Череповецкая и Белозерская Епархия
История Русской православной церкви в России имеет множество печальных страниц. Одна из них — это время красного террора и социализма, когда храмы разрушались. Святыни попирались, а духовенство отправлялось в ссылку или расстреливалось. Такая же судьба постигла и Череповецкую и Белозерскую епархию, которая до 2014 года пустовала. Лишь с недавнего времени ее восстановили. Сегодня это активно развивающаяся церковь.
Паломническая служба Череповецкой епархии занимает особое место и активно развивается наряду с прочими благочиниями и служениями.
История становления епархии
Ныне епархия располагается в Вологодской области, но относительно церковного разделения она не раз переходила от одной юрисдикции к другой:
- до 1657 года — ею управляли ростовские архиереи;
- до 1788 года — управлялась Вологодской епархией;
- до 1918 года — отошла под управление Новгорода.
Только в 1918 года, вместе с красной революцией, к епархии пришла самостоятельность и главный ее город Череповец стали рассматривать как самостоятельный орган управления областью. Это произошло по причине массовых репрессий относительно духовенства, поскольку большая часть была репрессирована или расстреляна, а требовалось все больше служителей.
К концу 1920 года в Череповце открыли кафедру викариев и стали выпускать священнослужителей. Однако это не прошло гладко — тогда же развернулась борьба истинного духовенства с обновленчеством. И только в конце 191 года Церковь признала Череповецкую епархию полностью самостоятельной. Однако просуществовала она не долго, именно в 30-е годы прошлого века все ее епископы были расстреляны, что привело к общему запустению и прекращению служб во всех храмах области.
Было принято решение об упразднении епархии в 1945 году и до 90-х годов 20 века она не существовала.
Современная церковная жизнь
С начала 2000-х годов церковная жизнь в области стала налаживаться: открывались новые храмы, восстанавливались разрушенные, возобновлялись службы.
В 2014 году Церковным указом была восстановлена Череповецкая и Белозерская епархия как самостоятельная единица. И только за этот год было возобновлено служение в 30 (!) приходах.
Что надо знать о церковной жизни:
Октябрь 2014 года также ознаменовался важным событием — Священный синод включил отделение в Вологодскую митрополию и назначил правящего архиерея — иеромонаха Флавиана (Митрофанов).
Важно! Официальной датой образования епархии считается 23 октября 2014 года.
На данный момент в ее составе находится:
- Иоанно-Предтеченский Новолеушинский женский монастырь (открыт в декабре 2016 г.);
- Архиерейское подворье с 2 мужскими обителями;
- около 20 недействующих монастырей.
Епархия объединяет храмы в городском округе Череповце, а также нескольких районах Вологодской области:
- Череповецкого;
- Бабаевского;
- Кадуйского;
- Устюженского;
- Белозерского;
- Вытегорского;
- Чагодощенского;
- Вашкинского.
Епископ области — Флавиан, был избран 23 октября 2014 года по указу Священного Синода. А уже 25 октября 2014 года получил сан архимандрита с благословения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Паломническая служба
Паломническую службу до ноября 2017 года возглавлял иеромонах Нестор, однако 28 числа он отошел в Божий покой. Сегодня его должность занимает иерей Максим Бакулин. Несмотря на то, что Миссионерский отдел пережил утрату, он продолжает активно развиваться и на 2018 год уже запланирована масса поездок по святым местам.
Читайте о святых местах России:
Паломническая служба занимается организацией паломнических поездок по святым местам РФ и ближнего Зарубежья. Особенное внимание уделяется святым местам именно Череповецкой области, которая богата на святыни, ведь тут сохранено несколько святых мощей:
- Афанасия и Феодосия Череповецких;
- Филиппа Ирапского;
- братьев Ломских;
- Даниила Шужгорского;
- Филарета Устюженского;
- преподобных мучеников Евфросина и Ионы Синозерских.
Кроме того, в области есть храмы и монастыри, чудодейственные источники и чудотворные иконы. В 2018 году запланированы поездки в:
- Ростов;
- Варницы;
- Тутаев;
- Толгу;
- Великий Новгород;
- Павло-Обнорский и Спасо-Прилуцкий монастыри;
- Троице-Сергиеву лавру.
Для сведения! Планируются поездки по всей Вологодской, Московской и Новгородской области. Также запланированы поездки за рубеж: Чехия, Израиль, Грузия.
Епархия была восстановлена только несколько лет назад, но Господь укрепил ею и ныне развивает, так что это уже не умирающий приход, а активная часть Вселенской Церкви.
Архив метки РПЦ
Пир во имя чего?
Пока Вологодская область живет в напряженном ожидании пандемии, в Москве, по данным на 24 марта, только в институте Склифосовского в реанимации находятся уже 20 человек. Областные УФМС и полиция «ловят» 6 тысяч вологжан, вернувшихся из-за границы с начала марта и не решивших «самоизолироваться», а губернатор закрывает школы и запрещает массовые мероприятия.
Тем временем православная церковь существует сама по себе, привлекая под своды тесных храмов и церквей сотни человек. Что происходит? И почему церковь забыла одну из заповедей: «Не убий»?
«Молись об исцелении»
В мире бушует пандемия коронавируса. В Италии погибших от инфекции уже больше 9%. Главный врач известной уже всей стране московской инфекционной больницы «Коммунарка» Денис Проценко на встрече с президентом Владимиром Путиным 24 марта 2020 года не исключил, что России необходимо готовиться к итальянскому сценарию. Ситуация в Европе дошла до того, что в ряде стран запрещено собираться группами больше 2 человек. В России врачи объединились и запустили флэшмоб с названием: «Мы остаемся на работе для вас — оставайтесь дома для нас».
И вот посреди этого хаоса Вологодская митрополия публикует новости о событиях, которые идут вразрез с рекомендациями ВОЗ, и сведут на «нет» все усилия федеральной и региональной власти.
22 марта в селе Усть-Кубенское в Никольском храме собралось более ста человек, чтобы совершить молебен и крестный ход против коронавируса.
«В храме святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца села Устья в воскресный день после Божественной Литургии, совершенной в храме в присутствии более 100 человек, настоятель храма протоиерей Димитрий Жданов совершил молебен «Во время губительнаго поветрия и смертоносныя заразы» об избавлении от коронавируса…». Об этом пишет уже не орган Вологодской митрополии, а районная газета, финансируемая из бюджета Вологодской области, принимающей беспрецедентные меры для защиты от развития коронавируса — закрытие кинотеатров, спортзалов (где собирается всего по 10-15 человек) и отмену санаторно-курортного лечения для детей.
После окончания службы под колокольный звон верующие совершили крестный ход, «замкнув» кольцо вокруг села Устье. «Бояться не нужно, верующий человек должен, прежде всего, верить, что его жизнь находится в руках Божиих. Молитесь об исцелении заразившихся и спасении своих душ», — напутствовал верующих отец Димитрий.
Между тем, всем вологжанам известно, что именно в Усть — Кубинском районе живут самые состоятельные жители областной столицы. В том числе дачи здесь имеют депутат Государственной Думы Евгений Шулепов, главы ряда строительных компаний, владелец торговой сети «Макси» и другие предприниматели, которые имеют большие коллективы. Куда пойдут верующие люди из храма? Как и все: в магазины, в собственные квартиры, где кроме них живут члены их семей и дети — самые быстрые и незаметные переносчики инфекции.
А куда пойдут священники?
Об этом сообщает сайт Вологодской митрополии.
«18 марта учащиеся Центра образования №23 «Созвучие» посетили храм Покрова Пресвятой Богородицы на Козлене города Вологды».
«18 марта вечер поэтических строк состоялся в воскресной школе храма преподобного Вассиана Тиксненского».
«18 марта приемные родители Харовска встретились со священником».
«22 марта 2020 года православный пресс-центр написал о встрече представителей РПЦ с курсантами Вологодского института права и экономики ФСИН России».
Все двери церквей Вологодской области распахнуты настежь, и это на фоне сообщений из Италии, где от коронавирусной инфекции уже скончались 28 священников.
…а сам не плошай…
В храмах и церквях области проходят массовые богослужения.
22 марта в Крестопоклонное воскресенье глава Вологодской митрополии митрополит Игнатий собрал паству на божественную литургию в Кафедральном соборе Афанасия и Феодосия в Череповце, где в настоящее время находятся под наблюдением несколько пациентов с подозрением на коронавирус.
Песнопения Литургии исполнил хор кафедрального собора, в конце владыка, священники и прихожане совершили поклонение Честному Кресту, а потом Игнатий пообщался с прихожанами.
В тот же день Вологодская митрополия сообщила, что в Константино-Еленинский храм Вологды прибыли мощи святой Матроны, где (цитируем):
«При большом стечении прихожан перед иконой был совершен водосвятный молебен с акафистом, после чего все верующие смогли приложиться к иконе с частицей мощей этой любимой и почитаемой святой Православной Церкви».
Сейчас в Вологду приложиться к мощам стекаются верующие не только из Вологодской области, где пока нет ни одного подтвержденного случая заражения, но и из Кировской, Ярославской, Ленинградской областей, где зараженные пациенты уже лежат в инфекционной больнице, а полиция пытается установить круг контактных лиц.
А в это время полиция, администрация города и волонтеры обходят квартиры вологжан, побывавших за границей, и предупреждают о тотальном двухнедельном карантине, устанавливают круг их знакомых. Мэры Вологды и Череповца опустошают бюджеты, выделяя средства на обработку общественного транспорта, областная казна ищет средства на закупку дополнительного медицинского оборудования для спасения людей и уже заявила о сокращении расходов бюджета на строительство и реконструкцию ряда объектов, бизнес терпит колоссальные убытки, теряя клиентов и долгосрочные контракты.
Но только на днях Патриарх всея Руси Кирилл сообщил, что временно ограничит контакты и удалится в свою резиденцию в подмосковных Горках (то есть «самоизолируется»). Но верующих не оставит, для чего утвердил молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавируса…
Пусть и с трудом, но мы все же нашли некую инструкцию на безымянной страничке в соцсети ВКонтакте по адресу: https://vk.com/wall-29599237_410326. Это «Инструкция настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Московской епархии в связи c угрозой распространения коронавирусной инфекции». В ней прописаны правила поведения служителей церкви во время проведения молебнов, обрядов и других религиозных мероприятий. Но нет ни слова о прекращении или ограничении действий церкви на время эпидемии, а также ограничения на проведение массовых мероприятий (например, предстоящей Пасхи), собирающих под сводами храмов большое количество людей.
У курицы 4 ноги
Желание Череповецкой епархии построить три часовни в городских парках вызвало живой отклик. В нашу редакцию стали приходить письма. Вопреки тому, что на дворе 21 век, эти послания написаны от руки на тетрадных листочках в клеточку. Публикуем одно из писем, оно подписано просто – «Читательница вашей газеты».
Все на кладбище
«Уважаемая редакция! Строительство часовен в городских парках недопустимо! Парки – места увеселения, [там] проводятся развлечения. Отдых с детьми, качели, карусели. Подышать свежим воздухом. Показать ребенку, какой лист был летом зеленый и какой осенью. «Золотая осень», стихи А.С. Пушкина.
Когда ребенку [девочке] показали живую курицу, она знаете, что ответила? «Это которую мы едим?» А женщина в магазине спрашивает у продавца: а где еще две ноги у курицы? Продавец молчит, потом дошло: так у курицы две ноги!
А поднимают вопрос о часовнях? Церковь – целая наука, её надо понимать, не зря люди заканчивают семинарии. Приходить в церковь [нужно] опрятным, не разговаривать громко, не пьяным и много чего еще. Приходит один прихожанин – на ногах еле стоит, в руке пачка свечей, а куда ставить? Не соображает. Вот такие ходят в парк. Что молодые люди, что девицы – курилки и выпивохи. Часовни – это не развлекательные заведения.
Что на железнодорожном вокзале стоит церковь – это правильно. Приезжие зайдут, местные жители, поехали, поставят свечку за счастливый путь.
Вроде во всех районах есть церкви, нет только на ФМК? Раньше этот район называли «Фанеровские цыгане», сейчас не скажешь.
Самый простой вопрос – строить часовни у кладбищ. Такое впечатление, что на них лежит второй Череповец, уже мест нет! А вот часовен нет. Там они точно нужны. Поставить свечку за упокой, помолиться.
По церковным правилам прихожанину нужно сходить в церковь, а потом ехать на кладбище, это отнимает массу времени.
5 сентября 2019 года, читательница вашей газеты».
Голосование на сайте командачереповца.рф еще идёт. Горожанам предлагают четыре варианта ответа на вопрос «Как вы относитесь к строительству часовен в парках нашего города?» Все остальные голосования уже завершились, а это еще нет. Тема щекотливая, далеко не все выступают за строительство. Поэтому нужно большее число голосов, чем обычно.
В прошлом номере мы писали про усиление РПЦ в части материального обеспечения, сообщали о получении в безвозмездную аренду городской земли на 49 лет. Появятся ли в парках часовни? Это зависит от нас.
К публикации подготовил Борис ЖУК.
На фото: Череповчан призывают не только проголосовать за строительство часовен в парках, но и предлагают на выбор проекты этих часовен.
В Череповце заметно усилились позиции Русской православной церкви
Об этом рассуждает автор «Череповецкой истины», приводя доказательства.
Скоро в городе будет 9 церквей. И еще две – на территории химических предприятий.
Уже построен храм в Зашекснинском районе в честь Сергия Радонежского. Начали делать фундамент для воскресной школы. В Северном районе строят социально ориентированный храмовый комплекс святителя и чудотворца Николая. В Заречье идет возведение храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Череповецкой епархии в городе для строительства выделена земля в безвозмездную аренду на 49 лет. Недавно епархия внесла предложение построить в парке КиО, Комсомольском парке и парке 200-летия небольшие деревянные часовни.
О росте духовного авторитета РПЦ я не могу рассуждать и не стану. О росте материальных претензий говорить можно смело. Количество храмов в городе растет. А храмы – это объекты недвижимости, их нахождение в собственности Церкви никто не оспаривает и не собирается. Участки, отданные в безвозмездную аренду на 49 лет, — это перспектива бесплатно получить их в собственность. Если даже не дадут, 49 лет – большой срок, 49 лет назад мы жили в СССР, при другом строе.
На фото: административно-бытовой комплекс нового храма, который строится в Северном районе.
В День памяти и скорби в Череповце пройдёт фестиваль красок
22 июня, в день начала Великой Отечественной войны, по всей стране будет отмечаться День памяти и скорби. В этот день почтят память погибших на той войне. Во многих городах в этот день отменены увеселительные мероприятия. В Череповце же именно в этот день на стадионе «Металлург» пройдёт Фестиваль красок.
Здесь будет царить атмосфера счастья и беззаботности, тысячи улыбок ярких лиц и теплых объятий красочных весельчаков создадут непередаваемое чувство единения, которое захлестнет с головой!— зазывают организаторы мероприятия.
Напомним, три года назад РПЦ назвала подобные фестивали красок Холи «сектантским мероприятием», сатанинским и языческим «по своей сущности».
Стоит отметить, что в этом году в связи с совпадением дат даже «всероссийский выпускной бал» Алые паруса в Санкт-Птербурге был перенесен на 23 июня.
Бес в ребро
На прошлой неделе получила логическое продолжение скандальная история со священником Череповецкой епархии Алексием Мокиевским, о которой наша газеты писала в самом первом номере этого года.
Напомним, 9 октября он был задержан по подозрению в совершении развратных действий сексуального характера в отношении 12-летней девочки. Так вот, следствие, наконец, «разродилось» обвинением. «Наконец» – не в том смысле, что мы спали и видели, когда же обвинят Алексия Мокиевского, а в том, что с момента его задержания и последующего заключения под стражу прошло более года, а никакого решения со стороны следствия не было. Как объяснила пресс-секретарь СУ СКР по Вологодской области Наталья Летенкова, такой большой срок между задержанием и предъявлением обвинения был связан с необходимостью проведения огромного количества экспертиз. Даже несмотря на то, что Мокиевский, по утверждению следствия, практически сразу признался в содеянном сам.
Признаться, когда появилась первая информация о задержании Алексия, я не поверил в то, что ему вменялось. Приходилось общаться с ним лично, и я не мог даже подумать, что такой здравомыслящий и богобоязненный священник мог быть когда-либо заподозрен в чем-то подобном. Да и биография у настоятеля Свято-Троицкого храма села Липин Бор за плечами достаточно интересная и славная. Он был и полковым священником еще во времена позднего СССР, общался с пожизненно заключенными на «Вологодском пятаке», автор нескольких книг по истории православия и церкви. У него есть супруга – матушка Елена и пятеро детей, в том числе 14-летняя приёмная дочь. Что за моча в голову и бес в ребро ударили уважаемого доселе батюшку, было непонятно.
Мнение общественности также разделилось. Кто-то требовал срочно линчевать развратника, кто-то встал на его сторону и даже обвинял жертву-девочку, что якобы та сама совратила Алексия.
Занимался развратом в храме?
Но вот обвинение всё же предъявлено. И из скупых и написанных канцелярским языком официальных сообщений СКР и Вашкинской районной прокуратуры всплывают возмутительные подробности. «По версии следствия, обвиняемый в период с 1 июня 2017 года по 24 сентября 2018 года, находясь на территории Вашкинского района Вологодской области, в том числе в квартире по месту своего жительства; в помещении «Храма Святой Троицы», с целью удовлетворения своих сексуальных потребностей, неоднократно совершал развратные действия с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста», — сообщает районная прокуратура. Получается, что священник предавался блуду и разврату с несовершеннолетней прямо в храме? Вот это поворот!
У меня нет оснований не доверять следствию. Единственное – терзают смутные сомнения вот по какому поводу. Допустим, Алексий совсем страх потерял (имею в виду, перед Богом), что сексуально общался с девочкой прямо под алтарем. Однако как он при такой густонаселённости (пятеро детей и попадья) своей квартиры, мог находить возможность развратничать дома? Удивительно.
Епархия в позиции
Удивляет также позиция, которую на протяжении всей этой истории, растянувшейся на полгода, заняла Череповецкая епархия. Мы с самого начала пытались получить у её представителей какой-либо комментарий: мол, ребята, выскажите своё мнение. Либо вы осуждаете поступок Алексия, либо поддерживаете представителя своей «диаспоры», не верите, что он мог совершить такое – мол, своих не бросаем и будем с ним до конца. Однако епархия предпочла вовсе молчать. Доходило до курьёза: когда мы, узнав о задержании Алексия, обратились к одному из секретарей епископа Флавиана с просьбой о комментарии владыки, он заявил, что епископ в данный момент за границей. Через десять минут после звонка выяснилось, что епископ в Череповце, и уже другой секретарь епархии пытался объяснить, почему его товарищ соврал.
Есть два предположения, почему епархия набрала в рот воды. Первое – они думали, что каким-то образом само рассосётся, что следствие развалится, Алексий въедет в храм на белом коне и будет принят обратно в лоно. Второе – они всё знали или, по крайней мере, догадывались и подозревали. Шила в мешке не утаишь, и наверняка, до епископа доходили слухи о шалостях вашкинского батюшки. Тогда есть смысл говорить о попытке его покрыть. А попытки покрыть, в свою очередь, могут быть по двум причинам – или у самих рыльце в пуху, или корпоративная этика. Не берусь сказать точно в данном конкретном случае.
Тем не менее, РПЦ в последнее время всё чаще и чаще сотрясают скандалы, связанные с сексуальными похождениями её представителей. Так один из самых громких случился в конце 2013 года. Профессор Московской духовной академии, известный богослов протодиакон Андрей Кураев опубликовал рассказ студентов Казанской духовной семинарии, пожаловавшихся на сексуальные домогательства со стороны своих преподавателей. Если верить семинаристам, к ним приставал проректор семинарии игумен Кирилл (Илюхин).
Пост Кураева произвел эффект разорвавшейся бомбы — тема «гей-лобби» и так является больной для РПЦ, а тут появились почти документальные свидетельства о сексуальных домогательствах со стороны священников к молодым людям. В Интернете стали обсуждать и другие подобные истории, составлять списки «голубых епископов», покрываемых руководством РПЦ. В конце концов, скандал удалось замять, «гей-лобби» покрыть, а Кураева уволить.
Кстати, старались особо не клевать Алексия и региональные СМИ. А большинство череповецких и вовсе обошли тему молчанием.
Когда материал уже готовился к печати, по поводу предъявления обвинения Алексию Мокиевскому вдруг высказался пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков.
«Если говорить в целом, то в отношении священнослужителя, обвиняемого в тех или иных такого рода противоправных действиях, сначала вводится запрещение в священнослужении до признания судом его вины. А затем уже церковный суд или правящий архиерей епархии выносит решение о лишении сана, основываясь на решении суда и данных следствия», — заявил он. Вопросы о запрете и лишении сана, уточнил он, находятся во власти епархиального архиерея. В данном случае – епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана.
Вся информация о Череповецкой епархии
Современная Череповецкая епархия подчиняется Вологодской митрополии Русской Православной Церкви. В ее состав входит множество благочиний с великолепными храмами и монастырями. Однако это не всегда было так. Какие же препятствия возникали на пути создания епархии, что пришлось пережить нашим предкам – истинным верующим христианам?
История епархии
Город Череповец и окружающая местность в разные времена принадлежали различным епархиям. Первоначально эта территория была подчинена ростовским архиереям. Уже к 1657 году большая часть земель отошла в состав Вологодской, а затем Новгородской епархии.
Началу двадцатого века сопутствует множество событий, поставивших под сомнение существование былого церковного уклада. Массовая репрессия духовных лиц, расстрелы, гонения, мучения священнослужителей, расколы, внедрение обновленчества – все это пришлось пережить православной церкви.
Движение обновленцев зародилось после революции 1917 года. Его сторонники боролись за модернизацию церкви, они заявляли о своей поддержке нового режима правления. Вследствие этих действий был арестован патриарх Тихон, а к середине двадцатых годов половина епископата перешла на сторону обновленцев. Движение потеряло силу к сороковым годам, когда государство провозгласило целью нейтрализацию обновленческих структур, и окончательно исчезло после смерти его главного лидера – Александра Введенского.
К 1919 году в силу ряда обстоятельств было решено увеличить количество служащих епископов. Предположительно, в Череповце тоже предусматривалось открытие викарной епископской кафедры, однако эта реформа продвигалась крайне медленно. Церковный округ в то время, помимо Череповецкой, включал местности Новгородской губернии.
Возникла необходимость определить Новгородского и Череповецкого епископов путем замены сана архиерея всеобщего церковного округа. Весной 1920 года Череповецким епископом стал архимандрит Тихон. Однако через некоторое время он решил отправиться в монастырь, а управление церковной жизнью на этой территории осуществлялось епископом Новгородским Серафимом Велицким.
Важно! Из чего состоит и что такое православный пост.
Двадцатые годы – время захвата высшей церковной власти обновленцами. Не все служители церкви смогли сразу же распознать обман, поэтому подчинились их управлению. Так же случилось с епископом Серафимом, однако с сентября 1922 года он прекратил все связи с раскольниками и руководил патриаршей церковью тайно. Ввиду удаленности Череповца от Новгорода он не смог полностью контролировать ситуацию в городе, поэтому здесь полностью правило раскольническое движение.
Второго марта 1923 года решением президиума создана самостоятельная Череповецкая епархия под управлением обновленцев, включающая, помимо Новгородской, большую часть современной Вологодской области. Правящим архиереем стал Иоанн Звездкин. Созданный церковный округ существовал четырнадцать лет, за это время им правило девять архиереев.
На заметку! Иоанн Звездкин – один из главных лидеров и идеологов раскольнического движения начала двадцатого века.
Летом того же года патриарх Тихон был освобожден, вместе с оставшимися верными служителями он начал бороться за восстановление единой церкви.
В связи с тем что большинство церковных приходов оставалось под влиянием обновленчества, было крайне тяжело восстановить справедливость, иногда приходилось вести беседы с раскольническими силами.
Так случилось при назначении епископа Макария, который для получения регистрации прибыл за разрешением к епископу-самозванцу. Макарий пообещал не вмешиваться в дела управления приходами, за это ему разрешили служить в храме села Носовское, который был единственным на то время, не признавшим власти обновленцев.
Познавательно! Православный архиерей: кто это такой и чем занимается в церкви.
Уже с мая 1924 года приверженцам патриаршей церкви удалось изменить ситуацию: верующие окрестных церквей массово переходили под их юрисдикцию. Однако обновленцы во главе с Иоанном Звездкиным боялись потерять власть, поэтому решили всячески дискредитировать епископа Макария.
После ложных доносов начались массовые репрессии духовных лиц, закрытие церквей по всей территории губернии. Причиной таких действий являлось поминовение на Литургиях имени патриарха Тихона, что было строго запрещено государством. После нескольких попыток возрождения единой патриаршей церкви Макария арестовали, а затем сослали на Соловки.
Выпущенная митрополитом Сергием Старогородским Декларация о лояльности к правящей власти стала поводом возникновения недопонимания среди сторонников патриарха.
Познавательно!Чем знаменита церковь святого Иоанна Предтечи в Толчкове.
Однако впоследствии она сыграла решающую роль в легализации патриаршей церкви и налаживании церковного управления на местах, включая на территорию череповецкого края. Зарождению Череповецкой епархии также способствовали административно-территориальные изменения.
В противовес обновленческому церковному округу было создано самостоятельное викариатство, в состав которого входило 19 районов, Сретенская церковь стала кафедральным собором, случилось это к 1928 году.
Вплоть до Великой Отечественной войны религиозная жизнь края была противоречивой: антицерковные активные кампании, репрессии и расстрелы духовных лиц, злая критика и нападки безбожников – все это пришлось пережить. Приходская жизнь на начало войны вовсе перестала существовать.
Интересно! От чего помогает Киккская икона Божией Матери на Кипре.
Во время военных действий власть лояльнее относилась к церкви, в некоторых храмах возобновились богослужения. Вплоть до девяностых годов служение продолжалось в шести храмах, а после распада советской власти церковная жизнь возродилась, открылись новые приходы, были восстановлены старинные. Череповецкая епархия заново учреждена только 23 октября 2014 года.
Приходская жизнь
Современная жизнь прихожан весьма разнообразна. Обо всех новостях Череповецкой епархии расскажет официальный сайт, который могут посетить все желающие. В епархии были созданы следующие отделы:
- религиозно-образовательный;
- молодежный;
- социальной помощи;
- духовно-просветительский;
- паломнический;
- миссионерский.
Важно! На официальном сайте Череповецкой епархии не только можно прочитать новости. Здесь есть возможность почерпнуть массу полезной информации, узнать о том, как можно помочь нуждающимся, социально уязвимым семьям.
Миссионеры осуществляют активную деятельность: посещают учебные заведения, ведут катехизаторские беседы, участвуют в акциях, направленных на укрепление семейных ценностей, помогают в окормлении пансионатов, больниц, детских домов.
Епархии принадлежат следующие монастыри:
- Череповецкий Воскресенский.
- Иоанно-Предтеченский Новолеушинский.
- Свято-Троицкий Филиппо-Ирапский.
Полезное видео
Подведем итоги
Помимо упомянутых существует множество недействующих, которые представляют собой великое наследие нашей страны. Сегодня множество храмов и соборов открылись для посещения прихожан. Здесь мы можем подробнее узнать об истории Череповецкой епархии и о том, как наши предки боролись за единую православную веру. Передадим же эти святыни в пользование нашим детям и будем помнить всегда о подвиге наших предшественников.
Череповецкие страдания
«Череповецкая истина» о путях во ад
13.03.1920 в газете «Череповецкая истина», была опубликована статья под названием «По пути в ад». В считанные часы выдержки из этой статьи были опубликованы на сайте «Новая Вологда» и различных околоцерковных интернет-ресурсах.
Эта информация является абсолютной ложью и клеветой. Совершенно непонятно, о каком «очередном скандале», который якобы «разгорается в Череповецкой епархии», идёт речь. В епархиальном управлении все тихо и спокойно, все служащие и работники выполняют свои обязанности в штатном режиме.
Ни о каких обысках «на рабочем месте епископа Флавиана» здесь не слышали и не знают. Как и не было предъявлено никаких официальных обвинений в адрес Правящего архиерея сотрудниками правоохранительных органов. Владыка находится на своем рабочем месте. Остаётся только удивляться бурной фантазии сочинителей дешёвых сенсаций в жёлтой прессе нашего города.
Мы призываем всех верных чад Церкви Христовой молиться и воспринять данные лживые бессмысленные обвинения, как действие «исконного человекоубийцы и отца лжи» диавола, который таким образом воюет на Церковь.
***
Из комментариев:
В Череповецкой епархии существует центральный благочинный протоиерей Димитрий Зверев.
Он в течении многих лет держит епископа Флавиана в своём подчинении, запугивая его тем, что в случае неподчинения выльет на него в Интернете «собранный компромат». Угрозы Зверева Флавиану слышали своими ушами очень многие клирики епархии, хотя что именно это за «компромат» никто до сего дня не знал.
Пользуясь своей властью над Флавианом, Зверев превратился в типичного епархиального тирана. От архиерея он требовал, чтобы тот категорически не вмешивался в «его» дела и при этом обсуждал с ним любые решения по епархии. Для всех остальных Зверев превратился в настоящее бедствие – ничем неограниченная грубость и презрение ко всем клирикам (вне зависимости от возраста), угрозы расправы и уничтожения любого, кто ему не нравится, беспредельное хамство и абсолютная безнаказанность. Не говоря уже о том, что он действительно мог провести в жизнь почти любое решение и не скрывал этого, говоря всем и каждому, что и епархиальный архиерей и митрополит у него в кармане, на каждого из них у него есть «компромат». Так продолжалось многие годы. Но, наконец, этот день настал. Флавиан, хоть и очень осторожно, но выступил против всесильного благочинного Дмитрия Зверева.
Зверев распространял своё особое покровительство на ещё одного настоятеля – своего «воспитанника» иерея Романа Зайцева. Зверев считал приход Зайцева «своим», то есть вмешиваться в дела Зайцева Флавиан не мог, без ведома и санкции Зверева. Зайцев в свою очередь чувствовал безнаказанность и издевался над своими клириками как мог, в частности установил им мизерные зарплаты, на которые священник и дьяконы должны были жить и содержать свои семьи, и не платил их. Сам при этом Зайцев жил в показной роскоши, путешествуя по заграницам (без всякого ведома и санкции епархиального начальства).
Клирики зайцевского храма писали Флавиану жалобы и вот, наконец, Флавиан решил дать ход очередной жалобе на бесчинства автономного Зайцева. Был собран Епархиальный Совет, где, к полной неожиданности и растерянности центрального благочинного Зверева, единогласно решили создать комиссию для расследования происходящего в храме Романа Зайцева. Это был вызов Звереву (и его протеже Зайцеву). Вызов был принят. Немедленно начался поток жалоб на епископа (хотя ровно до сего момента никаких жалоб ни на что не было), прихожане храмов Зверева и Зайцева вдруг начали жаловаться на управление Флавиана и на его жизнь – не помогло. Тогда начались публикации. То, что пишут в публикациях – очевидный бред, но это не смущает никого. Потому что сейчас клеветникам главное поставить на место Флавиана, чтобы больше он никогда не смел покуситься на автономию всесильного Зверева.
Не понятно чем это дело кончится, но дай Бог, чтобы бесконечное царство временщика Зверева, наконец, пало. Вся, без всякого преувеличения, епархия вздохнула бы без него свободно. Никто не сделал череповецкой епархии больше зла, чем он.
Из истории Вологодской епархии
Общие материалы
Сведения о существующих в России епархиях. – [Б. м., б. г. (1863)]. – 41 с. – Приплет. к кн.: Памятник веры, представляющий благочестивому взору христианина празднества, православною церковию установленные святым угодникам Божиим, с кратким описанием их жития: С присовокуплением избранных на каждый день текстов Священнаго Писания, благочестивых размышлений и духовных стихотворений, руководствующих к непрестанному упражнению в богомыслии: С приложением к каждому месяцу листков для ежедневного записывания на них своих мыслей, чувствований и поступков. – [Б. м. : б. и., б. г.]. – 41 с.
В том числе сведения по Вологодской епархии, С. 24.
Исторические сведения о Вологодской епархии // Вологодские губернские ведомости. – 1865. – № 8. – С. 52-53.
Савваитов П. И. Об учреждении Вологодской епархии / П. И. Савваитов ; примеч. Н. И. Суворова // Вологодские епархиальные ведомости. – 1865. – № 5. – С. 164-180; № 6. – С. 196-210; № 7. – C. 235-241.
Суворов Н. И. Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от начала XVII столетия до настоящего времени / Н. И. Суворов // Вологодские епархиальные ведомости. – 1865. – № 15. – C. 596-602; № 16. – С. 644-653; № 18. – С. 742-746; № 21. – С. 813-833.
Токмаков И. Ф. Сборник материалов для исторического и церковно-археологического описания Вологодской губернии : (по документам и рукописям Московского главного архива Министерства иностранных дел и его библиотеки). Вып. 1. / сост. И. Токмаков. – Вологда : Тип. губ. правл., 1889. – 28 с.
Покровский И. М. Русские епархии в XVI-XIX веках, их открытие, состав и пределы: опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. Т. 1: XVI-XVII века / И. М. Покровский. – Казань : Типо-литогр. Имп. ун-та. – 1897. – 534 c.
В том числе сведения по Вологодской и Устюжской епархиям. Приведена ведомость о монастырях, в т. ч. по Вологод. и Устюжской епархиях
Покровский И. М. Русские епархии в XVI-XIX веках, их открытие, состав и пределы: опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. Т. 2: XVIII век / И. М. Покровский. – Казань : Центр. тип., 1913. – 892 c.
В том числе сведения по Вологодской и Устюжской епархиям. Приведена ведомость о монастырях, в т. ч. по Вологодской и Устюжской епархиях
Юшков С. В. Очерки из истории приходской жизни на Севере России в XV-XVII веках / С. В. Юшков. – СПб. : Тип. М. А. Александрова, 1913. – 134 с.
О Вологодской епархии см. в тексте всей книги
Камкин А. В. Епархии // Православная церковь на Севере России / А. В. Камкин. – Вологда, 1992. – [Гл. 3]. – С. 92-116.
В том числе об образовании Вологодской епархии
Камкин А. Пять веков епархии / Александр Камкин // Русский Север. – 1992. – 11 августа. – С. 3.
К 500-летию образования Пермской и Вологодской епархии (1492 г.)
Гневашев Д. Е. История епархиального управления в России в XVII веке : (по материалам Вологодского архиерейского дома) / Д. Е. Гневашев, А. Л. Грязнов // Вузовская наука – региону : материалы первой обл. науч.-практ. межвуз. конф., 26 мая 2000 г. – Вологда, 2000. – Т. 1. – С. 188-191.
Носова Т. А. Православные братства Вологодской епархии в конце XIX – начале XX века : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : специальность 07.00.02 – Отечеств. история / Носова Татьяна Александровна. – Сыктывкар : РИО СыктГУ, 2006. – 19 с.
Вологодская епархия [Карты] : карта-схема с историей и ил. : по благословению Высокопреосвященнейшего Максимилиана архиепископа Вологодского и Великоустюжского / [Вологод. епарх. упр.]. – Вологда : Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь, 2007. – 1 л. (слож. в 8 с.).
Православная традиция в Советскую эпоху // Православные традиции на Европейском Севере России в XVIII-XX веках. – Вологда, 2007. – Гл. III. – С. 178-215.
Сойкин И. Свет «Северной Фиваиды» : страницы истории Вологодской епархии / И. Сойкин // Журнал Московской Патриархии. – 2008. – № 4. – С. 36-57.
Наш форум
Меню навигации
Пользовательские ссылки
Информация о пользователе
Вы здесь » Наш форум » Вологодская епархия » История Вологодской епархии
История Вологодской епархии
Сообщений 1 страница 30 из 138
Поделиться12007-02-18 14:10:07
- Автор: Ковальский
- Не новичок
- Откуда: Оттуда
- Зарегистрирован: 2007-01-14
- Приглашений: 0
- Сообщений: 578
- Пол: Мужской
- Последний визит:
2012-08-18 16:09:54
Недавно в Архангельской области был издан справочник-список репрессированых духовенства и мирян. его можно заказать через Интернет. В этот каталог включены люди, которые прошли через лагеря Северного края. Соответственно в нём есть духовенство и из нашей Вологодской области. Стоимость книги 300 руб.
Поделиться22007-02-18 22:53:45
- Автор: Алексей
- Гость
Уважаемый “Ковальский”. Спасибо, что подсказали. А есть ли там сведения конкретно о ЗЫКОВЕ Алексее Семеновиче, моем репрессированном в 1937- 38гг. деде из Тотемского р-на, с/с Мосеевский, д. Великий Двор. Был расстрелян по делу “конттеволюционная церковническая деятельность”?
Поделиться32007-02-18 23:26:34
- Автор: Ковальский
- Не новичок
- Откуда: Оттуда
- Зарегистрирован: 2007-01-14
- Приглашений: 0
- Сообщений: 578
- Пол: Мужской
- Последний визит:
2012-08-18 16:09:54
Уважаемый Алексей! Вы представляет я таки нашёл информацию в этой книге про Вашего дедушку.
Привожу полностью текст:
ЗЫКОВ АЛЕКСЕЙ СЕМЕНОВИЧ
Сторож церкви.
1877 – родился и проживал в д. В. Двор Тотемского р-на Вологодской обл. Из крестьян. Окончил трехклассную сельскую школу. Трудился при сельской церкви сторожом.
1937, 19 октября– арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» как активный участник «контрреволюционной группировки церковников». «Придерживался тихоновской ориентации».
1937, 1 декабря – постановлением особого совещания тройки УНКВД приговорен к расстрелу.
1938, 1 февраля – расстрелян.
1963, 7 мая – реабилитирован посмертно.
Поделиться42007-02-20 22:47:16
- Автор: Ковальскому
- Гость
Дорогой Ковальский! Тут не просто спасибо! Это – подарок, раскрывающий белое пятно в истории рода. Я сообщу эту новость своим детям. И дочери репрессированного. Она живет в Тотьме. И ей на запрос ответили, что оснований для реабилитации у них там нет, а оказывается он был реабилитирован еще в мае 1963г. Это ведь важно для нее.
Примите мою благодарность. Как Вы видите, тема Истории Епархии хотя бы для меня и для Вас оказалась не лишней.
Алексей Зыков. Адрес для переписки – 620075, Екатеринбург, а/я 41 = Зыкову А.А.
Поделиться52007-02-20 23:09:53
- Автор: Ковальский
- Не новичок
- Откуда: Оттуда
- Зарегистрирован: 2007-01-14
- Приглашений: 0
- Сообщений: 578
- Пол: Мужской
- Последний визит:
2012-08-18 16:09:54
Всегда пожалуйста
Поделиться62007-04-26 20:05:25
- Автор: Алексей Уральский
- Гость
“Пройдя свой путь до половины // я очутился в сумрачном лесу”. Эти строки вспомнились мне, когда я в поисках сведений о том. что такое КОНТРРЕВОЛЮЦИОННАЯ ЦЕРКОВНИЧЕСКАЯ ГРУППА” натолкнулся нечаянно и не связанное с предметом поиска на странную ветвь в русском православии – на ИСТИННО ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН.
Что это такое? О них кто-нибудь пишет из ученых? И не является ли сие СЛОНОМ, раздутым из мухи?
Поделиться72007-04-26 22:32:01
- Автор: OK
- Бывший модератор
- Зарегистрирован: 2006-03-30
- Приглашений: 0
- Сообщений: 1152
- Последний визит:
2009-12-31 21:16:01
В Интернете довольно трудно найти что-то конкретно об этом расколе.
Можете рискнуть прочесть, например, вот это: http://sysoev2.narod.ru/katraskol.htm
Можете заглянуть сюда: http://www.theonoesis.ru/compositions/toch.php
Но лучше почитать что-нибудь объёмное (т.е. серьёзное) вообще по истории Русской Православной Церкви в XX веке.
Картина вообще-то довольно трагичная. Не нужно упрощать.
Отредактировано OK (2007-04-26 22:52:11)
Поделиться82007-04-27 09:18:32
- Автор: Алексей Уральский
- Гость
Уважаемый МОДЕРАТОР! Спасибо за подсказку. Буду вникать впраздничные дни. Алексей З.
Поделиться92007-05-01 13:41:20
- Автор: Администратор
- Смотрит за порядком
- Откуда: Череповец
- Зарегистрирован: 2006-03-30
- Приглашений: 0
- Сообщений: 875
- Пол: Мужской
- ICQ: 274173058
- Последний визит:
2017-04-03 18:39:38
Недавно в Архангельской области был издан справочник-список репрессированых духовенства и мирян. его можно заказать через Интернет. В этот каталог включены люди, которые прошли через лагеря Северного края. Соответственно в нём есть духовенство и из нашей Вологодской области. Стоимость книги 300 руб.
Книга появилась в библиотеке подворья в Череповце.
Поделиться102007-05-06 16:35:24
- Автор: Жамков Алексей
- Гость
Дорогие форумчане. Есть хороший сайт про церкви Череповецкого и Белозерского районов: belolikovi.narod.ru. В последние дни он часто обновляется, заносятся фотографии церквей Череповецкого и др. районов. Исследованием церквей Череповецкого района с 2001 года занимается студент (в этом году выпускается) 5 курса Сретенской семинарии (г.Москва) Жамков Алексей. На учёте каждая церковь района, архивный материал из Новгородского, Вологодского, Ярославского (по церквям бывшего Мяксинского района: Мякса, Щетниское, Скобеево, Ильинское, Батран, Шишовка, Воскресенское-Мусора, Архангельское, Спас-Лом, Димитриевкое, Большая Шорманга, Верховье, Афанасово, Геогриевское – это бывший Пошехонский уезд Ярославской губерни) архивов, из ГАРФа (Государственный архив Росиийской Федерации). В этом году написано большое исследование на тему “История Вологодской епархии: 1943-1991 годы” по материалам, которые до недавнего времени были секретными (Совет по делам религий). Уникальные материалы по наши церкви: закрытие церквей в г.Череповце, решения Череповецкого горисполкома о сносе Воскресенского собора в 1952 и 1976 годах (дважды на Собор поднимали руку), как болезненно шёл процесс открытия церквей в Вологодской области, и проч. Возможно, работа будет издана, но ограниченным тиражом. Возможно, появится автореферат. Статьи по теме исследования решено публиковать в “Благовестнике”. В архивных материалах много чего говорится и “жареного”, которое, по существующим правилам, опубликовываться не может. Сейчас думаем, как это преподать.
Поделиться112007-05-22 19:11:01
- Автор: Жамков Алексей
- Гость
Уважаемые форумчане. Хотел бы предложить Вам поразмышлять по поводу жизни Воскресенского собора в 1930-1950-е годы. Что-то не стыкуется архивный материал с теми сведениями, которые печатаются про существование Собора в это время.
Напомню. Пишут, что Собор был закрыт в 1933 году, открыт 19 декабря 1947 года (19 декабря 2007 года будет юбилей, 60 лет возобновления служб, был выпущен календарь на 2007 года с указанием этой даты. ). Рядом с Собором располагался Троицкий храм, который, судя по книге М.Ю.Хрусталёва “Череповец: Утраченные святыни” (Рыбинск, 2002) снесли в 1930-е годы (см. стр.20).
С сентября месяца мы работали в архиве Совета по делам Русской Православной Церкви (с декабря 1965 года – Совета по делам религий) и Комиссии по делам культов (1922-1938), там про Собор написано совсем не так.
Начнём. В фонде 5263 деле №996 попалась переписка, датированная 1936-м годом, Череповецкого горкома с Ленинградским облисполкомом о страховом переобложении сторожа общины Воскресенского собора г.Череповца Ленинградской области. Согласно постановлению ВЦИК от 8 апреля 1929 года, если храм закрывался, община либо распускалась, либо присоединялась к другому действующему храму (на практике так было реже), продолжать действовать без храма и служить частным порядком она не могла. Вопрос: если в 1936 году община Собора ещё жива, то когда же в нём действительно прекратились службы? В 1933-м или же чуть позже.
Как следует из протоколов заседания Совета по делам религий, а также отчётов уполномоченного Совета по Вологодской области И.М.Игнатова, открытие Собора хронологически происходило так. В 1945, 1946 годах череповецкие верующие писали заявления в Облисполком об открытии Троицкой церкви на Соборной горке. 15 августа 1946 года Вологодский облисполком рассмотрел такое заявление, одобрил и направил на утверждение в Совет. На заседании Совета 21 августа 1946 года заявление об открытии Троицкой церкви было одобрено, заодно одобрено и Советом Министров СССР. 11 октября 1946 года Череповецкий горком выдаёт церковной общине справку о регистрации (по сути, это означает, что приход действует). В октябре 1946 года в Череповец приезжает сам И.М.Игнатов, знакомится с общиной (то бишь с двадцаткой) и говорит: “Ребята, зачем вам Троицкая церковь, маленькая, невместительная? Вот, рядом Воскресенский собор стоит. Ну и что, пусть он и без куполов, но всё же более просторный” (к сведению, в то же самое время подобная перемена храма случилась в Великом Устюге: вместо Стефановской кладбищенской верующим дали Прокопьевский собор, который благополучно отобрали в 1964-м году). Верующие согласились на замену церкви, получили одобрение Облисполкома. 29 ДЕКАБРЯ 1946 ГОДА (перед Новым годом) состоялась первое богослужение в отремонтированном Воскресенском соборе…
Вопросы: 1.) Откуда взялся в 1946 году в отчётах уполномоченного И.М.Игнатова и заявлении верующих Троицкий храм на Соборной горке, “снесённый” в начале 1930-х годов? 2.) Почему, как указывается в упомянутом настенном календаре, Воскресенский собор был открыт 19 декабря 1947 года, хотя реально он уже как год действовал?!
Судьбу Троицкого храма после 1946 года мы пока не проследили (к 1960 году его уже не было, видимо, в 1950-е годы не стало). В 1952 году хотели разрушить несчастный Воскресенский собор (ситуация повторилась в 1976-1977 годах) но верующие его отстояли.
На этом всё. Сообщение и без того длинное. Мало занимаемся историей собственного края, господа…