Что означает фраза «Если тебя ударили по правой щеке, подставь левую»?
Часто, обычные люди, только недавно начавшие читать Священное Писание, пытаются самостоятельно растолковать разные фразы и выражения из него. К сожалению такие попытки заканчиваются тем, что человек находит много противоречий, теряет интерес к Библии, да и вообще отходит от веры. Много непонятных мыслей в голове возникает и у тех, кто вырвал из контекста Новозаветной нагорной проповеди фразу Иисуса Христа: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39). Понимая эту фразу дословно, люди начинают сомневаться в правильности учения Библии, поскольку книга, основанная на принципах любви, говорит о том, что нужно терпеть физические побои и даже просить добавки. А как же быть с тем, если на глазах у христианина обижают слабого, неужели нельзя заступиться и спокойно смотреть на зло? Если бы так и было, то даже преступников не садили бы в тюрьмы, что привело бы к полному хаосу.
Читая Святое Письмо, нужно четко понимать, что Христос проповедовал простым людям того времени, которым нужно было объяснить довольно сложные истины. Конечно же, пытаясь донести до народа истину, Христос часто говорил метафорами и выше упомянутая фраза является одной из них.
Читая Святое Письмо, нужно четко понимать, что Христос проповедовал простым людям того времени, которым нужно было объяснить довольно сложные истины. Конечно же, пытаясь донести до народа истину, Христос часто говорил метафорами и выше упомянутая фраза является одной из них.
Что значит подставить другую щеку?
Точка зрения Библии
Иисус Христос сказал: «Не отплачивай злому человеку тем же, но, если кто-нибудь ударит тебя по правой щеке, поверни к нему и другую» (Матфея 5:39).
Что имел в виду Иисус? Побуждал ли он своих последователей молча сносить плохое обращение? Ожидается ли, что христиане будут молча страдать, не ища никакой правовой защиты?
Чтобы понять смысл слов Иисуса, нужно рассмотреть их в контексте, а также принять во внимание, кому они были адресованы. Перед тем как их произнести, Иисус упомянул о законе, который его слушатели хорошо знали из Священного Писания. Он сказал: «Глаз за глаз и зуб за зуб» (Матфея 5:38).
Закон, на который ссылался Иисус, записан в книгах Исход 21:24 и Левит 24:20. Следует отметить, что предусматриваемое им наказание «глаз за глаз» применялось только после суда: нарушителя закона приводили к священникам и судьям, которые тщательно исследовали обстоятельства дела и устанавливали, было ли преступление умышленным (Второзаконие 19:15—21).
Со временем иудеи стали применять этот закон неправильно. В XIX веке библеист Адам Кларк по этому поводу написал: «Создается впечатление, что иудеи стали пользоваться законом [глаз за глаз], дабы оправдывать затаенную ненависть и причинение зла обидчику. Нередко месть была беспощадной и влекла за собой еще большее зло, нежели то, которое ее вызвало». Однако Священное Писание никоим образом не одобряет месть и вражду.
Напротив, истинный смысл Божьего закона, данного израильтянам, становится понятен именно благодаря учению Христа из его Нагорной проповеди. Призывая подставить другую щеку, Иисус не имел в виду, что, если кого-то из его учеников ударят по одной щеке, тот должен буквально повернуться и подставить для удара и вторую. Во времена, когда писалась Библия (что можно сказать и о наших днях), пощечину наносили не для того, чтобы ранить человека физически, а чтобы его оскорбить или спровоцировать.
Очевидно, Иисус говорил о том, что, когда нас провоцируют на конфликт с помощью буквальной пощечины или злых слов, не следует отвечать обидчику тем же. Вместо этого нужно постараться разорвать порочный круг мести, не воздавая злом за зло (Римлянам 12:17).
К тому же слова Христа очень напоминают следующее высказывание Соломона: «Не говори: „Как он поступил со мной, так и я поступлю с ним. Отплачу каждому по его делам“» (Притчи 24:29). Христиане готовы повернуть другую щеку в том смысле, что не поддаются на провокацию и отказываются идти на конфликт (2 Тимофею 2:24).
Можно ли прибегать к самозащите?
Подставить другую щеку не означает бездействовать, когда на нас нападают и хотят причинить физический вред. Иисус не подразумевал, что мы вообще не должны защищаться. Скорее, он имел в виду, что не следует применять силу, чтобы, поддавшись на провокацию, кому-то отомстить. Конечно, лучше избегать столкновений. Однако, если мы становимся жертвой преступления, вполне уместно защищаться и обратиться за помощью в правоохранительные органы.
Ранние ученики Христа поступали по этому же принципу, когда дело касалось нарушения их прав. К примеру, во времена апостола Павла римская правовая система гарантировала гражданам определенные права. И Павел воспользовался этим, чтобы защитить свое законное право проповедовать благую весть, следуя повелению Христа (Матфея 28:19, 20). Во время проповеди в Филиппах власти арестовали апостола Павла и его товарища Силу и обвинили их в нарушении закона.
Затем их обоих публично высекли и без суда и следствия бросили в тюрьму. Когда же представилась возможность, Павел заявил о своих юридических правах. Узнав, что Павел римский гражданин, власти испугались и стали умолять его и Силу незаметно покинуть город. Таким образом, Павел создал прецедент «в отношении защиты и законного утверждения благой вести» (Деяния 16:19—24, 35—40; Филиппийцам 1:7).
Сегодня Свидетелям Иеговы также нередко приходится обращаться в суд, чтобы защитить свое право служить Богу. Такое происходит даже в тех странах, где, как считается, гражданам обеспечена свобода вероисповедания. Кроме того, Свидетели Иеговы, образно говоря, не должны подставлять другую щеку, когда против них совершается преступление или дело касается личной безопасности. В этих ситуациях они предпринимают законные шаги, чтобы защитить себя.
Итак, Свидетели Иеговы, будучи христианами, стараются отстаивать свои законные права, хотя и понимают, что их усилия не всегда оказываются успешными. Поэтому, подражая примеру Христа, они вверяют дело в руки Бога Иеговы. Они уверены, что Бог все видит и знает и что его возмездие будет полностью справедливым (Матфея 26:51—53; Иуды 9). Истинные христиане всегда помнят о том, что мщение по праву принадлежит только Богу (Римлянам 12:17—19). g 9/10 с. 10—11.
Точка зрения Библии
Фридайвинг
Россиянка Ольга Давыдова в течение четырёх дней установила три мировых рекорда по погружению с задержкой дыхания в пресной воде. 22 сентября она сделала это в биластах (65 м), 23 сентября при . читать далее »
28 сентября 2020 в 08:26 — Леночка Борисовна
Ангелы .. настоящий читатель отдает книге свое свободное внимание, все свои душевные способности и свое умение вызывать в себе ту верную духовную установку, которая необходима для понимания этой . читать далее »
Зачем подставлять вторую щеку? Прав ли Исус Христос?
Ведь русские больше других народов, глубже и сильнее впитали в себя христианство. В крепостной Руси не было всеобщей грамотности – поэтому вся народная философия (выше обычной бытовой) черпалась из церкви. Именно чувством и сердцем русские учились постигать саму суть мира. И именно это выразилось в характерных чертах высокой русской культуры – во вселенскости, космизме, ощущении всеединства мира и человечества, в совестливости и человечности, стремлении к высшей мечте – даже при некотором пренебрежении к банальному прозаическому материальному быту.
Прометей – древнегреческий предтеча Исуса Христа.
Смысл подлинный высказывания Исуса Христа о “второй щеке” конечно не буквальный. И с самого начала не предполагалось буквальное понимание – как и для большинства сказанного в Евангелиях.
Смысл был тот, что нужно подняться над конфликтом, не обменом ударов решать, а подняться на более высокий уровень – где и сам конфликт исчезнет, растворится. Разрешится сам собой.
Пример – в офисе за столами работают 5 человек. Одному нужно открыть форточку (ему жарко и душно), другому наоборот прикрыть (боится сквозняков и мерзнет) итд. Так вот нужно не дракой криком и кулаками решать – а поменяться местами, переставить столы или даже скинуться на кондиционер. Или дома – вместо ссоры о телевизоре “громче-тише” – можно просто купить наушники. Такие примитивные примеры умышленно для доходчивости. На современном научном уровне и языке можно говорить о синергии, эмерджентных (вновь возникающих) качествах итд. О непрерывном творении. Т.е. если оставаться на уровне конфликта – то игра “или – или”. Или я тебя съем, или ты меня. Философия зоны – “умри сегодня, а я завтра”. По Исусу Христу если при конфликте подняться на более выский качественно новый уровень понимания ситуации и перейти к синергии, сотрудничесву и сотворчеству вместо войны – то энергии не взаимоуничтожаются или направляются на разрушение – а объединяются для творческого достижения высшего состояние и положения, когда каждому станет лучше. Дикий свободный капитализм – внедрение закона джунглей в человеческий зверинец – это глубочайшее невежество, дикость 21 века – и более того преступление против всего человечества и всей его многотысячелетней истории, шествия и борьбы под факелом Прометея. Кто-то сейчас хочет этот факел загасить и само воспоминание о нем вычеркнуть из людской памяти а имена героев стереть, понятия “выше-ниже” запретить или вообще уничтожить, людей вернуть в дикому животному состоянию и к жизни по примитивным инстинктам и рефлексам.
Наиболее глубоко из недавних мыслителей прошлого эту великую истину, возвещенную Исусом Христом, поняли и перехватили факел Прометея Фридрих Гегель и Карл Маркс.
Учение Гегеля – это по сути демифологизированный пересказ учения Евангелий, разъяснение учения Исуса Христа на философском языке.
Знаменитая триада Гегеля, диалектика – это и есть борющиеся противоположные тенденции, разрешающие свой конфликт в переходе на более высокий качественно новый уровень, от борьбы противоположностей к синтезу, синергии совместного творчества, творению более высокой реальности. Но Гегель только в области духа наметил и нарисовал эту грандиозную картину эволюции к высшему человеческой истории. Опустить эту теорию на землю – в этом была миссия Карла Маркса.
По Марксу – все предшествующие философы думали над тем, как объяснить мир. Наша задача – изменить этот мир.
Вот возьмем теперь противоречие между капитализмом и социализмом. Догматически – непримиримая борьба на уничтожение, война миров.
Но ведь общество будущего – не капитализм и не социализм. Сейчас нет необходимости в этих узких рамках мыслить. Окостеневшее капиталистическое “законничество”. Как и догматический социализм. Нужно разумом охватить все бытие человеческое, человечество в целом, “всю систему” – и в этих категориях мыслить, просто “системно” решать вопрос. Видеть человечество, все связи в нем, и осознавая цель и миссию развития человечества – принимать решения. Вот как большая семья – собирается на совет и совещается и решает – как нам жить во благо всех и каждого. И неважно, что предписывает “капитализм” или “социализм”.
Частная собственность или ее полная отмена. То же самое. Ведь абсолютное неограниченное право частной собственности – позволяет как раз именно самым подлым людям (вспомним приватизацию) сконцентрировать в своих руках огромные богатства и охраняет их самое дикое злодейство, вообще исключает из рассмотрения учет интересов других людей, позволяет вести самое подлое вредительство и реализовывать самые злодейские людоедские по отношению к другим планы и цели.
Но и полная отмена частной собственности – это ведет к деградации человека, уничтожению личного пространства для самостоятельного развития и индивидуального творчества.
Те у кого в руках сейчас власть в мире – не желают мироустройства на принципах разума и синергии. Потому что если их судить по принципу разума – они враги человечества. Корень проблем не в России. Не зря когда-то сомневались в возможности построения социализма в одной отдельной стране. Весь мир капитала тогда пытался удушить росток нового – советскую Россию. А сейчас экономика той же России как и любой страны настолько зависит от малейших колебаний мировой экономики – что удушить любой росток нового (кого бы там и как не избрали президентом и какова бы ни была его программа), угрожающий власти мировых паразитов – намного проще сейчас. Как же разрушить гадину, спрута финансовой мафии, удушающего планету? Сокрушить власть олигархического паразитического капитала, фашистский мировой порядок, устанавливаемый транснациональными корпорациями – как же? Но это тема уже другого разговора.
Ведь русские больше других народов, глубже и сильнее впитали в себя христианство. В крепостной Руси не было всеобщей грамотности – поэтому вся народная философия (выше обычной бытовой) черпалась из церкви. Именно чувством и сердцем русские учились постигать саму суть мира. И именно это выразилось в характерных чертах высокой русской культуры – во вселенскости, космизме, ощущении всеединства мира и человечества, в совестливости и человечности, стремлении к высшей мечте – даже при некотором пренебрежении к банальному прозаическому материальному быту.
О Подставленной Щеке
Недавняя очередная полемическая стычка с Д. Лавровым подвигла меня написать сей пост. Хочу попытаться разъяснить некоторым эту тему до конца, исчерпывающе. Чтобы не пребывали люди в заблуждении, не обманывали сами себя и других.
Общеизвестная фраза, сказанная Иисусом Христом в Нагорной проповеди, записанная в Евангелиях от Матфея и от Луки: «Ударившему тебя по щеке подставь и другую».
К фразе этой часто обращаются как верующие, так и неверующие люди. И каждый толкует по своему. Давайте разберёмся окончательно.
Предварительно вернёмся ближе к началу Библии и вспомним, что Бог дал израильтянам закон через Моисея. По крайне мере, так написано в первоисточнике. И когда Моисею были открыты все слова закона, было также сказано: «Всё, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того».
Вот это очень важный момент: «ничего не убавляй и не прибавляй». Иными словами, сохраняй текст в точности и неизменности. Представим важность этого на простом примере: стоит убавить из слова одну букву и прибавить другую, как мы оказываемся далеко от первоначального значения: «мяч — меч». Всё ясно и понятно.
А вот когда текст посложней, людям кажется, что можно вольно трактовать, что-то менять, что-то убавлять или добавлять и ничего в этом страшного не видят.
Хотя всем известен и другой пример: «казнить нельзя помиловать». Запятая ценою в жизнь.
Тезис, который мы рассматриваем, положен в основу аж целой философской доктрины, именуемой «непротивление злу насилием». Ох, сколько же непоняток и разных мнений скопилось вокруг неё.
Давайте рассмотрим фразу подробнее и с учётом требования ничего не изменять. «Ударившему тебя по щеке подставь и другую». Как люди воспринимают эти слова? — По разному. Большинство принимает их в штыки, считая нелогичным, несправедливым и неправильным подставлять другую щёку. А когда начиняют применять к другим ситуациям, начинается полная неразбериха. А ведь слова эти следует воспринимать именно так, как они записаны.
Представим, как бьют по щеке? По щеке обычно бьют ладонью, а именно — внутренней стороной. Такой удар довольно ощутим и болезнен. К тому же, морально неприятен, ибо, бесспорно, является оскорбительным и унизительным действием по отношению к потерпевшей стороне. Но при этом никакого особенного вреда пощёчина не причиняет.
А если ударили не ладонью по щеке, а кулаком в челюсть или в нос? Как быть в этом случае? Но, позвольте, Иисус ведь ничего не сказал о таком варианте. К тому же, если нас ударили в нос или подбородок, то у нас ведь нет другого носа и подбородка, чтобы подставить их. Да и не упоминались они в заповеди. Даже если ударили в левый глаз, следует ли подставлять под удар правый? Иисус ведь только о щеке говорил. А всё иное – это уже добавление. Значит — искажение. А за такое в Писании даже полагается наказание: «свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни».
Из данного размышления мы можем сделать вывод о том, что нужно крайне внимательно и осторожно применять некоторые слова. Иначе это может быть чревато бедой.
Например, если начать применять необдуманно рассматриваемую заповедь к другим ситуациям, можно отклониться очень далеко от истины.
Очень часто люди усматривают противоречие фразы «ударившему тебя по щеке подставь и другую» с другим положением закона Моисея: «око за око». А многие вообще теряются и не могут разобраться — что правильно, а что нет. И не могут прийти к правильному выводу. А между тем, если руководствоваться требованием соблюдения точности текста, никакого противоречия нет. Иисус ведь не говорил о глазах, а только о щеках. А глаз, нос или другие органы и случаи требуют другого подхода.
Это мы, как ни удивительно, наблюдаем и в имеющихся законодательствах большинства стран. В нашем законодательстве есть статья о пощёчине? — Нет. А другие случаи, как побои, причинение вреда здоровью — являются уголовно наказуемыми. И это правильно, хотя во многом не соответствуют требованиям закона Моисеева.
А уж если переносить тезис о другой щеке на общественные события, особенно такие, как война — это вообще нелепость. Так можно дойти до маразма. Например, утверждать, что если на какое-то государство нападают, бомбят, то это государство не должно обороняться. А оборона в таких случаях требует адекватных ответных мер, в том числе убийства агрессоров и насилия по отношению к нему. А куда без этого?
Заповедь «ударившему тебя по щеке подставь и другую» следует применять именно к конкретной ситуации межличностных отношений. На уровне же общественных отношений неизменно действуют требования естественного закона, предписывающего адекватный ответ, возмездие (возмещение), наказание за преступление. Более того, безнаказанность сама становится преступлением, так как нарушает закон равновесия и справедливости. А без этого любое общество сначала разлагается, а потом гибнет.
Поэтому нет никаких противоречий в Библии, что любят утверждать атеисты-богоборцы. Просто всё нужно рассматривать в контексте и относиться к тексту аккуратно и внимательно.
Из данного размышления мы можем сделать вывод о том, что нужно крайне внимательно и осторожно применять некоторые слова. Иначе это может быть чревато бедой.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ударили по одной щеке, подставь другую. Толкование предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Панорама. Роман с тайнами
Если ударят по левой щеке, подставь другую?
Всякая ли власть от Бога? На этот вопрос отвечает Писание. Через все священные библейские книги проходит мысль об абсолютном всемогуществе Бога. Господь является единственным Владыкой неба, земли и преисподней «Ты владычествуешь над всеми царствами народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя!» (2 Пар. 20: 6). Если ни един волос с головы не может пасть без воли Божией («Лк. 21: 19), то кто же самочинно может утвердить свою власть над каким-либо народом. «Господне есть царство, и Он — Владыка над народами» (Пс. 21:29). Приэтом нужно различать. Одни правители богоугодны Ему. Их Господь венчает и помазывает их на царство: пророк Давид, св. Константин Великий, Юстиниан, св. царица Пульхерия, св. великий князь Владимир и многие правоверные цари, благоверные князья и другие честные и достойные мужи. Других Он избирает для вразумления народов, впавших в тяжелые грехи. Такими бичами в руках Божиих были многие правители: Саргон II, Навуходоносор, Аттила, Чингисхан и многие жившие после них. О назначении такой власти говорит Сам Господь: «О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его — Мое негодование!» (Ис. 10: 5). Божественный Промысел попускает утвердиться такой власти и использует ее в Своих целях, однако личная вина за преступления правителей остается. Бог точно знает меру ответственности каждого и на Суде всем воздаст. Когда Понтий Пилат сказал Иисусу, что он имеет власть распять и власть отпустить Его, «Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» (Ин.19: 10–11). В конце времен для испытания веры людей пред предстоящим Судом антихристу будет попущено временно установить господство на земле: «дана ему власть действовать сорок два месяца» (Отк. 13: 5). Затем Господь не только лишит его власти, но и «убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2: 8).
Опции темы
- Версия для печати
И во-вторых, если жизнь принадлежит Иисусу, то смерть становится приобретением. Это я к тому, что следует различать мотивы идущих на унижения или на смерть .
ak545
По количеству изданий Библия не может сравниться ни с одной книгой. Она переведена более чем на 240 языков и более чем на 700 диалектов. Но нет другой такой книги, которая содержит столько “непонятных” и “противоречащих” здравому смыслу мест.
Подставь другую щеку: толкование и смысл фразы
Ну если с первого раза не болит первая то получи ещё раз по ней
Как проповедовал Лев Толстой, сие может означать “непротивление злу насилием”.
На мой взгляд, мистика никогда и не будет объяснена с материалистической точки зрения, потому что она противна самой сути ей. Ведь не зря её и назвали мистикой, сущностью непознанной, что противится реальности нашей жизни.
если это мистика, то да. согласна!
Мистика и религия суть понятия тождественные.
в отношении религии- это не всегда! Это не может касаться только одной, истины.
Беседа атеиста с верующим не имеет смысла. Всего доброго.
Не поддаваться на провокаций..
.. таким образом можно избежать многих неприятностей. Мудрый человек и говорил мудро..знаете, кто дал такой мудрый совет нам на благо?
Нет. Может Конфуций.
“А я говорю вам: не отплачивай злому человеку тем же, но, если кто-нибудь ударит тебя по правой щеке, поверни к нему и другую” – это дословно, написано в Священном Писании. Получается, что слова вдохновлены Богом, но сказал их Иисус. Как относитесь к нему?
согласна.. сама испытываю обратный эффект, главное не поддаваться своим чувствам, надо сдерживаться. Зато потом испытываем радость за себя.. как победитель над злом.
Непротивление злу насилием.
имеете в виду, что надо терпеть или не отвечать на зло?
Терпеть! Отвечать . по обстоятельствам.
Усыпить бдительность . И с разворота ногой по яй.. “колокольчикам.
тебя поцеловали в левую щеку а ты подставь еще и правую
ваш пример более приятный, но когда ударят. я бы не хотела получить еще раз
Значит позволить унижать себя дальше.
вряд ли такой совет дал бы самый великий человек, который жил когда-либо..
надо уколодца и упасть на дно колодца
Это удел мазахистов!
..если бы ни одно “но”! вы ведь знаете кому принадлежат те слова, не напрасно было сказано, должен быть глубокий смысл
позволить разбить себе лицо, в конечном этоге..
не уверена, чтобы такой смысл носило это высказывание Иисуса..он был мудрым человеком
вот пусть Иссус вам и пояснит смысл. для меня это высказывание видится именно так..
Мой до сих пор почти не ест и только под одеялом лежит. Может, его к ветеринару?
конечно надо! Такого кота жалко терять, спасайте его. ведь он вас спасал.
меня заинтересовали результаты.. напишите потом
согласится с обидой.
тогда не подставляйте вторую щёку.
если в буквальном смысле, то точно, не надо!
Это,конечно,иносказательно, но смысл таков: Не отвечай злом на зло. Так зло кармически никогда не прекратится. Судьба благоприятно сложится для того, кто прекратил зло. Только жертвенность возвышает в следующих жизнях.
да. очень правильное размышление.. оно похоже на вывод, который можно сделать на основании Библии
это когда первой уже пипец
ну этого я не понимаю. даже собака. если ее пнули . избегает встречи с пинками. думаю это для шока мозга. психологическое мошеничестуво
вы почти ответили. говоря о собаке, которая избегает пинка
Я этого не делаю и бью в ответ что бы отбить всю охоту на оставшуюся жизнь.
вас действительно часто бьют по щеке?
Пытаются ударить приходиться осаживать.
какие наглецы.. но не думаю, что то выражение, что в вопросе, касается буквально удара по щеке. Скорее всего это означает оскорбление
Да уж. Приходиться жестоко осаживать. В любом случае если это происходит с рук не спускаю.
не давать сдачи
откуда это знаете, Светлана?
это делают Христиане, но лучше давать сдачи как наши Славяно – Арийские Боги и Предки!
а может проще сразу, без изучения всего, что отвлекает, обратиться к самому главному, к Богу?
К какому? У Славян и Ариев их много!
но Создатель один, как известно. К нему и надо..
это у евреев и их рабов!
кто рабы евреев?
понять и простить.
до чего дотянемся, то и спасем. жизнь в приоритете.
да, жизнь-дар, а материальное-дело наживное!
не все о том знают. ))))
а ведь могли знать.. и давно! Сам даритель жизни об этом побеспокоился.
Не противление насилию
думаете это правильно?
Нет. Я не толстовец
Непротивлению злу насилия -этому он учил
а если убегать, видя угрозу? это будет непротивлением?
да, похоже на правду.. главное не отвечать тем же, правда?
близко к правильному пониманию!
может наоборот: сила!?
только сильный человек не отвечает на зло злом.. смысл в вопросе такой
Да нууууууууууу . Это до чего так можно дойти ! ?
..до любви и полного мира!
не вздумайте , это уже не актуально
так вроде еще это никто не отменял. и вряд ли отменят когда..
а ни кто и не отменит , нам решать
зачем? ведь исполнение этого повеления идет на добро всем
да но если все придерживаются этого
кто-то должен быть первым, а потом подтянутся хорошие люди..
Первоначально имелось ввиду смирение.А позже появилось другое толкование. Подставь другую щёку если ни чего не можешь.
вы правы на счет смирения, но это не означает в прямом смысле подставить щеку, просто имелось в виду не отвечать злом на зло. Гуманно?
непротивление злу насилием..по Пьеру Безухову
вроде его потомки пытаются восстановить его отношения с православием. Хоть стой, хоть падай.
путем снятия с уже умершего анафемы. Вот как, пока не решат. как это можно, может надо больше заплатить? только родственники все зарубежные, они не понимают такой процедуры
а это чтоб у русских всегда было все плохо, так это и задуманно как для лохов и чмошников, надо отбивать желание у всех кто посягает на такое преимущество, может тогда и будут русских уважать и бояться!
да, вообще все это на гипотезах и только, у многих народностях были свои боги, только лишь для того чтоб сдерживать настроения, и заставлять боятся, да и церковные служители и всяк такого рода этим промыслом зарабатывали на жизнь, вот потому и сжигали ученных, боясь потерять то что люди им носили!
да.. были тяжкие времена, но и сегодня времечко не лучше в этом отношении, как ни странно
люди стали злыми
да! как раз об этом и написано. что такое качество людей особенно будет проявляться в последние дни. так что понимаете.в какое время мы живем
то и значит, но исключительно для поцелуя)))
возможно, со стороны виднее)))
а вы знаете. что имел в виду сказавший ТЕ слова?
не спорь с дураком
правильно! вы молодец!
сделать правильное ирими
Вот уж дудки! Драться буду!
конечно! они из достоверного источника- Библии! Значит все будет так, как написано.
Опять иеговисты или бабтисты.
Почитайте про Библию, чему она учит. http://ss69100.livejournal.com/2211116.html
Иисус не мог к безволию побуждать людей, дело в другом..
Если про Иисуса то да конечно
о щеке- это его высказывание. Потом это выражение распространилось и стало приписываться к народной мудрости. и тема о щеке, это не единственный вариант..
..”Кто роет яму, тот в нее и попадет!” “Если баловать слугу, то скоро он захочет стать сыном..” “Что посеет человек, то и пожнет!” это выражение может использоваться в др. варианте: как крикнется, так и аукнется!
.. и не отвечать тем же
Добро и зло понятия растяжимые. Понятие подставить щеку это виде алегорически. Есть случаи в жизни когда близкий человек сделал не умышленно своему близкому не хороший поступок, равносильно пощечине. Поэтому пострадавший не должен отвечать тем же ему . А указать на проступок и требовать извенения, не держать на него злобу, и вместе решить проблему.
..иногда люди умышленно наносят обиды. оскорбления. и даже на такое отношение лучше всего реагировать именно так: не отвечать на зло злом. По себе знаю. не всегда так могу поступить., но зато есть к чему стремиться, чтобы изменяться и быть выше того “злодея”
Правильно поступаете. Но, я Вам привёл пример из библии, где перевод желательно лучше. Обратите внимание, Что за ущерб скотины, требуется выплата компенсации. А Око за Око, требует от пострадавшего удалить от того кто нанёс ему ущерб тоже глаз. Здесь не состыковывется. Почему? Потому что была бы страшная картина. Здесь Всевышний намекает предыдущей заповедью о компенсации за умышленно нанесеный ущерб в денежном эквиваленте согласно тяжести увечья. К тому же даёт понять что все построено в мире Мера за Меру. И оно будет исполнено. Примеров в библии множество.
на этом же принципе работают (или должны работать) современные суды, это справедливо!
Если про Иисуса то да конечно
Ударили по правой щеке, подставь левую
Если люди будут действовать по принципу зуб за зуб и око и за око, то на земле. в итоге, все станут слепыми и беззубыми. Но есть еще один новозаветный момент, на который, мало кто обращает внимание. Это объяснение апостола Павла того, почему не стоит отвечать злом на зло, во чтобы то ни стало. В отдельных, конечно, можно, и даже нужно.
Если тебя ударили по одной щеке, подставь другую.
(Эти размышления посещали меня давно. Активизировал их вчерашний спор с моим недавним уважаемым и весьма компетентным виртуальным другом v_dushevin)
Есть искренне верующие люди, которые не согласны подставлять другую щёку.
А я согласна. Я не вижу никаких противоречий, меня ничего не смущает, не напрягает. Я благодарна Христу за то, что Он это сказал. Я счастлива это знать. Наш мир, после того как была произнесена эта фраза, стал совершенно другим. Это не значит, что он в одночасье сделался лучше – конечно, нет. Просто к этому знанию теперь нужно как-то относиться, его надо куда-то помещать в своё мировоззрение, надо заглядывать в самое своё нутро. И это важнее взмаха крыльев бабочки…
Почему людей вообще задевает эта фраза? Мне порой кажется, что восстают они против неё от недостатка собственного достоинства. Мне мало нравятся эти слова — «собственное достоинство». Но я не знаю, чем заменить. Может быть, люди не чувствуют себя по-настоящему свободными? Не верят, что обладают этим бесценным даром? Не видят его, а поэтому и не способны принять?
Несогласие подставлять щёку показывает ревнивую обеспокоенность вопросом собственной значимости. Как будто человек в глубине души сам сомневается в своей полноценности и поэтому вынужден её защищать и доказывать.
Такой человек боится быть униженным, если подставит щёку. И своим страхом показывает только одно: что унижение себя почему-то считает возможным. А ведь только в этом вся суть. Если вам плюнули в лицо, и вы считаете себя униженным, значит вас унизили. А если вам плюнули в лицо, и вы не считаете себя униженным, значит вас не унизили. А что думает по поводу вас плюющий – его заморочки и его ответственность.
Но переворот сознания в том, что Христос предлагает заморочки плюющего сделать и вашей проблемой тоже и разделить с ним его ответственность . То есть предлагая подставить щёку, нас призывают к общности, к принятию.
Я не понимаю, как можно видеть в подставлении щеки слабость, а не силу выше всех сил на свете, то есть любовь.
Я уж не говорю про то, что нас всегда бьют за дело. Всегда! Просто так никто никого не примется бить. Это абсурд. Просто так не бьют. Бьют за вину. Даже если битый – робкий трусливый человек с раздирающим дискомфортом в душе. Такой вроде бы без вины виноватый неосознанно посылает в мир импульсы, которые своей неустроенностью цепляют и выводят из себя другого неуравновешенку.
Но это не значит, что бить за вину – надо. А тем более без вины. Бьют слабые, несдержанные, насквозь несчастные, жалкие, унижающие сами себя.
В жесте подставления другой щеки лежит понимание. Понимание слабости бьющего, его несдержанности, душевной неустроенности и унижения самого себя, а никак не битого.
А ещё понимание своей небезгрешности и заслуженности удара.
А ещё осмысление неправоты бьющего. Тот, кто бьёт – неправ всегда. Уподобляться неправому ответным ударом — значит множить вокруг себя неправоту до бесконечности.
А ещё в жесте подставления другой щеки лежит принятие противника, а именно, признание за ним возможности быть человеком, то есть ошибаться.
Ты виноват. Я виноват. Мы оба виноваты в том, что произошло. Давай уж как-нибудь выбираться.
Мне кажется, принятием и пониманием можно разоружить любого своего «врага». Я верю: если правильно подставлять щёку, второго удара не последует.
Прописные ведь истины: в конфликте виноваты оба. И оба равно и одинаково достойны понимания и прощения. Не исключено, что всё поймёт и простит только один – подставивший щёку. Но это всё равно лучше варианта «око за око, зуб за зуб», потому что при таком раскладе понявших будет ни одного.
Мне кажется, что метания по поводу собственной самооценки и значимости допустимы и милосердно простительны только душевнобольным. С ними нужно вести совсем другие разговоры, не эти, какие веду я сейчас. Но большинство из несогласных подставлять щёку считают себя психически здоровыми людьми. И скорее всего таковыми являются. Это меня озадачивает. Я не говорю, что я тут во всём права. Я говорю, что верю Христу, и смею надеяться, понимаю Его слова.
А ещё осмысление неправоты бьющего. Тот, кто бьёт – неправ всегда. Уподобляться неправому ответным ударом — значит множить вокруг себя неправоту до бесконечности.
Подставь другую щеку?
«Здравствуйте. Меня зовут Павел. Я с ранней юности занимаюсь боксом, хотя сам по себе я очень мирный человек. Однажды в какой-то телевизионной передаче я услышал, что в Библии есть заповедь «подставлять другую щеку, если тебя ударили по одной» (извините, если не точно сказал). Сам я никогда не полезу в драку первым, но если ко мне пристанет вдруг на улице хулиган, неужели я (по христианскому долгу) должен буду вытерпеть все его удары, а потом попросить повторить это еще раз?! Неужели все христиане должны так поступать? Как понимать такую заповедь (если она, конечно, существует)?»
Если открыть любую незнакомую книгу на середине и прочитать один абзац, то он может вызвать не меньше недоумения. И для понимания его смысла придется прочесть, по меньшей мере, целую главу, а лучше – всю книгу. Так же и с Библией. Для того, чтобы понять или определить свое отношение к каким-либо словам Священного Писания, нужно представлять себе контекст, в котором они находятся: непосредственный, общебиблейский и даже культурно-исторический контекст той эпохи, когда эти слова были произнесены.
Заповеди «подставлять другую щеку» в Библии не существует, но такие слова действительно есть. Их произнес Иисус Христос в Нагорной проповеди. Полностью это место звучит так: «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5:38-41).
Из непосредственного контекста ясно, что главное здесь не призыв Христа «подставлять другую щеку», а установление Им некой новой заповеди («не противься злому») взамен старой («око за око»). Образы же удара по щеке, суда и принуждения служат лишь для ее разъяснения. Они олицетворяли конкретные формы проявления зла в отношениях между жителями Палестины того периода. А отвлечененно-фило-софский образ «мирового зла» слушателям Христа был незнаком. Даже большинство религиозных учителей Израиля были далеки от греческой философии, а уж тем более простой народ, к которому Христос и обращался в Нагорной проповеди.
В библейской традиции удар по щеке – это метафорический образ тяжкого оскорбления или поражения человека. Кроме того, Христос не случайно сказал об ударе именно по правой щеке. Если такой удар наносил не левша, то он мог это сделать лишь тыльной стороной ладони. Именно такая пощечина расценивалась древними израильтянами как самый сильный способ нанесения оскорбления и бесчестия человеку. То есть, во-первых, речь здесь идет о непротивлении конкретному злу – личному оскорблению, а не злу вообще. И, во-вторых, совсем не обязательно это оскорбление может носить характер физического насилия.
Однако вопрос все же остается: как понимать слово «непротивление», тем более что оскорбление человека очень часто носит характер именно физического насилия? Получается, христианину надо быть пацифистом, нельзя сопротивляться побоям и принуждению, нельзя защищать себя и других людей?
Такое понимание заповеди о «непротивлении злому» не имеет никакого основания ни в Библии, ни в истории Церкви. У такого понимания «непротивления» нет ничего общего с любовью, о которой говорится в Библии буквально на каждой странице. Кроме того, в Священном Писании любовь всегда означает не столько эмоции, сколько дела. Тот, кто любит, проявляет свою любовь, делая человеку добро, относясь к нему с уважением. Поэтому нельзя видеть одну заповедь Христа и не замечать другую: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). То есть пожертвовать своей жизнью, защищая другого человека, – это высшее выражение любви. Когда Самого Спасителя ударили по щеке во время допроса в доме иудейского первосвященника, то Его ответ тоже никак нельзя назвать непротивлением: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18:23). А евангельский эпизод, когда Христос берет в руки бич и выгоняет из храма торговцев, говорит сам за себя: при пацифистском понимании заповеди непротивления надо «вычеркивать» из Евангелия либо эпизод с разгоном храмовых торгашей, либо саму заповедь.
Но интересно, что на протяжении почти 1900 лет (до Л. Н. Толстого) все эти противоположности уживались в сознании христиан, и слова Спасителя «подставь другую щеку» не являлись предметом споров и недоумения. Это доказывает отнюдь не «отступничество» Церкви от Христа (как считал тот же Толстой), а то, что вопрос о физическом сопротивлении насилию не входит, и никогда не входил, в круг догматических основ христианства, то есть он не имеет принципиального значения для спасения, для преображения внутреннего мира человека и поэтому может решаться по-разному. Вообще, догматов в христианстве крайне мало, так же, как и собственно евангельских заповедей. И ни те, ни другие не регламентируют внешнее поведение человека.
Христианство говорит, что заповеди Христа – это лекарства, принимая которые человек может победить зло в самом себе. Потому что зло в библейском понимании – это не просто нарушение некоего Божьего декрета, а, прежде всего, болезнь и повреждение человеческой души. И любые проявления этой болезни: мстительность, злоба, агрессия между людьми есть всего лишь следствия этого внутреннего повреждения духовного мира человека. Поэтому основная цель христианства – спасение и обновление личности -предполагает борьбу с причиной всех зол (болезнью, повреждением души), а не с симптомами зла (внешней агрессией).
Ветхозаветные заповеди лечили только симптомы. Например, заповедь «око за око и зуб за зуб» на первый взгляд выглядит, как «закон кровной мести». Но это не так. Напротив, ее цель была ограничить возможность мщения. Если, например, человеку выбили зуб, то он в своем гневе не мог убить обидчика, а имел право только на адекватное возмездие. То есть проявление зла в отношениях между людьми останавливал закон извне – страх быть подвергнутым тому же. Чувство мести при этом не исчезало, а скрывалось до времени в глубинах сердца. Внутренний мир человека не менялся.
Заповедь Христа – «не противься злому» – предполагает борьбу с причиной болезни, потому что не противиться злому можно только одним способом -противопоставив ему добро, наполнив им свое сердце. Апостол Павел именно так и разъясняет слова своего Учителя: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). А третьего не дано, потому что равнодушием победить зло невозможно.
Принципиальная позиция христианства состоит в том, что духовный мир не терпит пустоты. Душа человека не может находиться в «нирване», не может быть нейтральной (вспомните пословицу: «свято место пусто не бывает»). Если там нет добра, то царствует зло. Например, можно молча, стиснув зубы, вытерпеть оскорбление, но при этом, если искренне не простить обидчика, если не победить в себе чувство злобы на него, то внешнее спокойствие не будет стоить пред Богом и ломаного гроша, потому что духовное состояние, когда делаешь одно, а думаешь другое, называется лицемерием, а совсем не «непротивлением злому». Евангельские заповеди помогают человеку заглянуть внутрь себя и именно там, в глубинах собственного сердца вести самую настоящую борьбу со злом, в результате которой человек и становится христианином.
А внешние события часто разворачиваются так, что выбирать приходится не между добром и злом, а между «двух зол». И здесь, в этом внешнем выборе христианин поступит так же, как и всякий человек – постарается выбрать меньшее зло. Поэтому, сам по себе, силовой ответ обидчику не приближает и не удаляет от Бога. И, например, нос, сломанный в результате буквального исполнения заповеди “непротивления злому”, еще никого автоматически не сделал христианином, равно как и кулачная защита своего оскорбленного религиозного чувства не приближает к святости.
В библейской традиции удар по щеке – это метафорический образ тяжкого оскорбления или поражения человека. Кроме того, Христос не случайно сказал об ударе именно по правой щеке. Если такой удар наносил не левша, то он мог это сделать лишь тыльной стороной ладони. Именно такая пощечина расценивалась древними израильтянами как самый сильный способ нанесения оскорбления и бесчестия человеку. То есть, во-первых, речь здесь идет о непротивлении конкретному злу – личному оскорблению, а не злу вообще. И, во-вторых, совсем не обязательно это оскорбление может носить характер физического насилия.
Однако вопрос все же остается: как понимать слово «непротивление», тем более что оскорбление человека очень часто носит характер именно физического насилия? Получается, христианину надо быть пацифистом, нельзя сопротивляться побоям и принуждению, нельзя защищать себя и других людей?
–Метки
Для современного человека идея подставить вторую щеку может показаться абсурдной, а Иисус Христос – глупцом и трусом, так как следовать данному наставлению, как они считают, значит поощрять насилие агрессора. Для таких людей более приемлема другая заповедь: «око за око, зуб за зуб»; по их мнению, этот принцип жизни практичен, понятлив и более эффективен.
Как понимать учение Христа: “кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую”?
Ответ
Любовь к ближним была заповедана и ветхозаветным евреям; но ближними-то своими они считали только евреев, сынов народа своего, и опирались в этом на буквальный смысл закона:
Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя (Лев. 19, 18). Оставляя без исполнения повеление не мстить сынам народа своего, жестокосердные евреи считали всякого нееврея своим врагом и, признавая таким образом, что любить надо только евреев, они из этого заключили, что всех неевреев надо ненавидеть (хотя прямого закона о ненависти к врагам не было).
Христос же в основу Своего учения положил любовь ко всем без исключения, притом не только к любящим, но и ненавидящим нас.
Любите, — сказал Он, —врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44). Кроме того, вступление в Царство Небесное Он обусловил кротостью, милосердием, чистотой даже помыслов, а эти чувства и всепрощающая любовь несовместимы с обычаем мести, с причинением страданий любимому существу, с воздаянием злом за зло. Вот почему, требуя от Своих последователей иной праведности, Христос сказал:
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; то есть: вовсе не мсти, никогда и никому; не причиняй страданий ближнему, которого ты должен любить, не воздавай ему злом за зло.
Примеры исполнения этой заповеди самим Христом
Заповедь эту, взятую не в связи со всем учением Христа и главнейшей заповедью Его о любви, а отдельно от других заповедей, некоторые понимают буквально. Доказать, что они заблуждаются, нетрудно: стоит только напомнить им, что у Иисуса Христа слово не могло расходиться с делом, что Он не только дал нам новые заповеди, но и на Себе показал пример исполнения их, и что поэтому для разрешения смущающего их вопроса им следовало бы узнать: как исполнял и, следовательно, как понимал заповедь о непротивлении злу Сам Христос?
Посмотрим же, нет ли в Евангелии указаний на оказанное Иисусом Христом сопротивление злу.
Евангелист Иоанн повествует, что когда озлобленные иудеи схватили камни, чтобы убить ими Иисуса, то Он не подставил Себя под удары, а отвратил им, сказав:
много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?
(Ин. 10, 31-32). Этот кроткий вопрос проник в заскорузлую совесть иудеев и оказал свое действие: камни выпали из рук их! Таким образом, угрожавшая Иисусу опасность, зло, было отвращено, и притом отвращено противлением ему, но только не злом же, а добром. А если так действовал Сам Иисус, давший нам заповедь о непротивлении злому, то очевидно, что Он понимал эту заповедь не буквально.
Не буквально понимал Христос и приведенный Им пример непротивления злому: подставление другой щеки. Евангелист Иоанн свидетельствует, что когда опрашивал Иисуса первосвященник Анна и один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? — то Иисус не подставил другой щеки, а отвечал ему:
если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?
(Ин. 18, 22—23). Не подставил Христос другой щеки не потому, чтобы хотел уклониться от вторичного оскорбления; исполняя волю Отца Своего, Он уже готов был отдать Себя на мучительную смерть, которую не раз предсказывал, и потому удар служителя по другой щеке не мог бы устрашить Его; если бы, действительно, необходимо было подставить другую щеку, если бы заповеди Его надо было исполнять буквально, то Он, несомненно, подставил бы ударившему Его и другую щеку. Но Он поступил иначе: кротким вопросом Он воспротивился злому служителю и тем избавил его от повторения тягчайшего преступления.
Эти примеры доказывают, что Иисус Христос не буквально понимал и исполнял Свою заповедь о непротивлении злу; следовательно, и нам заповедал исполнять ее не буквально.
Не буквально понимали эту заповедь и первые толкователи ее, Апостолы Петр и Павел.
Такова есть воля Божия, — писал Апостол Петр в первом послании, — чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей. не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? (1 Пет. 2, 15; 3, 9, 13).
Никому не воздавайте злом за зло, — писал Апостол Павел в послании к Римлянам, —но пекитесь о добром перед всеми человеками. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 17, 19, 21).
Итак, показанные Иисусом примеры исполнения заповеди о непротивлении злу доказывают, что Он вменил нам в обязанность не смотреть безучастно на проявление зла, а сопротивляться злу, искоренять его. На вопрос же — как, какими средствами, сопротивляться злу? — отвечает Сам Иисус, говоря: благотворите ненавидящим вас; то есть: за ненависть, за зло, причиненное тебе, не мсти; но и не бездействуй, а воздавай за зло добром, сопротивляйся злу, но только не его оружием.
Примеры сопротивления злу добром
Поясняя Свои слова, Иисус привел примеры сопротивления злу добром:
кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два
(Мф. 5, 39—41). Но это только примеры исполнения заповеди; примеры же нельзя возводить на степень заповеди; к тому же примерами этими не исчерпываются все способы противления злу добром.
Главнейшая заповедь Христа: люби ближнего, не только друга, но и врага своего, как самого себя, и потому поступай с ними так, как хочешь, чтобы с тобой поступали. Этой заповедью разъясняются все недоразумения, возникающие при толковании других, вытекающих из нее заповедей. А потому следует признать, что, приведя лишь три примера противления злу добром, Иисус тем самым предоставил Своим последователям самостоятельно, на основании главнейшей заповеди Его, решать в каждом отдельном случае, какими способами проявления добра они могут победить зло. «Люби (говорит блаженный Августин) и делай что хочешь. Непреложно то, чтобы брат воздавал брату добро за зло; форму же, в которой должно это исполнить, подскажет тебе любовь, располагающая средствами высшими, чем простое желание не мстить».
Итак, ветхозаветная месть, которую, по жестокосердию евреев, лишь терпел закон Моисея, как терпел и отпущение жен, и клятву, — запрещена Господом Иисусом безусловно; сопротивление же злому запрещено условно, а именно: сопротивляясь злому, не делай зла, а твори добро.
Эта заповедь о непротивлении злому, судя по приведенным примерам исполнения ее, дана лично самому претерпевающему зло; но так как бороться со злом приходится и третьим лицам, при которых совершается зло, а также целым обществам людей или народам, то мы рассмотрим применение ее во всех трех случаях.
О противлении злому самим претерпевающим зло
Самому претерпевающему зло указаны примеры дозволенного противления злому. Но против такой борьбы со злом многие возражают, находя, что кроткие, милосердные готовые на всевозможные уступки непременно сделаются добычей хищников.
Так ли это? Не доказал ли нам Христос примером Своим, какая сила заключается в кротости? Не обезоружил ли Он Своей кротостью озлобленных иудеев, хотевших убить Его камнями? Не опустилась ли рука архиерейского служителя, пристыженного кротким вопросом оскорбленного им Иисуса? Не случалось ли каждому из нас, хотя бы раз в жизни, со смирением и кротостью ответить раздраженному противнику (например, начальнику) и тем смирить его? Ведь сопротивление насилию или иному злу таким же насилием или злом влечет за собой ожесточенную борьбу, оканчивающуюся победой сильного над слабым, причем слабый с затаенной злобой временно подчиняется сильному и ожидает лишь случая отмстить ему. Такая победа не водворяет мира, если за ней и следует временное примирение, то оно всегда оканчивается новой борьбой, а эта новая борьба вызывает еще более ожесточенную, и так далее, без конца. Вообще, если грубой силе или иному проявлению зла противопоставить такую же силу или такое же зло, то нескончаемая вражда, со всеми ее последствиями, неизбежна; хотя бывают, конечно, случаи, когда благоразумие столкнувшихся врагов заставляет каждого из них сомневаться в исходе борьбы и расходиться без боя, но и в таком случае они расходятся, по-видимому, мирно лишь для того, чтобы помериться силами при другой обстановке. Словом, где борьба ведется с обеих сторон с единственным желанием причинить противнику зло, там господство сильных над слабыми, там царство зла, там власть тьмы!
(из толкования Евангелий от Гладкова Б.И.)
Из лекции профессора МДА Осипова А.И.
Любите, — сказал Он, —врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44). Кроме того, вступление в Царство Небесное Он обусловил кротостью, милосердием, чистотой даже помыслов, а эти чувства и всепрощающая любовь несовместимы с обычаем мести, с причинением страданий любимому существу, с воздаянием злом за зло. Вот почему, требуя от Своих последователей иной праведности, Христос сказал: