Николай Чудотворец: хранение и перенесение его мощей в Александро-Невскую лавру

Православная Жизнь

В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, чудотворец

В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая.

В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе – все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя. Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание Святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп – 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно.

8 мая корабли прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.

Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей Святителя была для нее событием печальным.

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства.

Молитвы

Тропарь святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу, на перенесение мощей, глас 4

Приспе́ день све́тлаго торжества́,/ град Ба́рский ра́дуется,/ и с ним вселе́нная вся ликовству́ет/ пе́сньми и пе́ньми духо́вными:/ днесь бо свяще́нное торжество́/ в пренесе́ние честны́х и многоцеле́бных моще́й/ святи́теля и чудотво́рца Никола́я,/ я́коже со́лнце незаходи́мое, возсия́, светоза́рными луча́ми,/ разгоня́я тьму искуше́ний же и бед/ от вопию́щих ве́рно:// спаса́й нас я́ко предста́тель наш вели́кий, Нико́лае.

Кондак святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу, на перенесение мощей, глас 3

Взы́де я́ко звезда́ от вост́ока до за́пада/ твоя́ мо́щи, святи́телю Нико́лае,/ мо́ре же освяти́ся ше́ствием твои́м,/ и град Ба́рский прие́млет тобо́ю благода́ть:/ нас бо де́ля яви́лся еси́ чудотво́рец изя́щный,// преди́вный и ми́лостивый.

Молитва святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу

О, всехва́льный и всечестны́й архиере́ю, вели́кий чудотво́рче, святи́телю Христо́в, о́тче Нико́лае, челове́че Бо́жий, и ве́рный ра́бе, му́жу жела́ний, сосу́де избра́нный, кре́пкий сто́лпе церко́вный, свети́льниче пресве́тлый, звездо́ осиява́ющая и освеща́ющая всю вселе́нную, ты еси́ пра́ведник, я́ко фи́никс процве́тший, насажде́нный во дво́рех Го́спода своего́: живы́й в Ми́рех, ми́ром благоуха́л еси́, и ми́ро приснотеку́щее благода́ти Бо́жия источа́еши. Твои́м ше́ствием, пресвяты́й о́тче, мо́ре освяти́ся, егда́ многочуде́сныя твоя́ мо́щи ше́ствоваху во град Ба́рский, от восто́ка до за́пада хвали́ти и́мя Госпо́дне. О, преизя́щный и преди́вный чудотво́рче, ско́рый помо́щниче, те́плый засту́пниче, па́стырю предо́брый, спаса́ющий слове́сное ста́до от вся́ких бед, тебе́ прославля́ем и тебе́ велича́ем, я́ко наде́жду всех христиа́н, исто́чника чуде́с, защи́тителя ве́рных, прему́драго учи́телю, а́лчущих корми́телю, пла́чущих весе́лие, наги́х одея́ние, боля́щих врача́, по мо́рю пла́вающих упра́вителя, пле́нников свободи́теля, вдов и сиро́т пита́теля и засту́пника, целому́дрия храни́теля, младе́нцев кро́ткаго наказа́теля, ста́рых укрепле́ние, по́стников наста́вника, тружда́ющихся упокое́ние, ни́щих и убо́гих изоби́льное бога́тство. Услы́ши нас, моля́щихся тебе́ и прибега́ющих под кров твой, яви́ предста́тельство твое́ о нас к Вы́шнему и исходата́йствуй твои́ми Богоприя́тными моли́твами вся поле́зная ко спасе́нию душ и теле́с на́ших: сохрани́ святу́ю оби́тель сию́ (или: храм сей), вся́кий град и весь, и вся́кую страну́ христиа́нскую, и лю́ди живу́щыя, от вся́кого озлобле́ния по́мощию твое́ю: ве́мы бо, ве́мы, я́ко мно́го мо́жет моли́тва пра́веднаго, поспешеству́ющая во благо́е: тебе́ же пра́веднаго по преблагослове́нней Де́ве Мари́и, предста́теля ко Всеми́лостивому Бо́гу и́мамы, и к твоему́, преблаги́й о́тче, те́плому хода́тайству и заступле́нию смире́нно притека́ем: ты нас соблюди́ я́ко бо́дрый и до́брый па́стырь, от вся́ких враго́в, губи́тельства, тру́са, гра́да, гла́да, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нников, и во вся́ких беда́х и ско́рбех на́ших подава́й нам ру́ку по́мощи и отве́рзи две́ри милосе́рдия Бо́жия; поне́же недосто́йны есмы́ зре́ти высоту́ Небе́сную, от мно́жества непра́вд на́ших: свя́зани есмы́ у́зами грехо́вными, и николи́же во́ли Созда́теля на́шего сотвори́хом, ни сохрани́хом повеле́ний Его́. Тем же преклоня́ем коле́на сокруше́нна и смире́нна се́рдца на́шего к Зижди́телю своему́, и твоего́ оте́ческаго заступле́ния к нему́ про́сим: помози́ нам, уго́дниче Бо́жий, да не поги́бнем со беззако́нии на́шими, изба́ви нас от вся́кого зла, и от вся́кия ве́щи сопроти́вныя, упра́ви ум наш, и укрепи́ се́рдце на́ше в пра́вой ве́ре, в ней же твои́м предста́тельством и хода́тайством, ни ра́нами, ни преще́нием, ни мо́ром, ни ко́им гне́вом от Созда́теля своего́ ума́лени бу́дем, но ми́рное зде поживе́м житие́, и да сподо́бимся ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, еди́наго в Тро́ице сла́вимаго и поклоня́емаго Бо́га, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Александро Невская Лавра: время осмотра мощей Николая Чудотворца

Множество величайших святынь из различных уголков христианского мира привозили на поклонение в Санкт-Петербург – культурную и православную столицу России. Так, в июле 2017 года принимала Александро-Невская лавра мощи Николая Чудотворца – угодника и заступника всех страждущих и путешествующих.

Прошло это событие в рамках принесения части мощей святителя в пределы Русской православной церкви. Оно осуществлялось по договоренности с предстоятелем католической церкви. До этого момента рака с мощами уже почти тысячу лет не покидала места своего пребывания – Папской базилики Итальянского города Бари.

Причины всенародного почитания

Горячо любим и почитаем святитель Николай Чудотворец не только в нашей стране, но и во всем мире. Его образ можно встретить практически в каждом доме.

На русской земле стоит множество Свято-Никольских храмов, где возносится трепетная молитва.

В русской православной традиции есть три дня, когда празднуется память святителя:

  • 19 декабря – день преставления;
  • 22 мая – день перенесения святых мощей;
  • 11 августа – день рождения.

Каковы же причины такого всенародного почитания? Они просты, ведь не зря народная молва дала святому праведнику меткое прозвище – Никола Угодник. Он действительно рад угодить всем и каждому.

Память любого православного человека бережно хранит многочисленные свидетельства благодатной помощи. По молитвам Угодника и сегодня происходят исцеления, разрешаются проблемы, улучшаются взаимоотношения между людьми.

Важно! Каждому, кто с искренней молитвой обратится к святителю, он утрет слезы, страждущий отойдет утешенным. Есть бесчисленные рассказы о его чудесной помощи и атеистам, и иноверцам. Молитвы в церкви перед мощами святителя сопровождаются истечением большого количества святого мира.

Житие как свидетельство богоизбранности

Заглянув в житие святого Николая Чудотворца, можно увидеть, что с малых лет он отличался не только добротой, но и подлинным смирением.

Он любил творить добрые дела и стремился делать их втайне, избегая известности и людской похвалы. С детства в нем сиял образ Божий, который с возрастом становился только ярче.

Своими делами милосердия и любви святитель еще при жизни уподобился самому Господу и в ответ был наделен богатыми дарами. А умение утешать молитвой всех, кто в беде, помогать неимущим, защищать тех, кто слаб, осталось с ним и после смерти. Не поэтому ли так обильно мироточат мощи Николая Угодника?

Познавательно! Когда отмечают именины Ирины по церковному православному календарю

Житие рассказывает нам, что святой был уроженцем города Патары – греческой колонии римской провинции Ликия.

Родившись в семье благочестивых родителей, будущий святой получил хорошее образование и христианское воспитание. Мальчик часто ходил в церковь, всегда был погружен в молитву, любил читать Божественное писание.

Дядя Николая занимал высокий церковный пост. Епископ Патарский решил с детства приобщать своего племянника к жизни в церкви.

Юноша служил чтецом, а затем был рукоположен в священники. И поскольку очень любил читать Священное писание, имел первым послушанием – нести слово Божие людям.

Проповеди молодого священнослужителя были не по годам мудры. Не раз возникала у будущего святого мысль об уходе в затворничество. Он пытался удалиться от мира, чтобы в безмолвии совершать духовное делание. Но каждый раз возникало видение, в котором Господь останавливал его от этих шагов.

Интересно! Как правильно соблюдать вечернее правило

Святой Николай понял, что воля Всевышнего в том, чтобы он жил в миру и жизнь свою посвятил служению людям. Святитель любил церковную молитву, поэтому сегодня перед его нетленными мощами очень легко молиться.

Примеры помощи святителя

С той поры главной целью жизни святого Николая Чудотворца было милосердие к ближним. Самые известные примеры бескорыстной помощи вошли в житие святителя.

Они же составили основу посвященного ему церковного акафиста, который так часто слышала летом 2017 года Невская обитель.

Благодаря этим случаям за святителем прочно закрепились следующие определения: умиритель враждующих, покровитель мореплавателей, защитник невинно осужденных, избавитель от напрасной смерти.

Вот только некоторые из них:

  • Святой Чудотворец помог бедному семейству справиться с нищетой. Отец трех дочерей смог собрать достойное приданое и удачно выдать их замуж. Когда над девушками нависла угроза быть проданными «на блуд», в окно их дома были подброшены три узелка с золотыми монетами.
  • Отправившись в путешествие на корабле в Александрию, святой предсказал надвигающуюся бурю. После этого, горячо помолившись, он испросил милости у Господа. Шторм немедленно утих. Известен также случай чудесного исцеления матроса, который разбился, упав на палубу с высокой мачты.
  • Святитель избавил от верной смерти трех граждан города Миры, несправедливо осужденных правителями. По его молитве они были освобождены в то время, когда над ними уже был занесен карающий меч. В другой раз святой освободил трех воинов, несправедливо обвиненных и брошенных в темницу по доносу и клевете.

И таких случаев известно очень и очень много.

После того как скончался архиепископ Мир Ликийских Иоанн, новым главой церкви изъявлением Божиим был избран святой Николай.

Интересно! Значение слова мшелоимство и что это за грех в православии

Так до конца жизни архиепископ Мир Ликийских Николай продолжал служить ближним, делал это с кротостью, смирением и любовью, неся своей проповедью мир и благословение, обличая еретиков и отпавших от истинной веры.

Все свои молитвы святитель посвящал тому, чтобы люди любили церковь и ходили в нее.

Достигнув старости, в 343 году святой архипастырь с молитвой отошел ко Господу. Почти сразу же началось местное его почитание. Общецерковная канонизация произошла некоторое время спустя.

Почитание святых мощей

Святые мощи Николая Чудотворца долгое время хранились в кафедральной церкви Мир Ликийских, но в 1087 году они были выкрадены и перенесены в итальянский город Бари.

Барийцы сделали это в надежде вернуть их городу утерянную значимость религиозного центра. Была организована специальная экспедиция, состоящая из священства и жителей города Бари.

Читайте также:  Что такое мощи святых: почему не тлеют, как хранятся их фото и святая Матрона

Высадившись на берег Мир Ликийских, придя в церковь, где под спудом почивали мощи, сначала они попытались их выкупить. После того как получили отказ, решили действовать силой. Был вскрыт саркофаг, увезена большая часть святыни.

Жители Бари с радостью встретили реликвию. Ее с молитвой перенесли в церковь Святого Стефана. Позже им предоставили новое место пребывания – церковь, освященную во имя праведника, специально построенную для этой цели.

Это интересно! Адрес и расписание богослужений в храме Тихвинской иконы Божией Матери

Процессия сопровождалась на всем пути чудотворениями и исцелениями больных. Это возбуждало благоговейный трепет в душах и сердцах христиан. До сегодняшнего дня место постоянного пребывания мощей не изменилось.

Меньшая часть мощей, оставшаяся в Мирах Ликийских, позже была выкрадена венецианцами. Эта часть мощей была помещена в специально построенную для них церковь в городе Лидо. С той поры, святитель считается покровителем Венеции.

Мощи святителя в Москве и Санкт-Петербурге

В течение 930 лет святые мощи Николая Угодника не покидали постоянного места своего пребывания – базилики святого Николая в городе Бари.

До сегодняшнего дня они источают большое количество благоуханного мира. Священнослужители с молитвой собирают его один раз в год – 22 мая, а паломники берут с собой, чтобы развезти по своим епархиям.

Христиане всего мира мечтают приехать в церковь Бари, чтобы с молитвой поклониться мощам святителя Николая.

Каждый год тысячи православных верующих совершают паломничество в этот город на юге Италии. В начале 20 века здесь появилось русское подворье, а при нем храм и паломническая гостиница. Все постройки на подворье были возведены по проекту архитектора Щусева на средства русских благоворителей.

Молитва в церкви всегда очень сильна. Святитель возносит ее вместе с паломниками, поэтому его мощи обильно мироточат. Но далеко не всем россиянам доступны такие дальние путешествия, именно поэтому была осуществлена договоренность о пребывании святыни на Российской земле с мая по июль 2017 года.

Это важно! Как празднуют рождество святителя Николая Чудотворца 11 августа

В течение 53 дней мощам поклонялись москвичи (за это время московский кафедральный храм Христа Спасителя посетило около 2 млн. паломников). Оставшиеся 15 дней святыня находилась в северной столице. Была проделана большая подготовительная работа.

Ранним утром Александро-Невская лавра встречала мощи святого Николая Чудотворца. Ковчег Крестным ходом внесли в ворота обители и установили на специальный постамент. Рядом поставили большую икону святителя Николая, украшенную цветами.

Сразу же после церемонии встречи началась Праздничная Литургия, а после нее было открыто поклонение святыне. В течение двух недель, поток желающих поклониться архиепископу Мирликийскому не иссякал.

Важно! Лавра была переполнена, и людей не пугало то, что время ожидания составляло около 6 часов. Многие приносили Евангелие и акафист святому, чтобы время стояния к мощам наполнить искренней молитвой. Среди паломников было множество людей из разных городов и даже из разных стран, приехавших специально для этой цели.

Были те, кто свою возможность помолиться великому святому и поклониться его мощам, воспринимали как последнюю надежду на то, чтобы разомкнуть круг своих проблем, получить облегчение в болезни.

За 15 дней, пока святитель Николай Чудотворец и его святые мощи пребывали в городе на Неве, обитель приняла более 530 тысяч верующих.

Всем известно, что в Троицком соборе Александро-Невской лавры находятся мощи еще одного великого святого – благоверного князя Александра Невского.

Этот русский праведник также прославился искренней глубокой верой. Он был справедливым правителем, мудрым полководцем, сумевшим в своем непростом служении сохранить верность Христу.

Святой тоже очень почитаем народом, и многие приезжают в Санкт-Петербург специально, чтобы поклониться его святым мощам, а затем получают по своим молитвам благодатную помощь. Но не стоит думать, что, оказывая почтение одному святому, мы как-то умаляем значение другого.

Среди людей, послуживших своей жизнью Господу и прославленных за это в лике святых, не бывает обид, зависти или уязвленной гордости.

Полезное видео

Подведем итоги

Из всего сонма святых, прославленных православной церковью, каждый по-своему уникален. Каждый представляет собой прекрасную, созревшую для Бога личность и достоин того, чтобы потомки стремились узнать его житие, чтобы лучше вглядеться в черты христианского подвига.

“Правило веры и образ кротости. ” Память святителя Николая Чудотворца торжественно почтили в Александро-Невской Лавре

В среду, 18 декабря 2019 года, Всенощное Бдение одному из самых почитаемых святых в Православном мире, святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотверцу, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры совершил наместник обители епископ Кронштадтский Назарий в сослужении братии монастыря в священном сане.

На Великой Вечерне была совершена Лития с освящением хлебов.

На Полиелее братия Лавры пропела величание святителю перед особо чтимой в обители иконой святого Николая.

В сам день праздника, 19 декабря по новому стилю, епископ Назарий совершил Божественную Литургию на Никольском скиту обители.

Раннюю Литургию в Троицком соборе возглавил архимандрит Софроний (Смук).

Среднюю Литургию в Никольском храме на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры совершил иеромонах Прокопий (Павлов). По окончании Богослужения был совершен водосвятный молебен и состоялся крестный ход вокург храма.

Позднюю Литургию в соборном храме обители возглавил духовник монастыря архимандрит Виталий (Радомысльский). По Заамвонной молитве было совершено славление с молитвой перед иконой святителя Николая.

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Пахаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице.

Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей. С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа.

Дядя его, епископ Татарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим.

Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.

Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умилил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.

Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину. Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: “Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое“. В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь – омофор.

И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий – святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям. Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284-305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника. Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария. В пылу обличения святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже заушил лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрствование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению. Он был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солию премудрости.

Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую славу доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть. Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.
Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бар, где почивают и поныне (о перенесении мощей см. 9 мая).

Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма. Во имя святителя Николая чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин († 882). Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга (память 11 июля) воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве.

Главные соборы были посвящены святителю Николаю в Изборске, Острове, Можайске, Зарайске. В Новгороде Великом один из главных храмов города – Николо-Дворищенская церковь (ХII), ставшая позже собором. Прославленные и чтимые Никольские храмы и монастыри есть в Киеве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске. Москва славилась несколькими десятками храмов, посвященных святителю, три Никольских монастыря находились в Московской епархии: Николо-Греческий (Старый) – в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский.

Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской. Чаще всего ставились храмы святителю на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Иногда они получали в народе именование “Николы Мокрого”. Множество сельских храмов на Руси посвящено чудотворцу Николаю, свято чтимому крестьянами милостивому предстателю перед Господом о всех людях в их трудах. И святитель Николай не оставляет своим заступничеством Русскую землю. Древний Киев хранит память о чуде спасения святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышав скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника, ночью вынул младенца из воды, оживил его и положил на хорах храма святой Софии перед своим чудотворным образом. Здесь и был найден утром спасенный младенец счастливыми родителями, прославившими со множеством народа святого Николая чудотворца.

Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Это и древний Византийский поясной образ святителя (ХII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в ХIII веке новгородским мастером. Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского – в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского – тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой – в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения вражья. Невозможно перечислить все благодатные иконы святителя Николая. Каждый русский город и каждый храм благословлен такой иконой по молитвам святителя.

12 сентября — перенесение мощей Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского (в схиме Алексия).

Праздник установлен в 1724 году Императором Петром I по случаю перенесения мощей Святого благоверного князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург.

Петр I считал святого Александра Невского своим небесным покровителем и сравнивал свою победу над шведами в Северной войне с победой благоверного князя. Поэтому, собственноручно составил подробный указ о том, как следует совершить перенесение. Внимательно следил за устройством новой обители и храма, в котором должны быть положены святые мощи.

Встреча святыни в Санкт-Петербурге отличалась особенной торжественностью. Император Петр I со свитой прибыл на галере к устью реки Ижоры. Благоговейно поставив святые мощи на галеру, государь приказал своим вельможам взяться за весла, а сам, стоя у кормы, управлял рулем. В Петербурге была устроена особая пристань, где и остановилась галера со святыми мощами. В сопровождении духовенства и народа знатнейшие вельможи несли святые мощи. В Северной столице звонили в колокола и палили из пушек.

Читайте также:  Где находятся мощи Серафима и как их найти мощи Саровского в Москве?

На другой день торжество продолжалось в Александро-Невской обители. Государь раздавал присутствовавшим план предположенных в монастыре построек, и тогда же было установлено навсегда праздновать перенесение мощей 30 августа (по старому стилю), или 12 сентября ( по новому).

Дочь Петра I, императрица Елизавета, устроила великолепную серебряную раку. А императрица Екатерина II на месте старого собора повелела построить новый, и 30 августа 1790 году произошло освящение нового храма и перенесение в него мощей благоверного князя.

Празднование в наши дни

История установления празднования подробнее…

10 сентября 1721 года в Москве были устроены торжества по случаю Ништадтского мира, а день его подписания (30 августа 1721 г. по ст. ст.) в 1723 году решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, объявленного в 1712 году новой северной столицей. Петр I считал святого Александра Невского своим небесным покровителем и сравнивал свою победу над шведами в Северной войне с победой благоверного князя, который на месте слияния рек Невы и Ижоры 15 июля 1240 года одержал победу над шведским войском. Не случайно в 1707 году в устье реки Ижоры были построены фортеция и дорожный дворец князя Александра Даниловича Меншикова — первого губернатора Санкт-Петербурга, а в 1711 году здесь была по именному указу Петра I заложена деревянная церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского (Великий князь Александр Ярославич Невский скончался в схиме с именем Алексий 14 ноября 1263 г. в Городце на Волге, на пути из орды. Почитание его началось с самой минуты его погребения (23 ноября ст.ст./ныне 6 декабря нового стиля) во Владимирском Рождественском соборе, которое ознаменовалось чудесным знамением, свидетелем которого был отпевавший его митрополит Кирилл. Местное его почитание как святого было установлено в 1380 г., когда, вследствие видения, были обретены его мощи, от которых начали совершаться чудеса. Общецерковное прославление его совершилось при митрополите Московском Макарии на Московском Соборе 1547 года). Кроме того, Петр I, решивший еще в 1704 году на берегах Черной речки (ныне территория Александро-Невской лавры) основать в Петербурге монастырь, долгое время из-за не прекращавшихся военных действий в борьбе со шведами за обладание устьем Невы не мог осуществить свой замысел. Только тогда, когда 13 июня 1710 года был взят Выборг, Петр I вернулся к практическому воплощению своего замысла и при новом осмотре в июле 1710 года места для будущего монастыря, повелел здесь устроить монастырь «Живоначальныя Троицы и Святого благоверного Великого князя Александра Невского» и велел быть — по правую сторону Черной речки каменному монастырскому строению, а по левую — деревянному партикулярному.

Начало своего бытия Александро-Невский монастырь отсчитывает от 25 марта 1713 года, когда был освящен первый деревянный Благовещенский храм монастыря и отслужена первая Божественная Литургия. Перенесение в 1724 году мощей Александра Невского из Владимира (из Владимирского Рождественского монастыря) в новую столицу означало, что этот святой, наряду с апостолом Петром, официально становился небесным защитником Санкт-Петербурга.

Переносили мощи на руках, для того чтобы все желающие могли отдать почести святому. 18 августа 1723 года состоялась торжественная встреча ковчега с мощами в Москве, а уже 26-го августа — в Твери. В начале сентября через озеро Ильмень святые мощи перенесли в Великий Новгород, после чего процессия продолжила свой путь в сторону Старой Ладоги. Поскольку процессия так и не успела прибыть в столицу к 30 августа – дню заключения Ништадтского мира, Петр I повелел временно до следующего года поставить ковчег с мощами в Шлиссельбургской каменной церкви. 13 сентября 1723 года святые мощи прибыли в Шлиссельбург и были поставлены в Никольской церкви, где и оставались до июля 1724 года. 24 июля 1724 года Петр I повелел архиепископу Феодосию (Яновскому) ехать в Шлиссельбург к ковчегу с мощами святого и завершить перенесение мощей в Петербург. В конце августа (по старому стилю) 1724 года в Усть-Ижоре, именно на том месте, где сейчас стоит церковь и расположен музей, Петр I торжественно встречал корабль, везущий мощи святого в Северную столицу. А уже 30 августа (ныне 12 сентября но новому ст.) 1724 года мощи святого благоверного великого князя Александра Невского были перенесены в Санкт-Петербург и под пушечный салют и колокольный звон были торжественно помещены в освященную к этому событию первую каменную церковь монастыря (Благовещенскую – Александро-Невскую). По окончании строительства главного монастырского храма — собора Святой Троицы, честные останки св. князя были 30 августа 1790 года торжественно перенесены в собор в нишу за правым клиросом. Над ними была установлена великолепная серебряная рака, сооруженная в 1752 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны и украшенная надписями М.В. Ломоносова. Саркофаг укрыт чеканными барельефами, повествующими о важнейших событиях из жизни св. Александра Невского. В 1743 г. Елизавета Петровна учредила крестный ход из столичного кафедрального собора в Александро-Невский монастырь. С тех пор ежегодно 30 августа, по окончании Литургии крестный ход в сопровождении всего столичного духовенства, возглавляемого епископом, с хоругвями и иконами направлялся по Невскому проспекту к Александро-Невскому монастырю (переименованного 18 декабря 1797 года Лаврою, согласно высочайшему указу императора Павла I Святейшему Синоду), где торжественно совершался молебен святому благоверному князю.

Установленное Указом Петра I (от 2 сентября 1724 года) празднество перенесения мощей святого Александра Невского в 1727 году было отменено (по причине не церковного характера, а вследствие борьбы группировок при царском дворе), но в 1730 году празднество снова было восстановлено. Архимандрит Гавриил Бужинский (впоследствии епископ Рязанский) составил специальную службу на воспоминание Ништадского мира, соединив ее со службой святому Александру Невскому.

В содержание этой службы, кроме церковного прославления святого, включен исторический материал о событиях начала XVIII века. В тексте службы приносится благодарение Богу за дарованную России победу над Швецией, за долгожданный мир, прославляется Россия как страна православной веры и ее новая столица, посвященная апостолу Петру. Вновь составленное житие святого Александра Невского тоже представляет собой краткую историческую справку по истории Северной войны и перенесению мощей святого князя из Владимира в Петербург.

12 мая 1922 года, в разгар «изъятия церковных ценностей в пользу голодающих», была вскрыта серебряная рака с мощами св. Александра Невского, раку разобрали на части и передали в Эрмитаж. Сами мощи духовенство тогда отстояло — ларец с ними после осмотра был помещен в алтаре Свято-Троицкого собора. В это время на средства эконома Лавры взамен серебряной была изготовлена деревянная рака для мощей. Отдельно стоявший в соборе мощевик приспособили под крышку для раки.

Вскоре, в ноябре 1922 года, изъяли и мощи, их увезли из Лавры и на следующий день отправили в Москву в Наркомюст. Мощи после долгих мытарств оказались в Музее религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе. В 1989 году мощи святого Александра Невского были возвращены в лаврский Свято-Троицкий собор из запасников Музея религии и атеизма.

В настоящее время небольшая часть мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, уцелевшая после пожара 1491 года в храме в честь Рождества Богородицы во Владимире, хранится в ковчеге (т.к. серебряная рака находится до сих пор в Эрмитаже) в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, в этом соборе хранится также и одна из чтимых икон святого князя. При Петре I указом Святейшего Синода (от 15 июня 1724 года) было предписано изображать на иконах св. блгв. великого князя Александра Невского (в схиме Алексия) в великокняжеских, а не в монашеских одеждах.

На крышке ковчега с мощами святого Александра Невского, находящегося в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры, имеются семьдесят семь иконок с частицами мощей святых.

Семьдесят семь иконок с частицами мощей святых:

1. Св. Иоанна Предтечи

2. Св. Всехвального Апостола Андрея Первозванного

3. Св. Первомуч. и Архидиакона Стефана

4. Св. Николая Архиепископа Мирликийских Чудотворца

5. Св. Преп. Сергия Радонежского Чудотворца

6. Св. Равноапост. Царя Константина

7. Св. Благов. Князя Александра Невского

8. Св. Преп. Алексия человека Божия

9. Св. Великомуч. и Победоносца Георгия

10. Св. Великомуч. Димитрия Солунского

11. Св. Иоанна Воина

12. Св. Алексия, Ионы и Филиппа Митрополитов Московских

13. Св. Апостола Варфоломея

14. Св. Апостола и евангелиста Марка

15. Св. Апостола Варнавы

16. Св. Апостола Тита

17. Св. Апостола и Евангелиста Луки

18. Св. Апостола и Евангелиста Матфея

19. Св. Прор. Даниила

20. Св. Преп. Пимена Великого

21. Св. Священномуч. Афиногена

22. Св. Священномуч. Антипы

23. Св. Священномуч. Игнатия Богоносца

24. Св. Священномуч. Апексимы

25. Св. Священномуч. Елевферия

26. Св. Преп. Михаила Малеина

27. Св. Преп. Ефрема Сирина

28. Св. Великомуч. Прокопия

29. Св. Великомуч. Феодора Стратилата

30. Св. Преподобномуч. Анастасия Перского

31. Св. Великомуч. Иакова Персянина

32. Святит. Василия Великого

33. Святит. Григория Богослова

34. Святит. Иоанна Златоуста

35. Св. Преп. Павла Исповедника

36. Св. Иоанна Милостивого

37. Св. Спиридона

38. Св. Преп. Григория Декаполита

39. Святит. Михаила Еп. Синадского

40. Св. Преподобномуч. Феодосии девицы

41. Св. Преподобномуч. Феклы

42. Св. Мученика Никиты

43. Св. Великомуч. Варвары

44. Св. Преп. Феодора Сикеота

45. Св. Григория Еп. Акрагантийского

46. Св. Князя Романа Угличского

47. Св. Прав. Лазаря Четверодневного

48. Св. Германа Свияжского

49. Св. Равноапостольного Князя Владимира.

50. Св. Муч. Евфимии Всехвальной

51. Св. Анастасии Римляныни

52. Св. Сергия и Вакха

53. Св. Муч. Андрея Стратилата

54. Св. Преп. Нила Столобенского

55. Св. Великомуч. Феодора Тирона

58. Святит. Гурия Еп. Казанского

59. Святит. Варсонофия Еп. Казанского

60. Св. Преп. Александра Свирского

61. Св. Великомуч. Екатерины

62. Св. Муч. Евдокии

63. Св. Иакова Боровичского

64. Св. Великомуч. и Целит. Пантелеимона

65. Св. Великомуч. Харлампия

66. Св. Апостола Иакова Брата Господня

68. Св. Великомуч. Ипатия

69. Св. Преп. Нестора

70. Св. князя Давида

71. Святит. Моисея Архиеп. Новгородского

72. Св. Преп. Арсения Тверского

73. Св. муч. Архидиакона Евпла

74. Св. Антония Великого

75. Св. Преп. Евфимия Великого

76. Св. Священномуч. Василия Еп. Амасийского

77. Св. Священномуч. Петра Александрийского

78. Св. Козьмы Азийского

79. Св. Преп. Ефрема Новоторжского

80. Преп. Отец в Синае и Раифе избиенных

81. Св. Сорока Мучен. в Севастии пострадавших. Источник

Молитва Благоверного князя Александра перед сечей

«Боже великий и крепкий, основавший землю и положивший пределы народам и повелевший им жить, не преступая в чужую часть! Рассуди меня, Господи, с обидящими меня, побори борющихся со мною!»

Из книги А.И. Обухова «Загадки и тайны истории России», Луга, 2009 Источник

Молитва Благоверному князю Александру

Скорый помощниче всех усердно к тебе прибегающих и теплый наш пред Господем предстателю, святый благоверный княже Александре! Призри милостивно на ны недостойныя многими беззаконии непотребны себе сотворшия, к раце мощей твоих ныне притекающия и из глубины сердца тебе взывающия: ты в житии своем ревнитель и защитник православныя веры был еси, и нас в ней теплыми твоими молитвами непоколебимы утвер­ди. Ты великое, возложенное на тя служение тщательно проходил еси, и нас твоею помощию пребывати коегождо, в нейже призван есть, настави. Ты, победив полки супостатов, от пределов Российских отгнал еси, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низло­жи. Ты, оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное житие, и ныне праведно венцем нетлен­ным увенчанный, на небесех царствуеши, ходатайствуй и нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное и к вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам. Предстоя же со всеми святы­ми Престолу Божию, молися о всех православных христианах, да сохранит их Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, и благоденствии, и всяком благополучии в должайшая лета, да и присно славим и благословим Бога, в Троице Святей славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Александр Ярославич Невский (1220 — 14 ноября 1263), князь Новгородский, Переяславский, великий князь Киевский (с 1249), великий князь Владимирский (с 1252).

Читайте также:  Молитва Николаю Чудотворцу за здравие близких: самая сильная молитва для больного человека

Канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Память 6 декабря и 12 сентября по новому стилю (перенесение мощей из Владимира-на-Клязьме в Санкт-Петербург, в Александро-Невский монастырь (с 1797 — лавра) 30 августа 1724 года).

Александро-Невская Лавра

Задуманная основателем обители, Петром I, как главный и самый великолепный монастырь страны, Александро-Невская лавра остается и украшением, и одним из главных духовных центров России.

Петр I основал лавру в установление исторической связи между собой и героем Невской битвы. Александр Невский разбил шведов в устье Невы, а Петр I разбил и изгнал шведов с невских берегов и основал в устье Невы новую столицу России – Петербург. Основан монастырь в 1710 г.

Петр хотел сделать монастырь «образцовым» согласно собственным представлениям об идеале монастыря — как благотворительное, исправительное, учебное и лечебное заведение. Здесь предполагалось устроить приют для увечных и отставных воинов, для инвалидов Северной войны, душевнобольных, устроить при монастыре госпиталь, в котором должны были нести послушание все иноки, а так же учредить лечебно-исправительное заведение для принудительного лечения пьяниц. Эти намерения так и не были осуществлены. К счастью для обители, так как осуществление всех этих проектов противоречило самому смыслу монастыря, как источника духовного света и образца праведной жизни, где главное дело монашества — молитва.

В 1723 Петр I повелел перенести мощи князя Александра из Владимира в новую столицу. В настоящее время, по установившейся традиции, в день Перенесения мощей, 12 сентября, по окончании Литургии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский в сопровождении духовенства крестным ходом выходит из монастыря на площадь Александра Невского на Невском проспекте.

Трезини возвел северные корпуса келий и двухпрестольную церковь, в верхнем этаже которой размещается Благовещенский храм, а в нижнем – Александро-Невский. Это самое старое из сохранившихся до наших дней зданий лавры. Строительство Благовещенского храма было завершено в 1722 году, и с 1723 года она становится усыпальницей для членов царской семьи и родовитого дворянства.

Точку в строительстве монастыря поставил И.Е. Старов, один из крупнейших русских зодчих эпохи классицизма. По его проекту в центре монастырского ансамбля в 1776-1790 годах возведен величественный Троицкий собор. По строгости и благородству архитектурных форм его можно считать образцом классического стиля. Величественный купол собора зрительно уравновешивают две колокольни, обрамляющие главный фасад храма.

По окончании строительства Троицкого собора мощи святого князя Александра были торжественно перенесены в нишу за правым клиросом. Над ними была установлена великолепная серебряная рака, сооруженная в 1752 г. по указу Елизаветы и украшеная надписями М. В. Ломоносова. Саркофаг укрыт чеканными барельефами, повествующими о важнейших событиях из жизни св. князя.

После революции, в 1922 г. монастырь лишился своей главной святыни. Мощи святого князя были изъяты и долгое время находились в музее атеизма. Драгоценная рака оказалась в Эрмитаже, где находится и поныне. Только летом 1989 г. мощи св. Александра Невского были возвращены Церкви. Ежедневно перед мощами совершаются молебны, поются акафисты, звучат молитвы.

Действующие храмы Александро-Невской лавры:

— Свято-Троицкий собор.
— Крестильный храм в честь Иоанна Предтечи в крипте Свято-Троицкого собора.
— Храм святителя Николая Чудотворца на Никольском кладбище.
— Храм Благовещения Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского (занят Музеем городской скульптуры).
— Надвратный храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».
— Домовый храм святого преподобного Серафима Вырицкого.
— Домовый храм святителей Иннокентия и Софрония Иркутских.

Святыни Александро-Невской лавры:

— Мощи святого благоверного князя Александра Невского.
— Чудотворная икона Пресвятой Богородицы Невская Скоропослушница.
— Мощи блаженного Матфея Татомира (в алтаре Никольского храма).
— Богослужения в Александро-Невской лавре:

Ежедневно совершаются ранние и поздние литургии (в 7:00 и в 10:00) и вечернее богослужение в 17:00. В воскресение литургия совершается также в 9:00 в Никольском храме и в храме преподобного Серафима Вырицкого (попеременно). С понедельника по субботу служатся братский молебен и полунощница (в 6:00).

Мощи святого князя Александра Невского

Рака представляет собой великолепное произведение прикладного искусства, состоящее из нескольких частей и выполненное в стиле барокко. Мемориальный комплекс останков преподобного Александра Невского создавался в годы правления Елизаветы Петровны, он конструировался из серебра и весит полторы тонны. Ранее рака великого царя находилась в Троицком храме, расположенном на территории Александро-Невской лавры.

С приходом к власти большевиков мемориальный комплекс перенесли в Эрмитаж, с 2012 г. он находится в процессе реставрационных работ. Мощи же благополучно возвратились в лаврский собор в 1989 г.

Описание раки святого

Мемориальная композиция священной раки хранится в Концертном зале Эрмитажа, но останки покоятся в Александро-Невской лавре. Рака, являющаяся уникальным религиозным памятником, составлена из семи частей: два ковчега, два подсвечника, два постамента и одна пирамида. Композиция величественно сочетает мотивы архитектуры и скульптурного мастерства.

Читайте о храмах в честь Александра Невского:

Орнамент и сюжеты выполнялись при помощи высокотехничной чеканки, что придало священной раке дополнительные краски и тени.

  • Малый ковчег, созданный в конце XVII столетия, создан в манере московского барокко. Мощи святого Александра по настоянию митрополита Иллариона переложили в новую раку, когда потребовалось восстановление прежней после пожаров, произошедших в 1681 г. и в 1689 г.
  • Малый ковчег покрыт иконой, где преподобный монарх изображен в монашеских одеждах. По верху деревянной раки проходит пластина из серебра, на ней начертаны слова, оповещающие о нахождение здесь мощей благоверного князя А. Невского. Борта украшены медным орнаментом, на декоративных медальонах рассказаны события из жизни государя.
  • Большая рака имеет крышку, в которую инкрустирована икона. Ковчег изготавливался в период правления царицы Елизаветы. Он является примером мемориала, в котором барочное искусство достигло своего наивысшего пика. Его изготовили в период с 1746 по 1751 гг. Рисунок раки создал Г. Грот, а декоративные эскизы сделал Я. Штелин.
  • На создание пошло полторы тонны серебра, выплавленного на монетном дворе Санкт-Петербурга. В 1748 г. первая версия ковчега была завершена, но многие серебряные детали, как оказалось, не подходили комплексу. Потребовалось делать новые чертежи и модель. Коллектив мастеров столкнулся с большими трудностями при создании уникального мемориала: многие детали переделывали, другие же очищали от примесей. Работа над монументальным сооружением была закончена в конце сентября 1753 г.
  • Третья часть — крупная пирамида, состоящая из пяти ярусов. Она призвана создать впечатление архитектурного здания, обладает ассиметричными формами, где фактически нельзя обнаружить прямых линий. При установке этой пирамиды оказалось, что совершенно не видна восхваляющая память святого Александра надпись. Императрица Елизавета распорядилась приделать к сооружению двух отлитых ангелов, а на их щиты нанести эти слова.
  • Трехъярусное изголовье демонстрирует величественность для всего окружения. В средней части второго яруса располагается декоративный барельеф, изображающий преподобного Александра со знаменем в деснице. С боков священного саркофага расположены рельефы с важнейшими событиями из жизни А. Невского (победа над шведами, немцами, освобождение Пскова и погребение).

На заметку! Если рассматривать вопрос почитания святого Александра следует обратиться к одной из первых историко-агиографических книг «Повесть о житии благоверного князя…».

Первая редакция писалась в Рождественской обители, автором считают современника правителя (не позже 1280 года). Писание предстает в качестве панегирика (литературное восхваление) преподобного А. Невского. Создатель «Повести…» включил в книгу факты, которые демонстрировали глубочайшее почтение и впечатление современников перед личностью князя. Житие состояло из предисловия, эпизодов деятельности и посмертного плача, после которого описывалось духовное чудо, что говорит о святости князя и его моральной чистоте.

История почитания мощей

Почитание Александра Невского зародилось на месте захоронения его тела в Рождественской обители города Владимир сразу после кончины. Во время прощальной церемонии произошло чудо: митрополит Кирилл, руководящий ритуалом, приближался к гробу, чтобы вручить князю духовную грамоту, но десница усопшего сама простерлась и приняла этот священный лист.

После того как церковнослужитель рассказал об этом событии, многие люди стали считать Александра святым и восхваляли его в молитвенных песнопениях.

  • Книга под названием «Житие А. Невского» была известна в Москве, Великом Новгороде и Пскове. С XVI столетия к святому защитнику русской земли обращались накануне битв.
  • Пономарь храма Рождества Богородицы рассказывал, что в 1380 г. (накануне сражения на Куликовом поле) к нему являлся дух, дающий благословение «правнуку своему», князю Д. Донскому.
  • После этой знаменательной битвы произошло официальное вскрытие и дальнейшая идентификация останков святого Александра. Пробыв в земле 117 лет, мощи остались нетленными и благоухающими. Митрополит Киприан торжественно объявил, что Александр отныне будет именоваться блаженным, великому заступнику отечества учинили церковное празднование, в его честь написали каноны и иконы.
  • Почитание мощей расширилось в период с XV по XVI вв. РПЦ причислила А. Невского к лику святителей в качестве чудотворца. На основе книги жития (XIII столетия) было создано каноническое жизнеописание.
  • Одно из чудес произошло в присутствии Иоанна IV, совершавшего поход на Казань и остановившегося по пути во Владимире. Приближенный царя исцелил свои руки, совершив молебен у мощей преподобного Александра. Впоследствии на территории Руси строятся церкви и монастыри во славу великого чудотворца и защитника отечества.

Почитание от XVIII в. до наших дней

В 1710 г. Петр Первый издал приказ о перенесении мощей в Петербург. Этим шагом правитель желал увековечить славу победителя Невской битвы. Петр возжелал, чтобы Александра изображали впредь как великого князя и покровителя новой столицы, а не простого монаха. Святой стал для соотечественников Божьим угодником. В XIX личность А. Невского приобретает характер высокодуховного героя. О нем с уважением отзываются видные русские историки Карамзин, Соловьев и Костомаров.

  • Вскрытие гробницы произошло в летнюю пору 1917 г., совершалось освидетельствование на случай эвакуации. Большевики, пришедшие к власти, не принимали в расчет житие и чудотворения А. Невского, так как он считался святым РПЦ и представлял монархию. Они желали вскрыть и изъять мощи, этому богохульству не мог помешать даже протест митрополита и многих верующих. В 1922 г. гробницу разобрали на части, а мощи выставили на обозрение в музее атеизма.
  • Имя преподобного Александра вновь появилось на слуху только через 15 лет. Для советского патриотизма он стал выдающимся деятелем. Исследователи уделяли большое внимание временам царствования святого А. Невского, а в 1942 г. государство отмечало 700-летнюю годовщину Ледового побоища.
  • В 1944 г. прошла выставка, посвященная великому покровителю отечества. Это мероприятие поддержала и РПЦ, которая в разгар войны собирали денежные пожертвования на постройку авиационного флота имени А. Невского. Образ преподобного, победившего тевтонцев, лучше всего подходил для усиления морали советских воинов в борьбе против фашизма.
  • Мощи благополучно возвратились в Александро-Невскую лавру из Казанского храма только в 1989 г., но ковчег остался в Эрмитаже. Через год рядом с останками в специальном сосуде поместили освященную землю, взятую с мест Невской битвы. Патриарх Алексий II призвал верующих молиться перед мощами за тех, кто погиб, мужественно защищая своё отечество. Сегодня идет реставрация мемориального комплекса, и ведутся споры относительно вопроса о создании копии раки, которая будет передана РПЦ .

На заметку! Интерес к личности святого Александра не пропадает в наше время. Информация о житии зафиксирована в литературных памятниках, составленных по свидетельствам и мнениям очевидцев событий.

Специалисты и читатели с большим интересом вникают в эти подробности и воздают хвалу величию святого защитника отечества. Сегодня государство ежегодно отмечать дату двух великих битв, в которой благоверный князь А. Невский одержал важные победы.

Читайте о других святых воинах:

Мощи преподобного князя А. Невского, как и его имя, стало чрезвычайно почитаемо сразу после кончины великого правителя. У останков, производивших чудеса исцеления, просят помощи не только православные верующие, но и люди светского общества. С течением времени Александр стал почитаться как Божий угодник, защитник отечества и покровитель Петербурга, а не как простой монах и схимник.

Ссылка на основную публикацию