Практическая информация:
Расположение (координаты): 31.778475, 35.229940.
Время посещения: 8.00 – 17.00, без выходных.
Обновлено: 17 Май, 2018 Святая Гора Афон в Греции – небольшой полуостров, одно из…
Что такое Голгофа: значение горы для православных христиан
Если обратиться к истокам, еврейское слово «Голгофа» значит «лобное место», то есть эшафот. На нем распинали людей, а в яму, которая находилась внизу, сбрасывали трупы казненных вместе с крестами. По еще одной версии слово переводится как «череп Израиля». И правда, по своей форме гора очень напоминает череп.
Где прошла Тайная вечеря?
В наше время в Иерусалиме показывают примерное место Тайной вечери, которое носит название Сионской горницы. Она представляет собой остатки церкви, построенной около XIV века францисканцами и впоследствии переделанной арабами в мечеть. Поэтому мы должны понимать, что нынешняя Сионская горница не является тем самым помещением, в котором проходила Тайная Вечеря. Более того, само местоположение дома, описанного в Евангелиях, мы можем установить только примерно.
В настоящее время под Сионской горницей находится синагога, в которой показывают гробницу царя Давида. Если это действительно та самая гробница, то становятся понятны слова апостола Петра, сказанные в день Пятидесятницы: Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня (Деян 2:29).
В этот день апостолы собрались в том же месте, где совершалась Тайная вечеря, а им по преданию являлся дом апостола Марка. Апостол Петр как будто указывает на гробницу. В таком случае действительно Сионская горница может быть связана с гробницей царя Давида, поскольку по преданию семья апостола Иоанна Марка была хранительницей гробницы царя Давида.
Фото Владимира Ештокина
Христианская символика
Христианская религия полна различными символами. Одним из них является крест Голгофа.
Этот схимнический символ представлен в виде православного креста, который находится на горе Голгофе, обычно изображённой в виде ступеней по обе стороны креста. Под ступенями расположены череп и кости, что свидетельствует о смерти, постоянно присутствующей на этом месте. Из основания креста выходит копьё и трость с губкой.
В современных христианских традициях символ креста Голгофы практически не используется, за исключением вышивки на аналаве и парамане.
Этот схимнический символ представлен в виде православного креста, который находится на горе Голгофе, обычно изображённой в виде ступеней по обе стороны креста. Под ступенями расположены череп и кости, что свидетельствует о смерти, постоянно присутствующей на этом месте. Из основания креста выходит копьё и трость с губкой.
Что такое Голгофа и где она находится?
Много веков вопрос о существовании Иисуса Христа как исторической личности, подлинности Его смерти и месте страданий (Голгофе) занимает умы людей. Данные археологических раскопок подтверждают евангельский рассказ о жизни и крестной жертве Спасителя и дают христианам зримое доказательство веры. Где же находится Голгофа?
- Понятие о Голгофе
- Исторический экскурс
- Современная Голгофа
- Второе местонахождение Голгофы
Голгофа – небольшой скалистый холм за городскими стенами, расположенный к северо-западу от Иерусалима, который, согласно Новому Завету, стал местом Распятия Иисуса Христа (Мк. 15:22; Мф. 27:33; Ин. 19:17-18).
Голгофа
Голгофа – гора в Израиле, на которой состоялось распятие Иисуса Христа, является христианской святыней, как и Храм Гроба Господня. Местом ее расположения считается окраина Иерусалима. Перевод этого названия с звучит как «лобное место», а с арамейского языка – «череп, голова».
В давние времена это место находилось за пределами города, но в нынешнее время Голгофа является частью Храма Гроба Господня. С горой связано много легенд, так, по одной из них, на этом месте похоронен Адам – первый человек на Земле. Историки также выдвигают иные версии о месте, где находилась Голгофа. Обоснованием этому служит то, что в Священном Писании имеется соответствующее упоминание. Но при этом точных координат не указывается, поэтому возможной Голгофой историки считают Садовую могилу с конца XIX века. Она расположена в северной части Иерусалима у Дамасских ворот.
С другой стороны горы была вырыта пещера, служившая темницей для узников, в которой они ожидали исполнения приговора. В ней также содержали Иисуса Христа, отчего впоследствии пещера получила название – «Христова темница». Под горой вырыли глубокую яму, куда отправляли тела преступников после их смерти и кресты, на которых их распинали.
Понятие слова «Голгофа»
Такой достопримечательностью является Гора Голгофа – это священное место для христианства на краю израильского города Иерусалим. Сюда, по поверью, нёс свой крест Сын Божий, здесь его на нем распяли. Духовный смысл слова Голгофа имеет немаловажное значение. На иврите «голгофа» значит «лобное место», там проводили публичную казнь. Под горой, имелась большая яма, куда солдаты складывали трупы преступников, а также кресты, на которых их распяли. С арамейского языка «голгофа» имеет значение «череп». По некоторым данным это могло положить основу имени известного холма.
Возможно, гора была названа именно так, благодаря своей внешней похожести с людским черепом. В христианстве укрепились другие имена этой местности – латинское «Кальвария» и греческое «Великий Кранион», что в обоих случаях означает «череп».
В первой половине VII века при реконструкции Церкви Воскресения Господня холм Голгофа включили в часть храма. Над горой была построена четырехугольная церковь, с востока соединённая с базиликой Мартириум.
Голгофа
Под алтарём находится отверстие, куда можно опустить руку и дотронуться до скалы Голгофы
- Рейтинг
- Бюджет бесплатно
- Религия христианство
Сразу за центральным входом в Храм Гроба Господня справа две лестницы ведут вверх, на Голгофу.
Голгофа — небольшая скала или холм, где был распят Иисус Христос. Наряду с Гробом Господним является одной из двух главных святынь христианства.
«И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.» (Иоан.19:17-18)
Согласно традиции, в начале I в. Голгофа находилась за городскими стенами Иерусалима, на северо-западе от города. Сегодня она является частью Храма Гроба Господня. Начиная с конца XIX в. некоторые исследователи выдвигали другие версии о её местоположении.
Схема расположения Голгофы и Гроба Господня в современном храме.
Считается, что своим названием Голгофа обязана черепам, которые складывались на месте казни преступников в древнем Иерусалиме. Также существует предание, что на месте Голгофы был похоронен Адам.
Пространство на Голгофе разделено между тремя алтарями: Алтарь распятия, Алтарь гвоздей и Алтарь «Стабат Матер».
Распятие за престолом
Голгофа — небольшая скала или холм, где был распят Иисус Христос. Наряду с Гробом Господним является одной из двух главных святынь христианства.
Христианская традиция помещает Голгофу за городские стены Иерусалима
В евангельские времена христианская традиция помещала в начале I века нашей эры Голгофу за пределы городских стен на северо-запад от города.
В настоящее время она входит в состав Храма Господня в христианском квартале города Иерусалима.
Начиная с конца XIX века некоторые исследователи выдвигали другие версии о её местоположении, например, говоря о Садовой могиле, расположенной на севере Иерусалима у Дамасских ворот.
Садовая гробница. Выемки в скале напоминают череп. Христианская традиция помещает Голгофу за стены Иерусалима. Именно поэтому район Садовой гробницы считается альтернативным место нахождения Голгофы
В новозаветные времена Голгофа занимала большую территорию Израиля, при этом на западе горы росли красивейшие сады. Их высадили на месте бывшей каменоломни.
К горе Гареб также примыкала и небольшая смотровая площадка, называемая смотровой. Здесь в древние времена народ собирался для того, чтобы посмотреть на казнь преступников.
В 19 веке рядом с могилой Христа обнаружили могилы Иосифа Аримафейского и Никодима.
На одном из склонов горы обнаружена рукотворная пещера. Здесь временно содержались осуждённые на казнь узники. Здесь перед распятием также содержался Иисус Христос.
В последствие эта пещера получила название «Темница Христова». Существует легенда о том, что в основании Голгофы захоронен первочеловек Адам.
Видеоролик: Темница Христа. Иерусалим. На 27 секунде автор показывает то место, где в темницы Иисус Христос ожидал свою казнь.
Под самой горой находилась глубокая яма, куда после казни, по обычаю сбрасывались тела мертвых преступников, а также кресты, на которых они были распяты. Сюда же после казни сбросили и Крест Христов, который потом засыпали.
Известно, что с древних времен на склонах горы Голгофа, совершались захоронения людей, и одно из таких захоронений, которое находится у подножия горы на западном склоне, до сего дня почитается как Гробница Христа.
В первой половине VII века при реконструкции Церкви Воскресения Господня холм Голгофа включили в часть храма. Над горой была построена четырехугольная церковь, с востока соединённая с базиликой Мартириум.
ГОЛГОФА
[Греч. Γολγοθᾶ], место в Иерусалиме, где был распят Иисус Христос (Ин 19. 17-42). Греч. термин «Г.» передает арам. , к-рый восходит к евр. – череп, голова (4 Цар 9. 35; Суд 9. 53). В Евангелиях это название было истолковано как «место Лобное» (греч. τόπος κρανίου; лат. Calvariae locum – место черепа (Мф 27. 33; Мк 15. 22; Лк 23. 33; Ин 19. 17)). Точное происхождение названия этого места не установлено; блж. Иероним считал, что оно происходит от наименования места, где обезглавливали преступников ( Hieron . In Matth. 27 // PL. 26. Col. 209).
Совр. местонахождение комплекса храма Гроба Господня и Г. в центре Ст. города является результатом перепланировки Иерусалима в рим. эпоху: вскоре после распятия Спасителя Г. оказалась внутри городской стены, построенной Иродом Агриппой I (40-44). После разрушения Иерусалима имп. Титом в 70 г., а затем Адрианом в 135 г. новый рим. г. Элия Капитолина (Colonia Aelia Capitolina) был построен далее к северу, т. о. место Г. оказалось не просто в городе, а в центре его новой планировки.
Археологические раскопки 2-й пол. ХХ в. и др. исследования в районе храма Гроба Господня и в прилегающих районах города (Муристан) позволили существенно прояснить топографию и морфологию района Г. ( Kenyon . 1974; Lux . 1972; Corbo . 1981-1982). Раскопки 60-80-х гг. вблизи Г. установили, что до кон. I в. по Р. Х. никаких жилых построек в ее районе не было, с VII в. до Р. Х. склон холма Гарив, к к-рому принадлежит Г., служил огромной каменоломней. Карьеры этих разработок занимают весь участок храма Гроба Господня и Муристана. В I в. до Р. Х. добыча прекратилась и ландшафт района выровняли, подсыпав грунта, в т. ч. и в каверны каменоломен. Насыпную почву культивировали, разбив на ней сад (эти участки перемежались с голой скалой), уровень к-рого примерно совпадает с уровнем пола совр. базилики (ок. 10 м ниже первоначальной линии склона горы, ок. 760 м над уровнем моря). Сад ограничивали скалы, особенно высокие с запада и юга, причем в зап. скале были высечены по крайней мере 2 гробницы: одна с аркосолием (гробница Спасителя), другая с нишами типа «кокким» (известна как «гробница Иосифа Аримафейского»). Вост. и юж. стороны сохранили связь со склоном горы, причем скала на юге возвышалась над садом в виде пика – место, идентифицируемое ныне как Г.
Раскопки фиксируют множество элементов, связанных с организацией теменоса Капитолия эпохи имп. Адриана, его сносом и возведением комплекса эпохи имп. Константина ( Corbo . Vol. 1. P. 33-37; Vol. 2. Table 28; Vol. 3. Photos). Находки предметов, относящихся к языческим культам, позволяют локализовать на Г. небольшое святилище при храме Венеры: восточнее скалы Г. в строительной подсыпке найдена монета имп. Гелиогабала, небольшой алтарь для возлияний, головка жен. статуэтки из глины, глиняная рыбка и др.- эта засыпка, видимо, датируется временем уничтожения языческого святилища.
Г. была вновь откопана и стала объектом почитания при имп. Константине I Великом. Под контролем свт. Макария, еп. Иерусалимского, в 325 г. Капитолийский храм и теменос (священный участок) были снесены, их остатки удалены, а садовая терраса с памятниками евангельских событий архитектурно оформлена. В скальном участке склона с запада открылись 2 древние гробницы, а на юж. стороне над общей поверхностью выступила скала Г. Для того чтобы изолировать гробницу Христа, ее отделили от массива скалы с запада и севера, окружили ротондой храма Воскресения и построили рядом здание епископии Иерусалима; сохранившиеся возвышенности с востока и юга подтесали, создав род 4-сторонних пилонов ( Corbo . Vol. 2. Fig. 41).
В результате общая топография этого участка при имп. Константине Великом существенно изменилась: Г. стала возвышаться одиноким утесом на фоне стен грандиозной базилики и была видна с юж. и вост. сторон трипортика (внутреннего двора базилики, с 3 сторон окруженного колоннадой). Базилика получила название Мартириум («место свидетельства»). Паломница Эгерия (кон. IV в.) пишет о «большой церкви, которая зовется Мартириум. потому что находится на Голгофе, то есть за Крестом, где пострадал Господь» ( Eger . Itiner. 30. 1). Раскопки показали, что зап. стена юж. нефа Мартириума перекрывала прямой доступ к скале Г. Строители окружили свободно стоявшую Г. округлой или многоугольной в плане кладкой, по линии к-рой расположили ограду, покрытую золотом и серебром, упоминаемую паломниками (при этом использовали одну из стен эпохи имп. Адриана, к-рая обеспечивала устойчивость скалы). Согласно Иерусалимскому бревиарию (нач. VI в.), на вершине скалы был водружен золотой крест, украшенный драгоценными камнями (Brev. Hieros. 2), пожертвованный визант. имп. Феодосием II ок. 427 г. ( Theoph . Chron. P. 86).
Изменение формы скалы Г. с IV по XX в. было связано с ее почитанием и символическим оформлением: от нее откалывали камни разного размера и забирали их в качестве реликвий (в ц. Богородицы на горе Гаризим, V-VI вв., найден кусок камня с надписью: «От Скалы Святого Кальвария»). Вершина скалы служила для укрепления на ней распятий – здесь имеется, напр., углубление, трактуемое как место, где стоял Животворящий Крест. Ранее XI в. паломники о нем не упоминают, указывая в то же время, как Паломник из Пьяченцы (ок. 570), на лунку у подножия ( Anton . Placent . Itinerarium. 19). В лунке, видимо, крепился золотой крест, стоявший до разграбления города персами в 614 г., а затем замененный серебряным (пропал при разрушении храма Гроба Господня аль-Хакимом). Усилиями паломников лунка расширилась: приводимый рус. игум. Даниилом (нач. XII в.) ее размер ок. 38-46×19-27 см, в наст. время 50 см в диаметре и 40 см в глубину. Отверстий от крестов распятых вместе с Христом разбойников на скале не обнаружено, и при совр. состоянии вершины для них нет места (пилигримы искали их уже в ранневизант. эпоху, но ни одного упоминания об их существовании нет).
Подъем к вершине Г. осуществлялся по ступеням, возможно вытесанным в самой скале: Эгерия пишет о движении паломников «до Креста» и «после Креста»; ступени, ведущие наверх, упомянуты в VI в. Феодосием (ок. 530) ( Theodos . De situ Terrae Sanctae. 7) и Паломником из Пьяченцы ( Anton . Placent . Itinerarium. 19). В. К. Корбо пишет, что при раскопках, предпринятых Иерусалимским Патриархатом в кон. ХХ в., в сев. части скалы открыты остатки ступеней вверх по склону, но время их появления неизвестно. Игум. Даниил отметил, что при имп. Константине IX Мономахе пол в верхней церкви Г. был вымощен прекрасным цветным мрамором; это в целом подтверждает Теодорих (1172); скорее всего подготовка под мощение XI в. сохранилась на сев. и зап. сторонах скалы Г. в виде платформы (или верха ступеней), мощенной мелким камнем; в ее край вмонтирован остаток столбика алтарной преграды, плиты к-рой могли помещаться в зазор края скалы; в верхнем из 2 сохранившихся слоев обмазки (белом и коричневом) заметно углубление гнезда колонки или пилястры.
До персид. завоевания 614 г. скала Г. находилась вне церковных сооружений. Она вошла в объем храма Гроба Господня при перестройке, предпринятой свт. Модестом (местоблюститель в 614-628, патриарх Иерусалимский в 630-634). Здесь была построена высокая и богато украшенная «церковь Голгофы», описанная Аркульфом (ок. 670) как 4-угольная, с вост. стороны она соединялась с Мартириумом ( Adamn . De locis sanctis. V 1).
Подъем к вершине Г. осуществлялся по ступеням, возможно вытесанным в самой скале: Эгерия пишет о движении паломников «до Креста» и «после Креста»; ступени, ведущие наверх, упомянуты в VI в. Феодосием (ок. 530) ( Theodos . De situ Terrae Sanctae. 7) и Паломником из Пьяченцы ( Anton . Placent . Itinerarium. 19). В. К. Корбо пишет, что при раскопках, предпринятых Иерусалимским Патриархатом в кон. ХХ в., в сев. части скалы открыты остатки ступеней вверх по склону, но время их появления неизвестно. Игум. Даниил отметил, что при имп. Константине IX Мономахе пол в верхней церкви Г. был вымощен прекрасным цветным мрамором; это в целом подтверждает Теодорих (1172); скорее всего подготовка под мощение XI в. сохранилась на сев. и зап. сторонах скалы Г. в виде платформы (или верха ступеней), мощенной мелким камнем; в ее край вмонтирован остаток столбика алтарной преграды, плиты к-рой могли помещаться в зазор края скалы; в верхнем из 2 сохранившихся слоев обмазки (белом и коричневом) заметно углубление гнезда колонки или пилястры.
Культурология. Словарь-справочник
холм около Иерусалима, на котором, по христианскому преданию, был распят Иисус Христос. Употребляется как синоним мученичества и страданий.
☼ (греч., из арам. galgalta’ , евр. gulgolet «череп»; срв. лат. calvarium , рус. Лобное место), место Распятия Иисуса Христа (Мф. 27:33; Мк. 15:22; Ин. 19:17); расположено в районе пригородных садов и могил, к северо-западу от Иерусалима, за городской стеной. Позорная смерть Христа вне пределов города, рано ставшая символом бездомности, бесприютности христиан, соотносится с ветхозаветными очистительными обрядами, при которых тела закланных жертвенных животных удаляли за сакральную границу стана или города (срв. евр. [13]:11-12). Средневековая иконография часто делала фоном сцены Распятия городскую стену Иерусалима. Что касается самого слова «Г.», оно представляет собой просто обозначение холма, круглого, как череп. Христианское богословие связало Г. с черепом Адама, провиденциально оказавшимся прямо под крестом, чтобы кровь Христа, стекая на него, телесно омыла Адама и в его лице все человечество от скверны греха (как это с пластической выразительностью изображено, например, на картине Беато Анджелико «Распятие со святыми Николаем и Франциском»). Г. рассматривалась как «пуп земли», сакральный «центр мира».
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь
София-Логос. Словарь
Мирные времена русской «Голгофы»
Московское Лобное место было сооружено приблизительно в XVI веке — точная дата не известна — для обращения царя к выборным чиновникам Земского Собора. Официально глава государства при этом направлял свою речь митрополиту Макарию (таков был порядок).
Первое время русская Голгофа использовалась исключительно для решения административных вопросов и проведения всевозможных христианских ритуалов. Например, на ней проходил обряд «Шествие на осляти» в день Вербного Воскресенья.
Лобное в Москве перестало использоваться как место экзекуций в 1727 году. Тогда столица была перенесена в Санкт-Петербург, поэтому и все значимые события происходили в этом городе. Московское Лобное утратило свое значение.
1 комментариев
В качестве сайта – конкурента был указан Ваш сайт.
Статей за 48 часов: 74
Голгофа являет собой небольшой бугор, который напоминает обличие человека. Если мы переведем с древнееврейского Голгофа то оно будет обозначать «череп». В древних письмах писалось о том, что этот холм был расположен не очень далеко от маленького городишки и там было много растительности, а после распятия стала необитаемым местом. Как пишется в древних книгах и письмах, то череп Адама также заложен в земле под Голгофой.
Крест терновый венец
Изображение креста с терновым венцом (рис. 29) употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Но вместо многочисленных примеров из древней Греко-Римской традиции приведем несколько случаев его применения в позднейшие времена по источникам, что оказались под рукой. Крест с терновым венцом можно увидеть на страницах древней армянской рукописной книги периода Киликийского царства (Матенадаран, М., 1991, стр. 100); на иконе Прославление Креста XII-го века из Третьяковки (В.Н.Лазарев, Новгородская иконопись, М., 1976, стр. 11); на Старицком меднолитом кресте-тельнике XIV-го века; на покровце Голгофа — монастырском вкладе царицы Анастасии Романовой 1557 года; на серебряном блюде XVI-го века (Новодевичий монастырь, М., 1968, илл. 37) и т.д.
Бог сказал согрешившему Адаму, что проклята земля за тебя. Терния и волчцы произрастит она тебе (Быт. 3; 17-18). А новый безгрешный Адам — Иисус Христос — добровольно взял на себя и чужие грехи, и смерть как последствие их, и терновые страдания, к ней ведущие по тернистому пути.
Христовы Апостолы Матфей (27; 29), Марк (15; 17) и Иоанн (19; 2) повествуют о том, что воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову , и ранами Его мы исцелились (Ис. 53; 5). Отсюда ясно, почему с тех пор венок символизирует победу и награду, начиная с книг Нового Завета: венец правды (2 Тим. 4; 8), венец славы (1 Пет. 5; 4), венец жизни (Иак. 1; 12 и Апок, 2; 10).
Подскажите пожалуйста, вот у нас в квартире только купили. Сняли обои, а там изображено три могилы с крестами что это может обозначать. То я боюсь что это связано что-то со смертью. Надеюсь что квартиру продавать не придётся