Что такое экуменическое движение
По мнению ученых, основной целью этого направления можно считать не видимое единство всех церковных организаций, а очищение христианских конфессий от лжи и греха. Восстановление догматической веры, а также позиций, определяющих духовную жизнь христианина такими, как они даны в Священном Писании.
Экуменизм и Православие
События с украинским Православием и разрыв евхаристического общения между Московским и Константинопольским патриархатами ставят нам вопрос о проблеме единства и разделения христиан — хотя, слава Богу, это все пока «внутрисемейные ссоры». Христос молился: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино». Перед лицом разделений внутри христианского мира и человечества вообще Православная Церковь могла бы явить пример единства и согласия: она делает нечто противоположное. Впрочем, для христианства это, как ни ужасно, «нормально». Посмотрим, что говорят православные христиане о проблеме разделения христиан.
Владимир Лосский — вероятно, лучший православный богослов XX века — считал, что главный богословский вопрос наших дней — о границах Церкви. В статье «Догмат Церкви и экклезиологические ереси» он утверждая, что «мы живем в экклезиологический период истории», формулирует богословие единства Церкви и дает очерк истории разделений христиан за две тысячи лет.
Святитель Филарет Московский в «Разговорах между испытующим и уверенным о православии» (текст и аудио) говорит важнейшие слова, задает важнейшие принцип:
На вопрос: «Что думать о разделениях христиан? Почему так много церквей?» великий святитель отвечает: «Ты непременно хочешь заставить меня судить. Знай же, что, держась слов Священного Писания, никакую Церковь, верующую, яко Иисус есть Христос, не дерзну я назвать ложной». Вот подлинно святоотеческие слова, так непохожие на озлобленное осуждение инославных «ревнителями православия».
Священномученик Иларион (Троицкий) свою статью «Единство Церкви и Всемирная конференция христианства» начинает так: «Кто из сознательных христиан не скорбит душой, когда видит вражду и разделение среди тех людей, которых должна объединить их вера, среди которых должны бы царствовать мир, оставленный и дарованный Христом Его ученикам, и любовь, излитая в сердца христиан Духом Святым! За века разделения столько было уже сказано вражды и обличения друг другу, что пора говорить нам в духе любви и благожелательности».
А кончает так: «Не будем закрывать глаза на печальную действительность, не будем бояться признать, что мы не принадлежим вместе к единой Христовой Церкви! Говорить о единении и ради этого уничтожать и помрачать идею единой Христовой Церкви – будет ли это полезно для самого дела единения? Зачем строить здание на песке, когда есть надежная и несокрушимая скала единой Христовой Церкви?»
«Догмат и мистика в православии, католичестве и протестантстве» — сборник работ новомученика Михаила Новоселова. Он разбирает основные догматические различия трех конфессий, особенно акцентируя внимание на вопросах спасения и искупления. Анализирует типы мистического опыта в православии, католичестве и протестантстве. Этот разный опыт предопределил и разницу догматик. Ложная мистика, по мнению Новоселова, предопределила догматические искажения у инославных.
«Православие и экуменизм» — сборник материалов об экуменической дискуссии среди православных за XX в. Как писал Владимир Лосский, вопрос о Церкви, ее природе и границах — главный догматический вопрос современности. Различные, иногда диаметрально противоположные ответы на этот вопрос и составили книгу: документы Поместного собора 1917–1918 гг., статьи о христианском единстве митрополита Сергия (Страгородского), митрополита Николая (Ярушевича), митрополита Никодима (Ротова), протоиерея Сергия Булгакова, профессоров Н. Арсеньева, А. Карташева, Н. Бердяева и других. Помимо заявлений, принятых православными представителями на экуменических собраниях, в книгу включены и некоторые тексты Всемирного Совета Церквей.
В предисловии к этой книге митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне — Патриарх) пишет: «Издавая эти тексты, мы отнюдь не авторизуем содержащиеся в них мысли и идеи: это лишь рабочий материал, которым каждый читатель вправе воспользоваться так, как он сочтет нужным. Все тексты публикуются с единственной целью — начать серьезный и вдумчивый разговор на тему, которая сегодня волнует многих верных чад Русской Православной Церкви».
«Основные принципы отношения РПЦ к инославию» — документ, принятый на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 г. Это не частные мнения богословов по «экуменическому вопросу», а официальная позиция священноначалия Русской Церкви, которой «клирикам и мирянам Русской Православной Церкви [надлежит] руководствоваться […] при участии в контактах с инославными».
«Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь, утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: “Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее” (Мф 16:18). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, «столп и утверждение истины» (1 Тим 3:15)».
Важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием является восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин 17:21), которое входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства. Это задача первостепенной важности для Православной Церкви на всех уровнях ее бытия.
Безразличие по отношению к этой задаче или отвержение ее является грехом против заповеди Божией о единстве. По словам святителя Василия Великого, “искренно и истинно работающим для Господа надо о том единственно прилагать старание, чтобы привести опять к единству Церкви, так многочастно между собой разделенные”».
В книге протодиакона Андрея Кураева «Вызов экуменизма» анализируется как сам феномен экуменизма (и множество значений этого термина: Кураев различает «десять экуменизмов»), так и различия между разными конфессиями и религиями. Особо отец Андрей Кураев останавливается на отношениях православия и католичества. Подвергаются резкой критике «экуменические тенденции среди либеральной интеллигенции». «Вызов экуменизма» – книга, как и всегда у Кураева, острая, даже резкая. Однако даже если и не соглашаться с выводами отца Андрея Кураева, в аргументированности и логике им не откажешь.
«Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории со включением краткой повести об Антихристе и с приложениями» — наравне с «Великим инквизитором» Достоевского могут быть причислены к основным текстам русской мысли. Итоговое произведение Владимира Соловьева.
Центральное место в «Трех разговорах» занимает «Повесть об Антихристе» — гениальное умозрение Апокалипсиса. Крайне интересно, как решает экуменический вопрос Соловьев в этом произведении. До написания «Повести об Антихристе» он сам строил утопические проекты объединения церквей («свободное единение человечества в Церкви Христовой есть цель христианской политики. Эта цель не может быть достигнута, пока самый первообраз вселенского единения на земле – видимая Церковь – пребывает разделенною». Поэтому первая задача христианской политики есть восстановление церковного единства»). В «Повести об Антихристе» проект объединения церквей строит Антихрист (вообще уже не раз замечали, что Антихрист очень похож на Соловьева, таким образом, «Повесь об Антихристе» еще и «покаяние» философа) и осуществляет его. Здесь «экуменизм» осужден, прямо назван делом дьявола. Но в «Повести об Антихристе» есть и подлинный экуменизм, воссоединение христиан по Божьей воле. Оно происходит как единство святых каждой из конфессий перед лицом Зверя. В «Повести» много других гениальных мыслей: об Антихристе как величайшем гуманисте, об обращении Израиля ко Христу перед Вторым Пришествием и многое др.
Все творчество Мережковского можно считать историей человечества, чей нерв — история христианства в разорванном единстве православных, католиков и протестантов, идущая к торжеству Грядущей Вселенской Церкви. От дохристианский древности (египетский романы «Рождение богов» и «Мессия»; книга в афоризмах «Египет и Вавилон») к «Иисусу Неизвестному» и от Него через христианскую античность (роман «Юлиан Отступник»), через «святых от Иисуса к нам» («Павел. Августин», «Франциск Ассизский», «Жанна д’Арк»), «Реформаторов» («Лютер», «Кальвин», «Паскаль»), «Испанских мистиков» («Св. Тереза Иисуса», «Св. Иоанн Креста», «Маленькая Тереза»), «Данте» и «Наполеона», «Леонардо до Винчи» (роман), через русскую историю (роман о Петре; трилогия о декабристах: Павел, Александр, восстание; чудные сборники предреволюционых статей: «В тихом омуте», «Было и будет. Дневник 1910–1914», «От войны к революции. Невоенный дневник. 1914–1916», «Больная Россия», «Грядущий Хам», «Не мир, но меч») к современности и грядущему (книга в афоризмах «Атлантида-Европа»).
«Христианское воссоединение: экуменическая проблема в православном сознании» — одна из первых попыток Православия заявить свою позицию по поводу экуменизма (книга издана в 1933 г.). Лучшие мыслители русского зарубежья, а также греческий, болгарский и румынский богословы о единстве и разделениях христиан с точки зрения Православия.
«Православие. Католичество. Протестантизм» — книга известного философа русского зарубежья Николая Арсеньева, посвященная проблеме единства и разделений христианского мира.
«Перед христианским миром теперь особенно — на обломках европейской культуры, после бесчеловечнейшей и жесточайшей войны, которую когда-либо переживал свет, в эти дне величайшего морального, экономического, политического и религиозного кризиса — ставится задача единения во Христе».
«Главное различие между Православием и Католичеством, между Православием и Протестантизмом, как на это с гениальной прозорливостью указал уже Хомяков, — в области учения о Церкви и опыта Церкви. Православная Церковь проповедует и показует — из глубины бытия своего — мистико-органический характер нашего спасения, мистико-органический и однако реальный и конкретный характер Церкви, соединяющий свободу христианина с полнотою хранения апостольского наследия».
Также смотрите сборник статей Арсеньева «Единый поток жизни»: «Основное единство христианской духовной жизни на Востоке и Западе», «Христоцентризм в протестантских немецких церковных гимнах», «Образы англиканского благочестия», «Встречи христианских Востока и Запада в русской культурной и духовной жизни, Второй Ватиканский Собор и его значение (с точки зрения православного наблюдателя)» т. п.
Три курса лекций по сравнительному богословию: профессора Алексея Осипова (аудио), протоиерея Максима Козлова (аудио и текст) и иерея Валентина Васечко (текст).
Больше материалов о единстве и разделениях христиан смотрите в нашей специальной рубрике.
Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!
Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!
Также смотрите сборник статей Арсеньева «Единый поток жизни»: «Основное единство христианской духовной жизни на Востоке и Западе», «Христоцентризм в протестантских немецких церковных гимнах», «Образы англиканского благочестия», «Встречи христианских Востока и Запада в русской культурной и духовной жизни, Второй Ватиканский Собор и его значение (с точки зрения православного наблюдателя)» т. п.
Что означает экуменизм?
Под экуменизмом сегодня часто понимают идеологию всехристианского единства. Ее сторонники выступают за максимальное сближение и перспективное объединение многочисленных конфессий. В современном мире это один из механизмов взаимоотношений между различными группами последователей христианства. При этом главенствующая роль в движении принадлежит протестантам. Однако это не единственный смысл, который сегодня закладывают в это понятие.
- Разные подходы
- Отношение к экуменизму в православии
- Кого почитают представители других религий?
Слово «экуменизм» произошло от греческого «ойкумена», которое дословно переводится как «обитаемая вселенная». Сейчас у этого понятия существует несколько значений.
Новое в блогах
В методологии, используемой экуменистами для сближения христиан, сочетается догматический минимализм с догматическим максимализмом. Что касается догматического минимализма, то речь идёт о стремлении нивелировать догматы, сократив их до «минимума самых необходимых». Через это легче будет преодолеть догматические различия между «конфессиями» и прийти к «соединению христиан». Однако, фактическим следствием этого подхода является пересмотр догматов, унижение и минимизация их значения.
В протестантстве
В протестантизме признают различия между конфессиями и предлагают объединиться только в главных вопросах вероучения. В процессе развития в протестантизме сформировалась теория ветвей и теория догматов. В первом случае деятели предположили, что все конфессии являются ветвями единого древа. Согласно второй теории, ценными считаются только основополагающие каноны. А вот со второстепенными вопросами человек волен определяться самостоятельно.
В процессе формирования общего течения в его канонах заинтересовались не только крупные конфессии, но также небольшие религиозные группы и секты. Многие общины расценили теорию как платформу для установления дружеских взаимоотношений.
Суть ереси экуменизма в том, что нечистый дух мира сего ищет возможности устранения любых границ. Стирание границ между всеми религиями – это, несомненно, попытка забрать у человека и мира вообще шанс на спасение. Практический пример: всем инославным говорят, что они уже находятся в Церкви Христовой – соответственно, их покаяние и возвращение в лоно православия становится ненужным, бессмысленным.
Это активно проявляется в соглашениях на высшем уровне, когда православные и инославные иерархи соглашаются с полным запретом прозелитизма – то есть запрещается проповедь истинной веры (точно такой обоюдный запрет прозелитизма указан в Гаванской декларации, подписанной патриархом Кириллом и папой римским по итогам встречи на Кубе в феврале этого года – прим. авт.). Еще один пример – смешанные межконфессиональные браки, которые на Западе давно стали нормой, также они были одобрены на Критском соборе Поместных православных Церквей в июне этого года», – рассказал священник из Греции.
Кстати, если кто-то подумал, что председатель нашего Отдела внешних церковных связей после фактически сорванного православной общественностью «всеправославного» собора на Крите хоть немного призадумался или взялся за ум, то вы глубоко ошибаетесь. Месяц назад Иларион в очередной раз был принят папой римским со всеми почестями в Апостольском дворце Ватикана и с любовью вручил брату Франциску… частицу мощей преподобного Серафима Саровского.
А таинства Церкви представляют собой проявления единого таинства Христа, они неотделимы от Тела Христова. Экуменисты признают не только наличие таинств у инославных, но и наличие спасительной благодати в иных конфессиях – опять же отрицается часть Символа Веры о Единой Церкви. Это уже не святоотеческое, а какое-то иное учение. Нельзя предполагать, что Церковь ныне необходимо разделена по каким-то причинам. Апостол Павел по этому поводу задает риторический вопрос: «Разве Христос разделился?» Любое отрицание единства Церкви – это ересь.
Коуч-христианство. Игумен Петр (Мещеринов) — об Андрее Конаносе и духовных авторитетах
— Андрей (Конанос) до снятия сана был для многих духовным лидером, его книг и проповедей ждали, доверяли ему. Как людям принять и жить дальше, если священник снимает сан, особенно такой известный?
Игумен Петр (Мещеринов)
— Прежде всего не нужно его осуждать, а уж тем более посылать в его адрес проклятия. Каждый «перед своим Господом стоит, или падает. И… силен Бог восставить его» (Рим. 14, 4). Пусть мирянин (теперь) Андрей Конанос сам разбирается со своей жизнью, и перед Богом, и перед людьми.
Но, конечно, публичное снятие сана — это всегда болезненное и привлекающее внимание событие в Церкви, неизбежно заставляющее христиан так или иначе разбираться в нем. Особенно, когда это касается достаточно известного проповедника и духовного писателя. Добровольное снятие сана время от времени случается, в силу тех или иных, как правило, личных, обстоятельств. Но афишировать этот сложный жизненный шаг (если, конечно, он не вызван явной несправедливостью), выставлять его как нечто положительное вряд ли стоит.
Что касается того, «как людям принять это и жить дальше» — ну вот так и принять, как есть, и жить дальше с меньшим количеством очарований и «розовых очков».
— Как быть с книгами — можно ли опираться на них дальше, после того, как человек принял такое решение?
— Эти книги попали, я бы сказал, в сложное положение. Ведь на них стоит имя автора — «архимандрит Андрей (Конанос)». А теперь такого автора нет…
В области эстетики художественное произведение может быть отделено от автора. Скажем, Рихард Вагнер был во многих отношениях крайне неприятным человеком; но его великая музыка и драматургия от этого нисколько не страдают. То же можно сказать про многих писателей, режиссеров, художников.
А вот в религиозной сфере это не так: здесь написанное обязательно должно совпадать с тем, как человек живет. Преподобный Антоний Великий говорил: «Величайшее безобразие — заповедовать другому делать то, чего сам не исполняешь». Впрочем, в данном случае сразу возникает сложность. Дело в том, что многое у о. Андрея написано хорошо, и его сторонники, одобряющие его решение, говорят: «А он и поступил в соответствии с тем, что он писал и говорил. Свободно и радостно он последовал Христу, позвавшему его на новый этап жизни»…
И здесь я бы сказал о своем личном отношении к тому духовному направлению, ярким представителем которого был архим. Андрей. Я бы назвал это направление «коуч-христианство».
Отталкиваясь от реальных проблем нашей церковной педагогики, в которой действительно есть некая узость, «детсадовость» и аскетический перекос (это тема очень сложная и требующая отдельного разговора), «коуч-христианство» вместе с водой выплескивает и ребенка, и вовсе обесценивает страдания, духовный подвиг и неотмирную основу нашей веры. Это христианство без креста. Говоря словами Апостола Павла, «многие… поступают как враги креста Христова… Их бог – чрево. они мыслят о земном. Наше же жительство — на небесах» (Фил. 3, 18–19).
Еще раз повторю, для современного человека это крайне сложная тема, здесь очень важен «царский путь», чтобы не уклоняться в те или иные крайности. Но в любом случае христианства без Креста Христова не бывает, и подменять подлинную жизнь во Христе (включающую в себя не только радость, но и страдания) поверхностным «коучизмом», конечно, нельзя.
Опираться же на книги в принципе нужно с большой осторожностью, следуя совету того же Апостола: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фесс. 5, 21).
— В некоторых приходах читать Конаноса теперь не рекомендуют. Это кардинально слишком или нет?
— На мой взгляд, тут проявляется некоторая «детсадовость», о которой я только что сказал. Читать можно все, только нужно правильно относиться к читаемому — и это правильное отношение и должно быть заботой пастырей Церкви.
Еще раз повторю, для современного человека это крайне сложная тема, здесь очень важен «царский путь», чтобы не уклоняться в те или иные крайности. Но в любом случае христианства без Креста Христова не бывает, и подменять подлинную жизнь во Христе (включающую в себя не только радость, но и страдания) поверхностным «коучизмом», конечно, нельзя.
Главное Меню
- Новости
- Мысли
- Колонка редактора
- Блоги
- Комментарии
- Нам пишут
- Вопросы и ответы
- Истории
- Культура
- Религия
- Проза
- Общество
- Мониторинг СМИ
- Проекты
- Авторы
- Наши книги
- Контакты
- О нас
- Поддержать
- Главная
- ИсторииРелигия
- Православно-католический экуменизм, или Как православные уходят на Запад
— вера во вселенский характер Католической Церкви, то есть отсутствие в ней несовместимых с христианством представлений о национально-культурной исключительности, которые, напротив, свойственны Русской Православной Церкви;
Благотворительность
От грехов и страстей хорошо очищает сердце человека милостыня, помощь, оказанная ближним. Она вселяет в сердце любовь, заставляет грешников раскаяться в своих прегрешениях по отношению к себе и ближним. Милостыня может быть не только материальная, но и духовная.
Епитимья, в частности отлучение от причастия, помогает человеку осознать степень своего нравственного и духовного падения, преодолеть привязанность к греху, почувствовать к нему отвращение. Самооправдание, свойственное падшей человеческой природе, не дает кающемуся грешнику во всей полноте осознать глубину своего падения. Поэтому упражнение в добрых делах, таких как пост, молитва, милостыня и воздержание, помогают осознать степень греховности своих дел и усилить покаяние.
Старцы нашего времени
В Русской Православной Церкви общепризнанными подвижниками 20 века считаются архимандрит Иоанн Крестьянкин (1910-2006), протоиерей Николай Гурьянов (1909-2002), архимандрит Кирилл Павлов (1929-2017). Обладая великим смирением, они никогда не называли себя старцами, считая это слово неприемлемым для себя.
Так, например, на вопрос, есть ли в России старцы нашего времени, архимандрит Кирилл в отвечал: «Насчет старцев не знаю, а старики – точно есть». «Стариками» он, скорей всего, называл священнослужителей, которые обрели значительный опыт в своей подвижнической жизни и пастырской деятельности. И потому могли оказывать людям существенную духовную помощь. Не навязывая своей воли, архимандрит Кирилл Павлов мог без стеснения сказать приходившим к нему верующим, что не знает ответа. А затем предлагал вместе над этим поразмыслить, сотворить совместную молитву, чтобы понять Божью волю в конкретной ситуации.
В Элладской Православной Церкви в 20 веке особым почитанием пользовались Паисий Святогорец (1924-1994), Иосиф Исихаст (1897-1959).
Старца Паисия Святогорца иногда называют Греческим Серафимом Саровским. Его отличало глубокое смирение, любовь ко всем людям. Приходивших к нему Афонских паломников он всегда угощал лукумом. Поучения и рассказы старца Паисия доступны и понятны для современных людей. В 2015 году его причислили к лику святых.
Решением Синода Русской Православной Церкви от 1998 года осуждена практика ложного духовничества. Признаны недопустимыми принуждения верующих (вразрез их воле) к некоторым действиям. Например, принятию монашества, вступлению в брак, несению какого-либо послушания, принесению пожертвований, отказ от воинской службы или от получения медицинской помощи.
Кто такие православные старцы?
Православная церковь отличается от распространённых сегодня евангельских богатым наследием и преданиями. Особенные споры вызывают предания старцев, поскольку протестанты категорически отказываются признавать чей-либо человеческий авторитет, кроме апостолов. Однако для правильного формирования и существования Церкви наличие в ней мудрых и почтенных людей просто необходимо.
Читайте о православных старцах:
Старец Ефрем Аризонский
“Подвизайтесь в воздержании от пищи, в земных поклонах, в молитвах, в трудах сердца и ума, ибо этот труд во имя Божие свят и получит многократное воздаяние от Господа, ведь за него человек удостаивается венца чести и славы. Бесы особенно боятся поста, ибо пост изгоняет их” –
Старец Ефрем Аризонский
“Святые отцы непременно любое свое дело во имя Божие начинали с поста. Они верили в великую силу поста, утверждая, что Святой Дух не осеняет человека с полным желудком. Однако любой христианин, жаждущий очищения, должен начать с основ, которыми являются пост, молитва и трезвение. Совмещая пост, молитву и трезвение, человек восходит к высшим ступеням духовного совершенства” –
Старец Ефрем Аризонский
“Не стоит совершать ничего выше нужного, ибо мера нужна во всем, поскольку без меры не будет и пользы. Следовательно, пост свят, но он лишь средство. И потому мы устанавливаем его для себя сообразно с указаниями духовника и нашими телесными и душевными силами. Достаточно иметь благое намерение. Ибо, по словам святого Василия Великого, существует такое большое различие между телесной выносливостью разных людей, как между железом и сеном” –
Старец Ефрем Аризонский
Святой Косма Этолийский
Многие наставления старцев для мирян были записаны в книги
Многие наставления старцев для мирян были записаны в книги. Например, существует книга наставлений преподобного Серафима Саровского. Они были составлены и разрешены к печати в 1838 году. В эту книгу вошли 33 наставления отца Серафима.
Рассмотрим, некоторые его поучения для мирян. Вот что Серафим Саровский говорил о Боге:
«…Если ты не знаешь Бога, то невозможно, чтобы возбудилась в тебе и любовь к Нему. Ты не можешь любить Бога, если не увидишь Его. Видение же Бога бывает от познания Его, ибо созерцание Его не предшествует познанию Его.
О делах Божиих не рассуждай по насыщении своего чрева: при наполненном чреве какое может быть ведение тайн Божиих?».
Также он говорит о том, что вера человеческая без дел мертва:
«…«Вера без дел мертва есть» (Иак.2,26); а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение2 упокоение от всех дел3, как и Бог почил от Своих дел, несение креста и жизнь по духу. Только такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может быть без дел; кто истинно верует, тот непременно имеет и дела».
Серафим Саровский говорит и о том, что делать, если человека одолевает дух уныния и печали:
«…Когда злой дух печали овладеет душою, тогда, наполнив ее горестью и неприятностью, не дает ей совершать молитву с должным усердием, мешает заниматься чтением Писаний с надлежащим вниманием, лишает ее кротости и благодушия в обращении с братиями и рождает отвращение от всякого собеседования… Кто победил страсти, тот победил и печаль. А побежденный страстями не избежит оков печали. Как больной виден по цвету лица, так обладаемый страстью обличается от печали. Кто любит мир, тому невозможно не печалиться. А презревший мир всегда весел…».
Советы преподобного Иллариона:
Православные старцы: кто это и чему учат, советы и пророчества, наставления
Православные старцы. Просите, и дано будет!
©Карпухина, В., 2013
©ООО «Издательство АСТ», 2013
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
От отцов-пустынников до духовников России. Предисловие
В этой книге собраны рассказы о православных старцах наших дней.
По молитвам старцев наступает исцеление, восстанавливается покой в душе, разрешаются жизненные проблемы, приходит благополучие в семью. Православные старцы покровительствуют нам в пути, заступаются при неудачах на работе, оберегают от роковых поступков.
У Бога все живы, поэтому и после окончания земной жизни православные молитвенники не оставляют свое христианское служение: помогают тем, кто нуждается в молитвенной помощи. Когда Церковь переживает тяжелые времена, верующим может показаться, что традиция старчества прекратилась и мы беззащитны перед судьбой. Но история Церкви учит, что верующие люди никогда не были брошены и одиноки. Всегда неподалеку от нас живут православные старцы или продолжают духовное окормление прихожан с неба. Стоило только узнать о старце, обратиться к нему в молитве, а лучше побывать на его могиле.
Со времен преподобного Антония Печерского старчество, то есть христианское молитвенное подвижничество, распространилось по всей России. Москва и Троице-Сергиева лавра, основателем которой является преподобный старец Сергий Радонежский, Глинская и Оптина пустыни, Дивеево, Валаам – нет места на нашей земле, не освященного старчеством.
Православные старцы всегда молились перед Спасителем и Пресвятой Богородицей за Церковь, за страну в годы лихолетья, за каждого верующего, обратившегося к ним за помощью. Самый быстрый путь к спасению идет через усердного молитвенника, Божиего угодника. Господь всегда открыт к молитвам православных старцев, а старцы готовы ради любви и веры передавать Ему наши мольбы о спасении.
Старцы, о которых рассказывается в этой книге, известны многим верующим. Трое из них, слава Богу, продолжают жизненный путь и подвижническое служение, другие почили совсем недавно. Могилы их стали местом паломничества, где верующие находят защиту и исцеление.
В этой книге вы найдете рассказы о православных старцах из разных уголков России.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь – место служения старца Иоанна (Крестьянкина), почившего в 2006 году, и ныне здравствующего старца Адриана (Кирсанова). Отца Иоанна называли пасхальным батюшкой за его душевность, открытость, приветливость. Его могила в пещерах Псково-Печерской лавры открыта для паломников. В противопоставление отцу Иоанну отца Адриана зовут великопостным батюшкой – он строг и сосредоточен. Для своего монашеского служения отец Адриан выбрал тяжелейший долг – возвращать к обычной жизни душевнобольных людей. Весть о жизненном подвиге отца Адриана давно достигла самых отдаленных епархий Русской Зарубежной церкви.
Имя старца Кирилла (Павлова), духовника Троице-Сергиевой лавры, известно всем верующим. Его называют духовником России, и о здоровье его молятся во всех храмах Русской православной церкви.
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь – обитель великих старцев. Дух старчества здесь особенный. Недаром духовником Патриарха Московского и Всея Руси является оптинский старец Илий (Ноздрин). Как и старца Кирилла (Павлова), старца Илия называют духовником России. Он полон сил и принимает верующих на Патриаршем подворье Троице-Сергиевой лавры. И довольно часто отец Илий приезжает в любимую Оптину Пустынь.
Житие старца Феодора (Ожиганова), почившего в 1995 году, связано со Свято-Троицким Серафимо-Дивеевским монастырем. Старца называли невидимым духовником дивеевским, потому что дар прозорливости он скрывал от многих глаз. Могила старца находится за алтарем Свято-Троицкого собора – главного храма обители.
Об отце Николае (Гурьянове), несшем служение на острове имени Залита в Псковской области, знают многие. Но не многие знают, что батюшка стал прообразом старца из кинофильма режиссера Лунгина «Остров». Старец Николай, прозорливец, пророк и поэт, почил в 2002 году и похоронен на своем Острове.
Неподалеку от Киево-Печерской лавры расположена Киевская Китаевская Пустынь, известная многим верующим. С Китаевской Пустынью связана жизнь старца Феофила (Россохи), упокоившегося здесь в 1996 году. «Ревностный подвижник» – так о старце Феофиле отзывался его сокурсник по Московской духовной академии старец Кирилл (Павлов).
Блаженную старицу Любушку (Любовь Лазареву) называли живым продолжением блаженной Матроны. Любушка упокоилась в 1997 году. Ее могила находится в Тверской области на территории женского монастыря Казанской иконы Божией Матери в Вышнем Волочке. Старица Любушка установила для этой обители закрытый уклад жизни. Но для паломников на ее могилу насельницы монастыря обязательно открывают ворота – в любой день. Блаженная Любушка в наше время продолжила подвиг блаженной Ксении Петербургской. Ее часто называют «блаженная Ксения ХХ века» и особо почитают в Санкт-Петербурге.
Старица Макария (Феодосия Артемьева), почившая в 1993 году, жила в селе Тёмкино Смоленской области. Село расположено неподалеку от Гжатска, родины Юрия Гагарина (ныне – город Гагарин). Анна Тимофеевна Гагарина, мама Юрия Алексеевича, была частой посетительницей матушки Макарии. По просьбам Анны Тимофеевны и сам Юрий Алексеевич несколько раз бывал у тёмкинской старицы. Сейчас могила матушки Макарии в Тёмкино – место паломничества верующих.
Последние годы жизни схимонахиня Нила (Новикова) служила при храме Иоанна Златоуста в Воскресенске (Московская область). На территории храма в часовне находится ее могила. Сюда приходят, чтобы унести горсть песочка как знак заступничества старицы.
Блаженная старица Матрона (Матрона Дмитриевна Никонова) – святая Русской православной церкви, почила в 1952 году, канонизирована в 1999 году. Телесно незрячая от рождения, утратившая возможность передвигаться, она обладала духовной прозорливостью и учила людей идти по Божьему пути. Ежедневно Матронушка принимала множество людей, приходивших к ней в горе и в болезни. Матушка не отказала никому, помогала бескорыстно. Просила только никогда не обращаться в беде и болезни к ворожеям, говорила так: «Для того, кто вошел добровольно в союз с силой зла, занялся чародейством, выхода нет. Нельзя обращаться к бабкам, они одно вылечат, а душе повредят».
Исцеляя больного, матушка Матрона требовала от него возвращения к Богу, веры, искупления грехов.
Молитвы Блаженной Старице Матроне Московской
О блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих, с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи; да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетнем мире сем и нигдеже обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных: исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства диавола, страстно воюющаго, помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потеряти в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним; помози нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небеснаго со всеми угодившими Богу, прославляюще милосердие и благость Отца Небеснаго, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Старцы, о которых рассказывается в этой книге, известны многим верующим. Трое из них, слава Богу, продолжают жизненный путь и подвижническое служение, другие почили совсем недавно. Могилы их стали местом паломничества, где верующие находят защиту и исцеление.
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
- Recent Entries
- Archive
- Friends
- Profile
- Memories
Почитайте, статья из журнала “Покров” №8 (524) 2014 года, в интернете ее нет