Заповедь “Не укради”: значение и толкование, от чего предостерегает

ДЕСЯТОСЛОВИЕ

Десятословие (калька с греч.: δέκα λόγοι) или Десять заповедей Закона Божия – десять основных нравственно-юридических повелений Бога Своему народу. Азы установленной Богом духовной и общественной жизни, которые легли в основу Моисеева Закона и сохраняют силу в Христианской Церкви.

На пятидесятый день от Пасхи Господь Бог говорил заповеди “всему собранию” израильтян, на горе Синай, “из среды огня, облака и мрака [и бури] громогласно” (Втор. 5, 22). Хотя весь народ был свидетелем явления Божия, Господь призвал к себе на гору пророка Моисея, чтобы тот пересказал народу слова Господни. Сам Господь также начертал “Десять слов” на двух каменных Скрижалях Завета и передал их Моисею. После того, как Моисей, в гневе на неверность народа, разбил эти скрижали, Бог снова призвал его и повторно надписал новые скрижали. Дарование и принятие Десяти заповедей – ключевое событие в поставлении завета, по которому человечество было призвано жить вплоть до пришествия Иисуса Христа. В память Синайского законодательства Моисей установил праздник Пятидесятницы.

Обстоятельства при которых Бог преподал людям Десять заповедей и другие законы подробно описаны в книгах Исход и Второзаконие. Перечень Десяти заповедей приводится в Священном Писании дважды, с малыми отличиями – в Исх. 20, 2-17 и Втор. 5, 7-21. Ниже заповеди приводятся согласно первому списку.

По своему содержанию, заповеди обнимают собой всю жизнь человека, в его отношении к Богу (первые четыре заповеди) и к ближнему (остальные шесть). Некоторые толкователи именно в этой двойственности видят причину написания заповедей на двух скрижалях. Господь Иисус Христос также разъяснил содержание Десяти заповедей сведя их к двум величайшим: о любви к Богу и о любви к ближнему. По слову Его:

Указав высший смысл Десяти заповедей, Господь Иисус Христос не упразднил, а углубил их значение. Соблюдение Десяти заповедей Божиих является необходимым для исполнения Христовых заповедей о любви к Богу и ближнему.

Нужно всегда держать своё слово честно. Всякое умышленное преувеличение, намёк или клевета, рассчитанные на то, чтобы произвести ложное впечатление, или даже описание подлинных событий вводящих в заблуждение – является ложью. Запрещена всякая попытка опорочить доброе имя человека необоснованными подозрениями, злословием или сплетнями.

Краткая историческая справка

В Библии описывается сюжет с изгнанием бесов, как и в Ветхом Завете, где злой дух поразил царя Сеула и обряд изгнания провел Давид, играя на гуслях. В Священном Писании также можно найти много описаний изгнания бесов Спасителем и его преемниками.

Упоминания об одержимости в разные времена истории:

  • древний обряд изгнания демонов из язычников совмещался с их крещением в христианскую веру;
  • средневековье — осуждение за язычество веры в народные рассказы о бесах, которые вселяются в женщин, и ведьмы, которые насылали порчу на животных и людей. Во времена Средневековья изгнание бесов было очень распространенной процедурой, которая проводилась почти над каждым человеком, она являлась проверкой;
  • XIII век — католическая церковь боролась с ересью и ведьмами. Эта борьба пролила свет на общение людей с бесами, и экзорцизм в христианской вере приобрел осмысление и новое рождение.

Интересно! Иоанн Кронштадтский — самый известный русский экзорцист. Он не проводил обряд отчитки так, как его представляют современные православные, он восклицал несколько раз » Изыди!».

Так называемая «отчитка» в православной церкви приветствуется не всеми:

Краткая историческая справка

В Библии описывается сюжет с изгнанием бесов, как и в Ветхом Завете, где злой дух поразил царя Сеула и обряд изгнания провел Давид, играя на гуслях. В Священном Писании также можно найти много описаний изгнания бесов Спасителем и его преемниками.

Упоминания об одержимости в разные времена истории:

  • древний обряд изгнания демонов из язычников совмещался с их крещением в христианскую веру ;
  • средневековье — осуждение за язычество веры в народные рассказы о бесах, которые вселяются в женщин, и ведьмы, которые насылали порчу на животных и людей. Во времена Средневековья изгнание бесов было очень распространенной процедурой, которая проводилась почти над каждым человеком, она являлась проверкой;
  • XIII век — католическая церковь боролась с ересью и ведьмами. Эта борьба пролила свет на общение людей с бесами, и экзорцизм в христианской вере приобрел осмысление и новое рождение.

Интересно! Иоанн Кронштадтский — самый известный русский экзорцист. Он не проводил обряд отчитки так, как его представляют современные православные, он восклицал несколько раз » Изыди!».

Упоминания об одержимости в разные времена истории:

Что такое одержимость

Одержимость имеет ряд признаков:

  • поведение начинает резко меняться, человек начинает себя проявлять очень агрессивно, особенно в сторону церкви и святынь, вплоть до матерных ругательств, хрипов и плевков на крест;
  • случаются припадки, схожие с проявлением эпилепсии: судороги всего тела, густая пена изо рта, дергание, закатывание глаз;
  • появляется злой взгляд, галлюцинации;
  • когда находится рядом с иконой или церковью начинает сильно беспокоиться;
  • во время проявления бесноватости начинает говорить от лица темных сил, иногда на неизвестном языке;
  • проявляется аморальное поведение, не знающее границ;
  • человек постоянно думает о самоубийстве .

Внимание! Многие перечисленные признаки могут проявляться при любой психологической болезни, поэтому при появлении симптоматики сначала нужно обратиться к психиатру.

Орловская область
Орловский район, село Салтыки, церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1871-1886)
(иеромонах Владимир (Гусев)) — смотреть документальное видео 1,видео 2 (информация о проведении отчиток уточняется)

Заклинание экзорцизма — текст для изгнания демона

Вычиткой экзорцизма принято называть заклинания и молитвы, которые направлены на изгнание нечистой силы. Как правило, их смысл заключается в обращении к Господу за помощью в борьбе со злом:

Обращаюсь к тебе, дух нечистый, злом посланный. Ты самый грех, обман, кощунство, блудодейство, убийство. Мы молим Господа Бога о силах, которые помогут изгнать тебя. Величие и сила его воскресят душу раба Божьего (имя) и настигнут судом страшным дух дьявольский. Господь, помоги нам изгнать беса из плоти и души раба Божьего. Ты, коварный враг, покинь тело, которое ты занял, очисть его от своей сущности. Да закончится властвование твое над всем миром, да разрушиться царство твое, пусть сгниют твои стрелы отравленные, будь ты уничтожен, повержен, разрушен и покорен, как был распростерт ты в Египте, Иерихоне, Голиафе и Амане. Ты раб человеческий и мы сильны над тобой. Мы в силах истерзать тебя за твои деяния. Мы изгоняем тебя из тела тобой терзаемого. Подвергаем тебя огню адскому и вечному. Пусть сила Господня торжествует над тобой. Отпусти и убирайся, где бы ты ни крылся. Запрещено тебе навсегда возвращаться в это тело и владеть душой этой.

Во время чтения слов экзорцизма нельзя прерываться и останавливаться вне зависимости от обстоятельств, в которых вы находитесь — демону только этого и нужно, он всеми силами будет пытаться остановить процесс.

Читаемые во время обряда экзорцизма молитвы должны принадлежать к той вере, которую исповедует больной. Экзорцист также должен исповедовать ту религию, что и одержимый.

Алексей Осипов: «Современный экзорцизм – явление, духовно очень опасное»

Известный богослов о росте популярности на Западе практики изгнания бесов

Несколько польских католических священников объединились для выпуска первого в мире журнала об изгнании бесов, передает Lenta.ru со ссылкой на Agence France-Presse. Журнал Egzorcysta будет выходить ежемесячно тиражом в 15 тысяч экземпляров. Первый номер был выпущен на 62 страницах. Среди материалов пилотного выпуска: «Нью Эйдж – духовный пылесос» и «Сатана реален». Стоимость журнала составляет 10 злотых (2,34 евро).

Как объяснил AFP отец Александр Посацкий, член международного совета католической церкви по экзорцизму и один из создателей журнала, число экзорцистов в Польше выросло в связи с развитием капитализма за последние 15 лет до более чем 120 человек. Сам экзорцизм, при этом, становится все более популярен – в одной только Варшаве люди записываются к ним на прием более чем за три месяца. Посацкий объяснил, что создатели журнала пользуются сборником молитв по изгнанию бесов, одобренным папой Римским Иоанном Павлом II. Он добавил, что священники, изгоняющие бесов, работают в сотрудничестве с психологами, чтобы те отличали случаи умственного помешательства от одержимости.

Отметим, что практика изгнания бесов не получила широкого распространения в Православии. К экзорцизму в православной традиции принято относится с большой осторожностью. В Русской Православной Церкви нет должности экзорциста, то есть священнослужителя, «специализирующегося» на изгнании бесов. Напротив, в католицизме эта практика широко распространена и в настоящее время даже предпринимаются попытки ее коммерциализировать.

С чем связано различное отношение Православия и католицизма к экзорцизму? Каково православное святоотеческое отношение к изгнанию бесов? На эти вопросы отвечает в интервью «Русской народной линии» доктор богословия, профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов:

Когда-то первая по чести Православная Римская церковь потому и стала католицизмом, что, к сожалению, отступила от заветов святых Отцов о духовной жизни и пошла по своему пути. Этот путь совсем не новый, о нем предупреждали все святые Отцы Востока и Запада первого тысячелетия как о заблуждении, о духовной прелести, мечтательности, приводящей подвижника к гибели. Это ярко проявилось и в таком вопросе, как учении о том, кто может творить истинные чудеса силою Божией? Нужна ли для этого святость жизни или достаточно знать и применять определенные молитвы, совершая соответствующие священнодействия? И здесь находим два взаимоисключающих ответа, с одной стороны, у православных святых Отцов и, с другой – у католических церковных учителей.

В книге «Путь разума в поисках истины» есть параграф «Экзорцизм», где я привожу высказывания святых отцов относительно изгнания бесов. Хотелось бы привести их в данной публикации, чтобы читатели поняли, перед каким пагубным искушением стоит церковнослужитель, намереваясь творить чудо изгнания бесов, не победив их в самом себе. Ибо не кто-либо, а Сам Христос указал на причину того, что Его апостолы (!) не могли исцелить бесноватого: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Матф.17:21). Под постом, естественно, подразумевается не какой-то денек попоститься, а целожизненный подвижнический труд, приводящий христианина к смирению, а не к творению «чудес» по расписанию.

Но это тяжело и нашли путь «без труда вынуть рыбку из пруда»: прочитал молитвы, да покропил святой водой – и беса как не было! Какая насмешка над духовной жизнью! Католицизм пошел по «легкому» пути, и у нас некоторые батюшки соблазнились им (вместо заповеди Христовой – Матф.17:21 – деньги? А с людьми пусть что будет?).

Чтобы интересующиеся этим серьезным вопросом могли увидеть, что такое отрицательное отношение к современному экзорцизму не мое личное мнение, а оно учение святых Отцов, привожу их высказывания.

В послании под именем святителя Климента Римского (I в.) «О девстве» аскетам-экзорцистам предписывается «. посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания». Этот дар Духа Святого был редким, а жаждущих изгонять бесов и в те времена было немало, в связи с чем уже «Постановления апостольские» (III в.) запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, наитием Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем».

Читайте также:  Апостол Павел о любви: слова святого о браке, божественной и мирской любви, разводах и женщинах, гимн любви святого

В Лавсаике читаем: авва Питирион «много беседовал с нами и с особенною силою рассуждал о различении духов, говоря, что некоторые бесы наблюдают за нашими страстями и часто обращают оные ко злу. Итак, чада, говорил он нам, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей».

Преп. Варсонофий Великий (VI в.) говорил: «Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им – дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову».

Святой Исаак Сирин (VII в.) обличал самочинных заклинателей: «Кто … молит Бога и желает, чтобы в руках его были чудеса и силы, тот искушается в уме своем ругателем демоном и оказывается хвастливым и немощным в своей совести».

Блаженный Феофилакт Болгарский предупреждал: «Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются».

Святые Отцы считали, что беснование может быть для человека в определенных случаях даже духовно полезным.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал одному лицу: «Поминайте в молитвах Ваших болящую Д. которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется. В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии. Гораздо маловажнее [менее серьезно] беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу».

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Между тем обременение демоном нисколько не жестоко, потому что демон совершенно не может ввергнуть в геенну, но если мы бодрствуем, то это искушение принесет нам блестящие и славные венцы, когда мы будем с благодарностью переносить такие нападения».

Очень назидательным в этом отношении является разговор одного послушника со старцем протоиереем Алексием Зарайским о бесноватой девушке. «Я спрашивал отца Алексия, почему он не выгонит из нее беса, и он мне отвечал: почему он может знать, что на то есть воля Божия? Она причащается св. Таин, и если это нужно, то Христос ею принимаемый, Сам силен изгнать его; а если ей это служит крестом очистительным, то для чего же изгонять его?».

Как поступали великие святые, когда к ним обращались за помощью? Вот два ярких примера. В житии преп. Антония Великого сообщается следующий случай. Однажды к Антонию пришел крупный военачальник Мартиниан с своей дочерью, которая была бесноватой, и стал умолять святого исцелить ее. Однако Антоний даже не вышел к нему, а лишь изнутри кельи сказал: «О, человек, ты напрасно просишь у меня помощи! Я – человек смертный и немощный, как и ты. Но если ты веруешь во Христа, Которому я служу, иди с верою молись Богу, и дочь твоя будет здрава» (Жития святых. Выпуск 13. Джорданвилль, 1968, с. 13). Военачальник стал усиленно молиться, и дочь его стала здорова.

Другой пример из жития преп. Сергия Радонежского. Когда к нему с большим трудом привели бесноватого вельможу, то он собрал всю братию монастыря в церковь на молитву о болящем. А после молебна просто осенил его крестом. Больной «с той минуты стал здрав» (Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского. Св.-Тр. Сергиева Лавра. 1904. С. 113-114). Так, святые скрывали свои дарования, следуя примеру Спасителя. Современные же заклинатели поступают точно наоборот. Они не только не скрываются от просителей, но, напротив, вывешивают расписание дней и часов, в которые будут совершать чудо изгнания бесов! Этим они свидетельствуют, каким духом руководствуются и какие следствия можно ожидать от их действий. Уже большое число трагических случаев произошло с теми, кто прошел отчитывание. И можно лишь сожалеть, что нет наблюдения за этой псевдоцерковной деятельностью.

Необходимо обратить внимание и на следующее. Господь запрещал бесам говорить через одержимых людей, и святые отцы категорически запрещали слушать их. В настоящее же время, когда для «отчитывания» собирается множество людей, бесы получают большие возможности «проповедовать» и заражать их духом лукавства, гордыни, плотских страстей и т. п. Их «проповедь» широко распространяется с помощью телесъемок, газет, журналов, в которых пространно цитируются лжесвидетельства этих духов. При этом не редко бесы изображают страх перед отчитывающими «старцами», публично называют их святыми, сильными, Божиими слугами, чем вводят в откровенный обман (прелесть) и самих «старцев», и простодушных верующих. Результаты бесовской лжи как всегда плачевны. У преп. Иоанна Кассиана Римлянина на этот счет имеется серьезное предупреждение: «Подчас бесы творят чудеса, чтобы вознести в надменность человека, который верит, что обладает чудесным даром, чтобы подготовить его к еще более чудесному падению. Они делают вид, что они горят и бегут из тел тех, где они пребывали, благодаря якобы святости людей, про нечистоту которых они знают».

Приведенные высказывания святых красноречиво свидетельствуют об отношении святых Отцов к этому серьезному для нашего времени вопросу. Современный экзорцизм (отчитывание) – явление, духовно очень опасное. Оно исходит из источника, о котором хорошо сказал преп. Кассиан: «А кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения. Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями» (Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М., 1892. С. 445). Он же писал: «Никто не должен быть прославляем за дары и чудеса Божии, а всякий за собственные только добродетели, которые требуют деятельности ума и усиленного старания. Ибо весьма часто… люди развращенные умом и противники веры именем Господа изгоняют демонов и творят великие чудеса» (Там же. С. 444). Плоды таких чудес всегда губительны.

Современные люди просто не знают, какому риску подвергают они своих близких и самих себя, приходя на «отчитку». Экзорцист (священник ли, монах, мирянин), не ведущий строго подвижнической жизни, не увидевший себя, по слову прп. Сисоя Великого, «ниже всей твари», и не получив от Бога «молитвою и постом» дара изгнания бесов, но горделиво пытающийся вычитыванием молитв и прочих действий победить злых духов, неминуемо заражается ими сам и заражает больных и всех окружающих. Свт. Игнатий (Брянчанинов) с горечью писал о таких «чудотворцах», ищущих славы человеческой: «Душепагубное актерство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований» (Там же. С. 72).

Наши православные отчитыватели пошли прямо по католическо-языческому пути. Но заклинание духов сейчас, когда «оскуде преподобный», может иметь самые губительные духовные, психические и физические последствия, как в личном плане, так и в социальном, как для больных, так, и особенно, для самого отчитывающего. Знание об этом уже давно утеряно в католицизме, но эта болезнь ползет и к нам. Господь предупредил: Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не Твоим ли именем бесов изгоняли? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7. 22-23). Дерзающий изгонять злых духов «Иисусом, Которого Павел проповедует» (Деян. 19, 13), рискует принести пришедшему за помощью еще более тяжкие скорби и страдания, а себя подвергнуть бесовскому поруганию, о котором промыслительно предупреждает книга Деяний апостольских.

Современные люди просто не знают, какому риску подвергают они своих близких и самих себя, приходя на «отчитку». Экзорцист (священник ли, монах, мирянин), не ведущий строго подвижнической жизни, не увидевший себя, по слову прп. Сисоя Великого, «ниже всей твари», и не получив от Бога «молитвою и постом» дара изгнания бесов, но горделиво пытающийся вычитыванием молитв и прочих действий победить злых духов, неминуемо заражается ими сам и заражает больных и всех окружающих. Свт. Игнатий (Брянчанинов) с горечью писал о таких «чудотворцах», ищущих славы человеческой: «Душепагубное актерство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований» (Там же. С. 72).

Экзорцизм в православной церкви

Сейчас в России стало модно поклоняться всему оккультному, верить в сглаз и порчу, гадать на картах Таро и следовать указаниям гороскопов. На фоне таких греховных ритуалов среди православных начало проглядываться странное отношение к обряду «отчитки» (изгнанию темных сил из человека), как к процессу избавления от порчи.

Сейчас в России стало модно поклоняться всему оккультному, верить в сглаз и порчу, гадать на картах Таро и следовать указаниям гороскопов. На фоне таких греховных ритуалов среди православных начало проглядываться странное отношение к обряду «отчитки» (изгнанию темных сил из человека), как к процессу избавления от порчи.

5 ступеней веры

  • 5 Церковь – практика веры
    • Назначение Церкви
      • • Зачем ходить в храм, если Бог в душе?
    • Для чего нужны священники?
      • • О духовном отце
      • • Таинство Священства
    • Богослужения
      • • Богослужебный язык
      • • Переводы богослужений
      • • Литургика
      • • Литургия
      • • Церковное пение
    • Святые и святость
      • • Жития святых
    • Духовная жизнь
      • • Что такое духовная жизнь?
      • • Основы духовной жизни
      • • Молитва
        • • Учитесь молиться
        • • Молитва и жизнь
        • • Иисусова молитва
        • • Молитвослов
      • • Таинства
        • • Таинство Крещения
          • • Крещение детей
        • • Таинство Миропомазания
        • • Таинство Покаяния (Исповедь)
        • • Таинство Причащения
          • • Подготовка к Причастию
          • • Как часто причащаться
        • • Таинство Елеосвящения
        • • Таинство Брака
        • • Таинство Священства
          • • Для чего нужны священники?
      • • Духовное чтение
      • • Милосердие
      • • Мистика
      • • О духовном отце
      • • Духовная борьба
      • • Психология и духовная жизнь
    • Православный пост
      • • Пост перед Причастием
      • • Рождественский пост
      • Великий пост
        • • Страстная седмица
      • • Апостольский пост
      • • Успенский пост
    • • Икона – окно в иной мир
    • • Что такое чудо?
    • • Женщина в Церкви
    • Монашество
    • Любовь и семья
      • • О любви телесной
      • • Зачем вера детям?
    • • О культуре
    • • История Церкви
    • • Церковь и медицина
  • 4 Христианство
    • Иисус Христос
      • • Свидетельства об Иисусе Христе
      • • Крест – символ Любви
    • • Сущность христианства
    • • Мешают ли догматы свободе?
    • • Предание – опыт Церкви
    • Св. Писание (Библия)
      • • Ветхий Завет
      • • Новый Завет
      • • Текст Библии и толкования
    • • Христианство и мир
    • • Искажения христианства
    • • Человек
    • • Социально-эконом. учение
  • 3 Чем отличаются религии
    • • О религиях
    • • Бог и религии
    • Ислам
      • • Коран
      • • Мухаммед – пророк ислама
      • • Ислам и христианство
      • • Ответы на вопросы мусульман
    • Секты
      • • Свидетели Иеговы
    • Иудаизм
      • • Каббала
    • • Язычество
    • • Оккультизм
    • • Человекобожие
    • Индуизм, буддизм
      • • Теория реинкарнации
    • • Католицизм
    • • Протестантизм
  • 2 Мораль и духовность
    • • Мораль и религия
    • • Нравственное богословие
    • • Ну, и какие у меня грехи?
    • Пороки общества
      • • Аборт. Человек или плод?
      • • Курение или табакозависимость?
      • • Миф о половой ориентации
      • • Оккультизм
      • • Блуд
  • 1 Смысл жизни
    • • О смысле жизни
    • • О вере и неверии
    • • О Боге
    • • О природе зла
    • • Наука и религия
    • Жизнь после смерти
      • • Самоубийство
Читайте также:  Хлеб в пост: можно ли или нет, какой выбрать и как приготовить

Отчитывание есть явление того же духовного порядка, что и широко распространившиеся в настоящее время по всему инославному Западу так называемое пятидесятничество, харизматизм, движение «нового века», а в секулярной среде – так называемая экстрасенсорика. Все это калечит и души, и тела людей.

Быть может, в вас сидит бес?

Экзорцизм, или изгнание нечистых духов из одержимых, — пожалуй, самый неоднозначный из церковных обрядов. О его существовании известно даже людям глубоко светским — хотя бы из мистических фильмов ужасов. А вот в церковной среде не все относятся к сеансам экзорцизма одинаково — некоторые богословы даже считают “отчитку бесноватых” неканоничной.

В монастырском соборе совершается литургия. Когда хор начинает петь “Херувимскую”, хорошо одетый, подчеркнуто аккуратный мужчина в начищенных до блеска ботинках и с ухоженными руками, производящий впечатление руководителя среднего звена или владельца небольшого бизнеса, неожиданно сгибается пополам и начинает выть низким, звериным голосом. В другой обстановке можно было бы подумать, что человеку стало плохо с сердцем или с желудком и надо вызывать “скорую помощь”. Но в этой ситуации всем известно, что происходит на самом деле, и от этого становится гораздо страшнее, чем при виде сердечного приступа. В монастырь со всей Украины и России съезжаются люди, которых в православной традиции называют “одержимыми нечистыми духами”, или бесноватыми. Все они надеются получить здесь исцеление от своего недуга.

После литургии начинается сеанс экзорцизма, или, как он привычно называется в России, “отчитка бесноватых”. Проводит этот чин архимандрит, почитаемый в народе за старца. В завершение отчитки верующие по одному подходят к кресту, и священник каждого помазывает освященным маслом, привезенным из Иерусалима. Некоторых при соприкосновении со святыней начинает трясти и корежить — это как раз и считается одним из признаков беснования. В этот момент страшно наблюдать, как в человеке действуют одновременно две воли: с одной стороны, женщина с надеждой тянется к кресту и к иерусалимскому маслу, а с другой, какая-то мощная сила ее не пускает и отталкивает. Одержимых держат под руки помощницы священника. Старец, которого считают прозорливым, объясняет каждому, в ком проявился злой дух, за какой именно грех беснование было попущено: тебе это за аборт, тебе — за супружескую измену, а тебе — за воровство. Покаешься в этих грехах, и демон отступит.

Что это за явление, что говорит о нем церковное предание и современная медицина? Случаи одержимости демонами неоднократно упоминаются в Новом Завете. Иисус Христос исцеляет гадаринского бесноватого: “Когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни” (Мк. 5, 2-5).

В Древней Церкви экзорцизм имел гораздо более широкое распространение, чем в наши дни. Способность изгонять из людей бесов считали таким же чудесным даром, как, например, дар исцеления или предвидения будущего. В житиях многих святых первых веков, например мученика Трифона, говорится о том, что именем Христовым они могли изгонять бесов. В языческом мире беснование было отнюдь не редкостью, и, прослышав о новом христианском подвижнике, люди обращались к нему с просьбой о спасении их от духов злобы. Однако с распространением христианства случаи одержимости становятся редкими, и примерно к V веку об экзорцизме практически забывают. Христиане верили, что бесы имеют власть войти только в тех, над кем не было совершено таинство крещения. “Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой…” — писал уже в ΧIX веке святитель Игнатий Брянчанинов.

Тем не менее в ΧX веке практика экзорцизма вновь стала востребована. Некоторые священники объясняют это тем, что в период гонений на религию выросли целые поколения некрещеных людей, которые, с точки зрения православных, не имеют “духовной защиты” и являются для бесов легкой добычей. Известно много случаев, когда одержимыми становились те, кто принимал участие в разрушении храмов и расправах над верующими. Или, может быть, эти люди уже имели в себе духов злобы и потому охотно сделались гонителями Церкви?

В позднесоветские времена описывают такой случай. Мужчина обнаружил полуразрушенную церковь и воспользовался ею как туалетом, в том числе осквернил сохранившуюся там роспись. О случившемся он рассказал друзьям со смехом. А через некоторое время он начал страдать от сильных болей в животе. Врачи только пожимали плечами — никаких признаков физических заболеваний у него не было. Тогда кто-то посоветовал ему поехать в дальнее село, где священник занимался отчиткой. Там и выяснилось, что если поднести к его животу крест, то живот начинает ходить ходуном, как будто внутри находится живое существо. После отчитки и покаяния мужчина исцелился.

Современный чин отчитки, который используют в Русской Церкви, имеет довольно позднее и католическое происхождение. Он входит в требник митрополита Петра Могилы XVII века. В Древней Церкви для того, чтобы стать экзорцистом, требовалось особое благословение епископа. Сегодня это правило не соблюдается, так что многие священники берутся за этот нелегкий труд самовольно.

Как отличить бесноватого от психически больного? Конечно, среди врачей есть материалисты, которые в принципе отрицают существование невидимого мира, в том числе и бесов, и признают только душевные заболевания. В то же время известны случаи, когда пациенты годами без всякого улучшения находились в психиатрических больницах, и легче им становилось только в том случае, если какая-нибудь сердобольная медсестра приглашала священника. И напротив, есть те, кто десятки раз был на отчитке, но так и не получил исцеления, потому что страдал на самом деле шизофренией или маниакально-депрессивным психозом, а не беснованием.

С древности самым верным признаком беснования считали непереносимость всякой церковной святыни. Если дать обычному человеку стакан святой воды, то он может и не отличить ее от обычной, а бесноватый необъяснимым образом почувствует, что вода освящена, и с негодованием ее оттолкнет. Точно так же одержимые реагируют на ладан, просфоры, освященное масло и другие святыни.

В старину церкви старались строить так, чтобы колокольный звон можно было услышать повсюду. Делалось это не только для того, чтобы православные слышали призыв на молитву. Считалось, что колокольный звон прогоняет бесов от людей и их жилищ, поэтому бесноватые не могут его терпеть. Еще одним признаком одержимости считают так называемое буйство, когда обычно спокойный человек становится вдруг необыкновенно вспыльчивым, раздражительным и даже агрессивным. Алкогольную и наркотическую зависимости тоже признают разновидностями беснования.

В основе сюжета популярного фильма “The Exorcism of Emily Rose” лежит реальная история. В 1976 году был предан огласке трагический случай с 23-летней студенткой Анне-Лизой Михель из города Клингенберг, неожиданно скончавшейся после 67-го сеанса экзорцизма, проводимого одним католическим священником. После этого практика экзорцизма у католиков Германии на 30 лет была прекращена.

Однако сегодня немецкие католики вновь ощутили потребность в экзорцистах. Известным специалистом в этой области является баварский священник и психотерапевт Йорг Мюллер. Он рассказал журналистам, что ему сначала приходится проводить немало медицинских и психологических тестов, чтобы отличить у обращающихся к нему людей случаи настоящей одержимости от проявлений различных неврозов и психических заболеваний.

Что же касается православных, то многие опытные духовники предостерегают своих чад от восприятия отчитки как некоего магического акта. Некоторые люди видят в экзорцизме легкий и привлекательный для себя путь: я не грешник, я одержимый, меня не в чем упрекнуть, меня надо исцелить. В то время как Иисус Христос сказал в Евангелии, что “род сей изгоняется молитвой и постом”, то есть для изгнания бесов, которые паразитируют на человеке благодаря его греховным страстям, нужно избавляться от этих страстей, прилагая усилия.

Встройте “Правду.Ру” в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Добавьте “Правду.Ру” в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

После литургии начинается сеанс экзорцизма, или, как он привычно называется в России, “отчитка бесноватых”. Проводит этот чин архимандрит, почитаемый в народе за старца. В завершение отчитки верующие по одному подходят к кресту, и священник каждого помазывает освященным маслом, привезенным из Иерусалима. Некоторых при соприкосновении со святыней начинает трясти и корежить — это как раз и считается одним из признаков беснования. В этот момент страшно наблюдать, как в человеке действуют одновременно две воли: с одной стороны, женщина с надеждой тянется к кресту и к иерусалимскому маслу, а с другой, какая-то мощная сила ее не пускает и отталкивает. Одержимых держат под руки помощницы священника. Старец, которого считают прозорливым, объясняет каждому, в ком проявился злой дух, за какой именно грех беснование было попущено: тебе это за аборт, тебе — за супружескую измену, а тебе — за воровство. Покаешься в этих грехах, и демон отступит.

Экзорцизм — интересные факты

Вокруг экзорцизма создано множество мифов, которые порой невозможно отличить от реальности. Вот некоторые из них:

  1. Первые случаи изгнания злых духов были описана в шумерских текстах за 2000 лет до нашей эры. Древние лекари изгоняли нечистую силу при помощи заговоров.
  2. Не всегда ритуал изгнания злых духов проходил мирным путем. Например:
    1. иудейский историй Иосиф Флавий описывает ритуал в виде принятия одержимым ядовитого питья;
    2. в наше время в Румынии сеанс экзорцизма, сопровождающийся привязыванием к кресту, длительным голоданием и жаждой, привел к гибели молодой монахини.
  3. Ритуал экзорцизма был строго регламентирован Ватиканом в 1614 году. Он проводится специально подготовленными священнослужителями с чтением молитв на латыни.
  4. Из известных людей ритуалу экзорцизма подвергались:
    1. художник Сальвадор Дали – он страдал шизофренией и в 1947 году провел сеанс изгнания нечистой силы; в данном случае на положительный эффект надеяться было трудно;
    2. мать Тереза – в возрасте 87 лет попала в больницу, плохо и беспокойно спала, в связи с чем ей был успешно проведен сеанс экзорцизма.
  5. Известные экзорцисты:
    1. в католицизме — отец Габриэль Аморт (Ватикан);
    2. в православии — архимандрит Герман (Свято-Троицкая Сергиева Лавра).
  6. В настоящее время во всем мире отмечается рост интереса к экзорцизму и числа желающих пройти этот ритуал.
  7. Подготовка современных экзорцистов-католиков осуществляется в Папской академии «Царица апостолов» в Италии.

Правильно проведенный опытным подготовленным священнослужителем сеанс экзорцизма вреда не принесет. В большинстве случаев он будет способствовать выздоровлению или облегчению состояния одержимого. Вред будет нанесен, если:

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Косых Елена Семеновна

0. Симеона 27 июня 2016 г. митрополит Башкортостанской митрополии Никон (Васюков) благословил на проведение отчитки игумена Свято-Никольского кафедрального собора г. Стерлитамака Нила (Тимофеева) [3].

Читайте также:  Таинство соборования в православии: что это, особенности и правила обряда, как и где проводится, зачем нужно собороваться

Экзорцизм в православии: что это, история, особенности и условия процедуры, мнение священников

Согласно Библии, в царя Саула вселился злой дух, которого изгнал игрой на гуслях Давид. Изгнание демонов описано также в ветхозаветной книге Товита и неоднократно упоминается в Талмуде. В Евангелии содержится описание множества случаев изгнания бесов Иисусом Христом и его учениками. В древней христианской церкви обряд крещения иудеев и язычников включал в себя изгнание из них злых духов. В средние века экзорцизм составлял часть обряда крещения детей. Краткие экзорцистские формулы упоминаются и в лютеранских обрядах. В раннем Средневековье народные поверья о демонах, вселяющихся в женщин, и о наведении такими колдуньями порчи на людей и скот осуждались как языческие суеверия. В XIII веке в условиях борьбы Католической церкви с ересями и в связи с процессами над ведьмами произошло богословское переосмысление контактов людей с демонами, и экзорцизм пережил второе рождение. В Англиканской церкви право на экзорцизм удостоверяется особым разрешением. Практика изгнания злых духов существовала и в Православной церкви. Самым известным русским экзоцистом был святой Иоанн Кронштадтский. Однако он не совершал отчитки, а просто восклицал: “Изыди!”. Среди православных молитв некоторых церковных таинств сохранились древние, известные с IV века, заклинания бесов. А во время крещения человек должен трижды дунуть и плюнуть на “Сатану и ангелов его”.

Краткий обряд экзорцизма, утвержденный Папой Львом XIII, содержит следующую формулу: “Изгоняем тебя, нечистый дух, сатанинская сила, исчадие ада, со всеми твоими полчищами, скопищами и бесовскими сектами во имя и властью Господа нашего Иисуса Христа: будь ты искоренен из Божьей Церкви, прочь из душ, искупленных драгоценной кровью Божьего Агнца. Отныне и впредь не смей, коварный змей, смущать род человеческий, преследовать Церковь Божью и беспокоить Божьих избранников. ”
В Италии в настоящее время насчитывается всего лишь 300 экзорцистов, большинство из которых работают на полставки. В Европе их и того меньше – где-нибудь по два на страну. А нечистая сила между тем наступает.

Экзорцизм – явление, которое еще полвека назад считалось пережитком Средневековья. Однако расцвет оккультизма заставил Ватикан вспомнить о хорошо забытом старом. В 70-е годы об экзорцизме, который в православной традиции называется отчиткой, заговорили и в нашей стране. Правда, существовало всего два-три места, где старцы – опытные, прозорливые священники – практиковали обряд изгнания бесов. Сегодня же все чаще приходится слышать о батюшках, совершающих отчитку.

Пожалуй, самый известный из них – архимандрит Герман (Чесноков) из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Он проводит коллективные отчитки почти каждый день. “Почему выбрали именно меня, не знаю, – говорит отец Герман. – Служба как служба. Любой священник, получивший благословение, имеет право этим заниматься. Не всем, кто имеет тяжелые недуги, надо обязательно идти на изгнание бесов. В тех случаях, когда человеку требуется, скажем, операция, я даю телефоны врачей”.

К отцу Герману стекаются сотни людей. Массовость этих “сеансов”, по словам тех, кто верит в их действенность, представляет такую же опасность, как скопление народа во время эпидемий: в придачу к своим бесам легко можно подхватить соседских.

Можно сказать, отчитка стала в современной России своеобразной православной модой. И, как всякая массовая мода, поверхностна. “Изгнание бесов сегодня – в самом деле достаточно частое явление, – рассказала “НИ” психотерапевт Татьяна Муха. – Человек ощущает свою нецелостность, и, если священник производит над ним ритуал, у него на время может создаться иллюзия исцеления. Но зачастую отчитка только ухудшает психическое состояние. Ведь священник прибегает при этом к сильнодействующим методам, и люди начинают вести себя, как безумные. Скорее всего, батюшка, который берется проводить такие ритуалы, сам ощущает свою нецелостность, деля все на черное и белое. Мнение больного о себе как о бесноватом может быть сильно выраженной формой невроза. Чтобы помочь такому человеку, необходимо в первую очередь его выслушать, а потом спокойно объяснить, как это может повлиять на отношения с окружающими. В подобных случаях все-таки полезнее обратиться к медикам”.

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин) возмущается: в последнее время практикуются поездки для отчитки целыми автобусами, организованные паломническими центрами РПЦ. “Нужно это человеку или не нужно – даже не спрашивается. Нормальные люди собираются на отчитку невесть зачем. И я знаю такие примеры, когда здоровые, отправляясь на отчитку, и в самом деле становились бесноватыми”.

Резко осуждает современную практику отчиток и профессор Московской духовной академии Алексей Осипов: “Во-первых, откуда известно, что человеку будет полезно, если из него будет изгнан бес? Во-вторых, после отчитки некоторым становится еще хуже. Господь запрещал говорить бесноватым, а сейчас снимают беснование на видеопленку, и эти записи ходят по России: смотрите, что говорит бес! В-третьих, священник, который занимается этим, не имея духовных дарований, вредит и себе, и тем, кто к нему приходит”.

Очевидно, что внутрь тела, в буквальном смысле, никто не вселяется, а выражение “бес вселился” могло бы подразумевать установление связи между человеком (его эфирным телом) и каким-то демоническим существом. Принципиально отрицать такую возможность нельзя. Ведь на самом деле такое явление принципиально не отличалось бы, например, от трансфизической связи между демоном государственности и некоторыми людьми – активными орудиями и проводниками его воли, которых могут быть тысячи.

Вопрос лишь в том, зачем демонам нужен конкретный человек, почему они готовы тратить на него время и силы. Это, действительно, не вполне ясно, если речь идёт о рядовых людях, ни на что в глобальном масштабе не влияющих. Поэтому разумнее предположить в таких случаях не личное участие какого-либо из демонических существ, а устойчивое закрепление некоего безличного эфирноматериального образования как аномалии в бессознательной сфере человека, которая влияла бы на него. “Изгнание беса” при этом можно было бы понимать как исправление ситуации.

Реально люди, которые выглядят как “одержимые”, конечно, существуют. О случаях их исцеления посредством экзорцизма услышать тоже можно, в т.ч. в личных разговорах со священниками. С наукой практика экзорцизма, очевидно, позитивно не согласуется, но и не противоречит науке, поскольку говорит о вещах, которые в современной науке (нейропсихологии) достоверного теоретического объяснения не имеют.

Кажется, конкретно в современной православной практике экзорцизма (“отчитки”) есть ряд сомнительных моментов. Резко против экзорцизма выступал проф. Московской Духовной Академии А.И. Осипов, сугубый, впрочем, “богослов-теоретик”, не имеющий практического опыта и выступающий с формально-догматических позиций:

С ним многие православные не согласны. Другая точка зрения, близкая к “общепринятой в православии”, выражена в статье “Проблема бесоодержимости”:

“Принципиально допуская возможность “демонических овладений”, они [отцы церкви] сходятся в признании чрезвычайной редкости подобных состояний и оставляют их как бы на периферии духовной жизни. И отцы-пустынники, и “всероссийский батюшка” св.Иоанн Кронштадский и авторитетный психолог и богослов о.А.ван Каам центрируют острие “невидимой брани” на преодолении “страстей”, “скрытого беснования плоти”, “мини-обсессий”. Нравственному преображению, обновлению ума – “метонойи”, как истинному покаянию будет более способствовать не внешне-обрядовое, а внутренне-сердечное восприятие данной реальности.”

Христианство никогда не перестанет верить в существование бесов. Однако вера – одно, а мода на экзорцизм – совсем другое. К счастью, и среди священников есть люди здравомыслящие, относящиеся к разговорам о тотальном “бешенстве” скептически. Покойный митрополит Сурожский Антоний (Блум) вспоминал, как к нему в бытность его в Париже обратились родственники иконописца, который вдруг стал вести себя очень странно. Художника начали отчитывать, соборовать, чаще причащать, но он все равно не поправлялся. Будущий митрополит, выпускник биологического и медицинского факультетов Сорбонны, ответил: “Отдайте его нам в психиатрическую клинику, мы его будем лечить электрошоком. Бесу электрический ток вреда не принесет, а человека может спасти”. И больной выздоровел. Свой рассказ владыка завершает словами: “Делайте все, что возможно с человеческой точки зрения, с точки зрения лекарств, лечения, психиатрической помощи. И молитесь”.

“Принципиально допуская возможность “демонических овладений”, они [отцы церкви] сходятся в признании чрезвычайной редкости подобных состояний и оставляют их как бы на периферии духовной жизни. И отцы-пустынники, и “всероссийский батюшка” св.Иоанн Кронштадский и авторитетный психолог и богослов о.А.ван Каам центрируют острие “невидимой брани” на преодолении “страстей”, “скрытого беснования плоти”, “мини-обсессий”. Нравственному преображению, обновлению ума – “метонойи”, как истинному покаянию будет более способствовать не внешне-обрядовое, а внутренне-сердечное восприятие данной реальности.”

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Надо сказать, масло в огонь подлил вышедший на экраны в 1973 году фильм «Экзорцист», после чего у некоторых людей возникла фобия – они искали у себя симптомы, подтверждающие нахождение в их теле Демона.

Экзорцизм в православии

Для совершения экзорцизма в православии следует получить разрешение от руководства церкви. К вопросу следует подойти крайне ответственно. Обряд может быть опасным как для больного, так и для священника. Однако такие процедуры все еще проводятся.

  • Священники относятся к процессу настороженно. Они применяют обряд только в крайне тяжелым случаям. Отчитывать можно только того человека, который болен. Священник при этом должен быть очень опытным.
  • Если на человека наведена порча или сглаз, экзорцизм ему не нужен. Групповые отчитки тоже не дадут должного эффекта. Церковь их запрещает, к тому же они способствуют появлению массового психоза. На таких мероприятиях можно подцепить и лишние проблемы.
  • Стоит понимать, что бесы способны и проповедовать свою правду. А кто-то может подвергнуться их мнению. В этом нет ничего хорошего. Господь запрещает общаться с бесами, тем более массово. По законам православия можно заниматься экзорцизмом только священникам.
  • В процессе проведения молитвы экзорцист должен обращаться к Богу при помощи молитвы. Бесов изгоняет именно Господь и святые. От лукавого в дальнейшем следует применять пост и посещение церкви. Бесы способны вернуться в тело человека, а это следует предотвратить.

Для совершения экзорцизма в православии следует получить разрешение от руководства церкви. К вопросу следует подойти крайне ответственно. Обряд может быть опасным как для больного, так и для священника. Однако такие процедуры все еще проводятся.

Экзорцизм в Христианстве

Экзорцизм практикуется в разных религиях в том числе и в Хрисианстве. Причём изгнание нечистой силы из человека практикуют все крупные Христианские конфессии.

Согласно их учению, бесы (демоны, нечистые духи) способны проникать в тела человека при разных благоприятных для этого условиях. В частности, когда человек совершает много грехов, когда он практикует колдовство, особенно будучи в этом не опытным и не обезопасившимся от злого духа.

В таких ситуациях проникший в тело человека нечистый начинает там укореняться и временами проявлять свою злую волю порабощая человека. В итоге это может привести к тому, что человек окажется полностью подчинён нечистой силе.

В такой форме нечисть способна сотворить множество злых деяний. А душа одержимого в итоге, когда тот покинет этот мир уйдёт вместе с демоном в ад. Но спасение есть, и оно лежит в экзорцизме.

Случае применения экзорцизма разнообразными святыми упоминаются ещё в ветхом завете. Но наибольший акцент делается на новый. И конечно особое место в этом вопросе выделяется Экзорцизму который проводил непосредственно Христос.

Ссылка на основную публикацию