Каин и Авель: кто они, история первого убийства из зависти, вопросы и ответы

Каин и Авель: легенда о братьях и история первого убийства

В священной Библии описано много интересных и загадочных историй, которые фантасты расхватывают на сюжеты фильмов и прочих легенд. Одним из таких событий, является первое братоубийство на земле. Каин и Авель были первыми людьми, рожденными на земле, это сыновья Адама и Евы.

Что произошло: история конфликта

После своего грехопадения Ева и Адам были возвращены на землю, и для выживания им было необходимо возделывать землю, заниматься животноводством и другим трудом. Семья старалась жить по заповедям Бога, желая обрести вновь небесное царство.

Со временем у них родилось двое сыновей Авель и Каин, которые также старались на всем протяжении жизни угождать Всевышнему. Авель занимался скотоводством, а старший сын выращивал растения.

Сыновья Евы приносили жертвы Создателю, желая Его задобрить и получить его милость, земледелец бросил в костер кучу свежий колосьев, а Авель ягненка. Господь видел искреннюю веру Авеля, который часто молился и всегда жил с верой в душе. Поэтому Создатель принял жертву младшего брата, а старшего оставил без внимания.

Каин жил с гордостью в душе и начал завидовать Авелю и его удачливости. С каждым днем старший брат все больше ненавидел своего кровного младшего брата. Создатель пытался образумить грешника, внушить ему добрые мысли и любовь в сердце. Но злоба была сильнее, и старший сын убил младшего, принеся этим поступком горе своим родителям. Старший сын был слеп от своей ненависти и был уверен, что никто не узнал про его поступок, и в этом он был не прав.

Всевышний видит все. Бог спросил у Каина — «Где брат твой?», на что грешник ответил: «Откуда мне знать? Я не пастух ему». Этим вопросом Создатель давал шанс грешнику раскаяться. Любое убийство ― грех, но пролить кровь родного брата — грешно вдвойне.

Видимо, чувство злобы настолько помутило рассудок Каина, что ему и в голову не пришло, что нет на свете такого места, где можно скрыться от очей всевидящего Бога. Не было в тот страшный момент рядом людей, но Дух Божий незримо присутствовал.

Создатель решил наказать старшего сына Евы за такое поведение:

  • отправил его подальше от своей семьи жить в чужой стране;
  • клеймил его меткой убийцы, чтобы все люди вокруг знали, с кем имеют дело;
  • ни на секунду Каина не оставляли муки совести за содеянное, не мог он найти душевного покоя.

Всю свою оставшуюся жизнь, убийца провел далеко от своей семьи и постоянно думал о том, как пролил невинную кровь родного человека. Каин продолжал заниматься растениеводством.

Родители сыновей очень горевали и поначалу не знали о том, что произошло, но коварный дьявол все в подробностях выложил перед Евой. Женщина не знала чем себя утешить и как жить дальше. С этой истории на человечество сошло самое большое горе в мире — потеря родного человека.

Создатель сжалился над Евой и подарил ей еще одного ребенка, которого после рождения нарекли Сифом.

Важно! Эта история поучительная для многих людей, никто не вправе отнимать жизнь у человека, которую даровал ему сам Бог! Совершивший такой грех, будет мучиться душой до конца своей земной жизни и после нее.

Каин убил своего единокровного брата из зависти к его удачливости, за что и поплатился. Всевышний отвернулся от убийцы и заставил его скитаться по планете и мучиться от угрызения совести.

Почему Бог не принял дар Каина

Данная история подтверждает то, что Богу не важна жертва и ее размер, ему важна вера человека, состояние его души, отношение к ближним. Старший сын относился к своим родным и к Господу неподобающе, его мысли были только о своей выгоде и успехе, поэтому его жертву Создатель не принял.

Почему два брата были такими разными

Странно, что родившись в одной семье и получив одно воспитание, два сына были такими разными.

Текст Библии гласит о том, что при рождении каждая душа получает свободную волю, и человек становится таким, каким хочет быть. Для того, чтобы стать хорошим человеком и вести праведную жизнь нужно работать над собой каждую секунду. Тот, кем овладела лень скатывается в пучину грехов, из которой потом уже трудно вылезти.

Каин был слеп душой и ленив, ждал удачи и божественного признания, ничего для этого не сделав, не поработав над своими мыслями и душой. Грех поджидал его за дверью, и старший сын с радостью принял его и разжёг в своей душе ненависть к младшему брату. Зависть и злость, совершив первое в истории человечества злодеяние — братоубийство.

На ком женился Каин: версии

Многие люди задаются вопросом, где и с кем жил подлый убийца после наказания, данного ему Богом, ведь на земле было всего четыре человека: Адам, Ева, Каин и Авель.

Но, если в Библии не упоминаются другие люди, совсем не значит, что их не существовало. Жена Каина могла быть сделана Создателем из земли или из мужской плоти, так же как и Ева.

Есть версия о том, что жена Каина скорее всего происходила от Евы и приходилась убийце сестрой. В древности кровосмесительные браки не имели ничего предрассудительного и первые братья и сестры вступали в отношения без ложных страхов.

История Каина и Авеля — смысл библейского сюжета

Авель и Каин

На протяжении многих тысячелетий сюжет о взаимоотношениях двух братьев волновал умы людей. Библейская история Каина и Авеля остаётся актуальной даже спустя тысячелетия, открывая тайны о человеческой природе.

Авель и Каин были старшими детьми Адама и Евы – первых людей, созданных Богом и потерявших возможность пребывания с Ним в результате грехопадения. Каин был первенцем, его имя происходит от древнееврейского слова «создавать» или «приобретать». Вероятно, это имя было дано Каину как первому человеку, рождённому женщиной.

Согласно преданию, Ева надеялась, что первый сын будет обещанным Искупителем её с Адамом первородного греха. Однако с рождением Каина стало очевидно, что эта надежда не сбылась. И она дала второму сыну имя Авель. Оно переводится как «плач» или «уничижение» и отражает всю горечь переживаний Евы.

История Каина и Авеля — за что брат убил брата

Из Библии известно, что Каин занимался земледелием, а Авель был пастухом. У них был обычай приношения жертвы Богу как выражения любви и благодарности Ему. Однажды вновь пришло время принести Богу плоды своих трудов. Каин возложил на жертвенник часть урожая, а Авель принёс лучших овец. Но жертва Каина не была принята Всевышним. На приношение Авеля с неба сошел божественный огонь, что означало угодность жертвы Богу. С дарами же Каина ничего не случилось. В порыве ревности и зависти Каин заманил младшего брата в поле и убил его.

Бог смотрел не на жертвенник, а в души братьев. Авель приносил жертву с благоговением и смиренным упованием на будущее искупление первородного греха. Каин же выполнял жертвоприношение лишь как внешний обряд, без усердия, веры и смирения. Потому и принёс Богу жертву без благоговения и рассуждения, принес негодную жертву. Ещё до убийства, зная о страшном намерении Каина, Бог не оставлял его Своей любовью. Творец предостерегал человека от злодеяния, призывал побороть в себе греховные помышления:

«И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:6-7).

Последствия первого убийства в истории

Но Каин не захотел услышать Бога. Даже после совершения преступления убийца не опомнился, его сердце окаменело, грех подавил в нём совесть. Бог спросил Каина, где его брат, и это был не столько вопрос (ведь для Всеведущего Творца не может быть тайн), сколько призыв раскаяться. Но Каин дерзко ответил Всевышнему: «Не знаю, разве я сторож своему брату?». Своим бесстыдством он лишь усугубил грех и отсёк возможность исправления. За это и был осуждён Богом на изгнание и скитания.

Святитель Кирилл Александрийский подробно разбирает цепочку грехов Каина:

«Первый грех был тот, что Каин неправильно разделил и не посвятил Богу того, что было превосходнее всего. Второй – тот, что он, познав грех, не обратился к покаянию и не исправил прегрешения своего обращением к лучшему, но возогревал гневом и раздражен был прославлением ближнего, тогда как должно было бы лучше соревновать последнему, а не считать его врагом и взирать на него неправедными очами. Третий же и как бы какой приступ к совершению дикого убийства – неукротимая зависть. Четвертый – то самое: пойдем на поле — доказательство коварства и лести. Пятый – преступление нечестивого скверноубийства. В шестой грех ему может быть вменена ложь перед Богом” (Творения свт. Кирилла архиепископа Александрийского. Книга 2)

Узнав свой приговор, Каин затрепетал. Но не от раскаяния, а от страха, что люди отомстят ему за совершенное преступление. Снова проявив Своё милосердие, Бог отметил Каина особым знаком, который не позволял никому убить изгнанника. Этим знамением Всевышний пресёк угрозу умножения убийств из-за преступления, совершенного Каином.

Образ Каина в Библии

Вера Каина деградировала ещё до жертвоприношения. Бог для него был уже не любящим Отцом, а идолом. Своим преступлением Каин подвёл черту под давно назревавшим богоотступничеством. Не содержимое жертвы, а духовное состояние, в котором Каин её приносил, стало причиной отказа Бога. Он не принял жертву Каина по любви к нему, ради вразумления и пробуждения его совести. Но Каин из-за своей гордыни воспринял это как оскорбление.

В «Первом соборном послании» святого апостола Иоанна Богослова написано, что Каин пошёл на убийство, потому что

“дела его были злы, а дела брата его праведны” (1Ин. 3:12).

Следовательно, Каин невзлюбил Авеля задолго до рокового жертвоприношения. Наблюдая за праведной жизнью брата, Каин не только не последовал его примеру, но и взращивал в своей душе зависть и ревность. Эти страсти достигли пика после неугодного Богу жертвоприношения и породили гнев, а затем и убийство.

Не раскаявшись даже после терпеливого взывания Бога, Каин ещё больше отягчил свой грех. Превратившись в мрачного скитальца, он стал страшным, предостерегающим от совершения убийств примером для потомков. Убийство Каином Авеля символизирует осознанный выбор человека идти по пути зла. Имя Каина стало нарицательным для завистливого и жестокосердного человека, способного навредить даже самым близким людям. Такого человека называют “окаянный”.

Библейский образ Авеля

Авель рассматривается в христианстве не только как первая жертва убийства в истории, но и как первый страстотерпец за правду и веру. Христос упоминал Авеля, когда обличал фарисеев, говоря, что с них взыщется от крови праведного Авеля до Захарии (Мф. 23:25). Принесший праведную жертву, невинно убитый пастырь Авель считается прообразом Христа – тоже безвинно убиенного доброго пастыря для всех христиан, принесшего себя в жертву ради человечества. Об этом говорит святой Ефрем Сирин в “Беседах на Евангелие от Иоанна”:

“Возбудив к себе зависть добродетелью, он (Авель) смерть претерпел и, став прообразом Владыки Христа, упокоевается во веки веков” (т. 4, стр. 354).

Если кровь Авеля взывала к искуплению, то кровь Христа совершает это искупление. Каин же является предшественником всех гонителей правды.

Ветхозаветная история Каина и Авеля показывает нам два противоположных пути, по которым волен пойти человек, – служения Богу, правде и служения греху, дьяволу. Каин и Авель – это не отвлечённые персонажи далёких времён. Они являются наглядными и актуальными выражениями тех черт, которые есть в каждом человеке.

Каин и Авель – история первых людей, рожденных на Земле.

Кто такие Каин и Авель?

В Авраамических религиях Каин и Авель – сыновья Адама и Евы, родившиеся после изгнания прародителей из Эдема. Как и завещал Бог, Каин и Авель трудились на земле и питались плодами своих нелегких трудов. Каин был земледельцем, а Авель – пастухом.

История про Авеля и Каина ― это история первого убийства на Земле. Земля в то время была еще совсем юной, однако уже претерпела на себе влияние первородного греха Адама и Евы. Каин был первым человеком, родившимся на молодой Земле, Авель – первым умершим человеком.

История Каина и Авеля рассказывается в Книге Бытия, в четвертой главе. Прочесть или послушать главу о Каине и Авеле Вы можете, перейдя по ссылке:

Имена Каин и Авель: значение.

Имя Каин произошло либо от древнееврейского корня КАНА, что значит «создавать / производить на свет», либо от корня КИНА, что означает «зависть». В пользу первой версии говорят строки Библии, в которых Ева говорит о Каине «произвела я человека». Имя Каин стало нарицательным. Сегодня так принято называть злобного и завистливого человека, способного на подлость.

Имя Авель (Хевель), вероятно, восходит к еврейскому слову «хевель» — дыхание. Однако многие современные ученые говорят о том, что имя Авель произошло от аккадского «аблу», что означает сын.

За что Каин убил Авеля?

Каин-земледелец и Авель-скотовод приносили плоды трудов своих в жертву Богу. Бог благосклонно принимал жертву Авеля, так как приносилась она с чистым сердцем. Жертва Каина была отвергнута, так как Каин приносил жертву лишь по привычке, без любви к Богу. Из зависти и гнева Каин убивает Авеля, совершая тем самым первое преступление на юной Земле.

История Каина после братоубийства.

После убийства Каин пытался скрыть свой грех перед Богом. Когда Бог спросил у Каина, где его брат, тот ответил, что не знает, так как не является сторожем брату своему. Считается, что Бог задал этот вопрос Каину в надежде исповедать грех его, однако Каин не проявил желания раскаяться.

Каин и Авель. Житников Михаил.

После убийства Каин был проклят Богом от земли той, на которую пролилась кровь Авеля. По слову Божьему, земля не будет давать силы Каину. И должен он стать изгнанником и скитальцем на земле. И выслан был Каин в землю Нод.

Читайте также:  Устинья и Киприан: иконы и мощи, значение молитвы и колдовства, а также как ходить в храм

Каин взывает к Богу, говоря, что наказание его больше, чем он сможет снести, и что всякий, кто встретит его, сможет убить его.

И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

Каин является отцом Еноха и родоначальником его линии. Он также основал город и назвал его в честь сына своего ЕНОХ. Кем была жена Каина? В Библии об этом упоминаний нет, однако существует два мнения, и оба основаны на «Книге Юбилеев»:

  • Женой Каина была его сестра Аван;
  • Женой Каина была Сава.

Каиново колено насчитывает 7 поколений. Считается, что род Каина не спасся во времена Великого Потопа. В апокрифической книге Еноха написано, что душа Авеля стала во главе мучеников и преследовала потомков Каина.

«Это дyх, котоpый вышел из Авеля, yбитого своим бpатом Каином; и он жалyется на него, пока семя его (Каина) не бyдет изглажено с лица земли и из семени людей не бyдет yничтожено его семя».

История о Каине и Авеле. Рукописи и интерпретации.

Самая старая известная копия библейского повествования, содержащая историю о Каине и Авеле, — Свитки Мертвого Моря (Кумранские рукописи). Основной массив Кумранских рукописей датируется от 250 года до н. э. до 68 года н. э. Свиток, содержащий историю о Каине и Авеле, датируется первым веком до нашей эры.

История о Каине и Авеле дошла до нас также в ряде других текстов (всего 24 рукописи). Данная история является предметом различных интерпретаций.

Образ Авеля интерпретируют и как первую жертву убийства, и как первого мученика; в то время как Каин рассматривается и как первый убийца, и как предок зла. Некоторые ученые предполагают, что библейская история о Каине и Авеле основана на древнем шумерском сказании о конфликте между кочевыми пастухами и оседлыми земледельцами.

Образ Каина нашел свое отражение в каббале, где он считается сыном ангела Самаэля и Евы, а также в гностицизме, где он считается сыном сатаны и Евы.

Интересен тот факт, что вслед за историей Каина и Авеля, в Библии не единожды наблюдается идея предпочтения Богом младшего сына:

  • История Исава и Иакова;
  • История Иосифа и одиннадцати братьев его;
  • История Давида и его старших братьев и пр.

История Каина и Авеля стала архетипом братоубийства. История эта интерпретируется в литературе и других видах искусств.

Средневековая легенда гласит, что Каин был отправлен Богом на Луну.

Средневековая легенда гласит, что Каин был отправлен Богом на Луну, чтобы оттуда видеть все прелести земной жизни и не быть способным вернуться. Согласно этой легенде, в полнолуние, взглянув на Луну можно увидеть образ Каина, убивающего Авеля. Каин с вязанкой хвороста является синонимом луны и в Божественной комедии Данте Алигьери.

Нисходит Каин, хворост свой держа

Существует интересная трактовка истории об Авеле и Каине, согласно которой данная история объясняет источник всяких войн. Как получается, что братья по крови, поклоняющиеся одному Богу, становятся смертельными врагами? По словам автора теории, к войнам, в том числе и религиозным, приводит не разница в догматах или ритуалах, а «притязания на равенство» или «отрицание иерархии» (Источник: Meditations on the Tarot: A journey into Christian Hermeticism, translated by Robert Powell).

Почему Каин убил Авеля. Что произошло

Ещё с пионерского советского детства у меня на слуху было об убийстве какого-то Авеля каким-то Каином. Но задаваться этим вопросом в том возрасте и в то время я, естественно, не стал. Уже в пору юности я услышал замечательную фразу «Я не сторож брату своему». Эта фраза сверкнула в голове, но так и осталась где-то в глубинах моего подсознания. Не знаю почему, но к христианству я испытывал некое, мягко говоря, неприятие, но стремление прочитать Библию было. И вот тут вопрос, какую Бибилию? Как оказалось есть две Библии «Ветхий завет» и «Новый завет». «Новый завет» меня не цеплял, а вот «Ветхий завет»… «Ветхий завет» уже манил к себе только тем, что он – «Ветхий». Мне казалось, раз «Ветхий», значит древний, старый, а старина меня всегда притягивала.

И вот когда уже в зрелом возрасте я прочитал эту книгу, я ужаснулся – что же это за религия такая, которая начинается с убийства. Поскольку есть у меня в характере некая дотошность, то просто так оставить вопрос без ответа я не мог. Вот только вопрос в том, где было искать ответ на этот вопрос. А вопрос такой – действительно ли Каин убийца в общепринятом смысле этого слова? В тех источниках, которые мне попадались именно так этот вопрос и трактовался – да, убийца.

Меня это поставило просто в тупик. Интуитивно я чувствовал, что здесь что-то не так – одно из двух или что-то переписчики в своё время напутали, или толкование церковниками Библии неверно. Прочитав ещё раз внимательно это место в Библии, я понял, что наиболее вероятно последнее. И вот тут, призвав на помощь свой житейский опыт, а так же опыт сельского труженика и логику, я получил свой вариант понимания Библии, который тут и излагаю.

Бедный, мудрый, трудолюбивый Каин. Говоря современным языком его просто «подставили». Точнее сказать его поставили в такие условия, когда обида переросла в злость, злость породила слепую ярость, слепая ярость подтолкнула к преступлению. История двух братьев Каина и Авеля это яркий пример того, как родителям не следует воспитывать своих детей, особенно, если их в семье двое и более. Но давайте по порядку и с начала. С самого начала.

А в самом начале был Человек, не имеющий достаточного жизненного опыта. Опыт первого Человека характеризовался определенным, мягко говоря, количеством шишек, ссадин и царапин. Первое его занятие в этом Мире, чтобы выжить, было собирательство и охота. Постепенно охота сменилась скотоводством, а собирательство земледелием. И вот тут произошло разделение между людьми. Если скотоводство не предполагает особенно больших собственных физических затрат человека, то земледелие, это каждодневный и далеко не легкий труд. Вот, что такое скотоводство? Съела скотинка травку на одном месте, скотовод перегнал ее на другое и всё. Другое дело земледел. Гордым и ленивым на земле делать нечего, поскольку постоянно Земле-Матушке кланяться приходиться – и вспаши, и засей, и убери, и сохрани, и… но пора бы уже подходить поближе к Библии и к первым братьям:
«… и был Авель пастырь; а Каин был земледелец». (Бытие 4:2)

Тут мы опять сделаем небольшое отступление и попробуем разобраться в том, о чем НЕ говорит нам Библия. А не говорит нам Библия о том, чем занимался Адам после изгнания оного из Рая Эдемского. Давайте вспомним коротенько, откуда и, вообще, зачем появился этот Адам. Господу Богу из всех мест на Земле, которую он сам же и сотворил, больше всего понравилось только одно – Эдем. Остальные места тоже вроде как бы неплохие, но вот это – это получилось как раз то, что надо. Ну, а в хорошем месте и сад хороший не грех заложить – надо же где-то отдыхать после дел праведных. Не век же по небесам носиться. Правда, получилось так, что сад Райский хоть и вышел куда как на славу, да вот ковыряться в нём Господу Богу одному вроде как-то и тяжеловато, и скучновато. Да и по чину ли?

Короче – нужен раб, бестолковый, но работящий (шутка). Слепил такового. Жизнь вдохнул. Человеком сделал. И полегчало. Сам-то Творец, конечно, на покой на заслуженный удалился, а Адама за садом вроде как приглядывать оставил. Но смекнул старец, хоть Адам и хорош работничек, но и ему одному скучновато. Женщину ему сделал. Сразу немного повеселей стало. С женщинами и так-то скучать не приходится, а тут ещё и Змей им веселья подкинул. И события стали разворачиваться с быстротой молнии. Змей «подставляет» «сладкую парочку». На очной ставке Адам «переводит стрелки» на жену свою. Та, разумеется, как и все женщины идёт в «отказ» и «валит» всё на Змея. По концовке Змею пожизненно… на брюхе ползать, а «сладкую парочку» по-быстрому этапом на Восток. Впоследствии, как мы знаем по истории, это стало обычным делом, особенно для России. Вот такая предыстория.

Сама же история заключается в следующем:
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть».
(Бытие 2:16)
Тут, я думаю, всё понятно – до изгнания Адам занимался собирательством. Хотя в полной мере этот термин здесь вряд ли подходит. Ну, сами посудите, о каком собирательстве может идти речь, когда всё есть и в любое время. Ни скот пасти, ни землю пахать Адам, естественно, не умел. И вот изгнание… Что делать? – Хороший вопрос. В Райском-то саду он не более чем сторож был. Да даже и не сторож, а так, смотритель ботанического сада. Кто ничего делать не умеет, тот ничего и не делает и, хотя Библия напрямую нам об этом не говорит, но вот только теперь, после изгнания, Адам и стал заниматься по-настоящему собирательством.

Интересные вещи в семьях порой происходят. Каин оказался неизвестно в кого на редкость трудолюбивым, с пытливым умом новатора. Он не пошёл по стопам отца, то есть не стал собирателем. Однажды заронив зерно, Каин увлёкся земледелием. Мы не будем здесь лишний раз с Вами говорить о том, что труд земледельца хоть и тяжкий, но по-своему интересный. Мы не будем говорить о том, как приятно выдернуть из грядки морковку, которую ты сам же и посадил, или убрать богатый урожай зерновых, или… да что там. Просто приятно. Но это потом. А сначала труд в поте лица своего. И Каин выбрал этот путь, этот далеко непонятный для своих родителей образ жизни. И когда он в радости своей принёс первые плоды труда своего от Земли-Матушки, что дала ему эти плоды за его старания, его… отвергли!

Младший же брат его Авель оказался не столь трудолюбивым, но весьма хитрым и в, какой-то степени, ленивым. Заниматься собирательством, то есть выискивать всякие корешки, да ягодки по примеру своих родителей ему было лень. Ковыряться в земле по примеру своего старшего брата, ему было противно. Сидеть дома целыми днями – скучно и Авель увлёкся охотой. Но ходить по лесу, ноги ломать, тоже удовольствие не из приятных. Приручив однажды диких коз и овец, Авель стал скотоводом. И дома не сидишь, и в земле не ковыряешься, и при деле находишься. Надо полагать, родители снисходительно отнеслись к занятиям своих детей. Старший, хотя и занимался земледелием, но это первоначально носило скорее экспериментальный характер. Не один год ушёл у Каина, чтобы из дикого зерна получить культуру. Поэтому, занимаясь своим делом, он продолжал помогать родителям и по дому и в собирательстве.

О чём думал Каин, когда пытался получить из дикого ячменя культурный злак? Наверное, о том, что вот, очень скоро он получит богатый урожай и его семье не надо будет довольствоваться случайным собирательством. Всё, что необходимо семье они смогут выращивать рядом с домом и в необходимом количестве. Авель же, как и большинство младших детей в семьях, был баловень. В домашних делах участия не принимал, собирательством не занимался, а целые дни проводил на пастбище со своей скотиной.

И вот, в один прекрасный день, случайно или нарочно, но именно тогда, когда Каин принёс свои плоды чтобы показать отцу пришёл и Авель со своими «скотскими» показателями:
3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. (Бытие 4:3-5)

Я не случайно оговорился, сказав, что братья пришли к отцу своему, в то время как в Библии сказано к Господу. Это ещё один абсурд и, как следствие, неверного толкования Библии церковниками. Фактически напрямую с Богом общался только один Адам. Бог создал первых людей, благословил их на размножение и всё – дальше ребята как-нибудь сами, сами. Но поскольку Адам на Земле был ПЕРВЫМ после Бога, то и обращение к нему со стороны его семейства было соответствующее – Господин, Господь. Это обращение сохранилось и по сию пору – господа, господин, госпожа. Но мы же не подразумеваем при этом, что те к кому мы так обращаемся, есть Боги… Если же взять за основу общепринятое у церковников понятие, что братья обратились именно к Творцу, то последующее обращение Бога к Каину звучит просто глупо:
9 И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? (Бытие 4:9)

Ну, надо же! Это что же это за Бог тогда такой вездесущий, который абсолютно не имеет понятия, что у него творится на Земле? А ведь церковники талдычат, что «Бог вездесущ». Везде сущ, а в это момент оказался не сущ? Чушь какая-то. Ладно, включаем логику. Если Господь Бог вездесущ и всё знает, но в данный момент был абсолютно без понятия, где Авель, значит, к Каину обращался с вопросом не Бог. А кто? Ответ понятен, – его отец Адам.

Если кому-то моё толкование показалось недостаточно убедительным, то обратимся к другому фрагменту из Библии, где Ева восклицает по поводу рождения третьего сына Сифа:
25 И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.

Лихо закручено. Если я вообще хоть что-то понимаю в деторождении, то, тот кто «познал» жену свою, того и семя. Правда бывают случаи, когда муж «познаёт» жену свою, а дети все в соседа. Значит что? А значит то, что семя положил не муж. Если же в библейском случае Адам познаёт жену свою, а Бог положил семя, то, простите меня, нечто скабрезное на ум приходит… Вот только не надо меня сейчас обвинять в богохульстве. Я хоть и не христианин, но Библию чту и почитаю. Да и отношение у меня к Всевышнему нормальное. Просто, как говориться, на основании вышеизложенного, данное место в Библии следует понимать так – не к Богу обратились братья с жертвоприношениями, как трактуют церковники, а к отцу своему Адаму пришли с подарками. И вот здесь надо бы уточнить, кто и что принёс.

Читайте также:  Катехизис: определение, православный катехизис от труда Филарета до современной версии

Логично предположить что Каин принёс первую испеченную на углях лепёшку. А что же принёс Авель? В Библии сказано: «…от первородных стада своего и от тука их». По смыслу получается, что Авель принёс козлёнка или ягнёнка от скотинки первый раз родившей. Теперь, что значит «От тука их»? Тук – это жир, сало. Тучный – значит жирный, сальный. Значит, козлёнок или ягнёнок были от самых упитанных самок стада. Теперь вопрос, в каком виде был принесён подарок? Церковники считают, что братья принесли жертву Богу. А любая жертва, и телесная в том числе, подвергается сжиганию, дабы с дымом жертвенного огня быстрее достичь Бога. Получается, что Авель принёс Адаму в качестве показателя трудов своих, первый в Мире шашлык.

И вот тут отец обласкивает Авеля, а Каина отвергает. Так оно и понятно – тот, кто хоть раз обонял запах приготовленной на костре или углях баранины, тот сможет понять Адама. Огорчению Каина нет предела. Отцу бы как-то исправить свою оплошность, успокоить и ободрить старшего сына своего, так нет же, он начинает «докучать его моралью строгой»:
« Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним». (Бытие 4:7)

Да, на первый взгляд отец вроде бы и прав, – если делаешь добро, то делай его. Народная мудрость так и гласит – «от добра – добра не ищут». Смысл сей фразы совсем не тот, как считают многие, мол, сделаешь человеку добро, а он тебе гадость в ответ. Вот и получается вроде как от добра – добра не ищут. Нет, нет и нет! Так толковать могут только люди сами в мыслях и делах своих далеко не безгрешные. По-настоящему доброе дело подразумевает бескорыстный поступок. БЕСКОРЫСТНЫЙ. Что означает – без корысти, то есть без жадности. Сделал добро – и не жди ничего взамен или в ответ. Вот и получается: от добра – добра не ищут.

Это пытался объяснить и Адам сыну своему старшему. Но ко времени ли? И разговор о том, что надо уметь владеть своими эмоциями, тоже правилен. Но ко времени ли? Одно дело говорить правильно, другое – поступать так. Какое право имеет отец бездумно, безответственно спровоцировав ситуацию, говорить при этом красивые слова?! Ясно, что подобные слова в подобной ситуации могут привести совершенно к непредсказуемым последствиям. И привели. Каин в сердцах высказывает Авелю всё, что о нём думает:
«И сказал Каин Авелю, брату своему». (Бытие 4:8)

Что сказал в ответ Авель можно только догадываться. Вряд ли это были слова примирения. Как же, ведь он любимчик родителей своих. В семье только и слышно – Авель, Авель. А кто такой Каин?… Так, червяк земляной. Постоянные насмешки, полное непонимание, нарочитое возвышение младшего брата над старшим, последняя выходка отца (иначе это и не назовёшь) и последний разговор с братом. Всё это привело к тому, что и случилось – Каин убивает Авеля:
« …И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». (Бытие 4:8)

Я читал комментарии по этому поводу и не где-нибудь, а у самого Иосифа Флавия. Там говорилось, будто бы Каин нарочно заманил Авеля, чтобы убить его. Какая чушь! Перемудрил философ. Очевидно, с его лёгкой руки, а скорее с лёгкого языка данное событие и утвердилось в той трактовке, которая довлеет на большинство людей и поныне: Каин – братоубийца. Но, прочтите ещё раз, и вы сами сможете убедиться в том, что здесь нет даже и намёка на столь извращенно-примитивное толкование. Достаточно хотя бы ещё раз вспомнить, кем были Каин и Авель? – Каин был земледелец, а Авель был скотовод. Где они были, когда Каин убил Авеля? Правильно, в поле. В Библии так чёрным по белому и сказано. И Каин, естественно, никуда Авеля не заманивал. Просто, будучи каждый из них по своему делу они встретились в поле – Каин обрабатывал поле, Авель рядом пас свою скотинку.

Вот тут и произошло событие, которое городскому жителю абсолютно неизвестно, но довольно хорошо известно селянам – потрава скотом посевных культур. Нарочно или по недогляду, но стадо Авеля оказалось на поле Каина. Естественная реакция Каина это прогнать скотину со своего поля. Что он и стал делать, кидаясь камнями, комьями земли. Но тут подоспел Авель. Вступаясь за свою скотину, в ярости набросился он на Каина. И тогда ещё Каин уберёгся поднять руку на брата своего, но стал выговаривать ему. Бесполезно. Кому и раньше всё сходило с рук, уверен, что и впредь всё так и будет. Возникла драка. Результат известен…

В довершение логического повествования можно привести то, как сложилась судьба Каина после изгнания. Смерть Авеля была первой смертью, поэтому Каин и не знал толком как себя вести – для первых людей всё было впервые. Вот поэтому когда Адам спросил у Каина, где Авель, Каин и сказал «Разве я сторож брату моему?» Очевидно, что Адам не нашёл что сказать и тогда уже сам господь Бог вмешался в дела людские, указав Каину на тяжесть вины его.

Правда в Библии в главе 4 строфы 9-15 представлены как разговор Каина с Богом, но мы с вами уже разобрались, что строфу 9 следует понимать только как разговор Каина с Адамом. А вот уже строфы 10-15 это уже разговор с Богом. И о чём же был их разговор:
10 И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;
11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;
12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
13 И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно;
14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.
15 И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

Понятна первоначальная вспышка гнева Всевышнего и наложение проклятия на Каина. Но вот, что говорит Каин: «наказание мое больше, нежели снести можно…»

И что же Бог? Читайте строфу 15: «за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро»

Вопрос, стал бы Бог так защищать действительного преступника? Достаточно внимательно вчитаться и вдуматься в эту фразу как становиться понятно – Бог на стороне Каина. Это ещё раз доказывает то, что Каин не есть убийца в общепринятом смысле. Никуда он Авеля не заманивал и специально брата своего не убивал. Всё получилось так, как получилось, точнее в соответствии с нашими рассуждениями. Но и это ещё не всё. Примечательна дальнейшая судьба Каина и его потомства. В той же главе 4:
17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.
18 У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.
19 И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла.
20 Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.
21 Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.
22 Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа.

Как видим сам Каин построил город и назвал его в честь своего первенца. Один из его потомков, Иавал – отец живущих в шатрах со стадами. Другой, Иувал – отец всех играющих на гуслях и свирели. Третий, Тувалкаин – был ковачом всех орудий из меди и железа. Не слишком ли одарённые потомки у братоубийцы? Можно лишь сказать одно – всё это лишнее подтверждение того, что Каин был далеко не ординарной личностью.

И вот теперь вернёмся к тому, с чего начали, а именно с вопроса – убийца ли Каин в настоящем понимании этого слова? Нет, нет и тысячу раз нет! Мало того, ни Адам, ни Авель не достойны того уважения, которого заслуживает Каин. И по праву.

Ведь это он, Каин, первый пахарь на Земле. Не ему быть проклятым в веках, но быть святым и чтимым земледелами всеми!

В конце несколько слов к родителям. Внимание, любовь и понимание – это не так уж и много для Вас, но как это много для детей Ваших. Если же Вы хотите, чтобы история Каина и Авеля повторилась у Вас в семье, поступайте, так, как поступали родители этих братьев.

Каин и Авель (+ВИДЕО)

Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа седьмая

К чему ведет попытка «исправить несправедливый миропорядок»? Почему же Господь не принял жертву Каина? Что Каиново есть в нас самих?

Сегодня, возлюбленные о Господе боголюбцы и христолюбцы, мы будем говорить о Каине и Авеле. Первое совокупление, первое зачатие, первые родовые тошноты, первые боли и первые страдания испытала и пережила Ева – и родила сына, назвав его Приобретением. Каин – приобретение. «Приобрела я человека от Господа», – сказала она. А Адам в этих первых родах, в этой мистике зачатия и вынашивания узрел тайну рождения всех живущих и дал своей жене имя Хава, то есть Ева, – «жизнь», ибо она стала матерью всех живущих. Митрополит Филарет (Дроздов) на эту тему рассуждает так: Адам прозрел в своей жене не только мать всех живущих и будущих жить, но он прозрел в ней и Божию Матерь, потому что подлинную Жизнь родила нам Богородица, Она – истинная Хава, истинная Ева и Мария, Святая и Пречистая и пречуждая всякого порока. А Ева внесла большую печаль в мир.

Адам и Ева получили от Бога обетование (так называемое Первоевангелие), что семя жены и семя змея будут враждовать между собой и семя жены поразит змея в голову (см.: Быт. 3: 15). И потому они ожидали от жены спасения. Когда родился Каин, взоры отца и матери его были, быть может, устремлены на него с большой надеждой. В нем они желали увидеть какое-то избавление от того, что на них свалилось, и возвращение туда, откуда они были изгнаны. Но Каин, этот первенец, стал первым убийцей.

Авель, пастырь, – первый прообраз Иисуса Христа

Потом родился Авель, который был похож на легкое дуновение ветерка, что, собственно, и означает его имя. Видимо, он был не от мира сего, был устремленным ввысь, более небесным, чем земным. У них, этих двух братьев, были разные занятия: Авель был пастырем овец, а Каин – земледельцем. Авель – первый прообраз Иисуса Христа: он был убит братом, он девственник – семени после себя не оставил; как и Господь Иисус, был девственным и душой, и телом. И он – пастырь овец, а Господь Иисус Христос – Пастырь Добрый. И вот эти два родных брата стали непримиримыми антагонистами.

Тайна Каина – это тайна всех войн человеческих, тайна зависти, тайна гордости, тайна претензии, что мир несправедлив. Если угодно, история Каина и Авеля очень легко, красиво, поэтично раскладывается по нотам в таких произведениях, как, например, «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина. Потому что Моцарт и Сальери – это Каин и Авель в несколько иной интерпретации. Сальери ведь уверен, что мир несправедлив, он говорит: «Нет правды на земле». Но говорит не только это. Все говорят, что нет правды на земле, но для Сальери нет правды и выше – и Бог несправедлив. Мол, «я музыку на части разъял, поверил гармонию алгеброй, всю жизнь прокорпел над нотами, а почему-то талант божественный, небесный дар дан этому гуляке праздному – Моцарту…» И Сальери желает исправить Божественную «несправедливость».

Примерно так же, наверное, думал Каин. Все пытаются понять его психологию. Он был первенец, он считал, что его жертва должна быть лучшей – ведь он же первый, он любимый. Он первый вышел из ложесна. Он первый человек, которого кормили грудью. Он первый человек, которому перерезали пуповину. Адам и Ева – это люди без пупков: их во чреве не носили. Когда их рисуют с пупками, это ошибка. Потому что они были не рождены, но сотворены. А вот Каин – человек, родившийся с пупком, первый, которого кормили грудью, первый огласивший мир своим детским криком. Он чувствовал себя таким вот первенцем во Вселенной, и у него были некие внутренние убеждения, что он имеет прав больше, чем другие.

Вот попытка исправить Богом установленный миропорядок

И он посчитал, что Бог несправедлив: почему Он принимает жертву этого странного брата, который младше его. Вот попытка исправить Божественный мир, попытка Богу подсказать, как лучше править миром. Она сопутствует жизни человеческой. И мы, бывает, тоже обретаем в себе, в своем сердце некое несогласие с Божественным миропорядком. «Почему Ты не наказываешь этих? Почему Ты милуешь тех? Почему Ты прощаешь вон того? Почему творится вот это все, а Ты где? Что, не видишь?» Мы часто так говорим, часто так поступаем… И это, в общем-то, укоренено в человеке. Это – желание собственными руками исправить все, что мне не нравится в Божием мире. Кстати, интерес к Каину был особый еще в XIX веке, когда шла реабилитация диавола и всех бунтовщиков против Бога. Это мы видим у Байрона и других писателей и поэтов того времени. И наш бедный М. Лермонтов попал, так сказать, под тень крыла байроновской демонической грусти. Они всё думали, всё пытались понять, что же тогда произошло.

Читайте также:  Краткая история вечной любви Петра и Февронии Муромских: день их памяти

А что же произошло? Два брата приносили Богу жертву. Это очень важный момент! Описываются первые жертвоприношения – не в деталях пока, а в общем. А принесение жертвы означает, что ты, во-первых, с Богом связан, что можно с Богом общаться, коммуницировать с Ним через какие-то священные акты. Второе: ты виноват, ты должен что-то отдать Ему. И третье: ты находишься в зависимости, то есть общаешься не на равных. Ты как низший к высшему обращаешься к Богу и пытаешься умилостивить Его – приносишь Ему то, что тебе самому нужно. Приносили ведь то, над чем трудились. Каин был земледельцем, и он приносил от плода земли. Авель был пастырь овец, и он приносил первородных от своего стада.

Сердце приносящего определяет достоинство приносимого. Поэтому призрел Господь на жертву Авеля

Святитель Иоанн Златоуст очень точно подметил один важный момент. «И призрел Господь на Авеля и на жертву его, а на Каина и на жертву его не призрел» (см.: Быт. 4: 4–5). Посмотрите: в Писании говорится сначала об Авеле, а потом о жертве его; сначала о Каине, а потом о его жертве. И Златоуст объясняет: Богу нужно не то, что ты приносишь Ему; речь не о том, ягнятами или, например, зерном пшеницы ты приносишь жертву. Речь о том, что сердце приносящего важно! И сердце приносящего определяет достоинство приносимого. Поэтому призрел Господь на жертву Авеля, потому что призрел сначала на его сердце. А на Каина Он не призрел.

Как это было в деталях, мы не знаем, конечно. Художники обычно изображают это так: от жертвы Каина дым стелется по земле, а от жертвы Авеля – густой столб дыма поднимается вверх. Может быть, так и происходило. Однако таким или иным, но общение с Богом было конкретным, и Бог давал знаки о том, что Он принимает или не принимает приносимое Ему. Причем Бог ведь и разговаривал с Каином, и Каин отвечал Ему.

Каин помрачил лицо свое и начал задумывать что-то недоброе – вот с этого момента зародились у Каина злые мысли по исправлению несправедливого мира. Он обиделся и на Бога, и на Авеля. И он вывел в поле брата своего и убил его. Все жертвы, все войны, все беды, все несчастья с тех пор совмещены в этой трагедии. И где бы кто бы ни поднял руку на другого, вооруженный ножом или камнем, пистолетом или баллистической ракетой, корни этого будут в той трагедии.

Небо с ужасом смотрело на первое убийство. А ведь Господь разговаривал, повторюсь, с Каином. Он говорил ему: «Почему ты помрачаешь лицо свое? Если делаешь доброе, не поднимаешь ли лица? А делаешь злое, то грех лежит у порога. Он влечет тебя к себе, а ты господствуй над ним» (см.: Быт. 4: 6–7). В этих интересных словах Господь Бог говорит нам о том, что мы властны над своим сердцем. Не думайте, что сердце порывами страстной любви или необузданного гнева влечет нас туда, куда оно само хочет, и мы не властны ему сопротивляться. Ничего подобного! Сердце нужно держать в кулаке. Силой воли и силой Божией, которая приходит на помощь молящемуся человеку, можно сдержать себя от прелюбодейных порывов, от необузданного гнева, от зависти, от коварства, от трусости. Можно остаться на месте и не побежать; можно пойти туда, куда нужно идти, потому что нужно господствовать над сердцем своим. Грех лежит у порога, но ты господствуй над ним. Господь открывает Каину возможность совладать с собой. Но Каин не внемлет.

Каин убивает брата и продолжает говорить с Богом. «Где Авель, брат твой?» – вопрошает Господь. И Каин отвечает: «Разве я сторож брату моему?» Мы слышим уже голос дерзкого убийцы, который вовсе не хочет каяться. Вспомните голос Адама по грехопадении: «Я наг, и скрылся» (Быт. 3: 10). А Адам и Ева не убивали, а только надкусили плод, ослушавшись Господа. А теперь, смотрите, какая динамика падения: «Где брат твой?» – «Я что, сторож ему?» Это голос человека убившего, пролившего кровь своего брата. Еврейская Аггада говорит, что земля не хотела пить кровь убитого человека. Вообще земля не предназначена принимать в себя труп человека – не для этого она была создана. Она была создана для того, чтобы на ней жили и радовались, а не для того, чтобы погребать в себе и проглатывать тысячи трупов людей и животных. Поэтому земля не хотела пить кровь Авеля, и кровь свернулась и сгустилась на земле, оставаясь не всосанной, не впитанной землею.

Адам и Ева – отец и мать – похоронили своего ребенка. Это были первые похороны на земле. И эти первые похороны на земле – похороны праведника, убитого рукой брата. Видите, сколько всего сошлось тут?! Обычно дети хоронят родителей, а там все было по-другому. И первые отец и мать поняли, что теперь будет дальше. Они говорили себе: «Вот какая жизнь нас ожидает! Мы будем рожать детей, а дети станут убивать друг друга. И все из-за того, что мы не исполнили заповедь. » Вот почему Адам плакал все 930 лет своей жизни. Непрестанно плакал, и плакал, и плакал. Он рожал детей, потому что исполнял заповедь, ибо Бог сказал ему: «Плодитесь, размножайтесь, наполните землю, населите ее, обладайте ею». Он делал это, но понимал, что рожает их к несчастью, рожает их в беду, они будут восставать друг на друга, они больны, они заразились – заразились гордостью, заразились завистью.

Ищите духовные причины в каждом конфликте. Ибо в каждом конфликте есть духовные причины

Когда люди дерутся, когда страны воюют, мы, заметьте, решаем нашим примитивным мелким умом, что они воюют только или за нефть, или за лес, или за воду, или за деньги, или за то, или за иное… за мировую гармонию и спокойствие. Но первое убийство на земле совершилось не за женщину, не за деньги и не за землю. Это было убийство из-за гордости – по духовным причинам. Ищите, друзья мои, духовные причины в каждом конфликте. Ибо в каждом конфликте есть духовные причины, есть борьба добра и зла – извечная борьба добра и зла. Есть непримиримая ненависть зла к добру и нежелание успокоиться. Есть вечное желание убрать с земли того, кто, как тебе кажется, мешает. Как убили Христа – для того, чтобы изгладить Его имя из памяти и больше не слышать слов из уст Его. Однако Он воскрес. Потому что правда неубиваема.

Так что эта трагедия – убийство Каином Авеля – настолько важна для понимания всей последующей истории мира, что мы должны часто и много размышлять о той невинно пролитой крови, вопиющей к небу от земли. С той поры с земли к небу доносится особый глас – не только глас молитвы или хвалы, но и кровь вопиет от земли. Так что к небу от земли вопиют три особых гласа: глас пролитой несправедливо крови; глас наемников, которым не заплатили положенную им плату (об этом пишет апостол Иаков – см.: Иак. 5: 4) и глас Содома и Гоморры, которые изнемогают от неистового разврата живущих в них. Пролитие крови, разврат и несправедливость оплаты – вот три вещи, которые заставляют землю плакать, и плач этот поднимается к небу. Первый такой плач поднялся, когда бездыханный Авель лежал на земле, а земля не хотела пить его пролившуюся кровь. Дальше думайте сами.

За что Каин убил Авеля, и как был наказан?

Перелистывая страницы священной Библии, мы узнаем много интересных и загадочных историй. Именно в этой священной книге впервые описывается преступление — братоубийство, которое совершил один из сыновей Адама и Евы. Так за что Каин убил Авеля, и как потом был наказан Господом? Несмотря на то, что на страницах писания этот конфликт изложен очень подробно, существует несколько причин случившегося.

Завязка конфликта

Адам и Ева, вернувшись из рая на обычную землю, были вынуждены начать трудиться, чтобы им было что поесть и во что одеться. У них родились сыновья — Каин и Авель. Каждый из них избрал свой путь. Каин стал заниматься возделыванием земли и выращиванием растений, а Авелю пришлось по душе занятие скотоводством, он стал простым пастухом.

Оба эти человека были набожными, и хотели угодить Богу. Чтобы задобрить Всевышнего и сыскать его благоволение, они приносили ему жертвы. Во время одного из таких жертвоприношений Каин развел небольшой костер и положил в него вязанку колосьев. Авель же развел другой костер, заколол самого упитанного ягненка и так же положил его на огонь.

Но Бог принял только жертву младшего брата Авеля, так как он был благочестивым и добрым человеком. Он искренне верил в Господа и молился с чистой душой. Старший же брат Каин был не замечен Богом, потому что Всевышний увидел лживость его молитвы и преподношения. Каин приносил жертву лишь потому, что так надо, а не от сердца.

Увидев, что Авель более удачлив, горделивый Каин возмутился таким положением дел. Его переполняли злоба и зависть. Он стал ненавидеть своего родного брата. Господь пытался внушить ему другие мысли и смягчить сердце, но он остался непреклонен. Господь в прямом смысле говорил ему, что человек, затеявший дурное, совершает грех.

Но Каин уже был на пути к братоубийству. Он позвал Авеля в поле и хладнокровно лишил его жизни. Никакие слезы и мольбы жертвы, никакие мысли о том, что он принесет горе своим же родителям, не остановили убийцу.

Расплата за грех

Каин считал, что ни одна живая душа не заметила его гнусного дела, но это было не так. Всевышний видит всё. Обратившись к нему, Господь спросил: «Где брат твой?» На что преступник ответил: «Откуда я знаю, я не сторож брату своему!»

Тогда Бог решил наказать Каина следующим образом:

  • наложить на него проклятие;
  • отправить жить в чужую сторону;
  • ни в одном месте убийца не найдет покоя и умиротворения;
  • каждый час совесть будет мучить его за невинно пролитую кровь;
  • наложил на него специальную метку, чтобы встречные люди знали, кто перед ними, и случайно не убили его.

В этой истории виден глубокий философский смысл. Мы видим причины, которые побудили Каина совершит великий грех, осознаем ответственность за совершенные поступки и понимаем, что за каждое преступление обязательно последует идентичное наказание.

Другие теории убийства

  1. По одной из версий, яблоком раздора стала женщина. Несмотря на то, что Библия говорит только о 4 людях, живших на тот момент, считается, что у братьев были еще сёстры. Одна из них — Аван — нравилась обоим братьям, и они никак не могли поделить ее. Эта теория появилась вследствие того, что именно Каин женился впоследствии на этой женщине, основал новый город и родил сына.
  2. Другая теория считает это убийство непреднамеренным. В исламе говорят о том, что однажды в ярости Каин схватил Авеля за грудки и спросил Господа: «Что мне сделать с ним?» В это время рядом находился дьявол, который прошептал ему: «Убей!» Сам того не желая, брат убил Авеля.
  3. Философ Йосеф Альбо выдвигает свою версию случившегося. Он говорит, что Каин не мог простить Авелю того, что он убивает невинных животных. Из-за этого у них разгорелся скандал, итогом которого стала смерть.
  4. Талмудические книги говорят о том, что между братьями произошла битва, где победителем оказался Авель. Желая отомстить за свое поражение, Каин пошел на убийство.

Но всё же основной версией в духовной литературе считается именно первая. Каин был наделен такими пороками, как злоба, равнодушие, ненависть, гнев и жестокость, поэтому он и совершил убийство кровного брата.

Финал истории

Каин был наказан по своим заслугам. Всю жизнь он жил вдалеке от своих родных, но и там не находил себе покоя. Как только он закрывал глаза, пред ним возникал образ его брата Авеля в луже крови. Совесть мучила его постоянно, он пугался любого шороха. Как только с дерева слетал листочек, Каин в панике бросался бежать.

Тем не менее он продолжил свое любимое дело — обрабатывать землю. Это стало отправной точкой нового поколения земледельцев.

Ева всю оставшуюся жизнь горевала и плакала по убиенному сыну. Вначале никто не осмеливался сказать ей всю правду о сыновьях, но дьявол принес ей эту страшную весть и поведал всё в подробностях. Именно отсюда идет самое тяжелое горе в мире — смерть родного человека. Но Господь всё же сжалился над несчастной матерью и послал ей нового сыночка, которого назвали Сиф, что значит «основание». Это символизирует начало нового мира, в котором не должно быть злости, равнодушия и убийств.

Жизнь человеческая дарована Богом, и никто не вправе отнимать ее у человека.

Независимо от того, за что Каин убил Авеля, имя Каина стало нарицательным. Именно оно обозначает человека — убийцу, подлеца и грешника. Чтобы распознать его, достаточно посмотреть на лицо, поникшее и искаженное злостью. Великим было его преступление и достойным явилось наказание.

Ссылка на основную публикацию