Отличия православия от католицизма в богословии и обрядах, службе и устройстве церкви, таинствах и атрибутике

В чем отличие православия от католицизма?

Христианство – самая распространенная религия мира, обладающая огромных количеством последователей. Между тем, не все приверженцы христианства находят между собой общий язык. На протяжении веков формировались определенные традиции христианства, которые разнились в зависимости от географии. На сегодняшний день известно три основных направления христианства, которые, в свою очередь, имеют отдельные ответвления. В славянских государствах закрепилось православие, однако, крупнейшим направлением христианства является католицизм. Антикатолической ветвью можно назвать протестантизм.

Борьба католицизма и православия

По сути, католицизм – первоначальная и наиболее древняя форма христианства. Политизация церковной власти и возникновение еретических течений привели к расколу Церкви в начале XI в. Разногласия между католиками и православными появились задолго до официального раскола и не разрешены до сих пор, несмотря на официальное признание друг друга.

Противоречия западных и восточных традиций наложили отпечаток на догматические и обрядовые религиозные формы, что усугубило конфликт между течениями.

Одним из предвестников раскола можно назвать появление ислама в VIIв., который привел к уменьшению влияния католических священников и подрыву доверия к церковной власти. Это привело к укреплению православия в Турции, откуда потом распространилось на Восточную Европу. Возмущение католического мира вызвало появление новых христиан среди славянских народов. Когда на Руси приняли христианство, славяне навсегда отказались от возможности развиваться в «истинно верном», по мнению католиков, направлении духовного развития.

Если оба этих религиозных направления проповедуют христианство, то в чем принципиальное отличие православия от католицизма? В контексте истории православными выдвигались следующие претензии к католикам:

  • участие в военных действиях, осквернение кровью поверженных;
  • несоблюдение Великого поста, в том числе употребление мяса, сала и плоти убитых животных вне поста;
  • попирание святынь, а именно: хождение ногами по плитам с изображением святых;
  • нежелание католических епископов отказываться от роскоши: богатых убранств, дорогих ювелирных украшений, в том числе перстней, являющихся символом власти.

Раскол Церкви привел к окончательному разрыву в традициях, вероучении и обрядовости. Можно сказать, что отличие католиков от православных заключается в особенностях богослужения и внутреннем отношении к духовной жизни.

Догматические различия православия от католицизма

Символом Веры в обоих течениях является Бог Отец, однако католическая Церковь не мыслит Бога Отца без Бога Сына и считает, что Святой Дух не может существовать без двух других божественных проявлений.

Видео об отличиях православия от католицизма

Отличие православия от католицизма заключается и в церковной организации. В католицизме главным и единственным институтом церковной власти является Вселенская Церковь. В православной среде существуют автономные церковные образования, которые нередко исключают или не признают друг друга.

По-разному воспринимается и образ Богородицы. У католиков – это священная Дева Мария, зачатая без первородного греха, у православных – Божья Матерь, жившая хоть и праведной, но смертной жизнью.

Католическая Церковь признает существование Чистилища, которое отвергают православные. Считается, что именно там обитают души умерших, ожидая Страшного Суда.

Также имеют место различия в крестном знамении, таинствах, обрядах, написании икон.

Одним из важнейших различий в вероучении является понимание Святого Духа. В католицизме Он олицетворяет Любовь и является связующим звеном между Отцом и Сыном. Православная Церковь отождествляет Любовь со всеми тремя богоформами.

Канонические различия между католиками и православными

Обряд крещения у православных включает трехкратное погружение в воду. Католическая Церковь предлагает однократное погружение, в некоторых случаях достаточно и окропления святой водой. Кроме того, существуют различия в крестильной формуле. Восточный обряд предусматривает причащение детей сызмальства, латинская Церковь привлекает к первому причастию детей старше 7 лет. То же относится и к миропомазанию, которое у православных осуществляется после таинства крещения, а у латинян – со вступлением ребенка в сознательный возраст.

Среди других отличий:

  • Христианское богослужение: у католиков – месса, во время которой принято сидеть, у православных – литургия, где важно стоять пред лицом Бога.
  • Отношение к браку – православные допускают расторжение брака, если одна из сторон ведет нечестивый образ жизни. Католическая Церковь не приемлет развод как таковой. Что касается супружества в священнической среде, то все католики дают обет безбрачия, у православных возможны два вариант: монахи не имеют права жениться, священники должны вступать в брак и иметь потомство.
  • Внешний вид – одежда священников значительно отличается, кроме того, латиняне не носят бороды, в то время как православные священники не могут быть безбородыми.
  • Поминание усопших – в восточной Церкви это третий, девятый и сороковой дни, в латинской – третий, седьмой и тридцатый.
  • Грех оскорбления – католики полагают, что оскорбление Бога – один из тяжких грехов, православные утверждают, что обидеть Бога невозможно, а его оскорбление наносит вред самому грешнику.
  • Использование скульптуры – в православии святые изображаются на иконах, в католицизме допустимо использование скульптурных композиций.

Взаимное влияние религий друг на друга

На протяжении практически целого тысячелетия православная и католическая Церкви находились в оппозиции. Взаимные претензии вылились в обоюдное предание анафеме, которая была снята только в 1965 г. Однако взаимное прощение не дало практического результата. Церковные власти так и не смогли прийти к общему решению. Главной претензией Православной Церкви остается «непогрешимость суждений Папы Римского» и иные вопросы догматического содержания.

Видео о том, в чем принципиальное отличие православия от католицизма

Между тем, невозможно отрицать взаимного влияния религиозных течений друг на друга. Сами латиняне признают, что Восточная Церковь обладает великими богословскими традициями и духовными преданиями, из которых можно почерпнуть много полезного.

В частности, православные сумели поднять интерес к литургии среди католиков. Реформирование римской мессы в 1965 году привело к литургическому возрождению.

Не остаются незамеченными в латинской среде работы православных богословов, которые нередко получают одобрительные отзывы. В частности, особый интерес вызывают работы архиепископа Солунского Николая Кавасилы и протоирея Александра Меня. Правда, либерально-модернистские воззрения последнего были причиной его осуждения в православной среде.

Возрастает интерес к православной иконе, техника написания которой значительно отличается от западной. Католиками особо почитаются иконы Казанской Божьей Матери, «Восточная Богородица», Ченстоховская икона Божией Матери. Последней отводится особая роль в объединении Церквей – православной и католической. Данная икона находится в Польше и считается главной святыней страны.

Что касается влияния католической Церкви на православную, то здесь можно обнаружить следующие моменты:

  • Таинства – 7 основополагающих таинств, признанных обеими Церквами, изначально были сформулированы католиками. К ним относятся: крещение, миропомазание, причащение, исповедь, венчание, соборование, рукоположение.
  • Символические книги – официально они отрицаются православной Церковью, однако, в дореволюционном богословии такими произведениями были «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» и «Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере». Сегодня они не считаются обязательными к изучению именно из-за католического влияния.

  • Схоластика – долгое время имела место в православном богословии. По сути, это европейская категория, сосредоточенная на философии Аристотеля и католическом богословии. На сегодняшний день Православная Церковь практически полностью отказалась от схоластики.
  • Западный обряд – появление западнообрядных православных общин стало серьёзным вызовом для Восточной Церкви. Широкое распространение подобные ответвления получили в Европе и Северной Америке, где сильно влияние католицизма. В составе РПЦ существует несколько десятков приходов, применяющих западные обряды.

А Вы знаете, чем отличаются православные от католиков? Расскажите об этом в комментариях.

Православие и католицизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви

Отличие католической от православной церкви в первую очередь лежит в признании непогрешимости и главенства Папы. Ученики и последователи Иисуса Христа после Его Воскрешения и Вознесения стали называть себя христианами. Так возникло христианство, которое постепенно распространилось на запад и восток.

История раскола христианской церкви

В результате реформаторских взглядов на протяжении 2000 лет возникают разные течения христианства:

  • православие;
  • католицизм;
  • протестантизм, возникший, как ответвление католической веры.

Каждое вероисповедание впоследствии распадается на новые конфессии.

В православии возникает греческий, российский, грузинский, сербский, украинский и другие патриархаты, в которых есть свои ответвления. Католики разделяются на римско- и греко-католиков. Трудно перечислить все конфессии в протестантизме.

Все эти религии объединяет один корень — Христос и вера в Святую Троицу.

Читайте о других вероисповеданиях:

Римская церковь основана апостолом Петром, который провел в Риме последние дни. Уже тогда возглавлял церковь Папа, в переводе означавший «Отче наш». В то время взять на себя главенство в христианстве были готовы немногие священники из-за страха гонений.

Восточный обряд христианства возглавляли четыре старейших Церкви:

  • Константинопольская, чей патриарх возглавлял восточную ветвь;
  • Александрийская;
  • Иерусалимская, первым патриархом которой был земной брат Иисуса Иаков;
  • Антиохская.

Благодаря просветительской миссии восточного священства к ним в IV-V веках присоединились христиане Сербии, Болгарии, Румынии. Впоследствии эти страны объявили себя автокефальными, независимыми от православного движения.

Чисто на человеческом уровне в новообразованных церквях начали возникать свои видения развития, возникали соперничества, которые усилились после того, как Константин Великий назвал Константинополь столицей империи в четвертом веке.

После падения власти Рима все верховенство перешло к Константинопольскому патриарху, что вызвало недовольство западного обряда, возглавляемого Папой Римским.

Западные христиане обосновывали свое право на верховенство тем, что именно в Риме жил и был казнен апостол Петр, которому Спаситель вручил ключи от рая.

Филиокве

Отличия католической церкви от православной также касаются филиокве, учения об исхождении Духа Святого, что и стало первопричиной раскола христианской единой Церкви.

Христианские богословы более тысячи лет назад не пришли к общему выводу об исхождении Духа Святого. Вопрос состоит в том, кто посылает Дух — Бог Отец или Бог Сын.

Апостол Иоанн передает (Иоан.15:26), что Иисус пошлет Утешителя в виде Духа истины, исходящего от Бога Отца. В послании Галатам апостол Павел напрямую подтверждает исхождение Духа от Иисуса, который дуновением посылает в сердца христиан Духа Святого.

По никейской формуле, верование в Святого Духа звучит, как обращение к одной из ипостасей Святой Троицы.

Отцы второго Вселенского Собора расширили это обращение «Верую в Отца, Сына и Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего», подчеркнув при этом роль Сына, что не было принято Константинопольскими священниками.

Именование Фотия Вселенским патриархом воспринялось римским обрядом как умаление их значимости. Восточные поклонники указывали на безобразие западных священников, которые брили бороды и соблюдали посты в субботу, сами в это время начали окружать себя особой роскошью.

Все эти разногласия по капле собирались, чтобы выразиться в огромном взрыве схимны.

Патриархат во главе с Никитой Стифатом открыто называет латинян еретиками. Окончательной каплей, приведшей к разрыву, стало унижение делегации легатов на переговорах 1054 года в Константинополе.

Интересно! Не нашедшие общего понятия в вопросах правления священники разделились на православную и католическую Церкви. Первоначально христианские церкви назывались ортодоксальными. После раздела восточное христианское течение оставило за собой название ортодоксии или православия, а западное направление стало называться католицизмом или всеобщей Церковью.

Отличия православия от католицизма

  1. В признании непогрешимости и главенства Папы и в отношении к филиокве.
  2. Православные каноны отрицают чистилище, где, согрешившая не очень тяжким грехом душа, очищается и отправляется в рай. В православии нет больших и малых грехов, грех есть грех, и очистить его можно только Таинстве исповедания при жизни грешника.
  3. Католики придумали индульгенции, дающие «пропуск» в Небеса за добрые дела, но Библия пишет, что спасение — это благодать от Бога, и без истинной веры одними добрыми делами место в раю не заработаешь. (Еф. 8:2-9)

Отличия в обрядах

  1. В восточном обряде Таинство крещения происходит при полном погружении, что символизирует смерть и воскрешение Иисуса, а в западном — только окропление Святой водой.
  2. Восточные церкви проводят Евхаристию с квасным хлебом и вином, а католицизм установил для мирян принятие только постного хлеба, а для служителей — хлеб и вино.
  3. Над православием нет другого единого руководителя, кроме Святой Троицы. Каждый восточный обряд имеет своего патриарха. Католицизм считает себя Вселенской Церковью, во главе которой стоит Папа Римский.
  4. Все поклонники Христа едины в познании и признании 27 книг Нового Завета. Восточные христиане признают каноническими 66 книг Библии, в то время как западные верующие не отрицают Божественного присутствия в книгах Товита, 2,3 книг Ездры и других.
  5. Католическая Церковь поклоняется Папе Римскому, как наместнику Иисуса Христа на земле.

Отличаются два вероисповедания и календарем расчета богослужений. Католики живут по григорианскому календарю, православные — юлианскому. Согласно григорианскому летоисчислению иудейская и православная Пасхи могут совпасть, что находится под запретом. По юлианскому календарю ведут богослужения русская, грузинская, украинская, Сербская и Иерусалимская православные Церкви.

Различия имеются и при написании икон. В православном служении — это двумерное изображение, католицизм практикует натуралистические размеры.

Восточные христиане имеют возможность развестись и венчаться второй раз, в западном обряде разводы запрещены.

Византийский обряд Великий пост начинает в понедельник, а латинский — со среды.

Православные христиане накладывают на себя крестное знамение справа налево, сложив пальцы определенным способом, а католики делают это наоборот, не акцентируя внимания на кисти.

Интересна трактовка этого действия. Обе религии согласны, что на левом плече сидит бес, на правом — ангел.

Важно! Католики направление крещения объясняют тем, что при наложении креста происходит очищение от греха к спасению. По православию при крещении христианин провозглашает победу Бога над дьяволом.

Как относятся друг к другу некогда бывшие в единстве христиане? Православие не имеет с католиками богослужебного общения, совместных молитв.

Католицизм не так категоричен в своем суждении. Православные слывут схимниками (раскольниками), но не отнесены к еретикам, при этом православные церкви признаются истинными.

Православные церкви не верховенствуют над светскими властями, католицизм утверждает верховенство Бога и подчинение властей Папе Римскому.

По латинскому обряду любой грех оскорбляет Бога, православие утверждает, что Бога оскорбить нельзя. Он не смертный, грехом человек наносит вред только себе.

Повседневная жизнь: обряды и служения

  1. Управление в православии принадлежит автокефалии, католики находятся в непосредственном подчинении понтифику.
  2. В православном храме иконостас отделяет алтарь, в костелах алтарем называют престол.
  3. Восточные церкви проводят свои служения более длительными, при этом все, кроме больных, христиане стоят во время службы, имея место для совершения глубоких поклонов. Католические храмы оборудованы местами для сидения, но при этом прихожане могут молиться на коленях.
  4. Православие совершает миропомазание при крещении даже младенца, по латинскому обряду это действие допустимо при достижении ребенком возраста, когда он уже осознает ответственность за свои действия. Конфирмация детей является большим праздником, как для родителей, так и для прихожан костела.
  5. В православии священникам позволено жениться, рожать детей, а в католицизме обязателен целибат или другими словами, безбрачие.
  6. Обе религии признают Таинства, но у каждой имеется свой обряд их проведения.
  7. В костелах для исповеди обустроены конфессионалы — маленькие клетушки, через окно в которых человек говорит якобы Богу, не видя лица священника.
Читайте также:  Катехизис: определение, православный катехизис от труда Филарета до современной версии

Высказывания святых о разделении и единстве

Различий между христианами обоих обрядов много, но главное, что их объединяет — Святая кровь Иисуса Христа, вера в Единого Бога и Святую Троицу.

Святой Лука Крымский довольно резко осудил негативное отношение к католикам, отделяя при этом Ватикан, Папу и кардиналов от простых людей, имеющих истинную, спасительную веру.

Святой Филарет Московский сравнивал разделение между христианами с перегородками, подчеркивая при этом, что до неба им не дотянуться. По словам Филарета нельзя называть христиан еретиками, если они верят в Иисуса, как в Спасителя. Святой постоянно молился о соединении всех. Он признавал православие истинным учением, но указывал, что Бог принимает и другие христианские течения с долготерпением.

Святой Марк Эфесский называет католиков еретиками, так как они отклонились от истинной веры, и призывал таковых не мировать.

Осуждает латинский обряд и Преподобный Амвросий Оптинский за нарушение постановлений апостолов.

Праведный Иоанн Кронштадтский утверждает, что католики вместе с реформаторами, протестантами и лютеранами отпали от Христа, основываясь на словах Евангелия. (Матв. 12:30)

Как измерить величину веры того или иного обряда, истинность принятия Бога Отца и хождения под силой Духа Святого в любви к Богу Сыну, Иисусу Христу? Все это покажет в будущем Бог.

Какие обряды и чем именно отличаются у православных и католиков?

В Православной и Католической церквях действуют одни и те же таинства, но обряды их проведения несколько отличаются. В обеих церквях присутствуют семь таинств – крещение, миропомазание (конфирмация), покаяние (исповедь), причащение (евхаристия), брак, священство, елеосвящение. Отличия в совершении обрядов в основном обусловлены исторически сложившимися формами осуществления таинств и церковно-правовыми предписаниями.

Крещение

Различия этого таинства заключается в том, что католики обряд совершают за счет троекратного поливания головы крещаемого водой, а в Православной церкви обряд совершают путем трехкратного погружения в воду. Обе церкви предписывают верующим крестить детей вскоре после рождения. А взрослые, желающие принять крещение, должны подготовиться к этому таинству и пройти катехизацию. В переводе с греческого языка катехизация буквально означает «устное научение». То есть, человек перед тем, как принять крещение, изучает основы христианской веры, таинства и догматы церкви. Такой подход способствуют осознанному приобщению к церкви и к ее таинствам.

«Вероучение православное и католическое должен представлять себе каждый христианин. Другой вопрос, что и в православии, и в Католической церкви процесс катехизации зависит от местных условий, но, в принципе, сама по себе катехизация совершается и у католиков, и у православных», — рассказывает священник, декан исторического факультета Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Андрей Постернак.

Миропомазание или конфирмация

В Православной церкви миропомазание совершается сразу после крещения (включая младенцев), а в Католической церкви конфирмацию откладывают до того возраста, когда вера принимается человеком вполне сознательно. Право совершения миропомазания принадлежит только епископам и священникам.

«У католиков разделены два таинства — таинство крещения и таинство миропомазания. В Православной церкви они совершаются одновременно. Если крестят младенца или взрослого человека, оба таинства совершаются сразу. А у католиков, если крестят младенцев, то его сразу не миропомазывают. Это таинство происходит по достижению сознательного возраста, примерно в 13 -14 лет, и называется конфирмация. Это особое таинство, с миропомазанием. Во время конфирмации впервые причащают Святых Христовых Таин. Младенцев в Католической церкви не причащают. В православии так не принято, поскольку миропомазание совершается сразу, то ребенка можно сразу и причащать. Если ребенок растет в церковной семье, то он, таким образом, не лишен церковных таин», — говорит священник.

Проведение богослужений

Есть отличия и в проведении богослужений в обеих церквях. По словам Постернака, в Католической церкви практически все время совершается только одна месса — аналог нашей божественной литургии. Месса может совершаться несколько раз в любое время дня в одном и том же храме, а в православной традиции это не принято.

«Литургия может совершаться в одном храме только в одном алтаре и только один раз в день. Она проходит, как правило, утром, потому что все причащаются натощак. Кроме литургий в Православной церкви совершается большое количество служб — это вечерние службы, всенощные и утренние. У католиков этого нет, они иногда совершают молитву, посвященную Божией матери, которая называется «Розарий». А всенощных, утренних и вечерних служб у католиков нет. Нет также молебнов, акафистов, католики совершают их крайне редко, при каких-то особых случаях. Кроме этого, католики перевели все богослужебные тексты на национальные языки. Традиционный латинский язык, на котором совершались службы у католиков в Средневековье, практически уже не используется при богослужении. В каждом храме в католической стране можно услышать службу на родном языке. В православном храме по-прежнему служба совершается на церковно-славянском языке», — говорит Постернак.

Во время богослужений католики, как правило, становятся на колени, в то время как православные прихожане обычно стоят.

Покаяние или исповедь

Во время этого таинства верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через него прощение от Иисуса Христа. Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется примирение со всеми ближними, искреннее осознание своих грехов и истинное их исповедание. Исповедь у католиков и у православных проводится в разной форме. В православном храме для совершения этого таинства отведено особое место. Во время исповеди верующий в присутствии священника, перед Крестом и Евангелием исповедует свои грехи Богу, после чего священник совершает над склоненной головой кающегося особую, разрешительную молитву. В католическом храме священники уединяются с кающимися в специальные кабины с решетчатыми перегородками — исповедальни или конфессионалы, которые размещены в удаленной части церкви.

Отличается также и необходимость совершения этого таинства. У православных исповедоваться необходимо перед литургией и причастием. «Перед литургией обязательно нужно исповедаться. По крайней мере, человек это должен сделать незадолго до причастия. У католиков исповедь и причастие не разделены, и поэтому такого обязательного требования, как исповедоваться перед причастием, у них нет», — говорит священник.

Таинство брака

Таинство брака совершается в присутствии священника, жениха и невесты, изъявивших желание жить совместно. Римско-католическую церковь отличает от Православной полное исключение разводов.

«В Католической церкви брак считается нерасторжимым, у них не существует практики второго венчания, и развода церковного у католиков не существует. Православная церковь развода как такого тоже не признает, но существует особый чин для второбрачных при особых условиях, которые оговариваются в каждом случае с епископом, с иереем. Может быть допущен второй чин венчания для людей, которые второй раз вступают в брак. У католиков этого нет», — объясняет священник.

Священство

В этом таинстве христианин, удостоенный рукоположения в диакона, священника или епископа, возводится в соответствующую степень священства для особого церковного служения. Совершать таинство священства может только епископ. Рукоположение в епископа обычно выполняют несколько епископов. У католиков сегодня признается принцип безбрачия духовенства, так называемый целибат, возведенный папой Григорием VII в закон. Нецелибатными могут быть только диаконы.

«Существуют определенные отличия у таинства священства, а именно, чинопоследования. В православии признается рукоположение католиков. Если католический священник решит перейти в православие, то его специально рукополагать никто не будет, также как и наоборот. Таким образом, таинство священства взаимно признается и у католиков, и у православных при определенных условиях. Если говорить о православных священниках, то участвовать в католических таинствах они не могут. У нас нет евхаристического общения и поэтому ни причащаться, ни исповедаться священники не могут, как и креститься в католических храмах. У католиков в этом отношении более мягкие условия, они, например, готовы, принимать православные таинства. Другой вопрос, что с нашей стороны такого взаимного общения не существует», — говорит Постернак.

Елеосвящение (соборование)

Соборование совершается одним или несколькими священниками и состоит из молитв и помазания лба и ладоней соборованного освященным елеем. В отношении этого таинства особых отличий нет. Однако православных церквях этот обряд проводят не только с умирающими, но и с людьми, здоровье которых ухудшилось.

«Что касается елеосвящения, или соборования, то в Католической церкви по-прежнему сохраняется традиция, связанная с таинством, которое совершается перед смертью. То есть соборование совершают над пожилыми людьми, находящимися у порога земной жизни. В православной традиции такого суждения нет, в соборовании может участвовать любой взрослый человек, но не младенец. В нашей традиции соборование проходит во время Великого поста и в Петров пост», — говорит Постернак.

Основные отличия православия от католицизма

Католицизм имеет от православия достаточно много отличий, описать которые сразу не выйдет ввиду необходимости ссылок на многие религиозные источники и проведения исторических параллелей. Разбор основных отличий и небольшой исторический экскурс — читайте в статье.

Отличительные черты католицизма

Католицизм является первым по численности последователей (более 1,2 млрд). Во главе стоит Папа Римский, который фактически является верховным правителем святого престола, а не Патриарх. Тем не менее еще не так давно все епископы в католицизме также назывались папами.

Нужно также учитывать, что несмотря на обширное мнение касательно того, что Папа полностью непогрешим — это не так. Непогрешимыми являются исключительно его религиозные высказывания и принимаемые в рамках управления церковью решения.

Основные догматы

У католицизма также существуют догматы, которые кардинально отличаются от Евангельской истины, преобладающей в православии. В числе таковых можно отметить:

  1. Филиокве — утверждает, что Святой Дух исходит из Богов Отца и Сына.
  2. Целибат — фиксирует безбрачие духовенства.
  3. Чистилище — принимает существование такого места, в котором можно искупить свои грехи. Попадают в него после смерти и до попадания в ад или рай.
  4. Догма об исключительно непорочном зачатии девы Марии.
  5. Причастие мирян только Телом Христовым, духовенства – Телом и Кровью.
  6. Включение в Священное Предание тех решений, что принимались после семи вселенских соборов.

И хотя это не все догматические различия, но те основы, которые должен знать каждый, неверующий человек в том числе.

Обоюдное влияние

И несмотря на наличие отличий, существует обоюдное влияние православия на католическое учение, и наоборот. К таковым относят:

  1. Тяга католиков к православным иконам, образы которых до сих пор можно встретить в церквях.
  2. Католиков также привлекают работы богословов из православия. Они не отрицают их и изучают, в полной мере поддерживая культурный уровень.
  3. До 19 века православная иконопись частично была подвержена влиянию католиков. Все это было частично, а не повсеместно и только до тех пор, пока православными мастерами не был совершен полноценный переход на академическую манеру.
  4. Перенятие богослужения из католицизма — пассии.
  5. Обоюдное влияние на архитектуру зданий друг друга. Православные архитекторы брали что-то из католических церквей, а католики от православных. При этом конфликтов на этой почве не возникало.

Православие и католицизм до сих пор продолжают заимствовать друг у друга культурные аспекты. Это наглядно подтверждает встреча Папа Римского с Патриархом в 2016 году. Именно в рамках этой встречи было произведено обсуждение важных для обоих направлений вопросов.

Главные отличия от православия

Итак, теперь что касается той фундаментальной разницы между католицизмом и православием. Она заключается в следующем:

  1. Соблюдение целибата в православии осуществляется только в монашестве. Все прочее духовенство имеет полное право вступить в брак.
  2. В православии Священное Предание не содержит в себе постановления из семи Вселенских соборов. Оно также не включает в себя решения всех тех соборов, что были после, и послания папы.
  3. Догмат о чистилище в православии отсутствует и никогда не существовал.
  4. Учение о том, что существует переизбыток добрых дел Христа, апостолов и других важных для церкви личностей отсутствует. В католицизме же он есть и переизбыток трактуется как «емкость», откуда верующий может черпать свое спасение. Если смотреть на это учение глубже, то только благодаря ему было допущено существование индульгенций, которые стали причиной конфликтов между католиками и протестантами. Более того, индульгенция была тем явлением, что возмутила Лютера, ведь изначально была цель не создать новое направление в христианстве, а «исправить» католицизм.
  5. Латинский культ сердца Иисуса не признается в православии. Причина, по которой он существует в католицизме, — видения монахини Маргариты Алякок. Она утверждала, что Иисус приснился ей и во сне показывал собственное сердце, попутно обучая почитанию сердца и давая наставления на распространение этого среди всех верующих. Никаких оснований признавать эти видения настоящими у православия нет.
  6. Православие во время литургии использует квасный хлеб, в то время как католики используют пресный.
  7. Католики принимают страсть и считают ее естественным для человека. Они верят, что именно страсть заставляет человека либо действовать, либо бездействовать. В православии же страсть приравнивается к греху и даже находит католический термин для обозначения — «порок».
  8. Точная дата Пасхи утверждена согласно александрийской пасхалии, а в католицизме по григорианской.
  9. Святой Дух в православии исходит только от Бога Отца, а в католицизме он исходит и от Бога Отца и от Бога Сына.
Читайте также:  Толкование текста 126-го псалма: как пророчество от Господа Своему наследию

Однако несмотря на все эти различия не стоит принимать католиков за людей, которые «неправильно» верят. Вера не может быть правильной или неправильной. Именно ввиду того, что есть расхождения с православием, нужно при возможности продемонстрировать и аргументировать неправильность учений. Это позволит найти в душе католиков путь к истине.

Как показывает история, католики и православные особо не конфликтуют друг с другом и зачастую даже заимствовали друг от друга некоторые аспекты учения. Связано это с тем, что несмотря на наличие большего количества отличий, все они не настолько кардинальны, как в том же протестантстве. А встреча Папы Римского с Патриархом РПЦ лишний раз подтверждает то, что проблема гонения христиан общая для всех направлений религиозного учения, вне зависимости от любых различий между ними.

Отличие православия от католицизма и протестантизма (таблица)

До 1054 г. христианская церковь была единой и неделимой. Раскол произошел из-за разногласий между Папой Римским Львом IX и патриархом Константинополя Михаилом Кируларием. Начался конфликт из-за закрытия последним нескольких латинских церквей в 1053 году. За это папские легаты отлучили Кирулария от Церкви. В ответ патриарх предал папских посланников анафеме. В 1965 г. взаимные проклятья были сняты. Однако раскол Церквей не преодолен до сих пор. Христианство подразделено на три основных направления: православие, католицизм и протестантизм.

Восточная Церковь

Отличие православия от католицизма, поскольку обе эти религии христианские, не слишком существенно. Однако некоторые расхождения в учении, исполнении таинств и т. д. все же имеются. О том, какие именно, поговорим чуть позже. Сначала же сделаем небольшой обзор основных направлений христианства.

Православие, называемое на Западе ортодоксальной религией, на настоящий момент исповедует около 200 млн человек. Ежедневно крещение принимает примерно 5 тыс. желающих. Распространение это направление христианства получило в основном в России, а также в некоторых странах СНГ и Восточной Европы.

Крещение Руси произошло в конце IX века по инициативе князя Владимира. Правитель огромного языческого государства изъявил желание жениться на дочери византийского императора Василия II, Анне. Но для этого ему нужно было принять христианство. Союз с Византией был крайне необходим для укрепления авторитета Руси. В конце лета 988 г. огромное количество киевлян окрестили в водах Днепра.

Католическая церковь

В результате раскола в 1054 г. в Западной Европе возникла отдельная конфессия. Представители Восточной Церкви назвали ее «католикос». В переводе с греческого это означает «всеобщая». Отличие православия от католицизма заключается не только в подходе этих двух Церквей к некоторым догматам христианства, но и в самой истории развития. Западная конфессия по сравнению с Восточной считается гораздо более жесткой и фанатичной.

Одной из важнейших вех в истории католицизма стали, к примеру, принесшие много горя простому населению крестовые походы. Первый из них был организован по призыву папы Урбана II в 1095 году. Последний – восьмой – окончился в 1270 году. Официальной целью всех крестовых походов было освобождение от неверных «святой земли» Палестины и «Гроба Господня». Фактической же – завоевание земель, принадлежавших мусульманам.

В 1229 году папой Георгием IX был издан указ об учреждении инквизиции – церковного суда по делам отступников от веры. Пытки и сожжение на костре – именно таким образом выражался крайний католический фанатизм в средние века. В общей сложности за время существования инквизиции было замучено более 500 тыс. человек.

Конечно, отличие католицизма от православия (кратко об этом будет рассказано в статье) – тема очень большая и глубокая. Однако по отношению Церкви к населению в общих чертах ее традиции и основную концепцию понять можно. Западная конфессия всегда считалась более динамичной, но при этом и агрессивной, в отличие от «спокойной» ортодоксальной.

В настоящее время католицизм является государственной религией в большинстве европейских и латиноамериканских стран. Более половины всех (1,2 млрд человек) современных христиан исповедуют именно эту религию.

Протестантизм

Отличие православия от католицизма заключается еще и в том, что первое на протяжении уже почти тысячелетия остается единым и неделимым. В Католической же Церкви в XIV в. произошел раскол. Связано это было с Реформацией – революционным движением, возникшим в то время в Европе. В 1526 году по требованию немецких лютеран Швейцарским рейхстагом был издан указ о праве свободного выбора религии гражданами. В 1529 г., однако, он был отменен. В результате от ряда городов и князей последовал протест. Отсюда и произошло слово «протестантизм». Это христианское направление подразделяется еще на две ветви: раннюю и позднюю.

На настоящий момент протестантизм распространен по большей мере в скандинавских странах: Канаде, США, Англии, Швейцарии, Нидерландах. В 1948 г. был создан Всемирный совет церквей. Общее количество протестантов составляет около 470 млн человек. Существует несколько конфессиий этого христианского направления: баптисты, англикане, лютеране, методисты, кальвинисты.

В наше время Всемирный совет протестантских церквей ведет активную миротворческую политику. Представители этой религии выступают за разрядку международной напряженности, поддерживают усилия государств в защиту мира и т. д.

Отличие православия от католицизма и протестантизма

Разумеется, за века раскола в традициях церквей возникли значительные расхождения. Основного принципа христианства – принятия Иисуса как Спасителя и Сына Божьего – они не затронули. Однако в отношении к тем или иным событиям Нового и Ветхого Заветов существуют зачастую даже и взаимоисключающие отличия. Не сходятся в некоторых случаях и методы проведения разного рода обрядов и таинств.

Основные отличия православия от католицизма и протестантизма

Всемирный совет церквей, советы епископов

Епископы мало зависят от Патриарха, подчиняются в основном Собору

Существует жесткая иерархия с подчинением Папе, отсюда название «Вселенская Церковь»

Действует множество конфессий, создавших Всемирный совет церквей. Священное Писание ставится выше власти Папы

Считается, что он исходит только от Отца

Существует догмат о том, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. В этом основное отличие православия от католицизма и протестантизма

Принимается утверждение о том, что человек сам ответственен за свои грехи, а Бог Отец – существо совершенно бесстрастное и отвлеченное

Считается, что Бог страдает из-за людских грехов

Распятьем были искуплены все грехи человечества. Остался только первородный. То есть при совершении нового греха человек снова становится объектом гнева Бога

Человек был как бы «выкуплен» Христом через распятье. В результате Бог Отец сменил гнев на милость в отношении первородного греха. То есть человек свят святостью самого Христа

Разрешены, но относятся к ним неодобрительно

Непорочное зачатие Богородицы

Считается, что Богородица не избавлена от первородного греха, но святость ее признается

Проповедуется полная безгрешность Девы Марии. Католики считают, что зачата она была непорочно, как и сам Христос. В отношении первородного греха Богородицы, таким образом, также заключаются довольно-таки значительные отличия между православием и католицизмом

Не признается категорически

Взятие Богородицы на небо

Неофициально считается, что это событие, возможно, имело место, но в догматах оно не закреплено

Взятие Богородицы на небеса в физическом теле относится к догматам

Культ Девы Марии отрицается

Проводится только литургия

Может проводиться как месса, так и похожая на православную византийская литургия

Месса была отвергнута. Богослужения проводятся в скромных храмах или даже на стадионах, в концертных залах и т. д. Практикуются всего два обряда: крещение и причащение

Допускается только в византийском обряде

За основу приняты решения первых семи

Руководствуется решениями 21 (последний прошел в 1962-1965 гг.)

Признают решения всех Вселенских Соборов, если они не противоречат друг другу и Святому Писанию

Восьмиконечный с перекладинами внизу и вверху

Используется простой четырехконечный латинский крест

В богослужениях не используется. Носят на себе представители не всех конфессий

Используются в больших количествах и приравниваются к Священному Писанию. Создаются в строгом соответствии с церковными канонами

Считаются только украшением храма. Представляют собой обычные картины на религиозную тему

Признается как еврейский, так и греческий

Только еврейский канонический

Обряд проводит священник

Наука и религия

На основании утверждения ученых догматы никогда не изменяются

Догматы могут быть скорректированы в соответствии с точкой зрения официальной науки

Христианский крест: различия

Разногласия в отношении нисхождения Святого Духа – основное отличие православия от католицизма. Таблица показывает и множество других, пусть не слишком значимых, но все же расхождений. Возникли они давно, и разрешать эти противоречия, по всей видимости, ни одна из церквей особого желания не изъявляет.

Имеются различия и в атрибутике разных направлений христианства. К примеру, крест у католиков имеет простую четырехугольную форму. У православных – восьмиконечную. Ортодоксальная Восточная Церковь считает, что распятье этого вида наиболее точно передает форму креста, описанного в Новом Завете. Помимо основной горизонтальной перекладины, в нем содержатся еще две. Верхняя олицетворяет табличку, прибитую к кресту и содержавшую надпись «Иисус назарянин, царь иудейский». Нижняя косая перекладина – подпорка для ног Христа – символизирует «мерило праведное».

Таблица отличий крестов

Изображение Спасителя на используемом в Таинствах распятье – это также то, что можно отнести к теме “отличие православия от католицизма”. Крест западный немного не похож на восточный.

Отличия крестов

Восьми- или шестиконечный

Христос изображен живым, победившим смерть

Барельеф Иисуса натуралистичен. Иногда могут изображаться даже потоки крови

Слова на верхней табличке написаны на славяно-русском

Слова INRI – на латинском

Ноги Иисуса расположены отдельно. Каждая из них прибита гвоздем к распятию

Ноги сложены вместе и прибиты одним гвоздем

Как видите, в отношении креста также существует вполне заметное отличие православия от католицизма. Таблица показывает это наглядно.

Что касается протестантов, то они считают крест символом Папы, а поэтому практически его не используют.

Иконы в разных христианских направлениях

Итак, отличие православия от католицизма и протестантизма (таблица сравнений крестов это подтверждает) в отношении атрибутики довольно заметное. Еще большие расхождения в этих направлениях имеются в иконах. Отличаться могут правила изображения Христа, Божьей Матери, святых и т. д.

Ниже представлены основные расхождения.

Отличия в иконах

Правая лежит поверх левой

Левая поверх правой

Черная мантия поверх белого

В большинстве случаев отсутствуют

Основным же отличием православной иконы от католической является то, что пишется она в строгом соответствии с установленными еще в Византии канонами. Западные же изображения святых, Христа и т. д., строго говоря, к иконе никакого отношения не имеют. Обычно такие картины отличаются очень широким сюжетом и написаны обычными, не церковными художниками.

Протестанты считают иконы языческим атрибутом и совершенно их не используют.

Монашество

В отношении ухода от мирской жизни и посвящения себя служению Богу также существует значительное отличие православия от католицизма и протестантизма. Сравнительная таблица, представленная выше, показывает только основные расхождения. Но существуют и другие отличия, также достаточно заметные.

Например, у нас в стране каждый монастырь практически автономен и подчиняется только собственному архиерею. У католиков в этом плане организация другая. Монастыри объединены в так называемые Ордены, у каждого из которых имеется свой глава и свой устав. Эти объединения могут быть разбросаны по всему миру, но тем не менее руководство у них всегда общее.

Протестанты же, в отличие от православных и католиков, монашество и вовсе отвергают. Один из вдохновителей этого учения – Лютер – даже женился именно на монахине.

Церковные Таинства

Имеется отличие православия от католицизма и в отношении правил проведения разного рода обрядов. В обеих этих Церквях принято 7 таинств. Различие имеется прежде всего в значении, придаваемом главным христианским обрядам. Католики считают, что таинства имеют силу независимо от того, настроен ли человек на них или нет. По мнению Православной Церкви, крещение, миропомазание и т. д. будут действенными исключительно для верующих, полностью к ним расположенных. Ортодоксальные священники даже часто сравнивают католические обряды с неким языческим магическим ритуалом, действующим вне зависимости от того, верит ли человек в Бога или нет.

Протестантская церковь практикует только два таинства: крещение и причащение. Все остальное представители этого направления считают наносным и отвергают.

Крещение

Это главное христианское таинство признают все церкви: православие, католицизм, протестантизм. Отличия имеются лишь в способах совершения обряда.

В католичестве младенцев принято окроплять или обливать. Согласно же догматам Православной Церкви, детей погружают в воду полностью. В последнее время наблюдался некоторый отход от этого правила. Однако сейчас РПЦ опять возвращается в этом обряде к древнейшим традициям, установленным византийскими священниками.

Отличие православия от католицизма (крестики, носимые на теле, как и большие, могут содержать изображение «ортодоксального» либо «западного» Христа) в отношении совершения этого таинства, таким образом, не слишком значимое, но оно все же имеется.

Протестанты обычно совершают обряд крещения также водой. Но в некоторых конфессиях она не используется. Главное отличие протестантского крещения от православного и католического в том, что проводится оно исключительно для взрослых людей.

Различия в таинстве Евхаристии

Главные отличия православия от католицизма нами рассмотрены. Это отношение к нисхождению Святого Духа и к непорочности рождения Девы Марии. Такие значительные расхождения появились за века раскола. Конечно же, имеются они и в проведении одного из основных христианских таинств – Евхаристии. Католические священники совершают причащение только хлебом, причем пресным. Называют этот церковный продукт облатками. В православии таинство Евхаристии проводится вином и обычным дрожжевым хлебом.

В протестантизме к причащению допускаются не только члены Церкви, но и любые желающие. Проводят Евхаристию представители этого направления христианства так же, как и православные, – вином и хлебом.

Современные отношения Церквей

Раскол христианства произошел почти тысячу лет назад. И за это время церквям разных направлений договориться об объединении так и не удалось. Разногласия в отношении толкования Святого Писания, атрибутики и обрядов, как видите, сохранились до сих пор и за века даже усилились.

Отношения двух основных конфессий, православной и католической, в наше время также довольно неоднозначны. До середины прошлого века между этими двумя церквями сохранялась серьезная напряженность. Ключевым понятием в отношениях было слово «ересь».

В последнее время эта ситуация немного изменилась. Если раньше Католическая Церковь считала православных христиан чуть ли не сборищем еретиков и схизматиков, то после II Ватиканского Собора признала ортодоксальные Таинства имеющими силу.

Православными священниками официально подобного же отношения к католицизму не закреплялось. Но вполне лояльное принятие западного христианства для нашей церкви всегда было традиционным. Однако, конечно же, некоторое напряжение между христианскими направлениями сохраняется до сих пор. К примеру, не слишком хорошо к католицизму относится наш российский богослов А. И. Осипов.

По его мнению, существует более чем заслуживающее внимания и серьезное отличие православия от католицизма. Осипов считает многих святых Западной Церкви едва ли не сумасшедшими. Также он предупреждает РПЦ о том, к примеру, что сотрудничество с католиками грозит православным полным подчинением. Однако и он неоднократно упоминал о том, что и среди западных христиан есть замечательные люди.

Таким образом, основное отличие православия от католицизма – это отношение к Троице. Восточная Церковь считает, что Святой Дух исходит только от Отца. Западная – и от Отца, и от Сына. Имеются между этими конфессиями и другие расхождения. Однако в любом случае обе церкви являются христианскими и принимают Иисуса как Спасителя человечества, пришествие которого, а следовательно, и Вечная жизнь для праведных неизбежны.

Католицизм и православие

Первые пять веков существования христианская церковь была под властью авторитета Папы Римского. Это наносило множество трудностей восточным церквям, которые концентрировались вокруг Константинополя. Противоречия оказались непримиримыми. Раскол в христианстве стал неизбежным. Несмотря на попытки преодолеть его, он существует и в наше время.

Католическая церковь – самое ответвления в христианстве. Она объединяет почти 60% христиан, считает себя представительницей первой формы их религии. За века после раскола в ней сложились догматы, культовые ритуалы и обряды, которые существенно отличаются от православных.

Различия догматики и культа в католицизме и православии

Во-первых, в католицизме и православии по-разному толкуется догмат сошествия Святого Духа: у католиков – от Бога-Отца и Бога-Сына (согласно решению Толедский вселенского собора 589 г.. О филиокве) у православных – от Бога-Отца.

Во-вторых, нет согласия между католиками и православными и по вопросу о бытие людей после их смерти. В православии – это Рай и ад, в католицизме – еще и чистилище. Учение о чистилище разработал итальянский средневековый философ, знаменитый систематизация схоластики Фома Лквинський (1225-1274), а догмат о нем принял в 1439 г.. Флорентийский собор и подтвердил в 1562 Тридентский собор.

Согласно католическому вероучению, чистилище – промежуточное звено между Раем и Адом, где души “грешников”, прежде чем попасть в Рай, горят в огне, благодаря чему очищаются. Именно “горения” в чистилище толкуется неоднозначно. Одни богословы рассматривают его как символ мук совести и раскаяния, другие считают реальным. И первые, и вторые едины в том, что родные и близкие покойного своими “добрыми делами” в его память (молитвами, мессами и материальными пожертвованиями в пользу церкви) могут облегчить муки души покойного и сократить срок его пребывания в чистилище.

Социальная функция догмата о чистилище очевидна: внедрить в сознании верующих дополнительные надежды на Рай после смерти и, таким образом, привлечь к католицизму как можно больше людей; увеличить доходы церкви не только с помощью прихожан, но и за счет родственников и близких людей умерших.

В-третьих, католики и православные по-разному выполняют обряды своих таинств. Католика, в процессе крещения, обязательно окропляют водой, а православного – погружают в воду во время причастия католику дают попробовать пресного хлеба, а православному – хлеба, приготовленного на дрожжах; православный исповедуется перед каждым причастием, а католик – обязательно один раз в год; миропомазания в православии происходит после крещения, а в католицизме – в семи-двенадцатилетнем возрасте.

В православии существуют три степени священства: диакон, священник (иерей), архиерей.

Диакон – ниже степень священства, помощник священника в процессе осуществления им таинств и богослужения.

Священник – служитель культа, возглавляет церковную жизнь в приходах (приходах), осуществляет таинства и богослужения. Старший священник в приходе называется настоятелем.

Архиерей – высшая степень священства. Это епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи.

Дьяконов и священников также называют “отцами” и, при обращении к ним, к слову “диакон”, “священник” или “настоятель” добавляют слово “отец” (например, “отец Александр”, “отец настоятель»). Часто к ним обращаются со словом “батюшка”, а письменно – “Ваше преподобие”. К архиереям обращаются со словом “владыка”; письменно, к епископам – “Ваше Преосвященство”, к архиепископов и митрополитов – “Ваше Высокопреосвященство”, к патриарху – «Ваше Святейшество”.

Монахи (монахи), которые приняли более высокую ступень монашества схиму (от гр. – Внешний вид, форма) и готовы к выполнению самых строгих правил жизни в монастыре, называются иеросхимонахом, схиигумен, схиархимандрит. Монахи-диаконы называются иеродиакона или архидиакон (старше диаконами). Монахи-священники называются иеромонахами, игуменами (от гр. – Идущий впереди; ведущий – настоятель мужского монастыря или приходской церкви монахов), архимандритами (от гр. – Старший, главный и загон – настоятель большого мужского монастыря, лавры, ректор духовного учебного заведения).

Патриарх (от гр. – Родоначальник) – глава православной церкви. Он избирается собором высшего духовенства, организует и контролирует работу церкви, межцерковные связи, присваивает религиозные титулы и награды. Русскую православную церковь патриарх возглавляет с 1689 царствование Петра I в 1721 г.. Пост патриарха были заменены на Священный синод во главе с обер-прокурором. Восстановлено ее в 1917-1919 гг., А Священный синод стал совещательным органом при патриархе. При Синоде работают отделы: духовных учебных заведений, внешних церковных связей, издательский, хозяйственный и др.

В католицизме священство тоже троистое: епископ, священник (пресвитер) и дьякон. Епископы считаются преемниками апостола Петра – “ученика” Иисуса Христа. Поскольку, согласно утверждениям Евангелий, Петр был главой апостолов, Рим выбран местом постоянного пребывания епископов. их главное предназначение – укреплять и гарантировать единство церкви и веры, нести полную ответственность за диоцеза (епархии), управлять которой им поручено папой (от гр. – папас – отец, отсюда в устной речи появилось слово “под”). Папа – глава католической церкви и одновременно епископ Рима. Его официальный титул таков: “Епископ Рима, наместник Иисуса Христа, Преемник Главы Апостолов, Первосвященник (Верховный Понтифик) Вселенской Церкви, Патриарх Запада, Примас Италии, Монарх государства-города Ватикана”. Таким образом, Папа выполняет три должности: епископа Рима, пастыря вселенской церкви и главы государства Ватикан.

Будучи епископом Рима, Папа полностью отвечает за Римскую епархию, участвует в работе епископской коллегии, является ее председателем. В заботах о епархию ему помогает кардинал – викарий (от лат. – Наместник, заместитель) Рима, у которого, в свою очередь, есть много помощников. Викариат Рима расположен в Латеранском дворце у базилики (от гр. – Царский дом, в Древнем Риме – один из главных типов христианского храма) святого Иоанна Латеранского.

Епископат верховенствует над всей католической церковью. В то же время Папу как преемника апостола Петра, глава епископской коллегии и первосвященника, наделен личной верховной властью над церковью. Таким образом в католицизме сочетается коллективная ответственность ЕЕ высшего руководства с единоличной ответственностью Пали.

Папа инициирует проведение сборов католического духовенства и председательствует на них, провозглашает религиозные догмы, осуществляет вероучительных миссию, выступает с будничными и торжественными проповедями, каждую неделю обращается к паломникам, прибывающим в Рим, средам проводит частные аудиенции. Он выступает с проповедями в воскресных богослужениях, делает зарубежные визиты, выдает энциклики (от гр. – Общий, круговой) – послание к католикам, рассылает письма епископам и всем верующим.

При Папе действует “Синод епископов католической церкви”. Этот совещательный орган был создан Папой Павлом VI согласно рекомендациям Второго Ватиканского собора. По инициативе Папы Синод собирается на свои заседания раз в три года для обсуждения назревших для церкви вопросов. Решения принимаются двумя третями голосов и выполняются после утверждения их Папой. Часть членов Синода избирается конференциями епископов, а часть назначается Папой.

Как главе государства Папе принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. Он руководит Ватиканом с помощью правительства. Его резиденция находится в ватиканских соборе. Это дворец, в который входит комплекс зданий. Там расположены рабочие помещения Папы, библиотека, музей религиозного и светского искусства, издательство с большим типографией, Папская академия наук, правительственные помещения, различные службы, а также личные покои Папы.

Ватикан (Государство-город Ватикан) – монархия. Его площадь составляет 44 га. Он расположен на одном из семи римских холмов, называется “Ватикан” (отсюда – название государства). Здесь есть железнодорожный вокзал, автомобильный парк, здания архива, жандармерии, трибуналу, тюрьмы, другие организации и учреждения. Ватикан государственный гимн и флаг, денежные знаки (ватиканские лиры), органы разведки и контрразведки. Население – итальянцы и швейцарцы; государственных языка – латинский и итальянский; религия – католицизм. Экономически государство существует за счет доходов от капиталовложений и пожертвований. Ватикан является одним из крупнейших в мире капиталовладельцев и землевладельцев, получает большие доходы от иностранного туризма и выпуска почтовых марок. Значительная роль Вата-кану в мировой экономике и политике объясняется его огромным влиянием на католическое население нашей планеты.

Каждый следующий Папа избирается пожизненно коллегией кардиналов из числа кардиналов. Голосование проходит тайно, для избрания необходимо получить большинство в две трети голосов плюс один голос. Выборы проводятся в Сикстинской часовни (культовое сооружение для частных богослужений, молитв и сохранения религиозных реликвий в католической и англиканской церквях). В прошлом, это была домовая церковь Ватикана, сооруженную 1473- 1481 гг. (Архитектор Дж. Де Дольчи). Сейчас это – выдающийся памятник культуры эпохи Возрождения. ее стены расписали в 1481-1483 гг. С. Боттичелли, Б. Пинтуриккио и другие художники, а своды с люнетами (арочными прорезями), распалубку и алтарную стену – непревзойденный мастер живописи и архитектуры Б. Микеланджело.

В Ватиканском реестре зафиксированы имена 266 пап. С 24 мая 2005 Ватикан возглавляет Папа Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер).

Первый Ватиканский собор, состоявшийся в 1869-1870 гг., Провозгласил догмат о непогрешимости Папы. Католики верят в то, что у Бога и Папы одинаковы и мысль, и воля. Однако история католицизма свидетельствует о другом. Только в период с V по ХУП в. тридцать одного Папу было объявлено самозванцами и еретиками тринадцать были заколоты, восемнадцать – отравленные, девять – задушены, тридцать – изгнаны и вислани1.

История сохранила послание Папы Климента VII от 1527 германскому императору Карлу V, в котором он требовал обеспечить пожизненную покорность народа власти священнослужителей и царей (императоров), убивать и сжигать на кострах всех непокорных, особенно ученых, положить конец книгопечатанию. В начале XV в. Папа Мартин П требовал от инквизиции и светской властей не жалеть людей, помнить, что не существует жертвы более угодно Богу, чем кровь еретиков (“Да на деревьях будет больше повешенных, чем листья на них”). Папа Пий ХП благословил накануне Второй мировой войны Гитлера и его головорезов на уничтожающую войну против евреев. Перечень папских злодеяний хорошо известный нынешнему руководству католической церкви. На чести Папы Иоанна Павла П – его покаяние, просьба у народа прощения за неправедные дела его предшественников. Значительны также его благотворительные деяния.

Между католической и православной догматикой есть и другие существенные отличия. Так, в католицизме духовенство обязано соблюдать целибат (от лат. – Холост) – безбрачия, установленной Папой Григорием УП. На самом деле целибат утвердился в XIII в. Благодаря его введению католическая церковь пыталась сохранить свою земельную собственность, не допустить разделения между наследниками. Последним подтверждением стойкости целибата является констатация его в 1967 в энциклике Папы Павла VI. Целибат является основной причиной, по которой многие католические священники отказываются от сана или нарушают одну из основных христианских заповедей »не прелюбодействуй”, в том числе через гомосексуализм и педофилию. В православии безбрачие предусмотрена только для представителей черного (монашеской) духовенства. Они отказываются от мирской жизни, дают обет благочестивой поведения, послушания и в Богост, носят черную одежду, постоянно напоминает им о данном обете и глубокое смирение; получают за свои “подвиги” благословение церкви.

Очевидной исторической позором католической церкви была осуществляемая папской канцелярией торговля индульгенциями (от лат. – Милость) – папскими грамотами об отпущении совершенных и еще не совершенных грехов. Индульгенцию можно было приобрести за деньги или получить за особые заслуги перед церковью. Оправдывалась эта беспрецедентная торговля тем, что католическая церковь якобы могла компенсировать грехи людей за счет накопленных в Папы добрых дел, совершенных Иисусом Христом, Девой Марией и святыми.

В католицизм и православии также различия в отправлении культа.

Во-первых, в католических храмах (костелах) богослужение совершается на латыни, хотя большинство верующих ею не владеют. Оно сопровождается органной музыкой, а прихожане молятся сидя. В православных церквях богослужение осуществляется на государственном языке, без музыкального сопровождения, а прихожане молятся стоя.

Во-вторых, православные храмы облагоджуються иконами, лампадами, свечами, а католические – скульптурами Иисуса Христа, Девы Марии, святых.

В-третьих, католики крестятся ладонью правой руки, слева направо, а православные справа налево, тремя пальцами: соединяют в пучке большой, указательный и средний пальцы, символизирует Божью Триединство, Пресвятую Троицу: Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа. Два других пальца, безымянный и мизинец, согнув, прижимают к ладони, что символизирует два естества в Иисусе Христе –

Божие и человеческое (старообрядцы выполняют крестное знамение Двоеперстие). Крещение у верующих – показатель того, что крест является вдохновением, силой и действительным содержанием всей их жизни; не только средством всемирного спасения, на котором был распят Христос, и постоянным напоминанием людям, что они не могут стать христианами, не приняв крест за основу своей жизни, не признав, что их ум и сердце отданы любви к Богу и к человек.

Ссылка на основную публикацию