Экзорцизм в православии: что это, история, особенности и условия процедуры, мнение священников

Заклинание для экзорцизма на латыни

Латинское заклинание считается самым мощным инструментом в борьбе со злыми энергиями, которые вселяются в обычных людей. Вот как оно звучит:

«Exorcizo te, immundissime spiritus, omnis incursio adversarii, omne phantasma, omnis legio, in nomine Domini nostri Jesu Christi eradicare, et effugare ab hoc plasmate Dei. Ipse tibi imperat, qui te de supernis caelorum in inferiora terrae demergi praecepit. Ipse tibi imperat, qui mari, ventis, et tempestatibus impersvit. Audi ergo, et time, satana, inimice fidei, hostis generis humani, mortis adductor, vitae raptor, justitiae declinator, malorum radix, fomes vitiorum, seductor hominum, proditor gentium, incitator invidiae, origo avaritiae, causa discordiae, excitator dolorum: quid stas, et resistis, cum scias. Christum Dominum vias tuas perdere? Illum metue, qui in Isaac immolatus est, in joseph venumdatus, in sgno occisus, in homine cruci- fixus, deinde inferni triumphator fuit. Sequentes cruces fiant in fronte obsessi. Recede ergo in nomine Patris et Filii, et Spiritus Sancti: da locum Spiritui Sancto, per hoc signum sanctae Cruci Jesu Christi Domini nostri: Qui cum Patre et eodem Spiritu Sancto vivit et regnat Deus, Per omnia saecula saeculorum. Et cum spiritu tuo. Amen».

Помните, что это очень сильные слова – игры с заклинанием плохи. Применяйте его только в крайних случаях, когда это действительно необходимо.

Во время прочтения текста не допускаются ошибки, заминки или перерывы. Важно знать – что такое изгнание дьявола как называется обряд и какое заклинание используется. Демон всеми силами попытается прекратить процесс изгнания, но это не должно сбить вас с намеченного пути.


В наши дни не очень часто можно столкнуться с подобным ритуалом. Хотя до сих пор существуют специальные места, куда родственники привозят своих близких, которые одержимы. Еще остались святые люди, не гнушающиеся этим заниматься. В их руках настоящая сила, и они вытащили с того света множество страждущих.

Алфавитный раздел

  • Древо сайта
  • Как помочь
  • Баннеры
  • О нас
  • Рубрики:
  • Алфавитный раздел

3. Считается ли ночь Причастного дня постной в супружеском отношении?

Секс во время поста: что говорит завет

В Священном Писании содержится немало высказываний относительно супружеской близости в пост. В первую очередь можно вспомнить слова из Ветхого завета: «От пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни». Добровольный отказ от мирских удовольствий в принципе поощряется в христианстве, а более всего — в особенные дни церковного календаря.

Вместе с тем в Библии есть и другие слова относительно того, блуд интим во время поста или нет. В частности, апостол Павел в своем Первом Послании к Коринфянам советует супругам не уклоняться друг от друга без нужды. Он прямо говорит, что отказываться от близости мужу и жене стоит только на время, для молитвы и других благочестивых дел. А после этого следует опять быть вместе, чтобы противостоять искушениям, ведь при физическом воздержании дьявол может соблазнять душу человека навязчивыми порочными мыслями.

Иоанн Златоуст дает следующее пояснение к этим словам святого Павла — если супруги будут слишком ревностно воздерживаться от близости, то, по крайней мере, один из них может столкнуться с сильнейшим искушением. Например, если для мужа отказ от секса окажется слишком тяжелым, а жена по-прежнему будет настроена на целомудрие, то супруг может решиться на измену. Прелюбодеяние же, с точки зрения церкви, является куда более тяжелым грехом, чем интим во время поста.


Большинство батюшек в данном вопросе полностью согласно с позицией апостола Павла. Отказ от секса во время Великого поста может стать испытанием и своего рода подвигом для православных христиан. Но происходить воздержание должно исключительно по обоюдному согласию, нельзя, чтобы муж или жена принимали решение единолично.

Как соединить целомудрие и секс

Христианская семья является маленькой церковью, основанной на любви. Чистота и целомудрие — основные каноны православных отношений, более всего раскрываются в половой связи венчанных супругов.

Церковь никоим образом не исключает половых отношений между партнерами, ибо это акт, сотворенный Самим Творцом для наполнения земли Своими детьми. Церковные законы четко регулируют жизнь православных верующих, включая духовную, душевную и физическую жизнь.

Для окунания в Божью благодать все православные должны возрастать духовно:

  • читать Слово Божье;
  • молиться;
  • пребывать в постах;
  • посещать храмовые служения;
  • участвовать в Таинствах церкви.

Даже монахи, живущие в скитах, не лишены душевных переживаний, а что говорить о простых христианах, находящихся в грешном мире?

Ежедневно каждый человек нуждается в пище, общении, любви, принятии и половой жизни, как естественной составляющей человеческого существования. Православная Церковь по Слову Божьему благословляет половую жизнь семейной пары, ограничивая ее на определенное время, это относится и к еде, посту, увеселениям и разным видам работ.

Молитвы о семье:

В Первом послании Коринфянам, в 7 главе апостол Павел буквально, по словам расписал поведение брачных партнеров во время уединения: «Интимные взаимоотношения — закон, и отказываться от них здоровым людям не позволительно, ибо в этом случае виновниками прелюбодеяния будут оба партнера: тот, кто отказал и направил на грех, и тот, кто не удержался и впал в блуд».

Внимание! Нигде в Библии не сказано, что единственной причиной для супружеских близких связей может быть только рождение ребенка. При касании интимного вопроса вообще не говорится о детях, а только о любви, наслаждении и близких взаимоотношениях, укрепляющих семью.

Добрый день. Этот вопрос можете и должны решать только вы с мужем. Супружеские отношения регламентируются только мужем и женой, по мере вашего духовного состояния. Позиция Церкви, которую много раз озвучивал патриарх — невмешательство в супружескую постель. Недопустим и излишне детальный разбор интимных вопросов со священником. Конечно, если муж толкает вас на что-то совершенно для вас неприемлемое — соглашаться на такое не нужно. Но при этом нужно не просто отказать мужу, но поговорить с ним, объяснить ваше мнение. Вы должны каким-то образом найти компромисс между желаниями мужа и вашими убеждениями.

О нормах в супружеских отношениях

Добрый вечер. У меня непростой вопрос и связан он те с тем, что я собираюсь согрешить или оправдать то, что делаю, а связан с тем, что не понимаю сути происходящего. В моем понимании оральный секс — это извращение. Мне кажется недопустимым Причащаться и делать подобные вещи. И ладно бы в миру, можно с уверенностью сказать, что 80% людей считает это нормой, но каково было мое удивление, когда я узнала, что и некоторые люди живущие полноценной церковной жизнью не считают это ненормальностью или считают, но делают. Когда я подняла это вопрос мне сказали, что нигде не сказано, что это патология, такая как малакии, мужеложцы и т. д.

Объясните мне пожалуйста, как к этому относиться? И на что можно сослаться из Священного Писания или Творений Святых Отцев. Мне иногда кажется, что некоторые люди на исповеди просто упускают некоторые подробности и оправдывают то, что нельзя оправдывать. Хотя возможно я заблуждаюсь. Не знаю. Просто в последнее время меня шокировало несколько случаев и я не могу понять, как это совместить.

Объясните мне пожалуйста, как к этому относиться? И на что можно сослаться из Священного Писания или Творений Святых Отцев. Мне иногда кажется, что некоторые люди на исповеди просто упускают некоторые подробности и оправдывают то, что нельзя оправдывать. Хотя возможно я заблуждаюсь. Не знаю. Просто в последнее время меня шокировало несколько случаев и я не могу понять, как это совместить.

Киевская Русь

«Именно эти слова апостола легли в основу представлений о желательности воздержания от супружеских отношений на время постов. Но, в отличие от ограничений в непостной пище, за нарушение которых без уважительной причины мирянин отлучается от причащения (69 правило святых апостолов), на семейную жизнь подобные установления не распространяются», — отметил священник.

Супружеские обязанности

О том, что мужчина и женщина обязательно должны иметь интимные отношения (секс) говорит сама Церковь. Без таких отношений брак попросту не нужен, ведь можно жить и как брат с сестрой. Этому находим подтверждение и в самой Евангелии: жена не властна над своим телом (1 Кор., 7, 4). То же самое касается и мужа, тело которого принадлежит жене. Возникает дилемма: как супруги должны выполнять свои обязанности друг перед другом в период поста?

Ответ раскрывается в словах апостола Павла. В Евангелии (1 Кор. 7, 5) находим слова о том, что мужчина и женщина не должны уклоняться друг от друга, только с согласия и при этом на время, которое используется для упражнения в посте и молитве. После этого они снова должны быть вместе для того, чтобы сатана не испытывал их таким воздержанием.

Таким образом, становится понятно, что только супруги решают воздержаться во время поста от интимной близости или заниматься сексом. Это объяснение апостола Павла было настолько четким и понятным, что до IV века никто не брался его комментировать.

Отцами, которые в конце IV века высказали свое мнение по поводу слов апостола, стали святые Дионисий Александрийский и Тимофей Александрийский. Первый указал на то, что лица, которые вступили в брак, сами должны быть себе «довдеющими судьями». Здесь имеется в виду, что жена и муж сами должны определять себе время воздержания, когда можно заниматься сексом. Тимофей же отметил, что обязательно воздерживаться от интимных отношений нужно супружеской паре в те дни, когда во всех храмах проводится Литургия, то есть в воскресенье и субботу. В российской традиции, кроме этих двух дней, до XV века добавлялись еще 3 дня — понедельник, среду и пятницу.

Читайте также:  Армянская апостольская церковь: догмы и основные аспекты, отличие от православной


Так как споры между приходами и духовниками долгое время не удавалось решить, этот вопрос начали поднимать на самом высоком церковном уровне.

Киевская Русь

В церковном праве нет канонов, которые бы предписывали семейным парам воздержание в период постов. «Все церковные каноны, каким-то образом касающиеся этой темы, говорят о том, что воздержание в браке обязательно только в ночь перед литургией и таинством крещения», — заявил корреспонденту «Интерфакс-Религия» иеромонах Димитрий (Першин), руководитель информационно-издательского управления синодального Отдела по делам молодежи.

Павел Островский, свящ. Секс в православии. Что можно, а что нельзя?

Тесно и часто общаясь со студентами, мне приходится постоянно отвечать на вопросы, связанные с интимной жизнью мужчины и женщины; рассказывать о том, как Православная Церковь смотрит на сексуальные отношения – что разрешает, что запрещает, а что оставляет на личный благочестивый выбор самих супругов.

По той причине, что по этому вопросу существует много необоснованных запретов и просто суеверий, я решил написать статью, которая в краткой форме осветит отношение святой Церкви к интимной жизни людей.

В канонах Церкви сексуальная жизнь супругов никак не регламентируется. Да и вообще сложно будет себе представить, как на каком-нибудь Вселенском Соборе сидят уважаемые пожилые богословы и обсуждают, можно заниматься оральным сексом или нельзя. Более того, большая часть богословов при этом обычно монахи, то есть опыта семейных отношений не имели.

Но несмотря на то, что в правилах Церкви нет, как таковых, регламентаций сексуальных отношений, определенные рамки и нормы, установленные с древних времен, существуют. Постараюсь простыми словами (чтобы не возникло двусмысленностей) описать эти нормы.

Строго запрещено:

1. Церковь запрещает любые сексуальные отношения вне брака. Этот постулат является непререкаемым; и до тех пор, пока мужчина и женщина не связали себя узами брака, их сексуальные отношения (если таковые будут) считаются блудом.

2. Церковью строго запрещается анальный секс (раньше этот грех назывался – женонеистовство). Подобное сексуальное соитие Церковью признается как противоестественное.

3. Церковь, естественно, отрицательно относится к совместному развратному разжиганию супругов – просмотр порнографии, участие в оргиях и т.п.

4. Церковь строго запрещает уклонение от интимной жизни против воли одного из супругов. Простыми словами: если жена хочет секса, муж не имеет права ей отказать. Если он ей отказывает, то за этот грех Церковь наказывает его отлучением от Святого Причастия до полного исправления (кстати, священнослужителя за подобный грех лишают сана). Это касается в том числе и постных дней. Уклоняться от интимной жизни против воли одного из супругов даже в пост – тяжкий грех.

Есть определенные дни, когда православным нельзя вступать в интимную близость. Но сразу скажу, что супружеский пост возможен только по обоюдному согласию. Об этом прямо пишет в послании апостол Павел.

Разрешено

Все остальное: взаимные услаждения и различные ласки, длительность самого процесса и т.п. зависят от благочестия супругов. От их личного выбора, мнения и решения. Любые запреты возможны только по взаимному согласию; и если один из супругов не готов терпеть какие-то запреты или ограничения, то его половинка обязана идти ему навстречу.

Цитаты

Чтобы никому не показалось, что я говорю «отсебятину», я выпишу сюда то, на чем должен основывать свое мнение любой православный семейный человек.

Апостол Павел:

«Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». (Послание к Коринфянам).

4 правило святителя Дионисия Александрийского:

«Вступившие в брак сами себе должны бути довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии».

Святитель Иоанн Златоуст:

«Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство».

Вывод

Церковь никогда не устанавливала законов, запрещающих брачное ложе супругов; максимум, что мы встречаем в Писании и правилах – это советы и призывы к благочестию.

Но если вам кто-то скажет, что в такой-то день Церковь запрещает супружескую близость, то можете смело человеку сообщить о его ошибке. Церковь не запрещает, Церковь только советует иметь воздержание иногда по взаимному согласию. Храни всех Бог!

4 правило святителя Дионисия Александрийского:

О сексе в Великий пост

Как мы и обещали, возвращаемся к теме сексуальных отношений между супругами во время Великого поста. Отметим сразу – строго говоря, церковь осуждает и считает блудом любое сожительство, не освященное церковным браком. Это относится и к светскому браку, и к так называемому «гражданскому» сожительству.

Что касается венчанных браков, то здесь, если подходить по всей строгости, действует такое правило – секс запрещен во все дни, когда не совершается венчание. Таких дней набирается немало. Это дни накануне среды, пятницы, и воскресенья в течение всего года, а также двунадесятых, храмовых и великих праздников. Супружеский секс под запретом во время многодневных постов (Великий, Рождественский, Успенский, Петровский), а также в период святок (с 7 по 19 января), в течение сырной седмицы (Масленицы), в течение Пасхальной (светлой) седмицы, а также в дни и накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения креста Господня (27 сентября).

Немало, скажете вы. Однако таковы правила, и если оба супруга люди по-настоящему воцерковленные, то такие ограничения для них является, хотя и непростыми, но естественными, особенно если учесть, что основная цель сексуальных отношений в церковном браке – продолжение рода. Кроме того врачи утверждают, что такие периоды воздержания нисколько не опасны для здоровья, в том числе сексуального.

«Это серьезный вопрос, – считает протоиерей Максим Козлов. – Воздерживаться друг от друга необходимо только по взаимному согласию, то есть таким образом, чтобы это воздержание в супружеских отношениях не приводило к еще большему расколу и разделению в семье. Тут ни в коем случае нельзя настаивать, тем более выдвигать какие-то ультиматумы. Верующий член семьи должен постепенно подводить своего спутника или спутницу жизни к тому, чтобы они когда-нибудь вместе и сознательно пришли к воздержанию». Протоирей пишет и о других аспектах, как сексуальной жизни верующих, так и о том, как именно следует соблюдать и другие требования поста.

Зачем православные соблюдают Великий пост

Церковь считает, что Великий пост призван подготовить верующих к самому главному празднику в православии – Светлой Пасхе Христовой. Эта подготовка требует от христианина физических и моральных ограничений, молитв, благих дел, избегания грешных мыслей и поступков.

За физические ограничения, призванные очистить душу и тело, «отвечает» пост: для строго постящихся в течение семи недель под запретом мясное, молочное, сдобное, яйца, рыба, сладости и другие скоромные продукты, а также алкоголь.

О том, как правильно поститься, кому пост противопоказан, в какие дни есть послабления, и о других особенностях этого периода читайте в материале Федерального агентства новостей «Великий пост 2016: календарь питания, что можно есть, кому нельзя поститься».

Что касается духовного очищения, то тут для благочестивых людей в первую очередь важна молитва, а также отказ от светских увеселений, всяческих развлечений, рекомендовано (особенно молодежи) снизить активность в соцсетях и вообще пореже ходить в Интернет, где много отнюдь не «великопостной» информации. Зато поощряется посещение концертов духовной музыки, чтение хороших книг, общение с близкими. Также следует избегать, злословия, зависти и других нехристианских чувств и поступков по отношению к ближним.

Как мы и обещали, возвращаемся к теме сексуальных отношений между супругами во время Великого поста. Отметим сразу – строго говоря, церковь осуждает и считает блудом любое сожительство, не освященное церковным браком. Это относится и к светскому браку, и к так называемому «гражданскому» сожительству.

Церковные споры

Церковные споры относительно интимных отношений пары во время поста начались еще в X-XI веке. Так, из письменных источников XI века становится известно, что новгородские пастыри строго следили за тем, чтобы верующие воздерживались от интимных отношений в течение всех четырех длинных постов. Некоторые из них заходили еще дальше и запрещали секс в течение всех праздников, а также дней накануне больших праздников.

Конечно, такая строгость не могла не получить сопротивление. Отрицать такие установки взялись не только простые прихожане, но и авторитетные представители российского духовенства. Среди них особенно активным можно назвать архиепископа Нифонта из Новгорода. Духовник утверждал, что воздержание в пост не соответствует церковным канонам и противоречит словам отцов. По его мнению, воздерживаться от любых, в том числе, и интимных утех супруги должны только во время одной пасхальной недели. То есть в остальное время заниматься сексом супругам можно.

Того же мнения придерживался новгородский владыка Илия. Однако, в отличие от Нифонта он предлагал парам воздерживаться от интимных отношений также в первую неделю Великого поста (когда-то эту неделю назывался Федоровкой) и последнюю, или Страстную неделю.

К сожалению, все трактовки и объяснения Нифонта и Илии не дали многим отцам правильного понимания о сексе во время поста. Многие современные духовные наставники своим прихожанам советуют строгое воздержание от интимных отношений.

Так как споры между приходами и духовниками долгое время не удавалось решить, этот вопрос начали поднимать на самом высоком церковном уровне.

28 декабря 1998 состоялся съезд Священного Синода, на котором было решено и задокументировано, что склонять пасомых (прихожан) к отказу от супружеской жизни вопреки их воле недопустимо.

Кроме этого, Синод призвал всех пастырей особенно внимательно и осторожно давать советы по поводу семейной жизни. Тем самым секс супругов во время поста стал разрешаться Церковью. Интимная сторона человеческой жизни стала как будто бы отделенной от духовной жизни, при условии, что человек находится в браке, и отношения являются естественными.

Читайте также:  Православие и толерантность: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые вопросы

На некоторое время церковные споры на эту тему были прекращены, но со временем они возникли снова. Последний раз вопрос об интимной близости супругов в пост пришлось поднимать на соборе РПЦ в 2000 году. Социальная доктрина, которая была принята на этом съезде, напоминает слова апостола Павла и акцентирует внимание на том, что решение об интимных отношений в тот или иной период года можно принимать самим супругам.


Фактически к концу XIX века вопросы об интимных отношениях в браке рассматривались односторонне, ведь все общество было православным. В наши дни вопрос воздержания в браке более сложный, ведь один из супругов может не принадлежать к христианской общине, и не быть готовым утратить секс. Решение можно найти опять же в словах апостола Павла: «по согласию».

Есть ли секс во время поста

Воздерживаться или нет, супруги должны решать сами

14 марта начался Великий пост. Время, когда каждый православный отказывается от соблазнов, дабы полностью посвятить себя духовному началу. Ограничивает себя в еде, алкоголе, увеселениях. С постной и скоромной пищей все понятно, а вот как быть с супружескими обязанностями? Насколько строг запрет?

– Для того и дан пост, чтобы воздерживаться от всех удовольствий для духовного очищения, – поясняет священник РПЦ Алексей Федянин . – В пост воздерживаться надо во всем: и в пище, и от интимной близости, и от праздного времяпрепровождения. Но все зависит от взаимопонимания супругов: если от воздержания в пост начнутся скандалы в семье, ничего хорошего от этого не будет.

Подтверждает, что воздержание – это рекомендация, но все-таки не строгий запрет, священник Андрей на православном портале «Великий пост». Вот что он отвечает на вопрос «Как быть, если мужчина требует интимной близости, поскольку сам не постится?»:

– Касательно супружеского воздержания апостол Павел писал так: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор, гл.7).

Принимать супружескую повинность в пост этаким «своеобразным подвигом», как иногда советуют, нельзя, потому, что супружеское общение – не греховно само по себе, а, напротив, благословлено Богом. Это должно быть в радость, а не вынужденно.

Кроме того, отвечать на такой вопрос могут и должны сами супруги, руководствуясь словами апостола Павла, а не третье лицо, будь то знакомый, священник или кто-либо еще.

Воздерживаться или нет, супруги должны решать сами

Половая жизнь в Пост: можно ли заниматься любовью или нет, мнение священников

И несколько советов от диетолога

В посте главное — это то, на что сам человек готов решиться, считает священник Константин Корепанов

Фото: Екатеринбургская духовная семинария / vk.com

С понедельника начинается Великий пост — самый длинный и строгий в году, установленный православной церковью. Считается, что это время категорических запретов и не только ограничения в пище, но и во всех прочих земных радостях. Но оказывается, все совсем не так. Церковь с лояльностью относится к слабостям современных людей.

Публикуем мнение священника и врача-диетолога об ограничениях во время поста. Проректор Екатеринбургской духовной семинарии иерей Константин Корепанов рассуждает о запретах и разрешениях во всех сферах жизни. А врач-диетолог Ирина Бородина рассказала о пользе и вреде ограниченного постного рациона.

Священник: «Интимная жизнь допускается. Вино тоже»

— Насчет ограничений в пище — все есть в календаре поста. А вот насчет других запретов. Как, например, относиться к развлечениям? В кино, в театр можно сходить?

— Все зависит от человека. Главное в посте — это та жертва, которую он хочет принести Богу. То, чем он хочет послужить Богу, то, от чего он может отказаться ради Бога. Пост — это не барщина, которую нужно отработать, а дальше жить так же, как прежде. Это время, когда хочешь что-то сделать, что-то понять, чего-то достичь. Для кого-то театр — это жизнь, среди наших прихожан есть, например, артист театра. Ну как же ему не ходить в театр, если он там работает? В театре ничего плохого нет, это культура.

— А в ночной клуб?

— Если человек ходит в ночной клуб, то проблемы с Великим постом у него не возникает. Пост ему не нужен. Потому что ночной клуб — это не культура, это удовольствие, развлечение. Если возникают такие вопросы, то поститься такому человеку еще рано. Лучше не начинать.

— Интимная жизнь, конечно, не допускается?

— Допускается! Некоторые считают, что нет. Но это воздержание для глубоко воцерковленных людей, которые умеют воздерживаться, а главное — это их совместное решение. Никаких четких регламентаций по этому поводу нет. Если брать Священное писание, то там сказано: люди могут воздерживаться… на время… по согласию… Это личное дело двух людей.

— Про курение еще ничего не сказано в календаре…

— Традиционно курение запрещается вообще. Хотя известно, что многие святые и праведные люди прибегали к этому способу утешения. Я бы тут не посмел категорически утверждать: нельзя. Но если человек решил бросить курить, то Великий пост — самое подходящее для этого время.

— Алкоголь можно?

— Да! Вино даже предписывается пить в определенные дни. В дни поста, когда пища скудна, это и питание, и лечение. Это еще и утешение, потому что пост — это скорбное время.

— А как насчет другого алкоголя?

— Крепкий — нет. Водка вообще считалась плохим напитком с точки зрения еще Святого писания (там она упоминается как виноградная). Что касается пива. Ничего точно сказать не могу. На Руси пили. Еще в те времена, когда вина у нас не было, варили пиво. Хотя в дни поста его не пили. Возможно, потому что пиво, в отличие от вина, не так полезно с физиологической точки зрения. Я думаю, каждый человек может обсудить этот вопрос со священником и решить индивидуально. В посте главное — это то, на что сам человек готов решиться.

Фото: Анна Рыбакова / E1.RU

— Говорится про рыбу, а о морепродуктах ни слова? Их можно?

— Это тоже личное дело. Но в моей семье и в моем окружении употребляют в рыбные дни в течение поста.

— Кому церковь не рекомендует соблюдать пост?

— Воздерживаться не рекомендует никому. Воздержание от пищи в посте — это не главное. Беременным женщины, людям с серьезными заболеваниями, с больным желудком ограничение не предписано. Но духовный пост, молитва, покаяние, участие в милосердных делах — это обязательно.

— А детям поститься тоже рекомендуете?

— У нас в семье все постятся, потому что семья. Но в садике, школе, в гостях никто им не запрещает, не заставляет поститься, что предложили, то и ешь. Но дома, раз это семья, соблюдаем все.

Фото: Анна Рыбакова / E1.RU

— Что такое сухоядение?

— Сухоядение предполагает, что человек ест только пшеничную продукцию (хлеб) и пьет воду. То есть пища не варится. Допускаются некоторые овощи, тоже без термической обработки. Но я бы не рекомендовал это массово. При нашем климате, воде и воздухе, я считаю, что это чрезвычайно вредно.

— А с соевым мясом готовить можно?

— Я считаю, что это обман, лицемерие. Но никто не запрещает, некоторые представители церкви рекомендуют.

— Некоторые используют пост исключительно как способ похудеть. Это правильно?

— Если человек ставит цель похудеть — это диета. Это, наверно, не плохо, но к церковному посту это не имеет никакого отношения.

— Обязательно ли в пост ходить в церковь?

— Да. Если не ходишь — это диета. К сожалению, многие сейчас хвастаются тем, что постятся.

Диетолог: «Можно набрать вес, а можно, наоборот, похудеть при таком питании»

— Пост, с точки зрения диетолога, вреден?

— С точки зрения диетологов, идет сильное ограничение жиров, белков. То есть питание несбалансированное. В этом плане вегетарианство, которое практикуется в течение поста, мы не можем отнести к здоровому образу жизни.

Врач Ирина Бородина

— А польза есть?

— Да. Для здорового человека, у которого нет никаких противопоказаний к таким ограничениям. Польза, например, в обилии клетчатки в рационе. Сегодня доказано, что употребление продуктов, богатых клетчаткой (это овощи, фрукты, бобовые), снижает риск сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний. Второй момент: в период поста ограничено употребление насыщенных жиров (мясо, колбаса, жирные кисломолочные продукты, кокосовое масло). Изобилие этих жиров в рационе — фактор риска для развития сердечно-сосудистых заболеваний. Во время поста человек начинает употреблять большое количество овощей и фруктов, орехов. Орехи — растительные белки, содержат аминокислоты. В обычное время включить в рацион орехи часто забывают. Большое количество овощей и фруктов в период, когда организм перестраивается с зимы на весну, — это хорошо.

— Заменит ли белок в орехах, бобах, фасоли животный белок?

— Нет. Это растительный белок. Другая усвояемость, другой аминокислотный состав. Для здорового человека дневная норма потребления белка — 0,8 грамма на килограмм массы тела. Можно получить одинаковое количество белка из орехов и из мяса. Но по качеству (сколько усваивается организмом, как подпитывает мышечную ткань) не можем их приравнять друг к другу, растительный белок и животный. С другой стороны, это временное ограничение. Постоянно придерживаться такого рациона с отказом от животных жиров медики не рекомендуют.

Читайте также:  Подставь другую щеку: толкование и смысл фразы

— Кому нельзя поститься?

— Противопоказания: возраст до 18 лет, беременные и кормящие женщины плюс люди с определенными заболеваниями — тяжелая хроническая сердечная недостаточность, сахарный диабет, серьезные дыхательные заболевания, например тяжелое течение бронхиальной астмы. Что касается заболеваний желудочно-кишечного тракта, то таким людям нужно соблюдать пост с осторожностью. Обязательно перед этим нужно посоветоваться с врачом. Например, обилие овощей может спровоцировать обострение, потому что овощи — это жесткая, грубая пища. Вообще нужно смотреть индивидуально, как человек переносит пост. Например, если появились слабость, вздутие живота (а это может быть именно от приема большого количества овощей), мы не можем это рекомендовать.

— Пост можно рассматривать как способ похудеть?

— Этого делать не стоит. Все очень индивидуально. Даже на разные диеты для похудения каждый может реагировать по-разному: например, от той же гречневой диеты один худеет, другой набирает вес. Так же и с постом: можно набрать вес, а можно, наоборот, похудеть при таком питании.

Текст: Елена Панкратьева
Фото: Екатеринбургская духовная семинария / vk.com, Анна Рыбакова / E1.RU

У нас есть свои каналы в мессенджерах Viber и Telegram . Читайте новости, где удобно! Наслаждайтесь красивыми фотографиями Нижнего Новгорода в нашем Instagram .

Диетолог: «Можно набрать вес, а можно, наоборот, похудеть при таком питании»

Половая жизнь в Пост: можно ли заниматься любовью или нет, мнение священников

В посте главное — это то, на что сам человек готов решиться, считает священник Константин Корепанов

Фото: Екатеринбургская духовная семинария / vk.com

С понедельника начинается Великий пост — самый длинный и строгий в году, установленный православной церковью. Считается, что это время категорических запретов и не только ограничения в пище, но и во всех прочих земных радостях. Но оказывается, все совсем не так. Церковь с лояльностью относится к слабостям современных людей.

Публикуем мнение священника и врача-диетолога об ограничениях во время поста. Проректор Екатеринбургской духовной семинарии иерей Константин Корепанов рассуждает о запретах и разрешениях во всех сферах жизни. А врач-диетолог Ирина Бородина рассказала о пользе и вреде ограниченного постного рациона.

Священник: «Интимная жизнь допускается. Вино тоже»

— Насчет ограничений в пище — все есть в календаре поста. А вот насчет других запретов. Как, например, относиться к развлечениям? В кино, в театр можно сходить?

— Все зависит от человека. Главное в посте — это та жертва, которую он хочет принести Богу. То, чем он хочет послужить Богу, то, от чего он может отказаться ради Бога. Пост — это не барщина, которую нужно отработать, а дальше жить так же, как прежде. Это время, когда хочешь что-то сделать, что-то понять, чего-то достичь. Для кого-то театр — это жизнь, среди наших прихожан есть, например, артист театра. Ну как же ему не ходить в театр, если он там работает? В театре ничего плохого нет, это культура.

— А в ночной клуб?

— Если человек ходит в ночной клуб, то проблемы с Великим постом у него не возникает. Пост ему не нужен. Потому что ночной клуб — это не культура, это удовольствие, развлечение. Если возникают такие вопросы, то поститься такому человеку еще рано. Лучше не начинать.

— Интимная жизнь, конечно, не допускается?

— Допускается! Некоторые считают, что нет. Но это воздержание для глубоко воцерковленных людей, которые умеют воздерживаться, а главное — это их совместное решение. Никаких четких регламентаций по этому поводу нет. Если брать Священное писание, то там сказано: люди могут воздерживаться… на время… по согласию… Это личное дело двух людей.

— Про курение еще ничего не сказано в календаре…

— Традиционно курение запрещается вообще. Хотя известно, что многие святые и праведные люди прибегали к этому способу утешения. Я бы тут не посмел категорически утверждать: нельзя. Но если человек решил бросить курить, то Великий пост — самое подходящее для этого время.

— Алкоголь можно?

— Да! Вино даже предписывается пить в определенные дни. В дни поста, когда пища скудна, это и питание, и лечение. Это еще и утешение, потому что пост — это скорбное время.

— А как насчет другого алкоголя?

— Крепкий — нет. Водка вообще считалась плохим напитком с точки зрения еще Святого писания (там она упоминается как виноградная). Что касается пива. Ничего точно сказать не могу. На Руси пили. Еще в те времена, когда вина у нас не было, варили пиво. Хотя в дни поста его не пили. Возможно, потому что пиво, в отличие от вина, не так полезно с физиологической точки зрения. Я думаю, каждый человек может обсудить этот вопрос со священником и решить индивидуально. В посте главное — это то, на что сам человек готов решиться.

Фото: Анна Рыбакова / E1.RU

— Говорится про рыбу, а о морепродуктах ни слова? Их можно?

— Это тоже личное дело. Но в моей семье и в моем окружении употребляют в рыбные дни в течение поста.

— Кому церковь не рекомендует соблюдать пост?

— Воздерживаться не рекомендует никому. Воздержание от пищи в посте — это не главное. Беременным женщинам, людям с серьезными заболеваниями, с больным желудком ограничение не предписано. Но духовный пост, молитва, покаяние, участие в милосердных делах — это обязательно.

— А детям поститься тоже рекомендуете?

— У нас в семье все постятся, потому что семья. Но в садике, школе, в гостях никто им не запрещает, не заставляет поститься, что предложили, то и ешь. Но дома, раз это семья, соблюдаем все.

Фото: Анна Рыбакова / E1.RU

— Что такое сухоядение?

— Сухоядение предполагает, что человек ест только пшеничную продукцию (хлеб) и пьет воду. То есть пища не варится. Допускаются некоторые овощи, тоже без термической обработки. Но я бы не рекомендовал это массово. При нашем климате, воде и воздухе, я считаю, что это чрезвычайно вредно.

— А с соевым мясом готовить можно?

— Я считаю, что это обман, лицемерие. Но никто не запрещает, некоторые представители церкви рекомендуют.

— Некоторые используют пост исключительно как способ похудеть. Это правильно?

— Если человек ставит цель похудеть — это диета. Это, наверно, не плохо, но к церковному посту это не имеет никакого отношения.

— Обязательно ли в пост ходить в церковь?

— Да. Если не ходишь — это диета. К сожалению, многие сейчас хвастаются тем, что постятся.

Диетолог: «Можно набрать вес, а можно, наоборот, похудеть при таком питании»

— Пост, с точки зрения диетолога, вреден?

— С точки зрения диетологов, идет сильное ограничение жиров, белков. То есть питание несбалансированное. В этом плане вегетарианство, которое практикуется в течение поста, мы не можем отнести к здоровому образу жизни.

Врач Ирина Бородина

Фото: предоставлено Ириной Бородиной

— А польза есть?

— Да. Для здорового человека, у которого нет никаких противопоказаний к таким ограничениям. Польза, например, в обилии клетчатки в рационе. Сегодня доказано, что употребление продуктов, богатых клетчаткой (это овощи, фрукты, бобовые), снижает риск сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний. Второй момент: в период поста ограничено употребление насыщенных жиров (мясо, колбаса, жирные кисломолочные продукты, кокосовое масло). Изобилие этих жиров в рационе — фактор риска для развития сердечно-сосудистых заболеваний. Во время поста человек начинает употреблять большое количество овощей и фруктов, орехов. Орехи — растительные белки, содержат аминокислоты. В обычное время включить в рацион орехи часто забывают. Большое количество овощей и фруктов в период, когда организм перестраивается с зимы на весну, — это хорошо.

— Заменит ли белок в орехах, бобах, фасоли животный белок?

— Нет. Это растительный белок. Другая усвояемость, другой аминокислотный состав. Для здорового человека дневная норма потребления белка — 0,8 грамма на килограмм массы тела. Можно получить одинаковое количество белка из орехов и из мяса. Но по качеству (сколько усваивается организмом, как подпитывает мышечную ткань) не можем их приравнять друг к другу, растительный белок и животный. С другой стороны, это временное ограничение. Постоянно придерживаться такого рациона с отказом от животных жиров медики не рекомендуют.

— Кому нельзя поститься?

— Противопоказания: возраст до 18 лет, беременные и кормящие женщины плюс люди с определенными заболеваниями — тяжелая хроническая сердечная недостаточность, сахарный диабет, серьезные дыхательные заболевания, например тяжелое течение бронхиальной астмы. Что касается заболеваний желудочно-кишечного тракта, то таким людям нужно соблюдать пост с осторожностью. Обязательно перед этим нужно посоветоваться с врачом. Например, обилие овощей может спровоцировать обострение, потому что овощи — это жесткая, грубая пища. Вообще нужно смотреть индивидуально, как человек переносит пост. Например, если появились слабость, вздутие живота (а это может быть именно от приема большого количества овощей), мы не можем это рекомендовать.

— Пост можно рассматривать как способ похудеть?

— Этого делать не стоит. Все очень индивидуально. Даже на разные диеты для похудения каждый может реагировать по-разному: например, от той же гречневой диеты один худеет, другой набирает вес. Так же и с постом: можно набрать вес, а можно, наоборот, похудеть при таком питании.

Фото: предоставлено Ириной Бородиной

Ссылка на основную публикацию