Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове
Содержание:
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове созидалась на средства прихода — «мирским строением». Ее великолепие свидетельствует о зажиточности обывателей Толчковской слободы, рассказывает нечто об их вкусах. И, разумеется, красноречиво говорит об их благочестии.
Строительство церкви Иоанна Предтечи в Толчкове
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове необыкновенно красивый православный храм Ярославля, она довольно долго существовала в деревянном исполнении, неоднократно горела и отстраивалась заново. Удивительно, но страшнейший пожар 1658 года, уничтоживший 29 ярославских храмов и 3 монастыря, пощадил церковь. А вот в 1659 году она сгорела — в день Святой Пасхи.
И толчковцы решили строить каменный храм. Постройка эта, как следует из вкладной книги, нашла живейший отклик среди обитателей слободы. Поступали пожертвования и из других городов. Жители Казани, например, прислали резные царские врата тончайшей работы. То есть храм возводилось в полном смысле слова всем миром.
Строительство длилось долго. Прежде чем приступить к постройке грандиозного Предтеченского храма, толчковцы решили возвести более скромный и размерами, и убранством — но зато отапливаемый — Вознесенский. К 1665 году он был готов. Ничто теперь не мешало приложить все силы к осуществлению давно задуманного, выпестованного проекта.
В дореволюционных источниках часто говорится, что строили храм Иоанна Предтечи русские мастера под руководством голландцев. В настоящее время версия об участии голландцев в построении одного из ярчайших памятников ярославского зодчества XVII века является маргинальной.
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове строили шестнадцать лет
В 1671 году строительство Предтеченского храма, наконец, началось. Специально для этих целей были устроены два кирпичных завода, дававших кирпич высочайшего качества — в том числе лекальный, то есть особой формы. В августе митрополит Ростовский Иона (Сысоевич) благословил строительство холодной церкви во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи с двумя приделами. Первый придел посвятили святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Второй — Казанским чудотворцам Гурию и Варсонофию.
Спустя шестнадцать лет работы были завершены. Над Которослью вырос пятнадцатиглавый храм, опоясанный папертью. А в 1694—1695 годах артель из шестнадцати человек под руководством Дмитрия Григорьева Плеханова расписала церковь фресками. Ныне этот фресковый ансамбль признан не имеющим аналогов в мировом искусстве по количеству сюжетов (их здесь более полутора тысяч).
Немного истории Церкви Иоанна Предтечи в Толчкове
Иоанно-Предтеченский храм прожил вместе со своими прихожанами долгую жизнь, на его глазах сменялись поколенья. В пустующей ныне паперти находили отдых странники и нищие, а двор, по которому бродят теперь редкие туристы, оглашался на Пасху многоголосым «воистину воскресе».
Поддержание Церкви Иоанна Предтечи в Толчкове в должном виде требовало и постоянных забот, и периодических крупных ремонтов. В течение XIX века поновлялись фрески церкви, кирпичный пол заменили на чугунный, а иконостас вызолотили. Тем не менее к концу столетия состояние храма было далеко от идеального, что и заметил посетивший его в 1894 году министр финансов С. Ю. Витте. Жемчужине ярославского зодчества срочно требовался капитальный ремонт. Главная проблема заключается в неравномерной осадке фундамента. Именно она повлекла за собой образование трещин в стенах церкви.
На реставрационные работы из казны выделили 64 000 рублей, затем сумма была еще увеличена. В 1903— 1906 годах специалисты произвели полную замену старого фундамента, исправили стены, промыли фрески, позолотили купола и отреставрировали иконостас. Именно тогда чугунный пол заменили на существующий ныне плиточный.
Эта реставрация оказалась чрезвычайно уместной. Кто знает, как пережила бы Предтеченская церковь бедствия грядущих десятилетий, если бы не тот запас прочности, которым снабдили ее с невольной предусмотрительностью реставраторы.
Церковь Иоанна Предтечи в советское время
Натиск на храмы Толчковской слободы начался вскоре после революции. В первой половине 1920-х годов они лишились многих своих ценностей, а в 1929 году у верующих отняли зимнюю Вознесенскую церковь, переоборудовав ее под рабочую столовую. В начале 1950-х этот храм снесли.
Церковь Иоанна Предтечи в январе 1933 года поступила в ведение ярославского музея. Теперь, казалось, за ее судьбу — как архитектурного памятника — можно было не беспокоиться. Но так только казалось. После того как в 1936 году власти «упразднили» приход, завод «Победа рабочих», выпускавший краски, поглотил храмовую территорию вместе с самим зданием храма. В нем находился зерносклад, а в галерее держали сыпучие красители и необходимые в производстве красок кислоты. Надо ли говорить, что для фресок такое соседство было губительным!
Чуть не упавшая колокольня Церкви Иоанна Предтечи в Толчкове
Пострадала и колокольня, входившая в храмовый ансамбль. В ее нижнем ярусе устроили кузницу и мастерскую, что вызвало осадку фундамента и, как следствие, бедственное уподобление здания Пизанской башне. Колокольня накренилась на 1,5 метра и продолжала «падать». Еще немного, и кавычки можно было убрать. Но, к счастью, самый худший вариант развития событий предотвратило вмешательство Главнауки. Опасный склад из храма убрали, а колокольню, освобожденную от кузницы, выпрямили.
К счастью, Иоанно-Предтеченский храм не был уничтожен в эпоху нового варварства. Но его архитектурное окружение претерпело катастрофические изменения. Разрушение традиционной среды сказалось и на восприятии этой уникальной церкви.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль
Церковь Иоанна Предтечи считается несравненным памятником русского зодчества и вершиной мастерства ярославской школы XVII столетия. Самое крупное и знаменитое религиозное строение города редко замечается местными жителями, несмотря на то, что оно часто воспроизводилось в иностранной литературе, представлялось на выставках, а в дореволюционное время его чертежи входили во все руководства по архитектуре.
Состояние храма в наши дни
Строительство церкви Иоанна Предтечи проходило в конце XVII столетия, и сегодня здание считается памятником истории и культуры.
Сегодня собор считается частью музея-заповедника. Стены строения расписывались в 1694 г., резной иконостас из золота создан в 1701 г. Уникальные декорации и части здания находятся в плохом состоянии: изразцы выбиты, на колокольне разрастается дерево, на чугунной ограде, некогда удивляющей красотой, разбросаны мусорные отходы.
Реставрация галереи проводится за счет энтузиазма городских мастеров-художников. Однако для работы требуется как финансовая, так и моральная помощь со стороны властей или обеспеченных людей.
Другие православные храмы Ярославля:
Ярославский пожар 1648 г. уничтожил множество городских построек. После стихийного бедствия произошло стремительное восстановление домов и храмов. Идея создания Толчковской церкви возникла у жителей пригорода именно в этот период, так как район остался вообще без храма после разорений и пожаров.
Народ начал собирать средства: некоторые люди жертвовали деньги, другие — серебро, кто-то — торговые лавки или огороды. Царские врата и красивейшие иконы были подарены собору казанскими верующими. Любой вклад радостно принимался и служил благой цели, поэтому новая церковь воздвигалась «целым миром». Идея строительства возникла на почве соперничества между богатыми слободами, находящимися рядом с Ярославлем.
На заметку! В 1888 г. известный художник В. Верещагин перенес внешний облик великолепного храма на полотно. Изображение собора находится на обратной стороне российской купюры в 1000 рублей, созданной и выпущенной в 1997 г.
Архитектура новоиспеченной обители
Разрешение на строительство, растянувшееся на долгие пятнадцать лет, пришло от царя Алексея Михайловича. Продолжительные работы состояли в кропотливом выполнении сложных планов, отделок и росписей на стенах. Мастера с огромной любовью и трепетом относились к каждому фрагменту.
Большой храм Усекновения честной главы преподобного Иоанна Предтечи был закончен в 1687 г.
- В строительстве применяли лекальные кирпичи, которые служат для декоративной отделки зданий. Создатели искусно соединяли большие части с мелкими фрагментами, придавая структуре разнообразный орнамент. Кирпичные стены сообщали внешнему виду сходство с великолепным ковровым покрытием, потерявшим цвет, но приобретшим гармоничности.
Ярославские земли стремительно развивались в XVII столетии, население культивировало различные ремесла. Одна треть всех мастеров была кожевниками (рабочими, занимающимися выделкой кожи). Местные ремесленники создавали высококачественные изделия, охотно скупаемые за границей. Название слободы Толчково произошло от этого промысла, так как для выделки кожи использовали дубильные вещества, которые получали посредством толчения коры.
Внутреннее убранство первых лет существования
Интерьер ни в чем не уступал изумительному внешнему виду церкви. Росписью занимались 16 мастеров-иконописцев во главе с Д. Плехановым и Ф. Игнатьевым. Подрядчиком и руководителем работ являлся известный мастер Д. Григорьев. Последний принимал непосредственное участие в росписях церквей Ростова, Ярославля, Вологды и Москвы.
- Все художники имели богословское образование и хорошо понимали суть предложенных задач. За счет таких познаний они сумели воспроизвести сюжеты Ветхого и Нового Заветов, житие многих святых, картины богослужений, а также историю Русской Православной Церкви. Мастера в свободной манере воплощали религиозные и художественные идеи, требующие от создателей особенной разборчивости.
- Интерьер Иоанно-Предтеченской церкви являлся полноценной энциклопедией библейских мотивов. Единицы религиозных построек на русской земле могли похвастать подобным набором религиозной иконографии.
- В структуре алтаря мастера внедрили колоссальный цикл «Толкование литургии», состоящий из 18 композиций. Эта работа получилась наиболее полноценной и значимой для православной традиции. В цикле демонстрируются картины церковных торжеств и события, которые происходили при земной жизни Спасителя Христа. Некоторые сюжеты заимствованы из византийской культуры.
- Стены расписывались уникальными фрагментами, заполняющими девять ярусов. Пять нижних демонстрировали святцы, где последовательно изображались христианские торжества. Выше показаны сюжеты из бытия Иоанна Предтечи, вещий сон царя Ирода и др. Собор не имеет равных по количеству подобных сюжетов, которые написаны на внутренней стороне стен.
- Некоторые иконы, представленные внутри Божьего дома, были чрезвычайно древними. Самым известным списком являлся образ Усекновения честной главы Иоанна Крестителя. Икона выделялась щедрыми инкрустациями богатых камней, древнегреческими письменами. Церковнослужители и прихожане расценивали её в качестве чудотворной.
- Царские врата, привезенные из придела казанских святителей, представляли для Иоанно-Предтеченского храма особенную ценность. Резьба из дерева с вкраплениями позолоты, а также разноцветная подложка придавали реликвии неописуемого изящества.
Художники выступили в качестве интригующих рассказчиков, обладающих богатством языка и удивительной фантазией для изображения многочисленных сюжетных линий. На росписях прихожане видят назидательные новеллы, сложные, но поучительные аллегории, пояснительные текста и некоторую долю легкого юмора.
Исторический период XIX — XX вв.
В 1879 г. прихожане проявили интерес к тому, чтобы открыть в церкви приходское попечительство. Миссия этой организации заключалась в раздаче денег малоимущим гражданам, по большей части — одиноким вдовам и сиротам. Через пять лет здесь устроили воскресную школу, которую вскоре расширили до двух женских классов. При учреждении создали приют, прачечную и швейную мастерскую. Через время на этом месте основали более вместительный двухэтажный дом.
- В 1891 г. при храме образовали благотворительный кружок для женщин, который открыл особую школу, где обучались девочки для работы на фабрике. В мае 1892 г. при соборе создали общество трезвости с читальным залом, трапезной и библиотекой.
- В 1898 г. в Толчковской церкви начинает издаваться журнал «Приходская жизнь». В 1894 г. церковь посетил С. Витте и отметил, что постройка нуждается в ремонт.
- После анализа 1903 г. началась работа по восстановлению уникального храма. Полностью заменили фундамент, так как из-за неравномерности плит и кирпича под собором стали появляться трещины. Реставраторы отмывали и восстанавливали иконы, настенные росписи. К 1906 г. облик чудо-храма приблизили к первоначальному.
Большой традицией для храма становились крестные ходы, вдохновлявшие прихожан на служение Богу. Благословенная грамота на совершение двух ежегодных шествий (на праздники Усекновения и Рождества Крестителя) выдалась епископом Иоанном еще в 1667 г. За счет этого прихожане были в постоянных трудах, а жертвенники находили средства для поддержки начинаний.
Как добраться
Иоанно-Предтеченский собор расположен на улице Закоторольская набережная, д. 69. Со стороны столицы к храму ведет трасса М8, в городе она называется Московским проспектом. Проехав через железную дорогу, нужно повернуть на ул. Большая Федоровская, не доезжая до реки Которосль. Преодолев 1 км, следует ехать направо, где идет проспект Толбухина. Иоанно-Предтеченская церковь стоит слева, перед мостом. Ближайшей остановкой городского транспорта является «ул. Карабулина».
Иоанно-Предтеченский собор считается крупнейшим в городе Ярославле. Несмотря на колоссальную знаменитость, потрясающую архитектуру и кропотливую работу над отделкой, храм практически забыт местным горожанами и российскими верующими.
Для сведения! Богослужений в храме-памятнике не проводят, но любой желающий может рассмотреть внутреннее убранство с десяти утра до пяти вечера.
Обладая огромным наследием, Предтеченский ярославский собор является частью музейного комплекса и находится под охраной в качестве достояния истории и культуры.
Шедевр архитектуры – церковь Иоанна Предтечи в Толчкове
В Ярославле есть уникальный храм, аналогов которому, пожалуй, нет нигде. Словно игрушечный, он сразу приковывает взгляд: так и хочется подойти ближе и повнимательнее разглядеть эту красоту. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Толчкове, похожая на старинную расписную шкатулку – настоящий шедевр русского зодчества. Неслучайно ее изображение можно увидеть даже на 1000-рублевой банкноте наряду с другими достопримечательностями Ярославля.
В XVII веке в Ярославле процветали самые разные ремесла, и очень важное место среди них занимало кожевенное дело. Изделия местных мастеров охотно покупали не только в России, но и за границей, а слобода кожевников в пригороде была самой населенной. Название Толчково слобода получила в связи с особым способом выделки кожи – дубильные вещества мастера получали с помощью измельчения (толчения) коры в ступе.
Помогали – кто чем мог
Церковь возводили всем миром. Жители города жертвовали на ее постройку все, что у них было – не только деньги, но и товары (например, ткани и кружева) и даже земли (например, огороды). А казанские верующие прислали для церкви шикарные Царские врата, покрытые резьбой с вкраплением позолоты, которые впоследствии украсили один из пределов нового храма – выстроенный в честь Казанских святых.
Многие ярославцы принимали непосредственное участие в строительстве. Видимо, именно потому, что церковь возводили с такой всенародной любовью, она и получилась невероятно красивой.
Просто шедевр
Информация о главном архитекторе церкви, увы, до наших дней не дошла. Некоторые исследователи предполагают, что одним из авторов проекта мог быть местный митрополит Иона, который, помимо своего служения Богу, серьезно увлекался храмостроением. Он же и стал автором первого официального упоминания о будущей церкви, издав грамоту, в которой благословлял горожан на возведение храма с пределом в честь Казанских святых.
Сама постройка очень необычна, и даже среди православных храмов сложно найти нечто подобное. Например, куполов у храма 15, что в древнерусском церковном зодчестве до этого практически не практиковалось. Пять самых больших глав венчают главный предел, а еще десять возвышаются над двумя пристроенными к нему пределами, имеющими ту же высоту. Барабаны всех пятнадцати куполов не гладкие, а узорчатые, и если смотреть на постройку сверху, она напоминает букет цветов.
А еще здание окружено галереями, к каждой из которых ведет высокое крыльцо.
Красота снаружи
Не менее примечательна выстроенная рядом с церковью колокольня, которая появилась здесь чуть позже – на рубеже XVII-XVIII веков. У нее шесть ярусов, поверхность которых тоже насыщена декоративными элементами, но здесь уже больше просматривается западноевропейский стиль. В деталях оформления одновременно можно увидеть и признаки барокко, и традиции древнерусского зодчества, что в сочетании дало невероятно оригинальный результат.
Весь архитектурный комплекс строился около 20 лет, после чего местные мастера взялись за роспись внутренней части церкви Иоанна Предтечи.
Красота внутри
Все последующие годы, до самой революции, местные жители очень бережно относились к этому архитектурному шедевру, а сам храм открыл на своей территории воскресную школу, общество трезвости с читальным залом, школу по обучению девочек для работы на фабрике. Здесь же располагалось и общество помощи вдовам и сиротам.
В начале прошлого века храм был отремонтирован (говорят, по указанию самого С. Витте, посетившего церковь во время приезда в Ярославль) и стал еще краше. Рабочие полностью заменили фундамент, пол уложили плиткой, а все старинные иконы были отреставрированы.
Упадок и возрождение
Увы, революция с последующим поруганием церквей свела всю проделанную работу на нет. В 1936 году территорию церкви отдали предприятию «Победа рабочих», которое производило лаки и сыпучие краски. Сам храм Иоанна предтечи чудом уцелел (в нем хранили зерно и химикаты), а вот расположенную рядом теплую церковь Вознесения вообще снесли, отстроив на ее месте завод. В колокольне же заработала кузница. Из-за неправильного использования просел фундамент, здание дало крен, и в 1950-е годы колокольню пришлось выпрямлять.
Храм Иоанна Предтечи быстро пришел в упадок, на что даже обратили внимание за рубежом. К счастью, несмотря на все эти перипетии, церкви удалось уцелеть до наших дней. Теперь она стала частью Ярославского музея-заповедника.
Незабытые страницы Ярославля
Каждый человек хотя бы раз держал в руках 1000 рублевую купюру, посвященную Ярославлю. Так вот на одной из сторон изображена Церковь Иоанна Предтече в Толчкове. Такой церкви нет нигде больше. Она уникальна.
Ансамбль состоит из основного здания храма, колокольни и Святых ворот. Это самая красивая, самая живописная, самая художественная ярославская церковь, которая находится под охраной ЮНЕСКО.
Само место получило название Толчков, по просто причине, что здесь толкли кору для выделки и окраски кожи. Уже в XVI веке княжество стало центром крупного производства кожи.
Самое раннее свидетельство о церкви в Толчкове содержится в грамоте ростовского митрополита на возведение и освящение храма с Казанским приделом от 1644 года Это была деревянная церковь, а слободе нужен теплый храм, и в 1658 году прихожане получили грамоту на строительство теплой церкви Вознесения.
Но тут случилось несчастье. Деревянная церковь в честь праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи, сохранившаяся от пожара 1658 года, сгорела в 1659 году в день Святой Пасхи 3 апреля.
И тогда решили прихожане сгоревшей церкви по инициативе Захария и Гурия Даниловых построить на новом месте церковь и посвятить ее Николаю Чудотворцу. Уже 22 мая небольшая деревянная церковь была построена. Но жители слободы хотели иметь в своем приходе что-то более грандиозное. Они решили построить храм, какого еще не было в Ярославле. Средства собирали не только у жителей слободы, но и далеко за ее пределами: дьякон Родион ездил даже в Казань, откуда привез щедрые приношения. Книга по учету пожертвований воскрешает полную картину: кто приносит слиток серебра, кто кружева на 32 рубля, а кто огородную землю с постройками. Отдавали и торговые лавки, и дома, кто-то отдал заводик, а казанские жертвователи – царские врата, которые долгие годы украшали придел Казанских святителей.
Строительство длилось 16 лет, с 1671 по 1687 года. Результат всех усилий был просто великолепен. Храм удался на славу.
Храм представляет собой кубическую четырехстолпную пятиглавую церковь со световыми барабанами, окруженную широкими одноэтажными галереями с трех сторон. С восточной стороны храм имеет два симметричных придела.
Все стены изукрашены изразцами и узорами фигурного кирпича так, что гладкого места на них практически невозможно найти. Кажется, что церковь обернули в роскошный персидский ковер. Стены галереи не отстают от основного объема по своему убранству – их украшают такие же изразцы и узоры из профилированного кирпича. Построена церковь из красного кирпича, которые изготавливали на двух заводах, построенных специально для возведения церкви.
Внутри церковь не менее великолепна, чем снаружи. В свое время это был самый роскошный по отделки храм. Ее расписывали в 1694-1695 годах самые лучшие мастера Ярославля. Слобожане не поскупились на украшение своего главного храма. Это целая энциклопедия евангельских и библейских сюжетов. В интерьере храма восхищает искусство резчиков по дереву.
Особую ценность представляли царские врата придела Казанских святителей Гурия и Варсонофия. Они были пожертвованы казанскими благотворителями уже в готовом виде.
Едва ли не большую ценность представляли иконы храма, многие из которых были намного древнее самого храма, так как были пожертвованы благочестивыми ярославцами. Наиболее известной была храмовая икона Усекновения главы Иоанна Предтечи. Богато осыпанная драгоценностями: жемчугом, гранатами и другими драгоценными камнями, древнего греческого письма, она почиталась как чудотворная. Замечательна икона Вознесения Господня, очень интересна икона «Символ веры» и много других редких икон.
На рубеже XVII-XVIII веков рядом с храмом была сооружена столпообразная шестиярусная колокольня в стиле “барокко”. Ее четыре верхних яруса прорезаны арками звона. Высота колокольни 45 метров. И церковь, и колокольня – самые высокие в Ярославле.
Уникальна церковь своими 15 куполами. Издавна повелось, что определенное количество куполов что-то значит, но 15 нигде не встречаются. Разгадка кроется в двух приделала. Они выполнены на одной высоте с основным зданием, поэтому кажется, что на церкви куполов 15, хотя а самом деле на самой церкви их 5 и на каждом придела по 5.
До революции к храму, этой жемчужине русского зодчества, относились с большим вниманием: в 1830 году были возобновлены некоторые фрески, а в 1855 году вызолочен иконостас. Кирпичный пол храма был заменен на чугунный. В 1894 году храм посетил министр финансов С.Ю. Витте и отметил, что храм требует капитального ремонта. Реставрационные работы начались в 1903 году. К 1906 году церковь Иоанна Предтечи в Ярославле была восстановлена во всем древнем великолепии.
Сейчас церковь находиться в плачевном состояние. Рядом с ней расположен лакокрасочный завод, который пренебрежительно относиться к культурному достоянию. Вокруг церкви страшный забор, проход в святых воротах заложен камнями, поскольку сразу же за воротами начинается территория завода. Однажды, ЮНЕСКО пришлось устраивать скандал, по причине хранения в храме мешком с химикатами. Невозможно даже сделать красивый снимок. Везде становиться видно черные клубы дыма, поднимающиеся над землей. В невероятном количестве он поступает из труб и растворяется в атмосфере. Кроме того, на памятник искусства совершили покушение неизвестные вандалы. Все изразцы, до которых только можно дотянуться, разбиты вдребезги. Казалось, кто-то хотел забрать с собой красивую плитку, но у него не получилось, и в гневе он уничтожил все, которые достал.
Даже колокольня не осталась в стороне. Как оказалось, здесь проживали бездомные, а залезали сюда через пролом в стене.
К нашему счастью, сейчас церковь взята под опеку Ярославского музея-заповедника. Сегодня в ней активно ведутся реставрационные работы, но уже сейчас в летнее время можно посетить храм.
Этот шедевр русского церковного зодчества является архитектурным памятником жителям Толчковской слободы, ибо он был воздвигнут при их участии на их кровные, заработанные нелегким трудом деньги, и на протяжении столетий являлся духовным центром слободы, где любовь к Богу и ближнему воплощалась в конкретные дела, память о которых жива и по сей день.
Вид на деревянные резные царские ворота в приделе церкви Иоанна Предтечи в Толчкове:
Вид северо-западного фасада церкви Иоанна Предтечи в Толчкове:
Вид южного входа в церковь Иоанна Предтечи в Толчкове:
Деталь царских врат в церкви Иоанна Предтечи в Толчкове:
Ярославль. Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Толчкове
Ярославль. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове
Адрес: 2-я Закоторосльная набережная, 69
Годы строительства: 1671-1687
Стиль: Ярославское зодчество
Церковь Великого Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи, построенная в 1671-1687 гг. на живописном берегу реки Которосль в бывшей Толчковской слободе Ярославля, – один из знаменитейших памятников ярославской архитектуры. Как объект исторического и культурного наследия федерального значения, она входит в состав Ярославского музея-заповедника и находится под охраной ЮНЕСКО.
Давным-давно в месте слияния двух рек – Векса и Устье, откуда берет свое начало река Которосль, было большое предместье города Ярославля – Толчковская слобода. Жили здесь в основном кожевенники, немало было зажиточных купцов. Построили они всем миром в 1665 году Вознесенскую церковь, но мала она стала для толчковского прихода. Вот и было решено построить новый храм, да такой, чтобы не было в Ярославле подобного по красоте и роскоши. В 1671 году ростовский митрополит Иона Сысоевич дал разрешение на строительство храма в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи с двумя приделами: один – во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; другой – во имя Казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия.
Шестнадцать лет шло строительство храма. Сначала были построены три кирпичных завода, которые изготавливали особый, лекальный кирпич сложной формы. Рядом с заводскими цехами велось строительство церкви Иоанна Предтечи. Это был четырехстолпный пятиглавый храм с тремя крытыми галереями. Высота его достигала 44 метров. Оба придела были выполнены одинаковой высоты с основным кубом. Вместо обычных куполов были выполнены изящные пятиглавия, венчающие и основной объем, и приделы. В этом и состояла изюминка нового храма. Получился грандиозный по своим размерам и единственный в древнерусской архитектуре пятнадцатиглавый собор.
Кирпичные стены церкви были усеяны изразцовыми вставками, что создавало впечатление затейливого ковра. В солнечную погоду храм сиял, как будто усыпанный алмазами. Росписи внутри храма тоже шикарные. Всё внутреннее пространство занято фресками — на стенах, столпах, сводах, галереях несколько тысяч сюжетов на религиозные темы. В росписи представлено множество сюжетов из Ветхого и Нового завета, из истории русской православной церкви, из жития святых. По количеству сюжетных картин храм не имеет себе равных в мире. 16 лучших мастеров под руководством Димитрия Григорьева Плеханова, потомственного иконописца, и молодого иконописца Феодора Игнатьева занимались его росписью. Главная достопримечательность росписи – «церковный календарь». В пяти нижних ярусах трех стен последовательно по месяцам и дням изображены святые и праздники в их честь. Все фигуры святых выписаны тщательно и с особым старанием. Ни одна из фигур не повторяется.
Восхищают царские врата, пожертвованные казанскими благотворителями для придела Казанских святителей Гурия и Варсонофия. Деревянная резьба с позолотой на цветной подложке выполнена ювелирно, напоминая изящество китайских мастеров. Великолепен так же шестиярусный иконостас, сооруженный в храме ярославскими резчиками по дереву. Огромную ценность представляли иконы храма, многие из которых были намного древнее самого храма. Наиболее известной и почитаемой была храмовая икона Усекновения главы Иоанна Предтечи. Богато осыпанная драгоценностями: жемчугом, гранатами и другими драгоценными камнями, древнего греческого письма, она почиталась как чудотворная. Замечательна икона Вознесения Господня, очень интересна икона «Символ веры». Почитались здесь и иконы Федоровской Богоматери и Страстей Господних, в которых были заключены частички мощей святых.
Одновременно с храмом были построены Святые ворота, удачно расположенные по центральной оси собора. Основание ворот – четверик с широким арочным проходом, предназначенным для торжественных церковных шествий. На четверике установлен восьмерик, прорезанный высокими проемами. На нем возвышается еще один восьмерик, меньших размеров, увенчанный главкой с крестом. В стороне от храма построена столпообразная ярусная колокольня, каждый ярус которой вторит построению церкви Иоанна Предтечи. Благодаря этому между двумя этими сооружениями существует неразрывное ансамблевое единство. 4 верхних яруса колокольни прорезаны арками звона. Широкий карниз третьего яруса, проемы арок и декоративные башенки, щедро украшены ковровым белокаменным узором. Высота колокольни – 45 метров, что соразмерно высоте центральной главы церкви.
Кроме храма, колокольни и Святых ворот в храмовый ансамбль входит храмовая ограда, частично разобранная в советское время при строительстве соседнего лакокрасочного комбината. Вся эта сказочная красота очень впечатляет!
История архитектуры
March 2020
S | M | T | W | T | F | S |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 |
Ярославль: церковь Иоанна Предтечи в Толчкове.
У непосвященных может возникнуть вопрос: “Что за Толчково такое, если речь идет о Ярославле?” Толчковская слобода сложилась на правом берегу реки Которосль на рубеже XV-XVI веков. Её населяли кожевники, которым для обработки кож требовались дубильные вещества. Последние получали толчением древесной коры. Отсюда и пошло название слободы. Промысел был достаточно прибыльным, чтобы слобожане смогли собрать средства для строительства великолепного храма.
2. Путник, спустившийся с моста через Которосль, видит церковь такой.
Полное название храма – церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Толчкове. Строительство заняло 16 лет – с 1671 по 1687 г. Кирпича требовалось столь много, что поблизости пришлось построить 2 кирпичных завода. Результат оправдал все ожидания. Ансамбль состоит из основной церкви, колокольни (более поздней постройки) и Святых ворот.
3. Вид с востока .Апсидная часть храма.
4. Великолепная кирпичная кладка и декор из поливных изразцов. Искусствоведы отмечают, что ” в кирпиче настолько тонко воспроизведены всевозможные мотивы деревянной резьбы, что создается впечатление будто материалом был не камень, а дерево”.
6. На апсидах местами сохранилась первоначальная раскраска под так называемый бриллиантовый руст, что придавало храму еще больше декоративности.
7. Основной объем церкви венчает уникальная композиция из 15 глав. Барабаны куполов также богато декорированы.
11. Одна из характерных особенностей ярославского культового зодчества – пристройка к храму с двух или трех сторон широких галерей. Вид на южный придел, южную галерею и крыльцо.
12. И здесь декор великолепен.
13. Южное крыльцо.
15. Изразцы крупным планом.
19. Главы южного придела (справа) и основной церкви.
20. Вид с юго-запада. Слева – западное крыльцо, справа – южное.
21. Западные крыльцо и галерея.
22. Еще несколько изразцов.
24. Западное крыльцо с характерной для русского зодчества гирькой.
25. Прежде, чем войти в храм взглянем на другие постройки. Шестиярусная колокольня сооружена на рубеже XVII-XVIII веков рядом с храмом.
26. Высота этого сооружения в стиле “московского барокко” достигает 45 м.
27. Вновь обратимся к мнению искусствоведов: “Колокольня изящна по своему силуэту, но формы её несколько чужды ярославской архитектуре, особенно второй и третий ярусы, предельно насыщенные декоративными элементами западноевропейского происхождения (пилястры-консоли, русты и прочее.)”. Стоит отметить, что в 1950-е годы были проведены серьезные работы по устранению крена колокольни, достигавшего в верхней отметке почти 1 метра.
28. Святые ворота были построены в одно время с церковью и устновлены по центральной оси храма.
29. Северные галерея и крыльцо.
30. Настало время осмотреть интерьер храма. Вид на северную (слева) и западную галереи. Роспись галерей выполнена в начале 1700-х гг.
31. Южная галерея в направлении на восток.
32. Южная галерея в направлении на запад. Как видно, росписи покрывают все стены. своды, оконные и дверные откосы.
33. Фрагмент росписи южной стены храма.
34. Грандиозные стенописи храма выполнены в 1694-1695 гг. шестнадцатью ярославскими мастерами во главе с Дмитрием Григорьевым Плехановым и Федором игнатьевым – выдающимися русскими художниками конца 17-го века. Созданные в необычайно короткий срок (около 5 мес.) росписи замечательны не только количеством изображенного, но и высокой техникой работы. Рисунок тонок и изящен. Бесконечные композиции со множеством фигур сменяют одна другую. Колорит стенописей выдержан в холодной зеленоватой гамме. По количеству стенописных сюжетов (а их здесь более полутора тысяч!) церкви Ионна Предтечи нет равных ни в Ярославле, ни в каком другом городе страны.
Росписи северной и западной (слева) стен.
35. Росписи свода и южной стены (справа).
37. Мастерство резчиков по дереву демонстрирует великолепный 6-ярусный иконостас.
38. Фрагмент иконостаса.
Если воочию церковью восторгались немногие, то её изображение видели практически все. Она изображена на купюре достоинством 1000 рублей. Вот только обратили ли внимание?
Храм входит в состав Ярославского музея-заповедника. Закрыт в понедельник, вторник и дождливые дни.
Использованы материалы книги: Ярославль: Путеводитель/ П.И.Козлов, А.И.Суслов, С.С.Чураков. – Ярославль: Верх.- Волж. кн. изд., 1980.
Съёмка 18 сентября 2015 г.
Оригинал взят у ein_arzt в Ярославль: церковь Иоанна Предтечи в Толчкове.