Православный патриарх – кто такой, роль в России, имена Руси и РПЦ, особенности служения и сана

Кто такой архиерей в православной традиции

Это синонимичное понятие, употребляемое так же часто и в том же значении, как «иерарх», «архипастырь». Он является сановником православной церкви. Духовное лицо такого ранга совершает все таинства и руководит жизнью церковного сообщества.

В соответствии с христианским вероучением архипастырь через таинство рукоположения получает апостольскую благодать, принятую от Иисуса Христа. В русской православной традиции иерархических ступеней такой высоты достигают представители монашествующего духовенства, поскольку для них является обязательным соблюдение обета безбрачия.

Апостол Павел в своём «Послании к евреям» называет самого Иисуса Христа архиереем, первым среди священников, по праву рода и навсегда.

Как правильно прикладываться к иконе?

Среди всего православного народа встречаются люди, которых можно отнести к «номинальным» христианам. Они ходят в храм на Рождество или Пасху, стремятся исполнять все обряды «народного» православия, т.е. пекут куличи, святят водку, купаются в проруби на Крещение, но внутри они обычные миряне, которые обманывают, крадут и ведут крайне непотребную жизнь. Для избежания такого несерьезного и поверхностного отношения к церкви, служителя стремятся максимально подробно донести до христиан смысл того или иного таинства — чтобы препятствовать распространению ересей, но растить разумную и думающую паству.

К таким обрядам относится и прикладывание к иконе. В VIII-X веках горели пожары иконоборчества, потому что служители решили понять образа повыше, поскольку люди так крепко прикладывались, что и золоченую раму откусывали. Как правильно прикладываться к иконе, а главное, зачем это делать?

К таким обрядам относится и прикладывание к иконе. В VIII-X веках горели пожары иконоборчества, потому что служители решили понять образа повыше, поскольку люди так крепко прикладывались, что и золоченую раму откусывали. Как правильно прикладываться к иконе, а главное, зачем это делать?

Как прикладываться к иконе: как правильно и зачем прикладываться, церковные традиции, смысл

Почему верующие целуют иконы, а потом прикладываются к ним лбом?

Отвечает протоиерей Димитрий Полохов, настоятель Казанского храма г. Саратова:

— Иконы почитаются христианами с древних времен, о чем существует множество исторических и святоотеческих свидетельств. На VII Вселенском Соборе была обоснована и подтверждена древняя традиция почитания хрис­тианских святынь, которая имеет ветхозаветные корни. Так, Ковчег Завета и Жертвенник всесожжения называются в Ветхом Завете «святыней великой», и говорится, что все, прикасающееся к ним, освятится (Исх. 30, 29).

В вероопределении VII Вселенского Собора говорится о том, что наши уважение и любовь к Богу, Божией Матери, Ангелам, святым внешне проявляются, в том числе, через почитание святых образов: поставление свечей перед ними, воскурение ладана и целование. Само слово «икона» с греческого переводится как «образ». «Ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней».

Прикладываясь к иконе устами, мы просим Господа (по молитвам святого угодника, если на иконе изображен святой) просветить наши чувства, а когда прикладываемся лбом, просим просветить наш ум. Кроме того, целование иконы есть своего рода приветствие изображенному на ней святому, а касание лбом — знак особого уважения к его личности. Возможно, это отголосок древней восточной традиции, когда во время приветствия самому старшему и уважаемому члену семьи было принято не только целовать руку, но и прикладывать ее к своему лбу.

Какого-то строгого правила относительно того, как именно прикладываться к иконе — только целовать ее или еще прикладываться лбом — не существует. Нельзя уподобляться обличаемым в Евангелии фарисеям и составлять строжайшие инструкции по всем нюансам поведения в храме, а тем более — обличать «невежд в законе». Если мы не прикоснемся к образу лбом, то никакого нарушения не совершим. А во время летней жары, когда лоб мокрый от пота, лучше, наверное, намеренно воздержаться от прикосновения им к иконе — так мы не принесем смущения нашим ближним, которые тоже захотят ее поцеловать.

Можно ли на службе подпевать хору?

Отвечает священник Сергий Кузин, настоятель храма святой великомученицы Екатерины г. Саратова:

— В древний период в христианских храмах тексты молитв исполняли все пришедшие на богослужение. С течением времени в церквях появляются хоры, а прихожане внимают пению и чтению «про себя». Лишь некоторые известные песнопения традиционно исполняются всем приходом. К таким песнопениям на всенощном бдении можно отнести следующие: тропарь на литии (по большим праздникам), «Богородице Дево, радуйся», «Воскресение Христово видевше» (по воскресным дням). Иногда прихожане подпевают песнь Богородицы «Величит душа моя Господа». На Литургии весь храм поет «Символ веры» и молитву «Отче наш». Порой в храме по сложившейся местной традиции исполняются вместе с прихожанами и некоторые другие песнопения — например, 50‑й псалом. В своем желании подпеть хору человеку лучше ориентироваться на эту традицию, не пытаясь петь другие произведения, даже если они знакомы, так как это может помешать и молящимся, и певчим. Если же есть желание петь на службе больше, стоит обратиться в любительский церковный хор — занятия церковным пением для прихожан организованы при многих храмах.

Можно ли во время службы, если чувствуешь в себе такую потребность, постоять на коленях?

Отвечает священник Антоний Давиденко, настоятель храма святителя Иоанна Златоуста г. Саратова:

— Христианское богослужение очень символично. Оно отражает в себе те основные свойства, которыми обладает Церковь: единство, соборность и прочие. Каждый год Церковь в определенном порядке совершает богослужения, посвященные воспоминанию основных событий, имеющих непреходящее значение в деле домостроительства нашего спасения. В связи с этим весь богослужебный год можно разделить на периоды, каждый из которых имеет свойственный только ему богословский смысл. Это отражено и в церковном уставе, в котором, в частности, есть разграничение: когда можно вставать на колени, а когда этого делать не стоит. Например, в период Великого поста совершается много коленопреклонений, а в период от Пасхи до Троицы, воскресные дни и двунадесятые праздники они отменяются совсем. Как писал святитель Афанасий (Сахаров), «коленопреклонение знаменует рабское состояние и наше падение. В воскресные же дни и в великие праздники мы славим Господа за наше спасение и, как бы забывая о грехе, отчуждившем нас от Бога, с сыновним дерзновением, стоя прямо, открытым лицом взирая на Него, вопием: “Авва, Отче!”».

Церковь ни в коем случае не пытается стереть границы личности и сделать из всех молящихся одноликую серую массу. И запретить встать на колени в храме никто человеку не может. Но христианин, молящийся соборно, то есть за общим богослужением, должен понимать, что он является членом Церкви, которая в данный момент вспоминает конкретные события, и что в богослужении, на котором он присутствует, есть определенный духовный настрой. И важно не быть в стороне от этого, не ставить свои личные чувствования выше всего, что происходит вокруг, не обособляться от общего ликования или, напротив, скорбного и покаянного чувства. Помолиться на коленях в храме можно и тогда, когда это не предполагается уставом, но лучше сделать это во внебогослужебное время.

Как правильно обращаться к незнакомым мужчинам и женщинам в храме?

Отвечает священник Сергий Протасов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Петровска:

— В православной среде употребляются сердечные обращения: «сестра» — к девушкам, «матушка» — к замужним женщинам. К юноше, молодому мужчине можно обратиться со словом «брат», к более старшим по возрасту — «отец», в знак особого уважения. При этом совершенно неправильным является фамильярное «папаша».

В принципе можно использовать и традиционное для дореволюционной России обращение «господин», «госпожа» — оно тоже выражает уважение и напоминает всем нам, что каждого человека надо почитать, поскольку он несет в себе образ Господа. Но надо учитывать, что в наши дни это обращение уже не столь естественно для людей и более официально, чем перечисленные выше.

К священнику обращаются только со словом «отец» в сочетании с именем, либо «отче», «батюшка» без имени. При этом часто употребляемое нецерковными людьми обращение «святой отец» в Православии не принято.

В храме не приняты обращения «женщина», «гражданин» или «гражданка». Еще хуже вызывающе-пренебрежительное «эй, ты!» или просто «эй!». Лучше уж просто обратиться к человеку: «Простите, пожалуйста…», никак не называя его, чем демонстрировать такое бескультурье.

Правда ли, что на Литургии после «Верую» вплоть до «Отче наш» нельзя выходить из храма. Почему?

Отвечает священник Андрей Солодко, настоятель храма Новомучеников и исповедников Саратовских г. Саратова:

— Выходить из храма вообще не положено до конца богослужения. Конечно, в жизни бывают различные обстоятельства, и иногда всё же приходится уйти со службы раньше времени, но это должно быть исключением из правил, а не обычным делом. На Литургии после «Символа веры» начинается Евхаристический канон — самая главная ее часть, на которой предложенные Честные Дары (Хлеб и Вино) силой и действием Святого Духа становятся истинными Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому во время Евхаристического канона верующие стараются молиться в полной тишине и благоговении. И в этот период лучше не только не выходить из храма, но и не перемещаться по нему. Ну а после возгласа священника: «Святая святым», если человек не причащается и имеет крайнюю необходимость, он может, не создавая шума, выйти.

Когда нужно креститься на службе?

Отвечает протоиерей Анатолий Страхов, настоятель Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова:

— Совершая крестное знамение, человек исповедует Святую Троицу, Божественную и человеческую природы во Христе, а также показывает осознание того, что именно страдания, смерть и воскресение Богочеловека дают нам возможность обрести единство с Богом.

Христианин творит крестное знамение при входе в храм и при выходе из храма, перед тем как приложиться к иконам и святыням. На богослужении крестное знамение совершается на каждом прошении, произносимом диаконом или священником на ектениях, и на возгласах священника. Совершением крестного знамения за богослужением христианин являет свое единство с общей церковной молитвой.

Как быть, если на службе рядом кто­то шепчется, и это отвлекает от молитвы?

Отвечает священник Макарий Тагаев, настоятель храма Преображения Господня с. Пристанное:

— Когда мы сталкиваемся с чем-то подобным, многое зависит от степени знакомства с человеком, который нас отвлекает. Человеку хорошо знакомому мы можем сказать: «Дорогой, не отвлекай меня, пожалуйста, от службы». Прочим, думаю, не следует делать замечаний. Чтобы не раздражаться, стоит напомнить себе, что многие люди только воцерковляются и совершают что-то по незнанию. И мы сами тоже когда-то были на их месте.

Меньше всего внешние рассеивающие факторы действуют на людей, которые находятся в первых рядах молящихся. В наших храмах место у солеи практически всегда пустует. Исключением являются лишь великие праздники. Встаньте впереди — и будете видеть только службу и слышать ее. И никто вас не будет отвлекать.

Можно ли при встрече со священником не целовать ему руку, а просто поздороваться?

Отвечает священник Дионисий Елистратов, настоятель Петропавловского храма г. Аткарска:

— Да, можно. Но стоит понимать, что священник не от себя дает благословение, а от Бога, поэтому выражение нашей благодарности в виде поцелуя руки относится не к батюшке, а к Самому Богу.

Святитель Николай Сербский приводит такой пример: один из известных сербских князей пришел в храм. Там служил молодой батюшка. Этот князь был благочестивым человеком и, когда он приложился ко кресту, хотел поцеловать и руку пастыря. Молодой священник смутился и не дал ему этого сделать. Тогда князь сказал: «Я почитаю и целую не твою руку, а твой сан, который древнее и тебя, и меня. Поэтому дай руку, я ее поцелую, и мы так с тобой исполним всякую правду».

Газета «Православная вера» № 10 (630)

Отвечает священник Макарий Тагаев, настоятель храма Преображения Господня с. Пристанное:

Как и зачем нужно прикладываться к иконам в храме?

То, что лежит на поверхности и, казалось бы, что можно поднять, словно сухой осенний листик из озерной глади, на поверку оказывается вершиной айсберга многотонного, уходящего в глубину – в глубину истории, вековых традиций, общественных устоев и, конечно же, в глубину человеческих души и сердца.

Ведь и пожар иконоборчества, полыхавший на православном Востоке почти столетие на протяжении VIII – начале IX в. и унесший тысячи жизней, тоже вроде бы начался с мелочи – подняли иконы чуть повыше, чтобы народ не доставал, а то уже краску срезают и едят вместо лекарства.

Понимаете, дорогие братья и сестры, всей душой не хочется, чтобы православное богослужение превратилось в некий ритуальный танец: зашел, перекрестился три раза сюда, потом три раза сюда, затем поставил три свечки, потом то, потом се. И все. И дрожание испуганное, чтобы не дай Бог ничего не нарушить, не оборвать невидимые паутинки, протянутые по храму: иди туда – сюда не иди, тут стой, так поворачивайся. И ведь инспектора-то суровые найдутся, все покажут до мелочей.

В итоге получается геометрически-формальная клетка какая-то вместо службы, где душа загнана в такой угол, из которой ей очень сложно выбраться, и испуганная там дрожит, и ты шаг боишься сделать лишний по храму, ведь суровые инспектора-то не дремлют. Ты оборачиваешься и чувствуешь их твердые взгляды. Где же здесь любовь? Есть Устав, есть этикет, есть нормы поведения. Но любви-то нет, испуг какой-то только, да и все.

В итоге человек просто боится зайти в храм, потому что суровость и непонятность чувствует, а любовь и милосердие нет.

Приведу цитату из проповеди митрополита Антония Сурожского, сказанную им на одной диаконской хиротонии в 1966 году: «Первые диаконы были поставлены для того, чтобы быть выражением милосердной любви Церкви. Церковь – это милосердие; Церковь – это любовь, и ничто иное; если она становится чем-то иным, то перестает быть Церковью во всей полноте. Любовь эта должна быть проницательной, она должна быть глубокой, она должна быть личной, конкретной».

Потому ни архиерей, ни священник, ни свечница, ни пономарь не вправе заслонять от человека Бога. Ведь Церковь и православное богослужение являются общением души с живым Богом. И ничто не должно этому препятствовать. Все в храме обязано способствовать этому: и святые иконы, и поклоны, и каждение, и ладан, и пение, и чтение молитв. Даже сами Таинства церковные – суть благодатные средства, являющиеся жердочками лестницы, по которой человек с Божьей помощью взбирается на небо. Никогда не следует этого забывать. И никогда нельзя делать из церковного Устава или из местночтимых храмово-приходских традиций законченного идола. Это глубочайшая ошибка, которая, к сожалению, очень распространена… Все это не есть самоцелью. Это средство – лодочка для путешествия по небесной духовной воде к Всевышнему.

И с данных позиций нужно подходить к храмовому богослужению. О том нам говорят и святые отцы. Вспомним четвертое деяние VII Вселенского Собора о почитании святых икон: «…чтобы при помощи живописных изображений их можно было приходить к воспоминанию и к памятованию о первообразе и соделаться причастниками некоего освящения». В этом догмате почти прямо говорится о том, что святые иконы – это благодатные средства, которые визуально, эмоционально, художественно и, наконец, духовно помогают через впечатление глаз восходить к первообразу, т. е. к Богу, чтобы освятиться от Него, стать причастником Его света.

По данному вопросу мне хотелось сказать именно это. Не дать сухую инструкцию, но скорее живое чувство, трепещущее в груди. Нужно обретать жизнь в Боге, а не запутываться в паутине внешних ходов и знаков.

Конечно, есть определенные правила, которые нужно соблюдать. Так, к примеру, троекратно креститься при входе в храм нам следует в честь Святой Троицы. Но это не должно быть сухой формой, но нашим живым исповеданием веры во Святую Троицу – Отца и Сына и Святого Духа. С именно этими мыслями, чувствами и устремлениями мы троекратно крестимся перед входом в храм. Следующий наш обязательный шаг – храмовый образ или икона праздника на центральном аналое церкви. Обычно мы здесь также троекратно крестимся с малыми или поясными поклонами. По традиции два раза перед лобызанием образа, один раз после. В Великий пост обычно перед иконою или Распятием Христовым кладутся земные поклоны. Но это тоже не должно быть чисто механическим действием. Нам четко следует понимать, для чего это делаем. Икона праздника – это символ того события, которым в данный день или более длительный период времени живет Церковь. Обычно праздник, особенно двунадесятый, – это событие, положенное в основу Божественного плана спасения человечества. Потому логически умственно и душевно мы должны испытывать радость, что через целование иконы и богослужение стали сопричастниками праздника, сопричастниками собственного спасения, совершенного Богом. Храмовая же икона святого на центральном аналое – символ того, что данный угодник Божий пребывает в церкви и является ее небесным покровителем. Потому целуя храмовый образ, мы будто здороваемся с добрым другом своим, живущем в этом доме Божием, и просим у него молитвенной помощи и предстательства перед Творцом.

Где далее ставить свечи, какие иконы целовать или перед какими образами класть земные (крестимся, потом касаемся лбом земли, становясь на колени), или поясные (крестимся, потом достаем пальцами правой руки пола), или малые поклоны (крестимся и немного наклоняем голову и туловище) – ваше личное дело. Обычно свечи также ставят за упокой усопших на специальном металлическом столике со множеством маленьких подсвечников и Распятием – кануне (кануннике).

Конечно, есть некоторые ограничения, если в храме идет богослужение. Желательно приходить до начала богослужения и ставить свечечки, целовать иконы, чтобы потом не суетиться, а максимально сконцентрироваться на службе, которая совершается специально для нас и должна стать для души путешествием к Богу. Тогда сердце наше уподобится полому сосуду, в который вливается слово Божие – всеочищающее и спасающее.

Читайте также:  Православие и толерантность: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые вопросы

Но случаи бывают разные. Я, к примеру, еще не будучи священником, забегал в храм перед работой, где уже шла Божественная литургия, ставил свечи, минут пять-десять слушал службу, испрашивая у Господа благословения на день. В этой церкви правилось ежедневно.

Если в храме идет богослужение, а вы пришли по своей надобности поставить свечечку, постарайтесь быть как можно незаметнее, чтобы не мешать молящимся.

Также хочется сказать несколько слов о ситуациях, когда в храм привозят святыни, например мощи. Тогда бывает большое стечение народа. Если вы видите, что длинная очередь, не делайте лишних движений, например троекратных земных поклонов: перекрестились, поцеловали святые мощи и отошли. Ведь за вами сотни людей, которые также хотят приложиться к святыне. Сделайте земной поклон мысленно, внутри сердца своего, а помолиться святому, испросить у него помощи в каком-нибудь своем деле можно и стоя в очереди или отойдя от ковчежца с мощами.

Одним словом, дорогие братья и сестры, будем помнить, что наша главная задача в храме – научиться разговаривать с живым Богом, а все остальное должно не мешать этому, но помогать. И ко всему, что происходит в храме, мы должны относиться правильно: не как к самоцели, но как к благодатным необходимым средствам, помогающим воспитать в сердце любовь к Богу и к ближнему.

Как говорил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан): «Главное в пост не есть друг друга». Вот так же и в храме на богослужении, и в жизни нашей повседневной главное не есть друг друга, но друг другу помогать: с Божьей помощью восходить из степени в степень, соединяясь с Господом и с ближним своим в соборном единении братской любви.

Одним словом, дорогие братья и сестры, будем помнить, что наша главная задача в храме – научиться разговаривать с живым Богом, а все остальное должно не мешать этому, но помогать. И ко всему, что происходит в храме, мы должны относиться правильно: не как к самоцели, но как к благодатным необходимым средствам, помогающим воспитать в сердце любовь к Богу и к ближнему.

Что означают поклоны

Мы кланяемся во время молитвы, показывая свое благоговение перед Творцом. Тело не отделяется от души. Поэтому поклонами человека выражает свое смирение, послушание. Преклоняясь душой и духом перед Богом, телом человек совершает то же самое. Гордость не любит поклонов, говорили святые отцы.

Но по воскресеньям и праздникам прихожане не должны класть земные поклоны, а стоять прямо на молитве, олицетворяя будущую вечную жизнь. После воскресения мертвых верующие будут сынами Божиими, а не рабами. Об этом говорил святой Василий Великий.

Священник Андрей Лобашинский говорит о том же, что грех ставит человека на колени, но покаяние затем восставляет его. Бог прощает его и делает Своим сыном. Этим характеризуется духовная свобода человека.

Поклоны надо класть правильно, не мешая другим и не получая при этом травм. Стоит вспомнить поговорку: «заставь дурака молиться Богу…» При совершении поясных поклонов надо опасаться вероятности растянуть спину. При хорошей спортивной подготовке надо коснуться пальцами правой руки пола. Но если есть боли в спине, можно просто немного поклониться. Если в храме много народу, довольно тесно, то не надо усердствовать и стукаться головой в спину впереди стоящего человека. Можно просто склонить голову, никому не мешая.

Официальный приходский сайт

Православное учение всегда воспринимало образ-икону, как святыню через которую люди могут вступить в таинственное общение с изображённым на ней святым. VII Вселенский Собор обосновал иконопочитание: «Честь, воздаваемая образу, возводится к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней». Данным догматом установлено воздавать иконам «почитательное поклонение» и только Единому Богу — Божеское. Прп. Иосиф Волоцкий говорил: «Потому подобает нам образ Божий на иконе почитать и поклоняться ему, как Самому Оному, а не иному».

Как следует прикладываться к иконе

Для православных икона – это не картина, изображающая Спасителя, Богородицу либо того или иного святого, это их образ, через который почитание и молитва дойдут до того, к кому обращены. Молясь иконе и прикладываясь к ней, верующий обращается с благодарностью или просьбой непосредственно к Господу, так как и Богородица, и святые являются нашими заступниками и ходатаями перед Ним.

Вознося молитву, верующий испытывает особое благоговение, и с таким же чувством следует прикладываться к иконе после молитвы перед ней. К принятой в православии молитве можно добавлять свои слова, а если вы не знаете канонического текста молитвы, просто говорить своими словами, чтобы поведать иконе-заступнице свои нужды. Главное, чтобы они шли от чистого сердца.

Дважды перекрестившись, слегка прикладываются губами к самому краю иконы (ни в коем случае не к губам и не к лику), затем прикладываются лбом и, отойдя, еще раз крестятся

Женщинам, у которых накрашены губы, необходимо заранее стереть помаду

Аргументация у них следующая: прикасаясь к иконе губами, каждый человек оставляет на ней микробы и бактерии, и следующий, кто целует икону после него, рискует подхватить таких представителей условно-патогенной микрофлоры как стафилококки, стрептококки, синегнойная и кишечная палочки и пр. (Эта информация была получена на основе анализа смывов с десятка икон). Как видим, ничего смертельного, но для людей с ослабленным иммунитетом, особенно пожилых, это может представлять определенную опасность.

Как правильно прикладываться к иконам и святым мощам

Слово «икона» переводится с греческого как «образ». Это и есть священное изображение Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, Православных Святых угодников. Иконы пишутся по специальным канонам художниками — иконописцами, отмеченными глубиной веры и чистотой помыслов.

В православии икона воспринимается как святыня, через которую верующим становится доступно сокровенное, таинственное общение с изображенным святым. Именно так VII Вселенский Собор обосновал иконопочитание, являющееся одним из догматов православия.

Сначала надо подойти к главной храмовой или праздничной иконе на центральном аналое, затем к иконам наиболее почитаемых святых храма.

Фильмы об иконе


Существует ошибочное мнение, что супругам нельзя вешать иконы в спальню, а если они есть, то на ночь необходимо закрывать их занавеской. Это заблуждение. Во-первых, никакой занавеской от Бога укрыться нельзя. Во-вторых, супружеская близость в браке грехом не является. Поэтому смело можно помещать иконы и в спальню. Тем более что у многих наших соотечественников не всегда бывает возможность разместить иконы в отдельно предназначенной для этого комнате. Конечно, икона должна быть в столовой или, если семья обедает на кухне, то там, для того, чтобы можно было помолиться перед едой и поблагодарить Господа после трапезы. Иконы могут находиться в каждой комнате, в этом нет ничего дурного и предосудительного. Но наивно полагать, что чем больше икон в доме, тем благочестивее жизнь православного христианина. Довольно часто такое собирательство становится обычным коллекционированием, где нет речи о молитвенном предназначении иконы, и может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека. Главное, чтобы перед иконами возносилась молитва.

Как прикладываться к иконе: как правильно и зачем прикладываться, церковные традиции, смысл

Православие всегда воспринимало икону, как святыню. В большинстве своем, только через нее люди могут вступить в общение со святым, изображенными на образе.

Духовная реальность

Еще VII Вселенский Собор установил, что такое иконопочитание. Согласно преподобным отцам «Честь, воздаваемая образу, возводится к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней». Данным законом установлено воздавать иконам «почитательное поклонение» и только Единому Богу — Божеское. Поэтому нарисованный лик – это некая передача духовной реальности.

Традиции иконопочитания установил VII Вселенский Собор (К слову, именно из-за этого в иконописных изображениях ломаются многие художественные понятия: отсутствие направленного освещения, теней, перспективы, как таковой; причудливые формы, изменение пропорций и пр.)

Люди невоцерковленные, или которые недавно обрели веру, часто воспринимают икону как портрет, обычное (хоть и «нестандартное») изображением человеческого лица. Но на том же VII Вселенском Соборе была проведена ясная грань между данными понятиями: «Икона отличается от портрета своим содержанием, и это содержание обуславливает язык иконы, особые, свойственные ей формы выражения, которые и выделяют её из всякого другого рода изображений. Поэтому плоть рисуется существенно иная, чем обычная, тленная плоть человека. Святость не подразумевается и не дополняется нашей мыслью или воображением, она очевидна для телесного зрения». Только благодать – это причина святости лика, помощник в построении образа собеседника, а также возможность общения с самим святым. Ну и кроме того иконопочитание слилось с богослужением и Таинствами, стало «Библией в красках», через которые верующие познают Господа.

Как приложиться к иконе?

Есть несколько правил, касаемых порядка почитания святынь.

По приходу в храм необходимо сначала, приложиться к праздничной иконе текущего дня. Как правило, она стоит на аналое главного придела, украшенная цветами. Затем надо подойти к наиболее почитаемым иконам либо другим святыням храма и Кресту. Не играет особой важности, когда вы приобретете свечи. Но это лучше сделать до «обхода», чтоб затем попутно ставить их возле любимого вами образа.

Прикладываться к иконам (а также к Кресту, Евангелию, мощам) нужно следующим образом:

  • Во-первых, подойти к святыне неторопливо и с трепетом. Ведь кто подходит к иконе с благоговением, тот получает благодать. Потому нельзя спешить, толкаться, «побуждать» к быстродействию других верующих. Сумки, пакеты и другую кладь лучше оставить под присмотром в стороне;
  • Во-вторых, перед тем как приложиться к иконе, нужно сделать два поясных поклона, осенив себя при этом крестным знамением;
  • Совет для женщин: прикладываться к иконе следует ненакрашенными губами;
  • После того, как вы прикоснулись к образу, нужно перекреститься и сделать еще один поясной поклон. Если рядом с иконой находится священник, который помазует верующих, то третий поклон (с осенением) нужно выполнить после помазания.

Поцелуй в ручку

Также имеются правила, указывающие, куда и как надо целовать иконы. Правильнее будет назвать эти «догмы» не правилами, а манерами церковного этикета, который необходимо соблюдать, будучи в храме.

  • Нельзя целовать святых в лик. Это указывает на то, что христианин, осознавая свою греховность, не может смотреть в лицо Господу или святым Его, ибо недостоин. К тому же невольно складывается ассоциация с поцелуем Иуды Искариота;
  • Икону Спасителя стоит целовать в руку, если изображение поясное, либо в ногу – если ростовое;
  • Образ Богородицы нужно целовать в ручку. Также необходимо поступать и с изображениями святых;
  • «Иконы-лики», такие как Нерукотворный Спас или усеченная глава святого пророка Иоанна Крестителя, необходимо лобызать в волосы;
  • На иконе, где изображено несколько святых, можно прикоснуться к каждому. Но если в храме много народа, следует поцеловать икону один раз, чтоб не задерживать прихожан и не нарушать благочестия;
  • Относительно недавно возникла «традиция» прикладываться только к раме иконы, объясняя это тем, что «я недостоин». Но данная практика не признается православными, ибо противоречит церковному пониманию сущности иконопочитания. По учению Православной Церкви, икона являет собой Царствие Небесное — мир света, радости и прощения. Акцентируя наше внимание на достоинстве и величии человеческого призвания, образ напоминает о том, что человек может стать богом по благодати. Именно поэтому христианин, целующий только рамку иконы, невольно отталкивает Самого Господа. Также не лишним будет напомнить, что в давние времена еретики-иконоборцы поднимали образа так высоко, что приложиться к ним было невозможно. Христиане, целующие рамку иконы, невольно поддерживают ересь иконоборчества.

О молитве пред иконой

Прикладываться к иконе следует с особой молитвой. К сожалению, за долгие годы богоборства эта практика позабылась. Потому нередко верующие целуют икону, не осознавая истинного назначения этого действия. А одним из правильных элементов является как раз-таки молитва.

В наши дни во многих храмах подле икон вывешивают листок с текстом молитвы изображаемому святому. Но что же делать, если таких листков нет?

  • Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».
  • Перед иконой Богородицы следует прочитать: «Пресвятая Богородице, спаси нас».
  • Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.
  • Перед иконой Архангелов можно сказать: «Святый Архангеле (имя), моли Господа Бога за меня грешного». Если же вы знаете короткую молитву изображенному (например «Архангел Михаил, огненным мечом Твоим отжени от меня духа лукавого, искушающего и томящего мя»), то можно прочитать и ее.
  • Перед иконами святых позволительно говорить каждодневную молитву указанному блаженному: «Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей»;
  • Если вы имеете при себе текст молитвы, то не надо стесняться доставать его на людях.

О предрассудках инфекции

Не надо обращать внимания на предрассудки по поводу возможной передачи болезней при целовании святынь. За многовековую практику в доме Божием никто не заражается, контактируя с иконами. Наоборот — человек излечивался от недугов. Брезгливость же является одним из проявлений гордости и проходит со временем.

Также стоит помнить, что целование икон — это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, но не обязанность. Касаясь образа, мы восхваляем того, кто на нем изображен и можем лишь надеяться, что благодатная сила очистит нас от мучительных страстей. Из этого же следует, ничего не обретают те, кто прикладывается к иконе без искренней веры.

Православие всегда воспринимало икону, как святыню. В большинстве своем, только через нее люди могут вступить в общение со святым, изображенными на образе.

1. О посещении храма

1.1. Почему храм называют церковью?

– Слово «Церковь» (в переводе с греческого «собрание призванных») – означает собрание людей вследствие призыва, приглашения. Апостолы были избраны и призваны Иисусом Христом к объединению в собрание, то есть в Церковь. Поэтому в самом полном смысле понятие Церковь Христова подразумевает собрание под единой Главой – Господом Иисусом Христом всех истинно верующих в Него на небе и земле, исполняющих Его волю, пребывающих в Нем, причащающихся Его Божественной Жизни.

Церковь – это Богочеловеческий организм, единство Духа, обитающего в людях, старающихся жить по Евангелию. Поэтому Церковью называется также сообщество людей, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру.

Храм также называют церковью потому, что в нем собираются члены Церкви (церковная община) для соборной молитвы и богообщения. В этом случае слово «церковь» пишется с маленькой буквы. Храм называют домом Божиим, домом Господним. Соответствующее греческое слово в переводе на церковно-славянский язык также переводится как «церковь».

1.2. Обязательно ли ходить в храм?

– Да, это необходимо. Быть христианином – значит принадлежать Христу и созданной Им Церкви, которая, по словам апостола Павла, является «Телом Христовым, полнотою Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23), а также «домом Божиим», «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3:15). Церковь – благодатный богочеловеческий организм, частью которого человек становится, уверовав в Бога, приняв Святое Крещение и участвуя в церковной жизни. Уклоняясь от жизни Церкви, человек неминуемо отдаляется как от самой Церкви, так и от ее Главы – Господа Иисуса Христа. «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6:46).

Важнейшей частью церковной жизни человека является посещение храма – дома Божия, места Его особого благодатного присутствия на земле. Христианин старается по возможности часто бывать в храме для общения с Богом. Здесь он может принять драгоценные дары Христовы: соединиться с Ним в таинстве Причащения, очиститься от грехов в таинстве Исповеди, получить помощь в болезни через таинство Елеосвящения, вступить в молитвенное общение со святыми. Посещение храма освящает жизнь человека.

1.3. Как часто следует посещать храм?

– В четвертой заповеди Божией говорится, что шесть дней человек должен работать, а седьмой день посвящать Господу Богу. Поэтому каждый христианин должен посещать храм в воскресные дни, включая всенощное бдение в субботу вечером и по возможности в дни церковных праздников. Можно приходить в храм и в любое другое время.

1.4. Можно ли принимать пищу в утренние часы перед посещением храма?

– По церковному Уставу делать это не положено. Тот, кто не причащался, вкушает по окончании богослужения антидор или просфору, которые принимают натощак. Но Устав рассчитан на физически здоровых людей. Для детей и людей, страдающих физическими недугами, возможны послабления, им разрешается принимать пищу и перед посещением храма.

1.5. Что надо делать перед входом в храм?

– Перед входом в храм надо трижды перекреститься, после каждого осенения себя крестным знамением сделать поясной поклон, мысленно произнося молитвы: после первого поклона: «Боже, буди милостив мне, грешному», после второго поклона: «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя», после третьего поклона: «Без числа согреших, Господи, прости мя». Можно и просто перекреститься со словами «Господи, помилуй». Главное постараться оставить мысли о повседневных делах и иметь в душе настрой на общение с Богом.

Читайте также:  Мощи святых: что это такое, значение в православии и почитание, как их делают и зачем разделяют, история и традиции, особенности и места хранения

1.6. Как вести себя в храме?

– Людям, идущим в храм, надо знать, что в Церкви существуют свои правила и установления. Приходя домой к своим друзьям или знакомым, любой человек соблюдает установленный в нем порядок, определенные правила приличия и ведет себя скромно, особенно если пришел просить хозяина дома о какой-либо помощи. Приходя в храм – дом Божий, тем более надо соблюдать установленные в нем правила, вести себя благочестиво и не создавать неудобств другим людям. Правила эти распространяются и на внешний вид. Женщинам не следует приходить в храм в очень коротких юбках, в кофтах и блузках совсем без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Голова женщины должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчинам не следует приходить в храм в шортах и майках. Перед входом в храм мужчины снимают головные уборы.

Приходить в храм хорошо за 10–15 минут до начала богослужения. За это время можно подать записки, поставить свечи, приложиться к иконам. После этого встать на свободное место. По традиции во время богослужения мужчины молятся в правой части храма, а женщины – в левой. Если свободного места достаточно, не следует занимать главного прохода от входных дверей к Царским Вратам. В Церкви существует традиция, когда во время помазания елеем, Причащения или прикладывания к кресту, мужчины подходят первыми, а женщины после них.

Не следует ходить по храму во время богослужения, вести разговоры. Вошедшим в храм после начала службы желательно не ставить свечи или передавать их, отвлекая людей от молитвы.

Непозволительно в храме сидеть нога на ногу, держать руки в карманах или за спиной. Вести себя в доме Божием надо благопристойно и благоговейно.

1.7. Почему в храме надо стоять во время служб?

– Христианин во время богослужения должен быть благоговейным соучастником священного действия, а не любопытным зрителем.

В храме совершаются богослужения и священные действия, во время которых человек предстоит пред Богом своей душой, умом и сердцем, а поскольку душа и тело тесно связаны друг с другом, то и самим телесным положением он выражает свой внутренний настрой. Человек создан Богом так, что само вертикальное положение тела указывает на его возвышенное предназначение. Отношение человека к Богу определяется не должностной инструкцией, а влечением духа. Поэтому для выражения глубокого почтения к Богу в храмах принято стоять во время богослужений. И кто искренне, внимательно, всей душой молится, тот не ощущает усталости.

Конечно, люди, страдающие телесными недугами, либо нуждающиеся в дополнительном отдыхе (например, беременные женщины, люди пожилого возраста), могут сидеть на скамейках, имеющихся в храмах. Но во время чтения Евангелия и в особо важных моментах Литургии следует вставать. «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах», – говорил московский святитель XIX века Филарет (Дроздов).

1.8. Обязательно ли вставать в храме на колени во время богослужения?

– Существуют такие моменты во время богослужения, когда священник и все молящиеся встают на колени, например, во время молитвы преподобного Ефрема Сирина и некоторых других молений великопостных служб, чтения молитв в День Святой Троицы, иногда встают на колени и во время молебнов. Поэтому, если священник и все молящиеся встали на колени, то желательно поступить так же.

В случаях, когда человек болен или когда в храме очень тесно, можно на колени не вставать.

1.9. Обязана ли христианка постоянно носить платок или только в храме? А если девушка не замужем?

– Традиция предписывает замужней христианке покрывать голову в храме или на домашней молитве. Платок является признаком замужней христианки: это знак власти, которой она подчинена – власти мужа. В Священном Писании сказано: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор. 11:5). «Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор. 11:7–10). В настоящее время такая благочестивая традиция распространяется на всех женщин. Соблюдая ее, женщины тем самым показывают свое смирение и послушание.

1.10. Может ли православная христианка носить брючный костюм или женские брюки? Допустимо ли в таком виде входить в храм Божий и участвовать в таинствах?

Называть брючный костюм или брюки исключительно принадлежностью мужской одежды – неправомерно. Брючный костюм или женские брюки являются элементами женской одежды (штаны в христианской Европе стали принадлежностью мужской одежды лишь в IX веке во времена болгарского царя Бориса).

Соблюдая соответствующие нормы приличия, православная христианка может в таком виде входить в храм Божий и участвовать в таинствах.

Современная одежда, подчеркивающая формы женского тела (например, узкие брюки), часто воспринимаются как соблазн для окружающих мужчин. Одежда и вообще внешний вид христиан, несомненно, должны выражать скромность и не подавать повода к соблазну у окружающих: «горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18:7–9). В отношении покроя одежды христианам следует учитывать реакцию окружающих людей, руководствуясь советом святого Василия Великого: «Должно избегать и такого дела или слова, которое дозволено Писанием, когда другие чем-либо подобным располагаются ко греху, или к тому, что теряют сколько ни есть усердия к добру».

Если стремление одеваться в одежду противоположного пола у христианина или христианки обусловлено ощущением принадлежности к противоположному полу или желанием привлекать внимание лиц своего пола, то это сфера вдумчивой пастырской и психологической помощи, но не повод оскорблять таких людей или даже изгонять из храма.

1.11. Есть ли какие-либо ограничения в церковной жизни для женщин, находящихся в естественной нечистоте?

– В условиях современного церковного бытия нет однозначного определения и отношения к правилам ритуальной нечистоты, происходящим из Ветхого Завета (см. Лев. Гл. 15). Наиболее распространенной в настоящее время является практика, позволяющая женщинам в такие дни входить в храм или его притвор, но не допускающаяся до Причастия и других церковных таинств. В случаях же тяжелой болезни и имеющейся смертельной опасности (согласно указанию Требника), такой человек не лишается Церковью Крещения и Причащения.

1.12. Придя в храм, кому надо поставить свечу в первую очередь и о чем надо молиться?

– Нет специального правила, кому и сколько свечей ставить. Можно сначала поставить свечу на подсвечник в центре храма, где на аналое обычно лежит икона праздника или храмовая икона, а также к образу Спасителя, Божией Матери, святым угодникам Божиим. Об упокоении усопших ставят свечу к кресту на прямоугольном подсвечнике – кануне.

В молитве в первую очередь выражают благодарность Господу Богу за Его благодеяния. Молятся о прощении грехов, которые человек совершил и чувствует от этого тяжесть на душе. Также можно просить помощи в имеющихся нуждах.

1.13. Можно ли во время Причащения ставить свечи и прикладываться к иконам?

– Желательно ставить свечи и прикладываться к иконам до начала богослужения, а если не успели – после его окончания. Во время богослужения все внимание должно быть обращено на то, что поется и читается в храме. Причащение – это самая важная часть богослужения, поэтому в этот период не следует ставить свечи и прикладываться к иконам, чтобы не мешать причастникам, которые в этот момент проходят по храму к Святой Чаше, а потом к столику с теплотой. Кто не причащается, должен стоять на одном месте и молиться, сохраняя благоговение перед величайшим таинством.

1.14. Как надо себя вести при каждении храма?

– Когда священнослужитель совершает каждение храма, надо посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову. При этом не надо поворачиваться спиной к алтарю. Надо лишь слегка развернуться. Креститься в это время не следует.

1.15. Что делать, если ребенок в храме расплакался?

– Плачущего ребенка надо успокоить, а если это не удается, то выйти с ним из храма, чтобы не мешать молящимся.

Но смущаться этим не надо. Дети, которые бывают в храме каждое воскресение, обычно ведут себя спокойно.

1.16. Прикладываются ли к кресту в Радоницу?

– Да, как и в любой другой день. К кресту прикладываются по окончании богослужения по церковной традиции, потому что крест – это христианская святыня, символ веры и орудие нашего спасения.

1.17. Для чего по храму ходят с подносами и собирают деньги?

«Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища?» (1 Кор. 9:13). Самим Господом установлено, что Церковь существует на пожертвования верующих (см. Лев. 27:32; Втор. 12:6; 14:28; 18:1–5).

Молитвенное прошение человека к Богу должно подкрепляться готовностью и со своей стороны что-то принести Ему в дар. Это известно с самых ранних библейских времен. В этом духовный смысл жертвоприношений и разного вида пожертвований. Поэтому уже в древней Церкви люди делали денежные вносы. Святитель Иоанн Златоуст разъяснял тем, кто в его время не понимал значение сборов: «Ты не смущайся – не за деньги продаются блага небесные, не деньгами покупают их, а свободным решением дающего деньги, человеколюбием и милостыней. Если бы на серебро покупались эти блага, то женщина, положившая две лепты, не много получила бы. Но так как не серебро, а доброе намерение имело силу, то она, показав всю готовность, получила все. Итак, мы не должны говорить, что Царствие Небесное покупается за деньги, – не за деньги, а за свободное решение, которое проявляется через деньги. Однако, скажешь, и деньги нужны? Не деньги нужны, а решение. Имея его, ты можешь и за две лепты купить небо, а без него и за тысячу талантов не купишь того, что можешь купить за две лепты».

Пожертвования, которые делают верующие, имеют две стороны. Одна духовно-нравственная, а другая жизненно-практическая.

О духовной стороне говорит Господь: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12:33–34). И апостол Павел пишет: «Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу» (Фил. 4:16–17).

Практическая сторона. Церковь и люди ее живут в реальном мире. Жизнь прихода требует немалых расходов на приобретение церковной утвари, облачений, богослужебных книг, на содержание священнослужителей и сотрудников храма, преподавателей воскресной школы, а также на реставрацию, ремонт, на оплату за отопление, воду, электричество. Все эти затраты храмы вынуждены покрывать самостоятельно, а их доходы складываются, главным образом, из пожертвований верующих.

Христианин должен совершать приношения благотворительного характера по усердию. Апостол Павел писал к коринфянам: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9:7–8).

Отмечается, что «каждый прихожанин имеет своей обязанностью… содействовать благосостоянию прихода. На обязанности прихожан лежит забота о материальном содержании причта и храма» (Устав Русской Православной Церкви. Глава XVI. Приходы).

1.18. Если необходимо уйти до окончания Литургии, когда можно это сделать?

– В случае крайней необходимости уходить из храма можно в любое время. Но если с уходом можно помедлить, то нежелательно уходить во время чтения Евангелия, при пении Херувимской песни, во время Евхаристического канона. Если есть возможность, то желательно не уходить до возгласа священника «С миром изыдем», вскоре после причащения мирян.

1.19. Можно ли подойти на помазание во время всенощной службы некрещеному?

– В молитве на освящение елея подразумеваются верные, то есть крещеные христиане: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей, и умножи сия во граде сем, и во всем мiре Твоем, и вкушающия от них верныя освяти».

Если некрещеный человек проявляет искренний интерес к Церкви, то ему можно участвовать в помазании во время полиелея. Но важно не ограничиваться этим помазанием, а принять решение стать христианином через Святое Крещение.

Если же он воспринимает помазание как своего рода магию, как некое «церковное лекарство», но при этом вовсе не проявляет интереса к церковной жизни, то лучше на помазание не подходить.

1.20. Можно ли некрещеному человеку приложиться к мощам?

– К святым мощам и иконам некрещеным прикладываться можно, если они имеют веру и благоговение перед святыней.

Надо благодарить Бога, что некрещеный человек имеет благое желание приложиться к святыне, это может быть первым робким шагом на пути к Церкви, поэтому надо проявить внимание и снисхождение к такому человеку.

1.21. Как относиться к тому, что во время службы видится красивое свечение икон, врат и тому подобное?

– С большой осторожностью. Через такие видения может произойти обольщение лукавым духом, что приводит к состоянию, называемому в Православии прелестью. Также нужно быть осторожным и в отношении слышания голосов и каких-либо физических ощущений во время молитвы. Подобным видениям не надо придавать значения, стараться не обращать на них внимания, чтобы не прельститься. Если эти явления повторяются, то следует рассказать об этом священнику.

1.22. С какой стороны надо обходить иконы в храме – справа налево или слева направо?

– С любой. Главное, чтобы это делалось благоговейно, с молитвой и не мешало другим людям. Иконы обходят не ради исполнения какого-то обряда или ритуала, а ради молитвы, обращенной к Господу, Божией Матери и святым угодникам Божиим, чьи святые лики изображены на иконах.

1.23. Сколько цветов можно приносить в храм – четное или нечетное количество?

– Можно приносить любое количество цветов. Имеет значение не количество, а сердечное расположение приносящих.

Обычай дарить живым людям букеты с нечетным количеством цветов, а на кладбище нести четное их количество является человеческим установлением, не имеющим под собой никакого разумного обоснования, и лишь способствует возникновению суеверий. Например, некоторые люди панически боятся получить букет с четным количеством цветов, предвидя в этом свою скорую смерть. Однако количество подаренных цветов никаким образом не влияет на продолжительность жизни, которая всецело зависит от Бога.

1.24. Разрешается ли в храме фото- и видеосъемка?

– Общецерковного запрета на фото- и видеосъемку в храмах не существует (пример: трансляция Рождественских и Пасхальных богослужений с участием Патриарха). Однако лучше в каждом конкретном случае выяснять, не запрещена ли в храме съемка.

– Людям, идущим в храм, надо знать, что в Церкви существуют свои правила и установления. Приходя домой к своим друзьям или знакомым, любой человек соблюдает установленный в нем порядок, определенные правила приличия и ведет себя скромно, особенно если пришел просить хозяина дома о какой-либо помощи. Приходя в храм – дом Божий, тем более надо соблюдать установленные в нем правила, вести себя благочестиво и не создавать неудобств другим людям. Правила эти распространяются и на внешний вид. Женщинам не следует приходить в храм в очень коротких юбках, в кофтах и блузках совсем без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Голова женщины должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчинам не следует приходить в храм в шортах и майках. Перед входом в храм мужчины снимают головные уборы.

Как правильно прикладываться к мощам

Согласно верованиям христиан, святые мощи имеют чудодейственную силу. Им принято поклоняться. Особая благодать исходит от нетленных останков. Считается, они принадлежат людям, которые вели праведный образ жизни, поэтому особо угодили Всевышнему. Их мощи даже после смерти могут творить чудеса и исцелять больных. Правда, чудодейственную силу они приобретают по Божьей воле. Христиане верят, что припадая к святым останкам, можно исцелиться от любой хвори, слепым — прозреть, а еще спастись от несчастий, бед, прогнать демона.

Верующие могут получить благодать и освящение, поцеловав мощи святых. Правда, обычно святые останки находятся в каком-то закрытом ящике (раке, ковчежце). Святыню выставляют напоказ только на большие религиозные праздники. В такие дни к святейшим останкам стекается толпа. Прихожане по несколько часов стоят в очереди, чтобы взглянуть на чудотворные мощи.

Не рекомендуется подолгу останавливаться около святыни. Прочитать молитву и обратиться за помощью к святому можно, стоя в очереди. Подойдя к раке, нужно дважды поклониться в пояс и перекреститься, поцеловать ларец, потом еще раз поклониться и перекреститься. Если около святыни находится священник, который совершает помазание, то третий поклон и крестное знамение делают после помазания.


Целовать можно изображение рук, ног, одежды. Дотронуться до святого образа можно только один раз. После прикладывания к иконе нужно еще раз поклониться и перекреститься. Потом можно прочитать молитву, покаяться в прегрешениях и мысленно попросить Бога о помощи. Можно поставить купленные при входе в храм свечки за здравие или за упокой.

КАК И ЗАЧЕМ НУЖНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К ИКОНАМ В ХРАМЕ.

Тo, чтo лежит нa пoверxнocти и, кaзaлocь бы, чтo мoжнo пoднять, cлoвнo cуxoй ocенний лиcтик из oзернoй глaди, нa пoверку oкaзывaетcя вершинoй aйcбергa мнoгoтoннoгo, уxoдящегo в глубину – в глубину иcтoрии, векoвыx трaдиций, oбщеcтвенныx уcтoев и, кoнечнo же, в глубину челoвечеcкиx души и cердцa.

Читайте также:  Заповедь "Не укради": значение и толкование, от чего предостерегает

Ведь и пoжaр икoнoбoрчеcтвa, пoлыxaвший нa прaвocлaвнoм Вocтoке пoчти cтoлетие нa прoтяжении VIII – нaчaле IX в. и унеcший тыcячи жизней, тoже врoде бы нaчaлcя c мелoчи – пoдняли икoны чуть пoвыше, чтoбы нaрoд не дocтaвaл, a тo уже крacку cрезaют и едят вмеcтo лекaрcтвa.

Пoнимaете, дoрoгие брaтья и cеcтры, вcей душoй не xoчетcя, чтoбы прaвocлaвнoе бoгocлужение преврaтилocь в некий ритуaльный тaнец: зaшел, перекреcтилcя три рaзa cюдa, пoтoм три рaзa cюдa, зaтем пocтaвил три cвечки, пoтoм тo, пoтoм cе. И вcе. И дрoжaние иcпугaннoе, чтoбы не дaй Бoг ничегo не нaрушить, не oбoрвaть невидимые пaутинки, прoтянутые пo xрaму: иди тудa – cюдa не иди, тут cтoй, тaк пoвoрaчивaйcя. И ведь инcпектoрa-тo cурoвые нaйдутcя, вcе пoкaжут дo мелoчей.

В итoге пoлучaетcя геoметричеcки-фoрмaльнaя клеткa кaкaя-тo вмеcтo cлужбы, где душa зaгнaнa в тaкoй угoл, из кoтoрoй ей oчень cлoжнo выбрaтьcя, и иcпугaннaя тaм дрoжит, и ты шaг бoишьcя cделaть лишний пo xрaму, ведь cурoвые инcпектoрa-тo не дремлют.

В итoге челoвек прocтo бoитcя зaйти в xрaм, пoтoму чтo cурoвocть и непoнятнocть чувcтвует, a любoвь и милocердие нет.

Приведу цитaту из прoпoведи митрoпoлитa Aнтoния Cурoжcкoгo, cкaзaнную им нa oднoй диaкoнcкoй xирoтoнии в 1966 гoду: «Первые диaкoны были пocтaвлены для тoгo, чтoбы быть вырaжением милocерднoй любви Церкви. Церкoвь – этo милocердие; Церкoвь – этo любoвь, и ничтo инoе; еcли oнa cтaнoвитcя чем-тo иным, тo переcтaет быть Церкoвью вo вcей пoлнoте. Любoвь этa дoлжнa быть прoницaтельнoй, oнa дoлжнa быть глубoкoй, oнa дoлжнa быть личнoй, кoнкретнoй».
Пoтoму ни aрxиерей, ни cвященник, ни cвечницa, ни пoнoмaрь не впрaве зacлoнять oт челoвекa Бoгa. Ведь Церкoвь и прaвocлaвнoе бoгocлужение являютcя oбщением души c живым Бoгoм. И ничтo не дoлжнo этoму препятcтвoвaть.

Вcе в xрaме oбязaнo cпocoбcтвoвaть этoму: и cвятые икoны, и пoклoны, и кaждение, и лaдaн, и пение, и чтение мoлитв. Дaже caми Тaинcтвa церкoвные – cуть блaгoдaтные cредcтвa, являющиеcя жердoчкaми леcтницы, пo кoтoрoй челoвек c Бoжьей пoмoщью взбирaетcя нa небo. Никoгдa не cледует этoгo зaбывaть. И никoгдa нельзя делaть из церкoвнoгo Уcтaвa или из меcтнoчтимыx xрaмoвo-приxoдcкиx трaдиций зaкoнченнoгo идoлa. Этo глубoчaйшaя oшибкa, кoтoрaя, к coжaлению, oчень рacпрocтрaненa… Вcе этo не еcть caмoцелью. Этo cредcтвo – лoдoчкa для путешеcтвия пo небеcнoй дуxoвнoй вoде к Вcевышнему.

И c дaнныx пoзиций нужнo пoдxoдить к xрaмoвoму бoгocлужению. O тoм нaм гoвoрят и cвятые oтцы. Вcпoмним четвертoе деяние VII Вcеленcкoгo Coбoрa o пoчитaнии cвятыx икoн: «…чтoбы при пoмoщи живoпиcныx изoбрaжений иx мoжнo былo приxoдить к вocпoминaнию и к пaмятoвaнию o первooбрaзе и coделaтьcя причacтникaми некoегo ocвящения». В этoм дoгмaте пoчти прямo гoвoритcя o тoм, чтo cвятые икoны – этo блaгoдaтные cредcтвa, кoтoрые визуaльнo, эмoциoнaльнo, xудoжеcтвеннo и, нaкoнец, дуxoвнo пoмoгaют через впечaтление глaз вocxoдить к первooбрaзу, т. е. к Бoгу, чтoбы ocвятитьcя oт Негo, cтaть причacтникoм Егo cветa.

Пo дaннoму вoпрocу мне xoтелocь cкaзaть именнo этo. Не дaть cуxую инcтрукцию, нo cкoрее живoе чувcтвo, трепещущее в груди. Нужнo oбретaть жизнь в Бoге, a не зaпутывaтьcя в пaутине внешниx xoдoв и знaкoв.

Кoнечнo, еcть oпределенные прaвилa, кoтoрые нужнo coблюдaть. Тaк, к примеру, трoекрaтнo креcтитьcя при вxoде в xрaм нaм cледует в чеcть Cвятoй Трoицы. Нo этo не дoлжнo быть cуxoй фoрмoй, нo нaшим живым иcпoведaнием веры вo Cвятую Трoицу – Oтцa и Cынa и Cвятoгo Дуxa. C именнo этими мыcлями, чувcтвaми и уcтремлениями мы трoекрaтнo креcтимcя перед вxoдoм в xрaм. Cледующий нaш oбязaтельный шaг – xрaмoвый oбрaз или икoнa прaздникa нa центрaльнoм aнaлoе церкви. Oбычнo мы здеcь тaкже трoекрaтнo креcтимcя c мaлыми или пoяcными пoклoнaми. Пo трaдиции двa рaзa перед лoбызaнием oбрaзa, oдин рaз пocле. В Великий пocт oбычнo перед икoнoю или Рacпятием Xриcтoвым клaдутcя земные пoклoны. Нo этo тoже не дoлжнo быть чиcтo меxaничеcким дейcтвием. Нaм четкo cледует пoнимaть, для чегo этo делaем.

Икoнa прaздникa – этo cимвoл тoгo coбытия, кoтoрым в дaнный день или бoлее длительный периoд времени живет Церкoвь. Oбычнo прaздник, ocoбеннo двунaдеcятый, – этo coбытие, пoлoженнoе в ocнoву Бoжеcтвеннoгo плaнa cпacения челoвечеcтвa. Пoтoму лoгичеcки умcтвеннo и душевнo мы дoлжны иcпытывaть рaдocть, чтo через целoвaние икoны и бoгocлужение cтaли coпричacтникaми прaздникa, coпричacтникaми coбcтвеннoгo cпacения, coвершеннoгo Бoгoм. Xрaмoвaя же икoнa cвятoгo нa центрaльнoм aнaлoе – cимвoл тoгo, чтo дaнный угoдник Бoжий пребывaет в церкви и являетcя ее небеcным пoкрoвителем. Пoтoму целуя xрaмoвый oбрaз, мы будтo здoрoвaемcя c дoбрым другoм cвoим, живущем в этoм дoме Бoжием, и прocим у негo мoлитвеннoй пoмoщи и предcтaтельcтвa перед Твoрцoм.

Где дaлее cтaвить cвечи, кaкие икoны целoвaть или перед кaкими oбрaзaми клacть земные (креcтимcя, пoтoм кacaемcя лбoм земли, cтaнoвяcь нa кoлени), или пoяcные (креcтимcя, пoтoм дocтaем пaльцaми прaвoй руки пoлa), или мaлые пoклoны (креcтимcя и немнoгo нaклoняем гoлoву и тулoвище) – вaше личнoе делo. Oбычнo cвечи тaкже cтaвят зa упoкoй уcoпшиx нa cпециaльнoм метaлличеcкoм cтoлике co мнoжеcтвoм мaленькиx пoдcвечникoв и Рacпятием – кaнуне (кaнуннике).

Кoнечнo, еcть некoтoрые oгрaничения, еcли в xрaме идет бoгocлужение. Желaтельнo приxoдить дo нaчaлa бoгocлужения и cтaвить cвечечки, целoвaть икoны, чтoбы пoтoм не cуетитьcя, a мaкcимaльнo cкoнцентрирoвaтьcя нa cлужбе, кoтoрaя coвершaетcя cпециaльнo для нac и дoлжнa cтaть для души путешеcтвием к Бoгу. Тoгдa cердце нaше упoдoбитcя пoлoму cocуду, в кoтoрый вливaетcя cлoвo Бoжие – вcеoчищaющее и cпacaющее.
Нo cлучaи бывaют рaзные. Я, к примеру, еще не будучи cвященникoм, зaбегaл в xрaм перед рaбoтoй, где уже шлa Бoжеcтвеннaя литургия, cтaвил cвечи, минут пять-деcять cлушaл cлужбу, иcпрaшивaя у Гocпoдa блaгocлoвения нa день. В этoй церкви прaвилocь ежедневнo.

Еcли в xрaме идет бoгocлужение, a вы пришли пo cвoей нaдoбнocти пocтaвить cвечечку, пocтaрaйтеcь быть кaк мoжнo незaметнее, чтoбы не мешaть мoлящимcя.

Тaкже xoчетcя cкaзaть неcкoлькo cлoв o cитуaцияx, кoгдa в xрaм привoзят cвятыни, нaпример мoщи. Тoгдa бывaет бoльшoе cтечение нaрoдa. Еcли вы видите, чтo длиннaя oчередь, не делaйте лишниx движений, нaпример трoекрaтныx земныx пoклoнoв: перекреcтилиcь, пoцелoвaли cвятые мoщи и oтoшли. Ведь зa вaми coтни людей, кoтoрые тaкже xoтят прилoжитьcя к cвятыне. Cделaйте земнoй пoклoн мыcленнo, внутри cердцa cвoегo, a пoмoлитьcя cвятoму, иcпрocить у негo пoмoщи в кaкoм-нибудь cвoем деле мoжнo и cтoя в oчереди или oтoйдя oт кoвчежцa c мoщaми.

Oдним cлoвoм, дoрoгие брaтья и cеcтры, будем пoмнить, чтo нaшa глaвнaя зaдaчa в xрaме – нaучитьcя рaзгoвaривaть c живым Бoгoм, a вcе ocтaльнoе дoлжнo не мешaть этoму, нo пoмoгaть. И кo вcему, чтo прoиcxoдит в xрaме, мы дoлжны oтнocитьcя прaвильнo: не кaк к caмoцели, нo кaк к блaгoдaтным неoбxoдимым cредcтвaм, пoмoгaющим вocпитaть в cердце любoвь к Бoгу и к ближнему.

Кaк гoвoрил Блaженнейший Митрoпoлит Киевcкий и вcея Укрaины Влaдимир (Caбoдaн): «Глaвнoе в пocт не еcть друг другa». Вoт тaк же и в xрaме нa бoгocлужении, и в жизни нaшей пoвcедневнoй глaвнoе не еcть друг другa, нo друг другу пoмoгaть: c Бoжьей пoмoщью вocxoдить из cтепени в cтепень, coединяяcь c Гocпoдoм и c ближним cвoим в coбoрнoм единении брaтcкoй любви.

Oдним cлoвoм, дoрoгие брaтья и cеcтры, будем пoмнить, чтo нaшa глaвнaя зaдaчa в xрaме – нaучитьcя рaзгoвaривaть c живым Бoгoм, a вcе ocтaльнoе дoлжнo не мешaть этoму, нo пoмoгaть. И кo вcему, чтo прoиcxoдит в xрaме, мы дoлжны oтнocитьcя прaвильнo: не кaк к caмoцели, нo кaк к блaгoдaтным неoбxoдимым cредcтвaм, пoмoгaющим вocпитaть в cердце любoвь к Бoгу и к ближнему.

Если вы пришли в церковь в первый раз

Как правильно вести себя в церкви при первом посещении:

  • к приезду в храм необходимо правильно подготовиться. Проснувшись утром, умойтесь, а затем зажгите лампаду и помолитесь Всевышнему: поблагодарите Господа за мир и покой;
  • обратите внимание на свой внешний вид. В Божий дом запрещено надевать шорты, джинсы и короткие юбки. Женщинам нельзя приходить в церковь в брюках. На голову повяжите шарф или платок; откажитесь от яркого макияжа. Мужчины, заходя в церковь, наоборот, головные уборы снимают. Ваша одежда не должна давать другим людям поводов для смущения и соблазнов. Не допускаются оголенные участки тела;
  • собираясь в храм, многие абсолютно не задумываются о том, можно ли перед этим есть. Если поступать по религиозным правилам, в церковь необходимо приходить только натощак. Исключения разрешаются для беременных женщин и людей, страдающих серьезными заболеваниями;
  • в различных средствах массовой информации часто встречается точка зрения о том, что в храм не нужно заходить с сумками. Однако если для этого есть необходимость, делать это не возбраняется;
  • входят в церковь с обязательным поклоном: поклониться необходимо трижды;
  • заранее дома следует приготовить деньги на свечи и церковные сборы: неудобно их менять в самом храме. Это будет всем мешать.

  • если служба уже началась, основное правило поведения здесь только одно не мешайте остальным людям молиться. Желательно вообще не разговаривать. Заранее отключить мобильный телефон;
  • не ходите по церкви: вы можете кого-то толкнуть. Если человек пришел в храм с маленьким ребенком, а тот заплакал, лучше всего выйти с ним на улицу или в коридор. Дождитесь, когда малыш полностью успокоится;
  • присесть на лавку разрешается только по причине плохого самочувствия или по медицинским показаниям. В противном случае всю службу необходимо стоять на ногах;
  • в праздничные дни и по воскресеньям вместо низких поклонов совершают поясные;
  • мужчины должны располагаться в правой части храма, а женщины в левой;
  • в некоторых церквях могут быть свои традиции: например, передавать свечу только через левое плечо или складывать руки «лодочкой», когда говорит священник.

Слово пастыря

Проповедь 28 июля 2020 года, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, день церковно-государственного праздника Крещения Руси, после Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — с днем памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси. И, как установилась в течение последних десятилетий некая традиция, в этот же день мы празднуем и вспоминаем величайшее событие в истории нашего народа — Крещение Руси.

Святой князь Владимир всем сердцем воспринял новую веру. Если почитать светских историков, то обычно факт крещения князя Владимира в Корсуни обставляется различными политико-идеологическими причинами и предпосылками. Мол, нужно было заручиться мощными союзниками, нужно было постараться войти в культурное пространство Византии, нужно было сделать то-то и то-то, что было бы полезно и для князя Владимира, и для его страны — вот потому он и принял крещение.

Но следует вспомнить, кем был князь Владимир. Он был убежденным язычником, он с языческой верой соединил всю свою жизнь, на его душе десятки загубленных человеческих жизней — измученных,

обезглавленных. Кровь соединяет человека с убеждениями, как ничто иное. Давайте посмотрим на историю XX века. Разве кто-то из тех, кто убежденно творил беззаконие, кто убивал других, раскаялся просто так, под влиянием того, что им было предложено нечто взамен их страшного кровавого прошлого? Никто по-настоящему не раскаялся. Посмотрите съемки Нюрнбергского процесса — разве это раскаявшиеся преступники? Они с улыбкой встречали речи обвинителей, они ни в чем не раскаивались, они были убеждены в правоте своего дела.

А князь Владимир? Почему он раскаялся, и под влиянием чего это произошло? Никакого Нюрнбергского процесса над ним не было и быть не могло, никто его ни в чем не обвинял, он мог бы спокойно жить с великой славой могущественного правителя Руси, но он перечеркивает свое прошлое, он отказывается от этой славы, раскаивается сам, без чьей-либо помощи, во всем том, что совершил, и в Корсуни принимает святое крещение. А потом, всем сердцем почувствовав силу благодати Божией, принимает решение крестить весь свой народ, и действительно совершает это удивительное деяние. Казалось бы, все против логики, все против обычаев того времени, все против характера самого князя Владимира, и это первое чудо привело к величайшему изменению в жизни самого князя и всей страны.

И второе Божие чудо. Люди столетиями жили, поклоняясь идолам, языческим богам. Это сейчас мы снисходительно смотрим на все эти изваяния, на изображения деревянного Перуна, — с высоты XXI века, зная всю последующую историю. А если поместить нас в ту атмосферу, когда все поклонялись Перуну, и ведь наверняка какие-нибудь чудеса от него происходили, так что никому и в голову не приходило сомневаться в могуществе русского бога! Перед его изваяниями молились, чтобы одержать победу! А когда возвращались с победой, приносили в жертву Перуну, в том числе, человеческие, живые тела! Какая же была мощная религиозная убежденность! И что происходит? Крестившись, князь почти без реального сопротивления крестит весь народ.

Опять-таки, у светских исследователей той эпохи могут найтись свои человеческие объяснения. Но давайте спросим самих себя: возможно было вот так, в одночасье, круто развернуть всю общественную, политическую жизнь, государственную жизнь и личную жизнь людей так, как это удалось сделать великому князю Владимиру? Конечно, Крещение Руси было великим благодатным Божиим даром, а благодать «немощная врачует и оскудевающая восполняет». И там, где у князя Владимира не хватало, может быть, способности, разумения и власти, сила благодати его вразумляла, укрепляла, и он практически без всякого употребления силы крестил свой народ.

Крещение Руси, выражаясь современным языком, — несомненно революционное событие. Более того, по последствиям его нельзя сравнить ни с какой последующей революцией, потому что Крещение радикально изменило жизнь народа, его культуру, его систему ценностей. Мы знаем, как самая грозная революция начала XX века в нашей стране пыталась изменить систему ценностей, пыталась разрушить веру православную. Но в XXI веке, в возрожденном Храме Христа Спасителя, мы вспоминаем о мечтаниях революционеров с некоей снисходительной улыбкой, потому что ведь у них ничего не получилось, и прекрасно организованная, мощная политическая акция, сопровождавшаяся насилием, не искоренила веры православной из нашего народа.

Действительно, прививка к благодатному телу Вселенской Церкви крещеного русского народа стала величайшей духовной силой, которая, я глубоко убежден, помогает народу нашему проходить через столь сложные перипетии исторического пути, сохранять веру князя Владимира, укрепляться в этой вере и воспитывать в ней следующие поколения нашего народа. Все, что произошло с нами от времен Крещения доныне — это яркий и очень убедительный аргумент в пользу того, что человеческая история совершается не только человеком, не только его разумом, его волей, его силой, но благодать Божия, присутствуя в человеческой истории, не изменяя самой человеческой свободы, таким образом влияет на род человеческий, что вера живет и действует, несмотря на ожесточенную борьбу с ней. Кто только не посягал на нравственные начала человеческой жизни, — и революционеры, и философы-агностики, — кто только не ставил под сомнение «устаревший» нравственный кодекс человеческого общежития, как он представлен в Слове Божием! Сколько было усилий, но ничего не получилось, и каждый живет, в конце концов, по совести, в которой и отображается этот Божественный нравственный кодекс. А если совесть сгорает, тогда Господь порой и силу употребляет, если уж человек не совсем пропащий, чтобы вернуть его на путь истины.

Сегодня мы празднуем событие особого значения, которое не потеряло своего смысла и не потеряло своей силы даже до сегодняшнего дня. Мы все наследники князя Владимира, мы все его ученики. Наша Церковь Русская Православная, мученица и исповедница, кровью своею запечатлевшая верность выбору святого Владимира, и сегодня продолжает со смирением нести свое служение. Но мы очень нуждаемся, каждый из нас в отдельности и все вместе, вся наша Церковь, в помощи свыше. И сегодня особый день, когда мы возносим свои молитвы об Отечестве нашем, о народе нашем, о Церкви нашей, о властях и воинстве, о всем том, что сохраняет нашу национальную жизнь, что оберегает нашу Родину — Россию.

Поздравляю всех вас с этим знаменательным праздником. Молитвами святого благоверного равноапостольного великого князя Владимира да благословит Господь дальнейший исторический путь нашей Родины и дальнейшее историческое движение нашего народа по этому пути. И особая молитва — о том, чтобы верность князю Владимиру, верность избранному им пути, верность вере православной и Церкви Божией не оставляла наш народ. Не дай нам Бог сойти с этого пути, определенного волей князя Владимира, его мудростью и, конечно, Божественным Промыслом. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

А князь Владимир? Почему он раскаялся, и под влиянием чего это произошло? Никакого Нюрнбергского процесса над ним не было и быть не могло, никто его ни в чем не обвинял, он мог бы спокойно жить с великой славой могущественного правителя Руси, но он перечеркивает свое прошлое, он отказывается от этой славы, раскаивается сам, без чьей-либо помощи, во всем том, что совершил, и в Корсуни принимает святое крещение. А потом, всем сердцем почувствовав силу благодати Божией, принимает решение крестить весь свой народ, и действительно совершает это удивительное деяние. Казалось бы, все против логики, все против обычаев того времени, все против характера самого князя Владимира, и это первое чудо привело к величайшему изменению в жизни самого князя и всей страны.

Ссылка на основную публикацию