Что означают слова кощунство и богохульство в православии
Что значит богохульство для православного христианина? Является ли это грехом, какое за него предполагается наказание и считается ли это кощунством?
Эти вопросы крайне важны для христианина, который заботится о своем духовном состоянии и стремится расти и познавать Господа, поэтому следует подробно изучить эти вопросы и ответы на них дать подробные.
Происхождение и значение слова
Что такое кощунство в православии? Данное слово известно всем и часто употребляется даже в шутливом разговоре, но что на самом деле оно означает? Наиболее близкими синонимами его являются слова «надругательство», «святотатство» и «богохульство». Различные словари трактуют кощунство по-разному:
- Википедия:
- глумление по отношению к человеку, заключающееся в высмеивании его дорогих и важных вещей;
- оскорбление религиозного чувства или святыни.
- Современный словарь:
- оскорбление чувств верующих;
- надругательство над дорогим и почитаемым предметом для кого-либо.
- Новый словарь:
- оскорбление святыни для верующих.
- поругание чего-либо почитаемого.
- Большая энциклопедия СССР:
- издевательское отношение к предмету веры;
- издевательство и насмешки над памятью людей, открытиями науки и искусства, человеческими подвигами, моралью и т. п.
- Толковый словарь русского языка
При правлении императорской семьи в России кощунство приравнивалось, точно также, как и богохульством, к преступлению против веры. Несмотря на то, что данные понятия могут достаточно широко объясняться.
Читайте еще о кощунстве:
Точные источники термина неизвестны, но существуют несколько теорий:
- от древнерусского «кощюны» с буквой «Ю» во втором слоге;
- от старославянского «кощун», что значит насмешка или грех;
- от латинского совмещение слов «sacer» или священный и «legere» или читать.
Рассмотрим отношение православной церкви к данному термину и Божьи повеления относительно кощунников.
Кощунство и богохульство в православии
Сегодня у слова «кощунство» достаточно много синонимов, но ранее, до 1917 года, все они имели конкретное значение. Например, «святотатство» употреблялось при описании страшных поступков варваров — ограбление могил и священных храмов, что нарушало всяческие законы морали.
А вот «татьба» — это воровство или преступление против церковной собственности. Отсюда и произошло «свято-татство», т. е. похищение святыни в 1653 году, когда слово стало означать в целом религиозное преступление точно так же, как и «богохульство».
«Кощунство» изначально определяло неуважительное отношение к церковным ритуалам и правилам христианства. Сегодня это все родственные выражения, которые говорят о нарушении морали и неуважительном отношения к вере.
Что такое кощунство в православии и как верующий человек должен реагировать на такое поведение? Существительное «кощунство» является и глаголом одновременно (кощунствовать), имеющие одинаковое значение — действие, оскорбляющее чувства религиозных людей.
Важно! Согласно Писанию, кощунник — это тот, кто является осквернителем и насмешником. Кощунник в православии — это человек, пренебрежительный и саркастически настроенный против предмета поклонения и почитания другого человека. Тот, кто «сеет» клевету, издевается и насмехается, не совершает должным образом обряды, установленные церковью или, не уважает Божье слово и повеления.
Также выделяют и кощунство над личностью — непочтительное отношение к служителям Церкви, причинение вреда, осквернение словами или действиями человека, служащего на ниве Божьей.
Такое кощунство может включать:
- действие против целомудрия;
- избиение священнослужителя;
- привлечение служителей к ответственности по гражданским законам, а не по канонам.
Что значит богохульство для верующего? Для любого православного христианина Господь является Господом, Царем и Отцом. Он спас людей через Сына Своего Иисуса Христа и Его одного почитают. Когда кто-либо позволяет насмехаться над Ним, оскорбительно отзываться о Церкви и верующих все это причиняет боль христианину и, конечно, обиду.
О духовной жизни православного христианина:
Никто не хочет, чтобы оскорбляли и поносили родственников, семью, дорогих людей и вещи, но некоторые люди считают своим долгом унизить другого. Христианство — это религия любви, именно Христос заповедал людям «Любить ближнего своего как самого себя» и в этой заповеди нет исключения для богохульников и кощунников.
Совет! Любить следует всякого. Однако при этом не следует более сообщаться с такими людьми или слушать их. О них стоит просить Господа и молить об их спасении, но реагировать словесно или более того руками ни в коем случае нельзя!
Грех кощунства и богохульства
Церковь на протяжении всего своего существования многократно подвергалась оскорблениям и поношениям. Если в первые века людей, принявших Христа как своего Спасителя, убивали, распинали и умерщвляли любыми путями, то сегодня чувства их стараются унизить и оскорбить.
Как Господь реагирует на грех кощунства и есть ли наказание для таких людей — важный вопрос, но не менее важный и вопрос о том, как верующим следует реагировать на такие действия?
На последнем Архиерейском Соборе Церкви в 2011 году был разработан и принят программный документ, в котором содержится план действия в случае клеветы на Церковь и богохульства. Прежде всего, там описаны различия между конструктивной критики в адрес Церкви и ее оскорбления. В частности, объясняется, что именно считается богохульством — сознательная попытка унижения религиозных святынь, священных для православных верующих, выраженная словесно или конкретными действиями.
То есть если унижение направлено на конкретного священнослужителя как на человека, то это не считается богохульством, но если он подвергается насмешкам из-за веры, которую исповедает, то это уже грех богохульства, поскольку унижается Святой Дух, присутствующий в каждом верующем.
Важно! Следует также помнить, что Церковь — это организм и оскорбляя один его член, оскорбляют весь организм.
Наказание
Вина хулителя растет в зависимости от размеров святыни, которую он похулил. Например, поругание христианина менее греховно, нежели поругания Господа и более, нежели осквернение неживого предмета (икона, храм и пр.). Если человек, допустил в сердце своем насмешку над чем-либо священным и не раскаялся, то Страх Божий начинает покидать его, что приводит к усугублению греха, как написано в Писании «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства» (Рим.1:28).
Публичное неуважение к любым предметам, связанных с православной верой, является богохульством и попадает под определение «оскорбление чувств верующих», независимо от того, что именно подвергается унижению (человек, икона, святыня и пр.). За такой поступок существует несколько наказаний:
- Божье наказание — если человек не раскаивается в своем поступке, то Господь допустит в его жизнь наказание за такой грех.
- Юридическое или государственное на основе поправки «За оскорбление чувств верующих».
- Наказание верующими, на основе законодательства о своих правах и свободах, которые предполагают защиту взглядов человека, в том числе и религиозных, от унижения.
Если во времена Моисея богохульников общество побивало камнями (книга Левит), то сегодня верующие могут использовать соответствующие меры для защиты, которые начинаются с отлучения от Церкви и заканчиваются требованиями о лишении свободы такого человека.
Следует помнить при этом и о том, что кощунник вредит не Богу, а самому себе, поскольку тем самым лишает себя вечности и подвергает душу страшному наказанию — лишения Божьей милости. Поэтому такой человек, прежде всего, нуждается в сожалении, но должен понести наказание.
Существует две крайности в отношения богохульства:
- Безразличие, которое рано или поздно приведет к принятию и повторению этих действий самим верующим;
- Человеконенавистничество, когда верующие готовы применять даже силу, чтобы наказать богохульника.
Это два неправильных пути, которые принесут лишь злобу и негодование, но не смогут исправить отношение.
Совет! В случае унижения, христианин должен брать пример с Христа — когда Его поносили, Он отвечал смиренно и кротко, но мудро, что ставило обидчиков в тупик.
Так и христианам, следует отвечать и отстаивать свою веру, но делать это кротко и мудро, чтобы обидчики не смогли найти в себе силы или ума для ответа.
Кощунство
Кто насмехается над произведением, тот насмехается над самим художником. Ругаяйся человеку раздражает Сотворшего его ( Притч. 17, 5 ). Кто посмевается над созданием Всеведущего, тот, сам того не разумея, посмевается над Творцом; потому что посмеяние над тварью от твари переходит к Творцу (прп. Ефрем Сирин, 34, 346–347). Источник.
И малые дети часто смеются, когда мы говорим о предметах серьезных и занимаемся вещами необходимыми, но смех (их) служит доказательством не ничтожности осмеиваемых предметов, а неразумия смеющихся (свт. Иоанн Златоуст, 45, 401). Источник.
Удивительно для тебя, говоришь ты, что Бог не щадит святилищ Своих, когда в страх приводит землю. Но точное объяснение этого имеешь в божественных книгах. И не смущайся, смотря на совершающееся ныне. Ибо если не пощадил святого Ковчега, но вместе с законопреступными жрецами предал иноплеменникам и град святыни, и херувимов славы, и первосвященническую ризу, и пророчество, и помазание, и явление отдал в попрание и осквернение язычникам, то и ныне не щадит Пречистых Тайн, чтобы непощадением дворов Своих привести в страх согрешающих, внушив им, что они за дела свои должны ожидать себе еще более грозного наказания. Рыдай, кипарис, ибо упал кедр ( Зах. 11,2 ). Когда падает крепкое, да вразумляется сим немощное! (прп. Исидор Пелусиот, 60, 52–53).
. Погрешаем и в этом, когда мстим за сделанное против нас и оставляем без внимания сделанное против Бога. Ибо, когда обижены мы, всего полезнее кротость, а когда оскорблено Божество (что возможно только в представлении обезумевших, потому что никакой вред не может простираться на оное неприкосновенное Естество), тогда раздражение прекраснее скромности. Но мы поступаем напротив: к своим врагам неснисходительны, а к вооружающим язык на Бога кротки и снисходительны. Вознегодовал некогда прекроткий Моисей на сделавших тельца негодованием, лучшим всякой кротости; вознегодовал и Илия на идолослужителей, и Иоанн на Ирода, и Павел на Елиму, защищая не себя, но Божество, которое Само для Себя достаточно, но одобряет ненависть к злу добродетельных, презиравших оскорбления, им самим наносимые. Ибо эту добродетель почитали они любомудрием (прп. Исидор Пелусиот, 62, 290–291).
Один благочестивый человек, питавший особенную любовь к святому великомученику Артемию, взял свечей и масла и пошел к мощам его. На пути ему встретился знакомый и спросил: «Куда, друг, свечи и масло несешь?» «Иду помолиться святому Артемию», – был ответ. Тот, насмехаясь, сказал: «Не забудь, друг, от него болезнь захватить и сюда принести, когда назад пойдешь». Не отвечая на насмешку, путник поспешил к мощам святого и, совершив там молитву, пошел домой.
Что же? На обратном пути его действительно постигла болезнь; он почувствовал нестерпимую боль в теле, которое стало местами отекать, и он не в состоянии был дойти до дома. Неподалеку находился дом того самого друга, который насмехался над ним. С величайшим трудом путник добрел туда и почувствовал, что ему стало еще хуже. На него напало нечто вроде беснования, язык его онемел, и болезнь казалась смертельной. Однако вскоре он пришел в себя и, полагая, что несчастье случилось из-за кощунственных слов насмешника, подумал: «За что я так страдаю? Не ради ли насмешки моего друга?» Друг же, со своей стороны, вновь начал насмехаться над ним, и дело дошло уже до явной ссоры, так что многие прохожие останавливались, интересуясь, что же произошло? Больной поведал им о своей встрече на пути к святому Артемию с другом и о его кощунстве, а сказав это, тотчас почувствовал себя совершенно здоровым.
Но, о ужас! Его болезнь мгновенно перешла на кощунника, который начал кричать: «Увы мне! горе мне!» Присутствовавшие ужаснулись, видя это, и, прославив Бога и святого Артемия, сказали: «Праведен суд Божий! Ты бо еже искал еси, обрел, и прочии тобою да вразумлени будут не вменяти в хулу и посмех чудеса, бывающие от Бога святыми Его угодниками» (112, 121 –122).
Кощунство и святотатство: значения слов
Что такое кощунство
Это неуважение к:
- Храму или реликвии.
- Конкретному человеку (священнослужителю или верующему).
Причинение вреда, унижение достоинства, памяти о ком-то считается кощунством.
Когда совершенное преступление носит словесный характер, его называют кощунством, а когда физический — осквернением.
Термин вошел в обиход с тех пор, как начались грабежи усыпальниц. Позже этим считалось даже словесное оскорбление канонов религии.
В большинстве же древних верований есть аналогичное понятие: там оно часто рассматривается как то, что к священным объектам следует относиться с благоговением.
Этимология слова
Сразу несколько языков предлагают нам варианты происхождения слова:
- В старославянском языке кощуна обозначала «запретный грех, насмешка».
- В болгарском — кощу́н или кощу́ня значит «хитрю, интригую, насмехаюсь».
- По-татарски — «костан» — корыстный человек.
Значение понятия
Понятие, о котором идет речь, достаточно многогранно. У разных народов имеются свои понятия о ценностях и этических нормах. То, что для одних является святотатственным действием, для других не означает ничего кощунственного. Ведь до сих пор существуют племена каннибалов, чьи религиозные воззрения разительно отличаются от принятых, например, у православных христиан.
Кощунство и святотатство: об общих и отличительных чертах
Чтобы разобраться в том, что значит святотатство, следует обратиться к слову «татьба» — «воровство». Изначально оно считалось преступлением из корыстных побуждений, посягательством на собственность церкви. «Свято-татство» значит «кража святыни».
Сегодня термин почти стал синонимом богохульства.
Однако раньше эти понятия градировались: «церковная татьба» долго считалась обычным корыстным преступлением. Только с 1662 года оно стало рассматриваться и как выступление против религии.
Кощунство же по «Уложению о наказаниях» трактовалось как насмешки над церковными обрядами.
Кто такой кощунник
Значение термина «кощунник» связано с языческим толкованием слова «кощюна», которое означало миф, сказание, легенду.
Кощюна-миф тесно связывался с колдовством, волхованием и загробным «кощьным» миром.
Вспомним образ Кощея Бессмертного, само имя которого указывает на потусторонний мир.
Поскольку кощьный мир являлся обителью языческих богов, то после крещения Руси все связанное с ним приобрело негативный оттенок и кащюнов-сказителей причислили к святотатцам.
Отсюда и определение, данное в толковом словаре Даля:
«. кощунство противоположно изуверству, но еще хуже его.»
Так, постепенно кощунниками стали звать осквернителей святынь, религиозных учений, насмешников над чувствами верующих.
Библейское значение
Рассуждая о том, кто такой кощунник в Библии, можно опираться на Ветхий и Новый Заветы, где кощунник — насмешник, ругатель, осквернитель.
Например, Бог карает тех, кто пытается заглянуть в Ковчег Завета или без веского повода прикоснуться к этой святыне.
Библия считает кощунником того, кто пренебрежительно относится к предмету поклонения другого человека. Того, кто распространяет клевету, издевается и насмехается над церковными обрядами.
Современное понятие
Сегодня, аналоги рассматриваемого понятия — надругательство, глумление, осквернение, оскорбление и святотатство.
В наши дни кощунством является:
- непочтительное отношение к религиозным ритуалам;
- надругательство над реликвиями;
- посягательство на личность священнослужителя;
- похищение святыни или торговля религиозными ценностями с целью личного обогащения.
Классический же пример святотатства, не имеющего отношение к религии, — вандализм в отношении памятников воинской доблести.
Проявление кощунства в религии
В христианском Риме кощунством считались еретические речи, действия, направленные на раскол церкви и преступления против власти, — например, неуплата налогов.
В средневековье понятие означало нанесение повреждений культовым объектам.
В наши дни богохульством и кощунством является:
- осквернение культовых сооружений;
- вандализм в отношении религиозных святынь;
- непристойное поведение в храме;
- оскорбление личности.
Личностным оскорблением считается любое ущемление прав отправителей культа, святотатство над служителем церкви, надругательство как над его мировоззрением, так и над личностью.
Это может быть сделано двумя способами:
- Оскорбление действием священнослужителя или религиозного деятеля.
- Нарушением установленных церковью канонов почитания священнослужителя.
Наказания за кощунственное поведение
В современной России наказание за данный вид преступления прописано в статье 148 Уголовного кодекса. Под действие статьи попадают те, кто унижает человеческое достоинство по признаку принадлежности к религиозному сообществу.
Наказания за святотатственное поведение практикуются во многих странах. Наиболее жесткие санкции предусматриваются законами исламских государств.
В ряде других странах также карают за святотатственные действия:
- Греческая православная церковь имеет статус государственной, и там есть несколько статей, предусматривающих наказание за кощунственные высказывания или действия.
- В Италии с 1999 года богохульство было переквалифицировано из уголовного преступления в административный проступок.
- В США нет общего федерального закона для стремящихся кощунствовать, но есть нормативные акты в отдельных штатах. Касаются они норм поведения на религиозных собраниях.
Видео о кощунстве
В этом видео протоиерей Андрей Ткачев рассуждает о любви к церкви и кощунственных действиях.
Что такое в православии кощунство и как с этим бороться
Некоторые слова часто употребляются в речи, но не всегда есть четкое понимание относительно смысла терминов. Каждому православному полезно знать, что такое кощунство, да и в целом для любого образованного человека понимание этого слова будет полезным.
Начнем с основ
Слово использовалось в древнерусском языке, и его дальнейшие вариации сохранились в некоторых близких наречиях. К примеру, в болгарском и украинском, где происхождение слова идет из древнерусского, кощун означает насмешника или богохульника.
Также в группе старых языков есть слово кощуня, которое имеет близкое значение – насмехаться, хитрить, интриговать.
В татарском костан (буква щ меняется на сочетание ст) – корыстный человек. Таким образом, есть возможность вполне однозначно трактовать, кто такой кощунник – человек, который насмехается, хитрит, святотатствует, обманывает, нередко с собственной выгодой. Все эти значения соответствуют современному употреблению слова, ведь кощунство имеет разнообразную интерпретацию:
- святотатство;
- открытая и явная насмешка над религиозными традициями и обрядами;
- посягательство на святыни, на личность священнослужителей;
- кража святыни либо недозволительный заработок на религиозных ценностях;
- публичное или частное осквернение речью, то есть кощунственные слова касательно святыни, чего-то святого.
Спектр значений весьма разнообразен, поэтому удобнее привести термин к какому-то общему знаменателю. Таковым является осквернение (любыми способами) святыни. Также Википедия указывает на оскорбительное поведение по отношению к религиозным ценностям и глумление просто над чем-то ценным для человека.
Интересно рассмотреть значение слова кощунство через современные синонимы:
- надругательство;
- глумление;
- поругание;
- осквернение;
- оскорбление;
- святотатство.
Само понятие имеет древние корни, так как люди с самой зари времен имели понимание святости и священного.
Обратите внимание! Для понимания слова также пригодится антоним – почтение, почтительное отношение к святыням и ценностям. Соответственно, кощунство является отношением непочтительным во всех смыслах.
Также с давних времен существовало и намерение одних людей всячески оскорбить других, в том числе и насмешкой над предметами чужой веры, над мировоззрением и ценностями. Легко проследить происхождение слова от эпохи античности, со времен Римской империи история знает примеры разрушения языческих храмов варварами. Христианские храмы и святыни также подвергались поруганию, за примерами в нашей стране, где относительно недавно разрушали храмы, не нужно далеко ходить.
Тонкие грани кощунства
Рассматривая значение слова кощунство, нужно понять многогранность и возможность разнообразных интерпретаций. Тут вопрос относится к мировоззренческим и базовым идеологическим понятиям, которые в рамках одного материала не рассмотреть.
Ведь ценности могут быть совершенно разные, к примеру, до сих пор на планете существуют племена каннибалов, и эти люди имеют собственные своеобразные святыни и ценности.
Познавательно!Что считается смертным грехом в православии: список
Таким образом, высмеивание этих немного странных (мягко говоря) для цивилизованного человека ценностей для самих этих людей будет кощунством. Соответственно, далее не станем рассматривать такие глобальные смыслы и посмотрим, что такое кощунство в православии и какое оно имеет отношение к теме христианской веры.
Как правило, нормы морали и нравственности регулируются общественным порицанием и выражением общества своего отношения к тому или иному феномену. Хотя есть и такие, которые регулируются на законодательном уровне. Например, не запрещено злиться (хотя злость в целом порицается обществом), и даже хамское поведение не ограничивается законодательством, но вот оскорбление личности может привести к ответственности перед законом.
Это важно! Сайт для верующих Светёлка: клуб православных знакомств
Относительно недавно в России появились статьи, которые фактически запрещают святотатство. Соответственно, теперь кощунствовать это совершать деяние, которое регулируется не только нормами морали, но и законом. Различные действия, которые могут оскорбить святыни или чувства верующих людей, влекут за собой определенные меры воздействия.
Полезное видео: о кощунстве
Как не стать кощунником
Исходя из того, что такое кощунство в православии, следует выделить две возможности допущения такой оплошности: по незнанию и намеренно.
Кощунство по незнанию может допускаться в связи с собственной необразованностью, отсутствием сведений об определенной культуре.
В частности, если мы говорим о православной традиции, то человек по незнанию может как-то неподобающе вести себя в церкви, обращаться к священникам и допускать подобные оплошности.
Такие проступки не особенно одобряются, но они являются мягкими и не так порицаются. Ведь в такой ситуации человек всегда может исправиться и более не допускать ошибок.
Совершенно иным вариантом является сознательное оскорбление и ценностей и святынь. Нередко источником подобного поведения даже называют различные происки бесов и других инфернальных сущностей, которые овладевают слабыми людьми и заставляют произносить кощунственные слова, портить какие-то религиозные предметы. Поэтому такой грех гораздо труднее искупить.
Если поразмыслить, что означает рассматриваемый термин, то из сугубо материального порядка мы перемещаемся к порядку душевному. На самом деле кощунство является определенным умонастроением, которое может принять человеческий разум.
Это интересно!Кто такой святой Лука Крымский и в чем он помогает
Искренне верующий православный придерживается собственной веры и бережет свои святыни, но также бережно относится ко всему святому для других людей. Если предпочтения других являются странными и непонятными, то православный относится с пониманием и искренне надеется на приобретение такими людьми истинной веры. Так или иначе, речь идет о чутком и осторожном отношении к самым разнообразным ценностям других.
Собственно, такое поведение соответствует заповедям Христа о любви к ближнему, что означает в том числе принятие и бережное отношение, намерение не повредить другому. Если развить в себе такое умонастроение, то станет чрезмерно трудным сделать нечто кощунственное.
Таким образом, значение слова кощунство следует также трактовать как определенное намерение души причинить ущерб чему-то ценному для другого. Для нормального верующего такое отношение является странным. Православному порой не составляет труда увидеть, как даже язычник может общаться с Господом через какие-то собственные символы и практики, и Господь является к нему через эти формы поклонения.
Поэтому святыни и являются святыми. Значит, следует чутко относиться к воззрениям и ценностям других людей и прежде всего исходить из концепции понимания, нежели противоборства и поругания.
Обратите внимание! Кощунство не зря порицается в православии, так как является губительным не только для каких-то чувств других людей или материальных предметов, но особенно для души. Привычка кощунствовать в итоге развращает человека, огрубляет и загрязняет душу.
Полезное видео: Протоиерей Андрей Ткачев о кощунстве
Вывод
Конечно, православному нужно следить за собственным поведением касательно своей веры и регулярно отслеживать своим поступки, дабы не кощунствовать даже по незнанию. В этом помогает религиозное образование, изучение писаний и духовной литературы. Также следует применять ко всему здравое рассуждение и советы духовников.
Кто такие кощуны и что такое кощунство? Валерий Ал
Кто такие кощуны и что такое кощунство? Валерий Аллин
Всё чаще вижу и в интернете и слышу на улице использование понятие кощун, кощунство в негативном понимании. Но это совсем не так. И возникает такое ощущение, что никто не интересуется ни историей своего рода, ни историей своей родины. Всем интересна только карьера и собственный кошелёк.
Я постараюсь объяснить что такое на самом деле кощунство и кто такие кощуны. Важным разделом деятельности волхов-волшебников было создание и передачи по наследству многообразного обрядного фольклора. Его истоки шли из далеких глубин первобытности и благодаря бережному сохранению традиций отголоски словесного творчества дошли в глухих углах России до XIX в., до встречи с исследователями этнографами. Переводы с греческого позволяют нам определить, как переводились на русский язык некоторые слова, например «кощюны», «басни».
Кощуны и басни — близкие понятия, но не тождественные: «Инии гудуть (играют на смычковых инструментах), инии бають ему и кощюнять». Баять, рассказывают басни, очевидно, относится к разным видам устной словесности, и это действие подвергается значительно меньшим нападкам церковников, чем кощуны, от которых произведено и наше современное слово кощунствовать, надругаться над святыней. В баснях, очевидно, большое светство, может быть, бытового (но не эпического), а в кощунах больше язычество, мифологического, того, что казалось особенно кощунственным и отцам церкви IV -VII вв. и русскому духовенству XI — XIV вв.
Кощуны семантически связывались с волхвами и волшебником: «Ни черов внемли, ни кощюньных вълшеб».
Кощуны-мифы четко противопоставляются правдивым эпико-историческим повествованиям. Церковные писатели того времени считали, что следует «в кощюн место преславных делес повести сказывати», т.е. предпочитали эпос мифам. Существовали специальные «баяны» и сказатели мифов — «кощюнники», к которым народ стекался, не смотря на запрещения:
«Да начнеши мощи кощюнником въспрещати — видиши многы събирающеся к кощюньникомь».
В какой то мере кощуны связаны с погребальным обрядом:
«Мнозии убо тщеславия ради плачют (о покойнике) а отшедше кощюняють и упиваются».
Кощуны-мифы четко противопоставляются правдивым эпико-историческим повествованиям. Церковные писатели того времени считали, что следует «в кощюн место преславных делес повести сказывати», т.е. предпочитали эпос мифам. Существовали специальные «баяны» и сказатели мифов — «кощюнники», к которым народ стекался, не смотря на запрещения:
«Да начнеши мощи кощюнником въспрещати — видиши многы събирающеся к кощюньникомь».
В какой то мере кощуны связаны с погребальным обрядом:
«Мнозии убо тщеславия ради плачют (о покойнике) а отшедше кощюняють и упиваются».
Из этой фразы видно, что кощуны исполнялись во время поминок по умершему. Причем исполнялись они «тщеславия ради», т.е. особо торжественным поминательным пирогом считался тот, на котором пелись какие-то мифологические сказания.
При определении первоначальной этимологии слова «кощуна», очевидно, следует принять допущение двойственной основы его; первая половина (кош-) прямо сказана с понятием судьбы, жребия, а вторая — более многообразным набором значений.
Русские переводчики XI — XII вв. устойчиво переводили греческое слово «кощюны», объединяя в нем понятия судьбы и доброго начала. Исполнялись мифы-кощуны старцами: «старьчьскыи баси», «старьча кощуны». «Кощюнословие» иногда объединяется в одной фразе с «кобением», очевидно, исполнение сказаний могло сопровождаться теми или иными ритуальными жестами и телодвижениями.
В «Материалах» Срезневского (включающих и переводные произведения, по которым мы можем точнее представить себе значение русских слов) с фольклором связаны следующие термины:
Баян, обаятель (incantator) — «производящий или поющий заклинания».
Съказ, съказание.
Кощюна — миф.
Кощюнословие — рассказывание мифов.
Кощюнить — колдовать, рассказывать.
Кощюньник — волшебник, сказатель кощун.
Кощунство (позднее) — надругательство над христианской святыней.
К этому материалу следует добавить:
Кощьное — «сиречь тьма кромешная», «преисподняя»
Кощей, Кощуй Бессмертный, Корчун — сказочный персонаж.
Ключом для проникновения в полузабытый мир древнеславянской мифологии может послужить широко распространенный и устойчивый образ Кощея Бессмертного, в самом имени которого содержится указание на мифологическую архаику «кощун» и на связь с инфернальной сущностью «кощьного», потустороннего царства. Восточнославянская волшебно-фантастическая сказка долгое время именовалась исследователями мифологической, пока известной украинский этнограф Н. Ф. Сумцов не высказал серьезных сомнений в возможности научного познания славянской мифологии: «Границы мифологии висят в воздухе; ничего прочного и устойчивого здесь никогда не было и ныне, при современном состоянии фольклора мифология не имеет определенного содержания».
Однако, по мере дальнейшего изучения фольклора, выясняется, что измельчавшими потомками древних мифов действительно являются сказки и именно волшебные (мифологические) сказки: «Происхождение сказки из мифа не вызывает сомнения». А в дальнейшем в связи с ростом племенных дружин и военных столкновений в мифологические повествования вплетается все в большей степени героический эпос.
Таким образом, восточнославянская волшебно-богатырская сказка является хранительницей перемешанных между собой отголосков архаических мифов и фрагментов богатырского эпоса, рождавшегося ещё в I тысячелетие до н.э.
«Начало волшебное заключает так называемые пережиточные моменты и прежде всего религиозно-мифологические воззрения первобытного человека… Сказка полна мотивов, содержащих в себе веру в существование «потустороннего мира» и возможность возвращения оттуда…».
«Враждебное человеку пространство — «иное» царство, морское царство, царство Змея, Кощея, Яги… Проникая в этот мир, разрушая его, герой утверждает единый мир человеческой справедливости и гуманизма».
Что такое кощунство: значение слова, синонимы
Человеку важно знать и понимать значение слов, особенно тех, что часто используются в речи. В противном случае он может употреблять то или иное слово в неправильном контексте. Это может испортить его репутацию (окружающие будут считать его глупым), а иногда даже навлечь беду.
Слово «кощунство» довольно расхожее, однако далеко не все грамотно его толкуют. А потому не могут подобрать к нему синонимы и ответить, что же оно означает.
Данная статья подробно ответит, что такое кощунство. И объяснит, оскорбляет ли оно чувства верующих.
Значение слова «кощунство»
Для правильной трактовки данного значения обратимся к словарям. Можно использовать материал, предложенный Владимиром Ивановичем Далем, но разумнее изучить толкование слова «кощунство» в более современных словарях.
Согласно определению, представленному известным русским лингвистом Татьяной Федоровной Ефремовой, значение слова «кощунство» таково: оскорбление, осквернение, поругание чего-либо значимого и дорогого, достойного уважения и чтимого людьми.
Также это слово имеет отношение и к религии. В этом случае оно обозначает оскорбление религиозной святыни и, соответственно, чувств верующих.
Синонимы слова
Русский язык очень богатый, а потому к большинству слов можно подобрать синонимы. Нередко именно они понятнее объясняют трактовку, значение слова (кощунство, например).
Однако такие родственные, схожие слова можно подобрать не ко всем словам, но для существительного, исследуемого в данной статье, это сделать довольно просто. Достаточно лишь обратиться к вышеописанному толкованию слова. Тогда вы увидите, что синонимы к «кощунству» будут следующими:
И упоминаемые ранее:
Помимо этого, «кощунство» нередко заменяют словосочетаниями:
Некоторые люди причисляют к синонимам «кощунство» такие слова, как «богохульство» и «святотатство». Поскольку последнее вызывает еще больше недоумений, чем «кощунство», рассмотрим его подробнее.
Кощунство и святотатство: разница
Сейчас считается, что эти два слова – синонимы, а потому их можно использовать в одном и том же контексте (главной мысли повествования). Однако так было не всегда. И если обратиться к истории, мы поймем, какова разница между этими двумя терминами.
Первоначальное толкование слова «святотатство» — любое имущественное преступление. Но после семнадцатого века оно приобрело более конкретное значение, став преступлением против религии.
Сейчас слово «святотатство» является родственным таким терминам, как «богохульство» (непочтительное отношение к Богу и всему, что с ним связано, у христиан, иудеев и мусульман приравнивается к греху) и «кощунство» (что такое, описано выше). Оно подразумевает корыстное преступление, направленное на святыню, чаще всего принадлежащую церкви.
Таким образом, синонимом данного слова считается словосочетание «похищение святыни». Это преступление, цель которого нажива или оскорбление чувств верующих, преследуется по закону.
Святотатство, богохульство, кощунство — синонимы?
Слова, указанные в заголовке, не являются синонимами, потому как не равнозначны, то есть не подразумевают одно и то же. Поэтому ни в коем случае не путайте их и не заменяйте в любой ситуации одно другим — это неправильно.
Хотя святотатство, богохульство и кощунство дополняют друг друга, это все же разные понятия. И если вы хотите показаться образованным человеком, никогда не путайте их.
Антоним слова «кощунство»
Понять более конкретно и доступно, каково значение слова «кощунство», также поможет словарь антонимов, который предоставляет не родственные слова к изучаемому, а, наоборот, противоположные по смыслу.
О нем вы легко догадаетесь и сами, ведь если «кощунство» — всяческое глумление над святыней, что оскорбляет религиозные чувства, то антонимом данного слова является существительное «почтение». Которое подразумевает уважение к святыням, а, следовательно, и к чувствам верующих.
Кощунство как нарушение прав гражданина, закрепленных Конституцией
Что такое кощунство с точки зрения Конституции? Для того чтобы в этом разобраться, необходимо выяснить, что представляет собой это слово в рамках закона.
Конституция — документ, закрепляющий право каждого человека на самоопределение. На основании него, Россия — страна, позволяющая гражданину самостоятельно определяться с верой и своим жизненным путем.
Однако, вместе с тем высший документ о свободе налагает на людей и обязанность чтить и соблюдать права друг друга. Но в силу непонимания или незнания, что представляет собой вера других людей или та, которая наиболее распространена в нашей стране, некоторые граждане нарушают чужую свободу, тем самым оскорбляя религиозные чувства верующих и вызывая порицание и неодобрение всего общества.
Что подразумевает кощунство в религии
О том, что такое кощунство (оскорбление религии), сказано достаточно. Но возникает вопрос: как проявляется кощунство? А также какие действия (или бездействие) подходят под этот термин?
Кощунство в храмах или на его территории проявляется в виде:
колкостей по отношению к святыням;
насмешек над ритуалами, обрядами, выполняемыми церковью и ее служителями;
язвительных и оскорбительных высказываний о вере и ее ценностях;
негативных слов, действий против священника или прихожан;
разрушения икон, крестов и других ценных для религии и ее верующих предметов;
надругательство над могилами на территории церкви.
Таким образом, религиозным кощунством считаются любые высказывания и действия негативного характера, направленные против веры, церкви, священника и верующих.
Однако это вовсе не значит, что человек, являющийся атеистом или сторонником иной веры, должен идти против себя и отзываться о вере, которую не поддерживает, положительным образом и вступать в ряды ее верующих.
Михаил Александрович Бакунин, русский мыслитель и революционер, так сказал однажды: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». То есть каждый человек волен делать все, что ему заблагорассудится, при этом не причиняя вреда ни обществу в целом, ни его гражданам.