Черниговско-Гефсиманский скит: богослужения и экскурсии, фото, как доехать из Сергиева Посада

Черниговский скит

Гефсиманский Черниговский скит

Черниговский скит — старинный пещерный монастырь, основанный в середине XIX века неподалеку от Троицкой лавры. Кроме православных паломников, на территории мужской обители бывает много туристов, желающих познакомиться с историей скита, его живописным архитектурным ансамблем и посетить могилы великих русских философов В.В. Розанова и К.Н. Леонтьева. По выходным верующие и туристы приезжают к монастырю целыми автобусами.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Черниговский скит

Основные моменты

Черниговский скит раскинулся на севере Сергиева Посада, в поселке Каляева. Монастырские постройки стоят на берегу пруда, напротив бывшего Гефсиманской обители, к которой он некогда был приписан, из-за этого скит часто называют Черниговско-Гефсиманским. Однако, то немногое, что осталось от старого Гефсиманского скита, недоступно, так как находится на территории воинской части, за внушительной стеной.

Комплекс Черниговского скита очень интересен для осмотра. Он выстроен в псевдорусском стиле из красного кирпича и состоит из надземных построек и подземного комплекса, созданного по примеру Киевско-Печерской лавры. Экскурсии по монастырю идут одна за одной, так как желающих побывать здесь много.

На территории скита продают вкусную монастырскую выпечку и несколько видов кваса. Многие приезжают сюда, чтобы набрать воды из источника. Это можно сделать во время подземной экскурсии или прямо из трубы в деревянной часовне. В Черниговском ските хорошо провести пару часов – отрешиться от городского шума и суеты, покормить уток в пруду и просто отдохнуть в живописном месте.

История обители

В 1843-1844 годах при Троице-Сергиевской лавре основали отдельный Гефсиманский скит. В российском православии издавна существовала традиции строительства пустыней при монастырях. В таких местах обычно селились послушники и монахи, которые хотели большего уединения. Как правило, они жили, приняв обет строгого молчания, и усердно молились богу.

В 1845 году в Исаковской роще, на противоположной стороне Скитского пруда, начали строить деревянные кельи для отшельников Гефсиманского скита. В отличие от монахов из лавры, они не получали жалования, и одежда им доставалась «из рухлядной». Помимо ежедневных богослужений поселившиеся здесь насельники работали на огороде и в фруктовом саду.

Сохранилось имя первого отшельника нового скита – Гавриил. О нем написано в письме, которое митрополит Филарет (Амфитеатров) отправил наместнику Троицко-Сергиевской лавры архимандриту Антонию. Филарет лично распорядился построить отшельнику деревянную келью.

В 1847 году в Черниговский скит из лавры пришел жить блаженный Филиппушка. В мирской жизни его звали Филипп Хорев (1802-1868), и родился он в семье крестьян из Владимирской губернии. Ради христианского подвижничества Филипп оставил жену и двоих детей и отправился странствовать по России, ведя очень аскетичную, полную лишений жизнь. Он часто голодал, носил тяжелые вериги и путешествовал с железным посохом, который весил целый пуд.

В Гефсиманской обители Филипп жил, как тогда говорили, Христа ради, то есть только на подаяние. Поселившись в лесной сторожке зарождающегося скита, он попросил разрешения у настоятеля выкопать «погребок» и взял себе в помощь двух монахов. Постепенно они вырыли целую пещеру. Ее центральная часть служила общей молельной комнатой или подземной церковью, которую позже освятили в честь Архистратига Михаила и других бесплотных сил. Это была обшитая деревом землянка, немного выступавшая над поверхностью земли. Квадратное в плане помещение для лучшего освещения имело окна.

В стороны от пещерного храма отходили коридоры или ходы, ведущие к крохотным монашеским кельям. Когда все помещения были готовы, каменщики, которых прислали из Троицкой лавры, укрепили их стены и своды кирпичом. Через три года в скит пришли сыновья Филиппа и тоже остались здесь монахами.

В 1852 году в подземной церкви, благодаря архимандриту Антонию, появилась икона Богоматери Черниговская, которую верующие считали чудотворной. По названию этого образа отделившийся от Гефсиманской обители новый монастырь получил свое имя. В народе стали говорить о нем, как о «Черниговском ските», а в церковных бумагах обозначали, как «Пещерное отделение Гефсиманского скита».

В это же время же в обители появился Василий Ильич Меркулов (1831-1906). Через пять лет он стал выполнять поручения настоятеля, как послушник, а в 1866 году его постригли в монахи и нарекли именем Варнава. Со временем наместник Троицко-Сергиевской лавры назначил Варнаву духовником разросшегося комплекса Черниговских пещер.

В 1856-1857 годах над пещерами появилась деревянная церковь, которую освятили в честь Антония и Феодосия Печерских. Большие строительные работы на территории скита провели еще через 30 лет, и надземные деревянные строения уступили место каменным. Здесь построили новый пятиглавый храм, корпуса для братии и высокую стройную колокольню с двумя церквями. На рубеже XIX – XX веков обитель испытывала большой наплыв паломников, и количество монахов Черниговского скита выросло до четырехсот.

Монахи и местные жители очень почитали духовника монастыря отца Варнаву. Его авторитет был так велик, что в Черниговский скит приходило много верующих из разных концов страны. Они хотели исповедаться, поговорить с отцом Варнавой и получить его совет или наставление. В начале 1905 года к старцу приезжал российский император Николай II.

Черниговский скит жил по строгому монастырскому уставу. Женщин на его территорию не пускали, и даже по время воскресных богослужений в монастырские храмы приходили одни мужчины. Лишь один раз в году, когда православная церковь отмечала взятие Богоматери на небеса, в обитель на церковную службу могли попасть женщины.

Когда наступила советская власть, Черниговский скит закрыли, а его монахи и послушники стали жить в Гефсиманской обители (1921 год). Однако, продолжалось это недолго, и через три года этот монастырь тоже ликвидировали. Главную святыню скита – Черниговскую икону перенесли в Москву, в Сергиевскую церковь, которая располагалась в Рогожской Ямской слободе.

Территорию и строения Черниговского скита местные власти использовали для разных целей. Какое-то время здесь размещались тюрьма, детская колония, а потом – интернат для слепых и слабовидящих. После войны в обители находились интернат для инвалидов, получивших увечья в бою, складские помещения промторга города Загорск и ПТУ-интернат, где проходили обучение дети-инвалиды.

В 1970-е годы подробное архитектурное исследование зданий Черниговского скита провела Е.Н. Подъяпольская. Она использовала документы, сохранившиеся с дореволюционных времен. Много сведений о монастыре содержалось в книге «Гефсиманский скит и пещеры при нем» (1899 год), а также страховых бумагах Троицко-Сергиевской лавры, оформленных в 1910 году.

В 1990 году была возрождена жизнь мужского монастыря, созданного при лавре. Но долгое время на территории одновременно с монахами находился интернат, где жили дети-инвалиды.

Черниговский скит сегодня

Доминантой архитектурного ансамбля обители считается верхний храм Черниговской Богоматери (1886-1889 годы). Ниже него находится более старая пещерная церковь. Все постройки монастыря выполнены в традициях псевдорусского стиля и смотрятся очень гармонично.

Автором проекта верхнего храма является русский архитектор и гражданский инженер Николай Владимирович Султанов, посвятивший много сил исследованию византийского стиля. Хотя верхнюю церковь достроили в 1889 году, отделочные работы в ней продолжались еще 8 лет, и только после этого главный престол был освящен.

Когда строилось массивное здание пятиглавого двухсветного храма, находящийся под ним пещерный комплекс нисколько не пострадал. Это говорит об отличных инженерных навыках проектировщиков. В наши дни верхний и пещерный храмы хорошо отреставрированы и выглядят великолепно.

Неподалеку от входа в верхний храм можно увидеть икону Богоматери «Молящаяся», которая написана по металлу. В годы антирелигиозной пропаганды этот образ использовали в качестве мишени. Это можно понять по сохранившимся на поверхности иконы следам от пуль. Кроме того, в храме находятся два списка с почитаемой верующими Черниговской иконы Божией Матери.

Слева от верхнего храма, на возвышенном месте раскинулся монастырский погост. Сегодня здесь находятся восстановленные и отмеченные большими крестами и плитами могилы русских философов К.Н. Леонтьева и В.В. Розанова, которые провели последние годы жизни в Сергиевом Посаде. Кроме того, на территории некрополя похоронены монахи и те, кто при жизни был благотворителем или попечителем монастыря.

Выше всех зданий Черниговского скита поднимается шатровая колокольня, появившаяся в 1895 году. Она почти равна высокой колокольне Троице-Сергиевской лавры. К изящному зданию с двух сторон пристроены небольшие храмы, освященные в честь Николая Угодника и святых Константина и Елены.

Живописная пятиярусная колокольня и обе церкви были возведены по проекту Александра Афанасьевича Латкова, работавшего в конце XIX века архитектором лавры. Известно, что колокольню, Никольский храм и церковь Константина и Елены возвели на деньги, пожертвованные местным жителем Г.П. Цуриковым.

На юге скита сохранился двухэтажный корпус для братии, построенный в 1860-1870-х годах. А над западной частью пещерного комплекса возвышается небольшая аккуратная часовня Владислава Сербского. Она закрывает место, где вода, бьющая из подземного источника, выводится наружу. Часовню устроили здесь на рубеже XIX – XX веков. Однако, в 1920-е годы ее разрушили. Последнее здание деревянной часовни с купальней появилось в старом монастыре совсем недавно, в 2016 году. Подземный источник расчищен, и паломники и туристы с удовольствием берут из него воду. Часовня открыта каждый день с 5.00 до 21.00.

Сегодня Черниговский скит обладает статусом подворья Троице-Сергиевской лавры. Богослужение в его храмах проходят ежедневно. Утренняя служба начинается в 6.30 в будние дни и 8.30 по воскресным и праздничным дням, а вечернее богослужение – в 16.45. Для детей верующих здесь работает воскресная школа.

При Черниговском ските создан небольшой кондитерский цех. Его продукция предназначена для монахов. Часть ее продают тем, кто приезжает в обитель на экскурсию. Это разные виды бездожжевого хлеба – ржано-пшеничный, ржано-льняной и кукурузный. Кондитеры также изготавливают вкусные торты с кремами растительного происхождения, куличи, пасхи и другую выпечку.

Паломники и туристы с удовольствием покупают ароматные монастырские квасы, которые, как и хлеб, делают без дрожжей. В ските можно попробовать несколько видов кваса – имбирный, свекольный, петровский (с добавлением хрена и меда), хвойный и витаминный из свеклы, капусты и чеснока. Кроме того, в монастыре продают несколько видов меда, полезное льняное масло, вкусные соленые грибы и квашеную капусту.

Пещерные храмы

Экскурсия в подземелья скита очень интересна. Группы для нее формируют в самом монастырском храме, слева от входа. Подземный архитектурный комплекс состоит из нескольких храмов. Самый старый из них посвящен Архистратигу Михаилу, и его часто называют Архангельской церковью (середина XIX века).

За алтарем этого храма находится небольшая часовня Божией Матери Иверская, возведенная в конце XIX века. Сегодня здесь можно увидеть гробницу, в которой лежит основатель пещерного комплекса блаженный Филипп Гефсиманский, а также гробницу с останками настоятеля Черниговского Скита старца Варнавы. В Иверской часовне чудом уцелели красивые фрески XIX века.

В дальней части пещер расположена церковь Антония и Феодосия Печерских. Подземный храм посвятили верхней деревянной церкви, стоявшей над подземным комплексом в течение 30 лет, с 1856 по 1886 годы.

Аскетичные условия монашеской жизни очень впечатляют! Во время экскурсии по подземельям экскурсоводы показывают маленькие кельи, где раньше жили отшельники. Это очень небольшие по размерам помещения, пол которых выложен досками.

В 1920-х годах, когда Черниговский скит закрыли, все подземные храмы по распоряжению властей затопили. Восстанавливали их уже в 2000-е годы. Торжественное освящение всего пещерного комплекса прошло в 2006 году. А новые росписи подземных церквей выполнили талантливые студенты художественного училища в Абрамцево.

Как добраться

Черниговский скит удален от лавры на 3,5 км к востоку. Он стоит на берегу Корбушинского или верхнего Скитского пруда.

Те, кто хочет добраться до территории монастыря на автомобиле, должны вначале доехать до Троицко-Сергиевской лавры, в центральную часть города. Отсюда, с проспекта Красной Армии необходимо свернуть на Вифанскую улицу, доехать до Верхнего Вифанского пруда, а после него по улицам Мира, Солнечная, Весенняя и Гефсиманские пруды добраться до территории Черниговского скита. Дорога от Троицко-Сергиевской лавры до обители занимает около 8-10 минут (4 км). Следует иметь в виду, что в выходные и праздничные дни, автобусы с паломниками могут занять всю автопарковку возле скита, поэтому придется искать место для машины еще на подъезде.

Тем, кто хочет попасть в Черниговский скит своим ходом, вначале нужно приехать в Сергиев Посад. Из Москвы это можно сделать двумя путями. С Ярославского вокзала столицы до старинного города ходят прямые электропоезда. Кроме того, в Сергиевом Посаде останавливаются все электрички, следующие из Москвы в Александров и Балакирево. Поезда ходят с интервалом в 20-30 минут, и дорога до Сергиева Посада занимает чуть менее полутора часов.

Другой вариант – приехать в город на рейсовом автобусе. Каждые 10-15 минут от автостанции, расположенной возле метро «ВДНХ», в Сергиев Посад ходят автобусы № 388. Если в пути нет пробок, автобусы доезжают до города за 1,10-1,15 ч.

Удобно, что автовокзал Сергиева Посада и железнодорожная станция расположены рядом. До Черниговского скита от этого места остается 5 км. Некоторые туристы приезжают в обитель на такси. Можно также сесть в маршрутку, идущую в микрорайон «Ферма», а от конечной остановки дойти до монастыря пешком. Многие паломники идут до Черниговского скита пешком от железнодорожной станции Сергиева Посада.

Гефсиманский Черниговский скит

В трех километрах восточнее Троице-Сергиевой Лавры находится одно из ее подворий – Черниговский скит, появившийся в этих местах в середине 19 века. Совсем недалеко тогда существовал и Гефсиманский скит, о месте расположения которого сегодня напоминают небольшая оградка и башенка. В память об исчезнувшем ските Черниговский носит двойное название Гефсиманско-Черниговский. А когда-то его называли «Пещеры».

Черниговский скит на берегу Скитских прудов

Сегодня сюда любят приходить верующие паломники и простые туристы. Ведь здесь можно увидеть своими глазами знаменитые подземные церкви и кельи, попить святой водички из местного источника и угоститься церковной выпечкой в Монастырской трапезной, а кроме того восхититься удивительно живописными видами монастырских окрестностей и прудов, которые были искусственно созданы жившими здесь монахами.

История создания

Гефсиманский скит

В 40-х гг. 19 столетия склонные к отшельническому и аскетическому уединению монахи из Троице-Сергиевой Лавры основали в Исаковской роще окраины Сергиева Посада скитское поселение из деревянных келий и церквей. Так появился Гефсиманский скит, по названию известной иерусалимской Гефсимании – места молитв Иисуса Христа и успокоения Богоматери.

Организация нового скита была вызвана поиском нового источника духовной жизни по заветам Преподобного Сергия Радонежского. К этому источнику стремились и простые люди и известные философские умы того времени.

Жили монахи русской Гефсимании более чем скромно – без жалования, в поношенной одежде с самой примитивной церковной утварью и посудой. Первым храмовым сооружением была деревянная Успенская церковь, затем строится церковь Трапезная – в два этажа с престолом С.Радонежского и Воскресенская церковь при кладбище.

Гефсиманский скит Сергиевого посада в начале 20 века

Вскоре в Гефсиманском скиту появляется известный юродивый Филиппушка. Владимирский крестьянин по происхождению, Филипп, уже будучи женатым человеком, оставляет дом и семью ради служения Господу. Он начинает вести подвижнический образ жизни, ходит босиком и в лохмотьях, ест, что придется.

Обойдя множество святых мест и монастырских земель, Филипп мечтает о создании подземной монашеской обители, по примеру понравившейся ему Киево-Печерской Лавры. Лучшим местом для этого оказалась малолюдная территория Гефсиманского скита, куда его и отправляют из Троице-Сергиевой лавры.

«Пещеры»

Охваченный идеей сооружения подземной обители, вновь прибывший Филипп испрашивает разрешения на создание для себя подземной кельи, правда формулирует он эту просьбу как желание «выкопать погребок». Строительство «погребка» он начинает в небольшом отдалении от Гефсиманского скита. К титаническому труду Филиппушки постепенно присоединяются и другие члены монашеского братства.

Читайте также:  Что привезти с собой из Дивеево: фото и землю со святой Канавки Богородицы в Дивеевском монастыре

Келья подземного отделения

Монахи, поддерживающие идею подземного житья, самостоятельно выкапывали себе по «погребку» рядом с подземной кельей Филиппа, и устанавливали там каменные лавки для сна. Таким образом, со временем образовалась целая система подземных келий и переходов между ними, т.е. создался своеобразный подземный пещерный комплекс. Время появления Филиппушки на скитской территории приято считать временем создания Черниговского скита.

Подземные ходы Черниговского скита сегодня

В результате совместного физического труда по копанию земли кроме подземных келий, соединенных подземными ходами, появился подземный храм Бесплотных сил (он же – Архангела Михаила) в обрамлении деревянного сруба, освященный митрополитом Филаретом в 1851 году.

Верхняя часть храма, являвшаяся частью полуземлянки, имела надземный выступ с фигурной кровлей. Под землей храм разветвлялся на подземные переходы и маленькие пещерки-кельи.

Черниговский скит

Вскоре монахам скита был подарен образ Черниговской богоматери, которая спустя несколько лет признается чудодейственной. К концу 19 века название этой иконы переходит на название всей бывшей «Пещеры» – скита, который рос и застраивался, причем строительство шло и за счет расширения подземной территории и за счет создания новых наземных культовых объектов.

В 50-х гг. появляется наземный Храм Преподобных А. и Ф. Печерских. Позднее, в 60-90 гг. возводятся келейные и трапезный корпуса, кирпичное ограждение и пятиярусное сооружение шатровой колокольни и т.д. И, конечно же, венчает это строительство создание великолепного Черниговского храма.

Черниговский храм

В скит в те времена стекались паломники со всей России! Особенно известным монахом являлся Варнава (в миру – В.И.Меркулов), к которому за советом и поддержкой обращался и сам Николай Второй после Кровавого воскресенья 1905 года. Обладая даром прозорливости и умения исцелять, Варнава помог многим страждущим, принимая в день по несколько сотен человек. Для каждого у него было доброе слово и мудрый совет, сочувствие и соучастие. Впоследствии Варнава был канонизирован, а его мощи обрели покой в Черниговском соборе.

Первый этаж келейного корпуса строится с южной стороны скитской территории в первой половине 60-х гг. 19 века, в 70-х гг. к нему надстраивается второй этаж. К концу 80-х на западной стороне, вдоль оград появляется двухэтажный трапезный корпус.

Угловая башня и ограда Черниговского скита

В 90-х гг. сооружается скитское ограждение и с восточной стороны вырастает колокольня, состоящая из пяти ярусов (арх.А.Латков). Как пристрои к колокольной башне с двух ее сторон появляются две церкви – Николая Чудотворца и Константина с Еленой. В начале 20 века параллельно восточной ограде возводится еще один келейный корпус.

Колокольня Черниговского скита

После революции Черниговский скит закрывается, все монахи переводятся в Гефсиманский скит, но и тот вскоре превращается в клуб для глухонемых. В 50-х гг. 20 столетия территория бывшего Гефсиманского скита переходит в руки военного ведомства, что приводит к уничтожению оставшихся скитских строений, на месте которых появляются военно-учебные корпуса, существующие и поныне.

А территория Черниговского скита использовалась то под тюрьму, то под инвалидный интернат, то под складские помещения. В начале 90-х возрожденный скит приписывается к Сергиевой Лавре, однако из-за малочисленности насельников часть скитских помещений в начале 21 столетия было отдано интернату для детей-инвалидов.

Что посмотреть в Черниговском скиту

Архитектурный комплекс монастыря окончательно сформировался к концу 19-началу 20 века. Все сооружения монастыря находятся на территории правильного прямоугольника, растянутого между севером и югом. Среди многочисленных зеленых насаждений размещаются симметрично построенные сооружения.

Пещерные храмы

В Черниговском скиту имеется три пещерных церковных сооружения. Имейте в виду, что их посещение платное.

Самой древней пещерной церковью является Михаило-Архангельская церковь, преобразованная из сооруженной юродивым Филиппушкой часовенки в 1851 году. Со временем этот храм расширился. Первая подземная церковь стала алтарем храма, к которому присоединилась построенная чуть позже пещерная трапезная – просторная и ограниченная сверху потолочным сводом.

Подземный храм Архангела Михаила

В Архангельской церкви можно увидеть необыкновенную роспись, которая восстановлена талантом и терпеливым трудом реставраторов.

Позднее сооружается Печерская церковь (Антония и Феодосия Печерских), которая является преемницей первого Печерского наземного деревянного храма 50-х гг.19 века. Подземная церковь в честь Печерских появилась в отдаленной части скита во второй половине 80-х гг.19 столетия.

В конце 19 столетия позади алтаря Архангельского храма появилась пещерная Иверская часовня, которая послужила погребальным местом Св.Варнавы. А сегодня здесь покоится блаженный Филипп, первый создатель пещер.

В пещерном отделении

В советские времена, когда скит был закрыт, все эти подземные храмы был частично затоплены. Восстановление и новое их освящение произошло в первое десятилетие нынешнего столетия. В пещерных помещениях находится родник с целебной водой. Эта вода очень мягкая и вкусная.

Войти в пещерные помещения можно с южной части Черниговского собора. Экскурсии для туристов проводят сами монахи.

Наземные храмы

Доминантой скитского архитектурного комплекса является Черниговский или Чернигово-Гефсиманский храм, сооруженный в конце 80-х гг. 19 столетия в псевдорусском стиле. Именно под этим пятиглавым краснокирпичным храмом находятся помещения подземных пещерных сооружений, созданных ранее.

Красота “псевдорусского” стиля в архитектуре Черниговского храма

Над первым подземным храмом долгое время находилась деревянная церковь, но со временем она обветшала, и было решено заменить ее на каменный храм. Проект нового храма был разработан архитектором Н.Султановым. Строительство Черниговского храма шло около 10 лет, и весь этот период сама подземная Архангельская церковь продолжала функционировать.

Черниговская современная церковь имеет два придела – Ильинский и Борисоглебский. А в самом храме находится список утраченной в 30-х гг. иконы Черниговской богоматери и мощи Преподобного Варнавы.

Иконостас Черниговского храма

В северной стороне от Черниговского храма когда-то находился монастырский погост, на котором сохранились захоронения русских философов К.Леонтьева и В.Розанова.

Надвратная церковь Константина и Елены была сооружена параллельно с возведением колокольни и находится в ее пристрое с северной стороны. Ее можно опознать по алтарной апсиде и шатровому завершению.

А в южном пристрое колокольни над восточными воротами находится аналогичная Церковь Николая Чудотворца, построенная также вместе с самой колокольней. Эта церковь была восстановлена в скиту, после возвращения его верующим, самой первой.

Колокольня Черниговского скита с боковыми церковными пристроями

Сегодня при Черниговском монастыре работает воскресная школа для местных жителей. А в лавке можно приобрести продукцию скитского производства – это и мед с маслом, и пирожные с тортами. На любой вкус. Вырученные средства пойдут на дальнейшую реставрацию и содержание монастыря.

Киновия Боголюбская

Через несколько лет, после того, как пещерное отделение было сооружено и подземная Церковь Архангела Михаила начала проводить богослужения, блаженный Филипп уходит из скита на выбранное им место в близлежащих окрестностях. Там он начинает создание Киновии (с греч.- «общежитие»), посвященной иконе Боголюбской Богоматери.

Киновия Боголюбская в Сергиевом посаде

Киновия, предназначенная для захоронения монахов из Троице-Сергиевой лавры, возводилась на дарственные средства купчихи Логиновой. Закончено строительство двухэтажной двухпрестольной церкви было к началу 60-х гг 19 века. Престол Боголюбской иконы находился на втором этаже. Около церкви устраивается кладбищенская территория Сергиевского монастыря.

На первом этаже Киновии впоследствии был захоронен Преподобный Филипп. Со временем его останки переносятся в Иверскую часовню пещерного отделения.

Боголюбская Киновия до революции

А созданная им церковь развивалась, превратившись в новую процветающую монашескую обитель, обнесенную каменой стеной, в которой находились Святые ворота. Ко времени революции на территории обители стояли келейные деревянные корпуса, один из них был даже трехэтажным, двухэтажная каменная трапезная, имелся скотный двор.

После революционных событий здесь не осталось камня на камень в прямом смысле, ибо даже из надгробных плит некрополя новые власти мостили дороги. К моменту возвращения этого святого места православной церкви, здесь стояли только остатки каменного одноглавого храма с колокольней, построенные когда-то в псевдорусском стиле.

Храм Киновии в постсоветский период

Сегодня храм восстанавливается и в нем уже проводятся литургии. На месте бывшего некрополя установили Поклонный крест.

Установление Поклонного креста около восстанавливаемой Киновии Боголюбской

Как добраться до Чергиновского скита

Как уже говорилось, ансамбль Гефсиманско-Черниговского скита расположен на окраине города, но с учетом того, что город-то совсем невелик, окраина находится довольно близко.

Вход на территорию

Вариант первый. Если ехать на машине от Сергиевой Лавры, то удобнее воспользоваться услугами навигатора. При его отсутствии нужно ехать следующим образом: с Красногорской площади проехать всю улицу К.Маркса (она идет перпендикулярно проспекту Красной Армии – памятник Ленину остается слева) и свернуть вправо – на Вифанскую улицу, которая прямо выведет к Парку «Скитские пруды».

Скитские пруды осенней порой

Далее, в самом конце парка, уйти перпендикулярно налево по улице Замышляева, а после Памятника Созидателям ядерного щита России уйти направо по Весенней улице вдоль каменного ограждения и вскоре повернуть налево вдоль той же ограды. Сразу же после пруда слева – поворот к Черниговскому скиту. Там находится удобная парковка.

Подъезд к Черниговскому скиту с улицы Замышляева

Вариант второй. Можно проехать и по-другому. С улицы К.Маркса на Вифанскую, затем в переулок Карбушинский (второй слева после железнодорожного переезда). Далее будет резкий поворот направо на Огородную улицу, которая переходит в Новоогородную, а та, в свою очередь, переходит в улицу Гефсиманские пруды, по которой и движемся до самого конца.

Ул.К.Маркса Сергиева посада

Вариант третий. Если у вас нет автомобиля, то от Сергиево-Посадского вокзала на 38 автобусе всего за 15 минут можно доехать до остановки «Поворот на Смену», или на маршрутке до пос.Ферма.

Вариант четвертый. А при наличии сил и времени, от Лавры к Скиту менее чем за час можно дойти и пешком. Зато по дороге можно ближе познакомиться с этим небольшим, но уютным городком, и сделать свои собственные туристические открытия и неповторимые фотографии. Начинать пешеходное передвижение нужно, также как и на машине, с ул.К.Маркса. Далее по старинной Вифанской улице дойти до поворота на 1-ю Каляевскую улицу.

Вифановская улица

Затем, более никуда не сворачивая, нужно идти вперед. Ваш путь пройдет через живописнейшую парковую зону «Скитских прудов», из которых надо выйти к Памятнику Созидателям ядерного щита России.

Памятник Создателям ядерного щита России

А далее, вдоль ограды, которая должна быть все время слева, вы в скором времени окажитесь у Черниговского скита.

Отзыв: Гефсиманский Черниговский скит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (Россия, Сергиев Посад) – Интересное место, достойное посещения!

Конечно, в Сергиевом Посаде местом № 1 является Троице Сергиева лавра, но помимо неё в городе ещё есть немало интересных объектов. Например, Гефсиманский Черниговский скит, о котором и пойдет речь в этом отзыве.

Находится он на окраине города (между посёлками Ферма и Киновия). Чтобы доехать до скита от лавры на машине, нужно проехать по ул. Карла Маркса, которая переходит в ул. Вифанскую, пересечь железнодорожный переезд и свернуть на втором повороте налево на Карбушинский переулок. Улицы Огородная и Новоогородная выведут к развилке на пос. Смена. Там нужно повернуть направо.

Точный адрес: ул. Гефсиманские пруды, д.1 (от лавры это примерно 3-4 км).

С парковкой проблем нет, так как прям перед входом в скит имеется достаточно большая площадка, где можно оставить автомобиль.

Что касается времени работы, то никакой таблички с режимом я не приметила. Но так как в храмах скита ежедневно проходят службы, можно предположить, что открыт он семь дней в неделю с утра и до вечера (обычно в 16:45 или в 17:00 начинается последняя служба).

На территории фотографировать можно, внутри храмов – нет.

На снимке ниже можно увидеть полный перечень правил.

Из организационных моментов, пожалуй, всё. Пора рассказать о самом Гефсиманском Черниговском ските и чем это место интересно.

Начну, пожалуй, с небольшого экскурса в историю.

Гефсиманский скит был создан в 1844 году стараниями митрополита Московского и Коломенского Филарета, и наместника лавры архимандрита Антония. Скит – это место уединения монахов.

В 1847 году в скиту поселился основатель пещер – юродивый Филиппушка, который постился по нескольку дней к ряду, спал на голой земле, летом и зимой ходил с босыми ногами с пудовым посохом в руке. Как-то он спросил благословения у наместника лавры на копание погребка, и тот его благословил. Так блаженный Филипп в 1747 году начал сооружать пещеры, наподобие пещер Киево-Печерской лавры. Спустя год к нему присоединились его взрослые сыновья, вместе с которыми он позднее и принял монашеский образ. Слух о пещерных подвижников привел сюда иноков жаждущих подвигов. Каждый приходящий сам копал себе келью.

«Погребок» представлял из себя квадратную яму от которой в разные стороны расходились подземные коридоры и небольшие пещерки для келий.

Надо сказать, что строгостью славилась жизнь пещерных подвижников – пост, постоянная молитва, запрет на празднословие. Всё было направлено на спасение души человеческой. А кельи их были размером примерно 2х2 метра. Печей не было. Зимой пещерники нагревали их своим дыханием и лампадками, горевшими перед иконами. Спали на досках.

Центральная же яма, прикрытая накатом стала местом собрания пустынников на общую молитву. Митрополит Филарет и архимандрит Антоний поддержали начинания Филиппушки и 1851 году центральная пещера была укреплена деревянным срубом и освещена, как пещерный храм во имя архистратига Михаила и прочих бесплотных сил.

Верхний же над пещерный храм был построен в честь Черниговской иконы Божьей Матери, которую в 1852 году подарила Александра Григорьевна Филиппова. Первое чудо от святой иконы совершилось 1 сентября 1869 года. В этот день перед образом Богоматери внезапно исцелилась 28-ми летняя крестьянка Тульской губернии Фёкла Андриянова, которая более 9 лет находилась в неподвижном состоянии. С этого времени от иконы Богоматери Черниговской Гефсиманской обильно стали проистекать многочисленные и разнообразные чудотворения. Все эти чудеса засвидетельствованы надлежащим образом очевидцами. Сейчас чудотворную икону можно увидеть слева от входа в храм. Икону выделяет обилие драгоценных украшений и различных привесок, которые рядами свисают на ней.

А ёще в скиту проходило служение старца-утешителя Варнавы. Во исполнении завета своих наставников, преподобный смолоду поступил на служение народу и с полным самоотвержением трудился до конца своей жизни. Приняв от Бога дар прозорливости и исцеление душевных и телесных недугов, старец принимал ежедневно от 500 до 1000 человек. Каждому подавал душеспасительный совет и утешение. Всех называл ласково – сынками и дочками.

В начале 1905 года преподобного Варнаву посетит император Николай II со своей семьёй, которого старец благословил на принятие мученической кончины.

Почил старец в 1906 году. С этого момента чудеса стали совершаться на его могилке и по его посмертным молитвам. Вначале батюшка Варнава был похоронен в пещерной Иверской часовни, где при жизни любил молиться. После обретения его мощей из могилки забил живоносный источник, приносящий исцеление от различных недугов. А в 1997 году преподобный Варнава был прославлен в лики святых. Сейчас его мощи покоятся в соборе Черниговской иконы Божьей Матери, а в Иверской пещерной часовни находится только могильная плита старца, там же находятся честные останки схимонаха Филиппа.

В 20-е годы после богоборческого переворота обитель была закрыта, а братью выселили. В 50-е годы строения Гефсиманского скита отдали военному ведомству и по его распоряжению он был взорван. На месте скитского кладбища было построено многоэтажный учебно-административный корпус, который существует и поныне. А от скита осталась только стены…

В Черниговском же монастыре размещались в разные времена – тюрьма, интернат для инвалидов ВОВ и т. д. И лишь в 1990 годы Черниговский скит был передан Свято Троице Сергиевой лавре и в июле указанного года возобновилось жизнь и служение в монастыре. С этого времени началось постепенное возрождение обители.

Читайте также:  Пресвитер: кто это такой что такое пресвитерианство пресвитерианский сан

В архитектурном плане скит представляет собой прямоугольный двор, окруженный оградой с башенками.

Территория не очень большая, но зато уютная и облагороженная.

Центром архитектурного ансамбля является Черниговский храм, под которым, напомню, находится пещерная церковь.

Очень сильное впечатление производит колокольня, шатёр которой возвышается над лесным массивом и малоэтажной застройкой.

Она строилась в 1895-1900 гг. по проекту архитектора Латкова. Колоссальный массив здания у подножия прорезают святые ворота, по сторонам которых находятся часовни с самостоятельными шатрами-завершениями. Нарядные фасады насыщены многообразным кирпичным узором со вставками из белого камня.

В отличие от лавры здесь тихо и спокойно. Посетителей совсем немного.

Основными достопримечательностями Гефсиманского Черниговского cкита являются пещерный храм, система подземных ходов и святой источник с целебной водой. Собственно я и приехала сюда для того, чтобы туда сходить. Но так как это был будний день, группы в подземелье не набралось (туда в свободное от службы время можно попасть в сопровождении кого-то из братии, послушников, кто сможет рассказать об истории скита). Для записи на экскурсию, нужно обратиться в иконную лавку. Общая стоимость 800 рублей при группе из 10 человек. Как мне сказали, больше шансов туда попасть в выходные дни.

Ну, хоть я в подземелье не спустилась, зато с огромным удовольствием прогулялась по территории скита. Здесь, как я отмечала выше, очень уютно. Есть лавочки, работает трапезная, где можно купить монастырскую выпечку, чай-кофе, и местный квас. На улице есть столики, где в тишине и покое можно перекусить.

За стенами Гефсиманского Черниговского скита есть источник, откуда бьет та самая целебная вода из подземелья.

Она загорожена ширмой, так что здесь можно не просто набрать воды, но и обмыться ею.

Судя по информационной табличке, здесь в скором времени появится полноценная купель и часовенка.

А вообще тут тоже очень хорошо. Территории около пруда благоустроена.

Рядом с водоемом гуляют утки и голуби, о которых священнослужители тоже не забывают заботится 🙂

В общем место правда очень замечательное.

Жалко конечно, что мне не удалось заглянуть в подземелье, но значит будет повод вернуться.

Гефсиманский Черниговский скит в Сергиевом Посаде

Черниговский скит в Сергиевом Посаде — древний монастырь пещерного типа, который основали в середине XIX столетия рядом с Троицкой лаврой. В этом священном месте гостит множество православных паломников и туристов, желающих молится перед иконами и подивиться архитектурой. Черниговский скит широко раскинулся в северной области Сергиева Посада, на большой территории поселка Каляево.

Архитектура монастыря

Этот комплекс чрезвычайно интересен для наблюдателей, потому что построен в псевдорусской архитектурной манере с использованием красного кирпича. В состав входят наземные постройки, располагающиеся на берегу пруда, и подземные катакомбы.

Монастырские строения располагаются напротив Гефсиманской обители (отсюда произошло двойное название), в которую ранее входила территория Черниговского скита. Однако сегодня бывшая часть комплекса недоступна, находится за пределами высокой стены, за которой располагается воинская часть.

Архитектурной основой здесь является храм, построенный в честь Черниговской иконы Богоматери. Автором этой постройки выступил русский архитектор и инженер Н. В. Султанов, множество лет потративший на изучения византийского школы зодчества. Верхнюю церковь построили в 1889 г., отделочные работы продолжались восемь лет. После завершения всех необходимых строительных процедур храм торжественно освятили.

  • Несколько ниже располагается старинная церковь пещерного типа. Эта постройка совершенно не пострадала, когда проводились работы по возведению колоссального пятиглавого храма. Это говорит о высоком мастерстве инженеров, взявшихся за такую ответственную работу. Все постройки Черниговского скита выполнены в псевдорусском стиле и живописно вплетаются в общий антураж комплекса. Сегодня они искусно отреставрированы и выглядят замечательно.
  • По левой стороне от главного храма возведен монастырский погост. В этом месте находятся захоронения знаменитых русских философов, их могилы отмечены колоритными крестами и надгробными плитами. В некрополе скита похоронены служившие здесь монахи и люди, являющиеся благотворителями и попечителями Гефсиманской обители.
  • На самом высоком месте Черниговского скита красуется шатровая колокольня, сооруженная в 1895 г. Её размер практически идентичен колокольне, расположенной в Троице-Сергиевой лавре. К этому изящному зданию с левой и правой стороны приставлены храмы, торжественно освященные в память Николая Чудотворца и прославленных святых подвижников Константина и Елены. Изящная пятиярусная колокольня и две небольшие церкви воздвигли по проекту архитектора Латкова, благотворителем этих построек стал местный помещик Цуриков.
  • В южной области Черниговского скита расположен двухэтажный корпус, предназначенный для братии. Над западной стороной пещер возвышается небольшого размера часовня, сооруженная в честь Владислава Сербского. Она покрывает место, где подземная вода выходит наружу. Эту часовню построили в XX в., но разрушили спустя два десятилетия. Новое здание с купальней появилось в 2016 г., подземный источник заботливо расчистили, и теперь туристы и паломники могут набирать святую воду.

На заметку! Прихожане молятся перед чудотворными списками, сделанными с иконы Черниговской Богородицы. Здесь же находится рака со святыми мощами преподобного Варнавы Гефсиманского, а также камень, привезенный от иерусалимского гроба Девы Марии.

Читайте о других святых местах:

Внутренние распорядки

На территории скита располагается небольшой цех по производству кондитерской продукции для монахов. Часть изделий продается туристам и паломникам. В цехах изготавливают различный хлеб из пшеницы, ржи, льна, и кукурузы. К тому же кондитеры выпекают вкуснейшие торты, сочные куличики, церковные пасхи и др.

Посетители скиты любят покупать ароматные квасы, приготовленные без использования дрожжей. Паломники и туристы могут попробовать несколько разновидностей этого хлебного напитка: свекольный, острый имбирный, хвойный и др. В Черниговском ските недорого продают различный мед, соленые по особому рецепту грибы и полезную квашеную капусту.

На сегодняшний день Гефсиманский скит получил статус подворья святой Троице-Сергиевой лавры. Настоятели ежедневно проводят здесь божественные воспевания. Утреня будничных дней начинается в 6:30, а в выходные и праздники — в 8:30. Вечерня воспевается с пяти часов. Для детей из православных семей на территории обители работает церковная школа.

Приезжая в священное место, верующий должен помнить, что это есть особенное пространство для молитвы и уединения. Каждый прихожанин обязан соблюдать элементарные правила поведения и сохранять скромный вид. Мужчины надевают однотонную рубашку и темные брюки, женщины здесь носят юбки, а голову обязательно покрывают тканью.

На заметку! Черниговский скит находится на улице Гефсиманские пруды 1. От ж/д вокзала Сергиева Посада отправляются маршрутные такси № 7 и 8. Необходимая остановка называется «Ферма». Скит расположен между микрорайонами под названием Ферма и Киновия.

Храмы, находящиеся в пещерах

Большинство паломников, побывавших в здешних катакомбах, отмечают мистическую красоту и интригующую ауру. Группы для экскурсий в пещеры формируются в монастырском храме. Подземный комплекс составлен из нескольких церквей. Древнейшая постройка посвящена архангелу Михаилу, главе (архистратиг) святого воинства небесных защитников.

  • За главным алтарем этой церкви стоит часовня в честь «Иверской» Богородицы, её возвели в конце XIX столетия. В постройке сохранились невероятно красивые фрески. В экскурсионном походе туристы могут увидеть и вознести молитвы гробнице Филиппа Гефсиманского, основателя «пещер». Неподалеку хранятся мощи настоятеля этого скита — старца Варнавы.
  • В дальней области пещерных катакомб красуется церковь, освященная в честь четы Печерских. Свое имя подземная церковь обрела от божественной верхней постройки, которая возвышалась над комплексом в продолжение трех десятилетий.
  • Туристы и паломники здесь наблюдают монашеский уклад и маленькие кельи. Чувствуется небывалый дух аскетического образа жизни, довольствующего самым малым и необходимым.

Читайте о церковной жизни:

  • Какие молитвы читают перед исповедью и причастием
  • Как правильно ставить свечи в храме
  • Правила хранения православных икон

Интересно! Когда власть захватили большевики, государство дало поручение полностью затопить подземный церковный городок. Восстановление произошло только в начале 2000 годов. Освящение состоялось в 2006 г. Талантливые выпускники художественного училища работали над реставрацией храмовой росписи.

История обители

В середине XIX столетия при Троице-Сергиевой лавре основали отдельно стоящий Гефсиманский скит. В русском православии давно существует традиция постройки монастырских пустошей. Здесь селятся монахи, желающие уединения и спокойных молитв. Они принимают обет молчания и практикуют аскетический образ жизни с ежедневными прошениями перед святыми иконами.

  • В 1845 г. на другой стороне Скитского пруда возникли первые кельи для отшельников. Последние не получали никакого жалования и носили обноски. В обязанности поселенцев входили ежедневные богослужения и работы на огороде. Первым отшельником стал монах по имени Гавриил, вскоре сюда же перебрался блаженный Филипп, который родился во Владимирской губернии. Последний бросил свою семью и отправился на поиски божественного прозрения.
  • Филипп жил только на мирское подаяние, на земле Черниговского скита он выкопал погреб, который вскоре разросся в пещеру. Центральная часть подземелья стала молельней, которая через время была освящена в честь архангела Михаила. Это помещение имело окна, чтобы впускать достаточно света, немного выступало над поверхностью.
  • В стороны от главного храма расходились узкие коридоры, приводящие монахов к кельям. Когда пещерная архитектура установилась, профессиональные каменщики укрепили стены. Вскоре сюда прибыли сыновья блаженного Филиппа.
  • В середине XIX столетия в церковных катакомбах появилась Черниговская икона Божией Матери. В этот период в обитель пришел В. И. Меркулов, настоятель и послушник, получивший имя после пострига — Варнава.
  • Через пять лет над пещерами построили деревянный храм в честь четы Печерских. В течение трех десятилетий велись постройки божественных сооружений. Когда Черниговский скит был готов, сюда стекалось множество паломников, желающих приобщится к святому месту. Верующие искали общения с Варнавой, зная о его мудрости и спокойствии нрава.
  • При советской власти территорию использовали в качестве обыкновенной тюрьмы, детской колонии и специализированного интерната для слабовидящих людей. После войны здесь располагался санаторий для инвалидов ВОВ, а также складские помещения.
  • Монастырская жизнь возродилась в этом месте в начале 90-х.

Черниговский скит пользуется широкой популярностью среди паломничества и верующих туристов. Здесь люди восхищаются необыкновенной двухъярусной конструкцией, имеют возможность молиться святым спискам и мощам. Богатая история Черниговского скита заставляет с большим уважением относиться к этому божественному месту.

Гефсиманский Черниговский скит в Сергиевом Посаде

В десяти минутах езды на маршрутке от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры стоит Гефсиманский Черниговский скит — в Сергиевом Посаде особое место. Здесь не бывает такого скопления паломников, как в Лавре, хотя скит является ее подворьем. Видимо, причина в том, что стоит он на некотором отдалении. Как только выйдете на остановке, с дороги вы сразу увидите высокую краснокаменную колокольню. Пройдете через арку (обратите внимание на мозаичную икону Святой Троицы на ней) — и перед вами откроется храм, в солнечную погоду его золотые купола сверкают, и сам он выглядит ярким.

Территория скита небольшая. Здесь очень тихо, нет туристических очередей. Стоят лавочки в тени и цветут розы. За воротами — пруд.

Но главное, ради чего сюда приезжают, находится под землей. Гефсиманский Черниговский скит в Сергиевом Посаде знаменит пещерами, но не такими, о каких вы можете сначала подумать: это церкви, переходящие одна в другую, кельи и другие помещения. Попасть сюда можно только с экскурсией, которые проводят монахи. Не обязательно записываться заранее: группы набирают в верхнем Черниговском храме.

Адрес: Сергиев Посад, ул. Гефсиманские пруды, 1

Координаты: 56.306922, 38.178705

Режим работы: ежедневно, 6:30–19:00

Официальный сайт: skit-chernigovsky.ru

Видеоэкскурсия по Гефсиманскому Черниговскому скиту

Видео: Иван МАКЕЕВ

Монтаж: Рушан КАЮМОВ

История

В 40-х годах 19 века в Москве знали юродивого Филиппушку. Человеком он был прозорливым и многое людям предсказывал. Родители Филиппушки — простые крестьяне из Владимирской области. На родине он женился, родились двое детей. Но смысл своей жизни он видел в служении Богу.

Однажды он оставил семью и отправился в странствие. Обошел (только вдумайтесь, что ходил пешком!) множество городов. Практически не ел, носил вериги (металлические оковы) и железный посох весом примерно 16 килограммов. Самое яркое впечатление в этом пути у него осталось от пещер Киево-Печерской Лавры.

После многолетних странствий Филиппушка пришел в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Какое-то время жил при обители, а потом попросил разрешение недалеко от нее вырыть, как он сказал, «погребок». Запрещать никто не стал, и юродивый выкопал… совсем не погреб, а келью для себя. Об уединенном месте для молитв узнали другие монахи и поддержали Филиппушку. Появились пещеры для затворников — по типу тех, что юродивый видел в Киеве, а потом и подземная церковь. Так началась история Гефсиманского скита.

Наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в то время был архимандрит Антоний, крестник Серафима Саровского. Он подарил новой церкви икону Черниговской Богоматери, откуда и пошло название этого места. Стало понятно, что сюда поедут паломники, и церкви нужен настоятель.

С 1990-х годов Гефсиманский Черниговский скит — подворье Троице-Сергиевой Лавры.
Фото: Иван МАКЕЕВ

В 1851 году при Лавре служил отец Варнава. Ему тогда было всего 20 лет. Отец Антоний уважал его мнение, несмотря на молодость, и потому отнесся с пониманием, когда отец Варнава попросил отпустить его в более тихое место — Гефсиманский скит. Так здесь появился первый наместник.

Монаху доверяли и шли к нему за советом. Приезжал даже император Николай II. В отличие от сегодняшних дней, тогда на территорию женщинам было запрещено входить.

Гефсиманский Черниговский скит расширялся. Построили наземную церковь (изначально она была деревянной), потом колокольню. В советские годы, как и большинство храмов, скит закрыли. Стали привозить заключенных: в 20-е годы прошлого века тут создали тюрьму. Позже здесь располагался дом инвалидов, а потом склады.

От построек 19 века сегодня мало что осталось. Пещеры в советское время заливали водой, и обрушившиеся перекрытия пришлось восстанавливать. Сегодня туристам открыты две церкви, часовня и кельи — все они соединены подземными переходами.

С 1990-х годов Гефсиманский Черниговский скит относится к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре как ее подворье в Сергиевом Посаде.

Карта намоленных мест Подмосковья

Интересные факты

  • Все слышали про Гефсиманский сад — место в Иерусалиме, где молился Иисус в ночь перед арестом. Скит в Сергиевом Посаде назван в честь него.
  • Скит — уединенное место, где живут монахи-отшельники. Обычно это очень маленькая территория, и в этом плане Гефсиманский Черниговский выбивается из общих представлений: несмотря на свою компактность, он гораздо больше, чем предполагает само понятие «скит».
  • Долгое время монахи здесь жили на подаяние — что принесут паломники. Быт их был настолько скромным, что даже чаши во время служб использовались деревянные.
  • Поскольку подземные церкви были затоплены и прежние настенные росписи не сохранились, восстанавливать их пригласили студентов из художественного колледжа имени Васнецова в подмосковном Абрамцеве.
  • В одной из подземных церквей по праздникам проводятся службы. Регулярные богослужения проходят в большой наземной церкви.

Что посмотреть на территории скита

Колокольня

Колокол, который здесь находится, весит примерно 18 тонн.
Фото: Иван МАКЕЕВ

Первое здание, которые вы здесь увидите, и самое высокое. Колокольня построена между 1895 и 1900 годами, представляет собой пять ярусов, общая высота — примерно 80 метров. К ней пристроены церковь Николая Чудотворца и церковь святых Константина и Елены. Колокол, который здесь находится, весит примерно 18 тонн.

Черниговский храм

Под Черниговским храмом находится целая система подземных церквей.
Фото: Иван МАКЕЕВ

Читайте также:  Святые места России: описание территорий, исцеляющих людей, их геолокация и история становления

Собор, который мы видим сейчас, — кирпичный и возведен на месте деревянной церкви, которая стояла раньше. Строительство шло с 1886 по 1889 годы, однако прошло восемь лет, прежде чем закончили отделку храма. Все время, что велись работы, службы проходили в подземных церквях. При том, что главная из них находится прямо под Черниговским храмом.

Подземный комплекс

Сюда вы пройдете в сопровождении священнослужителя, который расскажет об истории места и покажет подземные церкви. Самый старый, дошедший до нас и отреставрированный, — храм Архистратига Михаила. Его освятил митрополит Филарет в 1851 году. Вы удивитесь, что на пещеру здесь мало что похоже: уютная церковь с алтарем, росписями на стенах и сводах.

Второй подземный храм — во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. В часовне иконы Иверской Божией Матери хранятся мощи Филиппа Гефсиманского.

Крошечные темные кельи впечатляют всех, кто сюда приходит. В некоторых из них невозможно даже прилечь: комнаты настолько узкие и маленькие, что монахи-отшельники молились в них сидя.

Все переходы — в росписях, и это отдельный пункт в программе экскурсии. Гид покажет вам также ключ, который бьет из-под земли. Он освящен, и здесь можно набрать воду в бутылки.

Жилой корпус

Вместо пещерных келий на территории скита для монахов выстроили двухэтажный жилой корпус.
Фото: Дарья ПАНКИНА

Сегодня монахи не живут в пещерных кельях, на территории стоит двухэтажный корпус. Скит мужской, но теперь сюда пускают и женщин, только нужно сохранять церковные порядки: юбки, прикрытые плечи, платок.

Сразу за жилым корпусом находится пруд.

Часовня Владислава Сербского

На берегу пруда стоит часовня святого Владислава Сербского.
Фото: Иван МАКЕЕВ

На берегу пруда стоит часовня святого Владислава Сербского. Ее построили над купелью. Источник здесь забил еще в 40-е годы 19 века. Монахи сделали колодец и брали отсюда воду для питья. Когда скит разрушили, пострадала и часовня. Позже ее восстановили. Сейчас она открыта для прихожан с раннего утра до девяти вечера.

Какие святыни хранятся

  • Оригинальная Черниговская икона Божией Матери, которую скиту преподнес отец Антоний, утеряна. Но с нее было сделано много списков, два из которых находятся здесь. Они считаются чудотворными. В 1860-х годах у иконы исцелилась парализованная крестьянка, позже были зарегистрированы и другие чудеса. С тех пор у Черниговской Богоматери просят все здоровья и благополучия.
  • Голгофа с частицей Креста Господня и Камень от гроба Божией Матери из Иерусалима.
  • Мощи святых Филиппа Гефсиманского и Варнавы Гефсиманского, а также рака с частицами мощей Киево-Печерских и других святых.

Расписание служб

6:30Утреня по будням
8:30Утреня по выходным и праздникам
17:00Вечерняя служба

Черниговский скит в культуре и искусстве

Черниговский скит можно увидеть на необычной художественной работе — цветной литографии. Ее создал художник Владимир Николаевич Соколов в 1917 году — ученик великих мастеров: Левитана, Серова, Поленова. В начале 20 века Соколов переехал в Сергиев Посад, где и жил до самой смерти в 1946 году. Этому городу художник посвятил многие свои работы, выполненные в разных техниках.

Литография “Церковь Успения Божией Матери в Гефсиманском ските” хранится в музее священника Павла Флоренского в Москве.

Экспертное мнение

Константин Филимонов, сотрудник Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника, историк:

«Возводя каменный храм, важно было не повредить подземные церкви»

— Черниговская икона Божьей матери — необычная, она была писана на полотне. В Сергиев Посад попала из Хотьково, из семьи местного священника. Икону поместили в подземную церковь, где произошло ее прославление, после чего многократно увеличилось число паломников.

Наземная церковь в Черниговском ските построена архитектором Николаем Султановым, который считается одним из основоположников русского стиля. В документах он указан как инженер, и главная задача, поставленная перед ним, — построить каменный храм, не разрушив пещеру.

При ските была гостиница, где останавливались многие видные деятели русской культуры конца 19 века (например, Немирович-Данченко). Но она не сохранилась. Во время Первой мировой здесь жили беженцы, в основном, семьи священнослужителей, которые эвакуировались из оккупированных земель.

Информация о Черниговском ските в городе Сергиев Посад

Сергиев Посад имеет удивительную историю, которая тесно переплетена с судьбой нашего отечества. Город вырос вокруг маленького Сергиева монастыря, древней святой обители, сегодняшнего центра православия. Подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, одного из крупнейших монастырей русской православной церкви является.Черниговский скит, Сергиев Посад.

История скита

Черниговский Гефсиманский скит, расположенный в Сергиевом Посаде, основан в 1844 году по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова), под руководством наместника Сергиева монастыря архимандрита Антония (Медведева).

Выбранное местечко носило название Корбуха и находилось в 3,5 км на северо-восток от Лавры.

Три года спустя на территории будущей обители поселился юродивый Филипп (в монашестве Филарет, принявший схиму также с именем Филипп).

Важно!Расписание богослужений в храме святого Ильи Пророка

Недалеко от обители он устроил для себя жилище по образцу пещер Киево-Печерской Лавры. Постепенно вокруг места жительства праведника стали собираться люди, душа которых требовала безмолвия и уединения. Осенью 1851 года была освящена подземная церковь Архистратига Божия Михаила.

Через год в обитель была передана икона Черниговской Божией Матери. Ее пожертвовала девица Александра Филиппова. 1 сентября 1869 года этот образ явил первое чудо. Перед ним молилась молодая крестьянка, которая около 10 лет была обездвижена.

Внезапно она обрела способность ходить. После этого исцеления и до сегодняшнего дня в Черниговский скит поклониться и приложиться к иконе приходят верующие, которым Божия Матерь щедро помогает.

Это интересно!В дар иконе Богородицы за полученную помощь верующие приносят множество золотых и серебряных украшений, некоторые из даров выставлены внутри киота.

Верхний храм, который ныне может увидеть каждый паломник, был построен в 1893 году и освящен в честь иконы Черниговской Божией Матери. Проект разработал знаменитый русский архитектор Н.В. Султанов.

В Черниговском скиту служил великий подвижник, «старец-утешитель» Варнава (Меркулов), который благословил императора Николая II на принятие мученической кончины, когда тот посещал праведника в 1905 году. Преподобный отошел ко Господу 17 февраля 1906 года в алтаре Успенской домовой церкви Сергиево-Посадского дома призрения перед престолом. В руках он держал крест.

Так же, как и список с чудотворной иконы, мощи преподобного Варнавы сейчас покоятся в соборе Черниговской иконы Божией Матери и открыты для поклонения. С молодых лет и до кончины старец служил Господу в обители. Бог послал ему дар прозорливости и умение исцелять людей от душевных и телесных недугов. Ежедневно праведник принимал огромное количество людей, иногда по 500 человек, а иногда и больше. Для всех он находил добрый совет, разделял горести и утешал. Каждый был для него «сынком» или «дочкой».

Познавательно! Богослужения в храме Тихвинской иконы Божией Матери

Схимонах Филипп ушел из пещерного отделения в окрестности, где занялся устроением Киновии в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Ее строили на средства, которые жертвовала купчиха Логинова. Она предназначалась для захоронения братии Лавры. Киновия представляла собой 2-этажную церковь с двумя престолами. Нижний этаж был освящен в честь святых жен Матроны и Капитолины 27 сентября 1959 года, верхний – во имя Боголюбской иконы Божией Матери 18 июля 1861 года. Впоследствии к юродивому присоединились трое сыновей. Ныне его мощи перемещены по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Иверскую пещерную часовню.

С северной стороны собора находилось монастырское кладбище. Здесь похоронены русские философы К.Н. Леонтьев (в монашестве Климент) и В.В. Розанов.

Интересно! Самые святые источники Москвы и Подмосковья с купальнями

С приходом советской власти Черниговский скит был закрыт, как и другие обители Сергиева Посада, монахов разогнали. В 1950-х годах обитель передали на попечение военному ведомству, по распоряжению руководства которого строения были взорваны, а на месте кладбища построен многоэтажный учебно-административный корпус, который сохранился до настоящего времени.

В разные периоды на территории обители находились тюрьма, хозяйственный склад, овощехранилище и интернат для инвалидов Великой Отечественной войны. В 1990 году Черниговский Гефсиманский скит снова вернули Троице-Сергиевой Лавре, в нем возобновилось богослужение и иноческое жительство.

С этого времени много трудов положено на восстановление Черниговского скита. Уже возрождены пещерные храмы Архангела Михаила, преподобного Антония и Феодосия Печерских,обновлено убранство храма святого Николая Мир Ликийского Чудотворца.

Отремонтированы братский корпус, чудом сохранившийся домик преподобного инока Варнавы, возведена трапезная. Некоторые восстановительные работы в Черниговском скиту еще ведутся, главному собору обители уже вернули прежний величественный вид. С 2013 по 2017 годы в монастыре проводилась капитальная реконструкция пятиярусной колокольни.

В 2012 году русской православной церкви был возвращен храм в честь Боголюбской киновии. Сразу начались восстановительные работы, а 1 июля 2013 года здесь отслужили первую Божественную Литургию, которую возглавил наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

Официальный портал в интернете

Официальный сайт Черниговского монастыря предоставляет полную информацию об истории обители, ее святынях и подвижниках. Каждый посетитель скита может задать интересующий вопрос с помощью специальной формы.

В отдельном разделе размещают проповеди и наставления старцев, проживавших в обители. При Черниговском монастыре устроена воскресная школа, которую посещают дети местных жителей.

Монахи скита имеют собственное кондитерское производство. В продаже есть разнообразная выпечка, торты, пирожные.

Кроме того, здесь можно приобрести монастырский мед, льняное масло, квашеную капусту и иную продукцию местного изготовления. Все средства, вырученные от продажи, идут на восстановление и оплату реставрационных работ в обители.

В фото и видео галерее представлены изображения прошлого и настоящего вида обители. Благодаря официальному порталу верующие, которые не имеют возможности самостоятельно посетить монастырь, могут поближе познакомиться с ним и сделать пожертвование.

На официальном сайте Черниговского монастыря всегда можно найти актуальное расписание богослужений, проходящих в Черниговском скиту. Литургию обычно совершают ежедневно – в 6.30 по будням и в 8.30 по воскресеньям. В этот же день в 7.30 служится молебен с Акафистом преподобному Варнаве. Вечерняя служба начинается около 17.00.

Фото территории и храмов

Даже глядя на фотографии можно почувствовать особую атмосферу и сильную благодать, которую излучает Черниговский скит. Размеренная жизнь, тишина и спокойствие привлекают сюда множество паломников, которые желают отдохнуть от мирской суеты.

Чтобы попасть на территорию Черниговского монастыря, нужно подняться по ступенькам и пройти через красавицу-колокольню:

Черниговский собор, алтарная часть. Фотография сделана с высоты пятиярусной колокольни. Еще несколько лет назад золото куполов скрывалось под строительными лесами. Теперь они полностью восстановлены:

Черниговский скит, вид со стороны Вифанских (ныне Гефсиманских) прудов. Арочный свод – второй вход на территорию. В деревянной часовне на берегу можно набрать святой воды. В водоеме всегда много уток, которых с удовольствием кормят приезжающие паломники:

Черниговский скит. Вход в пещеры в южной части собора. Монахи обители ежедневно проводят экскурсии для гостей и рассказывают о жизни великих подвижников:

Так в настоящее время выглядит пещерное отделение Черниговского скита. Справа видна дверь в келью, в которой раньше жили монахи. Цепочка коридоров опоясывает весь подземный храм:

Черниговский скит. Подземный храм Архистратига Михаила. Роспись выполнена современными реставраторами. Справа и слева от иконостаса находятся арочные входы в кельи и коридор:

Черниговский скит. Список иконы Черниговской Божией матери, который сейчас находится в соборе.

Черниговский скит. Икона Божией матери Нерушимая Стена – еще одна значимая святыня, находящаяся в святой обители.

Обратите внимание! Когда рабочие начали восстановительные работы в соборе, этот образ чудесным образом обновился – краски стали ярче, проступили лики ангелов:

Черниговский скит. Рака с мощами «старца-утешителя» прп. Варнавы:

Пещерное отделение

Пещерное отделение Гефсиманской обители было основано в 1847 году юродивым Филиппом, или Филиппушкой, как его с любовью называют в монастыре. Он родился в семье крестьян во Владимирской области.

Впоследствии оставил дом, жену и детей ради подвижнической жизни и служению Господу. Вел аскетическую жизнь – носил старую одежду и не имел обуви, спал на земле, часто голодал. Святой Филипп был наделен необыкновенной кротостью и даром прозорливости.

Филиппушка много странствовал по Руси, посетил огромное количество монастырей, бывал в Киеве. Именно киевские пещеры вдохновили его на создание подземной обители в России. Он искал безмолвия, но владыка Филарет благословил его на жительство в Сергиевом монастыре.

Важно!Когда нужно читать благодарственную молитву Господу Богу

Здесь было слишком многолюдно, поэтому наместник Антоний перевел его в новый скит. Филиппа благословили «ископать погребок», который со временем превратился в целую систему подземных ходов и помещений.

Каждый, кто хотел жить рядом с юродивым, самостоятельно копал себе пещеру. Сейчас можно увидеть кельи разных размеров с высеченными из камня лавками, на которых спали их обитатели — монахи. Храм Михаила Архангела украшен необыкновенной росписью, восстановление которой — заслуга современных реставраторов. В пещерах бьет целебный родник. С помощью насоса монахи добывают из него воду, которую раздают паломникам. Вода отличается необыкновенно мягким вкусом.

Соборование

В Черниговской обители ежедневно в 12.00, кроме воскресных и праздничных дней, совершается Соборование или Елеосвящение. Это одно из семи главных таинств православной церкви, во время которого молятся о даровании духовного и телесного здравия. Тело человека помазывают освященным елеем и просят Господа об отпущении забытых и неосознанных грехов.

Важно! Для участия не нужна особая предварительная подготовка, но желательно, чтобы прихожанин смог исповедаться и причаститься до или после соборования.

Запрещается опаздывать и присоединяться к таинству после его начала. Первопричиной большинства болезней является грех, поэтому каждому православному христианину необходимо периодически собороваться. В большинстве храмов Елеосвящение совершаются только во время Великого поста. Монахи Черниговской обители позволяют паломникам и местным жителям участвовать в Соборовании практически в любое удобное время.

Как доехать до города

Черниговский скит расположен в Сергиевом Посаде, на восточной окраине города. Расстояние от скита до Сергиева монастыря составляет всего 3,5 км. Адрес: Московская область, Сергиев Посад, ул. Гефсиманские пруды, 1.

Добраться до города из Москвы можно двумя способами:

  1. Электричкой с Ярославского вокзала до станции Сергиев Посад;
  2. Автобусом №388, который отходит от станции метро ВДНХ.

При движении на личном автомобиле необходимо выехать на Ярославское шоссе (трасса М-8), а на развязке около города уйти направо.

Как добраться до Черниговской обители:: в городе нужно сесть на автобус №38 и доехать до остановки Черниговский скит. Транспорт ходит регулярно, с интервалами в 1-1,5 часа. Можно воспользоваться маршрутным такси №18 – добраться до пос.Ферма, потом 10 минут пройти пешком.

Если ехать в обитель на личном автомобиле:

  • необходимо от Троице-Сергиевой Лавры выехать на пр-т Красной Армии и свернуть на ул. Карла Маркса;
  • далее двигаться по главной дороге – она уйдет направо, на ул. Вифанскую;
  • после того, как ж/д переезд останется позади, на втором повороте уйти налево (Карбушинский пер.);
  • потом повернуть направо и ехать по ул. Огородной и Новоогородной. Вдоль дороги стоят указатели. Вскоре станут видны золотые купола собора скита;
  • на Т-образном перекрестке снова уйти направо и заехать на асфальтированную парковку, расположенную недалеко от обители.

Полезное видео

Вывод

Гефсиманский Черниговский скит в Сергиевом посаде – обитель с непростой судьбой, в истории которой были и взлеты, и падения. Несмотря на все трудности, она была возрождена – буквально восстала из пепла. Промыслом Божиим сейчас Черниговский скит — это процветающий монастырь, который ежедневно принимает паломников и гостей.

Ссылка на основную публикацию