Школа обучения Богослужебному пению в церковном хоре по нотам: особенности

Обучение Богослужебному пению в православном церковном хоре

Каждый православный христианин хоть раз в своей жизни восхищался церковными песнопениями. При правильном и красивом исполнении духовное пение вызывает чувство благоговения, умиления и раскаяния. И все это благодаря церковному хору, или же клиросу.

Как среди верных чад Православной Церкви, так и среди людей околоцерковных найдутся те, кто хотел бы посвятить свои силы и время служению Богу. Одним из таких служений можно назвать пение в церковном хоре. К сожалению, многие так и не знают, как осуществить такое благочестивое намерение.

Особенности обучения в церковном хоре

Во времена становления Церкви у христиан не было понятия хора. Община верующих молилась и исполняла богослужебные песнопения соборно. После периода гонений возросло внимание к красоте церковных служб, так как верующие могли в открытую проводить богослужения. В это время появляются клиросы или хоры.

В современных храмах можно встретить несколько хоров, которые поют попеременно. Такие хоры находятся на возвышении, по обеим сторонам от алтаря. В православной традиции не принято использовать музыкальные инструменты: вся гармония строится на пении нескольких голосов.

Главным в управлении хором считается регент. Зачастую такие люди имеют высшее музыкальное образование. От их профессионализма зависит ход богослужения, так как существует непрерывная взаимосвязь между священнослужителем и хором: священник не может проводить службу без хора и чтеца, а хор и чтецы, в свою очередь, не могут петь без благословения священника.

Для обучения на клиросе необходимо:

  • быть крещенным в Православной Церкви;
  • иметь музыкальный слух и красивый голос;
  • желательно иметь музыкальное образование.

Совет! При отсутствии музыкальных данных существует вариант стать чтецом. Для этого нужно уметь громко и выразительно читать тексты на церковнославянском языке.

Школа церковного пения осьмогласия

Осьмогласие или восьмигласие — музыкальная система из восьми гласов. Глас — это особый лад. Каждому дню недели и празднику соответствует свой особый глас.

Глас первый — торжественный по своему характеру, так как используется в самый светлый и радостный праздник Пасхи.

Глас второй — содержит в себе благоговейный и кроткий мотив, и в то же время убирает скорбь и печаль.

Глас третий — наталкивает на мысли о горнем мире, заставляет задуматься о подвиге ради Христа.

Глас четвертый — имеет двоякое качество. Сначала пробуждает радость, потом вызывает печаль.

Глас пятый — имеет успокоительный и в то же время печальный характер.

Глас шестой — настраивает на благочестивые мысли и чувства.

Глас седьмой — редкий в использовании. По своему характеру трогательный и простой.

Глас восьмой — имеет прославляющий характер, величает радость будущей жизнь.

Такая система столетие за столетием сохраняется в церковных традициях и формирует ее музыкальную культуру.

Школы и курсы церковного пения

В любом деле важно овладеть азами. Чтобы преуспеть в хоровом пении, нужно записаться на специальные курсы, которые зачастую проводятся при храмах или монастырях.
Основу этих курсов составляют такие предметы:

  • сольфеджио;
  • вокал;
  • нотная грамота;
  • тексты богослужебных книг;
  • литургика.

Читайте о православных школах:

  • Православные гимназии для детей
  • Православные воскресные школы для детей

Внимание! Существуют специальные школы для псаломщиков-регентов и православные гимназии. В них ведется более углубленное обучение. Такие школы можно найти во всех больших городах России.

В Москве, например, существует школа церковного пения при Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции. Школа эта находится при храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове по адресу ул. Бакунинская, д. 83.

Богослужебное пение и музыка

Приходишь в храм с покаянным чувством, а на клиросе слышишь оперу. Особенно это смущает Великим постом. О церковности и нецерковности тех или иных наших клиросных песнопений рассказывает протоиерей Виталий Головатенко, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской государственной консерватории, преподаватель кафедры древнерусского певческого искусства консерватории

Горовосходный холм. Конец XIX в. Неизвестный художник. Лист рукописи.

Для чего мы ходим в храм?

Думаю, что ответ большинства наших прихожан (и „захожан“) в общем будет одинаков: для того, чтобы помолиться. Люди воцерковлённые (а на теперешнем сленге — церковно продвинутые), возможно, добавят: чтобы помолиться вместе со всеми. Для чего мы ходим в оперу или на концерт? — Да, конечно: чтобы насладиться хорошей музыкой.

И казалось бы, эти очевидные истины вполне бесспорны. Однако…

Однако снова и снова возникают недоумения и вопросы относительно церковности и нецерковности тех или иных наших клиросных песнопений и, соответственно, уместности и неуместности их исполнения за богослужением. Возможно, отчасти это связано и с тем, что в наше время — время подмены истинной свободы распущенностью и вседозволенностью — многим, особенно новоначальным и новообращённым (неофитам), бывает необходимо навести порядок в своём мировосприятии и обрести ясность и определённость в разграничении понятий церковного, святого и мирского, светского.

Дни печальные Великого Поста— особый период в жизни каждого христианина: душа ищет строгости, простоты и невычурности, тяготеет к эмоциональной сдержанности и аскетизму. Входя под своды храма в эти дни, пожалуй, как никогда хочется оставить за его порогом всё земное, чувственное, страстное и попытаться хоть на час вознестись духом во области заочны. И для того, чтобы это вознесение состоялось, и существует христианская литургическая (то есть богослужебная) культура.

Одна её ветвь может быть условно названа материальной, другая — нематериальной. К первой относится храмовая архитектура, фрески, мозаики, иконопись, скульптура (Распятие, например) и другие так называемые пластические искусства. Ко второй — особый язык богослужения (у нас — церковнославянский), литургическое чтение, возглашение и пение священных текстов и молитвословий, а также колокольный звон. Соединяясь за богослужением в величественную церковно-художественную симфонúю, всё это призвано являть молящимся Небо на земле 1 и красоту церковную 2 .

Пение: слово и музыка

Пение — это сопряжение двух ритмов: ритма слова и ритма мелоса, то есть гармоничное соединение поэзии и музыки. Но как бы органично ни сочетались слова и мелодия в вокальной музыке — это всё же вещи разные, как по своей природе, так и по назначению. Функция слова (а точнее — языка в вербальной коммуникации) — по возможности ясно и внятно выражать те или иные мысли, суждения, намерения, чувства и т. п. Функция музыки (по преимуществу) — создание того или иного настроения на основе художественного образа, выражаемого музыкальными звуками.

Например, если я скажу или напишу „мне холодно“, то всякому станет понятно, о каком человеческом ощущении идёт речь. Я могу попытаться передать это же ощущение холода без слов — мелодическим или гармоническим оборотом, — но, во-первых, далеко не всякий и никак не сразу сумеет определить, о чём именно моя музыка, а во-вторых, я попросту могу оказаться плохим композитором и не выразить в звуке это самое ощущение.

На первый взгляд, цель у вербального и музыкального языков одна: передача информации. Но если та или иная намеренно несложная словесная фраза воспринимается и толкуется большинством слушателей, как правило, однозначно, то смысл даже простой фразы музыкальной по большей части вызывает различное её восприятие и толкование, особенно у людей немузыкальных. Таким образом, слову изначально присуща определённость, а музыке без слов — неопределённость высказывания.

Вообще музыка — материя особо тонкого рода. Она гораздо легче, быстрее и бесконтрольнее слова проникает в сознание. И даже не столько в сознание, сколько в подсознание, подобно фильтрующемуся вирусу — так сказать, без спросу. И там, в сумерках нашего подсознания, эта музыкальная информация способна жить своей автономной и пока ещё ничтожно мало изученной жизнью, порождая порой неожиданные и необъяснимые мысли, чувства, импульсы.

Именно этой её бесконтрольно „проникабельной“ особенностью объясняется, например, феномен «навязчивых мотивов». И именно поэтому людям эмоционально неуравновешенным и психически неустойчивым настоятельно не рекомендуется слушать музыку без разбору, всё подряд. И вот почему известная реплика Фонтенеля „Соната, чего тебе от меня надо?“ — это не только ирония.

Искусство церковного пения

Святая Соборная и Апостольская Церковь Христова есть духовно-религиозное сообщество — собрание братьев и сестёр по вере (1 Кор 11: 18; 12: 28; Деян 12: 5; 15: 22). Соответственно, церковное пение (как и всякое другое церковное искусство) есть, во-первых и прежде всего, соборное художество (то есть, совместное, коллективное, а не индивидуально-авторское); а во-вторых — это так называемое культовое искусство, то есть не автономное (самодостаточное), а прикладное, призванное служить целям и задачам Церкви.

Уточню один существенный момент: идея соборности церковного искусства выражается не в единовременном коллективном труде артели мастеров над неким произведением, а в совместном творчестве многих поколений. Канон, преемственность, предание (традиция) — всё это суть важнейшие и существеннейшие моменты для любого церковного художества, в том числе и для богослужебного пения.

„Свят храм Твой, дивен в правде!“ (Пс 64: 5–6) — восклицает Псалмопевец, подразумевая под словом «храм», конечно, не одни лишь стены, но и всё, что наполняет пространство храма, все его атрибуты. Это значит, что храмовое пение, как и всякое другое богослужебное искусство, является искусством сакральным, то есть священным.

И святость эта предполагает прежде всего его выделенность из мирской среды, его непохожесть на всё светское, в том числе и на светское искусство. А в храмовом пении эта выделенность особенно усиливается необходимой и естественной связью музыкального языка его гимнов с их вербальным языком — богослужебным, намеренно удалённым и от обыденной речи, и от слога беллетристики.

Церковное пение подразделяется на две неравнозначные категории: 1) богослужебное (литургическое) или храмовое и 2) небогослужебное (паралитургическое) или внехрамовое.

Богослужебными именуются лишь те гимны (песнопения), которые исполняются за храмовым богослужением и составляют гимническую (а по-славянски — песненную) часть чинопоследования той или иной церковной службы. „Церковная служба“ по-гречески — литургия (с маленькой буквы, в отличие от верховного богослужения Христианской Церкви — Божественной Литургии), поэтому богослужебные песнопения также называются литургическими.

В свою очередь литургические песнопения бывают уставными и неуставными. К первым относятся лишь те гимны, которые предлагаются Богослужебным уставом (Типиконом). К последним, соотвественно, — песнопения, которые иногда исполняются за богослужением, но не освящены уставной традицией (так называемые «величания» на полиелее; все акафисты, исключая Акафист Богородице в Субботу Акафиста; некоторые каноны для келéйного, или домашнего, чтения; песнопения на молебнах и т. д.).

Вместе с тем, в сокровищницу церковнопевческой традиции вошло множество песнопений небогослужебных или паралитургических (греческая приставка para здесь означает ‘около’, ‘рядом с’). К таковым относятся так называемые стихи духовные. В России этим наименованием обозначают весьма значительный пласт христианской народно-церковной песенной поэзии, куда входят песнопения покаянные, постные, брачные (или венчальные), заупокойные (или поминальные), а также праздничные — колядки, щедровки, волочéбные (или пасхальные), богородичные, стихи о святых, псáльмы, народные песненные молитвы и т. п. Не будучи богослужебными, то есть не исполняемые непосредственно за богослужением в храме, они в то же время являются безусловно церковными, как по своему происхождению, так и в идейно-содержательном плане.

«Духовная музыка»

Этот, ставший ныне расхожим оборот заключён мной в кавычки из-за своей расплывчатости: он слишком многое вмещает. Ведь, с одной стороны, не только музыкальное, но и всякое творчество восходит к области человеческого духа, а с другой — ни для кого не секрет, что и в нашем мире, и за его пределами существуют (и действуют!) разного рода духи. И, например, музыка какого-нибудь сатанинского культа, воспевающая духов злобы поднебесной (Еф 6: 12), также является духовной по определению. Вот почему христиане призваны быть особо бдительными в этой области и постоянно испытывать и различать духов (см., напр.: 1 Ин 4: 1–6; 1 Кор 12: 10).

Но ведь существует музыка и небогослужебная, и нецерковная, но так или иначе воспевающая именно христианские образы, идеалы, ценности. А ещё есть вокальная музыка, написанная на тексты Священного Писания, а также на тексты богослужения, но при этом опять-таки не являющаяся ни литургической, ни даже паралитургической. И для её определения есть своя терминология: христианская, религиозная, религиозно-христианская, наконец — светская религиозно-христианская и т. п.

И беда некоторых наших клиросных хоров заключается именно в том, что их руководители — регенты — далеко не всегда осознают разницу между культовыми, богослужебными песнопениями и религиозными, но в своей сущности — светскими хоровыми произведениями. Я намеренно написал „некоторых“, чтобы избежать оценочных определений (большинство или меньшинство), так как у меня нет никаких объективных статистических данных на этот счёт.

1 Церковь есть Небо на земле, куда небесный Бог вселяется и где Он пребывает. (Герман, Патриарх Константинопольский. Вещей церковных созерцание, І. Перевод автора.)
2 И поставили их на лучшем месте, показав им красоту церковную: пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении богу своему. Они же были в восхищении, удивлялись и хвалили их службу… „И не знаем — на небе мы были или на земле: ибо нет на земле такого вида и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом! Знаем только, что там бог с людьми пребывает“ (В лето 6495 [987] // Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи. Т. 1. М.; Л., 1950. С. 274. Выделено мной — В. Г.).

Портал педагога

Автор: Калинина Наталья Петровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГОУ ЯО “Рыбинская школа-интернат №1”
Населённый пункт: город Рыбинск Ярославской области
Наименование материала: учебная программа для Воскресной школы
Тема: “Основы церковного и хорового пения”
Дата публикации: 29.11.2015
Раздел: дополнительное образование

по предмету
основы церковного и хорового пения.

преподаватель: Калинина Н.П.
ДПБДОО «Истоки»
г. Рыбинск 2013 г.

1. Пояснительная записка.

1.1.Цель:
Формирование духовно-нравственной культуры личности в процессе изучения опыта и традиций Православного певческого искусства.
1.2.Задачи :
– введение воспитанников в исторический контекст русской духовной музыкальной культуры, – ознакомление с основными этапами развития духовной музыкальной культуры, – изучение церковной певческой традиции через Православное Богослужение, – освоение духовного музыкального наследия через тексты Богослужебных книг: Псалтири, Часослова, Октоиха, минеи, – изучение основных традиционных распевов и обиходных напевов, – знакомство со стилями рада композиторов и их сочинениями на литургические тексты, – подготовка учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению православной певческой культуры. Православная этика учит ребенка сознательно управлять своими эмоциями и желаниями, закладывает фундамент будущей жизни. Мы убеждены, что внешняя интеллигентность, внешняя культура не заменят православного мировоззрения, включающего в себя и культуру. Ведь можно быть и интеллигентным негодяем. К тому же опыт показывает, что без этой подлинной внутренней красоты человек вскоре утрачивает и внешнюю. Именно по этому в наших занятиях, помимо работы над основными нормами поведения, мы, в первую очередь, раскрываем темы, связанные с обращением к Ветхому и Новому Заветам. Без них у детей не будет четкого представления, во имя чего всё это надо делать.
В числе обязательных предметов для учеников православной воскресной школы музыкальные занятия занимают первое место после уроков Закона Божия. Отсюда становится понятно, что обучение богослужебному пению необходимо в каждой православной школе. Пение есть искусство. Во все времена и у всех народов пение занимало важное место среди общеобразовательных предметов. Древние египтяне, дохристианские греки, ветхозаветные евреи, могущественные римляне, а так же и современные культурные народы мира высоко ставили и ставят богослужебное пение, с одной стороны: 1) как средство для выражения религиозных чувств. 2) как средство, воспитывающее и облагораживающее душу человека. 3) как приятное, услаждающее и успокаивающее занятие. Предлагаемая программа для 1-7 годов обучения в православной воскресной школе предусматривает прежде всего практическое освоение современного церковного певческого Обихода. Под Обиходом понимается свод простых повсеместно употребимых песнопений годового круга богослужений. Посредством обиходных песнопений учащиеся знакомятся с важнейшими православными богослужениями: Литургией, Вечерней, Утренней, а так же с главными христианскими Праздниками. Вместе с тем предполагается ознакомление с богослужебными книгами, а так же историей богослужебного пения. В программе используется следующий интонационный материал: – речетация на одном тоне и более развитые формы псалмодирования, – распространенные обиходные напевы, – гласовые напевы, – «неканонический» интонационный материал: мелодии кантов, колядок, духовных, русских народных и детских песен. Песнопения Православной Церкви – тексто-музыкальные произведения. Работа над текстами составляет значительную часть всей работы и ее познавательное и нравственно-воспитательное значение очень
велико. Посредством богослужебного пения дети, на доступном им уровне, усваивают православную догматику, литургическое и нравственное богословие, чинопоследование служб. Однако в полной мере эффективность этического значения церковного пения проявляется в литургическом контексте. Поэтому, по мере возможности, нужно приобщать воспитанников православной воскресной школы к посещении храма, к клиросному и общенародному пению. Помимо канонического тексто-интонационного материала в программе отчасти используются и авторские сочинения на духовные темы, религиозные канты, колядки Рождественского круга, духовные стихи, песни и фольклор. Изучение данного курса предполагает овладение учащимися комплексов знаний, навыков и умений: 1) Знаний об основных памятниках древнерусского певческого искусства; 2) Умения правильно и осмысленно произносить богослужебные тексты; 3) Умение ориентироваться в репертуаре обиходного пения; 4) Умение исполнять богослужебные песнопения в правильной «церковной» манере; 5) Умение практически пользоваться богослужебными книгами, прочитывать и распевать тексты; 6) Приобретение навыков клиросного пения.

Читайте также:  Когда именины по церковному календарю у Юлии: характеристика имени, дни ангела

Тематическое планирование.
Первый год обучения (34 часа). Дети 4-5 лет. Тема 1. Хор в воскресной школе. Церковный хор, кто в нем поет. Как себя вести в таком хоре?(1час). Тема 2 . О добре, о Боге (3 часа). Разучивание песенок о добре, добрых делах, о любви и бережном отношении к животным, о Боге, о мире, о родителях. Тема 3. Молитвенные песнопения на «всякий день и час» (9 часов). «Господи помилуй», «Слав и ныне»(1 час), «Трисвятое», «Алилуиа» (2 часа), «Царю Небесный» (3часа), «Отче наш» (3часа). Объяснение смысла текстов. Ритмичное произнесение. Пропевание на одном тоне. Пропевание на обиходный напев. Выучивание наизусть. Тема 4 . Рождество Христово.(4 часа) Подробный рассказ о смысле и значении праздника, его роли в жизни христианина. Подготовка к празднику: разучивание песенок о Рождестве, зиме, о Боге. Прослушивание Рождественских колядок, разучивание некоторых из них. Праздничный концерт в честь Рождества Христова. Тема 5. Песнопения, посвященные Пресвятой Богородице.(6 часов). «Достойно есть» (3часа), «Богородице Дево» (3 часа). Объяснение смысла текста, ритмичное произнесение на одном тоне, выучивание на гласовый распев.
Тема 6. Пасха Христова.(10 часов). Тропарь Пасхи «Христос Воскресе», Песенки о Пасхе, о Матери Божией, о маме, и т.д. Празничный концерт в честь Пасхи. Подробный рассказ о смысле и значении праздника, подготовка к нему (Великий Пост), кА нужно себя готовить к празднику Пасхи. Тема 7. Открытый урок, подведение итогов ( 1 час).
Второй год обучения (34 часа). Дети 6-7 лет.
Тема 1. Песнопения на «каждый день и час». (2 часа). Повторение пройденного материала: «Отче наш», «Достойно есть», «Богородице Дево», «Царю небесный» (1 час). Изучение новой молитвы «Благодарим Тя» (1час). Разбор и осмысление текста. Ритмичное произнесение, запоминание. Тема 2. Песнопения праздника Рождества Христова (10 часов). Тропарь Рождеству Христову, кондак Рождеству христову. Объяснение смысла и происхождения праздника, подготовка к Рождеству – значение рождественского поста. Напоминание о значении и смысле Рождества. Рассказ о Святках, новые песнопения знакомых праздников. Разучивание рождественских колядок и песенок. Тема 3. Песнопения Великого Поста(4 часа). Великий Пост – время молитвы и покаяния, время добродетели и любви к ближним. Смысл и значение поста в христианской жизни.
Крестопоклонная неделя, воспоминание о крестных страданиях Спасителя, о значении креста в жизни христианина. Тропарь «Кресту Твоему»– обиходный напев. Тема 4. Песнопения праздника Пасхи. (12 часов). Особое положение Пасхи в ряду других христианских праздников. Особенности его празднования, подготовка к Пасхе. Тропарь «Христос Воскресе», «Елицы во Христа креститеся», «Ангел вопияше» – работа над текстом, пение на обиходные напевы. Песенки о Пасхе, о добре, о Боге, и т.д. Тема 5. Песнопения, посвященные дню Жен Мироносиц – празднику женщин христианок (2 часа). Песни о матери, бабушке, об учителях, о женщине. Тема 6 Песнопения Литургии (3 часа). Назначение Литургии, смысл песнопений: «Трисвятое», «Ектении», 1-й антифон «благослови душе моя Господа». Пропевание на обиходный напев. Тема 7. Открытый урок (1 час). Подведение итогов работы за год. Поздравления и добрые пожелания.
Третий год обучения (34 часа). Дети 8-9 лет.
Тема 1. Повторение пройденного в прошлом году материала(1 час). Тема 2.
Литургия, история возникновения, виды литургии, смысл и значение (8 часов). Песнопения: 1 и 2 Антифоны, Мирная Ектения, сугубая Ектения, просительная Ектения, Символ Веры. Пропевание на обиходные напевы, разъяснение смысловой нагрузки текстов, толкование Святых Отцов. Тема 3. Песнопения праздника Рождества (3 часа). Повторение Тропаря и Кондака Рождеству. Ознакомление с новыми понятиями : Канон, Ирмос, Катавасия. Разучивание ирмоса первой песни канона Рождества Христова «Христос раждается славите». Повторение с прошлого года рождественских колядок, разучивание новых. Тема 4. Песнопения Великого Поста (4 часа). Повторение знакомых постовых песнопений: «Кресту Твоему», изучение новых молитв: прокимен «Не отврати лица Твоего», «Да исправится молитва моя». Тема 5. Песнопения Пасхи (12часов). Ирмос первой песни канона Пасхи «Воскресения день», Тропарь Пасхи «Христос Воскресе» на греческом языке, первая стихира Пасхи «Пасха, Священная нам днесь». Повторение «Ангел Вопияше», «Елицы во Христа», «Христос воскресе». Песни, посвященные Пасхе. Тема 6. Почитание Святых в православной певческой традиции (3 часа). Молитвы (тропари, величания) Православным Святым: Николаю Чудотворцу, Илие Пророку( храмовые святые), Сергию радонежскому; изучение их жизни. Святые – Покровители каждого христианина.
Тема 7. Песнопения Двунадесятых праздников (2 часа). Тропари, величания праздникам: Крещение Господне, Троица, Успение Пресвятой Богородицы. Тема 8. Открытый урок, подведение итогов (1 час).
Четвертый год обучения (34 часа). Дети 10-11 лет.
Тема 1. Повторение пройденного материала (1 час). Тема 2. Православная Литургия (14 часов). История, виды Литургии, строение Литургии (Проскомидия, Литургия оглашенных, Литургия верных). повторение 1 и 2 Антифонов, Ектений, Трисвятое, Достойно есть; изучение новых Литургических песнопений: Единородный Сыне, Блаженны, Херувимская Песнь, Милость Мира, Тело Христово, Видехом Свет , да исполнятся. Тема 3. Песнопения Рождества (4 часа). Канон Празднику Рождества. Колядки, песни о Рождестве. Тема 4. Песнопения Постной Триоди ( 3 часа). Покаяние, Да исправится, Псалом 136 «На реках вавилонских. Рассказ на основе Священного писания. Работа над текстом. Пение на обиходный напев. Тема 5. Песнопения Пасхи (11 часов).
Канон Пасхи, Стихиры Пасхи, Эксапостиларий Пасхи «Плотию Уснув», Кондак Пасхи «Аще и во гроб», Тропарь Пасхи на греческом и латинском языках. Тема 6. Подведение итогов, контрольный урок (1 час).
Пятый год обучения (34 часа). Дети 12-13 лет.
Дети этого года обучения приглашаются петь на клиросе за небольшое денежное жалование. Тема 1. «Пою Богу моему» (9 часов) Все песнопения Православной Литургии Иоанна Златоуста, Василия Великого. Всенощное бдение ( история, основные части, смысл этого вида Богослужения ) Предначинательный псалом (знакомство с Псалтирью) Блажен муж. Свете тихий. Сподоби Господи. Величание. Полиелей. Система осмогласия (1,2.3,4 гласы). Пение обиходных напевов Тема 2. Песнопения Рождества (5 часов). Канон Рождества (полностью), Прокимен великий «Кто Бог Велий», «С нами Бог», задовтойник Праздника.
Разучивание новых песен о Рождестве. Тема 3. Песнопения Великого Поста (5 часов). Все, ранее изученные песнопения, Канон покаянный Андрея Критского. Литургия Преждеосвященных Даров. Тема 4. Песнопения Пасхи (9 часов). Канон Пасхи, Стихиры Пасхи, Христос Воскресе на грузинском языке, Рожнова. Кондак Пасхи. Предварившия утро, Воскресни Боже. Тема 5. Песнопения Двунадесятым праздникам (3 часа ). Тропари, величания этим праздникам. Тема 6. Песнопения воскресных богослужений (2 часа). Тропари воскресные восьми гласов. Гласовые напевы 1 – 4 гласов. Тема 7. Подведение итогов.(1 час). Контрольный урок.
Шестой год обучения (34 часа). Дети 14-15 лет.
Тема 1. История богослужебного пения по Библии (основные этапы). (1 час). Тема 2.
Песнопения Литургии Иоанна Златоуста (1 час). Тема 3. Песнопения Литургии Василия Великого (1 час). Тема 4. Песнопения всенощного бдения (5 часов): Все ранее изученные (1 час), Ангельский собор (1 час), Великое славословие (1 час), Гласовые напевы 5 – 8 гласы (2 часа). Тема 5. Рождественские песнопения ( 5 часов). Все песнопения, посвященные Рождеству, Новые песни, канты, колядки о Рождестве. Тема 6. Песнопения Великого Поста (4 часа). Литургия Преждеосвященных Даров, Все великопостные песнопения. Тема 7. Пасхальные песнопения (10 часов). Все пасхальные богослужебные песнопения, Песни, канты. Посвященные Пасхе, Русские народные песни, произведения классики на духовные темы. Тема 8. Гласовые распевы 1– 8 гласы (4 часа). Тема 9. Песнопения православных требных богослужений (2 часа). Последование панихиды, Последование молебна. Тема 10. Подведение итогов работы за год, контрольный урок (1 час).

Седьмой год обучения (34 часа). Дети 16-17 лет.
Тема 1. О музыке, пении и музыкальных инструментах в Священном Писании Ветхого Завета (3 часа). Священное писание о возникновении музыкальных инструментов и пения. Музыкальные инструменты – их роль в культуре древнего мира. Царь Давид-псалмопевец. Организация храмового пения и музыки во времена Давида и Соломона. Библейские песни и псалмы. Тема 2. Псалмопение в православной традиции (2 часа). Псалмы, Псалтирь, роль псалмопения в православных богослужениях. Псалмы: 50, 90, 102, 103, 136, 148, 150 чтение, пение. Прослушивание: С.В.Рахманинов «Благослови душе моя Господа», П.Г.Чесноков «Да исправится молитва моя». Тема 3. Церковная псалмодия (4 часа). Практическая работа с Псалтирью и часословам. Чтение отдельных мест Псалтири в русском и славянском шрифте. Объяснение текста, правильная манера произнесения. Чтение и пение по часослову знакомых и не знакомых текстов. Тема 4. Богослужебное пение в Византии (3 часа). Богослужебное пение в первые века Христианства. Святые отцы о богослужебном пении. Организация богослужебного пения со времен равноапостольного Константина Великого. Авторы богослужебных текстов. История святого Романа Сладкопевца и преподобного Иоанна Дамаскина. Октоих. Нотация. Прослушивание:
Фрагменты греческой литургии. Тема 5. Богослужебное пение в Киевской Руси ( 3 часа). Крещение Руси, зарождение богослужебной певческой традиции в первые века христианства на Руси. Книги, певцы, доместики, школы. Прослушивание: Былины, духовные стихи под гусли. Тема 6. Знаменное пение, знаменная нотация (3 часа). Характеристика знаменного пения. Практическое знакомство со знаменной нотацией. Пение песнопений знаменного распева. Тема 7. Богослужебное пение в Московской Руси (3 часа). Преподобный Сергий Радонежский – его роль в духовном возрождении Руси. Русские цари – их участие в церковном пении. Церковно-певческие школы. Церковные хоры. Распевщики. Тема 8. Богослужебное пение в 17-м столетии (3 часа). Реформы церковногопения. Переход на многоголосие. Новые виды распевов. Партесное пение, партесные концерты. Канты: религиозного содержания, лирические, шуточные. Прослушивание: Н.П.Дилецкий «Хвалите имя Господне, кант «Буря море раздымает», «О Тебе радуется» греческого распева. Тема 9. Петербургская богослужебная певческая традиция (3 часа).основание Санкт-Петербурга. Реформы Петра Великого. Петербургская Придворная Певческая Капелла. Директора Придворной Капеллы. Композиторы «петербургской школы» :Д.С.Бортнянский, А.Ф.львов, Н.А.Римский-Корсаков, А.А.Архангельский.
Прослушивание: Н.А.Римский-Корсаков «Отче наш», А.Ф.Львов «Вечери Тоея тайныя», А.А.Архангельский «Благослови, душе моя». Тема 10. Московская богослужебная певческая традиция (3 часа) Выдающаяся роль Москвы в сохранении богослужебной певческой традиции. Государевы Певчие Дьяки. Синодальное училище церковного пения. Синодальный хор. Композиторы «московской школы»: П.И.Чайковский, А.Д.Кастальский, П.Г.Чесноков, А.Т.Гречанинов, С,В.Рахманинов. Прослушивание: П.И.Чайковский «Достойно есть», П.Г.Чесноков «Воскресение Христово», А.Т.Гречанинов «Верую». Тема 11. Роль монастырей в становлении и развитии богослужебной певческой традиции (3 часа). Киево-Печерская Лавра. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Оптина пустынь. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Костромской Ипатьевский монастырь. Монастырские напевы и распевы: тропарь Феодоровской иконе Божией Матери – киево-печерского распева, канон Пасхи – лаврского напева, «Радуйся Живоносный Кресте» – подобен Оптиной пустыни, «Помилуй нас, господи» – валаамского распева, «Взбранной Воеводе» – «ипатьевское». Тема 12. Контрольный урок. Подведение итогов (1 час).

программа по предмету церковное хоровое пение для учащихся начальной ступени воскресной школы
рабочая программа на тему

программа предполагает работу по нескольким направлениям: 1 – знакомство со строением и особенностями православного богослужения, разучивание песнопений праздников Рождества Христова и Воскресения Христова, символа веры, молитвы “Отче наш”, изучение тропарных гласов; 2 – постановка певческого дыхания, правильного звукоизвлечения, выработка навыков пения в хоре, понимания жестов регента; 3 – получение начальных знаний по сольфеджио.

Скачать:

ВложениеРазмер
программа по предмету церковное хоровое пение для детей 7 – 11 лет91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русская Православная Церковь

Московская городская епархия

Приход храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Настоятель храма Казанской иконы Директор воскресной образовательной

Божией Матери в Коломенском группы храма Казанской иконы

Божией Матери в Коломенском

Епископ Гурий (Шалимов) Диакон Александр Горлов

«___»________20 г. «___»________20 г.

«Основы хорового и церковного пения».

для учащихся начальной ступени

(дети в возрасте от 7 до 11 лет).

Воскресная образовательная группа храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском ЮАО г. Москва.

Составитель Зозуля А.Н.

В основу рабочей программы по церковному пению воскресной школы легла программа по церковному пению, разработанная ОРОиК РПЦ. При создании этой программы учитывался возрастающий интерес современного российского общества к непреходящим духовным ценностям и, в частности, к русской духовной музыке. Программа предназначена для учителей воскресных школ. Её актуальность обусловлена потребностями современного общества в формировании национального мировоззрения в воспитании человека.

Специфика данной программы заключается в параллельном изучении основ нотной грамоты (сольфеджио), необходимого для успешного и осознанного освоения церковных песнопений, как обиходных, так и авторских (русских композиторов).

Цель изучения данного предмета – приобщение воспитанников воскресной школы к духовным ценностям Православия посредством хорового пения.

Задачи церковно-музыкального образования:

• воспитание интереса к православному богослужению, подготовка к практическому участию в богослужебном пении;

• овладение традицией духовных песнопений, их видами и жанрами в соответствии с богослужебной практикой;

• воспитание уважения к истории и традициям музыкальной культуры России;

• развитие вокально- хоровых навыков, музыкального слуха и певческого голоса учащихся;

• развитие творческих способностей и художественного вкуса.

Изучению церковного пения предполагается отводить 1 учебный час в неделю, что составляет 26 часов в учебном году (начало учебного года – конец сентября, окончание – конец апреля). Программа рассчитана на 1 учебный год.

Предметом итоговой оценки учащихся должно быть достижение определенных результатов.

Личностные результаты должны отражать:

– укорененность в православной традиции;

– наличие исторической памяти как чувства сопричастности с Отечеством; уважительное отношение к культурному наследию;

– ответственность и прилежание в учебе, усвоение таких качеств, как добросовестность, трудолюбие, долг, доброжелательность;

– наличие и практическая реализация навыков совместного творчества через участие в хоровом пении;

– развитие музыкально-эстетического чувства.

Метапредметные результаты должны отражать:

– правильное понимание отношений знания и веры;

– совершенствование умственных способностей через опыт учебы, труда, творческой деятельности;

– умение извлекать духовный и нравственный смысл из полученных знаний;

– умение сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач; овладение логическими действиями сравнения и обобщения в процессе анализа церковно- музыкальных произведений.

Предметные результаты должны отражать:

– формирование представления о значении церковного пения в духовно­ нравственном становлении и развитии человека;

– овладение певческими основами осмогласия и основных неизменяемых песнопений православного богослужения;

– развитие вокально- хоровых навыков, музыкального слуха и певческого голоса;

– знание основ нотной грамоты

По окончании курса учащийся должен:

– отличать по слуху напевы разных гласов;

– петь наиболее известные воскресные и праздничные гласовые песнопения по тексту без нот;

– петь некоторые неизменяемые песнопения церковных служб наизусть;

– соблюдать правила орфоэпии при пении на церковнославянском языке; понимать смысл исполняемых песнопений;

– владеть основными вокально- хоровыми навыками – дыхание, атака звука, дикция, пение по руке регента;

– знать и соблюдать правила поведения на клиросе.

Простые песнопения, близкие к псалмодированию. «Аминь». «Господи, помилуй». «Подай, Господи». «Тебе, Господи». «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». «И духови твоему».

Общенародные песнопения Литургии. «Отче наш». «Тело Христово приимите». «Верую».

Начальное знакомство с тропарными гласами на примере наиболее известных песнопений. «Царю Небесный». «Достойно есть». «Богородице Дево». «Спаси, Господи».

Изучение тропарных гласов. Воскресные тропари 8- ми гласов. Тропари и кондаки Двунадесятых праздников. Рождественская песня или колядка. Тропарь, кондак и светилен Пасхи.

Ектении обиходных распевов. Великие, просительные, сугубые.

Обучение Богослужебному пению в православном церковном хоре — разбираемся по порядку

Церковное пение – такое же искусство, как любое иное вокальное направление или же игра на одном из музыкальных инструментов. Для того чтобы освоить его, в первую очередь необходимо обладать слухом, а во вторую – иметь талант или музыкальное образование, а желательно, и то и другое.

Обучение церковному пению невозможно без знания нотной азбуки, а также без изучения тонкостей богослужения.

Для чего поют в храме?

Церковное пение – это не просто исполнение молитв под музыку или без нее.

Под данным понятием подразумевается целый набор знаний, которые каждый участник хора должен приобрести в процессе обучения, чтобы петь осмысленно, чувственно и со знанием дела.

Обучение исполнению в храме – это не просто ноты, программа и методика.

Это еще и познание тонкостей проводимых служений в церкви, изучение старославянского языка (именно на нем написано большинство текстов), ознакомление с молитвами.

Важно! Как выглядит вертеп и что это такое

Чаще всего в ряды церковников попадают те люди, которые уже имеют музыкальное образование или же наделены несравненным талантом от Бога, и им дается вокал как нечто само собой разумеющееся.

В таких случаях обучение нотной грамоте не станет препятствием на пути – ведь если что-то дано, то теория приложится сама собой.

В последнее время вопрос духовности для российских людей стал более актуальным, поэтому появилось множество желающих пополнить воскресных школ. Сразу обращаем ваше внимание на то, что подобные заведения имеют различные стартовые требования к абитуриентам.

Есть такие, которые принимают всех, важно только обладать слухом и чувством ритма. Они предлагают краткий курс сольфеджио и практической игры на инструменте (чаще всего это фортепиано). Другие же не берут людей без музыкального образования (хотя бы соответствующую школу нужно окончить).

Интересно! Расписание богослужений в храме святого Андрея Рублева

Теперь, собственно, как это делается

1. Подходите к церковной кассе (где продаются свечи) и спрашиваете —
«как зовут настоятеля этого храма и когда он служит»? Настоятель — это собственно, начальник прихода, его «директор», и именно он координатор всех процессов в отдельно взятой церкви. Без настоятеля ничего не делается и вам общения с ним не миновать. Узнав, когда настоятель служит, Вы просто просите его на пару слов. Обычно после службы.

2. Итак, вы подходите к настоятелю и говорите «Здравствуйте, меня зовут так-то и так-то… Я хочу петь в церковном хоре. У меня есть/нет (нужное подчеркнуть) музыкальное образование, есть/нет (нужное подчеркнуть) опыт пения на клиросе, готов/не готов (нужное подчеркнуть) работать бесплатно».

Настоятель очень быстро взвесит ваши шансы, и если они ненулевые (если вы мужчина — шансы слегка возрастают, так как мужиков на клиросе традиционно не хватает), то он даст контакты регента — «директора» хора.

И направит вас для беседы уже с ним. Если же настоятель явно вас отшивает (видно, что приводит аргументы, по которым вы петь не можете), тогда спросите его «есть ли при церкви школа церковного пения, куда вы готовы ходить». Если есть — спросите, как туда попасть. Если нету — вежливо попрощайтесь и извинитесь за отнятое время.

3. На этой фазе предполагается, что настоятель вас все-таки не «отшил» и направил к регенту. Расслабляться рано. Регент часто просто «за настоятеля» грамотно отшивает, вдобавок регент уже профессионал в пении (и уж точно он про себя думает именно так), поэтому к беседе добавится ваше естественное волнение (если, конечно, вы не пели до этого 15 лет по разным клиросам).

Итак, подходите к регенту и вам придется повторить уже ему все то, что вы сказали настоятелю, после чего вы можете предложить регенту прямо сейчас спеть с ним вдвоем что-нибудь простенькое (чтобы регент мог оценить приятность/скрипучесть вашего голоса).

Обычно уверенность в таких вопросах работает в плюс. Если у регента есть хоть какой-то интерес к новым певчим, он уделит вам время. Если у регента интереса нет (его все устраивает в текущем составе) — что ж, попробуйте его спросить про то, есть ли школа церковного пения в городе. Если да — попросите координаты и попрощайтесь. Если нет — просто попрощайтесь. Вы пока не можете устроиться на клирос. Собственно, это тяжелая работа и вашу потерю (ну или упущенные возможности, как уж вам больше нравится) нельзя назвать трагичной.

4. Предположим, регент все-таки согласился вас принять на испытательный срок. И назначил вам время, когда прийти уже на общую спевку (проще говоря, репетицию), в которой участвуют уже все работающие на клиросе люди. От вас теперь требуется не сжечь себе нервы и не испугать уже работающих хористов. Есть несколько советов.

  • Не используйте много церковных слов/выражений на спевке и вообще в общении. Певчие, как правило, начинают про такого человека думать так «ой, пришел мега-православный, который подослан настоятелем, чтобы шпионить за нами, он будет нам портить пение, но будет на хорошем счету у настоятеля». Будьте сами собой, не ведите себя слишком раскованно, но и пугливой мышкой быть не надо (иначе сделают вывод, что от вас толку, как от дохлой мухи, все таки исполнение музыкальных произведений требует некоторой доли исполнительской храбрости).
  • Оденьтесь добротно и хорошо. Бедно одеваться не в плюс вам просто потому, что певчие тут же начнут думать «вы любой ценой хотите пробиться в левый хор и отнять службы у уже работающих певчих». Вы этого пока не знаете, но у певчих все службы лимитированы и за каждую идет драка (потому что настоятель не разрешает всем выходить по желанию, есть лимит на кол-во человек на будничной «левой» службе). Покажите, что вы на все готовы на праздничных службах по выходным, но вы человек работающий и деньги у вас есть (даже если это приукрашенная реальность)
  • Настройтесь на то, что хорошее расположение вам будет первое время оказывать только регент. Певчие очень боятся разрушить хрупкий мирок, который у них складывается за время их работы — это и баланс рабочей нагрузки, и распределение авторитета в коллективе, и поэтому никто не будет «ставить на темную лошадку». К Вам будут относиться с холодной вежливостью, а в особо запущенных случаях — с холодной НЕвежливостью )) Если хотите петь по настоящему — вам придется это все перенести.
  • Само собой, не опаздывайте. Придите пораньше, осмотритесь. Предложите взять домой ноты, чтобы их изучить (это, конечно, если вы не читаете с листа как компьютер, но такое встречается очень редко, во всяком случае в провинции). Если вы какие-то ноты домой взяли, докажите что дома их смотрели. Берите не много. Два-три произведения, но потом покажите, что стали петь их лучше (иными словами, продемонстрируйте прогресс).

В целом, на этой стадии все уже зависит от реальной пользы, которую вы можете принести. Если от вас есть толк и ваш характер не вызывает ужас вас, скорее всего, оставят. Кстати, есть такой секрет — если хотите, чтобы вас точно оставили, предложите читать на клиросе — псалтырь или часы. Начните с того, что выучите текст этих молитв назубок, чтобы в любое время дня и ночи могли отчеканить эти тексты как робот. Певчие ненавидят читать (потому что от этого портится голос), и любому чтецу обычно рады как глотку фанты в жару. И готовность «все читать» на фазе новичка очень и очень помогает смягчить стальной блеск в глазах старых и опытных певчих ))

Ну и помните. Если Господь захочет вас видеть на клиросе — вы будете на клиросе. Это проверено.

Певчий будет петь на небесном клиросе…

Школы и курсы церковного пения

Для любого начинания важно желание и дальнейшие действия. Освоить церковное хоровое пение помогут, возникшие совсем недавно хоровые курсы при храмах, программа которых построена с самых азов:

  • распевки;
  • несложные произведения;
  • изучение истории храмового пения;
  • церковные гласы.

Обучение пению на клиросе сводится к несложным произведениям, состоящим из двух партий, и проходит бесплатно.

Кроме курсов, существуют целые школы церковного хорового пения. В больших городах, например, Москве, Санкт- Петербурге, их можно найти при каждом храме.

В школах обучение длится от года до трёх лет. Для желающих пройти обучение унисонному певческому искусству в Москве открыта Школа византийского хорового пения. Её адрес легко можно найти в интернете.

В школу церковного хорового пения принимают как детей, так и взрослых. Начинается обучение с:

  • нотной грамоты;
  • сольфеджио и вокала;
  • богословия;
  • текстов церковных песнопений.

Но не везде можно найти такие школы. В крайнем случае можно найти храм и связаться с регентом.

Выбор места для обучения

Давайте узнаем, какие на сегодняшний момент курсы церковного пения существуют в Москве, и на каких условиях они принимают в свои ряды новых участников.

  • Крутицкое Подворье, храм Воскресения Словущего. Производится набор людей в возрасте от 18 до 50 лет. Учеников делят на группы: имеющие музыкальное образование и не имеющие такового. Первые проходят обучение в течение одного года, за который будет изучаться структура литургии и всенощного бдения.
    Для начинающих преподаются азы музыкальной грамоты. Принимают людей после прослушивания, которое проходит каждое воскресенье. По окончании выдается сертификат.
  • Храм Трех Святителей на Кулишках, Регентские курсы. Для желающих поступить сюда следует соответствовать трем условиям: музыкальное образование, благословение духовника и годичная практика участия в хоре.
  • Школа церковного пения при Православном центре «Живоносный источник». Организация была основана в 2004 году и предназначена для обучения взрослых с любым уровнем подготовки. Получить необходимые навыки здесь можно бесплатно, а по окончании курса выдается справка.

Обратите внимание! Особенность церковного пения в том, что оно может быть как многоголосным (полифоническим), так и одноголосным (унисонным). Первый вариант имеет отношение к Русской Православной Церкви.
Все богослужения в нашей культуре проводятся на фоне хора, который одновременно исполняет три или четыре партии.

В западной ветви православного христианства, то есть в византийской и греческой церквях, более распространенным является унисонное пение. Курсы исполнения на византийский манер, то есть в унисон, можно пройти Школе византийского песнопения. Находится в здании издательского совета Русской Православной Церкви на 4-ом этаже.

Обучение здесь длится от одного до трех лет, в зависимости от стартовой подготовки абитуриента. Здесь предлагает бесплатное обучение церковному пению, а также изучение азов музыкальной грамоты и греческого церковного слога.

Это интересно! Вся информация о Череповецкой епархии

Стоит отметить, что принцип пения по византийскому шаблону принципиально отличается от российского. Разница заключается не только в унисоне и отсутствии полифонии, но и в самих текстах, а также в музыке. В Москве это единственное место, где проходит обучение имен такой манере церковного песнопения.

Обучение пению на клиросе

Клирос – место в храме, где находятся певчие. Исторически церковное пение сводилось к одноголосью и монотонности. Их исполнение не отличалось сложностью. Современный клирос – это многоголосный хор, который имитирует пение ангелов. В больших храмах он имеет правую и левую часть, в одной поют любители, в другой профессиональные исполнители. Клирос располагается на возвышении перед алтарём.

Чтобы начинать обучение пению на клиросе необходимо:

  • иметь музыкальный слух;
  • красивый по тембру голос;
  • желательно иметь музыкальное образование.

Если музыкального образования нет, то нужно начинать с самостоятельного изучения нотной грамоты. Пение на клиросе предполагает быстрое чтение нот с листа. Многократное повторение и упорство позволят овладеть этим навыком.

Подготовке к богослужению нужно уделять на неделе около пяти часов. Во время репетиций происходит спевка с другими певчими, определение положения в хоре, которое зависит от высоты голоса.

Хоровое исполнение на клиросе должно оказывать сильное воздействие на слушателей. Чтобы достигнуть подобного результата нужен большой труд. Он заключается в регулярных репетициях, изучениях и нюансировках репертуара, распевания.

Виды богослужебного пения:

  • Знаменное или крюковое пение, в котором хор исполняет одногласие. Этот вид древнего церковного распева предшествовал современной нотной записи музыкальных произведений. Он записывается специальными значками «знамёнами» или «крюками».
  • Партесное пение, где включается много голосов.
  • Обиход, в который входят несложные повседневные богослужебные песнопения.

Школа церковного пения осьмогласия

Осьмогласие или восьмигласие — музыкальная система из восьми гласов. Глас — это особый лад. Каждому дню недели и празднику соответствует свой особый глас.

Осмогласие — музыкальные лады, на которых основаны все песнопения в православной церкви

Глас первый — торжественный по своему характеру, так как используется в самый светлый и радостный праздник Пасхи.

Глас второй — содержит в себе благоговейный и кроткий мотив, и в то же время убирает скорбь и печаль.

Глас третий — наталкивает на мысли о горнем мире, заставляет задуматься о подвиге ради Христа.

Глас четвертый — имеет двоякое качество. Сначала пробуждает радость, потом вызывает печаль.

Глас пятый — имеет успокоительный и в то же время печальный характер.

Глас шестой — настраивает на благочестивые мысли и чувства.

Глас седьмой — редкий в использовании. По своему характеру трогательный и простой.

Глас восьмой — имеет прославляющий характер, величает радость будущей жизнь.

Такая система столетие за столетием сохраняется в церковных традициях и формирует ее музыкальную культуру.

Несколько полезных советов

В основе обучения данному искусству лежит так называемая школа церковного пения под названием осмогласие. Суть заключается в том, что одновременно в молитве звучат восемь ладов, у каждого из которых своя партия. Общее звучание получается особым и ассоциируется у людей исключительно с Богословными мотивами.

Это интересно! Сильная молитва от беспокойства, страха и тревоги

Дабы в совершенстве освоить осмогласие, необходимо:

  • Грамотно определить свой тембр и высоту голоса. Большая часть людей обладает вторым сопрано (средний тембр), мужчинам более свойственны альты, редкие женщины поют на высоте первого сопрано.
  • На начальных этапах прислушиваться к «лидерам» церковного хора.
  • Стараться удержать свою партию во время исполнения произведений, а не «плавать» между голосами.
  • Всегда выделять свою партию в общей партитуре и четко ее знать.

Интересно знать! Во многих музыкальных школах для детей, которые посещают не только индивидуальные занятия игры на инструменте, но и хоровой кружок, предусмотрена программа по изучения церковных песнопений. Именно такие произведения являются лучшим упражнением для голоса.

Талантливейшие ученики школ церковного пения могут пройти обучение пению на клиросе. Клирос – это возвышенность в любом храме, которая имеет зеркальную структуру – находится справа и слева от алтаря. В правой части клироса стоят профессиональные хористы, а в левой – любители.

Для того чтобы выступать на служениях, следует регулярно тренироваться и уметь не только удержать свою партию в хоре, но и исполнить ее с чувством, качественно и выразительно.

Роль пения в воскресном Богослужении

Воскресное богослужение является основной функцией Церкви. Регулярная посещаемость и организация богослужения в воскресный день – это тот труд, к исполнению которого призвана Церковь.

Великим благословением является воскресное богослужение, переоценить значение этого действия невозможно. Оно является актом поклонения Святому Началу – Богу.


Обучение церковному пению как фактор развития духовно-нравственной и художественно-эстетической культуры

Статья просмотрена: 492 раза

Библиографическое описание:

Гавлюковская А. В. Обучение церковному пению как фактор развития духовно-нравственной и художественно-эстетической культуры // Молодой ученый. — 2010. — №8. Т. 2. — С. 210-213. — URL https://moluch.ru/archive/19/1501/ (дата обращения: 01.04.2020).

До недавнего времени духовная музыка являла себя в качестве памятников музыкальной культуры прошлых веков и воспринималась как одной из областей композиторского творчества русских, а также зарубежных композиторов. С возрождением Православной религии в России началось более глубокое и комплексное изучение духовного наследия нашей Родины, реставрация и строительство храмов, открытие духовных учебных заведений и многое другое. Просвещение в области церковных искусств заинтересовывает музыкантов, художников, искусствоведов, архитекторов, а также педагогов, учёных и людей других профессий. Среди учебных заведений прикладного характера стали появляться так называемые воскресные школы при православных общинах, в которых детям, а также и взрослым в доступной форме преподаются основы православной религии и её культуры. В ходе обучения во многих из них для детей были организованы певческие занятия, на которых учащиеся приобщались к церковным песнопениям и непосредственно к богослужебной практике.

Преподаватели хоровых дисциплин имеют целью привить ученикам не только вокально-хоровые навыки, но и главным образом воспитать в них основные аспекты духовно-нравственной и художественно-эстетической культуры, что безусловно является основой любого обучающего и воспитательного процесса. Немало музыкальных педагогов как светского, так и церковного направлений без сомнений утверждали и продолжают утверждать о неотъемлемой воспитательной функции обучающего процесса музыкальных дисциплин, особенно в древнейшей её составляющей – пении.

В области музыкальной культуры есть одна её древнейшая и важнейшая сфера, исторически составляющая исток музыки и её фундамент и в то же время доступная абсолютно для всех, – это хоровое пение, поскольку необходимыми для него инструментами от природы обладает каждый человек. Развитие музыкального и специфически-вокального слуха, чувства ритма и лада, осознание музыкальной формы и средств музыкального выражения, развитие музыкального восприятия и художественного вкуса, овладение умениями пения по нотам и участия в ансамбле – всё это воспитывается с ранних лет в процессе полноценно осуществляемого хорового пения, которое является тем зерном, из которого вырастает общая музыкальная культура народа.

Музыка несёт в себе не только художественно-эстетическое начало, но и является фундаментальным биогенетическим механизмом, формирующим в человеке его человеческую сущность. Именно хоровое пение в семье, детских садах и школах, основанное на народных традициях и классической музыке, создающее вокруг детей гармонично звучащее жизненное пространство. Поэтому детское хоровое пение – это «природосообразная (сообразная природе ребёнка) воспитательная технология формирования в детях гармоничного строя души как способности к восприятию и сопереживанию гармоничной целостности жизни, что является, основой, краеугольным камнем строительства в человеке его человеческой сути – его нравственного сознания, его личности» [12, c. 1].

Кроме того, пение является и мощным средством балансировки нервной системы и психики, становления речи у детей, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания как для детей, так и для взрослых, а значит, представляет собой и оздоровительную технологию – необходимое условие физического и психического здоровья человека и общества в целом. Глубокое убеждение многих хоровых деятелей, в том числе хормейстера, дирижёра и педагога Г.А. Струве, состоит в том, что «именно музыкальное образование на уровне всеобуча, в основе которого лежит массовое приобщение людей, в первую очередь детей к традиционной певческой хоровой культуре – это один из основных путей оздоровления народа, возрождения национальной духовности и достижения высокого уровня общей культуры и образованности нации» [12, c. 1].

Особое место в обучении хоровому пению занимает музыкальная эстетика, которая, как и педагогика, является методологической основой музыкального воспитания. «Музыкальная эстетика раскрывает специфические особенности музыкального искусства, отражающего жизненные явления в музыкальных образах» [1, c. 39].Музыкальное воспитание базируется на нескольких принципах музыкальной эстетики.

Первым можно считать принцип содержательности музыки, которого придерживался Б.Л. Яворский. Он считал, что специфическая система музыкальных образов для каждого исторического времени образует стиль, отображающий идеологию данного времени, что данные музыкальные образы характеризуют эпоху и стиль; что нет чистой музыки, всякая музыка програмна и содержательна. Очень важно отношение к музыке как информационной языковой системе. «Музыкальная речь, одна из основных частей звуковой речи, черпает свой материал и законы из той же жизни, проявлением которой она является» [8, c. 20].

Второй важнейший принцип музыкальной эстетики требовал рассмотрения произведения в историко-культурном и социальном контексте. В суждениях Яворского не было грани между элементами исторического, общекультурного и собственно музыкального анализа. «Шла речь о Бахе и Моцарте, Бородине или Скрябине, в его аналитических исследованиях оживала и крестьянская песня феодальной эпохи…» [1, c. 40].

Третьим принципом музыкальной эстетики и воспитания школьников является внимание к психологическим особенностям восприятия музыки. Яворский подчёркивал единство творчества исполнения и восприятия.

Музыкально-эстетическое воспитание направлено на совершенствование многих свойств личности ребёнка. Педагоги, опираясь на данные физиологии и психологии, должны заботиться об оптимальном выборе и соотношении воспитательных воздействий, поскольку от этого зависит их эффективность.

Музыка, и в частности хоровое пение, вследствие своей специфики, отличается от других видов искусств. Тем не менее, есть некоторые общие положения в теории обучения, которые распространяются и на приёмы работы с музыкальным материалом. Сообщение детям некоторых сведений о музыке, композиторе может сыграть положительную роль в успешном ознакомлении учащихся с новым произведением и в повышении их интереса к музыке. Приобщение к музыке – один из важных путей эстетического воспитания ребёнка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувство, а через чувства на его отношение к окружающим явлениям. Задачи эстетического воспитания требуют отношения к любому музыкальному произведению как к произведению искусства. Познание ребёнком красоты музыки, её богатейшей образности, средств выразительности приобщает его к миру прекрасного, развивает потребность вносить музыку в свой быт. Музыка развивает эстетические свойства личности ребёнка. Н.Л. Ветлугина пишет: «Если дети воспитываются в духе отзывчивости на всё прекрасное в жизни, если они получают разнообразные впечатления, занимаются различными видами музыкальной деятельности, то и их специальные способности к музыке развиваются плодотворно и успешно» [2, c. 90]. Художественно-эстетическое восприятие действительности воодушевляет человека, ведёт его к творческой деятельности, придаёт ей вдохновение и увлечённость. В связи с этим большое внимание при работе с детьми-хористами должно быть уделено воспитанию эстетической восприимчивости, которая является результатом длительного и сложного развития. Под эстетической восприимчивостью понимается «способность непосредственной эстетической оценки произведений искусства, а также явлений и фактов окружающей действительности» [6, c. 34].

Церковному пению и его обучению Русская Православная Церковь отводила и продолжает отводить немаловажную роль в своей духовно-просветительской миссии, поскольку православное богослужение напрямую связано с пением, являющимся орудием, посредством которого проповедуется Божие слово, вместе с приличными для храма напевами образующее особый церковно-богослужебный язык. «Пение церковное – есть одна из форм самого богослужения. Церковное пение, как форма самого богослужения, зависит в первую очередь от общих литургических законов» [4, c. 18].

Представляется естественным взглянуть на церковное пение с точки зрения религиозной психологии. «Христианская жизнь есть стремление к общению с Богом. Средства богообщения: благодатные, исходящие от Бога, – таинства, и естественные, исходящие от человека, – молитвы. Молитва есть обращение души человека к Богу. Наша душа имеет три стороны: ум, сердце и волю. Ум – свет, который озаряет путь жизни к Богу. Сердце – теплота души, с которой душа переживает свое земное существование. Воля – это сила, энергия, повинующаяся то уму, то сердцу или же и уму, и сердцу. Каким путем человек ближе подходит к Богу: рассудочным или путем сердца? Путем сердца, одним умом человек не может многого достигнуть в общении с Богом» [9, c. 53].Воспитательное значение духовной музыки трудно переоценить. Однако «…и недостаточность собственных знаний в этой, долгое время как бы запретной сфере, и не определившиеся еще идеи обучения духовной музыке на уровне преобладающего светского образования – это, да и многое другое, активно мешает процессу приближения к пониманию приоритетности духовных основ, богослужебного пения в воспитании посредством музыки как одного из главных личностнообразующих начал» [10, c.11].

Тем не менее занятие церковным пением «открывает нам целый мир, новый, обширный, прекрасный, радостный, благоустроенный, в котором и водворяет нас как его членов» [3, c. 8]. Далее протоиерей Иоанн Вознесенский продолжает: «Оно (пение) затем развивает наш вкус к прекрасному, облагораживает и утончает наше чувство и возвышает наши желания над обыденными или низкими, недостойными человека привязанностями, ибо кто в чем упражняется, тот к тому чаще всего обращает и свои мысли и чувства, к тому приобретает навык и склонность» [3, c. 8]. Т.е. кроме эстетических и нравственных начал занятия богослужебным пением взращивают художественный вкус к подлинно возвышенному. «Слушать хорошее исполнение, вдумываться в разумность и красоту его оттенков и стараться делать их самому, – не подражая, а выражая по мере сил своей души и своего ума, – вот лучшая школа для развития художественного вкуса и способа выражения своих чувств; последнее будет тем лучше и трогательнее, чем оно проще, естественнее, искреннее.» [11, c. 50].

По мнению протоиерея И. Вознесенского «развивая свои духовные способности, поющий, чрез тщательное, совместное их выражение словами и звуками, развивает и совершенствует и те высшие телесные свои орудия, которыми Творец отличил человека от животных, – это органы голоса, речи и музыкального слуха, и тем более возвышается над прочею земною тварью» [3, c. 9]. Музыка, особенно же пение, столь близко подчинены нашему духу, что служат наилучшим средством для выражения нашего чувства. «Пение, – говорит греческий монах Евфимий Зигабен, – имеет огромное влияние на образование характера человека, на его изменение и упорядочение» [13, c. 5]. Могущественное и притом многостороннее и разнообразное действие пения и ритма на людей вполне признавалось и многими христианскими писателями. «Мы по природе любим пение и стихи, – говорит св. Иоанн Златоуст, – плачущее дитя успокаивается, слушая их. Дорожные люди, трудясь в полдень с рабочими животными, пением облегчают скуку пути и для себя, и для них. То же делают земледельцы, виноградари. Когда слушают пение и песни, сноснее становится труд и работа» [5, c. 119].

Евфимий Зигабен, толкователь псалтири, упомянув о действии музыки и пения на животных и особенно на людей без различия возраста и пола, продолжает: «наслаждение (от этого искусства) одинаково овладевает разумною и неразумною частью души человека. Вот почему и было введено в употребление (в церкви) пение псалмов» [13, c. 15].

Но далеко не каждый православный христианин, обладающий, слухом и голосом, может выйти на клиросное послушание, «ибо здесь необходимо знать не только основы профессионального ремесла, но прежде всего традиции Русской Православной Церкви, особенности церковного Богослужения и церковных песнопений» [10, c. 13]. В объём изучаемого материала православного пения включаются не только музыкальные хоровые произведения, называемые песнопениями, но и необходимый пласт богослужебной практики, в который входит:

– знание церковнославянского языка, богатейшего и непревзойдённого по глубине и красоте;

– осознание смысла и символики молитвенных текстов;

– охват устава годичного круга и веками установившихся традиций богослужений православной церкви.

Следовательно, в обучении церковному пению детей можно выделить следующие задачи:

– дидактические и др.

В воспитании восприятия богослужения как молитвословия, облеченного в неразрывную систему пения и чтения, где одно проистекает из другого, создается модель непрестанного ангельского славословия. Потому говорить о богослужебном пении приходится как об аскетической дисциплине, это значит включать в понятие пения не только навыки владения движениями голоса, но также и навыки достижения сознанием определенных состояний. «Именно эти, достигаемые целенаправленными усилиями состояния сознания, – считает церковный историк и философ В.И. Мартынов, – будучи беззвучны сами по себе, обуславливают голосовые движения, образующие слышимую часть пения. Таким образом, единый процесс богослужебного пения включает в себя два уровня – неслышимый уровень организации сознания и слышимый уровень организации звукового материала. Hа эту двойственность певческого процесса неоднократно указывали отцы восточной церкви» [7, c. 90]. Та же мысль, но в несколько ином аспекте встречается уже в XIX веке у святителя Феофана Затворника, называющего богослужебное пение «духодвижным», по той причине, что все богослужебные песнопения «в духе зарождаются, и созревают, и из духа изливаются» [7, c. 89].

Вышесказанное можно понимать так: исполнение церковных молитв с максимальным пониманием их смысла и содержания в контексте цельного богослужебного процесса не только приобщает к особой культуре, складывающейся веками, но и облагораживает эстетические чувства, всецело воздействует на внутреннее сомоощущение человека, что является немаловажным в воспитании личностных свойств подростка.

Педагогические основы обучения в любой области играют несомненно важную роль в воспитательном процессе любой дисциплины. Обучению же церковному пению способствует целый ряд основополагающих компонентов, которые продуктивно обогащают систему воспитания и сам обучающий процесс. Кроме того, из вышеперечисленных составляющих художественно-эстетических и духовно-нравственных основ выявляется некая специфическая задача многогранного и всестороннего воспитания как целостного процесса, в котором приоритетной целью является воспитание свойств личности человека.

1. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. Москва. 2002;

2. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания. Москва. 1967;

3. Вознесенский Прот. И. Общедоступные чтения о церковном пении. Сборник статей. Сост.: О.В. Лада. Москва, 2001;

4. Гарднер И. Церковное пение и церковная музыка. Сборник статей. Сост.: О.В. Лада. Москва, 2001;

5. Златоуст Иоанн. Собрание поучений. Избранные творения. Том 2. Москва, 2006;

6. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект, лекции. Москва, 1971;

7. Мартынов В.И. История богослужебного пения. Москва, 1994;

8. Морозова С.Н. Музыкально-творческое развитие детей в педагогическом наследии Б.Л. Яворского. Москва, 1981;

9. Парийский Л.Н., проф. О церковном пении. № 12, Москва,1949;

10. Ромащук И.М.. Музыкальная культура и проблемы воспитания и образования. Сборник статей, воспоминаний, архивных документов. Москва, 2000;

11. Смоленский С.В. Курс хорового церковнаго пения, составленный для преподавания в Казанской учительской семинарии. Казань, 1897;

Ссылка на основную публикацию