История и достопримечательности Феодоровского женского монастыря, расположенного в Переславле-Залесском

Переславль-Залесский. Святыня Феодоровского женского монастыря

Какими мудрыми воинами были князья и цари в 15-16 веках истории нашего государства!

Переславль-Залесский, в те времена первая и главная опора московскому княжеству, находился на севере от Москвы по дороге к городу Ярославлю. И до сих пор трасса эта – главная улица столицы древнейшего княжества. Расположен город в своеобразной чаше, и на въезде в него с обеих сторон был заложен монастырь-крепость! Первый из них – Феодоровский женский монастырь. Туда мы направились на следующий день по приезду, когда составили примерный план своего знакомства со святыми местами и примечательностями города.

В предыдущей статье мы начали свое путешествие по Переславлю-Залесскому.

Служба почти закончилась, когда мы с приятельницей вошли в церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Фото Нины Неугодовой Введенская церковь. Фото Нины Неугодовой

Сразу обратили внимание на небольшую группу прихожан, а может таких же паломников, как мы, которые стояли в очереди к иконе. Мы еще не знали, какой, но убранство ее было столь прекрасно, что невольно задерживало взгляд.

В церковной лавке, где я приобрела книгу по истории монастыря, на мой вопрос, что за икона, почему у нее такое чудное убранство, ответили, что это монастырская святыня. Но прежде чем рассказать об этой иконе, хочу заметить, что, пожалуй, самый почитаемый образ русской православной церкви – это иконописный образ Богородицы.

Как много художников-иконописцев посвятили ей свои труды! И сколько их со своими ласкающими слух названиями!

Вы только послушайте, попробуйте их произнести; «Неупиваемая чаша», «Всех скорбящих радость», «Блаженное чрево», «Избавительница», «Умягчение злых сердец», «Ключ разумения», «Утоли моя печали», «Неувядаемый цвет»…

Не могу остановиться, столько в них поэзии, щемящей печали… И у каждой своя удивительная история. У святыни Феодоровского монастыря редкое название – Андрониковская. Мало кто о ней что знает. Не Казанская, не Владимирская и не Смоленская все-таки. И вот что мне о ней рассказали.

В храме она появилась совсем недавно, уже в годы перестройки. Принесла её местная жительница. Это была литографическая копия украденного из Санкт-Петербурга списка иконы.

Забегая вперед, скажу, что оригинал иконы не сохранился, а может просто не найден, с нее в разное время были сделаны многочисленные списки, то есть копии.

Икону повесили в правом притворе, и она там находилась до поры до времени, пока единожды не заметили, что она начала благоухать. И её перенесли в более видное для прихожан место. А некоторое время спустя другая прихожанка принесла большой красивый киот, в который она вошла как в родной. И икона вдруг замироточила!

К ней стали с просьбами чаще подходить люди и заметили, что она помогает избавиться от недугов, родить детей (вспомнилось еще одно прекрасное название иконы Божией матери – Помощница в родах ). Особенно часто она исцеляла женщин от бесплодия.

Слух о чуде исцеления быстро разошелся по городам и весям России, и потекли сюда, в Федоровский монастырь, ручейки из жаждущих рождения детей женщин. После этого икона приобрела вид, который сразу привлек наше внимание.

Очень хотелось сделать фотографию, но без благословения на это батюшки фотографировать нельзя. А пока мы вели разговоры об иконе в лавке, батюшка удалился.

Андрониковская икона на фоне Введенской церкви

Вот такая литография находится в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы. История её появления в монастыре коротенькая, а вот с момента написания история её путешествия из Византии в Россию была гораздо длиннее.

Творение евангелиста Луки

Итак. Святой апостол и евангелист Лука был врачом и искусным художником. Он первый красками на доске написал образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем на руках. Потом он написал еще несколько икон разных видов и принес на благословение Самой Богородице.

Увидев свое изображение, она воскликнула: «Отныне ублажат Мя вси рОди». Об этом факте Лука упоминает в своем Евангелии (Лк.1, 48).

Из Иерусалима в Константинополь

По преданию, им же была написана Андрониковская икона размером 33Х24 см. Совсем небольшая. После распятия Иисуса Христа в Иерусалиме с благоговением хранились величайшие реликвии, связанные с этим планетарным событием.

Императрица Елена из Иерусалима переслала своему сыну Императору Константину в Константинополь много реликвий и, опять же по преданию, среди них могла быть будущая Андрониковская икона.

Так икона стала семейной реликвией византийских императоров, которые именовали себя с ХV века императорами греков. Отсюда и первое именование иконы – Греческая.

Из Константинополя в Монемвасию

Второе название – Андрониковская – произошло от имени Андроника III, одного из последних константинопольских императоров, владевшего чудотворным образом.

Византия между тем слабла под напором османских завоевателей, и Андроник, желая сохранить семейную реликвию, передал Греческую икону Божией Матери в обитель города Монемвасия (Пелопонесский полуостров). 1347 год – дата первого упоминания о Греческой Андрониковской иконе.

Более 500 лет она пребывала в Монемвасии. Отсюда третье название иконы – Монемвасийская.

Из Монемвасии в Патрас

В 1821 году разъяренные турки предали огню и мечу Монемвасийскую обитель. Были до основания разрушены все храмы.

Настоятелю Монемвийской обители епископу Агапию чудом удалось сохранить только Греческую Андрониковскую икону, которую он передал на хранение своему родственнику, Российскому Генеральному консулу И.Н. Власопуло в город Патрас.

Двойное путешествие из Патраса в Россию

Иван Николаевич Влассопуло после этого в течение нескольких лет вместе с иконою находился в Петербурге. Он облачил святыню в царские украшения: пожертвовал для неё серебряную, вызолоченную ризу с венцом наподобие царской короны, унизанной бриллиантами, жемчугом и другими камнями. Посмотрите на икону. Это то, что мы называем окладом.

После недолгого пребывания в Петербурге Иван Николаевич вернулся в Морею и находился там до своей смерти в 1838 году. Смерть не дала ему осуществить свою мечту – подарить икону царю Николаю Павловичу.

Через год волю отца исполнил его сын Александр. Он послал икону с письмом в Одессу архиепископу Гавриилу, который и препроводил святыню в царскую семью. С тех пор она стала любимой святыней русского народа.

Вначале она хранилась в Большом соборе Зимнего дворца, потом с почти детективными перипетиями стала достоянием Троицкого собора, в котором находилась девять лет.

А вот дальнейшую постыдную историю, связанную с судебными разбирательствами, с претензиями на нее как на собственность, даже не хочется рассказывать.

В итоге 1 мая 1885 года она оказалась в Казанском женском монастыре в Вышнем Волочке. А 1 мая 1897 года стараниями отца Иоанна Кронштадского состоялась закладка каменного трехпрестольного храма.

Главный престол был посвящен Андрониковской иконе Божией Матери, и храм стал именоваться Андрониковским.

Андрониковский храм

В 1984 году икона была украдена из Богоявленского собора Вышнего Волочка, и нынешнее её местонахождение неизвестно.

Сохранилась лишь литографическая копия списка, которая находится во Введенской церкви Феодоровского женского монастыря в Переславле-Залесском и считается чудотворной.

В день посещения нами монастыря инокини отмечали Сретение иконы Владимирской Божией Матери. Трапезная в это день принимала всех посетителей монастыря.

Мы же в это время слушали увлекательный рассказ об иконе Андрониковской Божией Матери и в трапезную не попали, о чём искренне погоревала продавец в церковной лавке, добровольно и бескорыстно помогающая монастырю жительница города.

История и достопримечательности Феодоровского женского монастыря, расположенного в Переславле-Залесском

Феодоровский женский монастырь

Феодоровский монастырь — женский монастырь Русской православной церкви в Переславле-Залесском (ныне Ярославская и Ростовская епархия). В обиходе обычно именуется Фёдоровским. Полное название по светским источникам — Переславский монастырь святого великомученика Феодора Стратилата .


Феодоровский монастырь. Фото нач. ХХ века

Монастырь заложен в память и на месте битвы 1304 года между войсками московского князя Юрия III Данииловича (1303 – 1325 гг. – князь московский) и тверского князя Михаила Ярославича (1304-1318 гг. – великий князь владимирский); отмечает место победы русских над русскими, — трагического момента в истории России. Победа москвичей случилась 8 июня в день Фёдора Стратилата. Здесь был убит знаменитый боярин Акинф, родоначальник бояр Челядниных.

Святой великомученик Феодор Стратилат считался Небесным покровителем рода Рюриковичей. Поэтому любили бывать в обители на богомолье государи Московские – Иоанн III Васильевич, Василий III Иоаннович, царь Иоанн IV Васильевич (Грозный).


СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ФЕОДОР СТРАТИЛАТ

Святой великомученик Феодор Стратилат. Средник житийной иконы. Происходит из Феодоровского собора Феодоровского женского монастыря в Переславле-Залесском. Собрание Переславского музея.

Монастырь святого великомученика Феодора Стратилата на дореволюционном фото Прокудина-Горского

В 1557 г. царь Иоанн IV Васильевич (Грозный) со своей супругой Анастасией был в Переславле на освящении одного из соборов. Царица была беременна. Помолившись, они поехали в Москву. Отъехав семь верст от Переславля, у деревни Собилово, царица Анастасия разрешилась сыном, названным в святом крещении Феодором. Его Небесным покровителем стал Феодор Стратилат. На месте рождения Фёдоар I Иоанновича (1584 – 1598 гг. – Царь всея Руси и великий князь Московский) была поставлена часовня-крест.


Часовня-крест на месте рождения Феодора Иоанновича

В благодарность Богу за сына царь Иоанн Грозный становится покровителем и храмостроителем Феодоровского монастыря. На месте деревянного храма во имя великомученика Феодора Стратилата царь строит каменный храм, который сохранен и доныне. В дальнейшем в пристроенной галерее храма освящены еще два придела в честь Феодоровской иконы Матери Божьей и в честь Серафима Саровского.
Царем Иоанном Грозным были сделаны большие пожертвования, для монастыря были заказаны иконы. Из сохранившихся икон известны:
– икона Божьей Матери “О Тебе радуется”,
– “Троица Ветхозаветная”,
– “Одигидрия”,
– “Никола в рост”,
– “Святитель Иоанн Златоуст в житии”.
Сын Иоанна Грозного – Феодор Иоаннович – часто приезжал в Феодоровский монастырь, подолгу останавливался, молился. Русские люди считали его святым. Благодаря ему на Руси было учреждено Патриаршество. Светлый образ царя Феодора Иоанновича вошел в историю как образ царя-молитвенника.


Собор Федора Стратилата 1557 год постройки. Феодоровский женский монастырь.

Собор Феодора Стратилата (1557 г.), с пределами Фёдоровской иконы Матери Божьей и Серафима Саровского.


Икона святого великомученика Феодора Стратилата в житии. XVI век. Происходит из Феодоровского собора Феодоровского женского монастыря в Переславле-Залесском. Собрание Переславского музея.

Была в монастыре и колокольня − судя по документам, самая высокая постройка в Переславле. Она была построена в 1681-1705 гг.

В 1681 г. началось возведение каменных стен и башен монастыря вместо старых рубленых. Стены сохранились лишь фрагментарно. Строилась ограда уже не для оборонительной функции – без бойниц и переходов.


Монастырские входные ворота

До 1667 года монастырь был мужским.
Известны имена 31 игумена и 27 игумений монастыря.
В кон. XIX в. была основана Алексеевская пустынь, приписанная к монастырю.

В период с 1688 по 1724 гг. монастырь неоднократно посещал царь Петр I и члены царской семьи, принося щедрые дары. На Плещеево озере, по берегам которого и раскинулся Переславль, строилась “потешная флотилия” – начало будущего Российского флота.
Царь Петр I привез в Феодоровский монастырь немецкие ткацкие станки, шерсть, лен, прислал мастериц-прях, приказал учиться прясть и ткать. С этого времени обитель становится известна еще и своими художественно-ремесленными мастерскими. Здесь ткали полотно для нужд государства, а кроме того ткали ковры и половики, шили гладью и золотом, вышивали хоругви, иконы, шили ризы, белье и даже обувь.


Иерусалимская икона Матери Божией

По заказу царевны Натальи Алексеевны в 1706 г. была написана Иерусалимская икона Матери Божией – для храма великомученика Феодора Стратилата (ныне эта икона находится в Переславском музее).

Читайте также:  Храм Богоматери "Отрада и утешение": история и современность, социальное служение


Сергий Радонежский и Никон Радонежский – икона XVIII век (ныне эта икона находится в Переславском музее).

Святые ворота с надвратной церковью

В 1710 г. на средства царя Петра I и царевны Натальи Алексеевны был построен теплый Введенский храм с двумя приделами: во имя иконы Матери Божией “Знамение” и в честь святых мучеников Андриана и Наталии.


Введенская церковь

Колокола в Введенской церкви

Царские ворота (XVIII век) из Введенского храма (ныне находятся в Переславском музее).

Монастырский колодец

В 1713 г. усердием царевны Натальи Алексеевны была возведена Казанская церковь при монастырской больнице.


Казанская церковь

В монастыре много жилых и общественных каменных зданий XVII – XVIII вв. Среди них похожие друг на друга “Старые кельи” и “Новые кельи”. Помещения первых этажей перекинуты сводами, на окнах узорные наличники. На втором этаже широкие оконные проемы без наличников.

Воспоминание об открытии общей трапезы в женском Федоровском монастыре гор. Переславля

14-го марта 1887 г. в Переславском Федоровском женском монастыре совершилось достопамятное и радостное торжество, которое должно занять почетное место в монастырской летописи. В этот день, с дозволения Епархиального Начальства, в монастыре открыта общая трапеза для всех сестер, коих в оной имеется до 300. Осуществлением своим это доброе дело обязано попечению и заботливости настоящей настоятельницы монастыря игумении Евгении. Не обинуясь можно сказать, что настоятельница Евгения, не смотря на слабое здоровье, неутомима в своей деятельности на пользу вверенной ей обители. Обладая в высшей степени практическим умом и тактом, она способна самые трудные начатые ею предприятия благополучно и успешно доводить до конца. Она, можно сказать, является полною обновительницей Федоровского монастыря, так как с самого начала настоятельства ее — постройки в монастыре почти беспрерывны. И вот, как завершение благоустройства, порядка и покоя в обители, является в оной, благодаря той же неутомимости и заботливости матери игумении,— устройство в монастыре общей столовой.
Устройство и открытие общей трапезы имеет важное значение не только для внешнего удобства, но и для внутренней жизни монастыря. Прежде каждая монахиня и послушница, вынуждаемая приобретать сама для себя пропитание, неизбежно должна была отлучаться из монастыря, иногда на довольно продолжительное время, что могло служить причиной нареканий на сестер, хотя бы и несправедливых и пустых. В настоящее время все сестры находятся в стенах монастыря, проводя время за церковной службой и за домашними занятиями. Занятия сестер распределяются по их склонности и уменью для общей пользы обители: иные сестры пекут просфоры, другие шьют и вышивают церковные одежды, третьи заняты исполнением работ по монастырскому хозяйству. Когда же сестрам потребуется выходить из монастыря, чтобы работать на монастырских дачах, то они выходят не иначе, как под наблюдением и руководством надежных надзирательниц. За все это сестры пользуются доброкачественною и нескудною пищей в общей трапезе, где в праздничные дни предлагается сестрам даже чай.
Бывшее празднество открытия общей трапезы в Переславском Федоровском монастыре началось и совершилось следующим образом. — Вечером на 14-е марта совершена была торжественно-соборне всенощная; в самый день открытия столовой литургия совершена была о. архимандритом Наумом, с протоиереями и священниками, при многочислен ном стечении молившихся. Совершенное после литургии молебное пение окончено было многолетием Государю Императору и всему Царствующему Дому; произнесено было многолетие и Высокопреосвященнейшему Феогносту. Священнослужащие и все молящиеся, по случаю тезоименитства Высокопреосвященнейшего, горячо молились за своего Архипастыря, всегда готового содействовать осуществлению всякого доброго дела и предприятия в его пастве.
Из храма Божия открылось торжественное шествие со святыней, в сопровождении духовенства, настоятельницы, сестер обители и множества посетителей в новоустроенную трапезу. По совершении здесь молебствия, игумения с сестрами, духовенство с благотворителями обители в пространной и благолепной трапезе заняли свои места. Приятно было видеть за общим столом всю семью святой обители. Мысли трапезующих невольно переносились к первым векам христианства, когда за вечерей любви участвовали все, как истинные братья и сестры во Христе. Во время благочестного трапезования читалось в общее назидание житие празднуемого Святого. Молитвенно окончив общую трапезу, поблагодарив любвеобильную, достойную глубокого уважения, мать игумению Евгению, посетители оставили святую обитель, унося с собою неизгладимо – усладительные впечатления и душеполезные чувствования.
Да вознаградит Всевышний своею милостию всех соревнующих о спасении пребывающих в Федоровской святой обители, где все теперь чинно и благообразно,— в храмах Божиих благолепие и чистота, приличное освещение, умилительное и стройное пение, благопристойная ризница и утварь,— где сестры получают теперь полную возможность проводить жизнь наиболее соответственную их положению и обетам.
Священник Александр Покровский.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 17-й. 1-го сентября 1889 года).

К 1916 году число насельниц обители достигло 500 человек; монастырю принадлежали три пустыни, 4 церковно-приходские школы.
«По Отделу — заслушан рапорт настоятельницы Переславского Феодоровского монастыря, игумении Евгении о количестве призреваемых в монастыре детей беженцев. Из рапорта видно, что в 1916 г. всего призревалось детей беженцев — 171 девочка, преимущественно из Гродненской губернии; некоторые из них уже взяты родителями и родственниками; в настоящее время находится в приюте монастыря 123 девочки. Летом девочки принимали участие в полевых и садовых работах, а в свободное время занимались рукоделием. Зимою дети обучаются в 4-х монастырских церковно-приходских школах, за исключением 13 девочек в возрасте от 2 до 7 лет» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 7-8. 25-го февраля 1917 года).
До 1918 года монастырь имел официальный (государственный) статус второклассной общежительной женской (с 1667 года) обители Владимирской епархии (тогда в границах Владимирской губернии).


Фото из «Коллекции достопримечательностей Российской империи»

До закрытия монастыря в 1923 году пастырское попечение над монашествующими и богомольцами осуществлял священник Николай Викторович Дунаев (расстрелян 27 ноября 1937 года).
В июне 1923 года монашеская община, существовавшая с 1918 года в форме сельскохозяйственной артели, была ликвидирована.
На территории размещались детская колония, дом престарелых, рабочие и служащие. Затем на длительный срок Фёдоровский монастырь передали военному ведомству. В странноприимном доме размещалась контора строительного треста.
Реставрация строений бывшего монастыря началась в 1967 году.

В 1998 году храмы и здания монастыря были переданы Никольскому женскому монастырю.
19 апреля 1998 году, в первый день Пасхи, в Введенской церкви была совершена первая литургия; богослужения совершались весь тёплый период года.
26 августа 1999 года указом № 89 архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова) служащим священником обители был назначен священник Александр Алексеев.
12 сентября 1999 года на праздник святого благоверного князя Александра Невского, после восстановления системы отопления и ремонта храма, состоялась первая Божественная Литургия.
Осенью 1999 г. была устроена котельная в 2-этажном келейном корпусе «у северной стены», в котором были размещены сёстры. В деревянном Доме паломника выстроены печи.
23 декабря 1999 года указом архиепископа Михея № 121 монастырь стал считаться приписным к Никольскому женскому монастырю; настоятельницей назначена игумения Евстолия (Афонина).
25 декабря 1999 года архиепископ Михей совершил освящение центрального престола Введенской церкви.
В 2000 году установлена автономная электростанция, заменена вся энергосистема


«Сей сад посажен 24 сентября 2011 года по благословению митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона при игумении Варваре сестрами обители и сотрудниками Федеральной службы судебных приставов при личном участии Директора ФССП России Артура Олеговича Парфенчикова».

В Ведеснком храме – Схимонах Сергий, строитель монастыря.
В соборе – Наталья Ивановна Взимкова, подружка детства Петра I.
В Введенском храме в приделе Адриана и Наталии – Агафия Фёдоровна Ягужинская (Хитрова), жена Ягужинского.
В Введенской церкви – Павел Семёнович Соловьёв, генерал, севастопольский герой.
В соборе – Гавриил Петрович Самсонов, генерал.
В соборе – Мария Николаевна Тончи, дочь художника Николая Тончи.


Копия Андрониковской иконы Божией Матери

В монастыре находится чудотворная икона – это старинная литографическая копия Андрониковской иконы Божией Матери. Икона названа в честь греческого императора Андроника III Палеолога. В России она появилась при императоре Николае I. Санкт- Петербурга, где очень почиталась. Перед ней ежедневно совершались молебны, читалось Евангелие. Был отмечен случай прозрения совершенно слепого. Во время революции 1917 года икона находилась в Казанском женском монастыре г. Вышний Волочек. Городище Клещино.
Основание Переславля-Залесского. Спасо-Преображенский собор.
Переяславско-Залесское княжество.
Горицкий Успенский мужской монастырь.

Женский Феодоровский монастырь в Переславле-Залесском

Переславль-Залесский — это древний город, который считается колыбелью всего русского флота, а также русской святости. Он знаменит не только тем, что в нем родился Александр Невский, но и тем, что там находится Переславский Феодоровский женский монастырь.

Паломничество по монастырям не только полезно для самого духа человека, ведь он приобщается к святым местам, отрешается от мира и назидает свой дух, но и для обителей, ведь они зачастую существуют только на средства от пожертвований туристов и паломников.

История создания обители

Одна из самых странных обителей — Переславский Феодоровский женский монастырь располагается в центральном регионе России в живописном месте — на берегу водоема Плещеево перед въездом в сам город. Обитель приглашает всех желающих совершить паломничество и посетить эти святые места, чтобы приобщиться к ценностям Православной Церкви и узнать ее историю.

Первые древние документы, в которых есть упоминание о монастыре, датированы XVI века. Вся история его же растянулась на протяжении VII веков, включая период советского упадка!

Основание

Основана обитель в начале XIV века, изначально для мужчин-монахов.

Место для монастыря выбрали знаменательное — именно в окрестностях Переславля произошла битва между 2 русскими князьями в 1304 году. Князь Юрий из Москвы подвергся вероломному нападению князя Михаила из Твери, который решил захватить Переславль, поскольку город был тогда богатым и вторым по величине на Руси после Москвы. Но войско из Москвы соединилось в битве с переяславским и вместе победили предателя.

На этом месте и был построен монастырь во имя святого Феодора Стратилата, покровителя воинов.

Читайте о других православных святых:

Средние века

В это время обитель находилась в периоде расцвета: ее спонсировали многочисленные бояре и вельможи, посещали русские цари (Иоанн III, Василий III, Иван Грозный). Наибольшее внимание оказал обители именно Иван Грозный: неоднократно дарил земли и деревни, помогал средствами из казны, дарил иконы.

В XV веке в этих землях случились несколько страшных эпидемий, которые унесли жизни многих мужчин. В Переславле и окрестностях было чрезмерно много вдов и девочек-сирот, которым некуда было идти, и патриарх Иосаф испросил одобрения у царя Алексея Михайловича и преобразовал мужскую обитель в женскую. Этот год стал годом рождения женского монастыря.

Во время Гражданской войны тут была размещена артель, а в середине 20-х монастырь был закрыт после расстрела последнего священника Николая Дунаева, там служившего. Здания стали разрушаться, все ценности были разграблены. Только в 1967 году стали восстанавливать разрушенные здания, а первая служба прошла в 1999 году.

Современное время

Сегодня в Федоровском монастыре постоянно живут 20 насельниц, которые поддерживают все подворье в хорошем состоянии. Некоторые здания переживают процесс реставрации, но все хамы проводят богослужения и приглашают туристов и паломников принять в них участие.

Монастырь проводит экскурсии и паломничества, разрешает свободный вход всем желающим и фото, и видеосъемку. Гости могут отобедать в трапезной, попить травяного чая или купить сувенир.

Читайте также:  История Дивеевского Серафима Саровского монастырь: адрес, как доехать

На территории активна иконная лавка, действует парк и разбит фруктовый сад, по которому можно гулять.

Для справки! Мероприятия и богослужения освящаются своевременно на сайте обители, где каждый может с ними ознакомиться.

Храмы

Территория Феодоровского монастыря достаточно обширна и включает в себя несколько служебных построек и различные храмы. Каждый из них отвечает духу русского зодчества. Характерной особенностью является каменная стена, правда, она не сохранилась в первоначальной форме (возведена аж в 1861 г.). Стена включает в себя Святые ворота, через которые можно попасть на территорию монастыря.

В архитектурный ансамбль монастыря входят:

  1. Феодоровский собор — головной храм, дата постройки которого датирована XVI веком. Построен он в честь удачного рождения царицей Анастасией Романовой сына Федора в 1557 году, во время посещения царской семьи храма в Переславле. Храм имеет 4 столпа и 5 куполов-луковиц. Много раз перестраивался, но в целом сохранил первоначальный вид, сохранилась и заложенный крест-часовня, которая была вначале заложена. Расписывал храм внутри Николо Тончи — итальянский художник 18-19 вв.;
  2. Введенская церковь — небольшая трапезная церковь в 1 этаж, которая была построена в 1710 году. Изначально должна была стать зимним монастырским храмом. Тут храниться чудотворная Андрониковская икона. Монастырские жители рассказывают о множественных чудесах, которые происходили после молитвы этой иконе;
  3. Церковь Казанской иконы Божией Матери — воздвигнуто было здание на пожертвование сестры Петра I для монашек в возрасте, которые проводили много времени в поместной больнице. Спустя какое-то время к новой церкви построили и новый больничный корпус.

Читайте о других святых местах России:

Как добраться

Федоровский монастырь располагается в городе Переславле, улица Московская, № 85, это Ярославская область. На сайте обители http://feodor.orthodox.ru можно найти подробное расписание служб, проводимых мероприятий и маршрут.

Добраться к подворью не сложно:

  • от метро ВДНХ необходимо пересесть на автобус, который направляется в Переславль-Залесский, у него обязательно будет остановка возле подворья;
  • прямым автобусом Москва-Ярославль;
  • автобусом Москва-Кострома или Москва-Рыбинск, которые следуют через Переславль;
  • электричкой до станции Сергиев-Посад со станции Ярославский вокзал, а потом автобусом до Переславля;
  • машиной по трассе М8 (монастырь будет справа от дороги).

Феодоровский монастырь — это удивительная памятка Русской Церкви и архитектуры. Посещение этого места позволит приобщиться к богатой культуре не только Церкви, но и России, почувствовать мир и спокойствие, ведь это место отделено от всех мирских тревог. Тут можно почувствовать Дух Божий так явственно, как нигде более.

Женский Феодоровский монастырь в Переславле-Залесском

Переславский Феодоровский женский монастырь — одна из самых древних святых обителей центральной России. Обитель, расположенная на высоком берегу Плещеева озера, встречает путешественников при въезде в город Переславль-Залесский со стороны Москвы. Даже, если вы оказались здесь проездом, Переславский Феодоровский женский монастырь непременно стоит посетить.

История

Монастырь заложен в память и на месте битвы 1304 года между войсками московского князя Юрия Даниловича и тверского князя Михаила Ярославича; отмечает место победы русских над русскими, — трагического момента в истории России. Победа москвичей случилась 8 июня в день Фёдора Стратилата. Здесь был убит знаменитый боярин Акинф, родоначальник бояр Челядниных.

По рождению сына Фёдора в 1557 году царь Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.

Феодоровский монастырь на дореволюционном фото Прокудина-Горского

До 1667 года был мужским.

В конце XIX века была основана Алексеевская пустынь, приписанная к монастырю.

К 1916 году число насельниц обители достигло 500 человек; монастырю принадлежали три пу́стыни, 4 церковноприходские школы.

До закрытия монастыря в 1923 году пастырское попечение над монашествующими и богомольцами осуществлял священник Николай Викторович Дунаев (расстрелян года).

В июне 1923 года монашеская община, существовавшая с 1918 года в форме сельскохозяйственной артели, была ликвидирована.

На территории размещались детская колония, дом престарелых, рабочие и служащие. Затем на длительный срок Фёдоровский монастырь передали военному ведомству. В странноприимном доме размещалась контора строительного треста.

Реставрация строений бывшего монастыря началась в 1967 году.

В 1998 году храмы и здания монастыря были переданы Никольскому женскому монастырю. года, в первый день Пасхи, во Введенской церкви была совершена первая литургия; богослужения совершались весь тёплый период года. года на праздник святого благоверного князя Александра Невского, после восстановления системы отопления и ремонта храма, состоялась первая Божественная Литургия. года указом архиепископа Михея № 121 монастырь стал считаться приписным к Никольскому женскому монастырю. года архиепископ Михей совершил освящение центрального престола Введенской церкви.

ДНИ ПАМЯТИ

14 /1 мая и 4/ 22 октября

АНДРОНИКОВСКАЯ ИКОНА МАТЕРИ БОЖИЕЙ

История после 1918 года

До закрытия монастыря в 1923 году пастырское попечение над монашествующими и богомольцами осуществлял священник Николай Дунаев (расстрелян года).

В июне 1923 года монашеская община, существовавшая с 1918 года в форме сельскохозяйственной артели, была ликвидирована.

На территории размещались детская колония, дом престарелых, рабочие и служащие. Затем на длительный срок Фёдоровский монастырь передали военному ведомству. В странноприимном доме размещалась контора строительного треста.

Реставрация строений бывшего монастыря началась в 1967 году.

В 1998 году храмы и здания монастыря были переданы Никольскому монастырю.

года, в первый день Пасхи, во Введенской церкви была совершена первая литургия; богослужения совершались весь тёплый период года.

26 августа 1999 года указом архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова) служащим священником обители был назначен Александр Алексеев. Осенью 1999 года была устроена котельная в 2-этажном келейном корпусе «у северной стены», в котором были размещены сёстры. В деревянном Доме паломника выстроены печи.

года указом архиепископа Михея монастырь стал считаться приписным к Никольскому монастырю; настоятельницей назначена игумения Евстолия (Афонина). 25 декабря архиепископ Михей совершил освящение главного престола Введенской церкви.

В 2000 году установлена автономная электростанция, заменена вся энергосистема.

Святой великомученик Феодор Стратилат

Федоровский монастырь в Переславле назван в честь святого великомученика Феодора, жившего в начале IV века н. э. в Римской империи. Дошедшее до наших дней житие святого рассказывает, что он был родом из города Евхаита (Малая Азия, сегодняшняя Турция), затем был направлен римским императором Лицинием воеводой в Гераклею.

Феодор отличался храбростью, благоразумием и добрым нравом, чем заслужил уважение горожан. Следуя велению сердца и гласу Всевышнего, он принял христианство, которое было уже достаточно распространенным в то время, несмотря на жестокие гонения со стороны властей. Император Лициний, узнав об отказе Феодора поклоняться языческим идолам, приказал подвергнуть его ужасным пыткам, а впоследствии казнить.

Церковь чтит память святого в день его казни — 8 июня (21 июня по Юлианскому календарю) и в день перенесения мощей святого в Евхаит — 8 февраля (21 февраля по Юлианскому календарю).

Современное состояние монастыря и режим работы

Сегодня в монастыре проживает 20 насельниц. С конца 1990-х годов ведутся работы по реставрации части соборов и по благоустройству территории. Была заменена вся энергосистема и установлена автономная электростанция.

Утренняя служба начинается в 8.00, а вечерняя – в 16.00. Богослужения проходят в Феодоровском и Введенском храмах, а также в церкви Казанской иконы Божией Матери. Попасть на монастырскую территорию можно ежедневно с 7.00 до 21.00. Вход сюда свободный. И для паломников проводятся экскурсии. Все желающие могут бесплатно вести на территории фото- и видеосъемку. Нельзя снимать только монашек и церковные службы.

В монастыре есть небольшая, рассчитанная на 12 мест, трапезная, где можно приобрести выпечку, мед, квас и травяные чаи, а также иконная лавка. На территории расположен уютный парк, а в 2011 году здесь заложили еще и фруктовый сад. Кроме того, Феодоровскому монастырю принадлежат три скита: Алексеевская, Воскресенская и Всехсвятская пустыни.

Слева направо: звонница над Святыми воротами, часовня-колодец вмч. Федора Стратилата

Использованные материалы

  • Ярославская епархия // Официальный сайт Московского Патриархата
  • Описание Федоровского женского монастыря в г. Переславле-Залесском / Прот. Александра Свирелина. — Переславль : типо-лит. А.М. Шаланина, 1886. — 36 с., 1 л. ил.; 23.

Архитектурные памятники монастыря

На территории Феодоровского женского монастыря Переславля-Залесского можно увидеть храмы и строения, сохранившие дух русского средневековья. Монастырское подворье окружено каменной стеной, возведенной в 1681 году взамен бывшей деревянной рубленой ограды. Каменная стена в первоначальном виде сохранилась лишь частично. Стена строилась не для оборонительных целей, поэтому в ней нет характерных для таких сооружений бойниц и переходов.

Попасть на территорию монастыря можно через Святые ворота. Со времени строительства Святых ворот собирались возвести над ними надвратную церковь, но планы так и не были осуществлены, скорее всего, из-за недостатка средств. Только во время реставрации в 2000 годы давний замысел получил воплощение в виде одноярусной звонницы, надстроенной над Святыми воротами. В XVII веке рядом со Святыми воротами была построена часовня-колодец (на фото).

Храмы монастыря

  • Феодоровский собор (собор Феодора Стратилата)

Феодоровский собор — это главный храм монастырского подворья, построенный в середине XVI века. Основание собора связано с интересной историей. В 1557 году царь Иван Грозный с женой, царицей Анастасией Романовной, присутствовали на освящении одного из храмов в Переславле. Царица Анастасия была на последней неделе беременности. По завершении всех церемоний и дел в городе, царственная чета отбыла из Переславля, но не проехав и семи километров, вынуждена была остановиться в селе Собилово, где царица благополучно произвела на свет наследника престола, которого нарекли Федором.

В память об этом событии в тех местах была возведена часовня-крест, которая сохранилась до наших дней. Торжественная белая часовня — первая достопримечательность, встречающая путешественников, подъезжающих к Переславлю.

В благодарность Всевышнему Иван Грозный повелел возвести в монастыре новый каменный храм взамен ветхой деревянной церкви. Храм был построен в традиционном для того времени русском стиле, с четырьмя столпами и пятью луковичными куполами.

Собор в последующие века несколько раз перестраивался, но при этом во многом сохранил первоначальный облик до сегодняшнего дня.

Внутри собора можно увидеть росписи, выполненные Николо Тончи, художником итальянского происхождения, жившим в России в конце XVIII — начале XIX веков. На фото — часовня-крест.

  • Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм (Введенская церковь).

Введенская церковь была построена на средства сестры Петра I, Натальи Алексеевны, в 1710 году. Одноэтажная кирпичная трапезная церковь возводилась как зимний монастырский храм. На первый взгляд она кажется совсем небольшой, но внутри достаточно просторна за счет двух боковых приделов: в честь Знамения Божией Матери, а также святых мучеников Наталии и Адриана. Абсиды и приделы храма декорированы изящными полуколоннами.

Во Введенской церкви находится чудотворная Андрониковская икона Божией Матери. Это литографическая копия, сделанная с оригинала, написанного, согласно преданию, евангелистом Лукой. В древности икона была домашней святыней императора Византии Андроника III (XIV век). Император передал икону монастырю в греческом городе Монемвасия, где она и пребывала до захвата Греции турками в XIX веке. Настоятель монемвасийского монастыря спас икону от рук неприятелей, а затем завещал ее родственнику, русскому консулу, наследник которого передал икону в Петербург императору Николаю I.

В 1877 году икону передали в один из тверских монастырей недалеко от города Вышний Волочек. К сожалению, в середине 80-х лет ХХ века оригинальная икона была похищена из Богоявленского собора Вышнего Волочка и по сей день не найдена.

Читайте также:  Православная церковь Святой Троицы на земле вечных льдов в Антарктике

Андрониковская икона, находящаяся сейчас во Введенской церкви, известна чудесами и благодатью, дарованными верующим, обратившимся за помощью к святому образу. В монастыре рассказывают, что люди, молившиеся иконе, получали исцеление от недугов и помощь в житейских бедах.

  • Церковь Казанской иконы Божией Матери

На монастырском подворье располагается еще один храм — Церковь Казанской иконы Божией Матери при монастырской больнице. Это небольшая одноглавая белокаменная церковь, построенная также стараниями Натальи Алексеевны, сестры Петра I.

Во время одного из посещений монастыря царевна заметила, что престарелым монашкам в больнице нужна церковь и решила построить храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Строительство церкви заняло год и было завершено в 1714 году. Рядом был построен новый больничный корпус, соединенный с храмом переходом. Рядом с церковью расположены несколько строений, возведенных в период с XVII по XIX века: настоятельский и трапезный корпуса, регентский и странноприимный дома. На фото — Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Феодоровский Переславский женский монастырь: фото

Строения

  • Собор Феодора Стратилата (1557), с приделами Фёдоровской иконы Матери Божьей и Серафима Саровского;
  • Введенская церковь (1710), «теплая», построена на средства царя Петра I и царевны Натальи Алексеевны, у нее два придела -: во имя иконы Матери Божией «Знамение» и в честь святых мучеников Андриана и Наталии.
  • Казанская церковь (1713).
  • кельи старые;
  • кельи новые;
  • корпус «у северной стены»;
  • кузница;
  • святые ворота, с надвратной церковью;
  • странноприимный дом;
  • трапезная новая;
  • часовня-колодец;
  • башня;
  • дом паломника.

Видео

Переславль-Залесский. Феодоровский Женский Монастырь

В Царской обители. 1 часть

В Царской обители. 2 часть

В Царской обители. 3 часть

Сегодняшний день святой обители

На сегодняшний день в Федоровском монастыре проживают двадцать насельниц. Монастырские постройки и территория поддерживаются в хорошем состоянии, некоторые здания реставрируются.

Во всех храмах монастыря совершаются Богослужения. Паломникам и туристам разрешен свободный вход на территорию монастыря, организуются экскурсии. Также на территории можно бесплатно осуществлять видео- и фотосъемку, за исключением Богослужений.

На монастырском подворье можно посетить трапезную, где продаются выпечка, травяные чаи, мед и квас. Работает иконная лавка. Можно погулять по монастырскому парку и фруктовому саду, который был заложен в 2011 году.

Расписание Богослужений и дополнительную информацию об истории и жизни обители можно узнать на официальном сайте Федоровского монастыря, а также на сайте Переславской епархии.

Феодоровский женский монастырь (Переславль-Залесский)

Фео́доровский монастырь — женский монастырь Русской православной церкви в Переславле-Залесском (ныне Ярославская и Ростовская епархия). В обиходе обычно именуется Фёдоровским. Полное название по светским источникам — Переславский монастырь святого великомученика Феодора Стратилата.

До 1918 года имел официальный (государственный) статус второклассной общежительной женской (с 1667 года) обители Владимирской епархии (тогда в границах Владимирской губернии).

Содержание

История

Монастырь заложен в память и на месте битвы 1304 года между войсками московского князя Юрия Даниловича и тверского князя Михаила Ярославича; отмечает место победы русских над русскими, — трагического момента в истории России. Победа москвичей случилась 8 июня в день Фёдора Стратилата. Здесь был убит знаменитый боярин Акинф, родоначальник бояр Челядниных.

По рождению сына Фёдора в 1557 году царь Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.

До 1667 года был мужским.

В конце XIX века была основана Алексеевская пустынь, приписанная к монастырю.

К 1916 году число насельниц обители достигло 500 человек; монастырю принадлежали три пу́стыни, 4 церковноприходские школы.

До закрытия монастыря в 1923 году пастырское попечение над монашествующими и богомольцами осуществлял священник Николай Викторович Дунаев (расстрелян 27 ноября 1937 года).

В июне 1923 года монашеская община, существовавшая с 1918 года в форме сельскохозяйственной артели, была ликвидирована.

На территории размещались детская колония, дом престарелых, рабочие и служащие. Затем на длительный срок Фёдоровский монастырь передали военному ведомству. В странноприимном доме размещалась контора строительного треста.

Реставрация строений бывшего монастыря началась в 1967 году.

В 1998 году храмы и здания монастыря были переданы Никольскому женскому монастырю. 19 апреля 1998 года, в первый день Пасхи, во Введенской церкви была совершена первая литургия; богослужения совершались весь тёплый период года. 12 сентября 1999 года на праздник святого благоверного князя Александра Невского, после восстановления системы отопления и ремонта храма, состоялась первая Божественная Литургия. 23 декабря 1999 года указом архиепископа Михея № 121 монастырь стал считаться приписным к Никольскому женскому монастырю. 25 декабря 1999 года архиепископ Михей совершил освящение центрального престола Введенской церкви.

Современное состояние

Сегодня в монастыре около 20 сестёр. Для паломников проводятся экскурсии, кроме того действует небольшая трапезная, с монастырской выпечкой и квасом.

Святыни

Видео


Женский монастырь во имя мученика Феодора Стратилата г. Переславль-Залесского Епархиальный монастырь

История

Первое известное нам документальное упоминание о монастыре относится к 1511 году (тарханная грамота Феодоровскому монастырю князя Василия III), однако из царской грамоты 1552 года открывается, что монастырь уже существовал и был достаточно развит во времена деда царя Иоанна Грозного, Ивана III Великого.

О настоятелях времен основания монастыря сведений не сохранилось. Первый известный настоятель – игумен Геронтий, 1511.

В 1551 – 1552 гг. царь Иоанн IV Грозный жалует Феодоровскому монастырю несколько сел, а в 1557 году, благодарный Богу за рождение сына Феодора, повелевает возвести в обители каменный собор в честь Вмч. Феодора Стратилата на месте бывшего ранее деревянного, построить кельи, обнести монастырь оградой. В 1667 году, после эпидемии моровой язвы, Феодоровский монастырь был преобразован из мужского в женский. В начале XVIII века обитель пользуется особым попечением молодого Императора Петра I, его матери Натальи Кирилловны и сестры Натальи Алексеевны. На средства двух последних были построены каменная Введенская церковь и Казанская церковь при больничных кельях. В 1722 году Император Петр I прислал в Феодоровский монастырь мастериц-прях и станки для обучения послушниц прядению. С этого времени обитель становится известна своими художественно-ремесленными мастерскими.

В XIX веке монастырь продолжает благоустраиваться, и особенного расцвета достигает при игумениях Максимилле и Евгении. К 1916 году в монастыре и в трех его пустынях проживали до 500 монахинь и послушниц, имелись 4 церковно-приходские школы, приют для девочек-сирот. С 1910 по 1916 годы прихожанином монастыря был В.Ф.Войно-Ясенецкий, будущий Святитель и исповедник Лука Крымский. Будучи главврачом переславской земской больницы, он в течение нескольких лет безвозмездно лечил сестер монастыря. С 1901 по 1923 год штатным священником служил здесь прот. Николай Дунаев, впоследствии прославленный как священномученик в сонме Новомучеников и исповедников земли Русской

В обители подвизались: Наталья Ивановна Взимкова, «дочь дьяка царицыной мастерской, оружейной палаты, Иоанна Дмитриевича Взимкова» и сверстница Петра I (предполагается, что самые ранние годы детства были проведены ими вместе), Анна (Агафия) Фёдоровна Ягужинская (Хитрово), жена генерал-прокурора при дворе Императора Петра I – П.И.Ягужинского,, Мария Николаевна Тончи, дочь знаменитого художника Николая Ивановича (Сальваторе) Тончи.

В 1923 году монастырь был закрыт, а в начале 1930-х годов была разобрана монастырская колокольня, бывшая в то время самым высоким строением в г.Переславле-Залесском. В течение последующих 75-ти лет здесь располагались стройтрест, воинская часть, турбаза, Институт программных систем РАН. Во время Великой Отечественной войны в Феодоровском монастыре был сборный пункт народного ополчения.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1998 году Феодоровский монастырь возвращен Русской Православной Церкви. Сначала он был приписным к Никольскому женскому монастырю г.Переславля, обязанности первой настоятельницы исполняла игумения Никольского монастыря Евстолия (Афонина). 19 апреля того же года, в день Святой Пасхи, состоялась первая Божественная Литургия во Введенском храме. В 2001 году монастырь становится самостоятельным, обязанности настоятельницы исполняет старшая монахиня Феодоровского монастыря Михаила (Лободаева). В 2004 году широко празднуется 700-летие Феодоровского женского монастыря. В 2005 году на должность настоятельницы монастыря назначается монахиня Свято-Введенского Толгского монастыря Елисея (Суслова). 2005 год был ознаменован стечением паломников к чудотворному образу Андрониковской иконы Божией Матери, через которую многие получили помощь и исцеление.

В 2006 году, 1 мая, монахиня Варвара (Чекоткова) (с 2011 года – игумения) была назначена исполняющей обязанности настоятельницы Феодоровского женского монастыря. За эти годы обитель возродилась: были восстановлены Казанский храм с трапезным корпусом, часовня-колодец со звонницей, игуменский корпус, трапезный корпус, один из келейных корпусов, установлен новый иконостас во Введенском храме, воссоздана живопись и иконостас в приделе свв. мчч. Адриана и Натальи (Введенский храм). Главная святыня монастыря – Собор Великомученика Феодора Стратилата – был спасен от разрушения: укреплен фундамент, отреставрированы кровля, купола с крестами, северный (Феодоровской Матери Божией) и южный (Прп. Серафима Саровского) приделы, проведено отопление. В настоящее время продолжается реставрация фресок работы иконописной артели Тимофея Медведева и сыновей (1835 – 1836 гг.) и воссоздание барóчного иконостаса в главном приделе собора.

Начиная с 2010 года восстановлению и благоустройству монастыря помогает Федеральная служба судебных приставов, поскольку, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, Вмч. Феодор Стратилат является небесным покровителем Службы. Стараниями судебных приставов, возглавляемых до недавнего времени Артуром Олеговичем Парфенчиковым, а теперь Дмитрием Васильевичем Аристовым, отреставрирован собор вмч. Феодора Стратилата, придел свв. мчч. Адриана и Натальи во Введенском храме, заложен фруктовый сад, высажены саженцы кедров. Каждое лето приставы из разных регионов России собираются в монастыре для празднования дня памяти вмч. Феодора Стратилата, а также помогают сестрам в их ежедневных трудах по благоустройству монастыря.

В Феодоровском женском монастыре ежегодно 21 февраля и 21 июня совершаются празднования, посвященные памяти вмч. Феодора Стратилата, на которые съезжается со всей России большое число прихожан и паломников, особенно из числа судебных приставов. После Божественной Литургии, которую, как правило, возглавляет правящий Архиерей, бывает большой Крестный ход и праздничная трапеза. Каждое воскресенье на вечернем богослужении читается акафист вмч. Феодору Стратилату.

С начала 2016 года на территории Феодоровского женского монастыря располагается Переславское Епархиальное управление.

О правилах монастыря.

Полуночница с чтением трех канонов – 06.00 – 07.50.

Акафист Пресвятой Богородице перед иконой Ее Андрониковской – 07.50 – 08.15.

Часы, Божественная Литургия – 08.15 – 10.15.

Первая трапеза – 10.30 – 11.00.

Послушания – 12.00 – 15.00.

Вторая трапеза – 15.30 – 16.00.

Вечернее богослужение – 17.00 – 20.15.

Вечернее правило – 20.15 – 21.00.

С поступающими в монастырь проводится собеседование, также им дается испытательный срок.

Собор Вмч. Феодора Стратилата – пятикупольная церковь середины XVI в. Трехкупольная Введенская церковь (1710 г.), храм в честь Казанской иконы Божией Матери (1714 г.), Старые кельи (XVII – XVIII вв.), Новые кельи (середина XIX в.), построенные в псевдорусском стиле, Настоятельский корпус (XVIII – XIX вв.), Часовня-колодец (XVIII – XIX вв.), Святые ворота (XVIII в.), Кузница (XIX в.), Новый трапезный корпус (2-я пол. XIX в.), монастырские стены и башни.

В обители находятся частицы мощей Свт. Николая Мирликийского, Вмч. Феодора Стратилата, Прп. Серафима Саровского, Свт. Луки Крымского и частицы мощей многих угодников Божиих. Андрониковская икона Божией Матери, икона Божией Матери «Нечаянная радость», икона вмч. Феодора Стратилата из янтаря и жемчуга, иконы с частицами мощей святых угодников Божиих. Также в монастыре хранится Служебник и напрестольное Евангелие Сщмч. Николая Переславского (Дунаева).

Ссылка на основную публикацию