Кто такой честолюбивый человек и что означает честолюбие
Многогранны качества души, внутренний мир человека так разнообразен и полон различными свойствами и оттенками. Верующему человеку надлежит тщательно ухаживать за собственной душой, как за драгоценным садом и развивать только лучшие качества. Поэтому актуально знать все оттенки души, дабы иметь возможность точно выбрать для себя лучшее. Далее рассмотрим такое понятие, как честолюбивый человек, хорошо это или не совсем. Разберем такое свойство, исходя из православной веры.
Основное значение слова
Как правило, наиболее ярко мы можем увидеть, что такое честолюбие, если обратимся к художественной литературе или биографиям различных известных личностей.
Этим качеством обладали и обладают различные амбициозные предприниматели и дельцы, люди, которые хотели стать в чем-то лучшими, превзойти остальных, остаться в памяти других.
Наверное, хорошим примером будет идеал так называемой американской мечты, для которой честолюбие является фактически основой.
Интересно! Сильная молитва святому Иоанну Сочавскому на успешную торговлю
Если кратко, то в этой концепции Америка воспринимается как страна безграничных возможностей, где каждый может добиться всего своими усилиями. Только для этого нужно много трудиться и действовать в рамках здоровой конкуренции, ставить свои цели превыше всего. Такая концепция более свойственна ответвлениям христианства лютеранству и протестантизму, где восхваляются практическая выгода и труд.
Для того чтобы лучше уловить смысл и значение, к слову честолюбивый следует подобрать такие синонимы:
- целеустремленный;
- нацеленный на лидерство;
- тщеславный;
- стремящийся быть лучшим;
- карьерист;
- перфекционист;
- амбициозный и самолюбивый.
Также следует выбрать и возможный антоним для этого слова:
- безалаберный;
- безынициативный;
- не амбициозный;
- вялый;
- конформист;
- последователь (не лидер);
- разгильдяй.
Также противоположностью могут выступать и такие термины, как смиренный, эмпатичный, чуткий, спокойный, альтруист. Соответственно, речь не всегда идет об однозначно негативных и позитивных коннотациях. Как видно, и синоним и антоним к рассматриваемому термину может быть и положительным, и отрицательным.
Важно! Сильная молитва Матроне Московской о помощи: от чего она помогает
Полезное видео: честолюбие
Честолюбие и православие
Для того чтобы лучше разобраться, действует ли такое качество плохо на душу или является положительным, нужно снова посмотреть на различные ветви христианства. Более новые учения, такие как лютеранство и особенно протестантизм, указывают на священность любого труда.
Казалось бы, вполне нормальная концепция, даже положительная, ведь и в православии верующим советуют занять свои будни праведным трудом, однако есть некоторые отличия, на которые указывают и самые доступные порталы – Википедия и другие.
Протестанты видят богатство и состоятельность даже вполне приемлемым делом. Представители этой конфессии, как правило, являются самыми богатыми христианами.
Обратите внимание! В православии честолюбие считается однозначно негативным, так как в некоторой степени противоречит концепции любви к ближнему и заботы. Оно воспринимается как пагубный порок, не соответствующий учению Христа, который был идеалом смирения и абсолютно не честолюбивым.
Тем не менее, протестанты одобряют вообще практически любой труд, и ростовщичество в том числе как разновидность деятельности. Напомним, в православии такая деятельность является неприемлемой и связана с грехом лихоимства и сребролюбия. В этой тонкости есть существенные отличия.
Когда, к примеру, протестант ставит перед собой честолюбивые цели достичь финансового благополучия, он в целом видит в своей деятельность праведный путь и использует разнообразные мирские методы для того, чтобы прийти к нужному итогу. Православный в свою очередь чутко рассматривает каждый вариант получения дохода, оценивает, не противоречит ли он вере и не вредит ли душе. Таким образом, нетрудно понять, почему искренне православные верующие не всегда могут похвастаться чрезмерным богатством, а представители других конфессий могут даже спокойно кичиться этим.
Познавательно! Кто такой святой Лука Крымский и в чем он помогает
Если рассматривать глобально, то это хорошо или не особенно хорошо, люди решают, исходя из собственной веры и базовой мировоззренческой концепции. Для кого-то «идти по головам» ради собственной цели и ставить свои интересы в центр мира является не просто приемлемым, но и идеальным. Для православного такой честолюбивый человек выглядит не совсем нормальным, особенно если качество проявляется в наиболее негативных аспектах.
Как избавиться от честолюбия
Православная вера говорит об идеале смирения, как говорится, «кто унижает себя, тот возвысится». Конечно, речь не идет о каком-то ментальном или физическом мазохизме и подобных болезненных наклонностях. Подразумевается способность:
- не выгораживать собственное эго;
- не ставить себя над другими;
- не стремиться унизить других, дабы себя возвысить;
- не искать поводов для самохвальства;
- не искать возможностей намеренно оказаться лучше других;
- не впадать в чрезмерную соревновательность и конкуренцию с другими;
- не искать в других худших качеств, которые позволяют чувствовать себя лучшим, чем они.
Святые подвижники в православии являли собой эти идеалы смирения. Серафим Саровский, вероятнее всего, не хотел стать лучшим в мире святым и установить рекорд по длительности молитвы на камне или построить женский монастырь лучше, чем другие. Лука Крымский вряд ли стремился стать самым известны доктором или продвинуться повыше в церковной иерархии.
Можно привести и массу других примеров, так или иначе, все эти подвижники знали, что значит честолюбивый, и старались искоренить в себе подобные помыслы. Как видно из этих примеров, для того чтобы чего-то достичь (особенно на поприще веры) совсем не требуется иметь чрезмерную амбициозность и намерение стать лучше других. Конечно, определенное дерзновение нужно, но оно всегда идет в комплекте со смирением и готовностью унизиться.
Простому верующему полезно следовать этим примерам, понять, что означает слово, рассматриваемое здесь, и в чем негативные стороны этого свойства. В современном мире трудно обрести смирение, особенно если приходится действовать в условиях, где каждый конкурирует с другим, где все действуют только в своих интересах. Тем не менее, личное определение настоящего верующего и заключается в том, чтобы делать поведенческий выбор, исходя из веры, а не мнения большинства.
Обратите внимание! В некоторых сферах деятельности частично честолюбие может быть допустимо и приносить некоторые положительные результаты. К примеру, руководителю полезно быть честолюбивым в том, чтобы заботиться о своих подчиненных и собственной подвластной структуре.
Полезное видео: честолюбие замена таланту или потребность в бессмертии?
Вывод
Нужно осознавать, где честолюбие полезно, а где является чрезмерным, и соблюдать нормы религиозной морали. Отказ от честолюбия совсем не означает бездействия или какой-то пассивности. Отказ от этого порока означает выбор более тяжелого, но верного пути, когда другие люди не воспринимаются как конкуренты, которых нужно превзойти, а мирская слава и признание – как высшие цели бытия. Такой трудный путь доступен только искренне и глубоко верующему человеку.
Гордость, тщеславие и самолюбие
Из наследия Оптинских старцев
В миру гордость и самолюбие иногда почитаются едва ли не добродетелями и признаками благородства натуры. Представление это ошибочное и бывает, по словам преподобного Макария, «по неведению или от помрачения страстей». Старец писал духовному чаду:
![]() |
Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 г. |
«В прежнем твоем письме упоминаешь не раз о самолюбии своем и будто уважаешь оное, красуешься им, как некоей утварью. Надобно его истреблять из себя всеми мерами, оно-то причиною есть всех наших зол и пороков. Мирские люди еще считают оное добродетелью и благородством – и это по неведению или от помрачения страстей; а нам надобно во всём противиться ему смирением и самоотвержением».
Бог гордым противится
Гордость и тщеславие относятся к самым опасным страстям. Оптинские старцы много говорили и писали о борьбе с этими страстями. Преподобный Лев горестно называл тщеславие «ядом, который убивает плоды и самых зрелых добродетелей».
«Сия страсть от юности до преклонных лет и до самого гроба нередко простирается. Она не только страстных, преуспевающих, но иногда и совершенных преследует, почему и требует немалой осмотрительности. Бесстрастный Творец лишь может искоренить ее. О, коль трудно избегнуть сего яда, убивающего плоды и самых зрелых добродетелей».
Преподобный Варсонофий говорил о гордости как о бесовском свойстве:
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано: именно гордым? Потому что бесовское это свойство. Гордый становится уже как бы сродни бесу».
Преподобный Никон предостерегал:
«Не должно тщеславиться ни здоровьем, ни красотою, ни другими дарами Божиими… Всё земное непрочно: и красота, и здоровье. Благодарить Господа надо, благодарить со смирением, сознавая свое недостоинство, а не тщеславиться чем-либо».
Преподобный Амвросий предупреждал, что ничто так не препятствует успехам в духовной жизни, как гордость и тщеславие, а исчадиями этих страстей бывают зависть и ненависть, гнев и памятозлобие:
«Все мы сплошь да рядом больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частию виною сего бывают славолюбие и горделивость.
Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: “Не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще” (Гал. 5: 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие – общие исчадия тщеславия и гордости».
Тщеславие и гордость, хотя одной закваски, но действие и признаки их разные
«Тщеславие и гордость одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость».
А чтобы показать, чем гордость и тщеславие отличаются друг от друга и как действуют на человека, преподобный Амвросий даже сочинил рассказ об утках и гусях, олицетворяющих эти страсти. Поводом для такого рассказа стал подаренный старцу ковер с изображением уток:
«Недавно подарили мне ковер, на котором красиво изображены утки. Я пожалел, что не догадались тут же выставить и гусей, так как на ковре осталось еще много места. Мысль такая мне пришла потому, что свойство и действие уток и гусей хорошо изображают свойство и действие страстей: тщеславия и гордости.
Тщеславие и гордость, хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает, а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы также любит.
Тщеславный, если имеет благовидную и красивую наружность, то охорашивается как селезень и величается своею красивостью, хотя мешковат и неловок часто бывает так же, как и селезень. Если же побеждаемый тщеславием не имеет благовидной наружности и других хороших качеств, тогда для удивления, похвал человекоугодничает и как утка кричит: “Так! так!” – когда на самом деле в справедливости не всегда так, да и сам он часто внутренне бывает расположен иначе, а по малодушию придакивает.
Гусь, когда бывает что-либо не по нем, поднимает крылья и кричит: “Кага! каго!” Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостью в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутреннего гнева шипит на других, как гусыня, сидящая на яйцах, и, кого может кусать, кусает…»
Чем же ты гордишься?
Очень многим и гордиться-то вовсе нечем. По этому поводу преподобный Амвросий передавал такой рассказ:
«Одна исповедница говорила духовнику, что она горда. “Чем же ты гордишься? – спросил он ее. – Ты, верно, знатна?” – “Нет”, – ответила она. – “Ну талантлива?” – “Нет”. – “Так, стало быть, богата?” – “Нет”. – “Гм… В таком случае, можешь гордиться”, – сказал напоследок духовник».
«Возноситься нечем: Бог дает слово. Доброго слова человек сам собою сказать не может. Всякое доброе слово от Бога. Сказано: “Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему даждь славу” (Пс. 113: 9)».
Указывая, что человеку нечем гордиться, старец прибавлял:
«Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? Оборванный, ощипанный просит милостыни: “Помилуй, помилуй!” А подастся ли милость, это еще кто знает».
Как определить у себя признаки смирения или гордости
Преподобный Макарий писал о главных признаках наличия у человека смирения или гордости:
«Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо».
Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил своих чад, что иногда излишнее смущение при каком-либо деле также выдает затаенное тщеславие:
«Трусишь при пении от тщеславия. Много его у тебя».
Печаль наказания Божия гордым
Преподобный Лев предупреждал о том, что гордые терпят различные бедствия:
«Ежели не положить вину на себя, то не перестанешь бедствовать, нося печаль наказания Божия гордым».
Избавиться от гордости очень трудно
Избавиться от гордости очень трудно. Если человек думает, что он уже негордый, что уже стяжал смирение, то это явно, по словам старца Макария, доказывает его гордость:
«В письме твоем ты назвала себя смиренною (конечно, это по неведению), но ты еще не достигла сей меры, чтобы быть смиренною. Когда бы мы приобрели это богатство, то и все добродетели удобно бы стяжали. Да оно и одно без других добродетелей может нас спасти, а добродетели без оного, напротив, никакой пользы не приносят. Стяжавый смирение стяжал Бога. Это всё учение святого Исаака, великого мужа.
Так ты не должна думать, что ты смиренна, а когда думаешь, то явно показываешь свою гордость».
![]() |
Брейгель. Гордость |
Гордость неразрывно связана с другими страстями
Преподобный Амвросий говорил:
«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».
«Тщеславие не дает нам покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов».
«Лупишь глаза – оттого и помыслы, прежде тщеславные, а потом и дурные. Ты заметь: непременно прежде тщеславные, а потом дурные. Ты вниз голову держи, вот так, не лупи глаза на народ».
А преподобный Макарий предупреждал, что от гордости страсти получают силу, а смирение, наоборот, низлагает страсти:
«Но надобно знать, что все страсти от гордости нашей получают силу нас побеждать, а, напротив, смирение их низлагает».
Одна гордость может заменить все прочие страсти
Бывает, что в человеке так велика гордость, что прочие страсти стихают. Преподобный Макарий наставлял:
«Одна страсть другую укоряет: где самолюбие, там сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно, что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним пребывает – гордость».
Такой человек может внешне вести себя безукоризненно и с презрением смотреть на других людей, мучимых страстями пьянства или курения или иными страстями. Но во взгляде этого внешне безупречного человека такая гордыня и самолюбование, такое превозношение своими достоинствами, что одной гордости его уже достаточно для погибели души. Старец предупреждал:
«Однако бывает, по слову святого Иоанна Лествичника… и то, что от некоторых все страсти удаляются, кроме одной гордости, которая заменяет собою все прочие страсти, и потому надобно иметь осторожность, чтобы вместо плодов не принести плевел».
Как бороться с этими страстями
Преподобный Макарий советовал при борьбе с помыслами высокоумия и гордости не стыдиться открывать их на исповеди:
«О том, что помыслы находят высокоумные, надобно открывать и не стыдиться».
Преподобный Иларион наставлял при появлении помыслов тщеславия и похвалы самого себя напоминать себе, что главное – смирение, а вот его-то у нас и нет. И первым доказательством этого являются как раз приходящие к нам помыслы тщеславия:
«Отсекать помыслы тщеславия и похваляющие тем, что Богу приятнее всего смирение, а у тебя его нет; следовательно, ничего нет и доброго. Так правильно и должно делать».
Старец Иосиф учил при появлении помыслов тщеславия вспомнить свои грехи:
«А когда тщеславие взойдет, тогда не худо и вспомнить какой-нибудь грешок, укоряя себя».
И старец Амвросий давал такой совет:
«Если будешь отвечать тщеславию вспоминанием своих грехов и лености, то увидишь, что нечем хвалиться».
«Человек – яко трава. Кто гордится, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот будет помилован Господом».
«Надо вниз смотреть. Ты вспомни: “Земля еси, и в землю пойдеши”».
«Когда нападет гордость, скажи себе: чудачка ходит».
«Как придет тщеславие, так молись: “Господи, от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою”».
Иногда человек изо всех сил пытается избавиться от помыслов гордости и тщеславия, но ему это никак не удается. По этому поводу преподобный Амвросий писал:
«Вражий гул продолжает тебе досаждать, и враги всячески ухитряются уязвить душу твою стрелами гордости и возношения».
Старец советовал в таком случае в первую очередь рассмотреть свое душевное расположение:
«Прежде всего рассмотри душевное расположение, мирна ли ты со всеми, не осуждаешь ли кого».
Преподобный писал духовному чаду:
«…молись со смирением Богу псаломскими словами: “Грехопадения кто разумеет; от тайных моих очисти мя и от чуждых пощади рабу твою”. У всех святых отцов единогласный ответ и совет в подобных случаях: во всяком искушении победа – смирение, самоукорение и терпение – разумеется, при испрашивании помощи свыше. Молись о сем и Царице Небесной, и всем угодникам Божиим, к каким ты имеешь особенную веру, чтобы помогли тебе избавиться от прелести бесовской».
«Самолюбие наше корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок… Секира к истреблению корня самолюбия – вера, смирение, послушание и отсечение всех хотений и разумений».
Гордость могут побороть также труд и скорби. Преподобный Амвросий говорил:
«Много нужно трудиться, много ран принимать, чтобы не погибнуть от гордости. Когда нас не трогают, не толкают, гордость живет в нас до конца жизни».
В самом желании быстро взойти на высоту добродетелей сокрыта гордость
Гордость и тщеславие бывают скрыты в самом нашем желании мгновенно избавиться от всех страстей, скоро взойти на высоту добродетелей. В этом, по словам преподобного Льва, скрывается духовная гордость:
«Вы, желая угодить Богу, хотите скоро взойти на высоту добродетелей и мните это возможным от вас, что ясно доказывает в вас духовную гордость (в чём вы и сами себя сознаете)…»
Смирение же хорошо знает, что «добродетель не груша: враз не скушаешь».
«От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» (Пс. 18: 13–14).
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
Честолюбие: причины, признаки, как избавиться
Автор: bloodkot · Опубликовано 23.07.2019 · Обновлено 12.07.2019
Честолюбие представляет собой черту характера, при которой человек амбициозен, хочет достигать лучших результатов, быть первым в своей области. В крайней степени может переходить в алчность, стремление лишь к материальным ценностям при игнорировании духовных.
Что такое честолюбие?
Честолюбием называют стремление добиться высокого положения в обществе, иметь какие-либо блага, привилегии, статус. Успехи должны быть признаны окружением; лучше если их возможно будет измерить (количество заработанных денег, посещенных стран, подписчиков в социальных сетях). Обладающие данным качеством личности стремятся во всем быть лучшими, первыми. Им важно иметь более высокие результаты, чем друзья или коллеги.
Честолюбивый человек чаще всего осознает наличие у себя данной черты. В компании может стараться навязать собственные правила (даже если люди малознакомые или незнакомые совсем). Ошибки признает неохотно, ощущает себя униженным, если кто-либо становится свидетелем его провала, промаха. Амбиции для такой личности — двигатель прогресса, они заставляют его постоянно развиваться, всегда стремиться к большему, на достигнутом не останавливаться. К честолюбцам относил себя Стив Джобс.
Такая личность тщеславна, склонна к гордыни. Из-за этого нередко развивается завышенная самооценка, мешающая адекватно оценивать собственные возможности, достижения, создающая трудности при взаимодействии с окружающими. Поскольку главным в жизни этот человек считает достижение новых высот, то он может игнорировать нормы морали, совершать жестокие поступки. Нередко эти люди испытывают сложности с общением из-за своих взглядов.
Честолюбивая женщина часто предпочитает семье карьеру. Если все же она вынуждена заниматься домом, то может пытаться реализовать свои амбиции через детей, заставляя их много учиться, посещать в большом количестве различные развивающие кружки и секции. Такие матери гордятся, если их дети начинают делать что-либо раньше, чем у подруг, знакомых, соседок, стараются, чтобы ребенок всегда был лучшим в классе.
Мужчине важно, чтобы его девушка, невеста, супруга соответствовала ему. Часто эти люди подбирают таких партнерш, которые были бы во всем лучше, чем женщины окружающих: более образованными, красивыми, начитанными. Человек с амбициями может сильно придираться к супруге, если она не соответствует высоким требованиям. Девушки нередко обращают внимание на таких мужчин, считая их умными, интересными, хорошими партнерами для построения семьи, но через некоторое время могут уставать из-за безразличия мужа и недостатка внимания.
В детстве качество может проявляться стремлением получать максимально высокие оценки. Ребенок посещает все конкурсы и олимпиады (по всем предметам или по ряду наиболее ему интересных), дополнительные занятия, всегда готовится к урокам, читает материал, старается разобраться в том, что ему не понятно. Во время учебы не отвлекается, посвящает время изучаемому предмету, часто отвечает у доски, любит дополнять чужие ответы.
Антонимы этого понятия — ленивый, беспечный.
Причины возникновения
Честолюбие часто развивается в детстве под влиянием воспитания. Если родители придавали большое значение материальным ценностям, хвалили ребенка только за достижения, то он вырастет честолюбивым. Возможно подобное и в тех ситуациях, когда с ним были жестоки, унижали его и оскорбляли.
Психика может замещать нехватку каких-либо чувств достижением материальных благ. Так, человек может компенсировать нехватку любви, внимания, заботы в детстве. Признание помогает понизить значимость детских переживаний, временно почувствовать себя лучше.
Тяжелые отношения с ровесниками в школе тоже могут стать причиной развития честолюбия. Если в школе ребенка унижали, обижали, он может захотеть доказать бывшим одноклассникам, что он более способный, умный и сильный, чем прочие.
Воспитать в себе данную черту человек может и самостоятельно. Придется однако приложить немало усилий.
Плюсы и минусы честолюбия
Преимуществом является стремление к развитию. Честолюбивые люди большего достигают в работе. Часто они изобретают что-то новое, улучшают уже имеющиеся модели, становятся чемпионами или лауреатами Нобелевской премии. Помогают развиваться предприятию, на котором работают. В бизнесе тоже часто достигают большего. Многие открытия, произведения искусства являются результатом работы честолюбивых личностей.
Начальник всегда может положиться на такого работника. Честолюбец не станет безответственно относиться к возложенным на него обязанностям, всегда будет выполнять работу максимально хорошо, старательно.
В своей сфере деятельности этот человек добивается большего, чем окружающие. Он направлен на рост по карьерной лестнице. Если предпочитает открыть свое дело, выполняет все, чтобы бизнес стал доходным, приносил ему материальные блага в будущем. Такие люди смогут содержать свою семью на хорошем уровне, их дети не будут голодать.
Недостатком является слишком большая сосредоточенность на материальных благах. Честолюбивость может стать причиной жестокости по отношению к окружающим. Для достижения своих целей честолюбцы нередко выбирают те методы, которые могут навредить кому-либо.
Часто такие люди остаются одинокими. Общаться с ними бывает непросто из-за их уверенности в собственном превосходстве. В семейных отношениях выдержать такого партнера тоже может не каждый.
Характерные признаки
Определение честолюбца возможно по ряду признаков. Такие люди постоянно продумывают стратегии по достижению того, что сейчас им недоступно. Любое слово подтверждается действием; для получения желаемого они готовы совершить многое, могут становиться слишком упрямыми. Прокрастинация, лень честолюбцам не свойственны.
Они концентрируются на том, чего не имеют. О том, что могут потерять в результате своих действий, предпочитают не думать. Результатами успехов наслаждаются, но никогда не останавливаются, не успокаиваются. Когда цель достигнута, сразу появляется новая, более трудная.
Такая личность постоянно стремится соревноваться с окружающими. Поводом для спора может стать любая мелочь.
Жажда славы
Эти люди стремятся достичь большего, никогда не останавливаются на достигнутом, признание ценят высоко.
Гордыня
Обладают завышенной самооценкой, часто считают себя лучше окружающих.
Душевная черствость и эгоизм
Эгоист, свои интересы ставит выше чужих. Использует других людей, если они могут помочь ему добиться чего-либо. Легко может навредить другому человеку, чтобы получить какое-либо преимущество. В борьбе использует те методы, которые многим кажутся аморальными.
Близких друзей у честолюбивой личности мало или нет совсем. Они тяжело сходятся с людьми, поскольку обесценивают чужие чувства.
Излишние амбиции
Легко лжет ради выгоды. Ставит себе такое количество целей, которое не способен выполнить ни физически, ни психологически. Амбиции его не оправданы.
Болезненное восприятие критики
Любящий ставить честолюбивые цели человек не умеет принимать критику: реагирует резко и болезненно, склонен отклонять замечания, если такой возможности нет, раздражается, может проявлять агрессию по отношению к критикующему.
Большая боязнь провала
Честолюбивые люди боятся совершить ошибку. Если они все же ошибаются, сделают все, чтобы о провале никто не узнал. Болезненно реагируют на упоминания о старых провалах. Иногда страх перед возможностью ошибиться настолько велик, что развивается невроз.
Отличия между тщеславием и честолюбием
У понятия «честолюбие» значение слова во многом похоже на определение тщеславия. Есть однако ряд различий между данными понятиями.
Тщеславие представляет собой желание казаться в глазах окружающих хорошим. Обладатели этого качества сильно боятся за свою репутацию. Для таких людей произошедший в жизни промах менее страшен, чем сплетня, которой поверят другие люди. Им характерны гордыня, стремление превозносить себя.
Честолюбивая личность стремится стать лучшей в своей области. Любое дело будет выполнять настолько хорошо и старательно, насколько сумеет. Достижения для нее важнее прочего, всегда старается достичь большего мастерства.
Честолюбие в православии
Православные считали данное качество отрицательным, греховным. Верующий христианин должен быть простым, не стремиться выделяться среди окружающих. Желание быть лучше других людей, добиваться большего, чем они, может расстроить Господа. Добрые дела следует совершать бескорыстно, не стремясь к славе, признанию или получению каких-либо ценностей.
В католичестве, протестантстве однако данное качество не считается таким негативным. Богатство в этих ответвлениях христианства является знаком расположения Бога, его благословением. Важно однако, каким способом человек добивается благ: если его действия вредят окружающим, причиняют им боль, дискомфорт, следует заняться коррекцией своего поведения. Склонность к честолюбию в религии может быть хорошей лишь в том случае, когда для получения какой-либо выгоды человек совершает только добрые дела.
Как избавиться от честолюбия?
Чтобы стать нечестолюбивым, придется приложить много усилий. Но честолюбцы благодаря качествам своего характера склонны доводить дела до конца, добиваться желаемого, что может несколько облегчить трудную задачу.
Сначала необходимо осознать проблему. Если от наличия такой черты страдает кто-либо из близких, самостоятельно исправлять его бесполезно: победить данное качество характера может только сам человек.
Нельзя придумывать оправдание собственным негативным поступкам. Если какое-либо действие аморально, нужно отказываться от его совершения даже тогда, когда из-за этого могут возникнуть дополнительные препятствия на пути к цели.
Следует прекратить ставить себя выше других. Для этого иногда требуется помощь психотерапевта. Нужно осознать, что другие люди имеют право на жизнь, счастье, собственное мнение вне зависимости от того, чего они достигли. Унижать окружающих нельзя, не нужно пытаться найти в них такие качества, которые дадут возможность думать о них плохо.
Следует отказаться от намеренного поиска возможностей похвалиться, превознести собственные заслуги, выделиться чем-либо. Лучше временно воздерживаться от конкуренции совсем, учиться сотрудничеству, партнерству.
Поскольку причиной часто становятся особенности воспитания, нужно обнаружить, что вызвало развитие деструктивных паттернов поведения, изменить собственное отношение к тем событиям, заменить вредящие установки новыми, более здоровыми. Для этого можно применять гипноз, психоанализ, гештальт- или когнитивно-поведенческую терапию.
Полезно чаще просить совета, критики. Нужно учиться реагировать на конструктивные замечания адекватно: нередко коррекция собственного поведения помогает добиваться большего в работе или построении отношений с другими людьми.
Честолюбивый человек, кто он такой
Доброго времени суток, дорогой читатель. В данной статье Вы узнаете, что такое честолюбие, значение этого слова. Вам станет известно, какими чертами обладает честолюбивая личность. Выясните, как бороться с данным качеством, если оно имеет негативные проявления.
Общие сведения
Честолюбивый человек – это личность, которая хочет быть лучше всех. Такой индивид жаждет власти, хочет показать свое превосходство. Однако, при умеренном проявлении данного качества, честолюбие является здоровым желанием совершенствовать себя и свои возможности. Оно помогает индивиду ставить перед собой определенные цели и добиваться их, несмотря на возникающие трудности. Такой индивид по своей натуре победитель.
Слово честолюбие описывает качество характера, проявляемое выраженными целями личности, желанием достичь первенства, необходимость быть признанным в своей сфере деятельности.
Порядочный человек может быть честолюбивым, при этом данное качество подтверждается его благородством, правдивостью. Честолюбие у такой личности не уничтожает человечность. У такой особы будет доброе сердце и чистый разум.
Данное качество развивается при потребности индивида доказать всем и самому себе собственную значимость. Честолюбие больше характерно для мужского пола. Мужчина, обладающий здравым честолюбием, будет стремиться добиться большего, продвинуться по карьерной лестнице, ведь он должен заботиться не только о себе, но и о своей партнерше, и о детях.
Честолюбие, как психологическая составляющая личности человека, является этическим качеством и определяется взаимодействием индивида с социумом.
Если данное качество встречается у доброй личности, оно имеет положительные проявления, не вредит окружению. Если у плохого человека, то, будучи во власти деструктивной личности, данное качество может негативно сказываться на ближнем окружении, особенно если у личности имеется власть.
У честолюбия есть два недруга: победы других людей и несбывшаяся мечта. Например, ситуация, когда индивид излишне самонадеянный, выявляет что у него недостаточно таланта. Тогда мечта, к которой он хотел стремиться, останется таковой до конца его дней.
Плюсы и минусы
Честолюбие может иметь, как положительные, так и отрицательные стороны. Считается, что многие достижения человечества не свершились бы без этого качества. Оно позволяет двигаться дальше, создавать новые открытия. Плодами честолюбия являются:
- научно-технические разработки;
- произведения искусства;
- открытия в медицине, позволяющие противостоять серьезным заболеваниям.
Стоит учитывать, что тут речь идет об умеренном проявлении честолюбия. Однако, в ситуации, когда удовлетворение своих потребностей, своего эго выдвигается на первое место, а благо общества на второе, то ничего хорошего от такой личности ждать не приходится. У человека присутствует деструктивный комплекс из ненависти, зависти и высокого самомнения, которые приводят к духовному надлому.
Если при наличии честолюбия отсутствуют другие положительные качества, то оно проявляется негативно. Если же наравне с ним присутствует решимость, ответственность, целеустремленность и настойчивость, то обладателю этих качеств, все под силу. Имея здоровое честолюбие, индивид может направить все свои силы на то, чтобы достичь поставленной цели. Если имеет место гипертрофированное честолюбие, которое не подкрепляется своей значимостью, то оно по своим проявлениям приближается к тщеславию. У человека возникает неудовлетворенность своей жизнью, присутствуют переживания, зависть.
Характерные признаки
На то, что рядом оказался честолюбец, могут указывать определенные проявления:
- излишние амбиции, при наличии скромных возможностей — человек ставит слишком высокие цели;
- гордыня – мнение, что он занимает важное место в обществе, а все остальные должны пресмыкаться;
- жажда славы — нередко приводит к провалу;
- душевная черствость и эгоизм – такой человек не считается с чужим мнением, готов переступать через людей;
- присутствует сильная боязнь провала;
- критика воспринимается очень болезненно, бьет по самооценке честолюбивого человека;
- полная уверенность в том, что все люди ему завидуют;
- такая личность может не осознавать, что пытается все контролировать, раздает всем указания.
Как бороться с честолюбием
Корни зацикленности на своей персоне берут свое начало из детства. Малыш хочет быть лучше всех, старается учиться на «отлично», ждет похвалы родителей. В такой момент крайне важно, чтоб мама с папой донесли до ребенка, что не станут любить его меньше, если он в чем-то ошибется и потерпит неудачу. Необходимо, чтоб малыш осознал, что не нужно всегда стремиться быть лучшим, чтоб добиться успеха.
- Нужно осознать, что Вы не являетесь всемогущей личностью и неидеальны. Нет людей, у которых были бы только достоинства и отсутствовали недостатки.
- Научитесь ставить перед собой цели, до которых реально дотянуться с течением времени. Причем, для начала лучше ставить такие цели, достичь которых можно за день – два.
- Необходимо продолжать заниматься саморазвитием, но при этом важно учитывать мнение окружающих Вас людей, их интересы.
Теперь Вы знаете, что значит честолюбивый человек. Как видите, такая личность может быть вполне успешной, достигать больших высот. Однако, при патологическом проявлении честолюбия, его обладатель вредит и себе и своему окружению.
Что значит честолюбие и честолюбивый человек
Это слово произносится достаточно часто. Честолюбие — качество, без которого невозможно достичь успеха, или порок, растлевающий общество? Давайте разбираться, в чем оно выражается, как от него избавиться или развить.
Что это такое
Изначально термин обозначал стремление к славе, но сейчас его зачастую употребляют в ином, измененном смысле.
Происхождение слова
В одном определении сливаются слова «честь» и «любовь». В прошлом те же корни составляли другое слово — «любочестие».
Значение термина «честь» по словарям русского языка:
- совокупность высших морально-этических принципов личности;
- достоинство (личное, военное, профессиональное);
- хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.
По В.В. Колесову, внутренняя форма чести — это «часть, исходящая от людей», отражение существующих в обществе форм внешней регуляции поведения. Честолюбивость — это стремление добиться высокого положения, приобрести славу, известность.
Значение понятия в христианстве
В различных ветвях христианства такое качество рассматривается по-разному. Лютеранство и протестантизм указывают на святость любого труда. Для них состоятельность и богатство являются приемлемыми. Представители этой конфессии — самые богатые христиане.
В православии же данная черта характера считается однозначно негативной, так как противоречит концепции любви к ближнему, является грехом. Она воспринимается как пагубный порок, не соответствующий учению Иисуса Христа, который был идеалом смирения и праведности.
Определение в философии
Термин означает свойство характера, которое проявляется в четко выраженных личностных целях, мотивах и методах достижения известности, почетного положения, первенства, признания в какой-либо сфере деятельности.
Значение слова «честолюбие» имеет положительную интерпретацию только в том случае, когда человек, стремящийся заработать «честь», совершает благие поступки, не ущемляя прав и свобод других людей, поднимается по карьерной лестнице с достоинством и честью.
Честолюбивость , амбициозность и тщеславие
Во многом данное качество сходно с тщеславием. В честолюбивых устремлениях общественные интересы учитываются индивидом лишь постольку, поскольку они согласуются с его личными запросами. Оно связано с желанием приобрести высокое общественное положение, вес, влияние, а также заслужить официальное признание и связанные с ними почести и награды.
Под амбициозностью подразумевается стремление к воплощению намеченных планов. Основными целями являются достижение высокого положения и определенного статуса в обществе. При любых амбициях стоит учитывать мотивы, которые побуждают индивида к успеху. Но если стремлениями все и заканчивается, то они могут выглядеть нелепо.
Тщеславие делают индивида эгоистичным и даже неприятным для других. Завышенная самооценка перестает соответствовать текущим условиям. Человеку уже кажется, что у него есть право навязывать другим свое мнение, он становится неуживчивым в коллективе, ему сложно найти общий язык с окружением. Жажда успеха вынуждает вступать в сделку с совестью, идти ради победы по головам.
Здоровые честолюбивые и амбициозные помыслы помогут достичь успеха в жизни, но если индивид подвержен гордыне и тщеславию, то он рискует остаться одиноким, с обилием душевных травм и эмоциональных блокировок.
Положительные и отрицательные стороны
Такая черта характера имеет положительные и отрицательные аспекты. Считается, что многим достижениям человечества не суждено было совершиться без этого качества.
В ситуации, когда удовлетворение своего эго занимает первое место, а благо общества — второе, то ничего хорошего ждать не приходится. У личности присутствует деструктивный комплекс из ненависти, зависти и высокого самомнения. В результате случается духовный надлом.
Если при наличии честолюбивых замыслов отсутствуют положительные качества, то они проявятся негативно. Если же наравне с ними присутствуют решимость и ответственность, то обладателю этих качеств все под силу. Гипертрофированное качество по своим проявлениям приближается к тщеславию.
Позитивные проявления честолюбия:
- достижение успеха в своей сфере деятельности;
- нацеленность на идеальное выполнение работы;
- наличие желания подниматься по карьерной лестнице;
- возможность положиться на такого человека.
Без развития этого качества трудно достичь успеха в соревнованиях и конкурсах, но довольно часто встречаются ситуации, когда честолюбивая личность напрочь забывает об этике и морали.
Кто такой честолюбивый человек
В широком смысле слова быть честолюбивым — значит искать славы и почета.
Определение фразы
В психологии честолюбивая личность — это индивид, который находится в постоянном поиске почитания и уважения со стороны других. Ему нравится, когда остальные восхищаются его подвигами и успехами. Таких людей можно встретить как в литературе, так и в реальной жизни. Персонаж с именем Честолюбец встречается в популярной сказке для взрослых. Антуан де Сент-Экзюпери во всей красе представляет человека в «Маленьком принце», жаждущего поклонения и восхищения в свою сторону.
Признаки честолюбца
Термин разбивается на два слова: «честь» и «любить». Словосочетание «любить честь» имеет положительный оттенок только в том случае, если желающий чести человек действительно совершает хорошие поступки и добивается успехов на пути к своей цели. Иная сторона этого аспекта — стремление добиться поставленных задач любой ценой, при этом ущемляя интересы окружающих и ставя себя выше других.
Признаки, по которым можно определить, кто такой честолюбец:
- Эгоизм. Первый признак честолюбивой персоны — стремление к почитанию. Существует понятие «эксплуататорской ориентации». В этике оно обозначает использование индивидом окружающих людей для достижения собственной цели. Общество не принимает таких людей, им тяжело завести знакомых и друзей. Для них честь — это лишь мираж, с помощью которого они хотят подняться в глазах окружающих.
- Амбиции. У честолюбивых людей они обычно завышены и совсем не оправданы. Индивид ставит большое количество целей, которые он не сможет достичь как физически, так и эмоционально. Он способен соврать об объеме работы, который в состоянии выполнить. Такие люди с легкостью лгут ради своей выгоды.
- Гордыня. Нельзя путать с гордостью. У таких людей обычно завышенная самооценка и высокое самомнение.
- Острая реакция на критику. При формировании личности возникает два пути — принимать и адекватно оценивать замечания, или отвергать их. Жаждущие славы люди обычно не могут спокойно воспринимать критику и реагируют на нее с агрессией и раздражительностью.
В ролике описаны невротические проявления данной черты характера.
Амбициозность — хорошо или плохо
С латинского языка ambitio переводится как «чрезмерное самомнение и обостренное самолюбие». Это претензии на уважение и признание, уверенность индивида в том, что он достоин самого лучшего.
Отличительные свойства амбиций:
- Заниженные. Они бывают у людей с заниженной самооценкой, слишком скромных и застенчивых, неуверенных в себе. Индивиду присуще чувство вины за свой успех. Существует множество факторов, сдерживающие желания: негативный внутренний диалог, зажатость и конфликты. Все это мешает людям увидеть собственный потенциал.
- Завышенные. Неверное соизмерение взятой ответственности с реальной способностью ее выдержать. Индивид не сопоставляет свои таланты и способности с реальной сложностью задачи. Он мнит себя центром Вселенной, хватается за все, а когда что-то не получается, то обижается на весь мир и уходит в себя.
- Адекватные. Баланс между способностями и сложностью задач — идеальная «золотая середина». Разумная расстановка приоритетов и грамотная оценка своих сил. При адекватных амбициях совершаются большие прорывы, индивид движется вперед, при этом, не теряя родных и близких из-за чересчур раздутого самомнения или, наоборот, мягкотелости.
Итак, быть амбициозным человеком — хорошо или плохо? С одной стороны, такие люди настойчиво добиваются своих целей. К тому же ни одна женщина не взглянет на мужчину, не имеющего больших планов на будущее. С другой стороны, это качество может приобретать очень негативные и деструктивные проявления.
Самое главное — достичь баланса между тем, чтобы добиваться своего, и тем, чтобы при этом не вредить другим. Если индивид хорошо воспитан и понимает, что при достижении поставленных целей не нужно ущемлять интересы других, наступать на их достоинство, то он добьется желаемого, не заводя себе врагов и недоброжелателей.
Необходимо добиваться желаемого, но не нужно при этом быть слепым и не замечать других людей. Следует выбрать мудрого опытного покровителя и доверять ему, соизмерять свои возможности с задачами, а также иметь достаточно здравого смысла, чтобы в случае неудач не винить никого, кроме себя, и извлекать из них ценный опыт.
В ролике разобран вопрос о важности целеустремленности в жизни.
Как избавиться от честолюбия
Православная вера говорит об идеале смирения: «кто унижает себя, тот возвысится». Конечно, речь идет не о каком-либо мазохизме и подобных болезненных наклонностях.
- Не выгораживать собственное эго.
- Не ставить себя над другими.
- Не стремиться унизить других для собственного возвышения.
- Не искать поводов для самохвальства.
- Не искать возможностей намеренно оказаться лучше других.
- Не впадать в чрезмерную конкуренцию и соревновательность с другими.
- Не искать в других худших качеств, которые позволяют чувствовать себя лучше.
Корни этой характеристики личности лежат в детстве. Если ребенка всегда учили быть первым, делать все «лучше всех» и преуспевать во всех видах деятельности, то в нем может развиться желание получать похвалу и почести за проделанную работу. Следует помнить, что данное качество имеет свои преимущества и недостатки.
Если же индивид почувствовал, что хочет избавиться от этого, то стоит обратиться к своему детству. Существуют различные тренинги и упражнения, которые позволяют «перевоспитать» себя. Важный пункт в любом из таких упражнений — это определение самооценки и ее правильный анализ.
Самооценка может быть:
Идеальный показатель — это адекватная самооценка. В некоторых случаях честолюбивые люди действительно добиваются больших успехов. Яркий тому пример — Стив Джобс. Он считал себя амбициозной, в меру эгоистичной личностью, которая резко реагирует на критику.
Каждый сам решает, является ли данное качество положительным или отрицательным, а затем принимает решение, нужно избавляться от него или развивать.
Видео
В ролике разобран вопрос о том, как стать нечестолюбивым.
Честолюбивый человек и честолюбие: что означают эти слова
Каждый индивид имеет своё представление о плохих и хороших чертах характера. Одни качества определённая личность может оценить как положительные, другие – как отрицательные. В то время как другая личность даст этим понятиям совсем другую характеристику. Все мы сами решаем, что для нас плохо, а что хорошо, и нельзя дать точную дефиницию понятию «честь» или «честолюбие».
Определение термина честолюбие
Википедия даёт нам следующее определение термину «честолюбие»: закреплённое в характере стремление личности достичь успехов в соответствии с личными целями в таких сферах жизни, как личная производительность, успех, признание, влияние, лидерство, знания или власть. Таким образом, честолюбие – это желание индивида добиться определённых успехов. Можно сделать вывод, что это качество является положительным по своему характеру, ведь нельзя посчитать желание индивида достичь высот отрицательным качеством личности. Однако многие психологи придерживаются обратной точки зрения.
Честолюбивая личность в психологии – это индивид, который находится в постоянном поиске почитания, уважения со стороны других людей. Ему нравится, когда люди буквально «смотрят ему в рот», восхищаясь его подвигами и успехами. Таких людей можно встретить и в сказке, и в реальной жизни. Приведём пример из литературы. Персонаж по имени Честолюбец встречается в популярной сказке для взрослых. Сент-Экзюпери во всей красе представляет индивида в «Маленьком принце», который хочет, чтобы все восхищались им и подражали ему.
Признаки честолюбивой личности
Термин «честолюбие» можно разбить на два слова: честь и любить. Словосочетание «любить честь» звучит положительно только в том случае, если индивид, жаждущий чести, действительно делает хорошие поступки и добивается успехов на пути к поставленной цели. Другая сторона этого аспекта – желание добиться поставленных целей несмотря ни на что, при этом ущемляя интересы окружающих и ставя собственную персону выше других. Это в психологии является показателем эгоистичного поведения, что не является положительным качеством личности. Многие великие психологи говорили о том, что эгоизм – это грех человеческой души.
Это интересно: воля — это что такое, основное понятие.
Существует несколько признаков, по которым можно узнать честолюбивую личность.
- Эгоизм – это первый признак эгоистичного индивида. Личность, стремящаяся к почитанию — это эгоист. В этике существует понятие «эксплуататорской ориентации», согласно которой личность пользуется окружающими людьми для достижения собственных целей. Такие люди не воспринимаются обществом, им тяжело завести друзей и знакомых. Для честолюбивой личности честь – это лишь мираж, который они хотят создать, чтобы подняться в глазах окружающих.
- Амбиции у честолюбивых людей обычно завышены, однако не оправданы. Индивид может поставить слишком много целей, которых он не может достичь как физически, так и эмоционально. Честолюбивая личность может соврать об объёме работы, который он в состоянии выполнить. Такой индивид может с лёгкостью врать для своей выгоды.
- Гордыня – это один из признаков, отличающих честолюбивую личность. Её ни в коем случае нельзя путать с гордостью. Гордыня является одним из смертных грехов. У таких людей обычно завышенная самооценка, они высокого мнения о себе и о своих возможностях. Такие люди также не принимаются обществом, отвергаются им.
- Острое реагирование на критику – это довольно распространённый признак, встречающийся у честолюбивых людей. При формировании личности возникает два пути – принимать критику и адекватно её оценивать или отвергать критику и остро на неё реагировать. Люди, которые желают чести, обычно не могут адекватно воспринимать критику и реагируют агрессивно и раздражительно.
Как избавиться от честолюбия
Корни этого качества лежат в детстве. Если ребёнка всегда учили быть первым, получать отличные оценки, преуспевать во всех видах деятельности и делать всё «лучше всех», в нём может развиться желание получать почести и похвалу за проделанную работу. Стоит помнить, что честолюбие – отрицательное и положительное качество, которое имеет свои преимущества и недостатки. Если же индивид почувствовал, что хочет от него избавиться, стоит поискать причины возникновения такой черты характера в раннем детстве.
Существуют различные тренинги и упражнения, которые позволяют бороться с честолюбием.
Важный пункт в любом из таких упражнений – это определение самооценки индивида и правильный анализ. Самооценка может быть:
Идеальный показатель – это средняя адекватная самооценка. При адекватном анализе люди, стремящиеся к почитанию, замечают, что их самооценка высокая и неадекватная. В некоторых случаях честолюбивые люди имеют высокую адекватную самооценку.
Честолюбивые люди в некоторых случаях действительно добиваются больших успехов. Яркий пример – Стив Джобс. Он считал себя амбициозной, в меру эгоистичной личностью, которая резко реагирует на критику. Таким образом, каждый индивид сам решает, является честолюбие положительным или отрицательным качеством личности, а затем принимает решение, стоит ли избавляться от этого качества или, наоборот, развивать его.