Храм Богоматери “Отрада и утешение”: история и современность, социальное служение

Храм Богоматери “Отрада и утешение”: история и современность, социальное служение

Февраль 3rd 2010 –

Образ иконы Божьей Матери «Отрада или Утешение» (ещё его называют «Отрада и Утешение»), на Руси очень редок и пришел к нам с Святой горы Афон[1]. История Образ иконы Божьей Матери «Отрада или Утешение» такова.

В 807 году, разбойники подступила к святой горе Афонской, чтобы напасть на один из самых богатых монастырей – Ватопедский. Разбойники, ночью выйдя на берег, спрятались до утра в прилежащих к монастырю кустарниках, чтобы, как только откроются монастырские ворота, напасть на монастырь и захватить его. Но Пресвятая Дева Богородица не допустила совершиться варварскому замыслу. По окончании утрени, когда братия разошлась по кельям на краткий отдых, настоятель монастыря остался в церкви, чтобы заняться совершением своего утреннего монашеского правила; вдруг, он слышит голос от иконы Пресвятой Богородицы: «Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на стены монастырские и разгоните разбойников!» — Игумен, смутившись, устремил свои глаза на икону Богоматери, от которой слышался этот голос, — и ему открылось поразительное чудо. Он увидел, что лик Богоматери оживился, равно как и лик держимаго Ею Младенца Иисуса. Предвечный Младенец, простерши Свою десницу и закрывая ею уста Своей божественной Матери, обратил к Ней лицо Свое и сказал: « Нет, Мати Моя, не говори им этого, пусть они понесут заслуженное наказание»! – Но Богоматерь, стараясь удержать Своею рукою руку Сына и Господа, уклоняясь лицом от Него направо, снова произнесла двукратно те же самые слова: «Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на стены монастырские и разгоните разбойников!» Пораженный ужасом от этого страшного чуда, игумен тотчас же созвал всю братию, пересказал им случившееся; и все с крайним изумлением заметили, что лики Богоматери и Господа Иисуса и вообще очертания иконы приняли другое положение, нежели оно было, а лик же Младенца Иисуса принял строгий и даже грозный вид. В чувствах живой признательности они прославили заступление и промысел о них Пресвятой Богородицы, взошли на монастырские стены и отразили нападение разбойничьей шайки.

Так появилась эта чудотворная икона, которая до сих пор находится в Ватопедском монастыре в параклисе Божьей Матери Отрады или Утешении, на стене при правом клиросе и празднование её совершается 21 января ст.ст.

Неизвестно, кем и когда были принесены списки с этого чудотворного образа в Россию, но в литературе конца девятнадцатого, начала двадцатого века не редко встречаются упоминания не только о ней, но и монастырях названных в честь этой иконы.[2]

Омский Образ Божьей Матери «Отрада или Утешение» был написан в мастерских женского Казанского монастыря города Омска в начале двадцатого века по распоряжению игуменьи монастыря Магдалины, и первоначально помещался в её приемной. В двадцатых годах, после того, как монастырь был закрыт большевиками, эту икону спасла монахиня Фомаида и увезла с собой в город Бийск. Матушка Фомаида была уже весьма пожилой и не редко, как свойственно людям пожилым, помышляла о смерти. Мысленно предавая свою душу Богу и прощаясь с земными вещами, она часто задумывалась о том, кому достанется её любимая икона.

Однажды снится ей сон, что будто бы поднялась икона в воздух, и так по воздуху и пошла.

— Куда же ты Владычица?

— В Омск!- отвечала ей икона. Так и рассудила м. Фомаида: «Надо икону в Омск вернуть».

В это время в Омске жила её воспитанница, бывшая послушница монастыря Мария, которой и было написано письмо о том, что икона «просится» в Омск и если Мария хочет помочь, то должна выслать семь рублей, на почтовую пересылку. Это была значительная сумма для Марии, но при помощи её подруг – сомолитвенниц, деньги все же были собраны, а затем отправлены в Бийск.

Какова же была радость, когда через некоторое время посылка была получена. Огромный как стол футляр, а в нем эта самая, написанная на стекле икона. Необычное письмо иконы и раньше вызывало особый трепет и благоговение у всех, кто её видел, а теперь и вовсе пасхальная радость озарила небольшую катакомбную общину. Тут же в доме Марии был отслужен молебен, в котором приняли участие бывшие тогда в Омске ссыльные: архимандриты Варлаам и Капитон, игумены Иннокентий и Иоаникий.

Это было начало тридцатых годов, и большинство храмов Омска было закрыто, те же, которые оставались открытыми, оказались захвачены сергианами и обновленцами, а верные Христу и своему пастырскому долгу священники служили тайно по домам, в тайне от богоборческой власти. Почти все из них, впоследствии, приняли мученический крест.

Через некоторое время, делившая кров с Марией, послушница, единственная кто была против отправки денег за пересылку иконы, пошла в магазин, и прямо на дороге увидела маленький сверток, развернув который, обнаружила двадцать пять рублей, немыслимые по тем временам деньги. Сколько потом было слёз радости и покаяния. Таким образом, Божия Матерь вознаградила своих послушниц за жертвенное Ей служение, а их маловерную и глупую сестру вразумила неожиданным подарком.

Времена были суровые, по городу шли аресты христиан. Марию могли вот-вот арестовать, и она надумала бежать. Но куда бежать с иконой такого размера, да ещё сделанной из стекла? Но и тут Царица Небесная опять пришла на помощь. В полусне, является Марии покойный брат и заводит разговор об иконах: «Иконы твои в Игнатовку ушли, там жить будут!»

В Игнатовке, старом районе Омска жили общинкой несколько катакомбных монахинь, им то, перед побегом из города и передала Мария икону. Монахини Казанского монастыря Евдокия, Серафима и Ирина с благоговением и радостью приняли знаменитую икону из своего же давно закрытого монастыря.

Одному Господу известно, как монахини сберегли икону во времена гонений 1936-37 годов и голодные годы Второй Мировой войны.

В год смерти монахини Ирины (+1951), к ним поселились сестры Христина Григорьевна и Феодора Григорьевна Воробьевы, через год в 1952 году, после долгой болезни, умерла другая монахиня, Евдокия, а в1954 году скончалась и послушница Феодора. Так, монахиня Серафима с послушницей Христиной, вдвоем и стали хранительницами иконы. Работать могла только Христина, матушка Серафима вела домашнее хозяйство и ухаживала за коровой. Так они и жили, а Пресвятая Богородица хранила своих молитвенниц, поддерживая их в бедах и не давая падать духом.

После смерти монахини Серафимы в 1993 году, Христина Григорьевна Воробьева передала икону Божьей Матери «Отрада или Утешение» Омскому кафедральному собору Святых Царственных мучеников. Вместе с иконой она передала в ведение церкви свой дом и всё своё нехитрое имущество. Теперь она проживает в доме старчества при архиерейском подворье, а икона висит в трапезной собора, и каждый, нуждающийся в отраде и утешении, может помолиться пред этим чудотворным образом.

[1] Вышний покров над Афоном или сказания о чудотворных на Афоне прославившихся иконах.// Репринтное издание. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1997. -176с.

[2] Неизвестный Нилус. том 2 // Москва, Православный Паломник, 1995, стр. 363

«Отрада и Утешение» в Добрынихе

В селе Добрыниха городского округа Домодедово находится бывшая женская обитель «Отрада и Утешение». Ее основала в 1880-х годах графиня Мария Владимировна Орлова-Давыдова, принявшая монашество с именем Магдалина. Женская община создавалась для дел милосердия, поэтому на территории кроме храма имелась больница, богадельня, школа и детский приют. Сейчас в обители располагается психиатрическая больница. Главной святыней общины в Добрынихе была копия иконы Божией Матери «Отрада» или «Утешение», привезенная с Афона.

Святыня афонского монастыря Ватопед

Оригинал образа Божией Матери «Отрада» или «Утешение» находится в греческом монастыре Ватопед. Еще в 1835 году отец основательницы обители в Добрынихе Владимир Петрович Орлов-Давыдов совершил путешествие к Ионическим островам, Греции, Турции и святой горе Афон. На Афоне Владимир Петрович посетил Ватопедский монастырь. Граф писал в путевых записках: «Как скоро вошел я в ограду, ударили во все колокола, и архимандрит и все духовенство повели меня собором во внутренность алтаря и там отслужили молебен перед иконой Богородицы. Ни в одном из монастырей, даже русском, меня не принимали с таким торжеством, как здесь. После молебна повели меня прикладываться к чудотворному образу Богородицы, находящемуся на левой руке, при входе в храм».

Владимир Петрович Орлов-Давыдов встретил среди ватопедских монахов множество «веселых и румяных» стариков, которые хвастались, что дожили до ста лет. Правда, две детали разочаровали графа. На обед русскому гостю и его спутникам подали жареную козу, хотя он ожидал, что на Афоне пустынники не едят мясо. На дверях церкви Давыдов заметил узор в виде полумесяцев. Граф посчитал это предосудительным «поползновением угождать туркам». Владимир Петрович был известным библиофилом, поэтому осмотрел ватопедское книгохранилище. Оно оказалось самым богатым на Афоне.

Читайте также:  Действующие монастыри в Москве: адрес, метро и режим работы, краткая история

В 1793 году в Петербурге вышла книга «пешеходца» Василия Григорьевича Григоровича-Барского (Плаки-Албова) о путешествии русского странника по святым местам Европы, Азии и Африки. Сочинение было популярно у читающей публики в первой половине XIX века. Эту книгу читал перед своим странствием на Афон и Владимир Петрович Орлов-Давыдов. У Григоровича-Барского есть подробное описание Ватопедского монастыря. Греческое слово «ватопедион» буквально переводится на славянский язык как «купинодетие» или «куст отрока». Название связано с событиями конца IV века. Однажды сын римского императора Феодосия Великого Аркадий возвращался по морю к отцу из Рима в Византию. Его корабль попал в бурю недалеко от Афонской горы. Судно тонуло, но отрок Аркадий стал молиться: «Пресвятая Богородице, помоги мне». Через некоторое время к месту, где затонул корабль царевича, приплыли греческие князья и вельможи. Они были уверены, что Аркадий погиб, но неожиданно нашли на суше под кустом спящего отрока. Узнав о спасении сына, император Феодосий велел на месте, где нашли Аркадия, основать церковь в честь Пресвятой Богородицы. Позднее здесь появился монастырь Ватопед – «куст отрока».

На внешней стене Успенского храма общины «Отрада и Утешение» в Добрынихе есть мозаика с ватопедским образом Божией Матери. Богородица отвернула лицо от Иисуса, а младенец как будто закрывает ей уста рукой. Существует предание, объясняющее такую иконографию. В 807 году к Афону приплыли разбойники, которые хотели разорить богатый Ватопедский монастырь. Разбойники ожидали момента, когда монахи откроют ворота на рассвете. В это время игумен читал монашеское правило в храме и услышал голос от иконы Божией Матери: «Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на стены монастыря и разгоните разбойников». Игумен взглянул на икону, от которой слышал эти слова, и заметил, что фигуры Богородицы и младенца Иисуса как будто ожили. Спаситель протянул руку к устам матери и, глядя на нее, произнес: «Нет, мать моя, не говори им: пусть они будут наказаны». Однако Божия Матерь уклонялась от него лицом и дважды повторила свои слова. Игумен немедленно собрал иноков и рассказал о видении. Монахи заметили, что очертания Богородицы и Иисуса на иконе изменились. Ватопедские монахи сумели отбить нападение разбойников, а икону стали называть Отрадой и Утешением.

Вековые девушки графини

Мария Владимировна Орлова-Давыдова была правнучкой графа Владимира Орлова – младшего из пяти братьев, прославившихся в царствование Екатерины II . В роду Орловых Мария была не первая, кто отказался от роскошной жизни в пользу дел милосердия и монашеских обетов. Ее двоюродная бабушка Анна Алексеевна Орлова-Чесменская тоже не вышла замуж, а отцовское состояние жертвовала монастырям. В конце жизни Анна Алексеевна поселилась недалеко от Юрьева монастыря в Новгороде и тайно приняла монашеский постриг с именем Агния.

На нравственный склад Марии Владимировны – будущей игуменьи Магдалины – сильно повлияла ее мать Ольга Ивановна Орлова-Давыдова. Религиозность последней поразила писателя и философа-славянофила Ивана Сергеевича Аксакова. Он владел имением в Турово Серпуховского уезда на реке Лопасне недалеко от усадьбы Орловых-Давыдовых и трижды бывал у семьи графа в гостях. В письме приятелю Аксаков писал: «Мне хочется тебе порассказать о моем знакомстве с Орловыми-Давыдовыми и передать тебе мои впечатления. Они были вызваны… разными учреждениями его жены и дочерей, так сказать, православным демократизмом». Аксаков стал свидетелем доверительных отношений аристократов со своими крестьянами. Он подчеркивал, что благотворительные заведения графини «не были снисхождением знатной барыни, исполненной приторного сострадания к бедному простолюдину». Графиня хорошо понимала русскую деревню и создала для нее особый тип сестер милосердия.

Графиня Ольга Ивановна знала, что у крестьян, особенно среди раскольников, существовал чин женщин, которых называли «вековушками» или «вековыми девушками». Они не выходили замуж, посвящали жизнь молитве и богоугодным делам, но жили в миру. Графиня привлекала таких благочестивых крестьянок из своих деревень и назначала каждой определенное послушание: ходить к больным, обучать детей, помогать старикам. Такое деятельное понимание христианства Ольга Ивановна, возможно, унаследовала от своей матери – немки и набожной протестантки. В имении Отрада была создана больница, а потом и община «Добрых Девушек».

Мария Владимировна продолжила дело матери. Вблизи села Щеглятьево в пустыни Добрыниха, которая досталась ей после отца, она основала женскую общину по образу общины «Добрых Девушек». Это не был монастырь в полном смысле слова, а скорее обитель милосердия. В 1893 году при благотворительных учреждениях был построен домовой храм в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Для общины привезли с Афона список ватопедской иконы. В 1904 году был возведен огромный по сельским меркам Успенский собор. В его архитектуре прослеживаются отсылки к владимиро-суздальскому зодчеству XII века. У общины появились нарядные святые ворота со звонницей, но они, к сожалению, не сохранились.

После революции 1917 года общине милосердия «Отрада и Утешение» удалось просуществовать еще десять лет под видом хозяйственной артели. В 1927 году артель в Добрынихе закрыли, но Успенский храм еще несколько лет продолжал действовать как приходской. В 1931 году престарелая игуменья Магдалина – графиня Мария Орлова-Давыдова – скончалась в соседней с Добрынихой деревне Степыгино. После закрытия Успенского храма верующие перенесли чтимую афонскую икону в ближайшую действующую церковь в село Михайловское. Там икона «Отрада и Утешение» находится и сегодня.

Православная Жизнь

3 февраля — праздник иконы Божией Матери «Отрада и Утешение».

Икона Богородицы «Отрада и Утешение» в ризе

Образ этот пребывает в монастыре Ватопед на Афоне. Его происхождение восходит к XIV веку. Интересно, что изначально икона не была написана на доске. Когда-то образ Богородицы «Отрада и Утешение» был частью стенной росписи. Позднее изображение сняли со стены вместе со штукатуркой и заключили в киот. Уже много лет икона покрыта серебряной ризой с богатой чеканкой. Открыты только лики Богоматери и Младенца. Без оклада икону мало кто видел. Сам же образ неоднократно поновлялся, но выражение глаз Богородицы, несмотря на поновления, остается неизменно проницательным, вводящим в благоговейный трепет.

Предание монастыря Ватопед рассказывает, что некогда на обитель попытались напасть морские разбойники. Они спрятались под монастырскими стенами и были готовы с первым лучом солнца, как только откроются врата обители, ворваться в монастырь, разграбить все его сокровища, которые состояли из различной драгоценной утвари, пожертвованной монастырю благотворителями и паломниками, и уничтожить иноков.

К этому времени в обители закончилась утреня, братия разошлась по кельям для временного отдыха после длительного молитвенного стояния. В храме оставался лишь настоятель. И вот он внезапно услышал голос Богородицы, исходящий от Ее иконы. Богородица предупреждала настоятеля о грядущей опасности. Игумен монастыря взглянул на образ и увидал, что лики Богородицы и Христа-Младенца изменились. Нужно сказать, что изначально, как говорит предание, икона «Отрада и Утешение» была написана, как икона Богородицы «Одигитрия» («Одигитрия» — путеводительница. Извод богородичных икон отличается тем, что на таких иконах Богородица указует рукой на Христа, Который есть «путь и истина, и жизнь» (Ин.14:6)). Но теперь образ был другим: Богомладенец поднял Свою руку, заграждая уста Богородицы, и гневно произнес: «Нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они накажутся за грехи свои». Однако Богородица уклонилась от руки Своего Сына и дважды повторила предупреждение: «Не отверзайте сегодня врат обители, а поднимитесь на стены монастырские и разгоните разбойников».

Икона Богородицы «Отрада и Утешение» без оклада

Игумен немедля собрал всю братию. Иноки пребывали в полном изумлении — и тут же совершили благодарственное моление. Затем поднялись на стены обители и отразили нападение разбойников.

С тех самых пор икона Богородицы «Отрада и Утешение» стала одной из главных монастырских святынь. Согласно преданию, она сохранила тот самый измененный облик.

Почитается эта икона и на нашей земле не одно столетие. Известно, что особым почитателем этой иконы был святитель Димитрий Ростовский (Туптало), уроженец Киевщины. Долгие годы он хранил у себя зеркальный список чудотворной иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Этот образ святитель забрал с собой и в Ростов, куда был переведен на кафедру. Этот же образ, тоже отмеченный чудотворениями, был установлен над ракой с мощами святого Димитрия в Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского ростовского монастыря.

Рака с мощами свт. Димитрия Ростовского и принадлежащая ему икона Богородицы «Отрада и Утешение» (фото Прокудина-Горского)

Господь да помилует нас молитвами Своей Пречистой Матери, как помиловал он ватопедских иноков много лет назад, и да умирит нашу многострадальную землю.

Молитва перед иконой Пресвятой Богородицы «Отрада и Утешение»

О, Пресвятая Госпоже Богородице, Отрадо и Утешение наше! Воззри милостивно на люди предстоящие с верою и любовию и покланяющиеся Пречистому Образу Твоему приими наше хвалебное пение и пролей теплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас, О, Предивная Владычице! Покажи на нас чудные милости Твоя, сохрани пастырей Церкви и вся христианское воинство. Молим Тя умиленно, избави и всех нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси искушений, бед и болезней и изьми от нас оклеветания и свары, сохрани от молниеноснаго грома, от заполения огненнаго, от града, труса, потопа и смертоносныя язвы, подаждь нам Твою милостивую помощь в пути, и в мори и на суши.
Се бо Всемилостивая Владычице во уповании несомнением Тебе нашу убогую молитву возносим. Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами, и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подавай нам отраду, утешение, защиту и помощь, да славим и величаем и ублажаем Тя во вся роды во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Монастырь Серафима Саровского в Воронежской области: история и современное состояние, как проехать

Икона «Отрада и Утешение»

Существуют так называемые нерукотворные образы, которые были обретены, то есть где-то просто отыскались и явились людям. Из всего ряда подобных образов особенной является икона «Отрада и Утешение», которая фактически несет на себе печать чуда. Ведь изначально она была просто иконой Богоматери, но чудесным образом фигуры пришли в движение и застыли в новом положении, которое потом стало каноническим, но обо всем по порядку.

История монастыря и иконы

На Святой Горе Афон в Греции стоит один из древнейших православных мужских монастырей – Ватопедский. В храме Благовещения этой известной обители находятся несколько чудотворных икон Богородицы, одна из которых называется иконой Ватопедской Божией Матери.

История этой обители восходит к царствованию Феодосия Великого и чудному спасению сына его Аркадия. Наследник царя, совершая морскую прогулку, упал с парусника в воду недалеко от монастыря. Но случилось невероятное чудо, он не погиб. Божия Матерь спасла юношу, и невредимым перенесла его на берег. Бросившиеся на помощь люди нашли отрока около кустарника вблизи монастыря. В память об этих событиях монастырь стал называться Ватопедским. Греческое слово «ватопед» переводится как «куст, дитя, отрок». Признательность и щедрость святого царя Феодосия, обращенная к монастырю, не имела границ.

Обретение иконы

Другое чудо связано с предупреждением об опасности, грозящей обитателям монастыря. 21 января 807 года молившийся перед иконой игумен услышал голос женщины. Подняв глаза, он увидел, что Ватопедская икона Божией Матери повернулась к нему и предупреждает, о том, что преступники готовятся напасть на монастырь. Изумленный священослужитель немедленно позвал всех обитателей монастыря, чтобы они засвидетельствовали это чудо. Монахи были очень удивлены тем, что лик Божией Матери на святом образе отклонен вправо. Обитатели монастыря воздали благодарность иконе Божией Матери «Отрада и Утешение» и молитва перед чудотворным образом была произнесена сразу. Затем дали отпор грабителям, с именем Богородицы на устах и верой в спасение они не позволили разбойникам войти в обитель и разграбить его.

С тех давних времен Ватопедскую икону называют «Отрада» или «Утешение».

Любовью и состраданием наполнен лик Богородицы на иконе, а глаза смотрят на всех с милосердием и смирением, а уста застыли в кроткой улыбке утешения.

Образ Божественного Младенца остался строгим. В память об этих чудесах перед святым ликом Богородицы находится неугасимая лампада.

Значение иконы «Отрада и Утешение»

Великими почестями пользуется икона Божией Матери «Отрада и Утешение» — значение ей придает и факт чудесного обретения, и содержание. Сейчас этот образ делает Ватопед одним из наиболее посещаемых паломниками, также засвидетельствовано немалое количество чудес по молитве к образу.

Итак, икона Богородицы «Отрада и Утешение» застыла в той самой форме, в которой явилась настоятелю и монахам монастыря в древности. Как гласит предание, Богомладенец на иконе, когда пришел в движение, протягивал руку к устам Богоматери, дабы не дать той предупреждать монахов. Господь посылал свою кару на монастырь и считал подвижничество этих иноков не подобающе старательным.

Только вот Ватопедская икона Божией Матери «Отрада и Утешение» продолжила двигаться, и Пречистая Дева взяла руку Богомладенца в свою и немного усмирила его, как позволительно только матери и великой заступнице людей.

Таким образом в иконе заключено даже некоторое противоречие, хотя в действительности образы дополняют друг друга. Христос строг к своим последователям и взирает строго, а Божья матерь проявляет свою милость и доброту. Таким образом Господь всегда дает возможность раскаяться.

В чем помогает икона «Отрада и Утешение»

Именно по причине такого уникального содержания этот образ часто помогает верующим уберечься от различных невзгод. К примеру, есть много свидетельств о том, как списки иконы использовали для того, чтобы обходить крестным ходом города, которые подвергались эпидемиям. Если люди там искренне раскаивались, то хворь отступала.

Помимо этого, святой образ известен как защитник от любых других напастей, от вторжения иноземцев, от различных болезней и природных катаклизмов. Помимо этого молятся ей и для того чтобы одолеть врагов внутренних: страсти и склонности к грехам.

Молитвы

Днем почитания образа является 3 февраля.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение», глас 4

Яко покро́в благода́тный и спаси́тельный/ стяжа́хом честну́ю Твою́ ико́ну, Богоро́дице,/ на сию́ у́бо со умиле́нием взира́юще, Тебе́ вопие́м:/ Влады́чице, ниспосли́ нам отра́ду и утеше́ние,/ на Тя бо упова́ние возлага́ем, гре́шнии и смире́ннии./ На Твое́ предста́тельство наде́емся, недосто́йнии./ Ускори́ нас изба́вити от бед и скорбе́й/ и умоли́ Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,// поми́ловати и спасти́ ду́ши на́ша.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение»

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний./ Не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи,// Тя бо и еди́ну наде́жду и́мамы.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение», глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злы́х,/ благода́рственная воспису́ем Ти, раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти: // Ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение»

Наде́жда всем конце́м земли́, Пречи́стая Де́во Богоро́дице, Утеше́ние и Отра́до на́ше! Не гнуша́йся нас гре́шных, на Твою́ бо ми́лость упова́ем. Угаси́ пла́мень грехо́вный и покая́нием ороси́ изсо́хшие сердца́ на́ша. Очи́сти ум наш от грехо́вных помышле́ний. Приими́ моле́ния от души́ и се́рдца с воздыха́нием Тебе́ приноси́мыя. Бу́ди Хода́таице о нас к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу и отврати́ гнев Его́ от нас Ма́терними моли́твами. Укрепи́ в нас ве́ру правосла́вную, вложи́ в нас дух стра́ха Бо́жия, дух смире́ния, терпе́ния и любви́. Душе́вныя и теле́сныя я́звы исцели́, утиши́ бу́рю злых нападе́ний вра́жеских. Отыми́ бре́мя грехо́в на́ших и не оста́ви нас до конца́ поги́бнути. Пода́ждь нам ми́лость Твою́ и свято́е благослове́ние Свое́ всем зде предстоя́щим и моля́щимся и всегда́ пребыва́й с на́ми, подава́я приходя́щим к Тебе́ отра́ду и утеше́ние, по́мощь и заступле́ние, да сла́вим и велича́ем Тя вси до после́дняго на́шего воздыха́ния. Ами́нь.

Икона Пресвятой Богородицы «Отрада и утешение»

Икону «Отрада и Утешение» относят к нерукотворным ликам Богородицы и Христа, поскольку, как и многие другие внезапно явленные верующим иконы, она не была изначально писана рукой мастера. Такие иконы — явленное на земле чудо Божьей благодати в помощь верующим и порицание неверным. Сначала эта икона мало отличалась от других рукотворных образов. Пока чудо не заставило изображенные лики изменить свое положение.

История прославления иконы

Прославление иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» началось с удивительного чуда изменения ликов на одной из икон Ватопедского монастыря на горе Афоне.

Произошло это в 807 году 21 января в Благовещенском храме. По окончании утрени в храме остался только настоятель обители. Стоя возле одной из Богородичных икон, он услышал женский голос, который сказал ему, что сегодня нужно держать ворота монастыря запертыми, иначе не избежать беды. Не иначе как сама Богородица произнесла эти слова дважды.

Но не только женский голос услышал настоятель монастыря. Слышал он и строгие слова останавливающего Свою Мать Христа: «Да будут они наказаны за грехи их…».

Игумен поднял глаза на образ Богородицы и увидел, что голова ее стала повернута вправо, а лик Христа стал строже. Теперь Младенец словно заграждал уста Своей Матери, не давая ей предостеречь насельников обители о готовящемся нападении разбойников.

Немедленно собрав братию в храме, игумен показал монахам изменившуюся чудесным образом икону. После благодарственной молитвы все насельники монастыря по слову Божией Матери собрались на стене обители и отразили атаку разбойников.

Внимание! В благодарность за утешение и защиту обители монахи и сегодня держат лампаду перед иконой Богородицы «Отрада и Утешение» непрестанно горящей.

Читайте также:  Храм Сошествия Святого Духа на Даниловском Кладбище: история, адрес

Чудо явления образа случилось 21 января, это произошло еще до изменения календаря. Поэтому сегодня память иконы Отрада и Утешение празднуется 3 февраля по новому стилю.

О других чудотворных иконах:

Значение иконы

Образ Богородицы Отрада и Утешение, иначе называемый Ватопедским несложно отличить от любого другого. Канонически этот образ восходит к иконописному типу Одигитрия. Христос, одетый в зеленый плащ, изображен здесь восседающим на левой руке Богородицы. В одной руке Он держит свиток. Другая Его рука заграждает уста Матери, словно не давая ей сказать что-то. Матерь Божия поддерживает руку Младенца своей рукой. Зеленый цвет плаща, надетого на Христа, считается символом присутствия Святого Духа.

Важно! Богословы считают, что икона «Отрада или Утешение» Пресвятой Богородицы напоминает верующим о Литургической жертве через жест целующей руку Христа Богородицы.

Для победы над плотью и смертью в Таинстве Евхаристии православным преподносится Тело и Кровь Христовы. Через принятие Святых Даров верующие уподобляются Христу, становятся частью Церкви, приближаются к спасению и вечной жизни. О важности Причастия для христианина говорит строгость лика Спасителя на иконе. Он слово напоминает о том, что без Причастия спасение невозможно, как нет на земле других способов соединения со Христом.

О Евхаристии в Евангелии сказано «ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем».

Чтимые списки чудотворной иконы

На территории России сегодня можно поклониться нескольких спискам со знаменитой афонской иконы:

  • в монастыре в честь Воскресения Христова в Санкт-Петербурге;
  • в Афонском храме на территории Новодевичьего монастыря в Москве.

На образе, хранящемся в Новодевичьем монастыре руками афонских старцев сделана надпись, говорящая о том, что молитвами Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии благодать Господня не иссякнет на русской земле, пока Россия как государство существует.

На Ходынском поле, где находились когда-то казармы, в начале XX века была воздвигнута церковь в честь иконы Божией Матери Отрада и Утешение. Этот храм был разрушен в 20-е годы и восстановлен уже после падения советской власти.

Чудотворный список иконы Пресвятой Богородицы Отрада и Утешение впервые оказался в России еще в XVIII веке. В Ростове Великом, где находится Спасо-Яковлевский монастырь, особым почитанием пользовалась одна из первых списанных с Ватопедского образа икона. В 1518 году две иконы из обители доставил в Россию преподобный Максим Грек.

Одна из привезенных тогда икон входила в келейный иконостас святителя Димитрия Ростовского, а сейчас ей можно поклониться в Ростовском Спасо-Иаковлевском монастыре.

О чем молятся иконе

Молитва — труд души, дающий не только надежду на исполнение прошения, но способствующий духовному росту. Молитва ценна сама по себе как опыт общения с Богом. Поэтому вредно тем, кто еще не до конца укрепился в вере, искать святого или икону, к которым можно обратиться в какой-либо житейской надобности.

Чудотворные списки иконы часто имели большое значение в избавлении от эпидемий. Крестный ход жителей вокруг охваченного болезнью города приводил к решению проблемы.

История обретения иконы в нынешнем виде говорит о том, что Ватопедская икона может сохранить дом в безопасности, защитить от нападения врагов. Важно, чтобы каждый христианин понимал, что главные его враги — грех и страсти. И молиться перед образом Богородицы следует, прежде всего, об очищении души от греховной грязи.

Совет! Тем, кто не знает слов молитвы, которую принято читать именно этой иконе, полезно помнить простое молитвенное обращение к Пречистой Деве: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Можно также глядя на образ Богородицы, обращаться к самому Христу такими словами: «Боже, очисти мя грешнаго».

Чтобы разобраться, в чем еще помогает молитва перед иконой «Отрада и Утешение», нужно понимать смысл молитвы перед образом и понимать, что возносимая образу честь восходит к первообразу.

Обратиться к Божией Матери можно и с просьбой, и с покаянием. Но не только слава о чудотворении иконы помогает тому, чтобы молитвы были услышаны. Важна сила веры молящегося, без которой Господь не услышит просьб и прославлений.

Внимание! Перед этой иконой можно и нужно славить и благодарить Богородицу и Господа нашего Иисуса Христа за все.

Икона «Отрада и утешение»: отпустить измученных на свободу

«Утешайте, утешайте народ Мой!» (Ис. 40:1) — так повелел Бог Своему пророку, обращаясь к томившимся в Вавилонском плену иудеям.

Спустя столетия Симеон Богоприимец тоже ожидал «Утешения Израилева» (Лк. 2:22). Христос-Младенец явился ему на руках Марии, Матери Своей – явился как один из многих младенцев, принесенных в Иерусалимский Храм. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка!» — проговорил потрясённый старец. Он был потрясён не видимой славой Господней, как Исайя или Иезекииль. Ему открылось Слава Божия – словно в гласе хлада тонка (3 Цар 19:11-12) – в хрупкости принесенного Младенца, в приоткрывшейся старцу тайне Креста и Гроба…

Младенец вырос и вышел на Своё крестное служение, и пришел в капернаумскую синагогу, и открыл книгу пророка Исайи.

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18,19).

«Отпустить измученных на свободу» – или, по церковно-славянски, «отпустити сокрушенныя во отраду…

Да! Отпускай на свободу измученных,
Отрок, чье имя прекраснее всех.
в горы взойди неприступными кручами,
в старости Сарре дарующий смех.

…Незадолго до Сретения совершается празднество в честь этой прекрасной иконы, носящей имя «Отрада и Утешение». Младенец, вернее, Отрок, облачен в зелень риз Духа – на Нём Дух Господень, давший Ему помазание, Дух Христов. И хитон Отрока – долгожданного Утешения Израилева, Отрока, которого Бог Отец помазал елеем радости для того, чтобы Он отпускал измученных на свободу, был последней и единственной Отрадой для тех, чья и душа, и кости сокрушены – хитон Его бел, как снег. Преображенная, обОженная плоть Сына – начало нового творения, начало великой радости мира…

Крылья голубки распахнуты в стороны —

лето Господне, и колос, и песнь!

Да! Сквозь пустыню, дорогой неторною —

слышатся зовы, и голос, и весть.

Дождь — на руно, и завет Его — радугой,

петь Его, слышать и видеть весь день!

Да! Он ведет, Он берет тебя за руку —

пальцы влагая в следы от гвоздей.

Сам Он — чудесней видений и знамений,

в старости Сарре дарующий смех,

явленный Боже и Боже являемый,

Отрок, чье Имя прекраснее всех.

И Церковь в лице Богоматери причащается этой тайне Богочеловека, тайне Сына Божия, отпускающих на свободу измученных царством зимы и смерти.

«…саму руку Владыки всех
Получив…
Изливая свет, она виделась мне невещественно,
Непрестанно и невечерне. (…)
Она и чашею Божественного Духа
И безсмертного потока сделалась для меня» (преподобный Симеон Новый Богослов).

Это прикосновение руки, осязание руки Христа устами – образ Евхаристический. Он часто присутствует в иконописи. Особенно ярок он на иконе Положения во гроб, когда апостол Иоанн касается устами длани Умершего смертью Крестной, а Богоматерь лобызает Лик Сына. Этот Евхаристический образ присутствует и на иконе «Отрада и Утешение». Христос – утешение народа Своего, Церкви Своей. Христос – Распятый, Христос – который «был мертв, и се, жив во веки веков, аминь» (Откр.1:18), Христос, раздающий Себя в Евхаристии – просто и без упреков (Иак.1:5 ), Христос, имеющий ключи ада и смерти (Откр.1:18), имеющий полную власть над врагами…

Лик Отрока грозен. Не таким ли Он был, когда Петр уговаривал Его не идти на смерть? Он отверг искушение, Он преломил Себя на Кресте, Он дал вкушать Плоть Свою, Он, Воскресший – есть истинная Отрада, истинное Утешение Церкви Своей. И только Церковь может раздавать и дарить Его – Отраду и Утешение Свое – всем, теснимым врагами. Ибо Он сразился с последним врагом – смертью – и сломил в Себе ее жало. И Тело Победившего смерть питает нас, и Кровь Его течёт в жилах наших…

Воспой, наполни гласом даль,
утешь,
утешь!
Кто плачет – отложи печаль,
и пей, и ешь.

Спасти голубку из сетей –
Его народ –
Наш Бог кратчайшим из путей
грядет,
грядет!

Объяты страхом те, кто с Ним
и позади.
Он на неслыханном пути –
один,
один.

Не победить Его в суде,
Не побороть.
…О, будь же милостив к Себе,
Господь,
Господь.

Когда на солнце ляжет тень —
свершится срок,
и будет лишь Господь в тот день
высок,
высок…

…Воспой, наполни гласом даль,
утешь,
утешь!
Кто плачет – отложи печаль,
и пей, и ешь —

Он одолел ночной туман –
зарей,
зарей, –
всех позовет по именам
навек Живой.

Ссылка на основную публикацию