Что такое скрижали Моисея: определение значения слова скрижаль

Скрижали, что это и как они понимаются в настоящее время

Произнося слово скрижали, возникает ассоциация с другими понятиями, такими, как манускрипты, свитки, писмена, книги. Чем же отличаются это понятие от других источников информации?

Что такое скрижали?

  • Это памятные каменные, в дальнейшем деревянные, бумажные таблички, на которых изложены значимые даты, имена события.

Примерно такое определение встречается при объяснении этого понятия. Здесь-то и возникает вопрос, чем же отличается это понятие от других древних и современных источников и носителей информации, тех же манускриптов, свитков, писмён и книг. При детальном анализе нам придется понять и принять, что скрижали не являются простым источником и носителем информации, а обладают в своем значении неким скрытым смыслом.

Когда появилось это понятие в жизни человечества? В писании сказано, что скрижали – это две «каменные» таблички, на которых Бог начертал основные общечеловеческие ЗАКОНЫ. Эти первые каменные таблички были переданы Моисею на «горе» Синай. Обращу внимание на слова «каменные» и «гора».

Исследователи и толкователи понятия, мало уделяют внимания на сопутствующие слова, которые определяют значение слова «скрижали». Так же мало внимания уделяется тому, что на них было начертано и кем. Опять обращу внимания на слово – начертано, а не написано.

Разберём более подробно.

  • Каменные скрижали значит вечные, непреложные, нестирающиеся, ибо камень не гниёт, не разрушается и долговечный. Одним словом, на камне, не на воде вилами писать, надолго и даже навсегда.
  • Второе – это на «горе», то есть мир Горний, в высшем, как непреложный закон жизни.

Читаем, что же было написано на табличках.

  1. Бог один и нет других богов, но понятие бог не определенное, то есть это всё, что было, есть и будет, существующая абсолютная реальность, поэтому
  2. Не может быть других изображений Бога, что так и есть, потому что он просто Есть.

Далее, идут этические законы жизни, начертанные в идеальной форме, как универсальные и непреложные.

  • Скрижали – это не просто каменные пластинки, а непреложные законы истины, начертанные Высшим и в Высшем или камне истины.

Многочисленные восточные учения доносят до нас сведенья об удивительном феномене – «Камень Чинтамани», считаю, что речь в этих писаниях идет о тех самых скрижалях Завета Истины.

История появления понятия «скрижали»

Продолжаем исследования. Из древних библейских источников известно, что Моисей, которому были переданы скрижали Завета Бога, разбил их в гневе, когда увидел, что люди поклоняются материальному богу – «Золотому тельцу». Обращаю внимание на словосочетание «материальному богу», что говорит только об одном – о небесном начертании Завета, а не материальном.

И были написаны другие скрижали, уже более мирские, но помещённые в деревянный ковчег, чтобы никто более не смог их разрушить. Они стали символом присутствия высшего в жизни каждого дня, как определяющий фактор защиты для тех, кто способен открыть и прочитать скрижали начертания законов жизни.

  • Скрижали – это законы Высшего и в высшем значении Духа Истины, укрытые в ковчеге Завета от разума человеческого.

Вспомните выражение – «Гранит науки». Гранит (камень) означает тот самый ковчег скрижалей Завета, который нельзя просто найти или обрести, необходимо, именно открыть, понять и принять.

В более поздних толкованиях часто встречаются такие выражения, что то, или иное утверждение для людей начертано на скрижалях Завета, то есть, как непреложный факт или закон жизни.

Разбить скрижали Завета

Обращу внимание на понятие – «разбить скрижали», осколки которых и по сей день разбросаны по всей вселенной, а новые упрятаны в ковчег.

Это говорит только о том, что человеку необходимо собрать эти осколки божественных законов в себе и тогда ковчег законов Завета откроется всему человечеству для прочтения (понимания) и обретения.

Иисус Христос, по всей вероятности, знал об этом и собрал разбитые осколки скрижалей Ветхого Завета и ему открылись законы (заповеди) Нового Завета.

«Не думайте, что я пришёл нарушить закон или пророков, не нарушить пришел я, но исполнить»

Именно, это утверждение указывает на открытие скрижалей Нового Завета, как ковчег спасения, и этот ковчег, отныне, открыт для каждого человека жертвой Иисуса Христа, который готов и способен воспользоваться ключом, которым является Новый Завет.

Нам все святые отцы и последователи Христа рассказывают о великой жертве, которую человек должен заплатить, чтобы попасть в царствие небесное. Нет, уважаемые читатели, жертва Иисуса – это единственная жертва при открытии врат ковчега Завета скрижалей истины. Именно, это утверждение открывает врата и дает понимание жертвы Иисусовой, как спасителя для всего человечества.

Дважды врата не открываются и жертва Иисусова – это жертва во имя всего человечества, а не его части.

Разбить скрижали Завета, значит найти скрижали Нового Завета, которые укрыты были до времени Великой Жертвы в ковчеге спасения в копях царя Соломона. В копях царя Соломона – значит в недрах горы, в глубинах человеческого существа.

  • Скрижали – это врата, на которых начертаны законы прохождения в «царствие небесное», то есть высшие законы жизни для жизни в Высшем, это врата в абсолютную реальность, вечную и бесконечную, по сути своей.

Выводы и анализ значения понятия скрижали

Вспомним, что есть такие понятия, как изумрудные скрижали или золотые, что открывает нам, в некоторой степени, тайну понятия. А тайна заключается не в самом слове, а в его тайном смысле. Моисею бог начертал законы на каменных плитках, то есть знания, необходимые для жизни в обществе того времени. И эти знания откроются только тому, кто готов с усердием грызть гранит науки (познание мира).

Иисус принял другие законы – Новый завет, которые открывают человеку путь через любовь, но написаны они были на золотых табличках, к чему это привело мы уже сейчас можем понять. Это небольшое пояснение понятия.

Каждая эпоха жизни общества открывает человеку свои законы, в зависимости от конкретного момента времени и запросов этого времени. Мы сейчас пишем свои законы, вот где мы их пишем, зависит от уровня нашего развития. Понять необходимо, что мы пришли не для того, чтобы нарушить закон, но исполнить уже новый закон, актуальный для нашего времени и написанный на изумрудных (духовных) скрижалях.

Скрижали – это напутствие человечеству в грядущее свершений, и пишутся они сейчас на изумрудных табличках, что означает не только исполнение закона, но и сотворение его самим человеком. И эти письмена уже даны человечеству, но люди пока смотрят только то, что написано на воде вилами.

Законы старого мира разрушены в гневе, но только для того, чтобы явились новые законы, написанные на изумрудных табличках.

Что такое скрижали Моисея и их значение в православии

Сегодня даже не церковный человек знаком с некоторыми понятиями, которые встречаются в Библии. Все они незаметно укоренились в повседневной жизни в виде поговорок и фразеологизмов. Взять, к примеру, такие фразы, как: «Око за око, зуб за зуб», «Фома неверующий», «Не убий», «Не укради» и т.д. Последние же две фразы относятся к Десяти Заповедям Ветхого Завета.

Несмотря на Заповеди Блаженства, которые оставил человечеству сам Господь Иисус Христос в Новом Завете, каждый верующий христианин обязан знать и о происхождение Декалога, или Десяти Заповедей. Для человека светского, подобная информация не станет лишней, так как несет в себе образовательный характер.

История появления скрижалей

Еще до прихода на Землю Спасителя, многие люди не знали истинного Бога и поклонялись идолам. Существовали и богоизбранные пророки, которые должны были подготовить народ к пришествию самого Бога.

Одним из первых пророков и праотцов был Моисей. Господь велел ему вывести из египетского рабства избранный Израильский народ. Лишь после сорока лет скитаний, Моисею и его людям удалось покинуть пустыню. Богом избранному народу надлежало вести жизнь праведную, нежели ее вели остальные варварские народы. Для этого Бог передал Моисею Скрижали Завета на горе Синай в пятидесятый день после исхода из Египта.

Но народ забыл о земле обетованной и о Боге, установив при этом себе идола — золотого тельца. Моисей счел людей недостойными этих заповедей, и разбил скрижали.

Позже, он просил Бога простить неверие народа, на что Всевышний согласился и велел Моисею вытесать новые скрижали. Именно на этих скрижалях и были размещены заповеди. Скрижали были положены в Ковчег Завета. Ковчег — это специальный сосуд, который израильтяне бережно хранили в знак союза между Богом и их народом.

Сам Господь показал Моисею, какой формы должен быть ковчег. Предполагается, что он был утерян после разрушения Иерусалимского храма царем Навуходоносором в 586 году.

Для сведения! На сегодня местонахождение ковчега и скрижалей так и не было определенно.

Читайте о заповедях:

Заповеди Старого и Нового завета

Будет неверным отметить, что заповеди Нового Завета противоречат и отменяют Десять Заповедей. Наоборот, новозаветные Заповеди Блаженства дополняют старозаветное учение. Подтверждением этому служат слова Спасителя из Евангелия от Матфея: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».

Говоря мирским языком, законы Нового Завета требуют от человека большего внимания к внутреннему миру, мыслям и желаниям.

Декалог же был предназначен людям с огрубевшим сердцем и сознанием, которое никогда не знало истинного Бога. Для тех людей было достаточным соблюдение правил воздержания от чего-либо. В Заповедях Блаженства все довольно серьезно: теперь одна лишь мысль о смерти ближнего равняется смертному греху.

Интересно! «Скрижали» — слово славянского происхождения. Имеет несколько значений, такие как «камень», «доска». На иврите Скрижали Завета имеют название «Лухот а-Брит», что дословно означает «доски союза».

Значение каждой заповеди

В десяти Божьих заповедях кратко объясняется, как должен относиться человек к Богу и своему ближнему:

  • в первой заповеди речь идет о том, что существует только один истинный Бог и создатель всего видимого и невидимого. Поклонение другим Богам является грехом. Эта заповедь одна из главных установлений во взаимоотношениях между Богом и человеком;
  • вторая заповедь подобна первой. В ней говориться, что нельзя обожествлять всякое творение Господне, а нужно служить единому Богу;
  • третья заповедь запрещает вспоминать имя Бога напрасно;
  • четвертая заповедь взывает к отдыху и покою в день субботний, символизируя отдых Творца после шести дней творения. У православных христиан таким днем считается воскресенье, так как в этот день произошло главное событие человечества — Воскресение Господа;
  • в пятой заповеди говорится о почитании родителей. Это главная заповедь, которая регулирует человеческие отношения;
  • в шестой заповеди говорится о важности человеческой жизни. Убийство — уничтожение Божьего дара;
  • седьмая заповедь указывает на важность законных отношений между мужчиной и женщиной;
  • восьмая заповедь запрещает красть и извлекать выгоду за счет своего ближнего или ему в убыток;
  • в девятой заповеди говориться, что нельзя говорить ложь о ближнем и порицать его;
  • десятая заповедь указывает на грех зависти. Желание благ ближнего своего ведет к духовному падению.
Читайте также:  Схима — что это: определение термина в православии, как её принять, постриг в схиму

Важность именно этих отношений подчеркнул и сам Христос в Евангелии от Матфея:

«возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

Каменные скрижали Моисея: интересные факты и значение реликвии

Что такое скрижали

Впервые это слово упоминается в Святом Писании, где рассказывается об истории обретения реликвии. Помимо банального лексического значения, термин обладает глубоким сакральным смыслом.

Скрижали Моисея – одна из загадок древности

Происхождение слова

На старославянском языке слово «скрижали» означает «разделенные доски», при этом нет четкого указания, из какого материала они должны быть изготовлены. С иврита термин переводится как «доски завета» или «договор». То есть, по сути, Всевышний заключает божественный союз с верным Ему иудейским народом.

Значение понятия

В Святом Писании скрижали предстают перед нами в виде каменных плит с высеченными на них Законами Божьими. Именно их Господь продиктовал пророку Моисею на горе Синай, чтобы тот передал заповеди идущим за ним евреям. Однако, если абстрагироваться от библейской трактовки, слово вполне может означать материал для письма. Так, на Ближнем Востоке для клинописи использовали глиняные или каменные таблички.

Определение понятия «скрижали»

История появление скрижалей

Историю обретения артефакта можно прочитать в Книге Исхода. Там подробно описывается момент получения скрижалей, когда Моисей стоял на вершине Синая, а вокруг бушевала стихия. Сквозь гул, сверкание молний и грохот грома он отчетливо слышал глас Божий, который диктовал заповеди, а невидимая рука наносила их на каменные плиты.

Спустя сорок дней пророк спустился с горы, чтобы даровать скрижали иудейскому народу, однако был неприятно поражен. Люди, ввиду долгого отсутствия своего пастыря, воздвигли себе золотого тельца и начали поклоняться сотворенному идолу. В гневе Моисей разбил каменные плиты, а их осколки разлетелись далеко по пустыне. Позже, когда евреи искренне покаялись, он вновь взошел на Синай, где Господь опять даровал ему священные письмена.

Историю обретения артефакта можно прочитать в Книге Исхода

Долгое время частички первых скрижалей вместе с новыми каменными досками хранились в ковчеге Завета, бывшим главной святыней походного храма. Когда иудеи закончили свое странствие по пустыне, реликвия обрела почетное место в храме Соломона, который был выстроен специально для нее. Однако спустя несколько веков Навуходоносор, царь Вавилона, уничтожил Иерусалим, а древний артефакт бесследно исчез. До сих пор археологи и ученые пытаются найти след пропавших скрижалей, но пока что их поиски не увенчались успехом.

Внешний вид и размеры

Некоторые богословы утверждают, что каменные плиты были высечены Моисеем из престола Господнего. Существует также мнение, что материалом для скрижалей послужил гранат (натуральный камень бордово-черного цвета). В длину и ширину реликвия была практически одинаковая – около 60 см, а толщина ее составляла примерно 20 см. При этом вес святыни достигал почти полтонны.

Сейчас скрижали принято изображать с закругленным верхом, однако изначально каменные доски были строго прямоугольными. Можно предположить, что отсюда произошло и известное выражение про «краеугольный камень», как нечто незыблемое или крайне важное.

10 заповедей были нанесены таким образом, что читались с любого ракурса, а буквы словно висели в воздухе, поддерживаемые божественным чудом.

Видео «Кем был библейский пророк Моисей?»

В этом видеосюжете рассказывается о величайшем пророке Ветхого Завета Моисее.

Суть и содержание надписей

Согласно Библии, скрижали представляют собой краткоизложенные законы Божьи, по которым следует жить еврейскому народу. Десять тезисов, нанесенных на две каменные плиты, составляют лишь часть основных жизненных правил. Полный свод, состоящий из 613 заповедей, содержится в Моисеевом Пятикнижии.

Цель и значение реликвии

Сейчас, как и много веков назад, артефакт значит одно – божественный союз между Всевышним и избранным народом, коим стали иудеи. До VI в. до н. э. скрижали хранятся в ковчеге Завета, как главная христианская святыня. Они символизируют единобожие, поклонение одному Господу, а также крепкую веру, которую невозможно пошатнуть постоянными нападками язычников. Даже после исчезновения реликвия не утратила своей важности для верующих, оставаясь незримым напоминанием о древнем соглашении, которое Создатель заключил с людьми.

Скрижали представляют собой краткоизложенные законы Божьи

Значение каждой заповеди

На какой язык ни переводились бы 10 заповедей, суть их всегда остается неизменной:

  • «Я Господь, Бог твой…» – призыв к единобожию, а также строгий запрет поклоняться иным богам, кроме Господа;
  • «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» – это продолжение первой заповеди, завещающей признать только одного Бога;
  • «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно… » – запрет беспокоить Создателя без видимой причины;
  • «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему» – у евреев суббота считается выходным, как и у Всевышнего, который на седьмой день созерцал Свое Творение, а потому шаббат принято проводить в молитвах, вознося славу Творцу;
  • «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» – согласно Святому Писанию, соблюдение этой заповеди дарует праведнику долгие годы жизни;
  • «Не убивай» – отсылка к библейской истории Каина и Авеля, показывающая нам ценность чужой жизни, которую забрать имеет право лишь Господь;
  • «Не прелюбодействуй» – согласно законам Божьим, повенчанные перед лицом Создателя должны быть верными друг другу, а несоблюдение этого принципа будет караться смертной казнью;
  • «Не кради» – странствуя 40 лет по пустыни, иудейский народ во главе с Моисеем влачил очень жалкое существование, провизии и ресурсов было мало, а потому воровство считалось страшным грехом;
  • «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» – задолго до появления Израильского царства власть была сосредоточена в руках судей, а потому честность являлась основой не только правосудия, но и нормального, цивилизованного общества;
  • «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его… ничего, что у ближнего твоего» – эту заповедь можно толковать дословно, однако более широкий смысл кроется в том, что нельзя никому завидовать.

Образ реликвии в наши дни

Являясь главной христианской святыней, скрижали нашли свое отображение в мировом искусстве и культуре.

В культуре

Несмотря на сведения о прямоугольной форме, каменные таблички принято изображать двойными, с закругленным верхом. Иногда они даже могут напоминать раскрытую книгу. При этом письмена всегда отображаются симметрично – по пять заповедей на каждой стороне.

Церковные термины: что это такое скрижали и каково значение слова

Большинство библейских терминов для современных людей звучит таинственно и необыкновенно. Но те, кто хоть раз изучал Библию или вникал в особенности написания сакральных текстов, прекрасно знают, что такое скрижали.

Что означает это слово в христианском контексте, и какие еще у него имеются значения?

Общая трактовка термина

Для начала необходимо дать обобщенное определение данному слову, так как отношение оно имеет не только к Ветхому Завету, но и к культуре прошлого в общем.

Итак, скрижали – это таблички, изготовленные из любого плотного материала. Им может быть камень, дерево, застывшая глина или металл (например, золото). На таких табличках высечен конкретный текст, который рассказывает об определенном этапе в истории.

Значение такого слова актуально не только для религии, но и для исторической науки в целом. Подобное явление имеет место в различных древних культурах.

Более того, именно благодаря таким табличкам современные историки имеют возможность узнавать больше о той или иной культуре минувших эпох.

Интересно знать! В более древних культурах с помощью скрижалей создавались исключительно священные тексты, которые могут многое поведать о мертвых на данный момент религиях. Символы также высекались на драгоценных материалах – камнях или металлах. Так, историки знакомы с золотыми и изумрудными.

В Библии

Несколько иное определение тому, что это такое, дает Слово Божье. По сути, это и есть слова, сказанные Господом Моисею, которые были высечены на скрижалях. Но обо всем по порядку.

Скрижали Википедия определяет как две каменные плиты, на которых были высечены 10 библейских заповедей.

Однако история создания этих табличек со Святыми текстами не так мала и сжата, как их краткое описание.

Таинство этого события произошло во время путешествия Моисея, когда он достиг горы Синай. Именно в этом Священном месте (именно таким оно считается в наше время) сам Бог передал своему пророку те самые 10 заповедей, которые до сих пор ясны каждому, даже неверующему человеку.

На первых скрижалях Моисея (картинки и художества великих творцов тому подтверждение) была также высечена надпись: «Наставления и заповедь, которые Я написал».

Моисей, овладев этими каменными табличками, хотел обратить их в народ, но люди, которые его окружали на тот момент, обратили свою веру к Золотому тельцу. Увидев это, Моисей разбил Священные камни.

Интересно!Где находится храм святых Бориса и Глеба в Зюзино

Некоторое время спустя, опять-таки по велению Божьему, были созданы новые скрижали Моисея, текст которых в точности повторял предыдущие. Именно они стали оплотом религии для многих путников и простого народа Израиля.

Важно! Когда можно попасть в храм святого Сергия Радонежского в Бусиново

Заключение завета

Значение слова «Завет» имеет много общего с «Завещанием», и в данном случае это сходство дает возможность наиболее точно понять суть происходящего.

Сам Господь передал через Моисея всему еврейскому народу свои заповеди или завещание (которые также именуются Заветом). Именно этим словам все иудеи должны были отныне следовать, проживая свои жизни на Земле.

Заключение Завета между Моисеем как посредником и Господом имело три этапа:

  1. Моисей поднялся на самый верх горы Синай, и именно в этом месте он встретился с Богом, который передал ему все десять заповедей.
  2. Пророк во второй раз поднимается на Синай, где снова встречается с Господом. На этот раз он дает характеристику заповедям, указывая, что и как нужно делать. Также он указывает, из чего необходимо сделать Ковчег Завета, где в дальнейшем эти святые камни будут храниться.
  3. Передача заповедей Моисею – заветный момент в истории израильтян. Произошло это в самом начале еврейского года, а именно – 10 числа месяца тишрея. Именно с данного момента весь еврейский народ стал священным и защищаемым Господом.

Интересный факт! Найти современные фото скрижалей Моисея, как, например, мы можем посмотреть фотографии туринской плащаницы или иных сакральных артефактов, невозможно: длительное время они хранились в деревянном ковчеге, как и завещал Господь. Однако в 586 году войско Навуходоносора – вавилонского царя напрочь разрушило данную Святыню, и сегодня в нашем распоряжении лишь искусственно созданные изображения этих каменных табличек.

Скрижали в искусстве

Раз уж увидеть фото у нас не получится, давайте ознакомимся с их трактовкой в изобразительном искусстве.

Читайте также:  О стяжании Духа Святого по слову Серафима Саровского: значение слова «стяжать» в Священном Писании

В Ветхом Завете указано, что форма каменных табличек – прямоугольник. Именно на таких камнях, так сказать простейшего образца, Господь передал Святые слова всему еврейскому народу.

Однако творцы эпохи Ренессанса, которые находились под влиянием христианского течения, недолго думая, преобразили эти незатейливые таблички в нечто невероятно красивое и уникальное. На многих полотнах мировых художников камни выглядят как две страницы книги, верхняя часть которых имеет округлый силуэт.

Интересно!Как празднуют рождество святителя Николая Чудотворца 11 августа

Подобные характеристики Заповедям Бога на камне дали такие творцы, как Рени Гвидо, Рембрандт Харменс ван Рейн, Марк, Шагал, Розенштейн Йоси, а также самый знаменитый иллюстратор в данной тематике – Гюстав Доре.

Иные значения термина

Мы уже обмолвились о том, что так назвали не только Божьи заповеди.

Именно этот термин используется для того, чтобы охарактеризовать все существующие в мире таблички, на которых высечен сакральной важности текст.

Какие же самые знаменитые и, что немаловажно, драгоценные таблички с важным содержанием еще существуют или существовали в мире?

  • Золотые скрижали. Еще их называют скрижалями из Пирги. Это три золотые таблички, которые были найдены в Италии, в том месте, где ранее проживал этрусский народ. Записи на этих табличках высечены сразу на двух мертвых языках – этрусском и пуническом. Это дало возможность исследователям наиболее точно перевести их, так как один мертвый язык помогал понять второй. Текст повествует о том, что правитель Тефарий Велиан посвящает богине Уни дары от народа этрусского.
  • Изумрудная скрижаль – памятка египетского герметизма, которая многое может поведать об особенностях данного философско-магического направления. Ныне текст изумрудной скрижали всему миру известен на латыни, и, скорее всего, его истинный смысл из-за этого утрачен. Говоря вкратце, на пластине из изумруда был высечен рецепт создания философского камня, а это значит, что, скорее всего, ученые и философы Древнего Египта были весьма близки к изготовлению эликсира вечной молодости.

Полезное видео: О чем говорит Гермес Трисмегист в изумрудной скрижали?

Подведем итоги

Скрижали – термин, который имеет невероятно широкое значение. Изначально мы о нем узнаем как о сакральном артефакте, который стал основой общения народа с Господом, который положил начало созданию Библии и всей религии, который мы ныне поклоняемся. Но скрижали – это не только те таблички, которые были в руках у Моисея.

Этим термином называют различные сакральные тексты. Они на мертвых языках рассказывают нам историю прошлого, дарят бесценные знания и погружают в совсем иной, магический и непростой мир.

Скрижали Моисея: факты и загадки истории

Библейские сказания не первый век занимают умы ученых. Изучаются священные тексты, а при раскопках на Ближнем Востоке находятся очередные артефакты, которые часто задают больше вопросов, нежели находят ответы. Каменные скрижали и начертанные на них заповеди — одна из таких загадок.

Что такое скрижали Завета

Данный образ пришел к нам из Библии и прочно закрепился в культуре и искусстве. Здесь стоит выделить смысловой, исторический, религиозный и лингвистический аспекты.

Происхождение слова

Это слово, как и многие другие религиозные термины, берет свои корни из старославянского языка и обозначает рассеченные доски — не обязательно каменные. На иврите это наименование звучит как «лухот ха-брит», то есть «доски завета». На языке Библии последнее слово также может означать «союз» или «договор». То есть смысловой акцент ставится на соглашении, которое, согласно Писанию, Бог заключил с еврейским народом.

Значение понятия

Термин чаще всего используется в библейском контексте для описания каменных плит с начертанными на них заповедями, которые Бог дал пророку Моисею. Но в более широком смысле значение слова — это плита или доска с текстом, то есть речь идет о материале для письма как таковом. А им в древности могли также выступать дерево и особенно глина, если речь идет о ближневосточном регионе с его знаменитой клинописью.

Библейское сказание

Святыня впервые упоминается в книге Исход — второй части Пятикнижия Моисея, или Торы, согласно традиции иудаизма.

История появления

Тора, или Пятикнижие Моисея, повествует, что заповеди были переданы пророку свыше на горе Синай. Тем самым был заключен завет, или договор, между единым Богом и евреями.

Однако окружающие народы продолжали оставаться язычниками, поклоняться идолам и сохранять многобожие. Похожая культура и родственные семитские наречия упрощали проникновение чужих культов в еврейскую среду – данное явление хорошо описано в Ветхом Завете. Как и то, что Моисей в гневе разбил не только золотого тельца, но и каменные плиты с заповедями.

Однако Бог даровал их повторно — и теперь они бережно сохранялись в Ковчеге Завета. Этот специальный саркофаг был переносным и сопровождал евреев-кочевников во время странствий и военных походов, а после хранился в Святая Святых Первого храма, построенном царем Соломоном в Иерусалиме.

Суть и содержание надписей

Согласно Писанию, на камне были высечены 10 заповедей — краткое изложение божественного закона и правил жизни, которым должен следовать избранный народ. Однако всего заповедей 613 — они перечислены в Торе.

Цель и значение реликвии

Таблицы с заповедями, высеченные божественным знамением в камне, стали свидетельством союза, заключенного Богом с людьми. Эти предписания обрели силу закона для евреев, ставших с этого момента избранным Богом народом. Ковчег Завета выполнял роль святыни и бережно охранялся.

После завоевания Ханаана и перехода к оседлой жизни реликвия нашла место в храме Соломона. Она стала свидетельством веры в единого Бога в условиях продолжавшейся экспансии языческих культов и фактического двоеверия, когда позиции иудаизма на Земле Обетованной были еще недостаточно крепки.

Толкование

Десять заповедей также известны как Декалог. В зависимости от того или иного библейского перевода формулировки могут отличаться в деталях, но суть одинакова:

Я есть твой Бог и да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.

Предписывается почитание единого Бога. Также налицо прямой запрет поклоняться Творцу и иным божествам одновременно — что в тех условиях было весьма актуально.

Не сотвори себе кумира, не служи ему и не поклоняйся.

Здесь налицо логическое продолжение первой заповеди — и недопустимость чужеродным культов в материальном выражении. Идолопоклонство категорически запрещается. В наши дни это воплотилось в пословицу, которая порицает чрезмерное увлечение чем-либо и превращение в предмет поклонения.

Трактовка данного запрета различается. Иудаизм понимает его буквально — имя Бога табуировано, вместо него используются разные эпитеты. На иврите также очень часто применяется термин «Ашем» (буквально «Имя»). Другое понимание заповеди — человек не должен беспокоить Творца без лишней надобности и стремиться переносить на него ответственность за свои действия.

В еврейском календаре суббота, или шаббат, является седьмым днем недели. Считается, что Бог сотворил мир за шесть дней, а на седьмой лишь созерцал свое творение. Так и верующему предписывается отдыхать в этот день и посвящать его молитве.

Традиционное для всех культур уважение и забота о родителях будет вознаграждено долголетием — так гласит этот закон.

Библейская притча о Каине и Авеле повествует, как впервые в мир людей вошла смерть, — и это было братоубийство, совершенное по неведению. Здесь утверждается ценность жизни ближнего.

Осуждается супружеская измена. Муж и жена должны хранить друг другу верность, а ее нарушение в ветхозаветное время сурово наказывается — вплоть до смертной казни. Однако ограниченная полигамия допускалась – согласно библейским текстам, у многих еврейских патриархов были наложницы.

После ухода из египетского рабства евреи кочевали по пустыне в условиях скудости и ограниченности ресурсов. Воровство в этих условиях справедливо признавалось тяжким грехом.

Ветхий Завет особо отмечает важность исполнения клятв и верности данному слову. До появления первых царей Израиля длительное время роль правителей исполняли судьи. Поэтому в данных условиях честность свидетеля была крайне важна как элемент правосудия и общественных отношений в целом.

Не возжелай жены ближнего и никакого его имущества.

Заповедь иногда трактуется как общее осмысление запрета на воровство и прелюбодеяние. Но обычно ее понимают проще — не завидуй ближнему и тому, что он имеет.

Местоположение

Первоначально Ковчег Завета с реликвией хранился в Скинии собрания — специальном шатре, своего рода походном храме, который сооружался на время стоянок. Позднее Ковчег находился в Первом храме. Но где сейчас хранятся скрижали Моисея — неизвестно. После разрушения Храма история святыни обрывается. Есть мнение, что завоеватели увезли ее в Вавилон. Другая версия гласит, что израильский царь Иосия спрятал святыню, дабы спасти от поругания чужеземцами.

Распространено мнение, что каменные таблички с заповедями — лишь легенда и метафорическое отображение первых нравственных законов в истории человечества. Но многие историки и археологи не теряют надежды обнаружить ветхозаветный артефакт и верят в его реальность. На Святой Земле активно ведутся раскопки.

Образ реликвии в наши дни

Святыня и ее образ нашли свое место в христианской культуре и цивилизации, как и многое другое из Ветхого Завета.

В культуре

В массовом сознании прочно закрепился образ каменных табличек с округлым верхом либо имеющих форму страниц открытой книги. Заповеди при этом написаны симметрично — слева и справа.

В искусстве

Такой способ изображения был заложен итальянскими художниками эпохи Ренессанса. Моисей, получающий заповеди от Бога или несущий их народу, — популярный сюжет в живописи того времени.

Интересные факты

Вот некоторые из них:

  1. Число заповедей равно количеству пальцев на двух руках. Есть мнение, что это совпадение не случайно.
  2. Термин «заповедь» в еврейском и греческом оригинале также значит «слово» или «речение».
  3. Согласно преданию, в Ковчеге Завета вместе со вторым экземпляром надписей хранились и разбитые части первого.
  4. Другая легенда называет драгоценный камень гранат, взятый на Храмовой горе, в качестве материала для изготовления артефакта.
  5. В произведения искусства заповеди часто записаны буквами современного иврита. Однако древнееврейский язык того времени использовал финикийский алфавит. Поэтому текст на табличках в реальности выглядел бы совсем иначе (см. картинку ниже).

Другие похожие артефакты

Впрочем, термин применяется и для схожих по назначению реликвий со священными текстами у других народов и в иных религиях.

Золотые

Были обнаружены при раскопках в Италии в местности, где проживали этруски — доримское население этих мест. Надпись двуязычная — на собственно этрусском и пуническом (диалект финикийского). Она посвящена жертвоприношению от имени правителя.

Изумрудные

Реальность данного артефакта ставится под сомнение. Он не обнаружен, до наших дней дошел лишь текст на латинском языке, датированный 1541 г. и посвященный магии и алхимии в духе позднеантичной философии герметизма.

Видео

Моисей, принимающий от Бога заповеди, — один из известных сюжетов в изобразительном искусстве.

Скрижали Завета

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Скрижали Завета (на иврите — «Лухот а-Брит») — две каменные плиты, в которых были вырезаны 10 Заповедей — Десять Речений, заповеданных Всевышним еврейскому народу во время Синайского откровения. Пять из этих речений были записаны на одной скрижали, а пять других — на второй. На одной скрижали были высечены заповеди, касающиеся сферы отношений между человеком и Всевышним, например, запрет идолопоклонства или заповедь соблюдать Шаббат. На второй — заповеди, затрагивающие отношения между человеком и его ближним: почитание родителей, запрет вожделеть имущество ближнего и другие. Вместе с этим, скрижали были абсолютно одинаковые по форме и размерам. Скрижали Завета были помещены в Ковчег Завета, который находился в переносном Святилище (Мишкане), а позже — в Святая Святых Иерусалимского Храма.

Читайте также:  Слово благоговение: значение, синоним, библейский принцип определения

Оглавление

Первые и Вторые Скрижали [↑]

Согласно Торе, было две пары Скрижалей Завета.

Первые скрижали пророк Моисей (Моше) осознано разбил, когда 17-го Тамуза, спустившись с горы Синай, чтобы передать их еврейскому народу, он обнаружил, что народ совершил грех Золотого Тельца («Таанит», 4:6).

В Талмуде («Ивамот», 62:1; «Шабат», 87а) говорится, что Моше из законов пасхальной жертвы заключил, что он не имел права передать скрижали еврейскому народу. Если чужаку не позволено исполнить даже одиночную заповедь вкушения пасхальной жертвы, тем более скрижали, в которых заключена вся Тора, не могут быть дарованы тем, кто, сделав изваяние, отмежевался тем самым от Творца и стал ему «чужим» — ведь все 613 заповедей Торы включены в десять речений (как это приводится в мидраше «Бэмибар Раба», «Насо», 13:15; см. также: Раши, Шмот 24:12; «Мишна Брура», 494:12). В том же месте Талмуда сказано, что Всевышний одобрил этот поступок Моше.

После того, как зачинщики нарушения были наказаны и народ, осознав тяжесть преступления, совершенного против Творца, раскаялся в нем, Моше вновь взошел на гору. Это произошло 18-го Тамуза. В течение сорока дней и ночей он упрашивал Всевышнего простить народ, в результате чего Всевышний заповедовал Моше высечь вторые скрижали, подобные первым. 28-го Ава Моше спустился с горы и высек две новые скрижали. На следующий день рано утром он вновь поднялся на гору, где в третий раз провел сорок дней и сорок ночей. Всевышний прощает еврейский народ и вторично пишет на скрижалях десять речений. Эти скрижали Моше передал еврейскому народу в Йом Кипур, 10-го Тишрея. Первые скрижали были полностью изготовлены Творцом, а вторые изготовил Моше.

Текст был вырезан в скрижалях таким образом, что его можно было прочитать с любого ракурса (Иерусалимский Талмуд, «Шкалим», 6:1). Буква «самех» Святого языка имеет форму замкнутой окружности и, будучи насквозь вырезанной в скрижалях, ее сердцевина (внутренний круг) «висела» в воздухе. Аналогично этому, буква «мэм-софит», имеющая квадратную форму с полой сердцевиной, держалась внутри скрижалей с помощью чуда. Рав Шимшон Рафаэль Гирш (Шмот 32:15) объясняет необходимость этого чуда вот как. Если текст был бы виден только Моше, еврейский народ ощущал бы зависимость от посредника и необходимость в нем. Всевышний желал показать, что для связи с Ним, с Его Торой не нужен посредник: связь между Царем и его народом прямая и непосредственная — любой представитель народа может прочитать текст с любого ракурса.

Если бы Первые Скрижали Завета не были разбиты, изучаемая нами Тора никогда бы не забывалась («Ирувин», 54а; «Зкеним ми-Баалей Тосафот», Шмот 32:15).

Вторые скрижали и обломки первых, как самые великие драгоценности еврейского народа, хранились в Ковчеге Завета, который находился в Святая Святых. (Обломки первых скрижалей лежали в ковчеге под вторыми скрижалями). Предчувствуя разрушение Первого Иерусалимского Храма, царь Яшияу заблаговременно спрятал Ковчег Завета в глубоких подземных лабиринтах, подготовленными царем Шломо под фундаментом храмового помещения.

Места в Писании, рассказывающие о Скрижалях Завета [↑]

О Скрижалях Завета в Торе рассказывается следующее:

«И сказал Господь Моше: взойди ко Мне на гору и будь там, и Я дам тебе скрижали каменные и Тору, и заповедь, которые Я написал, чтобы обучить ими» (Шмот 24:12). «И вошел Моше в середину облака, и взошел на гору, и был Моше на горе сорок дней и сорок ночей» (там же, 18). «И дал Он Моше по окончании разговора с ним на горе Синай две скрижали откровения, скрижали каменные, написанные перстом Б-жьим» (там же, 31:18).

«И повернулся, и сошел Моше с горы, и две скрижали откровения в руке его, скрижали с двусторонней надписью: на той и на другой стороне было на них написано. И скрижали эти были делом Б-жьим, а письмена — письмена Б-жьи, вырезанные в скрижалях» (там же, 32:15, 16). «И было, когда он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, возгорелся гнев Моше, и бросил он из рук своих скрижали, и разбил их под горой» (там же, 19).

«И было, на другой день сказал Моше народу: вы сделали грех великий, и теперь взойду к Г-споду, может быть, искуплю грех ваш» (там же, 30). «И сказал Г-сподь Моше: высеки себе две скрижали каменные, как первые, и Я напишу на них те же слова, которые были на первых скрижалях, которые ты разбил» (там же, 34:1). «И высек он две скрижали каменные, как первые, и встал Моше рано утром, и взошел на гору Синай, как повелел ему Г-сподь, и взял в руки свои две скрижали каменные» (там же, 4).

«И пробыл он там у Г-спода сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, и написал на скрижалях слова завета, десять речений. И было, когда сходил Моше с горы Синай, и обе скрижали откровения в руке Моше при сошествии его с горы, и Моше не знал, что лик его светится лучезарно от разговора Его с ним» (там же, 28, 29).

«И объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десять речений, и написал его на двух скрижалях каменных» (Дварим 4:13). «Слова эти изрек Г-сподь всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака, голосом громким, к которому более не прибавил, и написал их на двух скрижалях каменных, и дал мне» (там же, 5:19).

«Когда я взошел на гору, чтобы получить скрижали каменные, скрижали союза, который заключил Г-сподь с вами, и пробыл я на горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил. И дал мне Г-сподь те две каменные скрижали, написанные перстом Б-жьим, а на них все слова, которые говорил вам Г-сподь на горе из среды огня в день собрания. И было по окончании сорока дней, и сорока ночей дал Г-сподь мне те две скрижали каменные, скрижали завета» (там же, 9:9-11).

«И повернулся я, и сошел с горы, а гора горела огнем, две скрижали завета на обеих руках моих. И увидел я, что вот согрешили вы перед Г-сподом, Б-гом вашим, сделали литого тельца… И схватил я обе скрижали, и бросил их с обеих рук моих, и разбил их перед глазами вашими» (там же, 9:15-17).

«В то время сказал мне Г-сподь: высеки себе две скрижали каменные, как первые, и взойди ко мне на гору, сделай себе ковчег деревянный. И Я напишу на скрижалях те же слова, которые были на первых скрижалях, которые ты разбил, и положи их в ковчег. И сделал я ковчег из кедрового дерева, и вытесал две скрижали каменные, подобные первым, и взошел на гору, и две эти скрижали в руке моей. И написал Он на скрижалях, как первый текст, десять речений, которые изрек вам Г-сподь из среды огня в день собрания, и передал их Г-сподь мне. И повернулся я, и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, и были они там, как повелел Г-сподь» (там же, 10:1-5).

Внешний вид и размеры Скрижалей Завета [↑]

Мудрецы свидетельствуют: камень снапринон (или сапир), из которого были вытесаны скрижали, был вырублен из самого престола Всевышнего. Согласно определенному прочтению текста («ат-баш»), слово «скрижали» на Святом языке («лухот») аналогично слову «престол» («кисэ»). В мидраше («Шир а-Ширим Раба», 5:12) приводится, что скрижали были высечены из солнца.

Первые скрижали, форма букв, высеченных в них, и возможность их прочтения с любого ракурса были созданы Всевышним в шесть дней творения в сумерки кануна субботы («Авот», 5:6; «Авот дэ-Раби Натан», 2:3). Текст на скрижалях был записан на «ашурите» (Ритва, «Мегила», 2б; Радбаз, респонсы, ч. 3, п. 443)

Длина каждой из скрижалей была 6 тфахим (порядка 60-ти см), ширина — аналогичного размера, толщина — 3 тэфаха («Недарим», 38а). В трактате «Шкалим» 6:1 Иерусалимского Талмуда подробно рассказывается, как скрижали размещались в Ковчеге Завета.

В Иерусалимском Талмуде («Таанит», 4:5) приведены слова раби Эзра от имени раби Йеуды из дома учения Симона: «Вес скрижалей равнялся 40 сея». Для сравнения: 40 сэа воды согласно одному мнению — около 576 литров, по другому — около 331.5 литров.

Скрижали имели форму квадрата. Все их углы были прямыми, а не закругленными, как это обычно изображают по ряду причин (рабейну Бхайе, Шмот 31:18). Возможно, что выражение «краеугольный камень», символизирующее самое важное и незыблемое, происходит именно от краеугольных каменных скрижалей.

Каким образом Моше мог поднять и нести столь тяжелые плиты? Тем более на одной руке? Пишет Альших а-Кадош (Шмот 32:15): «Скрижали Завета — это духовное явление, которое несет не только само себя, но даже и того, кто за них держится, подобно тому, как это было с Ковчегом Завета, который нес несущих его. Поэтому в тот момент, когда буквы выпорхнули из скрижалей, вместе с ними улетучилась основная святость скрижалей и они сразу невероятно отяжелели».

В мидраше «Танхума» («Ки Тиса», п. 26) говорится: «И увидел Моше и выпустил их из руки своей. Что увидел Моше? Буквы, порхающие в воздухе». И, хотя каждый наш свиток Торы тоже невероятно свят, все же скрижали обладали особой святостью, т.к. они были написаны перстом Б-жьим.

Образ Скрижалей Завета в еврейской традиции [↑]

Образ двух Скрижалей Завета в еврейской традиции сравнивается с такими значительными и возвышенными образами, как жених и невеста, небеса и земля, свита жениха, сопровождающая его под хупу, Нынешний и Грядущий Миры («Шмот Раба», «Ки Тиса», 41:6).

Сегодня образ Скрижалей Завета — один из популярных еврейских религиозных символов. символическое изображение Скрижалей можно увидеть во многих синагогах над Арон а-кодешом, в виде барельефа — на фасадах зданий ешив и бейт-мидрашей (Домов Учения) и т.д. При этом, во многих местах скрижали изображены со скругленными углами (см. об этом выше), а во многих других — показаны скрижали в форме прямоугольника или квадрата, как и было на самом деле согласно описанию Устной Торы.

Ссылка на основную публикацию