Воскрешение Иисуса Христа: история, факты и суть, свидетельства и объяснения, день и год

Воскресение Иисуса Христа — Евангелие От Матфея

Евангелие от Матфея раасказывает о событиях связанных с Воскресением Иисуса Христовым с несколько иными подробностями, нежели Евангелие по Марку.

В Евангелии от Матфея есть и землетрясения, и солнечное затмение, и воскрешение покойников:

Воскресение Иисуса Христа

«Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим»

Далее до момента, когда в воскресенье рано утром Мария Магдалина и мать Иисуса пошли к пещере намазать тело Иисуса благовониями, описание событий в обоих евангелиях совпадают.

Но вот у пещеры события уже происходят несколько по-другому.

Когда Мария, мать Иакова и Иосии (мать Христа), и мать сыновей Зеведеевых подошли к пещере, то случилось великое землетрясение, связанное с тем, что сошедший с небес Ангел Господень, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем:

«вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег»

Воскресение Иисуса Христа

Ужас объял всех: и стражников, охранявших пещеру и женщин.

Ангел обратился к женщинам и сказал:

«не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите»

Женщины, убедившись, что смертное ложе Иисуса пусто отправились назад в Иерусалим, чтобы рассказать апостолам о воскресении Учителя.

Одиннадцать учеников оправились в Галилею, чтобы там, на горе, встретиться Учителем.

Не все ученики поверили, что пред ними их учитель Иисус.

Приблизившись Иисус обратился к ученикам:

«Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века»

На этом рассказ о воскресении Иисуса в Евангелии от Матфея заканчивается.

На этом рассказ о воскресении Иисуса в Евангелии от Матфея заканчивается.

Когда на самом деле воскрес Христос?

Пасха – главный христианский праздник и для католиков, которые в этом году отметили ее 8 апреля, и для православных, готовящихся встретить Светлое Христово Воскресение неделей позже, 15 апреля. Ни те, ни другие, впрочем, не настаивают, что это точная дата воскресения Христа. Есть основания предполагать, что на самом деле это случилось 9 апреля 30 года.

14 нисана

Последние дни жизни Христа подробно описаны в четырех дошедших до нас канонических Евангелиях и в множестве других исторических документов. Однако о том, когда именно закончилась его земная жизнь, известно очень мало: Христос был распят на кресте 14 нисана, была пятница, в Иерусалиме готовились встретить еврейскую Пасху.

Первые попытки вычислить точную дату воскресения были предприняты в VI веке монахом Дионисием Малым. В истории он остался как человек, благодаря которому на нашем календаре сейчас 2012 год. До него счет времени велся по годам правления римских императоров, но система была неудобная. К тому же среди императоров были такие противные для христиан личности, как Диоклетиан, эру которого называли еще эрой мучеников. В общем, в 525 году Дионисий Малый предложил начать отсчет от года рождения Христа.

Правда, для этого ему пришлось решить непростую, мягко говоря, задачу: посчитать, когда именно родился и умер Иисус.

– Считать можно было опять же по годам правления императоров и по хранившимся в Риме и весьма уже ветхим консульским спискам, – рассказывает преподаватель апологетики священник Антоний Лакирев. – Впоследствии выяснилось, что в расчетах Дионисий Малый ошибся примерно на пять лет: Христос на самом деле родился между 6 и 4 годами до н. э. Но для технологии, которая применялась, это все равно блестящая точность.

Определил Дионисий Малый и дату смерти Христа: 23 марта 31 года. Однако расчеты, проведенные уже в XX веке, показали, что и эта дата скорее всего ошибочна.

Нисан – первый весенний месяц еврейского календаря, который соответствует марту – апрелю. Христос, как известно, был осужден и распят при Понтии Пилате, который правил Иудеей с 26 по 36 год. При сопоставлении исторических и астрономических данных выяснилось, что в эти рамки укладываются всего три года, когда 14 нисана приходилось на пятницу, а иудейская Пасха – на субботний день: так было в 27, 30 и 33 году.

– Это не могло случиться в 27 году, потому что в таком случае вся евангельская история продолжалась меньше года, что маловероятно, – рассуждает иерей Антоний Лакирев. – 33 год не подходит, потому что слишком мало времени остается до 35 года, когда начались гонения на христиан, прослеживаемые по иудейским источникам.

Таким образом, вероятнее всего, Иисус умер 7 апреля, а воскрес рано утром 9 апреля 30 года.

Как византийцы поправили историю

30 год – не ошибка, ошибочно как раз мнение, что Христу в момент смерти было 33 года. Так называемый «возраст Христа», который для многих означает некий рубеж, на самом деле не имеет под собой никаких исторических оснований. По словам иерея Антония Лакирева, то, что Христос якобы прожил 33 года – это плод фантазии византийцев, которые очень любили красивые числа и не отличались стремлением к исторической точности:

– Христу было примерно 35–36 лет. Византийцы же остались в истории как люди с богатой фантазией. Есть и другие примеры византийской поэзии, связанные с Христом: например, история про красное яйцо, которое Мария Магдалина якобы преподнесла императору Тиберию, не поверившему в воскресение.

Интересно, что иногда днем смерти Христа называют не 14, а 15 нисана. Исследователи, в частности теолог Роберт Томас, профессор кафедры Нового Завета колледжа-семинарии «Мастерс» (Сан-Вэлли, Калифорния), объясняют разночтения всего лишь разными традициями отсчета суток: у иудеев день начинался не с восходом солнца, а с заходом, который в Иерусалиме происходит около 18 часов. Таким образом, 15 нисана и иудейская Пасха начинались вечером в пятницу, когда Иисус Христос, по свидетельству учеников, был уже распят.

Камень отвален, гробница пуста

Что случилось потом – рано утром 16 нисана, когда ученики Христа пришли к его гробнице?

В 1987 году известный протестантский проповедник, доктор права Джош Макдауэлл написал книгу«Неоспоримые свидетельства». На подготовку главы о воскресении Христа, которая на две трети – цитаты из исторических документов, он потратил около 700 часов, после чего признался: «Это либо один из самых злонамеренных, коварных и бессердечных обманов, когда-либо навязанных человечеству, либо самое поразительное событие его истории».

Итак, гробница оказалась пуста. По словам игумена Петра (Еремеева), доктора теологии, ректора Российского православного университета, этому может быть лишь три объяснения:

– Либо тело Господа забрали его враги, либо это сделали Его друзья, либо Он воскрес из мертвых. Первый вариант крайне маловероятен: враги непременно продемонстрировали бы его тело в дальнейшем, чтобы разоблачить христиан и остановить распространение Евангелия. Маловероятно и то, что ученики Христовы забрали его тело, ведь после суда и распятия они были совершенно подавлены и разочарованы именно потому, что не верили в Его воскресение. Нелепо думать, что люди в таком состоянии могли пойти на хитрость, выкрасть тело и распространять учение, в которое сами не верили. Остается одно – Христос воскрес!

Главные свидетельства воскресения Христа – евангельские свидетельства, написанные его учениками и пережившие бессчетное количество проверок на достоверность. Уже в наше время исследовать их брались теологи, археологи, историки, литературоведы, юристы, физики, химики. «Нет никакого сомнения, что археология продолжает подтверждать практически полное соответствие библейских преданий историческим фактам», – писал известный востоковед, археолог Уильям Олбрайт.

Джош Макдауэлл в своей книге приводит заключение знаменитого инженера и изобретателя Джона Эмброуза Флеминга, который утверждал, что в Евангелии нет ничего, что могло бы смутить ученого: «Следует с доверием относиться к заключениям специалистов по поводу возраста и подлинности этих документов».

– Первые отрывки, которые до нас дошли, относятся к самому началу II века, – говорит Юрий Белановский, катехизатор Свято-Данилова монастыря. – То есть между тем временем, когда жил Христос, и тем, когда появились письменные свидетельства, прошло около 70 лет. А начиная со II века это уже бесчисленное количество рукописей из разных уголков мира. Историческая достоверность Евангелия очень высока. Для сравнения и понимания: например, откуда мы сейчас знаем о Сократе? Из десятка рукописей X–XII века. При этом Сократ жил задолго до Рождества Христова. То есть между рукописями, которые мы имеем, и Сократом, в котором все совершенно уверены, прошло много веков. Между Христом и первыми письменными свидетельствами о его воскресении – всего несколько десятков лет. Иногда спрашивают: а откуда вы знаете, что Христос воскрес? Мы знаем от очевидцев. Дальше – очень важный момент: воскресение не доказывается. Оно может быть воспринято лишь через доверие к очевидцам. Зачем ученикам Христа врать об этом, если они не врали обо всем остальном?

Будем ли праздновать вместе?

Не исключено, что когда-нибудь христиане снова будут праздновать Пасху в один день и это будет первое воскресенье после 7 апреля. Хотя вряд ли кто-то из ныне живущих увидит это своими глазами. Во-первых, потому что церковь хоть и не возражает против попыток уточнить даты, связанные с личностью Христа, однако относится к этому спокойно. Ни для православных, ни для католиков не принципиально, какого именно числа родился, умер и даже воскрес Христос. Вторая причина, по которой традиция праздновать Пасху в разные дни вряд ли может быть пересмотрена в обозримом будущем, связана с церковным консерватизмом.

– Так ли необходимо что-то менять? Большой вопрос, – говорит иерей Антоний Лакирев. – Мы не теряем ничего принципиально важного, сохраняя нынешнюю традицию, а изменив ее, ничего действительно важного не достигнем. Изменения к тому же наверняка вызовут ужасные споры. Никто этого не любит, а у нас в России есть печальный опыт разногласий по церковным поводам. Поэтому здоровый консерватизм учит не менять то, что можно не менять.

Определил Дионисий Малый и дату смерти Христа: 23 марта 31 года. Однако расчеты, проведенные уже в XX веке, показали, что и эта дата скорее всего ошибочна.

Тело Христа после смерти

Так что же случилось с телом Христа? Человеческое его тело не осталось на земле. Оно было похоронено, но не истлело. Также его плоть не осталась и в космическом пространстве. Она была превращена в вечное тело, которое состоит уже не из плоти, а из духа. Оно было принято небесами. Его душа воссоединилась с прославленным телом. Ни один из его учеников не видел этого превращения, они видели только лёгкое облако, поднявшееся к небесам, и там исчезнувшее из виду. Пока ещё никому не известно, кем мы станем после смерти. Это остаётся Божественной тайной.

В этом, как раз и загвоздка…. .
В воскрешение Христа можно и не верить, но как обьяснить фанатичное поведение апостолов. Ведь, что бы идти на верную смерть осознанно, надо убедиться в воскрешении Иисуса и в его учении. А Он учил, что смерти нет. Так что, не все так просто в этой вере.

Воскресение Иисуса Христа: факт или вымысел?

A если Христос не был воскрешен,
то и вся наша проповедь напрасна,
так же как и ваша вера
(1 Кор. 15:14, СоП)

Важность одного события – воскресения Христа нельзя переоценить. Это событие, если оно произошло, доказывает, что Иисус из Назарета и был тем самым Мессией, Христом. Если же Христос не воскрес – то все христианские течения напрасно существуют около 2000 лет. Вот что сказано в современном труде:

Однажды в Уругвае один студент задал мне вопрос:

– Профессор Мак-Дауэлл, почему вы не можете отказаться от христианства?

Я ему тогда ответил:

– По одной простой причине. Я не могу найти никакого другого объяснения одному событию в истории человечества: воскресению Иисуса Христа.

Я провёл 700 с лишним часов за изучением этого вопроса, самым тщательным образом исследовал его истоки, и пришёл к такому выводу: воскресение Иисуса Христа – это либо один из самых злостных, жестоких и коварных подлогов, когда-либо навязанных человечеству, – либо самый важный факт всей его истории. Спор о воскресении переносит вопрос “Имеет ли христианство реальную основу?” из области умозрительной в область истории. Есть ли у христианства исторически приемлемый фундамент? Достаточно ли у нас доказательств для обоснованной веры в воскресение?

Вот несколько фактов, существенных для этого вопроса: Иисус из Назарета, еврейский пророк, утверждавший, что он – Христос, предсказанный в пророчествах Ветхого Завета, был арестован, судим как политический преступник и распят. Через три дня после его смерти и похорон несколько женщин, придя к гробнице, обнаружили, что тело исчезло. Ученики Иисуса утверждали, что Бог воскресил его из мёртвых, и что, прежде чем вознестись на небо, он неоднократно им являлся. Возникшее на этом основании, христианство распространилось по всей Римской империи, и в течение многих веков оказывало влияние на ход истории.

Итак, вопрос: произошло ли воскресение Иисуса на самом деле?

Что ж, тогда стоит провести внимательное исследование того, что сказано об этом событии. К сожалению, мы имеем лишь субъективные источники – наблюдения учеников Иисуса. Для начала изложим хронологически факты, которые можно признать достоверными. События, связанные со смертью Иисуса описываются всеми евангелистами очень подобно, даже часы совпадают:

Мария Магдалина видит землетрясение, молнию и обнаруживает, что печать сломана, камень отвален и гробница пуста.

Естественно, христиане объясняют, что Христос воскрес и тело исчезло. Но что было на самом деле? Возможны ли другие объяснения? Давайте рассмотрим возможные версии.

Можно лишь посоветовать Джошу Мак-Дауелу внимательнее рассмотреть как факты истории, так и психологию человеческого поведения, прежде чем пытаться навязать кому-то свои «авторитетные» выводы.

Почему воскрес Иисус Христос?

Евангелие подчеркивает, что воскресение Господа Иисуса – это победа над грехом и смертью в масштабах всей вселенной, победа, которая касается каждого человека.

До этого были другие случаи возвращения мертвых людей к жизни: Господь воскресил, например, сына наинской вдовы (Лк 7:11) и наиболее поразительным и чудесным образом – Лазаря (Ин 11). Но это было возвращением людей к обычной жизни, которая все равно завершается смертью. Святой Лазарь, как говорит нам церковное Предание, стал епископом на Кипре и скончался через тридцать лет после своего воскрешения. Но “Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти” (Рим 6:9). Именно эту, качественно иную, вечную и блаженную жизнь Христос разделит с теми, кто доверится Ему и последует за Ним: Он еще раз (и уже навеки) воскресит и Лазаря, и всех благочестивых христиан.

Воскресение, которое Господь неоднократно предсказывает еще до Своего страдания, является также печатью Божиего одобрения на всем, что сказал и сделал Иисус.

Очевидцы Его служения передают нам Его слова, они сохранены в Евангелиях. Как признавали даже Его противники, “никогда человек не говорил так, как этот Человек”.

Иисус говорил, что Он был с Отцом прежде бытия мира. Что именно Он, Иисус, будет судить все народы в последний день. Что наша вечная жизнь определяется тем, обратимся ли мы к Нему в покаянии и вере. И Он говорил, что цель Его прихода – пострадать и умереть за грехи людей. «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10:45).

По прошествии сорока дней Он вознесся к Отцу, дав ученикам поручение проповедовать Благую Весть о Его воскресении: “И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (Мар.16:15,16)

Через веру и Крещение люди входят в таинственный союз со Христом, пребывают “во Христе”, как говорит Писание, так, что Он берет на себя их грехи и приобщает их Своей вечной жизни. Это союз осуществляется в Церкви – сообществе, где Воскресший невидимо, но действенно и спасительно, пребывает среди Своих верных.

Совершив свой земной путь, они переселяются к Нему и пребывают в невыразимом свете и радости Его присутствия. Наступит день, когда Господь вернется во славе, чтобы совершить суд над миром, навсегда и окончательно сокрушить силы зла. Тогда мертвые будут воскрешены и войдут в блаженную жизнь спасенного и преображенного мироздания.

И мы уже видим рассвет этого дня в Воскресении Христовом.

В I веке весь мир был языческим, люди поклонялись многим божествам. Эти боги не были ни всемогущими, ни всеведущими, ни всеблагими. Даже нельзя было сказать, что они любят людей, у них могли были быть любимцы, как у правителей бывают фавориты, но любовь к людям вообще. Нет, этого не было. Боги могли иметь довольно склочный и распущенный характер и нередко конфликтовали между собой.

Распятие Иисуса Христа. На какой день воскрес Иисус после распятия?

Оглавление:

Религия способствовала прогрессу, а без религиозных учителей не было бы трансформации мировоззрения, чудесных исцелений, не появилась бы безоговорочная вера в Бога. Иисус Христос – столповая фигура в развитии человечества, и какие бы чувства она не вызывала, каноническую историю о жизни на Земле и распятии Иисуса Христа знают большинство.

Иисус Христос − духовный лидер с 52 уровнем развития. Родился 7 января 4 года до нашей эры. Прожил 158 лет, ушел из жизни 27 мая 154 года. Был воплощен для великой миссии − создать новое учение, новую веру, принести Закон Любви и спасти миллионы человеческих душ.

Пустая гробница и другое

В Евангелии от Матфея 28:11–15 рассказывается об еще одном важном событии, происшедшем в то воскресное утро. Стражи рассказали первосвященникам обо всем, что произошло. С помощью взяток первосвященники распространили слухи о том, что ученики украли тело Христа, пока стражники спали. Поступив так, они подтвердили для истории тот факт, что гробница на самом деле была пуста.

События, описанные в оставшихся стихах 28 главы Евангелия от Матфея, произошли уже не в то воскресенье. В Матфея 28:16 рассказывается, что ученики пошли в Галилею (это путешествие заняло у них больше одного дня), и это произошло до явления, описанного в 17 стихе. Поэтому данное событие следовало после событий, описанных в других Евангелиях.

Читайте также:  10 заповедей Господа Бога: основные заповеди в христианстве, их смысл и толкование

Иисус дважды явился отдельным людям лично, прежде чем явиться всем одиннадцати вместе. Первое из этих двух явлений описано в Евангелии от Луки 24:13–35 , а также вкратце в Евангелии от Марка 16:12–13. Услышав рассказ женщин, а также свидетельство Петра и Иоанна о пустой гробнице, некто по имени Клеопа со своим товарищем отправился в Эммаус. В пути они встретились с Иисусом, и получили от Него библейский урок, объяснивший им места ветхозаветных Писаний, которые были исполнены благодаря Его страданиям, смерти и воскресению. Когда эти двое поняли, что им довелось преломить хлеб с Иисусом, они поспешили обратно в город, чтобы сообщить об этом ученикам. Прибыв туда, они узнали, что Господь также лично явился Симону Петру. Об этой встрече с Петром упоминается в Евангелии от Луки 24:34, однако других подробностей о ней мы не имеем.

И, наконец, мы подошли к стихам, вызывающим сомнения. К этому времени уже наступил вечер воскресенья. В Евангелии от Луки 24:33 говорится о том, что двое, шедшие в Эммаус, «нашли вместе одиннадцать и бывших с ними» . Однако мы знаем, что когда Иисус явился ученикам, Фомы с ними не было. Возможно, Фома по какой-то причине вышел, или его не было с ними на тот момент, а термин «одиннадцать» использовался для общего обозначения группы апостолов после смерти Иуды. В Иоанна 20:26 говорится, что Фоме пришлось прождать еще восемь дней, прежде чем Иисус снова явился ученикам.

Матфей не упоминает о явлениях Христа «одиннадцати» в тот день, когда они еще находились в комнате, однако мы находим эту информацию в Евангелиях от Марка и Луки. Мы знаем из рассказа Луки, что с учениками присутствовали и другие люди, и Иисус вкушал с ними пищу, доказывая, таким образом, что Его тело снова живо ( Луки 24:42 ). Во время этих двух явлений в Иерусалиме, Он убеждал Своих последователей в том, что Он на самом деле жив.

Иисус дважды явился отдельным людям лично, прежде чем явиться всем одиннадцати вместе. Первое из этих двух явлений описано в Евангелии от Луки 24:13–35 , а также вкратце в Евангелии от Марка 16:12–13. Услышав рассказ женщин, а также свидетельство Петра и Иоанна о пустой гробнице, некто по имени Клеопа со своим товарищем отправился в Эммаус. В пути они встретились с Иисусом, и получили от Него библейский урок, объяснивший им места ветхозаветных Писаний, которые были исполнены благодаря Его страданиям, смерти и воскресению. Когда эти двое поняли, что им довелось преломить хлеб с Иисусом, они поспешили обратно в город, чтобы сообщить об этом ученикам. Прибыв туда, они узнали, что Господь также лично явился Симону Петру. Об этой встрече с Петром упоминается в Евангелии от Луки 24:34, однако других подробностей о ней мы не имеем.

Воскрешение Иисуса Христа: история, факты и суть, свидетельства и объяснения, день и год

Летом 1988 г. в ряде индийских крупнейших изданий 2 появилось сообщение о выходе в свет новой книги об Иисусе Христе кашмирского историка профессора Фиды Хассанаина, директора департамента археологических исследований штата Джамму и Кашмир, под интригующим названием “Пятое евангелие”. В работе этого историка, многократно выступавшего в печати, собраны новые доказательства пребывания в Индии основателя христианства в юном возрасте и последующего возвращения его в эту страну после известных событий в Палестине. “Пятое евангелие” дает нам и другие сведения: о смерти Иисуса Христа в городе Сринагаре (Кашмир), где и было погребено его тело, о новой дате рождения Иисуса (по выкладкам Хассанаина, он родился за семь лет до “Рождества Христова”, т. е. в седьмом году до н. э., причем 17 июня, а не 25 декабря, как принято считать) и т. п.

Иосиф Флавий (38-100 год н.э.) говорил о существовании Иисуса Христа

Иосиф Флавий — фарисей, еврейский историк. Он был отступником, перешел с еврейской повстанческой стороны на сторону Рима, чтобы служить при Нероне и Веспасиане. Иосиф Флавий относительно надежный историк.

Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали этого и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени. (Иудейские древности, 18:3:3)

Но есть небольшая проблема с этим отрывком из Иудейских древностей, т.к. существуют доказательства, что некоторые части в этом отрывке содержат интерполяцию (позже добавленные материалы, не содержащиеся в оригинале) из христианских источников. Вот как, скорее всего, выглядел текст изначально у Иосифа Флавия:

«Около этого времени жил Иисус, человек мудрый. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любил его, не прекращали этого и теперь. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя, таким образом, по его имени».

Иосиф Флавий упоминает Иисуса Христа еще в одном месте, когда говорит о казни Иакова:

Поэтому он собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как нескольких других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями. (Иудейские древности, 20:9:1)

«Иисус Назарянин занимался магией и вводил Израиль в заблуждение». (Вавилонский Талмуд, Санхедрин 107б)

«Бога физически не замеришь»

  • 100 лет назад
  • 1917: моя жизнь после
  • s-толком о церкви
  • Аналитический центр s-t-o-l.com
  • Главред говорит
  • Дом, который тебя ждёт
  • Жизнь редакции
  • Жить вместе
  • Календарь «Стола»
  • Мост, которого нет
  • На берегах Стикса сидели мы и плакали
  • Прожито для нас
  • Русские картинки
  • Русское застолье
  • Сказки на ночь
  • Стол справок
  • Студенты революции
  • Фотопроект
  • Цвет настроения

С чего они осмелели?

– Звёзды, галактики – это моя тема, потому что я непосредственно занимаюсь астрофизикой. Теоретическая физика – это та база, которая дает возможность понять, как с точки зрения науки смотреть на разные предметы. Физики всегда немного задирают нос и думают, раз они знают, что всё состоит из атомов, протонов, электронов, то значит, могут всё в этом мире понять и объяснить. Даже бытует такое понятие, мифическое, но постоянно упоминаемое – теория всего. Она обещает, что вот мы сейчас заполним несколько белых пятен и, наконец, уже объясним, как всё работает в этом мире. Не могу сказать, что я эту позицию разделяю, но мы действительно очень многие вещи пытаемся анализировать с научной точки зрения. В том числе и существование Бога, и воскресение Христа.

На западе основной христианский праздник – это Рождество, а на православной территории главным праздником считается Пасха. Это давняя обоснованная традиция. Основное событие Пасхи – именно воскресение Христа. Что это было? Какое значение это имеет для каждого из нас и для всех людей – верующих или неверующих?

Воскресение Христа, конечно, многие оспаривают, говорят, что на самом деле Христос не умер, а просто потерял сознание, а потом очнулся. Или вторая популярная версия, что ученики украли тело и распространили слух о воскресении. Научный взгляд требует честного и наиболее досконального поиска истины. Проблема в том, что наука занимается в основном истиной о природе. Можно ли воскресение отнести к природным событиям? Отчасти, конечно, можно, ведь там присутствует человек, хотя бы в телесной своей части человек принадлежит природному миру, поэтому законы науки должны каким-то образом здесь учитываться.

Неоспоримым является то, что гроб оказался пустым. Мы знаем, что был Человек, Он проповедовал, совершал какие-то чудеса, о которых говорит описание Его жизни, у Него были ученики, Он был предан, арестован, распят, помещен в каменный гроб и на третий день этот гроб оказался пустым. Это событие практически достоверно. И даже в первом веке критики Христа не оспаривали пустой гроб. Основной версией того времени было то, что ученики просто украли тело, а воскресения никакого не было. Но с другой стороны, Христа ведь убили намеренно. Его враги были очень влиятельными – это было руководство иудейского народа, синедрион. Если эти враги сумели добиться того, что Христос был схвачен и убит, то самым убедительным опровержением христианства было бы показать Его мёртвое тело. Они были в этом крайне заинтересованы! Но со всем их влиянием они не смогли найти его и предъявить.

Евангельское повествование приводит нас в сказочный мир, где всё совершенно не так, как мы привыкли. Воскресший Христос заходит через закрытые двери. Кроме того, Он ест – спрашивает, есть ли что-нибудь съестное, Ему дают рыбу, и Он ее ест. С точки зрения науки, совершенно загадочные вещи. А когда два ученика встречают Христа на дороге, они Его сначала не узнают, что совершенно невообразимо. Они же с Ним три года ходили, знают Его в лицо, но почему-то не узнают. А в последний момент, когда за трапезой Он молится, разламывает хлеб, они узнают Его и тут же Он исчезает. Обычно так не бывает. Человеческая логика, которой мы обычно пользуемся, здесь не срабатывает.

Высказывалась гипотеза, что пережив такую грандиозную потерю, ученики находились в состоянии измененного сознания. Люди действительно могут быть неадекватны, могут что-то перепутать, это в жизни происходит сплошь и рядом. Но эти шоковые состояния все-таки проходят. Мы лично не знали апостолов, судим о них только по воспоминаниям. Они скорбели, когда лишились Учителя, которого, вдобавок, считали Спасителем народа. Но всё-таки скорбь – это временное явление, а если шоковое состояние длится всю жизнь, то человек должен сидеть в сумасшедшем доме.

Караваджо Микеланджело. Неверие св. Фомы

Интересно то, что после воскресения Христа у большого количества людей радикально поменялась жизнь. Ученики запирались, они боялись ареста, их Учитель был казнен как государственный преступник, они сидели в страхе и ждали, что сейчас нагрянет облава и всех повяжет. И вот буквально спустя несколько дней с ними начинают происходить радикальные перемены – они начинают проповедовать воскресшего Христа, совершенно не боясь властей. Не один, не два человека, а минимум несколько сотен. С чего они осмелели? Это не могло быть самовнушением. Огромные массы людей в истории совершали очень серьезные поступки, действовали жертвенно, исходя из своей веры в воскресение Христа. Это факт.

Человека даже существовать не должно было

Я долго думал, как может мертвый человек воскреснуть? Да еще и так, что его тело приобретает совершенно фантастические свойства! Подобное не было зафиксировано ни до, ни после. У меня ответ такой: наука – это очень специфический инструмент познания, эффективный, но очень специализированный. Научный метод открывает закономерности в повторяющихся явлениях природного мира. Например, эксперименты, подтверждающие явление тяготения проводились миллиарды раз, и всё повторяется, все тела всегда падают вниз. Можно было вывести закон этого тяготения, что и сделал Исаак Ньютон, и мы до сих пор этим законом пользуемся.

Или, например, Джеймс Клерк Максвелл изобрел законы электромагнитного поля. Будучи открытыми, эти законы прекрасно работают – мы пользуемся электроникой, радиосвязью, телевидением, электрическим освещением. Законы Ома тоже работают. И все прочие открытые законы. Но есть существенная оговорка: законы науки работают для повторяющихся явлений. В то время как даже в природном мире, а тем более в неприродном мире, есть явления уникальные. К таким уникальным явлениям научные законы напрямую применять нельзя. Уникальные явления могут и не нарушать физических законов, но честный ученый, когда подходит к уникальному явлению, должен сказать: здесь наука пока сказать ничего не может. Ни подтвердить, ни опровергнуть.

Воскресение Христа было действительно уникальным событием. Даже предшествующее ему воскрешение Лазаря всё-таки не было равно воскрешению Христа. Лазарь ведь потом опять умер, это была отсрочка смерти, а не победа над смертью.

Нет такого научного закона, который описывал бы воскресение умершего человека, но это не означает, что этого не может быть. В науке широко используется термин вероятности каких-то событий. Многие события описываются вероятностно: с такой-то вероятностью это может произойти, а с такой-то – нет. Есть маловероятные события. К примеру, есть крайне маленькая вероятность, что вот этот стул сейчас подпрыгнет на 50 сантиметров вверх. Ведь составляющие его атомы все время дрожат, дрожание его атомов может так сложиться, что он стукнет ножками об пол и подпрыгнет. Мы обычно не наблюдаем таких явлений, если нет землетрясений, и тем не менее это возможно. Если взять сто миллиардов стульев и наблюдать за ними достаточно долго, то однажды какой-то из них, может, и подпрыгнет.

Погребальная пещера Христа

Получается, единственная ниша, куда с научной точки зрения можно было бы разместить воскресение Христа, – это чрезвычайно маловероятное, почти невероятное событие, которое тем не менее может произойти.

Есть примеры маловероятных событий.

Первый – квантовая механика, которая говорит о том, что в области элементарных частиц мы не можем дать жестких предсказаний относительно того, как частица будет себя вести. Мы можем сказать только вероятностно: вероятно электрон будет находиться здесь или здесь. Конкретный исход событий непредсказуем.

Второй пример – создание нашей вселенной. Согласно современным представлениям, наша вселенная произошла в результате некоего события, которое в шутку было названо Большим взрывом. Потом это название прижилось и стало научным термином. Вселенная вначале была маленькой, очень плотной, очень горячей. Постепенно остывала и стала огромной, такой, как сейчас. Большой взрыв, как начало нашей вселенной – это единичное для нас событие. У нас нет возможности воспроизвести его в лаборатории. Наука говорит, что оно было, но невозможно построить теорию Больших взрывов, и мы не можем сказать, что Большой взрыв должен был произойти именно так, как он произошел.

Еще одно уникальное событие, сопоставимое с Большим взрывом, это то, что мы с вами здесь сидим. Вообще говоря, в этом месте во вселенной должна была находиться одна частица на кубический сантиметр вакуума, и больше ничего. А получилось всё очень плотно, это аномалия. Здесь собрались редкостные элементы таблицы Менделеева, потому что мы с вами составлены из тех элементов, которые в космосе очень мало распространены.

Само существование человека, не только живого существа, но и разумного – это вообще-то чудо из чудес. Так быть не должно было. Это совершенно ниоткуда не следует.

Наши законы могли быть чуть-чуть другими, и тогда вообще всё было бы по-другому. А на самом деле, в околоземном мире существует всего три параметра, три ручки, которые можно было бы подкрутить, чтобы мир изменился. Это отношение массы протона к массе нейтрона, отношение массы электрона к массе протона и так называемая постоянная тонкая структура. Оказывается, эти три параметра таковы, что становится возможным существование Земли, возникновение на ней жизни, появление людей, которые вдобавок еще могут думать и всё время как-то развиваются. Это все совершенно маловероятные события!

Научный подход апостола Фомы

Если воскресение Христа является только событием внешнего порядка, то есть каким-то историческим фактом, как, к примеру, существование Александра Македонского, то непонятно, какое оно имеет к нам отношение. Если я не историк и не пишу диссертацию об этом, то что мне с этого? Но оказалось, что воскресение Христа затрагивает каждого человека, причем как верующего, так и неверующего. Кажется, какое отношение имеет смерть и воскресение одного человека к другому, который сам еще не умер и, уж наверно, не воскрес. Даже ученики Христа в Его воскресение верили с очень большим трудом. Например, Фома отсутствовал, когда Христос явился своим ученикам. И услышав, что ученики видели Господа, он не поверил. Сказал: пока не потрогаю сам его раны, не поверю. Кстати, пример честного научного подхода – удостовериться прежде, чем поверить. И через неделю Господь явился снова и первым делом обратился к Фоме: дай свою руку! Фома убедился и его сомнения пропали, он стал апостолом и проповедовал в Индии и там погиб как мученик.

Караваджо. Воскрешение Лазаря. Фрагмент

Пасхальный опыт есть практически у каждого человека, он всегда тесно связан со словом «любовь». Это слово сильно дискредитировано, но давайте понимать под ним некое жертвенное отношение к другому человеку. Опыт жертвенной любви, когда я за свой счет делаю что-то, чтобы облегчить жизнь другому человеку, чтобы он стал совершеннее, избавился от какого-то страдания – такой опыт благородного поступка, наверно, есть у каждого. У всякого человека есть потребность к этому.

И когда мы чем-то жертвуем ради любви к другому человеку, происходит настоящее чудо. Чудо не в том, что нарушаются законы физики, они здесь не нарушаются. Чудо в том, что поступая так, мы как-то меняемся, ощущаем обновление нашей жизни. Несмотря на потерю или затраты, мы чувствуем радость и полноту жизни. Этот парадокс присутствует в человеческой жизни. Это и есть праздник Пасхи. Просто Христос осуществил это в предельной мере. Излияние Его любви как ядерный взрыв подействовал на всё человечество.

В 20 веке было колоссальное количество примеров такого пасхального опыта в жизни и верующих, и неверующих. Если человек имеет такой опыт, то назвать его совсем уж далеким от Бога нельзя. Если мы приобщены к опыту любви, то в какой-то степени мы приобщены к опыту воскресения и к опыту Бога. Главное чудо, главное проявление Бога в жизни человеческой происходит в любви. Не случайно в Евангелии говорится, что Бог это и есть любовь, как некая реальность человеческой жизни, но высшая, самая высокая, которая бывает.

Согласно Книге Деяний, в воскресшем теле Христос существовал только 40 дней, а потом произошло Вознесение. Надо понимать это не в физическом плане. Каким-то образом Он исчез из этого мира и вознесся к Отцу. С тех пор ученики его в телесном виде не встречали. Существование Христа в воскресшем теле, видимо, было временной необходимостью. Конечный замысел был всё-таки в том, чтобы общение с Богом у людей происходило иначе, более непосредственно. Потому произошло другое важное событие – сошествие Святого Духа на апостолов. Святой Дух позволяет каждому человеку лично иметь какое-то общение с Богом, без посредников.

Бога физически не замеришь. Скорее это имеет отношение к мистическому опыту. Наука должна сказать: это не наша область, здесь вы сами, на собственном опыте убеждайтесь, как вы будете с Богом общаться. Это не научный вопрос. Не всё, что ненаучно – не истина, ведь человек больше, чем наука. В нем есть такие стороны, которые к науке не сводятся, но для нас принципиально важны, а еще больше они важны для Бога.

Читайте также:  Как прикладываться к иконе: как правильно и зачем прикладываться, церковные традиции, смысл

Что такое богословие и зачем оно современному христианину

Главные новости к началу недели

Слово профессора СФИ Александра Копировского на Воздвижение

Человека даже существовать не должно было

Почему ученики не узнали воскресшего Иисуса Христа?

Те, кто внимательно читает Евангелие, явно сталкивались в Священном Писании с моментом, когда говорилось, что воскресшего Иисуса Христа не узнавали Его же ученики. После явления Иисуса на Тивериадском озере, по облику, никто из учеников Его не узнал, а вот Иоанн почувствовал сердцем, что это Спаситель. Хоть апостолы и обедали вместе с Христом после Его воскресения, глазами они не узнавали Спасителя, а вот сердцем чувствовали, что это именно Он. В Евангелие есть несколько моментов, в которых описывается, что ученики Христа не узнали, но почему это было именно так, многие христиане понимают не до конца. Чтобы более подробно разобраться с этим вопросом, стоит заглянуть немного глубже, отыскав глубокий смысл именно в этом евангельском событии.

Фото: Spassobor.ru

dralexmd

Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?

История Иисуса Христа для детей

2000 лет назад, очень давно и далеко отсюда, в древнем городе Назарет проживала девушка Мария. Она была воплощением милосердия и верила в Бога. С этого и стоит начать наш рассказ об Иисусе Христе. Эта история может многое показать детям, давая понять кто такой Спаситель наш Иисус, сын Божий.

История появления на свет:

История начинается здесь в доме Марии. Когда она работала по хозяйству, к ней явился ангел. До того, как Мария успела, что-либо сказать, ангел произнес речь, о том, что он посланник Бога и даёт ей великое благословение.

Мария не могла поверить своим глазам. «Бояться нечего!» – сказал ей ангел. «Господь дает тебе высший дар, дитя, после рождения дай ему имя Иисус»

Не было ей понятно откуда взяться ребенку. Ангел объяснил девушке «Чудо произойдет по воле Божьей, из-за чего ваш ребенок будет зваться Сыном Бога.

Тогда она сказала ангелу: «Я – слуга Господа, надеюсь, что сказанное тобой сбудется, ведь с Богом нет ничего не возможного»

Мария официально была замужем за Иосифом, но только для вида. Её муж был в преклонных годах и в браке они были по причине того что в то время по достижению зрелого возраста все девушки должны были вступить в брак. Иосиф поклялся сохранить её детство (от мужа детей у неё не было). Вскоре после этих событий Иосифу приснился сон. В нём пришёл ангел, так же как и к его жене и сказал: «Не беспокойся, твоя жена не согрешила. Дитя, что она ждет – Сын Бога, назови его Иисусом». Когда Иосиф пробудился он, знал, что нет причины горевать и успокоился.

В это время государство решило провести перепись населения. Для этого Иосиф, взяв с собой беременную Марию и повёз её в город Вифлеем на регистрацию.

Ему потребовалось много времени, чтобы добраться до города. Тогда ещё не существовало машин или даже велосипедов, поэтому люди использовали повозки, а на груженой лошади большие расстояния было преодолевать сложно.

Когда пара добралась до Вифлеема и негде было переночевать, в итоге пришлось принять предложение и переночевать в хлеву, среди животных и без каких-либо удобств.

Этой самой ночью и случилось чудо – на свет появился особенный ребенок, как и обещали Иосиф и Мария, они назвали мальчика Иисусом, уложили его спать в ясли на чистую солому, а сами легли рядом.

Путь Иисуса Христа:

В истории Спасителя есть много интересных моментов. Он ходил по миру творя чудеса, исцеляя людей, дарую веру в Бога и надежду на лучшее. Несколько таких история мы сейчас вам и расскажем.

  1. Однажды Иисус успокоил бурю. Переплывая через море на деревянной лодке, разразилась страшная буря. Корабль наполнился водой, а ученики Христа боялись утонуть в водах Галилейского моря. В это время сам Иисус спокойно спал в своей комнате на корабле. Они разбудили его, но думали, что тот спит по причине того, что ему нет разницы погибнут ученики или нет. Когда Иисус открыл глаза, он встал и указал морю быть спокойным. В этот же миг волны перестали ходить в стороны, а ветер стих. Последователи были испуганы теперь тем, что не имели представления кто на самом деле Иисус и какие способности скрыты в нём. Им ещё предстояло узнать, что их учитель Сын Бога.
  2. Хождение по воде. После этого явление ученики Христа в конечном итоге приняли суть своего учителя и начали поклоняться ему, как его отцу, Господу Богу.
  3. Исцеление слепого. Все вокруг удивлялись каждый раз, когда Иисус совершал очередное чудо. В городе под названием Вифсаида к Спасителю привели незрячего больного. Люди упрашивали Сына Божьего коснуться к бедняге и исцелить его. Народ знал, о том, что Христос обладает силой исцеления. Спаситель его исцелил.

Факты об Иисусе Христе:

  • У него было 12 учеников. Вскоре один из них, по имени Иуда, предаст Спасителя.
  • У Иисуса не было жены и детей.
  • Он жил до 30 лет со своими родителями, Марией и Иосифом, пока на него не снизошло озарение. Глас божий сказал ему с небес, что он есть Сын Бога и ему должно слушаться его.
  • Иисус был крещён на реке Иордан Иоанном Крестителем.

Распятие и воскрешение Иисуса:

Один из учеником предал Спасителя и сдал его расположения первосвященникам которые из зависти хотели убить его. Спустившись с горы поздней ночью Иисус сказал своим ученикам – «Предатель уже близко, сплотитесь вокруг меня и не отходите». Однако к тому моменту, когда Иуда привел римских воинов, ученики Иисуса уже крепко спали. Спасителя заковывают в кандалы и ведут в Синедрион.

Спасителя отправляют к Понтию Пилату. Он не хотел смерти праведного человека, но судьи и духовенство пытались вынести наказание для Иисуса, распятие на кресте. На кресте была табличка с надписью «Царь Иудейский». Такую для него придумали причину наказания. Тогда Пилат предложил людям с площади решить судьбу наказанного, огласив: «Я считаю этого человека невиновным, так выберите вы, даруете ли вы ему жизнь или обречёте на смерть». К сожалению, на площади находились лишь враги Спасителя, приговорившие его к распятию.

Христа Спасителя приколотили к деревянному кресту и перенесли на гору Голгофу. После смерти Иисуса, Понтий Пилат приказал похоронить его в гробнице, проявив благородство и сочувствие.

Воскрешение:

На третий день после своей смерти Иисус, умерший за грехи наши, воскрес. Он появился во плоти перед своими учениками. Дав свои последние наставления, Великий Пророк вознесся на небо. Когда стража пришла проверить слухи о воскрешении, то наткнулись на открытую пещеру. Тела Христа на месте не было.

Вся жизнь Иисуса была предрешена свыше от его рождения. Он должен был показать людям чудо, даровав впоследствии нам бессмертную жизнь, доказав, что для каждого есть место в раю. Главное следовать пути Господа, быть честными друг с другом и творить добро. История Иисуса Христа учит нас взаимовыручке, милости к окружающим и доброте.


Распятие и воскрешение Иисуса:

Правда о жизни и смерти Иисуса Христа

Правда о жизни и смерти Иисуса Христа

Откровенно говоря, мы уже не надеялись когда-либо узнать хоть какую-то правду о жизни самого известного землянина – Иисуса Христа. Те сведения о нём, которые даёт Библия, являются очень фрагментарными и явно неполными, а об их правдоподобности даже говорить не хочется. А ведь о таком выдающемся человеке очень многим хотелось бы знать как можно больше! Впору было отчаяться: церковь ни за какие коврижки не желает раскрывать подлинную информацию, упорно склоняя верующих к чтению библейских небылиц и настаивая на том, что знания вредят людям: мол, лучше нам верить и ни о чём не думать…

Вот в такой траурной для думающих людей обстановке внезапно появилась книга Светланы Левашовой «Откровение». Книга эта должна была содержать подробную историю жизни очень сильной ведуньи, историю обнаружения в себе необычных качеств (как мы говорим сегодня – экстрасенсорных); способы освоения и приручения необычных возможностей; пути самосовершенствования и многое другое. Однако, Светлана успела написать только первый том повести своей жизни. В ноябре 2010 года она была таинственно убита в семейном замке Левашовых во Франции.

В первом томе «Откровения» описаны только первые десять лет жизни будущей ведуньи. Но и в эти годы она успела узнать много такого, о чём мы, без её дара, никогда бы так и не узнали. В том числе, ей посчастливилось услышать рассказ о подлинной жизни, трагической гибели и реальном воскрешении Иисуса Христа, которого родители – Белый Волхв из Мэтэоры и ведунья Мария – назвали Радомиром. Для лучшего понимания, насколько интересной была подлинная жизнь Радомира (Иисуса Христа), я предлагаю вам небольшой фрагмент из книги Светланы Левашовой. А потом предлагаю обязательно посмотреть интереснейший фильм – экранизацию книги Светланы, под названием «Скрытые факты из жизни Иисуса Христа и Магдалины», сделанный руками соратников из Томска – студией Ариград…

«…у каждого из тех, которых люди называли Богами, были очень яркие и очень разные их собственные уникальные Жизни, которые чудесно украсили бы Истинную Летопись Человечества, если бы люди знали о них, – печально продолжал Север. – Скажи мне, Изидора, читал ли кто-нибудь на Земле записи самого Христа. А ведь он был прекрасным Учителем, который к тому же ещё и чудесно писал! И оставил намного больше, чем могли бы даже представить «Думающие Тёмные», создавшие его липовую историю.

Глаза Севера стали очень тёмными и глубокими, будто на мгновение вобрали в себя всю земную горечь и боль. И было видно, что говорить об этом ему совершенно не хочется, но с минуту помолчав, он всё же продолжил.

– Он жил здесь с тринадцати лет. И уже тогда писал весть своей жизни, зная, как сильно её изолгут. Он уже тогда знал своё будущее. И уже тогда страдал. Мы многому научили его. – вдруг вспомнив что-то приятное, Север совершенно по-детски улыбнулся. – В нём всегда горела слепяще-яркая Сила Жизни, как солнце. И чудесный внутренний Свет. Он поражал нас своим безграничным желанием ВЕДАТЬ! Знать ВСЁ, что знали мы. Я никогда не зрел такой сумасшедшей жажды. Кроме, может быть, ещё у одной, такой же одержимой.

Его улыбка стала удивительно тёплой и светлой.

– В то время у нас жила здесь девочка – Магдалина. Чистая и нежная, как утренний свет. И сказочно одарённая! Она была самой сильной из всех, кого я знал на Земле в то время, кроме наших лучших Волхвов и Христа. Ещё находясь у нас, она стала Ведуньей Иисуса. и его единственной Великой Любовью, а после – его женой и другом, делившим с ним каждое мгновение его жизни, пока он жил на этой Земле.

Ну, а он, учась и взрослея с нами, стал очень сильным Ведуном и настоящим Воином! Вот тогда и пришло его время с нами прощаться. Пришло время исполнить Долг, ради которого Отцы призвали его на Землю. И он покинул нас. А с ним вместе ушла Магдалина. Наш монастырь стал пустым и холодным без этих удивительных, теперь уже ставших совершенно взрослыми, детей. Нам очень не хватало их счастливых улыбок, их тёплого смеха. Их радости при виде друг друга, их неуёмной жажды знания, железной Силы их Духа, и Света их чистых Душ. Эти дети были, как солнца, без которых меркла наша холодная размеренная жизнь. Мэтэора грустила и пустовала без них. Мы знали, что они уже никогда не вернутся, и что теперь уже никто из нас более никогда не увидит их.

Иисус стал непоколебимым воином. Он боролся со злом яростнее, чем ты, Изидора. Но у него не хватило сил. – Север поник. – Он звал на помощь своего Отца, он часами мысленно беседовал с ним. Но Отец был глух к его просьбам. Он не мог, не имел права предать то, чему служил. И ему пришлось за это предать своего сына, которого он искренне и беззаветно любил, – в глазах Севера, к моему великому удивлению, блестели слёзы. – Получив отказ своего Отца, Иисус так же, как и ты, Изидора, попросил помощи у всех нас. Но мы тоже отказали ему. Мы не имели права. Мы предлагали ему уйти. Но он остался, хотя прекрасно знал, что его ждёт. Он боролся до последнего мгновения. Боролся за Добро, за Землю, и даже за казнивших его людей. Он боролся за Свет. За что люди, «в благодарность», после смерти оклеветали его, сделав ложным и беспомощным Богом. Хотя именно беспомощным Иисус никогда и не был. Он был воином до мозга костей, ещё тогда, когда совсем ребёнком пришёл к нам. Он призывал к борьбе, он крушил «чёрное», где бы оно ни попадалось, на его тернистом пути…

– Человек – всё ещё существо слабовольное, Изидора. – вдруг снова тихо заговорил Север. – И корысти, и зависти в нём, к сожалению, больше, чем он может осилить. Люди пока ещё не желают следовать за Чистым и Светлым – это ранит их «гордость» и сильно злит, так как слишком уж отличается от «привычного» им человека. И Думающие Тёмные, прекрасно зная и пользуясь этим, всегда легко направляли людей сперва свергать и уничтожать «новых» Богов, утоляя «жажду» крушения прекрасного и светлого. А потом уже, достаточно посрамлённых, возвращали тех же новых «богов» толпе, как Великих Мучеников, уничтоженных «по ошибке».

Христос же, даже распятым, оставался для людей слишком далёким. И слишком чистым… Поэтому уже после смерти люди с такой жестокостью пятнали его, не жалея и не смущаясь, делая подобным себе. Так от ярого Воина остался в людской памяти лишь трусливый Бог, призывавший подставлять левую щёку, если ударят по правой. А из его великой Любви – осталось лишь жалкое посмешище, закиданное камнями. чудесная чистая девочка, превратившаяся в «прощённую» Христом, поднявшуюся из грязи, «падшую» женщину. Люди всё ещё глупы и злы Изидора. Не отдавай себя за них! Ведь даже распяв Христа, все эти годы они не могут успокоиться, уничтожая Имя Его. Не отдавай себя за них, Изидора.

Воздух вокруг заколебался мягкими волнами, искрясь и сгущаясь, будто открывалась таинственная невидимая дверь. И тут я увидела их.

В просторной каменной пещере, двое чудесных белокурых детей весело беседовали о чём-то, сидя у маленького природного каменного фонтана. Мир вокруг них казался счастливым и солнечным, впитывавшим струившуюся от их чудесных душ тихую радость. Мальчик был гордым, высоким и очень стройным для своих тринадцати лет. В нём бушевала огромная внутренняя сила, но в то же время, он был мягким и очень приятным. Он глядел на мир весело и. очень мудро, будто было ему внутри не менее сотни лет. Временами его лучистые синие глаза вспыхивали, пронизывая стальным серым цветом, но тут же опять искрились весельем, любуясь своей очаровательной смешливой собеседницей.

А девочка и правда была необычайно хороша. Она напоминала чистого ангела, только что спустившегося с небес. Прижавши к груди, она держала старую, толстую книгу. И видимо ни за что не собиралась её отпускать. Волнистые очень длинные золотые волосы были подвязаны голубой шёлковой лентой, удачно оттенявшей цвет её смеющихся, небесно-голубых глаз. Маленькие ямочки на розовых щеках делали её милой и весёлой, как чистое майское утро.

Дети были одеты в длинные, снежно белые одинаковые одежды, подпоясанные золотыми поясами и выглядели чудесной парой, вышедшей из красивой старой картины. Они чудесно подходили друг другу, чем-то дополняя и соединяя недостающее каждому, создавая одно целое, которое порвать было невозможно. Это были Иисус и Магдалина, будущий Спаситель Человечества и его единственная и большая будущая Любовь.

– Но ведь они совершенно другие! – искренне удивляясь, воскликнула я. – Совсем не такие, какими их рисуют! Разве же они не иудеи?!

– А они ими никогда и не были, – пожал плечами Север. – Это люди, которым нужна была власть, очень «умно» решили стать «детьми убитого Бога», этим же самым делая «ИЗБРАННЫМ» самый опасный на Земле народ. Иисус же был сыном Белого Волхва и нашей ученицы, Ведуньи Марии. Они родили его, чтобы привести на Землю его удивительную Душу.

Я остолбенело уставилась на Севера.

– А как же иудейка Мария и Иосиф?! Как же тот же самый Назарет.

Никогда не было иудейки Марии, Изидора, ни Иосифа рядом с Иисусом. Была Ведунья Мария, которая прямо перед его рождением шла сюда, в Мэтэору, чтобы он родился здесь, среди Волхвов и Ведьм. Но она опоздала. Иисус родился неделей раньше, НА ЗАРЕ, в маленьком домике на берегу реки. А его рождение сопровождала Светлая Утренняя Звезда.

Наши Волхвы спешили к нему, чтобы увидеть его и защитить. А его Учитель и Отец пришёл поклониться чудесной душе своего новорождённого сына.

Волхвы призвали его на Землю, чтобы остановить «чуму», которая, как паук, уже давно плела здесь свои чёрные сети. И именно Волхвы послали Христа к иудеям. Но сам Иисус никогда иудеем не был.

Волхвы надеялись, что у него найдётся достаточно сил, чтобы остановить «чёрное» Зло, уже расползавшееся по Земле. Но Иисус проиграл, недооценив «великих слабостей» человека.

Земля не была готова к Его приходу, так же, как не готова к приходу ВЕДАЮЩИХ, Изидора. А мы не готовы ей помочь. Когда придёт правильное время – мы откроем Двери. И возможно, на Земле восторжествует Свет. Но этого не будет ещё очень долго. Ты прости…»

Экранизация книги Светланы Левашовой «Откровение», фильм студии Ариград «Скрытые факты из жизни Иисуса Христа и Магдалины»

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех интересующихся. Все Конференции транслируются на Интернет-Радио «Возрождение»…

Читайте также:  Люцифер в православии: кто это, история по Библии и родители, легенды и трактовки


Христос же, даже распятым, оставался для людей слишком далёким. И слишком чистым… Поэтому уже после смерти люди с такой жестокостью пятнали его, не жалея и не смущаясь, делая подобным себе. Так от ярого Воина остался в людской памяти лишь трусливый Бог, призывавший подставлять левую щёку, если ударят по правой. А из его великой Любви – осталось лишь жалкое посмешище, закиданное камнями. чудесная чистая девочка, превратившаяся в «прощённую» Христом, поднявшуюся из грязи, «падшую» женщину. Люди всё ещё глупы и злы Изидора. Не отдавай себя за них! Ведь даже распяв Христа, все эти годы они не могут успокоиться, уничтожая Имя Его. Не отдавай себя за них, Изидора.

Воскресение Иисуса Христа

Центральный момент Нового Завета – воскресение Христово. Евангелие или «добрая весть» – это именно весть о воскресении Христа. Послание, которое, вспыхнув в античном мире, зажгло сердца, изменило жизни и перевернуло мир, заключалось не в словах «возлюби ближнего своего». Последнее не было новостью, это и так знали все нравственно здоро­вые люди. Новостью было то, что Человек, провозгласивший себя Сыном Божьим и Спасителем мира, воскрес из мертвых.

Резонно спросить скептиков: если можно доказать, что Иисус действительно восстал из мертвых, поверите ли вы в Него? Если Он действительно восстал, это подтверждает Его слова, что Он был не просто человеком, а Богом: ведь воскресение из мертвых не под силу человеку. А божественность Иисуса подтверждает все остальное, что Он говорил, потому что Бог не может лгать.

Воскресение имеет первостепенную практическую важность, потому что именно через него исполняется наше спасение. Иисус пришел, чтобы спасти нас от греха, а также от последствия греха – смерти (Рим. 6:23).

К тому же воскресение принципиально отличает Иисуса от всех других основателей религий. Кости Авраама, Магомета, Будды, Конфуция, Лао-Цзы, Зороастра все еще в зем­ле. Гробница Иисуса пуста.

Последствия воскресения для нашей жизни можно понять, сравнив поведение учеников Иисуса до и после этого события. До этого ученики разбегались, отрицали свою связь с Учителем и толпились возле закрытой двери в смятении и страхе. После воскресения они из перепуганных кроликов превратились в уверенных в себе святых, изменяющих мир миссионеров и отважных мучеников.

Воскресение имеет величайшее значение не для прошлого, а для настоящего: «Христос воскрес!» Ангелы возле могилы спрашивают женщин: «Что вы ищете живого между мертвыми?» (Лк. 24:5). Тот же вопрос можно задать сегодня истори­кам и исследователям Библии. Если бы мы не мумифицирова­ли Христа и не положили Его в гроб, именуемый «история» или «апологетика», Он бы воспламенил наши жизни и весь наш мир с такой же мощью, как Он сделал это два тысячелетия назад. Вот каково значение воскресения для нашей жизни.

Стратегия доказательства воскресения: пять возможных теорий.

Мы верим, что воскресение Христа может быть доказано так же достоверно, как и любое другое хорошо задокументированное и всеми признанное событие античной истории. Чтобы доказать его, нам не нужно исходить из спорных допущений (например, что чудеса случаются). Но и скептики не должны строить подобные допущения (например, что чу­дес не бывает). Нам незачем выдвигать предположение, что Новый Завет безошибочен во всем, или написан по вдохно­вению свыше, или даже правдив. Незачем допускать, что, как об этом сказано в Евангелии, гробница Иисуса дейст­вительно оказалась пустой, а Сам Он после смерти являлся разным людям. Нам нужно взять за исходные предпосылки только два факта, ясные и несомненные, которые никто не пытается отрицать: (1) существование текстов Нового Заве­та в том виде, в каком они дошли до нас; (2) существование христианской религии, ка­кой мы ее знаем сегодня.

Вопрос в следующем: какая теория, учитывая все имею­щиеся данные, наилучшим образом объясняет, что на самом деле произошло в Иерусалиме в первое воскресенье Пасхи?

Существует пять возможных теорий: собственно христи­анская, теория галлюцинации, теория мифа, теория загово­ра и теория обморока (см. рисунок 1).

Опровержение теории обморока: девять аргументов. Возможно ли, что распятый Иисус на самом деле не умер, а просто упал в обморок? Эту теорию опровергают девять аргументов:

Иисус не мог бы выжить после распятия. Римские прави­ла полностью исключали такую возможность. Римский за­кон даже приговаривал к смерти любого солдата, который позволил бы приговоренному к смерти избежать ее, в том числе и путем имитации распятия.

Тот факт, что римские солдаты не перебили голени Иисусу, как перебили двум другим распятым преступникам (Ин. 19:31-33), означает, что они были уверены в Его смерти. Голени перебивали, чтобы ускорить смерть – так, чтобы тело можно было снять с креста до наступления субботы (Ин. 19:31).

Иоанн свидетельствует, что он сам видел воду и кровь, истекшие из пронзенного сердца Иисуса (Ин. 19:34-35).

Любой медицинский эксперт подтвердит, что это означает: легкие Иисуса перестали работать, и Он умер от асфиксии.

Тело Иисуса было полностью окутано пеленами и положе­но в гробницу (Ин. 19:38-42).

Явления Иисуса после смерти убедили учеников и даже «Фому неверующего», что Иисус жив (Ин. 20:19-29). Психо­логически невероятно, чтобы ученики испытали такое глу­бокое потрясение только потому, что Иисус очнулся после глубокого обморока: ведь тогда Он срочно нуждался бы во враче. Полумертвый, шатающийся, больной человек, кото­рый только что чуть не умер, вряд ли вызвал бы поклонение учеников как Господь и Победитель смерти.

Как бы пришедший в сознание Иисус победил римскую стражу, охранявшую гробницу? Как бы это сделали нево­оруженные ученики? А если это и сделали ученики, значит, затем они сознательно лгали в Евангелиях – и тогда мы пе­реходим к теории заговора, которую мы опровергнем ниже.

Как шатающийся, полумертвый человек отодвинул бы тя­желый камень, которым был завален вход в гробницу? Кто отодвинул этот камень, если не ангел? Никто и никогда не мог ответить на этот вопрос.

Если Иисус очнулся после обморока, куда Он пошел? По­думайте хорошенько: речь идет не о мертвом, а о реальном живом теле. Почему оно исчезло? Такой человек, с таким прошлым, не мог не оставить следа!

В конечном итоге теория обморока все равно сводится либо к теории заговора, либо к теории галлюцинации – ведь ученики Иисуса свидетельствовали, что Он не потерял со­знание, а действительно умер и действительно воскрес.

Опровержение теории заговора: шесть аргументов. Почему уче­ники никак не могли выдумать историю воскресения?

1. Паскаль дает простое и психологически здравое доказа­тельство того, что подобный заговор немыслим:

«Предположение, что апостолы были жуликами, абсурдно. Представьте себе эту картину в деталях. Двенадцать человек встречаются после смерти Иисуса и сговаривают­ся сказать, что Он воскрес из мертвых. Это означает бунт против всех существующих властей. Сердце человека измен­чиво и непостоянно; оно податливо для посулов и подкупа. Достаточно было одному из них поддаться этим стимулам и опровергнуть подобную коллективную выдумку – или же сде­лать это из страха перед заключением в тюрьму, пытками и смертью, – и их общее дело было бы обречено. Подумайте, возможно ли это» (Паскаль, «Мысли», 322, 310).

Если ученики выдумали всю историю воскресения, то они были самыми изобретательными, разумными, убедитель­ными выдумщиками за всю историю человечества, далеко превосходящими Шекспира, Данте или Толкиена. «Рыбац­кие истории» никогда не бывают настолько продуманными и убедительными, их не помнят так долго и они не меняют жизнь своих слушателей.

Характер учеников решительно не соответствует тео­рии заговора, независимо от того, приписывается ли этот заговор им всем или только некоторым из них. Они были простыми, честными, обычными крестьянами, а не хитры­ми и коварными лжецами. Они даже не были юристами! Их искренность доказана их словами и делами. Они проповедо­вали воскресшего Христа и жили так, как они проповедова­ли. Они добровольно умирали за свой «заговор». Мучениче­ство – лучшее доказательство искренности.

4.Для подобной лжи не существует подходящего мотива. Лжецы всегда действуют ради собственной выгоды. Какую же выгоду получили «заговорщики» от своей лжи? Их ненавидели, презирали, преследовали, отвергали, заключали под стражу, пытали, изгоняли, распинали, варили в кипятке, сжигали заживо, обезглавливали, четвертовали, скармливали львам – все это мало походит на выгоду!

Если воскресение Христа было ложью, иудеи могли бы продемонстрировать Его тело и тем самым прекратить это опасное для них заблуждение в самом зародыше. Все, что им нужно было сделать, – это пойти к могиле и достать тело. Римские солдаты и их предводители были на стороне иуде­ев, а не христиан. Если же иудеи не могли показать тело, по­тому что его украли ученики Иисуса, как последние сделали это? Аргументы против теории обморока действительны и в этом случае: невооруженные крестьяне не могли бы силой одолеть римских солдат или откатить от гробницы огром­ный камень, пока те спали на посту.

Если бы ученики солгали о воскресении Христа, им бы не сошло это с рук – в том же Иерусалиме, где могло оказаться сколько угодно очевидцев событий. Уильям Крейг говорит так: «Если бы это был заговор, его безусловно раскрыли бы враги учеников Иисуса. Они были заинтересованы в разобла­чении любого обмана и были в состоянии сделать это. Мы все знаем, что подобные интриги неминуемо разоблачаются» (Craig, «Knowing the Truth About the Resurrection», глава 6).

Опровержение теории галлюцинации: тринадцать аргументов.

Если вам кажется, что вы видели мертвеца, который ходит и разговаривает, вы вряд ли поверите своим глазам. Скорее вы подумаете, что у вас галлюцинация. Почему бы не по­думать именно так о воскресении Христа?

1. У этого события было слишком много свидетелей. Галлю­цинации индивидуальны и субъективны. Христос же явился Марии Магдалене; всем ученикам, кроме Фомы; всем учени­кам, включая Фому; двум ученикам в Эммаусе; рыбакам на бе­регу; Иакову (который был то ли его родным, то ли двоюрод­ным «братом»); и даже пятистам людям сразу (1 Кор. 15:3-8). Для своеобразной «психологической тригонометрии» до­статочно даже и трех разных свидетелей; что уж говорить о таком числе, как пятьсот и более человек! На тот момент, когда Павел писал коринфянам, большинство тех, кому являлся Христос, были еще живы (1 Кор. 15:6), так что любой читатель мог проверить его слова, расспросив этих свиде­телей. Если и предположить, что Павел пошел бы на такой обман, это не сошло бы ему с рук, учитывая число, силу и возможности его врагов.

Свидетели этого события заслуживают доверия. Они были простыми, честными, порядочными людьми, которые видели все собственными глазами.

Люди видели Христа одновременно, в одном и том же месте.

Галлюцинация обычно длится несколько секунд или ми­нут, иногда часов. Эта «галлюцинация» продолжалась сорок дней (Деян. Г.З).

Галлюцинации обычно происходят однократно (за исклю­чением галлюцинаций душевнобольных). Эта галлюцина­ция повторялась много раз, случаясь с обычными людьми (Ин. 20:19-21:14; Деян. 1:3).

Галлюцинации исходят изнутри, из того, что мы уже знаем, пусть даже бессознательно. Эта «галлюцинация» говорила и делала удивительные и неожиданные вещи (Деян. 1:4,9). Тако­го можно ожидать от реального человека, но не от иллюзии.

Ученики не только не ждали этого, но и не сразу поверили этому – ни Петр, ни женщины, ни Фома, ни одиннадцать уче­ников. Они думали, что видят призрак. Чтобы доказать, что Он не призрак, Иисус должен был что-то съесть в их присут­ствии (Лк. 24:36-43).

Галлюцинации не нуждаются в пище. Воскресший же Иисус ел по меньшей мере дважды (Лк. 24:42-43; Ин. 21:1-14).

Ученики прикасались к Нему (Мф. 28:9; Лк. 24:39; Ин. 20:27).

Ученики говорили с Ним, а Он отвечал им. Плод фантазии не может поддерживать долгую и вразумительную беседу, если у вас, конечно, нет расстройства психики. Но эта «галлюцинация» беседовала сразу с одиннадцатью людьми на протяжении сорока дней (Деян. 1:3).

Апостолы не поверили бы в «галлюцинацию», если бы тело Иисуса по-прежнему лежало в гробнице. Это очень про­стое и значительное соображение. Если все дело в галлюци­нации, куда делось тело? Они наверняка проверили бы гроб­ницу; окажись тело там, они бы не поверили галлюцинации.

Если апостолы видели галлюцинацию и начали распро­странять вести о ней, иудеи могли пресечь это, предъявив тело. Если же тело выкрали ученики Иисуса, мы вновь воз­вращаемся к теории заговора со всеми ее трудностями.

Теория галлюцинации может пытаться объяснить толь­ко явления Иисуса после его смерти – но не открытую гроб­ницу, не откинутый от входа камень и не отсутствие тела. Эти данные может объяснить только действительное вос­кресение из мертвых.

Опровержение теории мифа: пять аргументов. Откуда мы зна­ем, что воскресение Христа – не миф?

1. Евангелия явно и радикально отличаются по стилю от всех известных нам мифов. Это подтвердит любой филолог, знающий и изучающий мифы. Здесь нет цветистых, красоч­ных, по-детски преувеличенных событий. Ничего случайно­го. Все согласуется со всем. Все имеет смысл. Тут чувствуется рука мастера.

Психологическая глубина Евангелий максимальна. В мифе она минимальна. В мифе происходит столько зрелищ­ных внешних событий, что психологическая глубина пер­сонажей здесь бы только мешала. Вот почему в приключен­ческих историях, вроде путешествия в Страну Чудес, всегда фигурируют обычные люди, вроде Алисы. В Евангелиях же бросается в глаза глубина описания всех персонажей – пре­жде всего, конечно, Самого Иисуса.

При этом Евангелия удивительно немногословны. Мифы пространны; Евангелия лаконичны.

Заметим также красноречивые детали, которые мог упо­мянуть только живой свидетель описываемых событий. Например, когда книжники и фарисеи спрашивали Иисуса, следует ли побить женщину камнями, Он, не обращая на них внимания, писал перстом на земле (Ин. 8:6). Никто не знает, зачем в Евангелии эта деталь; из нее ничего не следует. Един­ственное объяснение в том, что написавший эти слова видел все собственными глазами. Если эта и другие подобные дета­ли во всех Евангелиях были выдуманы, нам придется при­знать, что сборщик налогов (Maтфей), «молодой человек» (Марк), врач (Лука) и рыбак (Иоанн), действуя независимо друг от друга, изобрели в первом веке нашей эры новый жанр реалистической фантастики – за девятнадцать веков до того, как он был заново изобретен в двадцатом веке.

2. Вторая проблема в том, что для формирования мифа прошло недостаточно много времени. Первые «демифологизаторы» считали, что Евангелия были написаны в конце второго века нашей эры: должно было пройти несколько поколений, прежде чем в добавленные их авторами мифологические элементы можно было ошибочно поверить как
в исторический факт.

Юлиус Мюллер в девятнадцатом веке призвал своих сов­ременников указать хотя бы один пример в истории, когда великий миф или легенда создаются вокруг какого-то исто­рического персонажа и становятся предметом коллектив­ной веры за первые тридцать лет после смерти этого персо­нажа. На этот призыв до сих пор никто не откликнулся.

3. Теория мифа предполагает наличие двух исторических слоев. Первый слой – это исторический Иисус, Который не был Богом и не претендовал на это, не творил чудес и не восставал из мертвых. Второй, позднейший и мифологизиованный слой – это те Евангелия, которые мы знаем, где Иисус утверждал Свою божественность, творил чудеса и восстал из мертвых. Проблема этой теории в том, что нет ни малейших реальных доказательств существования подобного «первого слоя». Теория «двух слоев» творит свой первый слой буквально из ничего.

Для понимания отличия Евангелий от мифа очень важна маленькая и редко замечаемая деталь: первыми свидетеля­ми воскресения были женщины. В обществе иудеев в первом веке нашей эры женщины имели низший социальный статус и не имели законного права выступать как свидетели. Если бы пустая гробница была вымыслом, легендой, ее изобретатели безусловно не стали бы наделять ключевой ролью жен­щин, чье свидетельство не воспринималось всерьез. И на­против, если авторы Евангелий просто излагали то, что они видели, им пришлось бы говорить правду, какой бы неудоб­ной она ни была с общественной и правовой точки зрения.

Новый Завет не может быть мифом, ошибочно принятым за факт, поскольку он специально разделяет то и другое и отвергает «мифическую» трактовку (2 Петра 1:16). Но миф, который прямо заявляет, что он не миф – это уже не миф, а сознательная ложь. Раз так, перед нами остается прежняя дилемма: либо это правда, либо ложь – безразлично, созна­тельная (заговор) или бессознательная (галлюцинация). Уклониться от этого выбора невозможно. Если ребенок спросил вас, существует ли Санта-Клаус, ваше «да» звучит как ложь, а не как миф, поскольку Санта-Клауса в буквальном смысле не существует. Когда Новый Завет отделяет миф от факта, либо воскресение – это факт, либо Новый Завет – не миф, а ложь. Пёртилл так подытоживает текстологическую сторону проблемы:

«Многие события, считающиеся безусловным истори­ческим фактом, (1) имеют значительно меньше докумен­тальных свидетельств, чем многие библейские события. При этом (2) историческая дистанция между событиями светской истории и документами, на основании которых они признаются фактом, как правило, значительно больше, чем в случае описания библейских событий. Кроме того, (3) мы располагаем значительно большим количеством ко­пий библейского текста, чем текстов с описанием событий светской истории. Наконец, (4) дошедшие до нас копии написаны писаны значительно раньше, чем копии тех документов, на которых основаны наши данные о светской истории. Если бы библейские описания не содержали рассказов о чудес­ных событиях. библейская история считалась бы значи­тельно более достоверной, чем, к примеру, история антич­ной Греции или древнего Рима» (R. L. Purtill, «Thinking about Religion», с. 84-85).

Если то, что мы сказали до сих пор, справедливо, из этого с необходимостью вытекает удивительный вывод. Получает­ся, что для обращения любого человека в христианскую веру достаточно только двух качеств: интеллектуальной и мо­ральной честности. (Кроме них, конечно, нужна еще Божья благодать, но Бог всегда стремится наделить Своей благода­тью тех, кто ищет ее и готов к ее получению.) Большинство неверующих превозносят и ценят в себе именно эти каче­ства: ясность мысли, критичность, научность, логическую честность. Ну что ж, если они действительно обладают эти­ми качествами, да поможет им Бог обрести веру в Воскресшего Христа.

Крифт Питер, Тачелли Рональд. Справочник по христианской апологетике, издательство Христианского научно-апологетического центра

«Предположение, что апостолы были жуликами, абсурдно. Представьте себе эту картину в деталях. Двенадцать человек встречаются после смерти Иисуса и сговаривают­ся сказать, что Он воскрес из мертвых. Это означает бунт против всех существующих властей. Сердце человека измен­чиво и непостоянно; оно податливо для посулов и подкупа. Достаточно было одному из них поддаться этим стимулам и опровергнуть подобную коллективную выдумку – или же сде­лать это из страха перед заключением в тюрьму, пытками и смертью, – и их общее дело было бы обречено. Подумайте, возможно ли это» (Паскаль, «Мысли», 322, 310).

Ссылка на основную публикацию