Описание храма в Гольяново: история Зосимы и Савватия, архитектура и расписание богослужений

Храм Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев.

«Узнаю свой район — познаю Москву».

Храм Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев в Гольяново.

Церковь Соловецких Чудотворцев Зосимы и Савватия – расположена в районе Гольяново, Восточного административного округа города Москвы по адресу: Байкальская улица, д. 37а.

Внешний вид:
Храм в стиле классицизма с трехъярусной колокольней.

Историческая справка:
История храма насчитывает уже около 352 лет.
Первая деревянная церковь в селе Гольяново, получившем название от рыбки «гольян», в изобилии водившейся в местных водоемах, была построена в 60-х годах XVII столетия. В то время село являлось вотчиной царя Алексея Михайловича Романова.
Через него проходила древняя Хомутовская дорога, идущая из Москвы к «великокняжеским бортням» на реке Клязьме. Близко к этому времени в Гольянове была построена деревянная церковь в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев (они были покровителями пчел и меда). Видимо, застройщиком ее являлся сам царь Алексей Михайлович.
С момента построения храма в честь Соловецких святых Зосимы и Савватия, к Гольянову уже нельзя было относится как к приселку, а только как к селу.
К 1816 году Гольяново стало центром имения Трубецких и официально получило статус села. В это же время вместо деревянной церкви препп. Зосимы и Савватия возводится церковь кирпичная, которая освящается в 1842 году. Помещики Трубецкие были не только основными вкладчиками, но и строителями храма.
В 30-х годах XX века в Гольянове был создан свиноводческий совхоз имени 10-летия Октября. Советские преобразования этого времени коснулись и церкви: храм был закрыт, а помещение отдано под макаронную фабрику, чтобы не ставить фабричной трубы, колокольню храма приспособили для вытяжки дыма, предварительно разобрав у нее купол. Шлак из печей в течение десятилетий не вывозился, а высыпался прямо на территории.
В 1960 году Гольяново вошло в состав Москвы, а к началу 70-х годов попало в зону массовой жилищной застройки. Здание храма до последнего момента остается в Гольянове единственной ценной постройкой первой четверти XIX в.
31 марта 1990 года, после 75 лет разрухи и осквернений, храм преподобных Зосимы и Савватия был возвращен Русской Православной Церкви. Здание стояло без купола, с порушенной алтарной абсидой, с кратером вместо пола в четверике, с обезглавленной колокольней.
На 31 марта 1990 г. (день принятия ключей) был назначен субботник. О субботнике население было заранее оповещено. В течение двух дней и трех ночей соорудили временный иконостас. Народная помощь не иссякала всю неделю, но и результаты налицо: не взирая на невыразимую, даже ужасающую разруху за одну неделю руины храма были приспособлены к Богослужению. 31 марта были приняты ключи, шестого же апреля вечером уже была отслужена первая Всенощная, под праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. На самый день праздника утром, по благословению Святейшего Патриарха Пимена, было совершено малое (священническое) освящение престола в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и совершена первая Божественная Литургия.

Внутреннее убранство храма:
Главный престол освящён в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких; приделы в честь святых мучеников Адриана и Наталии, в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

Роспись:
Роспись начата была с трапезной части. Чтобы расписать храм в стиле фресок XVII века, приглашены были прославленные потомственные мастера – Брягины (Евдокия Трофимовна, и дочь Брягиных – Татьяна Солоимская ). Успешно начатая роспись, после перерыва в работе, связанной с пристройкой и оформлением западной части храма (центрального входа).

Осенью 1992 года изограф Николай Владимирович Гусев начал роспись купола и всего четверика (главная и центральная часть храма).

Николай Владимирович Гусев, по общему признанию самых прославленных деятелей искусства, являлся одним из ведущих специалистов в области древне-русской настенной` живописи.
После смерти Гусева какое-то время храм продолжала расписывать его дочь, а трапезную часть храма семейство Брягиных. К 2005 году все работы были завершены

Описание объектов расположенных на территории храма:
На территории храма разбит прекрасный цветник, в центре которого бьёт фонтан. Здесь же установлены замечательные скульптуры по мотивам сказок, памятник Святому благоверному царевичу Димитрию Угличскому, который был открыт 21 августа 2008 года в день престольного праздника. За храмом располагается трехэтажное здание воскресной школы, в котором также находится музей картин и скульптур, библиотека и конференц-зал.

Интересный факт:
Храм является объектом культурного наследия РФ № 7702297000.

Памятник истории и культуры
ХРАМ СВВ ПРПП ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ В ГОЛЬЯНОВО
XIX в.
Архитекторы А.С. Кутепов, В.Ф. Баранов.
Охраняется государством.

Церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново, Москва — описываем по порядку

В конце прошлого столетия произошло изменение отношений между властью и духовенством. Закончилась полоса разрушений храмов, гонений священнослужителей. По всей стране совместными усилиями стали восстанавливаться храмы, люди обретают веру.

История строительства

Истории храма и поселения Гольянова неразрывно связаны друг с другом. Впервые название местечка прозвучало в середине XVII столетия как земельное владение царя Алексея Михайловича.

Приблизительно тогда же здесь была поставлена небольшая церковь из дерева, освященная в честь Зосимы и Савватия, иноков Соловецкого монастыря, признанных чудотворцами. Царь пожаловал храму землю под пашню и покосы, а прихожанами были жители окрестных деревень, всего 58 дворов.

Через сто лет село Гольяново, вошедшее в распоряжение Главной дворцовой канцелярии, управлявшей всеми хозяйственными вопросами двора, было продано в частные руки, как не приносившее дохода. С 1811 года его владельцем стал надворный советник И.Н. Трубецкой.

Потеряв в московском пожаре 1812 года столичную усадьбу, князь с супругой обосновался в подмосковном имении Гольяново. С этого момента жизнь тихого села забурлила.

Храм Зосимы и Савватия в Гольяново до реставрации

Помимо преобразований в усадьбе, связанных с реконструкцией дома, разбивкой парка, созданием огромного пруда, И.Н. Трубецкой строит каменный храм Зосимы и Савватия в Гольяново. Освящение происходит в 1842 году. Рядом с храмом из земли бил источник ключевой воды.

В советское время храм был закрыт, а в его стены въехала макаронная фабрика, которую сменила химическая лаборатория. Из-за воздействия реактивов на настенную роспись, она была полностью утрачена.

В негодность пришли даже кирпичи. Колокольня была переделана в печную трубу для фабрики, а шлак ссыпался на территории предприятия. Переданные в руки церкви руины с захламленной территорией года представляли собой печальное зрелище. Прихожане пришли на помощь, и через неделю на расчищенном пространстве состоялась первая служба.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Величественный храм, построенный в начале XIX века, является единственным старинным сооружением в районе многоэтажных новостроек. Памятник культуры, простоявший долгий период времени в запустении, был возвращен РПЦ.

Патриарх Пимен в 1990 году дал свое благословение, и началось возрождение храма, которое проводилось очень бережно, с использованием сохранившихся документов и фотографий. Храм выполнен неизвестным зодчим в стиле ампир. Рядом располагается трехъярусная колокольня. Фасады комплекса оформлены умеренной отделкой, без архитектурных излишеств.

Внешнее и внутреннее убранство

Церковь в Гольянове представляет собой памятник XIX века, возведённый в стиле позднего классицизма.

Здание состоит из:

  • летней церкви, состоящая из четверика с престолом в честь преподобных Зосима и Савватия;
  • трапезной с приделами в честь святых мучеников Адрияна и Натальи и иконы Божией Матери «Животворящий источник».

Интерьер храма Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново

Внутренне убранство храма состоит из фресок, выполненных в стиле XVII века и икон, пожертвованных первым настоятелем восстановленной церкви. А также в церкви хранятся частицы более 150 православных святых.

Современное состояние

В храме ежедневно проводятся богослужения. По будням в 8 часов — исповедь и Божественная литургия, в 18 часов — вечернее богослужение. В воскресные и праздничные дни служатся две Божественные литургии (в 7 и 10 часов). Для детей и их родителей действует воскресная школа.

Для желающих петь в церковном хоре проводятся занятия по вокалу и церковному пению. В субботу и воскресенье народный хор принимает участие в пении на молебнах и панихидах.

Каждое воскресенье после поздней литургии проводятся беседы с настоятелем храма священником Романом Богдасаровым о годовом богослужебном круге, церковном уставе и насущных жизненных проблемах.

В молодёжном клубе при храме каждую неделю проводятся встречи, на которых обсуждаются актуальные вопросы жизни православных христиан.

Паломнической службой храма осуществляются поездки к святыням Православия в России и за рубежом.

Храм на постоянной основе окормляет духовно и материально около трехсот многодетных и малообеспеченных семей, инвалидов и людей в тяжёлой жизненной ситуации.

Отношения с Росгвардией

Указом патриарха Кирилла № ПК-01/230 от года настоятель храма священник Роман Богдасаров назначен на должность заведующего сектором Росгвардии Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами.

С года храм во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове имеет статус духовного центра по окормлению сотрудников Росгвардии, работающих в столице.

Фотографии

Храм Зосимы и Савватия

Храм Зосимы и Савватия

Храм Зосимы и Савватия

Храм Зосимы и Савватия

Зима на церковном дворе

Святыни и мощи храма

Наиболее почитаемыми святынями храма Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново являются две старинные иконы. Одна из них с образом Николая Мирликийского создана иконописцами Твери, вторая – «Введение во храм Пресвятой Богородицы» датирована 1691 годом.

Среди чтимых икон более позднего времени – образы членов семьи последнего российского императора, погибших мученической смертью, а также образ преподобного Гавриила Самтаврийского.

В трех мощевиках находятся сто пятьдесят частиц священных реликвий, среди которых известных православных святых.

Социальная работа, повседневная жизнь

Храм, помимо дома молитвы, стал местом получения знаний, навыков, интересного времяпрепровождения для многих верующих жителей района.

Занятия в воскресной школе и на курсах по введению в православие пользуются успехом. Молодежный клуб при храме под руководством наставников еженедельно организует встречи на волнующую их тематику. Работают кружки и спортивные секции.

Здесь не забывают о помощи ближнему своему. Почти триста семей, нуждающихся в духовной и материальной поддержке, получают ее.

Воскресная школа

В 1990 году, сразу после возвращения храма РПЦ, была открыта воскресная школа, сначала взрослое, а чуть позже – детское отделения. Через семь лет появились курсы «Введение в православие», на которых в течение полугода помогают взрослому человеку подготовиться к обучению в воскресной школе.

Задача школы – воцерковление человека, передача ему нравственных христианских наставлений, приобщение его к святому писанию, к молитвенному опыту. Ликвидируя религиозную безграмотность, школа помогает прихожанам строить свою жизнь с учетом духовных норм и светских реалий.

Помимо воскресной школы при храме работают Русская классическая школа, обучающая детей по специальной методике и учебникам, иконописная школа.

Престольные праздники

Основными престольными праздниками храма являются:

  • 21 августа – день преподобных Зосимы и Савватия Соловецких;
  • 8 сентября – во имя мучеников Адриана и Наталии;
  • пятница Светлой Седьмицы – в честь иконы Богоматери «Живоносный источник».

Расписание служб, режим работы

Храм открыт для прихожан ежедневно. Время работы с 7-00 до 21-00. В будние дни службы проводятся в 8-00 и в 18-00. В воскресенье и праздники график меняется: утром служат две литургии – в 7-00 и в 10-00.

Интересные факты про храм, что в окрестностях

Поселение Гольяново получило свое название от маленькой рыбки-вьюна «гольяна», которая водилась во множестве в местных водоемах. Там, где раньше бил из земли источник, сегодня располагается баптистерий, то есть помещение для совершения таинства крещения.

Художник Гусев за основу росписи купола и центральной части храма взял фрески Ферапонтова монастыря Вологодской области, выполненные Дионисием с сыновьями в начале XVI века. Это единственные сохранившиеся и никогда не обновлявшиеся фрески иконописца Дионисия.

Информация для паломников

При храме есть паломническая служба, которая организует поездки прихожан к отечественным и зарубежным святыням.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Адрес храма: улица Байкальская, 37а. От станции метро «Щелковская» можно проехать на автобусах NN 627, 627к, С7 или на маршрутном такси 1251к до остановки «Гольяновский пруд».

На территории храма Зосимы и Савватия создана зона отдыха. Здесь разбиты цветники, высажены деревья, установлены лавочки. Храмовый двор украшают фонтан и скульптуры сказочных героев. Жители Гольянова приходят сюда просто погулять. А в 2008 году здесь был установлен памятник царевичу Дмитрию, принявшему мученическую смерть в Угличе.

Оформление статьи: Мила Фридан

Видео о храме Зосимы и Савватия в Гольяново

Видео-съемка внутри храма:


Церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново, Москва

На северо-востоке Москвы в районе Гольяново находится церковь в честь святых Зосимы и Савватия Соловецких. Храм на этом месте существует уже 356 лет. За это время произошли как трагические, так и положительные события.

История

Храм и село Гольяново тесно связаны. Впервые название упоминается в XVII веке. Селом владел царь Алексей Михайлович.

Деревянная постройка

По приказу владельца в 1662 году построена деревянная церквушка, освящённая в честь чудотворцев преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, которые считаются покровителями пчеловодов. Её приход включал в себя не только Гольяново, но и окрестные деревни. Храм содержался на доходы от села Покровское и свечного завода, также организованного царем. Кроме этого, церковь имела десятую часть от сельских пашни и покоса.

Каменный храм

В начале XIX века владельцами села Гольяново стали князья Трубецкие. Новые хозяева вложили много средств и сил в обустройство усадьбы. В 20-е годы на месте деревянной постройки началось возведение каменного храма. Трубецкие оплачивали и лично участвовали в строительстве. Освящение каменного строения состоялось в 1842 году.

Советское время

В годы советской власти церковь была закрыта. В здании расположилась макаронная фабрика. Частично разобранная колокольня использовалась в качестве трубы. Позднее арендатором помещения стало химическое производство, хранившее здесь химические вещества.

В результате хозяйственной деятельности внутреннее убранство было практически уничтожено, купола колокольни и четверика разобраны, гора шлака и мусора высилась выше кровли здания.

Восстановление церкви

Церковь Зосимы и Савватия Соловецких была передана московской епархии в 1990 году. Благодаря усилиям настоятеля протоиерея Владимира Тимакова и слаженным действиям прихожан помещение церкви за неделю очистили от последствий хозяйственной деятельности светских организаций.

Другие православные храмы Москвы:

В настоящее время храм полностью восстановлен. На прилегающей к нему территории разбита живописная клумба с фонтаном, построено здание воскресной школы.

Внешнее и внутреннее убранство

Церковь в Гольянове представляет собой памятник XIX века, возведённый в стиле позднего классицизма.

Здание состоит из:

  • летней церкви, состоящая из четверика с престолом в честь преподобных Зосима и Савватия;
  • трапезной с приделами в честь святых мучеников Адриана и Натальи и иконы Божией Матери «Живоносный источник».

Внутренне убранство храма состоит из фресок, выполненных в стиле XVII века и икон, пожертвованных первым настоятелем восстановленной церкви. А также в церкви хранятся частицы более 150 православных святых.

Духовно-просветительская деятельность

Посетить церковь в селе Гольяново можно в любой день недели. Можно прийти к богослужению, которые начинаются в будние дни в 8 и 18 часов. В воскресенье и праздничные дни проводят ещё одну Божественную литургию в 10 часов утра. Помещение и территория храма открыты для прихожан в любое дневное время.

Здесь молятся, осматривают внутреннее убранство храма, гуляют с детьми на прилегающей территории. При храме работает воскресная школа для детей и взрослых. Храм помогает малоимущим прихожанам и поддерживает сотрудников московской Росгвардии.

Интересно! В воскресной школе, работающей при церкви, преподают не только церковные предметы, но и английский язык. А также занимаются шахматами, шашками, резьбой по дереву, выжиганием и рукоделием.

Схема проезда

Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев расположен по адресу: Москва, улица Байкальская 37-А. Жителям столицы, желающим посетить церковь в Гольяново, следует доехать до станции метро «Щёлковская», пересесть на автобус No3 или No 68 и доехать до остановки «Церковь Зосимы и Савватия Соловецких».

История храма

Первое упоминание о селе, получившем название от рыбки «гольян», в изобилии водившейся в местных водоемах, относится к 60-м годам XVII столетия, когда Гольяново было вотчиной царя Алексия Михайловича Романова. Через него проходила древняя Хомутовская дорога, идущая из Москвы к «великокняжеским бортням» на реке Клязьме. Его точное именование было: «Покровское, Васильцова уезда, стана Радонежской десятины». Близко к этому времени в Гольянове была построена деревянная церковь в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев[1]. Видимо, застройщиком ее являлся сам царь Алексей Михайлович. Храм получал «хлебную ругу» (содержание) из села Покровского. Еще свидетельствуется, что храм наделен был «десятиной пахотной земли и десятиной покосов»[2], на эти доходы содержался храм и его причт. Царем Алексеем Михайловичем в Гольянове был построен еще и свечной завод.
В 60-е годы ХVII века (1662 г.) приход состоял из 58 дворов, причем, входили сюда не только жители Гольянова, но и крестьяне соседних деревень — Черницыно, Абрамцево, Кобылино.

С 1765 года…
…Гольяново с окрестными деревнями находилось уже в ведении Главной дворцовой канцелярии. Но поскольку доходным имением оно не было, то к началу XIX века село оказалось в руках частных владельцев. В 1805 году Гольяново приобрел некий Сергеев, а с 1811 года оно значится уже за надворным советником[3] князем И.Н. Трубецким[4]. В имение последнего входили также и окрестные селения: Абрамцево, Лукино, Суково и бывший дворцовый приселок — Никольское.

После Отечественной войны 1812 года и разграбления французами основной усадьбы князей Трубецких в Говорове, Иван Николаевич Трубецкой и его жена — Наталья Сергеевна (урожденная княжна Мещерская)[5], перебрались в тихое Гольяново. С переездом князей Трубецких в Гольянове забурлила жизнь. Вокруг имения в Гольянове был разбит парк и создан огромный водоем. К 1816 году Гольяново стало центром имения Трубецких и официально получило статус села. В это же время вместо деревянной церкви препп. Зосимы и Савватия возводится церковь кирпичная, которая освящается в 1842 году.Помещики Трубецкие были не только основными вкладчиками, но и строителями храма. Церковь имел две части – холодная часть храма, или летняя церковь (четверик с престолом в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких), и зимний придел — трапезная часть храма, с престолом в честь свв. мучеников Адриана и Натальи. На месте старой деревянной церкви была возведена каменная часовня. Церковь построена в стиле ампир — позднего классицизма. Трапезная часть храма имела пока только один придел в честь святых мучеников Адриана и Натальи; там, где ныне находится алтарь «Живоносный Источник», струился живой ключ. К концу XIX века усадьба Трубецких значилась уже за Товариществом Балашихинской мануфактуры. В 1872 году огромный надел размером 2653 десятины, в который входили села: Гольяново, Никольское и другие окрестные деревни, был продан купцу А.Н. Прибылову. Рядом с Гольяновом находился кирпичный завод Венедикта Веденеева и ткацко-красильное заведение. Здесь же продолжал работать бывший царский свечной завод, только уже под началом Московского Епархиального ведомства.

«Славное» Советское время…
В 30-х годах XX века в Гольянове был создан свиноводческий совхоз имени 10-летия Октября. Советские преобразования этого времени коснулись и церкви: храм был закрыт, а помещение отдано под макаронную фабрику, со всеми вытекающими из этого последствиями. В 1960 году Гольяново вошло в состав Москвы, а к началу 70-х годов попало в зону массовой жилищной застройки. Здание храма до последнего момента остается в Гольянове единственной ценной постройкой первой четверти XIX в.

Возрождение – “оживут ли кости сия?”

31 марта 1990 года, после 75 лет разрухи и осквернений, храм преподобных Зосимы и Савватия был возвращен Русской Православной Церкви. Здание стояло без купола, с порушенной алтарной абсидой, с кратером вместо пола в четверике, с обезглавленной колокольней. От хранения и использования для опытов над кроликами и крысами химикатов на стенах не только не сохранилось росписи, не было самой штукатурки, сам кирпич пришлось стесывать на полтора метра от пола, потому как химикатами он весь был протравлен, и никакая штукатурка, а тем более роспись, держаться на нем не могли. Когда храм был приспособлен под макаронную фабрику, то, чтобы не ставить фабричной трубы, колокольню храма приспособили для вытяжки дыма, предварительно разобрав у нее купол. Кроме того, шлак из печей в течение десятилетий не вывозился, а высыпался прямо на территории. И когда храм был отдан Церкви, то пришлось вывезти с территории храма (и это в Москве-то!), ни много ни мало, сто двадцать вагонов «культурного грунта».

Храм представлял неописуемое зрелище. Входить в него можно было только через окно, которое ныне в алтаре придела святых мучеников Адриана и Наталии; там же, где ныне престол «Живоносный Источник», никакого алтаря в храме никогда ни в какие времена не существовало. На его месте была выемка от бившего источника, который снабжен был своеобразным кирпичным перекрытием, и вход к источнику представлял собою лаз: всякий желающий почерпнуть из источника, мог сделать это только подобравшись к нему на коленях. (На месте источника впоследствии был возведен баптистерий.) На месте четверика, вместо купола красовался небесный свод, вместо пола зиял кратер. С самого верха, откуда должен был бы начинаться купол, до дна вырытой в полу воронки, спускалась немыслимая по величине железная конструкция, которую и поднять-то можно было только мощным краном. Алтарная апсида главного алтаря была разрушена.

На 31 марта 1990 г. (день принятия ключей) был назначен субботник. О субботнике население было заранее оповещено. В течение двух дней и трех ночей соорудили временный иконостас. Народная помощь не иссякала всю неделю, но и результаты налицо: не взирая на невыразимую, даже ужасающую разруху за одну неделю руины храма были приспособлены к Богослужению. 31 марта были приняты ключи, шестого же апреля вечером уже была отслужена первая Всенощная, под праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. На самый день праздника утром, по благословению Святейшего Патриарха Пимена, было совершено малое (священническое) освящение престола в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и совершена первая Божественная Литургия.

Примечания
[1] Писцовая книга 1646 г. и Расходная книга приказа Большого дворца 1685 г.

[3] Надворный советник – в царской России гражданский чин 7-го класса. (Словарь русского языка. Ожегов С.И.)

[4] Княжеский род Трубецких происходил от великого князя литовского Гедимина – от внука его, князя Дмитрия Ольгердовича старшего, участника Куликовской битвы(1380). Потомки князя Дмитрия Ольгердовича, князья Трубчевские, а затем князья Трубечкие, сохраняли свой удел в Великом княжестве Литовском до 1500 г., когда последний удельный князь Андре Иванович (ум. 1546 г.) перешел в подданство великих князей московских. Род князей Трубецких внесен в 5-ю часть дворянских родословных книг 7-ми губерний.

[5] Род князей Мещерских внесен в 5-ю часть дворянских родословных книг 8-ми губерний.

История и деятельность храма преподобных Зосимы и Савватия в Гольяново

История обители

Храм преподобных Зосимы и Савватия тесно связан с селом Гольяново, названного в честь маленькой рыбки гольяна, которой была богата река Сосенка.

Архивное фото церкви (1925 год)

Деревянная постройка

В XVII веке небольшим поселком Гольяново и окрестными деревнями владел русский царь Алексей Михайлович Романов. Он же приказал возвести церковь, которую освятили по имени Соловецких. Такой выбор был сделан не просто так, ведь все село кормилось от свечного завода, а преподобные считались покровителями пчеловодства. Кроме того, приход содержался за счет сельского хозяйства, имея десятину от собранного урожая.

Каменный храм

Деревянная церковь просуществовала до 1842 года. В это время селом уже владел князь Николай Сергеевич Трубецкой, за которым также значились близлежащие селения Лукино, Никольское, Абрамцево и Суково. Вложив немалый капитал, он заменил уже обветшавшую постройку на каменный храм. По задумке архитектора новое здание было выполнено в стиле позднего классицизма, а к основному престолу добавился еще один. Спустя почти полвека церковь вновь перестроили, взяв за основу проект Василия Федоровича Баранова.

Советское время

Храм св. Зосимы и Савватия Соловецких благополучно существовал до 30-х годов ХХ столетия. После прихода к власти большевиков начались антирелигиозные кампании, и церкви стали массово закрываться. Из гольяновской святыни вынесли все православные реликвии, а помещение отдали под макаронную фабрику. Тогда же был разобран купол звонницы, из которой сделали печную трубу.

Естественно, церковное здание никто не ремонтировал, а все производственные отходы складировали прямо на улице, возле храма. Когда фабрику закрыли, ее место заняла химическая лаборатория. Из-за постоянного испарения химикатов вся внутренняя храмовая роспись была уничтожена. По итогу, к концу 80-х годов церковь представляла собой печальное зрелище – разобранный купол и звонница в аварийном состоянии, разрушенная практически до основания апсида, воронка вместо пола, а также горы мусора высотой до самой крыши.

Храм Зосимы и Савватия в Гольяново

Восстановление церкви

Храм Зосимы и Савватия вернули РПЦ только 31 марта 1990 г. Настоятелем стал протоиерей Владимир Тимаков. Тогда же начались активные реставрационные работы.

Утерянные настенные фрески восстановить не удалось, однако получилось воссоздать стилизованную под XVII век роспись, над которой трудились Евдокия Трофимовна и Татьяна Александровна Брягины – потомственные мастера храмовой живописи. Всю остальную часть расписывал знаменитый русский изограф Николай Владимирович Гусев. Когда он скончался, его дело продолжила дочь.

Реставрация была завершена только в 2005 г. Тогда же храм на постоянной основе открыл свои двери посетителям.

Видео «Храм Зосимы и Савватия в Гольяново»

В этом видеосюжете рассказывается история старинной церкви.

Внешнее и внутреннее убранство

Несмотря на утерю оригинального декора, церковь преподобных Соловецких официально признана историческим памятником XIX столетия. Храм выстроен в стиле ампир, имеет трехъярусную звонницу, два престола и один придел, освященный в честь богородичной иконы «Живоприемный источник». Здание облицовано светло-желтой штукатуркой, которая гармонично сочетается с белоснежными архитектурными элементами. Храмовая роспись повторяет стилистику первоначальных фресок.

Территорию гольяновской святыни украшает элегантный фонтан и живописные цветочные клумбы. Здесь же можно полюбоваться множеством сказочных скульптур, а также памятником св. Дмитрию Углицкому, открытому 21 августа 2008 г. Позади церкви расположена трехэтажная прямоугольная постройка, где находится воскресная школа, библиотека, художественный музей, конференц-зал.

Духовно-просветительская деятельность

Помимо регулярных богослужений, храм преподобных Зосимы и Савватия активно занимается не только просветительской, но также социальной деятельностью. Как уже было сказано, при церкви открыта воскресная школа, куда могут поступить все желающие независимо от возраста. Те, у кого есть вокальный талант, могут стать участниками церковного хора или просто посещать кружок пения. Каждые выходные хористы поют на торжественных или поминальных службах.

По воскресеньям, после второй Божественной литургии, нынешний настоятель Роман Богдасаров проводит с прихожанами беседы. На них обсуждаются текущие проблемы, новости в мире православия, церковный устав, а также годовое расписание богослужений.

При гольяновской церкви работает молодежный клуб. Там регулярно встречаются единомышленники, которые ведут различные дискуссии на религиозную тематику или обсуждают актуальные жизненные вопросы.

Храм помогает малообеспеченным и многодетным семьям, предоставляет гуманитарную помощь неимущим, инвалидам, одиноким старикам. С февраля 2018 г. церковь является духовным центром Росгвардии – занимается окормлением столичных военнослужащих.

Храм преподобных Зосимы и Савватия

Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове

Храм Преподобных Зосима и Савватия Соловецких чудотворцев Воскресенского благочиния Московской епархии является объектом культурного наследия РФ. Это здание остаётся в Гольянове единственной ценной постройкой первой четверти XIX века.

Когда прогуливаешься сегодня по улицам Гольянова, с трудом веришь, что ему более трёх с половиной веков. Но вот средь многоэтажных новостроек встречаешь храм необычайной красоты. Пройти мимо? Ни в коем случае. Остановиться. Познакомиться. И он поведает свою историю, расскажет о жизни района и о людях, так или иначе влиявших на судьбу этой земли.

Ныне существующий храм в стиле позднего классицизма с трехъярусной колокольней построен в 1842 г. До него был деревянный. Его застройщиком считается Алексей Михайлович Романов. Духовная атмосфера, в которой жил царь, его воспитание, характер и чтение церковных книг развили в нём религиозность. Известно, например, что во все установленные посты по понедельникам, средам и пятницам он ничего не ел и не пил. К почитанию внешнего обряда присоединялось внутреннее религиозное чувство и христианское смирение. «А мне грешному, — пишет он, — здешняя честь, аки прах». В зрелом возрасте он сочинял церковные песнопения. Из них сохранилась стихира «Достойно есть», написанная в европейском или «венецианском» (в терминологии XVII века) стиле.

Хоть и прозван Алексей Михайлович «Тишайшим», времена его правления можно охарактеризовать как бурные. Чего стоят «соляной бунт» или воссоединение Украины с Россией! Наконец, церковный раскол из-за реформ патриарха Никона и его последствия. Но ещё историческая память хранит связанное с именем монарха строительство и благоустройство дворцовых вотчин, возведение там православных церквей. Коих было немало – в Коломенском, в Измайлове, в Преображенском. И в Гольянове.

Зарождение и развитие Гольянова

Первое упоминание о селе, получившем название от небольшой рыбки-вьюна гольян, в изобилии водившейся в местных водоёмах, относится к 60-м годам XVII столетия. Само село находилось на важной транспортной артерии — Хомутовской дороге. Она соединяла Москву с ещё более важной «магистралью» — судоходной Клязьмой. В свою очередь, она вела к сёлам Хомутово, Сабурово, Богослово и прочим. По этой дороге из Москвы долгое время ездили в Ярославль, Владимир, Суздаль.

Близко к этому времени в Гольянове и была срублена деревянная церковь в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. Храм получал «хлебную ругу», то есть содержание из села Покровское. Ещё свидетельствуется, что он наделён был «десятиной пахотной земли и десятиной покосов». На эти доходы содержался храм и его причт. Алексеем Михайловичем здесь же был построен свечной завод. В 60-е годы ХVII века (1662 г.) присёлок состоял из 58 дворов. Причём, входили сюда не только жители Гольянова, но и крестьяне соседних деревень — Черницыно, Абрамцево, Кобылино.

С 1765 года Гольяново с окрестными деревнями находилось уже в ведении Главной дворцовой канцелярии. Но поскольку доходным имением оно не было, то к началу XIX века оказалось в руках частных владельцев. В 1805 году Гольяново приобрёл некий Сергеев. С 1811 года оно значится уже за князьями Трубецкими. В их имение входили также окрестные селения Абрамцево, Лукино, Суково и бывший дворцовый присёлок — Никольское.

Гольяново изменилось после переезда князей Трубецких

После разграбления французами основной усадьбы князей Трубецких в Говорове во время Отечественной войны 1812 года Иван Николаевич Трубецкой и его жена — Наталья Сергеевна (урожденная княжна Мещерская) перебрались в тихое Гольяново. С переездом князей Трубецких здесь закипела жизнь. Вокруг имения был разбит парк и создан огромный водоём. К 1816 году оно стало центром владений Трубецких и официально получило статус села. В это же время вместо деревянной церкви препп. Зосимы и Савватия возводится церковь кирпичная в стиле ампир, то есть позднего классицизма. Она освящается в 1842 году. Помещики Трубецкие были не только основными вкладчиками, но и строителями храма. Церковь имела две части – холодную или летнюю — четверик с престолом в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. И зимний придел — трапезную с престолом в честь святых мучеников Адриана и Натальи.

К концу XIX века усадьба Трубецких значилась уже за Товариществом Балашихинской мануфактуры. В 1872 году огромный надел размером 2653 десятины, в который входили села Гольяново, Никольское и другие, был продан купцу А.Н. Прибылову. Рядом с Гольяновом находился кирпичный завод Венедикта Веденеева и ткацко-красильное заведение. Здесь же продолжал работать бывший царский свечной завод, только уже под началом Московского Епархиального ведомства.

Смерть и воскресение

С приходом новой власти всё старое рушилось либо преобразовывалось, менялось. В начале 30-х годов ХХ века в Гольянове основали свиноводческий совхоз имени 10-летия Октября. Церковь преподобных Зосимы и Савватия не стали ломать. Но службы, конечно, прекратили. Духовенство и прихожан выгнали. Зданию нашли другое применение. Его отдали под макаронную фабрику. Колокольню обезглавили и использовали как фабричную трубу для вытяжки дыма. Десятилетиями шлак из печей никуда не вывозился, а складировался на территории. Также в стенах храма долгое время располагалась химическая лаборатория. Там проводились опыты над крысами и кроликами. И химикаты хранили тут же. Со многими церквями после революции особо не церемонились, просто взрывали. В случае с церковью преподобных Зосимы и Савватия варварская эксплуатация стала для строения бомбой замедленного действия.

К концу марта 1990 года, после 75 лет разрухи и осквернения, её вернули Русской Православной Церкви, но выглядела она ужасно. Здание стояло без купола, с порушенной алтарной абсидой, с кратером вместо пола в четверике, с обезглавленной колокольней. На стенах не только не сохранились росписи, не осталось даже штукатурки. Кирпич пришлось стёсывать на полтора метра от пола, потому как химикатами он весь был протравлен, и никакая штукатурка, а тем более роспись, держаться на нём не могли. С территории храма вывезли сто двадцать вагонов всякого хлама.

Новая жизнь храма стала возможной

31 марта 1990 в день принятия ключей провели первый субботник, в котором приняли участие простые верующие, желающие восстановить храм, возродить приходскую жизнь. За два дня и три ночи соорудили временный иконостас. Народная помощь не иссякала всю неделю. Руины были приспособлены к Богослужению. И уже 6 апреля вечером под праздник Благовещения Пресвятой Богородицы была отслужена первая Всенощная. На самый день праздника утром по благословению Святейшего Патриарха Пимена было совершено малое (священническое) освящение престола в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и совершена первая Божественная Литургия. Так началась новая жизнь храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев.

Осенью 1992 года изограф Николай Владимирович Гусев начал роспись купола и всего четверика – главной и центральной части храма. Художник являлся одним из ведущих специалистов в области древне-русской настенной живописи, был членом Союза художников СССР и входил в состав Центрального Совета Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры. Несмотря на крайнюю занятость, он находил время и для выступлений на конференциях, и для написания научных статей. С ним постоянно советовались ученые-искусствоведы, художники.

Смерть художника оборвала начатый труд

Огромный купол храма позволил воспроизвести купольное изображение Вседержителя из Ферапонтова монастыря. Шесть из восьми фигур архангелов в барабане и изображения четырех евангелистов в парусах также являются реконструкцией, адаптированной к архитектурным особенностям храма. Материал ферапонтовских росписей использован и при разработке композиций «Рождество Христово» и «Сошествие во ад» расположенных, соответственно, на северной и южной стенах четверика.

За основу Спаса-Судии в изображении «Страшного Суда» на западной стене четверика, полностью утраченного в ферапонтовской росписи, взято решение этого образа Андреем Рублёвым. Не законченный образ «Спаса-Судии» во фреске «Страшного Суда» принадлежит кисти Гусева. Смерть оборвала начатый грандиозный труд изографа. После смерти художника какое-то время храм продолжала расписывать его дочь, а трапезную часть храма — семейство Брягиных. Помимо Гольяновского храма ими были завершены работы по росписи храма великомученика и целителя Пантелеимона клиники Российской Академии Наук в Ясенево — приписного храма к Гольяновскому приходу.

Святыни

Полный Деисисный чин некогда принадлежал одному сельскому храму Костромской губернии. Помог приобрести его для храма бывший однокашник настоятеля Владимира Тимакова по семинарии, будущий митрополит Калининский и Кашинский Алексий (Коноплёв).

В храме есть древний образ святителя Мир Ликийских Николая Чудотворца. Так же особо почитаемая икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» с двунадесятыми праздниками. На обратной стороне иконы – печать с годом и автором написания – 1691 год, Сильвестр. Особенно дорога эта икона для отца-настоятеля, так как именно в этот праздник в 1955 году он был рукоположен во иерея.

Голгофский крест сделан по образцу того креста, который находится в старообрядческой часовне московского Преображенского кладбища. Исходник был изготовлен византийскими мастерами и относится к XIV веку. Сведений о том, как он попал в Россию, практически нет. Стоит он у старообрядцев в часовне, которая так мала, что и обозреть его весь сразу можно только по частям. Из предания известно, что крест Христов был трёхсоставным: изготовлен из кедра, певка (сосны) и кипариса. Следуя этому образцу и воспроизвели такой же трёхсоставный крест для храма Зосимы и Савватия. Изготовлялся он в Сергиевом Посаде.

Вся рельефная часть креста (Пречистое Тело Спасителя) выполнена из кипариса, сам крест – из сосны, табличка же с надписью – из кедра. В оригинале на кресте у старообрядцев надпись: «Царь Славы». На кресте гольяновского храма надпись изменили на упомянутую в Евангелии: «Иисус Назорей Царь Иудейский» — на еврейском, греческом и римском (латинском) языках. Крест расписала Татьяна Брягина, дочь знаменитых изографов Дмитрия и Евдокии. Крест в Гольянове украшен басмой, в оригинале басмы нет.

Территория храма облагорожена

В храме имеются два ковчега — на 50 и на 100 мощей – пророка Даниила, праведной Елисаветы, Иоанна Предтечи, святителя Николая Чудотворца, святителя Иоасафа Белгородского, преподобного Нила Столобенского, Иоанна Лествичника, Петра и Февронии Муромских, великомученика Пантелеймона и других известных и почитаемых верующими святых и даже тех святых, имена которых утрачены. Так что здесь и Афон, и Бари, и Муром с Иерусалимом!

В день престольного праздника 1 августа 2008 года на территории храма был открыт памятник святому благоверному царевичу Димитрию Углическому. Вообще храмовый двор прекрасно облагорожен. Тут установлены скульптуры по мотивам сказок, посажен прекрасный цветник, в центре которого бьёт фонтан. Рядом с храмом располагается трёхэтажное здание, в котором находятся воскресная школа (взрослая и детская), музей картин и скульптур, библиотека и конференц-зал.

Ангелы разрушенных церквей — Тихие Хранители Престола

Говорят, что у алтаря освящённого храма всегда находится Ангел – Хранитель храма. Где хоть раз совершалась Божественная литургия и происходило причащение Святых Христовых Тайн, неколебимо, словно часовой, стоит Ангел Престола. Если дом Божий осквернён, разрушен, превращён в склад или тюрьму, он всё равно не сходит со своего места. Если полностью разрушен и стёрт с лица земли, а на том месте построен дом, дворец спорта иль шоссе – всё равно стоит и будет пребывать вечно. Пока не дождётся, когда на этом месте снова возведут храм и молитва вознесётся к небу.

Читайте также:  История храма тихвинской иконы божьей матери в Алексеевском
Ссылка на основную публикацию