Московская церковь Девяти мучеников Кизических
Святые Девять мучеников Кизических пострадали за христианскую веру в конце III века от Рождества Христова в малоазийском городе Кизик на берегу Дарданелльского пролива. Население Кизика было большей частью языческим, так как из-за гонений многие христиане покинули город, а оставшиеся скрывали свою веру. Это огорчало приверженцев Христа. Девять мучеников, оказавшиеся в Кизике из разных областей, были убежденными христианами и ревностно исповедовали истинную религию, обличая язычество. По приказу местного правителя проповедников заточили в темницу и пытками заставляли отречься от Христа, обещая взамен свободу. Ничего не добившись, власти приговорили их к смертной казни, которая состоялась около 284–292 г.г. – всем мученикам отсекли головы и похоронили близ города. Их звали Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон. И только при императоре св. Константине Великом, признавшем христианство государственной религией Римской империи, нетленные тела девяти мучеников упокоили в новоустроенном, посвященном им храме. От их святых мощей верующие получали исцеление тел и разума.
По народному поверью святые мученики Кизические оказывают чудесную помощь при телесных болезнях и эпидемиях. В1686 году, когда бывший архимандрит кремлевского Чудова монастыря Адриан был поставлен митрополитом Казани и приехал в вверенный ему город, там началась эпидемия тяжелой болезни, косившая людей тысячами и прозванной в документах тех лет «горячкой». Митрополит Адриан дал свой первый обет – если эпидемия оставит город, он устроит местную обитель во имя Девяти мучеников Кизических. Эпидемия внезапно кончилась, и Адриан исполнил обет. Он основал под Казанью Девятинский монастырь, а с Востока были торжественно привезены в него частицы святых мощей мучеников. И после поставления патриархом Адриан продолжал обустраивать обитель. Он заказал царскому иконописцу Петру Золотому, ученику Симона Ушакова написать образ Девяти мучеников, а святителю Димитрию Ростовскому – составить им церковную службу. А в 1696 году самого патриарха Адриана вдруг разбил паралич. Оказавшись на пороге смерти, он стал горячо молиться святым мученикам об исцелении и вновь дал обет выстроить им храм – теперь в Москве. И снова получил просимое, прожив еще несколько лет.
Исцелившись, патриарх начал немедленно исполнять свой обет. Место для нового храма он выбрал на Пресне близ своего любимого Новинского монастыря, упраздненного в XVIII столетии. Этот монастырь был домовым митрополичьим, а потом патриаршим, – его основал еще в первой половине XV века митрополит Фотий в живописном местечке близ устья реки Пресни, где она впадала в Москву-реку. В далекие времена здесь проходила древняя Волоцкая дорога в Новгород. У дороги раскинулось село Кудрино, принадлежавшее участнику Куликовской битвы, серпуховскому князю Владимиру Андреевичу, двоюродному брату Дмитрия Донского. Вдова князя пожаловала новому монастырю обширные угодья, и его владениями стали будущие Патриаршии пруды на Козихе, где была устроена Патриаршая Козья слобода (см. 8 августа). А на Пресне образовалась другая патриаршая слобода, где разводили дорогие породы рыб, хранили хлеб и вели огромное огородное хозяйство – отсюда явилось старомосковское прозвание Девятинской церкви – «что на Кочерыжке». Вокруг монастыря со временем устроилась слобода, в которой жили монастырские слуги, крестьяне и ремесленники. Ее приходская церковь была освящена во имя св. Иисуса Навина, отчего и могло явиться название местности Новинское, но это наименее вероятно. Имя местности, возможно, произошло от ее характера – новых, только что осваиваемых окраинных земель, «выселок», или от местного села Новинки, с тем же происхождением его названия.
Новинский монастырь мог иметь и значение сторожи, ибо еще в XVIII веке его по старой памяти называли «осадным». Здесь же находился патриарший житный двор, для которого в конце XVII столетия, незадолго до построения Девятинской церкви, патриарху передали бывшее владение опального князя В.В. Голицына (теперь часть этой территории занимает комплекс Американского посольства). Тут же расположились монастырские конюшенные дворы, оставшиеся в названии Конюшковских переулков.
Новая красавица-церковь во имя Девяти мучеников Кизических появилась здесь уже в 1698 году и строилась патриаршими служителями по личному указу Петра I, очень уважавшего патриарха Адриана. Деревянная петровская церковь сгорела при Анне Иоанновне и была выстроена каменной в 1735 году, в общих чертах обретя свой современный вид. Именно в то время появился ее первый придел во имя св. Архангела Михаила, а спустя сто лет – второй придел во имя св. мученицы Варвары, освященный по именинам Варвары Челищевой и Варвары Нерской, на чьи средства была выстроена новая трапезная с приделом. В середине XIX века появилась и колокольня.
В тот же 1698 год, когда была выстроена первая деревянная церковь, Петр вернулся из Великого посольства и сразу же навестил больного патриарха. Адриана даже называли «наперсником царя», настолько близкими были их отношения. Петр часто бывал у патриарха, принимал щедрые угощения наливными яблоками, вином, медом, отправляясь в Азовский поход и в Европу, получал благословение образами Владимирской Богоматери, Успения и Спаса, писал ему с дороги письма и, более того, советовался о реформах. Вернувшись из Европы, Петр получил благословение патриарха на реформу образования в России и создание школ для борьбы с невежеством, в том числе и для священнослужителей, что преследовало цель повысить их образовательный уровень и расширить кругозор. А в Девятинской церкви Петр любил слушать замечательных патриарших певчих.
Адриану не довелось дожить до эпохи петровских реформ – он умер в 1700 году, застав лишь их начало. Современники говорили, что неслучайно Петр устроил новую русскую столицу после смерти патриарха, который непременно уговорил бы государя не делать этого и не создавать главный город России без московских святынь. После кончины Адриана царь отменил патриаршество, но оставил патриарших певчих в церкви Девяти мучеников, а потом перевез их с собой в Петербург. И в том же столетии бывший патриарший храм стал приходским.
Ему достался замечательный приход. Самым знаменитым прихожанином много лет был А.С. Грибоедов. В 1801 году мать писателя купила здесь маленький деревянный домик у своего брата – говорили, что он и стал прототипом Фамусова. Ныне дом точно восстановлен в камне и стоит на углу Большого Девятинского переулка (№1/17). Здесь Грибоедов жил, когда учился в Благородном пансионе, а потом в Московском университете, и в церкви Девяти мучеников родные писателя служили молебен перед его уходом в ополчение. Как говорят исследователи, именно церковные книги Девятинского храма являются ныне единственным источником биографии поэта до 1812 года. В этой же церкви отпевали мать Грибоедова и похоронили ее на близлежащем Ваганьковском кладбище. Приезжая в Москву, Грибоедов останавливался в этом доме, – как и в свой последний приезд в 1828 году. Из фамильного владения дом ушел после гибели поэта.
А в середине XIX века прихожанином Девятинского храма стал русский композитор А.Алябьев, автор романсов «Соловей» и «Нищая». На Новинском бульваре, 7 стоял дом его жены, где Алябьев жил тайно, когда ему было запрещено проживать в столицах, и умер здесь в 1851 году.
Позднее поблизости от храма жили и Федор Шаляпин, и А.Н. Толстой, причем великий певец расположился в собственном особняке на Новинском бульваре, 25, а знаменитый писатель – в элегантном доме Щербатова на Новинском, 11. Этот причудливый дом был построен в аналогичное с нашей эпохой время строительной лихорадки дореволюционной капиталистической Москвы, когда возводили во множестве на любой вкус и лад доходные дома для сдачи квартир в наем. Князь Сергей Щербатов решил выстроить нечто новое: собственный особняк и доходный дом, объединенные в один комплекс, который хотел завещать городу для создания музей частных коллекций. У входа стояли непременные каменные львы, а также подлинные, «изысканного рисунка», железные фонари Московского университета, стоявшие в день его открытия на парадной лестнице и потом отданные «на слом». Дом Щербатова получил премию на конкурсе городских фасадов, хотя его построил никому тогда не известный, но талантливый архитектор А. Таманян. Квартиры в нем были крайне удобными, – архитектор изучал заграничные интерьеры стиля модерн как самые комфортные для человеческого жилья, и неудивительно, что одну из них перед I Мировой войной занял Алексей Толстой.
Только в XIX веке появилось название Новинского бульвара, устроенного на месте древнего Земляного вала. После того, как средневековое укрепление срыли за ненадобностью, на его отрезках стали разбивать бульвары, а часть решили застроить домами с обязательными палисадниками, отчего и произошло имя Садового кольца. После пожара 1812 года из Петербурга был прислан «регулярный» план устроить в Москве кольцевую зеленую улицу для гуляния и назвать ее Садовой. Однако протяженность ее составила 15 км, что создало огромную трудность для образования церковных приходов и полицейских участков. Тогда улицу разбили на 29 самостоятельных улиц-отрезков, для обозначения которых к общему имени Садовая прибавляли местное название: Садово-Кудринская, Садово-Спасская и т.д. На тех участках кольца, где палисадники появились позже, остались старые названия от бывшего Земляного вала, как Крымский вал, или от прежних бульваров, как Зубовский и Новинский. В старину «под Новинском», рядом с монастырем проходили самые обширные народные гуляния. Произошли они от традиции всемосковских празднований Рождества, Масленицы, Пасхи, но считается, что в новом виде завел их Петр I для «полирования» народа. Ставились торговые палатки со всякими гостинцами, карусели, качели, театральные балаганы для развлекательных представлений актеров и акробатов, и целых «батальных» пантомим, вроде демонстрации эпизодов из Крымской войны. Там же выставлялись на обозрение восковые фигуры «диких людей» и даже «пойманная» в Атлантическом океане сирена. Билетик стоил 10–20 копеек и составлял заработок выступающих в балагане. На Новинском лихое московское купечество устраивало катание на тройках.
После революции замечательная Девятинская церковь была закрыта и ограблена. По сведениям, здание храма перешло в ведение ЧК, и там, возможно, совершались расстрелы по приговорам. Потом там разместились какие-то учреждения, вроде Гипробытпрома, но уцелевшее старинное здание поставили на государственную охрану и в 1970-е годы отреставрировали, – даже поставили кресты на главах.
А в конце 1920-х годов у храма появился новый сосед – экспериментальный «коммунальный дом» (или «дом переходного типа»), явленный в эпоху утопистских экспериментов по созданию коммунистического обобществленного жилья «будущего», в соответствии с идеологическим постулатом марксизма о ликвидации семьи и брака при коммунизме. Чтобы облегчить гражданам переход от индивидуального жилища к обобществленному, был предложен проект «дома переходного типа». В отличие от дома-коммуны с полным обобществлением быта, в нем еще предполагались изолированные квартиры («ячейки для семьи»), которые сочетались с «коммунальным центром» – общественным помещением, где предполагалось питание и проведение активного досуга. «Ячейки для семьи» были соединены длинной лентой общего коридора – архитекторы таких домов отказывались от изолированных лестничных клеток и предлагали размещение множества квартир на одном этаже, поэтому эти дома были необычайно длинными. Коридор был местом общественного пребывания – в хорошую погоду его раздвижные окна открывались, и он превращался в террасу, где ставились столы и стулья для отдыха. Кроме того, этот коридор связывал отдельные квартиры и их жильцов не только между собой, но и с коммунальным центром, – там была общественная столовая, читальня, детская. Квартиры делились на несколько категорий, от просторных трехкомнатных, рассчитанных на многочисленные семьи, с кухней и ванной, до малометражных с душевой кабиной и «кухонным элементом», для быстрого домашнего приготовления пищи. В условиях жесточайшего жилищного кризиса, который свирепствовал тогда в советской России, эти квартиры казались раем.
Такой дом и был построен в 1928 году на Новинском бульваре, 25а, архитектором М. Гинзбургом, одним из теоретиков «революционного» советского конструктивизма и идеологов домов переходного типа. Грязно-бежевого цвета, с выбитыми окнами и треснувшей повсюду штукатуркой, ныне большей частью выселенный, дом поражает своим удивительным убожеством. «Лента жилых ячеек . в виде длинного однообразного объема с ритмически повторяющимися элементами», как замечательно описывают его искусствоведы, резко противостоит всей традиции жилища старой Москвы и является подлинным историческим символом своей эпохи. Еще с одним творением Михаила Гинзбурга, правда, не столь выразительным, как коммунальный дом, можно ознакомиться на Малой Бронной, где он построил жилой дом для служащих Госстраха. А коммуна Трехгорной мануфактуры заняла в те же годы и бывший дом князя Щербатова.
Девятинский храм был возвращен верующим в 1992 году. Через несколько месяцев он попал под обстрел во время октябрьских событий 1993 года, но снова уцелел чудесным образом. А в 1994 году его настоятелем стал священник Антоний Серов, внук знаменитого художника Валентина Серова. Не столь давно случилось важнейшее событие в новой истории Девятинского храма. В декабре 2000 года в нем более суток находилась кровоточащая икона Спаса, явленная незадолго до того в селе Державино Оренбургской области. Кровь точилась из-под нимба, покрывая Лик Спасителя. Икону на несколько дней привезли в Москву, и около храма пришлось расставить заграждения, дабы избежать давки – столько верующих пришли поклониться святому чуду и приложиться к образу.
Вторая церковь во имя Девяти мучеников находилась в усадьбе Орловых на Б. Никитской. Интересно, что и эта домовая церковь была освящена во второй половине XVIII столетия по тому же поверию – в связи с эпидемией чумы, охватившей Москву в 1771 году. Усадьба тогда принадлежала графу В.Г. Орлову, а его старший брат участвовал в подавлении московских волнений и организации борьбы с эпидемией. Октябрьская революция покончила с домовыми церквями в Москве, и от Девятинского храма ныне осталось лишь помещение в историческом доме, построенном, кстати, Матвеем Казаковым. В мае 1934 года именно в этом здании впервые открылся исторический факультет МГУ, ныне располагающийся в 1-м Гуманитарном корпусе на Воробьевых горах. Сейчас он торжественно празднует свой 70-летний юбилей.
Церковь Девяти мучеников Кизических в Москве
В Москве на Краснопресненской набережной возведен изящный внутри и снаружи храм, необычного для города посвящения. Он возведен в честь Девяти мучеников Кизических, которые в III веке погибли за веру от рук язычников в Азиатском городе Кизике.
История храма
Первое здание церкви было построено в 1698 году, благодаря патриарху Адриану, который глубоко почитал святых мучеников и верил в их способность к исцелению тел человеческих.
Другие известные храмы Москвы:
Владыка был парализован и по случаю своей немощи пообещал возвести храм Девяти мучеников Кизических в Москве, что и воплотил в жизнь после своего чудесного выздоровления. К деревянному зданию, которое погибло во время пожара в 1736 году, вскоре начали пристраивать каменный храм, возведение которого закончилось в 1738 году.
Строительство здания спонсировал купец Андрей Семенов. Здание трапезной при храме появилось лишь в 1838 году, в ней возвели придел святой великомученице Варваре. Все это время церковь простояла без колокольного звона, высокую утонченную колокольню пристроили в 1844 году.
Интересно! Колокольня церкви была построена в стиле ампир. Это отличает ее от стиля всей постройки, поэтому имеет интерес у историков, архитекторов и просто путешественников, интересующихся тем временем.
В послереволюционное время многие церкви были закрыты, а имущество и святое убранство «конфисковано» в пользу государства. Грабеж не обошел храм Девяти мучеников в Москве, он был варварски разграблен и закрыт. Икону святых мучеников сохранили, так как верующие прихожане успели перенести святыню в церковь Рождества Иоанна Предтечи в Москве.
Потом в здании находились многочисленные государственные учреждения. В некоторой документации можно найти записи о совершенных расстрелах в здании церкви.
В 1992 году здание вернули православной церкви. В 1994 году во главу прихода пришел священник Антоний Серов.
Внимание! Девятинский храм находится рядов с мэрией и Белым домом, поэтому в октябре 1993 года приход попал под обстрел, до сих пор можно найти следы от тех пуль в стенах. С высоты колокольни работал снайпер, который оставил там жестокую надпись «я убил пять человек и очень рад этому», которую навсегда замазали толстым слоем штукатурки.
Современное состояние святыни
В сегодняшнее время ведутся реставрационные работы. Недавно было закончено частичное восстановление росписи XIX века, сейчас ее можно посмотреть любому желающему.
На сегодняшний момент убранство храма и его внешний вид выглядит лаконично и закончено. Прихожан в церкви всегда очень много, в храме можно исповедоваться, причаститься, собороваться, крестить детей и взрослых, венчаться.
Внутри прихода ведется активная общественная жизнь:
- При храме работает семейная воскресная школа, которая открыта для детей вместе с родителями. Основание учебного учреждения приходится на 1996 год. В школе даются уроки Закона Божьего, старославянского языка, решаются семейные проблемы, налаживается межличностное общение между родителями и детьми, мужем и женой.
- Проводятся патриотические занятия по истории России, которые очень любят слушатели и проявляют заметный интерес. Педагоги школы пишут собственные сценарии Рождественских и Пасхальных праздников, в которых принимают участия ученики приходской школы и воспитанники подопечного детского сада. Уже 14 лет действует вечернее отделение воскресной школы для взрослых, которые хотят изучать Православие, как религию, через богословие.
- На территории прихода с 2010 года открыт православный Девятинский клуб, куда входят все желающие прихожане храма. Двери сообщества открыты для новых людей любого возраста. В обществе царит доверительная атмосфера, люди трудятся и вместе отдыхают, помогают морально друг другу в трудных психологических ситуациях. Члены клуба участвуют в паломнических поездках, посещают общественные мероприятия города, занимаются творчеством и спортом, помогают остальным прихожанам, обустраивают храм к праздникам. В объединение входит большое количество молодежи.
- Клуб трезвости был основан протоиереем Антонием Серовым, настоятелем прихода для оказания поддержки людям, в семьях которых имеется алкогольная или наркотическая зависимость или они зависимы сами, но хотят избавиться от пагубной привычки. Общество открывает свои двери для духовных бесед и помощи.
Существует поверье, что покровители храма мученики Кизические помогают тем, кто ищет работу, многие люди обращались к ним с молитвой и святые помогли.
Святыни храма
Еще до строительства московского храма Девяти мучеников патриарх Адриан приехал в Казань, где в это время бушевала смертельная эпидемия. Он стал молиться кизическим святым за спасение человечества и просил их остановить распространение смерти.
После дал обет построить в Казани монастырь в честь Девяти мучеников Кизических, что и сделал впоследствии. Произошло чудо, на следующий день не было зарегистрировано ни одного нового заражения, и эпидемия стала отступать.
До конца своей жизни патриарх был предан святым покровителям и в 1698 году он преподнес икону святых Девяти мучеников Кизических, написанную рукой царского иконописца, на освящение Девятинского храма.
Читайте о других православных святых:
В стенах храма находится частичка мощей святых покровителей Кизических и великомученицы Варвары. Поклониться мощам и попросить у святых помощи приходит большое количество людей, каждый со своей проблемой, но помощь приходит всем.
Духовенство
Многие прихожане отмечают особенную доброту и уважительное отношение служителей церкви к любому прихожанину, пришедшему на службу.
Духовенство храма многочисленное, многие служат в нем еще с 90-х годов:
- с 1997 года настоятель — Серов Антоний Георгиевич, участвует в реставрационных работах и в жизни молодежного клуба;
- с 1990 года пресвитер протоиерей Коньков Игорь Дмитриевич;
- с 2003 года пресвитер протоиерей Валюженич Димитрий Валерьевич;
- с 2004 года пресвитер иерей Соколов Владимир Михайлович;
- с 2006 года пресвитер иерей Петраков Александр Владимирович;
- с 2010 года диакон Чинаев Николай Борисович;
- с 2014 года диакон Насанов Виталий Вагифович.
Контакты и расписание богослужений
Контактный телефон — 8 (495) 605-76-61.Посетить храм можно ежедневно по адресу: Москва, Большой Девятинский переулок, дом 15.
Богослужения проводятся ежедневно в 8:00 и в 17/18:00, подробное расписание можно просмотреть на официальном сайте прихода — http://www.kizik.ru/.
Клуб трезвости работает в среду каждую неделю, контактный телефон клуба — 8 (909) 692 98 01.
Престольный праздник Девяти мучеников Кизических — 29 апреля/12 мая.
Новости
Информация!
В дни тяжелейших бедствий постигающих нашу страну и ее народ, православные люди неизменно обращали свой взор к Заступнице усердной рода христианского – непостыдному нашему Упованию. В моменты безысходности Ее честный Образ обносился или обвозился вокруг Первопрестольного града.
Так было и в годы Отечественных войн, так было и при страшных моровых
бедствиях.
Ныне, когда многие страны и народы охвачены губительным поветрием
уносящем многие тысячи человеческих жизней, когда поветрие это уже
перешагнуло границы нашей страны и нашего Первопрестольного града, взоры
наши с особым упованием и верой вновь обращены к Ней, Царице Небесной с
просьбой Ея помощи и защиты.
На этой неделе в пятницу 3 апреля по церковному Уставу полагается
совершение Утрени праздника Похвалы Пресвятой Богородицы с пением Ей
акафиста.
По сложившейся традиции Святейший Патриарх к началу этого богослужения в Богоявленском Кафедральном соборе привозит из Крестового Владимирского
храма своей рабочей резиденции в Чистом переулке хранящийся там Честный
Образ Богоматери «Умиление» перед которым молился преподобный Серафим
Саровский.
На сей раз Святейший Патриарх не только привезет эту величайшую Святыню,
но совершит с Нею с 16:00 объезд вокруг всей Москвы, завершив его к
18:00, привезением Святыни в Богоявленский Кафедральный собор, где им
будет совершена положенная по Уставу праздничная утреня с пением
акафиста Преблагословенной.
Святейший Владыка призывает всех священнослужителей, монашествующих и
мирян Первопрестольного града в часы его объезда города усугубить свои
домашние молитвы ( для мирян – именно домашние ) и вместе с ним совершить чтение акафиста Божией Матери с приложением молитвы «чтомой во время вредоносного поветрия»
Молитва во время распространения вредоносного поветрия чтомая
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих.
Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
В память об Алексее Артемьеве
По благословению его Высокопреподобия отца Дорогого Батюшки Антония.
Дорогие братья и сестры!
1 декабря при огромном стечении народа в нашем Родном храме отпевали Великого Русского Человека Алексия Валерьевича Артемьева. Его супруга за 19 ночей написала книгу «Три жизни Артемьева», состоящую из трёх частей. В 1-й из которых его великие фрески, картины, иконы, его Пушкиноведения, статьи об Аверинцеве, Клыкове и наконец его природное Богословие. 2- я часть это рассказ супруги об их знакомстве, дружбе и той Великой Промыслительной роли, который сыграл в их жизни Незабвенный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий||.
В третьем разделе книги эссе об Артемьеве выдающихся искусствоведов, художников, филологов, историософов, цвета нашего Духовенства из Москвы, Владимира, Ставрополя, Вятки, Санкт-Петербурга.
В книги использованы уникальные никогда ранее непубликуемые Фотографии, архивные документы, письма с фронта. В настоящий момент давно уже созданная и отредактированная автором книга находится у корректора, работа которого подходит к концу, после чего книга должна быть сдана в типографию с предварительной оплатой в сумме
700 тысяч рублей. Всем кому дорога Великая Русская культура и память о подвиге совершённым А. В. Артемьевым, ради сохранения и процветания Русской культуры, Матери Церкви, Родины нашей нижайше просим перечислить вспоможение на карту МИР 2202 2003 0577 1832 Марине Михайловне Знаменской.
С Благодарной Любовью, Верой и Упованием автор составитель и редактор супруга Лина (бол. Елена) Владимировна Мкртчян.
Информация! Важно!
Братья и сестры!
Настоятельно рекомендуем проявить послушание священноначалию, которое благословило (Циркулярное письмо от 23.03) людям старше 65 лет и тем, кто страдает хроническими заболеваниями воздержаться до 10 апреля от посещения богослужений.
Во время вашего вынужденного пребывания дома из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки волонтёры нашего прихода готовы доставить вам все необходимые продукты и лекарства.
Также просим обращаться, если вы испытываете потребность в совершении Таинств Покаяния, Причащения и Соборования.
Оставить контактную информацию можно у дежурного (тел.: +7 495 6057661) или по почте – info@kizik.ru.
Молебен
29 марта и 5 апреля (воскресные дни) в 16.00 в храме будет совершен молебен об избавлении от «губительного поветрия и смертоносной язвы».
Великий пост (из записок ведущего СКТ)
Вот уже тринадцать лет наша община трезвости (семейный клуб трезвости) собирается каждый вторник на душеполезное общение ровно в 18.00. Мы всегда настаиваем на том, что пропускать общину нельзя, особенно первое время, поскольку пропуски чреваты срывами, да и, вообще, регулярность – краеугольный камень методики. Так же, как и в медицине, где прием лекарств строго привязан к конкретному графику, который нарушать противопоказано.
Но есть один вторник в календаре, когда мы эту традицию традиционно же и нарушаем! Так что это за дата такая, которая заставляет ежегодно отменять очень важную встречу?
9 мучеников Кизических: житие, икона, молитва
12 мая — день памяти 9 мучеников Кизических. Чем прославили свою земную жизнь эти святые? В Малой Азии, на берегу Дарданельского пролива, отделяющего Азию от Европы, существовал древний город Кизик. Христианство в нем начало распространяться после проповедей святого апостола Павла, и он был уже освящен светом христианства. Но многие, опасаясь гонений, держали свою веру в тайне. Игемоны, посланные для того, чтобы принуждать всех к язычеству, подвергали непокорных пыткам и мучениям. В III веке христианство в этом городе попиралось и преследовалось, потому что в городе процветало язычество. Многие христиане бежали и скитались по горам и пустыням.
Житие 9 мучеников Кизических
Истинные, глубоко верующие христиане не желали отказываться от своей веры во Христа. Под страхом смерти они проповедовали Слово Божие, чтобы утвердить христианство в этом языческом регионе. Были такими проповедниками и будущие мученики Кизические. Они были молодыми и пожилыми, исходили из разных городов, занимались разными ремеслами, среди них были воины и клирики, они занимали разное положение в обществе, но всех их объединила горячая вера во Христа. Они громко славили Господа и без страха обличали язычество и идолов, за что были схвачены, долго и жестоко мучимы, но даже за обещание свободы они не отреклись от своей веры. Своим мучителям они продолжали говорить о суетности идолопоклонства и укоряли их в нечестии. 9 мучеников Кизических смиренно склонили головы пред мечом своих мучителей. Их погребли недалеко от города. Они остались тверды в своей вере, как гора Сион.
Когда христианство все же победило язычество, во время правления Константина Великого, в 324 году, христиане обрели нетленные мощи 9 мучеников Кизических, чтобы упокоить их во храме. Этот храм был построен в память об их подвиге за веру во Христа. Мощи 9 мучеников Кизических излучали удивительную благодатную силу, благодаря которой исцелялись тяжелобольные, душевнобольные обретали разум, а последние язычники — веру. Один известный в городе муж, страдавший водянкой, исцелился от всех болезней, прикоснувшись к раке святых 9 мучеников Кизических. Благочестие процветало в Кизике.
9 мучеников Кизических покровительствуют всем, кто обращается к ним с верой и молитвой. Они заботились не только о том, чтобы спастись самим, но и явили великую любовь к ближнему, пытаясь рассказать, что Господь создал человека для вечной радости, для наследия Царствия Небесного. Поэтому обращаться к 9 мученикам Кизическим в молитве можно каждому, ведь они заботились и при жизни о знакомых и незнакомых людях, пытаясь донести до них Свет Христов.
Спустя некоторое время воцарился нечестивый Юлиан Отступник, некоторые из оставшихся язычников отправились к нему, чтобы сказать, будто христиане разорили их храмы и разбили жертвенники. Юлиан повелел восстановить языческие храмы и идолы и заключить христианского епископа Елевсия . Он боялся трогать христианские храмы, потому что христианское население в те дни было уже многочисленным. Когда же император Юлиан погиб, епископа Елевсия освободили и в Кизике снова воссиял свет веры Христовой.
Молитва 9 мученикам Кизическим
О всехвальнии святии мученицы, доблественнии раби Христовы, Феогниде, Руфе, Антипатре, Феостихе, Артемо, Магне, Фавмасие, Феодоте и Филимоне, иже Христа ради от различных стран собрастеся и Того совершенна Бога и Человека дерзновенно в Кизице проповедасте;
принуждаеми бывше кумиром поклонитися, идолы попрасте и князя посрамисте, различных томлений и огненных прещений не убоястеся, и по различнем страдании острием меча посечени бысте, и пролиясте за Христа кровь свою, яко воду, и тою, яко багряницею,
Церковь Христову, яко невесту, украсисте; темже и ныне, увенчаннии неувядаемым венцем безсмертныя славы, присно в неизглаголанней радости с лики ангельскими в небесных селениих водворяетеся, Божественным светом облистаеми и зрением Его доброты неизреченныя наслаждающеся.
Сего ради и мы, смиреннии, к вам притекаем и, умильно на святый ваш образ взирающе, молим: вы молите за ны Христа Бога, яко дерзновение к Нему имущии, да вашими святыми молитвами всякаго недуга душевнаго и телеснаго избавимся.
Вам бо от Бога дадеся врачебный дар от всяких скорбей с верою к вам припадающия целити, якоже и онаго славнаго мужа от трясавичныя болезни уврачевасте, да и мы, вернии, тожде получивше, почитаем вас, святии мученицы, толика дарования имущих от Христа Бога, Емуже и слава купно со Отцем и Духом Святым всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Икона 9 мучеников Кизических
Храм Святых 9 мучеников Кизических
Храм 9 мучеников Кизических в Москве относится к Центральному благочинию Московской городской епархии. Большой Девятинский переулок, где расположена церковь, получил от нее свое название. Первый, еще деревянный храм, возвели по обету Патриарха Адриана. В годы богоборчества храм передали женской тюрьме и на его территории совершались смертные казни через расстрел, поэтому его стали называть «расстрельным» храмом.
В 1992 году храм 9 мучеников Кизических вновь передали Русской Православной Церкви.
Читайте также
Московский храм Девяти мучеников Кизических: история прихода, жизнь святых, адрес в интернете
Современное здание трехпрестольного храма построено в 1898 году.
Главный престол освящён во имя девяти мучеников Кизических, боковые приделы – в честь архангела Михаила и великомученицы Варвары.
В годы гонений приход храма был снят с юридической регистрации, храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1929 году.
В 1992 году приход был возрожден и получил юридическую регистрацию, приходу было передано бывшее здание храма.
С 1994 года по настоящее время в здании храма ведутся ремонтно-восстановительные работы.
Крест-мощевик с мощами многих святых Вселенской Церкви. Чудотворная икона Девяти мучеников Кизических
Богослужения в храме совершаются ежедневно: вечером – начало в 17-00, утром – начало Божественной литургии в 8-00 (в будни).
В воскресные дни и Двунадесятые праздники совершаются две Божественные литургии – в 7 и 10 часов утра. В пятницу вечером на службе акафист Казанской иконе Божией Матери, а в воскресенье вечером на службе акафист Девяти мученикам Кизическим. (кроме дней Великого Поста и попразднства Двунадесятых Праздников).
![]() | Протоиерей Антоний Георгиевич СЕРОВ, настоятель. Родился 14 января 1957 года. Образование: Театральное училище (ВУЗ) им. М.С. Щепкина, ВГИК, Московская Духовная Семинария. 24 ноября 1989 рукоположен в сан диакона. 3 декабря 1989 рукоположен в сан пресвитера. 13 апреля 1994 году назначен и. о. настоятеля храма. 18 ноября 1997 утвержден в должности настоятеля храма. |
![]() | Протоиерей Игорь Дмитриевич КОНЬКОВ Родился 28 ноября 1941 года. Образование: МВТУ им. Баумана, Московская Духовная Семинария. 29 июня 1986 года рукоположен в сан диакона. 12 августа 1990 г. рукоположен в сан пресвитера |
![]() | Протоиерей Димитрий Валерьевич ВАЛЮЖЕНИЧ Родился 3 января 1962 года. Образование: МГУ им. М.В. Ломоносова, Московская Духовная Семинария. 10 декабря 1994 года рукоположен в сан диакона. 26 апреля 2003 года рукоположен в сан пресвитера 15 апреля 2014 года возведен в сан протоиерея |
![]() | Священник Владимир Михайлович СОКОЛОВ Родился 29 ноября 1947 года. Образование: ВГИК, Московская Духовная семинария. 19 ноября 1998 года рукоположен в сан диакона. 12 сентября 2004 года рукоположен в сан пресвитера |
![]() | Священник Александр Владимирович ПЕТРАКОВ Родился 29 января 1974 года. Образование: Библиотечный техникум, Московская Духовная Семинария. 27 октября 2002 года рукоположен в сан диакона. 23 июня 2006 года рукоположен в сан пресвитера |
![]() | Диакон Николай Борисович ЧИНАЕВ Родился 29 марта 1960 года. Образование: МГУ им. Ломоносова, музыкальное училище им. Октябрьской революции, Московский музыкальный колледж им. Шниттке, в настоящее время учится в Московской Духовной Семинарии. 20 июня 2010 года рукоположен в сан диакона |
Диакон Виталий Вагифович ГАСАНОВ |
Проезд до ст. метро “Краснопресненская” или «Баррикадная», далее по Конюшковской улице в сторону Дома Правительства (Белого дома). Дойти до красного забора посольства США и идти вдоль него (забор должен быть слева) до светофора. Повернуть налево. Дойти до развилки. Повернуть направо и идти по дороге до храма.
В приходе храма действует детская и взрослая Воскресные школы, молодёжная организация «Девятинский клуб», певческая народная двухгодичная школа, спортивная молодежная секция, детская изостудия, социальная служба и служба помощи заключенным.
2012 © Центральное Викариатство города Москвы
Храм Девяти мучеников Кизических в Москве Московский Девятинский храм
Как и Москва, Храм Девяти мучеников Кизических имеет богатую, насыщенную событиями историю. Он пережил расцвет и упадок, богатство и разграбление. В 1992 году храм был, наконец, возвращен в лоно Церкви. С тех пор он стал для многих отчим домом, без него не проходит ни одно важное событие, как-то: венчание или крестины, отпевание или молитва, обращенная к Богу.
Основатель
Храм Девяти мучеников Кизических в Москве появился благодаря усилиям Первосвятителя Адриана. Он был последним патриархом, который строго придерживался старого церковного уклада и был ярым противником реформ, проводимых царем Петром I.
Будущий Первосвятитель Адриан в 1685 году был назначен митрополитом Свияжским и Казанским. В то время в городе свирепствовала тяжелейшая эпидемия, которую жители называли горячкой. Он знал, что 33 года назад мор уже посещал Казань. Зараза буквально опустошила город, забрав жизни около 40 тыс. человек.
Митрополит Адриан по прибытии в Казань сразу же дал обет Богу, что если эпидемия закончится, то в честь этого события он возведет обитель и посвятит его Девяти мученикам Кизическим, так как они излечивали от страшных болезней. Митрополит Адриан был глубоко верующим и усердным в молитвах, поэтому на следующее утро чудодейственным образом эпидемия прекратилась. Чтобы исполнить свой обет, он основал недалеко от Казани Кизическую обитель. Позже Митрополит Адриан получил сан Патриарха Московского и всея Руси. В дальнейшем он продолжал почитать мучеников, избавивших город от напасти.
Строительство
Однажды Патриарх Адриан оказался при смерти — его разбил паралич. Он опять обратился к Девяти мученикам с просьбой о помощи и дал Богу обет, что в случае выздоровления он построит в Москве храм Девяти мучеников Кизических. Господь исцелил его — патриарх поднялся с предсмертного одра.
Место, где будет стоять храм Девяти Святых мучеников Кизических, определилось практически сразу. Указом Петра I землю возле Новинского монастыря отдали в распоряжение Патриарха Адриана.
С самого начала храм был деревянным. Его строительство закончилось в 1698 году. Он был воздвигнут в честь святых Фавмасия, Магна, Феостиха, Руфа, Филимона, Антипатра, Артемы, Феодота и Феогнида.
Спустя 34 года священник этой церкви Михаил Тимофеев подал прошение, и ему разрешили построить на месте, где был воздвигнут деревянный храм Девяти мучеников Кизических, каменную постройку. Указом с благословения Святого Синода на возведение новой церкви были выделены деньги.
В 1735 году при материальной поддержке московского купца Андрея Семенова был выстроен новый храм и придел Архангела Михаила.
Дореволюционная жизнь
В 1838 году две состоятельные москвички Нерская и Чилищева пожертвовали средства для постройки новой трапезной, где был освящен второй придел — Варвары-великомученицы. Через 6 лет закончилось строительство трехъярусной колокольни. В конце XIX века храм имел 8 колоколов, самый крупный из которых весил 315 пудов.
В 1900 году силами прихожан были собраны средства, и в церковь провели отопление. В том же году трехъярусный иконостас покрыли позолотой, а известный в то время художник Пашков искусно расписал стены великолепным орнаментом и живописными библейскими сюжетами. Через 3 года только что выстроенное трехэтажное здание освятили и разместили в нем богадельню и Девятинскую церковно-приходскую школу.
Послереволюционный период
Как известно, после революции все церкви были разграблены или уничтожены, а священнослужители подверглись жестоким гонениям. Не стал исключением и храм Девяти мучеников Кизических. Весной 1922 года произошла конфискация церковного имущества — забрали всю серебряную и золотую утварь, а в сентябре 1929 года из храма изъяли и все историко-художественные предметы, представляющие ценность для музейных работников. Главная большая икона Девяти мучеников была перенесена прихожанами в церковь Иоанна Предтечи на Пресне. Оттуда она была возвращена лишь в феврале 2004 года.
Современность
События, которые произошли в октябре 1993 года, оставили свои отметины на фасаде колокольни храма. Дело в том, что сама церковь располагается недалеко от мэрии и Белого дома, поэтому попала в зону обстрела — фасад здания был сильно поврежден, но в 1994 году в храме впервые за много лет все же была проведена Божественная литургия.
В Девятинской церкви и по сей день ведутся частичные реставрационные работы. Уже открыты для всеобщего обозрения росписи XIX века. Часть из них чудом сохранилась, а некоторые изображения были обновлены так мастерски, что полностью вписались в общее убранство храма. Сейчас Девятинский храм имеет завершенный вид. Для всех желающих осмотреть его или принять участие в богослужении, его двери всегда открыты. Адрес храма Девяти Кизических мучеников: Москва, Большой Девятинский переулок, 15.