Краткая история вечной любви Петра и Февронии Муромских: день их памяти

Св. Петр и Феврония Муромские жили долго и счастливо и умерли в один день. История любви и верности

Жили долго и счастливо и умерли в один день

(житие Св. Петра и Февронии)

Здравствуйте, мои дорогие читатели!

Очень хочу поделиться с Вами радостью. Сегодня, 8 июля, праздник, который я очень люблю — день верности, преданности и любви. Сегодня праздник святых князя Петра и княгини Февронии. Кстати, слова «жили долго и счастливо и умерли в один день» сказаны о них. Этим святым молятся о счастливом супружестве, о любви и верности. Девушки молятся о добром муже.

Пётр и Феврония Муромские история вечной любви (краткое содержание)

История их любви удивительная, чудесная, сказочная. Многим влюблённым парам хотелось бы жить, как жили они.

Феврония была девицей из крестьянской семьи. Но она была не обычной девушкой, все знали о её даре целительства и прозорливости. Она исцелила князя Петра от неизлечимой болезни. Он за это чудесное исцеление обещал жениться на ней. Но гордыня помешала ему.

Феврония же знала, что такие болезни посылаются для вразумления и «излечения» от грехов. Прозревая гордость и лукавство Петра, она сказала князю смазать не все язвы на теле, а оставить одну, в качестве свидетельства греха. Очень скоро болезнь опять возобновилась. Князь Петр вынужден был вернуться к Февронии. Во 2-й раз он сдержал слово.

Боярам не нравилось, что их правитель женился девушке простой и они просили Февронию взять, что она пожелает, и уйти из града Мурома. Феврония сказала, что ей ничего не нужно и возьмёт она с собой только супруга. Петр узнал, что с любимой женой его хотят разлучить и предпочёл отказаться от богатства и власти.

Вместе с Февронией на 2-х лодках они уплыли по реке. С ними был некий муж, он засмотрелся на княгиню. Феврония предугадала его мысли и спрашивает: «Если ты зачерпнёшь воду с 2-х сторон лодки, она будет с одной стороны слаще или одинаковой?» Тот ответил, что одинаковой. «Так и женское естество одинаково, – сказала Феврония. – Зачем ты забыл жену и помышляешь о чужой?».

Вот какая мудрая была Феврония. Думаю, поэтому Петр так любил её. А мы хотим, чтобы нас любили. Но при этом мы не хотим соглашаться на изгнание, предпочитаем оставаться во дворце. И не хотим поступать разумно и мудро, ведь легче капризничать и кокетничать.

Хотите узнать, что было дальше? Слушайте. Пётр и Феврония остановились на ночлег. Но уже утром появились послы из Мурома. Они стали просить Петра вернуться. Потому что бояре перессорились за власть. Петр и Феврония согласились со смирением. Вернулись и правили в Муроме до старости. Жили счастливо, творити милостыню, молились за народ Мурома. Когда пришла старость, они договорились принять монашество. Молились Богу, чтобы умереть одно одно и то же время. И оставили завет, чтобы их похоронили в одном гробу.

Когда пришло его время, Петр отправил гонца к Февронии, что он готов идти к Богу. Феврония попросила его подождать, пока она закончит вышивать икону. В один и тот же час они умерли в разных монастырях. Но люди думали, что не хорошо монахов хоронить вместе и нарушили их завещание. Однако чудесным образом они оказались рядом.

Святые мощи благоверных князя Петра и княгини Февронии сохранились до наших дней. Сейчас их гробница находится в Троицком монастыре в Муроме, где все молящиеся обретают исцеление и дар счастья, любви и душевного равновесия.

Вы спросите, а как же этот праздник праздновать? Думаю, надо помолиться святым князю Петру и княгине Февронии за себя, за детей и родителей. Попросить для всех мудрости, терпения, примирения, смирения, милосердия и, конечно, любви, радости, верности и счастья!

Желаю всем нам ценить своих любимых, быть преданными и верными!

А тем, кто не нашел ещё свою половинку — молиться Св. Петру и Февронии.

P.S.

Поделитесь с друзьями этой чудесной историей любви!

Святые благоверные
князь ПЁТР и княгиня ФЕВРОНИЯ,
Муромские чудотворцы (†1227)

Святой благоверный князь Петр (в иночестве Давид) и святая благоверная княгиня Феврония (в иночество Евфросиния) – русские православные святые, Муромские чудотворцы.

История жизни святых князей Петра и Февронии — это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека.

История любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии» . Согласно «Повести», супруги княжили в Муроме в конце 12 – начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день.

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой – тело князя покрылось струпьями и язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу.

В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил, поскольку Феврония была простолюдинкой: “Ну как это можно – князю дочь древолаза взять себе в жены!”. Феврония исцелила князя, но поскольку дочь пчеловода прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь со стыдом снова вернулся к Февронии. Феврония вновь вылечила Петра, и уже тогда он женился на ней.

Пётр и Феврония

Вместе с молодой княгиней Петр возвращается в Муром. Князь Петр полюбил Февронию за благочестие, мудрость и доброту. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания.

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию и, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Гордые бояре потребовали, чтобы князь отпустил свою супругу. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.

Пётр и Феврония возвращаются в Муром

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Были ли у них дети – устное предание не донесло сведений об этом. Святости они достигли не многочадием, но взаимной любовью и хранением святости брака. Именно в этом – смысл и назначение его.

Пётр и Феврония Муромские. Художник Александр Простев

Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому что они исполняют и последнее свое обещание друг другу — умереть одновременно.

Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года , каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе в одном гробе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих.

Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Днём памяти святых является 25 июня (8 июля).

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

Святые благоверные князья Петр и Феврония почитаются Церковью как покровители христианского брака. Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья. Они поставлены в один ряд с апостолами и мучениками и другими великими святыми. И удостоены они такого прославления “ради мужества и смирения”, проявленных ими в хранении заповедей Божиих в отношении брака. Значит каждый из тех кто подвизается в христианском браке и следует их примеру, может быть поставлен в этот ряд и может стяжать венец, которого удостоились святые Петр и Феврония Муромские.

Свято-Троицкий монастырь в Муроме

Их мощи находятся в г. Муроме в Троицком женском монастыре . День памяти Муромских чудотворцев в дореволюционные времена был одним их главных общегородских праздников. В этот день в Муроме проходила ярмарка, в город стекалось множество окрестных жителей. Можно по праву сказать, что мощи святых князей являлись общегородской святыней и главным православным символом города.

Рака (гробница) с мощами святых Петра и Февронии

В Москве находится чтимая икона святых князей Петра и Февронии с частицей мощей в храме Вознесения Господня на Большой Никитской (“Малое Вознесение”), где каждое воскресенье в 17.00 им служится акафист.

В 2008 году при поддержке супруги российского президента Светланы Медведевой был учрежден новый праздник – День семьи, любви и верности , приходящийся на 8 июля – день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии. Праздник этот является частью забытой традиции нашего народа. Раньше в этот день совершались помолвки, а уже после окончания Петрова поста пары венчались в церкви. Символом праздника стала простая и близкая каждому ромашка – как символ лета, тепла, уюта, чистоты и невинности.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 8
Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, / добре во благочестии пожив, блаженне Петре, / тако и с супружницею твоею, премудрою Феврониею, / в мире Богу угодивше / и преподобных житию сподобистеся. / С нимиже молитеся Господеви / сохранити без вреда отечество ваше, / да вас непрестанно почитаем.

Кондак, глас 8
Мира сего княжение и славу временну помышляя,/ сего ради благочестно в мире пожил еси, Петре,/ купно и с супружницею твоею, премудрою Феврониею,/ милостынею и молитвами Богу угодивше./ Темже и по смерти неразлучно во гробе лежаще,/ исцеление невидимо подаваете,/ и ныне Христу молитеся,// сохранити град же и люди, иже вас славящих.

Молитва святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским
О велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели и хранители, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам молимся с упованием крепким: принесите за нас грешных святыя молитвы ваша ко Господу Богу и испросите нам у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, душам и телесем здравие и вечное спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Испросите Церкви святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите отечество ваше, град Муром, и вся грады Российския от всякаго зла и вся правоверныя люди, к вам приходящия и мощем покланяющияся, осените благодатным действом благоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите о нас приснии предстатели ко Господу и сподобите нас помощию вашею святою спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца, и Сына, и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. А минь.

Ссылки по теме:

ПЕТР И ФЕВРОНИЯ МУРОМСКИЕ. История вечной любви (2008)

Название: Петр и Феврония. История вечной любви
Год выхода: 2008
Жанр: Документальный
Режиссер: Артур Виденмеер
Выпущено: Студия Остров
Продолжительность: 25 минут

Читайте также:  Апостол Павел о любви божественной и мирской: слово о любви и о браке

О фильме:
День семьи, любви и верности — так называется праздник, который 8 июля отмечается в нашей стране. По православному календарю это день святых Петра и Февронии Муромских — покровителей семьи и брака. История святых, чей брак является образцом христианского супружества. Второго сына Муромского князя Юрия Владимировича Петра в юности ранили отравленным мечом. Его тело покрылось язвами, и никто не мог его излечить. Во сне князю было видение — исцелить его может дочь бортника — крестьянка Феврония. Князь пообещал жениться на ней, если она его исцелит — так и случилось. В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час — 25 июня (по новому стилю — 8 июля) 1228 года. Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела похоронили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Сегодня тысячи людей приходят поклониться мощам Петра и Февронии и получают от них помощь. Десять лет назад в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме была замечена странная пара. На протяжении месяца они каждый день по много часов проводили на коленях перед мощами. Оказалось, что это супруги, и хотя им было уже по 50 лет, Бог не дал им детей, которых они так хотели. И случилось чудо: она забеременела! Их молитвы были услышаны, и в течение нескольких лет у них родилось пять детей!

Пётр и Феврония Муромские: история верности и смирения

Открытками в форме сердца и другими милыми презентами, которыми обмениваются влюблённые 14 февраля, сегодня никого не удивишь. С начала 90-х годов в России стали отмечать День святого Валентина. Об истоках праздника, уходящих в язычество, и о том, что Русская православная церковь никогда не отмечает это событие, люди, как правило, не задумываются.

Между тем в России почитают чудотворцев Петра и Февронию, которых считают покровителями брачных уз. В день памяти святых отмечается праздник семьи, любви и верности. Основное отличие от католического торжества заключается в том, что православные святые стоят на страже не легкомысленной недолговечной влюблённости, а верных супружеских отношений, проверенных годами брака.

Кто же такие и чем знамениты Пётр и Феврония?

Краткое содержание повести монаха Еразма

О жизни святых стало известно благодаря произведению, написанному Ермолаем (в монашестве принявшим имя Еразм) в XVI веке.

Свадьба как условие исцеления

Когда Петра, родного брата муромского князя Павла, одолела страшная болезнь, покрыв всё его тело язвами и струпьями, не нашлось ни одного врача, способного исцелить этот недуг. Пришлось Петру ехать под Рязань, где в одном из сёл жила простая девушка Феврония, обладавшая даром целительства. Та согласилась помочь, но выдвинула одно условие. Петр должен был жениться на ней.

Измученный болезнью, мужчина соглашается. Крестьянская дочь исцелила княжеского брата. Его кожа снова стала чистой и гладкой. Но где это видано, чтобы благородный человек взял в жёны простолюдинку? Пётр возвращается обратно в Муром, так и не сдержав своего обещания.

Не успел он подъехать к родному городу, как болезнь вновь поразила его. Возвратился Пётр к обманутой крестьянке просить помощи. Боялся, что целительница, затаив обиду, откажет ему в лечении. Но не услышал он ни слова упрёка, девушка лишь напомнила ему о прежнем уговоре.

В Муром Пётр вернулся уже с молодой женой. Со временем он полюбил Февронию и не мыслил своей жизни без неё.

Князь и княгиня Муромские

После смерти Павла во главе Мурома встал Пётр. Бояре, не желавшие мириться с тем, что княгиня не имеет знатного происхождения, старались очернить её в глазах мужа. Но никакие интриги и наветы не смогли испортить репутацию Февронии. Тогда бояре просто вынудили женщину покинуть Муром, разрешив ей забрать с собой всё, что захочет. Верная жена пожелала взять своего мужа. Пётр оставляет княжество и отправляется вслед за любимой.

Среди бояр началась борьба за власть. Ничем хорошим это не закончилось. Новый правитель так и не был избран. Устав от распрей и кровопролитий, бояре просили князя вернуться к своим обязанностям. Пётр принял их просьбу. В течение 25 лет правил он Муромом. За справедливость и доброту князь был любим и уважаем народом.

Вместе навечно

Всю жизнь супруги прожили в любви и согласии. Незадолго до смерти они оба приняли монашество

и нареклись именами Давид и Ефросинья. Не представляя жизни друг без друга, муж и жена молили Бога, чтобы Он позволил им закончить свой земной путь в один день. Князь и княгиня хотели быть похоронены вместе. Единый гроб, разделённый внутри перегородкой на две половины, был подготовлен заранее.

Умерли супруги одновременно в 1228 году. Люди отказались положить монахов в один гроб. Князя Петра решено было захоронить в Муроме, а тело Февроньи предать земле под монастырём, находившимся за городом. На следующий день после отпевания, на удивление всем, супруги были обнаружены в общем гробу. Повторная попытка разлучить мужа и жену тоже потерпела неудачу. После этого они были захоронены вместе.

Именно в таком изложении легенда о князе Петре и простой крестьянке Февронии известна большинству людей. Но многих смущает начало этой красивой истории. Разве правильно было целительнице шантажом добиваться предложения руки и сердца вместо того, чтобы бескорыстно помочь больному человеку? Не лучше выглядит и сам Петр, обманувший простую девушку и уехавший, так и не сдержав своего обещания. Чтобы разобраться с этими вопросами, необходимо более внимательно изучить текст Еразма. Поскольку перевод повести на современный язык несколько искажает описываемые события, обратимся за помощью к священнослужителям для трактования жития Петра и Февронии Муромских.

История вечной любви или урок смирения и жертвенности

Повесть о князе Петре и его жене Февронии часто называют сказанием о любви. Однако сами супруги на протяжении всего повествования ни разу не произнесли это слово по отношению друг к другу. Не только о привязанности и взаимном нежном чувстве двух людей рассказывает читателям автор. В тексте скрыт более глубокий смысл. Не столько о любви повествует Еразм, сколько о смирении гордыни и уповании на Господа.

Прозорливая дева

Феврония была наделена не только даром целительства, но и прозорливостью. Девушке заранее

дано было знать, что ей суждено стать женой князя. Неслучайно не нашлось врачей в Муроме, способных помочь Петру. Встреча двух людей должна была состояться. Знала дева и о том, что излечить больного сможет только будущая супруга, другим же «не требе» (не подобает) «врачевати его». А лечить предстояло не столько тело, сколько душу Петра.

Дальнейший сценарий развития отношений между будущим князем и дочерью бортника можно обозначить как усмирение гордыни Петра. После того как Феврония в первый раз исцелила больного, ей были предложены дорогие подарки. Но деньги и золото не привлекали девушку. Она продолжала смиренно ждать того дня, когда её суженый вернётся к ней. Петру же гордость не позволила снизойти до простолюдинки. Все его щедрые дары были попыткой откупиться и сохранить свою свободу.

Диалоги, которые происходят между Февронией и Петром, — это вопросы князя, пытающегося испытать мудрость деревенской целительницы, и спокойные изречения девы, поражающие своей разумностью.

Исцеление не тела, но духа

Когда Пётр был вынужден повторно обратиться за помощью, он стыдился своего обмана и боялся, что целительница откажет ему. Но прозорливой деве было заранее известно, что так всё и произойдёт. Знала она и то, что вылечить полностью тело Петра возможно лишь после того, как исцелится его душа.

Так и случилось. Именно через болезнь пришёл Пётр к смирению и кротости. Терпение и мудрость потребовались Февронии, чтобы исполнился Божественный замысел и две судьбы связались воедино.

Образец верности

События, происходящие с героями повести, касаются не только их судеб, но и несут духовный урок для каждого человека. Примером может служить поступок благоверного Петра, когда он оставляет княжество и покидает Муром, следуя за своей женой, помня завет апостола Павла «ни мужъ безъ жены».

Но самый показательный урок верности преподносит преподобная Феврония, когда вместе с мужем плывёт на корабле из Мурома. В то время стал заглядываться на неё женатый попутчик. Преданная супруга князя не только отказывает ему, но и помогает избавиться от похотливых мыслей, предлагая испить воды, взятой по левому и правому бортам корабля. Не почувствовав разницы, мужчина просит разъяснить ему столь странную просьбу. Княгиня отвечает, что не только вода одинакова на вкус, но и «едино естество женско», негоже оставлять свою жену и помышлять о чужой. Услышав мудрые слова, мужчина устыдился и впредь не допускал греховных мыслей.

Именно верности и смирению, без которых невозможно семейное счастье, учит читателя повесть монаха Еразма.

Реальная история или художественный вымысел

Большинство историков полагает, что князь и княгиня, жившие в Муроме, — это реальные люди. Но мнения о том, биографии каких именно исторических личностей описаны в повести, расходятся.

Есть две версии на этот счет.

  1. Самой распространённой считается версия, что речь в тексте идёт о князе Давиде, исцелённом от проказы простой девушкой Ефросиньей, которую потом он взял в жёны. После того как супруги приняли монашество, их стали называть Петром (что означает «твёрдый») и Феврония («лучезарная»). Таким образом, в повести Еразма мирские и иноческие имена героев поменялись местами.
  2. Но есть исследователи, уверенные, что Феврония и Пётр — это всего лишь вымышленные персонажи, которые являются собирательными образами героев легенд, притч и сказаний.

Храмы в честь святых

Канонизированы церковью благоверные князья были в 1547 году.

В Свято-Троицком монастыре, расположенном в городе Муроме, стоит гроб, в котором лежат мощи Петра и Февронии. Все желающие могут заказать молебен или присутствовать при литургии, которая совершается в следующие часы:

  • в будние дни — 6.30 и в 16.30;
  • в воскресенье — в 7.00.

В Москве есть несколько соборов, построенных в честь святых покровителей семейных уз. В

храме Вознесения Господня (у Никитских ворот) находится икона, содержащая частицы мощей муромских чудотворцев.

В 2011 году распахнул свои двери для прихожан и храм в честь благоверных князей, расположенный при ТЦСО «Ясенево». Каждый день туда приходят люди, которые хотят встретить настоящую любовь, обрести семейное счастье, родить и воспитать достойных детей, жить со своим супругом долго и счастливо, деля с ним горести и радости. Именно об этом молятся перед иконой муромских чудотворцев.

В Марьино планируется строительство нового каменного храма в честь Петра и Февронии. Сейчас каждый человек может внести вклад в это благое дело, купив именной кирпич. Приобрести его можно и дистанционно, переведя деньги на расчётный счёт и отправив на электронный адрес религиозной организации (hram_pf@mail.ru) свои данные. После этого жертвователю почтой будет выслано свидетельство на кирпич, а его имя навсегда останется начертанным на стенах храма.

Канонические и неканонические изображения святых

На канонических иконах, используемых для совершения церковных обрядов и молитв, благоверные князь и княгиня изображены в полный рост и облачены в монашеское одеяние. На святыне обязательно присутствует образ Христа. Внимание верующих привлекают не внешние черты изображённых князей, а их внутренняя одухотворённость. Фоном часто является изображение монашеских обителей, в которых проживали Пётр и Феврония.

Икона, фото которой представлено слева, полностью соответствует иконографическим канонам.

Неканонические изображения характеризуются наличием второстепенных деталей, яркими оттенками, не несущими смысловой нагрузки, а также выраженными индивидуальными чертами внешности, эмоциональностью и плотской привлекательностью супругов. Такие картинки часто используют в художественных целях.

День семьи

С 2008 года 8 июля в России отмечается праздник, который называется День семьи, любви и верности. Его организатором стал фонд, возглавляемый Светланой Медведевой, женой Дмитрия Медведева, занимавшего в 2008 году пост главы государства. Символом торжества стал цветок ромашки.

Популяризация праздника привела к тому, что история верных супругов стала известна почти каждому россиянину:

  • в школе ученики знакомятся с рассказом о муромских князьях, готовят сообщения и доклады о жизни святых;
  • по всей России устанавливаются памятники благочестивым супругам, к которым молодожёны возлагают цветы в день свадьбы.

Почитание муромских чудотворцев сегодня — это не только возрождение красивой традиции. Это, прежде всего, возвращение к семейным ценностям. Именно поэтому так важно усвоить уроки, преподнесённые всем людям св. Петром и Февронией.

Читайте также:  Отличия православия от католицизма в богословии и обрядах, службе и устройстве церкви, таинствах и атрибутике

История любви Петра и Февронии Муромских

В православном календаре можно найти один очень удивительный день — праздник Петра и Февронии, история возникновения которого настолько прекрасна и интересна, что не сможет остаться без внимания современного поколения. Чествование памяти Петра и Февронии Муромских проходит 8 июля. Эта дата была утверждена в 2008 году на Совете Федерации России. Инициатором этого события стала жена Президента РФ Дмитрия Медведева, Светлана. Она же придумала и символ праздника — ромашки.

История жития святых очень интересная. Петр и Феврония Муромкие — содержание и краткий пересказ повести.

Петр и Феврония Муромские. История святости

Супружеский союз Петра и Февронии стал показательным образцом христианского брака, поэтому этих святых почитают его покровителями. Очень важно отметить то, что ни одного истинно православного человека история святых Петра и Февронии не оставит равнодушным. Люди с большой радостью и откликом в сердце воспринимают этот праздник. История Петра и Февронии просто восхитительна, и в ней явно прослеживается Божий промысел.

Петр и Феврония умерли в один день — 25 июня 1228 года по старому календарю (8 июля по новому). Тела их, оставленные в разных храмах, каким-то чудесным образом вдруг оказывались в одном гробу, подготовленном ими заранее.

Люди расценили это как великое чудо. В 1547 году Петр и Феврония Муромские, история которых просто потрясает, были канонизированы. Сегодня их святые мощи хранятся в соборе Святой Троицы в Свято-Троицком монастыре города Мурома.

Поистине город Муром богат разными былинными героями. Все прекрасно помнят богатыря Илью Муромца, но мало кто знает, что его святые мощи хранятся в погребальных пещерах Киево-Печерской лавры.

Поэтичная повесть

История любви святых Петра и Февронии существует уже много веков на Муромской земле. Со временем подлинная история об этих благоверных и преподобных чудотворцах обросла сказочными очертаниями, которые слились с притчами и легендами этого края. Сегодня в Муроме стоит рака с мощами супружеской четы святых Петра и Февронии, и к ним отовсюду приезжают паломники, чтобы почтить их память, попросить помощи и помолиться.

Повествование о жизни благоверных Петра и Февронии было написано священнослужителем Ермолаем Прегрешным — гениальным литератором, жившим в эпоху Иоанна Грозного. История Петра и Февронии в оригинальной интерпретации писателя приобрела краски народного фольклора и стала поэтичной повестью о любви и мудрости, которые даются только чистому сердцу от Бога и Святого Духа.

О любви и верности

Началась эта удивительная история Петра и Февронии в то время, когда на русской земле в городе Муроме правил князь Павел. И была у него прекрасная жена, к которой дьявол, по своей нелюбви и ненависти к роду человеческому, стал отправлять на блуд крылатого змея. Используя свою нечистую магическую силу, он появлялся перед ней в образе князя. Такое наваждение жена не стала скрывать от мужа и рассказала, что коварный змей хитростью овладел ею. Раздосадованный князь не знал, как ему поступить со злодеем тьмы. Однако повелел своей жене льстивыми речами выведать у коварного искусителя о том, знает ли он, от чего придет к нему смерть. Когда в очередной раз явился к ней змей, княжна выведала у него, что смерть ему уготовлена от плеча Петрова и Агрикова меча.

Спаситель Петр

Она сразу поведала обо всем этом князю Павлу. Тот же позвал к себе своего родного брата Петра и стал делиться с ним своими мыслями. Петр же сразу понял, что именно ему суждено убить змея. Однако его по-настоящему смущало только то, что у него не было Агрикова меча.

Но в то время Петр в полном одиночестве любил ходить по церквям и молиться. Однажды он оказался в женском монастыре, в храме Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, и к нему подошел молодой отрок, который сказал князю, что он знает, где спрятано заветное оружие. И, подведя Петра к алтарной стене, он указал ему на место между плитами, где лежал Агриков меч. Петр взял его и отправился к брату, чтобы поведать ему обо всем и обдумать план следующих действий.

И когда Петр пришел к брату Павлу, а потом зашел к снохе, чтобы выразить свое почтение, он заметил, что князь Павел каким-то невероятным образом был сразу в двух местах, у себя в покоях и у своей жены. Петр сразу раскусил хитрость змея в его перевоплощении и, конечно же, не без Божьей помощи убил чудовище.

Знакомство с Февронией

Но история Петра и Февронии на этом не закончилась. После ударов меча, змей принял свое настоящее зверское обличье, затрепетал и издох, забрызгав своею кровью князя Петра. От этого весь князь покрылся зловонными струпьями, его тело покрыли жуткие язвы. С того времени все приближенные сбились с ног, искали врачей по всему свету, но ни один не брался за его лечение.

Однажды один из его отроков отправился в Рязанские земли, где было много народных врачевателей, и оказался в небольшой деревеньке под названием Ласково, в котором познакомился с очень мудрой молодой девой по имени Феврония. Она пообещала вылечить князя Петра, если тот будет чистосердечным и смиренным в помыслах своих. И повелела привести его к ней.

Когда князь приехал к Февронье, он стал обещать ей огромное вознаграждение. Но она ответила ему, что вылечит его, если он возьмет ее в жены. И князь слукавил, пообещав за исцеление взять ее в жены. Тогда девушка зачерпнула плошку хлебной закваски, потом дунула на нее и повелела, чтобы князь истопил баню и помазал этим свое больное тело, но только так, чтобы один струп остался непомазанным.

Петр все так и сделал, и болезнь сразу отступила. Однако князь не торопился выполнять главного условия и в скором времени опять весь покрылся язвами. Тогда ему все же пришлось жениться на Февронии. После этого они уехали в Муром и зажили там по божьим заповедям.

Уйти, чтобы вернуться

После смерти князя Павла его брат Петр занял пост правителя города. Но княгиню бояре невзлюбили и однажды, выпив вина для храбрости, пришли к ней и попросили, чтобы она взяла все, что пожелает ее душа, и покинет их город. Но богатств она не взяла, а попросила одного – отдать ей ее благоверного Петра.

Бояре даже обрадовались такому повороту дел, ведь в душе каждый мечтал занять трон князя. Ну, что решено — то решено. Благочестивый князь Петр не стал нарушать законов божьих и пожелал уйти с женой. Сели они в ладью и поплыли по Оке-реке. Заступник милостивый не оставил их в беде. Приставши к одному берегу, они остановились на ночлег. Тут же явились вельможи из Мурома и слезно попросили их вернуться, так как борьба за власть привела к распрям и смертям между боярами.

Блаженные Петр и Феврония с большим смирением вернулись в город Муром и стали там править долго и счастливо. Когда состарились, то решили принять обет монашества, и при постриге получили имена Давида и Ефросиньи. А потом вместе стали молить Господа о том, чтобы Он послал им смерть в одно время. Благочестивая пара хотела, чтобы их похоронили вместе. Был даже заранее подготовлен специальный гроб для двоих с перегородкой посредине. Но после их смерти в своих кельях люди сочли нечестиво хоронить монахов в одном гробу и не выполнили волю усопших. Их тела дважды оставляли в разных храмах, но под утро они всегда каким-то чудесным образом оказывались вместе в одном гробу. Тогда и было решено похоронить их вместе.

Вот так Петр и Феврония Муромские, история любви которых заслуживает уважения и признания, стали покровителями семьи, любви и верности. И теперь каждый верующий может прийти в Муромский Свято-Троицкий женский монастырь, чтобы поклониться их святым мощам.

Многим православным помогают Петр и Феврония Муромские. История вечной любви навсегда останется в сердце каждого, кто смог ее когда-нибудь услышать или прочитать.

«Ценность любви и верности не потускнеет». Где правда в истории Петра и Февронии?

Автор книги о Петре и Февронии рассказал о том, кем на самом деле мог быть главный герой повести, добровольной ли была женитьба князя на простолюдинке и кому сегодня нужен День семьи, любви и верности.

День семьи, любви и верности – праздник довольно молодой, но уже полюбившийся многим россиянам. Впервые его отметили 8 июля 2008 года, и некоторые тут же окрестили этот праздник нашим, православным ответом западному Дню святого Валентина.

Дата была выбрана не случайно: 8 июля Русская православная церковь чтит память святых князя Петра и его жены Февронии. Согласно преданию, они являлись образцом супружеской верности, в их браке царили согласие и благочестие.

Широкую известность история муромского князя Петра и дочери древолаза – Февронии – приобрела благодаря написанной в XVI столетии «Повести о Петре и Февронии Муромских». Как полагают исследователи, повесть объединяет в себе два народно-поэтических сюжета: волшебную сказку об огненном змее и сказку о мудрой деве.

Повествование начинается с того, что к супруге Павла, брата Петра, начинает наведываться дьявол в образе змея. Он принимает облик мужа княжны и пытается соблазнить ее. Княжна рассказывает обо всем супругу, и они решают обманом выведать у искусителя, знает ли тот, какая его настигнет смерть. Змей, поддавшись на льстивые речи княжны, раскрывает тайну: «Смерть мне суждена от Петрова плеча и от Агрикова меча». Узнав об этом, Петр решает помочь брату, добывает заветный меч и убивает змея. Однако кровь дьявола оказывается ядовитой, и Петр, обрызганный ею, покрывается страшными струпьями и язвами.

После долгих поисков лекаря до Петра доходят слухи о чудесной девушке по имени Феврония, которая обладает даром исцеления. Мудрая Феврония соглашается вылечить княжеского брата, но при одном условии: тот должен на ней жениться. Петра эта просьба поразила, ведь он из знатного рода и не пристало ему жениться на дочери древолаза. Несмотря на это, он пообещал Февронии сделать ее своей женой, если та его вылечит. Девушка исполнила волю князя, и он стал здоров, только Петр свое слово не сдержал и, поправившись, тут же отправился назад, в Муром.

Но по просьбе проницательной Февронии ничего не подозревавший князь оставил на теле один струп, и, как только двинулся он в обратный путь, от этого струпа пошли новые по всему его телу. Тогда Петр понял, что никуда ему не деться от судьбы своей, и взял Февронию в жены.

Бояре не приняли новую княжну, поскольку та была простолюдинкой, и поначалу прогнали чету из Мурома. Однако после изгнания князя в Муроме начались распри, и вельможи вновь обратились к Петру с просьбой властвовать над ними. Так князь и его благочестивая супруга возвратились в родную вотчину и стали править, а достигнув преклонных лет, приняли обет монашества. Кроме того, как гласит предание, супругов похоронили в разных могилах, но тела их после погребения чудом оказались в одном гробу – так монахи поняли, что на то есть благословение Божие.

Интересно, что жанр повести о Петре и Февронии не находит соответствий ни с исторической повестью, ни с агиографической. Тем не менее большинство историков сходятся в том, что эти люди существовали в реальной жизни. О том, кто же такие Петр и Феврония, что может помешать обвенчаться в День семьи, любви и верности и почему церковь подарила этим святым еще один день празднования их памяти, читайте в интервью с историком и писателем Дмитрием Володихиным.

«Змей – это не оживший динозавр, а чудовище духовное»

– Дмитрий Михайлович, вы являетесь одним из авторов книги «Петр и Феврония: Совершенные супруги». Расскажите, у этих персонажей все-таки были реальные прототипы? И если да, то почему мы ничего не знаем о муромском князе по имени Петр?

– Конечно, Петр и Феврония существовали на исторической Руси – это действительные люди, а не литературные персонажи. Другое дело, что определить, кому из известных по летописям и другим источникам муромских князей соответствует святой Петр, известный нам по его житийной повести, – затруднительно. Один из вариантов вы назвали – Давид Юрьевич. Есть и другие варианты: один из князей XII века, один из князей XIV века, с которым связан родством род дворян Овцыных. Мы не можем до конца верно определить, кто из этих князей был святым Петром. Его правление могло приходиться на очень широкий период с XII по XIV век. Но тем не менее сомнений в историчности святого Петра никто не высказывал.

Читайте также:  Катехизис: определение, православный катехизис от труда Филарета до современной версии

– «Повесть о Петре и Февронии Муромских», насколько мне известно, была написана лишь в XVI веке. Кто был ее автором? И правда ли, что написана она была по заказу Московского митрополита Макария?

– «Повесть о Петре и Февронии» действительно написана в XVI веке, в эпоху Ивана Грозного, – скорее всего, иноком Ермолаем-Еразмом. Высказывались некоторые другие версии, но эта наиболее распространенная. Однако в Четьи минеи митрополита Макария (Великие минеи четьи – сборник XVI века из 12 книг, на каждый месяц года, включающий в себя жития святых на каждый день, святоотеческие поучения и апокрифы. – Прим. ред.) этот текст не вошел. «Повесть о Петре и Февронии» – это самостоятельный текст; он есть плод творчества высокоинтеллектуального монашествующего книжника и наполнен христианской символикой. Поэтому для тех, кто погружен в средневековую православную культуру, этот текст представляет собой набор шифров и символов, за которыми открывается христианское содержание, а не просто заключение.

– Да, ведь в основе повести лежит сюжет борьбы с дьяволом, который в данном случае явился к жене Павла, брата Петра, в облике змея. Это ведь классический сюжет не только для христианской литературы?

– Сюжет о змееборчестве действительно распространенный. Собственно, борьба идет и с дьяволом, и с собственными грехами. Человека одолевают соблазны, и он может с ними справиться, обратившись к Богу, или не справиться, и тогда происходит его грехопадение. Змей и есть такой символ в «Повести о Петре и Февронии». Для книжника-интеллектуала XVI века это, конечно же, был не какой-нибудь оживший динозавр, а чудовище духовное, или, как тогда говорили, словесное. Это то, чем человек побеждается, если он не крепок в своей вере и особенно если он не крещен.

«Исцеление Петра не магия, а твердость в христианстве»

– Святых Петра и Февронию все знают как покровителей семьи и брака, и, согласно народному поверью, в день их памяти заключаются счастливые браки. Но вот что я вычитала: оказывается, 8 июля приходится на Петров пост, когда таинство брака в православной церкви не совершается. Правда ли, что из-за этого церковь установила второе празднование?

– У святых Петра и Февронии Муромских действительно два празднования. Один из дней поминовения – летний, он отмечается 8 июля (25 июня по старому стилю), другой – осенний, празднуется в воскресенье перед 19 сентября (6 сентября по старому стилю). Второй праздник был установлен в честь перенесения мощей святых, которое произошло в 1992 году. Тогда мощи святых князей были перенесены из музея, где они выставлялись при советской власти, в соборный храм Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Там они находятся и поныне.

– В 2008 году в России был учрежден новый праздник – День семьи, любви и верности. Он как раз приурочен ко дню памяти святых Петра и Февронии. Но, как ни странно, даже в православной среде нашлись противники этого праздника. Они мотивировали это тем, что Феврония, согласно преданию, женила на себе Петра чуть ли не силой. Кроме того, многие утверждают, что у пары не было детей, а, дескать, какая без детей православная семья! Расскажите, как вы относитесь к этим замечаниям и празднику, который мы отмечаем 8 июля?

– Во-первых, конечно же, в «Повести о Петре и Февронии» нигде не сказано, что у них нет детей. Нигде, ни в каком месте это не говорится! То, что они перед смертью приняли монашеский постриг, отнюдь не значит, что они до пострига вели иноческую жизнь. У исторических персонажей, которые могли быть святым Петром Муромским, в двух из трех предполагаемых случаев дети были – это точно установлено. Поэтому я, безусловно, к этому празднику отношусь положительно. Праздник очень хороший, полезный; о таких вещах, как благо брака, о любви и верности следует упоминать по многу раз. От того, что мы лишний раз об этом помянем, ценность не потускнеет, а только воссияет с новой силой. Так что огромный плюс этому празднику! А что касается того, что святая Феврония женила на себе святого Петра, то тут вот в чем дело. Ведь Петр, обещав на ней жениться, отказался от этого и уехал. А в христианстве человек должен быть прямо последовательным: да – да, нет – нет, остальное от лукавого. Дело в том, что святая Феврония несет на себе несколько символических функций: она и премудрость Божия, и премудрая дева. Ее соединение с мужем власти, государственным человеком, есть то, что по Божьему промыслу необходимо. И со стороны Петра было неправильным избегать этого.

– В повести говорится, что Феврония имела «дар прозорливости и исцелений». Не о колдовстве ли идет речь? Что подразумевал автор?

– Нет, исцеление Петра – это не магия, а просто-напросто твердость в христианстве. Все, что происходит через святую Февронию, – это действие благодати Святого Духа на земле. Конечно же, это не магия и не колдовство, это – сила Господня.

В заключение отметим, что в 2018 году в Музее военной истории Российского военно-исторического общества пройдут тематические мероприятия, приуроченные ко дню памяти святых Петра и Февронии. Гостей Музея Московских стрельцов «Стрелецкие палаты» ждут бесплатные экскурсии по экспозиции «Служилые люди государства Московского» с осмотром выставки «Расшиты шелком, жемчугом и златом». На экскурсии можно увидеть реконструкции костюмов современниц Московской Руси (XVII век) и вдохновиться неповторимой красотой старинного русского женского костюма, сшитого вручную с соблюдением старинных приемов из русских и заморских тканей мастерами студии традиционного костюма «Русские начала».

В Музее военной формы одежды также пройдут бесплатные экскурсии по экспозициям «Спасенные реликвии» и «Спасенные реликвии. Два века славы», в ходе которых посетителям расскажут об истории старинной усадьбы Тургеневых-Боткиных, в которой располагается музей, и о любви знаменитого поэта Афанасия Фета и Марии Боткиной.

Мероприятия пройдут и в Смоленске: в Музее военной истории «Башня Громовая» проведут бесплатные экскурсии по экспозиции и расскажут о различиях в семейных отношениях в Смоленске как в период власти Московского государства, так и в период владычества Речи Посполитой.

Пары, прожившие в браке более 20 лет, во всех Музеях РВИО ждут памятные сувениры и приятные бонусы (при наличии подтверждающего документа).

История любви святых Петра и Февронии

Приветствую вас, дорогие друзья! История любви святых Петра и Февронии Муромских. Именно, этой темой начинаю цикл публикаций о семейных историях в рубрике « Семейные истории », которые , возможно , станут для нас примером. Основная тема блога « Гармония семейной жизни » просто не может обойти тему любви и верности супружеских пар.

Но лучше, чем изложено это на радио «Вера» , я себе не представляю. Поэтому, использую материалы его сайта. Я, конечно, постараюсь дополнить и выбрать из огромного числа опубликованных статей, самые интересные для себя, надеюсь и для вас, уважаемые читатели.

У каждой семьи своя история
Наверное,у каждой семьи своя история счастливая или несчастная. Неповторимый путь.Что отличает крепкую семью? В любую минуту, трудную или радостную, все вместе, рядом. Проблемы решаются сообща, отсутствуют секреты друг от друга. Каждый знает, что его дом – его крепость.

Семейные истории об известных персонах мира и нашей страны, надеюсь, будут увлекательны. Прежде всего, в них много уроков земной любви и верности, невероятного супружеского счастья и преданности. Семейные пары сохранили на долгие годы взаимопонимание, единство духа и телес.Они такие разные, эти истории, но все интересные. Во многих можно увидеть себя, на некоторых поучиться.

История любви и верности святых Петра и Февронии Муромских

Сегодня расскажу историю любви и верности святых Петра и Февронии Муромских.
Верность на Руси всегда считалась показателем надежности людей. Если человек изменяет то, наверняка, нет ему доверия и в других вещах. Супружеская верность – это залог постоянства, благополучия и расцвета.

Семье трудно жить без нее.В наше время об этом, наверное, забыли. Весь эфир — телевидение, радио и интернет пестрят новостями об изменах, разводах, разделах имущества.

В былые времена на Руси развод или свободные отношения были исключением, чем нормой. При венчании будущие супруги давали клятву верности. Хранили ее до самой смерти. Всю жизнь поддерживали друг друга в радости и печали.

Как всё начиналось

В тринадцатом веке, согласно преданию, за несколько лет до княжества, Петр тяжело заболел. Князю во сне было видение. Исцелить его сможет дочь древолаза, добывающего дикий мед. Были посланы гонцы в деревню Ласково, что Рязанской области. Конечно же, девушка на просьбу согласилась, но в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Князь пообещал жениться. Вскоре Петр стал Муромским правителем.

Бояре уважали князя, а вот их жены невзлюбили жену князя. Наветами и оговорами пытались извести ее. Но это им не удалось.Тогда бояре пришли к Февронии с просьбой покинуть город. Княжна согласилась при условии, что уедет и её муж.

Что было дальше

Однако, вопреки ожиданиям бояр, князь Петр отказался от власти ради того, чтобы не расставаться с женой, и отправился вместе с ней в изгнание.Через несколько дней супругов догнали послы из Мурома.Они умоляли Петра вернуться на престол.

Оказалось, что как только чета покинула город, бояре переругались из-за власти. В городе начались волнения и беспорядки. По всей вероятности, жители поняли, что любовь и благочестие Петра приносили благодать всему городу. Князья вернулись и правили долго и счастливо. Город процветал во времена их княжества.

Ещё одна легенда

Самое примечательное, что существует еще одна легенда, связанная с именами этих святых. Она гласит, что однажды супруги плыли в разных лодках. Некий мужчина засмотрелся на красавицу княжну. Женщина заметила и обратилась к нему с просьбой зачерпнуть воды из реки с левого и правого бортов и выпить.

Тот сделал так, как она попросила. Ответил, что вода совершенно одинаковая. Мудрая Феврония сказала, что также обстоит дело с женским естеством. Мужчина все понял и смутился.
Сохраняя верность, мы тоже сможем сделать мир добрее и лучше.

Древняя традиция среди князей

В те времена существовала традиция среди князей. В старости супруги удалялись в монастыри и принимали постриг. Так поступили и Муромские князья. Они дали слово друг другу умереть в один день, чтобы всегда быть вместе. Похоронить себя завещали в одном гробу, разделенной одной тонкой перегородкой.

Когда они скончались, их положили в разные гробы по монашескому статусу.
На следующий день супруги оказались опять рядом. Так повторялось два раза, когда их разлучали. Такое чудо — свидетельство преданности и любви Петра и Февронии.

Почитание Святых

Сегодня их почитает Православная церковь в лике святых.
С 2008 года 8 июля в России стал отмечаться День Петра и Февронии как всенародный праздник любви и верности. В Самаре, где я живу, 8 июля 2011 года возвели памятник князю и княгине Муромским на площади Славы рядом с храмом Георгия Победоносца.

Он символизирует возрождение в России крепкой, верной и счастливой семьи. К памятнику в день свадьбы молодожены несут цветы.

По секрету скажу вам, дорогие читатели, когда в моей семье возникают сложные ситуации, читаю молитву Петру и Февронии о сохранении семьи и семейном благополучии. Вспомните об этом в трудный момент семейной жизни!

Самое примечательное,что этот праздник совсем непохож на день святого Валентина, который называют днем влюбленных. Хорошее чувство — влюбленность, но оно не всегда перерастает в брак. Напротив, праздник Петра и Февронии подчеркивает важность веры в Бога и верности супругу, в любовь, которая не имеет конца.

Если кому легче воспринимать аудиозапись,то, пожалуйста, прослушайте эту историю в записи. Конечно же, голосом гораздо проще передать эмоции и атмосферу события.

Спасибо вам за внимание, дорогие читатели! Если статья вызовет у вас интерес, можете сами познакомиться поближе с историей князей Петра и Февронии Муромских. Информации о них довольно много. Подписывайтесь на обновление статей в рубрике « Семейные истории ». Также не забывайте рекомендовать статью своим друзьям в социальных сетях!

Ссылка на основную публикацию