Что такое мощи святых: почему не тлеют, как хранятся их фото и святая Матрона

Мощи святой Матроны Московской: как и где поклониться мощам

Матронушка, так нежно называют блаженную Матрону Московскую, является примером служения и почитания Господа. В кротости и послушании, в постах и молитвах несла слепая от рождения женщина свой крест.Обнаружив в детстве в себе целительную силу, Матрона до последних дней жизни помогала людям советом и исцелениями. Еще живы люди, которым помогала тогда еще просто слепая целительница, которая в конце XX столетия была канонизирована, как святая.

Матрона Московская, мощи которой обладают целительной силой, и поныне привлекает паломников со всего мира.

История канонизации мощей блаженной Матронушки

Московский Покровский монастырь обладает уникальной святыней — мощами Матроны Московской, к которым порой следует выстоять очередь в течение 6 — 8 часов.

Основные факты из жизни Матронушки описаны Зинаидой Ждановой, которая проживала со слепой целительницей в Москве. Будущая матушка-заступница за 3 дня до своей смерти предвидела конец земной жизни, но продолжала в это время принимать посетителей.

После ее погребения поток паломников не прекращался к могиле, где постоянно происходили чудеса исцеления. Ушедшая в Небеса слепая целительница по-прежнему давала людям советы и наставления, которые приходили во снах или видениях.

Синодальная комиссия в составе экспертной группы провела исследование жизни Матроны, умершей в 1952 году и похороненной по завещанию целительницы на Даниловском кладбище. Патриарх Алексий II благословил вскрытие могилы и перенос останков блаженной ночью 8 марта 1998 года в Покровский храм.

Мощи Блаженной Матроны Московской хранятся в серебряной гробнице — раке, доступ к ним открыт с утра до вечера.

Церковь в 1999 году канонизировала Матрону, как святую Московской епархии. В 2004 году православие пополнилось еще одной общецерковной канонизированной святой.

Для сведения! 8 марта православный мир отмечает день святой блаженной Матроны Московской.

Уникальность Покровского московского монастыря

Покровский монастырь является постоянным хранителем мощей Матроны Московской, которые практически никогда не оставляют монастырь, хотя частицы останков блаженной для поклонения вывозят по городам России вместе с ее иконами. Для православных христиан прибытие в их город мощей блаженной Матроны Московской — большое событие, собирающее тысячи прихожан.

Покровский монастырь обладает двумя уникальными святынями — иконами Святой Матроны, которые украшают стену храма и сам храм Покрова Пресвятой Богородицы.Невозможно не заметить этих икон, ибо около них никогда не исчезают живые цветы, которые приносят паломники. Многие люди, приехавшие просить о чем-то святую, отмечают, что, не отходя от раки или иконы, они чувствовали ответ. Если после прошения в душе становится светло и наступает покой — молитва принята. В случае тревоги или беспокойства следует провести «ревизию» своей жизни.

Сердится Матронушка, не хочет помогать из-за какого-то греха или просимое будет человеку не в радость, не принесет пользы. Блаженная слепая учила каждого приходящего к ней за помощью доверяться воле Божьей, чувствовать себя «дитем в саночках», которые везет Господь.

После молитвы около мощей святой Московской блаженной люди:

  • укрепляются в вере;
  • учатся доверять во всем Творцу;
  • духовно возрастают;
  • физически укрепляются.

О молитве святой Матроне:

  • Молитвы Матроне Московской
  • Акафист блаженной старице Матроне

Важно! Сам Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призывает людей обращаться к блаженной Матроне, помогающей облегчить несение страданий.

Помня о страданиях слепой девушки, ее нелегкой жизни, в молитвах следует не только молиться об исцелении, но и о том, чтобы с достоинством пройти все испытания, воздав всю славу Богу Отцу, Сыну и Святому Духу. Московская святая оставила пример праведной жизни, во время которой следует всегда и во всем отдавать благодарность Всевышнему, независимо здоров ты или немощен, богат или беден.

О чем просить блаженную святую России

Мощи святой Матроны Московской, хранимые в Покровском монастыре Москвы, привлекают тысячи паломников, ибо каждый приходящий получает ответ на просьбу.

Самое надежное оружие против проблем — молитва, с ее помощью Святая Матрона силой своей веры помогала людям.

О блаженная мать Матроно, душею на небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною тебе свыше благодатию различныя чудеса источающи. Призри ныне милостивным твоим оком на насы, грешных, в скорбях, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утеши нас, отчаянных, исцели недуги наши лютыя, от Бога нам по грехом нашим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящаго дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Перед смертью Матронушка оставила свое устное завещание, пообещав всем, кто будет приходить к ее могиле с просьбой, помогать.

В каких случаях помогает молитва у святых мощей? Верующие и неверующие люди приходят в Покровский монастырь с самыми разнообразными проблемами, пройдя тяжелые жизненные испытания. Для некоторых помощь Блаженной — последняя надежда. На искренние и с верой произнесенные молитвы Матронушка отвечает быстро, это подтверждают многие паломники, нашедшие утешение у святых мощей.

Нет специального списка, в котором описаны жизненные ситуации, когда помогает молитва Святой Матроне Московской. В книгах, которые ведутся при монастыре, люди оставляют благодарственные записи, описывая чудеса, дарованные при поклонении около раки блаженной.

Святая Матронушка помогает всем и не имеет значения, насколько важна проблема:

  • болезнь;
  • финансовые неурядицы;
  • измена одного из супругов;
  • исчезновение человека в армии;
  • бесплодие;
  • одиночество;
  • нерадивые дети.

Этот список можно продолжать до бесконечности. Главное правило блаженной целительницы — во всем доверять Богу и отдавать все ситуации в Его волю.

Как взывать к святой Матроне

Молиться Матронушке можно в любом уголке мира, но если есть возможность, то лучше посетить Покровский монастырь в Москве. Выстояв огромную очередь, проведя это время в молитве и покаянии, паломники стараются приложиться к раке, в которой хранятся мощи святой блаженной Матроны Московской.

Важно! В знак глубокого почтения к блаженной целительнице люди снимают верхнюю одежду и оставляют сумки перед тем, как подойти к гробнице.

При желании каждый христианин может унести с собой святыню в виде образка, приложенного к мощам. Прикладывание лбом к ковчежцу является символом человеческих объятий. Дважды перекрестившись, люди читают молитвы, потом делают два поклона и прикладываются к раке, затем снова следует перекреститься и поклониться земным поклоном.

По обычаю в храм приходят с букетами живых цветов, которые потом раздаются всем выходящим из храма верующим.

Совет! Освященные около останков матушки цветы высушивают и хранят за образами. При неизлечимых болезнях лепестки освященных цветов заваривают, как чай. Целебным настоем отпаивают тяжелобольного человека.

Сам Иисус сказал через апостола Матвея (Матв. 33:27-35), что по вере своей каждый человек получит просимое.


Что такое мощи – как правильно прикладываться к мощам святых?

Мощи святых – мы часто слышим это словосочетание, но мало кто задумывается над тем, что же это такое. Между тем, с почитанием святых мощей напрямую связана история становления церкви. Святые праведники и великомученики всегда были примером великого служения делу веры, а после смерти стали предметом трепетного почитания.

Что такое мощи святых?

Людям, не имеющим отношения к религии, не всегда известно, что такое мощи. Слово “мощи” в прямом смысле означает останки, то, что осталось от человека после смерти. Ближайшие родственные слова – мочь, смочь, мощь – обозначают либо возможность совершить какое-то действие, либо большую силу, отсюда, видимо, нужно отталкиваться, когда мы называем мощами останки святых. Великомученики получили святой дар при жизни, особую Божественную Силу – Благодать, могли творить чудеса. Эта сила осталась в них и после смерти.

Что из себя представляют мощи святых – буквально – «останки, способные совершать действие». Действительно, очень часто около мощей святых происходят чудеса. Почему? Как объясняет Церковь, у праведного человека святы и душа, и тело, поэтому церковь почитает мощи как храм, как хранилище и источник божией благодати, которая может изливаться на всякого, кто обращается к нему с молитвой.

Как выглядят мощи святых?

Неверно мнение, что мощи – это исключительно тело, не подверженное тлению. Из чего состоят мощи святых и что значит мощи святых в православии – церковь разъясняет, что почитание мощей не связано с их нетлением, а только с наличествующей в них божьей силе, и отсутствие только телесного тления не является признаком святости.

  1. Во времена гонений Диоклетиана, мучеников за веру сжигали, отдавали зверям на растерзание, и поэтому верующими почитались любые останки – кости, пепел, прах.
  2. Императором Траяном святомученик Игнатий был брошен на растерзание зверям и остались от него только самые твердые кости, которые были благоговейно спрятаны почитателями.
  3. Священномученик Поликарп был зарублен мечом и после сожжен, но пепел и оставшиеся кости были бережно унесены верующими, как священный дар и залог благополучия

Было бы неправильно утверждать, что мощи существуют только в виде разрозненных костей.

  1. Когда были обретены мощи Сергия Радонежского, они оказались нетленны.
  2. У Матроны Московской была поговорка: «Держитесь за мою пяточку, и я приведу вас в царствие небесное». При обретении мощей Блаженной Матроны ее пятка оказалась не тронута тлением.

К лику святых причисляются только те праведники, на могилах которых совершаются многочисленные чудотворения, и только после открытия мощей можно увидеть, в каком виде они сохранились. Как свидетельствует Церковь, многие тела оказываются не тронутыми тлением, но ввиду отсутствия проявлений чудес, эти мощи святыми не признаются. На вопрос, как выглядят мощи, можно дать такой ответ – в широком смысле – это любые останки, в более узком – кости святых.

В чем хранятся мощи?

Что такое «обретение мощей»? Это обнаружение останков праведника и перенесение их в храм. Этот процесс сопровождается особым обрядом, а мощи помещают в специальный ящик, называемый «рака». Если мощи выставлены для почитания, они бывают облачены в парадные одежды, а сам ларец, в чем лежат мощи, изготавливается из ценных пород дерева, благородных металлов, как правило, в форме гроба. Его украшают, покрывают красивыми тканями. По большим праздникам раки выносят из храма. Небольшие раки называются ковчежцами или ларцами. Там находятся частицы мощей.

Чем отличаются мощи от частицы?

Древняя Церковь совершала таинство Причастия в катакомбах на мощах святых праведников. В конце VIII века было установлено, что богослужения могут проводиться только в той церкви, где есть мощи святых. С тех пор в храмах введены антиминсы – освященный плат с прямыми углами, с небольшим зашитым карманом, куда помещается частичка святых мощей. Антиминс должен находиться в алтаре любого православного храма обязательно.

Когда освящение церковного престола осуществляется епископом, там тоже должны быть святые мощи. Они располагаются в специальном ящике под престолом. Это означает, что все богослужения совершаются при прямом присутствии святых. Что такое частица мощей святого – это часть, отделенная от более крупных. Феномен частиц мощей в том, что не имеет значения, какого размера часть – и большая и малая, они одинаково несут в себе Благодать, которой наполнен праведник. Для того и разделяют мощи, чтобы как можно больше людей могло прикоснуться к Божественной Силе.

Что значит – мощи мироточат?

Мироточение известно уже давно. Ведутся ожесточенные споры – что такое миро от мощей. Это жидкость, неизвестным образом возникающая на святынях. Бывает прозрачная, густая, как смола или жидкая, как слеза. Может благоухать, бывает целебным. Анализы, проведенные в лабораториях, показывают, что миро – органического происхождения. В настоящее время мироточат мощи Киево-Печерской лавры, Мироточивые главы – черепа безымянных православных святых. Ученые пока не могут объяснить феномен Мироточивых глав.

Читайте также:  Николай Чудотворец: хранение и перенесение его мощей в Александро-Невскую лавру

Зачем поклоняться мощам?

Церковь утверждает, что Иисус воскрес и духовно, и телесно. Поэтому освящена не только душа, но и тело. Оно становится носителем Божественной Благодати и распространяет эту Благодать вокруг. Традиции поклонения мощам уже очень много лет. Седьмой Вселенский собор прямо говорит, что такое мощи – это спасительные источники, изливающие на достойных Силу Божью через Христа, который в них обитает. Ответ на вопрос – зачем прикладываться к мощам святых прост -посредством прикосновения к священным предметам, мы приобщаемся к Божественной Благодати.

Как правильно прикладываться к мощам святых?

К святым мощам люди прикладываются по разным причинам, кто-то ищет исцеления, кто-то просто хочет прикоснуться к святыне. В любом случае люди надеются на помощь, поддержку. Существует своеобразная инструкция, как прикладываться к мощам святых.

  1. При подходе к святыне нужно дважды поклониться, можно сделать земной поклон. Никогда нельзя задерживать людей, поэтому, прежде, чем поклониться, нужно убедиться, что нет очереди.
  2. Женщины должны быть без косметики.
  3. После поклона можно перекреститься и прикоснуться к раке.
  4. Прочитать молитву, обратиться к святому. Можно попросить совета, рассказать о своей беде, прикосновение к святому предмету – это еще один способ обратиться к богу.
  5. Еще раз перекреститься, поклониться и отойти.

Что просить у мощей?

Люди часто прибегают к помощи святых. На земле всегда есть болезни, страдания. Даже богатый человек, живущий в роскоши, не зная голода, смертен, подвержен унынию и страху. Где найти защиту и утешение, если вокруг такие же люди со своими страхами. В церкви человек может получить успокоение, помощь в своей духовной бедности, укрепление в добродетели. Зачем нужны мощи святых – в них присутствует Благодать, которой они делятся с нами, ведь мертвые святые исцеляют, изгоняют наших демонов. Прикасаясь к святым мощам, мы напрямую соприкасаемся с Божественной силой.

Что такое мощи святых, как их делают и почему почитают

О мощах истинно праведных христиан каждый православный слышал с детства, но что это такое, для чего и нужно ли для верующих знает далеко не каждый. Далее возникают вопросы, как к ним обращаться за помощью, и где хранятся мощи святых.

Мощи святых, в чем их уникальность

Тело после смерти праведного человека превращается в останки, их называют мощами. Мощь — сила, так называли кости в древности, подчеркивая крепость основной части некогда живого тела.

Святые мощи — это останки глубоко верующих людей, причисленных к лику небожителей, которые еще при жизни совершали дела, богоугодные Творцу. Они наделены огромной силой благодати.

Многие прихожане, особенно лично знавшие истинно верующих посланников Божьих, творивших чудеса, в том числе исцеления, отмечаю, что после смерти их мощи помогают приходящим к ним с просьбами.

Православная Церковь почитание мощей святых приняла в 787 году Вторым Никейским собором. С этого времени в Церковных уставах появилось учение, по которому мощи причисляются к носителям благодати и их следует хранить и почитать.

Причин установления, казалось бы, такого странного обычая почитания мощей несколько.

  1. Православные верующие могут наглядно увидеть, что жившие праведной жизнью люди, причислены к лику святых и их мощи не тлеют.
  2. В мирской жизни люди поклоняются бюстам, памятникам великим людям в истории человечества, православные верующие имеют наглядный пример для подражания в виде жизни верных Господу христиан.
  3. Церковь утверждает, что во время молитв незримо присутствует и святой, чьи мощи хранятся в храме.

Если в храме нет хотя бы части святых останков, в нем не проводится Таинство Евхаристии.

Мощи — носители сил благодати, это является одним из оснований глубоких догматов православной церкви, стоящими на Воплощении и Искуплении.

Как выглядят святые останки

По человеческим понятиям к останкам относится либо скелет умершего человека, либо его нетлеющее тело. Это глубокое заблуждение. Многие святые умерли мученической смертью, кого-то сожгли, и остался только пепел, а некоторых растерзали львы, не тронув только определенную часть тела.

Святые мощи — это разные части тела, кости или пепел.

К святым останкам относятся и нетленные тела, самые узнаваемые из них:

  • Сергия Радонежского;
  • Св. Амвросия;
  • Св. Луки и многие другие святые.

Важно! По нововведению седьмого века богослужение в храме можно проводить только там, где хранятся мощи святого, который незримо покровительствует храму и его прихожанам.

Почему не хоронят мощи святых и как их сохраняют

Останки, обладающие чудодействующей силой, не хоронят, а сохраняют в храмовых раках, специальных ящиках, сделанных из дорогого дерева и искусно отделанных резьбой, золотом и камнями. Перенесение останков из места захоронения по церковному обычаю называется обретение мощей.

На престольные и большие церковные праздники рака выставляется напоказ, чтобы каждый человек мог почтить почившего святого и получить от него силу благодати.

Порой святые останки разделяют на несколько частей, чтобы в каждом храме была своя часть мощей.

Церковь подчеркивает, что святость не в самих мощах или их части, а в благодати, исходящей от них.

Нетленные тела — миф или действительность

Нетленные тела святых, испускающие благовоние, ставят и поныне в тупик науку и многих ученых. Ведь по законам Церкви бальзамирование людей запрещено, а тела святых после смерти издают благоприятные запахи, при этом каждое тело пахнет по-особенному.

Египетских фараонов бальзамируют специальными составами, а они все равно издают зловонные запахи. Проведенные исследование показали, что у святых меняется структура тела, так что без Божьего вмешательства такое невозможно.

Церковь в этом явлении видит будущее воскресение людей, как обещано в Библии. Не все святые остались нетленными, но особая благодать дарована останкам святителя Спиридона Тримифунтского и преподобного Александра Свирского.

Святая Матрона — одни из почитаемых в России останков

При жизни Матронушка, как ее ласково называют почитатели, была простой слепой крестьянкой, но очень любящей Бога. Жители окрестных мест заметили, что по молитвам Матроны происходят чудеса. Как говорится в поговорке, не зарастала к ней народная тропа. Не могла народная прорицательница отказать людям в молитве даже тогда, когда заболела, и помогала просящим до самой смерти.

Хранителем мощей св. Матроны стал Московский православный монастырь, куда по-прежнему съезжаются люди, чтобы попросить Матрону:

  • стать заступницей перед Богом в решении спорных вопросов;
  • даровать исцеление;
  • устроить бизнес;
  • освободить от проклятия бесплодия.

Часто приезжаю паломники с просьбами помочь найти что-то или кого-то, пропавших без вести людей.

Молитвы святой Матроне Московской:

Перед тем, как подойти к раке святой Матроны, люди должны пройти небольшое обучение. Нельзя подходить к святым мощам в верхней одежде, ее оставляют извне, вместе с другими вещами и сумками. Можно нести к святой покровительнице только цветы, ними укрыта вся рака.

Прочитав специальную молитву, нужно два раза перекреститься и столько же поклониться глубоким поклоном, руками касаясь земли, только после этого можно целовать священный ящик. После чего повторить обряд наложения креста и поклоны.

О блаженная мати Матроно, душею на небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различныя чудеса источающи.

Призри ныне милостивным твоим оком на нас, грешных, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утеши нас, отчаянныя, исцели недуги наши лютыя, от Бога нам по грехом нашим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящаго дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

По свидетельству людей, побывавших у святой Матроны, ответ чувствуется сразу, если просящий уходит с миром, все будет хорошо. В случае тревоги на сердце, просьба отклонена по причине ненужности или не несущей добра.

Истории похищения мощей

Веруя в великую силу благодати святых останков, ими старались завладеть все. История Церкви хранит несколько свидетельств о похищении мощей. Ярким свидетельством такого действия является история Николая Угодника, который первоначально был похоронен в Мир Ликии.

Моряки всех стран почитают святого Николая своим покровителем, как в прошлые времена, так и сейчас. Барийские мореплаватели в один из заходов в Мир Ликийский порт зашли в храм, где хранились мощи Угодника, связали монахов и выкрали часть мощей, которые были разделены на части и перевезены в разные страны:

Подверглись похищению и мощи апостола Марка, их доставили в Венецию, похитив в Александрии. Из Константинополя на остров Корфу была перевезено тело Спиридона Тримифунтского.

Еще о святых мощах:

Как православной, католической церковью на уровне научных исследований, так самими христианами проводятся исследования подлинности останков. Ярким примером тому служит случай с обретением Церковью останков Серафима Саровского, которые были выкрадены атеистами и хранились в музее атеизма.

Для исследования достоверности была создана специальная комиссия из историков, историков, биологов, подтвердившей, что найдена действительно христианская ценность — мощи преподобного Серафима Саровского.

Важно! Почитание святых мощей Православной Церковью не является случайным, оно основывается на коренных истинах веры и силе благодати, исходящей из останков верных до смерти Иисусу Христу людей.

Люди, верующие в то, что святость души переносится на тело, должны относиться к святым мощам, как примеру подражания. Только верность спасителю, жизнь по Его канонам с благоговением и почитаем Троицы, Богоматери и всех святых дарует вечную жизнь не только душе, но и останкам.

Творец помогает тем, кто ищет встречи с Ним через посты и молитвы. Поклонение мощам без благоговения перед Спасителем является идолопоклонством, что есть большой грех.

Кто и зачем разделяет мощи святых на «частицы»?

В любом храме вы можете найти частички мощей разных святых. Они символизируют собой особое молитвенное присутствие почившего праведника, к которому обращаются с просьбой или благодарностью пришедший в церковь человек.

Кто и когда занимался разделением мощей? Можно ли подтвердить их подлинность, узнать об происхождении?

На эти вопросы и не только отвечает Тимофей Китнис, историк и руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

Зачем нужны мощи?

Мощи – это останки святых, то есть тех, кого Бог прославил после их кончины и чье присутствие в мире верующие постоянно ощущают. Святость Земной Церкви проявляется в человеческом почитании этих людей, в их явлениях живым, в чудесных событиях сопряженных с их участием, в исцелениях и помощи, которые приходят после молитвы им. Останки святого становятся источником божественной силы или, говоря церковным языком, – благодати. Точную формулу почитания мощей, которой придерживается Церковь до сих пор, мы находим в решениях Седьмого Вселенского Собора (787 год): «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает». Свидетельства почитания мощей можно найти уже в Ветхом Завете (4 Цар.13:21). Письменные документы II века подтверждают наличие этой традиции в Церкви еще с древнейших времен.

Церковь непреклонно утверждает – Христос воскрес не только духовно, но и телесно, поэтому христианское богословие всегда говорило о том, что человек должен быть свят во всей полноте своего существа. Освящается не только душа, но и тело. Отсюда вытекает обоснование почитание мощей – человеческая плоть праведника так же освящена благодатью, как и его душа.

Со времен раннего христианства таинство Евхаристии и Причастие Святых Христовых Таин совершалось в катакомбах, на гробницах мучеников, то есть на их мощах. В современной Церкви это Таинство также совершается на святых останках. Так называемый Антиминс, – четырехугольный плат, в который зашивается частица мощей, – всегда в обязательном порядке присутствует на престоле в алтаре любого православного храма. Без него не может совершаться главное христианское богослужение – литургия. Таким образом Церковь указывает на то, что каждая литургия проходит как при видимом участии живых, то есть верующих, присутствующих в это время в храме (Церковь Земная), так и при участии усопших, то есть святых (Церковь Небесная), которые присутствуют не только невидимым образом, но и зримо и ощутимо – в мощах в алтаре на святом престоле

Читайте также:  Где находятся мощи Николая Чудотворца: история перенесения в Бари, доставка в Россию

Нетленность мощей не обязательное условие. О святости человека в первую очередь свидетельствует его жизнь и чудеса, которые происходят по его молитвам. На Афоне, например, мощи – это кости почившего. При этом если тело монаха после его кончины не истлевает это считается плохим знамением – за такого человека начинают усиленно молиться.

Для чего мощи разделяют на частицы?

Феномен разделения мощей состоит в том, что не само по себе тело святого является источником исцеления и чудес, а именно сила Божия, которая в нем живет, на что и указывает Седьмой Вселенский Собор «. И это чрез Христа, Который в них обитает..» . Эта сила неделима.

Любая даже самая маленькая частица позволяет прикоснуться к самому святому и ко всей полноте той божественной благодати, которая пребывает в самом праведнике. Поэтому для того, чтобы как можно больше людей получили возможность прикоснуться к этой Силе, христиане мощи разделяют. Многие из тех, кто удивляется этой традиции, не задумываются о том, что происходит на Литургии. Когда священник раздробляет Тело Христово перед Причастием на частички и опускает их в Чашу, то верующие вкушают не часть Христа, но принимают Его в свою жизнь целиком, и сами, во всей полноте, становятся частью единого, неделимого Тела Христова.

Когда началась традиция разделения мощей?

Это происходило издревле. Документально мы можем проследить такую традицию уже в IV веке, читая дошедшие до нас письменные источники. Вот, например, что говорит на проповеди святитель Иоанн Златоуст (ок. 347 – 407 года): «Святые мощи — неисчерпаемые сокровища и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии (они – Т.С.) разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют своё богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются».

Святыни прятали, переносили, теряли, обретали. Есть мощи, которые до сих пор остаются нетленными (святитель Спиридон Тримифунтский, преподобный Александр Свирский), а есть и те, которые со временем истлели. Чем более велика слава почившего святого, тем больше будет храмов и монастырей, которые захотят себе частичку его мощей. Однако не у всех святых оставались мощи. Иногда случалось так, что после кончины мучеников, язычники уничтожали их тела, сжигая их или выбрасывая в воду.

Существует ли порядок перенесения мощей?

Существует. Этот порядок менялся со временем. И в Византии, и на Руси, и в наше время, как правило, это делалось по запросу епископа. Он отправлял официальную письмо в храм или монастырь другой епархии (церковная административно-территориальная единица) с просьбой отделить часть мощей. Эта просьба рассматривалась и, если была такая возможность, частицу отделяли, после чего через доверенного священника, или торжественным крестным ходом, привозили ее туда, откуда поступил запрос. Затем мощи вставляли в икону, либо для них изготовляли так называемый мощевик или реликварий (вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение) и с благоговением хранили в храме.

Бывали ли случаи, когда мощи выкрадывали?

Саркофаг, в котором находились мощи святителя Николая

Да, такие примеры есть. Самый хрестоматийный из них – перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари. На деле – это было самое настоящее похищение. При этом похитители руководствовались вполне благочестивыми целями. В ту эпоху Византия находилась под постоянной угрозой оккупации турок, и итальянские христиане боялись, что мощи святого в конце концов могут быть подвержены поруганию. Кроме того все мореплаватели средиземноморского бассейна почитали Николая Чудотворца, как своего особого покровителем. Отсюда и возникло желание получить мощи святого в свой родной город. В 1087 году торговый корабль с барийцами причалил к порту Мир Ликийских. Моряки пробрались в храм, в котором покоились мощи святого, и, схватив тамошних монахов, стали допрашивать их, где находится гробница святителя. Один из моряков, – Маттео, – увидев на полу храма мозаику, стал пробивать ее ломом и вскоре обнаружил под ней пустое пространство, где и лежали мощи Николая Чудотворца. Быстро погрузив свое сокровище на корабль, моряки отправились обратно – домой. Уже в Бари частички мощей святителя были направлены в разные места. Одна находится теперь в соборе святителя Николая в Риме, другая во Франции – в Сен-Николя де Порт, третья в Венеции. Похожая история случилась и с «перенесением» мощей апостола Марка из Александрии в Венецию (829 год) и с телом Спиридона Тримифунтского, которое выкрали из Константинополя и привезли на остров Корфу (1456 год).

Существуют ли научные методы проверки исторической подлинности мощей?

Существуют. Один из них – радиоуглеродный метод, с помощью которого можно датировать возраст мощей. Любая органика содержит в себе углероды, которые с момента смерти биологического существа, начинают распадаться с известной скоростью – так называемый период полураспада. Ученые измеряют количество углерода, которое остались у изучаемого объекта и затем сравнивают его с тем, сколько его должно было быть изначально. Таким образом удается определить примерную дату смерти, по количеству распавшегося углерода. Этот метод успешно применили во время исследования главы Иоанна Предтечи в городе Амьен. Он показал, что возраст черепа – около 2000 лет. Существует и антропологический ( Антропология – совокупность дисциплин, изучающая человека, его происхождение, существование и развитие в природных и культурных средах. – Прим. ред.) анализ, который также применялся во время этих исследований. Он определил, что это голова человека между 35-45 годами, а тип черепа – семитский, что дополнительно указывало на подлинность Главы Иоанна Предтечи.

Кроме того может использоваться индивидуальный историко-канонический анализ. Он осуществляется на основе комплекса различных исторических документов и археологических артефактов. В частности такой анализ требуется для того, чтобы подтвердить, что именно этот город, место или епархия имеет особые права на хранение мощей того или иного святого. Например, через такой историко-канонический анализ было подтверждено, что мощи апостолов Петра и Павла действительно были обретены в Риме, а значит этот город является «родиной» этих святых мощей. Но подобный анализ не всегда представляется возможным. За 2000-летнюю историю существования Церкви, со всеми потрясениями, падениями империй, крестовыми походами и прочими событиями, определить путь той или иной святыни подчас крайне затруднительно. Иной раз исследователи обладают только лоскутками косвенной информации, с помощью которой можно хоть как-то восстановить историю мощей.

Однако важно отметить, что церковное сознание всегда полагалось на свидетельства своего Предания, и такое доверие было оправданным. Все данные научных исследований всегда рассматривались как вспомогательные аргументы, никак не определяющие вопроса о подлинности мощей. В научных кругах долгое время подвергались сомнению многие персонажи и места из Священного Писания. Археологические открытия же XX века большую часть этих сомнений рассеяли. А что будет открыто завтра неизвестно, но Церковь знает своих святых лучше, чем кто либо другой, пусть он и будет держать в руках лупу или измерительный прибор. Для Церкви принципиальным остается только одно свидетельство – признание подлинности мощей самой Церковью через решения церковных соборов и народное почитание.

Проводят ли сами христиане исследования мощей?

Фото Романа Яровицына

Да. Католики, после Второго Ватиканского Собора (1962 – 1965 года), создали целую комиссию, которая должна была определить подлинность всех мощей и реликвий, хранящиеся в монастырях и храмах. За 10 лет были перепроверены все документы, по возможности восстановлена история каждой святыни. В результате проведенная работа отделила те мощи и святыни, чье происхождение и подлинность документально подтверждена, от тех, которые мы можем почитать только верой.

Такие исследования знает и Православная Церковь. Например, в этом году празднуется 25-летие второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, которые были похищены властями в Советский период. Тогда надежды найти его святые останки почти не осталось. Когда в 1990 году поступила информации о том, что возможно в Музее атеизма и религии эти мощи все таки найдены, то была создана комиссия которая провела антропологический и историко-канонический анализы. В результате было достоверно установлено, что найденные останки – мощи преподобного Серафима Саровского. Постоянно появляются противоречивые свидетельства об исследованиях останков Царской семьи.

Важно отметить, что ни в случае с известной католической комиссией, ни в случае научных исследований мощей по запросу Русской Православной Церкви их результаты не были и не могут быть основанием для решения вопроса о подлинности мощей. Последнее, определяющее слово всегда остается за самой Церковью, только Она сама хранит в себе святость и может распознавать ее.

На заставке фрагмент фото Владимира Ештокина.

В чем хранятся и что это такое мощи святых

В православной традиции принято поклоняться мощам святых, то есть останкам различных подвижников, которые чудесным образом сохраняются и не разлагаются на протяжении многих лет. Рассмотрим далее, что такое мощи святых, в чем состоит их назначение, как они почитаются и различные интересные факты об этом.

Телесное и духовное

Святые являются лучшим примером веры и победы духа над плотью.

Этому есть и фактические подтверждения, в частности нетленные мощи, которые остаются сохранными на протяжении многих лет.

Этот факт объясняется именно святостью и ничем иным, никакого другого объяснения практически и не существует.

К примеру, какие объяснения могут давать Википедия, ученые и другие источники:

  • сохранность мощей объясняется параметрами почвы, условиями захоронения, приводятся доводы относительно особой почвы, которая пропитывает и сохраняет останки.
    Тем не менее есть множество примеров, когда в такой «чудесной» почве рядом хоронят простого человека и святого, останки первого стремительно разлагаются, а второго – остаются полностью невредимыми;
  • количество влаги – другим объяснением служит многолетнее постничество и иссушение (в буквальном смысле) плоти, которое может способствовать меньшему разложению, но все же это не объясняет, почему некоторые тела не тлеют на протяжении многих веков;
  • использование воскомастики или мира – нередко мощи разделяются на небольшие кусочки, которые хранят и перевозят в мощевиках, при этом периодически смазывают специальной смесью под названием воскомастика, а при освещении храма мажут миром.
    Некоторые считают это обманом, но они забывают про останки, пролежавшие более века нетленными и только потом обнаруженные.

Обратите внимание! Воскомастика – смесь из сочетания воска и мастики.

Если не брать во внимание доводы и аргументы, которые легко опровергаются, то единственным объяснением является чудо. Феномен, который выходит за рамки привычного понимания действительности и закономерностей этого мира. Существует вполне логичное объяснение, что такое мощи, исходя из православной концепции.

Обратите внимание! Нетленность не является требованием для канонизации православных святых, то есть она может быть признаком святости, но также святой вполне может быть канонизирован и без наличия его нетленных останков.

Схема выглядит примерно следующим образом:

  • человек на протяжении земного пути взращивает в себе праведность, изнуряет плоть и возвышает дух;
  • и тело и дух меняют собственные характеристики, обретается так называемая святость;
  • плоть перестает быть просто тварным созданием, которое подчиняется законам природы и действует в соответствии с ними, а становится храмом Святого духа;
  • благодать к такому человеку нисходит от самого Господа;
  • по отходе такого человека в мир иной, тело продолжает оставаться божественным сосудом и остается в мире в назидание о дальнейшем воскресении, чтобы показать пример божественной благодати, которая даже временные вещи может возвысить до вечности.
Читайте также:  Где находятся мощи Серафима и как их найти мощи Саровского в Москве?

Эта схема является краткой и даже в какой-то степени поверхностной, существуют целые книги, которые объясняют, почему мощи святых не тлеют и каков механизм этого процесса.

Интересно!Александро Невская Лавра: время осмотра мощей Николая Чудотворца

На самом деле речь зачастую идет именно о механизме, хотя он и относится к религиозной практике. По сути, достигнуть нетленности своих мощей может и простой православный.

Для этого нужно следовать наставлениям, которые оставили святые:

  • иметь строгий распорядок и укрощать плоть;
  • стяжать дары святого духа;
  • очищать душу и стремиться к Господу всем своим существом.

Проще говоря, если следовать известным методам, то появятся и желаемые результаты — этот факт подтверждается наличием многочисленных нетленных мощей святых.

Причины нетления

Следует сделать весьма значимую ремарку, которая относится к сохранности тела после отхода души. Не только тела праведников могут сохраняться, но людей, отлученных от церкви.

Различие заключается в том, как выглядят останки:

  • святые источают благоухание, смотреть на них приятно;
  • грешные – источают тлетворный неприятный запах и отвратительны на вид.

Плоть святых является храмом духа и в какой-то степени даже божественным даром, чудом, которое остается в этом мире, чтобы укрепить веру и возвысить, помочь. Трупы грешников не принимаются даже землей, и остаются как символ греха. Считается, что эти души не могут обрести покоя.

Важно!Когда читают правило Василия Великого от осквернения женщин

К слову, в некоторых других религиозных традициях разложение тела связывают с освобождением души от него и возможностью дальнейшего пути.

В индуизме, например, останки покойных по большей части кремируют, чтобы душа человека более не имела привязанности к прежнему бренному телу и могла двигаться дальше.

Таким образом, тут есть нечто общее.

Если исходить из этой концепции, то православные грешники, которые остались с нетленными телами, испытывают весьма тяжелые мытарства по окончании земного пути и таким душам трудно отыскать покой, только по молитве других и благодати.

Существует пример самомумификации из буддийской практики. Монахи одного ордена за много лет до ухода в мир иной начинают готовить свою плоть: придерживаются определенной диеты, выполняют специальные практики, в том числе и сугубо физические.

В итоге тело становится сухим, как бы лакированным (благодаря диете), и после ухода души уподобляется мумии. Тем не менее в православии отсутствуют такие практики и специально никто не готовится к упокоению подобным образом.

Интересно!Почему акафист Ангелу Хранителю нужно читать по понедельникам

Почитание в православии

Что значит мощи. В отличие от икон, их почитают немного по-другому.

Если святые образы являются неотъемлемым инструментом духовной практики, как бы окном в другой мир, который позволяет возвышать дух, то нетленные останки становятся только подтверждением веры.

Мощи возможно использовать для молитвенного обращения или почитания, но они не могут быть элементом ежедневной религиозной практики.

Познавательно!Где находится икона святых Петра и Февронии и в чем она помогает

Тем не менее, они занимают центральное положение в различных элементах бытия церкви, хранятся мощи святых бережно, с почтением.

Храмы закладывают с кусочками мощей у основания и посвящают выбранному святителю. Нетленные останки блаженных старцев регулярно возят по разным городам, дабы верующие могли поклониться и получить исцеление.

С седьмого века существует уклад о возведении храма только после закладки в его основание частицы мощей. Служба ведется как бы не только в присутствии живых людей, но и представителей мира иного, тем самым устанавливается связь времен, укрепляется традиция.

Обратите внимание! Изначально сами мощи не считаются чудотворными, хотя являются чудом.

Почему мощи святых не хоронят, вполне понятно. Они источают благодать, излечивают от недугов.

Когда зафиксированы факты исцеления или каких-то других чудес по молитве или после прикосновения к частице, то она получает статус чудотворной и начинает использоваться верующими не просто для почитания, но и для получения помощи.

В качестве примера можно привести мощи святой Матронушки, которые сейчас имеются в храмах многих России.

Совсем недавно эта святая обитала в столице, несмотря на собственные недуги, исцеляла и являла дар прорицания. Блаженная матушка Матрона является одной из наиболее известных православных святых современности, пользуется огромным почетом и уважением среди православных христиан.

Чтобы увидеть мощи святой Матроны и прикоснуться к ним, верующие регулярно выстраиваются в огромную очередь, и поток этот не иссякает. По окончании своего земного пути святая продолжает нести благодать Божию верующим.

Внешний вид

На фото можно наблюдать самые различные варианты:

  • небольшой кусочек, иногда даже не понять, что это какие-то останки, реликвия хранится в специальной шкатулке и может быть видна частично или вообще не видна, люди просто знают о наличии кусочка тела святого;
  • кости – нередко сохраняется только скелет, часто речь идет об останках мучеников, которых сжигали или истязали их плоть другими способами, после этого ничего помимо костей не могло остаться;
  • тело – нередко оно остается практически полностью нетленным и выглядит застывшим, характерным примером являются останки Сергия Радонежского, которые сохранились практически полностью. Часто остаются нетленными тела иноков, которые совершали аскетические монашеские подвиги.

Этимологически понятие «мощей» приближено по значению к слову «кости», изначально этим термином указывалось именно на останки костей, которые всегда в любом варианте остаются нетленными и в дальнейшем могут использоваться для почитания.

Чудеса, творимые этими предметами, хотя и относятся к нашему материальному миру, но несут благодать из мира иного. В этом и есть удивительное свойство мощей, которое делает различие между ними и простыми останками.

Почему мощи не хоронят, а размещают открыто в специальных емкостях и предлагают пастве для поклонения в праздники. Ответ простой: причиной являются чудесные исцеления и помощь верующим.

Православные находят в них утешение и надежду, могут положиться на молитвы святых и заступничество Господа. Поэтому у православных не отнимают такую возможность, а наоборот способствуют распространению поклонения мощам.

Нередко даже обычные не воцерковленные люди способны ощутить благодать, находясь поблизости от нетленных останков.

Полезное видео

Подведем итоги

Мощи – подтверждение окончательной победы духа над плотью, прославление подвига Христа. Этот феномен не объясним доводами ученых и скептиков, но понятен каждому верующему.

Что такое святые мощи и почему их почитают

О феномене нетления мощей бытовало множество различных мнений. Кто только не изучал это явление, какие только гипотезы не выдвигались.

Православная Церковь, в отличие от ученых, никогда не сомневалась в подлинности мощей. И сегодня мощи святых угодников свидетельствуют миру об истинной вере, истинной Церкви, являясь неоспоримым доказательством Божьей любви.

О традиции почитания мощей Православной Церковью рассказал митрополит Антоний (Паканич).

– Владыко, нетленные мощи святых – свидетельство жизни вечной для верующих и загадка для учёных. Даже скептики не могут отрицать, что это настоящее чудо. Что значит поклоняться мощам? И когда начали почитать мощи?*

– Традиция почитания святых мощей проистекает из веры христиан в обόжение человека, начинающееся еще здесь, во временном мире. Плоть человека, исполненного Святого Духа, по отшествии души сохраняет свою святость – об этом знали еще люди, жившие до Рождества Христова, о чем свидетельствует ветхозаветная Книга Царств. В ней повествуется, как умерший человек воскрес от прикосновения к мощам пророка Елисея (4 Цар. 13:21).

В новозаветное время христиане убедились на собственном опыте, что Дух Святой может действовать даже через вещи, принадлежавшие святым людям. Так, книга Деяний апостольских рассказывает о том, что когда на больных возлагали платки и опоясания апостола Павла, у них прекращались болезни и из них выходили злые духи (Деян. 19:12).

Вся история Церкви преисполнена свидетельств благодатных действий Святого Духа через часто нетленные мощи угодников Божиих. Нетление святых мощей – не только исполнение ветхозаветного пророчества «Не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:10), но и напоминание о будущем всеобщем воскресении мертвых и вечной жизни.

Древние христиане с опасностью для своей жизни собирали останки святых мучеников и благоговейно их хранили. Позже эти мощи полагали в основание церквей. И в наши дни в каждом православном храме Божественная Литургия совершается лишь на мученических мощах. Благоговейное почитание мощей является, по святоотеческой мысли, основанием для наших молитв ко святым, которые всегда могут испросить у прославившего их Бога исполнения наших просьб. Исходя из такого опыта Церкви, отцы Седьмого Вселенского Собора называли святые мощи спасительными источниками, изливающими благодать на немощных.

Почитая святые мощи, мы не поклоняемся им, как поклоняемся Богу, но почитаем, как сосуды Святого Духа, Который стяжали святые еще при жизни и Который действует и поныне через их святые мощи. Подлинное же почитание святых мощей таково, как и почитание угодников Божиих: молитва, соединенная с подражанием жизни тех, кто подражал Христу (1 Кор. 4:16).

Печерские святые, чьи дни памяти приходятся на Рождественский пост

Богатыри – не мы!

В 1643 году преподобный Илья Муромец был причислен к лику святых и стал одним из 69 угодников Киево-Печерской Лавры. 1 января – день памяти святого.

При исследовании мощей преподобного Ильи Муромца в 1988 году ученые обнаружили поразительные факты: Илья «тридцать лет и три года», как и повествует предание, вообще не мог ходить. По заключению исследователей, причиной тому был туберкулез костей и полиомиелит, что спровоцировало паралич ног. Также ученые подтвердили, что это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. В XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким. На костях преподобного ученые обнаружили следы многих битв – множественные переломы ключицы, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. А смертельным для него, видимо, стало сквозное ранение грудной клетки острым предметом.

Через пост – к Богу

Преподобный Иоанн Печерский, постник, подвизался в Киево-Печерском монастыре в XII веке и погребен в Ближних пещерах. Память святого чтим 20 декабря.

Мощи преподобного Иоанна Постника открыто почивают в Ближних пещерах. Обстоятельства жизни его не описаны в памятниках Лавры.
Прозвание Постник, данное преподобному Иоанну, говорит о том, что строгий пост был путем, которым он приблизился к Господу.

Образ жизни – затвор

Киево-Печерский патерик рассказывает, что Афанасий Затворник был монахом строгой жизни, заболел и умер. Тело его омыли, приготовили к погребению, но так как он был очень беден, то монахи в небрежении не похоронили его, оставив лежать в кельи.

Ночью игумену было видение, и некто сказал ему: «Человек Божий этот второй день лежит непогребенным, а ты веселишься». Придя в келью, игумен с братией увидели, что Афанасий сидит живой и плачет. На вопросы о случившемся он ответил:

«Во всем слушайте игумена, во всякое время кайтесь, молитесь Господу Иисусу Христу, пречистой его Матери и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы окончить вам жизнь здесь и сподобиться погребения в пещере со святыми отцами. Вот три самые важные вещи из всего, если только исполнять все это по чину, не возносясь. Более не спрашивайте меня ни о чем и молю вас простить меня».

После этих слов он ушел в пещеру, стал затворником и ни с кем не разговаривая прожил в ней 12 лет — «плакал беспрестанно день и ночь, ел немного хлеба и чуть-чуть пил воды, и то через день». Скончался Афанасий около 1176 года и был погребен в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерского монастыря. После смерти прославлен как чудотворец.

День памяти святого – 15 декабря.

*Свв. отцы проводили четкое различие между поклонением, которое можно воздавать только Богу, и почитанием, совершаемым по отношению ко всякой святыне – иконам, мощам и т. п.

Ссылка на основную публикацию