Катехизис: определение, православный катехизис от труда Филарета до современной версии

Катехизис в православии

Катехизис до 2008 года оставался католической книгой-сборником христианских вероучений.

Архиерейский Собор 2008 года одобрил издание православного Катехизиса, над составлением которого вызвались работать православные богословы, специалисты и профессора духовных учреждений.

В 2016 году Архиерейский Собор православной Церкви России рассмотрел первый проект книги ответов и вопросов и отправил его на обсуждение священникам для общецерковного обсуждения.

Что такое катехизис

В переводе с греческого языка это слово обозначает учение, наставление или инструкция. Катехизисами называли христианские книги, издаваемые в Средние века. В издаваемых пособиях для христиан разными авторами давался ответ на интересующий народ вопрос.

Здесь можно было прочитать об основах вероисповедания, значении десяти заповедей и все о таинствах.

Читайте о некоторых заповедях Божиих:

Интересно, что катехизис выпускался только для священников, которые в устной форме должны были донести его для народа. В светском обществе катехизисом называют свод неписаных правил для определенного круга людей.

Если для католиков эта книга является символической, то для православных она остается, как руководство для христиан.

В переданном на рассмотрение священникам проекте православной книги вопросов-ответов основными являются следующие главы:

  • Основы православия.
  • Основы Канонов и Литургий в Православия.
  • Основы нравов православного образования.
  • Основные социальные концепции Русской православной церкви.
  • Основные верования Русской Церкви относительно достоинства, прав человека и его свободы.
  • Основы принципов взаимоотношений с людьми других конфессий.

Важно! В катехизисе вероучения описаны простым, доступным широкому кругу людей, языком, но при этом смысл самих посланий не меняется. Эта книга должна полностью соответствовать посланиям Святых Отцов Церкви.

Святые места в книге вопросов и ответов могут быть цитированы только со ссылками и объяснениями.

История появления Катехизиса

Кирилл Иерусалимский, Августин и Иоанн Златоуст написали целые послания, которые впоследствии стали образцами для написания последующих катехизисов.

Из этих книг новообращенные христиане черпали сведения:

  • о Таинствах церкви и действии Святых Даров;
  • о символах православной веры;
  • о значении главной молитвы «Отче наш»;
  • о десяти заповедях и восьми смертных грехах.

О грехах в православии:

Впервые книгу вопросов и ответов в форме учебника для священнослужителей составил Бруно Вюрцбургский в XI веке.

В конце XIII века Фомой Аквинским были произнесены прекрасные проповеди, разъясняющие доступным языком понятия символов веры, «Отче Наш» и основных заповедей, данных через апостола Моисея Богом.

До 1254 года на богослужениях не давалось никакое разъяснение церковных понятий, и только Альбийский Собор обязал священников во время церковных служб объяснять верующим значение символов веры.

При появлении протестантизма катехизическая активность достигает своего пика, когда вышел первый Катехизис, автором которого был протестант Альтхамер.

В 1541 году Кальвин выдает свой экземпляр, книгу вопросов и ответов на французском, а затем и на латинском языке.

В 1642 году увидел первый православный экземпляр, написанный Петром Могилой.

Интересно! В каждой стране, в определенное время появляются печатные послания, призванные раскрыть перед христианами тонкости католического и православного верования.

Пространный катехизис святителя Филарета для христиан

Открывая книгу святителя, поражаешься простоте и доступности ее написания. Краткими и понятными ответами отец Филарет дает определение веры и ее отличие от знания.

Перелистывая страницы Богом освященного писания, в доступной форме читаешь о понятии Божественных вещей, как отличить Божественное и мирское, как человек может познать Творца и принять Его откровения.

Следующая глава знакомит христиан со Священным Писанием и Священными Преданиями, указывая, какое место занимает Библия. Из послания Филарета каждый верующий узнает, что Библия содержит законоутверждающие, учительские, исторические книги и пророческие послания.

Здесь же указано, что апостол — это посланник Божий.

Далее святой отец дает ответы на всевозможные вопросы, касающиеся веры, надежды и любви во всех их аспектах, как человеческих, так и Божественных. Раскладывая на составляющие символ веры «Верую в единого Бога, Отца, Сына и Святого Духа», Филарет уделяет каждой ипостаси должное внимание.

В этой главе четко дан ответ, что такое ангел, дьявол, дыхание жизни, рай и многое другое.

Важно! После прочтения послания приходит четкое понимание, кто такой Иисус, в чем сила Его жертвы, и какую роль играет Святой Дух в жизни христиан.

В первой главе описано 12 символов веры.

Вторая глава посвящена надежде во всех ее проявлениях. В Катехизисе Филарета описано, какую надежду дарует Господь в благодати, в 9 заповедях блаженства, о 6 видах прощения и молитве Господней.

В третьей главе, посвященной любви, подробно разбираются 10 заповедей Господних.

В заключение святитель Филарет дает наставление, как пользоваться написанным ним посланием.

Православный Катехизис является «Энциклопедией христианской жизни», в которой каждый верующий найдет ответ на волнующий его вопрос.

Православный Катехизис

Автор: Филарет
Жанр: Православие

1. ЧТО ТАКОЕ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС?

Православный катехизис есть наставление в православной христианской вере, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души.

2. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «КАТЕХИЗИС»?

Катехизис в переводе с греческого языка значит оглашение, устное наставление. С апостольских времен этим словом по традиции обозначается первоначальное учение о православной вере, необходимое каждому христианину (см. Лк. 1:4, Деян. 18:25).

Православный Катехизис скачать fb2, epub бесплатно

ПОУЧЕНИЯ МОНАХАМ ГЛИНСКОГО ИГУМЕНА ФИЛАРЕТА (Данилевского) (1777–1841).

Цит. по изданию «Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Глинский патерик». — Москва, “Самшит”, 1997, стр. 83-105.

И. Я ищу истины. Я желаю быть в истинной христианской Церкви. Я желаю получить спасение.

У. Если сии желания искренны, то Сам Господь ответствует тебе: Аз есмь путь и истина и живот (Ин. 14:6). Идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф. 8:20).

И. Но ныне многие общества, между собой различные, собираются во имя Христово. К которому же мне присоединиться?

Соч. ФИЛАРЕТА, АРХИЕПИСКОПА ЧЕРНИГОВСКОГО.

С рисунками академика Ф.Г. Солнцева

С.-ПЕТЕРБУРГ. Издание 4-е, книгопродавца И.Л. Тузова (Гостиный двор, № 43). 1894.

СВЯТЫЕ ЮЖНЫХ СЛАВЯН. ОПИСАНИЕ ЖИЗНИ ИХ.

СОЧИНЕНИЕ ФИЛАРЕТА, АРХИЕПИСКОПА ЧЕРНИГОВСКОГО.

С рисунками академика Ф.Г. Солнцева.

«Оублажаю вашу жизнь, в. друзи,

яко благодарьзновенна есть. И плачю

се моее жизни, яко непотребна есть».

Издание 4-е, книгопродавца И.Л. Тузова. (Гостиный двор, № 43). 1894

От С.-Петербургского Духовного Цензурного Комитета печатать дозволяется.

С.-Петербург, 21 Августа 1893 года.

Цензор Архимандрит Тихон.

Типография А. Катанского и Ко. Невский пр., д. № 132.

МИТРОПОЛИТ ФИЛАРЕТ ДРОЗДОВ. СЛАВА БОГОМАТЕРИ

«Пространный Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви», основную часть которого составил свт. Филарет (Дроздов), имеет для Русской Православной Церкви особое значение. Фактически «Пространный Катихизис» выражает позицию всей Русской Церкви XIX в. По своему богословскому уровню «Пространный Катихизис» выше, чем «Православное Исповедание» и «Послание Восточных Патриархов».

По книге: Учение о семейной жизни святителя Филарета Московского, составитель священник Григорий Вышеславцев. Москва, Синтагма, 1997 г., печатается по изданию: О семейной жизни по учению святителя Филарета, митрополита Московского, С.-Пб., 1894

Сияет преподобных жен сословие, яже уязвившеся любовию и добротою Христа—Жениха своего, во след Его текоша, последующе стопам Его Божественным. Сего ради возмездие трудов своих на небесах восприемше, с лики ангельскими и преподобных веселятся, моляшеся непрестанно Христу Богу нашему, еже спастися всем нам.

К ГЛАГОЛЕМОМУ СТАРООБРЯДЦУ О СТОГЛАВНОМ СОБОРЕ И О ИСТИННОМ СОГЛАСИИ С ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ.

На 76 листе Соловецкой челобитной, относительно Стоглавного собора, который тут назван освященным и Богодухновенным, есть на мнимых учеников Никона следующая жалоба: и они тому царскому уложению и священному собору, паче же отец святых уложению, Христову и Апостольскому преданию не повинуются, но и нам такожде повиноватися не велят, и полагают то соборное проклятие ни за что, и тем своим неповиновением учинили себе под вечным проклятием.

В настоящий выпуск “Общедоступной Богословской Библиотеки” вошел том “Собеседовательного Богословия,” содержащий в себе толкования на евангельские и апостольские чтения недель Триоди Цветной , т. е. за время от Пасхи до Троицы. Это самое радостное время для Святой Церкви, которая прославляет в восторженных песнопениях воскресение Христово, торжество Жизнодавца над смертью и темными силами ада, и поэтому ликует, радуется и веселится веселием духовным. Первоначальное название этой Триоди цветной объясняется из древнего обычая — праздновать весной “праздник цветов.” У древних народов был обычай, по окончании зимы, — когда земля с наступлением весны покрывалась цветами, — выходить на зазеленевшие поля и луга и там совершать праздник цветов, ознаменовывая его радостными весенними песнями. На этот обычай намекает и царь Соломон, говоря: “ Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал

В некотором смысле, никто из нас не знает, как подойти к этой книге. Современная наука и философия наполнили наши умы таким количеством теорий и мнимых фактов о первопричине вселенной и человека, что мы неизбежно подходим к этой книге с предвзятыми мнениями. Одни хотят согласовать ее со своими частными научными теориями; другие находят несогласной. И те, и другие смотрят на нее как на имеющую сказать нечто научное; а иные смотрят на нее как на чистую поэзию, продукт религиозной фантазии, не имеющей ничего общего с наукой.

1. Некоторые вопросы Апологетики

Религия и наука. Религия и закономерность природы. Приложение. Проблема чуда. Теория эволюции и религиозное мировоззрение.

2. Моральные вопросы Апологетики

Религия и вопрос о смысле жизни. Христианское учение об отношении к земным благам. Христианское учение об отношении к труду. Христианское учение об отношении к государству. Христианское учение о семье и браке.

«За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» — на этот вопрос Иисуса ученикам на пути в Кесарию Филиппову Петр ответил: «Ты Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16,13–16). Однако ответ Петра понимался различно и не предотвратил позднейших расколов.

И действительно, споры о Лице Иисуса Христа, которые продолжались в течение первых веков христианской истории, не носили отвлеченного, академического характера. Ведь слова и деяния Иисуса имеют различную значимость и различную силу в зависимости от того, исходят ли они от обыкновенного человека или от Второго Лица Божественной Троицы, рассматриваются ли они как простой эпизод человеческой истории или же как уникальные слова и дела Самого Господина Истории. Вопрос этот имеет громадное значение и для понимания того, Кто есть Бог Сам по Себе, открывается ли Он нам как бесстрастный Управитель мира, где добро и зло, радость и горе, жизнь и смерть представляют собой неизменные пары противоположностей, или, напротив, мы верим, что Он, восприняв условия человеческого существования, сделал их «своими собственными», был распят, как злодей, при Понтийском Пилате и воскрес в третий день, победив тем самым зло и смерть. Спасает ли Бог человека лишь передавая с небес Свои распоряжения, как Судья и Повелитель, или по Своей любви к человеку отождествляет Себя с ним и открывается нам как «живая любовь»? Споры о Лице Иисуса Христа породили различные подходы. Но может ли этот спор быть разрешен простой ссылкой на исторические данные? Конечно, нет, ибо исторические свидетельства об Иисусе не только «составляют» историю, но и призывают преобразить историю, освободить человека от категорий и условий падшего мира. Их подлинное содержание и значение невозможно свести лишь к «историческим фактам», рассматриваемым с позиции «беспристрастного наблюдателя». Даже ближайшие ученики Иисуса поняли смысл Его служения только после того, как Дух научил их «всему».

Что такое Катехизис: происхождение слова, православный и католический варианты

Любая религия нуждается в писании, которое в сжатом виде излагало бы основные принципы вероисповедания. В христианстве такая книга называется Катехизис .

В наше время такого рода книги стали справочниками по основам религии. Они содержат однозначно истолкованные догматы вероучения, в доступной для всех верующих форме излагая то, что церковь считает необходимым знать любому христианину, а также человеку, только стоящему на пути ко Христу.

Читайте также:  Каин и Авель: кто они, история первого убийства из зависти, вопросы и ответы

Что такое катехизис

Первоначально в христианстве в соответствии с Новым Заветом так обозначали наставление готовившимся принять Крещение. Оно давалось неофитам в устной форме как священниками, так и мирянами, уже давно принявшими Христа.

Происхождение слова

Слово происходит от латинского catechēsis, в свою очередь пришедшего в латынь из древнегреческого κατήχηση, что означает «поучение, наставление».

Значение термина

Катехизис — так называется изданный по благословению высших иерархов Церкви текст, содержащий основы вероучения и предназначенный для наставления верующих. В некоторых случаях он имеет форму вопросов и ответов.

История появления

Поучительные тексты возникли из бесед первых христиан, в том числе апостола Павла, с неофитами, желающими обратиться в веру Христову. Эти беседы касались не только великой тайны Спасения, но и пути, который должен вести к нему каждого, избравшего проводником Сына Человеческого.

Первая вероучительная книга

Впервые каноны христианства для неофитов были систематизированы на рубеже первого и второго веков.

Текст под названием «Учение двенадцати апостолов», или «Дидахе», на который как на творение апостолов ссылались многие древнехристианские авторы, считался утерянным, но в 80-х годах XIX века был найден митрополитом Филофеем Вриеннием.

В греческом манускрипте 1056 года, который хранился в Константинополе, содержалась единственная известная на сегодняшний день полная версия Дидахе.

Создатели «Учения» цитировали не дошедшие до нас в иных источниках изречения на темы веры и морали. Первая катехизационная рукопись открывается изложением учения о «двух путях»: жизни и смерти; далее следуют главы, посвященные вопросам церковной жизни, в том числе Таинствам, третья часть раскрывает глубинный смысл проповеди, а последняя, 16-я глава является кратким изложением Апокалипсиса.

Вероучебные книги в средневековье

Во времена, когда христианство из гонимой становится господствующей религией, начинаются попытки унифицировать катехизический опыт, накопленный Церковью за половину тысячелетия.

Кирилл Иерусалимский, блаженный Августин и Иоанн Златоуст в V-VI веках, а два столетия спустя — Иоанн Дамаскин создают образцы христианских поучений, которые стали впоследствии фундаментом для подобных текстов.

Из этих поучений неофиты могли узнать о:

  • Таинствах;
  • заповедях и грехах;
  • смысле Святых Даров;
  • Символе веры;
  • значении молитвы Христовой.

В XI веке Бруно Вюрцбургский составил книгу, которая стала первым учебником для священнослужителей, а в XIII столетии Фома Аквинский простым языком разъяснил основные понятия религии. Стоит заметить, что до этого времени от священников не требовалось во время богослужений каким-то образом объяснять прихожанам значение Символа веры, и только в 1254 году Альбийский Собор обязал их просвещать верующих.

Несмотря на тысячелетнюю традицию христианского наставления, первая катехизационная книга в том понимании, которое придается ей ныне, появилась только в эпоху Реформации. Это была работа последователя Лютера — Андреаса Альтхамера, содержавшая догматически выверенное изложение принципов вероисповедания.

Стремление лютеран к упрощению понимания верующими религиозных обрядов нашло выражение в вероучительных работах, составленных самим Мартином Лютером, а также в книгах его учеников — Кальвина, Мелангтона, приверженцев Цвингли. Тогда же, в противовес протестантским, массово издаются католические вероучебные книги, написанные, в основном, иезуитами.

К примеру, в 1554 году иезуит Петр Канизий составил католическое наставление, за последующие две сотни лет изданное более четырехсот раз.

В Московской Руси, пришедшей на смену погибшей под натиском татар Киевской, не было кратких письменных наставлений для научения верующих. Перед принятием Крещения взрослых людей никак особо не готовили, и до XVII столетия основные догматы христианства не были собраны воедино, а публиковались в букварях и различных учебных сводах.

Древнейшим катехизическим текстом, дошедшим до нас, можно назвать «Поучение к братии» XI века епископа Новгородского Луки Жидяты, в которой автор увещевает неофитов, еще не освободившихся от влияния язычества.

В традиции восточных славян первая книга катехизического направления была создана в середине XVI века Симоном Будным, лютеранином из Белоруссии. Он представил свою книгу как «Науку стародавную христианскую, от святого писма, для простых людей языка русского».

Первую же православную вероучительную книгу написал Лаврентий Зизаний. Канонические неточности заставили запретить ее, зато киевский митрополит Петр Могила сумел в 1640 году так составить «Православное исповедание кафолической и апостольской церкви Восточной», что оно стало до нашего времени классическим примером изложения православного вероучения. Правда, приводя аргументы против протестантства, митрополит Петр отталкивался от католических принципов, что, впрочем, не помешало его книге занять почетное место на полках православных библиотек.

Основной же православной книгой по научению вере считают творение московского митрополита Филарета (Дроздова), о котором более подробно будет сказано ниже.

Современное положение

Что касается вероучительной книги Католической церкви, то ее современную версию создала соответствующая Синодальная Комиссия, а утвердил в 1992 году Папа Римский Иоанн Павел II буллой «Laetamur magnopere». Переведенная на многие языки работа содержит 2865 статей.

В 2008 году Архиерейский Собор РПЦ поручил Синодальной библейско-богословской комиссии во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) создать созвучную времени православную катехизационную книгу.

Работа, в которой принимали участие лучшие богословы Православной церкви, была закончена в начале 2016 года и передана для обсуждения и рецензирования иерархам РПЦ.

В новейшей истории русского православия катехизические тексты публиковались неоднократно. Попытки уйти от схоластики, поиск новых форм и методов обращения к тем или иным адресатам породили целый ряд текстов, направленных на изложение канонов православия в наиболее доступной форме.

Есть и издания, призванные помочь новообращенному христианину, не вполне разбирающемуся в вероучении, постичь нюансы церковной жизни. Среди них — научение епископа Александра (Семенова-Тян-Шанского), а также семейная книга «Жив Бог».

Тем, кто ищет собственный путь в Церкви, надлежит читать «Беседы о вере и церкви» митрополита Антония и «Верую: беседы о Символе веры» протоиерея Александра Меня.

Традиция первых христиан различала тех, кто идет ко Христу и тех, кто избран в служении Ему. Для таких людей еще во времена гонений на церковь со стороны советской власти созданы «Огласительные беседы с крещаемыми» архимандрита Бориса (Холчева) и пособие в помощь оглашаемым, т. е. готовящимся принять Крещение, священника Георгия Кочеткова.

К пособиям для катехизаторов можно отнести, например, «Начало пути христианина» протоиерея Александра Борисова.

Православная вероучительная книга Филарета (Дроздова)

Созданный в 20-х годах XIX столетия труд митрополита Филарета многие годы служил в России официальным православным катехизисом.

Об авторе

Василий Дроздов, в монашеском постриге принявший имя Филарет, появился на свет в Коломне зимой 1783 года в семье священника. Окончив духовную семинарию, стал преподавателем, а приняв монашество, получил пост ректора Духовной академии в тогдашней столице Российской империи и одновременно стал блюстителем Новгородского Юрьевского монастыря.

В сан архиепископа владыка Филарет был возведен в 1821 году, а спустя пять лет, в трудное для России время после восстания декабристов, стал митрополитом Московским и Коломенским.

Император Николай I относился к святителю с подозрением, считая его слишком приверженным «вольным» взглядам, чуть ли не оппозиционером. Зато Александр II, которого владыка Филарет помазал на царство, доверял ему полностью и поручил важнейшую задачу — составление манифеста о раскрепощении крестьян.

Образованнейший специалист в богословии, митрополит Филарет занимался переводами текстов Писания, составил вероисповедную книгу, которая многие годы служила образцом подобных наставлений.

Скончавшийся осенью 1867 года владыка упокоился в Троице-Сергиевой Лавре, а в 1994 году был канонизирован.

Суть и содержание книги

Сутью написанного в классическом виде вопросов и ответов труда, по словам его создателя, является наставление в православной вере христианской. Для того же, чтобы душеспасительное чтение возымело действие, необходимо не просто познать Истинного Бога и верить Него, но и жить по вере и творить добрые дела.

В 1823 году первое издание книги вышло в свет. Книга вызвала жаркие споры, ведь она была изложена «простым» языком, и это не могло понравиться консерваторам от православия. в первую очередь — м инистру народного просвещения адмиралу А. С. Шишкову, архимандриту Фотию (Спасскому) и влиятельному в то время члену Государственного совета А. А. Аракчееву.

Поэтому владыке Филарету пришлось внести правки, но основное содержание, в том числе разделы о Вере, Надежде и Любви, равно как и форма подачи материала, остались прежними.

Цель работы

В начале XIX века Российская Православная церковь в своем обиходе использовала, в основном, вероучительные труды митрополитов Петра (Могилы) и Платона (Левшина). Но первая критиковалась за католический уклон, а вторая — за протестантский, поэтому возникла необходимость создания научающей книги, свободной от любого инославного влияния.

Кроме того, в 1816 году был начат и спустя шесть лет окончен перевод на русский язык Нового Завета и Псалтыри. Следовательно, в вероисповедных книгах надлежало привести цитаты из Священного Писания в соответствие с новым переводом. Поэтому в 1822 году Святейший Синод принял решение о необходимости создания новой катехизической книги.

Структура документа

«Пространный катехизис» Филарета Дроздова начинается введением, в котором даются определения основных терминов православного вероучения, с точки зрения православия рассматривается Божественное Откровение, Священное Предание и Библия.

Основная часть книги посвящена христианским добродетелям — Вере, Надежде и Любви.

В части «О Вере» делается акцент на православном толковании Никео-Цареградского Символа веры, исключающего католическое филиокве, т.е. исхождение Духа Святого от не только от Отца, но и от Сына.

Глава «О Надежде» посвящена разъяснению понятия христианской Надежды. Тут же, после глубокого анализа значения молитвы, рассматривается молитва Христова «Отче наш».

В целях научения молитва разделена на призыв к Господу («Отче наш, Иже еси на небесех!»), семь прошений к Нему и славословие, которым молитва завершается («Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки, аминь»).

Часть третья — «О Любви» — рассматривает Десять заповедей Божьих: четыре заповеди любви к Богу первой скрижали и шесть заповедей любви к ближнему второй скрижали. Для каждой из них в главе помещены необходимые для соблюдения предписания и описываются грехи, которые чаще всего совершаются против той или иной заповеди.

В конце книги следует заключительное слово о правильном и благочестивом применении принципов веры.

В работе владыки Филарета все выдержки из Писания публикуются на церковнославянском языке, а тексты Святых отцов — как на старославянском, так и на современном ее создателю русском языке. К нюансам книги относится то, что ее стилю намеренно придано архаичное звучание, заметное даже в то время. К примеру, фраза «в каком смысле» заменяется на «в какой силе»: «В какой силе сказано, что Иисус Христос распят за нас?» Эта стилистическая особенность совершенно не мешает восприятию текста, но служит для усиления духовно-исторической составляющей этого вероучительного руководства.

Катехизис католической церкви

Католики издали последнюю по времени обновленную вероучительную книгу в 1992 году, в понтификат Папы Иоанна Павла II.

Суть и содержание книги

Под катехизацией католики изначально понимали практику Церкви, которую провозгласили Телом Христовым, в обучении христиан основам религии, воспитании верующей молодежи, а также в приобщении к Церкви тех, кто хочет познать истину, но не знает, каким путем пойти.

Поэтому научение принципам религии католики сопрягают с воспитанием веры в детях, молодежи и взрослых на основе преподаваемого органично и систематически христианского вероучения, что в комплексе призвано приобщить прихожан ко всей полноте христианской жизни.

Пастырская миссия Католической церкви включает множество элементов, носящих вероучительный характер.

Катехизация же как таковая тесно связана со всеми составляющими церковного строения и включает такие шаги, как:

  • пробуждение веры, то есть провозглашение Евангелия как Благой Вести;
  • помощь неофитам в поиске смысла веры и обретении опыта христианской жизни;
  • постижение сути и свершение таинств;
  • после этого надлежит ввести неофита в церковную общину;
  • далее же следует апостольское и миссионерское свидетельство.

Таким образом, наставление в вере для католиков — это не только расширение географических рамок Церкви и увеличение количества прихожан, но в большей степени обеспечение внутреннего духовного роста Церкви, соответствия ее деятельности Замыслу Божию.

Читайте также:  Отличия православия от католицизма в богословии и обрядах, службе и устройстве церкви, таинствах и атрибутике

Цель работы

Согласно аннотации, новая редакция ККЦ — Катехизиса католической церкви — имеет целью наиболее органично изложить представления Западной церкви о фундаментальных принципах христианского вероучения. Речь идет не только о постулатах веры, но и о категориях морали, как их трактуют решения Второго Ватиканского Собора и в целом всего Церковного Предания.

Основываясь на Священном Писании, произведениях Святых Отцов, литургических текстах и Магистериуме, уточненный и обработанный текст должен служить основой для создания работ по обучению основам религии во всех христианских странах, а также на территориях, где существуют христианские миссии.

Книга, главным образом, создавалась в расчете на катехизаторов — учителей веры, епископов и пастырей. Она является инструментом, призванным помогать в обучении Народа Божия, но и для всех верующих христиан служит полезным душеспасительным чтением.

Структура документа

План строится на традиционных принципах создания христианской наставительной литературы.

В его основе — четыре «столпа»:

  • исповедание веры, полученной при крещении, то есть Символ веры;
  • Таинства веры;
  • принципы жизни в вере, то есть Заповеди;
  • а также Молитва Христова — «Отче наш».

В первой части, посвященной исповеданию веры, излагается смысл Откровения, предназначенного Богом для человека. Путем Откровения Бог предает себя человечеству, а с помощью веры человечество отвечает Ему.

В комментариях относительно Символа веры излагается сущность даров Господних, приносимых людям, что означает, в том числе, веру в Бога Единого, воплощенного в Единосущной Троице: Творце, сыне Его — Иисусе Христе, и Духе Святом.

Вторая часть книги разъясняет смысл присутствия в священных действиях литургии спасения Господнего, осуществленного Иисусом Христом и Духом Святым, а также значение семи Таинств.

Говоря о жизни в вере, третья часть книги повествует о конечной цели человеческой жизни, бытия человека, созданного по образу Божию. Излагая христианское понимание блаженства и путей, к нему ведущих, книга рекомендует жить и действовать прямо и свободно, руководствуясь Законом и благодатью Божией, соблюдая Божии Заповеди.

Четвертая часть книги рассказывает о смысле и значении молитвы в жизни христиан и комментирует семь прошений, входящих в Молитву Господню.

Видео о катехизисе Православной церкви

Здесь вы можете увидеть видео, посвященное вопросам катехизации в современной Православной церкви.

Катехизис: определение, православный катехизис от труда Филарета до современной версии

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 258 563
  • КНИГИ 593 837
  • СЕРИИ 22 224
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 555 144

Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви

Часть первая. Введение

Об Откровении Божественном

О Священном Предании и Священном Писании

О Священном Писании

Часть вторая. О вере.

О Символе веры вообще и о его происхождении

О членах Символа веры

О первом члене Символа веры

О втором члене Символа веры

О третьем члене Символа веры

О четвертом члене Символа веры

О пятом члене Символа веры

О шестом члене Символа веры

О седьмом члене Символа веры

О восьмом члене Символа веры

О девятом члене Символа веры

О десятом члене Символа веры

Об одиннадцатом члене Символа веры

О двенадцатом члене Символа веры

Часть третья. О Надежде

Понятие «христианская надежда» ее основание и средства

О Молитве Господней

О первом прошении

О втором прошении

О третьем прошении

О четвертом прошении

О пятом прошении

О шестом прошении

О седьмом прошении

Учение о блаженстве

О первой заповеди блаженства

О второй заповеди блаженства

О третьей заповеди блаженства

О четвертой заповеди блаженства

О пятой заповеди блаженства

О шестой заповеди блаженства

О седьмой заповеди блаженства

О восьмой заповеди блаженства

О девятой заповеди блаженства

Часть четвертая. О любви

О союзе веры и любви

О Законе Божием и заповедях

О разделении заповедей на две скрижали

О первой заповеди

О второй заповеди

О третьей заповеди

О четвертой заповеди

О пятой заповеди

О шестой заповеди

О седьмой заповеди

О восьмой заповеди

О девятой заповеди

О десятой заповеди

Как использовать учение о вере и благочестии

«Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви, рассмотренный и одобренный Святейшим Синодом и изданный для преподавания в училищах и для употребления всех православных христиан», Москва, Синодальная типография, 1913.

Этот катехизис обычно называют «Филаретовским»: его составил по поручению Синода Преосвященный святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский (память 19 ноября2 декабря).

В данном случае орфография текста изменена применительно к современной практике, проведена замена многих грамматических архаизмов, даны некоторые уточнения; все это делалось с таким расчетом, чтобы не изменить содержания и не исказить смысла текста.

Цитаты из Священного Писания и из творений святых отцов оставлены, как и в издании 1913 года, на церковнославянском языке, однако трудные для понимания слова и словосочетания даны с переводами их на русский язык.

Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви

Часть первая. Введение

1. Православный катихизис есть наставление в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души.

2. Катихизис в переводе с греческого языка значит «оглашение, изустное наставление», а в соответствии с употреблением со времен апостольских этим словом обозначается первоначальное учение о православной вере христианской, всякому христианину необходимое (Лк.1:4. Деян.18:25).

3. Для благоугождения Богу и для спасения души нужны, во-первых, познание Истинного Бога и правая вера в Него; во-вторых, жизнь по вере и добрые дела.

4. Вера нужна потому, что, как свидетельствует слово Божие, «без веры же невозможно угодити Богу» (Евр.11:6).

5. С верой должны быть нераздельны жизнь по вере и добрые дела, потому что, как свидетельствует слово Божие, «вера без дел мертва есть» (Иак.2:20).

6. По объяснению святого Апостола Павла, «есть же вера уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» (Евр.11:1), т.е. уверенность в невидимом — как в видимом, в желаемом и ожидаемом — как в настоящем.

7. Различие между знанием и верой заключается в том, что знание имеет предметом видимое и постигаемое, а вера — невидимое и даже непостижимое.

Знание основывается на опыте или исследовании предмета, а вера — на доверии к свидетельству истины. Знание принадлежит уму, хотя может действовать и на сердце; вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях.

8. В учении благочестия требуется не только знание, но и вера, потому что главный предмет этого учения есть Бог Невидимый и Непостижимый и Премудрость Божия, в тайне сокровенная. Поэтому многие части этого учения не могут быть объяты знанием разума, но могут быть приняты верой. «Вера, — говорит святой Кирилл Иерусалимский, — есть око, озаряющее всякую совесть; она сообщает человеку ведение. Ибо, говорит пророк, «аще не уверите, ниже имате разумети» (Ис.7:9)» (Огл. поуч. пятое).

9. Святой Кирилл объясняет необходимость веры еще таким образом: «Не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире даже людьми чуждыми Церкви, совершается верою. На вере утверждается земледелие: ибо кто не верит тому, что соберет произрастущие плоды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии, земле, предают самих себя неизвестным надеждам и имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря» (Огл. поуч. пятое).

Об Откровении Божественном

10. Учение православной веры мы черпаем из Откровения Божественного.

11. Под наименованием «Божественное Откровение» разумеется то, что Сам Бог открыл людям, чтобы они могли право и спасительно веровать в Него и достойно чтить Его.

12. Бог дал такое Откровение для всех людей, как всем нужное и спасительное, но поскольку не все люди способны непосредственно принять Откровение от Бога, то Он избрал особых провозвестников Откровения Своего, которые передали бы его всем людям, желающим его принять.

13. Не все люди способны непосредственно принять Откровение от Бога по греховной нечистоте и немощи духа и тела.

14. Провозвестниками Откровения Божия были Адам, Ной, Авраам, Моисей и другие пророки. Они приняли и проповедовали начала Откровения Божия; в полноте же и совершенстве принес на землю Откровение Божие и распространил его по Вселенной через Своих учеников и апостолов Воплощенный Сын Божий Господь наш Иисус Христос.

Апостол Павел говорит в начале своего Послания к евреям: «Многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, Егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори» (Евр.1:1—2). Тот же Апостол пишет к коринфянам: «Глаголем премудрость Божию, в тайне сокровенную, юже предустави Бог прежде век в славу нашу, юже никтоже от князей века сего разуме. нам же Бог открыл есть Духом Своим: Дух бо вся испытует, и глубины Божия» (1Кор.2:7—8, 10). Евангелист Иоанн пишет в Евангелии: «Бога никтоже виде нигдеже, Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда» (Ин. 1:18). Сам Иисус Христос говорит: «Никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти» (Мф.11:27).

Что такое православный катехизис: история и структура вероисповедного документа

Терминология

Термин пришел к нам из древнегреческого языка и дословно переводится, как «поучение, наставление». Сегодня эту вероисповедную книгу часто называют огласительной, так как в ней содержатся основные тезисы учения Христа. Написана она простыми, доступным языком в формате «вопрос-ответ».

Определение термина «катехизис»

Определение «катехизис» применимо не только для православной литературы. По сути, это любое углубленное руководство, имеющее похожую структуру. В качестве примера можно привести работу русского нигилиста С. Г. Нечаева, который пропагандировал террор против «тиранов народа».

Видео «Основы православной веры»

В этом видеосюжете рассказывается о вероисповедном документе.

Авторство и создание единого документа

В начале XIX столетия церковь использовала разные издания вероисповедной книги. Чаще всего это были труды двух митрополитов: Петра Могилы и Платона. Позже на их основе печатались другие издания, которые неоднократно подвергались жесткой критике со стороны православной церкви. Чтобы устранить все замечания, было принято решение издать объединенную версию.

Работа над новой огласительной книгой началась в 1822 г., а автором ее стал архиепископ Московский и Коломенский Филарет. Спустя год Синод одобрил окончательное издание вместе с правками, а документ был официально признан руководством по христианской вере. Позже изменения все же вносились, а потому переиздавался он не раз. Однако до сих пор труд Филарета позиционируется, как канонический, содержащий основные догмы и постулаты православной церкви.

Документ, собравший в себя все самое лучшее от предыдущих изданий, был напечатан к концу 1824 г. под названием «Краткий Катехизис», а вот расширенный вариант назывался «Пространным».

Структура вероисповедного документа

Начинается огласительная книга с основных терминов христианства, краткого пересказа Библии и мнения Русской православной церкви о Божественном откровении. Далее следуют три основные части:

  1. «О любви». Посвящена главным Божьим заповедям. Для каждой из них подробно прописаны все грехи, а также имеются предписания, как избежать этих страстей.
  2. «О вере». Здесь объясняется значение Константинопольского Символа веры. Пояснение поделено на 12 частей для лучшего понимания смысла. Тут же рассказывается о главных Таинствах православия.
  3. «О надежде». В этой части роль отводится рассказам о пользе молитвы. Также здесь подробно разобрана структура «Отче Наш», которая включает прошения и заключительное славословие.

Завершается вероисповедный документ разделом о практическом применении веры.

Текст катехизиса написан простым языком, легким для понимания даже детям. При чтении прихожанин сначала знакомится с самим христианством, узнает его цели, а уже потом изучает основные тезисы. При этом архаизмы, которые часто встречаются в тексте, не случайны. Они помогают расположить читателя к православной вере.

Читайте также:  Устинья и Киприан: иконы и мощи, значение молитвы и колдовства, а также как ходить в храм

Критика вероисповедного документа

Первые версии огласительных книг появились в период активной критики переводов Евангелия, которые вышли из-под пера Российского библейского общества. Особенно сильно ругали деятельность РБО консерваторы от власти и церкви. Они настаивали, что литературный русский язык не подходит для религиозного использования, а потому все труды должны быть написаны на церковнославянском.

А. С. Шишков, будучи министром народного просвещения, выступал за равенство между русским языком и церковным наречием. В это же время митрополит Фотий сравнивал новые издания с «водой из канавы».

Расхождения с первоисточником

Чтобы успокоить критиков, было инициировано подробное изучение работы митрополита Филарета, издавшего первую огласительную книгу. Целью исследования было выявление расхождений между ним и Святым Писанием. Особенно тщательно вычитывали библейские фразы, которые использовались в катехизисе на русском языке. При этом общий смысл христианского учения потерян не был, а потому аргументы против не нашли конструктивного подтверждения.

Текст катехизиса написан простым языком

Немалые споры возникли по поводу фразы о «лучшем учении». На вопрос «какая вера о благочестии лучше» был ответ: христианская. Однако консервативные священники узрели здесь неточность. Если есть «лучшая», значит, должна быть просто «хорошая», а ею может представляться ислам или, к примеру, буддизм.

Такая острая критика повлекла за собой решение Синода о запрете издания труда Филарета. Причиной тому стал перевод на русский язык основных частей вероисповедного документа. Однако позже мир увидел новый вариант огласительной книги под авторством митрополита Платона. Этот катехизис пережил семь переизданий. В нем цитаты из Священного Писания приводились на церковнославянском наречии.

Сегодня катехизис является основным православным трудом для новых прихожан. Он содержит удобное руководство по православной вере, написанное простыми словами в формате «вопрос-ответ», что помогает быстро понять основные тезисы учения Христа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Катехизис возвращается

25.12.09, 15:03

Священный синод Русской Православной Церкви поручил Синодальной Богословской комиссии начать подготовку нового православного катехизиса — особого краткого свода церковной догматики. В XIX веке таких катехизисов было написано около десятка, большинство из них и сегодня можно встретить на церквоных книжных прилавках. Зачем Церкви понадобился новый «справочник о вере» и каким он будет?

Ответы без вопросов

В течение почти трех веков истории русской богословской науки в Русской Церкви использовался катехизис Московского святителя Филарета (Дроздова). Еще в первой трети XIX века он был рекомендован к использованию Святейшим синодом. Именно этот катехизис, щедро переиздаваемый православными книгоиздателями, зачастую становится первым «справочником» в области православного богословия для многих тысяч неофитов. «Если вы меня спросите, каким я хотел бы видеть новый катехизис, я бы ответил: таким, как катехизис святителя Филарета, — признается завкафедрой догматического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Борис Левшенко. — Он должен давать точные и емкие ответы на прямые вопросы, и именно таким был катехизис московского святителя». Однако катехизис свт. Филарета спустя 200 лет воспринимается скорее как музейный экспонат. И дело не только в устарелых формулировках или тяжеловесном языке — «не катехизис устарел (он, как и догматы Церкви, устареть не может), а общество и сознание людей изменилось. А это значит, что должен меняться и язык проповеди», считает председатель ОВЦС архиепископ Иларион (Алфеев) .

Решение написать новый катехизис принял еще Архиерейский собор 2008 года, состоявшийся под председательством Патриарха Алексия II менее чем за полгода до смерти Предстоятеля. Летом 2009-го его преемник Патриарх Кирилл поручил Богословской комиссии приступить к работе. «Кроме доступности языка новизна катехизиса должна заключаться прежде всего в доступном языке и акценте на тех проблемах, которые волнуют современных людей, — говорит архиепископ Иларион (Алфеев). — Например, в Росси больше нет монархии, не практикуются дуэли, о которых митрополит Филарет пишет среди грехов, нарушающих заповедь “не убий”. А вот ставшие массовыми в наше время аборты совсем не упомянуты святителем. Надо помнить и о том, что филаретовский катехизис был предназначен для людей, родившихся и воспитанных в Православии. Мы же живем в обществе, воспитанном атеистической пропагандой, которое не только не православно по своему духу, но часто вообще относится к христианству враждебно». Кроме того, в настоящее время имеют хождение немало катехизисов, «претендующих на официальность, но зачастую обладающих слишком низким качеством текста и даже иногда неправославными утверждениями, — особо подчеркивает владыка. — Вопрос об эталонном издании, объясняющем начала православного вероучения, до сих пор остается открытым».

«Катехизисы, какими они были в XIX веке, — это набор правильных ответов на несуществующие вопросы, — известный церковный публицист, миссионер и преподаватель Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев настроен решительно. — Я просто не могу себе представить человека, который мог бы в такой формулировке о чем-то спрашивать. Форма вопросов и ответов (как в катехизисе свт. Филарета) тогда была не более чем уловкой. Сегодня же мы живем в мире, где люди готовы задавать вопросы по сути православного вероучения, в том числе и те, которые просто не могли возникнуть у человека XIX века. Конечно, катехизис — не попытка кого-то убедить, а торжественная декларация, обозначение условия членства в Церкви. Но для современного человека он должен быть современным».

Протоиерей Борис Левшенко считает, что такие изменения естественны: «Разные эпохи церковной истории подразумевали разные формы ответов на одни и те же вопросы, и лучше всего эти ответы давать на том универсальном языке, который существует в конкретное время».

Учение без дури

Катехизисы бывают разные: есть такие, которые являются в первую очередь учебными пособиями, есть катехизисы-справочники, есть катехизисы для новоначальных. Есть катехизис как инструмент для миссионера, который можно дать человеку, чтобы он уяснил себе основную суть Православия, а есть катехизис как камертон для внутрицерковных дискуссий, поясняет протодиакон Андрей Кураев. Каким будет новый «учебник веры», еще не решено, но одна из главных задач уже поставлена. «Катехизис — это попытка положить предел личной дури некоторых церковных или даже околоцерковных проповедников, — говорит протодиактон Андрей Кураев. — Новый катехизис нужен, чтобы простой человек не торопился отождествлять любую публикацию или устный совет, исходящий из уст приходского священника, с мнением Православной Церкви. Перед создателями катехизиса будет стоять проблема: как не перейти пределов, положенных святыми отцами. Сегодня мы видим немало людей, которые эти границы Православия очерчивают по своему вкусу, причем часто в круг вероучительных вопросов включаются и вопросы чисто светские — политические, культурные, отношение к явлениям современной культуры. Авторы катехизиса должны быть осторожны. Нельзя торопиться выдавать за учение святых отцов даже те вопросы, по отношению к которым в современной Церкви есть единая позиция».

В отличие от всех предыдущих, первый с начала XIX века официальный катехизис Русской Православной Церкви, по словам архиепископа Илариона, станет не авторской работой, а итогом труда лучших современных богословов и церковных ученых, целого коллектива авторов под руководством Богословской комиссии и Синода.

«Я думаю, будет использована та же технология, что и при создании “Основ социальной концепции РПЦ”, — предполагает архиепископ. — Будет создана рабочая группа, в которую войдут специалисты из разных областей богословской науки, и новый катехизис станет коллективным трудом, который утвердит сначала Библейско-богословская комиссия, а затем Священный синод и Архиерейский собор». Конкретный состав авторов в скором будущем должна утвердить Библейско-богословская комиссия.

СПРАВКА
Что такое катехизис?

Катехизис — это краткое, точное и емкое изложение веры, своего рода религиозная «таблица умножения». Подробности проясняет для «НС» председатель ОВЦС, известный богослов и церковный ученый, ректор общецерковной аспирантуры им. свв. Кирилла и Мефодия архиепископ Илларион (Алфеев):
— Катехизис (от греч. katecheo — оглашать, наставлять, учить) — краткое наставление в вере новоначальным христианам или тем, кто желает принять крещение. В раннем христианстве катехизисом называли устное наставление тем, кто готовился принять крещение. Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете. Таким образом, «катехизис» превратился в жанр христианской литературы, раскрывающий незыблемые вероучительные принципы христианства. В современном понимании катехизис действительно можно назвать справочником по основным догматическим понятиям православия. Э то книга, содержащая в сжатой форме квинтэссенцию христианства, притом в такой форме, которая не должна вызывать недоумений или неоднозначных толкований. Это концентрированное выражение того, что Церковь полагает необходимым основанием веры каждого человека. В этой традиционной для нас форме катехизис впервые сформировался на Западе. Первой книгой, получившей название «Катехизис», стал труд протестанта Андреаса Альтхамера, составленный в форме вопросов и ответов в начале XVI столетия.
Однако еще в раннехристианскую эпоху святым Кириллу Иерусалимскому, Иоанну Златоусту, блаженному Августину принадлежали целые циклы огласительных поучений или гомилий, послуживших образцом для позднейших средневековых и новоевропейских катехизисов. Готовящимся принять крещение необходимо было получить представление о смысле церковных таинств, а также ознакомиться с Символом веры как важнейшим изложением основ христианского вероучения, с молитвой Господней («Отче наш») как выражением сути христианской духовности и с десятью заповедями как основным нравственным руководством для христиан. В раннем христианстве жанровая форма катехизиса, как и его содержание, была достаточно свободной — необязательно вопрос-ответ. Да и в эпоху Средневековья в Западной Церкви были созданы многочисленные доктринальные руководства для священнослужителей и мирян, далекие от жанрового своеобразия современных катехизисов.
В нынешнем терминологическом значении катехизис (как догматически точное изложение основ веры в вопросах и ответах) появляется только в Реформацию. Самые популярные из них — Малый и Большой катехизисы, составленные Мартином Лютером. Существовали также и катехизисы Кальвина, Меланхтона, приверженцев Цвингли и других протестантских вождей. В качестве католической реакции появились катехизисы, подготовленные иезуитами. Именно католические катехизисы (а их известно не так много) по количеству изданий и тиражам стали самыми массовыми из вероучительных книг. Например, катехизис иезуита Петра Канизия, написанный им в 1554 году, за двести лет выдержал более 400 изданий. Последний обновленный католический катехизис был создан в 1992 году при папе Иоанне Павле II .
В русской церковной традиции подготовка к крещению называлась «оглашением», а те, кто проходил такую подготовку, именовались «оглашенными». Было также слово «оглашенник», которым обозначалась книга поучений для готовящихся принять христианство, и выражение «оглашенные словеса», т. е. поучения для оглашенных. Вплоть до XVII столетия на Руси перечисления основных категорий христианства вместе с Символом веры и катехизисом, как правило, помещались в букварях, толковых молитвенниках и других учебно-богослужебных сборниках или сводах.
Первый «катехизис» в восточнославянской традиции был написан в 1562 году знаменитым белорусским протестантом Симоном Будным, причем не на церковнославянском, а на простом наречии, и назывался «Катехизис, то есть наука стародавная христианская, от святого писма, для простых людей языка руского, в пытаниах и отказах събрана». Это — протестантский катехизис, находящийся в большой зависимости от лютеровских изданий.
Первый православный катехизис у восточных славян разработал учитель Львовской братской школы Лаврентий Зизаний. Однако из-за плохого перевода на славянский его катехизис оказался во многом не точен. В итоге тираж был конфискован и почти полностью уничтожен. С именем Лаврентия Зизания и его брата Стефана исследователи связывают еще несколько, к сожалению, не сохранившихся катехизисов конца XVI — первой трети XVII века.
После Зизания у Русской Церкви вплоть до XX века было два официальных православных катехизиса. Первый — это «Православное исповедание кафолической и апостольской церкви Восточной» знаменитого ректора Киевской академии, киевского митрополита Петра Могилы, и второй — «Катехизис пространный христианский» московского митрополита Филарета (Дроздова). Эти катехизисы в основном удерживают традиционную схему: разъяснение молитвы Господней, Символа веры и десяти заповедей, а также христианских таинств.

Код для размещения ссылки на данный материал:

Как будет выглядеть ссылка:

Ссылка на основную публикацию