История храма Косьмы и Дамиана в Москве на Маросейке: от самых первых упоминаний о Космодамианской церкви

МОСКОВСКИЙ КОСМОДАМИАНОВСКИЙ ХРАМ НА МАРОСЕЙКЕ

Московский храм Космы и Дамиана на Маросейке

Московский храм во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских на Маросейке, на Покровке (Московская епархия)

  • Престол: Спасителя, Исцелителя расслабленного (главный), свв. Космы и Дамиана Асийских (северный), свт. Николая Чудотворца (южный)
  • Адрес: Россия, 101000, Москва, ул. Маросейка, дом 14/2, строение 3 (м. Китай-город)
  • Официальный сайт: http://www.hram-kosmadamian.ru
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Первая церковь стояла здесь давно – известно, что горела она еще в пожаре 1547 года, ее построили заново, но в 1629 году сгорело и второе здание. Церковь отстроили заново, и на этот раз в камне.

    Об этом храме упоминается в книге Патриаршего Казенного Приказа за 1625 год и в «Книге царского жалованья московским церквам». Церковь была каменная, одноэтажная и двухпрестольная: с главным престолом во имя святителя Николая и придельным во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана. Поэтому она нередко называлась в старинных документах церковью св. Николая, хотя наименование по Космодамианскому приделу удерживалось тоже.

    Первоначально храм не имела ни паперти, ни колокольни, они были пристроены только в 1651 году. В конце XVII столетия попечением княжны Евдокией Андреевной Куракиной над одноэтажной постройкой вырос второй верхний ярус, и здесь устроена была новая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Так у старого Космодамианского храма появилось и третье название – Казанский. Сначала церковь была только ружной (состоящей на содержании) княгини Куракиной, и особые от Космодамианского причта священник и псаломщик содержались на средства княжны. Но в 1771-1772 гг. храм поступил в заведование Космодамианского причта и соединился с приходским.

    В конце XVIII века Космодамианская церковь пришла в полную ветхость. Прихожане пришли к мысли не о ремонте, но о сооружении новой церкви, и притом с некоторым изменением в устройстве. В июле 1790 года они обратились к Московскому митрополиту Платону (Левшину) с ходатайством ветхий храм сломать и вместо него соорудить новый во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, с двумя приделами: во имя свт. Николая и свв. бессребреников Космы и Дамиана. Таким образом, главный престол во имя свт. Николая, бывший в старой церкви, перенесен в новую, в южный придел; верхний ярус с престолом во имя Казанской иконы Божией Матери уничтожен, а главный престол посвящен Спасителю, Исцелителю расслабленного.

    Наименование нового храма по приделу Космодамианским по-прежнему удержалось, хотя по главному престолу он иногда и назывался Спасским. На построение храма почти все прихожане сделали более или менее значительные пожертвования.

    Космодамианская церковь на Маросейке, 1881 год. Фото из альбома Н. А. Найденова

    В декабре 1793 года новый Космодамианский храм был окончен постройкой вчерне, а совсем благоукрашен был только южный придел во имя свт. Николая, который и освящен был 18 декабря того же 1793 года. С того времени начато было и богослужение в новой церкви. 21 октября 1795 года был освящен северный придел во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана, а 4 октября 1803 года – освящен главный престол – во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного.

    В проекте известного русского архитектора Матвея Казакова замечательно искусно сочетаются отдельные части и линии. Оригинально устройство приделов храма: северного Космодамианского и южного Никольского. Приделы эти помещаются в пространстве, имеющем строго выдержанную форму круга. Вид круга имеют также церковь и отчасти алтарь ее.

    В нашествие на Москву неприятелей в 1812 году Космодамианская церковь подверглась общей с прочими церквями участи, лишившись значительной части своего имущества и украшений.

    До 1857 года храм был разделен на 2 половины: зимнюю и летнюю. «Холодный» храм во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного запирался на зимнее время, «теплый» же состоял лишь из трапезной и двух приделов и не отличался вместительностью. Зимой здесь было особенно тесно, и в 1857 году в подвале под церковью устроили духовую печь. Так холодная церковь стала теплой. С того времени почти 40 лет крупных капитальных работ в Космодамианской церкви не производилось.

    В 1893 году храм был обновлен внутри и снаружи.

    В начале 1930-х годов приход разогнали, иконы и украшения храма конфисковали, и они пропали бесследно. Уже было подписано постановление о взрыве храма, но этого не случилось. Впоследствии здание использовалось как производственный склад, мотоциклетный клуб, архив, художественные классы.

    В 1960-е годы были снесены три церковных дома, а на их месте выстроено огромное административное здание, которому храм передали под архив. В те же годы была произведена частичная реставрация церкви – после наружного ремонта восстановлено внешнее убранство храма, водружены золоченые кресты. Однако интерьер был изуродован этажным перекрытием и множеством перегородок. Из-за многочисленных перепланировок пол дал сильный уклон.

    22 июня 1993 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче здания Космодамианского храма Русской Православной Церкви. Начались ремонтные работы, были возобновлены молебные пения Спасителю и святым Косме и Дамиану. 14 ноября 1993 года, в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, в правом приделе состоялась первая Литургия. Некоторое время спустя богослужение было восстановлено и в центральном алтаре.

    Храм святых Бессребреников Космы и Дамиана в Москве

    Церковь на Маросейке находится между современной высоткой со стеклянным фасадом с одной стороны и оживленной магистралью с другой. Кажется, будто ее случайно «поставили» в центре шумного и пыльного мегаполиса. Хотя это Москва выросла вокруг нее за четыре столетия.

    История обители

    Современное здание Космодамиановской церкви в Москве — уже не первое на этом месте. Сначала здесь стояла деревянная церковь, которая горела дважды: в 1547 и 1629 годах. После второго пожара храм строили уже из камня.

    Главный престол каменной церкви был посвящен святителю Николаю Чудотворцу, поэтому называли ее часто Николаевской. Святым Бессребреникам Косме и Дамиану был посвящен придел. Со временем пристроена была паперть, возведена колокольня, а затем и второй этаж. Там устроили еще одну церковь и посвятили ее Казанской иконе Божией Матери.

    Другие храмы в честь Космы и Дамиана:

    К концу XVIII века здание почти полностью обветшало, и прихожане решили возвести новый. В июле 1790 года началось строительство на этом месте храма, в котором:

    • главный придел в честь исцеления Спасителем расслабленного;
    • южный придел освящен во имя свт. Николая Чудотворца;
    • северный придел — святых Бессребреников Космы и Дамиана.

    Космодамиановский придел оставался единственным неизменным, поэтому и название церкви в народе прижилось такое.

    До середины XIX века храм состоял из двух частей. На зиму закрывали неотапливаемый главный придел. В теплой части, которая включала только приделы и трапезную, места было мало. Благодаря устройству в подвале печи, все пространство стало использоваться в зимнее время.

    В 1930-е годы храм оказался под угрозой уничтожения: постановление о взрывных работах было подписано, но не исполнено. В церковных помещениях в советское время располагались склад, архив, классы рисования.

    Передача здания архиву совпала по времени с уничтожением трех построек на его территории и частичной реставрацией внешнего убранства. Даже кресты были вновь установлены. Внутри возникла вереница перекрытий. Все это произошло в 1960 годы.

    Русская православная церковь вернула храм Космы и Дамиана на Маросейке в 1993 году. Первую Литургию после реставрации отслужили в престольный праздник Космы и Дамиана 14 ноября того же года.

    Храм сегодня

    Сегодня богослужения в церкви Косьмы и Дамиана на Маросейке проводятся регулярно:

    • в воскресные дни Литургия начинается с 9:00, а с 8:00 служат молебен избранным святым;
    • в среду с 8:00 можно посетить утреню, затем — часы и Литургию, в 17:00 — вечерня с водосвятным молебном и акафистом святым Косме и Дамиану;
    • в четверг утренние службы начинаются так же, как и в среду, а вечером с 18:00 на водосвятном молебне читают акафист мученику Вонифатию
    • по пятницам Литургии нет, но с 17:30 проходит водосвятный молебен свт. Иоанну Златоусту, читают акафист иконе Божией Матери «Знамение»;
    • в субботу утром с 8:00 утреня, затем — часы, Литургия и панихида; в 17:00 начинается всенощное бдение.

    В дни православных праздников вне зависимости от дня недели Литургия начинается с 9:00, а в 17:00 накануне служат всенощную.

    На заметку! Исповедаться в Космодамианской церкви можно утром в любой день, когда служат Литургию.

    С момента восстановления церковной жизни в храме святых Бессребреников Космы и Дамиана в Москве ее бессменным настоятелем остается протоиерей Федор Бородин.

    Приходская жизнь

    Жизнь общины строится вокруг нескольких направлений служения. Здесь работают:

    • историко-культурный просветительский центр, который проводит кинолектории, открытые встречи и лекции, музыкальные вечера;
    • катехизаторские группы «Открытие веры» для тех, кто готовится креститься сам или стать крестным родителем;
    • Евангельские чтения;
    • социальная служба;
    • воскресная школа.

    Самым младшим воспитанникам воскресной школы при церкви Космы и Дамиана около полутора лет. Они занимаются лепкой, рисованием, водят хороводы и играют. Для самых маленьких воскресная служба состоит в общей молитве. Старшие воспитанники с наступлением лета не отходят от церковной жизни, а отправляются с приходом в поход на байдарках.

    Святыни

    В храме Космы и Дамиана в Москве можно поклониться:

    • иконе Спасителя, исцелившего расслабленного;
    • мощам и иконе святых Бессребреников Космы и Дамиана;
    • мощам святого мч. Вонифатия;
    • мощам свт. Луки Крымского (Войно-Ясенецкого).

    Престольные праздники

    Церковь Косьмы и Дамиана в Москве трехпрестольная, поэтому и праздников у храма немало.

    • Главное храмовое празднование совершается в Неделю о расслабленном в память об исцелении Спасителем расслабленного у Овчей купели.

    Неделя о расслабленном ежегодно отмечается в разные дни, но всего в четвертое воскресенье после Пасхи. В 2018 году этот день выпал на 29 апреля, Пасху православные отпраздновали 8 апреля.

    • 14 ноября празднуется память святых Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Ассийских.
    • Несколько раз в году Церковь вспоминает святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца.

    Важно! Самым известным днем памяти святого Николая является 19 декабря, день успения. Кроме того, принято чтить день перенесения его мощей в Бари 22 мая и рождество 11 августа.

    Как добраться

    Храм Космы и Дамиана находится на пересечении улицы Маросейка и Старосадского переулка по адресу ул. Маросейка, 14/2, стр.3.

    История храма

    Храм святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке

    Существующий ныне на Маросейке Космодамианский храм построен в 1793 году, но на этом же месте церковь была и ранее, так что следует различать собственно две церкви: старую и настоящую.

    Когда именно и кем была построена старая церковь – точных сведений не имеется. Достоверно известно, что она существовала еще в начале 17-го века. Так, об этом храме упоминается в книге Патриаршего Казенного Приказа за 1625 год и в «Книге царского жалованья московским церквам». Из тех же свидетельств можно видеть, что старая церковь была каменная, одноэтажная и двухпрестольная: с главным престолом во имя святителя Николая и придельным во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана. Поэтому она нередко называлась в старинных документах церковью св. Николая, хотя наименование по Космодамианскому приделу удерживалось тоже.

    Вначале старая церковь Космы и Дамиана не имела ни паперти, ни колокольни, они были пристроены только в 1651 году. В конце 17-го столетия попечением княжны Евдокией Андреевной Куракиной над одноэтажной постройкой вырос второй верхний ярус, и здесь устроена была новая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Так у старого Космодамианского храма появилось и третье название – Казанский. Сначала церковь была только ружной (состоящей на содержании) княгини Куракиной, и особые от Космодамианского причта священник и псаломщик содержались на средства княжны. Но в 1771 – 1772 гг. храм поступил в заведование Космодамианского причта и соединился с приходским.

    В это же время, т. е. в конце 18 века, Космодамианская церковь пришла в полную ветхость. Это был тяжелый, критический период. Но Всеблагой Отец Небесный не оставил ее Своею милостью, возбудив к усердию сердца добрых людей. Ревнуя о славе Божией, прихожане пришли к мысли не о ремонте, но о сооружении новой церкви, и притом с некоторым изменением в устройстве. В июле 1790 года они вошли к Митрополиту Московскому Платону с ходатайством ветхий храм сломать и вместо него соорудить новый во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, с двумя приделами: во имя свт. Николая и свв. бессребреников Космы и Дамиана. Таким образом, главный престол во имя свт. Николая, бывший в старой церкви, перенесен в новую, в южный придел; верхний ярус с престолом во имя Казанской иконы Божией Матери уничтожен, а главный престол посвящен Спасителю, Исцелителю расслабленного.

    Замечательно, что наименование нового храма по приделу Космодамианским по-прежнему удержалось, хотя по главному престолу он иногда и назывался Спасским. Это и есть тот самый храм, который существует ныне. На предмет построения этого храма почти все прихожане сделали более или менее значительные пожертвования, но во главе жертвователей и душой святого дела был подполковник Михаил Родионович Хлебников: на его имя была выдана и храмозданная грамота в январе 1791 года.

    В декабре 1793 года новый Космодамианский храм был окончен постройкой вчерне, а совсем благоукрашен был только южный придел во имя свт. Николая, который и освящен был 18 декабря того же 1793 года. С того времени начато было и богослужение в новой церкви. Через 2 года, а именно, 21 октября 1795 года, освящен был северный придел во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана, а главный – во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, представлявший единственный в Москве храм с таким наименованием, – освящен был 4 октября 1803 года. Можно видеть, что новый Космодамианский храм строился в течение 12 лет.

    В проекте известного русского архитектора Матвея Казакова замечательно искусно сочетаются отдельные части и линии. Оригинально устройство приделов храма: северного Космодамианского и южного Никольского. Приделы эти помещаются в пространстве, имеющем строго выдержанную форму круга. Вид круга имеют также настоящая церковь и отчасти алтарь ее.

    В нашествие на Москву неприятелей в 1812 году Космодамианская церковь подверглась общей с прочими церквями участи, лишившись значительной части своего имущества и украшений, и нескоро оправилась от постигшего ее разорения.

    До 1857 года храм был разделен на 2 половины: зимнюю и летнюю. «Холодный» храм во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного запирался на зимнее время, «теплый» же состоял лишь из трапезной и двух приделов и не отличался вместительностью. Зимой здесь было особенно тесно, и в 1857 году в подвале под церковью устроили духовую печь. Так холодная церковь стала теплой. С того времени почти 40 лет крупных капитальных работ в Космодамианской церкви не производилось. А в 1893 году храм был обновлен внутри и снаружи. Это великолепное обновление Космодамианского храма стало тем более приятно, что совпало со столетним юбилеем со времени построения и освящения Никольского придела, которое было отпраздновано с великой торжественностью 18 декабря 1893 года с совершением крестного хода вокруг церкви при громадном стечении богомольцев.

    В летописи Космодамианской церкви записано несколько случаев благодатных исцелений, полученных больными от храмовой иконы Спасителя, Исцелителя расслабленного. Эта икона является особо чтимой святыней уже с самого построения и освящения этого храма, привлекая к себе благочестивых поклонников из разных мест столицы. Особенно это бывает заметно в храмовый, единственный во всей Москве праздник, совершаемый в третье воскресенье по Пасхе.

    С давнего времени установлено совершать пред этой святой иконой молебствие каждую субботу, по окончании всенощного бдения; причем, на этом молебствии полагается особый тропарь, особый прокимен, особое Евангелие и особая в высшей степени умилительная молитва.

    Священник Николай Романский (Москва, 1895 г.)

    В начале тридцатых годов храм разделил судьбу многих русских святынь: приход разогнали, иконы и украшения храма конфисковали, и они пропали бесследно. Уже было подписано постановление о взрыве храма, но Господь не допустил этого. Впоследствии здание использовалось как производственный склад, мотоциклетный клуб, архив, художественные классы.

    В 60-е годы были снесены три церковных дома, а на их месте выстроено огромное административное здание, которому храм передали под архив. В те же годы была произведена частичная реставрация церкви – после наружного ремонта восстановлено внешнее убранство храма, водружены золоченые кресты. Однако интерьер был изуродован этажным перекрытием и множеством перегородок. Из-за многочисленных перепланировок пол дал сильный уклон.

    22 июня 1993 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче здания Космодамианского храма Русской Православной Церкви. Начались ремонтные работы, были возобновлены молебные пения Спасителю и святым Косме и Дамиану. 14 ноября 1993 года, в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, в правом приделе состоялась первая Литургия. Некоторое время спустя богослужение было восстановлено и в центральном алтаре.

    Храм Косьмы и Дамиана на Маросейке. История, расписание богослужений, адрес, как добраться

    В Российской столице, на Маросейке привлекает внимание прохожих чудотворный храм Космодамианский, названный во имя святых Космы и Дамиана, история которого уводит нас к средневековой старине.

    Происхождение названия и его значение

    Чудотворцы бессребреники, римские мученики, братья Косма и Дамиан, слыли родом из Ассии, жившие предположительно около IV века. С детства они воспитывались в праведности.

    Позже обучились врачебному ремеслу и прославились, как хорошие врачи. Получив дар от Бога исцелять болезни, братья помогали каждому, обратившемуся к ним, не беря за работу никакой платы, помогая во славу Божию и людям, и животным.

    Даже после своей смерти святые прославились многими чудесными исцелениями прихожан. Широко почитали святых братьев и на Руси, как покровителей и хранителей семейной жизни, истинной святости. В честь их было построено довольно много храмов.

    Храм Космы и Дамиана на Маросейке — один из таких. На протяжении трех тяжелых для церкви веков, из маленького прихода вырос красивейший храм, сохранивший свои святыни и традиции.

    История создания храма

    С XVII века отсчитывается историческое начало храма. Участок, занимаемый одноэтажной церковью, принадлежал Московской епархии. Церковь состояла их 2-x престолов, в одном из которых собирались прихожане на сотворение молебен во имя братьев, святых Дамиана и Космы, Ассийских бессребреников.

    В дальнейшем времени не раз проходило разрушение и возрождение постройки. Были разные названия одной и той же церкви, но придел братьев Дамиана и Космы навсегда оставался неизменным.

    Так к концу XVII столетия, благодаря личным средствам горожанки княжны Е.А. Куракиной, на одноэтажной церкви водрузили верхний ярус, украшенный иконой Матери Божьей Казанской. Таким образом, у храма зародилось новое название — Казанский. Содержание церкви целиком легли на плечи княгини, вместе с жалованием его служителям.

    В период 70-х годов XVIII века состоялась передача храма во владения Космодамианского притча. Сильно обветшавшую церковь объединили в одну. По просьбе прихожан, под руководством жившего напротив подполковника Хлебникова М.Р., подали петицию митрополиту Платону для застройки нового храма, как взамен прежней, разрушающейся церкви. Предъявление было одобрено.

    Началось поднятие нового здания храма во имя Спасителя и Исцелившего расслабленного, используя пожертвования, собранные прихожанами и личные средства подполковника. За активное содействие в строительстве, Хлебников получил Храмозащитную грамоту.

    Иконостас Храма Косьмы и Дамиана. Фото начала 20 века

    Интересно то, что название выстроенного храма осталось Космодамианский, хотя по главному престолу иногда его называли и Спасским. Храм Космы и Дамиана на Мароссейке был построен в основном на пожертвования прихожан, во главе которых стоял Хлебников М.Р. Строительство длилось 12 лет.

    Интересные факты и легенды

    1. Во времена нашествия Наполеона на Москву 1812 года, Космодамианская церковь, вместе с другими соборами, была подвергнута общей участи, разграблена и лишена большой части своих ценностей. Долгое время духовенству церкви пришлось оправляться от постигшей беды.
    2. Многие другие храмы Москвы безвозвратно не смогли оправиться от разорения, некоторые были разобраны, некоторые присоединились к другим храмам. Аналогичным образом, церковь Апостола Петра и его честных вериг, находившийся рядом в Петроверигском переулке приписали к Космодамианской церкви. Вначале Космодамианский храм подразделялся на зимнюю часть и летнюю. В честь Спасителя — «Зимний» храм запирался зимой, так как не имел отопления. «Летний», состоящий из 2-х приделов и квадратной трапезной, был не слишком вместительным. В связи с этим впоследствии, в подвале церкви, была сооружена духовая печь. С тех времен в зимней части храма молебны проводились круглогодично. Впоследствии, на протяжение долгих 40 лет, ни какие ремонтные работы по восстановлению церкви не производились. Только к 1893 году, обновили внутреннюю обстановку храма, привели в порядок фасад здания. В обновленном храме 18 декабря осуществилось торжественное богослужение, провели обряд крестного хода, приуроченное к столетию освящения придела Николая Чудотворца, при огромном стечении народа. 30 домов к концу IXX века насчитывал приход Космодамианского храма. Среди его прихожан было много достойных имен.
    3. Долгое время, старостой Космодамианской церкви был Боткин П.П.
    4. Профессор академии медицины — его сын, выдающийся врач и общественный деятель Боткин С.П.Его внук, личный врач семьи Николая Второго — Боткин Е. С., который был расстрелян вместе с семьей царя. Прихожанином храма так же был русский, великий поэт Ф. И. Тютчев. Бывая в Москве, часто посещал Космодамианскую церковь Достоевский Ф. М.
    5. В тяжелейшие 30 годы, становления советской власти, храмКосмы и Дамиана на Маросейке, как и множество других храмов, подвергся гонениям. Приход разогнало новое правительство, конфискованные храмовые ценности были бесследно утеряны. По вынесенному постановлению начальства, церковь предполагалось взорвать, но Господом Богом решено было иначе, не попустил Господь святотатства. Впоследствии, храмовые помещения, были использованы под склады для производства, архивы, мастерские и художественные, клуб мототуристов.

    Современный статус храма Дамиана и Космы

    Во времена 60 годов, снесли постройки, принадлежащие церкви, находящиеся в окружении, на этом участке возвели высотное здание городской администрации. Ей и отдали в пользование под архив помещение храма. В данный период частично отреставрировали храм, произведен внешний ремонт, установлены позолоченные кресты.

    Храм Космы и Диамана на Маросейке в 90 годы, самом их начале, временно отписали Академии живописи, для размещения в здании библиотеки, но уже через год, по вышедшему приказу правительства Москвы, в 1993 году 22 июня, строения Космодамианского православного храма, наконец-то были переданы во владения РПЦ.

    В настоящее время при храме существует воскресная школа, насчитывающая несколько групп:

    • самые маленькие дети, начиная полутора лет и до 4-x, занимаются рисованием, лепкой, но самое главное то, что они уже получают первые представления о духовной жизни, и обучаются общей молитве;
    • дети постарше, до 7лет, занимаются в следующей группе. Дети рисуют, поют, мастерят;
    • школьники уже начинают изучать Закон Божий, знакомятся с историей церкви;
    • старшие группы изучают историю христианской культуры;
    • в храме находится, одна из самых больших в столице, книжная лавка. Космодамианский храм активно занимается издательством книг;

    Летом работает приходский лагерь, где отдыхают и родители, и дети. В зависимости от возраста и интересов изучают православную культуру. Воскресная школа занимает большую часть приходского существования прихожан. Деятельность прихода охватывает разные слои его паствы. Сестры православия готовят еду в дома ребенка, городские лечебницы, пансионаты.

    Архитектура храма православия Космы и Дамиана

    Храм Космы и Дамиана на Мароссейке строил известнейший архитектор страны Казаков Михаил. Его проект превосходно соединил между собою отдельные части построек и линии московского классицизма.

    Оригинально обустроены приделы, один из которых южный — Никольский, северный — Космодамианский. Части строения заключены в пространстве, которое имеет строгую круглую форму. Сама церковь, аналогично, имеет ту же форму, и частично круглый алтарь.

    Основа композиции здания заключена в 4 цилиндрических объема (сама церковь, апсид и оба придела) равные между собой по высоте, образуют стройный ансамбль строения, выполненного в едином стиле.

    Сдержанность и лаконичность оформления постройки создают архитектурный стиль зрелого классицизма. Фасад здания имеет спокойную, строгую отделку без росписей стен и узорной лепнины.

    С западной стороны, к зданию примыкают трапезная в кубической форме и колокольня, расположившиеся вдоль продольной оси общего строения. Объем придела, выступающий к улице, по бокам окружен двухколонными портиками.

    Совершенно непросто было объединить между собой группы цилиндрических объемов, но мастерством зодчих этот вопрос был решен. Главное в идее, это подчеркнутость обнаженности основных масс постройки, выражена в наибольшей степени лаконично. Скромная декорация фасадов придает небольшому строению значительный масштаб.

    Внутреннее убранство и Святыни храма

    За период существования храма, внутреннее убранство не раз теряло свои ценности, и столько же раз возрождалось. К началу становления советской власти полностью утратило свои святыни.

    Но, с 1993 года, со времени восстановления богослужений, внутренний интерьер постепенно реставрировался, реконструировались детали утраченного убранства, возродили святыни, центральный иконостас, общий интерьер приделов.

    Главный алтарь храма на Маросейке, расположенный в центральном здании, посвящен чуду исцеления Христом расслабленного, когда через 38 лет парализованный больной был поставлен богом на ноги. В центре алтаря находится икона, изображающая момент исцеления.

    Молитва перед иконой прощает прихожанину грехи его, помогает возвратить здоровье, открывая истинную веру божию. Очищает душу от лукавства и неверия. Алтарь, как и остальные приделы церкви, оформлены в строгом, сдержанном стиле, украшен деревянными фресками.

    Рядом располагается икона мученика Ванифатия с частицами его мощей, где совершается молебен по исцелению больных от зависимого недуга. Молитвой у иконы, и почитанием святых мощей, прихожане замаливают грехи свои. Истинно верующие в исцеление души, болящие получают исцеление и благодатное воздействие добродетели.

    Интерьер правого придела посвящен иконе XVI века святителя Чудотворца Николая.

    Молитвой святого Николая, прихожане просят его о помощи в любой ситуации, в надежде, что будут услышаны и обретут спокойствие.

    В левой пристройке церкви проводится молебен ликам святых чудотворцев Косме и Дамиану.

    Многие прихожане получили благодать и исцеление, почитая и молясь перед святыми иконами, прикладываясь к частичкам из мощей.

    Сегодня внутренние помещения впечатляют своей красочностью и обилием святых икон: архангела Михаила, мученика Вонифатия, почитаемая икона всех святых в земле Российской Просиявших.

    Строгие арочные проемы отделяют центральную, арочную часть от боковых приделов. В церкви всегда стоит умиротворяющее спокойствие. Из окон на иконы проливается приятный свет, освещая святыни, увешанные по стенам, благодатью Божьей, миром и спокойствием. Настоятель церкви — протоиерей Бородин Феодор. Служащие храма: протоиерей — Буерин Валерий и иерей — Чураков Сергей.

    Расписание богослужений

    Службы в храме проводятся ежедневно, несмотря на праздничные и выходные дни, храм открыт с восьми часов утра.

    Каждый день по утрам9 — 00читаются молитвы по часам, произносится Литургия, проводится таинство исповеди.
    По вечерамс 17 – 00исполняется водосвятный молебен о больных по требе.
    Накануне святых праздников

    совершаются молитвы, всенощное бдение.
    В четвертую Пасхальную неделюначинается Храмовый день о расслабленном.
    14 ноября –19 декабряпразднуются престольный праздник –

    день святого Николая,

    св. Космы и Дамиана.

    Фактический адрес, как добраться до храма

    Адрес: улица Маросейка, здание № 14/2, строение 3, Москва, индекс 101000.

    Телефон службы: 8 (495)-734-76-02.

    В пересечении улицы Маросейки со Старосадским переулком размещается храм Космы и Дамиана. Добираться пешком от станции метро «Китай-Город», с выходом на Маросейку, идти по правой стороне улицы в течение пяти минут. Либо минут десять пешком от метро «Лубянка», с выходом на Лубянский проезд до перекрестка с улицей Маросейка, и по Маросейке, до перекрестка со Старосадским переулком.

    Сегодня многие жители столицы считаются прихожанами православного храма на Маросейке, святых братьев чудотворцев Космы и Дамиана. Здесь, в молитве к святым ликам, они получают исцеление души, отпущение грехов, ответы выхода из трудных жизненных ситуаций, умиротворение и спокойствие духа.

    Оформление статьи: Мила Фридан

    Видео о храме Косьмы и Дамиана на Маросейке

    Юбилей храма Косьмы и Дамиана:

    Храм Космы и Дамиана в Космодемьянском

    Храм Космы и Дамиана в Космодемьянском. Источник: dedgadjet.narod.ru.

    Храм Космы и Дамиана в Космодемьянском имеет за плечами непростую историю. Первое упоминание о нём датировано XVI ст., когда село принадлежало Борису Фёдоровичу Годунову. Деревянной церкви не удалось пережить смутное время.

    Новый храм строили уже в 60-70-х гг. XVII ст., когда село перешло в руки Дементия Башмакова. Тот в свою очередь спустя несколько лет продал его В. Н. Зотову, сыну небезызвестного исторического деятеля Никиты Зотова.

    Новый владелец в 1726 г. заложил здесь великолепный каменный храм, который освящён был 4-мя годами позже, уже после его смерти. К сожалению, в 1811-м ввиду крайнего обветшания Космодемьянский приход ликвидировали, а саму церковь приписали к храму Знамения в Аксиньине.

    А в 1812 г. село разорили французы. Службы в церкви прекратились, пока Космодемьянское не купил военный деятель Д. П. Горихвостов. В 1819 г. он просит у епископа Дмитровского Лаврентия благословения на перестройку и реставрацию храма. И летом начались строительные работы.

    Вместо восьмерика соорудили приземистый ярус, состоящий из 4-х фронтов и широкого круглого свода, на котором красовалась маленькая главка на световом барабане. Сам барабан декорирован колончатым поясом с ионическими капителями. Нижний ярус сохранился прежним, с одной апсидой. С западной стороны к храму пристроили стройную изящную двухъярусную колокольню с большими арками и тонким шпилем на куполе.

    Церковь бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском. Источник: hramy.ru

    Горихвостов также заказал 7 колоколов, в частности 64-пудовый (около 1024 кг). А позже, к коронации Николая ІІ в 1897 г. были отлиты сторожевой (около 280 кг) и большой (почти 2 тонны) колокола. Средства на них выделили московские купцы, братья Гусевы.

    В числе благотворителей храма Космы и Дамиана в Космодемьянском значилась и семья статского советника А. Д. Еналеева, владевшая летней дачей в селе. Елена Павловна, овдовев, в память о муже пожелала построить новый придел в честь благоверного князя Александра невского, под которым располагался бы фамильный склеп. С разрешения Императорского Археологического общества, одобрившего проект архитектора А. А. Никифорова, работы были выполнены.

    Последние владельцы Космодемьянского, московские купцы Патрикеевы, в 1907 г. построили недалеко от храма фешенебельный особняк в стиле модерн, проект которого разработал именитый архитектор Ф. О. Шехтель. Вся соль была в том, что Патрикеевы планировали открыть там ресторан, чему противились церковные власти. К сожалению, найти достоверные сведения на этот счёт не удалось. То ли ресторан открыли на некоторое время, то ли вовсе не намеревались открывать – не понятно.

    В 1914 г. в здании размещался военный госпиталь, в советское время здесь находился санаторий «Химки» для партийной номенклатуры. Это здание Булгаков использовал в качестве прототипа психиатрической больницы профессора Стравинского в известном романе «Мастер и Маргарита».

    Храм Космы и Дамиана в Космодемьянском. Источник: kosmaidamian.ru

    Хотя до 1940 г. церковь Космы и Дамиана не закрывалась, назвать её жизнь спокойной нельзя. Храм держался стараниями прихожан. Настоятель Сергий Владыченский был арестован (в 1931 г.) и скончался в ссылке.

    В сентябре 1940 г. храм всё же закрыли. Его нещадно обезглавили, надстроили второй этаж, в склепе устроили котельную, а колокольню разобрали до нижнего яруса. До 1990-х годов там располагалась типография. Потом храм Космы и Дамиана передали церкви. И в 1994 г. была отслужена первая литургия.

    Ныне храм Космы и Дамиана в Космодемьянском полностью отреставрирован: стены расписаны, изготовлены новые иконостасы, западный придел расширен, колокольня отстроена. И по окрестностям вновь разносится мелодичный звон.

    Церковь Бессребреников Космы и Дамиана Ассийских на Маросейке

    Церковь Бессребреников Космы и Дамиана Ассийских на Маросейке

    У этого храма есть одна удивительная особенность. Несмотря на относительно небольшой размер, церковь бессребреников Космы и Дамиана Ассийских на Маросейке является выразительной доминантой района. И это несмотря на то, что сегодня храм, кажется, вплотную окружённым высотными зданиями.

    Самый известный в Москве храм во имя свв. Космы и Дамиана в народе всегда назывался Космодамиановским, или в просторечье Космодемьянским.

    Первая Космодамиановская церковь в районе нынешней Маросейки появилась в столице в начале XVI века. Маросейка обязана своим названием Малороссийскому подворью – своего рода посольству Украины в Москве. В то время Украину называли Малороссией, и подворье носило соответствующее имя – Малороссийское. Правильно улицу следовало бы назвать Малороссийской. Но москвичи выговаривать такое заковыристое слово, конечно, не хотели. Улица стала Маросейкой. В XV–XVI столетиях на месте современной Маросейки находились царские сады. В то время, когда возводили первую церковь, улица была продолжением древней Ильинки, идущей от Кремля.

    Церковь Бессребреников Космы и Дамиана Ассийских на Маросейке

    Популярность на Руси святых бессребреников Космы и Дамиана, конечно, в первую очередь связана с обращением к ним как к целителям, а также в связи с их бескорыстием. Добродетели редкой, но ценимой в народе весьма высоко.

    Первая церковь погибла в 1547 году, во время так называемых больших московских пожаров. В тот год венчания Ивана IV Васильевича Грозного на царство столица горела трижды. Тогда молодому царю с трудом удалось успокоить москвичей, которые подняли бунт, посчитав, что пожары дело рук поджигателей. «Вниде страх в душу мою и трепет в кости мои и смирился дух мой», – вспоминал позже царь.

    Заново построенная церковь простояла до времени первого Романова – царя Михаила Фёдоровича. В 1625 году, во время очередного московского пожара, она сгорела. Новая церковь была каменная, одноэтажная. У неё было два престола: один – во имя святителя Николая и второй – во имя бессребреников Космы и Дамиана. Поэтому она нередко называлась в старинных документах церковью Св. Николая, хотя оставалось и наименование Космодамиановская.

    В 1651 году к храму были пристроены паперть и колокольни. В конце XVII столетия на средства княжны Евдокии Андреевны Куракиной над одноэтажной постройкой вырос второй верхний ярус, и там устроена была новая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Так у старого Космодамианского храма появилось и третье название – Казанский.

    К концу XVIII века Космодамиановская церковь пришла в полную ветхость.

    В 1790 году прихожане обратились к митрополиту Московскому Платону с ходатайством разрешить сломать ветхий храм и вместо него соорудить новый. Митрополит согласился.

    Основные средства на возведение новой церкви выделил подполковник Михаил Родионович Хлебников. Семейство Хлебниковых владело роскошным ярко-голубым дворцом с лепниной прямо напротив церкви. Их дворец построил мастер русского классицизма Василий Иванович Баженов. Сейчас в бывшем доме Хлебниковых располагается посольство Белоруссии.

    Судя по всему, храм был выстроен заказчиками по обету или в благодарность за исцеление кого-либо из членов этого семейства, или в просьбе о помощи в болезни. Врачебная тема с сюжетом исцеления – главная в храме на Маросейке.

    Архитектором нового храма стал Матвей Фёдорович Казаков. Работы начались в 1891 году. В проекте Матвей Казаков искусно сочетал отдельные части и целое, линии и плоскости. Оригинально решено устройство приделов храма: северного Космодамианского и южного Никольского. Приделы эти помещаются в пространстве, имеющем строго выдержанную форму круга. Ротонда была излюбленной темой замечательного русского зодчего. Форму классической купольной ротонды Казаков придал и храму бессребреников Космы и Дамиана Ассийских.

    В 1793 году строительство нового Космодамиановского храма было окончено вчерне. 18 декабря 1793 года освящён был южный придел во имя святителя Николая. С того времени в новой церкви начались богослужения.

    Через два года, в октябре 1795 года, освящён был северный придел во имя бессребреников Космы и Дамиана.

    А главный престол, столь редкий для московских храмов, в честь Христа Спасителя, исцелившего расслабленного, был освящён лишь в октябре 1803 года. Икона Спасителя, исцелившего расслабленного, является особо чтимой святыней. Со времени построения и освящения этого храма, она привлекает к себе многочисленных паломников. Это особенно заметно в храмовый, единственный во всей Москве праздник.

    По главному приделу в честь Христа Спасителя, исцелившего расслабленного, храм порой стали именовать Спасским. Но всё же название придела в честь бессребреников Космы и Дамиана, то есть Космодамиановский, по-прежнему доминировало в названии церкви.

    В 1812 году Космодамиановская церковь не избежала участи, общей с прочими церквями. Храм лишился значительной части своего имущества и украшений и нескоро оправился от постигшего его разорения.

    Храм был разделён на две половины: зимнюю и летнюю. «Холодный» храм во имя Спасителя, исцелителя расслабленного, запирался на зимнее время, «тёплый» же состоял лишь из трапезной и двух приделов. Зимняя половина не отличалась вместительностью, и порой здесь бывало очень тесно.

    В 1857 году в подвале под церковью устроили духовую печь. Так холодная, летняя, часть церкви стала теплой.

    В 1893 году в храме был сделан ремонт. Это совпало со столетним юбилеем со времени построения и освящения Никольского придела. И это событие было торжественно отпраздновано.

    В конце 1920–х годов было принято решение снести ограду и угол церкви для расширения автомобильного движения по Маросейке, ставшей в советское время улицей Богдана Хмельницкого. Тогда церковь закрыли, приход разогнали, иконы и украшения храма конфисковали, а в «освободившемся» здании устроили склад. Впоследствии здание использовалось как мотоциклетный клуб, архив, художественные классы. Ограду церкви разобрали, а во дворе-сквере открыли пивную.

    В 60–е годы ХХ века были снесены три церковных дома, а на их месте выстроено огромное административное здание, которому храм передали под архив. В те же годы была произведена частичная реставрация церкви – после наружного ремонта восстановлено внешнее убранство храма, водружены золоченые кресты. Тогда же частично восстановили ограду церкви.

    В 1993 году здание Космодамиановского храма было возвращено Русской православной церкви. Начались ремонтные работы. И уже 14 ноября 1993 года, в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, в правом приделе состоялась первая литургия.

    И сегодня вновь вошло в обиход ещё одно забытое название Космодемьянской церкви – Спасоцелительская.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Читайте также:  От истока и до наших дней Спасо-Парголовский храм - адрес, описание, расписание богослужений и школа
Ссылка на основную публикацию