Рождество Святителя Николая Чудотворца: история, празднование 11 августа в Русской православной церкви

Рождество святителя Николая

Сегодня этот дивный Праздник, глубоко почитаемый нашими предками, только начинает возвращаться в сознание православной Руси. Поэтому естественно, что для большинства даже церковных людей 11 августа никак не ассоциируется с памятью великого угодника Божия. Даже для ученых праздник Рождества святителя Николая Чудотворца – самый загадочный из всех церковных памятей, связанных с именем святого. Не известно точно, когда и где впервые был установлен этот праздник. Отмечался ли он в Византии или принадлежит числу русских памятей? Какой «статус» имел он в ряду других памятей церковного года? Этот праздник не встречается ни в одной современной Поместной Православной Церкви. Сегодня Рождество святителя Николая – исключительно русская церковная традиция, которая, однако, имеет древние исторические корни (известен уже с XII–XIII вв.). Именно отсутствие праздника в месяцесловах других Православных Церквей и стало, скорее всего, причиной упразднения его празднования и в Русской Церкви в правление Екатерины II.

Всё же Промыслом Божиим в Русскую Православную Церковь возвращается добрая традиция празднования Рождества святителя и чудотворца Николая. И нам стоит ближе познакомиться со смыслом этого Праздника, чтобы познать его глубину и важность.

Прежде всего, обратим внимание на то, что в Православной Церкви, кроме Рождества Господа нашего Иисуса Христа, празднуются дни рождения лишь трех святых людей – Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и святителя Николая. И если воспоминания рождения Божией Матери и Предтечи Господня Иоанна теснейшим образом связаны с пришествием в мир Спасителя, составляют некий пролог к этому событию, то рождество Николая Угодника как бы выпадает из этой линии и даже может показаться несколько искусственным.

Однако если мы обратимся к богослужебным текстам Рождества святителя Николая, то увидим, что празднуемое событие в них приобретает вселенский масштаб:

Рождество святителя Николая.
Фрагмент критской иконы XV века

«Приидите вси добрыи святителие убо цари же и князи и сановницы и вси людие, мужи еже и жены, юноша и девы и всяк возраст и всяко достояние согласно воспоем, всечестное и преславное рождество Николы всеблаженнаго…»; «Чудное и славное рождество твое, святителю Николае, Церковь православных днесь светло празднует…»

Этот вселенский масштаб рождения праведника, пусть даже такого почитаемого и горячо любимого, как Николай Чудотворец, действительно, может вызвать недоумения. Более того, в песнопениях в честь святого можно заметить явные параллели с прославлением Божией Матери. «Днесь благоплодная Нона раждает отроча богоизбранное в Жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога…» – поется в одной из стихир праздника. Это перифраз из службы Рождества Богородицы: «Днесь неплодная Анна раждает Боготроковицу, от всех родов произбранную в Жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога….» Также строкой: «Сей день веселия, радуйтеся, людие. » (вариант: «Сей день Господень, радуйтеся, людие…») из последования святителю Николаю начинаются и песнопения, несколько раз повторяющееся в службе Рождеству Богородицы.

Мы видим удивительные параллели, когда «Жилищем всех Царя и Зиждителя» именуется Божия Матерь и святой. Мы робко недоумеваем сравнением величия дня рождения Той, Чье появление в мир прямо возвещало о близком пришествии Спасителя, и всего лишь одного из праведников. Но всё это не случайно, Церковь преподает нам здесь важный урок.

После пришествия в мир Спасителя, после Его крестной смерти и воскресения каждая человеческая личность, причастная Христу, становится высшей ценностью Вселенной. Удивительным образом в жизни того, кто принял в свое сердце Сына Божия, отпечатлевается слава Самого Бога. Жизнь одного человека становится значимой для всей Вселенной. Причем только христианская вера, единение со Спасителем исполняет человеческую жизнь таким смыслом.

Мы часто бываем недовольны своей жизнью, теми обстоятельствами или ситуациями, которые входят в нее, обременяя будничными заботами. Редкие радостные моменты, которые приходится переживать, слишком быстро теряют свой цвет в пестроте будней. Даже такое событие, как рождение ребенка, не всегда долгое время радует близких. Будни и реалии жизни, к сожалению, часто берут свое. Но вот с чуть освещенных тихим вечерним светом сводов храма к нам спускаются умилительные слова: «Радуйтесь, Феофане и Ноно, из них же спасение человеком родися… Феофане, радуйся, Ноно, веселися славяще Истиннаго Святая и Избавителя Иисуса Единаго Господа». Здесь радость уже совсем иная, радость настоящая, непреходящая, небесная, потому что исполненная упованием, доверием Богу!

«Всемирная радость от праведнику возсия нам, от Феофана и Ноны…» – продолжает доноситься даже в самый потаенный уголок храма. «Приидите вси празднолюбцы, честное рождество святителя Божия Николы восхвалимо…» – призывают сослужащие священникам небесные силы каждого стоящего в доме Отца Небесного.

Дивный праздник Рождества святителя Николая раскрывает нам величие того дара Благодати, которым наделяет Спаситель каждого приходящего к Нему с чистым сердцем. Это удивительный гимн единения человека с Богом, прославление Сына Божия, совершившего Искупление человеческого рода. Здесь всё напоминает о близости Бога к человеку. Всё исполнено умилительных обетований истинной радости, славы и вечной жизни для тех, кто будет неустанно укрепляться в решительности следовать Христу.

«Торжествуйте вси земнороднии, ликовствуйте духовно вси празднолюбцы, в преславное рождество святителя Христова и чудотворца Николы, молящася Христу Богу непрестанно за душа наша», – слышим мы призыв снова и снова приблизиться сердцем к великому угоднику Божию. Непонятным для нас образом в этом празднике появляются абсолютно новые масштабы человеческой жизни. Рождение младенца, такого же человека, как каждый из нас, становится всемирным торжеством. Радость благочестивых супругов преодолевает века и тысячелетия, ничуть не умаляясь… Но ответ на это недоумение не теряется в прошлом, он исполняет и нас надеждой на то, что каждый может и в своей жизни познать такую же радость. Ответ слышится в каждой фразе, каждом слове богослужения: приблизьтесь к Богу – и Он дарует вам вечность, принесет мир, сделает Своими…

Рождество святого Николая Чудотворца — история, дата, смысл праздника

Рождество Николая Чудотворца

Святитель Николай Чудотворец, один из самых почитаемых святых на Руси, родился в 258 году в городе Патара провинции Ликия (современная Турция). По преданию, его родители были благочестивыми христианами. Они долгое время не имели детей и усердно молились о даровании им дитя. Их молитва была услышана Богом — рождество святого Николая Чудотворца было семейным чудом. Когда родился сын, родители пообещали посвятить его на служение Господу. Ребенка назвали Николаем, что в переводе с греческого означает «Победитель народов».

Через младенца Николая проявлялась Божия сила. Первым чудом было исцеление его матери от тяжелой болезни при родах. Затем, когда крестили Николая, ребенок простоял в купели три часа, никем не поддерживаемый. Таким необычным способом ребенок воздавал хвалу Пресвятой Троицы. Младенец Николай в постные дни (среда и пятница) пил материнское молоко только раз в день. Да и то уже после прочтения вечерних молитв родителями.

Святой Николай Чудотворец: житие

Когда Николай подрос, он целыми днями находился при храме. Настоятелем храма и наставником отрока был его дядя Николай Патарский. Будущий святитель прилежно изучал Священное Писание, что сильно отличало его от сверстников. Сначала Николая поставили чтецом, а при достижении необходимого возраста он принял священнический сан.

После смерти родителей святой Николай раздал свое наследство и прославился своим милосердием, помощью нуждающимся.

Николай Чудотворец уклонялся праздных суетных разговоров. Он вел постнический образ жизни: кушал один раз в день только по вечерам. Ещё при земной жизни Николай Угодник прославился совершением чудес.

Будучи епископом Мир Ликийских, в 325 году святой Николай участвовал в Первом Вселенском Соборе в Никее. На Соборе святитель выступал как один из самых ярых противников арианской ереси.

Дожив до глубокой старости, примерно в 345-351 годах святой Николай Угодник умер. Сейчас его нетленные мощи находятся в городе Бари (Италия).

Рождество святого Николая Чудотворца: история праздника

Рождество святителя Николая Чудотворца отмечается 11 августа по новому стилю.

До сих пор в точности неизвестно, когда стали отмечать праздник Рождества Николая Чудотворца. Вероятно, первоначально это был местный праздник в Мирах Ликийских, где святой был архиепископом. Во времена Крестовых походов торжество стало отмечаться сначала в Европе. Затем эта традиция проникла на территорию Руси (12-13 век).

Известно, что в Великом Новгороде был основан монастырь во имя Рождества святого Николая. Сохранились документальные свидетельства 16 века о совершении торжественного крестного хода в честь Рождества Николая Чудотворца.

В 1657 году была составлена особая служба, посвященная Рождеству святого Николая.

В настоящее время ни одна другая Поместная Православная Церковь Рождество святителя Николая Чудотворца не празднует. Традиция осталась лишь в Русской Церкви. Во времена правления Екатерины II праздник был упразднен. И только в 2004 году по благословению Патриарха Алексия II почитание Рождества святителя Николая Чудотворца было возобновлено.

Чудеса Николая Чудотворца

В 1225 году в день, когда праздновалось Рождество Николая Чудотворца, в городе Зарайск близ Москвы удельный князь Федор Юрьевич получил в дар от священника Евстафия икону святого Николая, привезенную из Корсуни (Херсонес, Крым). В том месте, где происходила торжественная передача образа, забил родник целебной воды, известный сейчас под названием «Белый колодец». С этого времени этот день (11 августа по новому стилю) особо почитался местными жителями. Многие верующие получали исцеления от воды из Никольского родника. Так, в 1988 году жительница Харькова, долгое время больная онкологией (рак желудка) вместе с мужем приехала к источнику Николая Чудотворца в Зарайске. После принятия целебной воды и молитвы к святителю Николаю женщина получила исцеление.

19 октября 2009 года в центре Перми у рейсового автобуса заклинило педаль газа, тормозная система оказалась неисправной. В результате автобус с пассажирами проехал около трех километров, не имея возможности остановиться. На пути не встретилось ни одно транспортное средство, которое бы пересекало его траекторию движения. И это при том, что движение было оживленным и на пути было множество перекрестков. Проехав мимо бывшего Кафедрального собора (сейчас здесь картинная галерея) и храма во имя святого Митрофана Воронежского, автобус завернул в сторону и перевернулся у лестницы памятника святого Николая Чудотворца. В результате происшествия никто серьезно не пострадал, у четырех человек зафиксировано легкое сотрясения мозга. Многие объясняли спасение людей как помощь святителя Николая.

Молитва

О великий заступниче, архиерею Божий, Николае преблаженне, иже подсолнечную осиявый чудесы, призывающим же тя скорый услышатель являйяся, ихже присно предваряеши и спасаеши, и избавляеши, и от бед всяческих изъимаеши, от Бога данною ти чудес и даров благодатию! Услыши мя недостойнаго, с верою тя призывающа и молебное тебе приносяща пение; тебе бо ходатая на умоление ко Христу предлагаю.

О пресловущий в чудесех, святителем высото! яко имеяй дерзновение, скоро Владыце предстани, и преподобнии свои руце молебне к Нему простри о мне грешнем, и от Него щедроты благости подаждь ми, и приими мя в свое заступление, и от всех бед и зол мя избави, от нашествия врагов видимых и невидимых свобождая, и тех всех наветы и злохитрства погубляя, и борющих мя во всей жизни моей отражая; прегрешением же моим прощение испроси, и спасена мя Христу представи и Царствия Небеснаго сподоби улучити за множество того человеколюбия, емуже подобает всяка слава, честь и поклонение, со безначальным его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь

Чудное и славное рождество твое, святителю Николае, Церковь днесь православных светло празднует, ибо стоянием ногу твоею яви тя Господь и провозвести быти светильника и учителя миряном, весь мир обогащающа и просвещающа чудесы. Тем вопием ти: моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак

Яко звезда пресветлая просиял еси, блаженне Николае, посреде Ликии града от праведники родился еси, отче, и в честнем рождестве твоем чудна и славна тя показа Господь, и во святем младенстве твоем дивная явлена быша о тебе, Троицу бо проповедал еси трех часов стоянием честных ног твоих на земли в час рождения твоего, и от сосца деснаго питашеся, от леваго же никакоже, в среду же и в пяток единою, токмо во время вечернее, и оттого, отче, познан был еси воздержания нелестное правило, и яко имаши быти велий таинник Божия благодати.

Величание

Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

11 августа Рождество Николая Чудотворца – история праздника, молитвы

Праведников, канонизированных после смерти, немало, но есть среди них те, чьи имена знакомы даже человеку, придерживающемуся атеистических взглядов. Один такой святой родом из Италии, но считается покровителем Руси и помощником на всякую потребу – это Николай Чудотворец.

Читайте также:  Что такое Успение Пресвятой Богородицы: история праздника

11 августа Русская Православная Церковь празднует Рождество святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских.

Житие Николая Чудотворца

Известный святой, помогающий после своей физической смерти всем и вся, родился в городе Патаре, в 258 году. Этот населенный пункт расположен на юге Малой Азии.
Отец и мать Николая – Феофан и Нонна – исповедовали всю свою жизнь христианство и жили в соответствии с Божьими заповедями. Однако омрачало их существование то обстоятельство, что не было у супругов потомства. Данный факт заставлял несчастных день и ночь возносить Господу мольбы о ниспослании чада. И чудо свершилось: на свет появился мальчик. Будучи безмерно благодарными небесам, Феофан и Нонна пообещали посвятить свое единственное дитя Богу, служению ему.

И не ошиблись – малыш еще в младенческом возрасте показал, что является необычным ребенком.
Младенец Николай со дня своего рождения показал людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Первое чудо он явил при самом своем рождении, исцелив свою мать от тяжелой болезни. К тому же новорожденный младенец еще в купели во время крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице.

Уже с младенчества Святой Николай начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей. Став чуть постарше он преуспел в изучении Божественного Писания, целые дни проводил в храме, а ночью молился и читал книги.

Будучи постоянно в трудах и молитве Николай проявлял великое милосердие к окружающим, приходил на помощь страждущим и раздал все свое имение нищим. Сам он вел простой и весьма аскетичный образ жизни и прославился как великий угодник Божий.

Когда Николай научился читать, то практически сразу занялся изучением Святого Писания и других духовных книг. Ночи отрок проводил в молитвах, а дни — в праведных трудах. Чудотворец был очень сострадательным к окружающим – ни одной просьбы о помощи он не оставлял без внимания.

Надо сказать, что семья Николая не бедствовала. Так вот, все свое имущество праведник раздал нищим, не оставив себе даже дома, и вел аскетический образ жизни, то есть даже пищу вкушал лишь раз в день по вечерам. Всю свою жизнь святой сознательно лишал себя всяческих благ. Таким образом, он посвятил земное существование служению людям и Богу.

Когда чудотворец почил с миром – а произошло сие в период 345 – 351 гг. (информация о точных сроках отсутствует), его тело оказалось нетленным, то есть не подверглось естественным процессам разложения. Данный признак наиболее ярко отражает принадлежность Николая к сонму святых.

Сначала мощи поместили в кафедральный храм города Миры – по причине того, что святой угодник служил там архиепископом. Из них истекала благоухающая жидкость, называемая миро — и это происходит по сей день. Миро исцеляет вот уже на протяжении многих веков больных, страждущих, отчаявшихся.

Известно, что в настоящее время святые мощи Николая Чудотворца хранятся в городе Бари, в базилике во имя святителя. Оказалось, они там не случайно, а вынужденно: в 1087 году их попытались разграбить турки в рамках набегов на Малую Азию. Поэтому нетленное тело чудотворца разместили сначала в церкви святого Стефана, а после уже возвели для этих целей базилику.

Ещё при жизни святитель Николай совершал многие чудеса – не раз спасал утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах, исцелял людей от недугов и даже воскрешал их, боролся за правду и требовал у власть имущих восстановления справедливости, учил своей жизнью любви и состраданию. Он прожил достойную жизнь и, достигнув глубокой старости, мирно скончался.

Поэтому неудивительно, что этот святой почитался во все времена и у многих народов.

Однако, точное время установления празднования Рождества святителя Николая Чудотворца неизвестно. Вероятнее всего, первоначально этот праздник был местным в малоазиатских Ликийских Мирах, где Святитель служил Архиепископом, и на родине его родителей – в Патаре. Затем, в пору крестовых походов, этот праздник мог распространиться по всей Никейской Империи и оттуда проникнуть на Русь, где этот святой был чтим с древних времен.

К тому же, уже с 9 века Николай Чудотворец почитался на Руси как небесный покровитель державной власти – считалось, что он особо покровительствует православным царям. Известно также, что в 13 веке традиция празднования его Рождества в Русской Православной Церкви уже существовала, а в Великом Новгороде даже был монастырь, посвященный Рождеству Святителя Николая.

Однако во время правления Екатерины Великой общецерковное празднование Рождества Святителя Николая Чудотворца в России было упразднено.

И вот спустя несколько веков празднование было возобновлено, и в честь праздника Рождества святителя Николая были составлены тропарь и кондак, с древних времен известные в литургической жизни Русской Православной Церкви.

Молитвы Николаю Чудотворцу

Николаю Чудотворцу молятся о путешествующих (вспоминая, как святитель Николай силой молитвы усмирил бурю, разыгравшуюся на море, которая чуть не потопила корабль, на котором находился Чудотворец Николай).

Молятся святителю Николаю о благополучном замужестве дочерей (вспоминая, как святитель Николай тайно пожертвовал дочерям разорившегося мужчины денег на приданое, чтобы они могли выйти замуж).

Молятся святителю об избавлении от голода. Еще при жизни Николай Чудотворец прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.

Нет строго обязательного списка дел, в которых надо молиться каждому святому. Поэтому святителю Николаю как и другим святым можно молиться о помощи во всех трудных ситуациях.

Молитва 1-я Николаю чудотворцу

О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче!
Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Молитва 2-я святителю Николаю Чудотворцу

,,О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае!
Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поклоняемого Бога во веки веков. Аминь.»

Молитва 3-я святителю Николаю Чудотворцу

,,О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое; виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных; потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших.
Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по своей благости воздаст нам.
На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.Аминь».

Сильная молитва Николаю Чудотворцу на снятие порчи с семьи

Если Вы все время болеете, беснуетесь и часто ругаетесь, недолго думая, попробуйте прочесть сильную молитву Николаю Чудотворцу на снятие порчи.
Без лишних слов сразу позвольте перейти к делу.
Молитва, которую я Вам подарю, позволит избавиться от порчи не только Вам, но и всем членам семьи.
Это очень удобно, поскольку не придется молиться каждому за себя.
В большинстве случаев порчу насылают “под квартиру”, заражая ею всех обитателей замкнутого энергетического пространства.

Для начала посетите православный Храм и подайте простую записку о Здравии на всех членов семьи.
Поклонитесь образу Николая Угодника, ставя 3 свечи.

Про себя несколько раз произносите эти молитвенные строчки:
,,Чудотворец Николай, отними долой семейную порчу и защити нас от вражеских дел. Аминь.»
Усердно креститесь и возвращаетесь назад.

Дополнительно покупаете для дома образ Николая Чудотворца и 12 свечей. Набираете впрок водицы святой.
Поздно вечером, когда все лягут спать, сядьте на кухню или в любую свободную комнату и зажгите все свечи. Рядом поставьте икону и графин со святою водой.

Не пытайтесь уличить мнимого обидчика и ниспослать ему ответный удар. Не берите грех на душу перед православной иконой.

Со смирением в душе приступайте к многократному нашептыванию молитвы от семейной порчи:
,,Чудотворец Николай, Защитник и Спаситель. Не виня в душе своей никого, я прошу лишь у тебя одного. Помоги всем моим членам семьи, и коль есть, то порчу с нас забери. Все болезни, склоки, ссоры и зной, ты святой водицей этой умой. Пусть от порчи не страдает колдун, от нее же не погибнет ведун. Пусть в семье моей не будет разлад, умоляю я тебя во сто крат. Да будет воля твоя. Аминь.»

Сердечно креститесь и пьете святую воду.
Тушите свечи. Выбрасываете в урну огарки. Икону убираете.
Незаметно подливаете всем членам семьи святую воду в любые напитки.
Неплохо будет если Вы повторите мольбу примерно через недели две.
Николай Чудотворец обязательно поможет Вам, избавив от порчи тех, кто уже настрадался.

Русская Православная Церковь празднует 11 августа день Рождества святого Николая Чудотворца

Русская Православная Церковь празднует 11 августа день Рождества святого Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского.

Стоит обратить внимание, что в Православной Церкви, кроме Рождества Господа Иисуса Христа, празднуются дни рождения лишь трех святых людей — Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и святого Николая.

Читайте также:  Когда отмечается Ильин день: история праздника, почему нельзя купаться в этот день

Праздник рождения святителя Николая Чудотворца – самый загадочный из всех церковных памятей, связанных с именем святого, пишет Православие.ру. Не известно точно, когда и где впервые был установлен этот праздник. Отмечался ли он в Византии или принадлежит числу русских памятей? Этот праздник не встречается ни в одной современной Поместной Православной Церкви.

Сегодня Рождество святителя Николая – исключительно русская церковная традиция, которая, однако, имеет древние исторические корни (известен уже с XII–XIII вв.). Именно отсутствие праздника в месяцесловах других Православных Церквей и стало, скорее всего, причиной упразднения его празднования и в Русской Церкви в правление Екатерины II.

Стоит отметить, что Николай Чудотворец — один из самых почитаемых святых в православном мире. Он прославился как великий Угодник Божий. Ему молятся верующие не только православной, но и католической и других церквей.


История праздника — кто такой Святой Николай

Николай Чудотворец родился в далеком 258 году в городе Патаре, недалеко от Ликии, что на южном побережье малоазийского полуострова. Его родители Феофан и Нонна были бедными людьми, но очень верующими. Они постоянно молили Бога, чтобы тот подарил им ребенка. Бог услышал их молитвы и дал им сына, взамен попросив, чтобы тот посвятил свою жизнь служению ему.

Младенец Николай начал проявлять свои чудо-способности еще при рождении. Первое чудо он совершил, исцелив свою мать при родах от тяжелой болезни. А во время крещения в купели новорожденный три часа самостоятельно простоял на ногах, воздавая этим честь Пресвятой Троице.

Жизнь Николая протекала в простых и аскетичных буднях. Еще будучи ребенком начал изучать Божественное Писание и целые дни проводил в храме, а ночью молился и читал книги.

Уже с младенчества Святой Николай начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей. Став чуть постарше он преуспел в изучении Божественного Писания, целые дни проводил в храме, а ночью молился и читал книги. Будучи постоянно в трудах и молитве, Николай проявлял великое милосердие к окружающим, приходил на помощь страждущим и раздал все свое имение нищим. Сам он вел простой и весьма аскетичный образ жизни и прославился как великий угодник Божий.

Еще при жизни святитель Николай совершал многие чудеса – не раз спасал утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах, исцелял людей от недугов и даже воскрешал их, боролся за правду и требовал у власть имущих восстановления справедливости, учил своей жизнью любви и состраданию. Он прожил достойную жизнь и, достигнув глубокой старости, мирно скончался.

Поэтому неудивительно, что этот святой почитался во все времена и у многих народов. Однако точное время установления празднования Рождества святителя Николая Чудотворца неизвестно. Вероятнее всего, первоначально этот праздник был местным в малоазиатских Ликийских Мирах, где Святитель служил Архиепископом, и на родине его родителей – в Патаре. Затем, в пору крестовых походов, этот праздник мог распространиться по всей Никейской Империи и оттуда проникнуть на Русь, где этот святой был чтим с древних времен.

К тому же, уже с 9 века Николай Чудотворец почитался на Руси как небесный покровитель державной власти – считалось, что он особо покровительствует православным царям. Известно также, что в 13 веке традиция празднования его Рождества в Русской Православной Церкви уже существовала, а в Великом Новгороде даже был монастырь, посвященный Рождеству Святителя Николая. Еще есть сведения, что одна из сохранившихся церковных служб, посвященных этому празднику, была составлена в пору Патриаршества Никона в 1657 году. Однако во время правления Екатерины Великой общецерковное празднование Рождества Святителя Николая Чудотворца в России было упразднено.

И вот спустя несколько веков празднование было возобновлено, и в честь праздника Рождества святителя Николая были составлены тропарь и кондак, с древних времен известные в литургической жизни Русской Православной Церкви.

Древние предания утверждают, что Николай при жизни совершал различные благочестивые деяния: исцелял людей от недугов и даже воскрешал их, боролся за правду и требовал у власть имущих восстановления справедливости, а также учил любви и состраданию. Святитель прожил долгую жизнь и умер в глубокой старости.

Установленной даты кончины святого нет. Известно, что это произошло в период 345 – 351 гг. И после смерти его тело осталось нетленным, что подтвердило его святость. Мощи святого сперва поместили в кафедральный храм города Миры, где он служил архиепископом. Позже в 1087 году мощи Николая перевезли в город Бари (Италия), где и хранятся в базилике святителя.


Как праздновать Рождество Николая Чудотворца

11 августа люди посещают храмы, где проводится священное служение, прославляющее Рождение Чудотворца. Христиане молятся перед иконами святого Николая, ставят свечи за здравие. Если по каким-то причинам у верующих не получается сходить в церковь в этот день, они могут помолиться святому дома.

В этот особенный день многие верующие жертвуют деньги, вещи и еду детским домам, школам, интернатам и малообеспеченным семьям. Благие деяния помогают сблизиться с Господом и почтить память святого угодника.

В Рождество Николая Чудотворца нельзя забывать о семье. В такой знаменательный день необходимо быть рядом с родными и близкими, чтобы вместе почтить память и отпраздновать Рождение святого.

О чем молиться святому Николаю 11 августа

Православный святой помогает людям в разных делах: встретить любовь, успешно сдать экзамены, найти работу, увеличить доход. Молитвы, вознесенные святителю, обладают чудотворной силой.

11 августа православные верующие молятся об исполнении желаний и достижении целей. Те, кто страдает от болезней, могут попросить святого об исцелении.

В день Рождества Чудотворца необходимо обязательно вознести слова благодарности за все хорошее, что он сделал для каждого. Поблагодарите его за все деяния и чудеса, которые он совершил, покайтесь и попросите прощения за грехи. В этот особенный день святитель поможет каждому, кто искренне раскаивается в своих проступках и хочет изменить жизнь к лучшему.

Рождество святителя Николая Чудотворца

Святитель Николай Чудотворец

11 августа Русская Православная Церковь празднует Рождество святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских. Это один из самых почитаемых святых на Руси.

Надо сказать, что помимо двух основных праздников, посвященных святителю Николаю, празднуемых (по новому стилю) 19 декабря (блаженное успение святого) и 22 мая (перенесение святых мощей в город Бар), существуют и другие дни церковного чествования Угодника Божия Николы. А вот праздник его рождения пока не очень широко известен в России, поскольку был возрожден не так давно – в 2004 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II празднование Рождества Святителя Николая было возобновлено.

Николай Чудотворец родился в 258 году в городе Патаре, недалеко от Ликии, что на южном побережье малоазийского полуострова. Его родители Феофан и Нонна были благочестивыми и праведными христианами, но долгое время были бездетны, о чем очень горевали и постоянно молились Богу о послании им ребенка. Господь услышал их и послал им сына, а они дали обет посвятить единственного своего ребенка служению Богу.

Младенец же Николай со дня своего рождения показал людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Первое чудо он явил при самом своем рождении, исцелив свою мать от тяжелой болезни. К тому же новорожденный младенец еще в купели во время крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице.

Уже с младенчества Святой Николай начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей. Став чуть постарше он преуспел в изучении Божественного Писания, целые дни проводил в храме, а ночью молился и читал книги. Будучи постоянно в трудах и молитве Николай проявлял великое милосердие к окружающим, приходил на помощь страждущим и раздал все свое имение нищим. Сам он вел простой и весьма аскетичный образ жизни и прославился как великий угодник Божий.

Еще при жизни святитель Николай совершал многие чудеса – не раз спасал утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах, исцелял людей от недугов и даже воскрешал их, боролся за правду и требовал у власть имущих восстановления справедливости, учил своей жизнью любви и состраданию. Он прожил достойную жизнь и, достигнув глубокой старости, мирно скончался.

Поэтому неудивительно, что этот святой почитался во все времена и у многих народов. Однако, точное время установления празднования Рождества святителя Николая Чудотворца неизвестно. Вероятнее всего, первоначально этот праздник был местным в малоазиатских Ликийских Мирах, где Святитель служил Архиепископом, и на родине его родителей – в Патаре. Затем, в пору крестовых походов, этот праздник мог распространиться по всей Никейской Империи и оттуда проникнуть на Русь, где этот святой был чтим с древних времен.

К тому же, уже с 9 века Николай Чудотворец почитался на Руси как небесный покровитель державной власти – считалось, что он особо покровительствует православным царям. Известно также, что в 13 веке традиция празднования его Рождества в Русской Православной Церкви уже существовала, а в Великом Новгороде даже был монастырь, посвященный Рождеству Святителя Николая. Еще есть сведения, что одна из сохранившихся церковных служб, посвященных этому празднику, была составлена в пору Патриаршества Никона в 1657 году. Однако во время правления Екатерины Великой общецерковное празднование Рождества Святителя Николая Чудотворца в России было упразднено.

И вот спустя несколько веков празднование было возобновлено, и в честь праздника Рождества святителя Николая были составлены тропарь и кондак, с древних времен известные в литургической жизни Русской Православной Церкви.

Другие праздники в разделе «Православные праздники»

Рождество Святителя Николая Чудотворца

Память 29 Июля / 11 Августа

Многие современные православные не знают, что помимо двух основных Праздников, посвященных Святителю Николаю Мир Ликийских чудотворцу, – 6/19 Декабря блаженное успение Святого и 9/22 Мая перенесение Святых Мощей в город Бари, существуют и другие церковного чествования Угодника Божия Николы. Так, 9/22 Мая празднуется ещё и Перенесение Зарайского образа Святителя Николая из града Корсуни в земли Рязанские, 24 Мая / 6 Июня отмечается храмовое торжество в честь явления иконы Святителя Николая под Вяткой в Великорецке. 29 Июля / 11 августа отмечается принесение образа Николы Великорецкого в Москву. Кроме того, Церковь торжественно вспоминает Святителя Николая в Соборе Святых Отцов Первого Вселенского Собора, участником которого он был, и соответственно – в Сонме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Существуют и местные праздники в честь Можайской иконы Святителя Николая. До недавнего времени мало кто знал, что в старину торжественно праздновалось ещё и Рождество Святителя Николая. В 2004 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй благословил по желанию настоятелей храма и прихожан возобновить празднование Рождества Святителя Николая 29 Июля / 11 Августа. Это духовное чествование имеет древнюю традицию на Руси, восходящую, к началу XIII столетия. В старину в Великом Новгороде существовал даже монастырь, посвященный Рождеству Святителя Николая.

Вероятнее всего, первоначально это торжество было местным в малоазиатских Ликийских Мирах, где Святитель был Архиепископом, и на родине родителей Святого в Патарах. В пору завоевания Царьграда крестоносцами и насаждения в Европейской части Ромейской Империи латинства, в сохранявшей Православие Азиатской – Никейской Ромейской Империи, Небесным Покровителем которой почитался Святитель Николай, местное торжество по поводу Рождества могло распространиться по всей Никейской Империи и оттуда проникнуть на Русь. Никейцы в пору оккупации крестоносцами Константинополя особенно активизировали контакты с Православной Русью.

Читайте также:  Тесто постное для пирожков дрожжевое: рецепты постной выпечки

Специальных исследований вопроса о праздновании в средневековье Рождества Святителя Николая у православных греков, насколько нам известно, не проводилось: в общедоступных источниках никаких свидетельств о существовании у греков такого церковного торжества нет. Но трудно предположить, что на Руси, которая с последней четверти IX века и по первую половину XV века была Митрополией Греческого Патриархата, могли самочинно установить празднование, посвященное Имперскому Святителю. Несомненно, эта духовная традиция имела канонические корни греческого происхождения, следы которых пока остаются утраченными. В пользу этого свидетельствует и то, что одна из сохранившихся церковных служб Рождеству Святителя Николая была составлена в пору Патриаршества Никона в 1657 году, когда в Русской Православной Церкви было наиболее сильно влияние греческих Иерархов, когда русские традиции тщательно сверялись с греческими источниками. Службы Рождеству Святителя Николая были недавно изданы Светланой Анатольевной Черкасовой с замечательной научной статьей в качестве предисловия.

В Царствование Императрицы Екатерины Великой общецерковное празднование Рождества Святителя Николая Чудотворца в России было упразднено, возможно потому, что оно отсутствовало в месяцесловах того времени других Поместных Православных Церквей.

В истории Вселенской Церкви подобные казусы с некоторыми праздниками случались. Так, например в Древней Церкви 1 Апреля (14-го по нынешнему григорианскому счету) Церковь вспоминала Святого Апостола Фому, маловерие которого по Воскресении было посрамлено Самим Иисусом Христом. Потом Фомин праздник стал переходящим, отмечаемым во Вторую Неделю по Пасхе. Но память о древнем церковном празднике Апостола Фомы после неведомых нам социально-культурологических деградаций сохранилась в суеверном обычае отмечать 1 Апреля шуточный день неверия.

Однако теперь, когда положено возрождение духовной традиции празднования Рождества Святителя Николая, можно предполагать, что найдутся кропотливые церковные исследователи, водимые покровительством Святителя Николая, которые обнаружат в древних источниках свидетельства о первоначальном происхождении этого праздника.

С древнейших времен, с IX столетия Святитель Николай Чудотворец почитался на Руси как Небесный Покровитель Верховной Власти, Державного Могущества. Киевский Князь Аскольд, убитый дружинниками Новгородского Князя Олега в 6390 году от Сотворения мира, в Святом Крещении носил имя Николай. Вскоре после мученической кончины Князя Аскольда-Николая на его могиле был возведен один из самых ранних на Руси из известных храмов, посвященных Святителю Николаю.

Живший во второй половине XI – начале XII веков Князь Святослав Давидович в 6614 году от Адама принял в Киево-Печерском Успенском монастыре иноческий постриг с именем Николай. Он ныне чтится в Православной Церкви как Преподобный Князь Николай Святоша Киево-Печерский. Правда, с той поры на протяжении почти семи веков имя «Николай» в Княжеских и Царских Родах не встречается до той поры, пока в конце XVIII столетия будущий Государь Император Павел Петрович не нарек именем Николай своего второго сына, который нам известен как Император Николай I Павлович.

Благодаря этому в XIX столетии имя Святителя Николая Чудотворца становится одним из самых популярных в Русской Императорской Фамилии. Так Государь Николай Павлович нарекает одного из своих сыновей. Великий Князь Николай Николаевич Старший стал выдающимся русским полководцем, наиболее прославившимся во время последней Русско-Турецкой Войны. Николаем называет своего Первенца и будущий Государь Александр Николаевич Освободитель. Великий Князь Цесаревич Николай Александрович был Наследником Престола, но умер в молодости от инфекционного менингита.

Великий Князь Николай Николаевич Старший также дал своему старшему сыну имя Николай. Великий Князь Николай Николаевич Младший был Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил России в 1914-1915 годах. Но более всех в Августейшей Династии Романовых духовно прославился Святой Благоверный Царь Николай II Александрович. Сын Императора Николая I Великий Князь Михаил Николаевич также одного из своих сыновей называет Николаем. Великий Князь Николай Михайлович, расстрелянный большевиками в начале 1919 года в Петропавловской крепости, был известным русским историком.

Почитание особого покровительства Святителя Николая над Православными Царями проистекает из известного эпизода из его Жития, в котором описывается спасение Чудотворцем трех неправедно осужденных на казнь Святым Равноапостольным Императором Константином Великим воевод.

В русских службах Рождеству Святителя Николая этот сюжет выразился в следующих духовных стихах: «Велика чудеса твоя, пресвятый Николае, яко явися во сне Богомудрому Константину Царю, три воины спасл еси, безвины умирающа тако и нас спаси, Николае святителю Господень». А также: «Отче Николае, мироположница мощей твоих Миры обогащает, в них же и связанныя неправедно осужденныя во сне Царю видением твоим явився свободил еси от смерти и уз и темницы но и ныне якоже тогда и присно видением твоим явився моляй о душах наших». И ещё: «Таинодерзновенне уподобился ecи, мудре Царя бо обличил еси Ангелом двократы, избави три мужи от смерти, тем по успении твоем сияеши чюдесы, отче наш Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим. »

Этот духовный поучительный случай с Православным Государем в Житии Святителя Николая позволяет русскому духовному песнотворцу титуловать Чудотворца кормщиком Православных Государей:

«Киими духовными пенми и песньми восхвалим Святителя во славнем торжестве его, далече бо сущая провидяща и отстоящая яко близ суща, и в рождестве своем стояние честных ног пророчествующа неложно, еже всей вселенней хотящи быти назирателя, и обидимым избавителя, Царем окормителя и связанным разрешителя, и от неправедныя смерти свободителя и всем дарующа верным велию милость».

В Русской Духовной Истории этот Святительский титул подтверждается тем, что во время осады Казани Святитель Николай Мирликийский явился Святому Благоверному Царю Иоанну I Васильевичу Грозному и укрепил Его в решимости взять оплот разбойничьих нападений на Русь решительным штурмом.

Святой Благоверный Царь Иоанн Грозный глубоко чтит Святителя Николая Чудотворца и Праздник Его Рождества. Об этом свидетельствует такие знаки царского внимания.

Еще в канун Куликовской битвы, Мамаева побоища 24 мая 1380 года, в Вятских пределах на берегу реки Великой был обретен чудотворный образ Святителя Николая, который стал именоваться «Великорецким». Повелением Святого Царя Иоанна Васильевича Грозного и Святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси, свершилось перенесение Великорецкого образа в Москву. Встреча Великорецкого образа Святителя Николая в Москве состоялась в день Рождества Святителя Николая 29 Июля 1555 года. Знаменательному событию была посвящена летописная «Повесть о принесении Великорецкого образа в Москву», вошедшая в Великие Кремлевские Четьи-Минеи Святителя Макария (Леонтьева). Видимо, самим Святителем были составлены тропарь и кондак московскому празднику в честь образа Святителя Николая Великорецкого и создан список чудотворной иконы. В новом храме Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, который был построен в честь взятия Казани на Покров 1552 года, был устроен придел в честь иконы Святителя Николая Великорецкого.

Видимо, близко к этому же времени в Новгороде Великом был учрежден монастырь в честь Рождества Святителя Николая. Чуть позже в Опричной слободе против Троицких Ворот Кремля был создан надвратный храм Святителя Николая Можайского. А одни из восточных кремлевских ворот также стали именовать Никольскими по надвратному образу, помещенному на них.

Таковое церковно-державное почитание Святителя отражено в его Рождественской службе: «Святителю отче Николае, испроси яже к Богу твоими молитвами церкви утвержение святителя покрый молитвою своею, благовереному и христолюбивому Царю нашему победы дая на враги и одоления, неподвижиму и необориму граду твоему были сподоби, и верным людем грехов оставление испроси, и всем призывающим всечестное Рождество твое прощение согрешением даруй».

И в других стихах Рождественских служб неоднократно говорится: «Радуйся, Царем правоверным помоще и окормление, и на враги победа и одоление, и православию утверждению. Радуйся, в Духа Святаго облеченный и на благодеяние благочестивым поданный. Радуйся, нечестивых потребителю и на страх их явленный. Радуйся, бесом прогонителю и еретиком обличителю. Радуйся, яко во святем Рождестве твоем дивен всем познанный яко имаши быти великий таинник Божия благодати». Или: «Божественную благодать от Бога приял еси, Святителю Николае, юже прием свыше, и нас назирай, празднующих любовию честное твое Рождество, и подаждь от Бога Церквам единомыслие, и Царем нашим победы на враги, и миру умирение, и земли нашей благоплодие, и душам нашим велию милость».

Схожее прошение в Рождественской службе в связи со Святителем Николаем Чудотворцем обращено и Пресвятой Богородице: «Облаче, превыщий Небес, радуйся, искапающий нам каплю душеспасительную. Богородице, Ты Всеблагая, подаждь от Бога Царем нашим победы на враги и междоусобия бурю утиши, елика бо хощеши, вся можеши, яко Мати Господня».

Духовные стихотворцы связывают духовное окормление Царей, которое осуществляет Святитель Николай, с его собственным помазанническим достоинством: «Твое славят Рождество, Святителю Николае, разумнаго света заре, церковное светило, святительская красота, царское украшение, богопроповедниче богоходатайныи, блаженный разум, свято прозябший грозд винограда животного вино искапил еси, веселящее верных сердца, дряхльствующая же омрачением лести, упоеныя пияньством идольскаго гнева, всяк богоразумию привел еси. О святопомазанная главо, о всечестный верх, о всеблаженне и преблаженне, честный наш учителю, прииди и посети нас, озлобленныя греховными страстьми, Христу помолися даровати душам нашим велию милость».

Отсюда и духовный призыв ко всем, начиная с Архиереев и Царей, и вплоть до юношей и дев: «Приидите вси добрыи Святителие, убо Цари же и князи и сановницы и вси людие, мужи еже и жены, юноша и девы и всяк возраст и всяко достояние согласно воспоем всечестное и преславное Рождество Николы всеблаженнаго. »

На Руси к 29 Июля, к Празднику Рождества Святителя Николая, обычно завершался сбор урожая озимых хлебов. Поэтому в связи со стихом: «. подаждь от Бога Церквам единомыслие, и Царем нашим победы на враги, и миру умирение, и земли нашей благоплодие» вспоминается то, что в городе Тихвине и ныне почитается чудотворная икона – Святитель Николай Хлебный. Такое титулование иконы ассоциируется с другими урожайными праздниками Ореховый Спас, Медовый Спас, Яблочный Спас.

В заключение в связи с тем, что праздник Рождества Святителя Николая Мирликийского связан на Руси с праздничными чествованиями его икон Великорецкой и Зарайской, необходимо добавить, что торжество связано с церковным чествованием родителей Святителя Николая Мирликийского – Святых Праведных Феофана и Ноны Мирликийских. Это многократно отражено в стихах русских служб Рождеству Святителя Николая, но, вероятно, связано с их древним почитанием в Ромейской Империи как местночтимых Патарских и Мирликийских Святых.

В Москве в самом начале Звенигородского шоссе возведен и в настоящее время благоукрашается домовый храм Просветительского Фонда во имя Святителя Василия Великого. Этот храм посвящается Рождеству Святителя Николая Мир Ликийских чудотворца. Древняя церковная традиция возрождается.

2 Августа 2011 года

Тропарь, глас 4

Таинодерзновенне уподобился ecи, мудре Царя бо обличил еси Ангелом двократы, избави три мужи от смерти, тем по Успении твоем сияеши чюдесы, отче наш Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4:

В Мирех рождейся, Святителю Николае, от благаго корени боголюбиваго отца Феофана из ложесн от богонравныя утробы матере своея Ноны, проразумел еси путь спасения, исполнися множество чюдес преподобне быв сего ради, освятися и явися велий таинник Божия благодати.

Использованная литература:

Сергий (Спасский), Архиепископ Полный Месяцеслов Востока. М, 1997. Т. II. С. 377.

Черкасова Светлана. Слава на Руси Святителя Николая // Музыкальная академия. 2001. № 1. С. 1-12.

Черкасова Светлана. Русская гимнография Святителю Николаю: проблемы ее изучения // Правило веры и образ кротости. Образ Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М.: изд-во ПСТБИ, 2004. С. 356-369.

Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса Святителя Николая чудотворца, Архиепископа Мирликийского и слава его в России. СПб., 1899 (репринт. изд. 1899 г. СПб., 1994. С. 670).

Голубцов А.П. Чиновник новгородского Софийского собора. М., 1899. С.132.

Ссылка на основную публикацию