Смоленское кладбище: адрес и часы работы, как доехать и кто похоронен, святые

Смоленское православное кладбище в Санкт-Петербурге

Смоленское кладбище состоит изЛютеранского, Армянского и Братского некрополей. Мемориальный комплекс расположен в западной части Санкт-Петербурга, на Васильевском острове. Открытый в 1756 году, он считается старейшим в городе. В начале своего существования кладбище носило название топонимического характера — «на Васильевском острове у Черной речки», и занимало территорию порядка 4,5 га. Со временем оно заметно разрослось, и сейчас площадь составляет 51,7 га.

Изготовление и установка памятников, уход за могилой и надгробием

Цены на памятникиИзготовление надгробийУстановка памятниковУход за памятникамиУход за могиламиЦветы на могилу

Некрополь становился местом упокоения и для обычных людей, и для заслуженных деятелей науки и искусства. С годами количество захоронений неуклонно росло, и постепенно увеличившуюся территорию погоста разделили на несколько зон. Участки высших категорий находились около церкви и отличались хорошим качеством грунта и чистотой. Здесь были образованы площадки для захоронений членов Академии наук, Академии художеств, Александринского и Мариинского театров, Горного института и т. д. Для безвозмездных захоронений предназначались участки низших категорий, с илистой почвой.

Могила А. А. Блока

В дореволюционный период истории России Смоленское православное кладбище было крупнейшим в городе — к XX веку на его земле было произведено порядка 700–800 тысяч захоронений. В 1938 году оно было закрыто, однако во время блокады здесь начали хоронить снова. Сюда привозили военных и горожан, умерших от голода или погибших от обстрелов.

В конце 1980-х на кладбище были проведены ремонтно-реставрационные работы, результатом которых стало благоустройство нескольких крупных участков и восстановление более 10 старинных памятников.

Среди знаменитостей, для которых этот погост стал последним пристанищем, — няня А. С. Пушкина Арина Родионовна, поэт Александр Блок, пейзажист А. И. Куинджи, здесь же находилась и первая могила Тараса Шевченко. На современном Смоленском кладбище захоронены известные артисты, писатели, ученые. Здесь покоятся режиссер А. О. Балабанов, бэк-вокалист группы «Кино» Г. К. Гурьянов, балерина Ольга Заботкина.

Могила-кенотаф Т. Г. Шевченко

В настоящее время кладбище имеет статус полузакрытого, в основном здесь хоронят заслуженных людей, представителей мира искусства, знаменитостей. Погребения производятся традиционным способом с соблюдением православных обычаев и в виде урн с прахом. Для урновых захоронений предусмотрено несколько колумбариев.

Легенды Петербурга. Смоленское кладбище

Реставрацию надгробий и изготовление памятников для установки на Смоленском кладбище выгоднее заказать через тендер среди гранитных мастерских.


Телефон: +7 (812) 321-99-93

От метро «Василеостровская»

Ближе всех располагается станция метро «Василеостровская». С нее и начнем.

  • Карта
  • Заметки 1317
  • Фотографии 38 029

Церковь Воскресения Христова

Церковь Воскресения Христова была построена в начале XX века близ главных ворот кладбища и строилась по проекту архитектора В. А. Демяновского. Уже в 1903 году были освящены боковые приделы – во имя иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали» и Всех Святых, а в 1904 году — главный престол. Архитектура храма для нашего города необычна: настоятель Смоленской церкви протоиерей Алексий Сперанский поручил В. А. Демяновскому разработать проект в духе нарышкинского барокко.

В августе 2007 года началось проведение реставрационных работ.

В первой половине 2010-х годов восстановлены купола. К 2016 году бетонный строительный забор заменён металлической решёткой.

Адрес: 199048, Санкт-Петербург, В.О., Камская ул., д. 11.

Церковь Воскресения Христова была построена в начале XX века близ главных ворот кладбища и строилась по проекту архитектора В. А. Демяновского. Уже в 1903 году были освящены боковые приделы – во имя иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали» и Всех Святых, а в 1904 году — главный престол. Архитектура храма для нашего города необычна: настоятель Смоленской церкви протоиерей Алексий Сперанский поручил В. А. Демяновскому разработать проект в духе нарышкинского барокко.

Содержание страницы

  • Краткое жизнеописание
    • Полезные материалы
  • Где похоронена святая в Петербурге
  • О чём молятся верующие на могиле блаженной
  • Случаи чудесной помощи
  • Как добраться до часовни
    • Похожие статьи

После таких многочисленных случаев народ стал считать Ксению Блаженной. За городом, в полях она беспрестанно молилась за всех.

Контактная информация

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Камская, д. 26.

Смоленское православное кладбище располагается между набережной реки Смоленки, улицей Беринга и Малым проспектом Васильевского острова. Добраться можно от станции метро “Василеостровская” на маршрутном такси № 249А, вход на кладбище располагается на Камской улице.

Часы работы: октябрь – апрель 9.00-17.00; май – сентябрь 9.00-18.00.

Выходной: 1 января.

Общество с ограниченной ответственностью «Собор»
Адрес: 198097, Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, д. 29, лит. А, пом. 1-Н.

На территории Смоленского православного кладбища расположена Церковь Смоленской иконы Божией матери и Часовня Святой Блаженной Ксении Петербургской, приписная к церкви Смоленской иконы Божией Матери.

Смоленское кладбище – один из центров духовной жизни русского православия, место упокоения святой блаженной Ксении Петербургской. Смоленские кладбища чуть моложе Санкт-Петербурга. Смоленское православное кладбище, место последнего пристанища многих поколений петербуржцев, – старейшее из кладбищ Северной столицы. Это пантеон русской науки и искусства. Площадь современного Смоленского православного кладбища составляет 53,1443 га.

3. При высечке сложных шрифтов: “Антиква”, “Маюскуд”, “Гротеск”, “Латинский” применять коэффициент 1,5 к данным ценам.

Смоленское кладбище

Смоленское кладбище, как и любое другое, это, прежде всего, – библиотека человеческих судеб и самых разных, иногда невероятных, историй. Но начиналось всё тривиально – с погоста для бедняков Васильевского острова, которых нужно было где-то хоронить.

Читайте также:  Православие и животные: особенности христианского отношения, можно ли держать в доме или нет, нюансы

фото: Анастасия Голубничая / ИА «Диалог»

Маршрут по кладбищу обычно начинают с главных ворот, а значит и с речки Смоленки. Раньше она называлась Чёрной. Именно на берегу этой «старой» Чёрной речки хоронили местных жителей. Было и ещё одно место – Гавань. Но в силу природных условий и климата, в котором мы живем, Гавань была труднодоступной и крайне неподходящей для захоронений. Такое положение сохранялось до 1738 года, когда Священный Синод своим указом постановил организовать кладбище «между 18 и 23 линиями Васильевского острова», расчистить к нему дорогу, огородить забором и содержать новый погост из церковных доходов.

фото: Анастасия Голубничая / ИА «Диалог»

Какие остановки находятся рядом с Смоленское православное кладбище?

Ближайшие остановки к Смоленское православное кладбище :

  • Смоленское Кладбище находится в 404 метров, 6 минут пешком.
  • Камская Ул. находится в 531 метров, 7 минут пешком.
  • 17-Ya Liniya, 70 находится в 531 метров, 7 минут пешком.
  • 24-25-Я Линии В.О. находится в 653 метров, 9 минут пешком.
  • 18-19 Линии находится в 1086 метров, 15 минут пешком.

Подробнее

Moovit предлагает бесплатные карты и навигацию в режиме реального времени, чтобы помочь вам сориентироваться в городе. Открывайте расписания, поездки, часы работы, и узнайте, сколько займет дорога до Смоленское православное кладбище с учетом данных Реального Времени.

Оспенное кладбище

Существуют две версии, как появилось название Смоленского кладбища. Согласно первой – от слободы, в которой селились переведённые на вечное жильё во вновь строящийся Петербург жители Смоленской губернии. По второй – от церкви Смоленской иконы Божией матери. Деревянная постройка была заложена 30 сентября 1760 года, а каменная возведена в 1790-м. Изначально церковь и кладбище были очень бедными, денег едва хватало на самое необходимое. Чтобы хоть как-то поправить имущественное положение, в 1772 году кладбищенская церковь получает исключительное право отпевать детей, умерших от оспы. Именно в это время появилось и ещё одно название церкви и кладбища – оспенные. Позже это место связывали также и с эпидемией холеры 1831 года – тогда на погосте был выделен особый участок под захоронение умерших от этой тогда малоизвестной и страшной болезни.

Первоначально хоронили на кладбище людей простого звания. В 1828 году была погребена и легендарная няня Александра Пушкина – Арина Родионовна. Со временем, когда Васильевский остров стал местом расселения преподавателей и учащихся Академии художеств и университета, на Смоленском появилось много захоронений художников, скульпторов, учёных и поэтов. В 1861 году здесь был первоначально захоронен поэт Тарас Шевченко (через 2 месяца его тело перевезли в Украину), позднее – Александр Блок.

ort_palomnik

На Смоленском кладбище ранее находилась и могила Даргомыжского. В советское время его прах перенесли в Некрополь мастеров искусств. На Васильевском острове остались могилы его родителей.

СМОЛЕНСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ КЛАДБИЩЕ

Вот здесь кончалось все: обеды у Донона,
Интриги и чины, балет, текущий счет.
На ветхом цоколе дворянская корона,
И ржавый ангелок сухие слезы льет.

А. Ахматова. “На Смоленском кладбище” (1942).

Адрес: Камская ул., 3
Станция метро: Приморская

Смоленское кладбище было учреждено по указу Сената на Васильевском острове в 1756 году, хотя существуют свидетельства, что захоронения на этом месте существовали и ранее.

О происхождении названия кладбища историки спорят и сегодня. Некоторые считают, что оно связано с тем, что здесь изначально поселилась артель рабочих, пришедших на строительство Санкт-Петербурга. Невыносимые условия труда и суровый северный климат свел многих из них в могилу. Умерших хоронили на берегу Черной речки, нынешней Смоленки. Но, скорее всего, название кладбища, как, впрочем, и речки, закрепилось после завершения строительства храма во имя Смоленской иконы Божьей Матери. Дошедшая до наших дней каменная церковь была построена по проекту архитектора А. А. Иванова в 1790 году.

Начиная с 18 века на кладбище хоронили не только простой люд, но и выдающихся деятелей русской науки и искусства. Были образованы площадки Академии наук, Академии художеств, Александринского и Мариинского театров, Морского и Сухопутного кадетских корпусов, Горного института, университета. В дореволюционной России Смоленское кладбище было одним из самых больших – к началу 20 века число погребенных достигло около 700-800 тысяч человек.

Смоленское кладбище всегда славилось благотворительной деятельностью. В 19 веке при кладбище действовала богадельня для вдов и сирот духовенства, вдовий дом, дом трудолюбия, церковно-приходская школа, епархиальный приют для детей воинов, погибших в японскую войну. В 1930-х годах разрабатывались проекты упразднения Смоленского кладбища. Именно в этот период могилы многих известных художников, артистов и писателей были перенесены на другие ленинградские кладбища, а целый ряд исторических захоронений, к сожалению, был безвозвратно утерян.

Считается, что именно на Смоленском кладбище была похоронена няня А. С. Пушкина Арина Родионовна Яковлева. И хотя точно установить, где находиться ее могила, не удалось, рядом с воротами висит мемориальная доска, свидетельствующая о данном факте.

В западной стороне кладбища располагается знаменитая Блоковская дорожка, где поэт был похоронен в 1921 году. Правда, сейчас, его могилы в этом месте нет – в 1944 году прах поэта был перевезен на Литераторские мостки Волковского кладбища. Поэтому в день памяти Александра Блока почитатели его творчества собираются и на Волковском кладбище и около памятного камня на Смоленском кладбище.

Читайте также:  Мощи адмирала Ушакова: где находятся и как добраться, история, чудеса

Для петербуржцев Смоленское кладбище в первую очередь связано с глубоко почитаемой Ксенией Блаженной. Ксения Петербургская жила, предположительно, в средине-второй половине 18 века. Когда ей было 26 лет, ее муж, певчий церковного хора, внезапно умер без христианского покаяния. Это событие так потрясло бедную женщину, что она отказалась не только от своего звания и имущества, но и имени. Ксения приняла имя своего супруга, оделась в его одежды и прошла под его именем весь крестный путь. Днем она скиталась по улицам Петербурга, а по ночам выходила за город в поле, и там молилась до самого рассвета. Вскоре люди заметили, что безумные речи Ксении полны глубокого смысла и пророчеств, а сама полубезумная нищенка обладала даром исцеления. К ней стали приводить больных и детей. Торговцы старались угостить Ксению чем-нибудь, так как заметили, что если Ксения возьмет хотя бы, к примеру, булочку, то торговцу целый день будет сопутствовать удача. Петербуржцы наперебой зазывали нищую в свои дома, так как считалось, что если Ксения примет приглашение, то хозяев ждет счастье и процветание.

Бездомная странница прожила около 70 лет и была погребена на Смоленском кладбище, где в свое время помогала строить церковь иконы Божьей Матери. Сначала над могилой юродивой был только земляной могильный холмик. Через несколько лет он исчез – многочисленные паломники, желавшие унести частичку святой земли, разобрали его до основания. Насыпали новый холм, но его постигла та же участь. Тогда на могилу положили каменную плиту, которая вскоре тоже была разбита на маленькие кусочки и разобрана верующими. Это повторялось не один раз. Часовня над могилой Ксении Блаженной была возведена в 1902 году по проекту архитектора А. А. Всеславина. К лику святых Ксению Петербургскую причислили в 1988 году, в это же время отреставрировали и заново освятили часовню, которую и в советские годы ежедневно посещали сотни верующих.

На Смоленском кладбище похоронены: ученые В.В. Петров, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. Н. Зинин, В. М. Севергин, В. Я. Буняковский; художники В. Е. Маковский, А. Д. Кившенко, К. Я. Крыжицкий, В. К. Шебуев, Н. Н. Дубовский; архитекторы В. А. Глинка и А. Ф. Щедрин; оперные певцы О. А. Петров и А.Я. Петрова-Воробьева; контр-адмиралы И. А. Куприянов, А. Ф. Можайский и В. А. Римский-Корсаков; вице-адмирал С. С. Нахимов.

Как добраться

Кладбище занимает территорию между 17 линией Васильевского острова, Малым проспектом, улицей Беринга и рекой Смоленкой. Главный вход – со стороны Камской улицы (в северо-восточной части кладбища). Но если идти от метро “Приморская”, то ближе будет северо-западный вход на кладбище. Выйдите из метро, поверните налево и обойдите высотный дом, в котором расположена станция “Приморская”. Вы окажетесь на улице Одоевского, которая проходит вдоль реки Смоленки. Идти следует в сторону, обратную от Наличной улицы и Наличного моста. Вы увидите маленький мостик. Перейдите через него, и Вы окажетесь на улице Беринга. Метров через 200 и будет кладбище.

Историческая справка

1756 г. – Сенат учреждает Смоленское кладбище.
1790 г. – завершение строительства и освящение каменной церкви во имя Смоленской Божьей Матери (арх. А. А. Иванов).
1902 г. – возведена часовня над могилой Ксении Петербургской (арх. А. А. Всеславин).
1988 г. – часовня Ксении Блаженной отреставрирована и вновь освящена.


Легенды и мифы

Существует предание, что возводить каменную церковь Смоленской Божьей Матери строителям помогала Ксения Блаженная. После наступления темноты она тайно носила кирпичи наверх постройки, и каждое утро каменщики с удивлением обнаруживали аккуратно сложенные на лесах кирпичи.

Одним из старост церкви Смоленской Божьей Матери был Иван Иванович Антонов. Согласно одной из многочисленных легенд о Ксении Блаженной, она сыграла в его судьбе огромную роль. Однажды она посоветовала бездетной Прасковье пойти на Смоленской кладбище – якобы там Прасковье обретет сына. Прасковья сразу же отправилась на кладбище, но, не дойдя до него, встретила толпу, обступившую задавленную извозчиком женщину. Женщина была на последнем месяце беременности и прямо на земле родила мальчика, а сама скончалась. Прасковья забрала к себе осиротевшего младенца. Она вырастила и воспитала его. Спустя много лет этот осиротевший мальчик стал старостой церкви на Смоленском кладбище.

В часовню Ксении Блаженной на Смоленском кладбище верующие ходили и в дореволюционной России, и при советской власти. Не иссякает поток верующих, которые верят, что Ксения может помочь в горе и несчастьях, и сегодня. Считается, что особенно Ксения благоволит к женщинам.

В 1950-х годах в часовне было решено устроить мастерскую по ремонту обуви, но Ксения не позволила – в сапожной мастерской работа не ладилась с самого начала, и вскоре помещение переоборудовали в мастерскую по изготовлению монументальной и парковой скульптуры. Но и это учреждение просуществовало недолго. Говорили, что каждое утро рабочие находили в часовне груду осколков вместо готовых скульптур. Интересно, что мастерская запиралась на ключ и, следовательно, ночью в ней никого быть не было. Так святая защитила часовню, которая вскоре была вновь возвращена верующим.

Читайте также:  Мощи святых: что это такое, значение в православии и почитание, как их делают и зачем разделяют, история и традиции, особенности и места хранения

Одна из самых ужасающих легенд Смоленского кладбища (которую, кстати, многие ученые рассматривают не как легенду, а как исторический факт) – легенда о сорока заживо погребенных священниках. Вскоре после революции священников со всего города арестовали, привезли на Смоленское кладбище, выстроили на краю заранее вырытой огромной могилы и предложили либо отречься от веры, либо ложиться в землю заживо. Все священники предпочли мученическую смерть. Говорили, что еще в течение трех дней из могилы доносились стоны, а земля на этом месте шевелилась. Затем на могилу упал Божественный луч, и все затихло.

Адрес: Камская ул., 3
Станция метро: Приморская

На маршрутке

Если нет времени, или вы устали, то до места можно доехать на маршрутке.

Напротив выхода из метро есть остановка. Дожидаетесь маршрутного такси под номером К-249, садитесь и доезжаете до Смоленского кладбища, до его центрального входа. Вся поездка занимает не более 15 минут.

В зависимости от вашей скорости, дорога от метро до кладбища займет от 20 до 45 минут.

Отношение церковных деятелей

Мнения православных деятелей касательно данного вопроса разнятся, например, диакон Андрей Кураев утверждает, что экуменизм не есть ересь. И хотя с ним не соглашается большинство православных деятелей, он утверждает, что данное движение является всего лишь межконфессиональным диалогом и обменом богословским опытом. Поэтому Кураев рассматривает его как положительное явление и необходимое.

Патриарх Кирилл также близок к признанию его положительным явлением, поскольку часто говорил о необходимости диалога с другими конфессиями и лично участвовал в подобных встречах (встреча с Папой Римским, к примеру). Хотя он понимает, что в православном мире существует твердая оппозиция и неприятие этого движения. Из-за этого, а также крайней изоляции православия, патриарх Кирилл часто выдерживает жесткую критику в свой адрес, особенно после его слов в защиту экуменизма.

Патриарх Кирилл также близок к признанию его положительным явлением, поскольку часто говорил о необходимости диалога с другими конфессиями и лично участвовал в подобных встречах (встреча с Папой Римским, к примеру). Хотя он понимает, что в православном мире существует твердая оппозиция и неприятие этого движения. Из-за этого, а также крайней изоляции православия, патриарх Кирилл часто выдерживает жесткую критику в свой адрес, особенно после его слов в защиту экуменизма.

Происхождение слова

Название движения происходит от греческого слова «oikoumene», или «экумена», которое обозначает мир, вселенную.


Еще в период Реформации в Германии были распространены храмы, где практиковалось проведение богослужений разными конфессиями поочередно. Но все же до наступления 20 века различные конфессии были настроены по отношению друг к другу скорее оппозиционно.

Направления экуменизма

Экуменизм – это идея сближения различных религиозных течений в одну общность (общину). Идея экуменизма также претендует на “вселенский” масштаб. Однако истинная вера при этом заменяется исключительно механическим объединением различных религиозных течений, отпавших от Православия. Она имеет три основных направления.

Впервые идеи экуменизма были осуждены Русской Православной Церковью в 1621 году патриархом Филаретом (Соборное изложение 1621 года о крещении Латынь). При этом идея сближения православных и католиков была широко распространена среди греческого священноначалия и духовенства. Позднее, в период Европейской Реформации, идею о духовном единстве всех христиан разделили многие протестантские общины.

Таким образом, патриарх Кирилл скоро будет беседовать о чем-то с вполне респектабельным настоятелем «церкви Содома и Гоморры». Можно даже предположить о чем – о скорейшем единении «братьев-протестантов», католиков и православных во Христе. А еще они наверняка будут обсуждать встречу Джастина Уэлби с папой Франциском, которая состоялась совсем недавно – 5 октября. Как и подобает уважаемым экуменистам, беседой дело не ограничилось – в римской базилике Святых Андрея и Григория состоялось совместное богослужение с участием папы и примаса англикан.

Пресс-служба Ватикана по этому поводу с радостью сообщила, что данное сомоление стало первым после разрыва отношений между католиками и англиканами, произошедшего в 1534 году. Что ж, самое время объединять усилия, видимо поэтому 30 сентября в английском Кентербери на межконфессиональную встречу по случаю 50-летия открытия Англиканского центра в Риме съехалось 36 англиканских и католических епископов из 19 стран мира.

Если наш патриарх и его правая рука митрополит Иларион пока стесняются откровенных высказываний, а точнее, побаиваются праведного гнева паствы, то Уэлби уже может позволить себе заявить: «Экуменический дух, в котором наши епископы будут возвещать Евангелие, становится знаком преображения наших общин».

Франциск в данном случае неплохо выступил в роли подпевалы, ответив Уэлби своим мудрым наставлением:

«Будьте инструментами единства в любое время и в любом месте, преодолевая соблазны замкнутости и изоляции: это – великий вызов, способствующий укреплению единства христианской и человеческой семьи, продвигайте смелый и реальный экуменизм в постоянном поиске новых путей».

Если наш патриарх и его правая рука митрополит Иларион пока стесняются откровенных высказываний, а точнее, побаиваются праведного гнева паствы, то Уэлби уже может позволить себе заявить: «Экуменический дух, в котором наши епископы будут возвещать Евангелие, становится знаком преображения наших общин».

Ссылка на основную публикацию