Псалом Давида 108: Отмщение врагам
Нет в мире человека, который бы хоть раз в жизни не встречался с врагом, обидой, злословием. Одни начинают в этот момент строить планы мести, другие обращаются к Богу, отдавая всю месть на суд Творца. Так поступал и царь Давид, когда его гнали и пытались убить.
В период изгнания и преследования Саулом, Давид, муж по сердцу Бога, написал псалом 108 «Отмщение врагам», в котором выразил все свои эмоции в отношении врага. В этом прошении звучит безнадежность и хвала Бога, беспомощность и вера в Грядущего, жажда мести и милосердие.
Псалом 108
«Боже хвалы моей! не премолчи, ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные;
говорят со мною языком лживым; отовсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины;
за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь; воздают мне за добро злом, за любовь мою ненавистью.
Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.
Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;
да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой;
дети его да будут сиротами, и жена его вдовою;
да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих;
да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;
да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;
да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде; да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;
да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле, за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его; возлюбил проклятие, оно и придет на него; не восхотел благословения, оно и удалится от него; да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его; да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.
Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!
Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня, ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.
Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу. Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука. Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами.
Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей, да познают, что это Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это.
Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется.
Да облекутся противники мои бесчестьем и, как одеждою, покроются стыдом своим. И я громко буду устами моими славить Господа и среди множества прославлять Его, ибо Он стоит одесную бедного, чтобы спасти его от судящих душу его.»
История написания псалма «Отмщение врагам»
Во времена царя Давида шли постоянные войны, убийство врага считалось доблестью, и никто не говорил о любви к ближнему своему. Давид знал и слышал Бога, поэтому он просил Всевышнего наказать врагов, ищущих его смерти.
Статьи в дополнение:
В основу Давидовой молитвы лег перечень проклятий, которые даны во Второзаконии, в 28 главе.
Давид был рукоположен на царя, будучи простым мальчиком-пастушком овец, который верой в силу Всемогущего Бога победил великана Голиафа. Саул, очарованный божественной игрой Давида на музыкальных инструментах, во время которой все злые силы оставляли израильского царя, сделал пастушка своим воином. Кроткий и верный юноша вызывал зависть Саула, он неоднократно хотел убить Давида, но Господь хранил того.
Читая суровую песнь 108, следует знать, что Давиду дважды представлялась возможность убить Саула, но он не поднял руки на царя.
«Героем» воззвания мог быть и Доик, еврей, предавший Давида и 300 священников, которые были казнены.
Пророческий смысл 108 псалма
Давидов псалом наполнен пророчествами.
Если посмотреть на него со стороны столетий, то в самом муже Божьем легко находим прообраз Иисуса, который был предан Иудой, как Давид Доиком. Реки крови текли во время казни 300 священников, так и во времена раннего христианства последователей Христа ожидала кровавая расправа.
Сбылись слова пророчества о целом народе: «Да будут сыны его сиротами, а жена — вдовой», когда в 63 году после восстания евреев римляне убивали мужчин, а женщин и детей выгоняли из домов, обрекая на голодную смерть.
Давид предусмотрел бедствия, которые ожидали евреев. «Да воспомянется беззаконие отец его пред Господом, и грех матери его да не очистится». Отец — народ, согрешивший в пустыне, мать — евреи, распявшие Иисуса Христа.
Видя жестокие слова пророческого послания, некоторые злые люди потирают от радости руки, что накажут обидчиков Божьими силами, забывая при этом об иносказательном смысле молитвы Давида и его пророческой силе.
Не многие люди, требующие наказания обидчикам, узрев название «Отмщение врагам», стараются узнать, как читать и понимать 108 псалом.
В какие моменты следует обратиться к 108 псалму
Каждый день нас ожидают какие-то неприятности, будь то ссора с близкими людьми или хамство в общественных местах, не говоря уже о враждебных отношениях. Возмущенная душа жаждет отмщения, тогда христиане хватаются за песнь Отмщения.
Каждое слово, благословенное Богом, имеет силу. Следует правильно понимать смысл Давидовой молитвы, чтобы не навлечь на себя все те проклятия, которые будут произноситься в молитве.
Человек сам испытывает себя, неся ответственность за произнесенные слова проклятий. Следует четко уяснить степень вины грешника.
Весь суд отдают Богу, читая псалом 108, если грешник:
- кощунствует;
- не идет ни на какое примирение;
- не принимает увещеваний священника.
Внимание! Приступая к чтению псалма, направляя его действие на определенного человека, смотрите, не возводите ли вы напрасное обвинение. Возможно, ваша обида слишком мелочна, чтобы обращаться к Всевышнему, дабы потом не пожать сказанное в своей жизни.
Как правильно читается псалом 108 в православии
Перед началом прочтения послания «Отмщение» следует успокоиться, изгнать из сердца гнев и обиду, прочитать «Отче наш», Трисвятое.
Приступая к чтению псалма относительно какого-то человека, замрите в тишине и еще раз подумайте, насколько велик нанесенный вам ущерб, чтобы посылать на человека страшные проклятия.
При принятии решения осознайте, что если человек окажется невиновен перед Богом, все проклятия вернуть к вам. При произношении суровых слов 108 песни Псалтыря не стоит злорадствовать над грешниками, а лучше благодарить Бога за дарованную милость отдать все на Его суд.
В христианские праздники, по воскресеньям нельзя читать суровые проклятия.
Не манипулируйте Богом, псалом — не порча, это передача суда в Божьи руки, Только Господь решит, когда и как наказать грешника. О смысле 108 псалма ведется непрестанное рассуждение в христианском мире, о нем писали и святые.
Иоанн Златоуст подчеркнул, что причиной бедствий в своей жизни являются сами люди в момент отступления от Господа.
Афанасий Великий предупреждает, что словами Давида описаны наказания Бога, которые могут постичь каждого.
Об использовании песни «Отмщения» в качестве колдовского проклятия говорит святой Феофан Затворник, взывая к мудрости, чтобы не подпадать нечестивых колдунов.
Совет! Современные священники на основе жертвы Христа призывают в первую очередь разобраться с преступлением, совершенным против человека, и попробовать простить обидчика.
Для чего произносят псалом 108 Отмщение врагам и как правильно его читать
Псалтырь активно используется на церковных службах и может читаться индивидуально с различными целями, в частности для развития веры. Особенно ярким является псалом 108 Отмщение врагам. Как читать его, рассмотрим далее, изучим исторический контекст написания и его значение для верующих.
Суть псалма
Рассматриваемый текст относится к авторству великого псалмопевца Давида, который в своих воззваниях к Господу выражает глубокий опыт веры и устремленность души к Небесам.
С одной стороны, псалом 108 для самого Давида имел вполне актуальное значение: как говорят многие толкователи его творчества, речь идет в основном о проклятиях для идумеянина Доика, бывшего пастухом царских стад Саула, который в свою очередь всячески притеснял Давида.
С другой стороны, он является пророческим, так как говорит о временах грядущих, приходе Христа, Его искушениях сатаной и предательстве людей.
Важно! Когда нужно читать благодарственную молитву Господу Богу нашему за помощь
Для того чтобы ввести читателя хотя бы в минимальное понимание сути, рассмотрим построфно псалом 108 Отмщение врагам и кратко разберем значение каждой его фразы.
- 1 – Автор просит принять его хвалу Господу.
- 2, 3 – Под устами грешника понимается речь самого дьявола, а устами льстивого называются слова Иуды, если толкование рассматривается в пророческом смысле.
- 4, 5 – Указание на фактическое отсутствие у врагов причин чинить различный вред, подобно и дьявол не имел причин роптать на Господа, но впал в зависть и гордость, в связи с чем стал ложью этого мира.
- 6, 7 – Искушения Христа клеветником, то есть дьяволом, также речь может идти об Иуде и его предательстве, которое дано самым большим клеветником, то есть Иудой. Во второй части говорится о молитвах и взыванию к Господу на Суде. Даже Иуда станет потом молиться от страха, но его молитва будет грехом, так как не будет соответствовать истине, а станет только последствием страха. Помимо этого тут рассматривается и возможность греховной молитвы как таковой. Речь может идти и о язычниках и об иудейской молитве, не признающей Христа, и молитвах, которые омрачаются земными помыслами.
- 8–16 – Тут перечисляются различные проклятья, которые и принесут возмездие тому, кто «не подумал он оказать милость и преследовал человека бедного, и нищего».
- 17–19 – Обречение супостатов на проклятье и отвращение от них благодати.
- 20 – Тут опять сочетается и исторический контекст, и общий для всех верующих. С одной стороны, речь идет о самом Давиде, которому приходилось слушать множество лжи относительно самого себя от различных клеветников. С другой стороны, – обо всех гонениях и лжи, которым подвергаются угодные Господу. Собственно, сам Христос был всячески осуждаем фарисеями и другими людьми, народ предпочел Ему разбойника, на Него многие роптали. Сам Христос в одной из заповедей блаженства говорит: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня … так гнали и пророков, бывших прежде вас». Поэтому всякого, кто посягает на преданного Господу, ожидает суровая расплата.
- 21, 22 – Упование только на Господа и призывание Его милости, смирение перед Его волей.
- 23–27 – Просящий говорит о бренности своего тела, которое подвергает подвижничеству, и при этом уповает только на помощь Господа, ибо более не существует вариантов для упования. Помимо этого тут указывается на гонения самого Давида, которого «гонят как саранчу», то есть которому приходилось много скитаться.
- 27–31 – Разграничение между людским мнением и благословением Господа, которое признается более ценным и подлинно истинным. Описывается конечный исход, который принесет собой устыжение людей, которые клеветали на праведника и снисхождение благодати на него.
Практически каждый, кто читал эти строфы, понимает многогранность и многослойность данного произведения. Множество эмоций и надежд заключено в нем, содержание включает в себя и конкретное описание нужды отдельного человека, и пророчество, и общий контекст трудностей, которые могут испытывать верующие.
Обратите внимание! Нужно оценивать разбор псалма в том числе и в историческом контексте. К примеру, когда речь идет о различных проклятьях на потомков, то следует осознавать восприятие людей ветхозаветной эпохи. Тогда детей считали практически полными наследниками характера родителей, поэтому плохие люди могли родить только плохих детей. Таким образом, автор и призывает проклятия для неправедных потомков, которые (как считалось) неминуемо продолжат дело их родителей.
В этом мире, где по попустительству Господа действует сатана, можно ли надеяться на справедливость? Подобное является просто невообразимым, так как земной мир является пространством для воспитания и развития души, которая выбирает, куда ей двигаться. Праведник выбирает путь к Небесам, ведь только там свобода от всего земного и возможность не соприкасаться с происками дьявола.
Испытания, которые предстоят верующему на протяжении его земного пути, могут быть весьма трудными. Поэтому всегда следует сохранять веру и надежду, уповать на божественную справедливость. Вот для чего читают эти строфы, для того чтобы хранить веру, сохранять стойкость и иметь уверенность в поддержке Господа.
Познавательно! Смертные грехи: что такое гордыня и как с ней бороться
Использование псалма верующими
Нередко псалом 108 Давида используется верующими для того чтобы получить какое-то возмещение ущерба или моральное удовлетворение. Этот набор фраз многими воспринимается как своеобразное заклинание, которое способно призвать Господа помогать в ваших делах и при этом исходя только из вашего личного мнения. Конечно, в таком мнении есть немало негативного и грешного:
В подобном отношении никакой любви и много грехов. Поэтому нужно разобраться, как читать этот материал, для того чтобы достигать подлинной цели веры. Тем более нужно различать иудаизм и христианство.
Изначально эта история относится к Ветхому завету, то есть временам, когда люди только ожидали прихода Спасителя, когда на земле отсутствовали Его заповеди любви и когда люди не имели возможности Спасения в связи с собственной грешной природой.
Если говорить кратко, то времена были суровыми и не только в сугубо материальном смысле, но и в духовном, люди элементарно имели меньше надежды и меньше возможностей для поиска духовной опоры, которую со временем верующие обрели во Христе.
Обратите внимание! Использовать писание для различных магических и оккультных практик вдвойне плохо, даже несознательно. Поэтому лучше всего вообще не использовать чтение подобных псалмов как способ достичь какого-то воздействия на других людей. Как известно, Христос наставлял любить и молиться за всех, особенно за собственных врагов.
Если говорить о современном использовании, то наиболее оптимальным вариантом является защита от врагов: псалом даже изначально был создан царем Давидом как призыв уберечься от различных непотребств и беззаконий, творимых его супостатами. Поэтому, по сути, является способом обратить на себя внимание Господа и призвать Божественную справедливость, то есть восстановить порядок в этом мире. В целом, подобные намерения являются благими.
Интересно! Библейские легенды: кто такой Люцифер по Библии
Поэтому стоит ясно различать собственные намерения вредить другим людям или получить какую-то личную выгоду от устремленности к получению справедливости. Также, безусловно, не нужно рассматривать псалом 108 «Отмщение врагам» как подобие заклинанию из магии вуду, которое позволяет навести порчу на другого человека или сделать нечто подобное. Такое отношение является совершенно неподобающим для православного.
Почему содержание гневное
Изгнанник Давид, который является автором этого одного из наиболее ранних псалмов, описывает гневные переживания в этих строфах. Многие могут считать такие чувства относящимися сугубо к личным воззрениям, но нужно знать и некоторые другие подробности. На самом деле «трудами» идумеянина Доика истреблялись иудейские священники, и об этом тоже страдает автор этих строф.
Некоторые верующие видят в этом тексте чрезмерное количество гнева и, скажем так, негатива, которые могут даже немного мешать взращиванию в себе любви. Тем не менее, не следует смущаться этой молитвы, которая может произноситься, например, на службе. Человеческий ум ограничен, и не многое доступно нашему пониманию, поэтому когда молитва из Писания не соответствует вашему умонастроению, следует относиться к этим словам спокойно и считать записанным Словом Божием, которое не всегда может быть понятным, но имеет какой-то глубокий смысл.
Познавательно! Молитва Символ Веры: полный текст на русском языке
Каждому верующему нужно понять причины, почему эти строки являются такими гневными, содержат отзывы божественного благословения от неверных и призывают такое существенное количество проклятий. Автор соотносит собственную волю с волей Господа. Точнее, он говорит о подчинении этой воле, и его дела не отличаются от воли Господа, поэтому гонения воспринимаются так болезненно.
Священники тоже выполняли служение, но в итоге оказались мучениками от человека, который никому не давал благословения, то есть от Доика. Подобное бывает в этом мире, когда страдают люди, творящие добро, и пребывают в спокойствии люди, которые приносят остальным вред.
Полезное видео
Подведем итоги
В завершение отметим, когда следует читать строфы псалма. Как правило, его чтение выполняется на службах по крупным праздникам. Верующие могут включать его слова и в собственные молитвы, особенно в трудные минуты. Лучше всего читать на староцерковном, но иметь понимание на русском, зная перевод всех слов. Выучить полностью поначалу довольно трудно, даже на службах священниками чаще всего используется Псалтырь.
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Псалом 108 «Отмщение врагам»
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Молитвы и прочие прошения направлены на достижения определенных целей. Бывает такое, что некоторые люди доставляют нам большие неприятности. Для того, чтобы справится с ними можно использовать псалом 108 «Отмщение врагам». Его применяют в том случае, если уже ничего не помогло перед тем.
Суть песни Псалтыри
Еще до того, как православие сформировалось как религия, такой текст использовался с целью наказания злых людей и воздание им по заслугам. Изначально его предназначение было направлено на наказание предателя Иисуса Христа – Иуды. Часто также он мог быть использован для наказания преступников, до которых не смогло добраться правосудие.
Но все со временем изменяется. Не стало исключением и значение данного текста. В наше время священнослужители все чаще просят примерится с враждующей стороной и только если не получится, то постараться простить и понять обидчика. Но если враг все никак не останавливается, то можно применить псалом Давида 108 «Отмщение врагам».
Как читать правильно
Перед тем как приступить к чтению псалмов, стоит придерживаться некоторых правил:
- Изначально убедитесь в том, что есть действительно большой грех. Порой под определенными эмоциями мы неправильно воспринимает информацию. Хорошо подумайте о том, не слишком ли незначительна обида для того, чтобы обращаться за помощью к Господу.
- Стоит осознавать то, что просьба о наказании невиновного будет иметь такое же применение и к тому, кто этого просит.
- Читать его стоит только после того как не принесли положительного результата ни прошения о защите от врагов, ни о здравии.
А так же, прежде чем приступить к чтению песни Псалтыри, стоит ознакомится с некоторыми нюансами о том, как читать псалом 108 «Отмщение врагам». Запомните самые важные правила:
- Проводить обряд стоит над фотографией обидчика. Если ее у Вас нет, то напишите имя на листе.
- Наибольший положительный эффект отмщения можно получить в случае чтения на еду или личную вещь врага.
- Если у Вас сразу несколько врагов, то читать текст стоит на каждого по отдельности.
- Запрещено чтение по воскресеньям и в большие православные праздники.
Ничего не сказано по поводу того, сколько дней стоит проводить подобный ритуал. Вы сами увидите этот момент, когда Ваши враги получат по заслугам. Стоит запомнить то, что Вы призываете Господа Вам помочь, а не накладываете порчу. Таким образом Он сам будет выбирать подходящую кару.
Не стоит забывать также и о том, что за все в жизни приходится расплачиваться. Так что хорошо подумайте перед тем как прибегнуть к такому действию.
«Боже хвалы моей! не премолчи, ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым; отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины; за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь; воздают мне за добро злом, за любовь мою ненавистью.
Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.
Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;
да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой;
дети его да будут сиротами, и жена его вдовою;
да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих;
да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;
да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;
да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде; да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;
да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле, за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его; возлюбил проклятие, оно и придет на него; не восхотел благословения, оно и удалится от него; да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его; да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.
Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою! Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня, ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне. Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу. Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука. Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами.
Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей, да познают, что это Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это.
Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется.
Да облекутся противники мои бесчестьем и, как одеждою, покроются стыдом своим. И я громко буду устами моими славить Господа и среди множества прославлять Его, ибо Он стоит одесную бедного, чтобы спасти его от судящих душу его.»
Храни Вас Господь!
В этом видео Вы услышите чтение 108 песни Псалтыри для наказания обидчиков:
Псалом 108
В еврейский, греческой и латинской Библиях псалом приписывается Давиду и нет ни в содержании псалма, ни построении его и языке оснований, по которым бы могло оспариваться происхождение от указанного в надписании лица.
Давид в псалме указывает на несправедливость преследования со стороны врагов и на их жестокость (Пс.108_3–4); особенно же выделяет из среды их одного, который занимает видное положение надзирателя ( “епископ а» – Пс.108_8 ст. в греческой Библии и Вульгате) и на которого он молит от Бога суда. Под указанным лицом можно разуметь Доика, идумеянина, надзирателя над стадами Саула, лицо, к нему близкое, прославившееся доносами на Давида и убившего священников в Номве, где скрывался Давид ( 1Цар. 22:6–19 ), т. е. псалом написан во время гонения от Саула. Весь псалом представляет изображение Давидом тяжести своего положения, как несправедливо и жестоко преследуемого праведника, и молитву к Богу как о возмездии Доику, за его предательство и предумышленную жестокость отношений к невинным страдальцам, так и о своем спасении.
Боже! Услышь мою молитву о помощи, так как отовсюду меня окружают враги коварные, неблагодарные и беспричинно восставшие (1–5). Накажи и суди моего врага по его делам: пусть жизнь его сократится, дети останутся сиротами и нищенствуют (6–10). Пусть не будет сострадающего ему и потомство его погибнет, да взыщутся с него грехи его родителей, пусть он будет лишен милости, так как сам не оказывал ее, пусть проклятие, которое он посылал другим, придет на него. Таково воздаяние от Господа всем врагам моим (11–20). Меня же, Господи, бедного, оставленного, изнемогшего от преследований, спаси чтобы враги знали, что это Ты сделал. Пусть они будут постыжены, а праведник возрадуется и восхвалит Господа за оказанное ему спасение (21–31).
Пс.108:1 . Боже хвалы моей! не премолчи,
«Боже, хвалы моея не премолчи» (слав.) – Господи, предмет моего воспевания! Не откажи мне сейчас в помощи ввиду незаслуженных, многочисленных и злостных преследований.
Пс.108:6 . Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.
Пс.108:7 . Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;
Среди врагов особенной ненавистью к Давиду отличался один, о строгом суде над которым он и молит Бога. – «Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную » – пусть против него свидетельствуют грешник и диавол. Свидетельству грешника здесь придается особенное значение ввиду того, что он, в силу своей испорченности, может открыть в поступках человека, против которого свидетельствует, дурное там, где праведный, неиспорченный и не искусившийся в дурном, не мог бы за своей чистотой предположить худых побуждений или действий. Диавол же, как источник и родоначальник греха, знает все уклонения человека к дурному, а потому может представить на суд поведение человека за всю его жизнь. Требование Давидом такого свидетельства против Доика в основании своем имеет желание строгого суда над ним и полного. – «Молитва его да будет в грех» . Давид уверен в осуждении Доика. Кара, предстоящая ему, может вызвать в нем молитву о помиловании. Пусть эта молитва, как подсказанная чувством страха, а потому неискренняя, лицемерная, как вынужденная, не только не будет принята Богом, но и зачтется ему в большую вину: он только здесь вспомнил о Боге, но не для того, чтобы исправить свое поведение пред Ним, а чтобы избежать заслуженной кары от Него. Такая молитва только усиливает его виновность.
Пс.108:8 . да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой;
«Да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой» . Пусть Господь сократит его жизнь, пошлет преждевременную смерть, а его почетное положение передаст более достойному. Заведование стадами Саула было видным положением, так как в руках такого человека сосредоточивалась вся материальная сторона содержания царя, он был близок к царю и мог влиять на последнего. В кн. Деяний 1 гл. ( Деян. 1:20 ) это место приводится при избрании диакона Матфия вместо погибшего Иуды, как уже предуказание в Ветхом Завете этого события. Таким образом, здесь Доик является прообразом Иуды, тоже заведовавшего хозяйственной стороной в общине Иисуса и предавшего Его также, как и Доик предательски выдал Давида Саулу. Вероятно, Доик, как можно заключить из свидетельства кн. Деяний, был лишен своего звания, как и Иуда после предания Христа перестал быть Его апостолом и заменен позже новым лицом.
Пс.108:9 . дети его да будут сиротами, и жена его – вдовою;
Пс.108:10 . да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих;
Пс.108:11 . да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;
Пс.108:12 . да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;
Пс.108:13 . да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде;
Пс.108:14 . да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;
Наказание Доика пусть отразится на членах его семьи и их внешнем благосостоянии: пусть его дети и жена, потерявши весь свой достаток, который перейдет в руки заимодавцев, будут переходить из дома в дом и жить или подаянием, или той случайной платой за работу, которую они будут выполнять для других в качестве слуг их. Пусть никто не окажет защиты не только Доику, но и его детям, которые да не оставят после себя потомства, чтобы память ( “имя” ) о нем исчезла в одном поколении. Пусть Господь с него взыщет не только за его грехи, но и за грехи его родителей. Такая ответственность за грехи предков понятна: воспитание у древних отличалось родовым характером, т. е., отцы воспитывали своих детей не только в роде жизни и занятиях своих предков, но и передавали и прививали им свои, чисто личные воззрения, так что сын являлся копией своего отца ( «умре отец его, и аки не умре» ( Сир. 30:4–6 ) ), а потому пороки отца переходили и к сыну, и были в нем не внешними и мимолетными порывами, а выражением его личности, почему они и отвечали за грехи предков, точнее – за свои, усвоенные от предков.
Пс.108:15 . да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле,
Пс.108:16 . за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его;
Пс.108:17 . возлюбил проклятие, – оно и придет на него; не восхотел благословения, – оно и удалится от него;
Пс.108:18 . да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его;
Пс.108:19 . да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.
Такая жестокая кара Доика и его семьи есть применение к нему заповеди закона – «око за око, зуб за зуб» ( Исх. 21:24 ; Лев. 24:20 ; Втор. 19:21 ), закона соответственного возмездия. Так как Доик любил проклинать других, то пусть и сам будет под клятвой, он не хотел другим делать добро ( «благословения» ), то да не получит его и сам. Он и не думал кому-либо оказывать милости, наоборот, он гнал слабых и убогих, преследовал безобидных и кротких ( «сокрушенного сердцем» , может быть разумеются здесь и номвийские священники). Пусть же Божественное Правосудие окружит его бедствиями со всех сторон, как обхватывает человека его одежда, и так плотно, как плотно опоясывает его пояс.
Пс.108:20 . Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!
Такова судьба всех клевещущих и злоумышляющих на меня, говорит Давид, пред Господом!
Пс.108:22 . ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.
«Сердце мое уязвлено во мне» – я потерял мужество и болею сердцем от незаслуженности преследований и злодейских поступков нечестивых.
Пс.108:23 . Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу.
Пс.108:24 . Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука.
«Гонят меня, как саранчу» . В постоянных преследованиях, каким подвергался Давид, он был так беспомощен, как кузнечик, которого легко раздавить. Означенное выражение может означать и ту степень усиленных преследований и озлобления, какие выпали на долю Давида. Его гнали так же беспощадно и стремились совсем его уничтожить, как будто он был зловреден для людей, как гибельна саранча, уничтожение которой является великим общественным благодеянием. От частого голодания он настолько ослабел, что ноги его не двигались; самый вид его изменился за отсутствием елея, которым умащали на Востоке свое тело, чем делали кожу эластичнее, менее сухой и труднее поддающейся тресканью от солнечного жара. В противном же случае на теле от жара образовывались трещины, куда попадала пыль, причинявшая сильную боль и изменявшая внешний вид человека, что и случилось в данном случае с Давидом.
Давид заканчивает псалом молитвой о помощи с обетом воспеть Бога среди народа в своих песнях за оказанное ему спасение.
Вам может быть интересно:
1. Толкование на Псалтирь – Псалом 107 – профессор Александр Павлович Лопухин
Какой пророческий смысл несет в себе псалом 108 «Отмщение врагам»
История написания
Житие Давида до конца его дней было преисполнено трудностями и испытаниями. До рождения Христа убийство врагов не считалось смертным грехом, а было даже почетным, однако царь израильский никогда не поднимал ни на кого руку. Вместо этого он обращался к Всевышнему, моля Создателя о справедливой каре для своих недругов. С началом новозаветных времен старые догмы были отменены, а отмщение и желание зла другому человеку стало расцениваться, как великий грех.
Богословы до сих пор спорят, кому был адресован псалом 108, который Давид читал в самые трудные для него времена. Бытует мнение, что он насылает проклятия на голову первого израильского правителя. Заметив маленького пастуха, победившего великана Голиафа, Саул сделал его своим оруженосцем, а позже отдал за него любимую дочь. Однако, видя щедроты, коими одаривал Давида Бог, царь возненавидел зятя и дважды пытался лишить его жизни. Когда злые замыслы провалились, он послал юношу в страшную битву, но Всевышний вновь уберег того от смерти.
Несмотря на вражеские козни, Давид продолжал верно служить правителю Израиля, каждый раз доказывая ему свою преданность. Даже когда у него появилась возможность убить недруга, он не стал этого делать, так как считал, что царь был ставленником самого Господа.
Существует еще одно мнение относительно происхождения 108-го Псалма. Оно рассказывает нам о пастухе Доике, предавшего Давида. Когда последний скрывался от гонителей в иерусалимском храме, предатель рассказал обо всем царю, добавив при этом, что зять его замышляет убийство. Услышав новости о покушении, Саул приказал отыскать беглеца, попутно казнив всех священников, причастных к сокрытию преступника. Однако никто не осмелился исполнить царский приказ, и тогда Доик сам убил более 300 приговоренных. Так главный пастух первого израильского правителя вошел в историю, как самый жестокий персонаж.
Когда следует читать псалом 108
Песнь отмщения – очень сильный текст, который помогает призвать беду на голову врага. Повседневные ссоры или мелкие недомолвки не являются причиной для такого сильного проклятия, а потому обращаться к 108-му Псалму в этих случаях не стоит.
Перед тем как вознести молитву, следует понимать, какой эффект она может возыметь. Опрометчивое или неправильное использование песни может обернуться против произносящего, поэтому читать ее нужно только в крайних случаях:
- кощунство;
- постоянные оскорбления;
- нежелание мирно решить спор;
- намеренное презрение церкви.
Толкование и пророческий смысл
Псалтырь – это не только собрание сильных молитв. Много псалмов несет в себе пророческий смысл, и песнь отмщения не является исключением:
- После страшного предательства Иуда был разоблачен и лишен сана епископа.
- Когда евреи восстали против римлян, последние устроили осаду, что привело к голоду. Войдя в город, противники убили всех мужчин, оставив умирать голодной смертью их жен и детей.
- Те, кто смог выжить в этой кровавой бойне, бежали с израильских земель. Не имея за душой ни гроша, они вынуждены были нищенствовать, странствуя по соседним странам.
- Явившись победителями, римляне наложили на евреев огромную дань, лишив их тем самым последнего имущества.
- Историческое событие, выгнавшее иудеев с их земель, происходило на протяжении одного поколения. Потомки выживших уже не застали Иерусалим и его храм.
- Грех идолопоклонничества во время 40 лет странствий по пустыне, а также распятие Христа привело к тому, что древний иудейский народ был полностью стерт с лица земли.
Царь Давид в 108-м Псалме олицетворяет образ Спасителя, который не отвечает злом на зло, а просит Всевышнего отомстить за него справедливой карой.
Богословы на протяжении нескольких веков пытались растолковать глубинный смысл песни отмщения. Смысл священного текста – все беды происходят по вине самого человека, который намеренно творит зло против других людей. Суровость наказания и его длительность зависят от тяжести преступления и от того, насколько грешник отторгает от себя Бога.
Правила чтения псалма «Отмщение врагам»
Псалом 108 помогает только в том случае, если чтение молитвенного текста происходит вдумчиво, с полным пониманием каждого слова. Чтобы самому не стать жертвой проклятий, необходимо следовать нескольким правилам:
- молитесь на церковнославянском языке;
- чтобы лучше понять смысл песни, вдумчиво прочтите ее на русском, желательно несколько раз;
- перед обращением к Господу помолчите немного, угомоните внутренние страсти, обретите душевное спокойствие;
- прочитайте вначале «Царю Небесный», Трисвятую Песнь и «Приидите, поклонимся», после чего трижды поклонитесь до пояса;
- поскольку 108-й псалом является частью Кафизмы 15, лучше слушать ее от начала до конца, осознавая собственные прегрешения;
- читая молитвослов, поставьте себя на место недруга и возносите хвалу Господу за Его милосердие.
Отзывы людей, использовавших эту молитву, говорят о том, что максимальный эффект от нее можно получить следующим образом:
- читайте священный текст над фотокарточкой недруга или его именем, написанным на клочке бумаги;
- песнь отмщения также можно произносить над едой или личной вещью врага;
- псалом произносится для каждого недоброжелателя отдельно, по одному разу.
Псалом 108
Среди огромного числа людей, живущих сейчас и живших когда-то, не найти двух одинаковых, поэтому не удивительно, что не всегда удается прийти к взаимопониманию. За всю историю человечества всегда были враги, которые злословием и недобрыми делами старались создать другим проблемы. Таким людям царь Давид написал псалом 108 «Отмщение врагам», где описал все свои чувства к врагам.
Текст молитвы псалом 108
На церковнославянском языке
В конец, псалом Давиду
1 Боже, хвалы моея не премолчи,
2 яко уста грешнича и уста льстиваго на мя отверзошася, глаголаша на мя языком льстивым,
3 и словесы ненавистными обыдоша мя, и брашася со мною туне.
4 Вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся,
5 и положиша на мя злая за благая, и ненависть за возлюбление мое.
6 Постави на него грешника, и диавол да станет одесную eго.
7 Внегда судитися eму, да изыдет осужден, и молитва eго да будет в грех.
8 Да будут дние eго мали, и епископство eго да приимет ин:
9 да будут сынове eго сири, и жена eго вдова:
10 движущеся да преселятся сынове eго и воспросят, да изгнани будут из домов своих.
11 Да взыщет заимодавец вся, елика суть eго, и да восхитят чуждии труды eго.
12 Да не будет eму заступника, ниже да будет ущедряяй сироты eго.
13 Да будут чада eго в погубление, в роде едином да потребится имя eго.
14 Да воспомянется беззаконие отец eго пред Господем, и грех матере eго да не очистится.
15 Да будут пред Господем выну и да потребится от земли память их.
16 Занеже не помяну сотворити милость, и погна человека нища и убога, и умилена сердцем умертвити.
17 И возлюби клятву, и приидет eму, и не восхоте благословения, и удалится от него.
18 И облечеся в клятву яко в ризу, и вниде яко вода во утробу eго, и яко елей в кости eго.
19 Да будет eму яко риза, в нюже облачится, и яко пояс, имже выну опоясуется.
20 Сие дело оболгающих мя у Господа и глаголющих лукавая на душу мою.
21 И ты, Господи, Господи, сотвори со мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя.
22 Избави мя, яко нищ и убог есмь аз, и сердце мое смятеся внутрь мене.
23 Яко сень, внегда уклонитися ей, отъяхся, стрясохся яко прузи.
24 Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради.
25 И аз бых поношение им, видеша мя, покиваша главами своими.
26 Помози ми, Господи Боже мой, и спаси мя по милости Твоей,
27 и да разумеют, яко рука Твоя сия, и Ты, Господи, сотворил еси ю.
28 Прокленут тии, и Ты благословиши, востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится.
29 Да облекутся оболгающии мя в срамоту, и одеждутся, яко одеждею, студом своим.
30 Исповемся Господеви зело усты моими, и посреде многих восхвалю Его,
31 яко предста одесную убогаго, еже спасти от гонящих душу мою.
На русском языке
К исполнению. Псалом Давида.
1 Боже, на хвалу мою не промолчи!
2 Ибо уста грешника и уста коварного против меня отверзлись, наговорили на меня языком коварным,
3 и словами ненависти окружили меня, и воевали со мной без причины.
4 Вместо любви ко мне клеветали на меня, а я молился;
5 и воздали мне злом за добро и ненавистью за любовь мою.
6 Поставь над ним грешника, и клеветник да станет справа от него,
7 когда будет он судиться, да выйдет осуждённым, и молитва его да будет в грех.
8 Да будут дни его кратки, и должность его да примет другой;
9 да будут сыновья его сиротами, и жена его – вдовою;
10 скитаясь, да переселятся сыновья его и нищенствуют, да будут изгнаны из развалин своих.
11 Да взыщет заимодавец всё, что есть у него, и пусть разграбят чужие труды его;
12 да не будет у него заступника, и да не будет милующего сирот его;
13 пусть родятся дети его на погибель, в одном поколении да изгладится имя его.
14 Да воспомянется беззаконие отцов его пред Господом, и грех матери его да не изгладится;
15 да будут пред Господом всегда, и да истребится с земли память о них
16 за то, что не подумал он оказать милость и преследовал человека бедного, и нищего, и сокрушённого сердцем, чтобы умертвить его.
17 И возлюбил он проклятие, и оно придёт к нему, и не восхотел благословения, и оно удалится от него.
18 И оделся он проклятием, как одеждой, и вошло оно, как вода, во внутренности его и, как елей, – в кости его;
19 да будет она ему как одежда, в которую он облачается, и как пояс, которым всегда опоясывается.
20 Это – участь клевещущих на меня от Господа и говорящих злое на душу мою.
21 И Ты, Господи, Господи, сотвори со мною ради имени Твоего, ибо благо – милость Твоя.
22 Избавь меня, ибо нищ и беден я, и сердце моё смущено во мне.
23 Как тень, когда уклоняется она, я исчез, стряхнули меня, как саранчу;
24 колени мои ослабели от поста, и плоть моя изменилась, ибо нет елея.
25 И я стал поношением для них: увидели меня, покачали головами своими.
26 Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей,
27 и да познают, что это – Твоя рука и Ты, Господи, соделал это.
28 Проклянут они, а Ты благословишь; восстающие на меня да постыдятся, раб же Твой возвеселится.
29 Пусть оденутся клевещущие на меня в стыд и да облекутся, как одеждой, позором своим.
30 Я усердно прославлю Господа устами моими и посреди многих восхвалю Его,
31 ибо предстал Он справа от бедного, чтобы спасти от гонителей душу мою.
История написания
Жизнь Давида, будущего царя Иудеи и Израиля, никогда не была простой. За тысячу лет до нашей эры шли всё те же междоусобные войны, брат шёл на брата, а убийство врага считалось почетным. Давид же жил честно и обращался к Богу с просьбами покарать своих врагов. При правлении царя Саула, предшественника Давида, у последнего не раз была возможность занять престол. Если бы Давид убил Саула, то стал бы царем раньше, но никогда он даже руки не поднял на него.
В основу псалма Давида 108 легла 28 глава Второзакония, где описаны проклятия. Возможно, что все слова написаны для еврея Доика, который предал не только Давида, но и 300 священников, чем обрек их на смерть.
Когда следует читать псалом 108?
Мелкие недомолвки или ссоры могут происходить каждый день, даже незнакомый человек может стать причиной неприятностей или испорченного настроения, однако это не повод обращаться к псалму 108.
Важно понимать, что проклятия очень сильны и опасны, неправильное их использование может навлечь беду на того, кто их произносит. На суд Божий следует отдавать человека, читая псалом 108, если он грешит:
- ведет себя неподобающе, оскорбляет, кощунствует;
- не хочет мирно разрешить конфликт;
- не прислушивается к словам священнослужителей.
Толкование псалма Давида 108
Слова псалма 108 на русском языке содержат не только чувства читающего, но и проклятия в адрес его врага. Во многом эти ужасные проклятия сбылись для недругов Давида, поэтому его считают пророческим.
300 священников были жестоко казнены, реки крови текли в это время, как и описывал Давид. Такое же происходило и во времена гонения на последователей Иисуса Христа. Сиротство детей и вдовство жен, наказания и беды, которые посылает Давид в псалме 108 своим врагам, многие пытаются использовать в свою пользу. Но нельзя забывать о пророческой силе этих слов, обрекать людей на страдания зря.
Не все знают, как правильно читать псалом 108 «Отмщение врагам», зачастую обращают внимание лишь на его название.
Правила чтения
Первое, что нужно сделать перед прочтением псалма 108 – успокоиться. Для этого можно прочитать «Отче наш». Лишь в спокойствии можно оценить, заслуживает ли человек тех проклятий, которые будут ему уготованы. Важно понимать, что лишь Бог будет решать, заслуживает ли враг наказания, и если он невиновен, все ужасы вернуться к тому, кто их наслал.
Псалом 108 можно найти в молитвослове, так как это не порча — читая его, человек отдает суд Богу, а не вершит его сам. И всё же обращаться к этому тексту нельзя по воскресеньям и в христианские праздники.