиереев или священников, заслуживших любовь народа, своего прихода, ставших мучениками.

Один из самых известных тропарей, прославившийся настолько широко, что его переводили на все языки – это произведение “Свете Тихий”, который поют на Всенощном бдении.

Тропарь – что это такое?

Церковные службы проходят по одному сценарию и состоят из отдельных частей. Важными составляющими богослужения являются тропари и кондаки. Они могут быть посвящены Иисусу Христу, Богородице и святым угодникам. Важно понимать, что такое тропарь и кондак, поскольку эти жанры церковного песнопения имеют совершенно разное значение. Изначально тропари писались прозой, и их главным предназначением было почтение памяти мучеников и сподвижников. Только через какое-то время их стали писать рифмованными, еще спустя некоторое время начали прилагать мелодию.

Что такое тропарь и когда его читают?

Тропарь с греческого языка переводится как мелодия или трофей. Под этим понятием понимают краткое песнопение, которое раскрывает главную сущность праздника, а еще в нем может прославляться какой-то святой. Именно с тропаря начало развиваться гимнография христианской веры. Если песня предназначена для праздника, то в ней будет раскрыта сущность торжества, а если тропари посвящены конкретному святому, то в тексте будет рассказываться о его особенностях, подвигах, а также прославляться его жизнь и святость.

Разбираясь в том, что это такое тропарь, стоит упомянуть некоторую классификацию на определенные виды. Все дело в том, что с развитием литургии появилось несколько разновидностей этого вида песнопения. К примеру, есть деление по тематике: постные и праздничные тропари. Есть также «отступительное песнопение», которое в своих строчках указывает на конкретного святого, праздник или икону. Подобным термином принято называть своего рода музыкальные иллюстрации проповеди или службы в целом. Еще одно разделение тропарей учитывает их функциональность. Например, есть тропарь-стихира, который повторяет текст псалма. Еще один вариант – кафизма, такое песнопение является вставкой между основными песнями. По своим функциям еще выделяют кондак – тропарь третьей и шестой песни канона. Есть еще один вид называемый ирмосом, который поют в самом конце песнопения все люди, находящиеся в храме.

Кондак – также краткое песнопение, в котором изложено определенное событие. Появилось оно гораздо позже, а отличительной чертой можно назвать получение расширенной информации. Считается, что кондак дополняет и как бы развивает главную тему тропаря. В переводе с греческого языка слово «кондак» означает палочку, на которую наматывается пергамент. Основоположником этого жанра песнопения является Рома Сладкопевец. Еще кондаками называют строфы акафиста.

Тропари и кондаки на каждый день еще называют словесными иконами, поэтому у них существует непрерывная связь со святынями. В православном богослужении каждый день недели имеет свой тропарь, который посвящен определенной памяти:

  1. Понедельник. В этот день недели принято чтить память бесплотных небесных чинов. В понедельник православные обращаются к архистратигам, которые являются главными среди ангелов.
  2. Вторник. В этот день поют хвалебные песни в честь Иоанна Предтечи и других пророков.
  3. Среда и пятница. Эти дни предназначены для того, чтобы верующие вспомнили о гибели Бога. Еще песни посвящены Животворящему Кресту, на котором был распят Иисус.
  4. Четверг. В этот день чтят святых апостолов и Николая Чудотворца, который объединяет в себе всех святителей.
  5. Суббота. В этот день принято почитать всех мучеников, и читаются заупокойные тропари.

Существуют гимны, которые стали очень популярными, что впоследствии их перевели на другой язык. К ним можно отнести тропарь под названием «Свете тихий», который создавали для вечерни. Этот красивый тропарь был отмечен латинской литургикой. Еще один известный тропарь посвящен Христову воскресению.

Тропарь

Если вы лишь недавно переступили порог храма, вероятно, вам сложно разобраться в том, что происходит во время церковного богослужения. Мы постараемся раскрыть вам суть праздничной литургии и рассказать о специальных церковных песнях, прославляющих Господа и святых Его. Все церковные богослужения разные, но во многом похожи. Они состоят из определенных частей, важнейшими являются тропарь и кондак. Вы можете отметить, что текст литургии объясняет, что за праздник сегодня отмечает Церковь? В чем его суть и значение для христиан?

Тропарь — это короткая церковная песня, которая, наряду с теософическими гимнами стояла у истоков гимнографии нашей Церкви. Тропари бывают разными: в основном, конечно, они посвящены праздникам и святым, но бывают постные, бывают и «стихиры», которые дублируют тексты псалмов, и кафизмы, которые поют между главными текстами. В самом конце христианской песни поют «ирмос», ирмос поет не только хор, но и все присутствующие в храме, поэтому его легко сразу узнать на литургии. На Литургии христиане встречаются с Самим Господом, восхваляют Его с помощью церковных песен. О необходимости участвовать в церковной жизни и церковном богослужении косвенно говорит сам Христос. И, если насчет Евхаристии у нас есть прямое указание Господа «Сие творите в Мое воспоминание», то собираться вместе и молиться — необходимость «общения святых» (в данном случае, общения между нами, членами Церкви), Иисус просит, говоря «Там где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них».

Читайте также:  Что такое аминь: когда надо говорить это слово его значение и как оно переводится

Поэтому так важно понимать чуть церковной гимнографии, христианских песен и, может быть, даже выучить тропари и кондаки основных праздников наизусть.

Тропарь: значение

Тропарь — это торжественный гимн, тихий и радостный, сочиненный православными гимнографами, авторами христианской песни. Обычно тропарь раскрывает смысл церковного праздника или прославляет святого, в честь которого он написан.

У каждого праздника есть тропарь и кондак. Если тропарь — это песня, которая говорит о сути праздника, то кондак — это жанр стихотворной проповеди. Тропарь и кондак двунадесятых праздников Церкви полезно знать каждому христианину.

Пример: Тропарь Рождества, глас 4:

Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе.

Рождество Твое Христе Боже наш, — это обращение к Господу.

возсия мирови свет разума, — воссияло миру светом разума. Свет разума — это свет духовного познания Бога.

Ибо во время его служащие звездам были научены звездою (же) поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток свыше. Господи слава Тебе! — Здесь речь идет о волхвах, которые пришли поклониться новорожденному Богомладенцу с Востока. Несмотря на то, что они были язычниками прежде, положение звезд на небе и появление Вифлеемской звезды для них стало знаком свыше — пришел Спаситель.

Кстати, именно этот сюжет часто изображается на иконах Рождества Христова, а тропарь иногда называют «словесной иконой». Тропари напоминают верующим, что события, которые описаны в Библии, это — не абстрактные люди и не «предания старины глубокой», а то, что для нас, христиан, всегда звучит мощно и современно.

Тропарь у истоков христианской гимнографии

Появившийся в ряду христианских церковных песен тропарь в IV веке был лишь припевом к другим песням литургии. Тропарь — это вид церковной песни, который сочиняли люди, его текст не взяли со страниц Библии. Сочиняли тропари и святые, их тексты появлялись по Божественному благословению. Ближе к V веку тропарь приобрел свое современное значение. Теософические гимны прежде выполняли функцию тропаря. Сейчас Церковь не сохранила их. На тропари того времени влияла культура Греции и Ближнего Востока. У самых истоков христианской гимнографии стояли, скорее, теософические гимны, которые пели с I по III век. Изначально часть литургии, рассказывающую о жизни святого не «пели» в привычном нам понимании слова, они даже не всегда были рифмованы.

Считается, что Родина современного тропаря — Византия. Первое упоминание о тропарях мы встречаем в Уставе Константинопольской Церкви. Ритмически тропарь «подстраивался» под кондак, ударения в тропаре расставлялись, как правило, по смыслу. Под влиянием преподобного Ефрема Сирина основным в тропаре было именно словесное ударение. В IV-V веке тропарь стал сопровождаться «гласом» — музыкой.

В России тропари имеют настолько древнюю историю, что находятся археологами на берестяных грамотах. Об этой находке 2010 года рассказывал на своих лекциях академик Андрей Зализняк.

Самый известный древний тропарь — «Свете тихий». А самый известный древний гимнограф — Феодор Крестьянин.

Первый тропарь

Автором первого тропаря считают Романа Сладкопевца. Роман Сладкопевец был одним из диаконов греческой церкви. Он не только не был выдающимся служителем Церкви, но в свое время вызывал даже насмешки. Только Патриарх Евфимий благоволил скромному юноше. Несмотря на благочестивую добродеятельную жизнь, он плохо пел на клиросе. Однажды для насмешки его вытолкнули на амвон и вынудили петь. Это был позор. Святой Роман, вернувшись к себе, молился Богородице, рассказывая о том, что с ним произошло. И Богородица явилась к нему, как когда-то являлась пророку Иезекиилю и Иоанну Богослову. Она велела съесть свиток, после чего святой Роман Сладкопевец не только стал обладателем прекрасного музыкального слуха и голоса, но и получил дар слагать церковные песни. Когда его снова вытолкали на амвон, он запел собственно сочиненный гимн чудесным сладким голосом, чем поразил всех присутствующих. Кондак Рождества, авторства святого Романа Сладкопевца стал неотъемлемой частью богослужения. В те времена поэтов равных Роману Сладкопевцу не было. К нему обращаются в молитвах те, кто хочет научиться пению. Его тропари — до сих пор являются образцом христианской гимнографии.

Роман Следкопевец в итоге стал учителем церковного пения.

Кому или чему посвящены тропари?

Тропари пишутся о церковном празднике, важном для Цекрви событии или о святом.

В переводе с греческого языка тропарь — это «памятник». Песня — своеобразный литургический памятник духовным подвигам святого или важной странице христианской истории. Первые тропари посвящались, кстати, только святым. Традиция писать тропарь и на праздники появилась гораздо позже. Есть и другая версия, в которой тропарь происходит от слова «обращение», эта церковная песня обращается к святым за помощью и заступничеством.

Существует версия, по которой тропарь — это «мелодия». Тропарь действительно одним из первых стал сопровождаться «гласом». В каждом гласе у тропаря существует свой напев. Этимология термина до сих пор остается загадкой.

Так Рождественский тропарь посвящен празднику Рождества, он звучит все Святки. Это время с дня Рождества Христова до Крещения Господня. Тропарь — одна из основных песней праздника.

В дни престольных праздников обычно исполняют по одному тропарю и кондаку. В Пасху, величайший Праздник для все христиан, день Воскресения Христова, трижды поют «Христос Воскресе».

«Настоящими», истинными тропарями считаются именно отпутсительные тропари — заключительное пение, посвященное празднику или святому. Тем не менее, сам жанр этой церковной песни очень разнообразен. Например в Типиконе «тропарь» означает стихиры на «Господи воззвах».

Церковное богослужение и его состав очень продуманы и выверены Церковью. Например, во время Великого поста некоторые тропари не поются. Так тропарь святого дня пропадает из богослужения. Почему это происходит? В финале второго Троична мы молим о заступничесвте всех святых и пение отдельного тропаря просто не требуется.

Тропари на каждый день недели

Тропари основных христианских праздников многие верующие учат наизусть. Специально учить тропари и кондаки необязательно. Христианские песни сами собой запоминаются, если постоянно посещать храм.

В 2018 году даты праздников выпадают так:

7 января 2018 года — Рождество Христово
19 января 2018 года — Святое Богоявление. Крещение Господне
15 февраля 2018 года — Сретение Господне
1 апреля 2018 года — Вербное воскресенье
7 апреля 2018 года — Благовещение Пресвятой Богородицы
8 апреля 2018 года — Пасха. Светлое Воскресение Христово
17 мая 2018 года — Вознесение Господне
27 мая 2018 года — Пятидесятница
7 июля 2018 года — Рождество Иоанна Предтечи
19 августа 2018 года — Преображение Господне
28 августа 2018 года — Успение Пресвятой Богородицы
11 сентября 2018 года — Усекновение главы Иоанна Предтечи
21 сентября 2018 года — Рождество Пресвятой Богородицы
27 сентября 2018 года — Воздвижение Креста Господня
4 декабря 2018 года — Введение во храм Пресвятой Богородицы

Существуют еще тропари на каждый день. Их еще принято называть «словесная икона». Каждый день недели имеет свой тропарь.

Понедельник — В этот день читается тропарь архистратигам, первым среди ангелов, бесплотных небесных чинов.

Вторник — Во вторник читается тропарь Библейским пророкам.

Среда, Пятница — В среду и пятницу вспоминают Распятие и смерть Христову за наши грехи.

Четверг — четверг — это время чтения тропаря святым Апостолам и Николаю Чудотворцу.

Исполнять тропарь можно дома.

О тропаре на Правмире:

Видео о тропаре:

Тропарь и кондак Рождеству Христову, детский хор «Радовесть»

Тропари Воскресные. Хор подворья Александра Свирского монастыря Санкт Петербурга

Тропарь святителю Николаю, глас 4

Тропари — что это? Какие бывают тропари Когда они исполняются

Среди многочисленных жанров церковной литургической гимнографии встречаются и такие песнопения, как тропари. Что это такое, и чем они отличаются, скажем, от псалмов? Откуда пришла в православие эта форма благочестивого песнопения? Является ли она всегда рифмованной, или существуют тропари, написанные ритмической прозой? Кому или чему они посвящены? Являются ли они самостоятельным музыкально-поэтическим произведением или это всего лишь сопровождение к чтению Священных Текстов? Вы узнаете ответы на эти вопросы, если почитаете данную статью.

Происхождение

Как и многое другое в православной литургике, тропари пришли к нам из Византии. Название этого церковного песнопения восходит к греческому слову «tropeon», что означает «памятник». Нетрудно догадаться и о значении термина «тропари». Что это литургическое воспоминание о подвижнических подвигах того или иного святого, говорит этимология. Но так было только вначале. Сейчас тропари могут быть посвящены и празднику (в них раскрывается его суть), и даже данному богослужению. В эпоху раннего христианства тропари слагались исключительно для того, чтобы почтить память святых мучеников и сподвижников. Прозой в них повествовалось об их жизни, призвании, совершенных чудесах. С IV — V столетия тропари святым стали писаться рифмой. Еще позже к тексту начала прилагаться и мелодия, подчиняющаяся гласам.

Художественное творчество

В отличие от псалмов, которые в православии также исполняются певчими, тропари не имеют раз и навсегда установленного текста. Вот почему этот жанр более гибкий, хорошо ложится на музыку. Взятый из Псалтыря текст не мог быть изменен, в то время как у тропарей имелись свои авторы и даже композиторы (их называли «распевщиками»). Самым известным из них был Феодор Крестьянин, который создал целый цикл служения для соборов Московского Кремля. Повсеместно на Руси были очень популярны тропари. Что это результат художественного творчества народа, свидетельствует его выразительный, богатый сравнениями язык, множество аллегорических выражений, метафор, ритмичных повторов. В отличие от псалма у тропаря должно быть явное повествовательное начало. Также определенную эволюцию претерпела и мелодика этого песнопения. Она отошла от античной просодии и стала строиться на единообразных по числу слогов строфах.

Читайте также:  О стяжании Духа Святого по слову Серафима Саровского: значение слова «стяжать» в Священном Писании

Еще одно значение термина

Есть исследователи, которые склоняются к другой версии этимологии слова «тропари». Что это слово происходит от греческого «трепо» — «обращаться». То есть призвание этого литургического песнопения — напомнить верующим об истинном значении проповеди священника и службы вообще. Таким образом, эта поэтическая форма кратко формулирует основную «тему дня». Но если чествуется сразу несколько событий, к примеру, воскресенье и день святого, во время одной и той ж литургической службы, читается несколько тропарей. Тогда они перемежаются строфами псалма, который составляет третий антифон. В зависимости от того, к чему или к кому «обращаются» тропари, они могут так и называться (Богородичен, Крестовоздвижен). Если они составлены по подобию ирмоса (по его мелодийной и ритмичной модели), они могут быть краткими песнопениями, составляющими канон.

Типы тропарей

С развитием литургики и гимнографии возникло несколько разновидностей этого песнопения. Во-первых, есть деление по тематике. Есть постные и праздничные тропари. Чаще всего читаются «отпустительные» песнопения, указующие на святого, праздник или явление народу, на прославление иконы. Можно сказать, что это — музыкальная иллюстрация проповеди и всей службы. Тропарь воскресный мог слагаться из нескольких песнопений, перемежаемых чтением Библии и исполнением псалмов. Также есть разделение и по функциям. Так, существует тропарь-стихира, вторящий тексту псалма. Кафизма является вставкой между основными песнями. Ипакои «откликается» на стихиру после малого входа. Кондак — это тропарь третьей и шестой песен канона. И, наконец, ставшая нарицательной катавасия. Это ирмос, который звучит в конце песнопения и исполняется вместе сходящимися хорами.

Знаменитые тропари

Существуют произведения литургической гимнографии, которые прославились настолько широко, что были переведены на другие языки. К этому числу относится тропарь «Свете тихий», созданный для вечерни. Его появление датируется III столетием, поскольку уже Василий Великий упоминает его как древнюю традицию Церкви. Тропарь настолько красив, что был взят на вооружение латинской литургикой (lux tu gloriae). Также известно песнопение на честь Христова воскресения. На Пасху читается сначала этот тропарь, а следом за ним кондак «Аще и в гроб снизошел еси…» Как видим, это произведение может звучать как законченная фраза, а может быть дополнением к другим блокам церковных песнопений. Например, тропарь Богородице — это девятая песнь канона, но также прославление Пречистой Девы вообще.

Тропарь

Тропа́рь (от греч. τροπάριον (тропарион) – тон, лад, мелодия) – краткое песнопение, в котором раскрывается сущность церковного праздника или прославляется святой (святые).

Тропарь – одно из древнейших церковных песнопений, с которого христианская гимнография начала свое развитие.

Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его. Тропарь, посвященный святому, раскрывает особенности подвига святого, прославляет его житие и святость. Кондак, воспевая то же событие или то же священное лицо, дополняет, развивает основную тему тропаря.
Это можно наглядно увидеть, сравнивая тропарь и кондак конкретного праздника. Приведём пример тропаря и кондака Пасхи:
Тропарь: Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
Кондак: Аще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́ я́ко Победи́тель, Христе́ Бо́же, жена́м мироно́сицам веща́вый: Ра́дуйтеся!, и Твои́м апо́столом мир да́руяй, па́дшим подая́й воскресе́ние.

Кондаками также называются отдельные, содержащие законченную мысль, молитвенные воззвания, из которых состоит канон, и, в некоторых случаях, другие краткие молитвословия.

«Песни вечерни, возрастая в своей торжественности, заканчиваются высшим из всех видов церковного песнопения – тропарем, самое название которого (τροπάριον, от τρόπος = ήχος, глас, напев) указывает на особую сложность и богатство мелодии для него. В каждом гласе тропарный напев составляет венец всех других напевов, из которых с ним может соперничать разве прокимен. Поэтому тропарь на всех службах в ряду других песнопений занимает самое почетное место, открывая их ряд, как на утрене, завершая его, как на утрене же и вечерне, или заменяя все другие роды песнопения, как на литургии и на часах (на последних вместе с кондаком)».
Михаил Скабалланович. Толковый Типикон

«Происхождение этого слова и, следовательно, его истин­ное значение объясняется по разному. Слово τροπάριον произошло от τροπαία, то есть «победный знак», трофей; в таком случае его смысл – прославить победу мученика над язычеством, преподобного – над страстями и миром, или Самого Спасителя – над смертью. Другое толкование этого слова ставит его в связь с «ирмосами» канона; если ирмос есть связь песни с песнью и как бы образец для пения и мелодии тропарной песни, то тропари обращаются к ирмосу τέτραπται πρός τό. Но, как правильно замечает Миркович, это было бы точно, если бы тропари возникали вместе с канонами, тогда как древнейшие упоминания о тропарях стоят совершенно вне зависимости от ирмосов и вообще гораздо раньше, чем возникло самое творчество канонов. В IV и V веках уже существовали тропари в Египте и в Малой Азии, тогда как каноны появились только в VIII в. Наконец, третье объяснение этого термина ставит его в зависимость от τρόπος, то есть образец. Уже у древних эллинов способ пения, «лад», в котором пелось, назывался тропот. Древние лады: лидикийский, миксолидикийский, иполидийский, фригийский и т.д. назывались «тропами».

Древнейшее христианское упоминание тропаря находим в уставе Великой Константинопольской церкви; это – единственное песнопение древневизантийского богослужения. Тропарь – песнопение, не взятое из Священного Писания, следовательно – не псалом, ни библейская песнь.

В современном уставе слово «тропарь» употребляется часто и в разных значениях или, лучше, с разными прилагательными.

1. Отпустительные тропари
Надо прежде всего отличать так наз. «отпустительные» тропари, т. е. краткое заключительное песнопение, прославляющее данный праздник, святого или явление иконы. Это собственно тропарь в настоящем смысле этого слова.

2. Тропари канона
Кроме того, говорится о тропарях канона, то есть о строфах христианского церковного песнотворчества, составляющих песни канона, поемых по образцу ирмоса и восполняющих известное число в данной песни.

3. Тропари на «Господи воззвах»
Иногда слово «тропарь» обозначает в Типиконе стихиры на «Господи воззвах»; тогда говорится о «тропарях на Господи воззвах».

Тропари имеют свой нарочитый напев в каждом гласе. По своему содержанию тропари могут приобретать и некоторые характеризующие их прилагательные, как например: Воскресен, Крестовоскресен, Богородичен, Мученичен, Крестобогородичен, Покоин, Троичен, Покаянен и т. д.»

Тропари – «наиболее краткие песнопения, прославляющие главную суть события. Хотя по напеву от них отличались, но по поэтической форме и содержанию остаются им очень близки: седальны, светильны, ипакои и даже стихиры. Эти последние, правда, имеют свои напевы, но часто даже и в книгах называются «тропарями на Господи воззвах».
Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология

Богородичны – песнопения (стихира или тропарь или седален) в честь Божьей Матери.
Воскресны
– песнопения, прославляющее славное воскресение Христово.
Крестобогородичны
– песнопения, в которых изображается скорбь Божией Матери о крестной смерти Ее Сына и истинного Бога. Они поются по средам и пятницам вместо Богородичных.
Крестовоскресны – песнопения, в которых прославляются крестные страдания и вместе воскресение Господа. В Октоихе на каждый воскресный день после воскресного канона находится крестовоскресный канон.
Мертвенны и покойны – содержащие молитвы об упокоении усопших. Они положены в службе субботней (Октоихе) и в чине погребения (мертвенные тропари по непорочны).
Мученичны – песни в честь мучеников, содержащиеся в Октоихе на все дни недели, кроме воскресения: на утрени – в седальнах, в канонах (кроме четверга) и в стихирах на стиховне; на вечерни – в стихирах на стиховне (в субботу на «Господи воззвах»); на Литургии – в тропарях на «блаженны». Мученичны находятся в Октоихе и в Триодях. В указанных книгах перед этими песнопеняими имеется надпись «мученичен». Но песнопения Минеи, где полагаются целые службы в честь мучеников, не надписываются этим обозначением.
Покаянны (умилительны) – общая тема этих песнопений – исповедание грехов перед Богом, сокрушение о них и моление о прощении. Они положены на службах понедельника и вторника в изменяемых песнях Октоиха. Три умилительных (или покаянных) тропаря, исполняются только Великим Постом (до недели 5-й) и в предшествующие четыре седмицы: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…», «На спасения стези настави мя, Богородице…» и «Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный трепещу страшнаго дне суднаго…».
Тропари по Непорочных – повествуют о пришествии жен-мироносиц ко гробу Спасителя, где они от Ангелов узнали о чуде Его воскресения. Исполняются на полиелейной Утрени. Непорочнами называется 17 кафизма Псалтири, состоящая из одного 118 псалма; название она получила по первым его словам: «Блаженны непорочные…».
Тропари по непорочных состоят из шести частей припевами и славой. Начинаются с припева «благословен еси Господи», отделяющего одну от другой три последующих части тропаря. После четвертой части читается «Слава», после пятой – «И ныне». Оканчиваются троекратным пением аллилуйа. В праздники, вместо тропарей «по Непорочных», перед иконой праздника поется величание.
Тропари по непорочных поются также при отпевании архиереев и заслуженных священников.

При освящении куличей, пасох, яиц, окропляя их святой водой, священник поёт тропарь воскресный 2-го гласа.

Ссылка на основную публикацию