Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами: история, современное состояние и контакты

Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами

Храм имени Вознесения Господня на улице Большой Серпуховской был возведен 3 века назад, полностью восстановлен после закрытия большевиками, и сейчас является объектом культурного наследия.

История храма

Возведен Храм Вознесения Господня в Москве был 300 лет назад, на земле, которую отдал под деревянную постройку Данилов монастырь, а средства на строительство выделил царевич Алексей Петрович. Освещение верхней церкви произошло в 1700 году. Тогда, церковь находилась за пределами города, что объясняет ее название, а сейчас величественно возвышается в центре Москвы.

Читайте о других святых местах России:

Освящение каменного собора состоялось в 1714 году. Есть версии, что возведение каменной церкви остановилось из-за этого запрета Петра первого, но многие источники указывают на казнь царевича, как на причину заморозки строительства. После того как царевича задушили, полу достроенное здание простояло до 1756 года.

Восстановить возведение церкви удалось на деньги с пожертвований. Довести до конца строительные работы удалось только в 1762 году. В период 30-х годов XIX века в приходе появились новые пристройки: придел преподобного Сергия Радонежского и придел Николая Чудотворца.

В 1840 году появилась колокольня и одноэтажное здание, где находится трапезная.

В 1930-е годы, большевики разорили храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, разрушили колокольню, ограждение и заняли все помещения под государственные нужды.

В 1990 году, приход удалось вернуть в руки русского православия, в те годы настоятелем стал архимандрит Савва, насельник Данилова монастыря. В те годы велся активный ремонт зданий и восстановление церкви, велись реставрации заштукатуренных святых образов, внутренний лик убранства был утерян.

Сегодня, в старинном храме освящены несколько престолов:

Современное состояние

Храмов в честь завершающего этапа земного подвига Христа построено очень много, но именно это здание, построенное в стиле барокко, вызывает самые теплые чувства у Москвичей и паломников из других городов страны. Дивной красоты колокольня более трехсот лет украшает собой Замоскворечье.

Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами имеет величественный внешний вид, все внутреннее убранство: белоснежный иконостас, мозаичные иконы, множество святынь, поражает своей красотой.

Сейчас, на территории церкви действуют:

К сожалению, факт нахождения храма в центре мегаполиса, мешает наслаждаться его внешним видом целиком, так как вокруг всегда ведется строительство.

Святыни

Святыни в православии почитаются церковью, бережно хранятся в соборах и имеют большое значение для верующих и духовенства. В вознесенском храме за Серпуховскими воротами находится большое количество святынь:

  • Иерусалимская икона Божией матери;
  • Туринская плащаница;
  • икона прп. Алексия, человека Божия;
  • икона Николая Чудотворца с частицей гроба;
  • икона прп. Сергия Радонежского;
  • животворящий крест с частицей гроба Христа;
  • икона князя Петра и княгини Февронии с частицей мощей;
  • икона Серафима Саровского;
  • икона «Ветхозаветная Троица»;
  • икона князя Александра Невского;
  • частица Животворящего креста Господня;
  • частица гроба Господня;
  • Иверская икона Божией матери;
  • 9 мучеников Кизических;
  • образ иконы «Неупиваемая чаша».

Читайте о других почитаемых святынях:

Данная церковь является хранилищем большого количества святынь, входя внутрь чувствуется величие и духовная сила.

Контакты и график богослужений

Каждый день, в храме служат литургию в 8 утра и вечерню в 17 00, по выходным литургия начинается в 9 00 и по воскресеньям служат вечерню с акафистом в 17 00.

Совет! Узнать подробный график проведения богослужений на праздники и соборований можно на официальном сайте прихода — http://www.voznesenie.ru.

Настоятель — протоиерей Татаринцев Константин Юльевич, духовенство: иерей Виктор Капинос, иеромонах Паисий, игумен Алексий, протоиерей Александр.

Храм Вознесения Господня находится по адресу: ул. Большая Серпуховская, 24/21 А. Телефон — 8 (495) 236 — 81 — 27.

Храм Вознесения Господня в Москве

История и архитектура храма Вознесения Господня

В самом конце XVII века Данилов монастырь пожертвовал принадлежащий ему земельный участок в Земляном городке за Серпуховскими воротами для постройки храма. К началу XVIII века деревянный храм был построен и освящен во имя Вознесения Христова.

Вскоре на этом месте на средства сына Петра I царевича Алексея было начато строительство каменного храма. В 1714 году был освящен нижний придел во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. Однако царевич Алексей в 1716 году тайно выехал из России, а по возвращении через два года был лишен Петром I права на престолонаследие. С прекращением финансирования дальнейшее строительство было остановлено. В этом же 1718 году царевич Алексей решением суда был осужден на смерть, однако до казни не дожил и умер в Петропавловской крепости.

По просьбе православной общины строительство собора было возобновлено в 1756 году во время царствования императрицы Елизаветы. Через шесть лет храм был полностью построен.

Окончательный вариант собора исполнен в стиле зрелого барокко. Уже в середине XIX века к нему были пристроены трапезная палата с приделами свт. Сергия Радонежского и свт. Николая, а также трехъярусная колокольня, построенная в стиле классицизма.

Архитектура храма Вознесения Господня – стиль зрелого барокко

В тридцатые годы безбожная власть разрушила храм Вознесения Господня и устроила в уцелевших помещениях государственные учреждения. С того времени и до 1991 года храм был недействующий. В девяностые годы после проведения реставрационных работ он был заново освящён и открыт.

На территории собора построена также часовня в честь княгини Ольги. Кроме основного престола Воскресения Господня здесь освящен престол преподобного Алексия, человека Божия.

Отличительной особенностью храмового комплекса является то, что его наружная часть выкрашена в красные и белые цвета.

Видео «История храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами»

В этом видеоролике представлена история святой обители.

Современное состояние обители

Во время своей постройки в начале XVIII века Вознесенский храм находился за пределами города. Сейчас же этот храм величественно возвышается в центре Москвы и является объектом культурного наследия.

Святыни и настоятели

В настоящее время в храме пребывает большое число святынь, к которым может приложиться православный человек:

  • частицы мощей князя Александра Невского и свт. Луки (Войно-Ясенецкого);
  • икона Николая Чудотворца, содержащая частицу гроба;
  • частица Животворящего креста Господня.

Среди икон можно отметить Иерусалимскую икону Богородицы, иконы «Ветхозаветная Троица» и «Новозаветная Троица», в которых находятся частицы коры Мамврийского дуба. Этот дуб упомянут в Ветхом завете в книге Бытия как место, где Аврааму явился Господь. Есть также старинные иконы преподобного Сергия Радонежского и Серафима Саровского.

Первым настоятелем храма после его возвращения в лоно русского православия стал насельник Данилова монастыря архимандрит Савва. Как садовники бережно ухаживают за своим садом, так настоятель взращивал души своих духовных чад. В настоящее время настоятелем является протоиерей Константин Татаринцев.

График богослужений и где находится

Богослужения совершаются ежедневно. Утренняя Литургия в 8 часов, вечерняя в 17 часов. По воскресным дням и праздникам Литургия служится в 9 часов утром, а в 17 часов служится вечерня с чтением акафиста Иерусалимской иконе Божией Матери. Более точное расписание богослужений можно найти на сайте прихода: http://www.voznesenie.ru.

Храм находится в Москве по адресу улица Большая Серпуховская, 24. Ехать до станции метро «Серпуховская» или «Добрынинская».

В России построено много церквей в честь Вознесения Христова. Среди них выделяется храм за Серпуховским воротами. Это прекрасный архитектурный ансамбль, выстроенный в стиле барокко, пробуждает у москвичей и паломников из иных мест самые теплые чувства в их душах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами (Москва)

История возникновения храма

В 1696 году Данилов монастырь пожертвовал участок своей земли за Серпуховскими воротами Земляного города для постройки здесь церкви. Деревянный храм во имя Вознесения Господня с приделом 9-ти мучеников Кизических был вскоре выстроен, освящён придел, а главный храм освящён лишь в 1700 году.

Каменная церковь строилась на средства царевича Алексея Петровича. Указ на строительство церкви был выдан 12 сентября 1709 года (по другим источникам – в 1708 году), в период запрещения каменного строительства в Москве.

9 октября 1714 года был освящён нижний храм во имя иконы Иерусалимской Божией Матери с приделами 9-ти Мучеников Кизических и Алексия Человека Божия. После казни Царевича Алексия и прекращением поступления средств, строительство было приостановлено.

Верхний храм был возведён до верхних окон и покрыт временной кровлей. Отдельно стоящая колокольня тоже была недостроена. В переходе между колокольней и храмом располагалась лестница на второй ярус, окружённый гульбищем.

Читайте также:  Православная церковь Святой Троицы на земле вечных льдов в Антарктике

В 1730-х гг. прихожане неоднократно подавали прошение о помощи для продолжения строительства, но разрешение на сбор средств было получено ими лишь 18 мая 1756 года

В июле 1762 года церковь была окончена и освящена. Барабан храма был первоначально световым. Зодчие, строившие храм, неизвестны. Высказывались предположения об авторстве Д. Трезини, а также участии И.Ф. Мичурина и В.Д. Ухтомского в достройке храма.

Вознесенский храм имел значительную территорию, выходящую на Большую и Малую Серпуховские улицы, а также на переулок впоследствии названным в честь храма Вознесенским.

В 1757 году рядом с храмом была построена одноэтажная каменная богадельня. Дворы причта, а позднее несколько каменных двухэтажных домов располагались по другую сторону переулка.

В 1830-х – 40-х гг. храм подвергся значительным перестройкам.

В 1832 году на средства старосты церкви Ремизова была построена новая двухэтажная трапезная, а над открытой прежде лестницей надстроен переход.

В 1845 году в новых приделах нижней трапезной, посвящённых Николаю Чудотворцу и Сергию Радонежскому, были установлены иконостасы. Два новых верхних яруса в стиле ампир были надстроены над колокольней в 1842 году. В этот период были также заменены кровли, решетки в восьми окнах, исправлен цоколь, сделана новая штукатурка фасадов, заменена столярка, решетка вокруг алтаря верхней церкви, вновь вызолочен крест. Над новыми приделами поставлены купола с крестами.

В церкви неоднократно переписывалась живопись. Сохранившийся живописный слой в стиле позднего классицизма относится к концу ХIХ века.

В 1929 году храм был закрыт, в 1930 году разрушена ограда и колокольня, разрушена богадельня и ограда, внутри размещены государственные учреждения. Дома по другую сторону переулка сохранились. Разобрана глава храма, сильно перестроен нижний ярус (расширены окна, пробиты проемы).

Возрождение храма

На основании решения Совета по делам религий при Совете Министров СССР от 27 сентября 1990 года протоколом № 15 зарегистрировано религиозное общество верующих Русской Православной Церкви храма Вознесения за Серпуховскими воротами. Указом Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси от 16 октября 1990 года настоятелем вновь открывающегося храма на Б. Серпуховской, д. 24 назначается насельник Свято-Данилова монастыря архимандрит Савва (Волков Сергей Александрович).

25 апреля 1991 года выданы долгосрочные Ордера на получение зданий по адресу Большая Серпуховская улица, д.д. 22/21, 24/21, а 13 мая 1991 года получено разрешение на производство ремонтно-реставрационных работ по памятнику истории и культуры.

1 февраля 1995 года из канцелярии Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси получена резолюция с благословением на освящение камня по закладке колокольни.

5 декабря 1994 года вышло Распоряжение «Об утверждении акта госкомиссии по приемке в эксплуатацию приюта для детей на территории храма Вознесения Господня», а 15 декабря 1994 года было выдано Свидетельство о регистрации Православного детского Дома-приюта при Храме Вознесения Господня.

При храме существует детская воскресная школа (директор – Екатерина Владимировна Ткаченко), а также воскресная школа для взрослых. Действует Общество святой равноапостольной княгини Ольги.

Настоятель храма, протоиерей Константин Татаринцев, заведует сектором ВВС Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями.

Святыни храма

Нижний Храм

Преподобный Алексий, человек Божий

Апостол Симон Зилот и апостол и евангелист Иоанн Богослов

Иерусалимская икона Божией Матери

9 мучеников Кизических

Благоверный князь Московский Даниил

Апостол Иаков Алфеев и апостол и евангелист Матфей

Святая Троица – ветхозаветная

Преподобный Сергий Радонежский

Икона с частицами мощей Серафима Саровского

Ковчежец с частицами мощей Преподобного Алексия, человека Божего.

Икона с частицами мощей Георгия Победоносца

Великомученик и целитель Пантелиимон

Покров Божей Матери

Икона с частицами мощей святых Киприана и Устины

Святой благоверный князь Муромский Пётр и святая благоверная княгиня Муромская Феврония

Образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Распятие и Голгофа

Святой Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский

Святой Владимир, митрополит Киевский и Галичский

Великая княгиня Елисавета

Святой Тихон, патриаирх Всероссийский

Верхний Храм

Иверская Божья Матерь

Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галичский

Державная Божья Матерь

Святой Николай Чудотворец

Распятие и Голгофа

Последние публикации:

Митрополит Лимассольский Афанасий:

. Пандемия учит нас нашей слабости. Учит нас суетности вещей человеческих. Учит нас тому, что всё, что мы видим вокруг, преходяще. Нам стоит понять, что главным нашим устремлением должно стать Царствие Божие.

Протоиерей Андрей Ткачёв:

. Очевидно, что тогдашнее веселье было неким эталоном для многих будущих веселий. Та радость стала навеки образцом всякой чистой христианской радости. В ней есть место страху, потому что искуплен Кровью Христа не кто-то, а я. И не абстрактные грехи ближних, а конкретные грехи мои смыты этой Кровью.

Протоиерей Андрей Ткачёв:

. Именно атеизм в одежках дарвинизма и под флагом марксизма терзал наш народ и издевался над ним последнее столетие. Как бы ни было тошно жить иной раз при других формах правления, но все Гулаги, репрессии, продразверстки, большие чистки, повороты рек, все застенки и слежки, все унижения и страхи последней эпохи.

Протоиерей Андрей Ткачёв:

. Если у вас есть список, озаглавленный «Этого я в посту не ем», то можно составить (хотя бы мысленно) второй подобный список: «Этого я не читаю, не слушаю и не смотрю». Эффект будет непременно, и вы его ощутите. Пусть посубботствует ум в отношении мирского трёпа.

Знаменательные даты:

. Глубокие размышления о Боге, смысле жизни, о горячо им любимой России и её будущем привели к тому, что он начал работать в новом для себя направлении духовно-просветительской и религиозной литературы, которому были отданы последние годы его жизни. Центральным произведением этого периода жизни.

Анонсы
Фотоальбомы

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

Церковь Вознесения Господня за Серпуховскими воротами

Вознесенская церковь за Серпуховскими воротами.Москва,улица Большая Серпуховская, 24. Проезд: метро «Серпуховская».Год постройки: Между 1714 и 1718. Архитектурный стиль: Барокко.Церковь. Действует. Престолы: Вознесения Господня, Николая Чудотворца, Иерусалимской иконы Божией Матери, Сергия Радонежского, Алексия, человека Божия. В 1696 г. Данилов монастырь пожертвовал участок своей земли за Серпуховскими воротами Земляного города для постройки здесь церкви.Деревянный храм во имя Вознесения Господня с приделом 9-ти мучеников Кизических был вскоре выстроен, освящен придел, а главный храм освящен лишь в 1700 г. Каменная церковь строилась на средства царевича Алексея Петровича. Указ на строительство церкви был выдан 12 сентября 1709 г. (по другим источникам – в 1708 г.), в период запрещения каменного строительства в Москве. 9 октября 1714 г. был освящен нижний храм во имя иконы Иерусалимской Божией Матери с приделами 9-ти Мучеников Кизических и Алексия Человека Божия. После казни Царевича Алексия и прекращением поступления средств, строительство было приостановлено.

Верхний храм был возведен до верхних окон и покрыт временной кровлей. Отдельно стоящая колокольня тоже была не достроена. В переходе между колокольней и храмом располагалась лестница на второй ярус, окруженный гульбищем. В 1730-х гг. прихожане неоднократно подавали прошение о помощи для продолжения строительства, но разрешение на сбор средств было получено ими лишь 18 мая 1756 г. В июле 1762 г. церковь была окончена и освящена. Барабан храма был первоначально световым. Зодчие, строившие храм, неизвестны. Высказывались предположения об авторстве Д. Трезини, а также участии И. Ф. Мичурина и В. Д. Ухтомского в достройке храма.

Вознесенский храм имел значительную территорию, выходящую на Большую и Малую Серпуховские улицы, а также на переулок впоследствии названным в честь храма Вознесенским.

В 1757 г. рядом с храмом была построена одноэтажная каменная богадельня. Дворы причта, а позднее несколько каменных двухэтажных домов располагались по другую сторону переулка. В 1830-х – 40-х гг. храм подвергся значительным перестройкам. В 1832 г. на средства старосты церкви Ремизова была построена новая двухэтажная трапезная, а над открытой прежде лестницей надстроен переход.


Здание детского приюта Вознесенского храма за Серпуховскими воротами в Москве. В приюте находится домовая церковь во имя Новомучеников и Исповедников Российских, отмеченная главкой.

В 1845 г. в новых приделах нижней трапезной, посвященных Николаю Чудотворцу и Сергию Радонежскому, были установлены иконостасы. Два новых верхних яруса в стиле ампир были надстроены над колокольней в 1842 г. В этот период были также заменены кровли, решетки в восьми окнах, исправлен цоколь, сделана новая
штукатурка фасадов, заменена столярка, решетка вокруг алтаря верхней церкви, вновь вызолочен крест. Над новыми приделами поставлены купола с крестами. В церкви неоднократно переписывалась живопись. Сохранившийся живописный слой в стиле позднего классицизма относится к концу ХIХ века. В 1929 г. храм был закрыт, в 1930 г. разрушена ограда и колокольня, разрушена богадельня и ограда, внутри размещены государственные учреждения. Дома по другую сторону переулка сохранились. Разобрана глава храма, сильно перестроен нижний ярус (расширены окна, пробиты проемы).
1 февраля 1995 года из канцелярии Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси получена резолюция с благословением на освящение камня по закладке колокольни.
5 декабря 1994 г вышло Распоряжение «Об утверждении акта госкомиссии по приемке в эксплуатацию приюта для детей на территории храма Вознесения Господня», а 15 декабря 1994 г. было выдано Свидетельство о регистрации Православного детского Дома-приюта при Храме Вознесения Господня.

Один из «долгостроев» своей эпохи, тесно связанный с русской историей: опалой царевича Алексея Петровича, строительством Петербурга, эпохами атеизма и церковного возрождения.
В конце XVII в. территория возле Серпуховских ворот активно заселялась ремесленниками и торговцами. Со временем потребовалось строительство отдельного храма для новых жителей. В 1696 г. На пожертвованном Даниловым монастырем участке земли появилась деревянная церковь во имя Вознесения Господня. Но и этот храм оказался недостаточно вместительным: в 1708 г. было выдано разрешение на строительство большого каменного здания, причем храмоздателем стал сам царевич Алексей Петрович. Строительство шло успешно: в 1714 г. был освящен нижний храм во имя Иерусалимской иконы Божией Матери с двумя приделами — Девяти Мучеников Кизических и Алексия Человека Божия (в честь царевича Алексея). Верхняя Вознесенская церковь была построена от сводов до половины окон. Однако вскоре работы оказались прерваны: в 1714 г. вышел указ, запрещавший каменное строительство везде, кроме Санкт-Петербурга. В 1716 г. царевич Алексей тайно бежал в Вену и занял враждебную позицию по отношению к Петру I, в 1718 г. — обманом вывезен в Россию, приговорен к казни и скончался в Петропавловской крепости. Все эти обстоятельства остановили строительство. Чтобы сохранить построенную часть, прихожане покрыли ее временной деревянной крышей. Лишь в 1762 г. храм был освящен в облике, с изменениями сохранившемся до наших дней. Зодчим, видимо, был Д. Трезини (Петропавловский собор, Петербург). Называются также имена И.Ф. Мичурина и Д.В. Ухтомского, достраивавших храм. Главный верхний храм на широком гульбище в плане представляет собой крест, завершенный в центре восьмериком с одной главой сложной формы (в эстетике барокко). Фасады оформлены вытянутыми в длину большими окнами, круглыми окошками и пилястрами. Фасады нижнего яруса почти лишены декора. В 1839 г. была сооружена трапезная и при верхнем храме. В 1842 г. над западным входом появилась четырехярусная колокольня с завершением в виде шпиля.
Богослужения здесь продолжались до 1929 г. Храм был закрыт и назначен к сносу. Но разобрали только колокольню и ограду, остальную часть приспособили под склад-холодильник. При этом храм лишился главы с барабаном, был перестроен нижний ярус. Позже здесь было общежитие, конторы, вычислительный центр одного из министерств. Интерьеры были утрачены. Реставрация началась в 1991 г. одновременно с возобновлением богослужений. Специалисты обнаружили под штукатуркой прежние церковные росписи, а из Данилова монастыря доставили Иерусалимскую икону Божией Матери, принадлежавшую церкви. Сегодня храму возвращен облик начала ХХ в., воссозданы глава, колокольня, интерьеры. Рядом построено здание детского приюта с домовым храмом во имя Новомучеников и Исповедников Российских. Чуть поодаль возведен храм-часовня во имя равноапостольной княгини Ольги.

Храм-часовня Ольги Равноапостольной за Серпуховскими воротами
Москва,улица Большая Серпуховская, 24 стр. 3
Год постройки: 1995.
Церковь. Действует.
Престолы: Ольги Равноапостольной

Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами: история, современное состояние и контакты

Описание Храма Вознесения за Серпуховскими воротами в г. Москва

В 1696 г. Данилов монастырь пожертвовал участок своей земли за Серпуховскими воротами Земляного города для постройки здесь церкви. Деревянный храм во имя Вознесения Господня с приделом 9-ти мучеников Кизических был вскоре выстроен, освящен придел, а главный храм освящен лишь в 1700 г. Каменная церковь строилась на средства царевича Алексея Петровича. Указ на строительство церкви был выдан 12 сентября 1709 г. (по другим источникам – в 1708 г.), в период запрещения каменного строительства в Москве. 9 октября 1714 г. был освящен нижний храм во имя иконы Иерусалимской Божией Матери с приделами 9-ти Мучеников Кизических и Алексия Человека Божия. После казни Царевича Алексия и прекращением поступления средств, строительство было приостановлено.

Верхний храм был возведен до верхних окон и покрыт временной кровлей. Отдельно стоящая колокольня тоже была не достроена. В переходе между колокольней и храмом располагалась лестница на второй ярус, окруженный гульбищем.
В 1730-х гг. прихожане неоднократно подавали прошение о помощи для продолжения строительства, но разрешение на сбор средств было получено ими лишь 18 мая 1756 г.

В июле 1762 г. церковь была окончена и освящена. Барабан храма был первоначально световым. Зодчие, строившие храм, неизвестны. Высказывались предположения об авторстве Д. Трезини, а также участии И. Ф. Мичурина и В. Д. Ухтомского в достройке храма.

Вознесенский храм имел значительную территорию, выходящую на Большую и Малую Серпуховские улицы, а также на переулок впоследствии названным в честь храма Вознесенским.

В 1757 г. рядом с храмом была построена одноэтажная каменная богадельня. Дворы причта, а позднее несколько каменных двухэтажных домов располагались по другую сторону переулка. В 1830-х – 40-х гг. храм подвергся значительным перестройкам. В 1832 г. на средства старосты церкви Ремизова была построена новая двухэтажная трапезная, а над открытой прежде лестницей надстроен переход.

В 1845 г. в новых приделах нижней трапезной, посвященных Николаю Чудотворцу и Сергию Радонежскому, были установлены иконостасы. Два новых верхних яруса в стиле ампир были надстроены над колокольней в 1842 г. В этот период были также заменены кровли, решетки в восьми окнах, исправлен цоколь, сделана новая штукатурка фасадов, заменена столярка, решетка вокруг алтаря верхней церкви, вновь вызолочен крест. Над новыми приделами поставлены купола с крестами.
В церкви неоднократно переписывалась живопись. Сохранившийся живописный слой в стиле позднего классицизма относится к концу ХIХ века.
В 1929 г. храм был закрыт, в 1930 г. разрушена ограда и колокольня, разрушена богадельня и ограда, внутри размещены государственные учреждения. Дома по другую сторону переулка сохранились. Разобрана глава храма, сильно перестроен нижний ярус (расширены окна, пробиты проемы).

На основании решения Совета по делам религий при Совете Министров СССР от 27 сентября 1990 г. протоколом № 15 зарегистрировано религиозное общество верующих Русской православной церкви. Указом Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси от 16 октября 1990 г. настоятелем вновь открывающегося Вознесенского храма на Б. Серпуховской, д. 24 назначается насельник Свято-Данилова монастыря Архимандрит Савва (Волков Сергей Александрович).
Устав православного прихода (религиозного общества) церкви Вознесения Господня за Серпуховскими воротами принят решением Приходского собрания 30 октября 1990 г. и утвержден Патриархом Московским и Всея Руси 12 марта 1991 г.
25 апреля 1991 г. выданы долгосрочные Ордера на получение зданий по адресу Большая Серпуховская улица, д.д. 22/21, 24/21.13 мая 1991 г. получено Разрешение на производство ремонтно-реставрационных работ по памятнику истории и культуры.
1 февраля 1995 года из канцелярии Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси получена резолюция с благословением на освящение камня по закладке колокольни.
5 декабря 1994 г вышло Распоряжение «Об утверждении акта госкомиссии по приемке в эксплуатацию приюта для детей на территории храма Вознесения Господня», а 15 декабря 1994 г. было выдано Свидетельство о регистрации Православного детского Дома-приюта при Храме Вознесения Господня.

Храмы Вознесения Господня

Большая Никитская — храм Вознесения Господня («Малое Вознесение»)

Адрес: Москва, ул. Большая Никитская, д. 18/1.

Церковь в честь Вознесения Господня на Большой Никитской улице в Белом городе называют еще «Малым Вознесением». Повелось это с начала тридцатых годов XIX века. Есть в столице и «Большое Вознесение» — это храм за Никитскими воротами.

Начиная со второй половины XIV века рядом с деревянным храмом проходила дорога на Великий Новгород через Волоколамск. Есть версия, что приход родился как центр слободы новгородцев и устюжан.

Каменную церковь «на месте древней» возвел царь Федор Иоаннович — в честь своего коронования в день праздника Вознесения Господа Иисуса Христа.

В 1548 году о храме появляется упоминание в летописи — князь Петр Шуйский поймал здесь, «на посаде во дворе у Вознесения, у хорошия колокольницы за Неглинною на Никитской улице 11 ноября», бежавшего от Ивана Грозного князя Михаила Глинского.

Рядом с храмом исторически селились бояре Романовы, из рода которых происходила мать Феодора Иоанновича — государыня Анастасия Романова, первая супруга Иоанна Грозного.

В 1871-ом район рядом с храмом становится музыкальным — когда на Большой Никитской улице стоят Московскую консерваторию, ее работники стали прихожанами «Малого Вознесения».

В 1930-х года церковь закрыли и перестроили под общежитие и мастерские. Богослужения возобновили только в июне 1992-го.

Церковь Большого Вознесения у Никитских ворот («Большое Вознесение»)

Адрес: Москва, Большая ул., д. 36.

Деревянный храм «Вознесения Господня, что в Сторожах», или, как его еще называют, «Большое Вознесение», впервые упоминают в летописях в XV столетии.

В 1629 году церковь сгорела. В 1685—1689 годах царица Наталья Нарышкина, чей двор был по соседству, построила на ее месте каменный Вознесенский храм.

В XVIII веке участок под храмом перешел в собственность князя Григория Потемкина. По легенде, именно у престола Вознесенской церкви в 1774 году прошло тайное венчание князя и Екатерины Великой.

В 1831-ем старую церковь разобрали, оставили только колокольню. Здание по новому проекту завершили лишь в 1848-ом. Прихожанами «Большого Вознесения» были представители интеллигенции, дворянства и купечества, которые жили неподалеку. В 1863 году здесь отпевали основоположника русской актерской школы Михаила Щепкина, а в 1928 году — великую актрису Марию Ермолову.

В 1925-ом в Вознесенском храме последнюю Божественную литургию совершил Патриарх Московский и всея России Тихон. Советские власти закрыли церковь в 1931-ом, в 1937-ом уничтожили старинную колокольню.

До 1987 года в здании церкви были склад тары и лаборатория Научно-исследовательского института им. Кржижановского. В 1990 году здание отреставрировали и вернули Русской Православой Церкви.

Храм Вознесения в Коломенском

Адрес: Москва, пр. Андропова, д. 39, стр. 1.

Храм Вознесения в Коломенском — это первая каменная шатровая церковь в Москве. Строили ее в 1529 — 1532 годы по приказу великого князя Василия III.

15 марта 1917 года, в день отречения императора Николая II от престола, в храме Вознесения была обретена чудотворная икона Божией Матери «Державная». Сейчас она открыта для поклонения в Казанском храме в Коломенском.

Колокольня с храмом великомученика Георгия Победоносца была сооружена при храме в XVI веке. Существует версия, что на месте ее строительства стоял храм более ранней постройки — времен Димитрия Донского. Догадку частично подтверждает находка начала XX века — здесь обнаружили остатки кладбища XIV — XVI веков.

В XVII веке к колокольне пристроили деревянную трапезную, а саму колокольню превратили в алтарь храма и освятили. Правда, спустя два века, в 1843-ом, церковь и трапезную разобрали и вновь построили с использованием элементов декора и пропорций древнего здания.

С 2003 года идет реставрация колокольни и Георгиевского храма, обещают восстановить утраченный декор храма и иконостаса XIX века.

Храм Вознесения за Серпуховскими воротами

Адрес: Москва, Большая Серпуховская ул., д. 24.

Каменный храм Вознесения Господня возводили на месте уже существовавшего — деревянного. Происходило это за Серпуховскими воротами Земляного города в 1696 — 1709 годах. Оплачивал строительство царевич Алексей Петрович. В 1714-ом, когда царевича казнили, строительство заморозили и окончательно завершили только через сорок лет, правда, уже в другом стиле — зрелого барокко.

В 1842 году к храму пристроили трапезную и трехъярусную колокольню.

В годы советской власти, с 1930 по 1991 годы, церковь была закрыта. В начале 1990-х в ней провели крупные реставрационные работы — обновили колокольню, ограду, дом причта. Заново храм освятили в 1991-ом.

В 1995 году при Вознесенском храме начали действовать детский приют и Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. Община храма окормляет Детскую клиническую больницу № 1 и НИИ хирургии РАМН им. А. В. Вишневского.

Храм Вознесения — Магнитогорск

Адрес: г. Магнитогорск, ул. Вознесенская, д. 33.

Храм Вознесения Господня находится в Магнитогорске. Он расположен на правом берегу реки Урал. Это молодой храм, его построили по мотивам крестово-купольных храмов Древней Руси XIV—XV веков и открыли для верующих в 2004 году.

Рядом с храмом находится источник со святой водой, а в соседнем с ним здании разместились: воскресная школа, дом милосердия с домовой церковью, трапезной, медпунктом и богадельней, то есть, по сути, большой социальный центр.

Храм Вознесения на Гороховом поле

Адрес: Москва, ул. Радио, д. 2, стр. 1.

Церковь Вознесения на Гороховом поле построили в 1788 — 1793 годах на землях графа Алексея Разумовского по проекту архитектора Матвея Казакова

на средства прихожан и крупного вклада Николая Демидова.

В годы советской власти храм был закрыт. С 1935-го по 1993-й в его здании располагались мастерские, типография, затем выставочный зал и производственные цеха. Тем не менее церковь в эти годы реставрировали — начиная с 1960-х и вплоть до 1990-х.

В 1993-ем Вознесенский храм вернули Русской Православной Церкви. Сейчас при нем открыто братство во имя великой княгини Елизаветы Федоровны.

Храм Вознесения в Электростали

Адрес: г. Электросталь, ул. Чернышевского, д. 34.

В начале 1990-х в Элетростали была зарегистрирована община верующих. Спустя два года общине передали территорию бывшего Дома культуры «Строитель» на улице Чернышевского.

Спустя почти десять лет после создания общины у верующих появился первый долгожданный храм-крестильня во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, предшественник большого Вознесенского храма.

Вознесенский храм достраивают до сих пор. С 2011 года, после длительного перерыва, связанного с финансовыми проблемами, строительные работы возобновились с новой силой. Деньги на церковь собирают всем миром.

Храм Вознесения — Кимры

Адрес: Тверская обл., г. Кимры, Вознесенский пер., д. 1.

Первое упоминание о храме в Кимрах можно найти в описании Кимрской дворцовой волости. В 1635 году царь Михаил Федорович пожаловал село Кимры боярину Алексею Михайловичу Львову за заслуги перед Отечеством.

В 1808 году деревянный Вознесенский храм обветшал, и его прихожане совместно с причтом обратились к Тверскому Владыке с просьбой разрешить им построить новый — каменный.

Освятили новую Вознесенскую церковь через два года. Строительство стало возможным благодаря братьям Николаю и Якову Башиловым, которые были в те времена, как писали, «в зените славы и денежного могущества».

Большой святыней для всех местных жителей был серебряный крест весом более 2 фунтов со святыми образами из финифти. На оборотной стороне креста была надпись: «Сей животворящий крест устроен в селе Кимры во храме Вознесения Господня в память посещения оного 12 июня 1842 года графиней Юлией Павловной Самойловой на пожалованную ею сумму при священнике Алексее Иоанновиче Никольском и старосте Кирилле Ивановиче Сивогине». Кроме того среди реликвий храма – датированные 1640 и 1677 годами Евангелия.

Среди служителей храма были интересные люди. Например, священник Алексей Никольский. С 1823 года он около сорока лет был пастырем прихода и сотрудничал с Императорским географическим обществом. В 1848 году по заданию общества написал исследование о быте и культурных особенностях Кимр.

С приходом советской власти, а именно в 1927 году, храм подвергся ограблению. Воры перепилили металлическую оконную решетку и украли несколько икон и предметов церковной утвари. Но храм не закрыли — в 30-е годы это была единственная действующая церковь во всех Кимрах. А вот в 1941-ом в здании церкви открыли маслобойный завод, а позднее склады.

Молитва вновь зазвучала в Вознесенской церкви в 1991 году.

Ссылка на основную публикацию