Богадельня: значение слова и история, богадельни в Москве

Что такое богадельня? Значение слова

Что такое богадельня? Это благотворительное заведение, в котором содержатся нетрудоспособные лица – престарелые, инвалиды. Подобные дома есть в каждом государстве. Одно из самых старинных расположено в Люблине, основано еще в четырнадцатом столетии.

Значение слова «богадельня»

Даль составлял свой словарь тогда, когда русская речь значительно отличалась от современной. Поэтому определение, данное им, сегодня довольно странно звучит. Итак, что означает слово «богадельня» по Далю? Заведение для призора увечных, дряхлых, неисцелимых, нищих. Синонимы – божий дом, приют. Всем известна народная мудрость, согласно которой, от сумы и от тюрьмы не стоит зарекаться. Это упрощенный вариант. В оригинале фразеологизм звучит несколько иначе: «за тюрьму, суму, богадельню не ручись».

В происхождении слова легко разобраться. Что такое «богадельня»? Существительное, которого когда-то образовалось от «бог» и «дел». То есть для Бога сделано. Еще одно понятие, близкое по значению – «дом престарелых» – звучит менее милосердно. Православные верили и верят в то, что доброе дело приближает к Богу. Отсюда и происхождение слова, значение которого мы рассматриваем.

Первые приюты в России

Что такое богадельня? Это прежде всего архаизм. Сегодня это слово используется в иронической или грубой форме. Богадельни в России появились давно – с принятием христианства. Долгое время подобные заведения курировала церковь. Богадельня при монастыре была обычным явлением. Церковь покровительствовала всякому без разбора.

В приютах проживали не только немощные и престарелые. Нередко здесь обитали и относительно здоровые люди, не имеющие крова. Встречались и мошенники. Правда, со временем один из русских царей заподозрил, что в домах призрения содержатся не только нищие. Здесь жили люди, оплачивающие помещения приказчикам. Определить, кто из обитателей богадельни является настоящим нищим или немощным, а кто лишь выдает себя за такового, должны были опять же церковнослужители.

Богадельни существовали за счет частной милостыни, кроме того, цари поддерживали такие заведения за счет казны. Во второй половине XVII столетия в столице существовало около семи богаделен. Самой известной была Моисеевская, рассчитанная на сто человек. Были также богадельни Боровицкая, Покровская, Петровское, Кулиженская.

О приютах до конца XVII столетия в России правительство все же слабо заботилось. До тех пор, пока Федор Алексеевич не приказал организовать подобные заведения по европейскому образцу. Приюты были открыты в Китай-городе, на Гранатном дворе, за Никитскими воротами. Как сказано было в одном из официальных документов, «впредь по улицам лежащих и бродячих нищих не было».

При Петре I

Великий Реформатор запретил не только нищенство, но и всякую частную благотворительность. В 1712 году царь велел в каждой губернии открыть дополнительные приюты для увечных и престарелых, то есть людей, неспособных к работе. Богадельни основаны были, как всегда, на территории монастырей. Однако церковных средств оказалось недостаточно.

Стоит сказать, что и последователи Петра издавали заказы о преследовании нищенства и открытии новых домов призрения. Но людей, лишенных крова и неспособных к работе, почему-то не становилось меньше. В конце XVIII века, согласно новому закону, в богадельнях содержались не только старики и инвалиды, но и преступники, которых следовало сослать в Сибирь, в том случае, если по состоянию они не могли туда следовать.

XIX век

Итак, состояние в приютах в России находилось в плачевном состоянии, несмотря на всяческие усилия властей. В XIX столетии земские собрания заботились о помещении в дома призрения только беспомощных нищих, при этом настаивали на отмене содержания в таких заведениях обычных бродяг. В то же время рассматривался вопрос о заботе над сиротами. Значительные преобразования были проведены в Санкт-Петербурге. В остальных городах все так же часто можно было видеть на улицах «бродячих или лежащих» нищих.

Что такое богадельня, мы выяснили. Как уже было сказано, слово это больше не употребляется, по крайней мере в официальных документах. За исключением одного из благотворительных проектов, основанных не так давно.

Свято-Спиридоньевская богадельня

Заведение основано в 1999 году. Находится в Москве. Первоначально богадельня была ориентирована для тяжелобольных и занимала всего две четырехкомнатных квартиры. В 2014 году под нужды приюта выделили отдельное здание на юге столицы. Свято-Спиридоньевскую богадельню финансируют Департамент труда, социальная защита населения. Поддержка осуществляется также за счет благотворительных пожертвований.

Дом престарелых

Богадельня – заведение, существовавшее в дореволюционной России. В советское время подобные дома называли иначе – домами престарелых. В таких заведениях содержатся, конечно, не только люди, не имеющие жилья. В доме престарелых пожилой человек освобождается от необходимости готовить себе пищу, совершать уборку. Здесь находятся те, у кого нет родственников. Либо дети и внуки имеются, но не выражают желания позаботиться о своем близком.

Дома престарелых бывают как государственными, так и частными. Пожилые люди, содержащиеся в заведениях первой категории, не всегда получают должное внимание и качественное медицинское обслуживание. Здесь находятся не только старики, но и молодые люди с ограниченными возможностями, проведшие детство в специальных интернатах. Для того чтобы получить представление об отечественных в домах престарелых, стоит прочитать книгу Рубена Гальего «Черное на белом». Согласно рассказам автора этого автобиографического произведения, подростки и молодые люди, не имеющие физической возможности обслуживать себя, находились в таких заведениях в ужасных условиях.

Европа

Во Франции уже несколько столетий приюты для инвалидов и престарелых составляют одно ведомство наряду с госпиталем. В конце XIX века здесь было более полутора тысяч подобных заведений. Некоторое время взамен пребывания в приюте престарелый бедняк мог получать пенсию в размере ста франков. Однако такую замену допускали лишь в том случае, если частные благотворители брали на себя 40% расходов. В Англии с 1834 года приюты входят в состав работных домов.

БОГУ УГОДНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

Отец Артемий, как возникла идея создать богадельню?

Наш храм — один из новооткрытых московских приходов на территории бывшего Алексеевского женского монастыря. Церковная жизнь здесь возродилась около 20 лет назад. А сама идея о создании богадельни органична для любой обители и большого прихода. Главная цель нашего богоугодного заведения, в котором ради Бога свершается труд милосердия, — подготовить престарелых лиц православного вероисповедания к переходу к вечности.

Какие же правила действуют для желающих попасть в богадельню?

По уставу мы принимаем в богадельню православных, психически здоровых москвичек. Сегодня в богадельне уже проживают 15 опекаемых лиц. Требуются немалые усилия и от священников прихода, и от обслуживающего персонала богадельни, численность которого вдвое превышает число самих насельниц. Богадельня прикреплена и к государственной больнице — и в результате у нас есть свой терапевт, психиатр и другие врачи. Этот симбиоз очень важен, потому что богадельня является формой социальной защиты пожилых православных христиан. Сил и средств, конечно, не хватает, но Божия помощь не оскудевает. Богадельня — очень важная, ответственная часть не только социальной, миссионерской, но и непосредственно приходской жизни храма, по которой можно во многом судить о нравственных качествах наших прихожан. Особенно — молодых. Ведь идея собирания пожилых и немощных людей при храме как нельзя более соответствует приходской жизни, когда молодежь должна проявлять сердечное попечение о старшем поколении. Именно здесь созидается взаимная любовь, устанавливается связь между «веком нынешним и веком минувшим», молодые люди отдают долг любви и признательности старым, заслуживая тем самым попечение и себе со стороны своих близких.

Отец Артемий, чем отличается ваша богадельня от государственных домов престарелых?

Думаю, тем, что, приходя в богадельню, люди знают: она — под рукой Господа, а он не обманет. Что меня радует в нашей богадельне, это, конечно, ее возросший духовный и нравственный авторитет. Какая-то удивительная атмосфера. Когда приходишь сюда,об-
щаешься с персоналом и живущими там матушками, чувствуешь особенную теплоту, патриархальность, какую-то внутреннюю тишину жизни. Это — не холодный «казенный дом», но действительно богоугодное заведение.

В СМИ нередко можно встретить рекламу, призывающую довериться той или иной фирме, завещать ей квартиру, отдать часть пенсии, чтобы доживать остаток дней в одном из частных социальных учреждений вроде санатория. Можно ли доверять таким «бизнесконторам»?

Судить не берусь. По нашему уставу — если человек, например, желает завещать богадельне свое жилище, но разочаруется в уходе или в чем-то еще, то в любое время он имеет полное юридическое право возвратиться восвояси. Я встречал немало людей, кто пытался заниматься таким бизнесом, и, как правило, подобные организации все-таки разваливались, потому что одной из неблаговидных историй бывает достаточно, чтобы потерпеть урон репутации. Недавно из одной православной обители к нам приехали ее сотрудники, чтобы познакомиться с тем, как у нас поставлено дело в богадельне. Когда они увидели, что на каждую старушку у нас есть персональный санузел, отдельная жилая комната, что в богадельне осуществляется круглосуточное обслуживание наших матушек, — они огорчились. Не тому, что увидели у нас, а тому, что планировали у себя… Именно здесь созидается взаимная любовь, устанавливается связь между «веком нынешним и веком минувшим».

Читайте также:  Что это такое епитимья: на кого она накладывается, за какой грех епитимья в православии и других религиях

Какой распорядок дня у насельниц богадельни?
Они свободны и занимаются чем хотят и когда хотят?

Надо учитывать, что богадельня — это все-таки «режимное учреждение»: в 10 часов вечера двери заведения закрываются. Территория храма и богадельня круглосуточно охраняются. Живем-то в центре Москвы, у метро «Красносельская», неподалеку три вокзала, так что искателей приключений хватает. В течение дня в богадельне идет своя жизнь — обход сестер, врачей. Питание, быт — как в санатории. Старушки наши хлебосольны, не отпустят гостей, не напоив чаем, а то и наливочку предложат. Субботними вечерами в трапезной уже много лет прихожане после службы собираются на чаепития. Я, как настоятель, возглавляю эти вечерние собрания — теплые, проникнутые семейственной атмосферой. Бывают специально приглашенные артисты, музыканты, вокалисты, иногда смотрим интересные фильмы. Наши насельницы весьма любознательны, некоторые ныряют без страха в виртуальное море Интернета, где находят уникальные рецепты, знакомятся с книжными новинками. В богадельне есть маленький, но уютный домовой храм, время от времени мы проводим там службы.
Содержать пожилых, часто больных людей всегда нелегко, а в условиях экономического кризиса — особенно… Церковь, будучи «сестрой милосердия», сама живет на подаяние. Конечно, нам помогают прихожане — наши благотворители. Как настоятель прихода, я часто сталкиваюсь с просьбами богадельни поддержать ее бюджет. Наверное, поэтому у батюшек такие широкие рукава: в один рукав входят пожертвования, а из другого — выходят.

В какой помощи благотворителей богадельня сегодня нуждается больше всего?

В первую очередь хотя бы в небольшом финансовом вливании. Если кто-то серьезно заинтересуется богадельней — милости просим. Кто-то поможет обновить постельное белье. Кто-то — пожертвует на замену сантехники, на обновление столовой посуды. Пригодится и автобус для бабушек, чтобы вывозить их за город на природу. Любой помощи будем рады. У нас есть добровольные помощники. При Новоспасском монастыре зарегистрирована организация «Молодая Русь». Юноши и девушки часто посещают наших матушек. Слава Богу, завязывается общение между юными и престарелыми. И отрадно, что это происходит под эгидой Церкви.

Отец Артемий, но почему же пока так мало подобных богоугодных заведений в России?

Слава Богу, множится число мирян, которые чувствуют потребность ведомо или неведомо для других благотворить. Открываются новые богоугодные заведения. Например — богадельня в приходе отца Аркадия Шатова при 1-й Градской больнице. В храме Благовещения Пресвятой Богородицы протоиерея Дмитрия Смирнова тоже есть приют и богадельня. В Зачатьевском монастыре на Остоженке есть. В провинции все
чаще открываются подобные заведения. Так что дело, как говорится, пошло…

Каким вы видите будущее богадельни храма Всех Святых?

Мы планируем построить просветительский центр для молодежи и пожилых людей, а также новую богадельню, соответствующую требованиям XXI века. Возможно, откроем детский сад. Кризис, конечно, дает себя знать. Но даст Бог, переживем и нынешнее лихолетье

Богадельни на карте Москвы:
сегодня и 100 лет назад

01.10.02, 12:40

Москва, 1900 год
Население – 1 млн чел.
Богаделен – 221

В 1900 году в богадельнях жили около 10,5 тыс. человек – в основном пожилые люди, неспособные к труду.*
Богадельни были разбросаны по всей Москве и сильно различались количеством обитателей:

8 крупных богаделен – численностью от 1000 до 400 человек,

18 средних – численностью менее 400, но не менее 100 человек,

63 небольшие (менее 100, но не менее 20 человек),

около 120 маленьких – меньше чем на 20 человек (о числе насельников еще в 12 богадельнях данных нет, но все они приходские и, вероятнее всего, малочисленные).

Часть богаделен были государственными, но главная нагрузка приходилась на учреждения сословных организаций и благотворительных обществ – купеческого, мещанского и ремесленного обществ, московского дворянства, Императорского человеколюбивого общества и др. Сословные богадельни были самыми “населенными”: Московская общественная ремесленная богадельня – 1000 человек, Покровская мещанская богадельня – 977 человек, Андреевская богадельня Московского купеческого общества – 951 человек, всего в сословных богадельнях призревался 3961 человек.

Особенно много было приходских богаделен – 125. Однако в основном они были совсем маленькими – на 5-10 человек, всего в них призревалось 453 человека.

Существовали и “ведомственные” богадельни: для престарелых чинов почтово-телеграфного ведомства, для бывших сиделок, потерявших здоровье на службе, для купеческих приказчиков, для бывших воспитанниц и служащих Николаевского сиротского института, для сестер милосердия, лишившихся вследствие старости или болезни способности к труду, 4 – для военных и 15 – для лиц духовного звания.
_________________
* Использовались данные из Сборника справочных сведений о благотворительности в Москве – М., 1901.

Москва, 2002 год

Население – 8,5 млн чел.
Домов престарелых, богаделен и социальных домов – 22

12 домов престарелых в Москве – государственные “пансионаты для ветеранов труда”. В них живет около 4000 человек.
Малокомплектные учреждения практически отсутствуют. Государственная система ориентирована на максимальную концентрацию подопечных:

7 пансионатов на 400-800 человек,

2 пансионата – 100-300 человек,

3 небольших “ведомственных” пансионата – для ветеранов науки, кино и сцены.

За пределами Москвы находится известный и привилегированный геронтологический центр Минсоцтруда “Переделкино”.

Единственный дом престарелых, расположенный не на окраине, а в самом центре Москвы – мини-пансионат “Замоскворечье” (30 человек). Он открыт префектурой ЦАО совместно с кооперативом “Мрамор” и работает по новой схеме: со стариками заключается договор о пожизненном содержании в обмен на квартиру.

В последние годы появились и так называемые социальные дома. В Москве их пока три. В небольшую отдельную квартиру в таком доме можно переехать, заключив с ГУП “Московская социальная гарантия” договор пожизненного содержания с иждивением. В социальном доме круглосуточно дежурит медсестра, есть свои социальные работники. По плану городского правительства к 2005 году в столице должно быть 11 таких домов.

Приходских богаделен в Москве всего три (из них лишь одна – при храме Всех Святых быв. Ново-Алексеевского монастыря – имеет официальный статус, другие существуют на птичьих правах), еще две – в Подмосковье. Все они – совсем небольшие, и в каждой есть очередь желающих в старости жить рядом с храмом, а не в пугающей казенной обстановке государственного дома престарелых.

Код для размещения ссылки на данный материал:

Как будет выглядеть ссылка:

История России до 1917 года

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

БОГАДЕЛЬНЯ

БОГАДЕЛЬНЯ, в дореволюционной России поддерживаемое государством благотворительное заведение, имеющее целью «давать постоянный приют и содержание лицам, которые по нетрудоспособности или по другим причинам не в состоянии добывать себе средств к жизни». Название «богадельня» происходит от слов «Бога деля», т. е. «Бога ради». В России о богадельнях упоминается уже в церковном уставе Владимира Святого. Призревались в них больные, убогие, нищие. Такие богадельни-больницы, по-видимому, устраивались при каждой приходской церкви, при каждом монастыре. Довольно рано встречаем мы упоминания о злоупотреблениях призрением людей, искавших в богадельне легкой жизни. Так, на Соборе 1561 говорилось, что «милосердие христианское устроило во многих местах богадельни для недужных и старых», а злоупотребление ввело туда молодых и здоровых тунеядцев, поэтому «надлежит изгнать последних и на место их ввести первых, поручив смотрение за богадельнями священникам, людям градским и целовальникам, а к недужным приставить здравых строев и баб стряпчих». Вообще нужно заметить, что до царя Федора Алексеевича заботы государства о богадельнях были крайне незначительны: оно полагалось на нищелюбие и деятельность духовенства. Все расходы падали на церковь, а то, что давали царь и вел. князь, играло роль милостыни, на которую были так щедры московские государи. Московские богадельни получали часть своих расходов из Приказа Большого дворца, при Михаиле Федоровиче богадельни ведались Патриаршим приказом (см.: Приказы). При Алексее Михайловиче «богаделенные люди» считались как бы приписанными к разным церквам и монастырям и даже составляли особенные разряды чудовских, архангельских богаделенных людей. В 1670-х в Москве было 7—8 богаделен-больниц; в них призревалось 412 чел., что обходилось ежегодно в 1780 руб., 412 четвертей ржи и 200 пудов соли.

Здание богадельни И. А. Тугаринова в Дмитрове, начало XIX века

В указе 1682, изданном Федором Алексеевичем, впервые высказывается, что общественное призрение и устройство богаделен должны быть делом государства. «По примеру Еуропских стран» предписывалось построить «две шпитальни или богадельни, а на их пропитание дать им вотчины, которые были за Архангельским Владыкой и за Знаменским монастырем». Проектируемая организация была такова: богадельни находились под наблюдением «доброго дворянина» и подьячего, при них состояли «дохтура», аптекари, повара. На улицах нищие забирались стрельцами и приводились в Аптекарский приказ, и когда там убеждались в их недужности, то помещали в богадельню.

При Петре I наряду с репрессиями против нищих государство обращало внимание и на устройство богаделен. Главному магистрату предписывалось устраивать госпитали ради призрения сирых, убогих и изыскивать для этого средства. В 1724 и городовым магистратам было приказано, чтобы «обеднелые, престарелые в богадельне были пристроены». Предполагалось всю Россию покрыть сетью богаделен, но это осталось в области прожектов. Учреждение о губерниях 1775 возложило заботы об устройстве богаделен на «приказы общественного призрения», деятельность которых дала незначительные результаты. Органы земского, как и городского, самоуправления получили от приказов весьма скудное наследство — на всю Россию до 1863 было 107 богаделен. Заслуги земства особенно рельефно выступают, если сравнить число призреваемых в губерниях земских и неземских, в которых с незначительными изменениями продолжали действовать дореформенные «приказы». В каждой из 28 земских губерний в 1891 призревалось в среднем 38 291 чел., а в неземских — 4034 чел.

В общем составе призреваемых женщины составляли 76%. По сословиям наибольший процент давали отставные военные (40%) и мещанство (35%). Средняя стоимость содержания каждого призреваемого равнялась приблизительно 40 руб.; в столицах цифра эта возрастала до 95 руб.

Законодательство русское н. XX в. о богадельнях состояло гл. обр. в Уставе об общественном призрении, где устанавливалось, что в богадельне должны помещаться бродяги, которые, по свидетельству местного начальства, найдены неспособными к следованию в Сибирь, исключаемые из духовного ведомства за пороки, дряхлые лица, высылаемые из столиц под надзор полиции; фактически постановления эти нигде не применялись. В приложении к ст. 290 Устава об общественном призрении содержалась чрезвычайно подробная регламентация не только условий приема в богадельни, управления ими, но и их внутреннего распорядка.

Что такое церковная богадельня и ее значение в современном мире

К сожалению, многие пожилые люди в конце своей жизни остаются обделенными вниманием родных и близких, а некоторые просто не имеют родственников. Что делать старому человеку, если он не может жить один? Многие уходят жить в дома престарелых. Конечно же, наша Православная Церковь не могла пройти мимо проблемы одинокой старости. Для помощи престарелым людям в духе христианской любви к ближнему и создаются церковные богадельни.

Что такое богадельня?

По своей форме, богадельня мало чем отличается от обыкновенного дома престарелых. Это такое место, где могут найти приют и уход одинокие старики. Но вот отличий внутренних очень много.

Важно! Главное, чем отличается богадельня от любого другого пункта социальной помощи — это духом жизни во Христе.

Формально это выражается в том, что живут в богадельне насельники, как называют проживающих в монастыре. Комнаты принято называть келиями, а столовую — трапезной. Чаще всего богадельни располагаются недалеко от храмов, поскольку участие проживающих в богослужениях обязательно, а далеко ездить старым людям тяжело.

Но конечно же, главные различия не в формальных названиях, а во внутреннем устроении и организацией жизни стариков. Не стоит противопоставлять государственные учреждения и церковные — и там, и там может быть хорошо и комфортно человеку в возрасте. К сожалению, и там, и там могут попадаться не очень хорошие и добрые люди. Но в церковных приютах сама атмосфера такова, что вытесняет людей со злыми помыслами.

Главное отличие церковной богадельни от общественной или государственной организации — цель работы. Если обычный, даже самый хороший, дом престарелых ставит целью максимально комфортные условия проживания, то в богадельне упор делается на духовную жизнь, воцерковление.

Говоря о преклонных годах, часто используют фразу «пришло время думать о душе». На самом деле, верующий человек должен думать о своей душе ежедневно, вне зависимости от возраста. Но все же чем солиднее возраст, тем заботы о душе должны становиться важнее.

Вне церкви забота о стариках сводится к тому, чтобы обеспечить их всем необходимым для комфортной земной жизни. Это и жилье, и еда, и медицинский уход, и многое другое. Это, безусловно, очень важно в конце жизни, но это все земное, временное. Ничто из сегодняшней комфортной жизни человек не сможет унести с собой в Вечность, к Богу.

Поэтому очень важно, чтобы в конце своих дней у человека была возможность оставить все земные попечения и направить свой ум исключительно к Господу. Именно к этому стремятся все насельники богаделен. Поэтому и не имеет смысла «сдавать» пожилого человека в такое заведение насильно — если нет желания посвятить остаток жизни Богу, то заставить человека не удастся.

О жизни в богадельне

Человеку в возрасте, который имеет желание закончить свою жизнь в богоугодном месте, необходимо найти такую организацию в приходе своего храма или какого-либо монастыря. Как правило, в богадельне есть специальный человек, который занимается приемом новых жильцов, организацией переезда.

Конечно же, если человек находится в силах, ему будет дано какое-либо трудовое послушание. Праздная жизнь совершенно противоречит православной вере, и пока человек может — он должен трудиться на благо себя и своих ближних.

Организационно жизнь в церковном приюте похожа на жизнь большой семьи. Все насельники стараются по мере сил помогать друг другу как физически, так и духовно. Много времени уделяется молитве, чтению Священного Писания, творений святых отцов.

Важно! В каждой богадельне обязательно будет священник, который окормляет свою пожилую паству. Важнейшей частью жизни в таком заведении является участие в богослужениях, регулярная исповедь и причастие.

Читайте о важности Таинств:

Среди насельников церковных приютов можно найти поистине удивительных людей. Многие из них еще помнят войну, годы гонений на Церковь, многие прошли тяжелый путь от неверия к познанию Бога. Живя бок о бок с такими людьми, можно почерпнуть много полезного для своей души.

С другой стороны, жизнь пожилого человека практически всегда сопряжена с болезнями, немощами, тяготами. Поэтому даже глубоко верующие люди в конце своих дней могут впадать в уныние, у них портится характер, могут появляться необоснованные претензии и требования к окружающим.

Персонал богадельни должен с особой деликатностью работать с такими сложностями стариков. Это требует огромного терпения, выдержки и любви к ближнему. Конечно же, больше всего этих качеств у людей верующих, церковных. В обычных государственных домах престарелых очень сложно ухаживать за большим количеством стариков, не имея в душе христианских ценностей.

Для многих верующих стариков уход в богадельню — это не вынужденная мера, а духовное стремление быть ближе к Богу. Замечательно, если удастся найти хорошее заведение с настоящим духом любви Христовой. В таком месте человеческая душа исцеляется, а телесные недуги облегчаются.

История становления

Первые богоугодные заведения появились с самым началом распространения христианской веры. Как правило, они организовывались при больницах, или даже в составе больниц. Например, в Польше издавна богадельни именовались «приходскими госпиталями», и лишь к середине ХІХ века сформировались как отдельные благотворительные организации. Примечательно, что до сих пор открыты и функционируют старинные польские дома престарелых, а ведь некоторым из них уже более V столетий.

Россия переняла опыт организации богаделен у Византии, и в церковном уставе было прописано попечение о немощных и стариках. Царская казна щедро одаривала такие заведения помощью, что привело к тому, что в богадельнях стали жить не только настоящие нищие, но и те, кто покупал там места за деньги.

Для наведения порядка и истребления мошенничества Стоглавый собор принял решение о переписи всех страждущих и реформировании всех столичных богаделен с разделением на мужские и женские.

Самое большое количество богаделен было в Петербурге и крупных городах России. Приходы, которые опекали эти заведения, получали значительные суммы как из государственной казны, так и от частных благотворителей и меценатов.

Богадельни современного мира

Сегодня, как и в былые времена, церковные приходы продолжают ухаживать за одинокими и немощными стариками. Рассмотрим деятельность таких организаций на конкретных примерах.

Свято-Спиридоньевская богадельня

Это небольшой приют в Москве, который организован в обыкновенном жилом доме в 1999 году. Для размещения насельников имеется две квартиры по 4 комнаты каждая. Богадельня может вместить 10-12 человек, за которыми ухаживают сестры Свято-Димитриевского сестричества. Важно, что данное сестричество имеет разрешение проводить медицинские манипуляции, что позволяет выхаживать насельников с серьезными заболеваниями.

Очень большое значение сестры придают качеству ухода за больными. В богадельне нельзя работать механически и просто выполнять какие-либо действия по уходу за человеком. Необходимо помогать морально и духовно, разделять с человеком его боль и немощь. Это очень облегчает последние дни жизни пожилого человека.

Большим плюсом этого приюта является домашняя атмосфера, отсутствие больничных стен. Для проживающих тут все, как дома. К тому же такие домашние небольшие организации в меньшей степени подвергаются проверкам контролирующих органов. Духовное окормление совершает священник сестричетва, который постоянно приезжает и совершает Таинства исповеди и причастия.

Богадельня при приходе во имя святой княгини Елизаветы Федоровны

Данная организация работает в Екатеринбурге с 2007 года, занимая первый этаж двухэтажного жилого дома. Очень удобно, что в этом же помещении функционирует домовая церковь. Возраст насельников самый разный — от молодых студентов до стариков. В этом месте может найти приют любой человек, попавший в трудную жизненную ситуацию.

Медицинской лицензией этот приют не обладает, может оказывать только лишь уход, без лечения. Но сестры наладили тесный контакт с местной поликлиникой, откуда по вызову приходят все необходимые специалисты. Кроме того, ухаживать за насельниками помогают несколько десятков волонтеров. Даже небольшая помощь или просто слова утешения для немощных стариков — это уже много.

Несмотря на то, что приют организован при храме, попасть в него может любой человек, вне зависимости от вероисповедания. Но атмосфера пребывания и общения ориентирована на христианское мировоззрение. Все насельники регулярно принимают участие в храмовых богослужениях, лежачих больных привозят прямо на кроватях.

Важно! Рассматривая каждую конкретную богадельню, можно найти множество отличий организационного и внешнего характера. Однако объединяет эти все организации единый дух христианской веры, милосердия и любви к ближнему.

Что такое богадельня: от истории становления до современности

Что такое богадельня

По назначению богадельня практически ничем не отличается от аналогичного государственного учреждения – сюда так же приходят престарелые люди, чтобы дожить земной век. Однако внутреннее устройство здесь совершенно другое.

Учреждение для недееспособных людей

Главное отличие божьего дома – акцент на духовной жизни согласно православной вере.Живущих в христианском приюте называют насельниками, палаты – кельями, а комнату приема пищи – трапезной.

Как правило, здания строят неподалеку от церкви или монастыря, чтобы старики могли посещать богослужения. Так как целью богадельни является воцерковление, это условие обязательно. Здесь точно так же обеспечивают круглосуточный уход, медицинское обслуживание и питание. Однако значимый акцент делается на сближение с Господом. Поэтому не следует отдавать своих престарелых родственников сюда без их согласия. Желание посвятить остаток жизни служению Всевышнему должно быть добровольным.

Значение слова «богадельня»

Почему же духовное учреждение для немощных называется именно так? В. И. Даль в своем толковом словаре трактует необычный архаизм, как приют для тяжелобольных, убогих, нищих, старых людей. Если разобрать существительное по частям, мы увидим два корня: «бог» и «дело», что значит «сделанное для Бога». Православная вера призывает творить добро, тем самым сближаясь с Господом. Отсюда и следует общепринятое значение этого слова.

Видео «Свято-Спиридоньевская богадельня»

В этом видеосюжете рассказывается об устройстве и жизни в специальном учреждении.

О жизни в богадельне

Стать насельником может любой желающий, обратившись к сотруднику божьего дома, который организовывает прием жильцов. Трудоспособные граждане, как правило, занимаются какой-нибудь несложной физической работой, помогая лежачим, а также поддерживая порядок в приюте. Большую часть времени они проводят за молитвами или чтением православной литературы. Обязательным является посещение богослужений с прохождением Таинства Исповеди и Причастия.

Престарелые насельники, живущие в богадельне, становятся одной семьей. Здесь можно встретить ветеранов войны, бывших атеистов, ученых или просто высокообразованных людей со своими удивительными историями. Персонал божьего дома очень деликатный, относится к своим подопечным с любовью и терпением, ведь большинство стариков склонны к унынию, частым жалобам или капризам.

История становления

Первые духовные приюты для престарелых появились в ранние христианские времена. Сначала их открывали при лазаретах, однако потом они стали строиться, как часть церковного прихода или обители.

В России

На Руси божьи дома появились практически сразу после Крещения с приходом христианской веры из Византии.

До XVIII века

Первое время богадельни открывались при каждом приходе, собирая всех желающих. Из-за отсутствия специальной проверки насельниками становились не только нищие, но также люди с достатком. Последние платили приюту, который удерживался за счет государства, из своего кармана, занимая места действительно нуждающихся. Чтобы исправить ситуацию, царь издал указ о переписи обнищавших, прокаженных, состарившихся. После было организовано два божьих дома: мужской и женский, к ним приставлены священнослужители, а денежное содержание стало зависеть от собранных пожертвований.

Несмотря на изданный указ, в Москве и других городах России некоторые богадельни продолжали финансировать из государственной казны.

Во второй половине XVII столетия царь Федор Алексеевич постановил создать два новых приюта, которые перешли бы под контроль Знаменской обители и Архангельского епископа. Таким образом правитель практически полностью очистил улицы Москвы от нищих.

XVIII век

Петр Великий продолжил искоренение нищенства, однако сделал упор на недееспособные воинские чины. На их содержание он не выделял средств из казны, а повелевал церкви обеспечивать божьи дома за счет милостыни, собранной у прихожан. Однако денег у храмов постоянно не хватало, а потому затея царя с треском провалилась.

К концу XVIII столетия была совершена попытка реформировать богадельни. Теперь, кроме военных чинов, туда следовало помещать тяжелобольных, стариков, нищих, нетрудоспособных ссыльных, преступников и попрошаек.

XIX век

Реформа, о которой речь шла выше, меньше чем через полстолетия привела все божьи дома России в упадок. Чтобы улучшить состояние дел, было постановлено принимать насельниками только беспомощных нищих. Выгнав ранее собираемый сброд, приюты значительно улучшили свое состояние. Больше всего преуспел Санкт-Петербург. К концу XIX столетия там осталось всего 80 заведений, которые подразделялись на сословные и несословные. Последние были устроены для верующих любых сословий, а первые предназначались для воинских чинов, знати, духовников, привилегированных лиц.

Современность

Сегодня богадельни России по-прежнему работают для престарелых граждан, которые не могут сами за собой ухаживать. Известным божьим домом является московский Свято-Спиридоньевский приют. Он размещен в двух четырехкомнатных квартирах и вмещает до 12 насельников.

Присмотр за жильцами осуществляют члены Свято-Димитриевского сестричества. Сестры, которым дано позволение проводить медицинские манипуляции, могут ухаживать даже за тяжелобольными лежачими стариками. Они помогают не только с повседневным уходом, а еще дают духовную поддержку, что очень важно для умирающих.

Присмотр за жильцами осуществляют члены Свято-Димитриевского сестричества

Атмосфера в богадельне не имеет схожести с больницей. За счет небольших размеров насельники чувствуют себя, как дома, будучи одной семьей. К ним регулярно приходит священник, чтобы дать возможность исповедаться и причаститься.

Еще один знаменитый божий дом находится в Екатеринбурге, при храме во имя княгини Елизаветы Федоровны. Кельи расположены на первом этаже жилого здания, где также действует домовой приход. Насельниками могут оформиться не только престарелые люди, но также молодежь, которая переживает тяжелый период своей жизни.

В отличие от столичной организации, здесь медицинские услуги не предоставляют, однако существует возможность вызвать врача из расположенной поблизости больницы. Вместе с работниками богадельни присмотр за жильцами осуществляют волонтеры, которые обеспечивают необходимый уход и духовную поддержку.

В странах Европы

Самые известные европейские божьи дома имеют древнюю историю. В Польше многие из них сохранились еще с XIV столетия:

  • Люблинский;
  • Святого Духа и Девы Марии (Варшава);
  • Радомский;
  • в Скерневицах.

Французские богадельни часто строились при госпиталях и финансировались за счет местных общин. При этом некоторые организации давали своим насельникам по 100 франков в качестве пенсии.

Улучшало заботу о престарелых и Британское Королевство. Так, к концу XIX столетия Великобритания передала приюты под ведомство дисциплинарных домов. Это стало началом реформы, вследствие которой образовалась английская система общественного содержания.

Учреждение аглийской системы общественного содержания

Сегодня богадельни существуют во всех христианских странах, выполняя одинаковую функцию – предоставляя уход и духовную поддержку бедным, немощным старикам. Последнее крайне важно, ведь престарелые люди, ставшие насельниками, хотят посвятить свои последние мирские дни Богу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию