Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Смоленске
Каждый храм в России — особенный, не похожий на другие, но все же есть во многих из них что-то объединяющее. Речь идет, разумеется, об их архитектурном стиле. Но если говорить о Церкви непорочного зачатия, располагающейся в городе Смоленске, то можно сказать, что этот храм, выстроенный в неоготическом стиле, единственный в своем роде.
История
Костел, именно так чаще всего называют Церковь Непорочного Зачатия в Смоленске, была построена благодаря появлению в городе польской и литовской диаспоры. Первоначально она была выстроена из дерева в 1654 году и до 1917 года в ней проводились богослужения.
Первоначально собор был выстроен на пустыре, образовавшемся после войны 1812 года. Именно на этом месте была братская могила погибших солдат наполеоновской армии и появившаяся на этом месте церковь и молитвы, возносившиеся в ней, по легендам, помогали успокоиться неупокоенным душам.
Читайте также похожие статьи:
Однако в 1918 году из костела пропали метрические книги, а спустя 10 лет здание церкви было отдано в распоряжение музея Смоленской губернии. Еще через 10 лет, в 1939 году богослужения в костеле прекратились, и помещения костела были отданы под архив НКВД.
Известно, что с 1941 года Смоленский костел использовался для богослужений немецкими оккупантами, среди которых оказались и священнослужители. К сожалению, до окончания войны случилось так, что костел был разрушен, но вскоре он был восстановлен сначала в дереве, а потом и в камне, но в 1956 году в это величественное здание заехал Государственный архив, поэтому со шпилей храма сразу исчезли позолоченные кресты, а орган демонтировали и сдали в утиль. Архив просуществовал в здании церкви до 2012 года.
Важно! Сейчас объединение католиков Смоленска ратует за то, чтобы здание костела было возвращено общине, которая организует реставрацию здания и в нем вновь начнут проводиться службы.
Современное состояние
С 2013 года здание костела возвращено католической общине, а фонд государственного архива переведен в новое здание. С тех пор церковь находится на реставрации, оно обнесено защищающей территорию сеткой и заграждениями. Действующим объектом на территории костела является только часовня, перестроенная из бывшего дома священника, где сейчас проходят богослужения.
Интересно! В 2017 году Церкви Непорочного зачатия исполнилось 300 лет, чему были посвящены ряд богослужений.
Описание
Здание Церкви Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии — первый католический костел на территории России. Он выполнен в типичном для западных храмов готическом стиле. Этот стиль характерен для эпохи Средневековья и привлекает своей таинственностью, недосказанностью и непохожестью на все другие архитектурные стили. Готический стиль совмещает в себе грубость камня и в то же время яркость и легкость стеклянных витражей.
В те времена, когда церковь была открыта, она поражала верующих своим внутренним убранством, так непохожим на православные храмы. Прежде всего, конечно, прихожане обращали внимание на окна, выполненные в технике витраж, не менее поражали орган, звучание которого можно было услышать во время служб.
Ещё статьи о православии:
Костел вмещал около 6 тысяч человек, также к нему прилегала территория, состоящая из 8 гектаров земли, на которой располагалось католическое кладбище и различные строения хозяйственного предназначения. Упоминая о католическом кладбище, следует заметить, что в России таких мест всего два, одно из них расположено в Санкт-Петербурге, а второе как раз в Смоленске, где захоронены известные люди того времени — адвокаты, доктора, оперные артисты, генералы.
Деятельность прихода
По той причине, что костел официально считается недействующим, богослужения в нем не ведутся, но католики города Смоленска, объединившись, временно проводят богослужения в одной из часовен, расположенных на территории церкви. Мессы проходят ежедневно в 6 часов вечера, а по воскресеньям, кроме вечерних богослужений, есть утренние службы в 9 и 11 утра.
Святыни
В настоящее время от главных святынь храма, а именно витражей на окнах и фресок на стенах, повествующих о жизни Богоматери, Иисуса Христа и всех католических святых, практически ничего не осталось. Разрушены также все 5 дубовых резных алтарей.
Престольные праздники
Так как еще в конце XIX века 29 июня Смоленский костел был торжественно освящен епископом в честь Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, то до наших дней эта дата является главным престольным праздником костела. Также самыми важными праздниками в костеле —Рождество и Пасха Христова. В эти дни на его территории проходят празднества, а в часовне — праздничные богослужения.
Как добраться
Церковь непорочного зачатия пресвятой Девы Марии находится в городе Смоленске, по адресу: улица Урицкого, д. 10.
Приехав в Смоленск добраться до нее можно несколькими способами:
- заказав такси, придется ехать до остановки «Урицкого»;
- на автобусе № 53, доехав до остановки «Дом специалистов».
Внимание! И автобусы, и такси, ходят как от авто, так и от ж/д вокзала.
Римско-католический костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
Римско-католический костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (годы строительства 1894-96), расположенный на улице Урицкого в Смоленске, является, пожалуй, одним из самых необычных и нетипичных для этого древнего города зданий.
[_value]
Строение имеет все характерные черты готического стиля, наиболее распространенного в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе в XII-XVI веках. Этот стиль характеризуется, как «устрашающе величественный», и тем удивительней видеть здесь те стремительные стрельчатые линии фасада и окон костела, а так же его острые кинжальные шпили, словно стремящиеся проткнуть низкие облака.
История смоленского костела неразрывно связана со смоленской шляхтой, образовавшейся в 1654 году после возвращения Смоленска в состав Московского княжества из-под власти польско-литовского государства, захватившего город ранее в 1611 году.
Полякам и литовцам, сдавшимся русским в плен, царь Алексей Михайлович предложил принять московское подданство с сохранением их владений и привилегий, на что многие из них и согласились, составив значительную общину, гармонично вписавшуюся впоследствии в жизнь России.
На месте нынешнего костела в Смоленске небольшой католический храм располагался уже в конце XVIII века. Но он был разрушен во время Отечественной войны 1812 года. Затем тут построили временный деревянный костел, простоявший до строительства каменного в 1838 году.
Но число прихожан-католиков продолжало расти, и уже к исходу XIX века стены того костела не могли вмещать всю паству. Поэтому, после недолгих согласований в различных государственных и религиозных инстанциях, в 1894-96 годах на общественные пожертвования по проекту архитектора М.Ф. Мейшнера строится нынешний костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. К сожалению, автор не дожил до окончания строительства. После смерти автора проекта, стройку возглавил архитектор Л.И. Дубейковский.
Здание явилось на тот момент одним из самых грандиозных строений в городе. Внутреннее убранство костела производило на верующих огромное впечатление. Здесь было пять резных дубовых алтарей, огромные цветные витражные окна, изображавшие Иисуса Христа, Богоматерь и святых, а так же обязательный атрибут католической службы – орган.
Новый грандиозный костел, вмещавший до 6000 человек, стал центром религиозной и культурной жизни католической общины Смоленщины. К нему прилегало 8 гектаров территории, на которых размещались подсобные строения и римско-католическое кладбище, где с 30-х годов XIX века похоронено 6 генералов русской армии, а так же цвет смоленской шляхты: артисты оперы, адвокаты, врачи. Подобных отдельных католических погостов во всей России существует всего два: в Санкт-Петербурге и Смоленске.
После революции 1917 года здание костела претерпело немало перипетий. Службы здесь проходили до 1936 года, когда был арестован его настоятель И. Жолнерович. С 1940 года костел передан под архив НКВД, а в 1956-ом в нем разместился Государственный архив Смоленской области. В это время со шпилей храма сняли уникальные позолоченные кресты, бесследно исчезли еще остававшиеся элементы внутреннего убранства, огромный орган демонтировали и отправили в утиль.
Долгое время в здании костела размещается архив, в котором хранилось более 740 тысяч дел и уникальных документов. Для этого внутри столи огромные шестиярусные стеллажи. В 2012 году было достроено новое здание архива и все материалы были перенесены из костела.
Римско-католический костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии является изысканным и редким украшением города Смоленска, которое нуждается в серьезной реставрации. Католики России надеются на то, что храм рано или поздно будет им передан для использования по его прямому назначению, однако, ясного понимания того, что будет в дальнейшем с этим прекрасным культовым сооружением – нет.
История
Из истории Католической Церкви в Смоленске
Город Смоленск (первое упоминание о нем относится к 863 г.) возник на перекрестке важнейших торговых путей – “из варяг в греки” (с севера на юг, по Днепру в Грецию и Византию) и сухопутного – с запада на восток.
С XII в. Смоленский край для развития торговли и экономики проявляет интерес к своим западным соседям. По ряду причин южное направление теряет для смолян свое первоначальное значение – они входят, как и новгородцы, в свободное общение с европейскими народами, воспринимая все лучшие традиции и элементы западной культуры. Таким образом, установление теснейших торгово-экономических связей с западом способствовало проникновению на Смоленскую землю западной культуры.
Первые торговые предприятия немцев по Западной Двине описаны ливонским священником и миссионером Генрихом Латышем. Весной 1159 г. бременские купцы с торговой целью направлялись на остров Готланд, но их корабль бурей прибило к берегу в устье Западной Двины, где они вынуждены были поселиться. Начались торговые отношения «латинян» с местным населением и, спустя 6-7 лет, они со своими товарами дошли до Полоцка и Смоленска.
Первый католический храм
Первый католический храм в Смоленске – церковь во имя Святой Девы Марии – был построен во второй половине XII века немецкими купцами в месте, где велась торговля (в бухте реки Чуриловка), и которое быстро заселялось горожанами и пришлыми людьми.
Дальнейшая судьба этого католического храма прослеживается до конца XVI столетия. Упоминание о ней есть в письменных источниках. Например, в договоре Смоленска с Ригой и Готским берегом, заключенном в 1229 году, названа «латинская церковь» в Смоленске (в другом варианте договора – «немецкая божница – так называли храм местные жители).
Церковь окормляла проживающее в Смоленске приезжее торговое население – непосредственно к месту торговли примыкала немецкая слобода. В этой церкви принимали крещение и смоляне, родившиеся от смешанных браков.
Краеведческая литература, касающаяся партнерских связей смолян со своими прибалтийскими соседями, свидетельствует о равноправных взаимоотношениях между двумя христианскими конфессиями – православной и католической. И православное, и католическое духовенство строго следило за “правильностью” торговли, за соблюдением международной системы мер и весов…
Однако начиная с XIV в. мирные торговые отношения смолян с немецкими католиками стали ухудшаться. Не последней причиной тому была и агрессивная политика Тевтонского Ордена по отношению к славянским народам. Не безызвестный факт, что участие Смоленских полков в битве под Грюнвальдом в 1410г. сыграло решающую роль для общего исхода сражения. Немецкое католическое население города покинуло Немецкую слободу в XV веке, а те, кто остался ассимилировали в результате смешанных браков и постепенно перешли в православие.
Период с 1514 по 1611 гг. ознаменован тем, что в силу своего географического положения Смоленск вновь становится участником межгосударственных и межконфессиональных отношений. В этот период отмечаются довольно частые контакты русских государей с Римом. При этом римские послы часто проезжали через Смоленск.
Монашеские ордена
7 июля 1611 года (после завоевания Смоленска Сигизмундом III) в Смоленской крепости обосновался орден иезуитов на Вознесенской горе. Для них был выстроен небольшой дом, передана во владение церковь, которая трудами отцов-иезуитов впоследствии была преобразована в гораздо больший храм, более удобный и красивый. Содержание было назначено королем, поддержка осуществлялась от солдат польской армии и от верующих.
Поскольку за время длительной осады крепости от голода и болезней сгинуло более 70 тыс. ее защитников, в захваченном городе основную часть населения составляло не местное население, а солдаты армии Сигизмунда III , в связи с чем для укрепления города-крепости он был вынужден заселять город верными людьми, для чего путем разных льгот и привилегий привлекалось население Польши.
С 1614 по 1616 гг. в Смоленске свирепствует голод и отцы-иезуиты различными путями помогают голодающим жителям Смоленской крепости. В домах иезуитов от голода и холода спасались многие беднейшие жители города. Священниками ордена был основан королевский иезуитский коллегиум. Двери этой школы были открыты в 1623 г., хотя и ранее в своей резиденции они обучали элементам латинской грамматики. Впоследствии коллегиум значительно расширился за счет недвижимости, пожертвованной знатными лицами.
Коллегиум содержал до тридцати студентов и имел более четырех классов. Преподавали в нем до двенадцати священников, читались курсы по философии, математике, грамматике, нравственному богословию, риторике. За годы его существования (до 1654 г.) им управляли одиннадцать ректоров и вице-ректоров. Согласно документам, местные жители весьма охотно отдавали своих сыновей на обучение в коллегиум.
Пребывание отцов-иезуитов на смоленской земле оказало несомненное влияние на общеобразовательный и культурный уровень смолян того времени.
Кроме иезуитов, немного позднее в городе обосновываются доминиканцы – на Козловской горе, недалеко от Авраамиевского монастыря и бернардины – построившие храм на месте, где позже был возведен Троицкий монастырь.
Известно, что первый францисканский монастырь в Смоленске был создан в 1626 году как награда францисканским капелланам за хорошее исполнение пастырских обязанностей среди солдат польской армии. Монастырь и храм были построены в пределах крепостной стены, а за ее пределами францисканцы получили и угодья. В монастыре жили более 20 монахов.
Становление католической епархии
1 сентября 1636 года вышел Папский документ о создании в Смоленске кафедры – четверть века потребовалось на организационные вопросы, связанные со становлением католической епархии Смоленска. Столь долгий период объяснялся многим: тяжелым положением Сигизмунда III после завоевания города, необходимостью восстановления крепости и города, длительным формированием монашеских орденов в Смоленске, возведением новых храмов.
Согласно Папскому документу, доходы епархии оценивались в четыре тысячи флоринов в год, что считалось достаточным для проживания около семидесяти человек. Служить в епархии должны были шесть прелатов, двенадцать каноников, двенадцать чинов. На то время число священников во главе приходов сокращалось, с тем, чтобы “все деньги пошли на строительство нового кафедрального костела”. Новую каменную церковь должны были возвести за три года, а ризницу – за два.
В 1637 году при огромном стечении народа епископ Смоленский Петр Парчевский совершил первое богослужение. Епархия не была обширной, но верующих было много. Епископ организовал около десяти приходов. Упоминаются приходы в Дорогобуже, Красном, Поповой горе.
В это время в Смоленске помимо католической действовали также кафедры Православной и Греко-католической Церквей.
В 1654 году началось выступление России за возвращение земель, находившихся под властью Польско-Литовского государства. При взятии городов царь Алексей Михайлович предоставлял их защитникам выбор – или уйти в Польшу, или принять подданство Москвы и православную веру с сохранением своих владений и привилегий. Жителям Смоленска также было обещано, что при переходе шляхты “под Москву и принятии ими православной веры” за ними сохраняются их поместья и привилегии. Мещане, казаки и пушкари тоже жаловались землей.
Смоленск стал «городом – ключом», форпостом, защищающим Русь от «нежелательного проникновения католичества». Здесь вновь были освящены православные храмы, занятые униатами.
Нет никаких сведений относительно существования в Смоленске в то время (вторая половина XVII и первая четверть XVIII в.в.) каких-либо католических храмов. Но известно, что в 1678 году царь гарантировал оставшимся в городе католикам проведение богослужений дома и беспрепятственное посещение заграничных храмов. Католическое население земли Смоленской составляли потомки польских переселенцев, приехавших сюда во времена Сигизмунда III , смешавшихся с местным населением и перенявших некоторые русские обычаи, утратив при этом часть своих. Первоначально смоленской шляхте не возбранялось приглашать себе в дома католических священников, приезжавших Польши, а их дети могли свободно учиться в Польше, имея возможность вернуться впоследствии в Россию. Так продолжалось вплоть до Высочайшего Указа 1728 года, когда права шляхты были урезаны – их дети не могли больше учиться за границей, и была ограничена возможность общаться с католическими священниками.
В 1735 году был издан указ российского правительства о дозволении свободных богослужений по всем христианским конфессиям России, при этом оговаривалось, чтобы «в оные не привлекались русские подданные, какой бы веры они не были, под опасением суда и наказаний».
Церковь Божьей Матери Ангельской
Католическая церковь в Смоленске вновь появилась где-то между 1735 и 1748 г.г. Связано это было с возобновлением деятельности монахов-францисканцев. Во второй половине XVIII века они занимались пастырским окормлением в католическом приходе и служили в малом храме, который располагался на том самом месте, где стоит нынешний католический храм. В ходе военных действий 1812 года он был уничтожен и взамен сгоревшего в 1813 году губернский архитектор проектирует новый храм. Он просуществовал до 1838 года, когда с разрешения правительства и митрополита Павловского на добровольные пожертвования прихожан было начато строительство каменного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь была построена за год. Холм, на котором она построена, представляет собой большую могилу. В 1812 году, когда армия Наполеона захватила Смоленск, здесь под стенами кремля погибли тысячи французов. Их тела сложили в одну большую могилу, которая и стала потом основанием холма, на которой и по сей день стоит храм.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была возведена в стиле русского классицизма. Сохранилось ее точное описание. По свидетельству Польского Иллюстрированного Еженедельника, в 1870 году опубликовавшем фотографию храма и подробное его описание: «Костел богат украшениями, каждая вещь – дар прихожан. При этом чувствуется забота о порядке и симметрии – все производит хорошее впечатление. В настоящее время костел содержится благодаря настоятелю Денисевичу. Сад и кладбище поддерживаются стараниями ксендза Мошальского, и это одно из красивейших мест Смоленска. Немало мы в своей жизни видели костелов и кладбищ, но нигде не встречали такого порядка, как в Смоленске».
Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
К началу девяностых годов прошлого века храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы стал тесен вследствие увеличивающегося количества прихожан. Возникла необходимость строительства нового, более вместительного храма. В своем прошении о перестройке храма его настоятель Стефан Денисевич указывал: «Католиков обоего пола во всем приходе числится по спискам 3015, а в самом городе Смоленске – 956, но число это в последнее время значительно увеличилось поселением литовцев и латышей, а также прибытием войск, в которых католиков находится более 1500 человек».
«5 июня настоятелем Смоленского римско-католического костела Денисевичем, а также священниками того же костела в присутствии многих частных лиц, после торжественной литургии совершено было освящение места для вновь строящегося костела» – пишет газета «Смоленский Вестник» 8 июня 1894 года. Храм возводился на Костельной улице за Молоховскими воротами.
По свидетельству того же «Смоленского вестника», на 3 октября 1896 года церковь была построена «с внешней стороны и отчасти внутри. В ней 5 алтарей, главный алтарь уже готов, в нем достойны внимания окна, в которых разноцветные стекла подобраны так, что изображают иконы Иисуса Христа, Божией Матери, и святых. Костел размером своим был рассчитан на 3000 прихожан».
Оконные витражи для храма были выполнены в художественной мастерской графини Марии Магдалины Лубенской в Варшаве. На двух больших витражах в алтарной части было изображение, посвященное Непорочному Зачатию Пресвятой Богородицы, и образ святого Иосифа. В верхнем круглом окне над алтарем изображен Иисус, спасающий святого Петра. Двойные окна в боковых нефах были украшены медальонами с изображениями святых – Казимира и Станислава Костки с одной стороны, и святых Анны и Франциска с другой. Остальные окна выполнены из разноцветных стекол.
13 октября 1896 года состоялось первое богослужение в новом храме.
В 1898 году храм был расписан варшавским художником Антонием Тончинским. Роспись была скромной, с растительным орнаментом. В алтарной части роспись была выполнена самим художником – справа изображен Моисей, получающий Скрижали, слева – Иисус, вручающий ключи Петру.
Все деревянные изделия в храме (алтари и скамейки) были выполнены местным мастером Синявским. Был еще амвон, изготовленный в Смоленской мастерской Кириллова.
На башнях Смоленского храма располагалось пять колоколов, среди них – св. Николай – 640 кг., св. Петр – 320 кг., Матерь Божия Ченстоховская – 160 кг., которые были отлиты в 1914г. фирмой «Черневич» из местечка Пустельник под Варшавой. (После октябрьской революции, в 1922 году колокола замолчали, их сняли и конфисковали по указанию новой власти).
29 июня 1898 года, в день апостолов Петра и Павла, состоялось освящение нового храма епископом.
Автором проекта, выполненного в неоготическом стиле, был М.Ф.Мейшнер. После его скоропостижной смерти работы проходили под контролем его сына М. М. Мейшнера, а впоследствии, в связи со смертью и этого архитектора – под руководством нового губернаторского архитектора Е.Ф.Лыщинского.
В начале XX века приход насчитывал 9000 верующих. К храму прилегали более 8 гектаров земельных угодий с множеством строений.
Воздушная съемка
Дела милосердия
В 1898 г. при Смоленском храме было создано католическое Общество пособия бедным. Помощь нуждающимся выражалась в снабжении одеждой, пищей, приютом, в медицинском обеспечении, в содействии в трудоустройстве и т. д. При церкви действовали также три сиротских приюта, 2 богадельни – мужская и женская, а также мастерские, где можно было приобрести различные профессиональные навыки.
В приютах работали монахини конгрегации Пречистого Сердца Пресвятой Богородицы. Одним из главных спонсоров в этих делах была дворянская семья Комаровских.
Пастыри
Невозможно перечислить всех пастырей, окормлявших верующих за все годы существования прихода, но все же следует упомянуть некоторых, в частности, о. Стефана Денисевича (при нем велось строительство храма), который впоследствии был епископом-суффраганом Могилевской епархии и трижды назначался Администратором. Затем в течение 19-ти лет настоятелем был о. Петр Авгло (в 30-х гг. он был последним Генеральным викарием епископа Слосканса). Настоятелями были и преподаватели Санкт-Петербургской Духовной Академии оо. Хризагон Пшемоцкий и Антоний Около-Кулак (впоследствии – настоятель прихода св. Бонифация в Санкт-Петербурге).
Время гонений
В декабре 1917 года был основан Смоленский деканат, включавший в себя все приходы Смоленской губернии. Деканом стал отец Антоний Около-Кулак.
В 1918 году из всех культовых учреждений, включая католические храмы, были изъяты метрические книги. Положение Католической Церкви усугублялось и конфликтом между Советской Россией и Польшей. Летом 1921 года, с началом голода, началось изъятие церковных ценностей. Из храма изымались все золотые и серебряные изделия – пожертвования прихожан. Приходские строения были отобраны еще раньше – отняты здания приютов, выселены из дома настоятель и викарий, а в их доме открыта мастерская по изготовлению щеток. Часть здания была отдана для проживания смолян. В 1926 году храм был взят под охрану губернского музея.
Поначалу власти не чинили католикам каких-либо препятствий. Но в 1936 году был арестован настоятель – о.И.Жолнерович. Богослужения в церкви прекратились. С 1937 года богослужения были запрещены «по техническим причинам», в регистрации священникам отказывали. Все эти годы продолжал действовать церковный совет, немало прихожан за свое мужество заплатили жизнью. В 1937-38 годах в Смоленске было расстреляно 292 поляка и 40 литовцев, среди которых немало католиков и церковных активистов.
К концу 1939 года католической общины не существовало. 14 января 1940 года решением Смоленского облсовета храм был закрыт, а здание передано архиву НКВД.
Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Смоленске и дом священника, богадельня
В есной 1159 г. бременские купцы, как рассказывает ливонский священник и миссионер Генрих Латыш, с торговой целью направлялись на остров Готланд, но их корабль прибило к берегу в устье Западной Двины, где они вынуждены были поселиться. Через шесть-семь лет они дошли и до Смоленска. В бухте реки Чуриловка, где велась торговля, во второй половине XII в. ими был построен храм во имя Святой Девы Марии, называемый горожанами «немецкая божница, или латинская божница (существовал до конца XVI в.). Он окормлял приезжих торговцев, прибывавших в город, находившийся на перекрестке торговых путей. Упоминание о храме имеется в письменных источниках (в договоре Смоленска с Ригой и Готским берегом от 1229 г.). 7 июля 1611 г., после занятия Смоленска польским королем Сигизмундом III, в городе появился орден иезуитов, также построивший свой храм. Для укрепления города-крепости польские власти путем привилегий привлекали жителей Польши селиться в Смоленске. В тяжелые годы отцы-иезуиты спасли здесь от голода многих жителей города. Одной из задач, которую ставили перед собой члены ордена, было обучение жителей латинской грамматике. В 1623 г. здесь был основан королевский иезуитский коллегиум, существовавший до 1654 г. В нем изучали латинский язык, философию, математику, грамматику, нравственное богословие, риторику. Позже в городе появились доминиканцы и францисканцы.
Первый францисканский монастырь создан был в 1626 г., как награда францисканцам за исполнение пастырских обязанностей среди солдат польской армии. Монастырь и храм были построены в пределах крепостной стены. 1 сентября 1636 г. распоряжением папы Римского была создана Смоленская кафедра. Двадцать пять лет шло создание католической епархии Смоленска. В 1637 г. епископ Смоленский Петр Парчевский совершил первое богослужение. Существуют упоминания этого времени о приходах в Дорогобуже, Красном, Поповой горе. В 1654 г. началось возвращение Российских земель, находившихся под властью Польско-Литовского государства. При взятии городов царь Алексей Михайлович предоставлял жителям выбор: уйти в Польшу или принять русское подданство и православную веру. Город превратили в форпост, защищающий Россию от «нежелательного проникновения католичества». Но известно, что в 1678 г. царь гарантировал католикам города возможность проведения домашних богослужений и посещение храмов за границей. В 1728 г. права поляков были урезаны – их дети не имели права учиться за границей, была ограничена возможность общения со священниками. В 1735 г. издан указ о дозволении свободных богослужений по всем христианским конфессиям, но без привлечения в них русских подданных «под опасением суда и наказаний».
Католический храм, построенный францисканцами на месте нынешнего костела, впервые появился в Смоленске между 1735 и 1748 гг. (в честь Божьей Матери Ангельской). В ходе войны 1812 г. он был уничтожен, но губернский архитектор в 1813 г. проектирует новый храм (с таким же названием, просуществовал до 1838 г.). В 1938 г. с разрешения правительства и митрополита Павловского на добровольные пожертвования прихожан было начато строительство каменного храма Рождества Пресвятой Богородицы (на месте захоронений солдат армии Наполеона). В 1892 г. из-за увеличения прихода по заказу настоятеля Стефана Денисевича губернский архитектор Михаил Фаддеевич Мейшер составляет проект и смету на сооружение нового большого костела. В прошении о дозволении строительства Стефан Денисевич писал: «Католиков обоего пола во всем приходе числится по спискам 3015, а в самом городе Смоленске – 956, но число это в последнее время значительно увеличилось поселением литовцев и латышей, а также прибытием войск, в которых католиков находится более 1500 человек». 5 июня 1994 г. было освящено место для вновь строящегося костела. К 3 октября 1896 г. костел, рассчитанный на 6000 прихожан, был построен. В нем было пять алтарей, цветные окна, витражи которых изображали иконы Иисуса Христа, Божией Матери, святых. 13 октября 1896 г. состоялось первое богослужение; 29 июня 1898 г., в день апостолов Петра и Павла, храм был освящен епископом.
После скоропостижной смерти архитектора костела спустя год после начала постройки работы велись под контролем его сына, архитектора М.М.Мейшнера, а впоследствии, в связи с его смертью, под контролем губернского архитектора Е.Ф.Лыщинского. В начале XX в. приход насчитывал уже 9000 верующих. К храму прилегали более 8 га угодий с постройками. При церкви действовали три сиротских приюта (для юношей и девушек, с обучением ремеслам), две богадельни (мужская и женская). С 1898 г. действовало общество помощи бедным. В приютах подвизались монахини конгрегации Пречистого Сердца Пресвятой Богородицы. Спонсорами благотворительной деятельности были представители дворянской семьи Коморовских. В декабре 1917 г. был создан Римско-Католический Смоленский Деканат, включавший в себя все приходы Смоленской губернии. На пост Декана был назначен священник отец Антоний Около-Кулак. В 1918 г. из храма были изъяты все метрические книги, а летом 1921 г. – все церковные ценности. В приходских строениях разместилась мастерская для изготовления щеток и квартиры смолян. Однако в 1926 г. храм был взят под охрану губернского музея. В 1936 г. был арестован настоятель, отец И. Жолнерович. С 1937 г. «по техническим причинам» были запрещены богослужения. В 1937-38 гг. в Смоленске были расстреляны большинство деятелей приходского католического совета, 292 поляка и 40 литовцев. К концу 1939 г. католической общины уже не существовало. 14 января 1940 г. храм был закрыт Смоленским облсоветом, само здание передано архиву НКВД, который находится здесь по сей день. С 1956 г. в здании размещены материалы Архива Смоленской области. Орган был демонтирован и оставлен на улице перед храмом в 1960-е годы.
Католический приход был возрожден в ноябре 1991 г. Первым католическим священником в нем стал отец Зигмунд Ходосовский, приезжавший из Могилева. Весной 1992 г. службы стали совершаться в часовне, устроенной в кладбищенском склепе, на втором этаже которого жили монахини, а затем и настоятель прихода и монах-паулин (отец Владислав Блин, отец Станислав Ходун). Затем богослужения начали проводиться в деревянном доме службы бюро ритуальных услуг. Вскоре католическая община Смоленска получила в своё распоряжение расположенный рядом с храмом сохранившийся, как и здание богадельни (ныне жилой дом) бывший дом священника, в котором после реконструкции были оборудованы часовня и помещения для нужд прихода. 20 октября 2010 г. губернатор С.В.Антуфьев пообещал, что по завершении строительства нового здания для архива здание костела будет передано верующим и восстановлено при финансовой поддержке Польши. До последнего времени в храме все еще находилось свыше 700 тысяч дел (более половины) Смоленского архива, ценные письменные исторические свидетельства, пережившие все пожары и войны: ревизские сказки и метрики, документы XVII века, архив НКВД (По новейшим данным, 20 июня 2012 г. начался перенос архива в новое достроенное здание на улице Нахимова). На всю высоту храма установлены деревянные стойки и балки шестиярусных стеллажей с документами. На месте органных труб также расположены стеллажи. Утраченные витражи заменили листами фанеры, из-за которой первые ярусы с документацией затемнены. Разрушаются находившиеся еще десятилетие назад в удовлетворительном состоянии фрески. Вход внутрь разрешен только сотрудникам архива.
В июне 1992 г. постоянным настоятелем прихода стал священник-францисканец отец Птоломеуш (Яцек) Кучмик. В 1997 г. приходу передано здание бывшего дома священников, утвержден проект его реконструкции, за два года приходской дом отстроен, как и новая часовня для богослужений. В приходском доме, помимо жилья для священников, имеются библиотека, канцелярия, зал для занятий. 21 ноября 1999 г. Тадеуш Кондрусевич освятил часовню вместимостью около 200 верующих. В ней имеется электронный орган. С начала возрождения прихода в общине сослужат сестры-монахини конгрегации Малых Сестер Милосердия св.Луиджи Орионе: Даниэла Гаргуля и Эстера Ясинская, Ангелика Дерень, Бернардетта Щверчинская, Малгожата Стржелецкая, Адриана Новак и Долорес Кохановская. Ныне число прихожан достигает 400 человек (среди них поляки, русские, немцы, литовцы и др.).
Костел, по отзывам туристов, является изысканным и редким украшением города и нуждается в серьезной реставрации. Проводятся работы по устройству временной защитной сетки по периметру здания. 17 октября 2014 г. проведен электронный аукцион по определению подрядчика и исполнителя реставрационных работ. Отдельным объектом религиозного наследия является старое польское кладбище (отдельный католический погост) при костеле, уникальное для России. Помимо ссыльных поляков, участников восстаний, польских священников, на нем похоронено шесть генералов русской армии, видные российские чиновники, артисты римской оперы, адвокаты, врачи, жертвы событий в пореволюционной России XX в.
slovelenia
Девушка с бокалом вина и ноутбуком
Елена S.
Сегодня расскажу красивую, но грустную историю. Некоторые здания – они как люди, у них свой характер и своя судьба.
Смоленский костёл, правильное название: Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, но все смоляне его называют просто «Костел» и сразу понятно, о чем идет речь, так вот, смоленский костел стоит на вершине холма, его видно из многих точек города. Его готические шпили проглядывают сквозь пышную листву вековых деревьев, и мне с детства это казалось немного волшебным и загадочным. Еще бы, маленькая девочка, выросшая в советской серой пятиэтажке, а тут красный кирпич, шпили, огромные окна, и вообще, всяческие чудеса архитектуры, и какое-то неуловимое величие.
Костел меня привлекает до сих пор, несколько раз я специально приезжала к нему и фотографировала. Когда появилась возможность попасть внутрь, я ею воспользовалась. Костел не действующий, как попасть туда сейчас – не знаю, я же была там в те время, когда его использовали для хранения документов государственного архива. Но обо всем по порядку.
В 1892 году был составлен проект и смета на сооружение нового костёла (до этого был деревянный). Бюджет строительства формировался из пожертвований и взносов прихожан, священников и благотворителей Могилевской архиепархии (смоленский римско-католический приход заключал в себя Смоленскую губернию и часть Оршанского уезда Могилевской губернии).
Уже 29 июня 1897 года состоялось торжественное освящение нового храма во имя Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.
Вид тогда:
Вид еще совсем недавно:
Строение имеет все характерные черты готического стиля, наиболее распространенного в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе в XII-XVI веках. Этот стиль характеризуется, как «устрашающе величественный», не удивительно, что мы видим здесь стремительные стрельчатые линии фасада и окон костела, а так же острые кинжальные шпили.
Здание являлось на тот момент одним из самых грандиозных строений в городе. Внутреннее убранство костела производило на верующих огромное впечатление. Здесь было пять резных дубовых алтарей, огромные цветные витражные окна, изображавшие Иисуса Христа, Богоматерь и святых, а так же обязательный атрибут католической службы – орган.
Новый грандиозный костел, вмещавший до 6000 человек, стал центром религиозной и культурной жизни католической общины Смоленска. К нему прилегало 8 гектаров территории, на которых размещались подсобные строения и римско-католическое кладбище, где с 30-х годов XIX века похоронено 6 генералов русской армии, а так же цвет смоленской шляхты: артисты оперы, адвокаты, врачи. Подобных отдельных католических погостов во всей России существует всего два: в Санкт-Петербурге и Смоленске.
С костелом все было хорошо до 1917 года. В 1918 году из храма были изъяты метрические книги. В 1926 году здание храма было отдано под охрану губернского музея. К концу 1939 года католической общины не существовало. 14 января 1940 года решением Смоленского облсовета храм был закрыт. С 1940 года костел передан под архив НКВД, а в 1956-ом в нем разместился Государственный архив Смоленской области. В это время со шпилей храма сняли уникальные позолоченные кресты, бесследно исчезли еще остававшиеся элементы внутреннего убранства, огромный орган демонтировали и отправили в утиль. Во время Великой Отечественной войны, в 1941 году, Смоленский костёл был открыт оккупационными войсками. Несколько месяцев в нём совершались богослужения немецкими священнослужителями для солдат германских войск.
До 2012 года в здании костела размещался архив, в котором хранилось более 740 тысяч дел и уникальных документов. Для этого внутри стояли огромные шестиярусные стеллажи. Вот именно эти стеллажи, наполненные документами с хрупкими желтыми страницами, я и видела.
Зрелище жуткое и завораживающее одновременно: сквозь стеллажи с папками проглядывали древние стены, на которых можно было еще разглядеть остатки фресок. Крыша протекала, здание не отапливалось, витражи и стекла выбиты и забиты фанерой. Получался какой-то абсурд: и костел разрушался и документы в нем не хранились, а постепенно умирали. Руководители архивного дела много сделали, чтобы в 2012 году было достроено новое здание архива, и все материалы из костела были перенесены туда. Я слышала, что на все согласования, разрешения и финансирования этого строительства ушло чуть ли не 15 лет.
И что же произошло с тех пор с костелом? Ничего. Его окутали зеленой строительной сеткой… и все. Так он и стоит, постепенно разрушаясь. Старинное кладбище уже почти заросло травой и кустарником, народ там протоптал удобные дорожки, чтобы побыстрее добежать до трамвайной остановки. Наверное современные горожане даже и не подозревают мимо чего каждый день бегут на работу.
Меня такое отношение к истории и культуре просто обескураживает. И возникает такое странное чувство, когда другие творят безобразности, а стыдно почему-то тебе.
По слухам правительство Смоленской области отказалось передавать здание католической общине, объяснив это тем, что костел находится в аварийном состоянии, хотя власти Польши готовы выделить финансирование на его восстановление. Звучит, как всегда, абсурдно и бредово. Но, мне кажется, что тут причина в другом: это практически центр города, и земля, на которой стоит костел – довольно лакомый кусочек, чтобы просто так отдать его людям. Гораздо интересней построить на нем огромный торговый центр (знаете, такие уродские торговые центры, растут как грибы по всей России, сделаны из бетона и стекла, покрытого зеркальной пленкой) или «элитный» жилой комплекс для смоленской «элиты». Другой причины, кроме как корысть и жажда наживы городских правителей, у меня нет. Хотя, может еще прослеживаются политические мотивы “жадности” властей?
Как можно добровольно терять такую красоту? Почему ничего не меняется к лучшему? Говорят, смоленский народ на форумах возмущается этим городским позором, но ведь ничего не происходит. И прекрасное величественное здание, красивое, как из сказки, будто из другой жизни, пропитанное загадками, уникальное для истории города здание просто тихонечко умирает.
А на празднование 1150-летия Смоленска в 2013 году было выделено 16, 5 миллиардов рублей… 16 500 000 000 рублей. Шестнадцать миллиардов пятьсот миллионов рублей.
Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии СмоленскOh no, theres been an error
Значение храма в культуре и истории
Русская неоготика (или пседоготика) — это отдельное архитектурное явление. Оно отличается от европейского видения неоготики и готики в целом, русские архитекторы не перенимают этот стиль целиком. Например, каркасная система готики почти всегда отсутствует, но имеются отдельные элементы, такие как ломаные стрельчатые арки, или дополнительный готический декор.
С эволюцией стиля псевдоготика тоже изменяется, лишается своих характерных русских черт, оставаясь в пределе «интернациональности»: общепринятых и известных готических форм, и архитектурных решений. Во II-й половине XIX в. в стиле псевдоготики строились преимущественно католические костелы.
На территории всей России и современной Украины такие церкви являют собой памятники архитектуры, являясь яркими представителями своего архитектурного направления. Католические церкви являются и культурными памятниками, возникающими для нужд католических общин.
Конфликт с Польшей и постоянные обострения национальных вопросов оказывали давление на Католическую Церковь, и она постепенно монополизировалась и консервировалась, создавая отдельный слой общества. Регулярные конфликты и ответные меры России усугубляли эту ситуацию.
Несколько епархий было расформировано, закрыты академии, на что Папа Римский осудил подобные решения, а Русская империя разорвала дипломатические отношения. Возобновить все на прежнем уровне удалось не сразу
О важности церкви говорит и то, как много своих ресурсов отдавали люди на то, чтобы церковь существовала
Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Смоленск), строительство которого велось с 1884 до 1896 год, в настоящий момент находится в аварийном состоянии
Храм непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии (Смоленск знаменит тем, что в нем сохранились храмы домонгольского периода) служит культурным памятником для России. Здание, дошедшее из XIX в., позволяет ценить традиции, погружаться в историю, своими глазами видеть мастерство архитекторов и вложения людей, для которых это место было едва ли не важнее собственных домов.
В храме хранились различные книги, велась перепись, записывались даты венчаний и крещений. Многие люди, стремящиеся узнать историю собственного рода, обращались за подобными данными именно в церкви и восстанавливали свои семейные истории с помощью церковных записей.
Богослужения
В храме регулярно проводятся богослужения.
Мероприятие | Время проведения |
Молитва св. Розария | Ежедневно, начало в 17:30 |
Месса на русском языке | Понедельник, среда – суббота: начало в 18:00 |
В воскресенье Месса совершается в 9:00, 11:00, 18:00 | |
Месса на польском языке | Вторник: начало в 18:00 |
Еженедельные молебны по завершению Мессы | Вторник: молебен св. Антонию Падуанскому |
Четверг: молебен св. Франциску Ассискому | |
Дополнительные молебны | Май: молебен к Пресвятой Богородице Марии |
Июнь: молебен к Святейшему Сердцу Иисуса | |
Октябрь: молебен к Пресвятой Богородице Марии |
Помимо этого, приход предоставляет возможности проведения отдельных богослужений для католических паломнических групп со своим священником или же со священником из прихода. Может быть проведена частная экскурсия по территории храма и кладбища.
Город Смоленск имеет богатую историю, переживающую на своем веку множество перемен. В нем менялась власть и постоянно изменялась религия, склоняясь то к одной, то к другой христианской конфессии. В нем бушевали войны, а расположение на торговых путях регулярно приносило новые веяния.
Оформление статьи: Е.Чайкина
Действующие соборы Непорочного зачатия
Событие непорочного зачатия Спасителя Девой Марией отмечено возведением храмов по всему миру, славящихся уникальной архитектурой:
- США. Католический кафедральный собор неоромантического стиля города Мемфис был освящен в 1938 году. При нем действует школа, основан монастырь сестер милосердия.
- Россия имеет несколько церквей, посвященных Непорочному зачатию Девы Марии. Крупнейший действующий собор находится на Грузинской улице Москвы. Здесь проводятся богослужения на русском, английском и других западноевропейских языках, устраиваются органные концерты, работает библиотека.
- Австрия. Самый грандиозный готический Собор страны, посвященный празднику Непорочного зачатия Богородицы, – гордость Линца. Он поражает прекрасными витражами, красотой внутреннего оформления.
- Германия. Неоготическая церковь, находящаяся в Дюссельдорфе, уникальна служебным престолом «Сердце Христа», расположенным в алтаре.
- Мальта. Церковь построена рыцарем Рафаэлем Спинолой в 1688 году. Церковь знаменита иконой, изображающей событие непорочного зачатия.
- Индия. Город Панаджи на Гоа восхищает старейшим собором барочного стиля, основанным в 1600 году. К нему ведет двойная живописная лестница. Храм знаменит колокольней с огромным колоколом, весящим 2250 килограммов.
- Таиланд. Самая большая христианская готическая церковь начала XVIII столетия, посвященная Непорочному зачатию Богоматери, украшает город Чантабури.
Это интересно: Церковь Николая Казацкого в Путивле
История
Появление его связано с польской шляхтой. Она появилась в 1654 году после возвращения Смоленска в состав Московского княжества. Полякам и литовцам сохранили их привилегии и владения в обмен на московское подданство. На месте нынешнего храма изначально уже был один, который был разрушен во время Отечественной войны.
Затем там построили деревянный, а потом и каменный. Так как число прихожан росло, то было принято решение увеличить его площадь, и этим занялся архитектор Мейшнер, который не успел закончить дело в связи со смертью и его заменил Дубейковский. По окончанию работ его было признано самым грандиозным строением в городе.
Внутреннее наполнение вызывало у всех восторг. Там были:
- цветные витражные окна,
- 5 дубовых резных алтарей,
- орган,
- изображения Христа, Богородицы и прочих святых.
Вместительность его составляла 6000 человек, а прилегающая территория состояла из 8 гектаров земли. Так как это уникальное здание, то католики Смоленска рассчитывают на его реставрацию и возвращение для проведения служб.
История строительства
Храм возводился на Костельной улице за Молоховскими воротами в конце XIX века вследствие того, что предыдущий храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы стал тесен из-за увеличивающегося количества прихожан.
Автором проекта, выполненного в неоготическом стиле, был М.Ф. Мейшнер. После его скоропостижной смерти работы проходили под контролем его сына М.М. Мейшнера, а впоследствии, в связи со смертью и этого архитектора – под руководством нового губернского архитектора Е.Ф. Лыщинского.
29 июня 1898 года, в день апостолов Петра и Павла, состоялось освящение нового храма епископом. Новое здание храма вмещало в себя 3000 прихожан.
После октябрьской революции, в 1922 году колокола костела в Смоленске были сняты. В 1936 году был арестован настоятель – о. И. Жолнерович. Богослужения в церкви прекратились. С 1937 года богослужения были запрещены «по техническим причинам». К концу 1939 года католической общины в Смоленске практически не существовало.
14 января 1940 года решением Смоленского облсовета храм был закрыт, а здание передано архиву НКВД.
В 1950-е годы был снят и отправлен в утиль недействующий духовой орган костела.
Со второй половины XX века помещения костела использовались под фондохранилище Государственного архива Смоленской области.
В 1992 году мэром города Смоленска было подписано Постановление о передаче приходу усыпальницы-семейного склепа дворян Комаровских, расположенной на католическом кладбище. Первым постоянным настоятелем прихода стал отец Птоломеуш (Яцек Кучмик) из монашеского ордена францисканцев, продолжающий свое служение по сей день.
В 2013 году фонды Государственного архива Смоленской области были перевезены в новое здание архива, строительство которого осуществлялось в рамках подготовки к 1150-летию города Смоленска.
С 2016 года ведутся переговоры об открытии в здании костела органного концертного зала.
В настоящий момент здание храма пустует, оно обнесено заграждением и частично затянуто строительной сеткой – для предотвращения падения кирпичей на пешеходную зону.
Рядом с храмом находится бывший дом священника, в котором после реконструкции были оборудованы часовня и помещения для нужд прихода.
Описание внутреннего убранства
В смоленском костеле 5 алтарей, главный алтарь украшали окна, в которых разноцветные стекла подобраны так, что изображают иконы Иисуса Христа, Божией Матери и святых. Оконные витражи для храма были выполнены в художественной мастерской графини Марии Магдалины Лубенской в Варшаве. На двух больших витражах в алтарной части было изображение, посвященное Непорочному Зачатию Пресвятой Богородицы, и образ святого Иосифа. В верхнем круглом окне над алтарем изображен Иисус, спасающий святого Петра. Двойные окна в боковых нефах были украшены медальонами с изображениями святых – Казимира и Станислава Костки с одной стороны и святых Анны и Франциска с другой. Остальные окна выполнены из разноцветных стекол.
В 1898 году храм был расписан варшавским художником Антонием Тончинским. Роспись была скромной, с растительным орнаментом. В алтарной части роспись была выполнена самим художником – справа изображен Моисей, получающий Скрижали, слева – Иисус, вручающий ключи Петру.
Все деревянные изделия в храме (алтари и скамейки) были выполнены местным мастером Синявским, а амвон изготовлен в Смоленской мастерской Кириллова.
На башнях Смоленского храма располагалось пять колоколов, среди них – св. Николай – 640 кг, св. Петр – 320 кг, Матерь Божия Ченстоховская – 160 кг, которые были отлиты в 1914 году фирмой «Черневич» из местечка Пустельник под Варшавой.
В начале XX века приход насчитывал 9000 верующих. К храму прилегали более 8 гектаров земельных угодий с множеством строений.