Пояснение и раскрытие общего образа слова — Похоть
Похоть — постоянное хотение
Правила орфографии, значение и образ похоть , которые мы видим сегодня в учебниках, не имеют никакого отношения к славянскому языку, изучая их мы разучились мыслить образно.
Если бы нам в школе преподавали настоящий славянский язык, нам бы не пришлось изучать языки иностранные.
Предлагаю восстановить утерянную способность.
Предисловие о выборе Учителя:
Так устроен наш мир, не буду утверждать как в других мирах, «пусто место не бывает», оно всегда заполняется, хотите вы этого или нет, занимаясь какой либо практикой вы освобождаете «готовите пустое место, которое нужно заполнить, в нашем случае знанием, но если на знание нет разрешения или нет Учителя приходят лжеучителя и дают вам знание в красивой упаковке но с плохим содержанием, хорошо если вы быстро это увидите, что происходит.
Раньше в старые добрые времена все дети получали посвящения в 9 позже в 12 лет в жизнь правильную, ученичество, на всё это кроме усилий родителей, бабушек, дедушек нужны и помощь Сил Света, это обязательное условие правильного воспитания и дальшейшего РАзвития!
Жизнь показывает и знание о энергетических телах, что одновременно мы живем в разных мирах, не только в физическом мире! Посвящение дают на возможность быть «полноправными гражданами» и в других мирах, но для обретения этого должен быть Наставник.
Особенно нужно позаботится о детях, (получать посвящения, ученичество – школа, вуз и т.д., в жизнь) воспитание должно быть не только на физическом уровне, но и на Духовном.
Ступая на нелёгкий путь Духовного роста, стоит хорошенько задуматься, выбирая себе учителей.
Выбор Учителя, это очень важный шаг, к какой бы практике это не относилось, поэтому обязательно вы должны убедится кто был Учителем Мастера, какая традиция практики, линия Учителей! Если этого нет, каким бы уровнем знаний он не обладал, бежите от него. Чем быстрей тем лучше!
Главные новости
к) сносится с Предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени;
Церковная и общественная деятельность патриарха
Все обязанности Патриарха прописаны в церковном Уставе. Их число входит:
- беспокойство о внутреннем и внешнем благосостоянии Церкви;
- председательство на архиерейских и Поместных соборах;
- контроль за исполнением постановлений Собора;
- поддержание церковной иерархии;
- контроль над деятельностью архиереев;
- представительская роль в отношении других Церквей и светских лиц.
Патриарх, как Первосвященник, совершает самые торжественные богослужения. Он вникает в подробности всех внутрицерковных дел, без его участия не принимаются важные решения. Также он определяет отношения между Церковью и государством, регулирует сотрудничество с общественными организациями.
Читайте о патриархах:
Читайте о патриархах:
Патриарх Московский и всея Руси
1. Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси».
2. Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам.
3. Имя Патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле: «О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси».
4. Патриарх Московский и всея Руси имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его Председателем.
5. Отношения между Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом, в соответствии с общеправославной традицией, определяются 34-м правилом свв. Апостолов и 9-м правилом Антиохийского Собора.
6. Патриарх Московский и всея Руси вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях — Поместные Соборы, и председательствует на них. Патриарх Московский и всея Руси созывает также заседания Священного Синода.
7. Осуществляя свою каноническую власть, Патриарх Московский и всея Руси:
а) несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода;
б) представляет Соборам отчеты о состоянии Русской Православной Церкви за межсоборный период;
в) поддерживает единство иерархии Русской Православной Церкви;
г) осуществляет начальственное наблюдение за всеми Синодальными учреждениями;
д) обращается с пастырскими посланиями ко всей Полноте Русской Православной Церкви;
е) подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом;
ж) осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по управлению Московской Патриархией;
з) сносится с Предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени;
и) представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления;
к) имеет долг ходатайства и «печалования» перед органами государственной власти как на канонической территории, так и за ее пределами;
л) утверждает уставы Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и епархий;
м) принимает апелляции от епархиальных архиереев Самоуправляемых Церквей;
н) издает указы об избрании и назначении епархиальных архиереев, руководителей Синодальных учреждений, викарных архиереев, ректоров Духовных школ и иных должностных лиц, назначаемых Священным Синодом;
о) имеет попечение о своевременном замещении архиерейских кафедр;
п) поручает архиереям временное управление епархиями в случае длительной болезни, кончины или нахождения под церковным судом епархиальных архиереев;
р) наблюдает за выполнением архиереями их архипастырского долга по окормлению епархий;
с) имеет право посещения в необходимых случаях всех епархий Русской Православной Церкви (пр. 34 свв. Апостолов, пр. 9 Ант. Собора, Карф. 52 (63));
т) преподает архиереям братские советы как относительно их личной жизни, так и относительно исполнения ими архипастырского долга; в случае невнимания к его советам предлагает Священному Синоду вынести надлежащее постановление;
у) принимает к рассмотрению дела, связанные с недоразумениями между архиереями, добровольно обращающимися к его посредничеству без формального судопроизводства; решения Патриарха в таких случаях для обеих сторон обязательны;
ф) принимает жалобы на архиереев и дает им надлежащий ход;
х) разрешает архиереям отпуск на срок более 14 дней;
ц) награждает архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями;
ч) награждает клириков и мирян церковными наградами;
ш) утверждает присуждение ученых степеней и званий;
щ) имеет попечение о своевременном изготовлении и освящении святого мира для общецерковных потребностей.
8. Внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест.
9. Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области.
Патриарху Московскому и всея Руси в управлении Московской епархией помогает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея, с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского.
Территориальные границы управления, осуществляемого Патриаршим Наместником на правах епархиального архиерея, определяются Патриархом Московским и всея Руси.
10. Патриарх Московский и всея Руси является Священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ряда других монастырей, имеющих особое историческое значение, и управляет всеми церковными ставропигиями.
Образование ставропигиальных монастырей и подворий в Московской епархии осуществляется по Указам Патриарха Московского и всея Руси.
Образование ставропигий в пределах иных епархий осуществляется с согласия епархиального архиерея по решению Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода.
11. Сан Патриарха является пожизненным.
12. Право суда над Патриархом Московским и всея Руси, равно как и решение вопроса о его уходе на покой, принадлежит Архиерейскому Собору.
13. В случае кончины Патриарха Московского и всея Руси, его ухода на покой, нахождения под церковным судом или иной причины, делающей невозможным исполнение им патриаршей должности, Священный Синод под председательством старейшего по хиротонии постоянного члена Священного Синода немедленно избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя Патриаршего Престола.
Процедуру избрания Местоблюстителя устанавливает Священный Синод.
14. Церковное имущество, которым обладает Патриарх Московский и всея Руси в силу своего положения и должности, является собственностью Русской Православной Церкви. Личное имущество Патриарха Московского и всея Руси наследуется в сooтветствии с законом.
15. В период междупатриаршества:
а) Русской Православной Церковью управляет Священный Синод под председательством Местоблюстителя;
б) имя Местоблюстителя возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви;
в) Местоблюститель исполняет обязанности Патриарха Московского и всея Руси так, как они изложены в п. 7 раздела IV настоящего Устава, кроме пп. «ц»;
г) митрополит Крутицкий и Коломенский вступает в самостоятельное управление Московской епархией.
16. Не позднее шести месяцев по освобождении Патриаршего Престола Местоблюститель и Священный Синод в порядке, определенном п. 2 раздела II настоящего Устава, созывают Поместный Собор для избрания нового Патриарха Московского и всея Руси.
17. Кандидат в Патриархи должен отвечать следующим требованиям:
а) быть архиереем Русской Православной Церкви;
б) обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку;
в) пользоваться доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа;
г) «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3, 7);
д) иметь возраст не моложе 40 лет.
Устав Русской Православной Церкви
Фото: Сергей Власов / patriarchia.ru
г) митрополит Крутицкий и Коломенский вступает в самостоятельное управление Московской епархией.
Хронологический список Патриархов Московских
- Святитель Иов (в миру Иоанн) (23 января 1589 — июнь 1605)
- Игнатий (30 июня 1605 — май 1606), поставлен Лжедмитрием I при живом Патриархе Иове и поэтому не включается в списки законных Патриархов, хотя поставлен с соблюдением всех формальностей
- Священномученик Гермоген (или Ермоген, в миру Ермолай) (3 июня 1606 — 17 февраля 1612), причислен к лику святых в 1913.
- Филарет (Фёдор Никитич Романов) (24 июня 1619 — 1 октября 1633)
- Иоасаф I (6 февраля 1634 — 28 ноября 1640)
- Иосиф (Дьяков) (27 мая 1642 — 15 апреля 1652)
- Никон (Никита Минов) (25 июля 1652 — 12 декабря 1666)
- Иоасаф II (Новоторжец) (10 февраля 1667 — 17 февраля 1672)
- Питирим (7 июля 1672 — 19 апреля 1673)
- Иоаким (Иван Петрович Савелов) (26 июля 1674 — 17 марта 1690)
- Адриан (в миру Андрей) (24 августа 1690 — 16 октября 1700)
После кончины патриарха Адриана преемник не избирался. В 1700—1721 Блюститель Патриаршего престола («Экзарх») — митрополит Ярославский Стефан (Яворский). Пётр I в 1721 году учредил Духовную коллегию, впоследствии переименованную в Святейший Правительствующий Синод — государственный орган высшей церковной власти в Российской Церкви. Патриаршество было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (11 ноября) 1917.
- Святитель Тихон (Василий Иванович Беллавин; 5 (18) ноября1917 — 25 марта (7 апреля) 1925
- Сергий (Иван Николаевич Страгородский; 8 сентября1943 — 15 мая1944)
- Алексий I (Сергей Владимирович Симанский 2 февраля1945 — 17 апреля1970)
- Пимен (Сергей Михайлович Извеков; 2 июня1971 — 3 мая1990)
- Алексий II (Алексей Михайлович Ридигер; 10 июня1990 — 5 декабря2008)
- Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев; 1 февраля2009 — настоящее время)
Согласно действующему Уставу РПЦ (от 2000 года с позднейшими поправками) [10] , принятому в 2000, Патриарх «имеет первенство чести среди епископата Русской православной церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской православной церкви и управляет ею совместно со Священным синодом, являясь его Председателем». Патриарх созывает Архиерейские и Поместные соборы и председательствует на них, а также несет ответственность за исполнение их постановлений. Патриарх представляет Церковь во внешних сношениях, как с другими Церквями, так и со светской властью. В его обязанности входит поддержание единства иерархии РПЦ, издание (совместно с Синодом) указов об избрании и назначении епархиальных архиереев, он осуществляет контроль за деятельностью архиереев.
Глава православной церкви — структура РПЦ
У каждой конфессии в мире есть предводитель, например, глава Православной Церкви – это Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Но помимо него церковь имеет и другую структуру руководства.
Но помимо него церковь имеет и другую структуру руководства.
Вертикаль православной власти: кто на самом деле руководит в РПЦ
Система построена таким образом, что любые реформы снизу невозможны
Как показывает опыт, даже хорошо образованные люди имеют крайне смутное представление о внутреннем устройстве жизни Русской православной церкви и часто путаются в самых простых понятиях. Как в известном анекдоте: «Вышел дьякон, размахивая паникадилом…»
Фото: Алексей Меринов
Давайте устроим маленький ликбез на тему «Структура РПЦ». Возьмем только РПЦ на территории России (потому что она есть еще и в других странах, но сейчас не будем отклоняться в сторону).
Ну, всем известно, что во главе РПЦ стоит патриарх. Точнее, является ее предстоятелем. Часто ошибочно говорят: «Патриарх — глава Церкви». Глава Церкви — Христос, а патриарх — глава организации под названием РПЦ (МП). (МП — Московский патриархат — второе официальное название РПЦ. А Московская патриархия — это уже название высшего церковного чиновничьего аппарата во главе с патриархом.) Многие патриарха воспринимают как церковного президента с неограниченными полномочиями (и нынешний патриарх Кирилл (Гундяев) так и пытается себя вести), но в теории патриарх — это первый среди равных епископов, он сам — епископ Москвы, а прочие епископы вполне самодостаточны в своих епархиях. Опять-таки теоретически «Патриарх Московский и всея Руси… подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам» (Устав РПЦ, гл. IV, 2).
РПЦ состоит из епархий. Во времена патриаршества Алексия II (Ридигера) епархия обычно совпадала в границах с областью. Архиерей (епископ, архиепископ или митрополит — эти ранги отличаются лишь степенью чести, но в принципе есть только один сан (чин) — епископ) сидел в областном центре, будучи на церковном уровне вроде губернатора.
Нынешний патриарх Кирилл пошел по пути дробления епархий: с каждым годом количество их увеличивается, в некоторых областях уже по четыре епархии с соответствующим количеством епископов. Архиерей областного центра получает звание митрополита и становится первым по чести среди мелкопоместных епископов этой области (но не их начальником).
Иногда в епархии может быть два епископа: один главный, правящий, а другой — викарный, что-то вроде замдиректора, помощника, действующего от лица своего начальника. Обычно викарного епископа дают в помощь в большой епархии или престарелому архиерею, который уже не справляется со своими обязанностями.
Кстати, по правилам каждый архиерей по достижении 75-летнего возраста обязан написать прошение «на покой», но часто он остается на своей кафедре (продолжает управлять епархией) до самой смерти.
При каждом архиерее есть епархиальное управление — бухгалтерия, епархиальный склад, разные отделы — учебный, молодежный, миссионерский, социальный, по взаимодействию с военными, полицией, казачеством и т.п. Бывают разные комиссии, например по подготовке канонизации местных святых. Часто при епархии есть духовное училище или семинария.
Архиерей регулярно собирает епархиальный совет. В этот совет входят маститые священники — благочинные и руководители епархиальных отделов. Они обсуждают разные текущие вопросы, разрабатывают внутренние инструкции, вызывают провинившихся священников на ковер и проч. Но все решения в епархии принимает только архиерей. Правда, в тех епархиях, где архиерей известен слабой волей или слабым здоровьем головы, реальные решения часто принимают те священники или просто прихлебатели — «помощники», которые имеют на него влияние, а епископ только подмахивает документы. Таких влиятельных священников в поповской среде называют «олигархами».
Пару-тройку раз в год (в некоторых епархиях — только один раз) созывается епархиальное собрание. На нем — теоретически — должны бы присутствовать (вместе с духовенством и монашеством) и миряне, чтобы решать общие епархиальные вопросы. Но в реальной практике епсобрание — это что-то вроде пленума обкома КПСС: напыщенные речи архиерея про «углубить и расширить», доклады руководителей отделов о том, что «правсомол всегда готов, а партия — тем паче», перекличка присутствующих, которая может занимать часа два, зачитывание циркуляров из патриархии (об очередном сборе денег), которые все равно потом скинут на электронную почту. В общем, несколько часов формальностей, которые никому не нужны.
В епархии, как и в патриархии, есть церковный суд, состоящий из избранных священников (общецерковный суд — из епископов). На этом суде рассматривают дела провинившихся священников, решается вопрос об их наказании — запрещении в служении или лишении сана. Разумеется, никогда священник не выиграет суд против своего архиерея в епархиальном суде, хотя бывали редкие случаи, когда общецерковный суд рассматривал апелляцию священника и отменял несправедливые решения (преще́ния, то есть наказания в виде запретов) епархиального архиерея. Правда, после «победы» священнику все равно придется покинуть епархию, потому что житья ему там уже не будет.
Благочинные — это священники, которые исполняют функции бригадира или прораба на вверенном им участке. Например, крупный город делится на несколько условных районов (область также делится на такие «провинциальные» районы) и назначается священник, надзирающий над остальными. Благочинный тоже время от времени собирает настоятелей приходов на бессмысленные собрания благочиния, где тратят время на пустые бумажки. Главная же функция благочинного — быть глазами и ушами архиерея, выбивать из своих подчиненных священников епархиальные взносы и отчеты.
Между собой рядовые настоятели приходов порой называют своих благочинных «злочинными» или «бесчинными», потому что в руках благочинного обычно находится судьба любого священника — он может оклеветать того перед архиереем, предложить снять или перевести по надуманному поводу, например, чтобы освободить богатый хороший приход для себя или своего родственника в сане. Чаще всего архиерей прислушивается к благочинному, а мнение рядового настоятеля и его протесты просто никого не интересуют.
Следующий уровень — настоятели приходов. Надо сразу учесть, что приход и храм — это не одно и то же. Приход — это юридическая единица в епархии, существующая в первую очередь на бумаге и в органах юстиции. Сейчас это называется МРОП — местная религиозная организация прихода храма такого-то. То есть на бумаге и в отчетах приход может быть, а храма еще нет, даже земельного участка под храм может еще не быть. Приход начинается с того, что десять человек (любых, хоть прихожан другого прихода) собираются на учредительное собрание, они могут зарегистрировать приход на домашний адрес одного из учредителей, а потом уже начинается процесс оформления земли, строительства храма и т.п.
Но вот храм есть и у прихода есть настоятель — священник, который всем руководит: и людьми, и хозяйством. Он может быть один в храме, но могут у него быть подчиненные священники — обычные клирики (то есть члены клира, духовенства). Настоятель в своих руках держит всю полноту власти, все финансы, он общается с благочинным и архиереем, а рядовые священники служат, исполняют требы и прочие рутинные священнические обязанности. Разумеется, доход настоятеля обычно несравним с зарплатами рядовых клириков, ну, впрочем, как и в любой светской фирме.
Так происходит в реальности, хотя (часто приходится повторять это слово) теоретически управлять приходской жизнью должно приходское собрание из всех активных взрослых членов прихода, на котором должны решаться все вопросы — начиная со стройки, ремонта, заканчивая зарплатами клириков и настоятеля. Еще на приходе есть фиктивные органы — ревизионная комиссия и приходской совет, но… см. выше по поводу «теоретически».
Практически же — и это одна из основных проблем РПЦ в последние 30 лет — миряне, прихожане в церкви ничего не решают ни на своем родном приходе, ни в масштабах всей РПЦ. По последним двум уставам РПЦ (1988 и 2000 гг.) абсолютной властью в епархии и на приходах обладает только архиерей. Он может все: снять в любой момент без объяснения причин настоятеля, разогнать приходскую общину, если она выступает против несправедливых решений епископа. В случае конфликта закон всегда будет на стороне архиерея, все имущество прихода до последнего гвоздя принадлежит ему (епархии), поэтому приход не сможет «отложиться» от своего архиерея вместе со своим храмом — придется уйти, оставив все то, что, возможно, построено руками прихожан и на их деньги.
Эта схема во многом объясняет жизнь нынешней РПЦ. Система построена таким образом, что любые реформы снизу невозможны, потому что голоса мирян и простых священников ничего не значат ни в моральном, ни в юридическом смысле, а все «реформы» сверху направлены только на укрепление власти верхушки руководства РПЦ, ее абсолютизма.
Впрочем, тут патриархия идет рука об руку с нашим дорогим государством.
РПЦ состоит из епархий. Во времена патриаршества Алексия II (Ридигера) епархия обычно совпадала в границах с областью. Архиерей (епископ, архиепископ или митрополит — эти ранги отличаются лишь степенью чести, но в принципе есть только один сан (чин) — епископ) сидел в областном центре, будучи на церковном уровне вроде губернатора.
Выборы и интронизация патриарха Кирилла: вспоминаем, как это было
Последний начал свою работу 25 января. Все его участники получили бюллетени с именами 145 архиереев, имевших право быть избранным на Патриарший престол. Каждый из голосовавших должен был отметить 1 имя. По результатам голосования, в котором приняли участие 198 архиереев, больше всего голосов – 97 – было отдано за митрополита Кирилла.
Епи́скоп (надзирающий)
Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.
Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».
Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.
Патриаршество в России
Первый Патриарх появился в России в 1589 году, при Государе Федоре Иоанновиче. До этого русской церковью управлял митрополит, поскольку она находилась в подчинении у Константинополя. Однако, с падением империи под натиском османов и возникновением формулы «Москва – третий Рим», Вселенский Патриархат из покоренной мусульманами страны, уже не мог претендовать на главенство над церковью крупнейшего православного государства.
Святитель И́ов Московский и всея Руси, патриарх
Первым Патриархом в нашей стране стал Иов. Тогда же за ним закрепилась пятая строка в диптихе. Патриаршество сохранялось чуть более ста лет, до начала 18-го века, то есть, до момента, когда преставился Патриарх Адриан. Царь Петр Алексеевич воспротивился выборам следующего предстоятеля.
Для руководства Церковью им была учреждена Духовная коллегия, которую вскоре переименовали в Святейший Синод. Период истории русской Церкви, который называют Синодальным, завершился в том же году, когда произошел Октябрьский переворот. Тогда на Поместном Соборе на Патриаршее место был избран Московский митрополит Тихон.
На своем посту Патриарх пребывает до конца жизни. Сместить Патриарха можно, но такими полномочиями обладает лишь архиерейский собор.
Что такое РПЦ?
Крупнейшей по численности верующих среди Поместных Православных Церквей является Русская Православная Церковь (сокращенно РПЦ, другое название — Московский Патриархат). До 20 века ее именовали также «Российская Православная Церковь», «Греко-восточная Российская Церковь», «Греко-Российская Церковь» и так далее. Для каждого православного важно знать, что представляет собой РПЦ.
«Изучение истории Русской Церкви помогает нам, во-первых, оставаться в Церкви, быть верными ее Преданию; во-вторых, жить в Церкви, то есть духовно возрастать самим, а также учить народ Божий.
К предмету любви всегда есть интерес, о нем хочется знать больше и подробнее. Если мы любим нашу Церковь, то мы будем изучать ее историю не по долгу, а по любви» (иеромонах Тихон Васильев).
В Православном мире существует утвержденный список Церквей, который называется диптихом. В нем Поместные Церкви стоят по «рангу чести» — с учетом происхождения, провозглашения автокефалии и значения городов-центров.
Значение понятия
Архипастырское служение сродни схимническому постригу и предполагает полное отречение от собственной воли. Все иерархи (за исключением викариев) управляют епархиями. В древности они были разделены на епископов, архиепископов и митрополитов соответственно административным полномочиям. В современной церкви эти звания сохраняются в качестве почетных. Из их числа избирается патриарх, который руководит Поместной церковью до конца жизни.
Церковь в соответствии с христианским вероучением должна пребывать до скончания веков. Поэтому власть, дарованная Иисусом Апостолам, не должна была окончиться с их смертью, она осталась частью церкви навечно. Апостолы передали свои полномочия лицам, получившим наименование епископов (блюстителей). К ним перешли высший надзор и управление в христианских общинах. В столицах их называют митрополитами (от греч. «митрополия» — столица).
Все архипастыри между собой равны, но самые старейшие из них носят титул архиепископов и пользуются особым уважением окружающих.
Официально принятое обращение:
- к епископам — «Ваше преосвященство»;
- к архиепископу или митрополиту — «Ваше высокопреосвященство»;
- к патриарху — «Ваше Святейшество», неофициально можно обращаться «Владыко».
По древней византийской традиции знаком, разрешающим священнослужителю отправлять службы, является выданный ему епископом антиминс (плат из льна или шелка, в который вшиваются части мощей какого-то святого).
Христианство на Руси
Русская церковь долгое время являлась одной из митрополий Константинопольского патриархата. После того как на Руси начался период феодальной раздробленности, а население Среднего Поднепровья стало массово мигрировать на территорию современной России, князь Андрей Боголюбский обратился к Константинополю с просьбой учредить для Северо-Восточной Руси отдельную митрополию. Однако патриарх Лука Хрисоверг данную просьбу отверг, а киевский митрополит стал именоваться с этого момента митрополитом всея Руси. Первым митрополитом Киевским славянского происхождения стал Иларион в 1051 году.
В XII—XIII веках экономический, политический и военный центр русских земель сместился на северо-восток, а позиции Киева ослабли. Решающим ударом по бывшей столице Руси стало монгольское нашествие 1240 года. В результате полного упадка Киева митрополит Максим в 1299 году перенёс свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. А с 1325-го местопребыванием митрополитов Киевских и всея Руси стала Москва, превратившаяся в мощный политико-экономический центр восточнославянских земель.
Последним митрополитом Киевским и всея Руси с резиденцией в Москве, назначенным из Константинополя, стал в 1437 году Исидор. По мнению историков, данное назначение должно было обеспечить поддержку со стороны митрополии проведению Флорентийского собора. Надежды Константинополя и Рима Исидор оправдал, подписав в 1439 году Соборное определение об унии, согласно которому православная церковь должна была принять все догматы церкви римской.
Однако уния потерпела крах — как в Константинополе, так и в Москве — ввиду полного отторжения со стороны населения. И если в находящемся на грани полного упадка Константинополе уния некоторое время формально соблюдалась из-за позиции императора и патриарха, то в Москве она не была воспринята ни народом, ни властью.
«Между тем Москва, которой был нужен свой патриарх, продолжала находиться в статусе митрополии в составе Константинопольской патриархии. При этом Россия оставалась единственным сохранившимся православным царством в окружении иноверческих государств, что делало её центром православного мира», — добавил историк.
Что принес России союз РПЦ и государства?
«90-е лихие или время надежд».
Продолжение проекта «Осторожно, история».
Результат опроса, проведенного исследовательским центром Superjob.ru
Как Вы считаете, политический союз РПЦ (Русской Православной Церкви) и Государства Вам принес…
скорее пользу – 58%
скорее вред – 42%
«Портрет» от журналиста Николая Троицкого:
Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, в миру Алексей Ридигер, никогда не отделял себя от государства.
Тем более что государства рушились и возникали, а режимы видоизменялись у него на глазах.
И к каждому колебанию линии партии он должен был приспосабливаться.
Почему должен?
А потому, что Алексий стал патриархом в очень благоприятный момент. РПЦ из идеологического врага превратилась в одну из идейных подпорок власти; партаппаратчики и чекисты неистово осеняли себя крестным знамением, расшибая лбы и поминая имя Господа всуе; Церкви возвращали храмы в товарных количествах.
Предстоятелю приходилось быть и хозяйственником, и топ-менеджером, и политиком.
Требовались дипломатические таланты. И думать надо было не о небесном, а о земном.
Владыка справился.
Он преумножил богатство, влияние, авторитет Церкви. Сделал ее естественным и необходимым институтом. Но какой ценой?
Патриархия искала покровительства власти, но только временно и до некоего предела.
Власть, напротив, стремилась – да и теперь стремится – задушить родное священство в объятьях, и никаких пределов не знала.
Это противоречие Алексий Второй разрешить не сумел.
Всё вышло в духе суровых традиций Византии, Руси и Российской империи, где Церковь испокон веку была приводным ремнем государственной власти.
Фото ИТАР ТАСС
Имея все качества мудрого пастыря, оказавшись на роковом политическом перепутье, дистанции между светской и духовной сферой патриарх не удержал.
А если пытался, то это было совсем незаметно. Хотя известно, что эту трагическую дилемму Алексий прекрасно осознавал.
И не в том дело, что в храмы ринулись все подряд, в том числе и конкретные авторитеты: для священника несть ни жулика, ни бандита.
Каждый грешник вправе рассчитывать на спасение души. Пути Господни неисповедимы, они вне компетенции РПЦ.
Печальнее то, что предстоятель как будто перед искушением не устоял, превратился в номенклатуру с мигалкой, а Церковь – в ведомство, аффилированное с Кремлем.
Так уж случилось.
Алексию Второму выпало жить и служить в непростое время. Справился, как сумел. Царствие ему небесное.
Мнение кинорежиссера Андрея Кончаловского:
Я думаю, что в этом смысле 90-е годы были чрезвычайно важны.
Государство и власть решили вернуть в российское общество православную религию. Религию, в принципе, и православную, в частности. Ту самую религию, которая является частью русской культуры и которая всегда была в русской культуре и во времена большевизма (она была загнана куда-то под плинтус).
Она всегда жила. Это религия, которая нам дала то, что называется, нашу ментальность, во многом.
Религия Византии, религия греков, я бы сказал, она во многом определила нашу культуру со всеми ее достоинствами и недостатками, поскольку, как говорится, вы знаете, человек – это единственное животное, которое не может жить без цели в жизни.
И, вот, цель в жизни – она определяется, безусловно, этикой, которая рождается на основе той или иной религии.
Поэтому с этой точки зрения это чрезвычайно важная часть российского общества.
И ту роль, которая она может играть, она еще до конца сама не осознала, я думаю (РПЦ). И хотя, безусловно, она неизбежно будет играть очень важную роль в формировании русской ментальности, идущей к какому-то, все-таки, более совершенному государству.
Но это в будущем, потому что церковь пока еще, на мой взгляд, не нашла адекватных ответов на возникающие перед ней проблемы, исторические проблемы.
Она не нашла адекватных ответов и это еще впереди – я думаю так.
Мнение председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата Всеволода Чаплина:
Начало преодолеваться наследие советского периода.
Люди начали понимать, что, все-таки, отделение церкви от государства означает только то, что церковь не является органом власти, и это вовсе не означает, что религия должна отсутствовать в поле общественной жизни.
Верующие люди, в том числе священнослужители, стали высказываться по многим вопросам, которые волнуют общество.
Были сняты барьеры, отделявшие религиозное миропонимание от детей и от юношества, от военнослужащих и от заключенных. То есть сфера отношений религии и общества, религии и государства стала, наконец, приходить в норму по отношению к тому ненормальному состоянию, в котором эта сфера находилась в советское время.
В 90-е годы этот процесс не закончился.
Более того, он не закончился до сих пор. До сих пор есть определенные рецидивы советского мышления, советского понимания светскости государства, которые имеют мало общего с тем, как это понятие трактуется в большинстве стран Европы и мира.
Будем надеяться, что это тягостное наследие советского периода будет окончательно преодолено и тот процесс, который в 90-е годы был начат, не завершит на неполной стадии.
Вы знаете, стремление к нормализации отношений было обоюдным.
При этом были, конечно, некоторые странные явления в начале 90-х годов, в первой половине 90-х годов. Некоторые политики пытались очень по-глупому использовать религиозную фразеологию в предвыборных кампаниях, некоторые из них пытались фотографироваться со священнослужителями, а потом использовать это как симуляцию предвыборной поддержки. Некоторые очень неумело пытались вовлечься во внешнюю сторону церковной жизни, чтобы на этой почве приобрести дешевую популярность.
Это не сработало.
Как об этом сказал в одном из интервью покойный святейший патриарх Алексий, наши верующие люди очень тонко чувствуют фальшь и быстро разбираются, где настоящее искреннее стремление к церковной жизни, а где показуха.
Но это явление ушло в прошлое.
Сейчас среди политиков и, в том числе, среди людей, занимающих видные посты в государстве, очень много серьезно воцерковленных людей, людей, которые даже богословствуют, пишут богословские работы.
Так что определенное искривление 90-х годов ушло в прошлое, ну и, наверное, оно было неизбежным постольку, поскольку общая религиозная грамотность народа в это время была слабой и многие люди шли то за экзотическими сектами, то за странными проповедниками, то за харизматическими в кавычках псевдостарцами.
Это касалось, между прочим, и определенной части нашей элиты.
Сейчас люди понимают реалии духовного мира не только в смысле знания религии, но и в смысле духовного опыта гораздо лучше.
Так что мне нынешнее состояние общества, в том числе в религиозно-общественной сфере, нравится гораздо больше, чем то состояние, которое было в 90-е годы.
Опросы «Эхо Москвы»
Как Вы считаете, политический союз РПЦ (Русской Православной Церкви) и Государства Вам принес…
Ближайший эфир передачи «90-е лихие или время надежд» («Что принес России союз РПЦ и государства?») – пятница, 11 февраля, после 20 часов.
Задать вопрос к эфиру>>>
Вы знаете, стремление к нормализации отношений было обоюдным.
При этом были, конечно, некоторые странные явления в начале 90-х годов, в первой половине 90-х годов. Некоторые политики пытались очень по-глупому использовать религиозную фразеологию в предвыборных кампаниях, некоторые из них пытались фотографироваться со священнослужителями, а потом использовать это как симуляцию предвыборной поддержки. Некоторые очень неумело пытались вовлечься во внешнюю сторону церковной жизни, чтобы на этой почве приобрести дешевую популярность.
Синодальный период
Начало XVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет. Члены Святейшего Синода назначались императором, управляли Синодом светские государственные чиновники – обер-прокуроры. Превращение в государственное учреждение и лишение самостоятельности самым пагубным образом сказались на состоянии Русской Церкви.
В Синодальный период своей истории (1721-1917 годы) Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны.
XIX век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия, преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь.
Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества – она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.