Успенский Горицкий монастырь в Переславле-Залесском: история, фото и официальный сайт
Первоначальная история Успенского монастыря известна мало. Основан он был, вероятно, в начале XIV столетия при Иване Калите. В 1382 году монастырь был разорен отрядами татарского хана Тохтамыша, а затем восстановлен при содействии жены Дмитрия Донского великой княгини Евдокии.
Среди настоятелей и монахов Успенской обители были известные церковные деятели. Один из них Инок Даниил, основавший недалеко от Гориц Троицко-Даниилов монастырь, был приглашен Василием III в крестные отцы своего сына Ивана – будущего царя Ивана Васильевича Грозного. Великие князья и цари не раз посещали Успенский-Горицкий монастырь, стоящий у дороги при подъезде к Переславлю. Приезды царствующих особ ознаменовывались дарами в монастырскую ризницу.
Переславская епархия была образована в 1744 году. В нее вошли многие села и города, больше шестисот церквей и двадцать пять монастырей. Границы епархии протянулись далеко от Переславля на запад и юго-запад и захватили Дмитров, Волоколамск, Можайск, Рузу и другие города. Успенский-Горицкий монастырь начал именоваться кафедральным и должен был стать местом пребывания архиепископа – архиерейским домом. Задумав создать роскошную резиденцию, первые руководители епархии начали разрушать древнейшие сооружения для того, чтобы на их месте или рядом возвести более высокие и более пышные здания, которые соответствовали бы изменившимся вкусам века. Так, в первые годы существования епархии были разобраны трехглавый храм, звонница и другие строения, о которых сохранилось лишь упоминание в старых монастырских описях.Обширные строительные работы развернулись в Горицах лишь в середине пятидесятых годов. Начал претворяться в жизнь грандиозный по замыслу проект, который предусматривал возведение нового большого собора с примыкающим к нему с запада зданием, называемым Гефсиманией, перестройку трапезного корпуса и других строений. К сожалению, пока не удалось выяснить, кто автор мастерски сделанного проекта. В бумагах того времени упоминаются имена архитекторов, которые составляли сметы на строительные работы и вели за ними надзор – это Иван Жуков, Карл Бланк, Иван Яковлев и гезель-архитектор Метлин. Известно, что они работали с выдающимся зодчим XVIII века Дмитрием Ухтомским, возглавлявшим в Москве архитектурную “команду”, где, возможно, и был выполнен проект перестройки Горицкого монастыря. Заметную роль в сооружении и украшении новых зданий сыграл Амвросий Зертис-Каменский, возглавлявший Переславскую епархию с 1753 по 1761 год. Амвросий был широко образованным человеком, писателем, переводчиком, хорошо разбирался в архитектуре; он пригласил в Переславль опытных мастеров, работавших по украшению интерьеров Ново-Иерусалимского собора и возведению над ним нового перекрытия, проект которого был выполнен знаменитым Б.Ф. Растрелли. Сооружение таких больших зданий, как Успенский собор и Гефсимания, требовало много мастеров и времени, и, чтобы ускорить возведение главного храма, работы вели даже ночью при свечах. Со второй половины шестидесятых годов, после известных церковных реформ, темп строительных работ в Горицах заметно снижается. Но все же продолжают строить новую колокольню, стены, башни и другие сооружения.
Оставалось уже совсем немного сделать, чтобы завершить грандиозный по замыслу проект перестройки ансамбля, но этому не суждено было сбыться.
В 1788 году Высочайшим указом Переславскую епархию упраздняют. Прекращаются строительные работы, разъезжаются из Гориц церковные сановники, пустеют палаты и храмы, часть колоколов увозят в Петербург на колокольню Петропавловской крепости, а богатую ризницу отправляют в Москву. Чтобы поддержать угасающую жизнь в Горицах, городские власти размещают в опустевших зданиях различные учреждения – суд, казначейство, магистрат, а на редкость богато убранный Успенский храм превращают в городской собор. Но переславцы недовольны – из города до Гориц не близко, дорога неважная, да еще и в горку подниматься надо. Они обращаются с жалобами и просьбами перевести главный храм обратно в город. После неоднократных напоминаний просьбу горожан удовлетворили. В Успенском соборе служба проходила только летом по церковным праздникам. Постепенно покидали Горицы и городские управления. С каждым годом все больше и больше приходили в запустение и ветшали строения бывшего монастыря. Их практически не использовали и не ремонтировали. Не нашлось даже применения такому обширному и удобному по планировке зданию, как трапезная палата с примыкающей к ней Всехсвятской церковью и жилыми покоями. В пустующих помещениях разобрали печи, украшенные фигурными кафелями, выломали полы, и в еще недавно богато убранном, а теперь полуразрушенном здании, по словам очевидца: “вверху образовались жилища филинов, вранов, галок и голубей, а внизу происходили свидания людей для свершения темных и скверных дел”. Около столетия пребывали Горицы в небрежении.
Только в 1881 году было принято решение разместить в пустующих зданиях бывшей обители духовное училище. Как и при начале епархии, первыми деяниями были разрушения. На сей раз пощадили древнейшие сооружения, но разобрали Гефсиманию, так и оставшуюся недостроенной и сильно обветшавшую к тому времени Кирпич и белый камень разобранного здания пошел на строительство нового жилого корпуса для смотрителя и его помощников, который примкнул с западной стороны к бывшей трапезной, где разместились классы и жилые комнаты учащихся. Эти здания находились под присмотром, временами подновлялись и ремонтировались, остальным же строения продолжали пустовать и разрушаться.
Патриоты Переславля, историки архитекторы в XIX и начале XX столетия не раз высказывали беспокойство о состоянии старинных сооружений Горицкого монастыря, некоторые из которых по праву считались выдающимися памятниками русского зодчества. В статьях и книгах они грустью описывали печальную картину запустения, какую являли собою Горицы, еще недавно “краса и светоч Переславля”: “Громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом… ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены”. Призывы обратить внимание на древние строения и спасти их от разрушения не находили отклика, и постепенно терялась вера в то, что положение изменится, -“время неустанно делает свое дело, суля в будущем полную гибель этим памятникам нашего старинного искусства”.
К счастью, печальным предположениям не суждено было сбыться. В мае 1919 года в зданиях бывшего Успенского монастыря и духовного училища был открыт Переславль-Залесский краеведческий музей – один из первых музеев, созданных в молодом Советском государстве.
Горицкий Успенский мужской монастырь
Успенский Горицкий женский монастырь — православный монастырь в городе Переславле-Залесском, упразднённый в 1744 году. На территории монастыря расположен Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. В настоящее время Переславль-Залесский Историко Архитектурный и Художественный музей-заповедник и Горицкое архиерейское монастырское подворье ведут совместную работу по передаче храмов монастырю.
Содержание
История
Монастырь основан, вероятно, в начале XIV века при Иване Калите.
В средние века монастырь владел многочисленными сёлами, в числе которых Большие Сокольники, Веслево, Веськово, Воскресенское, Дубнево, Ермово, Ильинское, Кружково, Маурино, Нила, Перцево, Родионцево, Славитино, Соломидино, Чашницы, Ченцы, Черницкое на Оселке, Черницкое на Шахе, Яропольцы и другие (подробнее см. здесь).
12 июня 1722 года в пожаре погиб монастырский архив.
К сожалению, исторические сведения об этом монастыре весьма кратки, отрывочны и неясны, так как архив монастыря не сохранился, и все сведения о нем получаются из разных побочных источников. Вот те сведения, какие имеются о монастыре: время основания Успенского Горицкого Богородицкого мужского монастыря относится к 1362 году. Ошибочно считается,что в Горицком монастыре принял постриг преподобный Дмитрий Прилуцкий. Но этого не могло быть,т.к. ко времени основания обители он уже был игуменом основанного им Никольского монастыря в том же Переславле.
В XV веке в нем жил и был игуменом (с 1470 до 1500 год) святой Даниил, основавший, тут же в Переславле, Троицкий Данилов монастырь (в 1508 году), куда и перешел из Горицкого монастыря. Дальнейшая судьба последнего в XVI и XVII столетиях неизвестна. В 1744 г. он упразднен и отдан для помещения архиерейского дома вновь учрежденной Переславской епархии, которая была упразднена в 1788 году.
За время пребывания в нем архиереев известны следующие постройки: Собор Успения Пресвятой Богородицы и Гефсимания, между 1753—1761 годом; колокольня с церковью Богоявления 1768—1777 г.; в это же время (вместо древних) построена часть ограды и башни вновь; эти позднейшие части начинаются от колокольни, затем идут по северной стороне и частью по западной; архитектура их ясно отличается от древних, как видно в натуре.
В 1744 году переславский Успенский Горицкий монастырь был закрыт и превращён в усадьбу переславского епископа. Современники хорошо понимали это состояние бывшего монастыря. В 1802 году переславский чиновник Пётр Плишкин пишет, что «Горицким монастырём именовался до 1744 года, то есть до учреждения Переславской епархии».
В 1788 году Переславская епархия закрыта и архиерейский дом упразднён.
В «Описании монастырей, в Российской Империи находящихся» (1817) упомянут «Горицкий Успенский, уничтоженный, близ города Переславля-Залесского». А двадцать лет спустя этого монастыря уже не было в книге (издание 1834 года).
В 1904 году внутренность монастыря представляла грустную картину запустения: громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом; в одной стороне стоят две церкви и несколько незначительных новых построек, затерявшихся среди громадного пустыря; ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены.
Древнейшими постройками монастыря, несомненно существовавшими в XVII веке, остаются только двое ворот, из коих одни «Святые»; южная ограда с одной башней и, можно прибавить, еще церковь Всех Святых (почти утратившая древний вид вследствие позднейших пристроек). «Святые Ворота» с церковью святого Николая представляют один из выдающихся образцов древнерусской архитектуры и потому неоднократно изображались и описывались в различных изданиях; из них наиболее ценными представляются чертежи, помещенные в издании Ф. Рихтера, где можно видеть все подробности обработки. Год построения «Ворот» неизвестен, но указывается многими исследователями в периоде XVII века.
После революции в 1919 году в монастырь переведён Переславский музей-заповедник.
Современное состояние
По Благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона в Переславле-Залесском ведётся восстановление Монастыря с многовековой историей. По мнению специалистов, он существовал уже в начале XIV века. Находится монастырь у южного берега Плещеева озера.
В 2012 году Правительство Ярославской области приняло решение о передаче храмов монастыря Ярославской епархии Русской Православной Церкви. В настоящее время Переславль-Залесский Историко Архитектурный и Художественный музей-заповедник и Горицкое архиерейское монастырское подворье ведут совместную работу по передаче храмов.
В надвратной церкви святого Николая Чудотворца в Горицком Успенском монастыре возобновились богослужения. За время перерыва храм преобразился, были обретены святыни, иконы, приобретена церковная утварь.
Святыни
Даровница с башмачком с мощей святителя Спиридона Тримифунтского, привезенного матушкой Евфросиньей из г. Керкира на о. Корфу в Греции, подаренный матушке Святейшим Патриархом Константинопольским.
Даровница с частицами мощей святых, мучеников и убиенных младенцев.
В настоящее время в Успенском храме Горицкого монастыря мироточат несколько икон:
– Икона Образ Матери Божей “Иверская”
– Икона Святитекля Луки, исповедника, архипископа Крымского
– Икона Святой блаженной старицы Матроны Московской, а также лик Христа начертанный на некогда обыкновенной дощечке и другие.
Престольные праздники
Как добраться
Адрес: Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, Музейный пер., 4
Телефоны: +7(926)509-11-32; +7(499)408-30-98
Паломнику
Матушка Евфросинья приглашает всех желающих посетить необыкновенно красивый духовно и исторически богатый Горицкий Успенский Монастырь. Можно приехать потрудиться во Славу Божию, ночлег есть (предварительно позвонить матушке).
Видео
Горицкий монастырь в Переславле-Залесском – обитель, парящая над городом
Адрес: Россия, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, Музейный переулок, д. 4
Дата основания: начало XIV века
Дата упразднения: 1744 год
Основные достопримечательности: собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Всех Святых, церковь Богоявления Господня, звонница
Координаты: 56°43’16.3″N 38°49’26.3″E
Иногда Горицкий монастырь ошибочно называют кремлем. Действительно, небольшие стены и башни этой обители придают ей вид крепости. Благодаря своему расположению на возвышенности, она самая заметная в Переславле-Залесском – его архитектурная доминанта. Сейчас монастырь недействующий, и в нем находятся коллекции историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Горицкий монастырь с высоты птичьего полёта
История создания Горицкого монастыря
Как давно основали эту христианскую обитель неизвестно, потому что пожар, случившийся в первой половине XVIII в., уничтожил все ее архивы. Ясно, что в начале XIV в., во времена Ивана Калиты, монастырь в Переславле уже был. Некоторые исследователи склоняются к тому, что появился он двумя веками ранее и был построен на месте языческого капища – Шутовой рощи.
Все другие монастыри Переславля расположены на равнине, а этот возведен на возвышении у южного берега Плещеева озера, за что и получил свое название – Горицкий или Успения на Горице. В его стенах принял постриг сподвижник Сергий Радонежского Дмитрий Прилуцкий. Случилось это в 1371 году. Здесь начинал свой монашеский путь особо почитаемый в Переславле преподобный Даниил, который в 1508 году основал собственную обитель – Троицкий Данилов монастырь.
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Как и многие монастыри, Горицкий служил своего рода крепостью и участвовал в военных сражениях. Так, в 1382 г. во время нашествия хана Тохтамыша в его стенах пряталась супруга Дмитрий Донского Евдокия Дмитриевна. В критический момент, когда татары жгли Переславль, княгине со слугами удалось отплыть на середину Плещеева озера, где густой туман спас их от врагов.
По преданию, так же удалось спастись еще части местных жителей. После того, как Переславль освободили, благодарная Евдокия поспособствовала восстановлению монастыря. И в память об этом историческом событии в городе существует традиция водного крестного хода. В шестое воскресенье после праздника Пасхи верующие от стен Горицкого монастыря и устья Трубежа плывут по озеру на лодках.
Пережила мужская обитель и непростое для России Смутное время. Но, к сожалению, ничего от построек, старше XVI века, на ее территории до наших дней не сохранилось. В это время монастырь был очень влиятелен, он владел множеством сел и имел в подчинении около 5 тыс. крестьян. Его часто посещали цари и члены их семей, оставляя в монастырской ризнице богатые подарки.
Восточные (Проездные) ворота
История Горицкого монастыря в XVIII – начале XX века
В 1744 году в жизни монастыря наступили большие перемены. На 44 года город стал центром отдельной Переславской епархии, которой подчинялись 600 храмов и 20 монашеских обителей в Дмитрове, Александрове, Можайске и Волоколамске.
И Горицкий монастырь, как самый богатый на тот момент, перестал служить пристанещем для монахов, а сделался архирейской резиденцией – местом постоянного проживания главы епархии.
В 1788 году епархию упразднили, поделив ее территорию между соседними – Владимирской, Ярославской и Московской. Позже, в XIX веке в бывшем монастыре построили духовное училище. К началу XX века монастырь находился в упадке и запустении – пруд зарос, территория была полна мусора, а строения значительно обветшали. После 1917 года его здания были национализированы, и в 1919 году в них разместили первые музейные коллекции.
Стены Горицкого монастыря
Монастырские храмы и строения
Обнесенный невысокой стеной, монастырский комплекс очень красив и возвышаясь над крышами Переславля, словно парит над городом. Самые старые его постройки сохранились с XVI-XVII века. Это белокаменная крепостная стена с бойницами и караульными переходами, служившая для защиты обители от неприятеля, три башни и двое ворот, Палаты привратника, церкви Николая и Всех Святых, а также трапезная палата.
Святые ворота с возведенной над ними одноглавой Никольской церковью являются выдающимся памятником древнерусского зодчества. И специалисты многократно описывали их в различных изданиях, как образец слияния двух существовавших в те времена стилей – узорочья и очень популярного московского барокко.
Проездные ворота также считают настоящим архитектурным шедевром. Они сделаны в восточной монастырской стене и служили для хозяйственных целей. По сравнению с простыми и гладкими стенами, их нарядное убранство нельзя обойти вниманием. Ворота обрамляют большие арки, над которыми установлены фигурки вставших на дыбы коней. Надстройку над этими воротами сделали позже – ближе к концу XIX века.
Главный монастырский храм – пятиглавый Успенский собор возводили в 50-60-е годы XVIII века по проекту архитектора И.Я. Яковлева. Однако, в связи с упразднением Переславской епархии, он так и не был достроен. Замысел архитектора лучше всего виден на восточном фасаде этой церкви. Композиционно храм представляет собой пирамиду, устремляющуюся вверх.
Скупое наружное оформление контрастирует с богатым барочным внутренним убранством – пышной белой лепниной на голубом фоне, роскошными паникадилами и живописными настенными панно. Над этой красотой трудились лучшие мастера из Ново-Иерусалимского монастыря. Многоярусный покрытый позолотой иконостас сделан руками мастера из Москвы Якова Жукова. А иконы для него изготовлены живописцами из Нового Иерусалима.
Самой высокой на монастырской территории является Богоявленская церковь с четырехъярусной колокольней. Со смотровой площадки на верхнем ярусе колокольни виден весь Переславль-Залесский. Она, как и главный собор, с XVIII века не была достроена. После того как епархию упразднили, колокола с этого храма сняли и перевезли в тогдашнюю столицу, на колокольню в Петропавловской крепости.
Панорама Горицкого монастыря
С XIX века осталось здание, которое занимало Духовное училище, баня и звонница. В качестве строительного материала при возведении Духовного училища использовались кирпичи обветшавшей церкви Гефсимания.
Колонну этого разобранного древнего храма поместили в музейную экспозицию. А как домовый храм Духовное училище использовало пятиглавую отремонтированную церковь Всех Святых, возведенную в XVI веке.
На монастырской территории стоят также деревянные часовни (XIX в.), которые перевезли сюда в 80-х годах прошлого века из окрестных деревень Фонинское и Старово. Такие часовни назывались «обыденскими». Их возводили всей деревней, или, как тогда говорили, «миром».
В времена архиерейский резиденции, на ее территории выкопали пруд, чтобы в случае пожара вода для тушения была рядом. А в 20-е годы прошлого века вокруг этого пруда разбили фруктовый сад.
Слева направо: собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Богоявления Господня
Осенью 2014 года в судьбе монастыря произошли новые перемены. Его исторические помещения получила в пользование Ярославская епархия Русской православной церкви. И сейчас ведутся работы по освобождению помещений от музейных коллекций и восстановлению его как монашеской обители, которые планируется завершить за 4 года.
Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Этот музейный комплекс считается одним из самым крупных музеев России. Во многом его богатые коллекции сформировались, благодаря усилиям основателя музея, известного историка и исследователя переславских земель Михаила Ивановича Смирнова (1864-1949).
Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Сейчас коллекция насчитывает более 80 тыс. экспонатов, большинство из которых уникальные. Их можно увидеть ежедневно, кроме последнего вторника месяца. На территории монастыря и в музейных залах разрешена бесплатная фото- и видеосъемка. Естественно-исторический раздел экспозиции рассказывает о богатой природе национального парка «Плещеево озеро». Здесь выставлены чучела животных и птиц, обитающих в окрестностях Переславля и озера.
Переславский музей гордится своими коллекциями русских икон, живописи и деревянной резной скульптуры, мемориальными разделами, посвященными Ф.И. Шаляпину и Д.Н. Кардовскому, редкими экспонатами, относящимися к эпохе Петра I, а также уникальными произведениями, выполненными серебряниками, златокузнецами и искусными золотошвеями.
Слева направо: церковь Всех Святых, собор Успения Пресвятой Богородицы
Как добраться до Горицкого монастыря
Монастырь расположен по адресу: Музейный переулок, 4. При въезде в Переславль-Залесский со стороны Москвы, его стены и купола церквей сразу же видны с левой стороны. По городу до монастыря можно подъехать на рейсовом автобусе № 1 (остановка «Музей»).
Горицкий монастырь
Непременно стоит посетить самый знаменитый переславский монастырь — Горицкий. Почти все сохранившиеся сооружения относятся к 17—19 вв. Главный храм монастыря — нарядный собор Успения Богородицы. Его великолепный многоярусный иконостас создавался в 1750-х гг. Через дорогу от Горицкого, почти на выезде из города в сторону Москвы стоит Федоровский монастырь. Самое древнее его сооружение — Федоровский собор (1562), поставленный в честь рождения у Ивана Грозного сына, названного Федором.
История
Горицкий Успенский мужской монастырь был основан в первой половине XIV века при Иване Калите. Свое наиболее известное название он получил от расположения на возвышенности — «горице». От древних деревянных построек не сохранилось ничего. В 1382 г. войско Тохтамыша разрушило Переяславль-Залесский, а вместе с ним и Горицкий монастырь. Незадолго перед разорением сюда на богомолье приехала великая княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского. Она и еще несколько человек чудом спаслись от татар, уплыв на плоту на середину Плещеева озера и скрывшись за густым туманом.
В память о своем чудесном спасении Евдокия в 1392 г. восстановила на свои средства монастырь, а в Переславле установилась традиция в шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежа к середине озера.
Архитектура монастыря
Проездные ворота
Восточные, или Проездные, ворота (середина или вторая половина XVII века) невелики по своим размерам, но благодаря насыщенному декору и богатой игре света и тени, они выделяются на фоне спокойной глади стен, почти лишенной убранства. В нижней части ворот низкие круглые столбы — по паре с каждой стороны от проезжей части. Столбы поддерживают стену, сплошь украшенную разнообразными архитектурными деталями и скульптурным изображением скачущих коней в верхних углублениях — ширинках. Хорошо сохранился лишь один из коньков — правый, другой был восстановлен по оставшимся следам во время реставрационных работ.
Палата привратника
К югу от проездных ворот расположено небольшое здание, которое обычно в старых описях называется палатой или палаткой привратника. Палата привратника, несмотря на свое скромное назначение, имеет два парадных, очень пышных по убранству фасада, которые не уступают по нарядности многим митрополичьим, архиерейским и княжеским теремам того времени. Сложные по очертаниям наличники, повторяющиеся поребрики, балясины, полуколонки и другие архитектурные детали украшают большую часть стен.
Трапезная палата
Лишь западный фасад дает некоторое представление о прошлом облике здания. После снятия толстого слоя поздней штукатурки обнаружились следы сбитых оконных наличников. Внутренняя планировка и сводчатые конструкции трапезной и примыкающих к ней помещений хотя и претерпели некоторые изменения, представляют несомненный интерес. Различные по форме своды с распалубками над дверными оконными проемами весьма вырзительны. Особенно большое впечатление производит сама трапезная палата, от которой и получило название все здание. В центре обширного помещения, расположенного на втором этаже, стоит восьмигранный столп, на него опираются высоко поднятые своды.
Духовное училище
Это двухэтажное здание было построено в конце XIX века для наставников церковного училища.
Звонница
Небольшая звонница зрительно делит северную стену монастыря на две части. В настоящее время служит смотровой площадкой, отсюда открывается изумительный вид на старый город и озеро Плещеево.
В Горицком монастыре размещен Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей с шикарной коллекцией икон, церковной утвари, мебели; полотнами Шишкина, Бенуа; библиотекой и собранием деревянной скульптуры.
Полезная информация
Зимой Успенский собор закрыт для осмотра в целях сохранности интерьеров; нет в зимнее время входа и на колокольню.
Адрес: Переславль-Залесский, Музейный пер, д. 4.
Успенский Горицкий монастырь
Успенский Горицкий монастырь – одно из самых неоднозначных мест Переславля-Залесского. Это впечатление складывается от того, что сейчас на территории обители располагается государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Монастырь не действует уже почти 280 лет.
Немного странно и грустно смотреть на это величественное произведение русского религиозного зодчества, с его обширной территорией, монастырскими стенами, звонницами и храмами, и понимать, что монастырь не исполняет свое истинное предназначение.
Из пяти сохранившихся монастырей Переславля-Залесского, Горицкий монастырь единственный до сих пор не передан церкви.
Только в 2012 году Правительством Ярославской области было принято решение о передаче храмов монастыря Русской Православной Церкви. А значит, есть надежда, что скоро монастырь вернет себе былое величие.
История Горицкого монастыря
Точное время основания монастыря, как и многих других святых обителей, не известно. Очень мало сохранилось сведений и о первоначальной истории монастыря. Однако, не стершиеся в веках события давних лет стали причиной этому. Весь монастырский архив погиб в огне в результате пожара 12 июня 1722 года.
Считается, что монастырь был основан в самом начале XIV века, во времена правления Ивана Калиты. Место для монастыря было выбрано на южном берегу Плещеева озера, на возвышенности, именуемой «горица». Отсюда и получила обитель свое первоначальное название – «Успения на Горице», которое позже превратилось в Горицкий Успенский монастырь.
В 1382 году, во время набега хана Тохтамыша на Переславль-Залесский, Горицкий монастырь был разграблен и сожжен. Все деревянные постройки были уничтожены. Своему восстановлению монастырь обязан великой княгине Евдокии, жене Дмитрия Донского, чудесным образом спасшейся от татар во время набега. История гласит, что незадолго до вторжения, княгиня приехала в Горицкий монастырь на богомолье. Ей и небольшой группе людей удалось спастись в тот день. Беглецы уплыли на плоту на середину Плещеева озера, где их скрыл густой туман. В благодарность за спасение, в 1392 году Евдокия на свои деньги восстановила монастырь, а в Переславле появилась традиция – каждое шестое воскресенье после Пасхи устраивать Крестный ход на лодках от Горицкого монастыря до середины озера.
Что происходило в жизни монастыря в XIV-XVI веках неизвестно, но есть предположения, что монастырь обретал все большее влияние и пользовался уважением царской семьи. В XVI веке на территории Горицкого монастыря начинается каменное строительство, что подтверждает его статус и богатство. Во второй половине XVII века во владении монастыря находились очень большие земли и около 5000 крестьян. В это время с юга и юго-запада появляется новая каменная ограда с башнями, а также Святые и Проездные ворота, палата привратника.
В 1744 году в связи с образованием Переславской епархии, Успенский Горицкий монастырь становится кафедральным. Эти события спровоцировали новую перестройку монастыря, ведь здесь должна была разместиться резиденция архиепископа. Был задуман грандиозный проект – строительство комплекса более красивых и высоких зданий, во главе которых должен был находиться Успенский собор. Строительство затянулось на долгие годы, но в 1788 году Переславская епархия был упразднена. Мгновенно прекращаются строительные работы, священнослужители и церковные сановники покидают монастырь, пустеют храмы. Чтобы не допустить угасания Гориц, городские власти принимают решение разместить в опустевших зданиях различные административные органы – казначейство, суд, магистрат. Успенский храм еще какое-то время оставался главным городским собором, но затем, по просьбе местных жителей, этот статус был передан собору, находящемуся в центре города. С тех пор службы в Успенском храме проходили только летом по случаю праздников. Постепенно территория монастыря все больше запустевает, здания разрушаются, некогда величественный монастырь становится почти заброшенным. В 1881 году на территории обители открылось духовное училище.
Как это ни странно, приводить в порядок территорию монастыря начали после революции. При этом были отреставрированы все здания, и в 1919 году в стенах Горицкого монастыря открылся Переславль-Залесский краеведческий музей. С тех пор монастырь действует в качестве историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Храмы, часовни и другие постройки монастыря
Стены монастыря, которые достраивались уже в XVIII веке, довольно невысокие, так как не выполняли оборонительную функцию, в отличие от монастырских стен более ранней поры. Бойницы в них так же несут скорее декоративную функцию, в каких-то местах стены их нет совсем. То же самое можно сказать и о башнях северной стороны стен монастыря – все они выстроены и украшены с большим искусством.
Главное здание Горицкого монастыря – Успенский собор, в том виде, в котором он существует сейчас, был построен в 1750-х годах. Основная часть здания храма имеет форму четверика, по бокам храм окружают крытые галереи с широкими арочными окнами. Собор увенчан пятью небольшими изящными главками. Внутри храм отделан лепниной, а стены украшает богатая роспись в стиле барокко. Сохранился многоярусный золоченый иконостас 1759 года, выполненный под руководством мастера Якова Жукова. Иконостас представляет собой 5 рядов икон, поднимающихся от пола алтарного возвышения до самого основания главного свода, и богато украшен барочными колоннами, фигурами святых и растительным орнаментом. Чтобы сохранить росписи на стенах и защитить их от губительного действия холода, собор открыт только в теплое время года.
Маленькая церковь Богоявления Господня находится на нижнем этаже четырехъярусной колокольни, которая строилась с перерывами с 1768 по 1777 год. Колокольня представляет собой величественное здание с люкарнами на высоком куполе и небольшой главкой. После упразднения Переславской епархии, колокола отсюда были сняты и отправлены в Санкт-Петербург, на колокольню Петропавловской крепости. На самом верху колокольни находится смотровая площадка, откуда открывается великолепный вид на Плещеево озеро и Переславль-Залесский. Попасть на колокольню можно только в теплое время года.
Церковь Всех Святых с трапезными палатами была построена во второй половине XVII века, и находится недалеко от Успенского собора. Здание церкви, высоко поднимающееся над стенами монастыря, представляет собой бесстолпный четверик, увенчанный пятью небольшими главками. Здание духовного училища, которое открылось на территории монастыря в 1881 году, было вплотную пристроено к стенам церкви. А сама она была полностью перестроена в 1883 году и стала выполнять функции домового храма при училище. В настоящее время в здании бывшего духовного училища находится картинная галерея, а перед входом установлены пушки и лежат осадные орудия, отбитые переславцами у поляков при осаде их родного города.
В северной стене монастыря находится небольшая звонница, построенная во второй половине XIX века. Само по себе здание не слишком примечательно, особенно сильно пострадало оно от рук посетителей изнутри, но со второго яруса звонницы открывается чудесный вид на город и озеро.
Церковь Николая Чудотворца была построена над Святыми воротами в конце XVIII века в стиле московского барокко. Основание церкви декорировано фигурным кирпичом, по бокам устроены галереи, а венчает храм небольшая главка. С 1788 года в церкви не проводились богослужения, и сейчас там размещается одна из экспозиций музея.
В середине XVIII века на территории монастыря был выкопан пруд на случай пожара. Пруд был создан искусственно, вода в него поступает по трубам от соседнего водоема, находящегося недалеко от стен монастыря. В 1925 году сотрудники музея засадили берега фруктовыми деревьями. В настоящий момент пруд выглядит довольно заросшим.
Кроме того, на территории монастыря находятся две деревянные часовни. Эти часовни, построенные на деньги, собранные жителями, были перевезены сюда из сел Фонинское и Старово Переславского района. Часовня Покрова из деревни Старово (XIX век) находится напротив Проездных ворот, через которые осуществляется вход в Горицкий монастырь. Она была перевезена сюда в 1983 году и сейчас в ней находится касса музея-заповедника. Часовня Святого Георгия (конец XIX века) из деревни Фонинское находится неподалеку.
Проездные ворота в восточной стене монастыря – шедевр русского зодчества XVII века. Сами по себе довольно невысокие, так как выполняли скорее хозяйственную, нежели декоративную функцию, они, тем не менее, притягивают внимание. Некоторое время назад в овальной нише над воротами находилась хорошо сохранившаяся фреска с изображением святых, но теперь она исчезла (видимо ее закрыли перед реставрацией).
С 1963 года на территории монастыря находится бюст Юрия Долгорукого, основателя Переславля-Залесского. Собрание Переславль-Залесского музея включает в себя различные экспозиции и выставки. В картинной галерее представлены работы Шишкина, Юона, Коровина и многих других мастеров. В музее имеется коллекция древнерусской живописи, богатая коллекция икон и интересное собрание деревянной скульптуры. В огромной библиотеке монастыря хранятся редкие грамоты и книги, пожизненные издания великих русских писателей.
Бесспорно, комплекс сооружений Успенского Горицкого монастыря представляет собой большой интерес и подлежит тщательному сохранению и восстановлению. При этом, можно утверждать, что факт размещения в стенах храмов и церквей музейных экспозиций, вызывает чувство несоответствия даже в душах людей не очень религиозных. Тем не менее, пребывание на территории монастыря, осмотр построек XVII-XIX веков и вид со смотровых площадок на город и Плещеево озеро, безусловно, способны вызвать сильные эмоции.
Адрес: г. Переславль-Залесский, Музейный пер, д. 4
Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Чудо возрождения монастыря
Оно еще не свершилось. Однако на него надеются, в него верят, о нем молятся многие люди. Молятся насельницы Горицкого архиерейского монастырского подворья, летом совершавшие службы в неотапливаемом Успенском соборе, который без малого сто лет находился в управлении Переславль-Залесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, но после подписания договора о совместном использовании здесь, в южном приделе собора, 20 июля прошлого года состоялась первая Божественная литургия. (Зимою сестры и прихожане перебрались в Никольскую надвратную церковь). Молятся о ниспослании милости Божией в монастырях Ярославской епархии, где чудо возрождения уже произошло, и сегодня эти обители, любимые тысячами паломников, являют собой ярчайший пример того, как непрестанная молитва и жертвенное служение помогли восстановить разрушенные святыни, укрепить в вере человеческие души, направив их на путь спасения. Особенно усердно молятся о возрождении этой дивной святыни в Свято-Введенском Толгском женском монастыре, в котором, монахиня Евфросиния (Студентова), исполняющая обязанности настоятельницы Горицкого монастырского архиерейского подворья, подвизалась почти девять лет, а также – в Свято-Никольском женском монастыре в Переславле-Залесском, на время приютившем монашествующих, призванных начать дело возрождения древнего Успенского Горицкого монастыря.
Мы беседуем со старшей сестрой Горицкого архиерейского монастырского подворья монахиней Евфросинией (Студентовой).
– Мать Евфросиния, почувствовали ли Вы действие Промысла Божия, когда митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон направил Вас в монастырь, который восстановила на свои средства Ваша небесная покровительница преподобная Евфросиния Московская после разорения отрядами хана Тохтамыша (в то время еще Великая княгиня Евдокия – супруга Великого князя Димитрия Донского)?
– Человек не сразу понимает, что многие его передвижения – как в географическом плане, так и в духовном – совершаются по Промыслу Божию. На Толге я занималась паломнической службой, а также решала вопросы, связанные со строительными работами по восстановлению обители, к которой за это время прикипела душой. Когда встал вопрос о возрождении монашеской жизни в древнем монастыре в Переславле-Залесском, занятом музейными экспозициями, то наша игумения матушка Варвара вдруг назвала мое имя. Только я не согласилась с этой идеей – я стала отказываться, ссылаясь на возраст. Все-таки 77 лет – многовато. Но назначение состоялось, и теперь чувствую, что столько всего хочется сделать!
Вдохновила меня и встреча со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Она состоялась минувшим летом, когда Его Святейшество прибыл на торжества по случаю празднования 700-летия Свято-Введенской Толгской женской обители. Услышав про Успенский Горицкий монастырь в Переславле-Залесском, он произнес: «Какой красивый монастырь!» Так что, надеюсь, с Божией помощью, молитвами Первосвятителя нашей Церкви и многих верующих людей монастырь обретет вторую жизнь, и его основой, его крепким стержнем станет молитвенный подвиг сестер и служение ближним.
– Отношения музейных работников, в советское время обосновавшихся в стенах православных обителей, зачастую непросто складываются с монашествующими. Передача обжитых зданий Церкви – этот процесс протекает порой крайне болезненно. Как это происходит у вас?
– К счастью, с директором музея Галиной Михайловной Петровниной мы нашли общий язык, у нас возникло взаимопонимание. Удалось быстро разрешить проблему с прихожанами. Ведь чтобы пройти в музей, нужно купить билет. У входа сидит смотритель, проверяет. Но если человек пришел на богослужение, неужели он должен платить за это? Галина Михайловна согласилась с нашими доводами, пошла нам навстречу. Прихожане беспрепятственно проходят в храм. Мы тоже стараемся делать, что можем. Теперь бы нам дождаться переезда музея в новые помещения. И тогда я смело смогу обратиться к благотворителям, призвав их принять непосредственное участие в возрождении древней обители, по некоторым сведениям, основанной в начале XIV века при Иоанне Калите. Правда, установить точную дату основания трудно: в 1722 году во время пожара сгорел монастырский архив.
– На сайте Успенского Горицкого монастыря в разделе «Новости» я прочитала, что в Успенском соборе, где вы проводили службы в теплое время года, замироточили иконы.
– Сейчас мы перенесли эти иконы в Никольский храм, и прихожане, паломники могут к ним с благоговением приложиться. Когда начались известные события в Крыму, первой у нас замироточила икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Не древняя – современная икона, приобретенная в Софрино. Затем миро появилось на Иверской иконе Божией Матери. Мира было очень много! А икона Божией Матери «Знамение» мироточит по сей день. Мироточила и икона блаженной старицы Матроны Московской. Мы радовались, для нас это было утешением: чувствовали тогда и сегодня явно чувствуем, что святые нам помогают. Господь помогает, Пресвятая Богородица, святитель Николай Чудотворец, святитель Спиридон Тримифунтский. Все помогают! Службы у нас совершаются по пятницам, субботам, воскресеньям и в праздничные дни. В будни читаем акафисты: Успению Божией Матери, святителю Николаю Чудотворцу, святителю Спиридону Тримифунтскому. Читаем Псалтирь.
– Никольский храм небольшой, но в нем так много икон! Поклонившись святым образам, чувствуешь, что встретился здесь с особо почитаемыми русским народом угодниками Божиими, по ходатайству которых к Господу и Его Пречистой Матери приходит к нам помощь. Наверное, каждая икона в вашем храме имеет свою историю?
– По крайней мере, многие. Начну с иконы святителя Спиридона Тримифунтского. Ее я получила на греческом острове Корфу из рук Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея. Получилось так: я приехала в Грецию на два дня. И вот в храме в честь Святителя Спиридона Тримифунтского, где почивают чудотворные мощи святого (город Керкира – столица острова Корфу), я, практически, два дня и просидела. Ни есть, ни пить не ходила – слезно молилась, перебирая четки: просила дивного угодника Божия о помощи в вопросах, связанных с возрождением Успенского Горицкого монастыря. У меня была с собой картинка: общий вид нашей обители – очень красивый. Через старосту храма я передала ее Патриарху Варфоломею. На мое счастье, в тот момент рядом оказалась переводчица, у кого-то гостившая. Узнав мою историю, она сообщила старосте, что меня только что поставили возрождать монастырь, вслед за чем последовало много искушений. И что я приехала к святителю Спиридону, чтобы великий святой меня защитил, чтобы он мне помог. Староста рассказал об этом высокому гостю. И вдруг Патриарх Константинопольский передает икону святителя Спиридона Тримифунтского в дар русскому монастырю! Теперь наш любимый святой здесь, в небольшом монастырском храме в честь Святителя Николая Мирликийского.
Из святынь у нас есть частицы мощей святителя Николая Чудотворца, святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны и мученицы Варвары (Великая княгиня Елисавета Феодоровна когда-то посещала этот монастырь). Когда приведем Никольский храм в надлежащий вид, то повесим на стенах три старинные иконы: икону XVI века с образами трех святителей Вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; икону того же века с образом святителя Николая Чудотворца и золоченую, в серебре, икону Иверской Божией Матери – это уже XVII век.
– Мать Евфросиния, снова хочу вернуться к сайту монастыря. Сестер в монастыре немного, и они немолоды. Но сайт, требующий немалых трудов и, конечно же, знания современных технологий, создавался, чувствуется, с воодушевлением. Вероятно, еще в мирской жизни Вы освоили интернет, оценили его потенциал и возможности и сегодня, получив благословение правящего архиерея митрополита Пантелеимона, употребляете их во славу Божию?
– В мирской жизни я была лазерщиком – занималась огранкой бриллиантов. Занималась также патентоведением – регистрацией, хранением патентов. Но не в этом дело. Мне очень дорога память о нашем роде. Бабушка и дедушка по материнской линии – золотошвейка и врач-травник, ставший сапожником и тачавший сапоги для священников, – дожили до 33 лет и в этом молодом возрасте умерли в один день. Родители моего отца, погибшего на фронте в годы Великой Отечественной войны, дожили до 120 лет. За всех сродников я молюсь.
И как мне дорога память о своем роде, так должна быть дорога память русским людям о святынях родной земли и подвижниках духа и благочестия, их создававших. Поэтому мы надеемся, что с помощью материалов на монастырском сайте об Успенском Горицком монастыре, о первых шагах по его возрождению узнает много верующих. Кто-то за нас помолится. Кто-то сюда приедет в паломничество. А кто-то, быть может, стремясь избежать соблазнов сего мира и взойти на лествицу добродетелей, пополнит ряды насельниц.