Стало плохо во время таинства
Причин, по которым становится плохо во время таинства, две:
- слабое физическое состояние;
- неправильный душевный настрой.
Первое решается путем выхода из храма на свежий воздух или обращения за помощью в скорую. Вторая причина гораздо сложнее, тут стоит понять причину, не дающую душе обрести должный настрой. Попробуйте успокоиться, осмыслив свое поведение и мотивы посещения собора.
Причин, по которым становится плохо во время таинства, две:
Как проходит Соборование
Слово «Соборование» означает, что Таинство традиционно должен совершать собор (собрание) из семи священников. Однако на практике его может совершать и один священник. Помимо общего соборования в храме, в Православной Церкви совершается соборование больного на дому. Это практикуется, если состояние человека не позволяет ему перемещаться на значительные расстояния.
Соборование совершается с предварительным чтением подготовительных молитв и канона. Во время же самого Таинства священником читается Евангелие и послания апостолов. Затем следует ектения, то есть молитвенное обращение к Господу, которое произносится священнослужителем от имени молящихся. Поминаются имена всех, кто соборуется. Далее произносится специальная молитва для освящения елея и священник, молясь, совершает помазание верующих.
Потом этот цикл совершается каждым из 7 священников. Если присутствует один священнослужитель, он делает всё сам. Каждый раз читаются разные тексты Евангелия и апостольских посланий. В конце Таинства Елеосвящения читается заключительная молитва об исцелении и прощении грехов с возложением на головы соборующихся Евангелия.
Если Таинство Собовования совершается в храме, то совершается 7 помазаний. Но в условиях вне храма обычно совершается одно помазание (по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла).
Неслучайно помазание в этом Таинстве совершается елеем, с добавлением небольшого количества вина. Они символизируют милость Бога, которая изливается на соборующихся. В древности вино было лекарственным средством, а растительное масло использовалось для смазывания ран. Также в греческом языке слова «масло» и «милость» созвучны. Крестообразное помазание совершается на лбу, глазах, носе, щеках, груди и руках с обеих сторон. Таким образом помазываются 5 органов чувств.
Неслучайно помазание в этом Таинстве совершается елеем, с добавлением небольшого количества вина. Они символизируют милость Бога, которая изливается на соборующихся. В древности вино было лекарственным средством, а растительное масло использовалось для смазывания ран. Также в греческом языке слова «масло» и «милость» созвучны. Крестообразное помазание совершается на лбу, глазах, носе, щеках, груди и руках с обеих сторон. Таким образом помазываются 5 органов чувств.
Соборование: два варианта, одна суть
Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда – в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. В Русской Православной Церкви это чаще всего период Великого Поста, реже – Рождественского.
Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов.
Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.
Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше – не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников (даже при одном) таинство все равно будет действительным.
Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. При помазании священник читает уже упоминавшуюся молитву “Отче Святый, врачу душ и телес. ”. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина – его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.
Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.
Как проходит Соборование
Обычно Соборование совершается в пост, т.к. это – благоприятное время для покаяния, очищения души и тела. В таких случаях его совершают в храме, где собираются к указанному времени народ.
Если Таинство совершается над тяжело больным, то, естественно, его проводят на дому. К больному вызывается священник и совершает чин Елеопомазания. Если человек на грани смерти, то чин совершается укороченный, для того, чтобы успеть помазать освященным маслом его еще живого. В таком случае совершается помазание всего один раз.
Все присутствующие держат зажженные свечи на протяжении всего Таинства. Начинается Соборование с обычных молитв (Трисвятое по Отче наш), затем псалом, тропари и мирная ектения, на которой просят Бога освятить масло и исцелить больных. Потом читается канон, по окончания которого читается апостол. Затем священник читает отрывок из Евангелия. После чего следуют молитвы на освящение масла и о здравии больных (называются имена присутствующих).
Смерть как встреча с Богом
Первые христиане ранних веков ожидали последние времена скорее с радостью, чем со страхом. Эти люди жили в постоянной готовности в любой момент умереть за Христа, ведь вплоть до IV века христиан гнали и казнили за веру. Поэтому окончательный приход Мессии рассматривался ими как освобождение от земных мучений и встреча с Богом.
Именно так, как предзнаменование грядущей встречи с Господом, надо воспринимать Откровение Иоанна Богослова. Именно эта библейская книга содержит в себе описания последних дней человечества перед Страшным Судом. Картины это часто ужасающие, но православный верующий должен бояться только одного — грешить. Что же касается испытаний и катаклизмов, которые ждут человечество, Господь отвечает словами «Претерпевший до конца спасен будет».
Люди, которые уже в своей земной жизни вкусили радость единения с Господом, не видят так много ужасного в грядущем. Познав радость Христа в этой жизни, они знают, что в будущем их ждет еще большая радость. Многие святые подвижники с радостью шли к своей смерти, потому что знали, что за ее порогом их встретит Любящий Отец.
Конечно, для простого человека, живущего суетливой современной жизнью в миру, очень сложно достичь таких духовных высот. Но как минимум, мы все должны стремиться к тому, чтобы не забывать о самом главном в жизни — о Господе.
Важно! По совету святых отцов, помнить о Боге помогает память смертная.
Современные люди живут так, как будто они никогда не умрут, никогда не предстанут перед Господом на Суде. Люди занимаются чем угодно, но только не спасением своей души. Именно поэтому тема смерти в обществе табуирована, страшна и непривлекательна. Люди предпочитают вообще не думать о смерти, тогда как именно воспоминания о ней способно повернуть человека к Богу.
Как бы нам ни хотелось, но рано или поздно умрет каждый человек. Но смерть может быть очень разной. Она может стать вечным ужасом и болью, а может стать только лишь переходом в другое, более совершенное состояние. И именно на Страшном Суде окончательно решается исход физической смерти каждого человека.
Читайте о смерти в православии:
Так, с помощью языка притч, Господь показывает своим ученикам, насколько важны добрые дела и милосердие для спасения человеческой души.
Что будет с грешниками после Страшного суда?
Слово Божие изображает несколько видов мучений, которым будут подвержены люди, ведущие грешную жизнь.
- Грешники будут удалены от Господа и прокляты им, что и будет страшным наказанием. В результате они будут мучиться от жажды своей души приблизиться к Богу.
- Выясняя, что ждет людей после Страшного суда, стоит указать, что грешники будут лишены всех благ царства небесного.
- Люди, которые совершали плохие поступки, будут отправлены в бездну – место, которое боятся демоны.
- Грешники будут постоянно терзаться от воспоминаний о своей жизни, которую они погубили собственными словами. Их будет мучить совесть и сожаления о том, что нельзя ничего изменить.
- В святом Писании представлены описания внешних мучений в виде червя, который не умирает, и неугасающего огня. Грешников ждет плачь, скрежет зубов и отчаяние.
- Грешники будут удалены от Господа и прокляты им, что и будет страшным наказанием. В результате они будут мучиться от жажды своей души приблизиться к Богу.
- Выясняя, что ждет людей после Страшного суда, стоит указать, что грешники будут лишены всех благ царства небесного.
- Люди, которые совершали плохие поступки, будут отправлены в бездну – место, которое боятся демоны.
- Грешники будут постоянно терзаться от воспоминаний о своей жизни, которую они погубили собственными словами. Их будет мучить совесть и сожаления о том, что нельзя ничего изменить.
- В святом Писании представлены описания внешних мучений в виде червя, который не умирает, и неугасающего огня. Грешников ждет плачь, скрежет зубов и отчаяние.
Что говорит о Страшном Суде Евангелие
Наиболее полно суть грядущего раскрывает нам апостол Матфей в 25 главе. Христос детально описывает признаки Своего пришествия, которое в этот раз будет совершенно иным, в славе и с силой. Если о первом приходе Мессии в мир первыми узнали только лишь пастухи, то второе пришествие будет сразу для всех народов, и невозможно будет не увидеть происходящего.
Притча о Страшном суде записана в Евангелии от Матфея
Страшный Суд начнется с того, что все люди, когда-либо жившие на Земле, воскреснут в новом обновленном теле и предстанут пред Господом. Те же, кто физически доживет до этих времен — переменятся, ибо невозможно будет в тленном страстном теле предстоять перед величием Божьей Славы.
Господь взойдет во всей Своей Славе, а Ангелы небесные соберут на Его суд все породы земные. Праведников он отделит и поставит от Себя с правой стороны, а грешников — с левой. И скажет Господь праведникам, чтобы они шли в чертоги Отца Небесного, поскольку накормили Христа, когда Он был голоден, напоили, когда хотел пить и одели, когда Он в этом нуждался.
Возникнет неподдельное удивление — когда, Господи, мы накормили Тебя, когда одели? И Господь объяснит, что все, что вы сделали милостивого для каждого человека, вы сделали для Меня. Когда подали нищему — подали Мне. Когда приютили странника — приютили Меня. Когда помогли вдове или сироте — помогли Мне. Так идите теперь и наследуйте Царство Небесное. Так говорит Евангелие об участи праведников.
Далее Господь обращает свое внимание на тех, кто стоит по левую руку. Им Он скажет — а вы отказали Мне, когда Я был голоден и хотел пить. Вы не помогли Мне и бросили Меня. Идите теперь прочь во тьму вечную и мучение!
И те, кто стоял по левую руку, с удивлением будут спрашивать — а когда это мы видели Тебя, и не помогли? Когда не дали есть и пить, когда Ты нуждался? И Господь объяснит им, что когда отказали в помощи ближнему, когда прошли мимо нуждающегося, когда не накормили голодного — вот тогда оттолкнули от себя Самого Господа.
Так, с помощью языка притч, Господь показывает своим ученикам, насколько важны добрые дела и милосердие для спасения человеческой души.
Важно! Можно сказать, что на Страшном Суде будет оцениваться общая направленность человеческой души — повернут ли был человек в земной жизни к добру, или же ко злу.
Если человек всю свою жизнь жил нечестиво, не соблюдал Заповеди, не каялся — то и после своей смерти он просто не сможет вынести света Славы Господа.
Иероним Босх «Страшный суд», 1504
Что происходит с душой после смерти
Согласно Церковному Преданию, в течение первых трёх дней душа после смерти свободна. Она может пребывать возле мёртвого тела или посещать дорогие ей земные места. С третьего по девятый день душа созерцает райскую обитель, прикасается к радости вечной жизни с Богом. С девятого по сороковой день душе показывается посмертная жизнь вдали от Бога – адские мучения. Между этими промежутками душа предстаёт перед Богом. На сороковой день душа вновь поклоняется Богу и происходит предварительный частный суд. На нем определяется место пребывания души до всеобщего Страшного суда.
То, куда попадает душа после смерти, зависит от духовного состояния, в котором она вошла в загробную жизнь. Один из этапов частного суда — прохождение души через мытарства (испытания). Источником церковного учения о мытарствах являются откровения Святых Отцов. Впервые об испытаниях говорится в “Житии преподобного Василия Нового” 5 века. Мытарства показывают, насколько различные страсти укоренились в душе.
Всего мытарств двадцать. Каждое соответствует одной из основных греховных страстей: гордыне, чревоугодию, блуду и так далее. Чем больше у души страстей и чем они сильнее, тем сложнее ангелам защитить её от демонов. Праведные души, ещё в земной жизни соединившиеся со Христом, проходят мытарства быстро и беспрепятственно. Бесы не имеют никакой власти над ними.
Свобода выбора дана нам лишь в земной жизни. Душа способна покаяться, лишь когда находиться в теле. После разлучения с телом она, в зависимости от своего состояния, соединяется либо с Богом, либо с тёмными духами. Преподобный Исаак Сирин в «Словах подвижнических» излагает мысль, что грешники даже после смерти не лишаются Божественной любви. Однако эта любовь причиняет им страдания. Ведь грешник при жизни не научился воспринимать её и идти навстречу Богу.
Поэтому для праведника быть с Богом – это утешение и радость, а для грешника – невыносимая мука. Следовательно, в раю ему будет ещё мучительнее, чем в аду. Поэтому ад нередко рассматривается как место особой милости Бога к грешникам.
Итак, православному христианину не стоит подчиняться страху смерти и мытарств. Необходимо заранее позаботиться о жизни души после смерти тела, о спасении путём покаяния и совершения добрых дел. Также следует помнить о наших усопших близких и поминать их как дома, так и в церкви, давать милостыню для спасения их душ. Для праведного человека смерть – это не печаль и скорбь, а радость рождения в вечную жизнь во Христе.
Почему последний суд называют Страшным?
Во-первых, дела и мысли каждого человека будут явлены другим, а у любого человека есть то, в чем страшно признаться даже самому себе. Во-вторых, после нашей кончины время, как мы его ощущаем сейчас, перестанет существовать, наступит вечность. А у нее есть одна особенность – тот, кто попадает в нее, должен окончательно определиться! Он может лишь совершенствоваться, но радикальных перемен с ним уже не происходит. И если человек окончательно утвердится во зле, то после наступления вечности он обречен на страдания, которым не будет конца – его собственные страсти вечно будут палить его, истончая душу, но не уничтожая ее полностью. Ну а в-третьих, и это самое важное, Страшный суд страшен тем, что на нем человек сам зачитает себе приговор, а Господь лишь утвердит его. Последний суд – это последний шанс посмотреть на Бога преданными любящими глазами. И многие этот шанс так и не используют.
Перед Страшным судом люди воскреснут в собственных телах. Дело в том, что человек не может полноценно жить без тела, и в вечность должен войти целиком – как единство духовного и материального, души и тела. При этом новые тела будут абсолютно здоровыми, совершенными, ни в чем не нуждающимися. После суда тело постигнет та же участь, что и душу – праведники будут и внешне проявлять то состояние, в котором находятся, а вид грешников будет омерзителен. То есть даже самая красивая внешность будет каждой своей чертой выдавать тот бушующий ад и клубок противоречий, который находится внутри человека.
История сложения
Изображать сцены Страшного суда иконописцы начали уже очень давно. Первые росписи и образа такого типа появились еще в Византии. Известно, к примеру, несколько подобных икон и храмовых росписей, датируемых IV веком. В то время в Византии подобные изображения обычно описывали притчи о разделении овец и козлов, а также о десяти девах.
Канонический сюжет Страшного суда был сформирован также в Византии, примерно к XVIII веку. На Руси подобные иконы начали писать практически с самого крещения. Но самое первое такое изображение было зафиксировано историками на стенах киевского Кириллового монастыря. Несколько позднее сюжеты Страшного суда появились в Дмитровском соборе, церкви Спаса Нередицы и Георгиевском храме.
Икона Страшный Суд традиционно включает три темы:
Тема 1. Второе пришествие Иисуса Христа. Спаситель — доминанта иконы. Его часто можно увидеть в окружении Божией матери, Иоанна Предтечи, ангелов или апостолов. Иисус Христос выступает в качестве судьи, который делит людей на праведников и грешников.
Тема 2. Обновление мира. Это различные признаки перемен. Здесь ангелы сражаются с демонами и трубят, нечистые духи и грешники горят в геенне огненной, а души выстраиваются в очередь перед судилищем. Всюду воскресают мёртвые. Аллегорическая земля в виде женщины извергает покойников, то же самое делают птицы и рыбы.
Тема 3. Небесный Иерусалим. Почти всегда вверху изображается город, в котором обитают праведники. Некоторые ещё только направляются туда и изображены в полёте. Обычно это схимники. Всюду парят ангелы, а двое из них сворачивают свиток (небо) — это символ конца мира.
Что касается Руси-матушки, то тут икона Страшный суд начала появляться почти сразу после крещения. Первым монастырем, где было замечено данную икону, историки называют Свято-Кирилловский мужской монастырь. Позже было замечено, что сюжет иконы вовсе поделился на сцену суда и изображение Апокалипсиса, что стало причиной их официального разделения.
На самых ранних иконах изображался не только сам суд, но и сцены из Апокалипсиса. Позднее два этих сюжета были разделены. Изначально канонами определялось лишь то, какие именно сцены должны быть изображены на образе. Их месторасположение иконописцы выбирали сами. Полностью утверждены сюжет и композиция Церковью были только к XVI-XVII веку. К этому времени каждая сцена Страшного суда заняла на иконах свое место.
На самых ранних иконах изображался не только сам суд, но и сцены из Апокалипсиса. Позднее два этих сюжета были разделены. Изначально канонами определялось лишь то, какие именно сцены должны быть изображены на образе. Их месторасположение иконописцы выбирали сами. Полностью утверждены сюжет и композиция Церковью были только к XVI-XVII веку. К этому времени каждая сцена Страшного суда заняла на иконах свое место.
Михаил Р.Б.
Нет, не покажется. Это так и есть, ваше мнение идёт вразрез с учением Православной Церкви. Иначе какой смысл молиться за усопших, если их участь уже окончательно решена и страшный суд над ними произошёл? Ваше понимание Библии не есть духовно, но есть ошибочно. Духовно и правильно Библию понимают в Православной Церкви.
Верный ответ дал Глеб Жевлаков
Нет, не покажется. Это так и есть, ваше мнение идёт вразрез с учением Православной Церкви. Иначе какой смысл молиться за усопших, если их участь уже окончательно решена и страшный суд над ними произошёл? Ваше понимание Библии не есть духовно, но есть ошибочно. Духовно и правильно Библию понимают в Православной Церкви.
Страшный суд: значение и описание, свойства, как проходит и где находится душа до него, будет или нет, мнение святых
– Правда ли, что все дети после смерти попадают в рай?
Основные сцены Суда Божьего
Некоторые изображения требуют пристального толкования. Как правило, полотно построено по типу ярусов. У каждой иконы есть передний и задний планы. Для иконописцев Судного дня существуют определенные правила, которые продиктованы каноном:
- изображение Адама и Евы как первых земных людей;
- обозначение черного человека вблизи сатаны (это фигура Иуды, который предал Иисуса);
- 4 ангела, которые изображаются отдельно, это архангелы, призванные служить Богу;
- часто встречающиеся изображения книг – это напоминания о том, что все поступки человека будут записаны, а затем зачитаны перед дверью Страшного суда.
- изображение Адама и Евы как первых земных людей;
- обозначение черного человека вблизи сатаны (это фигура Иуды, который предал Иисуса);
- 4 ангела, которые изображаются отдельно, это архангелы, призванные служить Богу;
- часто встречающиеся изображения книг – это напоминания о том, что все поступки человека будут записаны, а затем зачитаны перед дверью Страшного суда.
Страшный суд божий
Суд Божий — последний день существования земного мира, в который решается судьба каждого человека. Эта идея присутствует в авраамических религиях: иудаизме, христианстве и исламе. Каждый верующий живет с осознанием того, что Творец наблюдает за ним и все поступки, слова и мысли необходимо соотносить с правилами и заповедями, данными в Библии.
Как Христос воскрес, восстав из мертвых на третий день после распятия, так и люди возродятся. Они предстанут перед лицом Иисуса, которому Отец передал право судить их, ведь он сам прожил человеческую жизнь и познал суть нашей природы. Судилище произойдет в конце времен — самом тяжелом периоде для человечества. Второе пришествие Спасителя остановит разрушение мира, и он решит, кто заслужил вечного счастья, а кто — бесконечные муки в аду. Воздаяние получат как живущие в тот момент, так и умершие на протяжении истории.
Страшный Суд
Страшный суд — это одно из ожидаемых христианами событий. Считается, что страшный суд — последний день существования человечества. Подобные идеи и взгляды на дальнейшую мировую судьбу можно встретить не только в христианстве, но и в исламе, иудаизме. Все верующие люди живут с осознанием того, что Бог наблюдает за ними, следит за каждым действием и поступком. И однажды состоится страшный суд божий, где каждый ответит за свои проступки и объяснится перед Творцом.
- Понятие страшного суда в православии
- Что будет накануне божьего суда?
- Как будет проходить божий суд?
- Справедливость и милостивость Творца
- Видимость Божьего Суда
- Божий Суд: вымысел средневековых служителей или правда
- Правда ли, что грешники попадут в ад, а божьи угодники — в рай?
- Почему божий суд называют страшным?
- Что будет с телами людей после конца света?
- Можно ли спасти душу до прихода Христа?
- Картины страшного суда
- Божий Суд и Второе пришествие Христа в современной культуре
- Когда случится пришествие Христа?
- Видео
Считается, что в день страшного суда перед Богом предстанут все люди, которые проживали на Земле с периода появления Адама и Евы. Никому из грешников не удастся умолчать свои проступки и скрыть их от Господа. Каждый поступок и даже помыслы будут выявлены. Только Творец решит, кто отправится в вечный рай и будет жить вместе с ним.