Храм Сергия Радонежского в Бусинове: его история и работа официального сайта

Сергей Григоров

Историк, политик

Храм в Бусиново. Чудеса и знаки

В этом году исполнилось 700 лет со дня рождения Сергия Радонежского. Сегодня, во время братоубийственной войны на Украине, так важно помнить слова одного из самых почитаемых русских святых: «Любовью и единением спасемся». И время вспомнить, что совсем рядом с нами, в самом начале Ижорской улицы, в Бусиново, расположен храм Сергия Радонежского. Церквей, названных в честь «всея России чудотворца», в Москве не мало. Однако именно храм его имени в Бусиново является самым ярким примером того, сколько чудес и знаков может быть явлено на одном маленьком холмике, затерянном на окраине столицы. Например, здесь, согласно молве, темная икона «Благодатное небо» просветляется и обновляется сама, а икона Николая Чудотворца «плачет». Самой же главной святыней храма является шестисотлетняя Молченская Икона Божьей Матери, о которой говорят, что она исцеляет до сих пор.

Доподлинно неизвестно, когда впервые на этом месте появилась церковь. Деревянный храм в Бусиново, которое тогда было вотчиной Новодевичьего монастыря, упоминается только в XVI веке, первые сведения относятся к 1584 году. Предание же гласит, что место для церкви было выбрано самим Сергием Радонежским (1314–1392), когда шел он из Троицкой обители (Лавры) в Москву к митрополиту Алексею. Скорее всего, тогда и была заложена первая деревянная церковь, освященная позже в честь Георгия Победоносца. Во времена междуцарствия святое место было разрушено. Смутное время выкосило почти всю деревню, согласно переписи в ней значится один двор с одним же крестьянином.

Несмотря ни на что, к 1643 году храм восстанавливают, а в деревню начинают возвращаться жители. В 1763 году (по другим данным в 1770) Бусиново становится государственным, что приносит крестьянам некоторое облегчение от поборов и самоуправства. Деревня начинает процветать, а ее жители уже могут позволить себе «складываться» на новую церковь. В 1770-х-1780-х храм был отстроен заново. Французская оккупация 1812 года почти не затронула Бусиново, в стычках с врагом погибли два человека. К 1854 году деревянная церковь сильно обветшала, и было принято решение о строительстве каменного храма. Деньги дал богатый крестьянин Иван Бусурин, проект был заказан гражданскому инженеру Груздину. В 1858 году храм освящается именем Сергия Радонежского.

После революции бусиновский храм постигла общая судьба русского народа. К 1937 году, к моменту самого пика кровавых репрессий, устроенных коммунистической партией, так же как и соседний Знаменский храм в Ховрино, храм Сергия Радонежского был закрыт. Купол и колокольня были разобраны. В оставшемся «обрубке» были расположены разные хозяйственные службы. После Великой Отечественной войны, когда немецкая армия остановилась в 1,5 километрах от Бусиново, район стал превращаться в промзону, а в само бывшее здание храма была «вселена» фабрика по пошиву матрасов.

После реконструкции МКАД в 60-х годах, Бусиново, как и соседнее Ховрино, вошло в состав Москвы. Через двадцать лет здесь начинается строительство городского микрорайона, у которого, к слову, до сих пор нет своей станции метро, приходится «бегать» к соседям. С 1980 года здание храма стояло бесхозным и разрушалось. В 1988 году была предпринята попытка открыть храм, но от властей был получен отказ, видимо, в разгар Перестройки было еще недостаточно тепло для религиозной оттепели. Храм был передан православной церкви только в 1992 году, первая же литургия в нем была совершена 18 июля 1991 года в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.

С именем «Сергей» связана и очень символическая история, которую во время написания материала рассказал нашему корреспонденту и фотокорреспонденту местный житель, водитель такси Александр Александрович. Новое городское предание гласит, что в день первой службы во вновь открытом храме случились похороны, свадьба и крещение. И новопреставленного, которого отпевали в храме Сергия Радонежского, звали Сергей, и ребенка, принимавшего в тот день крещение, звали Сергей, и жениха на свадьбе тоже звали Сергей. Вот такой тройной символ в день обретения мощей Сергия Радонежского, основателя Троицкой Лавры.

Храм Сергия Радонежского в Бусинове: его история и работа официального сайта

Настоятель: Протоиерей Симеон Лев

Адрес: г. Москва, ул. Ижорская, д. 1, стр. 1

Телефон: 8 (495) 486-41-49

Проезд:

м. «Речной вокзал», далее автобусами 270, 200 до остановки «Ижорская улица, дом 6» или

автобусом 673 до остановки «Бусиново» и 10 минут пешком или пересесть на автобусы 656, 270, 200 и проехать 1 остановку до остановки «Ижорская улица, дом 6»;

м. «Петровская-Разумовская», далее автобусом 656 до остановки «Ижорская улица, дом 6»;

ж/д станция «Ховрино» Октябрьской железной дороги, далее автобусом 270 до остановки «Ижорская улица, дом 6».

Расчетный счет:

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Бусинове

Адрес: 125599 Москва, ул. Ижорская, дом 1.

ИНН 7711007486

КПП 774301001

ПАО «МИнБанк» г. Москва

р/с 40703810400070000127

к/с 30101810300000000600

БИК 044525600

Департамент городского имущества города Москвы издал распоряжение от 11.07.2016 №18533 о передаче в собственность Приходу преподобного Сергия Радонежского в Бусинове здания храма по адресу: г. Москва, ул. Ижорская, д. 1, стр. 1. Соответствующее обращение ранее было подготовлено Службой имущественных отношений Русской Православной Церкви.

Здание является объектом культурного наследия регионального значения «Храм св. прп. Сергия Радонежского в Бусинове, 1857-1860-е гг., гражданский инженер В.О. Грудзин, помощник гражданского инженера А.Ф. Ярошевский».

История храма

Первые сведения о храме в селе Бусиново относятся к 1584 году. По преданию это место благословил преподобный Сергий Радонежский, проходя из Троицкой обители (нынешняя Свято-Троицкая Сергиева Лавра) в Москву к митрополиту Алексию. В XVI веке здесь был построен деревянный храм во имя великомученика Георгия Победоносца. В 1623 году его разобрали по причине ветхости.

Через 20 лет, в 1643 году, возвели новую деревянную церковь во имя преподобного Сергия.

К 1763 году жители села Бусиново и деревни Химки, став «государственными», жили свободнее и богаче соседних «барских» крестьян. Кроме хлебопашества они занимались разными промыслами и извозом. Так что в 1770-80-х годах крестьяне отстроили свою церковь заново и на собственные средства.

В войне 1812 года бусиновские крестьяне показали себя достойно, оказав должное сопротивление врагу. К середине XIX века деревянный храм в Бусинове обветшал и в 1859 году по проекту архитектора В.О. Грудзина на средства владимирского купца Ивана Андреевича Бусурина и князя Николая Ивановича Оболенского была воздвигнута каменная церковь с тремя приделами. Главный алтарь освящен во имя Преподобного Сергия Радонежского, южный — во имя Рождества Пророка и Крестителя Спасова Иоанна, северный — во имя Святителя Николая Чудотворца.

В 1937 году храм закрыли, купол и колокольню разобрали. С этого времени церковь Преподобного Сергия практически не действовала, ее официальное закрытие произошло в 1940 году. В советское время здание было серьезно перестроено, его отдали под фабрику по пошиву матрацев.

После сноса села здание уже никем не использовалось, стояло открытым и постепенно разрушалось. Вплотную к церкви подошла промышленная зона. Речки Бусинка и Лихоборка заключены в трубу.

Возвращен храм православной общине был в 1990 году, тогда же начались работы по его восстановлению, стала возрождаться приходская жизнь. Спустя год, 18 июля 1991 года, в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, в храме была совершена первая Божественная литургия.

Храм Сергия Радонежского в Бусинове: его история и работа официального сайта

Войти

Церкви Киреево, Бусиново и Гнилуш в 1916 году

Недавно химкинские краеведы обнаружили на сайте sobory.ru редчайшие фотографии давно несуществующей церкви Сергия Радонежского в уже несуществующем селе Киреево, похороненном под развязкой МКАД – скоростная трасса Москва-Санкт-Петербург. На сегодняшний день это единственные известные изображения храма.

Пётр Петрович Покрышкин

В источнике фотографий были указаны “Известия Императорской Археологической Комиссии”. Порывшись в 99 книгах “Известий. “, в томе под номером 66 нашлось небольшое описание храма в Киреево, а также в Бусиново и в Гнилушах, сделанное Петром Петровичем Покрышкиным, русским архитектором, реставратором, преподавателем, протоиереем Русской православной церкви, 17 мая 1916 года.

Интереснейший материал для заинтересованных людей.

Известия Императорской Археологической Комиссии. Выпуск 66-й. Петроград, Девятая Государственная типография, 1918. Стр.136-138:

Приложения к протоколам.

3. Московского у., с.Киреево. Церковь во имя преп. Сергия Радонежского чудотворца, 1714 г.

(Рапорт П.П.Покрышкина от 17 мая 1916 г.)

Ремонтом 1855 года придан церкви новый вид, впрочем, очень изящный: все детали пройдены штукатурными тягами, украшены тонкою лепкою, совершенно сходною с украшениями церкви св. Параскевы «Пятницы» в Охотном ряду. Главный восьмерик по углам и наличники окон и дверей украшены колонками, как делалось в эпоху Петра Великого, и в общем первоначальная архитектура сохранилась. Колокольня пристроена в 1855 году, тогда же подведен новый фундамент. Церковь совершенно прочна и может быть ремонтирована с небольшими затратами. Имеющиеся в западной стене главного четверика и в восьмерике над ним и в перемычке северной двери косые трещины не опасны: их следует заполнить хорошим известковым раствором. Прочий ремонт будет обыкновенный: необходимо вычинить капитально крыши и цоколь, отвести воду от церкви устройством хороших стоков, исправить наружную штукатурку; последнюю работу можно ограничить закреплением краев сохранившихся кусков штукатурки и общею побелкою известью, без примеси красящих веществ, ибо после побелки выпадки станут незаметными, технической же нужды в штукатурке нет. Надглавный крест первоначален. Иконостас в церкви посредственного художественного значения, недурны колонки первого яруса, относящегося к середине XIX в. Стены только окрашены и обведены орнаментированными рамами. Пол хороший, белокаменный. В церкви ныне прибрано, чисто, она производит очень хорошее впечатление, располагает к молитве. Действительно, очень жаль, что в ней не совершаются богослужения, притом не понятно, почему. На хорах я видел два деревянных подсвечника барочного стиля середины XVIII в. и разобранное медное паникадильце начала XVIII в.; если их привести в порядок, то они будут служить украшением церкви, в которой вообще мало древностей. Некоторые из древностей перенесены в церковь с. Бусинова и должны быть возвращены в первоначальное место.

Читайте также:  Белогорский монастырь в Пермском крае — как добраться и часы работы

Ввиду сего я считаю долгом перечислить виденное мною в Бусиновской церкви. В притворе под колокольнею хранятся прекрасный образ Спасителя, южнорусского перевода, в глухом чеканном окладе начала XVIII в., около 1 а. 4 в. высотою и икона Новозаветной Троицы фряжского письма, в раме конца XVIII в. В главном иконостасе, недурном по столярству, 1860-х годов, иконы верхних ярусов переписаны, но по переводу относятся к началу XVIII в., некоторые издали кажутся позднее. Очень недурен апостольский ярус, кажущийся относящимся к XVIII веку. Местные иконы в оплечных окладах, но приведены в «Палеховский» вид начала XIX в. Боковые двери главного иконостаса – фряжского письма начала XVIII в., на них изображены св. Аарон и св. Захария их фоны перекрашены. Имеются две иконы акафистов Спасителю и Божией Матери прекрасной миниатюрной работы 1844 г., в чеканных окладах; они осыпаются сильно, требуют закрепления. Запрестольные крест и икона старой формы в новых глухих окладах. Молченская икона Божией Матери по впечатлению красива, но в новом, наподобие шитого, окладе. Икона праздников хорошего фряжского письма нач. XIX в. За правым клиросом несколько малых икон, писанных «под XVII в.», в чеканных окладах. В алтаре две шитые картины, изображающие Моисея, источающего воду из камня, работа середины XIX в. На аналогиях я видел нательные кресты XVIII в.

Попутно я осмотрел деревянную Георгиевскую церковь XVIII в. в с.Гнилуши-Старбеевой, Московского у. Церковь обшита тесом, по три доски в русте, поэтому кажется, что доски колоссальной толщины. Что производит недурное и очень оригинальное впечатление. Иконостас прост, относится к XVIII-XIX в., иконы в нем начала XIX в., недурного письма, в глухих, современных им окладах. Храмовая икона Георгия Победоносца, кажется XVII в., в глухом окладе. В алтаре две иконы XVII в.: Спасителя и Божией матери, обе в рост; икона Знамения Божией Матери хорошего письма в чеканном окладе начала XVIII в., но венчик новый. Паникадильце относится к XVII- XVIII в.в., дарохранительница начала XIX в. Храмозданный крест 1784 г. с летописью об освящении алтаря в церкви св. великомученика Георгия в 1677 г. ноября 10. Престол необычно высок, до 2 арш.

«Алтарь Отечества»: молебен у чудотворной иконы в храме преподобного Сергия Радонежского в Бусинове

17 марта 2020 года, в день памяти св. благоверного князя Даниила Московского, покровителя столицы, актив общественного объединения «Алтарь Отечества» помолился у чудотворной иконы Божией Матери Молченская в храме преподобного Сергия Радонежского в Бусинове. В этом году отмечается её 615-летний юбилей.

17 марта 2020 года, в день памяти св. благоверного князя Даниила Московского, покровителя столицы, актив общественного объединения «Алтарь Отечества» помолился у чудотворной иконы Божией Матери Молченская в храме преподобного Сергия Радонежского в Бусинове (настоятель протоиерей Симеон Лев). В этом году отмечается её 615-летний юбилей.

Молченская икона Божией Матери, по преданию, принесена из опустошённых татарами киевских пределов на горы, примыкающие к большому болоту Молче, находящемуся в 20 верстах от города Путивля, в начале XIV века. Икону принесли два монаха, поселившиеся здесь, на «Чудной горе».

Находящаяся в Сергиевском храме чудотворная икона была чудесным образом обретена из земли у речки Бусинки.

Иконографическими особенностями этого образа являются одежды Пресвятой Владычицы, сотканные, словно из облаков: на правом плече – лик полной луны, на главе поверх покрывала – лик солнца, на груди – большая радуга, на левой руке – Предвечный Младенец, а в правой руке – лестница – символ восхождения на Небо.

Сам храм появился в селе Бусиново в 14 веке по благословению преподобного Сергия Радонежского (вначале он был освящён в честь св. Георгия Победоносца). Церковь в её нынешнем облике обретается с середины 19 века.

…До начала молитвы священник Пётр Украинцев и катехизатор Мария познакомили педагогов с историей и святынями этой старинной церкви в Бусинове, которая имеет большую и славную историю и которая в буквальном смысле «восстала из пепла» после 50 лет безбожия и разорения.

Первые сведения о храме в селе Бусинове относятся к 1584 году. По преданию это место благословил преподобный Сергий Радонежский, проходя из Троицкой обители (нынешняя Троице-Сергиевская Лавра) в Москву к митрополиту Алексию.

В XVI веке на этом месте был построен деревянный храм в честь великомученика Георгия Победоносца, разобранный по ветхости в 1623 году.

В 1643 году на месте старой церкви был построен новый деревянный храм во имя преподобного Сергия.

К 1763 году жители села Бусиново и деревни Химки, став государственными, жили свободнее и богаче соседних барских крестьян. Кроме хлебопашества они занимались разными промыслами и извозом. В 1770-80-х годах крестьяне отстроили церковь заново на собственные средства.

Война 1812 года затронула и эти места. Бусиновские крестьяне оказали достойное сопротивление врагу, двое из поселян были убиты в бою.

К середине XIX века деревянный храм в Бусинове сильно обветшал, и в 1859 году на средства владимирского купца Ивана Андреевича Бусурина и князя Николая Ивановича Оболенского был построен каменный храм с тремя приделами. Главный алтарь освящён во имя преподобного Сергия Радонежского, южный — во имя Рождества Пророка и Крестителя Иоанна Предтечи, северный — во имя святителя Николая Чудотворца.

После сноса села в связи с расширением московского строительства, церковное здание не использовалось, стояло открытым и разрушалось. Вплотную к церкви подошла промышленная зона. Речки Бусинка и Лихоборка были заключены в трубу.

В 1937 году храм закрыли, купол и колокольню разобрали. С этого времени церковь преподобного Сергия практически не действовала, хотя её официальное закрытие состоялось в 1940 году. В советское время здание было сильно перестроено, обезображено, его отдали под фабрику по пошиву матрасов. Затем бусиновский храм отдали под завод. Снесли ограду, главу и верх колокольни, затем надстроили столовую, превратив церковь в безликое, бесформенное здание.

В 1990 году церковное здание было передано православной общине, начались работы по восстановлению храма, стала возрождаться приходская жизнь. Спустя год, 18 июля 1991 года, в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, в храме была совершена первая Божественная Литургия.

Сейчас жизнь в храме бьёт ключом. Работает воскресная школа как для детей, так и для взрослых, активно действует социальная служба и молодёжный клуб. (По материалам сайта храма прп. Сергия в Бусинове).

После экскурсии и молитвы состоялось дружеское чаепитие в помещении воскресной школы, на котором обсуждались вопросы проведения Фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества».

Педагоги тепло поблагодарили о. Петра и Марию за тёплую встречу, радость совместной молитвы, содержательную экскурсию. Всем очень понравился благодатный, старинный Бусиновский храм.

Сердечно благодарим за помощь в организации мероприятия Алексия Анатольевича Борисова.

Материалы по теме:

Сайт храма преподобного Сергия Радонежского в Бусинове
Последние публикации:

Митрополит Лимассольский Афанасий:

. Пандемия учит нас нашей слабости. Учит нас суетности вещей человеческих. Учит нас тому, что всё, что мы видим вокруг, преходяще. Нам стоит понять, что главным нашим устремлением должно стать Царствие Божие.

Протоиерей Андрей Ткачёв:

. Очевидно, что тогдашнее веселье было неким эталоном для многих будущих веселий. Та радость стала навеки образцом всякой чистой христианской радости. В ней есть место страху, потому что искуплен Кровью Христа не кто-то, а я. И не абстрактные грехи ближних, а конкретные грехи мои смыты этой Кровью.

Протоиерей Андрей Ткачёв:

. Именно атеизм в одежках дарвинизма и под флагом марксизма терзал наш народ и издевался над ним последнее столетие. Как бы ни было тошно жить иной раз при других формах правления, но все Гулаги, репрессии, продразверстки, большие чистки, повороты рек, все застенки и слежки, все унижения и страхи последней эпохи.

Анонсы
Святые и святыни:

День памяти: Март 19 (1 апреля)

Фотоальбомы

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

Когда можно попасть в храм святого Сергия Радонежского в Бусиново: расписание

Эта церковь является одной из самых древних христианских святынь, а также уникальным памятником культуры и архитектуры. Богатую историю имеет не только сама постройка, но и прилегающие окрестности. Много чудес исцеления случилось на этой территории. Храм Сергия Радонежского в Бусиново – красивое строение, купола которого возвышаются над просторами района Западное Дегунино.

История храма

По одному из старинных преданий, когда-то в этих местах приходилось бывать самому Сергию Радонежскому, преподобному божьему послушнику, который силой молитвы исцелял людей. В 1584 году Сергий остановился там, путешествуя из монашеской Троицкой обители в столицу – Москву, к высокому митрополиту Алексию.

Понравились эти места Сергию, потому благословил он их. Вскоре после этого в местности Бусиново была сооружена деревянная церковь, названная в честь Георгия Победоносца, причисленного к лику православных великомучеников.

В первой половине 17 столетия, а точнее в 1723 году, обветшалое строение решили снести, а на его месте возвели новую святыню – большую деревянную церковь, названную во имя Сергия Преподобного.

Интересно! Почему нельзя купаться в Ильин день.

За несколько лет крестьяне прилегающих деревень сумели на собственные средства выстроить каменную церковь. Новый храм был частично разрушен войной 1812 года, но в целом постройка сохранилась. К середине 19 века она устарела.

У жителей окрестных сел не было средств, чтобы реставрировать храм, потому ремонтные работы проводились благодаря меценатам – купцу Ивану Андреевичу Бусурину и князю Николаю Михайловичу Оболенскому.

В результате этого церквушка была не только отремонтирована, но превратилась в новое строение с тремя приделами.

Главный центральный придел был назван в честь Сергия Радонежского, южный – в честь имя Рождества Пророка и Крестителя Спасова Иоанна, а северный назвали в память о Николае Чудотворце.

Важно! Во времена советской власти храм был недействующим. Официальное закрытие святыни состоялось в 1940 году. С этого времени здание было отдано под общежития рабочим, а купола церкви сняты.

На протяжении последующих лет постройка ветшала, постепенно ее полностью забросили, а прилегающие окрестности отдали под промышленную зону. От этого сильно пострадала местная природа, а больше всего – главные природные достопримечательности, реки Бусинка и Лихоборка.

Новая жизнь храма

Работы по реставрации здания начались только в 1990 году, когда оно было передано во владение христианской общины. После длительных ремонтных работ 18 июля 1991 года была совершена первая Божественная литургия, в этот же день состоялось обретение мощей прп. Сергия.

Сегодня церковь успешно функционирует, на ее пороге часто появляются не только жители местных окрестностей, но и гости из других регионов. Чтобы знать точное расписание богослужений, каждый желающий может посетить официальный сайт храма.

Это интересно!Где находится Спасо Парголовский храм: адрес и расписание служб.

Здесь представлена информация о времени утренних литургий и вечерних служб, а также праздничных служб в дни больших христианских праздников. Информация на сайте регулярно обновляется. Кроме того, там же можно узнать, какие священники в какие дни проводят службы.

Храм Сергия Радонежского – это место, которое посещают не только представители старшего поколения в праздничные дни. Часто церковные службы посещают совсем молодые прихожане. Некоторые из них, проникшись богослужениями, записались в воскресную школу, которая функционирует при храме.

В ней преподают местные священники и педагоги, которые стараются донести до молодых умов каноны христианской жизни, научить правильно молиться, сострадать и проявлять милосердие к своим ближним.

Важно! Ученики и преподаватели воскресной школы часто совершают благотворительные поездки в детские дома. На официальной странице можно посмотреть фотоотчеты о деятельности этой организации, а также почитать статьи о дальнейших планах христианской молодежи.

Святыни храма

На территории храма размещены некоторые христианские святыни, ради «свидания» с которыми верующие люди преодолевают расстояние в тысячи километров. Среди главных святынь можно назвать такие:

  • икона Божией Матери «Благодатное Небо»;
  • Молченская икона Божией Матери;
  • икона св. вмч. Георгия Победоносца;
  • икона Пророка и Крестителя Спасова Иоанна;
  • икона свт. Николая Чудотворца (плачущая);
  • Казанская икона Божией Матери;
  • икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Иконы являются неотъемлемыми атрибутами любого храма. Образы святых, размещенные здесь, считаются заряженными особенной позитивной энергетикой, способной благоприятно влиять на здоровье человека и укреплять его защитную ауру.

Важно! Иконы Божьей Матери их значение и чем они помогают.

Помощь страждущим

Храм Сергия Радонежского в Бусиново – это место, куда в любое время можно прийти и помолиться, получить совет от духовного наставника и просто побыть наедине со своими мыслями.

Более того, в храме есть отдельная шкатулка, куда можно опустить записку с просьбой о молитве за родственников и друзей. Каждый человек, ощущающий потребность в участии в жизни церкви, может внести добровольные финансовые пожертвования.

В дни больших праздников в трапезной храма накрываются столы для людей, которые не могут позволить себе устроить праздник для семьи за свой счет. Если кто-то не может приехать в храм лично, чтобы пообщаться со священником, на официальном сайте в специальном разделе можно задать интересующий вопрос в режиме онлайн. При храме есть своя библиотека, которой можно ознакомиться с церковной литературой.

Место расположения храма – г. Москва, ул. Ижорская, дом 1, индекс 125599. Дополнительные вопросы можно выяснить, обратившись по номеру 8-495-486-41-49. Также можно написать письмо на электронную почту [email protected] .

Полезное видео

Подведем итоги

Каждому верующему человеку следует помнить о том, что посещать подобные места следует не только в крайней нужде, но и в обычное время, когда мы не должны забывать отдавать Господу заслуженную дань.

Трехсотлетняя история храма преподобного Сергия Радонежского в Кирееве (Г.Вершинина)

Доклад Галины Вершининой, председателя Химкинского краеведческого общества на конференции «История земли Долгопрудненской через историю храмов»

Место храма и села Киреево находится на въезде в Долгопрудный со стороны Химкинского Левобережья на Лихачевском шоссе, в непосредственной близости от Москвы.

Земли села Киреево на карте Генерального межевания 1766 года (Реконструкция В.С.Кусова, 2004)

История этого некогда обжитого и живописного уголка Подмосковья, безусловно, несет в себе глубинные смыслы. Чем-то она напоминает историю града Китежа. Постараюсь аргументировать этот тезис.

Удивительно, но факт – более ста лет назад в Сергиевском храме были прекращены церковные службы, десятки лет назад были стёрты с лица земли и церковные стены. Вот уже век прошёл, но находились и находятся люди, которые «слышат» это место, прилагали и прилагают усилия, чтобы сохранить его и возродить.

Обратимся к истории. Первые столетия своего существования жизнь в Кирееве была похожа на обычную жизнь маленькой русской деревни. В 1623 году деревня Киреевская на верховье реки Лихоборки состояла в поместном владении Ивана Еропкина, а до этого – была вотчиной Кирея Горина. В деревне располагался двор помещика, в котором проживали деловые люди. В 1678 году сельцо Киреево делили между собой стольник Иван Автамонов сын Большой Еропкин, Иван Меньшой Еропкин и стольник Михаил Иванов сын Еропкин.

В 1704 году сельцо Киреево принадлежало вдове стольника Михаила Еропкина Василисе Парфеньевне. В сельце находились вотчинников двор, в котором проживало 7 человек и всего два крестьянских двора (14 человек жителей). 10 мая 1714 года вдова подала прошение о разрешении построить «вновь по обещанию» каменную церковь Сергия Радонежского. Летом того же года передала священнику той церкви и причетникам 10 четвертей земли и 10 копен сена. Через год соответствующие органы не забыли «на попа ново построенной церкви» положить дани – с земли и сенных покосов 11 алтын 1 деньга. Были и другие налоги – всего 24 алтын 3 деньги.

Возникает вопрос – часто ли в столь малочисленном селении воздвигались в те времена каменные храмы? («В малом селе! Почему? – Не пойму». В.Н. Голубков).

Храм преподобного Сергия — первое и единственное на долгие десятилетия каменное сооружение на территории нашего края.

4 октября 1715 года Еропкина подала челобитную, в которой писала, что каменная церковь построена и к освящению «изготовлена» и просила дать освященную грамоту и антиминс. Не прошло и недели, как 10 октября 1715 года желаемое было осуществлено, о чем «запечатан» соответствующий указ. Причем освящал церковь протопоп Московского Большого Успенского собора Фёдор.

В России в то время происходили большие известные перемены. Столицей стал новый город Санкт-Петербург. У московской знати, к коим относились и семьи стольников Еропкиных, наступили тяжелые времена. Но, видимо, усердно молилась Василиса Парфеньевна за свою дочь Авдотью. Ей посчастливилось породниться со знаменитой династией Бутурлиных – она вышла замуж за стольника Бориса Ивановича Бутурлина.

Александр Борисович Бутурлин (неизвестный художник, ГИМ)

В 1754 году имение Киреевское в Московском уезде переходит к внуку Василисы Парфеньевны от второго брака и сыну ее дочери Автодьи Ермолаевны — генерал-аншефу, генерал-адъютанту, действительному камергеру Александру Борисовичу Бутурлину, известному деятелю своей эпохи.

У Бутурлина было другое излюбленное имение. Приход же в Кирееве был маленьким. Одно время к нему приписали несколько дворов из соседнего более крупного и богатого села Бусинова, а в 1805 году каменный киреевский храм во имя преподобного Сергия уже сам был приписан к одноименной деревянной бусиновской церкви.

В год нашествия Наполеона храм был разграблен. Службы в нем долгое время не проводились. Но судьба сохранила его стены в качестве зернохранилища для будущего возрождения в середине XIX века — золотого века русской культуры.

В 1851 году новый владелец имения композитор и театральный деятель Алексей Николаевич Верстовский (1799-1862) привел храм в порядок. Его заново освятили, и в нем иногда стал служить бусиновский причт.

Иван Фёдорович Мамонтов

Настоящий расцвет храма во имя преподобного Сергия наступил, когда его хозяином стал Иван Федорович Мамонтов – один из родоначальников знаменитой московской династии Мамонтовых. В 1853-1854 годах была построена новая каменная колокольня, отлиты именные колокола. (Голос одного из колоколов доносится теперь из Прибалтики, где он чудесным образом сохранился в одной из церковных общин до настоящего времени.)

Семья Мамонтовых любила Киреево и выезжала сюда на весь летний период. Здесь подрастали дети И.Ф. Мамонтова, в том числе самый знаменитый из сыновей – Савва Иванович, известный тогда всей Москве как Савва Великолепный. Вклад этого человека в русскую культуру невозможно переоценить. Но почти 100 лет, с начала ХХ века, имя это было подвергнуто забвению. К счастью, в нынешнем двадцать первом веке Мамонтовым стали отдавать должное. О юбилеях Саввы Ивановича Мамонтова стали писать центральные газеты, уже сняты фильмы и написаны книги.

Большая статья о нем в «АиФ» № 41, 2016 называется «Орден Саввы», где в развитии культуры и искусства ему отводится та же почетная роль, как М.В. Ломоносову в русской науке.

Савва Иванович Мамонтов. Портрет работы И. Е. Репина. 1880 год.

Савва Иванович Мамонтов прекрасно известен и мировой культуре. Давным-давно в 330-м году первым византийским царем Константином Великим была учреждена древнейшая на нашей планете награда. Золотой орден Константина Великого присуждается за подвижничество, за высочайшие достижения, за меценатство. Это своего рода сертификат рыцарства. В России кавалерами ордена были царь Пётр Первый, Александр Суворов, Савва Мамонтов и Павел Третьяков.

Здесь уместно сообщить, что в 1865 году в Кирееве в храме преподобного Сергия и породнились знаменитые династии Мамонтовых и Третьяковых. Сохранились документы, есть знаменитый «Дневник в Кирееве». Опубликованы воспоминания дочерей Павла Михайловича и Веры Николаевны Третьяковых. Одна из дочерей, названная в честь матери Верой (В.П. Зилоти), пишет: «Рассказывали, что свадьба была весёлая. После великолепного обеда молодые, переодевшись в дорожные костюмы, шли пешком до станции Химки, с оркестром впереди и сопровождаемые хозяином и гостями. Молодые поехали в Петербург и оттуда в Биарриц – купаться». Проехали через всю Европу, осматривая музеи, храмы, архитектурные памятники и картинные галереи.

Вера Николаевна и Павел Михайлович Третьяковы. 1880-е

Венчание Третьяковых состоялось 22 августа 1865 года в церкви преподобного Сергия Радонежского. Венчал молодых «московский Николотолмачевский» священник о. Василий (Нечаев), усердным прихожанином которого был Павел Михайлович Третьяков.

Духовный свет игумена земли русской — преподобного Сергия Радонежского осветил всю дальнейшую жизнь молодых супругов. Приведу факты.

Большую роль в жизни семей Мамонтовых и Третьяковых занимала благотворительность.

Главное же, как Мамонтовы, так и Третьяковы, неустанно заботились о просвещении души русского народа. Как они это делали? Заботой о просветителях. Лучшим художникам, музыкантам, деятелям театра, издателям они создавали живительную атмосферу духовного творчества. Известно, что свою картинную галерею, которая стала правдивым зеркалом души русского народа, Павел Михайлович Третьяков подарил людям всех сословий для бесплатного посещения.

Что касается семьи Саввы Мамонтова, то Сергий Радонежский буквально призвал ее поближе к себе – в благословенные земли Радонежья. Когда у молодых супругов родились первые сыновья (старшего, кстати, так и назвали Сергей), в 1869-м году скончался хозяин Киреева И.Ф. Мамонтов. По завещанию имение перешло сыну Фёдору и его семье. Савва Иванович и его супруга Елизавета Григорьевна выбрали для себя новое место – усадьбу Абрамцево вблизи Сергиева Посада. Она от Москвы дальше Киреева, но добираться сюда стало удобно по только что построенной на деньги Ивана Федоровича Мамонтова железной дороге.

Музей заповедник Абрамцево хранит документы и фотографии, раскрывающие подвижническую деятельность Мамонтовых, которая не укладывается в обычную формулу меценатства и благотворительности. Их цель была выше – они полагали, что страна будет сильна, коль скоро поэзия, живопись, музыка и другие искусства станут достоянием народа. И Мамонтовы строили дороги в глубинку и поощряли лучшее, что появлялось тогда в русской культуре. Всю жизнь им были благодарны Васнецов и Шаляпин, Рахманинов и Нестеров («Явление отроку Варфоломею», «Три богатыря» Васнецова и написаны были в Абрамцеве). Коровин, Врубель, Серов, Дягилев — известные всем имена можно еще долго перечислять.

Кстати, известный художник Валентин Серов, чья юбилейная выставка имела в минувшем году в Москве столь громкий успех, побывал и в Кирееве. Здесь среди цветущего сада в 1892-м году им был написан портрет одной из последних хозяек усадьбы Ольги Фёдоровны Томара (в девичестве Мамонтовой). Храм в эти годы продолжал действовать (заметка в «Московских церковных ведомостях» за 1893-й год).

В.А.Серов. Портрет Ольги Фёдоровны Томара. 1891 год (Минский художественный музей)

Плохие времена наступили в начале ХХ века, когда Киреево переходит к другому владельцу – В.М. Грачеву. Его любимая усадьба находилась неподалёку в Ховрине. Прекрасный сад и огород в Кирееве он стал использовать в качестве подсобного хозяйства и о храме совсем не заботился.

В 1915-м году Киреево посетил художник-архитектор Василий Михайлович Борин (1863-1926). Он был учеником архитектора Александра Степановича Каминского (1829-1897) – друга и родственника семей Мамонтовых и Третьяковых, который и строил Третьяковскую галерею. Увиденное запустение больно поразило художника. В.М. Борин обратился с горячим письмом к оберпрокурору Синода А.Д. Самарину. Александр Дмитриевич Самарин тоже значимая фигура в русской истории. Он приходился зятем Савве Ивановичу Мамонтову, т.е. был совсем не чужим для семьи человеком. Шла первая мировая война. В Московскую губернию хлынули беженцы из западных областей, в том числе и священнослужители. Борин предложил сделать пустующую Сергиевскую церковь убежищем для этих людей. Но Самарин пробыл на высокой должности в Синоде всего несколько месяцев. А затем началась революция.

Храм продолжал разрушаться, на рубеже 1930-х годов был стёрт с лица земли. Есть легенда, что кирпичи были засыпаны в фундамент нынешнего Московского Института Культуры.

Последовали годы забвения. О Кирееве помнили лишь краеведы, некоторые профессора МГИК, историки и потомки Мамонтовых и Третьяковых.

В 1991 году на очередном переломном моменте русской истории зарубежная благотворительная организация «Мамонтовский дом» обратилась в Мособлисполком с просьбой закрепить за ними Киреево, чтобы возродить культурный облик этого места. Им было отказано. Киреевский парк стал санитарной зоной полигона ТБО.

Большие перемены произошли в новейшее время, когда стали строиться планы новой скоростной автомобильной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. Полигон ТБО был закрыт. Почти вся территория усадьбы попала в зону полосы отвода проектируемой автомагистрали. Сейчас на этом месте большая развязка между МКАД, М-11 и Лихачевским шоссе.

Храм преподобного Сергия Радонежского в Киреево располагался на месте зелёной треугольной лужайки в центре снимка.

В 2010-2011 годах химкинские краеведы попытались стеной встать в защиту Киреева, чтобы сохранить это место. Особенную активность проявляли наши тогдашние «три богатыря» — три молодых человека, носящие святое для Киреева имя Сергей. Были написаны аргументированные обращения во все инстанции вплоть до Президента. Эти обращения не имели успеха. Усадебный парк и пруды пошли под бульдозер.

Но удивительное дело – на территории грандиозной стройки уцелел именно тот небольшой участок земли, где располагался Сергиевский храм с прилегающим к нему кладбищем, которое было в церковной ограде. Это место помечено старинным диким камнем — валуном с высеченным на нем православным крестом.

Дорога на этом участке была достроена в 2014-м году, как раз в год празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского. То есть в 2014-м юбилейном году новая дорога между русскими столицами привела к храму.

В том же 2014 году руководителем Химкинской администрации был назначен В.В. Слепцов, прибывший к нам из Сергиева Посада после того, как им были проведены там на самом высоком уровне юбилейные Сергиевские торжества.

В 2015 году – в год 300-летия киреевского Сергиевского храма и 150-летия венчания в нем Мамонтовых и Третьяковых на первой же встрече В.В. Слепцова с жителями Химок ему было сказано о нашем храме преподобного Сергия и передано обращение о необходимости возрождении этого места. В.В. Слепцов пообещал поставить там памятную часовню. Увы. В этом году Слепцов и его команда отбыли на службу в город Ярославль.

Проект часовни в знак памяти о храме прп. Сергия Радонежского в Киреево. Фасад. Арх. А.Карпов.

Химкинские краеведы делают то, что они могут. Были собраны и проведены выставки и презентации с приглашением СМИ и московских историков. Выставку, посвященную юбилею Саввы Ивановича Мамонтова в нашем ДК «Родина», открывал его правнук В.Н. Чернышов – внук Веры Саввишны Самариной – знаменитой «Девочки с персиками» кисти Валентина Серова.

Краеведческая выставка о Киреево в Воскресной школе

На нынешней конференции, посвященной истории нашей местности в истории храмов, где присутствуют не только историки и краеведы, но и священнослужители, другие духовные лица, хотелось бы обратиться с вопросом – в чем же Промысел Божий в отношении храма в Кирееве? Каковы могут быть наши дальнейшие действия по возрождению исторической памяти храма во имя преподобного Сергия?

Ссылка на основную публикацию