Апостол Павел о любви: слова святого о браке, божественной и мирской любви, разводах и женщинах, гимн любви святого

Молитва о любви и содействии Николаю Чудотворцу

Читает девушка на мужскую любовь

1. «Милосердный Николай Чудотворец, защитник обездоленных и скорбящих. Молю о прощении грехов моих. Не осуди помыслы мои о любви светлой, успокой душу, осуши слезы. Чувства мои искренни, желание мое заветное. Помолись за меня Господу нашему, коли осудит он любовь мою, насильно милой не буду, отступлю. Да будет воля твоя. Аминь!»

2. «Святой Николай Чудотворец, не осуди, благослови любовь мою, чтобы взаимной и счастливой она была, наполни сердце мое терпением, а мысли мудростью. Аминь!»

Молитва для мужчины на женскую любовь:

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Смилуйся и соедини судьбу мою с рабой Божьей (называете имя любимой девушки). Да будет воля твоя. Аминь.

Молитва на любовь Ксении Петербуржской на встречу суженого для девушки

«Непорочная Ксения, Владычица Петербургская. Молю тебя о замужестве светлом, и существовании безбедном. Не в наказание, пошли мне мужа, чтоб не пролилась слезок лужа. Пускай супруг мой будет сильный, не пьющий, любящий и мирный. Я верую в Едина Бога, что лишь к нему ведет дорога. Благословения прося, замужеству отдамся вся. Да будет воля твоя. Аминь».


Читает девушка на мужскую любовь

Чему учат в воскресной школе?

(Моя статья, вышедшая в сентябрьском номере журнала “Мой Кроха и Я”)

Что такое Воскресная школа.
Не стоит обманываться названием, воскресная школа – не школа в нашем обычном понимании. Бесконечно тянущихся уроков, лекций, контрольных, экзаменов здесь стараются не устраивать. Ведь дети и родители приходят в воскресную школу, да и в церковь, вообще, не из чувства долга и не за очередной порцией ограничений, а за спокойствием, верой и пониманием. Детей здесь не учат, их воспитывают, растят, погружая в мир, полный радости. О школе напоминают разве что деление на «классы», которое обычно довольно условно: в начальном классе – дети до 4 лет, во «втором» с 4 до 8 и так далее (количество классов в каждой школе разное и зависит от подхода к обучению). Вся «школьная форма» – это платки для девочек, которые далеко не все любят поначалу носить, и которые являются основным полем для экспериментов в вышивании или рисунку по ткани.

Всего на один день в неделю – субботу или воскресенье – в такой школе дети могут окунуться в жизнь прихода, где каждому найдется свое место, где каждого ждут и втречают с радостью. Ведь воскресной называется эта школа не только потому, что работает по выходным, но скорее потому, что дети здесь приобщаются к миру, в котором настоящее Воскресение – это реальность.

«Политика» воскресной школы во многом зависит от батюшки – её руководителя. Где-то преподавание идет по традиционной программе, разработанной в полном соответствии с рекомендациями отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, и дети должны следовать достаточно строгим правилам поведения.
А в некоторых школах главным принципом становится не столько приучить к дисциплине, сколько, сохраняя верность основам, показать, что вера – это сама жизнь, постоянно меняющаяся и удивительно интересная.

Чему учат в воскресной школе
6 месяцев – 4 года. Пока ещё лишь в немногих приходах есть занятия воскресной школы для малышей раннего возраста. В Москве такая группа открыта в воскресной школе при Новоспасском монастыре. Малыши занимаются вместе с мамами и занятия эти похожи на любые другие развивающие занятия для малышей: час-полтора малыши заняты пальчиковыми играми, лепкой, рисованием, песнями и хороводами. Только если истории – то из Святого писания, если поделки – то к празднику, будь то Рождество или Пасха. Начинается и оканчивается занятие короткой молитвой, если малыш не капризничает, с ним идут и стоят небольшую часть службы или только к помазанию.

С самого раннего возраста, приходя в монастырь или церковь, где проходят занятия, дети пребывают в окружении верующих светлых людей. Они воспринимают молитву, таинства, погружение в собственный духовный мир, не как какую-то краеведческую экзотику, а как нормальную полноценную жизнь, возможно, даже более полноценную чем у лишенных этого источника радости сверсников. Ирина Мещанинова-Межинская, преподаватель воскресной школы при храме Георгия Победоносца в старых Лучниках: «Обычно малыши попадают в воскресную школу вслед за своими старшими братьями и сестрами, которые уже ходят в более старшие группы. Но бывает и так, что мама ребенка, даже будучи сама совершенно далека от воцерковления, но желая ему добра, приводит его на наши занятия, а потом и сама постепенно приходит к вере. Я часто вижу, что именно дети приводят родителей к тому, что они давно искали, но никак не могли осознать».

Поведение детей в храме
Дети есть дети. Малышу не объяснишь, почему нельзя в храме петь или посреди службы задавать важные вопросы. Если ребенок капризничает, не нужно заставлять его обязательно отстоять всю службу – любое насилие, угрозы или чрезмерная строгость здесь неуместны! Только постепенно дети учатся уважать других и саму атмосферу храма. Это должно прийти само, только тогда уважение будет искренним, а понимание – идущим изнутри.

4 года – 8 лет. Занятия продолжаются уже на новом уровне, их становится больше (в общей сложности, уроки длятся 2-3 часа), дети посещают их уже без родителей. Ребята получают больше самостоятельности: они участвуют в театральных постановках, сами предлагают темы для занятий, участвуют в подготовке общих мероприятий вместе со взрослыми. Ответственность тоже растет: дети не только берут, но учатся и отдавать. Все занятия в воскресной школе – это не развлечение, а труд во благо других. Поделки – вышивки, открытки, украшения – дарятся прихожанам на праздники или продаются на благотворительных базарах. Деньги потом передаются, например, в детский дом, точно таким же ребятам, чтобы ребенок знал, что труд его не напрасен, что и он приносит пользу другим, делает жизнь лучше, и ценил то, что имеет. Одно из самых ценных свойств воскресной школы – причастность ребенка общей «большой» жизни. Никто не скажет здесь: «вырастешь-поймёшь», ведь ребенок – человек и он понимает всё уже сейчас.

8-10 лет. В это время у ребят уже появляются «предметы»: Закон Божий, церковнославянский язык, наравне с обычным – церковное пение, в целом, уроки могут занимать по 3-4 часа в день. По воскресеньям дети наряду со взрослыми поют на клиросе во время службы, иногда бывают даже детские литургии, во время которых поет только детский хор под руководством кого-то из молодежи. И конечно, дети продолжают творить: к всевозможным народным промыслам в этом возрасте может добавиться, например, возможность заниматься иконописью.
В воскресной школе продолжают заниматься и дети более старшего возраста 11-13,13-15 лет.

• Узнать, где проводятся занятия ближайшей воскресной школы можно в любой православной церкви. Занятия начинаются с сентября, так что сходить туда, познакомиться с порядками и договориться обо всем лучше заранее. Также лучше заранее поговорить с руководителем школы (обычно это батюшка), если ребенок ещё не крещен или в целом ваша семья не воцерковлена.
• Занятия в воскресной школе проходят по субботам или воскресеньям. Продолжительность зависит от возраста ребенка и программы конкретной школы. Обычно в день занятий, дети также идут на службу в церковь.
• Занятия в воскресных школах бесплатны. На занятиях, особенно для маленьких детей, как правило, организуется чаепитие, к которому каждый приносит то, что посчитает нужным. Тем не менее, вы всегда при желании можете сделать пожертвование на организацию жизни прихода, помочь вещами нуждающимся или выполнить какую-то необходимую работу.
• В воскресной школе мальчики и девочки могут быть разделены по разным классам. Это имеет свой смысл, ведь даже в храме поведение и роли их различны: мальчики с определенного возраста помогают служить в алтаре, девочки – поют на клиросе.
• Здесь, как и в обычной школе, могут проводиться экзамены по основным предметам: Закону Божьему, церковнославянскому языку, Священной истории, истории Церкви. Обычно их устраивают в конце учебного года. Насколько серьезным испытанием будут эти экзамены, зависит от подхода конкретной школы. Но обычно, дети отвечают хорошо, в основном потому, что не отстраненно изучают вопросы религии, а искренне верят и интересуются верой.
• Пока дети занимаются в воскресной школе, родители параллельно могут поговорить с батюшкой (часто беседы для взрослых на религиозные темы специально устраиваются в то же время, что и занятие воскресной школы) или заниматься церковным пением, рукоделием.

Учителя воскресной школы.
Руководит школой батюшка или иеромонах, если школа открыта при монастыре, иногда матушка – жена священника. Преподавание в воскресной школе – это послушание, на него человека должен благословить батюшка, который знает духовное состояние человека, его опыт и стремления. Он же может и отстранить преподавателя, если считает, что он не справляется со своими задачами.
Ирина Мещанинова-Межинская: «Жестких педагогических требований к наставникам нет, хотя преподаватели обычно сами стремятся развиваться – изучают и богословие и педагогику. Немало среди учителей воскресных школ и профессиональных преподавателей. Отработав по 10-20 лет в детском саду или школе, они приходят к осознанию того, что невозможно воспитывать детей без нравственного начала, без религиозной составляющей. Слишком уж много у детей вопросов, не которые в сухой школьной программе на найти ответов».

Валя Сухарева, 15 лет, о своей учебе в воскресной школе при Новоспасском монастыре:
«Я начала ходить в воскресную школу в четыре года сразу в один класс со старшей сестрой, которой было уже восемь. Нас привела мама. Она говорит, что сама стала верующей прямо в роддоме, поняла что чего-то ей не хватает, что пусто в душе без веры. Она стала приобщать нас, а потом и папа тоже пришел к вере.
Из начального класса воскресной школы помню только, что я сидела на последней парте и играла. А батюшка, который рассказывал про веру, был очень строгий и даже экзамен потом пришлось сдавать. Сейчас, я вижу, малышей совсем по-другому учат: преподаватели больше уважают детей, да и дети совсем другие стали, они чувствуют себя хозяевами в школе.
Был момент, когда мне не хотелось идти в воскресную школу. Мне было лет десять, в обычной школе было трудно, я видела, что все дети как дети, спят по выходным, отдыхают, а мне нужно в храм, да ещё на семи-часовую службу. Было тяжело, но потом это прошло через несколько месяцев как-то само собой. Ведь в воскресной школе – всегда радость, всегда весело.
В воскресную школу я хожу до сих пор. Сейчас, когда все основное по вере мы уже прошли, мы больше ездим в поездки, даже фильмы об этом снимаем, устраиваем спектакли.
Я учусь в обычной, неправославной, школе и с ребятами общаться не всегда легко. После Пасхальной службы, например, с утра хочешь спать на уроке, а никому и не скажешь, где была, почему устала – сразу будут смешки, вопросы. Ребята обычно не пытаются понять, жестоко ведут себя. Воскресная школа тем и дорога, что там тебя окружают люди, которые тебя понимают, с которыми тебя многое связывает».

Олег Кавокин, отец троих детей: «В воскресной школе учатся наши старшие дети: Маша, ей сейчас 12, и Максим, ему 6 лет. Началось всё с Маши, она присоединилась к воскресной школе четыре года назад. Её больше всего увлекли подготовка к праздникам и концерты, которые устраивали ребята вместе с преподавателями. Два года назад к ней присоединился и Максим. Он не ходил в детский сад, поэтому для него очень важно было ещё и общение со сверсниками, возможность заниматься вместе с детьми из семей, близких нам по духу.
Вообще, посещение храма по воскресеньям традиционно для нашей семьи, но маленьким детям не всегда всё понятно во время службы, в воскресной же школе им всё близко, всё обясняется простым и доступным языком. Все уроки проходят в игровой форме, преподаватели творчески перерабатывают Закон Божий для детей. Например, к праздникам разучивают песни, в которых изложена самая суть события или деяния святого.
Для нас, как для родителей, очень важно, что мы хорошо знаем преподавателей воскресной школы, можем доверять им, можем быть уверены, что они тщательно подходят к выбору тем для обсуждения с детьми, ограждают их от того, что неприемлемо для нас, как для верующих.
Сейчас в воскресенье дети проводят в воскресной школе практически по полдня: в 8 утра служба, затем занятия, обед, младший Максим заканчивает где-то к полудню, Маша может задержаться и до 2-3 часов дня.
Для меня, как для отца, и для Максима, как для будущего мужчины, немаловажно, что в нашей воскресной школе большое внимание уделяется, если так можно сказать, патриотическому воспитанию. Храм Георгия Победоносца в Старых Лучниках, при котором организована наша воскресная школа – гарнизонный храм центрального казачьего войска. Мальчишек вдохновляет образ Святого Георгия – воина, защитника – они много говорят на уроках о родине, об уважении и любви не только к ближнему, но и к своей стране. К тому же, занятия ведь не всегда проходят в классе – у нас много спортивных мероприятий – походов, игр, соревнований. Так что воскресная школа многому его учит как мужчину: уважению, стремлению к справедливости, умению самостоятельно принимать решения, смелости».

Валя Сухарева, 15 лет, о своей учебе в воскресной школе при Новоспасском монастыре:
«Я начала ходить в воскресную школу в четыре года сразу в один класс со старшей сестрой, которой было уже восемь. Нас привела мама. Она говорит, что сама стала верующей прямо в роддоме, поняла что чего-то ей не хватает, что пусто в душе без веры. Она стала приобщать нас, а потом и папа тоже пришел к вере.
Из начального класса воскресной школы помню только, что я сидела на последней парте и играла. А батюшка, который рассказывал про веру, был очень строгий и даже экзамен потом пришлось сдавать. Сейчас, я вижу, малышей совсем по-другому учат: преподаватели больше уважают детей, да и дети совсем другие стали, они чувствуют себя хозяевами в школе.
Был момент, когда мне не хотелось идти в воскресную школу. Мне было лет десять, в обычной школе было трудно, я видела, что все дети как дети, спят по выходным, отдыхают, а мне нужно в храм, да ещё на семи-часовую службу. Было тяжело, но потом это прошло через несколько месяцев как-то само собой. Ведь в воскресной школе – всегда радость, всегда весело.
В воскресную школу я хожу до сих пор. Сейчас, когда все основное по вере мы уже прошли, мы больше ездим в поездки, даже фильмы об этом снимаем, устраиваем спектакли.
Я учусь в обычной, неправославной, школе и с ребятами общаться не всегда легко. После Пасхальной службы, например, с утра хочешь спать на уроке, а никому и не скажешь, где была, почему устала – сразу будут смешки, вопросы. Ребята обычно не пытаются понять, жестоко ведут себя. Воскресная школа тем и дорога, что там тебя окружают люди, которые тебя понимают, с которыми тебя многое связывает».

Скачать:

ВложениеРазмер
doklad_na_temu_2.docx24.48 КБ

-развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;

Клин православный

ХрамБлагочиниеСтатьи Вопросы священнику

Поддержите создание крестильного храма!

Главная » Статьи » Духовное просвещение

В настоящее время светское образование на всех уровнях утратило воспитательный характер. Вследствие этого и средняя школа, и вузы ставят своей целью лишь передать обучающемуся определенный объем знаний. Иногда даже декларировалась цель подготовить обучающихся к тому, чтобы они могли себя подороже «продать». Но ведь речь идет о людях, которые должны учиться, осваивать серьезные специальности, поднимать производство и экономику, защищать страну, создавать семьи и растить детей!

Воскресные школы при церкви: что это, роль и значение, зачем и как учатся, пример уроков и программ

  • Отдел
    • О Синодальном ОРОиК
    • Святейший Патриарх
    • Председатель отдела
    • Структура отдела
      • Сектор православного образования
      • Сектор приходского просвещения
      • Сектор основ православной культуры
      • Канцелярия
      • Сектор мероприятий и конкурсов
      • Пресс-служба
      • Научно-методический кабинет
      • Юридическая служба
      • Экспертный совет
    • Контакты
  • Рождественские чтения
    • Международный этап в Москве
    • Новости регионального этапа
    • Принять участие
  • Документы
  • Направления
    • Основы православной культуры (ОПК)
    • Дошкольное образование
    • Начальное, основное, среднее общее образование
    • Оглашение и катехизация
    • Воскресные школы (для детей)
    • Центры подготовки приходских специалистов
    • Экспертиза
    • Проекты
      • Образовательная Концепция Русской Православной Церкви
      • Создание Учебно-методического комплекта для воскресных школ к курсу «Закон Божий»
    • Комиссия Межсоборного Присутствия по вопросам церковного просвещения и диаконии
    • Межведомственные комиссии
      • Группа по созданию образовательных центров
      • Группа по теологии
  • Конкурсы
    • Конкурс «За нравственный подвиг учителя»
    • Конкурс «Наследие святого благоверного князя Александра Невского»
    • Конкурс «Учитель и ученик»
    • Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира»
    • Конкурс «Путешествие к истокам»
    • Олимпиада «Зарисовка из жизни последних Романовых»
  • Журнал
  • Отдел
    • О Синодальном ОРОиК
    • Святейший Патриарх
    • Председатель отдела
    • Структура отдела
      • Сектор православного образования
      • Сектор приходского просвещения
      • Сектор основ православной культуры
      • Канцелярия
      • Сектор мероприятий и конкурсов
      • Пресс-служба
      • Научно-методический кабинет
      • Юридическая служба
      • Экспертный совет
    • Контакты
  • Рождественские чтения
    • Международный этап в Москве
    • Новости регионального этапа
    • Принять участие
  • Документы
  • Направления
    • Основы православной культуры (ОПК)
    • Дошкольное образование
    • Начальное, основное, среднее общее образование
    • Оглашение и катехизация
    • Воскресные школы (для детей)
    • Центры подготовки приходских специалистов
    • Экспертиза
    • Проекты
      • Образовательная Концепция Русской Православной Церкви
      • Создание Учебно-методического комплекта для воскресных школ к курсу «Закон Божий»
    • Комиссия Межсоборного Присутствия по вопросам церковного просвещения и диаконии
    • Межведомственные комиссии
      • Группа по созданию образовательных центров
      • Группа по теологии
  • Конкурсы
    • Конкурс «За нравственный подвиг учителя»
    • Конкурс «Наследие святого благоверного князя Александра Невского»
    • Конкурс «Учитель и ученик»
    • Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира»
    • Конкурс «Путешествие к истокам»
    • Олимпиада «Зарисовка из жизни последних Романовых»
  • Журнал

Воскресные школы:
на пороге перемен

Это очень много.

Зачем нужны православные воскресные школы?

В настоящее время стали появляться воскресные школы. Их становится все больше с каждым годом. Почти в каждом православном храме имеется воскресная школа. Но многие не знают, что это такое, откуда они взялись и зачем нужны. Стоит поговорить об этом.

  1. Что такое воскресная школа
  2. Немного истории
  3. Воскресные школы в настоящее время

Вообще воскресные школы бывают не только религиозной направленности. Сначала они создавались именно для обучения безграмотного населения. Рабочие и крестьяне, занятые в будни, учились по воскресеньям в них читать и писать.

Новый учебный год 2019/2020

Открыт набор в воскресную школу для взрослых (с 16 лет), студии, курсы. Начало занятий 29 сентября. Преподаватели: священники.

По воскресным дням. Бесплатно.

Адрес: Б.Никитская, д. 22.

По вторникам и четвергам.

Дом причта: г. Москва, Большая Никитская ул., д. 20, стр. 1.

Вход с Вознесенского переулка.

  • Православные гимназии и школы для детей
  • Православные фильмы для детей
  • Что читать детям о православии и какие книги выбрать

Икона дня

Занятия в воскресной школе не являются принудительными, как в обычной школе, — это свободный выбор детей и родителей, которые приводят своих чад в церковь по воскресениям. Нет никакой обязаловки, но есть ответственное отношение к этим занятиям, и к тем, кто трудится в воскресной школе.

Муравьева О.Е. Значение церковно-приходской воскресной школы в деле духовно-нравственного воспитания детей

Доклад на III церковно-общественном форуме “Табынские чтения” (г.Уфа, 29.10.2013)

В декабре 2012 года Синодальным отделом Русской Православной Церкви был утвержден «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. В пояснительной записке мы читаем, что обучение религии (под которым в данном случае понимается обучение основам православного вероучения) и религиозное воспитание детей являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви. Воскресные школы как форма работы с детьми и молодежью при приходах стали появляться в 90-е годы XX века с началом возрождения церковной жизни в России. За двадцать лет наблюдалась положительная динамика роста количества воскресных школ в епархиях Русской Православной Церкви. Это свидетельствует о повышении роли и значения воскресных школ в деле воспитания и воцерковления подрастающего поколения. В настоящее время многие воскресные школы стали центрами духовно-нравственного просвещения, приобщения детей и молодежи к православной традиции, церковному укладу жизни, церковной среде.

И действительно, основными сферами жизни ребенка, в которых происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления его личности, являются семья, Церковь и школа. Эти сферы взаимосвязаны и неразделимы. В семье закладываются основы духовно-нравственного воспитания ребенка, но для его духовного становления и роста необходимо быть членом Церкви, а в трудном деле воцерковления семье оказывает большую помощь именно церковно-приходская воскресная школа

Принято считать, что основная задача православных воскресных школ – это просвещение и научение Закону Божию детей прихожан. В то же время протоиерей Глеб Каледа считал, что церковная школа должна быть, прежде всего, школой воспитания благоговения и христианской нравственности, школой радости, выполняющей задачу «культивирования» интереса к богословскому просвещению, поскольку «жить одной верой, без христианского просвещения, очень трудно» [4, с. 109]. Поэтому на самом деле основной задачей воскресных школ является не передача информации о Священной и Церковной истории, а воспитание чувства благоговения и любви к Богу и к людям, «связывание» души ребенка с Церковью.

В связи с этим, воскресная школа в деле воспитания помогает ребенку осмыслить такие важные онтологические понятия, как Бог, мироздание, жизнь; знакомит с наукой о самом себе, давая ему истинное представление о смысле и назначении его жизни, и подготавливает его к таинственной молитвенной жизни, к приобретению и осмыслению собственного духовного опыта – опыта Богообщения.

Разнообразные формы занятий, общая храмовая молитва, активное участие в богослужении и любой общий труд на пользу Церкви, совместные чаепития, паломнические поездки, участие в различных конкурсах и мероприятиях, организуемых отделом по работе с воскресными школами, сближают детей и способствуют общению, в котором так нуждаются современные дети и подростки.

В стороне не остаются и родители, они активно участвуют в жизни воскресной школы, вовлекаются в учебно-воспитательный процесс воскресной школы, продолжают свое воцерковление, и в некоторых случаях даже берут пример со своих детей и изучают параллельно сами основы православной веры.

Воспитательная среда церковно-приходской воскресной школы, основанная на заповедях Божиих, формирует особое отношение детей ко всему:

  • К родителям, учителям и старшим – почитание, уважение, послушание;
  • К сверстникам – внимательность к своим поступкам и словам по отношению к ним – как вы хотите, чтобы поступали с вами, так и вы поступайте;
  • К своей Родине – если Бог призвал тебя из небытия в бытие именно здесь, то это не случайно, на этой земле ты рожден, это и есть твоя родина, Отчизна – отсюда истоки патриотизма;
  • К природе – окружающий мир – это мир, Богом сотворенный, мир Божий, поэтому нужно беречь его.
  • К делам, поступкам, учению – начинать с молитвы, внимание, собранность, ответственность, качество и доведение до конца.

И главное, воскресная школа показывает ребенку путь к духовному росту, путь святых. Святость – вот идеал, данный человеку в этой жизни, одновременно достижимый и недостижимый. Недостижимый в своей полноте, т.к. святость не ограничена объективным уровнем, и достижимый для конкретного человека в соответствии с его мерой и возможностями.

Таким образом, церковно-приходская воскресная школа не только дает правильную передачу детям знаний о Боге, мире и человеке, сколько способствует формированию в них глубокого христианского мировоззрения, твердых убеждений, развитого нравственного чувства.

А также старается решать задачи, обусловленные современным состоянием общества: формирование духовной и нравственной ответственности; изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций; формирование уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности, религии; формирование сознания единства прав, обязанностей и нравственного достоинства человека, взаимосвязи духовного, нравственного, гражданского и патриотического воспитания.

Доклад на III церковно-общественном форуме “Табынские чтения” (г.Уфа, 29.10.2013)

Не уходят, когда интересно

Очень часто при подготовке епархиальных олимпиад, конкурсов педагоги сталкиваются с тем, что преподавание в воскресных школах очень разрозненно. В разных школах воспитанники получают разный объем знаний о Православии, его истории. Особая проблема с церковнославянским языком: где-то он ведется на хорошем уровне, а где-то и вовсе нет такого урока. Как преодолеть эту разрозненность? В Санкт-Петербурге этот вопрос стали решать комплексно — сначала провели разделение на возрастные группы, разработали для них отдельные программы, затем стали более детально обсуждать программу каждой группы. Об этом нам рассказал священник Андрей Мекрюков, директор воскресной школы храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая купина» г. Сосновый Бор Санкт-Петербургской митрополии. При этом отец Андрей подчеркнул, что строгой системы в преподавании вероучительных дисциплин быть не может, особенно в младшей группе. Уроки должны проводиться в виде творческих мастерских, побуждающих ребенка к самостоятельному размышлению, обязательно должно быть творческое закрепление темы.

Очень важно, чтобы такие же творческие мастерские (безусловно, более серьезного содержания) были и в средней, и в старшей группах воскресной школы. Иначе перед педагогами возникает вопрос, который отец Андрей оставил открытым: куда и почему уходит молодежь из старшей группы? Вопрос этот тревожит сегодня многих педагогов.

Возможный путь решения этой проблемы предложил в своем выступлении об опыте деятельности воскресных школ Волгоградской митрополии священник Сергий Савенков, клирик храма во имя Иоанна Предтечи г. Волгограда. Начал он интригующе: «Перед Вами, уважаемые педагоги, плод Вашего труда — воспитанник воскресной школы. Вам, надеюсь, будет интересно узнать взгляд изнутри». Самое важное, по мнению отца Сергия, это люди, заинтересованные в воспитании детей; затем, как ни банально звучит, — воспитание трудом и личным примером педагогов и старших ребят для младших, и, соответственно, плавный переход воспитанников в ранг преподавателей. Их воскресная школа зародилась из группы прихожан, организовавших сначала летний отдых в палаточном лагере под Волгоградом. Это время пролетело незаметно — беседы со священником, соревнования, конкурсы, театрализованные представления, песни у костра… А осенью взрослые и дети не смогли расстаться и решили продолжать общение в рамках воскресной школы. При этом в школе сначала не было разделения на возрастные группы. Но затем, когда подростков стало много, решили разделить учеников. Воспитанники старшей группы стали сначала немного помогать преподавателям младших групп, а затем за ними были уже официально закреплены обязанности кураторов. Отец Сергий пожелал всем педагогам не оставаться равнодушными и делиться опытом, не бояться экспериментировать.

В Волгоградской митрополии педагоги стремятся объединить детей из разных воскресных школ, традиционно проходят их встречи на 1–2 дня на территории какого-нибудь оздоровительного лагеря. В 2012 году основной темой встречи стала «Навеки в памяти народной. 1812 году посвящается…». Организаторы подготовили для ребят интересную и познавательную программу, которая предусматривала изучение православных традиций, истории Отечественной войны 1812 года, творческую мастерскую, спортивную подготовку, эпистолярное творчество, обучение игре на барабанах, танцевальный класс. Увлекательным стало для ребят задание подготовить слайд-презентацию о работе своей команды. В первый день участников ждал вечер знакомств, во время которого они представляли свои воскресные школы.

В связи с «Положением о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории РФ» педагоги и сотрудники воскресных школ должны проходить специальную подготовку и повышать квалификацию. Это очень болезненная тема для многих учителей. В первую очередь на малочисленных приходах, где часто один-единственный преподаватель ведет все уроки. Что будет с учебным процессом, если педагог уедет на пару месяцев на курсы? Дети просто отвыкнут ходить на занятия.

Культура в помощь воцерковлению

Следующая задача может кого-то даже удивить, но в наши дни педагоги воскресной школы должны не только рассказывать о вере, но и заботиться об общекультурном развитии детей. Не то чтобы этим не занимается школа. Напротив, творческое развитие личности столь важно в наши дни, что ученики собирают каждое вещественное доказательство посещения конкурса или иного культурного мероприятия, чтобы потом занести его в пресловутое портфолио.

Кто спорит, может, и хорошо ребенку расти творческим и социально активным. Вот только темы жертвенности, служения, нравственной чистоты и возрождения почему-то отходят на второй план. И потому мы в воскресной школе не можем пройти мимо произведений русской и мировой классики, которые учат этим высоким чувствам. На их основе мы часто ставим пасхальные и рождественские постановки. И паломнические поездки стараемся планировать так, чтобы посетить не только храмы и монастыри, но и музеи, картинные галереи. Ведь если ребенок не полюбит сложность и красоту высокой светской культуры, то понять всю глубину христианства ему будет очень непросто.

24 сентября, 2020

Роль воскресной школы

Воскресная школа – прибежище детский душ

Милостию Божией и попечительством настоятеля иерея Григория (Микаеляна) в октябре 2008 года при храме открылась воскресная школа для детей и юношества. В настоящее время (2014 г.) обучается более 40 детей с 5 до 16 лет в трёх возрастных группах. Младшая и средняя группы занимаются по программе «Вертоград» рассчитанную на 7 лет обучения.

Выпускная группа, насчитывающая 16 учащихся в возрасте от 12 до 16 лет, работала по программе пятилетнего обучения и в мае 2015 года, надеемся с помощью Божией, 13 выпускникам, проучившимся 4 и 5 лет, провести итоговую аттестацию и вручить свидетельства об окончании воскресной школы.

Для решения современных задач Церкви в области катехизации и церковно-приходского образования используется практический опыт работы других воскресных школ. Духовным наставником школы является настоятель храма протоиерей Григорий (Цуркан).

Главные направления духовного научения (Правила добра, поучения, молитвенное правило, канон книг, правило личной жизни в Церкви и т.д.) раскрываются не только на тематических занятиях в группа, но и в сочетании с паломничествами по святым местам, домашними и общешкольными праздниками, занятиями прикладным творчеством, пением, а также при участии в делах милосердия, благотворительности и просвещения, в посильных детских служениях, участии в богослужениях.

Основные понятия церковной христианской жизни ребёнок усваивает и закрепляет в процессе приобретения собственного опыта церковной жизни, имея в своём окружении старших наставников, родителей и сверстников, живущих в вере и Церкви. Поэтому главное внимание уделяется формированию целостного мировоззрения.

Ко всем праздникам, а особенно к Рождеству Христову и Пасхе, дети готовят литературно-музыкальные композиции и спектакли, с которыми выезжают в социальные учреждения и в воинские части.

Все чаще молодые родители, приходя в храм, спрашивают о воскресной школе, о режиме работы школы и о учебном процессе.

И сегодня я попробую раскрыть роль и задачи воскресной школы при православном храме.

Воскресные школы существовали и до 1917г., после которого в нашей стране изменился политический строй, и церковь оказалась под запретом.

Только не путайте воскресную школу с церковно – приходской, т.к. последняя – это школа с шестидневной учебной неделей, аналог современной начальной школы. Обучение в церковно – приходской школе было раздельным для девочек и мальчиков. Детей обучали арифметике, письму, чтению, при этом значительная часть времени уделялась изучению Закона Божия, Священного Писания (преподавать его имели право только священнослужители). Такая школа для девочек существовала и у нас, на железнодорожной слободе, до 1917 г.

Воскресные школы для детей и взрослых появились уже в 20 веке, но с 20х по 90е годы 20 века они, как и Православная Церковь, были под запретом. И только в конце 90х годов 20века, когда была разрешена деятельность Православной Церкви и началось возрождение церковной жизни, постановлением Архиерейского Собора начались открываться воскресные школы при храмах.

Как в благочестивой семье добрые родители заботятся о своих детях: учат их, воспитывают, так и члены прихода не могут не заботиться о воспитании, обучении и, главное, воцерковлении детей.

Собственно, воскресная школа это и есть систематическая деятельность прихода по воцерковлению и церковному воспитанию детей.

Следовательно, воцерковление детей, т.е. приобщение, вживание в приходскую общину — главная задача преподавателей школы.

Но как этого достичь? Ведь на этом пути нельзя расставить «указатели»: сделаем это, научим тому. Здесь другое, здесь Божий Промысел о каждом ребенке.

За 8 лет работы нашей школы у нас выработались следующие направления:

1. Участие в Божественной Литургии.

Детям сложно простоять 3 часа на службе, и поэтому учащиеся школы приходят к моменту начала Литургии верных, важнейшей части Богослужения, что дает возможность духовно подготовиться к таинству Причащения.

2. Изучение вероучительных предметов на протяжении 6 лет: Священная История, Закон Божий, Православный Катехизис, Литургика, История Церкви (первые два года в младшей группе подготовительный курс).

3. Обучение детей церковно – славянскому языку, церковному пению, православному этикету.

4. Краеведческая работа, которая осуществляется индивидуально с отдельными детьми старшей группы (сбор материала об истории храма, церковнослужителях и святынях нашего храма, монастырях Приморья).

5. Участие авторов этих исследовательских работ в мероприятиях городского и краевого уровня, что значительно повышает их статус в глазах одноклассников, родителей, преподавателей общеобразовательных школ.


6. Паломнические поездки, расширяющие представление детей о святынях православного Приморья.

7. Подготовка и участие в православных праздниках.

8. И, конечно, участие в торжественных службах, крестных ходах, концертах на выезде.

Очень важно, чтобы школа была привлекательна для детей через благословение священника, любящих преподавателей, совместную трапезу после занятий, поздравлением с днем Ангела, участием в благотворительных акциях, а для родителей — своей воцерковленностью, престижем, возможностью приобщить бесплатно ребенка к христианской культуре.

Хотелось бы сказать несколько слов о педагогическом потенциале церковных обрядов. Все мы знаем, что обряды не спасают сами собой.

Важно, что внутри человека, а внешнее благочестие ценно лишь постольку, поскольку оно имеет проявление благочестия внутреннего. Но, с другой стороны, внешнее влияет на внутреннее и, когда ребенок по примеру взрослых, по простоте, целует икону или зажигает свечу или кланяется, душа его подстраивается под тело, и тогда телесные действия обретают духовное значение, помогают ребенку настроится на молитву.

К тому же, церковный обряд имеет еще и обучающий потенциал. Например, кланяясь перед иконой и прикладываясь к ней, ребенок узнает, что икона есть предмет поклонения, учится почитать того, кто на ней изображен. А когда ребенок целует благословляющую руку священника, он узнает даже без объяснения, что батюшка – значительное лицо.

Приобщая детей к церковным обрядам, мы тем самым ненавязчиво, но эффективно способствуем укоренению в их сердцах и умах многих важных христианских истин.

На каждом занятии преподаватели вероучительных предметов напоминают о важности ежедневного чтения Священного Писания (но не сказочной Детской Библии) хотя бы в небольшом размере. Слово Божие ложится в сердце ребенка как семя, и при должном уходе родителей прорастет и даст плоды. Таким плодом для нашего прихода стал выпуск 15 учащихся в мае этого года.

И все же не все дети, пришедшие к нам, остаются в школе или на приходе после окончания школы. Нам не дано знать Промысел Божий о каждом из них. Но нужно полагаться на Бога, нужно молиться о них Господу. И для преподавателей работа с детьми в воскресной школе является внешним проявлением сердечной молитвы за них. Только сердечное обращение к Господу поможет подростку стать на истинный путь Христов, ведущий в жизнь вечную.

Насколько сильно в нас это желание и обращено ли оно к Богу? На этот вопрос каждый из нас ответит сам. Но мы должны помнить, что наши дети находятся большую часть времени в опасном окружении, при этом они душевно слабы и духовно не вполне определились. И поэтому родителям и преподавателям нужно буквально их вымаливать.

Господи милосердный, услыши наши молитвы!

Руководитель воскресной школы
Андрейкина Надежда Федоровна

Господи милосердный, услыши наши молитвы!

Воскресные школы при церкви: что это, роль и значение, зачем и как учатся, пример уроков и программ

Когда сейчас говорят о приходской школе, по большей части имеют в виду воскресные занятия при храме по Закону Божию и иным предметам. Однако в дореволюционное время церковно-приходские школы имели особое значение как часть общегосударственной системы образования, хотя заботы об их содержании и организации учебного процесса государство на себя не брало. Что представляли собой такие учреждения, можно увидеть на примере церковно-приходских школ Вяземского уезда Смоленской губернии.

В начале ХХ века Россия имела обширную систему образования, включающую в себя три ступени: начальную (церковно-приходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные училища) и высшую (университеты, институты).

Все типы школ начального образования различались между собой в зависимости от того, кем и на чьи средства они учреждались, финансировались, а также от содержания школьной программы.

Земские школы открывались по инициативе земств и ими управлялись. Срок обучения в них составлял три-четыре года, в течение которых изучались Закон Божий, чтение, письмо, арифметика и пение. Иногда учащимся дополнительно давались сведения по природоведению, географии и истории.

Николай Богданов-Бельский. Сочинение

Церковно-приходские школы учреждались при церковных приходах. Они были одно- и двуклассными. В них преподавались Закон Божий, чтение, письмо и арифметика. В двуклассных церковно-приходских школах изучалась также история.

Школы грамоты представляли собой школы элементарного обучения. Они подчинялись разным ведомствам или находились в ведении частных лиц. В конце XIX века они были переданы в ведение Синода. Обучение в школах грамоты продолжалось один-два года, преподавались чтение, письмо, основные правила арифметики и церковное пение.

Протоирей Алексей Вишнев и его прошение

Интересные подробности о деятельности церковно-приходских школ Вяземского уезда в начале ХХ века мы можем узнать из журнала «Смоленские епархиальные ведомости», а также из редких сохранившихся документов.

Один из них – «Краткий отчет о церковных школах Вяземского уезда на 1914-1915 годы». Отчет подготовлен председателем Вяземского отделения Смоленского епархиального училищного совета, уездным наблюдателем школ Алексеем Ивановичем Вишневым.

Известно, что в 1887 году Алексей Вишнев был рукоположен в иереи и был священником Троицкого собора. В Памятной книжке на 1895 год указано, что он преподавал в Вяземском духовном училище, состоял в Уездном комитете попечительства о народной трезвости. В Памятной книжке на 1915 год Алексей Вишнев упомянут как протоиерей.

26 сентября 1915 года Алексей Иванович Вишнев представил в Вяземскую уездную земскую управу отчет о деятельности вяземских церковно-приходских школ. Он акцентировал внимание на том, что источники финансирования церковных школ «случайны и неопределенны, …. а между тем нужды растут с каждым годом», и просил очередное уездное Земское собрание назначить пособия из земских сумм на содержание церковных школ.

Церковно-приходская школа при Благовещенской церкви Вязьмы, 1914 г.

Согласно прошению Алексея Вишнева, на тот период пособия церковным школам требовалось в размере 1200 рублей, однако управа намеревалась выделить в 1916 году на содержание церковно-приходских школ 1000 рублей.

Церковные школы как массовое явление

В 1914-1915 годах в ведении Вяземского уездного отделения Епархиального училищного совета состояло 50 церковно-приходских школ и две школы грамоты. При этом специально для девочек действовала одна школа в городе и две – в Вяземском уезде.

Всего в вяземских церковных школах на тот период обучалось 3 674 человека. По сравнению с предыдущим учебным годом учащихся стало больше на 447 человек.

В городе Вязьме действовало семь церковно-приходских школ: при Аркадиевском монастыре, Благовещенской, Воскресенск, Духовской, Николаевской, Спасской и Троицкой церквях. В целом в этих школах обучалось 391 человек – 211 мальчиков и 170 девочек.

Николай Богданов-Бельский. Новички

В уезде церковно-приходских школ было почти в шесть раз больше, нежели в городе – сорок три. В уездных церковно-приходских школах обучалось 3199 человек: 2013 мальчиков и 1186 девочек.

Кроме того, в школах грамоты начальное образование получали 56 мальчиков и 28 девочек, в целом – 84 человека.

Школьные стены

Городские церковно-приходские школы размещались в собственных или церковных зданиях, как отмечал протоиерей Алексей Вишнев, «более или менее удобных».

Из 43 уездных школ 29 имели специально выстроенные школьные здания. Здание церковно-приходской школы в деревне Демидов Новосельской волости было достроено в 1915 году. Одиннадцать школ располагались в наемных зданиях и еще три – в церковных. В 1915 году за наем квартир для посещения школ, не имеющих собственных зданий, было заплачено 1480 рублей.

Кроме забот об удовлетворении текущих школьных нужд, отделение Училищного совета в 1915 году было озабочено вопросом о постройке собственных зданий для школ, их не имеющих. Постановлением от 8 января 1915 года было решено образовать особый строительный фонд, в который ежегодно следовало отчислять из местных сумм 800-400 рублей. На собранные средства планировалось погашать ссуды на постройки школьных зданий.

Главным источником содержания церковных школ были взносы от церквей. На эти средства решались хозяйственные нужды.

Урок в церковно-приходской школе приТроице-Сергиевой пустыни. 1900-е годы

Например, все школы, находящиеся при церквях, отапливались за счет местного храма и обслуживались церковными сторожами. На наем помещений для школ, мелкий ремонт, школьную мебель, учебники и учебные пособия выделялись средства местных отделений Училищного совета.

Как учили, чему учились

Курс обучения в вяземских церковно-приходских школах был трехгодичным, а в двух городских школах и двадцати уездных – четырехгодичным.

В школах с четырехгодичным курсом обучения программа дополнялась сведениями из русской истории и географии. Из прикладных занятий преподавалось рукоделие для девочек.

Обучение в церковно-приходских школах вели священники, диаконы и дьячки, а также учителя и учительницы, окончившие преимущественно церковно-учительские школы и епархиальные училища. Считалось, что «лучший из мыслимых руководителей начальной школы есть добрый священник». «Самый желательный из доступных сельских учителей есть диакон, подготовленный долгим учительством». «Школы низшего разряда никому, кроме священника, поручены быть не могут».

В сорока вяземских церковно-приходских школах Закон Божий преподавали священники, в двух – диаконы, в восьми школах преподавание было поручено учителям под наблюдением и руководством приходского священника. Говорили, что в «церковно-приходской школе Закон Божий есть главнейший предмет воспитывающего обучения. Это есть центр всего учебно-воспитательного дела, определяющий собой до известной степени тон и направление преподавания прочих предметов…»

Николай Богданов-Бельский. Деревенская школа

Общеобразовательные предметы преподавали: четыре человека, окончившие духовную семинарию; трое выпускников церковно-учительских школ; 26 человек, окончивших епархиальное училище; восемь – гимназию. Тридцать человек имели звание учителя. Большинство таких преподавателей окончили второклассные церковно-учительские школы и приобрели звание учителя по экзамену.

Журнал «Смоленские епархиальные ведомости» за февраль 1913 года писал, что в пятнадцати церковно-приходских школах Смоленской губернии появились новые дисциплины: гимнастика и обучение военному строю. Новые предметы вводились для укрепления физического здоровья учащихся и их подготовке к военной службе. Новым предметам обучали преимущественно лица, прошедшие военную службу: унтер-офицеры, фельдфебели, ефрейторы, и только в четырех школах – учителя. Наиболее успешно занятия шли в двухклассной Ново-Ивановской школе и Духовской школе Вязьмы. В последней занятиями руководил подпрапорщик 3-го дивизиона тяжелой артиллерии, который последовательно обучал военному строю и сокольской гимнастике, базирующейся на упражнениях с предметами, на снарядах, массовые упражнения и «пирамиды».

К концу 1913 года 25 учеников Духовской церковно-приходской школы Вязьмы были снабжены ружьями и хорошо владели ими. Все расходы по обучению гимнастике покрывались собственными средствами школы и финансовой поддержкой ее попечителя – генерал-майора В.П. Мезенцева.

Расписание занятий

Уроки в церковно-приходских школах Вязьмы и Вяземского уезда начинались в 8.30 – 9 часов утра и заканчивались в 2-3 часа дня. Занятия проходили пять-шесть раз в неделю.

В начале расписания ставились уроки Закона Божия, математики и русского языка как более трудные предметы. Ближе к концу учебного дня шло преподавание церковно-славянского языка, чистописания и церковного пения. Обычно уроки продолжались по часу и прерывались небольшими переменами по пять-десять минут. Все школы были снабжены классными журналами.

Учебный день в школах начинался с общей утренней молитвы по установленному чину, сопровождаемой положенными песнопениями. С молитвы начинался и заканчивался каждый урок.

Николай Богданов-Бельский. Дети на уроке

Если времени было достаточно, к молитвам добавлялось пение тропарей великих или местных праздников, в Великий пост – чтение молитвы преподобного Ефрема Сирина. В завершение учебы в некоторых школах читалось и объяснялось детям дневное Евангелие.

Протоиерей Алексей Вишнев отмечал, что слабее других предметов в школах поставлено церковное пение, хотя Вяземским отделением Смоленского епархиального училищного совета принимались все меры к тому, чтобы везде дети обучались пению хотя бы общеупотребительных молитв и простейших песнопений из богослужений. Это делалось для того, чтобы учащиеся церковных школ могли принимать непосредственное участие в церемонии богослужения. Считалось, что «наставляемому недостаточно лишь слышать слово Божие, надобно самому уметь читать священные и духовно-назидательные книги, самому петь…Таким путем верующий получают возможность ближайшего участия в церковном богослужении…».

Уроки и службы

Во многих школах по окончании занятий совершалась общая вечерняя молитва. В воскресные и праздничные дни и по пятницам Великого поста ученики вместе с учителями посещали богослужение. Обычно они занимали место возле солеи. Более способные ученики участвовали в клиросном чтении и пении, а старшие по очереди или особому назначению, облачившись по благословению священника, прислуживали в алтаре. Во время Великого поста ученики церковно-приходских школ «исполняли долг исповеди и Святого Причастия».

Николай Богданов-Бельский. В церкви

Однако отмечалось, что посещение богослужения учащимися в больших городах, таких как Смоленск и Вязьма, не всегда было организовано должным образом. Проблема заключалась в том, что дети жили в разных концах города, нередко – вдали от церковно-приходской школы, тогда как литургии начинались рано, а всенощные поздно оканчивались.

Поэтому наблюдение за исправностью посещения богослужений и присмотр за детьми в храмах полностью ложилось на родителей.

Большое значение в деле воспитания имела школьная дисциплина. Поступая в учебное заведение, дети должны были подчиняться всем установленным правилам: приходить в школу вовремя; заниматься, не мешая товарищам; внимательно слушать учителя и отвечать лишь по вызову. Выходить из класса во время урока дети могли только по особой надобности и не иначе, как с разрешения учителя. На переменах ученикам предписывалось играть и развлекаться без ссор и драк. Книги и письменные принадлежности должны были содержаться в порядке и сохранности. Заданные работы полагалось исполнять аккуратно и так далее.

Несомненно, все эти требования имели благотворное влияние на учащихся: дети привыкали к порядку, становились более ответственными и в целом менялись к лучшему.

Николай Богданов-Бельский. Ученицы

Методами исправления плохого поведения считались замечание, внушение, выговор наедине или в присутствии товарищей, стояние за партой, оставление в классе после урока. Высшей мерой наказания считалось сообщение заведующему школой или родителям о проступке ученика. Исключение за дурное поведение было редким явлением.

Вообще отношение учителей к детям отличалось любовью и доброжелательностью, за что и дети платили своим педагогам уважением и привязанностью.

«Чтобы положительное влияние школы не пропало…»

Но как ни велико было влияние школ на воспитанников, не следует его преувеличивать. Трех-четырех летнее пребывание ребенка в школе – слишком незначительное время для того, чтобы вложенные знания и нравственные начала могли прочно укрепиться. В течение года дети проводили в школах не более пяти месяцев, а в остальное время они всецело находились под влиянием семьи и деревенского населения, далеко не культурного.

Николай Богданов-Бельский. В школу

Тяжелая крестьянская работа оставляла мало времени не только для занятий с детьми, но и для простого надзора за ними. В крестьянских семьях дети были предоставлены сами себе. Более того, в некоторых случаях семья влияла на детей очень плохо. Нередко родители сами угощали своих чад водкой, следуя принципу: «Все равно надо привыкать когда-нибудь».

Для того, чтобы положительное влияние церковно-приходской школы не пропало, необходимо было продолжать его и за пределами школьных стен, укреплять связь населения со школой. Одним из таких средств считались школьные библиотеки. По этому поводу «Вяземский наблюдатель» писал: «Библиотеки еще не везде организованы, кроме того, по своему составу они не вполне соответствуют запросам деревни, поэтому во многих местах книгами пользуются только учащиеся, а взрослые редко берут их».

Николай Богданов-Бельский. Воскресное чтение в сельской школе

По сообщениям общественных наблюдателей, население положительно относилось к чтениям и охотно посещало их. Так, на чтениях по Вяземскому уезду слушателей, не считая учащихся, собиралось 100-200 человек. Лучшими по постановке учебно-воспитательного дела в Вяземском уезде были Духовская, Бессоновская и Федоровская церковно-приходские школы.

Несмотря на все трудности, церковно-приходские школы сумели сохранить за собой определенное влияние в системе народного образования, прежде всего, в плане сохранения русских духовно-нравственных традиций. И несмотря на отказ государства от финансирования церковных школ, они продолжали укрепляться вплоть до установления советской власти.

Лариса ЖУКОВА,
член Союза журналистов России

В основе материала – публикация сайта Вяземской епархии

Расписание занятий

Воскресная школа прихода. Что это и какую роль играет в жизни православных людей?

В 1867 году на территории Сургутского уезда была открыта духовная миссия. Для распространения грамотности среди коренного населения Севера, приобщения его к святыням христианства члены православного миссионерского общества создавали церковно-приходские школы, школы грамоты, во главе которых стояли приходские священники. В миссионерских школах, помимо изучения Закона Божьего, заповедей христианской морали, родного и русского языков, овладения навыками чтения, письма и счета, шло обучение ремеслам, основам земледелия, гигиены, домоводства, оказания первой медицинской помощи.

Это был тип церковно-приходских школ, которые содержались на средства приходов и пожертвования частных лиц. Во второй половине ХIХ века Сургут населяли грамотные в большинстве своем казаки, а местные священники знали грамоту в обязательном порядке. Для детей в 1779 году в Сургуте была открыта первая духовная школа, в 1835 году – школа для казачьих детей, в 1866-м – церковно-приходская школа для девочек.

В Сургуте XXI века в каждом приходе работают воскресные школы и православная классическая гимназия при храме Преображения Господня.

Воскресная школа прихода храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» существует уже 16 лет. Ее посещают свыше ста детей самых разных возрастов.

Сегодня воскресная школа сильно отличается от церковно-приходской. Грамотности, письму и счету детей обучают в общеобразовательных школах. В воскресные приходят в свободные от работы, выходные дни родители и дети – нередко вместе.

Воскресная школа ставит своей целью сформировать в ребенке духовные ценности, высокие нравственные нормы, такие как уважение к старшим, чувство сострадания и милосердия к ближним, жизнерадостное отношение к миру, твердость и мужество в перенесении жизненных испытаний и трудностей.

Об этой замечательной школе расскажем ниже.

Как птица для полета

Неизменный руководитель воскресной школы в приходе храма Всех скорбящих Радость Людмила Максимовна Афанасьева – педагог с 65-летним стажем. Да-да, вы не ошиблись, именно шесть десятилетий подряд эта скромная и одновременно очень требовательная, с огромной внутренней силой женщина выпускает в жизнь десятки юных граждан.

Трехлетним ребенком она осталась без матери. Детские воспоминания четко запечатлены в памяти Людмилы Максимовны – поэтому-то она уверена, что с детьми нужно обращаться особо бережно, с уважением: ведь каждый шаг, каждое слово учителя остаются впечатанными в их память навсегда, и по ним они строят впоследствии свою жизнь.

Истина вечная и непогрешимая: каждый день Людмила Максимовна полностью – с утра и до позднего вечера – посвящает себя своим ученикам.

Кроме уроков, у нее внеклассные занятия, подготовка к спектаклям, экскурсии, беседы, участие в конкурсах и фестивалях – школьная жизнь насыщена до предела.

С детьми прихожан Людмила Максимовна начала заниматься буквально с первого кирпичика, заложенного в основание будущего храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Тогда она была преподавателем русского языка и литературы в первом лицее и вела факультатив православной русской культуры, который именовался так: «В начале было Слово…». Эту работу в лицее она вела давно – с конца 80-х годов, то есть с начала перестройки и пробуждения нашего общества. Программа общеобразовательной школы давала большие возможности по нравственному воспитанию детей, и педагог стремилась дать углубленное изучение творчества Пушкина и Лермонтова, Лескова и Некрасова.

Классический афоризм «Человек создан для счастья, как птица для полета» становился предметом оживленной дискуссии о вещах возвышенных, трогательных и интересных. И неслучайно выпускница лицея Олеся Веремеева написала в экзаменационном сочинении: «По-моему, человек создан не только для счастья и радости, но и страдания тоже…».

Это сочинение – настоящее откровение! – Людмила Максимовна хранит и по сию пору.

Плоды учения

Какая разница между общеобразовательной школой и воскресной, спрашиваю я Людмилу Максимовну? Небольшая пауза – и ответ:

– Фактически небольшая, дети воспринимают все, что им преподносят учителя, с большим интересом. В воскресной школе основной предмет – православная вера, и можно спокойно, не боясь выйти за рамки программы, говорить с ними о Боге, об истории религии, о канонах нашей веры. Дети выходят из воскресной школы, я бы сказала, одухотворенными. Ведь родители сегодня, стремясь дать им все, что они способны усвоить, отправляют их во всевозможные кружки, курсы, спортивные секции. И наша программа словно бы приводит сумму всех этих знаний и навыков в единую систему.

В воскресной школе прихода храма насчитывается 120 ребятишек самого разного возраста. Сменилось уже несколько поколений выпускников, а первыми были лицеисты выпуска 1989-1990 годов, «основатели» приходской школы. К этому ядру примкнули дети прихожан микрорайонов нефтяников, число их непрерывно возрастает.

Начало учебного дня открывает общая молитва и беседа в храме.

– Дети молятся так трогательно, – делится Людмила Максимовна. – Слушают с таким интересом, что не можешь не вдохновиться и сам.

Среди предметов, которые преподаются в воскресной школе, главный, конечно же, Закон Божий. Кроме того, дети занимаются чтением на церковно-славянском языке, музыкой, пением, рисованием. Дети сюда приходят по доброй воле.

Педагогический состав воскресной школы довольно интересный – это воцерковленные и неравнодушные люди, нередко сочетающие основной род занятий с преподаванием в школе. Есть врач – Надежда Александровна Донникова, кандидат медицинских наук. С мальчиками вот уже несколько лет работает Валентина Сергеевна Жукова – почти все они помогают в алтаре священникам.

Любовь к детям объединяет и таких людей, как Светлана Ивановна Марченко, Александр Васильевич Груздев, Максим Юрьевич Донников, Татьяна Александровна Кокорева и другие.

Конечно же, частенько перед детьми выступают священники.

Что же родители «воскресных» учеников – они-то, несомненно, и приводят своих чад сюда, в школу, они-то и помогают им учиться? Оказывается, далеко не всегда. Порой дети сами приходят в школу, а вслед за ними уже папа с мамой. Нередкий случай: именно благодаря своему ребенку родители находят дорогу к храму.

Но все же большинство взрослых ведут сынов и дочерей в приходскую школу с единственной целью – воцерковить. Само собой сложилось так, что большая часть прихода – это школьный родительский актив.

Для Людмилы Максимовны работа в воскресной школе – огромная радость, источник сил – душевных, духовных и физических. И эту радость она старается передать всем: детям, преподавателям, родителям – любому, кто готов воспринять.

Сегодня рядом с храмом во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» строится новый храм, больших размеров – во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Рассчитан новый храм и на воскресную школу с ее 120 учащимися.

Образно говоря, воскресная школа – это своеобразная организация спасения, без которой, на взгляд Людмилы Максимовны, невозможно полноценное образование. Посеянные здесь семена – то, что заложено в ребенка, – становятся основой его нравственности, стержнем его личности. Придет время, и нынешние мальчики и девочки поступят в вузы, придут на производство, создадут свои семьи. Через какие бы преграды и испытания они ни проходили, в трудный, решающий момент ученики Людмилы Максимовны Афанасьевой поступят как православные христиане.

И в один прекрасный день они приведут сюда своих детей – чтобы свет Истины засиял и перед ними.

Среди предметов, которые преподаются в воскресной школе, главный, конечно же, Закон Божий. Кроме того, дети занимаются чтением на церковно-славянском языке, музыкой, пением, рисованием. Дети сюда приходят по доброй воле.

Воскресная школа. Взгляд изнутри

В советский период, когда идеология нашего государства имела абсолютно атеистический характер, школы и вся педагогика в целом были строго отделены от религии, поэтому у верующих не было возможности религиозного воспитания и образования своих детей. Конец 80-х годов ХХ столетия снял железный занавес, и такая возможность снова появилась. С того времени Православная Церковь стала возрождать институты религиозного воспитания и образования, в частности, воскресные школы.

Я знакома с укладом воскресной школы, так как работала там преподавателем “Основ православной культуры” до выхода в декретный отпуск. Мои дети, конечно, ходят в воскресную школу. Обычно в воскресную школу принимают детей с 5 лет. С прошлого года в нашей школе появилась возможность записать ребенка уже с 3 лет. Но даже если вашему чаду 12 или 15 лет, его тоже запишут в соответствующую группу, согласно возрасту.


Фото с сайта www.alnev.ru

Для детей проходят занятия согласно их возрастным особенностям и возможностям, включающие в себя и досуг, и, безусловно, учебу. Дети могут здесь общаться, выражать себя в творчестве, а также заниматься в кружках по интересам. В образовательном арсенале больших, давно образованных воскресных школ, помимо привычных творческих, есть еще и музыкальные, хоровые, театральные кружки, а также спортивные и даже военно-патриотический кружки. Иногда дети ездят в совместные паломнические поездки. А летом, во время летных каникул, многие воскресные школы организовывают совместный поход или летний лагерь. Посещать воскресную школу дети могут без особых трудностей: сейчас практически при любом храме и не только в столице они есть. Другое дело, что возможностей у школ в глубинке может быть меньше.

В воскресной школе, где я преподавала, дети распределяются по классам, как в общеобразовательной школе. Если ваш ребенок ходит в 6 класс, то и в воскресной школе он пойдет в 6 класс. Обучение проводится до 11 класса. А после ее окончания, дети сдают экзамен (он больше похож на беседу). Затем вручается диплом.


Фото с сайта www.krest-mon.ru

Стоит отметить, что в каждой воскресной школе, группы формируются по-разному. Где-то объединяют в одну группу начальную школу, где-то всего 2 группы – старшая и младшая. Всё зависит от количества учащихся и преподавателей в воскресной школе. В нашей воскресной школе в Марьиной Горке – 160 детей.

Каждый раз у учащихся было по 2 урока в каждом классе, и кто-то мог выбрать дополнительные кружки, по собственному усмотрению. После первого урока дети идут обедать. Обычно это каша, макароны или плов. Чай с конфетами и печеньем. Повара готовят очень вкусно и красиво. На территории церкви отведено место для огорода, где выращивают овощи и ягоды. Повара делают закатки, компоты, и весь учебный год кормят детей урожаем с собственного подворья.

Ребята приносят конфеты в свой день рождения, а учитель с учениками поздравляют именинника.

Воскресная школа формирует начало религиозного мировоззрения, навыки милосердия и любви к родине. Учащиеся школы принимают участие в концертах, собраниях, ходят на представления. По сути воскресная школа занимается нравственным воспитанием детей.

Родители могут ознакомиться с программой воскресной школы, присутствовать на уроках с детками. А могут спокойно оставить ребёнка, и пойти по своим делам.

Есть ряд причин, по которым, наверное, не стоит водить ребенка в воскресную школу. Если у нецерковного человека (родителя) есть неприязнь, к Богу, к Законам Божьим, то его маленькому ребенку (как и самому ему) будет не полезно находиться там. Ведь с холодным сердцем к Богу или неприятным отношением к нему вы не сможете получить ожидаемые плоды, от посещения воскресной школы. Ни вас, ни вашего ребёнка, никто не заставляет туда ходить.

Приблизительная программа в воскресных школах выглядит так (в каждой вш по-разному):

  1. Закон Божий (Ветхий Завет, Новый Завет, устройство православного храма, богослужение Православной Церкви, вероучение православной Церкви, основы христианской нравственности). Курс направлен на то, чтобы дать детям знания о родной православной вере.
  2. Церковно-славянский язык. Дети изучает алфавит, словарь ключевых слов, грамматику, учатся писать и читать на церковно-славянском языке.
  3. Церковное пение и клиросное послушание. Музыкальные занятия.
  4. Сценическое искусство. Дети активно участвуют в организации православных праздников, в проведении праздничных спектаклей, концертов и конкурсов.
  5. Рукоделие (разные формы декоративно-прикладного искусства).


Фото с сайта www.lad-uspenie.cerkov.ru

Занятия включают в себя игровые элементы, активные и спокойные игры, стихотворения, творческие задания. Самое главное, чему здесь могут научить – это радоваться удачам своих близких, сопереживать чужому горю, прощать, отвечать за свои поступки, жить вместе. В каждой воскресной школе ощущается атмосфера большой и дружной семьи.

Все занятия в воскресных школах проводятся абсолютно бесплатно. Иногда на родительском собрании могут попросить купить рабочую тетрадь или другие принадлежности для занятий в воскресной школе.

В воскресной школе, где я преподавала, дети распределяются по классам, как в общеобразовательной школе. Если ваш ребенок ходит в 6 класс, то и в воскресной школе он пойдет в 6 класс. Обучение проводится до 11 класса. А после ее окончания, дети сдают экзамен (он больше похож на беседу). Затем вручается диплом.

Читайте также:  Воскресные школы при церкви: что это, роль и значение, зачем и как учатся, пример уроков и программ
Ссылка на основную публикацию