Мощи святых: что это такое, значение в православии и почитание, как их делают и зачем разделяют, история и традиции, особенности и места хранения

Православное почитание святыни

В сказанном выше заключается объяснение традиции почитания мощей православными. Как и в случае с иконами, мы не поклоняемся самому предмету, материи, но молитвенно обращаемся к праведникам, почитаем благодатной силу Божию, которая пребывает в них. О почитании останков святых профессор А. И. Осипов говорит так:

«И благостно почитая святые мощи святых, Церковь почитает храмы Святого Духа, храмы Бога живого, в которых Бог живет своей благодатью и после телесной кончины святого, и по премудрому благоволению Своему творит чудеса — от них и через них.»

Уже в Ветхом Завете встречаются некоторые свидетельства благоговейного отношения к костям умерших праведников. Это и перенесение Моисеем из Египта останков праведника Иосифа (Исх. 13:19), и воскресение человека после прикосновения к костям пророка Елисея (4 Цар. 13:21). Однако главным основанием для почитания святых мощей является, конечно же, факт Боговоплощения.

Своим вочеловечением Господь превознес тело человека на невиданную до этого высоту, будучи взят с ним даже на Небо и показав, что тело наравне с душой может являться вместилищем Святого Духа. Причем проводником благодати становится не только тело, но и одежда, предметы, принадлежащие угоднику Божию. Вспомним, что даже от тени апостола Петра происходили исцеления (Деян. 5:15).

Уже в ранний период христианства в числе православных святынь чествовались тела убитых мучеников. Первые Евхаристии (агапы) совершались на их могилах. И сегодня непременным условием для совершения Литургии является наличие антиминса — специального плата, в который вшита частичка святых мощей.

В качестве обязательного почитание останков угодников Божиих было обосновано в VIII веке на Седьмом Вселенском Соборе. Его постановление гласит:

Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых как спасоносный источник, изливающий разнообразные благодеяния на немощных. Потому дерзнувшие отвергать мощи мученика: если епископы — да будут извергнуты, если монахи и миряне — лишены общения.


Нетление святых мощей, в то же время, не является обязательным условием для их почитания. Это ошибочное представление пришло к нам в XVIII веке, очевидно, под влиянием католической церкви. Вспомним, что честные останки многих мучеников представляли собой отдельные фрагменты, а то и вовсе не сохранились, например, при сжигании. Однако из-за того, что от останков преподобного Серафима Саровского остался лишь скелет, в то время как тело Александра Свирского сохранилось почти как живое, нельзя сделать вывод, что один праведник «святее» другого.

Воровство в сфере информации

Этим видом краж грешат компании, которые используют пиратские диски или информационные вести, используя их, не имея при этом права, не заплатив за возможность пользоваться патентом человека на ту или иную песню, текст или открытие.

Пиратство в информационной сфере и плагиаты — виды воровства, подлежащие наказанию за нарушение восьмой заповеди «не укради». В послании Павла (1 Кор. 6:10), что воры не войдут в Царство Божье.

В книге пророка Малахии (Мал.3:8-11) Сам Творец говорит Своему народу об обкрадывании Его десятинами и приношениями. Господь призывает верующих приносить пожертвования, чтобы процветали Его храмы и богослужения, чтобы левиты и служители имели хлеб и до хлеба, ибо «Трудящийся достоин пропитания» (Матв. 10:9).

Восьмая заповедь. Не обкрадывай себя

Те, кто считают религиозные традиции устаревшими и примитивными, наверняка прежде всего имеют в виду заповедь «не укради», которая в нашем цивилизованном мире давно трансформировалась в другую заповедь — «не попадайся».

«Не укради» — восьмая по счету в списке Десяти заповедей, полученных евреями непосредственно от Всевышнего у горы Синай. Как мы говорили, каждую из них следует рассматривать в двух аспектах, т.е. в узком и широком смысле. Указание «не укради» в контексте Десяти заповедей имеет совершенно конкретное, узкое, целенаправленное значение: запрещен «киднэпинг» — похищение людей ради выкупа или для продажи в рабство. Это преступление, распространенное и в наши дни, считалось крайне тяжелым и каралось смертной казнью (по Торе, похитителя надо казнить, если похищенного он успел продать в рабство или использовал для своих нужд как раба).

Как видим, в данной заповеди сошлись две особенности: воровство как таковое и насилие над человеческой личностью. Запрет на кражу имущества отражен в нескольких заповедях Торы и подробно разработан Устной традицией. Вор, даже если он не пойман, а решил самостоятельно раскаяться, обязан вернуть украденное, а иногда, если он, не раскаявшись, попал в руки правосудия, заплатить сверх того штраф, размеры которого зависят от вида и обстоятельств совершенной кражи.

Когда знакомишься с этими правилам, полученными тридцать три столетия назад, в стародавние «дикие» времена, невольно удивляешься, насколько они продуманнее и гуманнее, чем аналогичные законы, действующие в более молодых религиях и современных нам обществах. Ислам, как известно, требует отрубать вору руку. В Советском Союзе за «хищения в особо крупных размерах» давали «вышку». В Израиле, как и других демократических странах, молодого начинающего (а, возможно, и случайного) вора сажают в тюрьму, где он попадает в руки «профессионалов», способных обучить его всем премудростям воровского ремесла, и выходит на волю уже «специалистом».

Короче, еще задолго до принятия Всеобщей декларации прав человека «жестоковыйные» евреи не понаслышке знали, что такое гуманизм и цивилизованное обращение с людьми.

Но как поступали с вором в том случае, когда он не мог расплатиться за кражу?

Тогда его продавали в рабство.

И вот тут наша цивилизованность возмущается: «Что! Рабство?! Вести пункт о рабстве в своды современных законов?»

Не пугайтесь, разговор идет не о том рабстве, которое мы «проходили» в школе на уроках истории. После учебников рабство в нашем представлении ассоциируется с полным бесправием, жестокими издевательствами и бесчеловечной эксплуатацией. Раб — это по определению собственность хозяина. Он с ним может сделать что угодно: продать, пытать, издеваться, морить голодом или даже убить. У раба нет ни семьи, ни любви, ни дома, ни чести. Он — вещь, не человек. Так, мы знаем, было у греков и римлян, древних германцев и древних ацтеков, почти теперешних американцах и русских. Вспомните «Хижину дяди Тома» и о Салтычихе, мороз по коже!

В иудаизме под рабством понимается совсем другое. Провинившегося еврея, запятнавшего себя воровством, раввинский суд отдавал на «перевоспитание» в хорошую, честную и благочестивую семью, где он отрабатывал причиненный ущерб, а заодно учился праведному образу жизни. Срок такого рабства не превышал семи лет. По истечении срока раб, согласно закону, получал щедрый подарок и выходил на свободу. Условия его содержания были тоже вовсе не «рабские». Тора требует, чтобы «рабу было хорошо у тебя», а Устная традиция объясняет: нельзя унижать раба; его работа должна быть строго регламентированной, не бессмысленной и не унизительной для его личного достоинства. Об уважительном отношении к рабу в еврейском доме свидетельствует, например, такое указание: «если у тебя в доме одна подушка — отдай ее рабу».

Суммируя многочисленные льготы и привилегии подобного рода, Устная традиция делает многозначительный вывод: «Покупая раба, ты покупаешь себе господина».

Хотя рабство никогда не бывает приятным (что ни говорите, а связано оно с ограничениями свободы), новые репатриантам, прибывшим в Израиль полезно сравнить условия, в которых некоторые из них вынуждены трудиться на исторической родине, с правилами содержания раба, предписанными Торой, и решить, какое общество гуманнее и справедливее…

Запрещая воровство, Тора имеет в виду не только простые и вульгарные кражи в магазине или попытки облегчить карман своего ближнего. Вором считается и так называемый «несун», тот, кто регулярно и без разрешения уносит с работы авторучки, конверты, гвозди… Запрещено «брать» даже мелкие и малоценные вещи, кому бы они ни принадлежали — взрослому или ребенку, богачу или нищему, еврею или нееврею, государству, транснациональной компании или мелкому собственнику.

В категорию воровства входят самые разнообразные явления, столь же порочные, сколь и распространенные в нашей жизни. Запрещено, в частности, использовать без разрешения вещи, полученные для временного хранения, например, велосипед соседа или его мясорубку. Нельзя ни в какой степени пользоваться чужой собственностью без однозначного разрешения со стороны хозяина, пусть даже мы твердо намерены вернуть ее «в целости и сохранности».

Запрещено брать что-либо чужое даже в шутку, потому что в этот момент мы превращаемся в нешуточного вора.

Есть еще одно важное обстоятельство, часто упускаемое из виду. Категорически запрещено покупать и хранить у себя краденое. Если предлагаемая вещь кажется вам подозрительной или продавец просит вас никому не рассказывать об этой покупке, лучше вообще от нее отказаться.

Кражей считается и хищение интеллектуальной собственности: плагиат в литературе, самовольное присвоение чужих авторских прав. Можно, однако, скопировать несколько страниц из книги, если вы не собираетесь использовать их в коммерческих целях.

Тот, кто в основу доклада или печатной статьи положил чужую идею, но не указывает ее автора, тем самым совершает деяние, близкое к воровству. Вором можно назвать и нерадивого учащегося в учебном заведении, которое существует на деньги спонсоров. Если он плохо занимается или прогуливает занятия, его можно обвинить в краже чужих пожертвований.

Приведем еще несколько разновидностей воровства. Нельзя побуждать кого-либо к напрасной трате денег. Нельзя брать деньги у родителей без их разрешения — это тоже воровство. Тот, кто был свидетелем кражи и смолчал, считается пособником вора.

Запрещено также красть мнения и чувства других людей. Что это значит? Кража мнения или чувств — это такие действия и высказывания, которые побуждают других людей иметь о вас более высокое мнение или более теплое к вам чувство — чего вы, извините, не заслуживаете.

Приведем пример. Наш знакомый просит нас оказать ему какую-то услугу или помощь. Мы решаем вопрос одним телефонным звонком, а потом говорим ему: «Ты знаешь, что нам это стоило? Сколько времени и сил мы потратил на твое дело!» Все благодарные чувства, которые он будет испытывать к нам после этих слов, считаются крадеными. Мы имеем классический случай, когда ложь превращается в воровство.

Также запрещено предлагать человеку еду или подарок, когда очевидно, что он все равно от них откажется, — в случае, если подобная фальшивая щедрость служит лишь одной цели — повысить свой престиж и авторитет в глазах других. Перед нами одна из разновидностей кражи мнения.

Есть же мы предлагаем услугу из вежливости либо ради поддержания хороших отношений, то это разрешено даже в случае заранее гарантированного отказа. Вспомните разговор двух персонажей советской кинокомедии «Бриллиантовая рука». Один, по виду ветеран тюрем и лагерей, говорит другому: «Будете у нас на Колыме, заезжайте». Приглашение малопривлекательное, но с точки зрения еврейского закона в нем нет ничего зазорного.

Итак, кража, как явление, чрезвычайно многолика.

К примеру, необходимо своевременно возвращать одолженные деньги, если они у нас, конечно, есть. Кроме того, хозяин не имеет права задерживать плату работнику. На этот счет существует отдельная заповедь.

Ложь считается формой кражи, потому что лжец крадет у людей самое дорогое, что у них есть, — правильное видение мира.

Еще один важный момент. Запрещается шуметь в часы, когда люди обычно спят или отдыхают. Кража сна считается тяжелым грехом, поскольку, в отличие от материальных потерь, мы не можем возместить пострадавшему часы, которые он недоспал по вашей вине.

Особенно серьезным преступлением иудаизм считает кражу у представителей так называемых «слабых слоев общества»: нищего, сироты, вдовы, человека, перешедшего в иудаизм (смена среды обитания всегда дается особенно тяжело; об этом ли не знать российским евреям, переехавшим в Израиль?).

Категорически запрещено красть чужое время: заставлять людей ждать без особой к тому нужды и особенно попусту транжирить рабочее время — пить кофе, болтать по телефону (кстати, в последнем случае нарушитель вводит работодателя в дополнительные денежные расходы). Оправданием не могут служить отговорки типа: мне и так мало платят, меня заставляют перерабатывать, от фирмы не убудет и т.д.

Тема восьмой заповеди обширна; она затрагивает как повседневную реальность, так и философские глубины жизни. Тора говорит нам: все, что есть в мире, создано Всевышним, проявляет Его сущность и, следовательно, принадлежит Ему.

Однажды Всевышний спросил евреев через пророка: «Видели ли вы, чтобы язычники обкрадывали своих идолов? Такого не бывает. Так почему вы обкрадываете Меня, вашего Творца?» О чем идет речь, о каком воровстве? Всевышний продолжает: «Десятая часть вашего дохода принадлежит Мне. Я вам даю ее на цдаку. Почему вы ее утаиваете?»

Испокон веков евреи отдавали десять процентов своих доходов на помощь больным и бедным, на содержание синагог и учебных заведений, на другие важные и достойные цели. Это называется цдака, помощь неимущим, слово образовано от корня цедек, справедливость. Помогать бедным — это и есть справедливость, на которой стоит мир. Но чем помогать, когда у нас самих все, что называется, в обрез? Возможность помогать другим мы тоже получаем от Всевышнего. Десятая доля доходов — это не пожертвование из нашего кармана, а то, что изначально нам не принадлежит. Этот капитал, данный нам для выполнения заповеди помощи ближним. И если мы его не выделяем, не отдаем другим людям, то, с точки зрения традиции, крадем! Воруем у других. И в первую очередь воруем у Творца. Ведь Он дал нам это совсем для других целей, а не для личного пользования.

Два слова о природе. Среди светских людей распространен взгляд на дикую природу как на нечто бесхозное, «ничейное». Наверное, поэтому многие так пренебрежительно, а иногда и откровенно хищнически обращаются с ней. Чтобы спасти хоть что-то, общественные организации взывают к совести простых людей, объясняют, что чистый воздух нужен для дыхания, леса и насаждения для питания и прочих нужд жизни, чистая незагрязненная вода — для здоровья, все вместе — для эстетики, а потому — не загрязняйте ничего, не ломайте и не уничтожайте. Но толку от таких призывов бывает мало, потому что нет настоящего стимула беречь и охранять природу.

Еврейская традиция утверждает, что все, живущее и растущее в лесах, на лугах, в долинах и горах, море, небе и на земле, — все это собственность Творца; оно Б-жественно и эстетически, и по своей внутренней сути. Поэтому с ней надо обращаться бережно и разумно. Примером такого отношения может служить следующий эпизод. Однажды два мудреца шли по дороге и беседовали. Один из них машинально сорвал лист с придорожного дерева. Другой с упреком воскликнул: «Что ты сделал? Ведь это воровство!» Заметим, что сорвать лист или отломить ветку с дерева можно только по конкретной необходимости; просто так это делать запрещено.

Вором считается и тот, кто ест, не произнося благословение на еду, ибо он тоже берет, не получив «разрешения».

Заповедь «не укради» кажется настолько очевидной, что еще в XVIII-XIX веках французские просветители, впервые предложив заменить Б-жественные заповеди «общественным договором», для этой заповеди сочинили такую формулировку: «не кради ты — и не будут красть у тебя». И всем будет хорошо. Разве это не голос здравого смысла! Но просветители и энциклопедисты не учли один важный фактор. Как быть с личной выгодой, которая почти всегда перевешивает общественный интерес? Эгоизм присущ природе человека. Не случайно современное демократическое государство добавило к «общественному договору» изрядную долю личной выгоды — тюремное заключение.

Читайте также:  Похоть очей: что такое и как с ней бороться, толкование

Оказывается, без морали (или как любили говорить советские лидеры поздней эпохи — человеческого фактора), бессильна самая совершенная в мире юридическая система. Бессилие объясняется тремя главными причинами:

  • 1) Прокуроры и судьи — тоже люди. Если они лишены моральных принципов, их легко подкупить.
  • 2) Украсть и продать можно все — если научиться ловко обходить положения закона. Сегодня, например, большим спросом пользуется информация. Уберечь ее от кражи очень трудно.
  • 3) В современном обществе всеобщего благоденствия и вседозволенности воруют многие — иногда кажется, что все, а всех, как известно, не пересажаешь.

Израильская, в том числе и русскоязычная, пресса любит писать о случаях воровства и хищений в религиозной среде. Нет слов, когда ворует верующий еврей, это вдвойне отвратительно, потому что к обычному преступлению он добавляет грех осквернения Имени Всевышнего в глазах неверующих людей. Особенно возмутительны случаи, когда человек с внешними признаками религиозности обманывает новых репатриантов, пользуясь их неопытностью и доверчивостью.

Однако проблема нашего общества — в том, что каждая его группа критикует другие группы, не замечая свои недостатки. Разве мало обманов и надувательств в самой репатриантской среде? Разве нет у нас фиктивных разводов, чтобы получить побольше льгот, и фиктивных браков с неевреями (за приличную мзду)? Некоторые люди приезжают в Израиль лишь для того, чтобы получить «корзину абсорбции» и вернуться с ней домой. Другие набирают ссуды и исчезают, вынуждая гарантов, как правило, таких же репатриантов, как и они сами, расплачиваться за свои долги. Все — это злостное воровство при самых тяжелых обстоятельствах.

Мы уже писали, что заповеди Торы отражают объективную реальность. Вор остается вором, даже если он не пойман. Это значит, что своим преступным поведением он навредил в первую очередь самому себе, нарушил свою внутреннюю структуру, подорвал в своей душе какую-то важную основу — короче, стал другим человеком. Чтобы ликвидировать ущерб, он должен вернуть украденное или заплатить компенсацию, извиниться перед Всевышним, разобраться в себе и поменять себя настолько, чтобы не повторять содеянное, даже оказавшись в том же положении, которое толкнуло его на воровство.

Секулярная мораль говорит, что воровство вредит обществу. Тора утверждает, что воровать плохо, в первую очередь, для самого вора.

Есть же мы предлагаем услугу из вежливости либо ради поддержания хороших отношений, то это разрешено даже в случае заранее гарантированного отказа. Вспомните разговор двух персонажей советской кинокомедии «Бриллиантовая рука». Один, по виду ветеран тюрем и лагерей, говорит другому: «Будете у нас на Колыме, заезжайте». Приглашение малопривлекательное, но с точки зрения еврейского закона в нем нет ничего зазорного.

Седьмая заповедь

«Не убий», «не укради» — из 10 заповедей Божьих. И если о первой мы вспомнили выше, то когда же дойдем до второй? Еще немного, еще чуть-чуть терпения.

Пока же поговорим о заповеди «не прелюбодействуй». Что это значит? Не твори прелюбодеяния, то есть не имей отношений с женщиной или мужчиной. Точнее, внебрачных отношений.

Все строится на браке. А то, что сейчас происходит в нашем обществе, особенно среди молодежи — не что иное, как блуд. Беспорядочные половые связи — прямое нарушение 7-ой заповеди. Что может дать такое поколение? Только еще более ущербное поколение. Не родятся от гнилого чрева хорошие дети.

Это как у животных. Есть разные собаки: иная не подпустит к себе кобеля даже во время охоты, когда наступает пора для вязки. А иная отодвигает хвост перед представителями мужского собачьего пола даже тогда, когда у нее нет течки. И как бы это странно ни звучало, но щенки — самки, полученные от такой суки, ведут себя в дальнейшем, как и мать.

То же самое можно отнести к людям. Генетику никто не отменял. И если девушка — будущая жена и мать — ведет себя с юности скверно, как будет вести себя дочь от такой матери?

Блуд — мерзость перед Богом. Он сказал «плодитесь и размножайтесь», но не «вступайте в беспорядочные половые связи ради удовольствия». Разница ощутима, верно?

Везде должно быть равноправие. Если мы что-то крадем, то что-то отнимает Бог от нас.

СВЯТО-ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ СОБОР

  • Наш приход
  • ГАЛЕРЕЯ
  • КАЛЕНДАРЬ
  • О ПРАВОСЛАВИИ
  • Иосиф Муньос-Кортес
  • БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
  • КОНТАКТЫ

Грех против восьмой заповеди принимает разные формы.

Библия. Часть20. Заповедь – «Не кради». Но с уточнением что нельзя воровать только у своих

Ссылка на предыдущую часть

Полную версию скачать можно отсюда

Согласно Писанию, воровство грех! Но опять же, начинается «текст написанный мелким шрифтом». Воровство -грех, но не для всех .

Как пример возьмем еврейский Исход из Египта. Помните, когда Египетский фараон, вроде бы ни с того ни с сего, погнался за так нелюбимыми им евреями.

Вот спрашивается – зачем фараону было преследовать и возвращать евреев, если он сам считал их угрозой своему государству и пытался избавиться от них?

(Исход, глава 1 стих 9)

9 и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас;

в случае войны подозревая в них предателей «. когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями. »

(Исход, глава 1 стих 10)

10 . когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей].

А все дело в том, что когда евреи собрались покинуть Египет, Господь сказал Моисею – когда будете уходить, я помогу вам обокрасть египтян. Для этого ваши женщины должны будут пройтись по своим соседям и на честное слово выпросить у них золотые украшения («. каждая женщина выпросит у соседки своей. и оберете Египтян»)

(Исход, глава 3 стих 22)

22 каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян

А чтоб не у кого не возникало колебаний, Господь навел небольшой «морок» на египтян «дал Господь милость народу [Своему] в глазах Египтян...» то есть сам помог эту кражу и осуществить

(Исход, глава 11 стих 3)

3 И дал Господь милость народу [Своему] в глазах Египтян, [и они давали ему;] .

Что евреи и сделали.

(Исход, глава 13 стих 35-36)

35 И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд.

36 Господь же дал милость народу [Своему] в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян.

Наодалживав украшений, евреи тайно снялись с места и ночью ушли. Считая что у рабов драгоценностей быть не могло (то есть все потраченное золото было ворованное), я как то просуммировал сколько же материала пошло на изготовление золотого тельца, скинии и прочих атрибутов. Получились довольно таки интересные цифры

Евреями были украдены

1т 228кг 220г золота

4т 224кг 850г серебра

2т 973 килограмма меди)

Я думаю тут уж кто угодно обиделся бы и пустился в погоню, а не только фараон. А вы говорите: – «Не укради!».

Плохо если ты воруешь у своего, близкого тебе собрата еврея. Если же ты обобрал чужого, не израильтянина, то честь тебе и хвала. И сам Господь тебе в помощь.

А история про получение Иаковом отцовского благословения?

Ведь у Исаака было два сына и судя по намерению отца дать благословение своему старшему сыну – Исаву, он был более порядочен. У них был общий отец и общая мать, выросли в одной семье, получили одинаковое воспитание. В чем же преимущество Иакова что он удостоился чести быть прародителем Израильского народа, а его брат – нет?

Библия задает нам эту загадку, соответственно Библия нам эту загадку и раскроет. Ведь не зря Писание из всей СОВМЕСТНОЙ жизни братьев приводит только два случая противостояния Исава с Иаковом считая что описания этих двух поступков достаточно для понимания отличий одного брата от другого.

Первый – когда Иаков дождавшись когда Исав находился в крайне тяжелом состоянии («. 32 Исав сказал: вот, я умираю. ») выменивает свою чечевичную похлебку на право называться первородным («31 Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство . »).

(Бытие, глава 25 стих 29-33)

30 И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. .

31 Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство.

32 Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?

33 Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову.

И второй – когда он, Иаков, обманув отца, получает благословение предназначавшееся брату.

(Бытие, глава 27 стих 34)

35 Но он сказал [ему]: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое.

Вот и все. Только готовность человека сделать подлость, не ограничиваясь никакими моральными принципами, подняла Иакова над братом Исавом и позволила стать основателем богоизбранного народа.

Что евреи и сделали.

Восьмая заповедь: Не укради. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

“. Восьмая заповедь: Не укради

Это означает: не воруй.

Воровство, по-славянски «татьба» – тяжкий грех, лишающий недугующих им Царства Божия, Царства Небесного. «Ни лихоимцы, ни татие. ни хищницы Царствия Божия не наследят», – говорит Апостол Павел (1Кор.6:10). Очевидно, профессиональных воров, грабителей и жуликов среди нас, собравшихся сегодня, нет. Но ведь взять самую малость, тебе не принадлежащую, это уже воровство.

1. Вспомните, не соблазнились ли вы чем-нибудь, что, как говорится, плохо лежало. Мы совсем не считаем это грехом, а ведь это явное воровство. Да не приносили ли чего детям и не приучали ли их с детства, что с работы можно что-нибудь утащить, что это не воровство.

Господи, прости нас, грешных!

2. Не соблазнялись мы чем-либо в чужом саду, огороде или поле, частном или государственном, – это все тоже воровство.

Господи, прости нас, грешных!

3. Есть еще и такие рассуждения: «Я молиться еду Матери Божией, Она меня бесплатно провезет!» Одумайтесь и кайтесь! Это все тоже воровство. Какое это богомолье будет? Раньше ходили пешком, а теперь не считают зазорным бесплатно проехать в транспорте.

Господи, прости нас, грешных!

4. Не крали ли у государства электроэнергию, придумывая всякие фокусы со счетчиком. Это позор для христианина!

Господи, прости нас, грешных!

И от сего дня перестаньте пачкать свою совесть этими постыдными мелочами. Все сейчас имеют достаточно средств, чтобы честно расплатиться с государством за все эти бытовые услуги.

5. Работники торговли и общественного питания или те, кто продает избытки своих плодов земных на базаре! Кто из вас обмеривал, обвешивал, обсчитывал, продавал плохой товар за хороший? Кайтесь Господу!

Господи, прости нас, грешных!

И с сегодняшнего дня не пачкайте своих рук и совести краденым. Никакой пользы, ни материальной, ни тем более духовной, накопленное таким образом добро не принесет! Наоборот, и честно-то заработанное пойдет прахом, и душевного покоя нет – все думы: как бы не попасться, не подсчитал бы кто, что живу не по средствам, не заподозрил, не донес.

6. А какой позор перед людьми и Богом, и святыми, и Ангелами, если христианина-вора поймали и уличили в воровстве. Сейчас каждый имеет вполне достаточно средств, зарабатываемых честным путем, а лишнее и в еде, и в одежде, и в обстановке, приобретенное даже честным путем, – для христианина грех.

Может быть, кто, работая в детских учреждениях, объедал детей? Это уж совсем преступление! Кайтесь!

Господи, прости нас, грешных!

Не жульничали ли, подсовывая старые деньги, заведомо брали большую сдачу, если продавец ошибался в нашу пользу.

Господи, прости нас, грешных!

7. Утаивали и присваивали найденные вещи. Святые не брали стручка гороха, валяющегося на пути. Не положил – значит не твое. Нашел что – постарайся найти потерявшего.

Господи, прости нас, алчных на чужое добро!

8. Может быть, покупали заведомо краденую вещь, или покупали за бесценок что-либо у пьяницы, укравшего вещь у семьи. Одумайтесь! Помните, что, покупая краденое, вы становитесь соучастником преступлений, совершаемых и вором, и пьяницей. Никогда не вносите в свой дом таким образом приобретенных вещей! А кто так поступал, кайтесь!

Господи, прости нас, грешных!

9. Не подписывали ли или не пользовались ли каким-нибудь ложным денежным документом?

Господи, прости нас, грешных!

10. Может быть, не платили долгов или задерживали уплату их, ссылаясь на несостоятельность?! А на самом деле, или просто скупились отдать, или не могли сдержать своей расточительности, чтобы накопить и отдать.

Незамедлительно расплатитесь с долгами; если есть возможность, то сегодня же отдайте долги или обещайте Господу сделать это в ближайший срок. Тогда покаяние будет действенным! И вообще, христианин должен был бы укладываться в рамки наличных своих средств. Жить можно и поскромнее, но тогда спокойнее будет на душе, ибо долг всегда угнетает, «висит на душе».

11. Мы всегда грешим против восьмой заповеди небрежным отношением к чужой или казенной вещи. Если нам люди или государство доверяют пользоваться теми или иными вещами, то христиане должны относиться к ним с большей осторожностью, чем к своим вещам, чтобы не сломать, не потерять, не испортить небрежным отношением доверенное нам.

Господи, прости нас грешных, невнимательных и небрежных!

12. Мы грешны против этой заповеди, если вынуждаем людей задаривать нас. Может, кто из вас пускает переночевать своих родных, знакомых, приехавших посетить святые места. Не ведете ли вы себя так, что они бывают вынуждены дарить вам подарки? Не требуете ли к себе, как к хозяевам, каких-то особых, необыкновенных отношений? Кайтесь Господу!

Господи, помилуй нас, грешных!

Уж если не можете бескорыстно упокоить, накормить и вообще принять гостей в дом, то хоть старайтесь не делаться бессовестными вымогателями. Подумайте, что ведь ни у кого нет капиталов, все живут на пенсию, а тут еще и на дорогу надо накопить. Поэтому не требуйте подарков и приношений и постарайтесь по мере возможности принять гостей по-христиански!

13. Не наносили ли вы вреда имуществу ближнего умышленно со зла или зависти? Не вытаптывали ли огородов, ни обламывали ли плодовых деревьев, не отравляли ли собак, куриц, соседских животных и т. д.? Не заливали ли чем их территорию умышленно? Может, еще чем, еще каким злодеянием препятствовали выгодам других людей? Кайтесь Господу! И если тяготит какой из этих грехов, то возместите содеянный вами ущерб, помиритесь с обиженными вами и, как Закхей-мытарь возместите им вчетверо! Вот тогда это будет воистину покаяние!

Читайте также:  Воскресные школы при церкви: что это, роль и значение, зачем и как учатся, пример уроков и программ

14. Мы осуждаем тунеядцев, показываем на них пальцем, ругаем, но ведь мы все тоже тунеядцы! Кто из нас предельно добросовестно все положенное время до минутки работает на работе или послушании? А кто отказывается получить зарплату до копейки?

Господи, прости нас, грешных!

15. К грехам против восьмой заповеди Закона Божия относится также грех святотатства, то есть похищения или присвоения себе церковной или монастырской собственности. Самую малость нельзя уносить из храма, даже огарка свечного. Знайте, что церковное и монастырское имущество – буквально огонь, который вы вносите в жилище свое.

16. Существует еще один вид греха против этой заповеди, это грех лихоимства, то есть продажа продуктов питания или вообще вещей необходимых по повышенной цене. Этот грех выражается в спекуляции, тяге к перепродаже дефицитных товаров по заведомо завышенной цене в целях наживы. Кто из христиан занимается этим постыдным делом, немедленно прекратите это бесчестное дело и кайтесь Господу со слезами в своей хищной алчности и наживе.

Господи, прости нас, грешных!

17. Не выпрашивали ли вы денег или вещей на свои мнимые нужды, или на нужды вымышленных людей, храмов, обителей, с целью обмана простодушных людей для своей наживы? Если есть такие, кающиеся ныне, принесите Господу раскаяние и немедленно прекратите злой обман и постарайтесь возместить украденное тем, чтобы пожертвованное попало в руки нуждающихся.

18. Восьмая заповедь запрещает всякие денежные азартные игры. Всяческая картежная игра, игра в кости, тем более на деньги – это грех! Кто увлекается игрой в карты, проводит драгоценное время за любыми другими азартными играми, кайтесь Господу!

Господи, прости нас, грешных!

И не прикасайтесь больше к этому занятию. Это не требует особого подвига, надо только относиться к этому со всей строгостью. Понять, что недостойно для христианина тратить время на пустое да еще входить в азарт, мучить свою душу и гневить Господа! Неужели же нет у нас занятий более достойных, чем картежная игра и «забивание козла» в домино?

Господи, прости нас, грешных!

19. Не брал ли кто из вас взятки? Не обижал ли кто кого при распределении вознаграждения за труды: может, не по совести разделили премию или какие подарки? Не лишил ли кто неправильно кого работы по своей власти или злому наговору начальству. Кайтесь, кто грешен в этом!

Господи, прости нас, грешных!

20. Может скупились тратить на добрые дела помощи ближнему? Не заботились о содержании и украшении наших храмов?

Господи, прости нас, скупых и жадных!

21. Мы грешим против этой заповеди употреблением хотя и собственных вещей, но не для насущной надобности, а на роскошь и тщеславие! Вот есть одно приличное пальто или обувь, или вообще одежда, а мы еще заводим для тщеславия не нужные нам предметы роскоши.

Господи, прости нас, грешных!

А другой, наоборот, ходит в латаном-перелатаном, во всем себе отказывает, только бы не потратиться – это уже другая крайность, страсть, вытекающая из нарушения этой заповеди, это скряжничество. Иной хвастается, что не привык денег считать, все до копейки на ветер пускает, – это грех расточительства.

Господи, прости нас, грешных!

22. Мы грешны против восьмой заповеди, если заведомо не предохранили других от убытков, зная, что они могут произойти. А в бедах и нуждах не пользовались ли растерянностью или безвыходностью положения пострадавшего? Не похищали ли чего от пожара, при наводнении или еще каких стихийных бедствиях? Не брали ли непосильной платы за свою помощь пострадавшим? Если это случалось с нами, кайтесь Господу!

Господи, прости нас, жестоких, своекорыстных и немилосердных!

23. Если даже мы чисты от всех или большинства перечисленных выше преступлений против восьмой заповеди Закона Божия, то надо помнить всем нам, что помимо материального достояния, каждый из нас одарен от Господа различными талантами и способностями. Тратили ли вы их на пользу ближним? Помогали ли добрым советом, обращали ли на путь истины заблудших, утешали ли в несчастье, и вообще, живем ли мы для людей или живем только для себя, закоснев в предельном эгоизме?

Спросите свою совесть, и если она укоряет вас, кайтесь Господу!

Господи, прости нас, грешных! . “

Спросите свою совесть, и если она укоряет вас, кайтесь Господу!

От чего предостерегает заповедь не кради и как ты думаешь почему мудрые люди говорят что зависть-это корень всех зол

u0412 u0437u0430u043fu043eu0432u0435u0434u044fu0445 u0411u043eu0433 u043eu0442u043au0440u044bu043b u0441u0432u043eu0439 u0437u0430u043cu044bu0441u0435u043b u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0443 u0438 u0443u043au0430u0437u0430u043b u043fu0443u0442u044c u0434u043eu0431u0440u043eu0434u0435u0442u0435u043bu044cu043du043eu0439 u0436u0438u0437u043du0438. u0417u0430u043fu043eu0432u0435u0434u0438, u043e u043au043eu0442u043eu0440u044bu0445 u043cu044b u0433u043eu0432u043eu0440u0438u043bu0438, u0440u0435u0433u0443u043bu0438u0440u0443u044eu0442 u043eu0442u043du043eu0448u0435u043du0438u044f u043cu0435u0436u0434u0443 u043bu044eu0434u044cu043cu0438 u0438 u0442u0435u0441u043du0435u0439u0448u0438u043c u043eu0431u0440u0430u0437u043eu043c u0441u0432u044fu0437u0430u043du044b u0441 u0432u0435u0440u043eu0439 u0432 u0411u043eu0433u0430. u0422u043eu0433u0434u0430 u043eu0442u043du043eu0448u0435u043du0438u044f u043bu044eu0434u0435u0439 u0434u0440u0443u0433 u0441 u0434u0440u0443u0433u043eu043c u043eu0431u0440u0435u0442u0430u044eu0442 u0432u044bu0441u0448u0438u0439 u0441u043cu044bu0441u043b, u0441u0442u0430u043du043eu0432u044fu0441u044c u0430u0431u0441u043eu043bu044eu0442u043du044bu043c, u043du0435u043fu0440u0435u0440u0435u043au0430u0435u043cu044bu043c u0437u0430u043au043eu043du043eu043c. u0412u0435u0434u044c u043eu043du0438 u2013 u0434u043eu0433u043eu0432u043eu0440 u0411u043eu0433u0430 u0441 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au043eu043c! n

u041du0435 u0443u043au0440u0430u0434u0438. u0422u043e u0435u0441u0442u044c u043du0435 u0432u043eu0440u0443u0439 u2013 u043du0438 u0442u0430u0439u043du043e, u043du0438 u044fu0432u043du043e. u041du0435 u043eu0431u043cu0430u043du044bu0432u0430u0439 u043fu0440u0438 u043fu0440u043eu0434u0430u0436u0435, u043fu0440u0438 u0441u0434u0435u043bu043au0435, u0434u0435u043bu0430u0439 u0432u0441u0435 u043fu043e u0441u043eu0432u0435u0441u0442u0438. (u043fu0440u0435u0436u0434u0435 u0447u0435u043c u0432u0437u044fu0442u044c u0432u0435u0449u044c, u0441u043fu0440u043eu0441u0438u0442u044c u0440u0430u0437u0440u0435u0448u0435u043du0438u0435 u0443 u0445u043eu0437u044fu0438u043du0430; u0432u0441u0435u0433u0434u0430 u0432u043eu0437u0432u0440u0430u0449u0430u0442u044c u0447u0443u0436u043eu0435; u0434u043eu0432u043eu043bu044cu0441u0442u0432u043eu0432u0430u0442u044cu0441u044f u0442u0435u043c, u0447u0442u043e u0443 u0442u0435u0431u044f u0435u0441u0442u044c). n

u00a0u041fu043eu0442u043eu043cu0443 u043au0430u043a u0437u0430u0432u0438u0434u043eu0432u0430u0442u044c u043du0430u0447u0438u043du0430u044eu0442, u043eu0442 u0443u044fu0437u0432u043bu0435u043du043du043eu0441u0442u0438 u0441u0432u043eu0435u0433u043e u0441u0430u043cu043eu043bu044eu0431u0438u044f, u0447u0442u043e u043au0442u043e u0442u043e u043cu043eu0436u0435u0442 u0431u044bu0442u044c u043bu0443u0447u0448u0435, u0438u043bu0438 u0443 u043au043eu0433u043e u0442u043e, u0447u0442u043e u0442u043e u043cu043eu0436u0435u0442 u0431u044bu0442u044c u043bu0443u0447u0448u0435!u00a0 u041fu043eu044du0442u043eu043cu0443 u0441u0432u044fu0442u043eu0439 u0417u043bu0430u0442u043eu0443u0441u0442 u0433u043eu0432u043eu0440u0438u0442: ” u041au043eu0440u0435u043du044c u00a0u0443u0431u0438u0439u0441u0442u0432u0430- u0437u0430u0432u0438u0441u0442u044c ” . n

u041du0435 u0443u043au0440u0430u0434u0438. u0422u043e u0435u0441u0442u044c u043du0435 u0432u043eu0440u0443u0439 u2013 u043du0438 u0442u0430u0439u043du043e, u043du0438 u044fu0432u043du043e. u041du0435 u043eu0431u043cu0430u043du044bu0432u0430u0439 u043fu0440u0438 u043fu0440u043eu0434u0430u0436u0435, u043fu0440u0438 u0441u0434u0435u043bu043au0435, u0434u0435u043bu0430u0439 u0432u0441u0435 u043fu043e u0441u043eu0432u0435u0441u0442u0438. (u043fu0440u0435u0436u0434u0435 u0447u0435u043c u0432u0437u044fu0442u044c u0432u0435u0449u044c, u0441u043fu0440u043eu0441u0438u0442u044c u0440u0430u0437u0440u0435u0448u0435u043du0438u0435 u0443 u0445u043eu0437u044fu0438u043du0430; u0432u0441u0435u0433u0434u0430 u0432u043eu0437u0432u0440u0430u0449u0430u0442u044c u0447u0443u0436u043eu0435; u0434u043eu0432u043eu043bu044cu0441u0442u0432u043eu0432u0430u0442u044cu0441u044f u0442u0435u043c, u0447u0442u043e u0443 u0442u0435u0431u044f u0435u0441u0442u044c). n

Портал “Дивное Дивеево”

Ангелы стоят вокруг огромных весов, на которых меряют все блага, которые Бог дает людям. Дошла очередь до семьи Исмаила, и Исмаил видит, как Ангелы, подавая здоровье его детям, клали на чашу здоровья меньше, чем нужно, а вместо этого ставили гирю на весы. Разгневался Исмаил и хотел крикнуть возмущенно на Ангелов, но один из них обернулся к нему лицом и сказал: “Что же ты сердишься? Мера эта правильная. Мы кладем твоим детям гирю, которая весит столько, сколько ты крадешь у своих покупателей. И так творим правду Божию”. Исмаил был потрясен ответом и начал горько каяться в своем тяжком грехе. И стал Исмаил с того времени не только правильно взвешивать, но и отдавать сверх меры. А дети его выздоровели.

ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Что, неужели бывают такие люди, которые решаются поминать без причины и надобности имя, приводящее в трепет, — имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, небеса склоняются, звезды вспыхивают ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», а святители и угодники Божии падают ниц. Тогда кто же из смертных дерзает поминать Пресвятое имя Божие без душевного трепета и без глубокого воздыхания от тоски по Богу?


«Боже Милостивый, неисчерпаемый, единственный источник силы, укрепи меня, немощного, одари силою большею, чтобы я мог лучше служить Тебе. Боже, дай мне мудрости, чтобы полученную от Тебя силу я не употребил во зло, но только на благо себе и ближним своим для величания славы Твоей. Аминь».

ХРАМ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Указывая на эти два вида любви, Господь Иисус Христос на вопрос, какая заповедь больше всех в законе, сказал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближняго твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф. 22:37-40).

ХРАМ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

3-я заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход 20:7).

Тема: «Десять заповедей Ветхого Завета. Осмысление восьмой Заповеди «Не укради!»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бехтеевская средняя общеобразовательная школа

Мастер – класс

по предмету «Православная культура»

Тема: «Десять заповедей

Ветхого Завета. Осмысление восьмой Заповеди «Не укради!»

Тема: Десять заповедей Ветхого Завета. Осмысление восьмой Заповеди

Цели: – раскрыть смысл восьмой Заповеди Божией;

– воспитывать в учениках нравственные качества;

– развивать умение работать в группах.

Оборудование: тексты для чтения и осмысления

Учитель: Сегодняшний урок посвящён одной из заповедей, данных человеку Богом.

Давайте вспомним, как звучат все заповеди.

Какие заповеди называют обычно даже те, кто не знаком со всеми? Какие сразу приходят на память?

(Не убий! Не укради!) А вы не задумывались, почему? (Наверное, нарушаются чаще других).

А может быть, потому, что кажутся проще других для понимания. Знаете, ведь за каждой заповедью стоит неизмеримо больше, чем слова и просто запрет… Вот сегодня мы и постараемся узнать, как же надо жить, не нарушая восьмую заповедь «Не укради!»

Эпиграфом урока мы возьмём слова из Библии:

«Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют».

Работать мы будем по группам. А чтобы разделиться на группы, ответьте на мои вопросы. Те, кто имеет общую точку зрения с кем-то, с ним и объединятся.

– Кто может гарантировать, что никогда не присвоил себе чужого, даже случайно? (Например, взяли почитать книгу, а потом забыли, у кого именно взяли).

– Кто считает, что воровство – болезнь?

– Кто считает, что есть обстоятельства, когда человека можно оправдать, если он взял чужое? (Так бывает, когда человек позаимствовал, например, машину, чтобы срочно доставить пострадавшего не по его вине в больницу или в других экстремальных ситуациях).

Ученики рассаживаются по группам и работают с текстами для обсуждения.

Время работы – 3 минуты.

Задание первой группе – написать на доске примеры проявления греха против Заповеди Божией «Не укради!». В ходе занятия обращаемся к доске, после выступления других групп дописываем. Может получиться примерно так:

– отбирание чего-либо силой;

– обвешивание на рынке и в магазине;

– в столовой заложено в блюдо меньше положенных по рецепту продуктов;

– лень в работе и получение незаработанных денег;

– задержка начальником в выплатах своим подчинённым;

– продажа негодного товара, выдаваемого за хороший;

– невозвращение долга … и т. п.

Задание второй группе – чтение и обсуждение стихотворения Юлии Друниной «Кража»:

Самая злая кража – кража доверия.

Вот где нужна бы стража,

крепкий замок на двери.

Тайно открыл ты другу то, чем душа согрета.

Он же в часы досуга предал твои секреты.

Тут не корысть, не злоба – просто болтать охота,

Он тебя предал, чтобы поразвлекать кого-то,

Он дорогую тайну отдал в чужие руки,

Отдал её случайно, от пустоты, от скуки.

Вот где нужна бы стража,

крепкий замок на двери.

Самая злая кража – кража доверия!

– Как вы понимаете смысл стихотворения?

– Можно ли считать воровством сплетни и болтовню?

– Случалось ли вам попадать в такие ситуации?

Задание третьей группе – чтение и обсуждение статьи из газеты «Белгородские епархиальные ведомости»: «Чем заканчивается «мода»?

В Покровском храме Марфо-Мариинского монастыря города Белгорода мне довелось услышать такой диалог. К молодой девушке, обладательнице чёрной шевелюры с ярко-розовыми прядями-пёрышками и вызывающе накрашенных глаз и губ обратился пожилой священник:

– Деточка, что ты с собою сделала?

– Мода сейчас такая, – выпалила, не задумываясь, девушка.

– Мо-о-да! – задумчиво протянул батюшка и посмотрел с жалостью на жертву современной моды, – а знаешь, чем заканчивается мода?

– Чем? – с нескрываемым интересом спросила девушка. Такой вопрос ей задавали впервые в жизни. Обычно ссылка на моду решала все недоумения с мамой, бабушками и тётями. Они, конечно, сначала пытались ругать, стыдить, но, получив исчерпывающую информацию про современную моду и про то, что все подруги так делают, замолкали.

– Ответ в самом этом слове, – сказал священник, – прочитай его, пожалуйста, задом наперёд. Что получится?

– Мода – адо/м.

– А/дом, – поправил батюшка…

Я, честно признаться, вздрогнула. Восприняла это как личное обращение ко мне. И хотя я редко и немного пользуюсь косметикой, вдруг взглянула на себя, накрашенную, со стороны и представила всю неестественность макияжа, убивающего природную красоту, индивидуальность. Увидела обезображенный образ Божий, который даётся каждому из нас от рождения.

Раба Божия Наталия

(Из газеты «Белгородские

епархиальные ведомости»,

№10 2006 год)

– Можно ли считать воровством использование косметики?

– Как поступить, чтобы вас не считали несовременным?

Учитель (после выступления представителей от каждой группы):

– Грех воровства может проявляться по-разному.

Лентяй – тот же вор. Не имея усердия, старания, выполняя работу кое-как, в полсилы, мы становимся ворами. Что в этом случае украдено?

Воровство духовной сферы. Надо порадоваться за другого – завидуем, должны поблагодарить – ненавидим.

В книге Николая Успенского «Как жить православному христианину по Заповедям Божиим» можно найти примеры жизни святых старцев. Они отличались нестяжательностью, были довольны тем, что имели, строго оберегались от присвоения малейшей вещи, им не принадлежавшей, и избегали сообщества с крадущими.

Авва Агафон однажды шёл со своими учениками. Один из них нашёл чечевичный стручок и спросил разрешения у аввы взять его. Старец с удивлением посмотрел на него: разве ты положил его здесь? Как же ты хочешь взять то, чего не клал?

Некто из святых именем Филагрий, живя в пустыне Иерусалимской, снискал себе пропитание, занимаясь рукоделием. Однажды он стоял на рынке, продавая своё изделие, и кто-то уронил кошелёк с деньгами. Старец никому не дал подобрать деньги, говоря, что потерявший воротится. И вот идёт человек и плачет. Старец отдал ему кошелёк и никакой благодарности от него не принял.

– Случалось ли вам быть свидетелями подобных ситуаций?

– Как вы поступали?

Подведение итогов урока:

Итак, вы привели много примеров воровства.

– Как же жить людям, чтобы не ошибиться?

– Почему грех воровства считается тяжёлым? (Он может превратиться в страсть, привычку: раз украл – сошло, безнаказанно, ещё хочется.)

Есть такая поговорка: «Не тот вор, кто украл, а тот, кто принял». Если бы ворованное не скупали, не принимали, то и не было бы смысла воровать.

Давайте вместе прочитаем стихотворение Аполлона Майкова:

Ангел и демон

Подъемлют спор за человека

Два душа мощные: один –

Эдемской двери властелин

И вечный страж её от века;

Другой – во всём величьи зла,

Владыка сумрачного мира:

Над огненной его порфирой

Горят два огненных крыла.

Но торжество кому ж уступит

В пыли рождённый человек?

Венец ли вечных пальм он купит

Иль чашу временную нег?

Господень ангел тих и ясен:

Его живит смиренья луч;

Но гордый демон так прекрасен,

Так лучезарен и могуч!

Вопрос: Что сильнее: тихий ангел или яркий, манящий демон?

Попробуем вывести самое главное правило: Быть внимательным во всём и не нарушать восьмую заповедь. А тот, кто оступился, должен найти в себе силы и попросить прощения, постараться исправить ошибку.

Заповеди Божии – это нравственные законы нашего мира, и нарушение их приводит к духовной, а часто и к физической гибели. Поэтому их надо не только знать, но и ежедневно сверять по ним свои мысли, слова и поступки.

Вспомним ещё раз слова эпиграфа нашего урока и постараемся делать только добро.

Спасибо за урок.

Чем заканчивается «мода»?

В Покровском храме Марфо-Мариинского монастыря города Белгорода мне довелось услышать такой диалог. К молодой девушке, обладательнице чёрной шевелюры с ярко-розовыми прядями-пёрышками и вызывающе накрашенных глаз и губ обратился пожилой священник:

– Деточка, что ты с собою сделала?

– Мода сейчас такая, – выпалила, не задумываясь, девушка.

– Мо-о-да! – задумчиво протянул батюшка и посмотрел с жалостью на жертву современной моды, – а знаешь, чем заканчивается мода?

– Чем? – с нескрываемым интересом спросила девушка. Такой вопрос ей задавали впервые в жизни. Обычно ссылка на моду решала все недоумения с мамой, бабушками и тётями. Они, конечно, сначала пытались ругать, стыдить, но, получив исчерпывающую информацию про современную моду и про то, что все подруги так делают, замолкали.

– Ответ в самом этом слове, – сказал священник, – прочитай его, пожалуйста, задом наперёд. Что получится?

– А/дом, – поправил батюшка…

Я, честно признаться, вздрогнула. Восприняла это как личное обращение ко мне. И хотя я редко и немного пользуюсь косметикой, вдруг взглянула на себя, накрашенную, со стороны и представила всю неестественность макияжа, убивающего природную красоту, индивидуальность. Увидела обезображенный образ Божий, который даётся каждому из нас от рождения.

Раба Божия Наталия

(Из газеты «Белгородские

– Можно ли считать воровством использование косметики?

– Как поступить, чтобы вас не считали несовременным?

Юлия Друнина

Самая злая кража – кража доверия.

Вот где нужна бы стража,

крепкий замок на двери.

Тайно открыл ты другу то, чем душа согрета.

Он же в часы досуга предал твои секреты.

Тут не корысть, не злоба – просто болтать охота,

Он тебя предал, чтобы поразвлекать кого-то,

Он дорогую тайну отдал в чужие руки,

Отдал её случайно, от пустоты, от скуки.

Вот где нужна бы стража,

крепкий замок на двери.

Самая злая кража – кража доверия!

– Как вы понимаете смысл стихотворения?

– Можно ли считать воровством сплетни и болтовню?

– Случалось ли вам попадать в такие ситуации?

Вот где нужна бы стража,

Заповедь “Не укради”: значение и толкование, от чего предостерегает

не обижай брата своего непочтительным отношением к его имению. Не поступай с ним так, как поступают лисицы и мыши, если почитаешь себя больше животных. Лиса крадет, не зная закона о кражах, и мышь подгрызает амбар, не зная, что кому-то причиняет вред. И лисица, и мышь знают лишь свою потребность, но не понимают чужого убытка. Им это не дано знать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что мыши и лисице прощено. Твоя выгода должна всегда стоять ниже закона, и твоя польза не должна наносить ущерба брату твоему.

Брат, только незнающие идут на кражу, иначе говоря, те, кто не знает две нижеследующие истины.

Первая истина – то, что человек не может украсть, и другая – то, что человек не может получить выгоду чрез кражу.

Как это возможно? – спросят многие незнающие и удивятся. А вот как: наша Вселенная имеет множество глаз. Она и вправду вся начинена глазами, как сливовое дерево белыми цветами во время цветения. Известное число этих глаз люди видят и ощущают, но большее количество они не видят и даже не догадываются об их существовании. Прежде всего, солнце есть первое такое небесное око, а также звезды. Но кроме солнца и звезд есть еще миллионы и миллионы многооких духов, которые, не смыкая глаз, глядят, что делается на всяком сантиметре земли. Как же тогда может вор украсть, чтоб никто не видел, чтобы это не выявилось? Ты не можешь засунуть руку в свой карман, чтобы множество свидетелей этого не увидели. Еще меньше имеешь возможность засунуть руку в чужой карман, чтобы миллионы вышних сил не встревожились; и это есть первая истина.

Другая же истина в том, что человек не может получить выгоду через кражу. Потому что какая же это будет выгода, если столько глаз видело и кража все равно будет выявлена? Когда обнаружится воровство и будет выявлен похититель, останется ему имя “вор” до самой смерти среди соседей его. Есть тысячи способов, какими силы небесные разоблачают вора.

В одном арабском городе торговал неправедный торговец Исмаил. Каждый раз, взвешивая покупателям товар, он всегда недовешивал несколько граммов. За счет этого обмана богатство его умножилось весьма. Но дети его были больными и он тратил много на докторов и лекарства. И чем больше он тратил на лечение детей, тем больше обманом добывал он вновь у своих покупателей. Но то, что он крал у своих покупателей, все уносила болезнь его детей.

Однажды, когда Исмаил был в своей лавке и очень переживал за своих детей, на мгновение разверзлось небо. Он поднял глаза к небу и видит, что там происходит нечто необычное.

Ангелы стоят вокруг огромных весов, на которых меряют все блага, которые Бог дает людям. Дошла очередь до семьи Исмаила, и Исмаил видит, как Ангелы, подавая здоровье его детям, клали на чашу здоровья меньше, чем нужно, а вместо этого ставили гирю на весы. Разгневался Исмаил и хотел крикнуть возмущенно на Ангелов, но один из них обернулся к нему лицом и сказал: “Что же ты сердишься? Мера эта правильная. Мы кладем твоим детям гирю, которая весит столько, сколько ты крадешь у своих покупателей. И так творим правду Божию”. Исмаил был потрясен ответом и начал горько каяться в своем тяжком грехе. И стал Исмаил с того времени не только правильно взвешивать, но и отдавать сверх меры. А дети его выздоровели.

Вот так, братья, краденая вещь всегда напоминает человеку, что она украдена и не его.

Некий юноша украл часы и носил их около месяца. После того как прошел месяц, он возвратил часы хозяину, признался в своем злодеянии и рассказал ему о том, что каждый раз, когда он доставал часы из кармана и хотел узнать время, он слышал, как они тикали: “Мы не твои; ты – вор”.

Господь Бог знает, что кража делает обоих несчастными. И того, кто украл, и того, у кого украли. И чтобы люди, Его дети, не были несчастны, Премудрый Господь и дал эту заповедь: не укради.

Благодарим Тебя, Господи Боже, за эту заповедь, которая нам действительно нужна ради мира и счастья нашего. Повели, Господи, огню Твоему, пусть сожжет руки наши, когда мы будем совершать кражу. Повели, Господи, змеям Твоим, пусть совьются вокруг ног наших, когда ноги наши будут идти на кражу. А более всего молимся Тебе, Всемогущий, очисти сердца наши от корыстных воровских желаний и дух наш – от нечистых мыслей.

Некий юноша украл часы и носил их около месяца. После того как прошел месяц, он возвратил часы хозяину, признался в своем злодеянии и рассказал ему о том, что каждый раз, когда он доставал часы из кармана и хотел узнать время, он слышал, как они тикали: “Мы не твои; ты – вор”.

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не укради.

Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит кому-то вред. И лиса, и мышь понимают лишь свою потребность, но не чужой убыток. Им не дано понимать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что лисе и мыши простительно. Твоя выгода должна всегда быть подзаконной, она не должна быть в ущерб ближнему твоему.

Братья, только невежды идут на воровство, то есть те, кто не знает двух главных истин этой жизни.

Первая истина состоит в том, что человек не может украсть незаметно.

Вторая истина состоит в том, что человек не может получить выгоду от воровства.

«Как это?» — спросят многие народы и удивятся многие невежды.

Наша Вселенная многоока. Вся она усыпана обилием очей, как слива весенней порой сплошь покрыта белыми цветами. Некоторые из этих глаз люди видят и чувствуют на себе их взгляды, но значительную часть они и не видят, и не чувствуют. Муравей, копошащийся в траве, не чувствует ни взгляда овцы, пасущейся над ним, ни взгляда наблюдающего за ним человека. Точно так же и люди не чувствуют взглядов неисчислимого числа высших существ, которые наблюдают за нами на каждом шагу нашего жизненного пути. Существуют миллионы и миллионы духов, которые пристально следят за тем, что происходит на каждой пяди земли. Как же тогда может вор украсть, чтобы это было незаметно? Как же тогда вор может украсть, чтобы это не обнаружилось? Невозможно сунуть руку в свой карман, чтобы миллионы свидетелей этого не увидели. Тем более невозможно сунуть руку в чужой карман, чтобы миллионы вышних сил не подняли тревогу. Понимающий это утверждает, что человек не может украсть незаметно и безнаказанно. Это первая истина.

Другая истина состоит в том, что человек не может получить выгоду от воровства, ибо как же он использует краденое, если незримые очи все видели и на него указали. А если на него указали, тогда тайное станет явным, и имя «вор» прилепится к нему до самой смерти. Силы небесные могут указать на вора тысячью способов.

Есть притча о рыбаках.

На берегу одной реки жили два рыбака со своими семьями. У одного было много детей, а другой был бездетным. Каждый вечер оба рыбака забрасывали свои неводы и шли спать. С некоторых пор стало так, что в сетях многодетного рыбака всегда оказывалось по две-три рыбины, а у бездетного — в изобилии. Бездетный рыбак из милости вытаскивал из своего полного невода по несколько рыбин и отдавал соседу. Так продолжалось довольно долго, быть может, целый год. В то время как один из них богател, торгуя рыбой, другой едва сводил концы с концами, порой не имея возможности даже хлеба купить своим детям.

«В чем тут дело?» — думал несчастный бедняк. Но вот однажды, когда он спал, ему открылась истина. Явился ему во сне некий человек в ослепительном сиянии, как ангел Божий, и сказал: «Скорее вставай и отправляйся на реку. Там ты увидишь, почему ты беден. Но когда увидишь, не давай волю гневу».

Тут рыбак проснулся и вскочил с постели. Перекрестившись, он вышел к реке и увидел, как его сосед перекидывает рыбину за рыбиной из его невода в свой. От негодования вскипела кровь у бедного рыбака, но он вспомнил предостережение и смирил гнев свой. Немного остыв, он спокойно сказал вору: «Сосед, может, тебе помочь? Ну что ж ты мучаешься в одиночку!»

Пойманный с поличным, сосед просто оцепенел от страха. Когда он пришел в себя, то бросился в ноги бедному рыбаку и воскликнул: «Поистине, Господь указал тебе на мое преступление. Тяжко мне, грешному!» И тогда отдал он бедному рыбаку половину своего богатства, чтобы тот людям о нем не рассказывал и в темницу не отправил.

Есть притча о торговце.

В одном арабском городе жил торговец Измаил. Когда бы он ни отпускал покупателям товар, он всегда обсчитывал их на несколько драхм. И состояние его весьма умножилось. Однако дети его были больны, и он тратил много денег на докторов и лекарства. И чем больше он тратил на лечение детей, тем больше он обманывал своих покупателей. Но чем больше он обманывал покупателей, тем сильнее болели его дети.

Однажды, когда Измаил сидел один в своей лавке, полный тревог о своих детях, ему показалось, что на миг раскрылись небеса. Он поднял глаза к небу, чтобы посмотреть, что там происходит. И видит: стоят ангелы у огромных весов, отмеряющих все блага, которыми Господь наделяет людей. И вот, подошла очередь семьи Измаяла. Когда ангелы стали отмерять здоровье для его детей, они бросили на чашу весов здоровья меньше, чем было гирь на весах. Разгневался Измаил и хотел прикрикнуть на ангелов, но тут один из них обернулся к нему и говорит: «Мера правильна. Что же ты сердишься? Мы недодаем твоим детям ровно столько, сколько ты недодаешь своим покупателям. И так мы вершим правду Божию».

Измаил рванулся, как будто его мечом пронзили. И стал он горько каяться в своем тяжком грехе. С тех пор стал Измаил не только правильно взвешивать, но всегда добавлял лишку. А к детям его вернулось здоровье.

Кроме того, братия, краденая вещь постоянно напоминает человеку, что она украдена и что она — не его собственность.

Есть притча о часах.

Один парень украл карманные часы и носил их в течение месяца. После этого он вернул часы хозяину, признался в своем проступке и сказал:

— Когда бы я ни вытаскивал часы из кармана и смотрел на них, я слышал, как они говорят: «Мы — не твои; ты — вор!»

Господь Бог знал, что кража сделает несчастными обоих: и того, кто украл, и того, у кого украли. И чтобы люди, сыны Его, не были несчастны, Премудрый Господь дал нам эту заповедь: не укради.

«Благодарим Тебя, Господи, Боже наш, за эту заповедь, которая нам действительно нужна ради мира душевного и счастья нашего. Повели, Господи, огню Твоему, пусть сожжет руки наши, если они потянутся, чтобы своровать. Повели, Господи, змеям Твоим, пусть обовьются вокруг ног наших, если они отправятся воровать. Но, самое главное, молим Тебя, Всемогущий, очисти сердца наши от воровских помыслов и дух наш от воровских мыслей. Аминь».

Не укради.

Ссылка на основную публикацию