Храм Ильи Пророка в Обыденском переулке в Москве: история и современность, святыни и контакты

Храм Илии Пророка в Обыденском переулке, Москва

Илия Пророк — личность для христианства почти мифическая, однако, то, что такой человек действительно существовал, не сомневаются даже ученые-историки. Интересно, что упоминание об Илие встречается не только у православных христиан, но и у мусульман, иудеев и даже — язычников, где ему частично присвоены функции Перуна — управление дождем и громом, плодородие.

История создания постройки

Храмы Илии Пророку возводились в разных городах, в столице эта церковь — старейший собор города. Именно он стал своеобразным участником времен смуты в России, когда молитвами духовников из города были изгнаны иноземные отступники, которые посмели осквернить святыню храма. Когда-то, во время засухи, в день памяти Ильи-пророка к храму совершался крестный ход, в котором принимал участие сам царь.

Статьи о святом пророке Илии:

Интересна и этимология происхождения названия церкви, а затем и переулков, ведущих к ней. Дело в том, что издавна лес для постройки новых домов переплавляли по реке, а само место, где собирали бревна-заготовки, именовали «скородомом». Именно на таком месте и вырос всего за один день храм Илии и получил свое второе название «обыденный», т.е. построенный в течение дня.

Спустя почти 200 лет, в 1702 году вместо деревянного здания на этом месте был построен собор из камня. Со временем переулки, ведущие к церкви, стали именоваться в честь пророка — Ильинскими, а затем были официально переименованы в Обыденские.

Интересно! Среди прихожан из уст в уста даже передается легенда о том, что в июне 1941 года, власти страны хотели закрыть храм, но страшное известие о начале Великой Отечественной войны остановило их. Кроме того, в церкви в годы войны были сохранены все святыни закрывающихся храмов Москвы.

Так из храма воскресения Господня, что находился в Сокольниках, была перенесена чудотворная икона Богородицы «Нечаянная радость», которая находится в нем и по сей день.

Современное состояние

В наше время храм остается одним из любимых мест верующих христиан не только Москвы, но и других городов.

Ежедневно проходят здесь богослужения:

  • Утренняя литургия.
  • Вечерняя служба.

По праздникам литургии проходят также в 7.00 и 10.00.

Читайте также похожие статьи:

Каждый понедельник проходит вечеря, посвященная преподобному Серафиму Саровскому. Проходящая по средам вечеря посвящена пророку Илье, в пятницу — вечеря перед иконой Божьей Матери «Нечаянная радость».

Внимание! При храме часто бывают организованы паломничества, либо экскурсии к православным святыням, благодаря которым можно узнать много полезной для ума и сердца информации. Принять участие в паломничестве может каждый желающий.

Описание храма

Архитектура здания представлена московским барокко, благодаря чему здание выглядит легким и даже воздушным. Выкрашенные в желтый цвет внешние стены напоминают о солнце, дающем тепло и жизнь всему живому.

Внутренне убранство собора, возможно, и не впечатлит какими-либо изощренными украшениями, но присутствие в нем святых икон и мощей наделяет церковь особой благодатной силой.

Деятельность прихода

Под сводами церкви сегодня располагаются:

  • православная библиотека, фонд которой составляет 10 тысяч книг;
  • детская и взрослая воскресные школы, занятия в которых проходят не только по воскресеньям, но и вечерами по будням;
  • молодежный театр, занимающийся постановками христианской и нравственной тематики;
  • детские студии изобразительного творчества и церковного пения;
  • социальная служба, отвечающая за работу с детьми-сиротами, людьми, находящимися в тяжелой жизненной ситуации, кроме того, миссионеры этого отдела организуют благотворительные фестивали и акции, сотрудничают с больницами.

Святыни

Кроме иконы «Нечаянная радость», в храме содержится довольно много святынь, к ним можно обратиться с молитвой:

Престольные праздники

Трижды в год проходят в соборе престольные праздники — 1 августа (день обретения святых мощей), 2 августа (день Ильи-пророка) и 15 января (день, посвященный Святому Серафиму Саровскому). Престольные праздники также принято называть Днем храма, или Малой Пасхой.

Как добраться

Церковь находится в городе Москве, по адресу: 2-ой Обыденский переулок, д. 6, неподалеку от храма Христа Спасителя.

На метро можно добраться до собора, проехав до станции «Кропоткинская», затем, повернув направо, выйти на улицу Пречистенка (к самому ее началу), после мимо памятника Ф. Энгельсу пройти через улицу Остоженка. Далее — через 1-й и 2-й Обыденские переулки, находящиеся перпендикулярно Остроженке, находится храм.

ПРАВОСЛАВНЫЙ МИР

Интересные православные статьи и публикации

Храм пророка Илии в Обыденском переулке

Храм Проро́ка Божия Илии́ в Обыденском переулке — приходский православный храм в честь пророка Илии (главный престол) в Москве, расположенный по адресу: Москва, 2-й Обыденский переулок, д. 6. Храм пророка Илии первоначально был деревянным, возведённый в 1592 году за один день — «обыде́нь», что и дало храму уточняющее название «Обыденный». По имени храма три ведущих к нему переулка стали Обыденскими. Нынешний храм построен в 1702 году на месте прежнего деревянного храма. От этой древней деревянной церкви в иконостасе главного алтаря нынешнего храма предположительно сохранились образ Спаса Нерукотворного (1675) и Казанский образ Божией Матери, написанные ведущим царским изографом Симоном Ушаковым. 15 июня 1944 года сюда была перенесена из храма Воскресения в Сокольниках почитаемая как чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная радость».

Обыденский храм всегда почитался в Москве. В день памяти святого пророка Илии и во время засухи или затяжного ненастья из Кремля к храму совершался крестный ход с участием царя. В такие дни богослужения в храме совершали предстоятели Русской Церкви.

В течение более 300 лет в храме всегда совершались богослужения. Даже в период безбожного лихолетья Храм Илии́ Проро́ка Обыде́нного никогда не закрывался, хотя такие попытки и предпринимались. В тот период, когда другие храмы Москвы закрывались, Обыденский храм принимал многие святыни из закрываемых храмов Москвы.

Главные чтимые святыни храма – чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Владимирская». В местном ряду иконостаса главного алтаря находится несколько почитаемых икон: «Огненное восхождение святого Пророка Илии», «Спас Нерукотворный» с клеймами, икона Божией Матери «Казанская». В храме хранятся иконы преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского с частицами их мощей. Частицу мощей преподобного Серафима Саровского передал храму Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II († 2008) сразу после второго обретения честных мощей этого великого угодника Божия. 1 августа 2009 года во имя преподобного Серафима Саровского в храме был освящен приставной престол. Также в храме хранится частичка Пояса Пресвятой Богородицы, хранящаяся в мощевике у придела апостолов Петра и Павла.

Полный список святынь храма Илии́ Проро́ка в Обыденском переулке:
— Чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость»
— Спас Нерукотворный (с 12 клеймами)
— Икона Божьей Матери «Казанская»
— Святой пророк Илия (с 20 клеймами)
— Усекновение главы Иоанна Предтечи
— Святитель Николай Чудотворец (Зарайский)
— Святой мученик Иоанн Воин
— Успение Пресвятой Богородицы
— Великомученица Варвара
— Преподобный Сергий Радонежский
— Икона Божьей Матери «Неувядаемый Цвет»
— Мощевик слева в центральной части
— Мощевик справа в центральной части
— Святой великомученик Георгий Победоносец
— Святой священномученик Антипа Пергамский
— Святой великий князь Данииил Московский
— Икона Божьей Матери «Владимирская»
— Преподобный Серафим, Саровский чудотворец
— Великомученица Екатерина
— Святитель Афанасий Ковровский, исповедник
— Икона Божией Матери «Умиление»
— Священномученик Серафим (Чичагов)
— Святой страстотерпец царь Николай принимает у священномученика Серафима (Чичагова) Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря
— Преподобный Серафим Саровский, молящийся на камне
— Икона Божией Матери «Достойно есть»
— Икона Божией Матери «Смоленская»
— Икона Божией Матери «Скоропослушница»
— Икона Божией Матери «Взыскание погибших»
— Икона Божией Матери «Тихвинская»
— Икона Божией Матери «Елецкая»
— Cвятые первоверховные апостолы Петр и Павел
— Благовещение Пресвятой Богородицы
— Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
— Икона Всех Святых
— Икона Божьей Матери «Казанская»
— Мощевик в приделе апостолов Петра и Павла
— Икона Божией Матери «Всех скорбящих радость»
— Икона Божьей Матери «Троеручица»
— Святой пророк Иоанн Предтеча
— Святой мученик Иоанн Воин
— Святой великомученик и целитель Пантелеимон
— Святые мученики Гурий, Самон и Авив
— Икона Божией Матери «Всецарица»
— Икона Божией Матери «Милостивая»
— Распятие. Крест Господень
— Успение Пресвятой Богородицы
— Святители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский
— Святой благоверный великий князь Александр Невский
— Спаситель в белом хитоне
— Святитель Николай Чудотворец (с 12 клеймами жития)
— Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»
— Икона Божией Матери «Утоли моя печали»
— Икона Божией Матери «Иверская»
— Три святителя, апостол Иаков, брат Господень, архангел Михаил, мученица Мавра
— Покров Пресвятой Богородицы
— Святой пророк Илия в пустыни
— Святые Симеон Богоприимец и пророчица Анна
— Господь Вседержитель на Престоле
— Икона Божией Матери «Благодатное Небо»
— Икона Божией Матери «Державная»
— Святой мученик Трифон
— Распятие. Крест Господень
— Икона Божией Матери «Помощница в родах»
— Икона Божией Матери «Феодоровская»
— Святая Троица
— Воскресение Господне
— Канун
— Святой великомученик Георгий Победоносец
— Спас Нерукотворный
— Успение Богоматери
— Священномученик Ермоген, патриарх Московский

АДРЕС И СХЕМА ПРОЕЗДА в храм Илии Пророка Обыденного:
Москва, 2-й Обыденский переулок, 6.
(Храм пророка Илии расположен недалеко от Храма Христа Спасителя)

Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. Илия́ — библейский пророк в Израильском царстве, в IX веке до н. э. Русская, Грузинская, Сербская и Иерусалимская Поместные Церкви чтят его память 20 июля (2 августа) (см. «Ильин день») Святой Илия́ в славянской народной традиции — повелитель грома, небесного огня, дождя, покровитель урожая и плодородия. Илья — «грозный святой». Пророк Илия́ был ревностным поборником иудаизма и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия.

Читайте также:  Возведение храма Андрея Рублева в Раменках: от идеи до проводимых в настоящее время богослужений


Согласно Преданию, святой пророк Илия́ совершил следующие чудеса:
— Навёл голод (3Цар.17:3).
— Низвёл огонь на землю (3Цар.18:36-38).
— Низводил Огонь с Небес как для наказания грешников, так и для Знамения Истинности Богопочитания.
— Воскресил отрока, который, предположительно, впоследствии стал пророком Ионой.
— Разделял реку Иордан подобно Моисею ударив по ней своей одеждою.
— Говорил с Богом лицо в Лицо, закрыв при этом своё лицо.
— По Слову Бога пищу ему приносили вороны и Ангелы.
— По его слову пища в доме вдовы не кончалась.
— Его пеленали Ангелы и кормили его Огнём при рождении.
— Полагается, что он есть один из двух светильников предстоящих перед Богом и помазанных Им (Апокалипсис и пророк Захария).
— Был вознесён живым на Небо за особую праведность перед Богом.
— По его молитве заключилось Небо и не давало дождя.
— Также по его молитве Бог дал дождь на землю после заключения Неба.
— Явился вместе с пророком Моисеем перед Иисусом Христом в день Преображения и беседовал с Ним.
— Пророчествовал и открывал людям Волю Бога.
— Считается, что за равноангельскую жизнь Бог даровал ему неисчерпаемый и неограниченный дар чудотворения
— Почитается как величайший из святых.

Как в иудаизме, так и в христианстве считается, что святой пророк Илия́ был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24). Впрочем, в православном богословии есть мнение, что Енох и Илия были вознесены не на небо, но в некое сокровенное место, в котором и ожидают дня апокалипсиса. Пророк Илия́ упоминается несколько раз в Новом Завете. Так описан эпизод как старейшины и народ спрашивали Иоанна Предтечу, когда он проповедовал на берегах Иордана в духе и силе Илии и даже по внешности походил на него, не он ли Илия? Также ученики Иисуса Христа, согласно Евангелию от Матфея, спрашивали Его, не должен ли перед Мессией прийти Илия. На что Христос ответил: «правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф.17:11-12). Тогда ученики поняли, что Иисус говорил об Иоанне Крестителе, который был обезглавлен (Мк.6:28).

Во время Преображения Иисуса Христа Илия пророк являлся, вместе с Моисеем и они беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31). По мнению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Согласно Откровению Иоанна Богослова Илия должен также явиться пред вторым пришествием Христа на землю (Откр.11:3-12). Во время страданий Христа на кресте некоторые из людей думали, что Христос зовёт пророка Илию на помощь, и ожидали его прихода.

Церковь Илии Пророка Обыденного

Первоначальный деревянный храм появился на этом месте на рубеже XV–XVI вв. Название «Обыденный» указывает на то, что церковь была построена в один день — видимо, из готовых срубов. По другой версии, церковь построена «по обету», после завершения сильной засухи. Отметив завершение природного катаклизма, храм попал в историю уже государственного нестроения: в Смуту, 24 августа 1612 г., келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын служил здесь молебен о победе над поляками, на котором присутствовал и князь Дмитрий Пожарский — неподалеку располагался штаб Второго ополчения, отражавшего натиск гетмана Хоткевича.

Деревянный храм несколько раз поновлялся, а в 1702 г. ему на смену пришла каменная постройка, средства на возведение которой пожертвовал думный дьяк Гавриил Деревнин — о нем и его брате Василии напоминают мраморные плиты внутри храма. Церковь возводилась по архитектурной моде своего времени: вытянутая по вертикали, она представляет собой конструкцию «восьмерик на четверике». Грани обоих объемов отмечены колонками коринфского ордера с маленькими пышными капителями, окна же строго аскетичны и не украшены наличниками вовсе. Восьмерик увенчан одной граненой главой с крестом. В северной стене храма сохранилось несколько надгробных таблиц, напоминающих о существовавшем здесь ранее приходском кладбище. В интерьерах сохранился центральный иконостас с образами XVII в., находившимися еще в деревянном храме, в том числе образ Спаса Нерукотворного 1675 г., образ Казанской Божией Матери, созданный Симоном Ушаковым, храмовая икона святого Илии Пророка с 20 клеймами жития и другие.

Трапезная церкви была первоначально однобокая, с приделом Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Ей на смену в 1819 г. пришла каменная трапезная, в которой появился второй престол во имя апостолов Петра и Павла. Однако окончательно существующий облик Ильинского храма сформировался в 1866–1868 гг., когда трапезная была перестроена и расширена, а с запада по проекту А.С. Каминского создана новая колокольня с четырехгранным шатром, с элементами в псевдорусском стиле. Работы велись на пожертвования церковного старосты — купца В.Д. Коншина. Также известной благотворительницей была жившая по соседству А.Д. Третьякова — мать создателя галереи. В 1882 г. при храме было построено здание эпохи “барокко” для школы и богадельни.

После революции церковь пострадала во время кампании по изъятию церковных ценностей, утратив часть убранства и драгоценной утвари. Но в храме продолжались богослужения. Из храма Воскресения в Сокольниках сюда была перенесена икона Божией Матери «Нечаянная радость» (до революции находилась в церкви Благовещения в Кремле), долгие годы хранился посох последней настоятельницы соседнего Зачатьевского монастыря (его вернули в обитель после возрождения в ней монашеской жизни). Существует устойчивая легенда, что власти планировали объявить о закрытии церкви 22 июня 1941 г., но этому воспрепятствовало начало Великой Отечественной войны.

В то время, когда храмы повсеместно были закрыты, службы в церкви Илии Пророка продолжались. Поэтому именно здесь устроили заочное отпевание писателя М.А. Булгакова после его кончины. Так пожелали его сестры, сам же писатель перед смертью просил о кремации. Его просьбу выполнила супруга писателя Елена Сергеевна Булгакова, похоронив прах писателя на Новодевичьем кладбище.

grigoriyz

Delirium tremens

“科学没有宗教是瘸的,宗教没有科学是瞎的” – Albert Einstein

В детстве я жил в доме ,расположенном в Савельевском переулке. Это в 10 минутах от м.
Кропоткинская. Адрес даже до сих пор помню (так как родители боялись ,что я потеряюсь,то
очень рано заучили его со мной): Савельевский переулок дом 9 квартира 22.

Смутно помнится как на празднике по набережной Москвы реки проходили танки и я вместе с
родителями ходил на них смотреть.
А ещё вспоминаются детские прогулки вокруг бассейна Москва, где раньше стоял Храм Христа
Спасителя. И теперь стоит.

А первой церквью ,которую я в своей жизни увидел была церковь в Обыденском переулке. Как мне
сейчас помнится, надо было с Савельевского переулка свернуть в какую-то тёмную арку и там
дворами выйти прямо к её входу.
Смутно как-то помнится из детства ,что какие-то люди выходят со службы, но что было внутри
не помню.

Много позже (будучи уже взрослым) я заходил внутрь и нашёл её красивой ,но достаточно
маленькой.

Стало тут как-то интересно найти историю этой церкви.Поискал я в Интернете ,кое-что нашёл и
скомпонавал это (лишь слегка подредактировав) в единый текст.

ИЛЬИНСКИЕ ХРАМЫ СТАРОЙ МОСКВЫ

Основание в Москве церквей, освященных во имя ветхозаветного св. Илии Пророка, началось в
глубокой древности. Святой Илия, родившийся за 900 лет до Рождества Христова и чудесно
вознесшийся живым на небо в огненной колеснице, издревле почитался помощником в страшном
бедствии – засухах, грозивших голодом и войнами, и ему молились о даровании дождя. Люди
просили защиты святого и во время гроз. В этот августовский день уже ощутимо приближение
осени и становится заметно темнее по вечерам. Отсюда явилась народная поговорка-примета
“Илья Пророк два часа уволок”.

Самая знаменитая и, по негласной традиции, главная Ильинская церковь Москвы – это церковь
св. Илии Обыденного на Остоженке ( совсем недалеко от метро “Кропоткинская”), которая
возвышается рядом с домом Перцова напротив храма Христа Спасителя. Она – следующая по
известности московская приходская церковь после “Большого Вознесения” у Никитских ворот, и
тоже любимый храм московской интеллигенции.

История ее основания овеяна легендами. Местность, где была выстроена эта церковь, только в
XVII веке стала называться “Остожьем” – тогда здесь простирался царский заливной луг и
стояли стога душистого скошенного сена. Ильинская церковь появилась здесь гораздо раньше. Ее
основание московские легенды иногда приписывают древнему князю, который однажды попал в этих
краях в сильную грозу. Он дал обет, что если останется жив, то за один день построит
деревянную церковь во имя Илии Пророка. Другая версия гласит, что храм мог появиться по
обету во время сильной засухи, когда всем миром молились о даровании дождя.
Есть ещьё придание,что первая деревянная церковь была возведена в 1592 году за один день по
обету Василия III.

Читайте также:  Никольский женский монастырь в Переславле-Залесском: история обители, чтимые святыни, современное состояние

Так или иначе, но сохранившееся древнемосковское название храма “Обыденный” достоверно
свидетельствует о том, он был изначально деревянным и построен по обету за один день – “об
един день”. Историки приблизительно определили дату его основания – конец XV или XVI столетия.

Деревянная Ильинская церковь уже упоминается в летописных повествованиях о славных битвах и
победах русского войска в 1612 года. В августе того страшного и судьбоносного для России
года войско князя Пожарского расположилось у Арбатских ворот. А рядом с Ильинским храмом
находился его штаб – отсюда князь с воинами переправились в Замоскворечье и там бились
насмерть с гетманом Ходкевичем, стремясь не допустить его армию на помощь к осажденным в
Кремле и Китай-городе польским интервентам. А знаменитый келарь Троице-Сергиевой Лавры
Авраам Палицын совершил у храма молебствие “о побеждении на враги”.

В деревянном Ильинском храме любил молиться и царь Алексей Михайлович, останавливаясь по
пути в Новодевичий монастырь. Молились здесь и патриархи – с крестным ходом из Кремля они
шли в скромную московскую церковь просить о даровании дождя в засухи.

И только в 1702 году с благословения митрополита Стефана Яворского, будущего местоблюстителя
патриаршего престола петровских времен, думный дьяк Г.Ф. Деревнин построил здесь первую
каменную Ильинскую церковь с семиярусным иконостасом – редкий памятник архитектуры
петровского барокко. Этот стиль появился в начале XVIII века и выразил в себе новые веяния,
которые несла в Россию эпоха Петра I: с одной стороны, ясность, правильность,
рациональность, логичность, а с другой – романтика. Создавался образ скромного, практичного,
а вместе с тем нарядного здания. В это время появляются церкви типа “корабля”, отдаленно
схожие с базиликальной композицией храма: колокольня, удлиненный притвор и сам храм
помещаются на одной вытянутой оси. До нашего времени не сохранился изначальный облик
каменной Ильинской церкви: известно, что она была очень маленькая, и в ней помещалось
немного народу, поэтому в 1866 – 1868 г.г. архитектор А. Каминский, зять знаменитых братьев
Третьяковых, значительно перестроил ее и расширил, соорудив трапезную и новую изящную
колокольню. А Третьяковы сделали крупные пожертвования на благоустроение Ильинского храма –
брат коллекционера, городской голова Сергей Михайлович Третьяков сам жил неподалеку от
церкви на Пречистенском бульваре и не раз посещал ее.

Племянница и крестница Михаила Булгакова Елена Андреевна Земская вспоминает о заочном
отпевании Михаила Афанасьевича в церкви на Остоженке (храм св. Илии Обыденного – ближайший
действующий храм к тому месту, где был снесен храм Христа Спасителя). В семейном предании
совмещение заочного отпевания с кремацией, на которой настоял сам Булгаков, объясняется тем,
что писатель избрал кремацию, чтобы не повредить близким. Показательны слова жены писателя
Е. С. Булгаковой: “многие меня упрекали – как я могла так хоронить верующего человека”.

В Ильинском храме хранятся бесценные святыни, памятники русской культуры и истории. В
местном чине иконостаса – “Нерукотворный Спас” и Казанская икона Божией Матери XVII века
письма Симона Ушакова, перенесенные еще из деревянного храма. Здесь же у левого клироса
находится очень чтимый в Москве чудотворный образ Божией Матери “Нечаянная радость” –
главная святыня Ильинского храма. Есть легенда о том, что от иконы “Нечаянная радость”
чудесно получил помощь на фронте Патриарх Пимен. Эта икона изначально находилась в
кремлевской Благовещенской церкви в Тайницком саду, после ее разрушения была передана в
церковь св. Власия у Пречистенки, а затем оказалась в храме Воскресения в Сокольниках, куда
в советские годы передавали все чудотворные и наиболее чтимые иконы из разрушенных
московских церквей. В Ильинский храм образ был передан после ликвидации обновленческого
раскола в обмен на копию (этот список и хранится сейчас в Петропавловском приделе
Сокольнического храма напротив Иверской иконы). А у правого столпа при входе в Ильинский
храм находится дивный образ Спасителя, написанный митрополитом Серафимом (Чичаговым).
Одна из местных особенностей храма, о которой остались воспоминания его прихожан – на
Страстной неделе духовенство служило здесь не в черных ризах, а в темно-лиловых.

C года «великого перелома» стали стремительно закрываться и разрушаться церкви. К 1941 г.
в Москве их осталось около 30. В 1930 г. колокольный звон в Москве был запрещен. И хотя храм
чудом уцелел, он все же пострадал в эту черную годину русской истории – на его колокольне
выломали часть решетки и через зияющий провал сбрасывали на землю колокола. А во время войны
храм повредила бомба, но его быстро восстановили, и богослужения продолжались даже при
воздушных тревогах.
Храм не закрывался в советское время, хотя вопрос об этом поднимался несколько раз, и по странному
совпадению, всегда на Крестопоклонной седмице. И только после возобновления патриаршества в
1943 году попытки закрыть Ильинскую церковь прекратились. Поскольку он был одним из немногих
действующих в те тяжелые времена храмов, на Пасху в нем собиралось множество людей. В целях
антирелигиозной пропаганды в толпу специально подсылали группу хулиганов, которые свистели в
храме и толкали людей, пытаясь помешать богослужению, осквернить чувства верующих, создать
сумятицу, панику и давку.

Протоиерей Михаил Ардов в своей книге “МеЛоЧи арХи. ПрОто. и просто иерейской жизни”
упоминает следующее :

“Один старый москвич рассказал мне о трагикомическом происшествии, которое было в знаменитом
храме Илии Обыденного 14 мая 1946 года — на день иконы Божией Матери “Нечаянная радость”.
Там служил Патриарх Алексий, а с ним протодиакон Николай Парфенов. В самом конце
провозглашаемы были уставные многолетия. Помянувши Патриарха, отец протодиакон, отличавшийся
сильным голосом, продолжал:
— Богохранимей стране нашей, властем и воинству ея, первоверховному вождю.
Но не успел он произнести имя “первоверховного вождя”, как стоящая у амвона женщина завопила
на весь храм:
— Не сметь поминать христопродавца! Не сметь!
И она принялась плевать протодиакону в лицо.
Тот опешил, умолк. А она продолжала вопить и плеваться:
— Не сметь. Не сметь. Не сметь.
Опомнившись, протодиакон буквально заорал:
— Многая лета-а-а.
Это подхватил и хор, но они так и не смогли заглушить пронзительный женский крик:
— Не сметь молиться за христопродавца. Не сметь.
Показательна была реакция присутствующих.
Настоятель храма сделался белым, как полотно, а молящиеся стали пятиться от солеи и
разбегаться. В дверях началась давка, но по счастию был открыт и боковой выход, так что
увечий не было.

Окончилась эта история по тем временам вполне благополучно: женщину объявили сумасшедшей, и
даже отец настоятель остался на своей должности.”

СВЯТЫНИ ХРАМА:
Икона Божией Матери “Нечаянная Радость” из Кремля – чудотворный образ (оригинал)
“Милостивая” из Зачатьевского женского мон.,
Владимирская икона Божией Матери (1688 г.),
Иконы местного ряда иконостаса, написанные еще для деревянного храма – Спас Нерукотворный,
Казанская икона Божией Матери, Усекновение главы Иоанна Предтечи (все – сер. XVII в., Симон
Ушаков и его ученики),
Спас Нерукотворный из Барыковской богадельни,
Иконы сщмч. Ермогена, прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского с частицей мощей,
Ковчеги со свв. мощами.
В храме также есть иконы:
Св. Троицы (XVII в.), два Распятия.
Писанные на холстах иконы Спасителя и преп. Серафима работы сщмч. Серафима (Чичагова).
Божией Матери: Успения (XVII и XVIII в.), Неувядаемый цвет (XIX в.), Утоли моя печали,
Федоровская (нач. XVII в.), “Державная”, “В родах помощница”, Иверская, Смоленская,
Скоропослушница, Тихвинская, Елецкая, “Взыскание погибших”, “Всех скорбящих радость”,
“Троеручица”, “Споручница грешных”.
сщмч. Ермогена, сщмч. Антипы Пергамского (XVI в.), преп. Сергия Радонежского, преп. Серафима
Саровского,
свт. Николая, прор. Илии, Всех Святых, вмч. Пантелеимона, вмч. Георгия, мч. Вонифатия, мч.
Трифона, мч. Иоанна Воина, мц. Екатерины, мц.Варвары, блгв. кн.Даниила Московского и др.

Подробно о храме и его настоятелях читайте на:
http://developer.pfu.edu.ru/

Использована информация со следующих сайтс:

Храм Илии Пророка в Обыденском переулке

На Остоженке есть храм, который существует уже более 300 лет — храм Илии Пророка в Обыденском переулке. Сам переулок назван по имени храма. Обыденский – означает созданный «об один день», именно за это время был построен здесь в XVI в. деревянный обетный (по обету, данному Богу) храм во имя Ильи-пророка.

Множество легенд связывают с его строительством. Одна из них утверждает, что произошло это в 1592 г. в связи не то с засухой, не то с голодом на Московской земле, ведь именно святому Илье возносят молитвы о даровании дождя или вёдра (сухой ясной погоды). Другое предание называет еще более раннюю дату постройки – начало XVI в., время правления великого князя Василия III (1505 — 1533), намекая, что князь самолично участвовал в устроении церкви. Одна из версий говорит, что князь попал в страшную грозу и обещал возвести храм во избавление от смерти, поскольку пророк Илия на Руси всегда почитался повелителем огня и молний, как и древне-языческий бог Перун, на месте чьих разоренных жертвенников часто возводили Ильинские церкви. А «Сказание» Авраамия Палицына утверждает, что на месте храма (видимо, уничтоженного поляками в 1611 г.) князь Дмитрий Пожарский в августе 1612 г. творил молебен накануне сражения с войсками польских интервентов.

Как бы там ни было, но в 1702 г. на пожертвования братьев Деревниных по проекту архитектора И. Зарудного на месте деревянной церкви XVI в. был выстроен каменный храм Илии Пророка в стиле петровского барокко по стандартной схеме – восьмерик на четверике. И поскольку храм никогда с тех пор не закрывался, то его основание дошло и до наших дней. Впрочем, это не означает, что храм совсем не перестраивался. Так, в 1706 г. был освящен придел в честь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, а в 1819-м – Петропавловский придел.

Читайте также:  Ставропигиальный монастырь: что это значит и какие мужские и женские монастыри есть в России

К 1867 г. здание храма пришло в аварийное состояние и грозило обрушением, в связи с чем церковный староста купец В. Коншин, посоветовавшись с настоятелем, решился на капитальный ремонт. К проекту он привлек свояка, архитектора А.С. Каминского, автора первого здания Третьяковской галереи. Коншины, Третьяковы и другие доброхоты пожертвовали средства на строительство. Таким образом, была перестроена трапезная и возведена трехъярусная шатровая колокольня. 9 июня 1868 г. их освятил недавно поставленный Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий, отслуживший в этом храме свою первую в Москве божественную литургию.

Богоборцы-большевики хотели закрыть храм Илии Пророка в Обыденском переулке в 1930 г. Но прихожане, которых к тому времени собралось немало из других закрытых церквей, не позволили это сделать, дружно встав на защиту последней твердыни православия на Остоженке. Власти были вынуждены смириться и оставить верующим храм. Множество святынь из закрытых и разрушенных церквей стекалось сюда, их приносили люди из ликвидированных приходов. Перед Великой Отечественной, в 1941 г., храм снова хотели закрыть, но помешала война, а в 1944 г. сюда привезли чудотворную икону Богородицы «Нечаянная радость» из Воскресенской церкви в Сокольниках. Она бережно хранится здесь и по сей день.

В храме Илии Пророка в Обыденском переулке множество уникальных икон как старинных, XVI – XVII вв.( в том числе – письма Симона Ушакова), так и более поздних, руки свщмч. Серафима (Чичагова), расстрелянного в Бутово в 1937 г. Современные прихожане вносят свою лепту в прославление любимого храма, проводя историко-краеведческие изыскания и публикуя их результаты. Здесь организована одна из самых больших в столице церковно-приходских библиотек, а также бесплатный лекторий о московских святынях.

1 августа 2009 г. состоялось освящение приставного придела во имя прп. Серафима Саровского.

Икона Божией Матери «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»

Старинная чудотворная икона Богородицы «Нечаянная Радость» – одна из святынь Москвы находится в храме Пророка Илии Обыденном. Время и место происхождения первообраза неизвестны.

В настоящее время икона Божией Матери «Нечаянная Радость» пользуется большим почитанием среди верующих, списки с образа пребывают почти в каждом православном храме, хотя распространение святой иконы в Москве началось с середины XIX века.

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» названа в память об исцелении некоего грешника через святую икону молитвами Пречистой Богородицы.

Этот очень чтимый в православной Москве образ есть почти в каждом храме города.

По типу икона «Нечаянная радость» относится к Одигитрии – путеводительнице ко Христу. На ней изображен стоящий на коленях грешник перед иконой Пресвятой Богородицы и протягивает к ней руки с мольбой о помиловании. Иногда из его уст, в виде лент, иконописцы изображали текст обращенных к Ней молитв. Получается икона в иконе: Матерь Божия держит на левой руке Своего Сына, и Младенец Христос поднял вверх Свои маленькие ручки. Лик Богородицы обращен к грешнику. Под образом надпись, излагающая историю спасения грешника.

Одигитрия «Нечаянная радость» еще раз свидетельствует, что все желающие быть прощенными искренне – будут прощены. Причем в повествовании об иконе сказано, что покаявшийся грешник молил о даровании видения грехов своих, и это не означает, что он собрался снова вести порочную жизнь. Любой человек грешен – такова наша двойственная природа, но если грех вдруг по слабости людской и свершится, то, увидев его в лицо, мы получаем возможность раскаяния и, возможно, полного покаяния, что станет еще одной ступенью спасения в духе.

Этот образ имеет множество списков, разошедшихся по всей России. Он прославлен чудотворениями, везде почитаем и любим, ведь Нечаянная Радость – это Сама Богородица, безмерно любящая, неотступно пребывающая в молитве перед Своим Божественным Сыном о всем роде человеческом, не оставляющая людей без надежды на прощение самых тяжелых грехов, дарующая нечаянную радость встречи, веры, любви.

Чудотворные иконы Божией Матери «Нечаянная радость» находятся в Храме Иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной Роще (ул.Шереметьевская, 33) и в Храме Илии Пророка в Обыденском переулке (м.”Кропоткинская”, 2-й Обыденский пер., 6).

Храм пророка Божия Илии в Обыденском переулке

Наиболее известные чтимые иконы Божией Матери «Нечаянная радость» находятся в Храме Спаса Преображения на Песках (м.”Смоленская”, Спасопесковский пер, 4а) и в Храме Воскресения Словущего в Даниловской Слободе (м.”Тульская”, Даниловский Вал,2 2).

Многие, с верой и любовью прибегающие к помощи Пресвятой Богородицы, получают через эту икону нечаянную радость прощения грехов и благодатного утешения. Эта икона будит в каждом верующем утешительную веру в помощь Царицы Небесной и чрез Нее в милосердие Господа во всех наших делах, а также в молитве за детей.

Дни празднования иконы Божией Матери «Нечаяная Радост ь» – 14 мая и 22 декабря.

Тропарь, глас 4-й:
Днесь вернии людие духовно торжествуем, прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго и притекающе к Пречистому Ея образу, взываем сице: о, Премилостивая Владычице Богородице, подаждь нам нечаянную радость, обремененным грехи и скорбьми многими, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Кондак, глас 6-й:
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Нечаянная Радость»:
О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града Москвы Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех Верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси нечаянную радость ему и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством ко прощению сего грешнаго и заблуждшаго, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением покланяющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость: грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, — вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбех и печалех — утешение; обретающимся в бедах и озлоблениих — совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным — надежду и терпение; в радости и изобилии живущим — непрестанное Благодетелю благодарение; бедствующим — милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами — нечаемое исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум — ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь — память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду. О Госпоже Пресвятая! Умилосердися ко всем, чтущим всечестное имя Твое, и всем яви всемощный покров Твой и заступление; во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до последняго их скончания во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблуждшия на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с Небесе низпосли; от искушений, соблазнов и погибели спаси; от злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай; путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница; неимущим крова и пристанища буди покров и прибежище; нагим подаждь одеяние; обидимым и неправедно гонимым — заступление; клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение, и всем нам друг ко другу любовь, мир и благочестие и здравие с долгоденствием. Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый; матерем, дети родящим, скорое подаждь разрешение; младенцы воспитай; юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашней брани и вражды единокровных миром и любовию огради. Безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и Богоугодному научи, прельщенныя же и во грех и нечистоту падшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи. Вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл, от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави, и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на страшнем Судищи Христове даруй. Преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори, скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли, и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица, да вси на Небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ссылка на основную публикацию