Хлеб в пост: можно ли или нет, какой выбрать и как приготовить

Великий пост: что можно есть, а что — нельзя

Священнослужители советуют обычным людям учитывать свое состояние здоровья и избегать излишне строгих запретов: пищу стоит есть простую, но питательную.

Один из самых строгих в церковном календаре, Великий пост длится семь недель. В 2020 году поста следует придерживаться со 2 марта до 18 апреля. Sputnik рассказывает о допустимых и запрещенных продуктах в рационе, а также о правилах приема пищи.

Пост символизирует тяжелый путь: чтобы добраться до Пасхи, верующие люди должны преодолеть его строгие ограничения. К слову, пост призван очистить как тело, так и душу, поэтому воздержаться придется и от веселья.

Пост символизирует тяжелый путь: чтобы добраться до Пасхи, верующие люди должны преодолеть его строгие ограничения. К слову, пост призван очистить как тело, так и душу, поэтому воздержаться придется и от веселья.

Гражданский брак

Дьявол посягнул на святое святых — семью, она является таковой после венчания в храме или росписи в ЗАГСе.

Важно! Нет в православии понятия гражданский брак, это блуд и нарушение заповедей Божьих. Никакие постулаты о свободе любви и оковах брака не приняты в христианстве.

О какой свободе, от кого и чего говорится при рассмотрении союза двух любящих людей? Какие цепи могут быть в венчанном браке, при благословении Бога, церкви и близких?

Толерантное отношение к незаконным семейным отношениям равнозначно участию в преступлении. Бог наказывает через псалом Давида не ходить в собрания нечестивых, то есть не поддерживать людей, нарушающих христианскую мораль.

В данном случае толерантность — наплевательское отношение к законам Церкви и потакание распутству.


Ныне модно оправдывать сексуальные отклонения, хотя до недавнего времени это было грехом в глазах Церкви и преступлением по законам общества, за гомосексуализм изгоняли из храмов и сажали в тюрьму.

Терпимые грехи

Гуманные принципы современного общества основаны на лжи дьявола. Многие грехи, такие как раздражение, крик, неуважение родителей, сплетни и другие оправдываются плохим характером, воспитанием в неполной семье, но хотя грех остается грехом, но в современном мире к нему стали относиться либерально даже в церкви.

Гей-парады привлекают тысячи людей. Полиция многих стран, которая содержится на деньги налогоплательщиков, охраняет грешников, молчаливые наблюдатели смеются, некоторые очень лояльны к проявлению извращенцев, пленивших сцену.

Атеист от Бога: “Я бывший священник РПЦ. И мне страшно жить России”

Краткое содержание:

Страшные и шокирующие откровения бывшего священника, пришедшего от антиклерикализма к атеизму заставляют задуматься. Ведь не сам Бог заставил глубоко верующего человека перестать верить в Него? Знание устройства и деятельности РПЦ “изнутри” толкнула человека отказаться от Веры.

“Все эти репрессии, оскорбленные верующие — это же внутрихристианская ересь. В Евангелии конкретно написано, что делать, если тебя приглашают в суд. Отдать все, последнюю рубаху, но не судиться с братом. Так что все, кто пишет заявление, «стучит» — это люди, напрямую противоречащие евангельским словам. Осудить эту ересь должен Синод. Но Синод молчит. Молчит патриарх. И вот под это всеобщее преступное молчание Церковь из любящей превращается в карающий орган. Страшно, что вся эта репрессивная машина построена на лжи, на двойных стандартах. С одной стороны, все религиозные лидеры осудили убийство Charlie Hebdo, с другой — поддерживают государство, где уголовные дела заводятся лишь на основании сомнительных карикатур. И там и там репрессии за картинки. Так в чем ключевая разница?”

Православие и толерантность: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые вопросы

Fri, 6 Feb 2009, 09:55

Если в царское время было так хорошо, как Вы относитесь к тому, что Пётр Ильич Чайковский был гомосексуалистом, писатель Некрасов играл в карты, а на картине “Неравный брак”, действие которой происходит в церкви, в глазах невесты не видно счастья и любви к мужу, но этот брак не считается грехом, хотя если два человека живут в любви и согласии гражданским браком – это тяжкий грех?

Wed, 14 Jan 2009, 10:00

Сегодня в нашей рубрике на вопросы читателей отвечает священник Казанского храма г. Нерюнгри отец Михаил Зайцев.

Fri, 5 Dec 2008, 09:30

Как бороться с пустословием?
Как быть, если начинаешь терять веру в Бога?
Существует ли венец безбрачия?
Правда ли, что бес может войти в человека во время просмотра телевизора?
Где в Библии сказано “в чем застану, в том и сужу”?

Tue, 16 Sep 2008, 10:39

В какое время суток начинать соблюдать пост в среду и пятницу?

Как понять, что такое «свобода воли»?

Как вернуть радость к жизни?

Fri, 1 Aug 2008, 10:00

Как относится Церковь к психологии?
Противоречит ли Православию метод направленной визуализации?
Как относиться к книге “прощаю себя?”
Можно ли пройти тренинг, позволяющий раскрыть себя в танце?

Mon, 2 Jun 2008, 10:43

Молитва – это дар свыше, как и многие другие добродетели в нашей жизни. Но, чтобы этот дар раскрылся, к нему надо стремиться. «Непрестанно молитесь» – так советует апостол Павел (1 Фес. 5, 17). Молиться можно по-разному, и не обязательно просить о чем-то конкретном. Можно благодарить Бога за все, к чему также призывает ап. Павел в том же месте послания (1 Фес. 5, 18).

Fri, 22 Feb 2008, 09:33

Я – крестная мать у девочки, когда крестили, не была замужем. Теперь узнала, что есть примета, по которой делать этого было нельзя. Я верующая, но и многие приметы соблюдаю. А у меня, действительно, не складывается жизнь в личном плане. Сейчас, проанализировав, сделала вывод, что все как-то пошло кувырком после крестин.

Wed, 6 Feb 2008, 10:01

Расскажу один случай. Приехал я в детский дом, директор говорит: “Владыка, сейчас зайдем в группу, а я не знаю, как вас представить”. А дело было как раз накануне Рождества, и директор опасался, не решат ли дети, что пришел Дед Мороз, только в черном и без окладистой бороды.

Fri, 11 Jan 2008, 09:25

Как узреть образ Божий в плохом человеке?
Правда ли, что покаяние приводит к депрессии?
В чем разница между молитвой и заговором?
Дом-2 – что об этом может сказать священник?

Wed, 9 Jan 2008, 10:53

О помыслах сказано: «Мы не можем запретить воронам летать у нас над головой, но не нужно им позволять вить у нас на голове гнездо». Не останавливайтесь долго на пришедшей мысли, кого-либо осуждающей, не рассматривайте ее с разных сторон, развивая и углубляя осуждение, но начинайте молиться, во-первых, каясь в том, что осуждаете кого-то, во-вторых, о человеке, которого осуждаете.

Tue, 1 Jan 2008, 10:04

Как поминать родного человека через год после его смерти? Как подготовиться к первой исповеди и что говорить, если грехов очень много? Может ли Церковь повенчать людей, у которых прабабушки были родными сестрами? Как исправить последствия «приворота»?

Wed, 19 Dec 2007, 09:58

Как относиться к паранормальным явлениям и книгам по психологии? Если быстро темнеет нательный крест, что это значит? Что такое суеверие? Простит себе все – значит, раскаяться? Паломничество – трата денег?

Thu, 6 Dec 2007, 10:23

Можно ли держать дома фотографии с похорон?
Правильно ли кодироваться от дурных привычек?
Все религии устрашают адом, правильно ли это?
Как определить во осуждение я причастилась или нет?

Wed, 7 Nov 2007, 11:21

Вы, нарушив правила уличного движения, будете винить Государственную Думу, что она такой закон приняла? Будем и мы обвинять того, кто нарушает правила христианской жизни.

Wed, 1 Aug 2007, 11:33

Как отличить молитву от заговора?
Почему колдуны заходят в православные храмы?
Почему целительство – это грех?
Существует ли порча?

Wed, 20 Jun 2007, 09:55

Есть ли еще сегодня святые?
Можно ли православному есть мацу?
Какие заупокойные службы служатся в Церкви?
Как определяют цены за требы в храме?
Была ли Ванга святой?

Fri, 11 May 2007, 11:33

Встречаемся с молодым человеком, а он не зовет замуж.
Как мне победить лень?
Кто такие исполины?
Слышала, что гадания -неправда..

Fri, 13 Apr 2007, 10:53

Ослабляется ли в этом году пост на Благовещение?
Верят ли православные в сглаз?
Как Церковь относится к белой магии?
Верить ли в гадание по руке?
Можно ли православному выбрать профессию экономиста?

Mon, 19 Mar 2007, 10:27

Отчитки проводит православный приходской священник Московского Патриархата о.Валерий. Поехать на отчитки нас заставили неурядицы, которые в последнее время преследуют нашу семью и странные недиагностируемые болезни почти у каждого члена семьи. Знакомые рекомендовали нам о.Валерия как духовного врача, который многим людям помог вернуть здоровье и решить сложные семейные вопросы.

Fri, 16 Mar 2007, 22:53

Оформлять ли брачный контракт c мужем-иностранцем?
Можно ли использовать косметику из послеродовой плаценты?
Застенчивость – это грех?
Можно ли православному посещать фитнес-центр?
Существует ли родовое проклятие?

Tue, 9 Jan 2007, 10:25

Есть небольшое волнение идти в церковь.
Не до конца понимаю притчу о добром Самарянине. Кто является моим ближним?
Как правильно понять отношение православных христиан к жизни и смерти.
Как нужно относиться к духовной литературе, изданной без благословления?
Может ли Бог сотворить камень, который он сам не сможет поднять?

Fri, 29 Dec 2006, 10:06

Как правильно понимать слова: слово священическое попраша?
Я не могу выдержать пост монастырским уставом.
Можно ли читать молитву по соглашению, когда не знаешь как поступать?
Почему будущий священник должен жениться на непорочной девушке?
Почему христиане не соблюдают субботу?

Thu, 7 Dec 2006, 10:11

Если Бог милосерд, то почему я так несчастна?
Мама ругает за пост.
Что такое духовность?
Как понять, где добро, а где зло? В одних религиях – добро убивать людей.
Ссорюсь с мужем в день причастия.

Mon, 30 Oct 2006, 10:15

Почему является грехом осуждение священнослужителей?
Поясните католический догмат о непорочном зачатии Богоматери.
Что делать, если родители препятствуют ходить в храм?
Боюсь быть матушкой.
Поясните непонятное в молитвах.

Mon, 9 Oct 2006, 11:07

Всегда ли нужно соглашаться со священником?
Как сохранить веру, видя грехи верующих?
В православных храмах в алтере в качестве украшения – звезда Давида?
Могут ли падшие ангелы каяться и возвращаться к Богу?
Может ли Бог создать на земле камень, который Он Сам не смог бы поднять?

Fri, 22 Sep 2006, 10:02

Говорить ли с друзьями о вере?
Почему “Дивен Бог во святых своих” означает “страшен Бог”?
Я полюбил парня, но путь содомии – это страшный грех.. Что делать?
Как снять с себя Крещение?
Муж протестует, что я не ношу брюки, что делать?

Mon, 4 Sep 2006, 10:05

Здравствуйте, мой вопрос о смирении. Что значит, считать себя хуже всех? Это значит – считать себя тупее, уродливее и неудачливее всех?

Mon, 3 Jul 2006, 02:10

Мой муж считает, что православие отрицает йогу и буддизм,а священники стараются привлечь как можно больше людей на свою сторону. Нужно ли мне его переубеждать?
После чтения Талмуда появилась ненависть к евреям. Как быть?
Как относиться к творчеству Жанны Бичевской, Игоря Талькова?
Можно ли ходить в лютеранскую церковь, если православная далеко от дома?
Что такое “страх Божий”?

Tue, 23 May 2006, 01:00

Сегодня опубликованы ответы на вопросы, которые вы направляли о.Александру. Теперь эта рубрика будет регулярно обновляться. Ждем Ваших писем!

Fri, 13 Apr 2007, 10:53

Как реагировать на критику Церкви?

Критика звучит от тех, кто не понимает, что такое Церковь

Взаимоотношения протестантов и православных

Сегодня христианство представлено тремя ветвями: католичество, православие и протестантство. Хотя статистические данные разнятся, можно говорить примерно о такой численности каждой из них: 1,1-1,3 млрд., 200-250 млн. и 600-700 млн. Представители этих трех направлений распределены в мире неравномерно. Например, в России, Украине и Белоруссии больше православных, в США – протестантов, в Латинской Америке – католиков. Для жителей этих стран может возникать иллюзия, что и в мире господствующая конфессия их государства играет главную роль.

Иллюзия эта может сыграть злую шутку с христианами разных церквей. В чем ее опасность?

– Раз нас большинство – размышляет обычный верующий – то нам и не стоит особо церемониться с другими христианскими вероисповеданиями. Да еще надо хорошенько разобраться: христиане ли они?! Мы хозяева положения и пусть все действуют по нашим правилам. Мы на своей канонической территории…

Лет 200 или, в крайнем случае, 100 лет назад, такая логика вреда могла мало принести для христианства. Сейчас она становится довольно рискованной для судьбы всей Церкви Христовой. Взаимоотношения по принципу: “моя хата с краю” свидетельствуют либо об узколобости церковных руководителей, либо о недальновидности их мышления.

В наших странах миллионы людей умирают от алкоголя, наркотиков и абортов. Катастрофически снижается численность населения. Институт семьи подвергается нападкам и ужасное число разводов. Самым распространенным заблуждением является убеждение, что одна поместная церковь способна без помощи других конфессий исцелить все эти язвы общества:

– Мы смогём… У нас опыт в 1000 лет… 300, 500 лет назад мы справлялись… Мы самые правильные в глазах Бога… Нам надо уберечь общество от влияния иноземных ухарей от религии… Это секты. Только мы можем быть компасом, маяком и спасательным кругом!

Только ведь сейчас на дворе не 1700 год, когда каждый народ в своей вотчине отсиживался. Теперь все перемешалось. Читатель догадывается, о ком ведется речь во второй части декларации? О протестантах. Собственно, у протестантов, по большому счету, нет конфликта с православными. В США, где живет большинство евангельских христиан, никто такой травли по адресу православных не ведет.

Межконфессиональная напряженность в славянских странах создается искусственно самими православными посредством многочисленных антисектанстких центров. О каком там нашествии протестантов можно вести речь, если их не больше двух-трех процентов населения? Атеизм растет куда быстрее, чем евангельское христианство!

Старый принцип, используемый в римской дипломатии, звучал так: “Разделяй и властвуй!”, а тут и делить не надо! Мы сами поделились на удельно-церковные княжества и еще гордимся этим, как каким-то великим достижением! Тем, кто хотел бы найти Бога, разброд в среде христианства благорасположения к Христу не прибавит…

Скажу, что у протестантов наибольшие проблемы обнаруживаются с православными Московского Патриархата. Скажете, голословно?

Протестанты и католики

В XVI веке, когда возник протестантизм при Мартине Лютере, напряженность имела место. По инициативе католиков, желающих привести ситуацию к “статус-кво” и вернуть блудных лютеран на лоно матери-церкви, периодически вспыхивали войны на религиозной почве. Отголоски сражений видны даже в фильме “Дартаньян и три мушкетера”, когда всем полюбившиеся герои и друзья “не разлей вода” осаждали последнюю цитадель гугенотов – французских протестантов – Ля Рошель.

Проблемы были, но нельзя жить прошлыми обидами. Уже в наши дни нынешний папа римский Бенедикт XVI лично посетил лютеранский храм в Риме. Почти за 50 лет до этого протестанты были приглашены в качестве наблюдателей на заседания Второго Ватиканского собора в 1963-65 гг. В католической церкви есть целый отдел, отвечающий за взаимодействие с протестантами.

Харизматическими церквами у нас российского обывателя запугивают, а у католиков в среде римо-католической церкви их… 120 млн.! Католическое духовенство Азии при благословении Рима изучает опыт служения пятидесятнических церквей с целью его внедрения. Баптисты Италии подписали документ с Ватиканом, регулирующий вопросы брака между представителями своих церквей.

Можно говорить о прошлых проблемах очень долго, но пользы от этого не будет никому. Бесспорный факт состоит в том, что католики открыты для сотрудничества со всеми христианами. Лично я общался с католическими священниками и чувствовал куда уютней, чем с православными служителями. Я не утверждаю, что священники РПЦ все такие, но у многих лица каменеют и голос звенит металлом, когда узнают, что перед ними протестант…

Протестанты и православные НЕ Московской Патриархии

В Украине есть еще и православие Киевского Патриархата. Сегодня их клеймят, как раскольников и чуть ли не христопродавцев. Выпущено много фильмов против этой “мертвой церкви”. Имя главы УПЦ/КП патриарха Филарета (Денисенко) не сходит из уст представителей РПЦ. Каких только грехов ему не приписывают!

И все же, насколько я знаю, протестантские церкви нередко находят общий язык с духовенством УПЦ/КП. Порой совместно проводятся акции против абортов или наркотиков. Сам патриарх в июне посетил протестантскую церковь “Слово Жизни” г. Донецк и сказал там проповедь, которая была положительно воспринята всеми присутствующими.

Какое тут предательство православия?! Он не изменил православию, не принял протестантских взглядов по догматическим вопросам. Да этого и не надо делать! Есть общехристианские ценности и они могут вполне стать общим знаменателем для сотрудничества. Это вера в спасение через Христа, Троицу, богочеловечность Христа, стремление к святости, признание Библии в качестве Слова Божьего.

Аналогичные контакты происходят с духовенством Автокефальной Православной Церкви. Нельзя не упомянуть альтернативные православные церкви обновленческой направленности. Одна из известных, Украинская реформаторская православная церковь, образованная бывшим священником Сергеем Журавлевым. Цель этого руководителя совсем не в том, чтобы переметнуться к протестантам, как иногда обвиняют его недруги. Отец Сергий хочет объединить все положительное в опыте православия и протестантизма, сохраняя православность собственного мировоззрения. Я не буду сейчас спорить на тему: “Насколько православен отец Сергий с позиции РПЦ?”, а лишь констатирую факт: протестанты готовы к контактам с православными…

Контакты православных с протестантами

Абсурдность ситуации в том, что официально РПЦ и не против контактов, но дальше разговоров дело не идет. Нельзя же всерьез воспринимать периодические посещения церкви “Слово Жизни” в Москве председателем синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата Всеволода Чаплина. Это скорее для отца Всеволода миссионерство, чем братское общение. Недавно он даже постеснялся открыто поддержать общину пятидесятников в Москве, где был разрушен молитвенный дом, скромно назвав его “зданием”…

Правда, патриарх Кирилл как-то поблагодарил президента Союза церквей евангельских христиан России Александра Семченко, но это совсем по другой причине. Последний является гендиректором ООО “Теплотехник” и подрядчиком по строительству одного из православных храмов Москвы в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

На местах отдельные православные священники прекрасно понимают необоснованность обвинений в адрес протестантов и сотрудничают в тюремных служениях или в реабилитации нарко- и алкозависимых. Некоторые из них так и говорят:

Читайте также:  Воскрешение Иисуса Христа: история, факты и суть, свидетельства и объяснения, день и год

– Мы тайно с вами работаем и если поднимется на вас гонение, то мы сделаем вид, что вас не знаем…

Не хотят ссориться с руководством. Не все же такие смелые как священник Георгий Кормышаков, который будучи священником РПЦ, посещает протестантские церкви и со всеми находит общий язык. Может, и выжили бы его, но уж больно неудобная ситуация: его род на протяжении 500 лет несет в России священническое служение! Не у всех такая “крыша”!

Православным не надо бояться сотрудничать с протестантами. Можно гораздо больше сделать для страны при общем согласии. У протестантов богатейший опыт в области реабилитации алко- и наркозависимых, который можно было бы с пользой использовать для всей страны. Евангельские христиане имеют очень хорошие наработки по работе с разными категориями граждан и могли бы с пользой использоваться в православии.

Я, как протестантский пастор, верю, что и евангельские верующий могли бы тоже поучиться у православных. Католики от общения с протестантами не проиграли, а только выиграли. Мир нужен всем, а повторять басню Крылова о лебеде, раке и щуке нам нет никакого резона…

– Мы тайно с вами работаем и если поднимется на вас гонение, то мы сделаем вид, что вас не знаем…

Вопросы и ответы. Православие в деталях

Здесь можно найти ответы на интересующие вас вопросы, касающиеся православия. Делитесь так же своим опытом и знаниями.

Также вы можете задать свой вопрос священнослужителю в специальном проекте сети «Елицы» – «Вопросы батюшке»: https://dialog.elitsy.ru

    Лента
  • |Участники
  • |Фото 558
  • |Видео 1675
  • |Мероприятия 1


Также вы можете задать свой вопрос священнослужителю в специальном проекте сети «Елицы» – «Вопросы батюшке»: https://dialog.elitsy.ru

Вопросы священнику о церковной жизни

Здравствуйте, Елена!
Если Вас смущает это, и нет никакой возможности перенести поездку, эта Ваша единственная возможность, и душа очень просит молитвы в святом месте, то можно и съездить. Конечно, причащаться без острой необходимости не надо. Прикладываться к святыням можно.
С Богом!

О Православии, храме, традициях и отношении Церкви к разным проблемам

Предлагаем нашим читателям ответы на несколько распространённых вопросов людей о вероучении и церковной жизни православных христиан. Если вы хотите получить ответ на вопрос, который волнует именно вас – задайте его в комментариях.

1. Как организована Православная Церковь? Кто её возглавляет?

Главой Церкви является сам Господь Иисус Христос. В первом веке его ученики, основывая местные общины, ставили в них “надзирателей” – епископов, которые в свою очередь рукополагали священников и диаконов и руководили остальными членами общины – мирянами.

Позже Церкви небольших городов стали объединяться под властью епископа ближайшего крупного города – так появились митрополии и патриархаты.

Сегодня Православная Церковь разделена на 15 крупных образований – Поместных Православных Церквей, основные вопросы в которых решает архиерейский собор – собор всех местных епископов или поместный собор – все епископы и выборные представители от духовенства и мирян.

При этом решением текущих вопросов занимается патриарх и священный синод (из нескольких избранных епископов), который помогает ему в этом.

2. Когда появилось Православие?

Православие возводит свою историю к ветхозаветной религии, сохранённой еврейским народом со времён Адама и Евы.

Господь Иисус Христос пришёл в этот мир, чтобы примирить с Богом отпавшее от него человечество, искупил его своими безвинными страданиями и смертью и установил новый институт общения людей с Богом – Новозаветную Церковь.

Христианская Церковь появилась в I веке, в день Пятидесятницы (сошествия Святого Духа на апостолов) 33 года от Рождества Христова.

После отпадения католиков от полноты Православия в 1054 году, чтобы отличить себя от Римского патриархата, воспринявшего некоторые вероучительные искажения, восточные патриархаты приняли на себя наименование «православные».

Правосла́вие (от греч. ὀρθοδοξία — ортодоксия. Буквально «правильное суждение», или «правильное сла́вление» – истинное учение о познании Бога, сообщаемое человеку благодатью Святого Духа, присутствующей в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

3. Кто такие ангелы?

Слово «ангел» с греч. переводится как «вестник». Так называется великое множество бестелесных духов, служащих Богу. Также существуют ангелы-хранители, которые даются при крещении каждому человеку и вместе с ним молятся Богу.

Учение об ангельских чинах сильно развил в своём сочинении богослов, подписывавшийся «апостолом Дионисием Ареопагитом» в V веке — эта книга называется «О небесной иерархии». Согласно учению об ангелах – они разделяются на 9 иерархических чинов.

Демоны ада тоже произошли из ангелов – на заре человечества часть сотворённых Богом духов, наделённых свободой воли, решила восстать против него и была низвергнута с небес. Их предводителем был Денница, ставший Диаволом, а сами падшие ангелы вскоре так укоренились во зле, что их единственной радостью стало уподоблять себе людей.

4. Что такое рай и что такое ад?

Рай и ад в православии считаются скорее не местами, а состояниями человека. Если изложить максимально просто – рай – когда он сердцем принимает Бога и от этого испытывает радость, а ад, когда пытается от Бога отворачиваться и от этого испытывает страдания.

5. Есть ли жизнь после смерти?

Православные христиане не верят в окончательную смерть человека. Господь обещал людям второе своё пришествие во славе, когда все люди воскреснут, старый и несовершенный мир исчезнет, а новый появится и будет существовать вечно. При этом праведники будут блаженствовать в общении с Богом.

6. Какие в храме бывают богослужения? Как они организованы?

Православные богослужения делятся на три круга — годовой, седмичный (недельный) и суточный.

Суточный богослужебный круг – последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов и литургии.

Седмичный богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. В каждый день поминаются определённые великие святые или события.

Годовой богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужебный круг — связанный с солнечным календарем – включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых, а подвижный годовой богослужебный круг – связанный с лунным календарем и включает в себя богослужения Великого поста и Пятидесятницы.

7. Почему православные почитают иконы?

Иконы не являются идолами. Православные поклоняются не самим иконам, а изображённому на них Спасителю, Богородице и святым. Суть иконопочитания очень хорошо выразил преподобный Иоанн Дамаскин, говоривший: “честь воздаваемая образу восходит к первообразу”.

Иконы помогают нам не фантазировать, обращаясь к святым. Не представлять их в своём сознании (наше представление может быть совсем не правильным), а концентрироваться на молитве, на нашем духовном общении с ними. При этом, как и все священные предметы, через которые Господь являет своё присутствие нам и которых касается благодать Божия, икона также становится святыней. Отсюда и многочисленные чудеса, связанные со святыми образами.

8. Почему православные угрюмые?

Православный человек старается концентрироваться на своей внутренней жизни: на совершённых им грехах, на размышлениях о прочтённых отрывках Священного Писания или трудов святых, на молитве – общении с Богом. Его печали и его радости находятся внутри его сердца и не часто показываются наружу.

Кроме того, он старается избегать лицемерия и человекоугодия и не радоваться наигранно, только потому что “так принято” или чтобы расположить человека к себе ради возможных выгод. Отсюда и кажущаяся неприветливость или угрюмость православного человека, которую скорее стоит считать сосредоточенностью.

При этом, радоваться христиане тоже умеют и очень сильно – посмотрите на лица людей во время пасхального богослужения. Посмотрите на лица монахов, которые как будто светятся изнутри.

9. Можно ли впускать в храм животных?

Церковная традиция не позволяет пускать в храм собаку. Это животное считается не совсем чистым. Потому в церковной традиции есть чин освещения храма, если внутрь забегает собака. Однако стоит помнить, что собака – отличный сторож, и на территории храма ей вполне себе место. Иногда в храм залетают птицы или заходят кошки – их впускать можно.

10. Если человеку стало плохо в храме – это значит что он грешник?

Как правило, все приходящие в храм люди -грешники. И даже служащие в алтаре священники стремятся к святости, но иногда также совершают грехи. Храм — это духовная больница для желающих исцелиться и приходя в храм мы не видим, что всем в нём плохо…

Если человеку плохо в храме, это скорее всего вызвано приступом какой-то болезни, духотой в помещении или временным недомоганием, а если перед Святой Чашей плачет и размахивает руками младенец — значит ему страшно и обстановка вокруг непривычна — в этом случае просто следует успокоить малыша и постараться в будущем приносить его в храм почаще.

11. Можно в храм приходить беременной женщине? Можно ли приходить в храм во время месячных?

Беременным не только нужно ходить в храм, но и необходимо каждую неделю причащаться Христовых Тайн. Для беременной женщины и её малыша сложно придумать более полезное времяпрепровождение, чем молитва и участие в Таинствах.

Традиция избегать посещения храма в дни месячных для женщин больше является гигиенической. Сегодня для женщины нет препятствий для посещения богослужений в этот период. Однако, по традиции, женщине стоит воздержаться от причащения и целования икон.

12. Почему женщина в храме покрывает голову платком?

Правило покрывать голову женщине пришло к нам с Востока. Но при этом голову покрывала только замужняя женщина во время пребывания вне дома, показывая всем, что она несвободна, что у нее есть муж. “Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог” (1 Кор. 11:3).

Молиться в храме с покрытой головой для женщин – благочестивая традиция, которую желательно поддерживать. При этом она не касается маленьких девочек и незамужних девушек. Домашнюю молитву также можно совершать молитву без платка.

13. Зачем нужно ходить в храм, если можно молиться дома?

Действительно, дома молиться также можно, но в храме молитва совершается совместно с другими верующими, то есть соборно. А сам Господь говорил о соборной молитве: “где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их” (Мф. 18:20).

Кроме того, храм это место где совершаются Таинства: причащение, исповедь, соборование, венчание и другие. Конечно, в экстренных случаях и их можно совершить на дому, но обычно для этого верующим всё же необходимо прийти в церковь.

Наконец третий аспект необходимости посещения храма – это общение со своим священником и другими верующими, помощь нуждающимся, взаимное научение друг друга основам веры.

14. Почему Церковь против однополых отношений?

Церковь выступает против гомосексуального и лесбийского сожительства по ряду причин, которые сводятся к одной: такое сожительство является нарушением Божиего замысла о человеке.

В сожительстве людей одного пола исключена возможность деторождения, что нарушает заповедь Божию “плодитесь и размножайтесь”. Также мужчина и женщина дополняют друг друга как два совершенно различных психофизических мира. Друг в друге, как в зеркале, они видят и свои достоинства и недостатки. В отношениях между людьми одного пола такое дополнение невозможно.

При этом, Церковь совершенно не выступает против дружеской любви между двумя мужчинами или двумя женщинами, которые имеют общие интересы и помогают друг другу в жизненных трудностях. Осуждается именно интимный аспект отношений, если он имеет место.

15. Может ли некрещёный человек приходить в храм и касаться святынь?

В храме человек, ещё не прошедший через Таинство Крещения может находиться без всякой помехи и даже присутствовать при богослужении. По традиции ему следует уйти лишь с Литургии верных.

К святыням – кресту и иконам человек некрещёный также может приложиться или обратиться с молитвой, а вот участвовать в Таинствах, например причащаться, венчаться или собороваться, не может, пока не примет Святое Крещение. Также некрещёного человека не отпевают после смерти и не принимают за него записки.

Иконы помогают нам не фантазировать, обращаясь к святым. Не представлять их в своём сознании (наше представление может быть совсем не правильным), а концентрироваться на молитве, на нашем духовном общении с ними. При этом, как и все священные предметы, через которые Господь являет своё присутствие нам и которых касается благодать Божия, икона также становится святыней. Отсюда и многочисленные чудеса, связанные со святыми образами.

Взаимоотношения протестантов и православных

Сегодня христианство представлено тремя ветвями: католичество, православие и протестантство. Хотя статистические данные разнятся, можно говорить примерно о такой численности каждой из них: 1,1-1,3 млрд., 200-250 млн. и 600-700 млн. Представители этих трех направлений распределены в мире неравномерно. Например, в России, Украине и Белоруссии больше православных, в США – протестантов, в Латинской Америке – католиков. Для жителей этих стран может возникать иллюзия, что и в мире господствующая конфессия их государства играет главную роль.

Иллюзия эта может сыграть злую шутку с христианами разных церквей. В чем ее опасность?

– Раз нас большинство – размышляет обычный верующий – то нам и не стоит особо церемониться с другими христианскими вероисповеданиями. Да еще надо хорошенько разобраться: христиане ли они?! Мы хозяева положения и пусть все действуют по нашим правилам. Мы на своей канонической территории…

Лет 200 или, в крайнем случае, 100 лет назад, такая логика вреда могла мало принести для христианства. Сейчас она становится довольно рискованной для судьбы всей Церкви Христовой. Взаимоотношения по принципу: “моя хата с краю” свидетельствуют либо об узколобости церковных руководителей, либо о недальновидности их мышления.

В наших странах миллионы людей умирают от алкоголя, наркотиков и абортов. Катастрофически снижается численность населения. Институт семьи подвергается нападкам и ужасное число разводов. Самым распространенным заблуждением является убеждение, что одна поместная церковь способна без помощи других конфессий исцелить все эти язвы общества:

– Мы смогём… У нас опыт в 1000 лет… 300, 500 лет назад мы справлялись… Мы самые правильные в глазах Бога… Нам надо уберечь общество от влияния иноземных ухарей от религии… Это секты. Только мы можем быть компасом, маяком и спасательным кругом!

Только ведь сейчас на дворе не 1700 год, когда каждый народ в своей вотчине отсиживался. Теперь все перемешалось. Читатель догадывается, о ком ведется речь во второй части декларации? О протестантах. Собственно, у протестантов, по большому счету, нет конфликта с православными. В США, где живет большинство евангельских христиан, никто такой травли по адресу православных не ведет.

Межконфессиональная напряженность в славянских странах создается искусственно самими православными посредством многочисленных антисектанстких центров. О каком там нашествии протестантов можно вести речь, если их не больше двух-трех процентов населения? Атеизм растет куда быстрее, чем евангельское христианство!

Старый принцип, используемый в римской дипломатии, звучал так: “Разделяй и властвуй!”, а тут и делить не надо! Мы сами поделились на удельно-церковные княжества и еще гордимся этим, как каким-то великим достижением! Тем, кто хотел бы найти Бога, разброд в среде христианства благорасположения к Христу не прибавит…

Скажу, что у протестантов наибольшие проблемы обнаруживаются с православными Московского Патриархата. Скажете, голословно?

Протестанты и католики

В XVI веке, когда возник протестантизм при Мартине Лютере, напряженность имела место. По инициативе католиков, желающих привести ситуацию к “статус-кво” и вернуть блудных лютеран на лоно матери-церкви, периодически вспыхивали войны на религиозной почве. Отголоски сражений видны даже в фильме “Дартаньян и три мушкетера”, когда всем полюбившиеся герои и друзья “не разлей вода” осаждали последнюю цитадель гугенотов – французских протестантов – Ля Рошель.

Проблемы были, но нельзя жить прошлыми обидами. Уже в наши дни нынешний папа римский Бенедикт XVI лично посетил лютеранский храм в Риме. Почти за 50 лет до этого протестанты были приглашены в качестве наблюдателей на заседания Второго Ватиканского собора в 1963-65 гг. В католической церкви есть целый отдел, отвечающий за взаимодействие с протестантами.

Харизматическими церквами у нас российского обывателя запугивают, а у католиков в среде римо-католической церкви их… 120 млн.! Католическое духовенство Азии при благословении Рима изучает опыт служения пятидесятнических церквей с целью его внедрения. Баптисты Италии подписали документ с Ватиканом, регулирующий вопросы брака между представителями своих церквей.

Можно говорить о прошлых проблемах очень долго, но пользы от этого не будет никому. Бесспорный факт состоит в том, что католики открыты для сотрудничества со всеми христианами. Лично я общался с католическими священниками и чувствовал куда уютней, чем с православными служителями. Я не утверждаю, что священники РПЦ все такие, но у многих лица каменеют и голос звенит металлом, когда узнают, что перед ними протестант…

Протестанты и православные НЕ Московской Патриархии

В Украине есть еще и православие Киевского Патриархата. Сегодня их клеймят, как раскольников и чуть ли не христопродавцев. Выпущено много фильмов против этой “мертвой церкви”. Имя главы УПЦ/КП патриарха Филарета (Денисенко) не сходит из уст представителей РПЦ. Каких только грехов ему не приписывают!

И все же, насколько я знаю, протестантские церкви нередко находят общий язык с духовенством УПЦ/КП. Порой совместно проводятся акции против абортов или наркотиков. Сам патриарх в июне посетил протестантскую церковь “Слово Жизни” г. Донецк и сказал там проповедь, которая была положительно воспринята всеми присутствующими.

Какое тут предательство православия?! Он не изменил православию, не принял протестантских взглядов по догматическим вопросам. Да этого и не надо делать! Есть общехристианские ценности и они могут вполне стать общим знаменателем для сотрудничества. Это вера в спасение через Христа, Троицу, богочеловечность Христа, стремление к святости, признание Библии в качестве Слова Божьего.

Аналогичные контакты происходят с духовенством Автокефальной Православной Церкви. Нельзя не упомянуть альтернативные православные церкви обновленческой направленности. Одна из известных, Украинская реформаторская православная церковь, образованная бывшим священником Сергеем Журавлевым. Цель этого руководителя совсем не в том, чтобы переметнуться к протестантам, как иногда обвиняют его недруги. Отец Сергий хочет объединить все положительное в опыте православия и протестантизма, сохраняя православность собственного мировоззрения. Я не буду сейчас спорить на тему: “Насколько православен отец Сергий с позиции РПЦ?”, а лишь констатирую факт: протестанты готовы к контактам с православными…

Читайте также:  Как ставить свечи в церкви за упокой и за здравие: правила и особенности процедуры

Контакты православных с протестантами

Абсурдность ситуации в том, что официально РПЦ и не против контактов, но дальше разговоров дело не идет. Нельзя же всерьез воспринимать периодические посещения церкви “Слово Жизни” в Москве председателем синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата Всеволода Чаплина. Это скорее для отца Всеволода миссионерство, чем братское общение. Недавно он даже постеснялся открыто поддержать общину пятидесятников в Москве, где был разрушен молитвенный дом, скромно назвав его “зданием”…

Правда, патриарх Кирилл как-то поблагодарил президента Союза церквей евангельских христиан России Александра Семченко, но это совсем по другой причине. Последний является гендиректором ООО “Теплотехник” и подрядчиком по строительству одного из православных храмов Москвы в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

На местах отдельные православные священники прекрасно понимают необоснованность обвинений в адрес протестантов и сотрудничают в тюремных служениях или в реабилитации нарко- и алкозависимых. Некоторые из них так и говорят:

– Мы тайно с вами работаем и если поднимется на вас гонение, то мы сделаем вид, что вас не знаем…

Не хотят ссориться с руководством. Не все же такие смелые как священник Георгий Кормышаков, который будучи священником РПЦ, посещает протестантские церкви и со всеми находит общий язык. Может, и выжили бы его, но уж больно неудобная ситуация: его род на протяжении 500 лет несет в России священническое служение! Не у всех такая “крыша”!

Православным не надо бояться сотрудничать с протестантами. Можно гораздо больше сделать для страны при общем согласии. У протестантов богатейший опыт в области реабилитации алко- и наркозависимых, который можно было бы с пользой использовать для всей страны. Евангельские христиане имеют очень хорошие наработки по работе с разными категориями граждан и могли бы с пользой использоваться в православии.

Я, как протестантский пастор, верю, что и евангельские верующий могли бы тоже поучиться у православных. Католики от общения с протестантами не проиграли, а только выиграли. Мир нужен всем, а повторять басню Крылова о лебеде, раке и щуке нам нет никакого резона…

В XVI веке, когда возник протестантизм при Мартине Лютере, напряженность имела место. По инициативе католиков, желающих привести ситуацию к “статус-кво” и вернуть блудных лютеран на лоно матери-церкви, периодически вспыхивали войны на религиозной почве. Отголоски сражений видны даже в фильме “Дартаньян и три мушкетера”, когда всем полюбившиеся герои и друзья “не разлей вода” осаждали последнюю цитадель гугенотов – французских протестантов – Ля Рошель.

Православный христианин и светская работа. Ответы священников на вопросы читателй сайта

Когда узнаю, что мои друзья устроились на новую работу/получили повышение, я ощущаю зависть. Я искренне радуюсь за них, за их успехи, желаю им добра, но в то же время охватывает чувство сожаления, ничтожности своего существования по сравнению с ними, понижения своей самооценки. И думаю, а может теперешнее мое место работы – это и есть мое призвание, что на это Воля Божья и не стоит даже искать что-то. Это ложное смирение или оправдание своей лености? Моя работа мне не очень нравится, плюсы только в том, что обеспечивают жильем, рядом храм, в который часто и хожу. Подскажите, как быть, пожалуйста. С уважением, Анна

Анна, зависть – это грех, в котором Вам необходимо покаяться. Но и видеть в своих обстоятельствах только Волю Божию, а не результат собственных действий тоже не стоит. Воля Божия промыслительно скрыта от нас. И поскольку мы ее не знаем, ничто не сковывает нашей свободы. В том числе и в поиске работы. В то же время все упование в этом поиске необходимо возложить на Господа. Помолитесь свт. Спиридону Тримифунтскому и по его молитвам и Вашей вере Господь подаст Вам просимую работу.

С уважением, священник Михаил Самохин.

У меня есть желание открыть магазин который будет продавать фильмы и музыку, но я сомневаюсь не сделаю ли я греха этим. В предлогаемом нам сортименте присутствует много ужасов и прочих фильмов содержащих нелицеприятные сцены (даже самые безобидные фильмы). Предполагаю сюжеты или фрагменты песен могут натолкнуть покупателей (даже неверующих) на нехорощие мысли или переубедить сомневающегося для совершения того или иного нехорошего действия поступка. Каково отношение Православной Церкви в данном вопросе?

Здравствуйте, Олег! Избранное Вами поле деятельности, действительно крайне сложно совместимо с Православием. Продавая фильмы, содержащие непристойности, насилие, сквернословие, Вы станете соучастником соблазнения многих людей. В то же время современная реальность такова, что, исключив все это из ассортимента, Вы обрекаете свое начинание на коммерческий провал. Поэтому, чтобы не грешить и не разориться вложите свои средства во что-нибудь менее рискованное. Например, в продажу аудио и видеотехники или радиодеталей.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Здравствуйте. У меня такой вопрос:я работаю в частной больнице.Наш хозяин – тоже врач – человек очень вспыльчивый и своих работников не уважает. Недавно он вызвал весь коллектив и ужасно на нас врачей кричал и унижал перед всеми (он часто так делает), потом вызвал нас к себе снова кричал, швырнул на пол историю болезни и выгнал всех из кабинета.Мы молча вышли, подняв документ с пола. На душе,как всегда, было у всех тяжело. Скажите пожалуйста, как правильно, по-христиански, надо вести себя в подобных ситуациях? Я про себя помолилась что бы Бог простил его, но у меня,боюсь, получилось не совсем искренне.C уважением Ирина. Извините за неприятные подробности.

С подобными неуравновешенными людьми, тем более начальствующими, общаться очень сложно, поэтому какого-то конкретного рецепта или метода здесь не существует. Если не получается искренняя молитва об этом человеке, молитесь все равно с желанием простить его, по заповеди Христа: “молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Мф. 5, 44). Во время подобных сцен неплохо также призывать про себя имя Христово, читая, например. Иисусову молитву. Есть и еще одна рекомендация Христа: “Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает, то приобрел ты брата твоего” (Мф. 18, 15), но это касается прежде всего единоверцев, членов церковной общины. В любом случае, Вы можете, если есть внутреннее дерзновение, так поступить с Вашим начальником хотя бы наедине. Хотя это не всегда результативно, к тому же надо быть готовой подчас и пострадать за такое обличение.

Бог в помощь Вам!

С уважением, иерей Филипп Парфенов

Здравствуйте, батюшка. У меня такой вопрос. Недавно у меня возникли очень сложные отношения с сотрудницей на работе,(все началось с того как меня повысили в должности) до этого были очень хорошие отношения. Со своей стороны я искала пути примирения, но ничего не получается, а у меня сил терпеть осталось очень мало. Вины за собой никакой не чувствую. От внутреннего напряжения может пострадать здоровье, работа, могу ли я довести этот вопрос до руководства? Или лучше мне уйти? Пожалуйста, подскажите.

Здравствуйте, Ольга!

Сочувствую Вам, ситуация, в которую Вы попали, действительно, тяжелая. Мне кажется, что Вам необходимо молиться за обижающую Вас сотрудницу (возможно, она сама ожидала повышения и поэтому так тяжело переносит Ваше назначение), в общении с ней будьте вежливы и, по возможности, приветливой. Если возможно, общайтесь с ней только по деловым вопросам. Стоит ли доводить вопрос до руководства определить лучше Вам самой, это зависит от многих факторов. Сходите в храм, поговорите со священником. В личной беседе легче дать более конкретный совет, чем по Интернету. Помоги Вам Господи!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте, я бы хотела спросить о том плохо ли то, что я очень привязана к своему компьютеру, т.е. моя работа и учеба непосредственно связана с работой на компьюторе, и когда он был на ремонте я места себе не находила. Как избавиться от этой привычки?

Христос воскресе! Здравствуйте, Юлия!

Вспомните слова апостола Павла: “Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволено, но ничто не должно управлять мною”. Это можно отнести и к компьютеру. Конечно, он необходим для работы, но если отсутствие компьютера вызывает раздражение, человек “места себе не находит” – тот это уже может являться признаком некоторой зависимости. Старайтесь больше уделять времени общению с людьми, чтению, прогулкам, занятиям спорту – чтобы работа с компьютером была сведена к необходимому минимуму.

С уважением, с вященник Александр Ильяшенко

Здравствуйте! На работе часто приходиться слышать бранные слова, ругательства. Как уберечься от этого? Со своего рабочего места ведь не уйдешь. Благослови Вас Господи!

Здравствуйте, Ксения!

Да, к сожалению, сквернословие очень распространено сейчас. Что делать, если при Вас сквернословят? Если позволяет ситуация – сделайте тактичное (а возможно – в шутливой форме) замечание коллегам. Если нет – то молитесь, читайте про себя Иисусову молитву, или, например “Богородице Дево, радуйся”. Так Вы избежите и осуждения сквернословящих, и не будете слишком уж к нему прислушиваться, сосредоточившись на молитве.

С уважением, с вященник Александр Ильяшенко

Подскажите пожалуйста, грешно ли устраиваться на работу по знакомству?И если я чувствую, что в другом виде деятельности я была бы более восстребованной, лучше сменить работу или смириться и работать по специальности? Спасибо.

Здравствуйте, Елена!

Если знакомые порекомендует Вас работодателю, то ничего плохого в этом нет. И работать не по специальности – не грех. Главное, чтобы Ваша новая работа приносила Вам удовлетворение, и чтобы трудились Вы добросовестно.

священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте! За последние месяцы столкнулась с несправедливостью на работе. Сначала меня понизили в должности по причине изменения в штатном расписании и я потеряла в зарплате. Объем работы при этом не уменьшился. Затем пришлось доделывать работу коллеги, который по своей халатности вовремя не оформил документы и люди не получили заработанные ими деньги. Кроме того, начальник, не разобравшись, в этой оплошности обвинил меня. А в довершение всего всем коллегам объявили благодарности, мне одной- нет. Работу я сделала, но потом мне стало плохо ( головная боль, сердце шалит) и все время хочется плакать. На работу идти противно. Очевидно, так сильна моя обида. Молю Господа, чтобы дал мне смирение и терпение. Но все равно внутри ком. Пытаюсь себя настроить так, что слава Богу- вообще работа есть, но трудно. И все это навалилось в пост. Я понимаю, что это мне испытание на гордыню, ведь я себя уже начала считать очень компетентной и незаменимой. Как правильно молиться в данной ситуации? Как себя правильно настроить, если видишь явную несправедливость и некомпетентность начальника, не только по отношению к себе? Большое спасибо, если ответите. С уважением. Ольга.

Здравствуйте, Ольга!

От всего сердца Вам сочувствую, действительно, несправедливое отношение к себе переносить очень трудно. То, как бы несправедливо с нами ни обошлись – обижаться нельзя, обида – это уже наш грех. О том, как преодолевать обиды, есть статья на нашем сайте, прочитайте ее: http://www.pravmir.ru/article_1357.html

Молиться нужно и о начальнике, и о том, чтобы Господь дал Вам силы простить, и каяться в своей обиде. Что касается несправедливости и некомпетентности начальника, то тут все зависит от конкретной ситуации. В любом случае необходимо молиться за начальника и сослуживцев, причем стараться это делать искренне. О Вашем поведении в той или иной ситуации лучше всего говорить в личной беседе с духовником (священником, у которого Вы исповедуетесь).

Помоги Вам Господи!

С уважением, с вященник Александр Ильяшенко

Здравствуйте, уважаемый батюшка. Мне 16 лет,я закончила православную школу, сейчас пою на клиросе. Родители отдали меня в школу с изучением медицины, они хотят чтобы я стала врачом. А я нахожусь в сомнении. Может ли в современном мире православный человек быть врачом? Если может,то какую специальность мне можно выбрать? Мария

Здравствуйте, дорогая Мария!

Конечно, православный человек может быть врачом. Врачом был и апостол Лука, и святитель Лука Войно-Ясенецкий, по учебнику которого “Очерки гнойной хирургии” до сих пор учатся медики. С выбором специальности можно не спешить – насколько я знаю, специализация в медицинских институтах начинается только на последних курсах. Нужно понять, к чему у вас большее расположение, чем Вам интереснее заниматься. Моя жена и один из сыновей – педиатры, а в нашем приходе есть кардиолог, эндокринолог и другие врачи. Помоги Вам Господи!

С уважением, с вященник Александр Ильяшенко

Как преодолеть неприязнь, возникающую постоянно к человеку, да еще к тому же начальнице на работе? Заранее благодарю.

Здравствуйте, дорогая Елена!

Во-первых, нужно понять, что неприязнь к человеку – это грех. Мне кажется, Вы это понимаете, раз у Вас есть стремление этот грех преодолеть. Во-вторых, для преодоления неприязни, как и всякого греха, необходимо приложить большие духовные усилия. Необходимо горячо каяться в неприязни на исповеди, просить у Господа сил для преодоления этого греха. Советую Вам прочитать беседу о прощении обид, которая была опубликована на нашем сайте: http://www.pravmir.ru/article_1356.html

Помоги Вам Господи!

Священник Александр Ильяшенко

Христос воскресе! Как одеваться православной девушке, если она решит работать в офисе, фирме? Ведь сейчас это очень важно, даже при приеме на работу смотрят как ты выглядишь. А я хожу в платочке, длинной юбке, не крашусь, выгляжу невзрачно. И вдруг мне предложили работу секретаря. А я прихожу на собеседование в платочке. Я не могу ходить без платочка или какого-нибудь головного убора. Но тогда получается, что таким как мне какие-то рабочие места закрыты. Действительно, платочек лучше подходит для убощиц и посудомойщиц, а не для деловых женщин. Что же тогда на работу ходить в шляпе? Просто платочек с деловым костюмом как-то, мне кажется, не очень смотрится.

Христос воскресе! Здравствуйте, Иулиания!

Существует совершенно неверное мнение о том, как должна одеваться православная девушка. Почему-то считается, что она должна носить бесформенные кофты и свитера (предпочтительно темных тонов), длинную, до земли, юбку, на голове – всегда платок. Это совершенно неправильно. Одеваться нужно чисто, опрятно, со вкусом. Одежда не должна выглядеть броско и вызывающе, но может и должна хорошо сидеть, быть красивой. Деловой костюм также подходит православной девушке, главное, чтобы юбка не была слишком короткой (хотя бы ниже колена). Такой костюм, думаю, можно найти в магазине, или, в крайнем случае, сшить. Что касается платка, то по словам апостола Павла жена (то есть замужняя женщина) должна покрывать голову во время молитвы. Это отнюдь не означает, что православная девушка должна все время носить платочек. Голову нужно покрывать в храме, а не на работе.

Советую Вам прочитать опубликованные на нашем сайте статьи об одежде православной женщины:

Священник Александр Ильяшенко

Добрый день. У меня скорее житейский вопрос, но мучает он меня давно. Мне не нравится моя работа. Я работаю главным бухгалтером и иногда просто проскакивает мысль: неужели родилась для того, чтобы целый день перекладывать бумажки, собирать горы макулатуры и ничего не создавать в этом мире. Оглянусь – а позади меня лес испорченных деревьев, переведенных на бумагу. Можно поменять, уйти, переучиться (у самой 2 высших образования, второе – юридическое). Можно. Но, во-первых, страх потерять доход (хочется родить и воспитать детей в благоприятных условиях), уйдя в другое дело придется все начинать “с нуля”, а во-вторых, не убегаю ли я от того дела, которое мне предначертано? Может, выполняя неблагодарную (именно для меня) работу, я должна что-то понять и осмыслить? В церковь хожу, бываю на исповеди, но спросить батюшку не решаюсь – у меня нет собственного духовника, а мой вопрос кажется слишком “мирским”. Спасибо за то, что выслушали.

Каждому из нас Бог даёт таланты и возможности их реализации, однако нам частенько не хватает цельности, чтобы идти своим путём не разбрасываясь мыслями и делами – отсюда и сомнения, и сожаления. Сомневаться – естественно для человека, неестественно метаться вслед за своими сомнениями.

Священник Александр Ильяшенко

О Православии, храме, традициях и отношении Церкви к разным проблемам

Предлагаем нашим читателям ответы на несколько распространённых вопросов людей о вероучении и церковной жизни православных христиан. Если вы хотите получить ответ на вопрос, который волнует именно вас – задайте его в комментариях.

1. Как организована Православная Церковь? Кто её возглавляет?

Главой Церкви является сам Господь Иисус Христос. В первом веке его ученики, основывая местные общины, ставили в них “надзирателей” – епископов, которые в свою очередь рукополагали священников и диаконов и руководили остальными членами общины – мирянами.

Позже Церкви небольших городов стали объединяться под властью епископа ближайшего крупного города – так появились митрополии и патриархаты.

Сегодня Православная Церковь разделена на 15 крупных образований – Поместных Православных Церквей, основные вопросы в которых решает архиерейский собор – собор всех местных епископов или поместный собор – все епископы и выборные представители от духовенства и мирян.

При этом решением текущих вопросов занимается патриарх и священный синод (из нескольких избранных епископов), который помогает ему в этом.

2. Когда появилось Православие?

Православие возводит свою историю к ветхозаветной религии, сохранённой еврейским народом со времён Адама и Евы.

Господь Иисус Христос пришёл в этот мир, чтобы примирить с Богом отпавшее от него человечество, искупил его своими безвинными страданиями и смертью и установил новый институт общения людей с Богом – Новозаветную Церковь.

Христианская Церковь появилась в I веке, в день Пятидесятницы (сошествия Святого Духа на апостолов) 33 года от Рождества Христова.

После отпадения католиков от полноты Православия в 1054 году, чтобы отличить себя от Римского патриархата, воспринявшего некоторые вероучительные искажения, восточные патриархаты приняли на себя наименование «православные».

Правосла́вие (от греч. ὀρθοδοξία — ортодоксия. Буквально «правильное суждение», или «правильное сла́вление» – истинное учение о познании Бога, сообщаемое человеку благодатью Святого Духа, присутствующей в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

3. Кто такие ангелы?

Слово «ангел» с греч. переводится как «вестник». Так называется великое множество бестелесных духов, служащих Богу. Также существуют ангелы-хранители, которые даются при крещении каждому человеку и вместе с ним молятся Богу.

Читайте также:  Апокриф: определение и значение в православии, история и аспекты, типы, отличие от канонической литературы

Учение об ангельских чинах сильно развил в своём сочинении богослов, подписывавшийся «апостолом Дионисием Ареопагитом» в V веке — эта книга называется «О небесной иерархии». Согласно учению об ангелах – они разделяются на 9 иерархических чинов.

Демоны ада тоже произошли из ангелов – на заре человечества часть сотворённых Богом духов, наделённых свободой воли, решила восстать против него и была низвергнута с небес. Их предводителем был Денница, ставший Диаволом, а сами падшие ангелы вскоре так укоренились во зле, что их единственной радостью стало уподоблять себе людей.

4. Что такое рай и что такое ад?

Рай и ад в православии считаются скорее не местами, а состояниями человека. Если изложить максимально просто – рай – когда он сердцем принимает Бога и от этого испытывает радость, а ад, когда пытается от Бога отворачиваться и от этого испытывает страдания.

5. Есть ли жизнь после смерти?

Православные христиане не верят в окончательную смерть человека. Господь обещал людям второе своё пришествие во славе, когда все люди воскреснут, старый и несовершенный мир исчезнет, а новый появится и будет существовать вечно. При этом праведники будут блаженствовать в общении с Богом.

6. Какие в храме бывают богослужения? Как они организованы?

Православные богослужения делятся на три круга — годовой, седмичный (недельный) и суточный.

Суточный богослужебный круг – последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов и литургии.

Седмичный богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. В каждый день поминаются определённые великие святые или события.

Годовой богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужебный круг — связанный с солнечным календарем – включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых, а подвижный годовой богослужебный круг – связанный с лунным календарем и включает в себя богослужения Великого поста и Пятидесятницы.

7. Почему православные почитают иконы?

Иконы не являются идолами. Православные поклоняются не самим иконам, а изображённому на них Спасителю, Богородице и святым. Суть иконопочитания очень хорошо выразил преподобный Иоанн Дамаскин, говоривший: “честь воздаваемая образу восходит к первообразу”.

Иконы помогают нам не фантазировать, обращаясь к святым. Не представлять их в своём сознании (наше представление может быть совсем не правильным), а концентрироваться на молитве, на нашем духовном общении с ними. При этом, как и все священные предметы, через которые Господь являет своё присутствие нам и которых касается благодать Божия, икона также становится святыней. Отсюда и многочисленные чудеса, связанные со святыми образами.

8. Почему православные угрюмые?

Православный человек старается концентрироваться на своей внутренней жизни: на совершённых им грехах, на размышлениях о прочтённых отрывках Священного Писания или трудов святых, на молитве – общении с Богом. Его печали и его радости находятся внутри его сердца и не часто показываются наружу.

Кроме того, он старается избегать лицемерия и человекоугодия и не радоваться наигранно, только потому что “так принято” или чтобы расположить человека к себе ради возможных выгод. Отсюда и кажущаяся неприветливость или угрюмость православного человека, которую скорее стоит считать сосредоточенностью.

При этом, радоваться христиане тоже умеют и очень сильно – посмотрите на лица людей во время пасхального богослужения. Посмотрите на лица монахов, которые как будто светятся изнутри.

9. Можно ли впускать в храм животных?

Церковная традиция не позволяет пускать в храм собаку. Это животное считается не совсем чистым. Потому в церковной традиции есть чин освещения храма, если внутрь забегает собака. Однако стоит помнить, что собака – отличный сторож, и на территории храма ей вполне себе место. Иногда в храм залетают птицы или заходят кошки – их впускать можно.

10. Если человеку стало плохо в храме – это значит что он грешник?

Как правило, все приходящие в храм люди -грешники. И даже служащие в алтаре священники стремятся к святости, но иногда также совершают грехи. Храм — это духовная больница для желающих исцелиться и приходя в храм мы не видим, что всем в нём плохо…

Если человеку плохо в храме, это скорее всего вызвано приступом какой-то болезни, духотой в помещении или временным недомоганием, а если перед Святой Чашей плачет и размахивает руками младенец — значит ему страшно и обстановка вокруг непривычна — в этом случае просто следует успокоить малыша и постараться в будущем приносить его в храм почаще.

11. Можно в храм приходить беременной женщине? Можно ли приходить в храм во время месячных?

Беременным не только нужно ходить в храм, но и необходимо каждую неделю причащаться Христовых Тайн. Для беременной женщины и её малыша сложно придумать более полезное времяпрепровождение, чем молитва и участие в Таинствах.

Традиция избегать посещения храма в дни месячных для женщин больше является гигиенической. Сегодня для женщины нет препятствий для посещения богослужений в этот период. Однако, по традиции, женщине стоит воздержаться от причащения и целования икон.

12. Почему женщина в храме покрывает голову платком?

Правило покрывать голову женщине пришло к нам с Востока. Но при этом голову покрывала только замужняя женщина во время пребывания вне дома, показывая всем, что она несвободна, что у нее есть муж. “Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог” (1 Кор. 11:3).

Молиться в храме с покрытой головой для женщин – благочестивая традиция, которую желательно поддерживать. При этом она не касается маленьких девочек и незамужних девушек. Домашнюю молитву также можно совершать молитву без платка.

13. Зачем нужно ходить в храм, если можно молиться дома?

Действительно, дома молиться также можно, но в храме молитва совершается совместно с другими верующими, то есть соборно. А сам Господь говорил о соборной молитве: “где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их” (Мф. 18:20).

Кроме того, храм это место где совершаются Таинства: причащение, исповедь, соборование, венчание и другие. Конечно, в экстренных случаях и их можно совершить на дому, но обычно для этого верующим всё же необходимо прийти в церковь.

Наконец третий аспект необходимости посещения храма – это общение со своим священником и другими верующими, помощь нуждающимся, взаимное научение друг друга основам веры.

14. Почему Церковь против однополых отношений?

Церковь выступает против гомосексуального и лесбийского сожительства по ряду причин, которые сводятся к одной: такое сожительство является нарушением Божиего замысла о человеке.

В сожительстве людей одного пола исключена возможность деторождения, что нарушает заповедь Божию “плодитесь и размножайтесь”. Также мужчина и женщина дополняют друг друга как два совершенно различных психофизических мира. Друг в друге, как в зеркале, они видят и свои достоинства и недостатки. В отношениях между людьми одного пола такое дополнение невозможно.

При этом, Церковь совершенно не выступает против дружеской любви между двумя мужчинами или двумя женщинами, которые имеют общие интересы и помогают друг другу в жизненных трудностях. Осуждается именно интимный аспект отношений, если он имеет место.

15. Может ли некрещёный человек приходить в храм и касаться святынь?

В храме человек, ещё не прошедший через Таинство Крещения может находиться без всякой помехи и даже присутствовать при богослужении. По традиции ему следует уйти лишь с Литургии верных.

К святыням – кресту и иконам человек некрещёный также может приложиться или обратиться с молитвой, а вот участвовать в Таинствах, например причащаться, венчаться или собороваться, не может, пока не примет Святое Крещение. Также некрещёного человека не отпевают после смерти и не принимают за него записки.

Кроме того, он старается избегать лицемерия и человекоугодия и не радоваться наигранно, только потому что “так принято” или чтобы расположить человека к себе ради возможных выгод. Отсюда и кажущаяся неприветливость или угрюмость православного человека, которую скорее стоит считать сосредоточенностью.

Православие и толерантность: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые вопросы

Однажды со мной перестала разговаривать прихожанка. Раньше постоянно подбегала благословиться и в храме, и на улице, норовила подойти задать вопрос, попросить молитв, справиться о здоровье детей – а тут обходит стороной… Может, чем-то я ее обидел? Да вроде не было за мной ничего такого. «Мало ли, чего там у нее, — подумал я. — Если надо будет, сама скажет…»

И действительно, через несколько месяцев подошла она и сказала: «Простите, батюшка, я вас осуждала и роптала. Помните, в Великий пост мы встретились на рынке, поздоровались? А я ведь тогда увидела, как вы на рынке куриную печенку покупали. Вот искушение и настигло. Думаю, какие же эти священники лицемерные! Нам всё запрещают, а сами…»

Вот оно что! Я объяснил, что печенку-то покупал для кота. Ибо кот, в отличие от человека, греха не имеет, а, следовательно, нет у него нужды ни в покаянии, ни в аскезе, ни, в частности, в посте. Прихожанка облегченно выдохнула, мы посмеялись, и инцидент был исчерпан.

Но и этот случай, и многие другие – повод задуматься над тем, почему христианство многими воспринимается, прежде всего, как религия запретов.

Нельзя, и ещё раз нельзя

…Во время Литургии плач в храме: сердобольная старушка сунула ребенку конфетку, а мама отобрала, потому что ему причащаться, нельзя.

У прихожанина спросили о смысле одного места молитвы перед Причастием. Он смутился: «Я не знаю… Как-то ни разу о смысле не задумывался, главное ведь – успеть прочесть перед Причастием эти самые молитвы и каноны, а они длинные. Вечером придешь с работы, встанешь с молитвословом, читаешь – глаза слипаются, какой там смысл. А не вычитать всё нельзя…»

Талантливый художник по настоянию духовника бросил живопись. И через какое-то время с горя стал попивать: «Умом всё понимаю, но душа ноет без кистей и холста. Пытался переключиться, иконы писать, но не смог, не мое это… А мирское искусство – оно падшее, нельзя…»

Зима, мороз. Молодая женщина молится на паперти храма. Почему внутрь не заходит? Замерзнет ведь… А потому что родила недавно, еще сорок дней не прошло, сказали, что в храм заходить нельзя.

Прощеное воскресенье. Самая распространенная фраза, звучащая в храме в этот день, не только «Бог простит, и я прощаю», а еще и: «Батюшка, благословите мне пищу с елеем? У меня желудок больной». — «Ну и ешьте всё, что вам подходит». — «Как это – “всё”?! Нет, мне уж хотя бы елей разрешите. А скоромное – нельзя!»

Служил в храме на зоне. Молодой мужчина, бывший там алтарником, всерьез принявший православие, освободился, уехал на родину. И пишет потом в письме: «Помогите, батюшка, как быть? Я вернулся, меня встретила жена. Всё бы хорошо, но я с ней не спал, и она через неделю от меня ушла, хотя я и пытался ей объяснить, что был Великий пост, православным — нельзя…»

И так далее, и тому подобное.

Отец = ремень?

Одно сплошное «нельзя». Да и заповеди-то Божьи почти все начинаются с «не»… О какой такой радости христианства вы, батюшка, говорите? Наше дело – каяться в грехах, а радость – это от лукавого. Наша радость – что не будут мучить там, в загробном мире, если только душа мытарства суровые пройдет… А до тех пор – нельзя.

Что, говорите, Евангелие перечитать? А отцы-то ведь учат, что мирянину самостоятельно читать и толковать Священное Писание нельзя, только на службе слушать благоговейно. Говорят, один вот так прочитал Библию и в прелесть впал, теперь в психушке лечится… И вообще, батюшка, что это у вас за разговоры либеральные такие? Православному человеку воли давать негоже. Нам не такой батюшка нужен. Нам Сталин нужен, вот кто. Чтоб железно руководил, чтоб думал и отвечал за нас, чтоб порядок был, иначе ведь с нами нельзя…

Думаете, я утрирую? Отнюдь. Такое настроение распространено среди многих православных прихожан: непременно надо выучить все запреты церковные, чтобы случайно не согрешить, ведь Бог – Отец, а отец — это, прежде всего, ремень.

Мало того, к имеющимся каноническим запретам народ с удовольствием присоединяет свои, выдуманные: между аналоем и солеей – не ходить, по главе Христа ходишь; платок в храме не надела – рак головы будет; на Усекновение круглое есть – тяжкий грех; собака в доме – благодать из дома; после причастия иконы целовать нельзя; женщине в критические дни есть просфору, пить святую воду, в храм заходить запрещено… И множатся эти суеверия, и толстеют издаваемые невесть кем книжки с длинными перечнями грехов, и тяжелеют сии бремена, воистину неудобоносимые…

И такое же мнение о Церкви бытует среди изрядной части светской общественности: христианство – это подавление свободы личности, средневековье, мракобесие и домострой. В этом взгляде нецерковные обличители Церкви, борцы за толерантность сходятся, как ни странно, со своими кажущимися антагонистами – суровыми «ревнителями благочестия». Не по внешним признакам — одни вроде бы против Церкви, другие ее защищают, но по сути: в представлении тех и других Церковь – территория сплошного запрета.

Заслужить спасение

Что еще объединяет тех и других? Глубинное непонимание того, что такое свобода.

Вот читает человек в послании апостола Павла: «К свободе призваны вы, братия». «Ага, — думает. — Ну-ка, что там дальше, что там еще про свободу-то?» А дальше: «Только бы свобода ваша не была поводом для угождения плоти» (Гал. 5:13). «Э, — разочарованно думает человек, — какая же тогда радость? Ведь радость — это как раз и есть угождение плоти. Еда-питье, красивая одежда, секс, поездки в Гоа, “благодать” — в смысле, после трудов праведных да после баньки выпить заслуженную кружечку пивка холодного… Ну, еще простой набор простых чувств, испытываемых например к женщине, ребенку, родному дому, красивому пейзажу. Праведное довольство попирания поверженного врага. Всё это и многое другое, что описываемо одним понятием “приятности”. А тут написано, что это вроде как плохо. Опять, выходит, запрет».

И дальше человек выбирает: или войти в эту систему запретов, постараться стать тут своим, научиться вести себя хорошо и тем заслужить спасение, а там, глядишь, обрести право других прещать и поучать. Или вздохнуть: да это все мракобесие, и отвергнуть Церковь, раз она запрещает всё, от чего я не в силах отказаться.

Но и та, и другая позиция – порождение материализма, в котором мы варимся с младых ногтей, нечуткости ко Христу и евангельской Вести, нежелание знать Царство – нашу подлинную родину, неумения и нежелания жертвенно любить. И церковные апологеты запретов, и нецерковные апологеты вольницы в этом едины.

Рекомендации для жизни

Да, апостол прав: свобода – не повод для угождения плоти. Не повод для потакания беспределу похотей, самости, гнева, блуда, для оправдания собственной нечистоты (именно это нередко имеют в виду под «свободой» многие критики Церкви).

Свобода – это ответственность в жертвенном служении тому, кого любишь, и готовность идти за ним и на Голгофу, и в Воскресение, и жить с ним вечно. Словом, свобода едина с любовью, с тем главным, что нам заповедал Бог. А без любви нет и радости, нет и положительного смысла в жизни. И что будет делать такой ревнитель запретов в жизни вечной, чем он там будет жить – ума не приложу.

Самими по себе ограничениями, хотя они бывают и нужны в процессе взросления личности, жизнь не исчерпывается.

Скажем так, заповеди запрета – это рекомендации для выживания, а заповеди свободы и любви – рекомендации для жизни, ведь ограничиваться только выживанием невозможно.

Да, маленькому ребенку надо говорить «нельзя» — чтоб не лез пальцем в розетку, не играл со спичками, не писал в штаны, а учился ходить на горшок. Но есть в мире, кроме этого, и другие важные вещи: научиться выбору и ответственности за свой выбор, научиться любить, научиться быть счастливым и дать счастье ближнему, научиться творческому отношению к труду, вложить в дело те таланты, которые тебе дал Бог, и ими приумножить Его Царство. Научиться достойно умереть и воскреснуть вслед за Христом. Это может сделать только свободный человек. А инфантильный, предпочитающий до старости иметь над собой то карающую, то награждающую вкусненьким няньку, которая руководит, указывает, что делать, и ответственность за это берет на себя – не сможет.


Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Прощеное воскресенье. Самая распространенная фраза, звучащая в храме в этот день, не только «Бог простит, и я прощаю», а еще и: «Батюшка, благословите мне пищу с елеем? У меня желудок больной». — «Ну и ешьте всё, что вам подходит». — «Как это – “всё”?! Нет, мне уж хотя бы елей разрешите. А скоромное – нельзя!»

Чужие половые клетки

Считается, что еще один принципиальный момент, из-за которого церковь против ЭКО, вмешательство в оплодотворение посторонних. На недопустимости этого особенно настаивает католическая церковь.

Одним из ключевых этических требований является то, что деторождение должно происходить исключительно в результате союза супругов. При этом церковь против ЭКО выступает потому, что в процессе оказываются задействованы третьи лица, как минимум гинеколог и эмбриолог.

Данная позиция считается спорной, так как в этом случае нельзя допускать врача и при лечении бесплодия. Ведь тогда он тоже будет участвовать в зачатии в качестве третьей стороны. В связи с этим недопустимость ЭКО только на основании вторжения третьих лиц большинством богословов считается неоправданными.

Рассматривая этот аспект ЭКО, православная церковь включает в это понятие и донорство половых клеток.

В этом случае следует обязательно указать, что данные технологии категорически неприемлемы. Использование чужих мужских половых клеток разрушает брачный союз, допуская возможность интимного соития с чужим человеком на клеточном уровне. Отрицательно церковь относится и к суррогатному материнству.

Рассматривая этот аспект ЭКО, православная церковь включает в это понятие и донорство половых клеток.

Ссылка на основную публикацию