Что такое пост – древние традиции, как человек может соблюдать его правильно в современном мире

Историческое оправдание поста,
или Преодоление повсеместного заблуждения

Глубокие изменения в области религии, начавшиеся в нашей стране со второй половины 80-х годов прошлого века, имеют много проявлений. Пожалуй, для Православия самым главным из них стало массовое обращение – буквально, прорыв! – широких слоев общества к Русской Православной Церкви, ее пастырскому окормлению, внимание к церковному авторитету. Конечно же, и Русская Церковь не остается в стороне, всеми силами пытаясь содействовать приобщению страждущих к животворящему источнику евангельской истины. Это историческое явление, уже не единожды описанное и проанализированное, получило в современной публицистике меткое определение «второе Крещение Руси».

В свою очередь, возросшее внимание к Православию, его культуре способствовало широкому распространению за пределами Церкви некоторых традиционных основ христианской жизни. Как бы подчиняясь движению убегающей с берега волны, за церковную ограду в бушующий бренный мир ушли идеалы и нормы, изначально обоснованные Вселенским Православием для полноты жизни во Христе. Самый очевидный пример – пост.

Поститься сейчас «модно». Многие даже нецерковные люди стремятся соблюдать посты, в особенности главный пост православного христианина – Великий. Большинство закусочных, кафе и ресторанов, по крайней мере, в крупных населенных пунктах, предлагают в пост отдельное меню; вывески на улицах призывно зазывают отведать постные яства; в средствах массовой информации широко обсуждается проблема пользы или вреда поста для здоровья. Характерно, что нецерковное сознание восприняло только ту часть поста, которая касается пищевых ограничений. О духовной составляющей речь практически не заходит. Да и задачи телесного поста, распространяющиеся, согласно учению Церкви, на воздержание во всех формах бытия физического тела, а не только на ограничение в пище, воспринимаются в урезанном виде. Короче говоря, в мир пришла новая романтическая диета, овеянная колоритом христианского аскетизма. Но я хочу вести речь не о том.

В последнее время мне все чаще приходится слышать одну и ту же версию о «действительных» причинах введения в церковную практику поста. В ее основе – исключительно прагматические соображения, которыми, по мнению адептов версии, руководствовались политическая и церковная власти для обоснования постнических идей. Суть версии с незначительными вариациями в следующем. Светская власть средневековой Руси – не менее часто говорится о византийской императорской власти – была озабочена проблемой истощения запасов продовольствия после зимнего периода, когда к весне пищи практически не оставалось. Скудость съестных припасов угрожала голодом. Чтобы сэкономить небогатые резервы, удержать население от неуемного потребления пищи и предотвратить голод, были введены пищевые ограничения. А поскольку в ту эпоху религия имела исключительное влияние на сознание человека, запреты для пущей убедительности были основаны на религиозных мотивах.

Данная версия крайне популярна, все больше людей воспринимает ее как истину в последней инстанции, несмотря на очевидную неполноту и внутренние противоречия. Достаточно сказать, что этот прагматический подход предлагает лишь объяснение причин введения Великого поста, в то время как в Русском Православии (не говорю уже о всех многоликих традициях христианских Церквей) существует еще три многодневных поста, а также несколько однодневных, из которых посты в среду и пятницу являются постоянными практически в течение всего года; общее же количество постных дней может доходит до 200. Как быть с объяснением их возникновения? То же самое касается и истощения запасов к концу зимы: эта проблема стояла перед Русью, но никак не перед Византией с ее средиземноморским климатом, позволявшим собирать несколько урожаев в течение всего года. А ведь христианский пост пришел на Русь именно из Византии после принятия Православия, и ошибочно относить его зарождение к русской почве. Совсем уже нелогично видеть экономию продуктов в предписаниях воздерживаться во время поста от мясной пищи: мясо и так являлось редкостью на столах и в Древнем мире, и в Средневековье, и даже в Новое время. Наоборот, защищая запасы, следовало бы стремиться к сохранению «постных» продуктов, в первую очередь тех, которые предназначались для посева нового урожая (зерновые). Уже эти элементарные соображения заставляют скептически относиться к прагматической версии. Дабы расставить все точки над i, предлагаю небольшое путешествие в историю поста.

Следует начать с того, что пост сам по себе не только не является изобретением христианства, но, более того, характерен для подавляющего большинства религий мира: и примитивных и развитых, давно канувших в лету и существующих в наши дни. Разные религиозные культуры, зачастую совершенно не связанные между собой, обосновывали пост в качестве особой духовной практики. Постились и многочисленные народы Юго-Восточной Азии, в частности, малайцы, желавшие застраховать себя от ран. И чернокожие жители африканского континента, зулусы, которые полагали, что без поста невозможна связь с духами; они даже сложили соответствующую поговорку: «Постоянно сытый не может видеть тайных вещей». И создатели крупнейшего государства, могучей империи доколумбовой Южной Америки – инки, причем пост у них являлся обязательным требованием подготовки к большинству празднеств и церемоний, а наиболее религиозные индейцы постились в течение года. Постятся ныне и последователи зародившегося в песках Аравийского полуострова ислама, для которых пост – один из пяти столпов веры, обязанность всякого, называющего себя правоверным. И индусы, любящие в постные дни вспоминать предание о том, как одному постившемуся царю было дано созерцать бога Шиву.

Во всех религиях, где существует постническая практика, пост несет особый духовный и нравственный смысл, а его главнейшее значение основано на представлениях об очищении существа человека, его души; пост является верным средством для преодоления человеком своей ограниченности, торжества духа над чувственным и, как следствие, подъема на новый духовный, а в некоторых религиях и физический уровень. Согласно распространенной точке зрения религиоведов, корни поста уходят в первобытную эпоху и непосредственно связаны с религиозно-магическими запретами, табу. Очевидно, что на самых ранних этапах своего развития представления, связанные с постом, так или иначе зависели от конкретных условий жизни человека, но повсеместно и довольно быстро вытеснялись исключительно религиозной составляющей: это хорошо прослеживается на примере современных народов, живущих при общинном строе и придерживающихся примитивных религиозных воззрений. Итак, пост сам по себе не есть исключительно христианское учреждение, более того, его можно рассматривать как определенный общечеловеческий религиозный архетип.

Теперь коснемся проблемы установления поста в христианской Церкви. И здесь выясняется, что сама постническая идея не была принципиально новой для христианства: пост существовал еще в ветхозаветные времена, уже тогда имел множество форм и проявлений. Многочисленные примеры отражены в Библии. Приведу некоторые из них. Законодатель Моисей после 40-дневного поста принял на Синае заповеди (см.: Исх. 34: 28). Царь Давид-Псалмопевец постился до физического изнеможения: «Колена моя изнемогоста от поста, плоть моя изменися елеа ради» (Пс. 108: 24), а также – постом душевным (см.: Пс. 68: 11). «Все дни вдовства своего», за исключением праздничных и предпраздничных, постилась Иудифь (см.: Иудифь 8: 6). В Сузах, узнав подробности о разрушенном Иерусалиме и бедствиях соплеменников, Неемия молился Всевышнему, подкрепляя молитву постом (см.: Неем. 1: 4). Есть основания видеть намек на 40-дневный пост и в жизни пророка Илии (см.: 3 Цар. 19: 8). И доподлинно известно, что наложил на себя пост царь Ахав, обличенный Илией (см.: 3 Цар. 21: 27–29). На протяжении одного дня постились евреи, отвергнувшие культы «Ваалов и Астарт» (см.: 1 Цар. 7: 6). Также в течение дня до вечера постились «сыны Израилевы» перед битвой с «сынами Вениаминовыми» (см.: Суд. 20: 26). Накануне возвращения в Палестину провел пост крупнейший еврейский законоучитель, религиозно-политический реформатор Ездра: «И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего, так как мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем, сказали: рука Бога нашего для всех прибегающих к Нему [есть] благодеющая, а на всех оставляющих Его – могущество Его и гнев Его! Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас» (1 Езд. 8: 21–23).

Как можно видеть, уже ветхозаветные евреи соблюдали посты, которые могли быть частными и общественными, накладываться человеком лично на себя или духовным лидером на многих, продолжаться в течение одного дня или быть многодневными, вплоть до пожизненного поста. В ту эпоху в большинстве случаев посты являлись личными и нерегулярными, а общественные происходили в наиболее важных, обычно чрезвычайных обстоятельствах. Но были и посты постоянные, предписанные Законом для всех евреев. По всей видимости, из узаконенных постов наиболее древние корни имеет пост Великого дня очищения (Йом-Кипур), основания для которого находятся в Пятикнижии Моисеевом (см.: Лев. 23: 26–29). Окончательная редакция и кодификация Пятикнижия может быть отнесена к концу VII века до Р.Х. и связана с его провозглашением при царе Иосии (622 г. до Р.Х.; поздняя датировка относит канонизацию Пятикнижия к V в. до Р.Х. в связи с деятельностью Ездры). Но очевидно, что пост существовал ранее окончательной кодификации Пятикнижия. Впоследствии к этому посту добавляются еще несколько, также приобретающих значение закона. Их становление, на основании Книги пророка Захарии (та часть, где упоминаются посты, написана около 520–518 гг. до Р.Х.), следует относить к концу VI века до Р.Х.: «И было ко мне слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» (Зах. 8: 18–19). Традиционно установление этих постов связывается с рядом событий Вавилонского пленения: деятельностью Навуходоносора, рассеянием евреев (первая половина VI в. до Р.Х.).

На основании приведенных выше примеров можно сделать следующий вывод: уже в ветхозаветный период в еврейской среде существовал пост, за несколько столетий до зарождения христианства он был закреплен законодательно, и древнееврейское вероучение рассматривало его неотъемлемой и важнейшей составляющей духовной практики.

Перейдем и к истории поста собственно в христианстве.

Новозаветная традиция продолжает ветхозаветную. Прямые указания на постническую практику содержатся в Священном Писании христиан. Иисус Христос перед выходом на проповедь сам явил миру пример постничества: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4: 1–2; см. также: Мк. 1: 12–13; Лк. 4: 1–2). И во время проповеди Христос подтвердил необходимость поста: «Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2: 18–-20). И апостолы последовали примеру Учителя: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14: 23). «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл… Они служили Господу и постились…» (Деян. 13: 1–2).

Помимо текстов Нового Завета о посте как существующем церковном явлении и даже спорах, которые возникали вокруг практики поста, сообщают исторические источники, начиная уже с рубежа I–II веков.

Читайте также:  Мощи Николая Чудотворца в Италии в Бари: паломничество к храму базилика, святой Николай Чудотворец

Особый интерес для рассматриваемой темы имеют такие замечательные раннехристианские памятники, как «Дидахе» («Учение 12 апостолов») и «Дидаскалия апостолов». Датировка и обстоятельства создания «Дидахе» сложны для точного установления. Ныне наиболее часто памятник датируют концом I – серединой II веков. В «Дидахе» сообщается о предписании соблюдения постов по средам и пятницам, а также поста перед крещением.

«Дидаскалия апостолов», созданная, по всей вероятности, в первой половине III века в Сирии, свидетельствует об установленной норме накладывать пост от двух до семи недель на кающихся в тяжелых прегрешениях и о шестидневном посте перед Пасхой. «Дидаскалия» также обосновывает посты в среды и пятницы, причем рассматривает их как меру, имевшую значение испрашивания милости у Бога за евреев. (Только в памятниках IV в. посты в среду и пятницу начинают непосредственно связываться с предательством и смертью Иисуса Христа).

Сведения о постах находятся в наследии святителя Ипполита Римского (ок. 170 – ок. 236), отца и учителя Церкви Иустина Мученика. Ириней Лионский († 202) в послании папе Виктору (сохранилось в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (260–340)) замечает, что готовившиеся к Пасхе христиане постились день или два, а некоторые несколько дней; святитель подчеркивает, что различия в продолжительности говения произошли «не в наше время, но гораздо прежде у наших предков». Полемикой православных с монтанистами было вызвано целое сочинение «О постах» («De jejuniis») христианского апологета Тертуллиана (ок. 160 – 220), кроме того, он касается постов и в других трактатах. Тертуллиан сообщает о посте продолжением в «нескольких дней» перед Пасхой, а также о постах в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, например). Ориген (ок. 185 – 231) называл среду и пятницу постными днями и сам слыл постником. Есть у Оригена и свидетельство о 40-дневном посте. Святитель Дионисий Александрийский († 265) в послании к епископу Василиду писал, что пост перед Пасхой продолжался шесть дней и носил название «предпасхального».

Как видно, уже в эпоху ранних христиан были широко распространены разные посты. Они не только применялись в качестве рекомендованной меры благочестия, но и входили в очистительную практику перед особыми событиями в жизни христианина. Важнейшее место среди постов занимал пост перед Пасхой, впоследствии получивший название Великого, или Четыредесятницы. На основании имеющихся источников уверенно прослеживается эволюция продолжительности этого поста. Указания на 40-дневный пост, тогда еще не повсеместный, но применявшийся в ряде христианских областей, относятся к III веку, хотя ряд библеистов смотрит на них критически (например, упоминание Четыредесятницы Оригеном). По мнению некоторых исследователей, в частности русского историка Церкви начала ХХ века М.Н. Скабаллановича, установление 40-дневной практики Великого поста, первоначально произошедшее в Палестине и в течение III века широко распространившееся, с начала IV века становится повсеместным в христианском мире. Современный уровень знания позволяет с уверенностью говорить о том, что 40-дневный пост был принят повсюду в Церкви к рубежу IV-V веков. Древнейшее бесспорное указание на Великий пост перед Пасхой продолжительностью в 40 дней содержится во 2-ом праздничном (пасхальном) послание святителя Афанасия Великого, относящемся к 330 году. А его обязательное соблюдение, равно как постов в среды и пятницы, закреплено 69-м Апостольским правилом (окончательная редакция Апостольских правил произведена в конце IV века): «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, или певец не постится во святую Четыредесятницу перед Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен».

Весьма близко ко времени канонического закрепления в практике Церкви Великого поста стоит и утверждение поста Петровского (Апостольского). Сведения о нем находим у Афанасия Великого (296–373), Амвросия Медиоланского (ок. 340 – 397), Феодорита Кирского († ок. 457), Льва Великого († 461).

Полагаю, приведенных исторических свидетельств достаточно для того, чтобы показать всю сложность и глубину постнической традиции в христианстве, а также что такое пост в религиях вообще. В данном материале специально за скобки выводилась богословская сторона христианского поста, требующая отдельного освещения. Автору было важно продемонстрировать именно исторические примеры, убедительно опровергающие далекие от объективности гипотезы, своим духом, скорее, соответствующие упрощенной до примитивизма советской антирелигиозной пропаганде 20–30-х годов прошлого века. Конечно, помимо чисто духовной стороны, такая сложная и разветвленная постническая практика не могла не иметь и прагматических проявлений, но они явно были вторичны, являясь следствиями духовной составляющей поста. А ее преимущество, как было показано, уверенно прослеживается на широком историческом материале.

Христианские традиции. Зачем соблюдать пост?

Не так давно верующие люди весело отпраздновали Масленицу, чтобы перейти к строгому посту. Многие из нас, даже те, кто не так часто ходят в церковь, начинают поститься, тем более что в современном мире это не так сложно: в магазинах множество фруктов и овощей по доступным ценам, пекутся кондитерские изделия для постящихся, даже в ресторанах подают вегетарианские блюда.

Но все ли знают, зачем это нужно? Все же церковный пост — это не диета, и даже не разгрузочные дни для организма, как считают многие.

Чтобы разобраться в этом вопросе, мы решили почитать книги знаменитого Игнатия Брянчанинова, которого и сейчас, несмотря на то что его уже давно нет в живых, многие считают своим духовным учителем. В его первом томе есть глава, посвященная христианскому посту.

Он пишет, что людям нельзя нарушать святой заповеди поста. Если человек не умерен в еде, то ему тяжело сохранять целомудрие, ему не удается справиться со своим гневом, он легко поддается печали и унынию, лени, не может справиться со своим тщеславием и гордыней. Якоб Йорданс, «Застолье бобового короля», 1645 г.
Фото: artchive.ru

Дело в том, что пища, особенно роскошная трапеза, вводит человека в плотское состояние. Есть даже соответствующая заповедь в Евангелие, которую должен соблюдать каждый христианин:

«Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством (Лк.21:34). Если он постоянно объедается, то ему тяжело совершенствоваться духовно, он привязан к земле, не может каяться от души, поэтому и написано: Горе вам насыщеннии ныне: яко взалчете! (Лк.6:25)».

Если же человек постится, то он входит в духовное состояние, ему легче быть скромным, целомудренным, молчаливым, он способен совершать духовные подвиги и, главное, принять Божественную благодать, а именно к этому стремится каждый верующий. Молитва будет бессильна, если она не основана на посте. Сначала пост очищает человека от плотских страстей, а потом молитва помогает бороться с душевными страстями — таким образом, происходит полное очищение.

Но у Брянчанинова есть еще один очень важный момент по поводу христианской традиции поста. Он пишет, что пост бесплоден, если на нем не была создана молитва. Получается, что сам по себе пост бесполезен. Это некая очистительная процедура, подготовка к тому, чтобы начать духовную жизнь, приблизиться к Богу. Поэтому если человек воздерживался от той или иной еды, но при этом не читал духовную литературу, не молился , он ничего не добился своим постом. Игнатий Брянчанинов
Фото: ru.wikipedia.org

Чтобы сеять семена молитвы, необходимо подготовить почву, истончить плоть постом, а иначе от нее не будет толку, она осквернится суетными помышлениями. Он же пишет, что если человек тщательно подготовил почву, но не посеял ее, постился, но не молился, то вместо долгожданных семян опять же вырастут плевла, душевные страсти, а именно тщеславие и высокоумие.

Получается, что пост — это не просто воздержание от пищи, а подготовка человека к молитве, без нее он не имеет смысла.

Святые отцы употребляли пищу всего один раз в день, но и тогда не объедались, выходили из-за стола не сытыми. Если человек болен или же работает физически, он может есть два раза в день, но и тогда ему нельзя пресыщаться. Воздержание от еды — это тоже неправильно, т.к. тогда человек слабеет и не может совершать духовные подвиги.

Монахи питаются только растительной пищей, которая не горячит кровь, помогает сохранить ум бодрым и чистым. Рыба и мясо для них под запретом, но разрешены тем, кто живет в миру, особенно если человек занят физическим трудом.

Мясная пища мешает духовному преуспеянию. Но христиане могут ее употреблять, правда, не каждый день. Есть периоды, когда мясо разрешено, а есть и такие, когда оно под запретом. Фото: Depositphotos

Поэтому соблюдение поста — это не просто отказ от определенных продуктов, это способ стать духовнее, приблизиться к Богу, и без молитвы, чтения книг, работы над собой он не имеет никакой ценности.

Как правильно соблюдать пост в современном мире?

Надо ли отказываться от мяса и чем опасны готовые постные продукты

Рита Мэддэн американский диетолог-нутрициолог, ведет подкаст о питании и здоровье в свете православной веры

Великий пост начался в этом году 2 марта и закончится 18 апреля — позади почти половина. Если среди ваших знакомых кто-то соблюдает пост, это всегда заметно: человек выбирает из постного меню в столовой, отказывается угоститься тортиком по случаю дня рождения, рассказывает, как готовит постные блюда дома. Все это и значит придерживаться поста — или его смысл в чем-то другом?

Пост — вневременная практика. Постились пророк Моисей и царь Давид, постились Христос и апостолы, сегодня и мы постимся.

Пост — это гораздо больше, чем просто воздержание от пищи. Говоря о православном посте, мы имеем в виду как физический, так и духовный пост. По слову святителя Василия Великого (IV век):

“Есть пост телесный, есть пост и душевный. При телесном посте тело постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживается от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла”.

А еще благодаря посту мы можем осознать свою зависимость от Бога. Если мы будем всегда есть и пить вдоволь, мы легко можем стать слишком уверенными в собственных возможностях, обрести ложное чувство самодостаточности. Такова функция голода и усталости. Они делают нас “нищими духом”, дают почувствовать свою беззащитность и довериться Богу.

В современном мире, где так много еды, запахов и соблазнов, перед которыми сложно устоять, особенно полезно придерживаться определенного пищевого режима. На самом деле люди всегда пытаются найти свой режим питания, увлекаются разного рода диетами. На работе меня спрашивают об этом постоянно: “Рита, мне нужен четкий план: когда, что и сколько есть”.

Нам нужен ритуал. Мы жаждем порядка и указаний. То, что любители диет находят интуитивно, часто уже прописано древним православным церковным календарем.

От чего воздержаться в пост, решайте сами

Православная Церковь никогда не сводила пост к формальной практике. Мы все постимся в меру своих возможностей, но если это воздержание от определенной пищи не сопровождается молитвой и милостыней, то, как указывают многие отцы Церкви, пост не имеет смысла.

Авва Исидор, пустынник, советует: “Подвизаясь успешно в посте, не превозноситесь этим. Если же вы тщеславитесь постом вашим, то лучше бы было для вас есть мясо: не так вредно для монаха употребление мяс, как вредны гордость и надмение”.

Какие продукты нельзя есть в пост

  • Мясо, молочное и яйца — первое, что нужно убрать из рациона.
  • Далее следует воздерживаться от рыбы.
  • Затем исключаются алкоголь и растительное масло.
  • Строгая степень поста — сухоядение, когда все продукты, упомянутые выше, исключены из рациона, и трапеза состоит из хлеба, сырых или квашеных овощей, фруктов, орехов.
  • Самый строгий пост — полное воздержание от еды и питья, кроме воды по необходимости.
Читайте также:  Что означает сухоядение: продукты которые можно и нельзя употреблять в пост, меню

У каждого своя мера поста. Кому-то подходит полное воздержание от еды в течение всего дня с однократным приемом пищи на закате. Другим может понадобиться меньшее количество еды, но два-три раза в день. Нельзя сказать, что один уровень лучше или хуже другого. Главное — на любом уровне постараться ограничить себя еще в чем-то.

Если вы отказывались только от мяса во время Великого поста, можно попробовать в следующий раз воздерживаться также и от молочных продуктов.

Если вы всегда строго придерживаетесь постной пищи, но выходите из-за стола с переполненным желудком, задайтесь вопросом: “А могу я постараться есть поменьше?”.

“Итак, что же есть пост? Пост может быть различен; для человека, воспитанного в неге, пост может быть такой, а для воспитанного в простом и грубом состоянии — другой, потому что для одного ничего не значит употреблять самую грубую пищу и быть здоровому или пробыть без пищи несколько дней, а для другого большая перемена в пище может быть очень ощутительна и даже вредна.

Следовательно, употребляй пищу умеренно, а наипаче старайся обуздывать пожелания тела и совсем не исполняй его прихотей, ненужных для сохранения здоровья и продолжения жизни, — и тогда пост твой будет истинный”.

Святитель Иннокентий Аляскинский

Когда я фокусирую внимание на том, чтобы в пост в целом есть меньше, и смотрю на количество еды на тарелке, я всегда говорю себе: “Рита, не спеши, ешь медленно, это вся твоя еда, другой не будет”. Я откусываю “нанокусочки” и медленно пережевываю их и тогда намного больше ценю свое блюдо.

Во время поста три составляющие нашей духовной жизни помогают нам приблизиться к Богу, сделать общение с Ним более глубоким. Это пищевой пост, молитва и милостыня.

Когда мы питаемся просто, это экономит время на кухне, позволяя потратить его на дела милосердия и молитву. Возможно, вы захотите посвятить это время служению другим людям. Вариантов множество: устроиться волонтером в местный дом престарелых или приют для женщин. Можно просто позвонить тем, кто нуждается в поддержке.

Как пост влияет на организм

Я не сторонница диет и уж тем более никак нельзя назвать диетой православный пост (даже его пищевую составляющую) — у них разные цели. Но мне как нутрициологу было интересно посмотреть, как работает пост с биохимической точки зрения. Ведь во время поста мы не только отказываемся от определенных продуктов, но и стараемся в целом есть меньше.

Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало; и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много. Неразумен тот постник, который дожидается определенного часа, а в час трапезы предается ненасытному вкушению и телом, и умом.

Преподобный Серафим Саровский

Как же влияет пост на организм? Прежде всего надо понять одну принципиальную вещь в отношении нашего тела. Глюкоза — это горючее, которое дает нам силы двигаться, основной источник энергии для мозга. Глюкоза поступает из пищи, которую мы едим. Организм расщепляет продукты, и благодаря этому глюкоза становится доступной клеткам. Иначе говоря, чтобы выжить, нашему телу нужна глюкоза.

Когда организм на какое-то время остается без еды, ему приходится использовать накопленные запасы, чтобы обеспечить мозг и все тело глюкозой. У нашего организма три основных хранилища энергии.

  1. Гликоген: накопленные углеводы хранятся в печени и некоторых группах мышц.
  2. Жир: жировые отложения.
  3. Аминокислоты: строительный материал мышечных тканей.

Сначала организм использует накопленные запасы глюкозы. Когда они истощатся, он переключается на жировые запасы и перерабатывает жир в источник энергии — глюкозу. Цикличное голодание приводит наше тело в состояние сжигания жира, при этом мышечная ткань не подвергается риску.

Ты постишься? Докажи мне это своими делами. Какими, говоришь, делами? Если увидишь нищего, подай милостыню; если увидишь врага, примирись; если увидишь своего друга счастливым, не завидуй; если увидишь красивую женщину, пройди мимо.

Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица и не засматриваться на чужую красоту. Ты не ешь мяса? Не вкушай же и глазами нескромности.

Пусть постится и слух; а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?

Святитель Иоанн Златоуст

Осторожно: постные продукты из магазина

Во время поста легко “подсесть” на удобную готовую постную продукцию. Большая часть из нее — переработанный сахар и вредные жиры. К сожалению, многие во время поста перестают следить за тем, чтобы есть натуральные продукты, ведь рацион и так сильно ограничен.

Примером может послужить маргарин. Мы отказываемся от молочных продуктов и зачастую заменяем сливочное масло маргарином или растительными спредами.

Но будьте внимательны, ведь мы не хотим потерять духовную составляющую поста. А одна из его целей — чувствовать голод, чувствовать себя не так, как в обычные, непостные дни. Сливочное масло — форма жиров, и оно насыщает. Если заменить его продуктом с аналогичным действием, мы никогда не почувствуем голод.

В то же время мы не хотим опять начинать пичкать организм суррогатной едой, которая не насыщает его, а лишь вызывает страстное желание есть еще и еще. Поэтому давайте по-прежнему стараться есть то, что даровал нам Создатель. Только этим и следует руководствоваться при выборе постной пищи.

Подумайте о пищевых заменителях, которые вы используете во время поста. Что вы можете сделать, чтобы убрать их из своего рациона?

  • Обычно вы перестаете добавлять в кофе молоко, но вместо этого начинаете использовать искусственные сухие сливки. Теперь постарайтесь довольствоваться черным кофе на протяжении поста.
  • Вы всегда ищете веганские рецепты и готовые постные десерты (например, печенье, торты). Вместо этого ограничьте потребление готовой продукции и сладостей, подавайте их в особых случаях. Например, если чей-то день рождения выпадает на пост, отметьте его сладким блюдом, отличным от обычных сладостей, доступных круглый год.

Довольствуйтесь небольшим кусочком темного шоколада после еды (шоколад с содержанием 70 и более процентов какао считается здоровой пищей: чем больше какао, тем меньше сахара).

  • Вы стремитесь употреблять калорийную постную пищу во время поста. Подумайте, как вы можете себя в этом ограничить?

В соответствии с примерами, приведенными выше, перечислите пищевые заменители, которые вы используете во время поста, и подумайте, как можно исключить их из своего рациона.

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Обычаи в современном мире

Ежедневно мы сталкиваемся с тем, что кроме следования официальным государственным законам и нормативным актам, существуют ситуации, в которых наше поведение подчиняется не писаному порядку. Мы называем это «обычаем» и придерживаемся определенных правил, которые складывались в той или иной стране на протяжении долгого времени.


Обычаи в современном мире

Современность

Современные обычаи можно разделить на несколько категорий, относящихся к:

  1. Жизнеобеспечению: домоустройству, выбору одежды, кулинарным предпочтениям, домашней медицине.
  2. Жизненному укладу: положению женщины в семье, нормам воспитания, отношения к родителям, младшим, старшим, возможным источникам заработка.
  3. К коммуникациям с другими людьми: гостеприимству, соседству, обязательствам к родственникам и друзьям, допустимому пределу свободы.
  4. К обрядам и ритуалам: традициям проведения праздников, дней рождения, свадеб, похорон и т.д.


Современность

История происхождения обычаев

Обычаи с давних пор играли важную роль в развитии общества. Их появление относят к дописьменному период, когда они считались единственно возможным регулятором бытовых, семейных, межобщинных взаимоотношений. Обычаи служили законодательной базой и помогали человеку осознать причинно-следственную связь между своими поступками и последующими за ними результатами. Для выживания в тяжелых условиях необходимо было выработать алгоритм действий, который затронул все сферы жизнедеятельности людей – от создания семьи и поклонения богам до управления экономикой.


История появления обычаев

Обычай и закон


Законы и обычаи ОАЭ

После появления письменности и государственности, с последующим развитием общества, обычай не утратил совей актуальности и действовал как один из вариантов права, наравне с официальными законами. Обычай передавался от отца к сыну, на протяжении веков и за нарушение его или противоречие сурово наказывали. Иногда обычаи становились источником для написанных законов, что только укрепило веру в людей в правильность сохранения многовековых привычек.


Закон и обычай

Значение обычая в современном мире

В современном мире обычаи не потеряли своей значимости, и присутствуют в повседневной жизни человека в виде:

  • проведения традиционных народных праздников (масленицы, нового года);
  • ношения национальных костюмов;
  • свадебных, похоронных ритуалов и т.д.

В бизнес-среде существуют определенные правила оформления документов при заключении сделок. Законом они не зафиксированы, но предприниматели следуют им безоговорочно. В политической жизни общества обычай выражается в том, что руководитель страны уходит в отставку ввиду конкретных причин, даже если они юридически не закреплены. Еще один пример – формирование так называемого «прецедентного права», когда судья, принимающий решение по делу, обязательно должен обращаться к предыдущему толкованию подобных законов, оформляемых в виде решений суда.


Обычаи в современном мире

Современные обычаи зарубежных стран

Наиболее экзотические обычаи наблюдаются азиатских и африканских странах. Например, в Тайланде есть такая традиция – отмечать праздник, посвященный духам воды. Тайцы запускают по реке красивые лодочки, украшенные цветами и яркими свечками, по обычаю, люди в этот день получают очищение от грехов. В Китае самая известная церемония – приветствие, с глубоким поклоном и сложенными на груди руками. По обычаю, чем ниже кланяется человек, тем большее уважение он испытывает к гостю или собеседнику. В мусульманских странах из века в век сохраняется обычай многоженства, а в США отмечают древний кельтский праздник – Хеллоуин.


Современные обычаи зарубежных стран


Традиционная культура в современной жизни

Статья Нужно ли соблюдать традиции предков
статья ( группа) на тему

Любой народ стремится сохранять традиции своих предков. Это является основой дальнейшего духовного развития нации. В современном обществе соблюдать традиции, которые передавались из поколения в поколение, становится сложной задаче

Скачать:

ВложениеРазмер
nuzhno_li_soblyudat_traditsii_predkov.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нужно ли соблюдать традиции предков

Любой народ стремится сохранять традиции своих предков. Это является основой дальнейшего духовного развития нации. В современном обществе соблюдать традиции, которые передавались из поколения в поколение, становится сложной задаче

Нужно ли соблюдать традиции предков

У русского народа за сотни лет накопился бесценный опыт, который нашел свое выражение в традициях, поверьях, ритуалах. Смена языческой религии на христианскую повлияла на мировоззрение славян. Однако язычество и православие со временем гармонично слились, образуя важнейший пласт культуры русских. Некоторые традиции трансформировались, сохранив при этом праславянскую основу. Соблюдение традиций предков является необходимым условием для продолжения рода и духовного развития. Большинство нравственных категорий русских подпитываются многовековым опытом русского народа.

Языческие традиции русского народа

Языческие верования считаются самыми древними и устойчивыми для славян. До наших дней дошли в основном календарные обряды, связанные с празднованием сохранившихся языческих праздников. Например, сожжение чучела Масленицы, колядование, плетение венков на Иван Купала, свадебные обычаи и др. Появились они благодаря земледельческому циклу древних славян. Соблюдение праздничных обычаев и ритуалов позволяет укрепить родственные узы и передать уникальные знания будущему поколению.
У каждого рода было свое священное животное, которое оберегало племя от нечистой силы. До наших дней дошел мифологический образ медведя, ставший одним из символов России. Медведь в славянской мифологии считался защитником от злых сил и покровителем семьи. Поэтому многие крестьяне имели дома талисман-оберег из медвежьей лапы. Также почитаемым животным был конь, так как большинство народов вели кочевой образ жизни. Конь являлся сакральным животным, а наличие подковы дома до сих пор ассоциируется в сознании русских с мощным защитным воздействием. Домовой заслуживает отдельного внимания. Это главный охранник дома и его хозяин. Домового надо было задабривать любыми способами, так как разгневанный домовой мог покинуть дом. Наши предки не мыслили сохранения гармонии в семье без домового.

Христианские традиции русского народа

Христианство заложило основы для духовного развития славян. Может показаться, что сегодня русские соблюдают не все православные традиции. Однако все зависит от сознательного выбора человека. Христианские традиции связаны прежде всего с нравственными категориями добра, справедливости, прощения, благодарности. Это те самые заповеди, которые человечеству завещал Иисус. Верующие люди стараются соблюдать их в жестких современных условиях. В праздничной обрядности христианские и языческие традиции тесно переплелись между собой, поэтому современному человеку сложно отделить одно от другого. Так или иначе, соблюдение традиций предков – это важная составляющая внутреннего состояния человека. Таким образом создается невидимая, но очень мощная связь поколений.

В вопросе важности сохранения традиций у людей образовалось два мнения. Одни считают, что традиции нужно сохранять, чтобы народ помнил свои национальные черты. Ведь если в стране нет своих традиций, то люди будут принимать культуру и устои чужих стран. В подавляющем большинстве случаев это не приводит к хорошим результатам, теряется самобытность народа. Зачем стараться перенять образ жизни и мыслей других групп и национальностей, отвергая устои своей собственной родины?Из-за такого бездумного перенимания чужих норм люди стали терять индивидуальность, из-за этого и возникли многие современные проблемы общества. Раньше детей воспитывали по-другому, и они вырастали вежливыми и чтящими свою семью и своих предков. Сейчас же дети в большинстве своем находятся на очень низкой ступени нравственного развития. Они не знают своих предков, свои корни, потому что им не рассказали родители, которые, возможно, и сами этого не знают.Конечно, важно уделять время новым веяниям в воспитании молодежи, но нельзя забывать об истории родины. Знакомя детей с прекрасными изделиями народного творчества в музеях или на выставках, вы показываете им ценность и важность работы мастеров, которые используют традиции русского человека.Новости, которые вы читаете и видите, перестали следить за достижениями отдельного индивидуума. Человек остался в тени мировых катастроф и технических новинок. Это может привести к потере чувства патриотизма и гражданской ответственности, незнанию того, чем же может гордиться русский человек.Традиции отнюдь не включают в себя все, что делали предки. В основном, это все самое ценное и важное из практической деятельности, привычек и обычаев народа, то, что непременно нужно передать потомкам. Хранить традиции нужно начинать с собственных семей, изучая свою историю.

Как и зачем соблюдать Великий пост

Два вектора Великого поста

Смысл поста в том, что он ведет нас к празднику Пасхи, Христову воскресению, которое является краеугольным камнем христианской веры, напомнил известный богослов, настоятель храма преп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной протоиерей Максим Козлов.

Отец Максим выделил несколько векторов, важных для поста, и первым из них назвал освобождение человека от привычных зависимостей.

Помимо ограничений в питании, исключении мясных и молочных продуктов, в пост стоит обратить внимание на все свои неумеренности. Не стоит оставлять без внимания пристрастие к табакокурению, если оно у вас есть, излишнее пристрастие к алкоголю, а также не так давно возникшую зависимость людей от виртуальной действительности.

– Не то, что в метро, в доме человека иногда не найдешь глаз, смотрящих куда-то вне смартфона, – с иронией подчеркнул о. Максим, посоветовав записать себе на пост задание по уменьшению пребывания в интернете.

Другой важный вектор – личные духовные усилия христианина, без которых все превращается “в лучшем случае в великопостную диету”. Устремлять свое сердце к Богу и видеть людей более милосердным взглядом, чаще вспоминать родителей, обращать внимание на тех людей, которым в самом деле трудно в этой жизни.

Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда напомнил о ценности богослужений и об активном богослужебном расписании Патриарха в дни Великого поста, и также посоветовал соблюдать “информационный пост”, сократив пребывания в соцсетях, почти у всех имеющих репутацию хронофага – и начать борьбы с “пожирателем времени”.

Вино разрешено, а пристрастие к вину – нет

Устав разрешает в пост вино, но при этом, конечно, предполагается мера в его употреблении. Но Великой пост – хороший повод отказаться от употребления вина, а уж трапезы в храмах точно должны давать примеры трезвости – и духовной, и физической.

Владимир Легойда также обратил внимание любителей повторять поговорку: “Что угодно ешьте, людей не ешьте” – на то, что это недавняя новация, за которой часто прячется нежелание соблюдать пост. А поскольку человек – существо психосоматическое, то утверждение “да не важно, что мы едим” вряд ли правдиво. Важен пост и в еде.

Главврач церковной больницы им. святителя Алексия Алексей Жаров назвал традицию поста мудрой и разумной, дающей человеку ощущение не только духовной, но и физической радости. Врачебные предупреждения он адресовал не столько постящимся, сколько выходящим из поста методом непомерной трапезы в праздник. По причине поста никто в больницу не попадал, а с панкреатитом по причине неумеренного разговления – не раз, причем, иногда даже в реанимацию.

Как избежать авитаминоза?

В больнице святителя Алексия до 30 процентов пациентов – священники, монахи и глубоко верующие люди, в больнице всегда есть постная пища, и конфликтов между рекомендациями священников и врачей по лечебному питанию не было ни разу. При заболеваниях, требующих усиленного питания, например, при анемии или онкологических заболеваниях, человек есть в пост мясо, но такое питание следует воспринимать как элемент лечения.

Два года назад у 44 медиков больницы им. святителя Алексия брали кровь до и после поста, был обнаружен авитаминоз по группе витаминов B, по всем остальным элементам все было близко к норме, отметил главврач больницы. Поэтому учитывая, что весна – время авитаминоза, он рекомендовал постящимся мультивитамины с минеральными добавками.

Протоиерей Максим Козлов не порекомендовал увлекаться суррогатами вроде соевого мяса (“лучше есть то, что называется своими именами”) и напомнил, что в Великий пост можно есть морепродукты как своего рода “плоды моря”,

В каком пути отменяется пост?

Отец Максим Козлов, правда, предупредил, что бывают “болезни и болезни”. Химиотерапия это одно дело, но насморк – совсем другое, и он не должен становиться удобным поводом “прополоскать горло алкоголем”. И если тебе предписана печень на пару и без соли, это не значит, что ты можешь разрешить себе все ресторанные стейки. Не нужно прибегать к расширительным толкованиям предписаний врачей.

Не стоит также импровизировать по поводу правила “в пути пост отменяется”. Если это кругосветное путешествие Федора Конюхова, военная служба или командировка, в которой по каким-то серьезным причинам нет возможности поститься. А если это путешествие на “Сапсане” в Петербург (где, кстати, есть постное меню), то вряд ли стоит отменять пост, считает протоиерей Максим Козлов.

Не надо также разводить особой борьбы со страстями вокруг творога и кефира. “Что-то я мало встречал людей, одержимых страстью к кефиру”, – с почти неуловимой иронией заметил о. Максим.

Военнослужащие и учащиеся учебных заведений получали послабления в посте еще в 19 веке, обратил внимание Алексей Заров. Верующие спортсмены, занятые лечебной физкультурой, спокойно постятся и ни разу не падали в обморок на фитнес-тренировках.

Пост и коронавирус

Что касается неожиданных дилетантских предупреждений об особом порядке служб в связи с угрозой эпидемии коронавируса, почему-то прозвучавших от непонятно откуда взявшихся казаков, то никаких благословлений священноначалия об изменении порядка богослужения нет, подчеркнули спикеры.

– Наш долг – служить у Престола Божия в мире и войне, благополучии и неблагополучии, и в случае эпидемий – тоже. Православные христиане верят, что через Причастие святых Христовых Таин нельзя заразиться, – сказал протоиерей Максим Козлов, отметив при этом, что от чихания простуженного человека в храме подхватить простуду можно вполне. Поэтому чихающим и кашляющим надо хорошо подумать и ради милосердия к ближним не ходить в храм, а для Причастия пригласить священника в дом.

В Италии, сообщил священник, были сделаны государственные предписания о десятидневном карантине, адресованные в том числе и храмам. Митрополит Антоний, патриарший экзарх Западной Европы, дал распоряжение о приостановке служб и в православных храмах русской церкви в Италии, но речь все-таки о конкретной ситуации и определенном сроке, подчеркнул протоиерей Максим Козлов.

Боящиеся заражения коронавирусом в Русской церкви могут приходить на службу в масках и молиться перед иконами, не прикладываясь к ним. Молитва выше тактильного соприкосновения, отметил протоиерей Максим Козлов.

Положение в Москве отнюдь не угрожающее, считает Алексей Заров, несмотря на то, что сейчас время традиционного весеннего обострения ОРВИ, в больничных стационарах не объявлялись карантины – обстановка спокойная.

Как проводят пост в других поместных церквах?

Типикон, определяющий правила поста, писался для всей вселенской православной церкви, и ни в одной букве не изменялся, отмечают спикеры Церкви, подчеркивая при этом, что по букве он нигде и не исполнялся. И это не грехи и отступление, а то самое Единство в многообразии, всегда свойственное настоящей Церкви.

Так, например, в Греции, в первый день Великого поста накрывается обильный постный стол, а в России многие сидят на просфорах и воде.

– Впрочем, если перечитать “Лето Господне” Ивана Шмелева, как прекрасный памятник старому русскому православному благочестию, или “В лесах” и “На горах” Мельникова-Печерского, – напомнил протоиерей Максим Козлов, – то обнаружишь там такое разнообразие еды на велипостном столе, до которого далеко современным рестораторам.

Есть свои традиции в Грузии, в Сербии. Отличаются и великопостные богослужения. В Русской церкви священник торжественно читает молитву св. Ефрема Сирина (Го́споди и Влады́ка живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми), а в Греческой ее незаметно читает чтец. У нас маркер Великого поста – Канон св. Андрея Критского, а у греков – акафист Пресвятой Богородице.

Велосипед должен ехать в гору

Интересную метафору поста предложили церковные спикеры. Пост не противоречит обычной жизни христианина, которая должна состоять прежде всего из любви к Богу и любви к ближнему. А пост – это время увеличения усилий на этом пути. Велосипед все равно едет в гору, но в пост на педальки нажимают сильнее.

Молитва преподобного Ефрема Сирина, в переложении Александра Сергеевича Пушкина:

Ссылка на основную публикацию