Армянская апостольская церковь: догмы и основные аспекты, отличие от православной

Армянская апостольская церковь

Религия и Церковь Армении считаются первоапостольскими, то есть — непосредственно полученными от святых апостолов, учеников Иисуса Христа. Церковь иногда называют Армяно-григорианской, но среди духовенства самой Апостольской Церкви это название не используется.

Религия и Церковь Армении считаются первоапостольскими, то есть — непосредственно полученными от святых апостолов, учеников Иисуса Христа. Церковь иногда называют Армяно-григорианской, но среди духовенства самой Апостольской Церкви это название не используется.

Армянская Церковь: отличия от Православия

Православная Церковь признает 7 Вселенских Соборов. Армяне – только первые 3 дохалкидонских Вселенских Собора: Первый (в Никее в 325 году), Второй (в Константинополе в 381 году), Третий (в Эфесе в 431 году). Соответственно, Православная Церковь признает божественную и человеческую природу Иисуса Христа, Армянская только божественную.

В Армянской Церкви существует матах – традиция, подразумевающая приношение дара Богу через милостыню. Этот обряд чаще всего происходит в виде большой трапезы для нуждающихся, бедных и больных. Приглашать на нее своих близких запрещается. Матах является не догматическим установлением Армянской Церкви, а благочестивой традицией.

На Литургии в Армянской Церкви используется пресная просфора (Ншхар), в Православной – квасная.

Крестятся армяне слева направо, тогда как православные справа налево.

Отличается и армянский крест. На нем редко можно увидеть распятого Христа, зато на можно увидеть листья. Они символизируют жизнь, через Спасителя побеждающую смерть.

В Армянских храмах нет иконостаса и все священнодействия в алтаре совершаются на виду у молящихся в храме, кроме богослужений на Страстной Седмице. В Православных храмах алтарная часть отделена от основной части храма иконостасом. Также характерно малое количество икон в армянских церквях, домашняя молитва совершается перед распятием. В православных церквях особо почитаются образы Бога и Его святых угодников. Поэтому зачастую в храмах присутствует множество различных икон.

Если армянский священник овдовел, то ему разрешается жениться повторно. В Православии священнослужителю допускается лишь один брак.

В наши дни между Русской Православной Церковью и Армянской Апостольской ведется традиционный диалог о двух природах Спасителя. Но к общему решению прийти пока не удается. Православному христианину запрещается причащаться в Армянской церкви и участвовать в других церковных Таинствах. Но при переходе из Армянской Церкви в Православие повторное крещение не требуется. Совершается лишь Таинство Покаяния, чаще всего сопровождаемое миропомазанием.

Армянская Церковь

Армянская церковь — одна из древнейших христианских общин. В 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Уже много веков между нами нет церковного единства, но это не мешает существованию добрососедских отношений. На прошедшей 12 марта встрече с послом Республики Армения в России О.Е. Есаяном, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Наши отношения уходят вглубь веков… Близость наших духовных идеалов, единая нравственная и духовная система ценностей, в которой живут наши народы, являются фундаментальной составляющей наших отношений».

Читатели нашего портала часто задают вопрос: «В чем различие между православием и армянским христианством»?

Протоиерей Олег Давыденков, доктор богословия, заведующий кафедрой восточно-христианской филологии и восточных Церквей Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета отвечает на вопросы портала «Православие и мир» о дохалкидонских церквях, одной из которых и является Армянская церковь.


Православная Церковь исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две природы – божественную и человеческую. Несторианство учит о двух лицах, двух ипостасях и двух природах. Монофизиты же впали в противоположную крайность: во Христе они признают одно лицо, одну ипостась и одну природу. С канонической точки зрения различие между Православной Церковью и монофизитскими церквами заключается в том, что последние не признают Вселенские Соборы, начиная с IV-го Халкидонского, который принял вероопределение (орос) о двух природах во Христе, которые сходятся в одно лицо и в одну ипостась.

Армянская апостольская церковь: отличие от православной. Основные аспекты

Одной из самых древних христианских общин считается армянская церковь. Её истоки начинаются еще в 4-м веке. Именно Армения является первой страной, где христианство было признано государством. Но шли тысячелетия, и сейчас уже видны те противоречия и различия, которые имеют русская и армянская апостольская церковь. Отличие от православной церкви стало проявляться в 6-м веке.

Отделение апостольской армянской церкви произошло по следующим обстоятельствам. В христианстве неожиданно возникла новая ветвь, которую отнесли к еретичеству, — монофизитство. Сторонники этого течения считали Иисуса Христа Богом. Они отрицали сочетание в нем божественного и человеческого. Но на 4-м Халкидонском Соборе монофизитство признали ложным течением. С той поры апостольская армянская церковь оказалась в одиночестве, так как она до сих пор смотрит на происхождение Христа не так, как обычные православные христиане.


Отделение апостольской армянской церкви произошло по следующим обстоятельствам. В христианстве неожиданно возникла новая ветвь, которую отнесли к еретичеству, — монофизитство. Сторонники этого течения считали Иисуса Христа Богом. Они отрицали сочетание в нем божественного и человеческого. Но на 4-м Халкидонском Соборе монофизитство признали ложным течением. С той поры апостольская армянская церковь оказалась в одиночестве, так как она до сих пор смотрит на происхождение Христа не так, как обычные православные христиане.

Расхождение с православием

В настоящее время, несмотря на дружеские отношения между Православной и Армянскими церквями, нет евхаристического общения. Это значит, что их священники и епископы не могут служить вместе литургию, а миряне — креститься и причащаться. Причиной этому служат различия в вероучении или догматах.

Простые верующие, не изучающие богословия, могут не знать об этих преградах или не придавать им значения. Для них важнее обрядовые различия, причиной которых является история и национальные обычаи.


Учение монофизитов было разобрано и осуждено на I. V. Вселенском соборе, где было принято учение о двух природах Христа — божественной и человеческой. Это означало, что Христос, оставаясь Богом, принял при рождении настоящее человеческое тело и испытал не только голод, жажду, страдания, но и душевные терзания, свойственные человеку.

Православная ли Армянская Апостольская Церковь?

Представления о том, что в действительности нет большой разницы и, в конце концов, все Церкви говорят об одном и том же, мягко говоря, далеки от истины. В действительности Армянская Апостольская Церковь имеет серьезные основания утверждать, что сохранила особую верность апостольской традиции. Каждая Церковь взяла себе особое имя, Армянская называет себя Апостольской. На самом деле название каждой из Церквей гораздо длиннее, чем просто Католическая, Православная, Апостольская. Наша Церковь называется Армянская Апостольская Православная Святая Церковь (Православная – в смысле истинности веры). Посмотрите, сколько определений, но мы чаще всего употребляем одно, самое близкое и родное нам и самое характерное.

Веками нашей Церкви приходилось отстаивать чистоту догматов веры. В 451 году не только Армянская Церковь, но и другие Восточные Православные Церкви — Коптская, Сирийская, Эфиопская — не приняли решения Халкидонского собора, имея на то существенные догматические причины. Были серьезные основания для опасений, что Халкидон восстанавливает подвергнутое осуждению на Третьем Вселенском Эфесеком Соборе — в первую очередь ересь Нестория.

Главная причина разногласий в том, что армяне предпочли остаться верными богословской традиции александрийской школы, основанной великим подвигом в первую очередь Свв. Афанасия Великого и Кирилла Александрийского. Только после смерти последнего удалось провести в жизнь решения, принятые Халкидонским собором. Собором руководили не священнослужители, а сам император Маркиан и императрица Пульхерия. Надо признать, что Халкидон лишь подтвердил уже существующие богословские противоречия между александрийской и антиохийской школами. Эти расхождения имели корни в разных духовно-культурных пластах, они возникли в результате столкновения целостного религиозного созерцания Востока и дифференциального эллинистического мышления, единства и дуализма исповедания Спасителя, конкретного и обобщенного восприятия человеческой реальности Христа.

Армяне остались верными постановлениям трех Вселенских Соборов, которые без искажений определили веру, идущую из апостольского периода. Мы не имели империи, даже не имели времени на передышку, вынужденные постоянно вести борьбу за существование. Мы не пытались приспособить христологию к имперским амбициям, к служению империи. Христианство было для нас главным, ради него мы готовы были отдать то, что имели — таким имуществом главным образом была жизнь. Что касается церквей, с которыми, к сожалению, мы не имеем евхаристического общения, надо брать у них все лучшее. Хорошего там много, особенно в русской духовной литературе, в удивительных свидетельствах духовной жизни. С русским народом у нас особая духовная близость. Мы постоянно молимся для восстановления евхаристического единства Церкви Христа. Но пока этого не произошло, каждый должен быть в своей духовной реальности. Это не означает, что мы запрещаем нашим верующим ходить в русско-православные храмы. Слава Богу, нам не присущ такой фанатизм. Можно войти, поставить свечку, помолиться. Но во время воскресной литургии надо быть в своей Церкви.

Иногда возникает спор, когда армяне сами могут доказывать, что они не православные. Это создает абсурдную ситуацию – человек фактически сам утверждает, что его вера не истинна. Православные в России не считают армян православными. То же самое отражено в нашей богословской традиции — мы признаем православие только пяти восточных церквей — нашей, Коптской, Эфиопской, Сирийской, Индийско-Малабарской. Халкидонские Церкви, с точки зрения вероучения ААЦ, не считаются православными. В нашей богословской литературе они именуются просто Греческая Церковь, Римская Церковь, Русская Церковь и Т.п. Правда, и нашу Церковь мы можем тоже коротко называть Армянской.

Конечно, Церкви имеют свое официальное название, и в официальных взаимоотношениях мы их называем так, как они сами себя именуют. Но, сознавая все различия между нами и православными-халкидонитами, нельзя уклоняться от утверждений о том, что у нас православная, иначе говоря, правильная, истинная вера.

Отец Месроп (Арамян).

Из интервью журналу «Анив»

Также см. по теме: «Различие и родство Церквей» /А. Меружанян.

Отец Месроп (Арамян).

Армянская апостольская церковь: догмы и основные аспекты, отличие от православной

Основные разногласия армянской «церкви» с Православием состоят в следующем:

Православная церковь

Православная церковь — второе по величине течение христианства после католицизма. Несмотря на частое заблуждение, раскол христианства на католичество и православие, хотя и назревал начиная с 5 века н. э., произошел только в 1054 году.

Неофициальное разделение сфер влияния привел к возникновению двух больших регионов Европы, которые вследствие религиозных различий, пошли разными путями развития. В сферу влияния православной церкви попали Балканы и восточная Европа, в том числе и Россия.


Несмотря на столь раннее отделение от единого христианского движения, между армянской и православной церковью всегда происходил культурный обмен. Это связано с тем, что частичная изоляция Армении во время распространения ислама, отделила ее от значительной части христианского мира. Единственное «окно в Европу» сохранялось через Грузию, которая к тому времени уже стала православным государством.

Матах — приношение в благодарность Богу

Один из важнейших обрядов ААЦ — матах или угощение, благотворительный обед. Некоторые путают этот обряд с животным жертвоприношением. Смысл состоит в подаянии милостыни бедным, что является приношением для Бога. Матах совершается в качестве благодарения Бога за благополучный конец какого-то события (выздоровление родного человека) или, как просьба о чем-либо.

Для проведения матаха закалывают скот (быка, овцу) или птицу. Из мяса варят бульон с солью, которую заранее освятили. Мясо ни в коем случае не должно остаться недоеденным до следующего дня. Поэтому его делят и раздают.

Кафедральный собор в Эчмиадзине. Католикосат всех армян.

Православная церковь

Православная церковь — второе по величине течение христианства после католицизма. Несмотря на частое заблуждение, раскол христианства на католичество и православие, хотя и назревал начиная с 5 века н. э., произошел только в 1054 году.

Неофициальное разделение сфер влияния привел к возникновению двух больших регионов Европы, которые вследствие религиозных различий, пошли разными путями развития. В сферу влияния православной церкви попали Балканы и восточная Европа, в том числе и Россия.


Несмотря на столь раннее отделение от единого христианского движения, между армянской и православной церковью всегда происходил культурный обмен. Это связано с тем, что частичная изоляция Армении во время распространения ислама, отделила ее от значительной части христианского мира. Единственное «окно в Европу» сохранялось через Грузию, которая к тому времени уже стала православным государством.

Блудливые глаза

Бывало ли с вами такое: вы идете по улице или едете в автомобиле, в общественном транспорте, и ваши глаза «блуждают», т.е. все время чего-то ищут! И повсюду в глаза бросается одно и то же: плоть, которую девушки, обольщенные сатаной, нарочито выставляют напоказ!

Хотя и мужчины, и женщины одинаково могут страдать от этого греха, мужчины, вероятно, более склонны к нему. Нельзя представить себе ничего более низкого, чем муж, который блудит глазами прямо в присутствии своей жены!

Это происходит в нашем мире все больше и больше. Это – внутренняя битва, которую ведут все: адвокаты, врачи, политики, люди всех сословий и национальностей. Многие тайно совершают такой грех, ни в коем случае не желая, чтобы кто-либо узнал об этом.

Читайте также:  Апокриф: определение и значение в православии, история и аспекты, типы, отличие от канонической литературы

Почему же существует такое греховное влечение даже у тех, кто посвятил себя Господу и старается жить в святости? Откуда эти блудливые глаза?

ВОПРОС ЖИЗНИ И СМЕРТИ

Проблема блуда глазами есть следствие более глубокой проблемы, которая кроется в сердце. Богу нужно проделать в нас определенную работу, чтобы мы, наконец, увидели, что еще не все в порядке с нашими сердцами, что в них кроется корень, который является изначальной причиной для таких похотливых глаз. «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Пр.4:23).

Мы не относимся к этому делу настолько серьезно, насколько относится к нему Иисус. Он возводит похоть очей в вопрос жизни и смерти. Это нечто, с чем нужно решительно покончить, раз и навсегда, в страхе Божием. Мы должны, наконец, понять, что такой грех может привести нас в ад, если мы не покончим с ним окончательно.

В Писании есть одно место, которое не давало мне покоя много лет. Вот оно: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф.5:29). Эти слова Иисуса показывают нам, насколько серьезно Он относится к проблеме блудливых глаз. Иисус сказал, что соблазняющий глаз должен быть вырван!
Иисус снова говорит о том же чуть дальше, в восемнадцатой главе Евангелия от Матфея. Дважды в одной книге!

«ЕСЛИ ТВОЙ ПРАВЫЙ ГЛАЗ СОБЛАЗНЯЕТ ТЕБЯ…»

Почему Иисус говорит именно о правом глазе? Разве левый глаз видит не то же самое? Правая сторона символизирует всепобеждающую власть. Итак, ваш правый глаз – это любая похоть, которая победила, взяла власть над вашим телом. Грехи правого глаза, – это грехи, имеющие корни в нас, и именно поэтому так легко вновь овладевающие нами. Этот правый глаз становится правым глазом плоти, подминающим вас под себя, когда вы уступаете ему как «орудию неправды».

Для некоторых он становится всепобеждающим глазом воображения. Это – проклятие многих браков: мужья или жены постоянно мечтают о чем-то лучшем, питая свой порочный глаз, который сосредоточен на какой-нибудь мечте или фантазии. Они не в состоянии верить в то, что Бог может совершить чудо исправления их такой несовершенной жизни, потому что живут с ложным убеждением в том, что в мире где-то есть Мистер или Миссис Совершенство! Эти фантазии и мечтания могут разрушить окончательно то, что еще осталось от вашего брака.
Иисус говорит просто и ясно: «Довольно! Хватит предаваться греховным фантазиям! Хватит грязных журналов и фильмов! Хватит блудить глазами! Не позволяй больше этой похоти брать верх над тобой. Вырви ее из твоего сердца!» Иисус не делает никаких исключений; Он просто говорит: или удалите от себя похоть, или вас ждет погибель: «ибо лучше для тебя, чтобы один из твоих членов погиб, чем чтобы все тело было ввержено в геенну».

Вы можете сколько угодно молиться, взывать о милости, оправдывать свой грех, говорить о беспомощности перед этим злом, даже утверждать, что это дело Божье, а не ваше, но Иисус сказал однозначно: «Ты сам должен вырвать его, ты сам должен отбросить его от себя!»

Нам Бог никогда не велит делать невозможное, а просто мы не хотим бороться с грехом. Наоборот, усаживаемся поудобнее в кресло перед телевизором, включаем что-нибудь порочное, смотрим это и потом молимся: «Бог, где же Твоя сила? Избавь меня от желания смотреть подобные вещи!»

МЫСЛЕННОЕ ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ – ТА ЖЕ ИЗМЕНА

Послушайте предупреждение Христово: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28). Большинство людей согласны с тем, что тайная любовная связь на стороне греховна, подрывает доверие в семье и рушит брак. Но просмотр порочных журналов, будь то женских или мужских, страсть к картинкам, возбуждающим похоть, – то же, что тайная связь. Просматривая порочные журналы, вы проявляете ту же самую неверность! Это все равно, как если бы вы побывали в физической близости с другой женщиной. Ваше мысленное прелюбодеяние уничтожит хорошие отношения с супругой или супругом.

Мысленное прелюбодеяние наносит непоправимый ущерб браку, так как вы начинаете сравнивать вашего мужа или жену с тем, что вы видели, и это сравнение никогда не бывает в пользу мужа или жены. Дьявол тогда говорит вам: «Он или она слишком толстая! Посмотри, за кого ты вышла замуж (или на ком ты женился)!» Теперь вы начинаете смотреть по сторонам, ваши глаза блуждают, потому что он или она уже не могут удовлетворить вас. Сатана развратил ваш разум, заставив вас чувствовать себя обманутыми.

ОДИНОКИЕ – НЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ

Что касается вопроса онанизма, то Слово Божье называет это грехом против самого себя, потому что при указанном грехе задействовано воображение и мысленный блуд. Павел, будучи сам одиноким, говорил: «Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор.9:27). Павел сказал: «. ничто не должно обладать мною» (1Кор.6:12). Опасность для одиноких, как, впрочем, и для состоящих в браке, кроется в том, что эти похоти и привычки начинают контролировать тело, постепенно беря власть над ним. «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:18-20).

Одиноким или разведенным женщинам Он говорит: «Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего. Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его; и Искупитель твой – Святой Израилев: Богом всей земли назовется Он. Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой» (Ис.54:4-6).

МРАЧНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Если та похоть, разжиганию которой способствуют блудливые глаза, не будет вырвана с корнем, то все в тебе станет сплошной похотью!

«Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Лк.11:34-35).

Почему Иисус так настойчив, так непреклонен в том, чтобы этот «похотливый глаз» был вырван с корнем и удален раз и навсегда? Потому что Он знает, какая страшная тьма и безысходность приходит в жизнь из-за него.

Практически все, что вы делаете, окажется омрачено похотью. Вы будете неспособны слышать Слово Божье. Тот свет, который, как вы думаете, есть в вас, станет тьмой. Ваш разум будут посещать самые греховные мысли. Вы начнете лгать и закрывать на все глаза, называя зло добром, и все ваши пути станут извращенными! Вы возразите: «Я не могу перестать смотреть, – я не могу освободиться от этого». Иисус не сказал, что освободиться будет просто, Он сказал, что это возможно. «Лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный» (Мф.18:8). Это означает, что вы можете выйти из плена этой похоти с разбитым сердцем или с искалеченной душой. Но здесь выбирать не приходится, – либо это, либо ад! Да, в вас что-то умрет, но это что-то должно уйти, иначе оно станет проклятием для вашей души и погубит вас.

Иисус сказал: «Вырви его и брось от себя!» Аминь!

ОДИНОКИЕ – НЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ

Словари русского языка

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

Как бороться с похотью и блудной страстью?

10 ноября 2011 | ПРОЧТЕНИЙ 6,348 | ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

Не позволяй глазам своим блуждать туда и сюда, и не всматривайся в чужую красоту, чтоб с помощью глаз твоих не низложил тебя противник твой. Укоризна монаху – блуждающее око. Блуждающее око причиняет много скорбей тому, кто следует за ним. Если не воздержишься от скитания очей , то не проложишь прямых стезей целомудрия.

Если возлюбишь воздержание, то обуздаешь демона блуда. Кто питает плоть тела своего, тот питает злые похоти, и срамные помыслы не оскудеют у него. Кто обуздывает очи свои, тот сделается легким; а у кого взор блуждает, тот соберет на себя бремя. Ибо сказано: волнение похоти развращает ум незлобивый (Прем.4:12).

Если по увлечению дашь глазам волю смотреть на суету, то скорее останови, их, чтоб не впасть в срамоту плотоугодия.

При распалении плоти не касайся тела, чтоб не произвести сильнейшего распаления. Будь внимательный к себе, монах, будь внимателен, встречаясь с женщинами. Бегаешь змеи, угрызающей тело, паче бегай женщины, которая угрызает душу. Кто занимается красотою женщины, тот в душе своей насаждает пожелание красоты ее, а кто замедляет у дверей дома ее, тот уподобляется идущему по льду; потому что недалеко от него поползновение. Что два борца, то монах в обществе с женщиною. Но трезвенный соберет корысти, а сам не будет окраден.

Не склоняй слуха своего к речам срамным, чтоб не осквернился ум твой. Якоже бо сим очима (Прит.25:20), так и срамное слово вредно душе.

Если беспокоит тебя дух блуда, запрети ему, говоря: “Господь да потребит тебя, исполненный зловония, бес нечистоты”. Ибо знаем сказавшего: мудрование плотское вражда на Бога (Рим.8:7).

Всякий, кто любить чистоту и целомудрие, делается храмом Божиим. Кто храм Божий растлит, растлит сего Бог (1Кор. 3:1-7), говорит Божественное Писание. Как псу, усильно протився демону блуда; никак не соглашайся увлечься таким помыслом; потому что от искры много бывает угольев, и от худой мысли умножатся худые пожелания. Старайся истреблять воспоминание о них паче зловония тинного. Как благоухание веселит обоняние, так и Дух Святый увеселяется чистотою и обитает в человеке. Как свинье приятно валяться в грязи, так и бесы находят для себя приятность в блуде и нечистоте.

В чистоте обитает великий свет, и радость, и мир, и терпение; а в блуде обитают печаль, уныние, ненасытный сон и густая тьма. Возлюби, монах, чистоту в любви Христовой; она также, прилична житию твоему, как плотнику прилично иметь скобель.

Один монах, терпя от блуда, запрещал бесу, говоря: “иди во тьму, сатана! разве не знаешь, что хотя и не достоин я, однако ношу члены Христовы”? И тотчас мгновенно прекращалось распаление (как будто кто, дунув, погашает светильник); почему он сам в себе дивился этому, и прославлял Господа.

Для чего с такою небоязненностью любишь наряжаться? Послушай, что говорит Апостол: похотей юных бегай (2Тим.2:22), Разве не знаешь, с каким врагом борешься? Разве не знаешь, как тяжко быть сетью для другой души? Как не размыслишь, какую гнилость и какое тление наследуют делающие подобные дела? Желательно мне сделать тебе известным, что если внешний человек и наряден, но жилище души осквернено; то красота его не замедлит повредиться. А если приобретешь душевную красоту, то из этой красоты, и из этого света излиется нечто и на внешнего человека, и такая красота бывает постоянна!

Кто украшает одежды свои и наполняет чрево свое, тот потерпит много браней; а трезвенный страшен противникам.

Если во время работы потревожит тебя дух блуда, не обленись простереть руки свои на молитву, и молитва веры противостанет за тебя. Подавляй в себе похоть, пока она не подавила тебя; потому что покоряющихся ей приводит она во дно адово.

Люби мир и святыню (чистоту), чтоб сподобиться узреть лицо Господа Бога. Удерживайся, брат, от шуток, чтоб не сделали они тебя бесстыдным; бесстыдство же есть матерь непотребства. Не ходи в келлию к упивающимся, чтоб не погубить тебе внезапно богатства целомудрия.

При воспламенении в теле похоти, приводи себе на мысль неугасимый огнь и нескончаемого червя, и тотчас угаснет разжжение членов; иначе, расслабев, будешь побежден и станешь раскаиваться, и обымет тебя огонь скорбью раскаяния, и привыкнешь грешить, хотя будешь раскаиваться. Вначале постарайся быть строгим ко всякому движению пожелания сего, чтоб не преодолеваться им, и не привыкнешь уступать над собою победу в брани. Ибо привычка – вторая природа.

Читайте также:  Православные старцы: кто это и чему учат, советы и пророчества, наставления

Привычка к послаблению никогда не даст тебе приобресть строгость. Она всегда созидает и разоряет, грешит и раскаивается. Если привыкнешь расслабевать, когда нападают на тебя, то надписью в рукописании твоем в век века будет: раскаяние. Кто привык уступать над собою победу пожеланию, того всегда обличает совесть его; он во, всякое время печален, и хотя при других показывает веселое лицо, но внутренне уныл по причине обличения совести своей. Ибо обыкновенное достояние похоти – сообщать мучительную печаль исполняющим ее.

Поэтому внимай всею душою твоею, всегда имея в себе Бога. Будь внимателен к себе самому, и старайся до смерти соблюсти себя чистым, чтоб с дерзновением и радостью встретить тебе бессмертного Жениха. Чти девство; и оно введет тебя в небесный чертог. Посему сказал Апостол: обручих вас единому мужу, деву чисту, представити Христови (2Кор.11:2).

Охраняй тело от греха, чтоб не солгать пред Создателем; потому что принесли мы себя в дар Господу, и не имеем уже власти над телом своим, и не можем взять дара назад, по собственной свей воле.

Если кто, дав обет Богу, принес дар Господу, и иерей, взял дар, положил оный в храме, то хотя бы принесший дар сей и раскаялся после, не имеет уже он власти взять дар назад по принесении оного Господу; а если вознамерится похитить оный тайно, то не будет свободен от обвинения, как взявший свою собственность, но понесет наказание как святотатец. Подобно сему и посвятившие души свои Богу не имеют уже власти над собственным своим телом.

Берегись худого совета. Ибо бывает, что отпадшие от добродетели усиливаются запнуть и других, чтоб не одним валяться в непотребной жизни. Говорят они с приятностью, чтоб послушных им, отвлекши от целомудрия, погрузить в грехи. Сами подвергшись падению, не только не хотят они восстать, но и другим намеренно бывают в соблазн, – на падение и растление. И диавол пользуется ими, как приманкою на уде. Гроб отверст гортань их, преданных в стрости безчестия (Рим.3:13; 1:26). Берегись их, чтоб они не сожгли тебя мягкими речам своими.

О том, чтоб не упиваться вином и не проводить времени с женщинами, излишне и говорить; так как всякий сам ясно видит, сколько чуждо это добродетели, И не в этом только одном необходимом беречься устремления бесов, но и с мужчинами не должно вести разговоров изнеженных, могущих возбудить похотную сласть, и повлечь душу в погибель. – От свидания с женщинами отказываемся мы не потому, чтоб почитали женщин лукавыми, но потому, что чрез свидание и беседу с женщинами врагу легко нас низложить и довести до преступления заповеди Божией.

Нам же надобно отвсюду беречься приражения лукавых духов, возлагая надежду на всеоружие и силу Святого Духа. Кто запирает от врага одну дверь, а две отворяет ему, и думает о себе, что он в безопасности, тот обманывается. Нет; отовсюду необходимо себя обезопасить, и не давать предлога ищущему предлогов.

Если восстанет в тебе плотская брань, не бойся и не падай духом. Этим придашь против себя смелости врагу, и он начнет всевать в тебя соблазнительные мысли, внушая: “не возможно прекратиться в тебе разжжению, если не удовлетворишь своей похоти”. Но терпи пот ради Господа, с плачем излей молитву свою пред благостью Его, и Он услышит тебя и, возведет тебя от рова страстей, т.е. нечистых помыслов и от брения тины, т.е. срамных мечтаний, и поставит нозе твои на камени святыни (чистоты) (Пс.39:1-3), и узришь пришедшую к тебе от Него помощь, Терпи только, не расслабевай помыслом, не приходи в изнеможение, вычерпывая воду из ладьи: потому что пристань жизни близко. Еще глаголющу ти, речет: се приидох (Ис.58:9).

Но Он выжидает, чтоб увидеть подвиг твой, точно ли даже до смерти готов ты противоборствовать греху. Итак не малодушествуй; Бог не оставит тебя. Он взирает на твой подвиг; смотрят на оный и лики Св. Ангелов, и толпа бесов. Ангелы готовы подать венец победителю; а бесы – покрыть стыдом побежденного. Будь же внимателен. Не опечаль своих (Ангелов), и не обрадуй чужих (бесов).

Не то беда, что борют нас страсти, и мы должны бороться с ними; но то бедственно, если поблажив себе, падем пред сопротивниками. Противостой же палящей тебя похоти, чтоб избежать никогда неугасающего пламени. Если раз победит тебя страсть, то не отступит, но еще более будет нападать на тебя. Будь же внимателен к себе, чтоб не лишиться тебе славы Лица Божия.

Смотри не будь уловлен кратковременно сластью, чтоб не лишиться вечной жизни. Призван ты быть купцом; вполне трезвись, чтоб не потерять тебе жемчужины, чтоб враг не похитил твоего сокровища, и не потопил корабля твоего с грузом, и чтоб не возвратиться тебе домой ни с чем. Враг, зная, какую славу приобретают себе у Бога хранящие себя от скверн плоти, сильно борет его помыслами, желая опутать ими человека, чтоб, увлекшись ими, не получил он будущей славы. И если найдет душу, отвергающую непотребные помыслы, то не часто нападает на нее, но и не вовсе отступает от нее.

Скорее же идет туда, где, как только толкнет, тотчас отворяют ему; и оскверняет тело и душу самыми нечистыми пожеланиями у не сопротивляющегося ему; наконец, будто добрый совет, внушает ему такую мысль: “лучше тебе идти в мир, и взять сожительницу, нежели таким образом сокрушать плоть свою”. Но ничто подобное не приближается к трезвенному. Посему будь внимателен к себе, чтоб ничто подобное не постигло тебя.

Убежищем от сладострастия служит, – во-первых, часто и трезвенно молиться, а потому представлять владычество уму и чистой мысли, не произносить бесчинных слов, несообразных с благоговейным устроением духа, в той уверенности, что Господь есть непогрешительный Судия. Внимательность ума и ожидания суда уничтожит внутреннее щекотание и иссушит усиливающуюся похоть; и в таковой душе произойдет тишина (улягутся похотливые движения).

Когда ложишься спать, не подстилай под себя сверх потребности; потому что нега естественным образом может распалить тело твое и сильно разжечь угль сладострастия. Блажен, кто блюдет тело свое во святыню Спасителю, и не постыдил души своей делами чуждыми, но пребыл благоугодным Господу. Блажен, кто возненавидел дела гнусные и постыдные, и принес себя самого в жертву живую благоугодную Господу.

Вредно монаху разделять общество с женщиной. А к девственнице вовсе не приближайся, ежели только есть еще в тебе мысль о плотском. Монах, который вместе с женщинами проводит время за вином, ничем не рознится от кидающегося в огонь. Бегай встречи с ними, как серна бежит от тенет.

Не должно монаху с особенною тщательностью мыть тело или ноги. Как сластолюбцы в изяществе тела и одежды ищут себе удовольствий, так подвижник благочестия противоположным сему ополчается на сопротивников.

Брань, возбужденная рассеянным оком, и в присутствии и в отсутствии предмета разжигает душу похотью. Даже и во сне представляет предмет сердцу; потому что бесы живописуют искусственную вещь в мысли, и занимают ум, возобновляя образ искусственного предмета, виденного прежде очами человека. Сего-то ради молится Пророк: отврати очи мои, еже не видети суеты.

Когда бес начнет начертывать в тебе искусительный предмет, и напишет в уме твоем красоту женщины, некогда виденной тобою, введи внутрь страх Божий, и вспомни о спящих во грехах, – помысли о дне исхода своего, когда душа твоя будет разлучаться с телом, – представь тот страшный и в трепет приводящий глас, который услышат нерадевшие о правде, и не соблюдшие заповедей Христовых: отъидите от Мене проклятии в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф.2:41), – представь и червя неусыпающего и муку нескончаемую.

О сем помышляй и припоминай, – и рассеется в мысли твоей вожделение наслаждения, как тает воск от лица огня; ибо бесы и мгновения не могут постоять против страха Божия. Если придет нужда дойти до селения, то не развлекай себя беседой с женщинами, иначе душа твоя увлечена будет подобно, поглотившему уду. Трезвись тогда паче: потому что падение от тебя недалеко. Если будешь внимать себе, будешь как в пристани. В благоговении и страхе Божием борись с искушением.

Бесстыдство – матерь блуда. Женщины, если увидят, что обходишься с ними вольно и говоришь о пустом, то, побудив еще к худшему, доведут тебя до падения. Но смотри и за тем, чтоб другие под видом сокрушения и благоговения не расслабили ума твоего речами своими. Некто из Святых сказал: длят они речи, покушаясь преклонить тебя на страсть.

Если приметишь, что какой-нибудь помысл влечет тебя на свидание с отроком или красивою женщиною, то знай, что приближаешься к вражиим сетям. Если и по вразумлении (не делать этого), не оставляешь своего намерения, то знай, что ты уже опутан сетями, и нелегко тебе преодолеть сластолюбие. Скажешь ли: “я не терплю от сего вреда”. Но возможно ли ходить по угольям горячим и не обжечь ног.

Если хочешь быть целомудренным, храни воздержание, и прерви вредные свидания. В какой мере приближается человек к тому, что производит соблазн, в такой мере невозможно сердцу его пребыть без смятения помыслов и воспламенения лукавых пожеланий; потому что видимое лицо и речи возбуждают его к страсти.

Как губка, поднесенная к чему-нибудь влажному, раздувается и вбирает в себя влагу, так и человек, нетвердый помыслом, если сближается или долго беседует с рассуждающими по плотски, вбирает в себя вред; посему, упившись сим, и без вина делается опьяневшим, и от того самого, что наполнен уже вредным, не принимает духовного слова.

Желающему исправиться и утвердиться в чистоте, надобно крепко взяться за целомудренный помысл, плоть изнурять добрыми трудами и непрестанным памятованием о Боге, очистить мысль от всего худого и срамного. Чрез сие ум наш исполняется благодатью; обитающая же в уме и обладающая им благодать Божия заграждает злокозненным врагам доступ к нему, когда они покушаются войти.

Корень похоти бесстыден. Если посекаешь его каждый день, то он прозябает каждый час. Вырви совсем корень похоти из сердца своего, чтоб не прозябла и не вырастала она ежечасно. Если тысячу раз посечешь ее, она двукратно большее число раз будет отрождаться, – пока совершенно не вырвешь ее корня.

Будь внимателен к себе, чтоб вместо Святого и Пречистого Владыки не ввести тебе в храм скверного врага, и чтоб не был растлен храм твой бесстыдством сего врага, ненавистника добру. Он бесстыден и упрям в своем намерении, многократно выгоняешь его вон с упрёком, но он бесстыдно усиливается войти. Если введешь его в храм свой, Бог оставит тебя. И храм твой преисполнится всякой нечистоты, зловония и мрака (Добротолюбие том 2)

Для чего с такою небоязненностью любишь наряжаться? Послушай, что говорит Апостол: похотей юных бегай (2Тим.2:22), Разве не знаешь, с каким врагом борешься? Разве не знаешь, как тяжко быть сетью для другой души? Как не размыслишь, какую гнилость и какое тление наследуют делающие подобные дела? Желательно мне сделать тебе известным, что если внешний человек и наряден, но жилище души осквернено; то красота его не замедлит повредиться. А если приобретешь душевную красоту, то из этой красоты, и из этого света излиется нечто и на внешнего человека, и такая красота бывает постоянна!

Что такое скука и как с ней бороться

Часть 1. Что такое скука.

Как думаете, а переживание скуки тоже скучное?

У итальянского писателя Альберто Моравия есть целый роман об этом переживании, так и называется — «Скука» (вот умеют писатели из чего-то очень унылого сделать вполне себе интересный роман ‍♀).

Что же такое — скука?

Скука — это когда с окружающим миром будто пропала связь. Я вижу, что в мире что-то есть, но не могу вступить с этим в отношения. От того, что это что-то в мире есть, мне ни хорошо, ни плохо — мне никак. Можно даже сказать, что это что-то для меня будто не существует.

Представьте: вечер пятницы, перед вами стоит бокал, наполненный красным вином. Вы медленно пьёте из него, наслаждаетесь, замечаете теплоту, разливающуюся внутри. Вкус вина и его запах имеет множество оттенков; вы расслабляетесь и вам это нравится.

Кажется, с этим красным у вас вырисовываются приятные отношения на вечер.

Читайте также:  Мощи святой Матронушки: где находятся и как проехать, часы посещения, история, как приложиться и о чем просить

Но вот бокал пустеет, вы ополаскиваете его водой и оставляете в стороне. Какой он теперь, этот бокал? Обычный, бокал как бокал. Какой угодно. У вас нет к нему никакого отношения. Как только вы оставляете его, вы легко можете забыть о его существовании.

Бокал, не имеющий ко мне никакого отношения, не вызывает ничего, кроме скуки. Как тонко подметил Альберто Моравия, «скука — это прежде всего выражение некоммуникабельности». Вы ничем не связаны с этим бокалом.

С бокалом все просто. А что если это человек, ваша работа? Бывало у вас такое чувство, что вы вроде бы включены в коммуникацию с кем-то, а на самом деле выключены? Вы что-то говорите человеку, но вам все равно. Через пять минут, вы не вспомните ни человека, ни разговора. То ли человек был скучный, то ли разговор.

А если таких моментов в жизни много, то приходит ощущение, что жизнь какая-то скучная. И от этого может стать больно. А ещё может захотеться разнообразить как-то эту жизнь, развлечь себя.

Но такое переживание скуки просто так развеять нельзя. Скука не противопоставляется развлечениям.

Состояние скуки проходит только тогда, когда мы вступаем в отношения — с предметами, с другими людьми, с собой, с миром.

Что же тогда получается:

  • Если вы страдаете от скуки, от отсутствия чувства связанности, от это «всё никак» — развлечения картину кардинально не изменят.
  • Локально относительно каких-то тем разговора, предметов, людей мы всё равно будем испытывать скуку. Невозможно находиться в отношениях со всем. Переживать обо всём. И действительно, что плохого в том, чтобы не думать об отставленном в сторону бокале?
  • А иногда скука может выступать в роли анестезии, помогая нам не переживать что-то близко к сердцу. Уйти на дистанцию от чего-то, что может сильно ранить или напугать. Например, у нас может пропасть интерес обсуждать каждый день карантин или расставание с бывшим.

Часть 2. Как обходиться с переживанием скуки.

Помните фразы типа «смотреть — но не видеть», «слушать — но не слышать»?

Бывало такое, что вы разговариваете с другом, что-то ему отвечаете, но слушаете вполуха, не вовлекаясь. А потом он говорит фразу, которая мгновенно выводит вас из спячки. И вы, прямо как в кино, совершенно искренне переспрашиваете: «Что ты сейчас сказал? Повтори».

Другая аналогия: вы учились в одном классе с девушкой, видели ее каждый день, но никогда по-настоящему не замечали. А в 30 лет случайно встретили и влюбились.

Вот в чем разница между «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать»: второе — это уже не про процесс, а про ваше вовлечение, вашу персональную активность. Вы смотрите на вещи, но видите их только тогда, когда эта активность возникает. А возникнуть она может:

  • Без вашего желания. Вас ткнули носом во что-то, и вы уже не можете это игнорировать.
  • Вы сами на это решились. Это гораздо лучше: управлять своей жизнью — это не так плохо

Теперь давайте вернемся к скуке: если вы помните, я писала, что скука — это как раз отсутствие связанности с предметами, действиями, людьми, с собой. Когда смотришь, но не видишь.

Чтобы восстановить чувство связанности и начать выползать из состояния скуки, нужно внутреннее решение — хочу видеть, слышать, узнавать, чувствовать, быть затронутым. По сути это решение быть открытым к тому, с чем можешь столкнуться.

Звучит легко, но есть подвох. Там, где открытость, есть и риски. Можно нарваться не только на что-то хорошее, но и на обиду, отвержение, игнор, оскорбление, разочарование и прочих чудовищ И быть открытым получается не всегда или не ко всему. Это окей. Главное придерживаться общего курса — установки на открытость.

Благодаря открытости мы получаем впечатление от чего-либо. Но впечатления быстро ускользают, если мы не даём объекту нашего внимания оценку:

  • Что я думаю о нем?
  • Что он значит для меня?
  • Как я к нему отношусь?

Что получается в итоге?

  • Чтобы выйти из состояния скуки, нужно проявить персональную активность — принять решение быть открытым к тому, что есть вокруг. Захотеть видеть и слышать.
  • Чтобы полученные впечатления не улетучивались быстро, нужно давать им внутреннюю оценку, определять, что они для меня значат.

Я представляю здесь большую библиотеку, на полках которой расположены разные впечатления, воспоминания. Когда я даю оценку новому входящему впечатления — я выбираю полку, куда его положить. А если оценку не давать, то полки будут оставаться пустыми: на них можно будет найти только пыль, паутину и скуку.

Часть 1. Что такое скука.

  • Статьи эзотерика
  • Духовное развитие
  • Семь пороков и как избавиться от негатива?

Не ошибусь, если скажу, что половину, а то и 60 процентов из нас с детства учили о существовании семи смертных грехов, и преподносили их в довольно пугающем аспекте. Например, если человек ввяз в каком-то из них, то он уже никогда не сможет избавиться от порока и исправить свою дальнейшую жизнь, или сделать это самостоятельно ему будет очень сложно.

Любой практикующий эзотерик подтвердит, что в основе любой проблемы, возникшей на жизненном пути человека, лежит какой-то из пороков. Но для того, чтобы от него избавиться и решить эту проблему, совсем не обязательно выполнять сложные ритуалы под руководством опытного шамана. Достаточно признать в себе наличие этого порока и устранить его.

Семь смертных грехов, несмотря на свое жутковатое название, – ни что иное, как информация, которую человеку необходимо понять, принять и обработать. Если вы не убегаете от правды и признаете, что водится за вами такой-то грешок, значит, вы уже практически готовы бороться с ним.

У многих из моих слушателей в начале нашего общения, нашей совместной работы по исправлению судьбы возникали вопросы:

  • Почему я должен/должна считать обиду проявлением порока гордыни, если меня действительно незаслуженно обидели?
  • Что плохого в том, что я пытаюсь казаться лучше, чем есть?
  • Почему я должен/должна сдерживать гнев, если считаю необходимым «выпустить пар», мне так легче?
  • Почему я не имею права немного погрустить и похандрить? Может, я, таким образом, даю организму передышку?

Отвечу для всех, кто сейчас задается подобными вопросами, находится в легком недоумении и не считает семь смертных грехов пороками, или не умет отличать их: право вы, конечно же, имеете – и на выбор линии поведения, и на борьбу или неборьбу со страстями, и на принятие или непринятие их в себе. Но вы должны знать, что именно они, эти семь пороков, оказывают влияние на проявление деструктивных эмоций, на формирование вашего характера и на вашу дальнейшую судьбу.

Да, вас могли обидеть, но не несите эту обиду в себе всю жизнь, не вспоминайте обидчика по поводу и без повода по сто раз в день – это мешает не ему, а вам. Этим вы разрушаете свой успех и свое благополучие. Этими негативными мыслями вы заполняете все свое пространство и не оставляете места спасительным положительным эмоциям. В этом и состоит самая большая опасность смертного греха – самоуничтожении, собственноручном убийстве своего светлого будущего.

Отпустите вы этого обидчика с Богом и забудьте о нем. Что с ним случится дальше – не ваши проблемы. Ваша задача – не разобидеться, не впасть в гордыню или какой-то другой порок, а вести себя максимально благоразумно, воздерживаться от ненужных негативных эмоций и целенаправленно следовать своей основной задаче – становиться успешным и счастливым.

Чтобы вам было легче ориентироваться, предлагаю короткие характеристики всех семи грехов и методы избавления от них.

1. Гордыня. Этот порок – первоисточник всех обид, недовольства жизнью и людьми, а также возвышение себя над окружающими и нарушение важного Вселенского закона свободы проявления каждого живого существа. Возводя себя на пьедестал, вы осознанно преувеличиваете собственную значимость и приуменьшаете значимость всех остальных – не уважаете божественный замысел о равных возможностях и свободе выбора жизни в материальном мире.

Как бороться – проникнитесь любовью и уважением ко всем, неважно от их положения, статуса, формы существования. Попытайтесь осознать, что и они, и вы – часть единой целой Вселенной, живите в гармонии с миром.

2. Тщеславие. Попытка казаться лучше, чем вы есть на самом деле, пускание «золотой пыли» в глаза окружающим – это нехорошо, это грешно и чревато для самого носителя порока. Постоянное пребывание в маске рано или поздно вызывает зависимость от общественного мнения, уничтожение вашей индивидуальности.

Как бороться – заменить желание «казаться» на желание «быть». То есть, если человек хочет измениться внешне, то должен использовать для этого экологичные методы – занятия в спортзале, изменение стиля одежды, естественное похудение, изменение стиля речи. Почему эти методы полезнее, чем обычная пластическая операция или постоянное притворство? Совершая какое-то действие на физическом уровне (занятия спортом, например), человек меняет и образ мышления, начинает думать с позиции уже измененной, более совершенной, личности, растет в личностном плане.

3. Ненормированность. Другими словами – жадность, зацикленность на материальных ценностях. На самом деле, цепляние за что-либо ни к чему хорошему не приводит, человек становится рабом. А быть рабом вещей, согласитесь, как-то нелогично. Личность проявляется в свободе, в первую очередь, в умении отличать истинные ценности от надуманных.

Опасность этого порока – в постоянных потерях и разочаровании, как результате потерь.

Как бороться – поменять свое отношение к вещам, осознать, что истинные ценности не могут быть материальными, даже дорогой автомобиль и большой дом – это средства для нормальной жизни, а объекты поклонения. Истинная ценность – внутри вас. Это ваша вера, ваша способность к изменениям в лучшую строну.

4. Зависть. Как вы реагируете на успех других людей? Особенно знакомых, особенно, ничем не отличившихся ранее? Негативная реакция, неприятие чужого успеха – признак зависти. Зависть мешает человеку достигать собственных высот, поскольку он живет в постоянном опасении, что кто-то лучше него, кто-то успешнее, кто-то красивее, кто-то богаче. Когда же реализовывать себя, если все время считаешь чужие удачи и злишься при этом?

Как бороться – избавиться от презрения к более успешным людям, тем более, что они даже не замечают ваших чувств и они никак не влияет на их успех. Живите без оглядки на других, сконцентрируйтесь на своем деле, и вы обязательно преуспеете.

5. Похоть. Физическая близость с человеком, не подкрепленная искренними чувствами, любовью. Убивает в человеке основное жизнеутверждающее ощущение любви. Ничего не дает, кроме удовлетворения инстинктов, превращает человека в биоробота – без чувств и эмоций.

Опасность порока – риск остаться одиноким.

Как бороться – не позволять себе интимную близость, если не испытываете никаких чувств к партнеру. Близость – это проявление любви, а при ее отсутствии близость не может быть полноценной.

6. Гнев. Одна из форм проявления страха. Далеко не каждый готов признаться себе, в боязни чего-то или кого-то. Агрессия – отличная маскировка истинного ощущения. Гнев – это стремление уничтожить объект, вызывающий страх.

Как бороться – при помощи анализа ситуации или человека, от которых исходит энергия опасности, страха. Возможно, они не настолько опасны, как вы думаете. Проработайте все свои страхи, поймите их суть – будете знать их первопричину, быстро сможете избавиться.

7. Уныние и лень. Появление депрессивных мыслей многие спешат списать на усталость. Но затяжная депрессия, утрата смысла жизни, нежелание что-либо делать не могут служить оправданием лени. В состоянии постоянной хандры невозможно реализовать себя и стать успешным человеком.

Как бороться – дайте себе немного отдыха – и в физическом, и в моральном плане. Побудьте какое-то время в одиночестве, отпустите все мысли, не предпринимайте никаких действий. Такое состояние вам быстро наскучит и приведет вас в тонус. Найдите мотивацию для действий – пообещайте себе поездку, покупку, встречу с друзьями. Выход из состояния лени и труд обязательно должны быть вознаграждены.
Избегайте деструктивных эмоций, постарайтесь не притягивать в свою жизнь негатива, будьте открыты миру, испытывайте любовь – и тогда ни один из семи грехов к вам не прицепится.

Отвечу для всех, кто сейчас задается подобными вопросами, находится в легком недоумении и не считает семь смертных грехов пороками, или не умет отличать их: право вы, конечно же, имеете – и на выбор линии поведения, и на борьбу или неборьбу со страстями, и на принятие или непринятие их в себе. Но вы должны знать, что именно они, эти семь пороков, оказывают влияние на проявление деструктивных эмоций, на формирование вашего характера и на вашу дальнейшую судьбу.

Ссылка на основную публикацию