Половая жизнь в Пост: можно ли заниматься любовью или нет, мнение священников

Можно ли беременеть в пост

Супружеские отношения во время строгого воздержания от физических удовольствий остаются нежелательными. И, тем не менее, церковь спокойно относится к нарушению данного правила. Близость между супругами является уступкой плотскому началу, но ни в коем случае не тяжелым грехом. И тем более не может считаться чем-то плохим зачатие ребенка. Ведь речь идет о зарождении новой жизни и своеобразном акте Творения по образу и подобию Божьему.

Если ребенок зачат в пост, с точки зрения церкви это ничем не грозит ни ему, ни родителям

Священники сходятся во мнении, что не стоит планировать зачатие в данный период времени специально. Но если интимная жизнь в пост по стечению обстоятельств привела к тому, что женщина забеременела, то пугаться не нужно, значит, на это тоже была воля Бога.

Вместо этого он провозгласил, что интимные отношения между мужчиной и женщиной являются даром Господа, но до тех пор, пока проходят в рамках супружеской жизни.

Отношение христианства к животным

Бог создал всякую тварь, и относиться к ней надо, как к Его творению. Вначале Всевышний Творец создал флору и фауну, а после этого сотворил человека. Адам стал хозяином Эдемского сада, ему Бог предоставил право давать имена зверям, птицам, поэтому человек обязан почитать творения Бога.

Исходя из 10 заповедей Божьих, христиане должны на первое место любовь и почитание Бога, а затем человека, к животным нельзя относиться, как к людям.

Холодный российский климат, особенно на севере, не стал поводом держать псов в доме, их использовали на охоте, для охраны, в упряжках.

Для охраны городской квартиры псов вначале селили в коридорах, но по мере выведения декоративных пород домашние питомцы постепенно перебрались на диваны и даже в постель к хозяевам, порой имея свое место и за столом. Собака не может заменить друга — человека, ибо она не создана по Божьему образу.

По замыслу Божьему только человеческая душа является бессмертной. Святитель Василий Великий с возмущением осуждал некоторых философов, говорящих об однородности человеческой и животной души.

Христианство не отрицает заботу о домашних животных, но при этом, не поощряет усиленного внимания к питомцам, которое превышает заботу о людях. Некоторые владельцы собак и котов любят их больше, чем детей и соседей.

Важно! Православие ни в коем случае не хочет дискриминировать роль животных, христианство призывает относиться к людям, как к людям, а к собакам и котам, как к животным.

Порой, особенно в западном мире, отношение домашним любимцам доходит до абсурда. Собакам и котам оставляют наследство, их выбирают подружками на свадьбы, на них женятся.

Называя животных человеческими именами, люди сознательно грешат против Церкви, ибо каждое имя берется из святцев. Подобное кощунство является поруганием Христа и оскорблением Всевышнего Бога, наплевательским отношением к святым, тогда о каком христианстве можно говорить. Негоже православному верующему уподобляться твари, даже самой любимой.

Православный дом всегда узнаваем по наличию красного угла с иконами, образами святых, свечами, где регулярно читаются молитвы. Домашние питомцы не наделены разумом, и великим святотатством будет кошка, собака, которые улягутся под образами.

Христианство не отрицает заботу о домашних животных, но при этом, не поощряет усиленного внимания к питомцам, которое превышает заботу о людях. Некоторые владельцы собак и котов любят их больше, чем детей и соседей.

Можно ли называть животных именами людей?

В деревнях всегда называли животных именами людей: если коза, то Манька, поросёнок — Борька, кот — Васька, и так далее. Что в этом страшного? Мы ведь не называем их в честь святых или чтобы обидеть какого-нибудь конкретного Ивана Петровича. Я не вижу в таких кличках греха.

Есть ещё такой аспект, как гордыня, когда человек приобретает экзотическое животное, чтобы привлечь к себе внимание, которое он не может получить другими способами. Вот я, например, хочу себе питона. Мне кажется, что это просто желание, но на самом деле — это ведь одно из проявлений тщеславия: «У меня питон! Идём, покажу!» У кого ещё есть питон, а не какая-то обыкновенная собака? Поэтому, думаю, питон не будет полезен для моей духовной жизни. В любом случае, надо быть очень внимательным к такого рода желаниям и разбираться в их причинах.

Православное отношение к животным

Поговорим об отношении христианской религии к животным. Дело в том, что людей, неравнодушных к нашим “мень­шим братьям”, у нас немало. Часто можно видеть, как сердобольные мужчины и женщины с утра несут миски с похлёбкой для бездомных щенков или котят. Большинство из этих людей верит в Бога, в искупительную жертву Христа и живёт по Его заповедям, однако не принимает учения Церкви именно потому, что, по их мнению, оно отвергает ценность животных в мироздании и вообще считает их не достойными внимания со стороны человека.

Это далеко не так. Прежде всего отмечу, что учения Православной Церкви о животных не существует. Имеются лишь частные мнения по этому поводу святых Отцов, не утверждённые, однако, в качестве догмата самой Церковью. Поэтому мы и рассмотрим именно частные мнения христианских подвижников 1 .

В этом вопросе существуют два важных аспекта. Первый: бессмертны ли души животных и наследуют ли они Небесное Царство; и второй: об отношении к ним Бога и людей.

Сторонники утверждения, согласно которому душа животного распадается в момент его физической смерти (в частности, святитель Игнатий Брянчанинов), говорят следующее: всё, что не имеет в себе “образа и подобия Божия”, Царствия Небесного не наследует.

Однако этому утверждению имеется аргументированное возражение. А именно: в первозданном раю животные существовали (из Священного Писания известно, что Адам давал им имена (Быт 2:19–20)), причём сотворены они были задолго до появления на свет человека. А всё сотворённое до грехопадения людей, как известно, было нетленным! Следовательно, бессмертны были и животные. Так почему же в прежнем раю живые существа, которые не являются “образом и подобием Бога”, были, причём нетленными, а в раю будущем их быть не должно? Попытки объяснить подобное тем, что, мол, животные нужны были вначале для помощи людям в быту, — абсолютно безосновательны по той простой причине, что Адам и Ева в раю ни в чём не нуждались: ни в охране жилища, ни в истреблении мышей, ни в том, чтобы пахать землю. А среди продуктов, разрешённых им в пищу, согласно Священному Писанию, никак не фигурировало мясо.

А теперь обратимся к доводам тех святых Отцов, которые по данному вопросу придерживались иной точки зрения (а таких намного больше, чем сторонников святителя Игнатия). В частности, святой архиепископ Лука Войно-Ясенецкий для доказательства верности своих воззрений приводит цитаты из Священного Писания: Излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоил 2:28); нетленный Твой дух пребывает во всем (Прем 12:1). Из этого архиепископ Лука заключает, что “дух животных не может быть смертным, ибо и он — от Духа Святого” (нетленно­гоВ. К.) 2 .

Далее он приводит замечательные строки из Послания к Римлянам святого апостола Павла: Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим 8:19–22).

Комментируя эти строки, святитель Лука пишет: “Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило судьбу мира и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил её, подпала суете, нестроениям и страданиям” 3 . Из этого многие священники делают вывод о том, что мы перед животными — в неоплатном долгу. Зверушки, птицы и вся Божия тварь получили болезненные и смертные тела из-за греховных поступков первых людей! В отличие от них животные перед Богом ни в чём виноваты не были!

Что же будет с Божией тварью дальше? А дальше, на новой, обновлённой Земле, согласно Священному Писанию, волк и ягненок будут пастись вместе; и лев, как вол, будет есть солому (Ис 65:25). То есть хищники, это порождение дьявола (который на вверенной ему Земле многое изменил по своему усмотрению), снова станут кроткими травоядными созданиями, какими и были задуманы Богом. Более того, по мнению создателя “Детского Катехизиса” протоиерея Максима Козлова, животные в Небесной Обители будут не такие, какими они были на Земле, а “преображёнными”, “включающими в себя некое лучшее”, что может быть взято из них 4 .

По слову святителя Луки, “бессмертие для твари не будет иметь того значения, что для человека. Её примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять её” 5 .

Именно: “не будет мучить и истреблять…”. К сожалению, греховная природа нынешнего человека такова, что он частенько становится палачом всего живого на Земле. Он видит в зверушках и птицах не душу, а исключительно мясо и шкуру. Но это ещё полбеды. Частенько он убивает животных на охоте и рыбалке уже не ради пропитания, а с целью развлечения! Человек, творящий такое, испытывающий удовольствие при виде страданий Божией твари, не имеет в себе ни капли христианина! А если он считает себя верующим, то эта его вера с христианством абсолютно и в корне несовместима.

Сторонники убийства животных и люди, абсолютно к ним равнодушные, говорят так: это существа “неразумные”, они не имеют “духовной ценности”. Отвечу цитатой из Священного Писания: Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил (Прем 11:25). То есть Бог любит всех созданных Им существ. И потому никто из людей не вправе превозносить себя над остальным творением Господа — тем более что разум и дух, коими мы так любим гордиться, являются вовсе не плодами наших трудов и усилий, а исключительно даром Всевышнего!

Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.

По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла мед­ведица.

Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…

Многие афонские старцы разговаривали с животными, как с людьми. Почитали даже пауков и змей.

Безусловно, отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им. Недопустимо, скажем, тратить большие деньги на всевозможные стрижки и маникюры для своих питомцев, покупать им дорогую одежду и т. д. Нехорошо сажать их за стол вместе с людьми как членов семьи. Животные должны занимать среди людей подобающее им место, и Православие на это указывает. Но если подобная тенденция присуща в основном западным странам, то Россию в этом смысле характеризует прямо противоположное явление, а именно: к своим “мень­шим братьям” у нас относятся как к неодушевлённой вещи. Например, родители часто берут для своего сына или дочки щенка или котёнка — в качестве живой игрушки. И когда увидят, что их ребёнок больше с ним не играет, выбрасывают зверёныша на улицу, обрекая четвероногого малыша на страдания и голодную смерть. Так поступать нельзя, это не по-божески. Если христианин взял к себе в дом животное, он обязан ухаживать за ним — кормить, лечить и т. д. — до конца его жизни (в исключительных случаях — например, когда животное вызывает аллергию у ребёнка — необходимо найти для четвероногого питомца других хозяев или отдать его в приют).

И в этой связи хочу особо сказать об отношении к бездомным животным.

Вы когда-нибудь видели “подвальных” котят и щенков? Нет? Тогда послушайте очевидца: тощие, как скелеты, с выпавшей шерстью и гноящимися ранами, они сидят, съёжившись в комок, среди куч помёта или в зловонной жиже — забитые, запуганные и беспомощные… А иные из них (видимо, успевшие познать домашний уют), заметив человека, принимаются жалобно пищать, из последних сил стараясь к нему подползти. И в их взгляде ясно читаешь: “Куда же ты пропал, старший брат? Помоги. Нам очень плохо. ”. И если голодных, но здоровых ещё можно немного подкормить, то в случае больных и увечных остаётся только одно: плакать вместе с ними и молить Бога о том, чтобы Он поскорее прекратил страдания этих четвероногих малышей. Потому что помочь им ты не в силах! Закон тления и смерти на Земле непреложен (повторяю, по причине грехопадения первых людей).

Но если имеется возможность помочь несчастным бедолагам, то христианин это сделать обязан. Непозволительно верующим во Христа пройти мимо голодного котёнка или сбитого машиной, но ещё живого щенка!

Милосердие — неотъемлемая часть нашей веры. Человек с каменным сердцем по определению не может войти в Небесную Обитель, причём сострадание не бывает избирательным. Нельзя любить людей и в то же время презирать остальную Божию тварь. В противном случае такое “милосердие” фальшиво; а человеку в этом случае стоит честно ответить себе на вопрос: а есть ли в нём Любовь вообще? Или он только делает вид, что способен любить?

…Недавно в одной из брошюр с рассказами о паломниках Дивеева я увидел фотографию, на которой был запечатлён мужчина, а на его плечах и вытянутых в стороны руках спокойно сидели голуби и чистили свои пёрышки. Глядя на снимок, я подумал: а ведь это, вероятно, и есть символ рая, где царствует Любовь между всем Божиим творением, единое братство всего живого — людей, зверей, птиц, бабочек, букашек. Ибо все мы — пусть и в разную меру (кто-то “старший брат”, а кто-то “млад­ший”), но дети одного Небесного Отца.

1Подробнее см.: Об отношении к животным. М., 1998. — Ред.

2Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М.–Клин, 2003. С. 125.

Поговорим об отношении христианской религии к животным. Дело в том, что людей, неравнодушных к нашим “мень­шим братьям”, у нас немало. Часто можно видеть, как сердобольные мужчины и женщины с утра несут миски с похлёбкой для бездомных щенков или котят. Большинство из этих людей верит в Бога, в искупительную жертву Христа и живёт по Его заповедям, однако не принимает учения Церкви именно потому, что, по их мнению, оно отвергает ценность животных в мироздании и вообще считает их не достойными внимания со стороны человека.

Уроки в школе любви

Мы решили поговорить о христианском отношении к животным. Наши пастыри практически никогда не говорят об этом в своих проповедях и иных выступлениях. А жаль: твари бессловесные, братья меньшие, те, кому Адам давал имена (см.: Быт. 2, 20), занимают в нашей жизни и в наших душах очень заметное место. Мы любим их за то, что они красивы; за то, что они, бесконечно от нас далекие, в чем-то нас повторяют; за то, наконец, что они любят нас и радуются нашему существованию. Любя животных, мы, по сути, любим жизнь, созданную Богом, любим творение.

Нам больно видеть страдания животных, жалость к ним подчас острее жалости к человеку: человек разумен, он осознает свою ситуацию, он в силах взять ответственность за нее на себя и найти какой-то выход, а неразумное существо беспомощно. Бессмысленная садистская жестокость к животным воспринимается как одна из самых отвратительных форм беснования.

Животные в доме, в семье часто служат своего рода психотерапевтами. Контакт с ними необходим ребенку: общаясь не с игрушкой, не с виртуальной фигуркой из компьютерной игры, а с живым существом, ребенок познает реальный, живой мир и учится любить и трудиться для других.

Конечно, если иметь в виду человечество в целом, то его отношения с миром животных никак не назовешь идиллическими: тысячи лет человек питается животными, одевается в их шкуры, использует их во всевозможных иных целях. Заметим, христианство никогда этого не запрещало, буддистский принцип неубиения живых существ нашей вере чужд. Но христианство всегда призывало к умеренности, к обузданию алчности, хотя и не связывало это с отношением к природе. Связывает сама жизнь: грешный человек, не желающий себя обуздать, разрушает природу, уничтожает животный и растительный мир.

Случайно ли животные так тянулись к святым? Почему общение с животными, окруженность ими создает в нас некое чувство рая? И в то же время многие святые предостерегали от излишней привязанности к животным, от любви, возвышающей их до человека. В ХХ веке известный подвижник схиархимандрит Серафим (Романцов) так дополнил известную фразу: «Блажен, кто скоты милует, но скажен, кто скоты любит и этим сравнял их с человеком». А ведь иногда эта любовь принимает самые уродливые формы. Чего стоят одни только бойцовские собаки, периодически калечащие людей и находящие при этом неизменную защиту у своих хозяев!

А все эти кошки и собаки изысканных пород. Цена иной киски близка к цене хорошей машины, и люди отдают эти деньги — вместо того, чтобы просто подобрать несчастного брошенного котенка у себя в подъезде. Думается, это уже не к животным любовь, а к себе.

Итак, возможно ли сформулировать некие принципы христианского отношения к животным? Об этом размышляет главный редактор нашего журнала игумен Нектарий (Морозов).

Наверное, нет ничего удивительного в том, что пастыри Православной Церкви «мало говорят на эту тему» — то есть о животных и о правильном, христианском отношении к ним. Согласитесь, трудно представить себе проповедь, посвященную этому вопросу и произнесенную с амвона. Тем не менее тема эта лично мне представляется и важной, и интересной. И вместе с тем — обросшей всевозможными предрассудками, усложняющими ее восприятие.

Читайте также:  Десница Спиридона Тримифунтского: что такое и где находится, как выглядит, история

Разговор о месте «братьев меньших» в нашей жизни часто сводится к тому, можно ли держать дома животных, и если да, то каких. Взгляды пастырей на сей предмет расходятся. Кто-то считает, что никакой живности дома лучше не держать. Кто-то полагает, что можно, однако живность эта должна быть компактной и «чистой» — рыбки, волнистые попугайчики, кошка в крайнем случае, но никак не собака, поскольку она существо «нечистое» (хотя в христианстве нет разделения на чистых и нечистых существ!). Кто-то убежден, что роль животных в жизни человека исключительно утилитарна: корова дает молоко, собака охраняет дом, кошка ловит мышей, из свиньи получается превосходное сало, и этого достаточно для определения отношения ко всем этим тварям. Как в таком разнообразии мнений разобраться? Да и надо ли, в принципе? Лично мне кажется — надо.

Мы живем в мире изломанном, искаженном грехом и страстями. И та красота, которая все же жива в нем, есть отблеск красоты иной: она напоминает нам о том, каким он был когда-то, о его дивной первозданной гармонии. И о том, какое место занимало в нем все то, что существует и по сей день: человек, живая и неживая природа, те самые братья наши меньшие, о которых здесь речь.

Что побудило всесовершенного, вседовольного, самодостаточного, ни в чем не нуждающегося Бога сотворить обитаемую вселенную? Только Его любовь, больше ничто. Любовь — в каждом мельчайшем фрагменте всего сотворенного. С какой удивительной премудростью и заботой устроено все в мире! Каждая зверушка, каждая букашка, каждая соломинка и травинка поражают продуманностью и совершенством.

Но нам кажется, что всё продумано, всё устроено исключительно для нас; и любовь, и забота Божии тоже лишь наш незаслуженный дар. Но может ли Господь, будучи самой Любовью, всё объемлющей, всё наполняющей Собой, кого-то этой любви лишить, кого-то ею обойти? Неужели ничто вообще не имеет цены на земле, кроме человека?

Да, человек, сотворенный по образу и подобию Божию, — венец творения, чудное соединение плоти и духа, земли и Неба. Но и все прочее творение — не декорация, не фон, не какой-то необязательный придаток. Нет, в основе всего сотворенного — та же любовь Божия, от которой и которой все произведено, дивный мостик от небытия к бытию.

А почему кажется нам, что все только и всецело для нас и ни в коей, ни даже в самой маленькой мере не само по себе? Потому что в нашем духовно калечном состоянии центр вселенной сместился и оказался в тех границах, которые очерчены в ней контурами нашего же тела. И мы относительно всего уверены, что оно — для нас. И люди — для нас. И Бог — для нас. Что уж о живой и неживой природе говорить. И в каком-то смысле правда все это. Ведь, по слову блаженного Августина, Господь о каждом человеке заботится так, как если бы он был единственным в мироздании. Но и обо всех вообще — как об этом каждом.

Господь не только в пищу и в помощь дал нам животных, но и нас поставил ответственными за них. Поэтому и имена человек животным по повелению Божию нарекает (см.: Быт. 2, 19). И сама земля, на которой в особом ее месте, «в Раи сладости», обитал первозданный человек, была и остается его зоной ответственности — с того самого момента, как было поручено ему рай возделывать и хранить (ср.: Быт. 2, 15). Но не соответствуем мы возложенной на нас ответственности — как прежде, когда с грехопадением праотцев извратился стройный порядок прекрасно устроенного Творцом мира, так и сейчас, когда мы пользуемся всем сотворенным с такой безалаберностью, словно и на самом деле после нас — лишь то, что было когда-то давным-давно: потоп…

Что значит относиться к животным по-христиански? Должны ли, могут ли они жить в доме у христианина? Как он должен с ними общаться, может ли он их любить? Наконец, довольно часто задаваемый вопрос: какова посмертная участь «тварей бессловесных», есть ли им место в «жизни будущего века»?

Не думаю, что кто-то дерзнет дать окончательный ответ на последний вопрос. Не свидетельствует прямо о том или ином варианте ответа Писание. Ни Новый, ни Ветхий Завет полной ясности в это недоумение не вносят. Что же до места животных в нашей жизни, в нашем быту, в наших сердцах…

Я уверен, что живое существо, которое живет — во дворе ли, в доме ли — просто так, не ради какой-то практической потребности, становится одной из ступенек к любви — сначала к тварному миру, а затем и к Сотворившему его. Кто бы это ни был — собака, кошка, черепаха, рыбка в аквариуме или какой-нибудь сверчок, — бескорыстная, невынужденная забота о них становится не только для ребенка, но и для взрослого человека чередой уроков в школе Любви. Особенно важно это в наше время: современное устройство жизненного пространства отрывает нас от животных; и они, и самая природа вытеснены очень далеко за границы нашего повседневного бытия.

Сердце человека XXI века привычно жестоко: мы привыкли ко множеству вещей, к которым привыкать нельзя в принципе. Привыкли к войнам без видимых причин, к массовому убийству детей в материнской утробе. Мы привыкли к постепенному угасанию в убогих, нищих квартирках — без медикаментов и денег, на которые можно было бы их купить, — отдавших все родной стране стариков. Привыкли к бездомным, бомжам, умирающим от холода и голода на улицах, у наших ног.

Более того, мы находим этому успокаивающее нас — если не оправдание, то объяснение: «Эти люди в своей жизни сами что-то напутали, напортили, заблудились…». Или еще лучше, «духовней»: «Они грешили и теперь за грехи свои расплачиваются». Так мы отгораживаемся от единства, от общности наших судеб с их судьбами и с судьбой человечества.

Но вот бежит по улице стая бездомных собак. Им холодно, они отощали, их ребра торчат, а шерсть свалялась. О чем думаем мы, глядя на них? О том, что они могут кого-то, в том числе и нас, покусать. Мы можем заразиться бешенством и умереть. Это проблема! И ее надо решать. И проблема решается — когда посредством отлова, а когда и отстрела — прямо на наших глазах.

Но ведь могли бы мы думать и об ином, видя эти взъерошенные загривки, затравленные, бесконечно грустные глаза. О том, что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим. 8, 20–21), что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (22). Из-за нас мучится, из-за древнего, праотеческого греха и из-за грехов наших нынешних, продолжающих разрушать мир и все, что в нем. Ведь не из ниоткуда взялись эти несчастные бродячие псы. Кто-то сначала приручил их и не остался за них в ответе, а бессовестно выгнал на улицу.

Мы виноваты перед ними, как и друг перед другом. Только вот братья меньшие — они-то в чем виноваты? В том-то и дело, что ни в чем. За нас страдают.

И разве повредит кому-то, если доведет он эту простую и ясную истину до своего сердца и сердца своего ребенка? Если возьмет ответственность — просто так — за какую-то зверушку, за пусть самую маленькую, но Божью все же тварь? Если обогатит свое сердце любовью к этому существу, которое, как бы там ни было, а любовью Божией не обойдено?

Да, некоторые святые говорили о том, что привязываться к животным, ласкать их — грех. Но это грех, думается мне, не по существу своему: ибо и Господь ласкает Своих бессловесных тварей, гладит их лучами солнечными, ерошит им шерстку легким ветерком, покрывает от охотников бархатным пологом ночи. Грех — когда питомцы между нами и Богом встают, превратившись в страсть. Но чаще ведь не животные встают стеною между нами и Богом, а люди. Люди, к которым мы чрезмерно привязаны или, наоборот, недоброжелательны. А еще чаще эта стена — мы сами. Куда чаще, чем животинка какая…

Почему мы так часто видим животных в житиях — рядом со святыми? Почему могилу Марии Египетской копает лев? Почему Герасим Иорданский дружит со львом, а к русским лесным отшельникам запросто ходят в гости медведи? Не потому ли, что зверь бессознательно чувствует в святом человеке того, первозданного, не поврежденного грехом Адама? Не потому ли, что обоняет своим звериным нюхом воздух утраченного Рая?

Ведомо это Тому, Кто указал: праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко (Притч. 12, 10). Ведомо Ему и то, что где милость, там и любовь.

Да, некоторые святые говорили о том, что привязываться к животным, ласкать их — грех. Но это грех, думается мне, не по существу своему: ибо и Господь ласкает Своих бессловесных тварей, гладит их лучами солнечными, ерошит им шерстку легким ветерком, покрывает от охотников бархатным пологом ночи. Грех — когда питомцы между нами и Богом встают, превратившись в страсть. Но чаще ведь не животные встают стеною между нами и Богом, а люди. Люди, к которым мы чрезмерно привязаны или, наоборот, недоброжелательны. А еще чаще эта стена — мы сами. Куда чаще, чем животинка какая…

КАК ПРАВОСЛАВНОМУ ХРИСТИАНИНУ ПРАВИЛЬНО ОТНОСИТЬСЯ К ЖИВОТНЫМ?

Именно поэтому у человека по отношению к животным особое призвание. Приближаясь к Богу, человек должен подтянуть на другой качественный уровень бытия тварный мир. Человек должен обожиться, а животный мир – очеловечиться. И то, что домашние животные в определенном смысле очеловечиваются, тому подтверждение.

Мнения святых об отношении к животным

Количество людей в мире, которые сердобольно относятся к животным, превышает тех, кто отвергает их. Но многие не идут в лоно церкви по той причине, что она считает «братьев меньших» не достойными внимания.

Это в корне не верно – в православии вообще нет учения о животных. Есть только частное мнение отдельных священников, в которых просматривается отношение православной церкви к собакам.

Так, одни утверждают, что души животных распадаются в момент смерти. Другие доказывают, что Божьи твари были сотворены и жили в раю до Адама и Евы. А все, что было до грехопадения людей, нетленно. Значит, души животных бессмертны, потому что они от Духа Святого. Однако, как утверждает святитель Лука, бессмертие для животного не так значимо, как для человека, потому что примитивный дух не может развиваться и совершенствоваться.

Как нужно относится к животным, показывают православные святые. Серафим Саровский кормил зверушек возле своей землянки, делился с ними хлебом. Сергий Радонежский исцелил молитвой слепого медвежонка. Герасим Иорданский помог льву, когда в его лапе засела заноза. Лев служил ему и скончался на могиле святого.

Кормить и ухаживать за тварями, спасать бездомных котят и щенят – не грех. Но поклоняться нельзя. Любовь должна царствовать между всеми Божьими творениями.


Так, одни утверждают, что души животных распадаются в момент смерти. Другие доказывают, что Божьи твари были сотворены и жили в раю до Адама и Евы. А все, что было до грехопадения людей, нетленно. Значит, души животных бессмертны, потому что они от Духа Святого. Однако, как утверждает святитель Лука, бессмертие для животного не так значимо, как для человека, потому что примитивный дух не может развиваться и совершенствоваться.

Отношение христианства к животным

Бог создал всякую тварь, и относиться к ней надо, как к Его творению. Вначале Всевышний Творец создал флору и фауну, а после этого сотворил человека. Адам стал хозяином Эдемского сада, ему Бог предоставил право давать имена зверям, птицам, поэтому человек обязан почитать творения Бога.

Бог создал первых людей, Адама и Еву, по собственному образу и подобию

Исходя из 10 заповедей Божьих, христиане должны на первое место любовь и почитание Бога, а затем человека, к животным нельзя относиться, как к людям.

Холодный российский климат, особенно на севере, не стал поводом держать псов в доме, их использовали на охоте, для охраны, в упряжках.

Для охраны городской квартиры псов вначале селили в коридорах, но по мере выведения декоративных пород домашние питомцы постепенно перебрались на диваны и даже в постель к хозяевам, порой имея свое место и за столом. Собака не может заменить друга — человека, ибо она не создана по Божьему образу.

По замыслу Божьему только человеческая душа является бессмертной. Святитель Василий Великий с возмущением осуждал некоторых философов, говорящих об однородности человеческой и животной души.

Христианство не отрицает заботу о домашних животных, но при этом, не поощряет усиленного внимания к питомцам, которое превышает заботу о людях. Некоторые владельцы собак и котов любят их больше, чем детей и соседей.

Важно! Православие ни в коем случае не хочет дискриминировать роль животных, христианство призывает относиться к людям, как к людям, а к собакам и котам, как к животным.

Порой, особенно в западном мире, отношение домашним любимцам доходит до абсурда. Собакам и котам оставляют наследство, их выбирают подружками на свадьбы, на них женятся.

Православная церковь говорит, что отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им

Называя животных человеческими именами, люди сознательно грешат против Церкви, ибо каждое имя берется из святцев. Подобное кощунство является поруганием Христа и оскорблением Всевышнего Бога, наплевательским отношением к святым, тогда о каком христианстве можно говорить. Негоже православному верующему уподобляться твари, даже самой любимой.

Православный дом всегда узнаваем по наличию красного угла с иконами, образами святых, свечами, где регулярно читаются молитвы. Домашние питомцы не наделены разумом, и великим святотатством будет кошка, собака, которые улягутся под образами.

«Для животных человек — это Бог. Как мы просим помощи у Бога, так они просят помощи у человека». (Преподобный Паисий Святогорец).

Собака в доме по православию — отношение церкви к собакам

По православию пребывание собаки в доме – это не всегда хорошо. Отношение к животным со стороны православной церкви разное. Как позитивное, так и негативное имеет свое обоснование.


Для христианина собака является таким же животным, как и все другие. Это живое существо человеку также дал Господь. Только сам человек может осквернять что-то или кого-то. Собака не осквернена и не является нечистым.

Православный блог

Отрицательный взгляд у христиан на некоторых животных – применительно к нашей тематике будем иметь в виду только собаку и кошку – сформировался под влиянием Ветхого Завета с его делением тварей животного мира на чистый и нечистый. Нечистота как запрет использования в пищу распространяется в ветхозаветной религии. К примеру, на верблюда, свинью, тушканчика, страуса, удода, лебедя, ворона, сокола, коршуна, нетопыря, зайца и т.д. (Втор.14). Но сравним из Нового Завета видение святого апостола Петра, когда к нему с неба спустилось полотно, наполненное четвероногими земными, зверями, пресмыкающимися и птицами небесными. И когда на призыв таинственного гласа: «Встань, Петр, заколи и ешь» – он сказал, что никогда не ел ничего скверного и нечистого, то услышал следующий ответ: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян.10, 11-15).Что касается нечистоты и тем более «проклятья», якобы лежащего на собаке, то в Священном Писании Ветхого и Нового Завета ничего подобного об этом не говорится.

Отец Алексей Плужников: животные будут в раю

Умеют ли животные любить так, как человек? Их привязанность к людям и друг к другу — сродни ли она нашим человеческим чувствам? Порой поведение и поступки братьев наших меньших порождают у нас множество недоумений и вопросов. Отношение к животным с точки зрения христианина — на эту тему беседует с нашим корреспондентом священник Алексий Плужников.

— Св. Иоанн Кронштадтский говорил: “Не дыши злобою, мщением, убийством даже на животных, чтобы твою собственную душу не предал смерти духовный враг, дышащий в тебе злобою даже на бессловесных тварей и что бы тебе не привыкнуть дышать злобою и мщением и на людей. Помни, что и животные призваны к жизни благостию Господа, для того, что бы они вкусили, сколько могут в короткий срок жизни радости бытия”.

Помнится, как-то среди верующих людей разгорелся спор о том, умеют ли животные любить так, как человек. Их привязанность к людям и друг к другу — сродни ли она нашим человеческим чувствам? Самой доводилось видеть, как сильно животные, даже разных видов, привязывались друг к другу и даже старались помогать. Наш пес перестал есть, когда умер его брат, мы боялись, что он умрет тоже, другой — очень сильно переживал, когда пропал кот, с которым они вместе выросли. А еще однажды по весне птицы, которых подкармливали зимой на балконе, собрались на этом балконе все вместе и запели. Только потом они улетели — прежде как бы поблагодарив людей за зимнее угощение. Так умеют ли животные любить как люди?

— Наверняка умеют, но не как люди, а по-своему. Примеров, как замечено в самом вопросе, мы можем видеть множество. Любовь ли это, привязанность, дружба или какой-то особенный животный инстинкт — мы не знаем точно, но когда собака отказывается жить, когда умирает ее хозяин — трудно это назвать случайностью или просто инстинктом. Будем верить в любовь, не зря же у нас с ними, с животными, один Творец.

— У писательницы Ксении Хмельницкой есть стихотворение “На смерть любимой собаки”. Начинается оно так:

Кончилась сказка. Могилку твою

Снег засыпает, прости меня, Оми.

С тихой надеждой, что будут в Раю

Божьи созданья, прижалась к иконе…

Мне думается, что вот эта надежда — то, что мы увидим любимых животных в Раю, в Царствии Небесном, присуща многим верующим людям. Что вы думаете на эту тему, отец Алексий?

— Давайте разобьем вопрос на две части: в первой части вопрос будет звучать так: увидим ли мы “души” наших любимых животных во время нашего посмертного существования в виде только душ до Второго Пришествия Христа? Тут нет твердого богословского ответа, мы знаем из святоотеческой литературы, из житийной, что праведники в Царстве Небесном прославляют Бога, молятся за мир. Общаются ли они там с душами животными — нам неизвестно, но можно в это верить, в этом нет ничего богословски недопустимого.

Читайте также:  Мощи адмирала Ушакова: где находятся и как добраться, история, чудеса

А второй вопрос будет сформулирован так: будут ли животные в Царстве Божьем на Земле после Страшного Суда, когда старый мир сгорит в огне, “и мы изменимся”, по слову апостола Павла? А вот тут ответ вполне однозначен: раз Бог создал первый Рай как сад, где были животные, над которыми была дана власть человеку, то и в вечном Царстве Христа животные будут обязательно, так нам и пророк Исайя обещает: “И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море” (Ис.11,1-9).

Если уж змеи и барсы будут в Царстве Божьем, то наши домашние любимцы — наверняка. Ведь не зря нам Господь их послал, не зря мы их любили, а они по-своему — нас. Любовь не умирает, она будет жить в вечности.

— Есть мнение, что если человек тресоставен — дух, душа и тело, — то звери, вероятно,обладают телом и душой, но не духом. А что можно сказать о других живых существах — птицах, рыбах?

— Человек — особенное творение Божье, именно нам дан образ и подобие Его. Животные созданы иначе, явно, что у высших животных есть особые качества, которые мы можем назвать с некоторой допустимостью “душой”, а насчет рыб или птиц труднее сказать, хотя, возможно, мы просто хуже их знаем, меньше любим, вот и получаем в ответ меньше любви от них. Легко любить пушистого очаровательного котенка или верную овчарку, а вот можем ли мы полюбить… мух? Скорее, мы содрогнемся от такого предложения, а вот в книге известного японского детского писателя Кэндзиро Хайтани (1934-2006) “Взгляд кролика” любовь к мухам послужила основой взаимопонимания и дружбы между молодой учительницей Котани и мальчиком Тэцудзо (кстати, очень рекомендую всем прочитать эту книгу: она не о мухах, а о добре, любви, товариществе и ответственности).

Поэтому лучше отбросить схоластические вопросы вроде “а из чего они сделаны” и попытаться взглянуть на мир животных глазами, например, Николая Дроздова — и тогда мы скажем: “как мир-то Божий хорош”!

— Говорят, что многим животным, особенно кошкам, присуще так называемое шестое чувство. Действительно, некоторые случаи подтверждают это. Кошки спасали от смерти своих хозяев тем, что странным беспокойным поведением, беспрестанным мяуканьем уводили их из опасных мест. Однажды кот поднял хозяина с постели за несколько секунд до того, как на подушку того обрушился огромный кусок штукатурки. Недаром в сказках в избушку ведьмы обязательно подселяли черную кошку. Действительно ли им присуще шестое чувство, особая интуиция, нечто, человеку недоступное?

— Рискну предположить, что у того кота со штукатуркой просто более развита реакция, он, возможно, услышал начинающийся треск и с перепугу поднял хозяина. А в избушку к ведьме подселяют черную кошку не ради шестого чувства, а по древнейшему суеверию, согласно которому, черная кошка связана с темными силами, со злыми духами. Поэтому скажу откровенно, я не знаю и гадать не буду.

— В агиографической литературе мы читаем о том, что животные порой ведут себя необычно по отношению к святым. Например, львы, которым бросили на растерзание святого Вита, не тронули мальчика. Лев же помог авве Зосиме выкопать могилу для преподобной Марии Египетской. Преподобный Серафим Саровский дружил с медведем. Можно ли сказать, что животные чувствуют святость, что они поступали так по своему собственному произволению? Или же в подобных случаях животные становятся просто орудиями в Божьих руках, чтобы зримо явить всем святость человека?

— В данном случае животные поступают так по Божьему произволению. Господь посылает их к святым, а святость подвижника и Божий Промысл преображают отношения человека и животного, эти отношения уподобляются райским. Но так бывает далеко не всегда, нередко Господь попускает тем же зверям на арене убить подвижника, ибо Господь мог решить, что мученик достоин принять смерть от зубов зверей. Все в Его воле.

— Есть мнение, что лучше не держать животных дома. Причем обусловливается оно многими причинами. Например, что ни одно животное не может чувствовать себя полностью комфортно в городском жилище -ему там тесно, неуютно. Или что по сути животных лишают свободы. Нередко их стерилизуют — и многие верующие считают это насилием над богоданной природой животного. Бывает, что умиляясь маленьким комочком, — ведь все детеныши такие очаровательные! — люди заводят себе живую игрушку, а потом повзрослевшее животное, которое начинает создавать проблемы, вышвыривают на улицу. И вот, чтобы не множить бродячих собак и кошек, или чтобы не ущемлять животное жизнью в неестественных для него условиях, советуют домашних питомцев вообще не заводить. Как вы к этому относитесь?

— Бог дал нам власть над животными, а вот как эту власть употребить, — с пользой ли, с любовью или, наоборот, с небрежностью и жестокостью, — зависит от человека. Конечно, не стоит заводить в квартире крокодила или коня, им, действительно, будет несколько дискомфортно, но кошка и собака — самые уместные наши домашние питомцы. У нас дома уже несколько лет живет декоративный кролик, которого мы очень любим. Я что-то не замечал в его глазах тоски о свободе, да всякая свобода, она ведь двояка: это не только травка, но и волк, щелкающий зубами в кустах на нежную крольчатинку к обеду. Вот волк пускай свободно бегает в лесу, в качестве домашнего питомца он уже тысячи лет назад превратился в собаку, так что пусть все будет на своих местах.

То же касается и стерилизации.Если рассуждать про “богоданную природу животного”, которой нельзя касаться, то следует вообще стать индуистом, считать всех животных священными и питаться лишь морковкой, разметая веничком у ног своих, чтобы не наступить на чью-нибудь природу… Но мне кажется, что лучше не впадать в крайности, а поступать по уму: раз требуется стерилизация, то вполне можно ее сделать, не впадая в доморощенные богословские изыски.

А на людей, вышвыривающих пушистые надоевшие “игрушки” из дома, надо завести статью “за жестокое обращение с животными” и наказывать: заставлять оплачивать содержание приютов для бездомных собак или кошек. Кстати, мне рассказывали, что в Германии, например, практически невозможно встретить бродячее животное, ибо таковое тут же отлавливают, помещают в специальный приют и находят ему новых хозяев — так что вот нам добрый пример.

— Ну и почему-то особенно не везет собаке. Да, в Ветхом Завете она считалась нечистым животным — но не одна же она, и жить-то мы должны теперь по Новому Завету. Тем не менее, не задаваясь вопросом, какие еще животные раньше считались нечистыми, многие православные верят в то, что именно собаку нельзя держать дома, что если собака вошла в храм — его надо заново освятить. Действительно ли это так? А может, к нам сейчас каким-то образом проникли верования мусульман, считающих собак нечистыми животными, с которыми лучше не иметь контактов, чтобы не оскверниться?

— Правильно подмечено: собаке просто не повезло. Непонятно, почему после собаки нужно освящать храм (думаю, это устаревшая традиция, пережиток), почему коты и кошки бродят по храму свободно, а собаке такая дискриминация? Ведь даже есть правило, по которому в случае крайней нужды (сильный град, например) допускается впустить в храм коров, овец и коз — укрыть их, спасти скотину. Так что если некоторые вещи допускаются по необходимости, то, думаю, некоторые, вроде традиции освящать храм после собаки, могут и быть опущены как ненужные.

Что же касается собаки в доме — у нас есть пример перед глазами: оба наших последних патриарха (почивший Алексий II и здравствующий Кирилл) держали и держат дома собак, даже несколько. Собака не оскверняет наше жилище, поэтому неправы те священники, которые порой отказываются освящать квартиру тем людям, у которых есть собака в доме.

— Есть такое мнение, что чем сильнее человек привязывается к домашним любимцам, тем хуже, раздражительней, эгоистичнее он начинает относиться к людям. В литературе XIX века какая-нибудь барынька, страстно привязанная к пудельку, была персонажем комическим. А сейчас далеко не редкость салоны красоты для собак и котов, нелепая одежда для домашних животных, иногда доходят до полного кощунства — ставят над их могилками кресты. Страстные защитники природы порой резко и неприязненно относятся к людям. Так где грань, отделяющая доброе чувство к твари Божьей от того, что эта (в Библейском смысле) тварь (творение) превращается в маленького идола?

— Грань там, где любовь и забота переходят в страсть, в идолопоклонство. Любовь идет царским, мудрым путем, не впадая в чрезмерное обожание, преклонение перед своей моськой. Тут дело не в самом животном, а в том, что на этом месте могут быть деньги, власть, жадность, еще какой-то идол. Проблема внутри души человека, а не в салоне моды для пуделей.

— Некоторые люди честно сознаются, что братьев наших меньших любят сильнее, чем своих человеческих собратьев. Дикие звери честнее людей в своей жестокости, убивают лишь ради еды или же если чувствуют себя в опасности, говорят они. Кошка, собака, верный скакун благодарны своим хозяевам и никогда не предадут их. А люди опасны и неблагодарны, люди эгоистичны, от них не получишь той преданной, бескорыстной любви и привязанности, которую так часто являют и даже делом доказывают животные. Что вы можете сказать на это, отец Алексий?

— Что ж, некоторая правда в данных характеристиках людей и зверей есть — вот только мы порой забываем, что не только люди вокруг нас эгоистичны, жестоки, неблагодарны, но и сами мы совершенно такие же. Поэтому животных легче любить, чем людей, но ведь мы сами все-таки хотим, чтобы нас любили люди, а не только верный пес… Ведь любовь к животному она всегда “сверху вниз”, хозяйская, неравная. Человек устроен Богом так, что ему мало общения с животным, человек не может жить без другого человека, а поэтому нам и приходится терпеть друг друга, учиться любить. Мы, люди, свободны в своей любви и ненависти — в этом наша и сила, и слабость одновременно.

Фото привью: cdn.shopify.com

Встройте “Правду.Ру” в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Добавьте “Правду.Ру” в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

То же касается и стерилизации.Если рассуждать про “богоданную природу животного”, которой нельзя касаться, то следует вообще стать индуистом, считать всех животных священными и питаться лишь морковкой, разметая веничком у ног своих, чтобы не наступить на чью-нибудь природу… Но мне кажется, что лучше не впадать в крайности, а поступать по уму: раз требуется стерилизация, то вполне можно ее сделать, не впадая в доморощенные богословские изыски.

Православие и животные: особенности христианского отношения, можно ли держать в доме или нет, нюансы

Здравствуйте, Ирина!
Очень хорошо, что Вы заботитесь о животных. В том, что эти люди, которые взяли животных и стерилизовали их, Вашего греха нет.
Храни Вас Господь!
С Уважением,
прот. Алексей

Здравствуйте, отец Алексий! Прочитала вопросы и ответы о животных, что в крови животных содержится их душа. У меня появилось сомнение, правильно ли я делаю, что кормлю свою собаку по совету ветеринара сырым мясом и сырыми костями? Спасибо.

Марина
Серпухов
Россия
Православная
Дата – Wednesday, 17 Aug 2011, 07:54:03

Здравствуйте, Марина!
Ни образом Божиим, ни бессмертной душой животные не обладают, душа животных смертна. В том, что Вы следуете совету ветеринара кормить собаку сырым мясом, нет греха.
Храни Вас Господь!
С Уважением,
прот. Алексей

Здравствуйте, Дмитрий!
Всё так же на исповеди и расскажите.
Храни Вас Господь!
С Уважением,
прот. Алексей

Здравствуйте, Татьяна!
Стерилизация является грехом, лучше применить лекарственные средства.
Храни Вас Господь!
С Уважением,
прот. Алексей

Здравствуйте, Светлана!
1) Свщ. Писание прямо не говорит ни о смертности, ни о бессмертии душ животных. Мнение о том, что души животных смертны, основывается на святоотеческом учении. Все отцы, высказывавшиеся по данной проблеме, придерживались мнения, что души животных смертны. Главное отличие человеческой души от душ животных заключается в том, что человеческая душа способна существовать без тела.
2) Животные также являются творением Божиим. И если человек убивает не ради пропитания, а по своей жестокости, это также является грехом.
Храни Вас Господь!
С Уважением,
прот. Алексей

Здравствуйте, Иоанн.
Нет, попугаев в Церкви не крестят 🙂
Храни Вас Господь!
Прот.Алексей

Здравствуйте, Виктория.
Христос Воскресе!
Грех усыплять здоровое животное, но если оно болеет, то это допустимо. Если собака бросается и кусает даже хозяев по причине неизлечимой болезни, из этого может быть один только выход – усыпление животного. Подождите еще некоторое время и если ничего не изменится, а только будет хуже, принимайте решение.
Храни Вас Господь!
С Уважением,
Прот.Алексей

Здравствуйте, Екатерина.
Христос Воскресе!
Зачем Вы нужны в монастыре Господу, если постоянно будете думать о собаке? 🙂
В монастырь уходят по любви к Господу Иисусу, а не из-за собак. На будущее, старайтесь не давать обещаний, а уж, тем более, клятв, если Вы их никогда не сможете выполнить. На исповеди назвали этот грех? Ну и хорошо.
Храни Вас Господь!
С Уважением,
Прот.Алексей

Здравствуйте, Елена.
Христос Воскресе!
Ветеринар – врач, а врач – не палач. А обязанность любого врача – спасать жизнь, а не калечить и убивать. Усыплять животное можно тогда, когда животное страдает и когда уже нет никакой возможности излечить его. Только в таком случае допустимо “усыпление”. Но, если ветеринар усыляет животное только потому, что оно гадит, он совершает грех.
Храни Вас Господь!
С Уважением,
Прот.Алексей

Здравствуйте, Мария.
Душа животного – смертна. Она не такая, как у человека, она НЕ живет вечно.
Хотя Священное Писание прямо не говорит ни о смертности, ни о бессмертии душ животных. Мнение о том, что души животных смертны, основывается на святоотеческом учении. Все отцы, высказывающиеся по данной проблеме, придерживались мнения, что души животных смертны.
Храни Вас Господь!
С Уважением,
Прот.Алексей

Здравствуйте, Анатолий.
За животных церковь не молится и молитв таких не существует.
Жаль, конечно, животное, но ничего поделать нельзя.
Храни Вас Господь!
С Уважением,
Прот.Алексей

Здравствуйте, Вероника.
Нет, не будет. У собак, как и у всех животных, душа смертна, она не такая, как у человека. Только человек имеет бессмертную душу.
Храни Вас Господь!
С Уважением,
Прот.Алексей

Здравствуйте, Марина.
В том-то и беда, что человек привыкает к животным, как к своим лучшим друзьям. Не забывайте, что их и выращивают только для того, чтобы не терпеть голод.
Не стоит на это Вам обращать внимание.
Храни Вас Господь!
С Уважением,
Прот.Алексей

Екатерина
Нижний Новгород
Россия
Православная
Дата – Wednesday, 21 Oct 2009, 22:54:51

Здравствуйте, Екатерина.
Думаю что грехом это назвать вообще нельзя, Вы же не человека выгнали из дома? А вот если бы усыпили, это было бы хуже.
Храни Вас Господь!
С Уважением,
прот.Алексей

Татьяна
СПб
РФ
Православная
Дата – Saturday, 08 Aug 2009, 18:45:19

Здравствуйте, Татиана.
Вынужден задать Вам встречные вопросы:
1) Что значит “чипирование животных”? Прошу Вас по-подробнее об этом.
2) Для чего кропить животных святой водой?
С Уважением,
прот.Алексей

Здравствуйте еще раз!
1) Чипирование – это электронный чип, с данными животного (с идентификационным номером животного, данными владельца, датами прививок. ), который вводят ему под кожу (с помощью шприца) в область лопатки и там он остается на всю жизнь, и этот чип, когда нужно, считывают с помощью специального электронного устройства, а все данные также находятся в единой электронной базе.
2) Окроплять животного в том случае, если оно заболело или беспокойно себя ведет.
Спасибо за ответ!

Татьяна
СПб
РФ
Православная

Здравствуйте, Татиана.
Теперь все понятно.
1) В первый раз слышу, что животных стали чипировать. Я думаю можно, т.к. чипирование относится не к Вам, а к животному. К собакам библейские пророчества и проречения пророков, и т.д. и т.п. не относятся. К человеку – да, но к животным – нет. Если это Вам очень сильно необходимо, тогда чипируйте.
2) Окропите, если животное действительно приболело. Только не давайте пить св.воду, воздерживайтесь от этого.
С Уважением,
Прот.Алексей

Татьяна
г.Санкт-Петербург
Россия
Православная
Дата – Friday, 03 Jul 2009, 11:23:09

Здравствуйте, Татьяна.
Усыпить – значит убить. Вам не стоит этого делать, это будет считаться убийством, пусть даже не человека, а животного, но все равно это будет убийство. В 150 Псалме есть такой стих: “Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия” (Пс.150.6). Для кого будет усыпление более полезным – для пса или для Вас? Не делайте лучше этого.
С Уважением,
† прот.Алексей

Инна
Челябинск
Россия
Православная
Дата – Saturday, 14 Feb 2009, 21:10:14

Здравствуйте, Инна!
У животных душа смертная, не такая как у людей. Душа у них неразумная и она находится в крови. Придется с этим смириться, Инна, и принять как есть, как установлено Творцом.
По поводу святой воды. Водой святой можно обтирать лицо, но не умываться ею. Нужно помнить, что несколько капель святой воды могут освятить море, так говорят святые отцы.
По поводу взглядов, что именно Вы боитесь? То, что человек смотрит на Вас, в этом нет ничего плохого, носите на себе нательный крест, и все будет хорошо. И конечно же, Вы сами не давайте повода к блудным взглядам (напр., неприлично короткая одежда и т.д.)
С Уважением,
Прот.Алексий

Юрий
Таллинн
Эстония
Православный
Дата – Friday, 06 Feb 2009, 09:17:21

Здравствуйте Юрий!
Животный имеют душу, но душу не бессмертную как у человека. Душа животного – неразумная, и она в крови (Втор 12. 28) ” только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом (Втор 12, 23) ; “Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее, потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает; потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови, и пришлец, живущий между вами, не должен есть крови. Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею, ибо душа всякого тела (есть) кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится.(Лев.17, 10-14). Душа всякого животного смертна.
Просить Господа дать им здоровья можно, но только в домашней молитве. Считать же животного частью своей семьи не стоит.
С Уважением.
Прот.Алексий

Ольга
Москва
Россия
Православная

Добрый день Ольга!
Да это считается грехом. В Библии есть такой стих : “всякое дыхание да хвалит Господа!”
Видите Ольга, всякое дыхание, а не дыхание только человеческое. Потому как, все что мы видим – создано Богом, и мы не в праве отнимать жизнь у живых существ.
Если можете. облегчайте ей страдания, но только не усыпляйте.
С уважением.
Прот.Алексей

Здравствуйте, Марина!
Ни образом Божиим, ни бессмертной душой животные не обладают, душа животных смертна. В том, что Вы следуете совету ветеринара кормить собаку сырым мясом, нет греха.
Храни Вас Господь!
С Уважением,
прот. Алексей

Почему православным нельзя держать дома собаку

Совсем недавно я встретила свою давнюю знакомую, которая всю жизнь занималась разведением определённых пород собак и продавала щенков за весьма приличные деньги. Тем и жила женщина, пока не стала ходить в храм, помогать на службах и полностью погрузилась в жизнь православной церкви.

Читайте также:  Таинство соборования в православии: что это, особенности и правила обряда, как и где проводится, зачем нужно собороваться

Проблемы возникли случайно, батюшка узнал, что она живёт в квартире вместе с собакой, и та, буквально спит вместе с ней на кровати. Он настоятельно попросил отдать собаку и освятить квартиру.

Такая реакция сначала смутила мою знакомую, но получив разъяснение, она не задумываясь избавилась от животного, отдав его родственникам, и продолжила с чистой совестью службу в храме.

Такая реакция сначала смутила мою знакомую, но получив разъяснение, она не задумываясь избавилась от животного, отдав его родственникам, и продолжила с чистой совестью службу в храме.

Христианам нельзя держать дома собак

Чин на освящение церкви, егда пес вскочит

С религиозной точки зрения собака считается нечистым животным. Для христиан главным авторитетом является Библия. В Библии нечистота собаки приравнена к нечистоте блудницы. Во Второзаконии (23:18) читаем: «Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим».
Протоиерей Виктор Гузенко говорит об этом:
“В книге Коралай Парсонза «Животные. Звери и птицы, упоминаемые в Библии» читаем: «Собака у древних евреев вовсе не была таким другом человека, как у нас. Да, бывало, их держали в качестве сторожевых псов, использовали для охраны стад от волков и шакалов. Щенкам разрешали входить в дом и подкармливали их остатками пищи (Мк. 7,27). Но в целом отношение к псам было отрицательное. По иудейскому закону, они считались нечистыми. Сравнить кого-либо с «мертвым псом» считалось тяжелейшим оскорблением, и даже деньги, полученные за продажу столь презренного животного, нельзя было приносить в дом Господа (Втор. 23,18). Соломон и апостол Петр сравнивают грешников с псами (Притч. 26,11; 2 Пет. 2,22).
В Библии слова «собака», «псы» и их производные встречаются не менее 25 раз. Для Древнего Востока, для страниц Библии собака — это, прежде всего, образ, метафора, подчеркивающая обездоленность, нищету, страдание (Пс. 21,17; 58,7; Лк. 16,21; Мф. 15,27 и др.). В двух случаях — во Второзаконии (23,18) («не вноси цены пса в дом Господа») и в Евангелии от Матфея (7,6) («не давайте святыни псам») — можно усмотреть негативное отношение к собаке, в аспекте нечистоты этого животного. Во Второзаконии иудеям заповедуется не вносить в храм в качестве жертвы деньги, полученные от занятий проституцией и от продажи собаки. “

Также авторитетом для христиан являются высказывания людей святой жизни: подвижников, блаженных, старцев. Блаженная Пелагея Рязанская, например, говорила: “Если дом освящен — поселяется Господь, а если допустили собаку в дом — благодать Святого Духа уходит! У кого собаки живут в одном помещении с иконами, тот не должен допускаться ко Причастию!”
В жизнеописании старца схиигумена Алексия Пензенского читаем: ” Однажды к батюшке приехал священник с двумя сыновьями. Старец провидел, что у них в квартире живет собачка, и сказал ему, чтобы собаку больше не держал в жилище. И нужно освятить жилище после нее. Он несколько раз повторил, что собак держать в жилище нельзя, а только около дома”.

Разное отношение сейчас у православных христиан к отроку Вячеславу Чебаркульскому. Одни чтят его как великого святого, другие – против его почитания. Для тех, кто почитает отрока Вячеслава и держит дома собак, приведем отрывок из книги “Посланный Богом” (юбилейное 5-е издание, 67 стр.):
“Славочка сказал, что людям нельзя собирать и держать у себя в доме всякие маски, нельзя держать черепа, нельзя дома держать фантастическую литературу и всё с этим связанное, потому что в них поселяются и живут злые духи. Славочка говорил, что НЕЛЬЗЯ В ДОМЕ ДЕРЖАТЬ СОБАК, собака тоже этому подвержена (насколько я помню, Славочка сказал, что «в собаку легко могут заходить злые духи, и такое случается часто»), и поэтому собака должна жить во дворе. Славочка так и сказал, что «в фантастическую литературу, в эти всякие маски и чучела, которые вешают на стены, и особенно в черепа – в них поселяются злые духи, и они там живут». И наоборот – ликов святых злые духи не выдерживают. Когда в доме есть святая Библия и православные книги, когда в доме пахнет ладаном и горят церковные свечи, когда в доме читается молитва – вот тогда эти злые духи не выдерживают присутствия святыни, им это не нравится, они начинают метаться и исчезают”.

Исходя из этих слов отрока Вячеслава («в собаку легко могут заходить злые духи, и такое случается часто»), понятно, почему домашние собаки вдруг неожиданно нападают на людей, в том числе своих хозяев, не щадя и детей.

Иногда Господь своими знамениями показывает, что собака – нечистое животное. Так, писатель Виктор Дауров в своем документальном рассказе “Иверонские диалоги” поведал о том, как священника попросили благословить пса и что из этого вышло:
“. Зашел разговор о писателях. Современных. Вспомнили пять-шесть имен и запнулись. Максим говорит:
– Вот Сорокин, к примеру, еще. Чадо нашего батюшки. Брат во Христе.
– Кто-кто? – спросил я. – Еще и Сорокин? Да! Чудны дела твои, Господи! Читал я как-то, ради любопытства, его рассказы. Мерзость одна.
– Ну, так тоже нельзя, прямо уж и мерзость, – заступился за «брата» Максим.
– Дим, расскажи-ка, у тебя хорошо получается, как отец Иларион (иеромонах Иларион из Оптиной пустыни) благословлял собаку Сорокина.
– Не благословлял, а благословил, – поправил Максима маленький Дима, – один только раз. Ну, если угодно, для тех, кто не слышал. – И он рассказал: – Дело было в машине Сорокина, я сидел сзади с супругой Сорокина, а спереди, рядом с Сорокиным, батюшка. «Отче, – обращается к о. Илариону Сорокин, – вот вы говорите, собака – нечистое животное, и по этой причине ее-де нельзя держать в доме. Так?» – «Так», – подтверждает отец Иларион. А если взять да и благословить. » – «Кого?» – не понял отец. «Ну, нашу-то псину. Вон она сзади, сидит, у жены на коленях». Отец Иларион медленно так поворачивается, складывает соответствующим образом персты и, говоря: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», осеняет крестным знамением пса. Пес делает взбрык, падает и тут же издыхает. То есть совершенно натурально, – все были в шоке, – дух от псины отходит. Просто батюшка, по своему обычному смирению, не тратя попусту лишних слов, у всех на глазах, показал, каков этот дух у собаки, чистый или нечистый. “

Некоторые собаководы до того пристрастились к своим собакам, что считают их членами семьи. Протоиерей Олег Китов (г.Самара) по этому поводу говорит:
“Всему в мире Божием свое место и предназначение. Все Господь создал «хорошо весьма» (Быт. 1, 31). Это касается всего творения, в том числе, конечно же, и животных. При сотворении всякая тварь заняла в мироздании то положение, которое ей было предназначено Самим Творцом. И животные были сотворены для того, чтобы служить человеку. «Владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1, 28).
Согласно Воле Божией мы и сейчас как будто наблюдаем отблеск той гармонии, которая была между человеком и животными до грехопадения. Если тогда вся тварь служила человеку, то теперь лишь очень малая часть так называемых домашних животных остаются прирученными. И эти животные также занимают свои места в быту человека. Скотина дает пищу и одежду, собака служит сторожем и помощником на охоте, кошка защищает жилье и двор от грызунов. Все на своем месте и разумно. Но если привносить в этот порядок что-то иное от суемудрия, то начнутся недоразумения, в числе которых изменение отношения человека к своим помощникам и их положения в жизни людей.
Это видно на примере собаки. Собака – верный и надежный помощник и слуга своего хозяина человека. Нет преданнее, отважнее сторожа и защитника. Во всех племенах и во все времена собака жила рядом с человеком и верно служила ему. И сейчас она служит людям во многих обстоятельствах. А у северных народов она и вовсе незаменима в хозяйстве, в том числе и как транспортное средство. Роль собаки в жизни людей многогранна, и ее «специальности» многоразличны.
Но вот что интересно, никогда и нигде раньше собака не вводилась в жилище человека и тем более не объявлялась «членом семьи». Собаки жили во дворах или, если это охотничьи породы, на псарнях. А в Корее и вовсе собак разводят для питания, как свиней. Не придет же нам на ум идея поселить в доме кабанчика и сделать его «членом семьи», хотя свиньи, как говорят, и умны, и ласковы не менее собаки… Это явный абсурд!
Собака в доме – это еще и опасно, как опасно всякое нарушение порядка и здравого смысла. Вспоминается трагедия семьи Берберовых, профессиональных укротителей, которые стали жертвами жившего в их городской квартире льва. А сколько подобных жутких случаев было с «домашними» собаками, когда «член семьи» загрызал насмерть или калечил хозяина. Были и случаи, когда пес буквально съедал малолетнего ребенка. Споры о том, можно ли держать собаку в доме, ведут порой даже и священнослужители. Был такой спор и у меня с одним диаконом из Ярославской епархии. У него в квартире жила немецкая овчарка, и она прекрасно общалась с его пятилетней дочкой – до тех пор, пока не покусала ее. Теперь у девочки на лице останутся шрамы на всю жизнь как память о «члене семьи», которого пришлось переселить в деревню и посадить на цепь охранять дом родственников.
Конечно, если собаку уже завели, то выбрасывать на улицу нельзя. Это безчеловечно и является грехом немилосердия, который истязуется на двадцатом мытарстве. И все же нужно постараться пристроить «друга» на «работу» сторожем в деревню, а если это невозможно, то после того, как пес издохнет, больше не заводить собаку.
Примечателен такой факт: во время проповеди перед чином «отчитки» в Троице-Сергиевой Лавре игумен Герман настоятельно рекомендует пристроить собак на должность сторожевых и ни в коем случае не допускать их в жилище, где находятся святые иконы. А храм, в который забежала собака, должен быть вновь освящен окроплением святой воды. Выводы очевидны…”

То, что собака нечистое животное, которое нельзя держать в христианском жилище, видно и из то, что храм освящают, если она туда случайно забежала. Как рассказал корреспонденту “Утра” священник Димитрий Каплун, настоятель прихода св. Иннокентия Московского в Биробиджане:
“Существует два типа освящения храма – малое и великое. Обряд малого освящения свершается, если в храм забежит собака или кто-то коснется престола. Тогда церковь окропляется святой водой и священник читает молитву на обновление храма.”
Священник Анатолий Гармаев на вопрос “Каковым должно быть христианское отношение к животным?” ответил:
— Очень доброе, в том числе и к собакам, хотя по церковному уставу собака не должна жить внутри человеческого жилища. Если собака во дворе, то она сторожит дом. Но никак не позволительно собаку держать в квартире. Церковному человеку в квартиру, где находятся иконы, лампадка, крест, допускать собаку нельзя. Мы знаем, что появление собаки оскверняет церковь, и поэтому в случае, если забежала собака, церковь приходится переосвящать.

ЧИН НА ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА ЕГДА ПЕС ВСКОЧИТ

Из истории чинов малого освящения храма и его принадлежностей в Русской Церкви мы знаем, что в нашей древнерусской богослужебной практике было несколько последований малого освящения храмов. Число таких последований по древнерусским Требникам превосходит перечисленное количество чинов «малого» освящения храмов современного Требника. Эти чинопоследования следующие: «Устав о поколебавшейся святой трапезе», «Чин на отверзение церкви от еретик осквернившейся», чины и молитвы на отверзение храма «в нем же аще человек умрет нуждною смертию» или «животну нечисту ключится умрети или родити» и, наконец, «ЧИН НА ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА ЕГДА ПЕС ВСКОЧИТ». Отмеченные чины и молитвы имеются в составе Требников XVI и XVII веков.

Чин на освящение храма, если туда забежала собака (“егда пес вскочит”), не утратил своей актуальности и в наши дни. В 2006 году Издательский Совет Русской Православной Церкви выпустил книгу “Освящение храма. Сборник”. Содержание этой книги составляют чин освящения храма и различные чинопоследования, так или иначе связанные с освящением храма и богослужебной утвари. Большинство из них печатается по современным русским изданиям Большого и Дополнительного Требников и Чиновника архиерейского священнослужения; небольшие чины омовения святой трапезы и на очищение храма «егда пес вскочит» — по древнерусским старопечатным книгам (с приведением орфографии текстов в соответствие принятым ныне нормам), чины на основание и на освящение новосозданного монастыря — по Требнику свт. Петра (Могилы).

1926 год. Берлин. Люди привели своих собак на усыпление, так как они не в состоянии платить увеличенный налог на домашних питомцев.

Чин на освящение церкви, егда пес вскочит

Можно ли животных любить сильнее, чем людей?

Итак, судьба животных в Будущей Жизни для нас является тайной. Всё живое – это Божье творение, поэтому животных можно и нужно любить. Однако очень важно, чтобы любовь к питомцам не мешала исполнению главных заповедей – любви к Богу и ближнему. В 4-м томе «Слов» преподобного Паисия Святогорца можно найти фразу старца о том, что в наше время многие супруги не полагаются на Бога и ради собственного комфорта отказываются рожать детей. Вместо них пары заводят домашних животных. По словам преподобного Паисия, такие люди забывают, что одна из целей супружеской жизни – рождение детей и воспитание их в христианском духе.

Другой афонский старец, преподобный Силуан, говорил: «К животным не должно иметь пристрастия, но должно только иметь сердце, милующее всякую тварь» («Старец Силуан»).

Другой афонский старец, преподобный Силуан, говорил: «К животным не должно иметь пристрастия, но должно только иметь сердце, милующее всякую тварь» («Старец Силуан»).

Ссылка на основную публикацию