Православные мультфильмы для ребёнка: классификация, критерии выбора хороших мультиков

Хорошие русские православные мультфильмы для детей

Православный мультфильм для детей — понятие сравнительно недавнее. Еще лет десять назад, таких мультфильмов, а тем более качественных найти было нелегко. В 1990-х гг. существовало несколько мультипликационных сериалов, снятых по Библейским сюжетам, для самой маленькой аудитории. Но сейчас довольно много православных мультфильмов и у родителей есть альтернатива западной мультипликации.

В чём вред современной мультипликации

Растущий ребёнок постоянно нуждается в назидании, все, что его окружает, все, что он смотрит или читает, должно обязательно нести в себе заряд или посыл восприятия добра и неприятие зла. Собственно в этом смысл православного воспитания: научить отличать добро от зла и следовать только хорошим путем.

В этом смысле как западная, так и отечественная мультипликация, часто совершенно не подходит для того, чтобы соответствовать вышеуказанным критериям.

  1. Бо́льшая часть современных мультфильмов только развлекают и не имеют никакой другой цели. Например, «Том и Джерри» вообще не несут никакого положительного заряда, а местами и просто опасны для психики не только ребенка, но и взрослого. Отечественный мультфильм «Маша и медведь» вообще нельзя рекомендовать к просмотру детям дошкольного возраста.
  2. Целый цикл мультсериалов, снятых по комиксам, содержат в себе абсолютно негативную установку: есть супергерои, они в итоге победят, но есть и злодеи, у которых своя ниша жизни и они снова и снова возрождаются.
  3. Отрицательно воздействуют на ребенка мультфильмы про нечисть («Каспер», «Семейка монстров» и прочее), которые представляются существами добрыми, где-то сентиментальными и даже милыми.

Однако есть и положительные примеры заграничной мультипликации, это, прежде всего творения японского режиссера Хаяо Миядзаки. Такие его шедевры, как «Унесенные призраками» или «Ходячий замок» хоть и не основаны на православной догматике, но учат любви, добру и не оставят равнодушным никого.

Читайте о воспитании детей:

Классификация православных мультиков

Интересные православные мультфильмы снимаются с определенной целью: ознакомить детей с основными библейскими сюжетами, христианским учением и показать, как на разных примерах осуществляются заповеди Божии.

С этой точки зрения можно классифицировать следующим образом:

  • по мотивам Библейских сюжетов («Библейские истории», «Египетские казни», «Давид и Голиаф», «Суперкнига» и прочее);
  • про отечественных святых («Преподобны Серафим Саровский», «Макарий Калязинский», «Илья Муромец» и многие другие);
  • очевидные аллегории («Зеленый нос», «Ёжик в тумане»);
  • в русле христианской морали («Овощные истории») к ним же можно отнести старые добрые советские мультфильмы, такие как «Аленький цветочек», «Каникулы Бонифация», «Снежная королева», «Цветик-семицветик» и другие).

Надо признать, что большинство мультиков православного содержания не всегда отличаются хорошим качеством исполнения, но они верно передают смысл учения.

Важно! В целом мультфильмы важны для детей дошкольного возраста, именно в этот период можно в полной мере раскрыть их потенциал.

Где найти

Телевидение уходит в прошлое, поэтому пенять на то, что мультфильмы такой тематики на светских каналах, даже таких как «Культура» не показывают, не стоит. Их очень просто можно смотреть:

  • на ютубе;
  • на таких специализированных интернет-каналах, как «Фома», «Азбука веры»;
  • подключившись к проекту «Спас».

Здесь можно найти русские православные мультфильмы для детей, не опасаясь за качество и направление.

Православный — значит, хороший?

Название, вынесенное в заголовок хоть и с вопросом, но не риторическим. На самом деле не всегда то, что называют православным, хорошо. Есть некоторые критерии, чтобы отличить качественные мультфильмы от некачественных:

  • четкая картинка и никаких вымышленных персонажей;
  • никакой агрессии;
  • добро всегда побеждает зло;
  • сюжет увлекательный, но не развлекательный;
  • в истории есть всегда нравственный смысл;
  • история построена на восприятии христианских ценностей.

А главное, для ребёнка должно быть в мультфильме все понятно и ясно.

Выбираем мультики ответственно

В некоторых верующих семьях детям показывают лишь советскую мультипликацию. А из современного — только мультфильмы на православную тематику. В других считают, что нельзя жить прошлым, и следят за новинками анимации. Так что же можно безопасно показывать детям, а что — нет? Мы выслушали несколько мнений на этот счет.

— Мудрость родителя не в том, чтобы бороться с мультфильмами, а в том, чтобы предложить ребенку мультфильмы качественные, с хорошим содержанием, затрагивающим вечные темы.

Я бы посоветовал родителям смотреть мультфильмы вместе со своими детьми. По крайней мере, эпизодически. Обязательно — первые серии. Тогда у вас будет возможность вовремя обнаружить негодное содержание и изъять фильм из семейной коллекции. В нашей семье подобный «родительский контроль» в свое время не прошел мультсериал «Маша и медведь». По моему мнению, настроение фильма, изобилующее грубыми сценами, полными насилия и эмоциональной неуравновешенности, контрастирует с духом отношений в нашей семье.

Зато мультфильм «Лунтик» полюбился и моим детям, и мне. Создателям этого мультика удалось сделать одновременно остроумный и интересный фильм. В каждой серии затрагиваются темы, касающиеся норм межличностных отношений. Я думаю, что этот мультик является очень христианским по своему духу. Очень рекомендую мультфильмы, которые знакомят детей с миром техники и науки («Фиксики», «Вспыш и чудо-машинки»).

Безусловно, мультфильм является элементом культуры общества, и в этом отношении у каждого мульт-проекта есть свое духовное содержание. Не всегда оно касается напрямую религиозных вопросов. Из всех «мультиков про Бога» мне кажется самым удачным мультфильм, который я смотрел в далеком детстве — «Суперкнига». Неудачных примеров этого направления религиозного творчества, увы, очень и очень много.

Но дело не в конкретных мультиках, в конце концов, тут многое определяется личным вкусом, я могу и ошибаться. Важнее понять, что «духовное» в мультфильме — это те принципы отношений человека с ближним, которые выражены в конкретном мульт-повествовании (нарративе). Если мультик учит агрессии и насилию, то его духовное содержание гнилое. Если добру и пониманию, то этот мультфильм имеет право на присутствие в духовном мире христианской семьи.

— Я считаю, задача мультфильма — научить хорошим поступкам, дружбе, взаимопониманию, открыть для ребенка что-то новое. Или даже просто порадовать, развеселить или, наоборот, дать погрустить, но с определенной целью. Мультфильм не должен пугать, делать ребенка хуже или больным психически. К сожалению, именно такой эффект производят многие современные мультфильмы.

Считаю просто опасными те из них, где размыты понятия добра и зла. Например, «Энгри Бердс» или «Трансформеры», где условно добрый герой борется с условно злым одними и теми же методами, всё разрушая, по сути, убивая — и вновь возвращаясь в исходное состояние. Получается, что добро вовсе не торжествует, как это должно быть в детских сказках, а непобедимо. И дети, не обладая абстрактным мышлением, сначала очень переживают за этих персонажей, потом привыкают к убийству.

Еще один настораживающий момент — заигрывание с нечистой силой. «Винкс — школа волшебниц» или «Мой маленький пони», например, внешне очень красочные. И добро там вроде бы со злом борется. Но борется при помощи разного рода заклинаний, магии и колдовства. Да, и в старых советских мультфильмах обязательно присутствовали волшебники. Но они никогда не были главными героями, с которыми ассоциирует себя ребенок!

Выходит, что лучшее на сегодня — это советское. А всё остальное любящие родители должны смотреть с детьми и четко анализировать содержание, полезно оно ребенку или нет. По ходу просмотра можно объяснить ребенку, если что-то непонятно или не нравится.

Светлана Селезнёва, психолог и ведущая детских групп центра «Город»:

— Многие родители критикуют те или иные мультфильмы, например, сериал «Маша и Медведь», говоря, что после их просмотра дети копируют гиперактивное поведение героев. Но мультфильмы обычно не действуют на детей так прямолинейно. Проблема в другом: когда ребенок смотрит мультфильмы, он переживает много чувств, которые не имеет возможность выразить, как это происходит, например, в игре. Перевозбуждение ребенка после просмотра связано именно с накоплением этих невыраженных эмоций. Чтобы от них избавиться, можно поиграть с ребенком, дать ему возможность подвигаться и выразить переживания.

Очень важен темп мультфильма. Сегодня много мультфильмов с яркой раскраской, быстрой сменой картинок, насыщенным содержанием, громкой или агрессивной музыкой. Ребенок может не успевать перерабатывать информацию. Это перегружает его психику, особенно если он смотрит мультфильмы часами. Без вреда пятилетнему ребенку можно смотреть не больше 20 минут за один раз. Младшему школьнику доступна для восприятия полнометражная серия мультипликационного фильма. Потом должно следовать полноценное проигрывание или обсуждение увиденного!

Что касается графики мультфильмов, где действуют персонажи с преувеличенно большими головами или, как в «Свинке Пеппе», неправильно расположенными носами, это само по себе не страшно. Так рисуют дети, и такой мультипликационный язык они хорошо понимают. Проблема больше в том, что ни один, даже очень хороший мультфильм воображение ребенка не развивает, так как, в отличие от чтения, предлагает готовый образ. От длительного просмотра страдают и коммуникативные навыки, поскольку мультфильмы предлагают лишь суррогат общения. Минимизировать ущерб можно обсуждением просмотренного с ребенком.

Есть особо агрессивные мультфильмы, например, «Черепашки-ниндзя», «Бэтмен», «Человек-паук». Они особенно напрягают психику. Но некоторых детей привлекают именно монстры и агрессивные драки. Причины могут быть разные. Во-первых, мода, разговоры об этих персонажах в школе. Родителю, не согласному с таким выбором ребенка, нужно не просто запрещать просмотр, а предложить адекватную альтернативу, выяснив, чем привлекает данный персонаж. Тяга к страшному может быть свидетельством каких-то невыраженных переживаний, страхов, непрожитой агрессии. Например, ребенок испытывает страх, а ему все говорят: «Ну, ты же взрослый, не бойся». А здесь он может смотреть и выражать свой страх. Или, напротив, увидеть, что монстр — совсем не страшный и так избавляться от того, что его беспокоит. Важно понять, какие эмоции, страх, например, или гнев, беспокоят ребенка и привлекают его к экранным монстрам. И работать уже с этой причиной.

Родителям следует знать: Как выбрать мультфильм для ребёнка?

Каждый родитель знает, как сильно дети любят смотреть мультфильмы. Иногда они готовы проводить за этим занятием даже несколько часов подряд. Но в отличие от детей взрослые понимают, что далеко не все развлечения полезны, и поэтому стараются ограничивать свои чада от длительного сидения перед экранами.

Причина простая – развитие ребёнка происходит, прежде всего, в движении, в творчестве, в активности, а пассивное сидение перед телевизором допустимо только в очень ограниченном количестве, например, когда ребёнок чем-то позанимался и у него есть 15-20 минут на отдых. Дети школьного возраста могут смотреть и более длинные мультфильмы, но опять же – поход в воскресенье в кинотеатр, должен быть скорее исключением из правила, а отнюдь не стандартным форматом проведения выходного дня.

Однако большое значение имеет не только время просмотра, но и само содержание. Ведь, по сути, мультфильмы – это аналоги сказок, которые все мы так любили слушать в детстве. И вряд ли кто-то скажет, что сказки принесли нам вред, наоборот – они пробуждали нашу фантазию, учили сопереживать героям, вселяли в нас веру в добро, справедливость, учили побеждать страхи, закладывали основы нравственности. Правда эти сказки передавались из поколения в поколение, их содержание оттачивалось десятилетиями и было ориентировано на развитие ребёнка. За редким исключением они несли только положительные эффекты детям.

А вот современные мультфильмы этим похвастаться уже не могут – огромная их часть создаётся на основе финансовых интересов и, в результате, жертвует воспитательной составляющей в угоду развлечения, а зачастую содержит и откровенно негативные моменты. Поэтому всякий взрослый должен осознавать, что ответственность за то, какую информацию ребёнок получит от просмотра того или иного мультика, сегодня ложится в первую очередь на его плечи.

Для того, чтобы выбор был более осознанным и правильным – надо знать два основных критерия оценки мультфильмов и любой иной продукции для детей – это максимальная безопасность и максимальная полезность. Говоря о «безопасности мультфильмов», мы учитываем, что детская психика сильно отличается от взрослой. Дети очень восприимчивы и ещё не могут фильтровать информацию, отделяя полезное от вредного, из-за чего многое на них может влиять негативно.

Поэтому следует знать часто встречаемые недостатки современной мультипликации:
  • Переизбыток агрессии и насилия на экране. Ребёнок может подражать мультяшной жестокости в своей жизни.
  • Полная безнаказанность. Плохой поступок персонажа не осуждается, а иногда даже приветствуется, из-за чего у ребёнка может сформироваться стереотип о вседозволенности.
  • Размытость представлений о добре и зле. Чёрное представляется белым, а белое представляется чёрным, а иногда вообще нет грани, и всё видится как невинный индивидуализм. В таких мультиках даже положительный персонаж может совершать плохие поступки ради благих целей.
  • Наделение женщины мужскими чертами внешности и характера и наоборот. Это отражается в поведении, одежде, роли персонажей. Иногда доходит до того, что в таких мультфильмах даже показывают негативные образы матери и материнства.
  • Раннее половое воспитание. Это раньше времени открывает в ребенке сферу влечений, к чему функционально, морально и физически он еще не готов. В будущем это выльется в трудности с созданием семьи и продолжением рода.
  • Излишество юмора и глупости. Обилие юмора наводит на мысль, что смешные сцены компенсируют отсутствие полезного содержания.
  • Излишнее подчёркивание вторичных половых признаков: чёткий рельеф груди, талии, бёдер, акцент камеры на пятой точке.
  • Повышенная динамичность анимации и кислотность цветов. Просмотр слишком быстрых сцен и видеоряда с кислотными красками перевозбуждает центральную нервную систему и в значительной степени способствует формированию клипового мышления у зрителей.
  • Натурализм, когда нарочито подчёркнуто показывают процессы физиологии: раны, выделения, туалетные темы и так далее.
  • Несоответствие речи возрасту ребёнка. Герои говорят либо сложными словами, либо их речь и эмоции примитивны до отупения.

Это, конечно, не весь список, но рекомендуем сохранить его себе в закладки или распечатать и повесить на стену. Чтобы вы всегда помнили, на что обращать внимание при выборе мультфильма. Если вы знаете и другие недостатки, которые проникают в современную мультипликацию, обязательно расскажите о них в комментариях к этому ролику.

Теперь давайте поговорим о втором важном критерии – мы его назвали «максимальная полезность». Для этого перечислим основные моменты, которые должны содержать мультфильмы для нормального развития ребенка:

  • Доброе, заботливое отношение к окружающей природе: к животным, растениям, другим людям.
  • Послушание, уважение ко взрослым, привитие честности, Любви, взаимовыручки. Речь не идёт о безусловном послушании, поскольку и взрослые иногда ошибаются, а дети могут их поправить.
  • Интерес к книгам, знаниям, саморазвитию и совершенствованию своих человеческих качеств. Необходимо показывать, что знания ведут к улучшению ситуации и разрешению жизненных проблем.
  • Этническое богатство. Нас окружает множество народов. У всех есть добрые интересные сказки и традиции.
  • Правильная Русская речь: без искажений, ругательств, без избытка иностранных слов.
  • Образ жизни без алкоголя, сигарет и других зависимостей. Привлекательность трезвого и здорового образа жизни.
  • Стыд и совесть. Совесть – это врождённое чувство, подсказывающее человеку, как поступать правильно. Необходимо показывать сызмальства, что жить в ладу со своей совестью – это норма. Без стыда и совести Человеком не стать.
  • Чёткое разграничение добра и зла, хорошего и плохого поведения.
  • Героизм. Его особенностью является то, что он не должен основываться только на силе. Героизм должен опираться на умение выбрать правильный вариант, применить свои Знания, объединиться с другими, дать возможность злу искренне покаяться и измениться.

Наверняка вы сможете назвать и другие положительные смыслы, которыми желательно наполнить современные мультики. Напишите их в комментариях.

Возникает вопрос – где найти такие мультфильмы, которые будут соответствовать озвученным критериям. Ведь на просмотр всех современных картин уйдёт огромное количество времени, да и не факт, что результат будет положительным. До недавних пор родители оказывались действительно в трудном положении, так как никто системно не проводил подобной работы. Но сегодня уже существует сайт КиноЦензор, на котором пользователи сами оценивают фильмы и мультфильмы по критериям их безопасности и полезности.

В результате этой общей оценки, в которой делается акцент на выявлении воспитательного потенциала мультфильма, постепенно формируется итоговый рейтинг картины, посмотрев который родители могут принять решение о том, стоит ли показывать мультик ребёнку. Также на КиноЦензоре ведётся страница ТОП-100, на которой уже сейчас можно найти картины, получившие высокие оценки пользователей ресурса.

А чтобы этот список был более объективным и полным, призываем зрителей прямо сейчас перейти на сайт и оценить те произведения, которые вы любите больше всего и с удовольствием показываете своим детям. Благодаря вашим оценкам и другие родители смогут легко найти хорошие мультфильмы. Добро пожаловать на КиноЦензор!

Источник: КиноЦензор

Рекомендуем ознакомиться также со списками художественных фильмов и мультфильмов для детей, одобренных проектом Научи хорошему:

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:
Вступайте в группу Вконтакте
Подписывайтесь на канал YouTube
Посетите нашу группу на Одноклассниках
Жмите «Нравится!» в группе Facebook
И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

Милосердие и мультфильмы

На шкафчиках в нашем детском саду приклеены картинки с героями мультфильмов. Там есть девчонки из «Сказочного патруля» и робокары, Щенячий патруль и Барбоскины, Смешарики и Фиксики, доктор Плюшева и свинка Пеппа. Моя дочь по дороге домой рассказывает, кому из детей кто достался.

Вообще эти яркие фигурки с неправдоподобно большими глазами, непомерно длинными ногами и кучей необычных приспособлений заполонили всё, что каким-то боком имеет отношение к детям. Одежда, еда, спортивный инвентарь, канцтовары, ну и игрушки, конечно же. Очень сложно, по крайней мере у нас, в провинции, найти что-то для детей, не имеющее отношения к современной мультиндустрии.

И не то чтобы мне она однозначно не нравилась. Есть в ней и добрые персонажи, и дружба, и взаимопомощь, и восхищение красотой мира, и размышления о жизни. Но мультфильмы эти – как еда с усилителями вкуса: после них воспринимать авторские работы с их тонкими переливами цвета, сложным музыкальным рисунком, неспешным закадровым голосом детям непросто. Вот и возникают такие диалоги у нас:

– Мама, включи мультики.

– Давайте. Что вам? Могу про дедушку Мазая, про Рыбака и Рыбку, про царя Салтана, про Буратино, – листаю то, что скачано на жесткий диск.

– Ладно, мам, а потом про Щенячий патруль, – осторожно говорит старшая.

– А мне про Роя, – заявляет средний.

Младшая пока еще заявлять не умеет. Но и она усиленно хлопает в ладоши и приседает под задорные песенки из современных мультиков.

Нет, они любят и Чебурашку, и капельку Капитошку, и черепаху со львенком, и героев Сутеева. Но… Есть в этом вопросе «но».

И оно меня волнует. Потому что я не хочу действовать со своими детьми по принципу «запрещать и не пущать» и хорошо знаю: если они захотят – найдут и посмотрят. Не сейчас, так года через три, пять, десять. Не дома, так у друзей. А лучше всё-таки дома и с родительскими комментариями.

В моем окружении мультфильмы смотрят все дети, причем преимущественно современные. И мои дети их смотрят тоже. И появилось у меня несколько размышлений на сей счет, которыми хотелось бы поделиться.

Самое важное

Все родители хотят, чтобы дети смотрели только хорошие мультфильмы. А какие из них считать хорошими? Добрые – скажет большинство. А добрые – это какие?

Для родителя-христианина доброта имеет другой, важный и более глубокий понятийный пласт – милосердие. Милосердие – одна из добродетелей, и мы учим своих детей по мере сил исполнять ее.

Христианское милосердие имеет одну особенность. Быть милосердным – не просто щедрым жестом смахнуть объедки со своего стола нуждающимся. Это значит отдавать, отрывая что-то от себя.

Милосердие – это когда порой трудно. Стыдно. Жалко. Нет, не его вот жалко, кто нуждается, а отдавать жалко. Но отдаешь. Потому что а как же иначе? Как ты жить будешь дальше с этим, зная, что не помог тому, кто нуждался? А самое главное – зная, ЧТО отдал ради тебя Спаситель.

И вот на примере советских мультиков объяснять эти вещи детям проще. Там эта добродетель проявляется наглядно, выпукло. Не нужно нащупывать, искать подтекст, двойное дно. Вот же всё, на ладони.

Быть милосердным – это отдавать, отрывая что-то от себя. На примере советских мультиков объяснить это проще

Вот заяц из мультика «Мешок яблок». Типичный такой неудачник, нарожал кучу зайчат, «наплодил нищету», и сидят они голодные в избушке. И вот тащит он этот мешок с яблоками, а ворона ему, между прочим, правду говорит: «Все яблочки другим рассовал, а родным – голодным – ничего не оставил!»

А он, и правда, не оставил. Он и бельчат угостил, и козлят, и медведя, и крота, и ёжика. И даже вороне вредной предложил. И остался с пустым мешком.

Только добро вернулось ему сторицей. Все, кого угостил заяц – добрая душа, принесли подарки в его дом. И плачет вредная ворона, глядя на полный стол и веселых зайчат, потому что не понимает, почему с ней такого не происходит.

А вот Гена с Чебурашкой. Это тоже типичные неудачники. Я даже на одном авторитетном портале читала мнение, что, дескать, это деструктивные образы: они не мотивируют ребенка на успех. Конечно, чего же тут успешного: и маршировать не умеют, и скворечники делать, и даже вредную старушонку с ее кознями отвадить не в силах.

Добрые они. Смотрят внимательно и видят, кому нужна помощь, – и помогают

Только добрые они. Смотрят внимательно и видят, кому нужна помощь, и помогают. Сами одинокие, а строят домик для друзей. Пионеры их выгоняют, они смиренно уходят и… делают детскую площадку – потому что видят, что ребятам играть негде.

А вот еще один удивительный образ – Ёжик из мультфильма по мотивам сказок Сергея Козлова. Сидит он у кровати глупого заболевшего медвежонка, который объелся снега, не спит, не ест, только компресс ему на лбу меняет. А снегирь ему пеняет: дескать, зачем ты этому дураку помогаешь?! А ёжик молчит, только отжимает в тазике тряпочку… (м/ф «Зимняя сказка», 1981 г.).

Нет, не все советские мультфильмы такие. Есть, например, надутая от гордости курица с цыплятами, которая поучает своих соседей – щенка и котенка: не помогали нам, пни на поле не выкорчевывали, пшеницу не садили, так и пирога не получите (м/ф «Пирожок», 1956 г.). Такой грубый дидактизм. Ветхозаветное, прямо-таки, «око за око, зуб за зуб».

Но мы же понимаем, что среди огромной массы советских мультфильмов немало проходных. И, наверное, не все из них стоит показывать детям. Но в лучших образцах старых мультфильмов есть главное (помимо мощной художественной составляющей) – глубокое нравственное чувство, внимание к своим поступкам и голосу совести, бескомпромиссная честность и самопожертвование без надежды на похвалу и признание.

А что сейчас?

Открываем известный видеохостинг, вбиваем название популярного мультфильма, например «Свинка Пеппа». Поисковая строка заканчивает за нас: «Смотреть все серии подряд». Это удобно, конечно, если надо нейтрализовать ребенка, но в этом есть и серьезная опасность. Вот какая.

Изначально мультипликационный фильм – это произведение искусства. А произведение искусства – штучный товар. Заглатывать их десятками сложно. Над хорошим фильмом хочется думать, смаковать впечатление от него, рефлексировать. Так и с мультипликацией. Например, мультики по сказкам Пушкина или русским народным сказкам – все разные, их рисовали разные художники, а музыку писали разные композиторы, озвучивали разные актеры. У каждой такой картины – свое неповторимое лицо.

А современные мультсериалы – это массмаркет. Серии делаются по одному лекалу, во всех используется одна и та же музыка, одни и те же слоганы, разыгрываются похожие ситуации. И маленький зритель глотает их, как попкорн или чипсы, не чувствуя вкуса, и может делать это часами.

Современные мультсериалы – это массмаркет: серии делаются по одному лекалу, с одними и теми же слоганами и музыкой

А что с нравственной составляющей этих мультфильмов, с пресловутым милосердием? Есть ли там оно? И вот здесь можно увидеть очень интересные вещи.

То, что надо помогать другим, в современных мультсериалах подчеркивается, и не раз. Более того, герои часто избирают это своей профессией. Взять хотя бы «Щенячий патруль» – это спасатели. У них есть все приспособления для оказания помощи, начиная от штаб-квартиры, напичканной гаджетами, и заканчивая машинами-трансформерами и рюкзаками с крыльями.

И всё это здорово, и они очень ловко гоняют и летают, и вытаскивают застрявших где-нибудь котят и цыплят, только… милосердие-то где?

Ведь приходить на помощь важно, даже когда у тебя нет суперрюкзака и гоночной машины. А в жизни зачастую случается именно так. Помощь – она далеко не всегда оказывается приятной, а часто приносит проблемы тому, кто ее оказывает. Мне рассказывали, и не раз, как, вызвав полицию к пьяному, замерзающему в сугробе человеку, получали кучу проблем, заполнение бумажек, ожидание на морозе, а потом нецензурную ругань от самого объекта спасения.

Герои большинства современных мультсериалов – это люди и зверушки, которые живут в абсолютно комфортных условиях. У них всё есть, всё размеренно, предсказуемо и удобно. И помогают они только «от щедрот», только убедившись в том, что это безопасно. Милосердие ли это? Вопрос остается открытым.

Чтобы не оказаться со своими рассуждениями в белом пальто, скажу: да, я поддаюсь на уговоры и тоже включаю детям современные мультсериалы. Это и моя проблема тоже, и она меня волнует и тревожит. И хочется найти золотой, серединный путь, без резких и категоричных запретов, которые породят если не открытое сопротивление, то обман.

После просмотров надо говорить с детьми, моделировать ситуации по-другому, рассуждать о поступках героев

Мне кажется, что, включая детям современные мультсериалы, нужно давать альтернативу. Говорить с ними, моделировать ситуации по-другому, рассуждать о поступках героев. Сравнивать с историями из советских мультфильмов. Читать книги. И применять, по возможности, опыт, данный нам в Священном Писании. Думать, искать и находить примеры истинного, настоящего, пусть даже и «мультяшного» милосердия.

Православные мультфильмы для ребёнка: классификация, критерии выбора хороших мультиков

А полезные мультфильмы есть? Несомненно. Хорошие, добрые мультфильмы преподают примеры дружбы, отзывчивости, взаимовыручки, сопереживания. С героями полезных мультфильмов можно путешествовать по миру, получая новые знания. У каждого человека есть с детства любимые мультфильмы: один или несколько. Как выбрать полезные мультфильмы?

На базе московского городского психолого-педагогического университета работает Центр экспертизы игр и игрушек. Специалисты Центра составили перечень критериев, помогающих выбрать полезный мультфильм или хотя бы не причиняющий ребёнку вреда.

Критерии для отбора полезных мультфильмов

Критерий возраста

Во-первых, запомним: мультфильмы создаются

К примеру, современные мультфильмы о богатырях предназначены для взрослых (взрослый язык, взрослое поведение героев…). Но спросите, кто из детей их не видел. Полезные мультфильмы должны как-то соотноситься с возрастом малыша.

С какого возраста и как смотреть эти полезные мультфильмы?

Американцы считают, начиная с 3 месяцев ребёнку полезно показывать развивающие мультфильмы. Они и в России появились.

Но психологи возражают: толку от просмотра даже полезных мультфильмов в столь юном возрасте ноль. Зато очень высока опасность выработки зависимости, так похожей на наркотическую. Есть ли смысл родителям так рисковать?

Реальность такова: во многих семьях телевизор работает почти круглосуточно. В среднем девяносто процентов ребят старше 3 лет проводят у телевизора до четырёх часов ежедневно. А три четверти школьников, которых работающие родители не в состоянии контролировать, смотрят телевизор всё свободное время.

Всемирная организация здравоохранения рекомендует следующее.Самое печальное, что ребёнок превращается в телемана по взрослому недомыслию. Взрослому это выгодно. В этом месте родители всегда возмущаются. Но давайте будем честными: ребёнок занят, никому не мешает, время заняться маме своими делами. Серьёзные последствия? И в голову не приходит. Разве не так чаще всего бывает?

Этический критерий

Присущи ли героям мультфильма доброта, отзывчивость, сострадание, отвага, смелость и другое подобное?

Многие родители сами до этого критерия доходят. Одна мамочка запретила своим детям смотреть мультфильм «Маша и медведь». Объяснила так: «Она же просто издевается над пожилым медведем. Не желаю, чтобы мои дети так поступали с бабушками и дедушками»

Знакомый психолог называет этот мультфильм многосерийным художественно-клиническим описанием гиперактивности. Показывать родителям, как не надо воспитывать детей.

Если с этикой в полезном мультфильме всё в порядке, идем дальше.

Эстетический критерий

Красота, художественность изображения. Многие взрослые не придают значения неестественности, а порой даже уродливости изображений, выражений «лиц». Напрасно, потому что существует такой феномен: выражение лица отражает внутренне состояние и наоборот. Поэкспериментируйте на досуге: сделайте злобное лицо. Какое будет самоощущение? Добрейшим человеком точно себя не почувствуете. Особенно это касается деток раннего возраста, буквально “считывающих” мимику других.

По этому критерию в полезные мультфильмы для маленьких детей не «пробились» «Смешарики». Такое изображение неестественно, и условность этого начинают осознавать только школьники.

Технические критерии полезных мультфильмов

  1. продолжительность,
  2. цветовое решение,
  3. темп.

Оптимальная продолжительность мультика для малышей 15-20 минут.

Цвет: применение ярких цветов перевозбуждает малышей. К примеру, сильно чувствительные к интенсивности цвета дети долго не засыпают после просмотра мультфильма.

Темп видеоряда имеет большое значение. Быстрый темп смены кадров разрушителен для психики. Темп повествования должен быть неспешным, с паузами из музыки и пейзажей. Благодаря им малыш успевает понять и усвоить увиденное. Всё как в жизни: к чему приводит её бешеный темп?

Критерий речи в полезных мультфильмах

Специалисты Центра экспертизы игр и игрушек уверены: лучше всего, если она будет отсутствовать вовсе. Или будет минимальной. По себе знаю, что многие не согласятся. Но мультипликация – изобразительное искусство. Давайте вспомним без всякого сомнения полезные мультфильмы «Ёжик в тумане» с минимальным количеством речи или «Варежка», где речи нет вовсе.

Речь героев хорошего, полезного мультфильма, если она присутствует, должна быть выверена в лучших традициях великого и могучего. Лучший показатель качества речи, когда мультфильм на цитаты расходится.

Важен тембр и другие неречевые качества голосов, озвучивающих мультфильм. Иногда они оставляют о себе долгую память. Я много лет помню чудный смех Мумми-тролля.

Критерии содержания полезных мультфильмов

Этому критерию необходимо основное внимание. Анализируем следующие качества:

  1. понятен ли ребёнку сюжет,
  2. какое настроение остаётся после просмотра.

Про соответствие возрасту речь уже была. Теперь – о настроении. После просмотра не должно появляться депрессивных переживаний, уныния и безнадёжности. Соблюдается ли в претенденте на «полезный мультфильм» основной принцип искусства для детей: зло всегда побеждается добром.

Ещё один критерий полезных мультфильмов – появление их героев в игре, рисунке и другом детском творчестве. Мне по роду службы приходится часто наблюдать детские игры. Не играют дети в мультфильмы. Бывают отдельные манипуляции. Мальчишки могут просто носиться с трансформерами и размахивать руками и ногами, имитируя военные действия. Девчонки возятся с феями Винкс, куклами-монстрами. Делают им причёски, меняют наряды. Но это не игра. Вопрос: а что же они смотрят?

Последний совет. Смотрите мультфильмы вместе с ребёнком, обсуждайте, спрашивайте его мнение. И, главное, отвечайте на возникающие вопросы.

Надеюсь, перечисленные критерии помогут неравнодушным взрослым выбрать действительно хорошие и полезные мультфильмы для малышей. Сайт Нестандартные дети желает успехов!

Консультация для родителей «Критерии оценки мультфильмов для просмотра детьми дошкольного возраста»

Любовь Трусова
Консультация для родителей «Критерии оценки мультфильмов для просмотра детьми дошкольного возраста»

В советские и постсоветские времена мультипликация подвергалась жесткому отбору и цензуре со стороны государства. В большинстве своем, мультфильмы прошлого века представляли из себя экранизацию авторских и народных сказок. Каждый родитель знал сюжет наизусть, ведь такого изобилия мультфильмов как сейчас не было.

Современные мультфильмы кардинально отличаются от мультфильмов прошлого века. Инновационные технологии, обилие красок и спецэффектов, облики героев, музыкальное сопровождение, все это отличает современные мультфильмы. Они просты и легки для просмотра, над большинством мультфильмов не нужно задумываться детям и извлекать уроки. Но для чего же тогда нужны мультфильмы? Ведь именно мультфильмы формируют у ребенка первичные представления о добре и зле, сравнивая себя с главными героями малыш учится позитивно воспринимать себя и справляться с трудностями.

И. Я. Медведева, Д. В. Андрющенко и Н. Е. Маркова выделяют следующие негативные признаки современных мультфильмов:

• агрессивность главных героев, жестокость, стремление нанести вред окружающим. Соответственно, такие мультфильмы способствуют проявлению у детей агрессии, безжалостности, жестокости

• девиантное поведение героев, которое не наказывается. В результате, у ребенка складывается представление о том, что данная форма поведения допустима в современном обществе

• демонстрация форм поведения, которые могут быть опасны для жизни и здоровья ребенка. В итоге, у ребенка снижается порог чувствительности к опасности

• демонстрация форм нестандартного полоролевого поведения

• демонстрация уродливых и непропорциональных героев, что способствует разрушению существующих эталонов красоты

• безнаказанное неуважительное отношение к близким людям, к старшим, к животным и растениям

• негативные речевые формы поведения, речевая агрессия, жаргонизмы [2].

Чтобы проверить актуальность выделенных признаков, мы проанализировали наиболее популярные детские мультфильмы (полученные с помощью опроса в ГБДОУ № 15 Невского р-на) с целью их выявления.

Описание: Мама, папа и… пятеро щенят. У Барбоскиных все, как у людей. Папа свободное время проводит за компьютером, дочери увлекаются модой и слушают Жанну Киску, а сыновья играют в футбол и мечтают о Нобелевской премии [1].

Комментарии: Возрастное ограничение данной картины «0+», что не является допустимым. Во-первых, детям до 3-х лет психологи не рекомендуют просмотр мультфильмов. Во-вторых, в 3-4 года дети копируют ту модель поведения, которую видят перед собой, в том числе и на экране. Пример семейной модели поведения для этого возраста – пойдет на пользу, но она должна быть правильной, той с которой нужно брать пример. В предлагаемой – мы видим, как члены семьи заняты лишь собой, родителям нет дела до детей, герои ссорятся, дерутся и ругаются, и никакого исправления и обучения героев не происходит. В некоторых сериях поучительные сюжеты конечно встречаются, но не во всех.

В данном мультфильме можно наблюдать следующие негативные признаки, из выделенных И. Я. Медведевой, Д. В. Андрющенко и Н. Е. Марковой: агрессивность, жестокость главных героев, стремление нанести вред окружающим. Так же их безнаказанное девиантное поведение. Неуважительное отношение к окружающему, в том числе животным, растениям.

• Название:Вспыш и чудо-машинки.

Описание: Эй-Джей — восьмилетний любитель техники, который водит пикап по имени Вспыш, побеждающий на всех гонках в Аксель-Сити. Они вместе отправляются в приключения, требующие знания физики и математики. Их ждет множество трудностей от главного соперника Вспыша — Крушилы, грузовика, который готов пойти на всё, чтобы быть на финише первым [1].

Комментарий: Данный мультфильм через-чур яркий, шумный для восприятия детьми дошкольного, и тем более раннего возраста. В мультфильмах для детей дошкольного возраста герои должны быть максимально приближены к настоящим, существующим, чтобы ребенок без труда мог их узнать. Персонажи мультфильма далеки от реально-существующих. Если присмотреться, главный герой Вспыш во всем “первый”, он самый лучший, быстрый, сильный, можно сказать, что идеальный. Что хорошего скопирует ребенка дошкольного возраста с такого героя?

В этом мультфильме так же можно найти признаки, выделенные И. Я. Медведевой, Д. В. Андрющенко и Н. Е. Марковой: демонстрация форм поведения, которые могут быть опасны для жизни и здоровья ребенка, в особенности психологического.

Любые впечатления, в особенности художественные, оказывают определенное влияние на становление основ личности ребенка (Л. С. Выготский, 2007, 2008; А. А. Мелик-Пашаев и В. М. Новлянская, 2006; Леонтьев Д. А., 1998 и др.). Впечатления, полученные ребенком, всегда отражаются на его развитии и мировоззрении: они либо способствуют развитию, либо тормозят или деформируют его [3]. Итак, на какие критерии должны опираться родители, педагоги при подборе мультфильма для показа ребёнку? Как понять, что этот мультфильм “хороший” и окажет положительное влияние на воспитание и развитие малыша?

Критерии отбора мультфильмов для просмотра детьми дошкольного возраста:

– однозначность и четкость моральных характеристик, четкое разграничение добра и зла

– вызывает эмоциональный отклик у ребенка (чувства сопереживания, общности с героями)

– положительные персонажи применяют конструктивные способы решения конфликтов, а не только физическую силу

– сюжет должен быть понятен для ребенка того или иного возраста

– возможность включенности личного опыта в содержание мультфильма

– наличие и качество ДЕТСКОГО юмора (юмор основанный на нарушении привычных стереотипов и представлений)

– целостность и определенность передаваемых эмоций (эмоции, которые передаются с помощью мимики, речи, цветовых решений и музыкального сопровождения должны гармонировать и передавать единое настроение)

– общий эмоциональный фон должен быть положительным, «с хорошим концом», нести светлые и позитивные эмоции.

– персонаж должен быть узнаваемым и психологически близок ребенку

– мотивы персонажей должны быть понятны для ребенка[3]

Не стоит забывать, что мультипликация обладает большим влиянием на развитие и становление личности ребенка. Именно поэтому стоит серьезно подходить к отбору мультфильмов для просмотра детьми дошкольного возраста. Отбирая мультфильмы анализируйте для чего тот или иной мультфильм вы покажете ребенку, что он перенесет и будет использовать в своей дальнейшей жизни, как это поможет его развитию и познанию мира.

1. Кинопоиск / kinopoisk.ru

2. Корешкова М. Н., Королева М. В., Кузовлева О. А. Влияние современных мультфильмов на культуру поведения дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 179-18

3. Соколова М. В. Персонажи современных мультфильмов в играх и игрушках детей // Психологическая наука и образование. – 2011. – №2. – C. 68-74.

4. Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с.

5. Капков С. А. Энциклопедия отечественной мультипликации. – М. : Алгоритм, 2006. – 810 с.

Презентация «Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольной образовательной организации» Совершенствование профессионального уровня Умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную.

Конспект просмотра открытой учебной деятельности «Говорящие краски» (для детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет) Образовательная область «Творчество» Раздел: «Рисование» Тема: «Говорящие краски» Программное содержание: Подвести к пониманию, что колорит.

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Играйте вместе с детьми» Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста Тема: «Играйте вместе с детьми» Родители знают, что дети любят играть, поощряют.

Консультация для родителей «Игры и упражнения по речевому музицированию с детьми дошкольного возраста» Консультация для родителей «Игры и упражнения по речевому музицированию с детьми дошкольного возраста» Главная роль в развитии у детей.

Консультация для родителей «Наблюдения в природе летом с детьми старшего дошкольного возраста» Консультация для родителей Наблюдения в природе летом с детьми старшего дошкольного возраста. Летом природа радует нас длинными, солнечными.

Консультация для родителей «Топ 10 самых опасных мультфильмов» Разрешая своему ребенку смотреть мультики, мы зачастую успокаиваем себя мыслями о том, что все мультгерои, оказавшиеся на главных детских.

Читайте также:  Школа обучения Богослужебному пению в церковном хоре по нотам: особенности
Ссылка на основную публикацию