Оптина пустынь: где находится?
В чем особенность монастыря? Кто едет в Калужскую область и о чем просит у Господа в мужской обители? Как добраться до пустыни?
На Русской земле сотни намоленных мест, где захоронены святые. Паломники со всей России и зарубежья приезжают в Муром, Дивеево, Троице-Сергееву Лавру, Оптину пустынь и другие места, чтобы найти ответы на вопросы, получить прощение, благословение и обрести единение с Богом. В этом материале мы расскажем вам об уникальном в православной вере месте – Оптиной пустыни, ставшей символом возрождения веры.
Что это за место?
Оптина пустынь – мужской монастырь, построенный в XVIII веке вблизи города Козельск в Калужской области. Здесь сформировался особый вид монашества – старчество. В писании говорится, что они были рассудительными и прозорливыми. Служители обладали даром исцеления – сотни селян приезжали к ним на протяжении столетия – просили о помощи, исцелении и духовном очищении.
Сегодня монастырь представляет собой комплекс храмовых построек, образующих в плане квадрат. Главная церковь – собор Введения во храм Пресвятой Богородицы. Остальные храмы построены крестообразно по отношению к главной постройке. В монастыре сооружен скит для круглосуточных молитв. На территории монастыря сохранились дома, где жили великие писатели Достоевский и Гоголь.
Пустынь интересна своей необычной архитектурой, внутренним устройством и тишиной, позволяющей сблизиться с Богом, задать ему вопросы и найти интересующие ответы.
Исторические вехи пустыни
Точное время создания Оптиной неизвестно. Исследователи предполагают, что ее основал князь Владимир Храбрый. В житиях упоминается и о разбойнике Опта, покаявшемся в своих грехах. Поэтому место и получило такое название. Историки объясняют название монастыря тем, что в древние времена там могли служить и женщины, и мужчины, а такие обители носили название Оптиных. (см. главные традиции праздника Наурыз мейрамы)
Первыми руководителями монастыря были отшельники, решившие ради служения Богу покинуть мирскую жизнь и уединиться в глухом лесу для постоянной молитвы. На сегодняшний день это древнейший монастырь в России.
Первые доподлинные упоминания приходятся на XVII век, когда во главе стоял игумен Сергий. Тогда на месте современного комплекса была одна деревянная церковь. Царь Михаил Федорович подарил пустыне мельницу и землю для выращивания овощей и зерна для монахов. Во время правления Петра I монастырь претерпел серьезные перемены – обитель обеднела, у нее отобрали мельницу, право проезда через реку и рыбную ловлю.
Вскоре Синод упразднил церковь из-за малого числа монахов, но уже через несколько лет монахи добились восстановления статуса монастыря. Настоящее восстановление и создание крупной обители началось в конце XVIII столетия, когда обитель получила благословение московского митрополита Платона. В Калужскую область направили лучших строителей и мастеров. В это место стали съезжаться отчаянные люди, ищущие свой путь к Богу.
Так обитель постепенно разрасталась и привлекала все больше паломников. Вскоре разрешили содержать Оптину 30 монахам вместо семи ранее разрешенных . Этого добился отец Авраамий, проживший в обители вплоть до Первой мировой войны.
ВАЖНО! Развитию старчества способствовал митрополит Филарет, любивший уединение и считавший этот вид поклонения Богу самым верным.
Он приказал построить скит, где и по сей день круглосуточно молятся монахи. Ученики Паисия Величковского развивали Оптину в то время и проповедовали идею главенства старчества в процессе возрождения человеческих душ. С 1829 года это место стало обителью старчества.
В писаниях Пустынь упоминается многократно, она помогала бедным и сиротам, принимала паломников и в трудные времена открывала на своей территории школы и больницы. Служба в монастыре длилась восемь часов и была под силу не всем верующим.
XIX век – время книгоиздания
В это время в пустыне жили и трудились 150 человек, но главное начало девятнадцатого столетия сформировало особый порядок ведения и длительности службы, отец Моисей упрочил позиции Оптины и развил ее благосостояние и устройство.
С 1839 года в монастыре начинают издавать духовную литературу с писаниями святых. Над книгами трудились местные монахи. Известный раскольник Иеросхимонах Иоанн, поверивший в единство Бога, создал шесть писаний о неправоте его бывшей веры. Одними из первых в Оптине стали писания о молдавском старце Паисии Величковском.
Исследователи и духовники современности уверены, что издательская деятельность пустыни сыграла не менее значимую роль в формировании православного христианства, чем проповеди и молитвы старцев.
К концу века в пустынь ехали творческие люди: писатели и поэты, публицисты и философы. «Братья Карамазовы» созданы Достоевским именно в Оптине. Одинокая природа и молитвы сподвигли его великое произведение.
Отец Амвросий, живший в то время в пустыне, не одобрил показательной простоты Толстого: граф приехал в монастырь в лаптях. Не сошелся Амвросий во взглядах и с философом Соловьевым .
Советское время и современность
После официального заявления о закрытии всех храмов и монастырей во время Советской власти, в Оптине была лесопилка, а на месте скита – дом отдыха. (см. как защититься от сглаза и порчи самостоятельно)
Возродилась православие в 1987 году, через год после этого в монастыре возобновились богослужения, а Амвросий был прославлен РПЦ . Его мощи поместили в главном соборе Оптины.
Оптинские старцы
Старцы представляют нам живую летопись монастыря. В 1996 году преподобные старцы пустыни причислены к лику местных святых. Самым известным для современников считается святой Амвросий, руководивший пустынью более 30 лет.
Сохранилось сотни писаний о чудесах проповедничества и исцеления Иеросхимонахом. Несший в мир любовь к Богу , почитание, уважение и необходимость неуклонной молитвы, он расширил и облагородил монастырь. Дар старчества он унаследовал у Леонида и Макария. В его правление в обители появился Шамординский женский приход. А его писания и письма распространяли христианскую мудрость по земле русской.
ВАЖНО! Первым старцем был Лев – твердый и решимый он посвятил свою жизнь служению Господу и ближним своим. Его вера и неустанная молитва даровали ему чудеса исцеления и помощи страждущим и обездоленным.
Смирение в людях воспитывал старец Макарий . Он начал издание книг местных старцев и перепечатку русских монахов.
Моисей записал свое имя как главный благотворитель обители. В его время пустынь стала домом не только для паломников, но и всех странников. Он активно восстанавливал старые храмы и строил новые соборы. Его брат игумен Антоний руководил работой скита на протяжении 14 лет. Он обучал юных монахов и старцев благочестию, сподвижничеству и милосердию.
Отец Макарий запомнился современникам своим стремлением обратить к вере заблудших душ. Он читал проповеди, разговаривал с каждым прихожанином и старался найти для них путь к Богу.
Отец Евфимий подарил пустыне замечательных учеников и проповедовал путь к Богу через послушание и круглосуточную молитву в уединении .
Даром утешения Бог наделил отца Анатолия. В писании говорится, что так как молился он не мог никто, сила его обращений к Богу в разы превышала все нынешние.
Святые Иссакий, Иосиф и Варсонофий руководили обителью в тяжелое время раскола и отказа от религии (1810-1913 годы).
Анатолий утешал прихожан и тех, кто стал жителями лесопилки в Советское время. В эти годы к монастырю не переставали приходить паломники и старцы. Нектарий говорил о важности смирения, даровавшего исцеление и чудотворение всем просящим. Больше всего гонений от безбожников пришлось на участь Никона и Исаакия II.
Символом Оптиной пустыни сегодня является старец Илий – один из самых загадочных представителей российского духовенства . Отец Илий славится своим Божьим даром возведения храмов. Под его руководством соборы возводятся без отрыва от текущих работ. Сподвижник прошел тяжелые годы отказа от веры, десять лет провел в Афоне и никогда не терял уверенности в Божьем промысле.
Достопримечательности
Оптина пустынь славится не только своей духовной силой и святостью, но и удивительными постройками и памятниками архитектуры. От окружающего мира ее отделяет река и сосновый бор, сохранившийся до сих пор. Сегодня в монастырь можно приехать паломнику и туристу. Экскурсии в Оптины проводятся каждый день с 9 утра до пяти вечера. Длится прогулка около 1,5 часов.
Первое, что видят гости – огромную территорию пустыни , где располагается четыре храма и скит.
Собор Введения хранит в себе мощи отца Амвросия, Нектария и святого Николая Чудотворца. В других храмах паломники найдут мощи других старцев монастыря.
Во время прогулки вы знакомитесь с небольшой часовней и захоронениями старцев Оптины.
Одной из древнейших и красивейших архитектурных построек гости называют Шамординский женский монастырь. Настоятельницами все время были женщины. В период Гражданской войны в обители служили 800 сестер, помогающие больным и сиротам.
ВАЖНО! Изюминкой Оптины считается Введенский собор. Он задает расположение всем другим храмам – в форме креста от главного. Здесь хранится чудотворная икона Казанской Божьей Матери.
Сейчас храм действующий, в нем проходят службы и можно оставить записочки для молитв.
Еще одним интересным местом для туристов стали Святые ворота. Через них вы попадаете внутрь Оптины. Пролеты украшены росписью , лепниной, а верх ворот украшен удивительными изразцами. Это результат трудов суздальских зодчих Грезнова, Мамина и Шмакова.
В соборе Владимирской божьей матери читают псалтырь в специальной пристройке. А в боковых частях храма установлены кельи для старых и больных прихожан.
Туристам и паломникам удастся увидеть дом святого Амвросия, где сейчас расположился музей.
Не упустите возможность послушать удивительный мужской хор в московском подворье. Чистота голосов и духовность создает непередаваемую атмосферу.
На территории комплекса построена большая купель, где в праздничные дни собирается много народа и проводится обряд освящения водой. В святом источнике вы сможете после долгой дороги напиться чистейшей родниковой воды.
Как добраться и где остановиться на ночлег?
Чтобы добраться до монастыря, необходимо знать адрес и ехать в сторону Калуги по Киевскому шоссе, ориентируясь на город Козельск (ближайший к пустыни). Переехав реку Жиздра, направляйтесь налево в сторону монастыря. Если едете на общественном транспорте, то лучше выбрать автобусный маршрут. На автовокзале «Теплый стан» садитесь на автобус до Козельска или Сосенского. Второй заезжает в монастырь.
Дорога не близкая и займет около трех часов от Москвы. Поэтому придется заночевать в Оптине. Там существует гостиница для паломников при монастыре , где предлагают проживание в восьмиместных номерах. Служители приготовят ужин. Стоимость проживания около 1000 рублей. Каждый может договориться остаться на ночлег за работу и помощь пустыне.
Хотели бы вы посетить Оптину пустынь?
Тайны Оптиной Пустыни
Старица Сепфора, перешагнувшая столетний рубеж, ходила по развалинам Оптиной в конце 1980-х и приговаривала: «Благодать! Сколько здесь благодати!»
Войдите через Святые врата в древнюю обитель, начало которой положено в XV веке. Вдохните аромат цветов, которые цветут и радуют взор здесь, когда в окрестностях уже сохнет пожухлая трава.
Полюбуйтесь белоснежным храмом Казанской иконы Божией Матери. Чуть дальше храм-усыпальница в честь Владимирской иконы Божией Матери бережно хранит семь мощей преподобных Оптинских старцев. Зайдите с благоговением в главный храм обители – чудесный, самый старинный Введенский с его жемчужиной – ракой с мощами великого преподобного Амвросия Оптинского, чудотворца.
Замрите на короткий миг под перезвон оптинских колоколов. Пусть душа ваша отдохнет от мирской музыки, и пусть захватит дух от пения братского хора.
Сотни людей приезжают в Оптину каждый день. Зачем они едут? Тратят на дорогу деньги, устают в пути… Они едут к Оптинским старцам! Помните пословицу: «К пустому колодцу за водой не ходят»?
Приложитесь к мощам Оптинских старцев. Они всё о нас знают, знают лучше, чем мы сами о себе знаем и понимаем. Проникают своим духовным ведением в глубину души, видят прошлое и будущее, боль и скорбь.
Мощи под спудом, тяжелые каменные гробницы… Но вы чувствуете живой ответ! Старцы отвечают вам. Потому что у Бога все живы! Потому что они продолжают душу свою полагать за своих чад! И вы, обратившись к преподобным Оптинским старцам с верой, – теперь тоже под их молитвенным покровом.
Оглянитесь вокруг. Прекрасная обитель, не правда ли? А когда в 1988 году, после 65 лет разрухи, первая братия вошла в эти стены, они увидели только мерзость запустения на святом месте. Крапива в рост человека. Разбитые надгробия. Разрушенные храмы. Всё, что можно было осквернить, разрушить, – было осквернено, поругано, разрушено. Но Господь поругаем не бывает! Оптина восстала из пепла еще прекрасней!
А знаете – почему? Да потому что не может человек разрушить то, что создано по воле Божией!
Тайны Оптиной. Прикоснитесь к ним и попытайтесь понять законы духовной жизни. Мы часто живем в страхе перед завтрашним днем, надеемся на себя, на друзей и родных, на кредит в банке.
А преподобный Моисей и брат его преподобный Антоний надеялись только на Господа. Монахи-пустынники, они приехали сюда по благословению Калужского архипастыря, преосвященного Филарета, в 1821 году и своими руками корчевали пни, очищали от многовековых сосновых деревьев участок, строили небольшие братские келлии и деревянную церковь во имя святого Иоанна, Предтечи Господня.
Преподобный Моисей, будучи в течение 37 лет настоятелем Оптиной, часто начинал многотысячное строительство, имея в монастырской казне всего 10–15 рублей. По нашим мирским меркам – затея несбыточная, невыполнимая.
Практическому человеку, надеющемуся на свой карман, отец Моисей отвечал: «А про Бога-то ты забыл. У меня нет, так у Него есть».
О чем ему и объявляли люди практические. Такому практическому человеку, возлагающему надежду на свой карман, отец Моисей отвечал: «А про Бога-то ты забыл. У меня нет, так у Него есть».
И таинственным образом появлялись благодетели, которые эти деньги жертвовали. И шло строительство. А также отец-настоятель кормил всех бедных, убогих, помогал всем, кто обращался за помощью.
Когда отец Моисей почил, в ящике стола его, где хранилась монастырская казна, обнаружили один гривенник, и тот закатился куда-то сбоку, так что брат его, преподобный Антоний, только улыбнулся: «Эх, не разглядел батюшка гривенник, а то и его бы истратил на бедных!»
И вот: остался после смерти человека один гривенник – и Оптина, в полном расцвете! Фруктовые сады, расширенные соборы, огромная монастырская библиотека, построенные храмы, трапеза, гостиницы, конный и скотный дворы, семь корпусов келлий, два завода, мельница и знаменитая белая оптинская ограда.
Тайны Оптиной… Преподобный Амвросий исцелял больных и страждущих. Исцелениям не было числа. И эти исцеления старец всячески прикрывал. Однажды чтец, читавший молитвы, страдал сильной зубной болью. Вдруг старец ударил его. Присутствующие усмехнулись, думая, что чтец, верно, сделал ошибку в чтении. На деле же у него прекратилась зубная боль. Зная старца, некоторые женщины обращались к нему: «Батюшка Абросим! Побей меня, у меня голова болит».
Мы очень ценим свое здоровье, заботимся о нем, желаем его родным и близким. А преподобный Амвросий, исцелявший неизлечимые болезни, поднимавший со смертного одра умирающих, сам был болен настолько, что врачи говорили: «Если бы он не был старцем, умер бы в течение получаса!» На нем сбывались слова: «Сила Божия в немощи совершается». Сие есть тайна духовная.
Оптинские преподобные имели все дары Святого Духа: дар духовного рассуждения, дар исцеления душ и телес человеческих, дар прозорливости, дар чудесной молитвы, что как молния возносится к небу. Они могли назвать незнакомого человека по имени, читали письма, не распечатывая, прозревали духом прошлое и будущее человека, открывали на исповеди людям забытые грехи, возвращали слух и речь глухонемым, но главным чудом считали чудо Евхаристии, а главным даром – покаяние – метанойю.
Мы тщимся выглядеть умнее и успешнее, а преподобный Нектарий свое духовное величие скрывал юродством – шутками, чудачеством, неожиданными резкостями или непривычной простотой в обращении со знатными и заносчивыми посетителями. Играл игрушками. Была у него птичка-свисток, и он заставлял в нее дуть взрослых людей, которые приходили к нему с пустыми горестями. Был волчок, который он давал запускать своим посетителям. Были детские книги, которые он раздавал читать взрослым людям.
Мы всё стараемся выбрать себе жилье поудобнее, работу полегче, отдых покомфортнее, а преподобный Никон за святое послушание настоятелю стал последним Оптинским старцем, понимая, что это послушание – смертельная угроза. Будучи тяжело больным в ссылке, не стал проситься о переводе в местность с более здоровым климатом, сказав врачу: «Воля Божия да совершается…»
И это всё – тайны Оптиной Пустыни.
Во многих монастырях подвизались старцы, те, кто достиг высот духовной жизни. Но только в Оптиной эстафета старчества, это благодатное чудо, не пресекалась более 100 лет: с 1829 года – приезда в Оптину старца Льва – до закрытия монастыря в 1923 году и мученического окончания земного пути в 1930-х годах последних Оптинских старцев того времени: преподобного Никона и преподобного Исаакия Второго. И это тоже чудо и тайна.
Господь устраивал так премудро, что Оптинские преподобные были воспитанниками старцев, а затем сами наставниками.
Как передавалась эстафета старчества?
Умирает великий старец Амвросий, и для той любви и преданности, которую питали все к нему, было очень тяжело перейти к другому наставнику. Но все давно уже почувствовали, что один дух с почившим старцем живет в его преемнике – преподобном Иосифе. Даже наружность отца Иосифа стала походить на облик отца Амвросия, и это таинственное сближение душ двух старцев ощущалось всеми.
И сознание того, что преподобный Иосиф скажет именно то, что сказал бы отец Амвросий, это духовное единение, видимая осязательная преемственность великого дара старчества, – всё это позволило отцу Иосифу принять эстафету старчества Оптиной Пустыни.
Были Оптинские старцы разными и похожими одновременно. Каждый старец имел свои особенности: благодать не отменяет индивидуальные черты характера, особенности темперамента, но придает им возвышенность и духовность, как огранка бриллианту.
Волевой, сильный, решительный отец Лев, преодолевший все нарекания, гонения, клевету, как ледокол, очистивший фарватер для своих чад. Живой, ласковый, веселый старец Амвросий, дары которого напоминают великих старцев прошлого, воскрешавших умирающих и исцелявших безнадежных. И преподобный Макарий между ними – «с чистой, любвеобильной и смиренной душой, редкое соединение простоты, тихости и смирения, делавшее его доступным всем и каждому».
Путь старцев в Оптину Пустынь тоже был различным: кто-то пришел в Оптину юношей, как преподобный Иосиф, которому было 24 года, а кто-то, как преподобный Варсонофий, на 47-м году жизни, когда седина уже обильно пробивалась в волосах.
Оптинские старцы могли быть архимандритами, как преподобные Варсонофий, Моисей, Исаакий Первый, а могли не иметь чинов и званий и быть иеромонахами, как преподобные Нектарий, Иосиф, Иларион…
Оптинские старцы заботились не только об иноках монастыря, но обо всех, кого приводил к ним Господь.
Иногда говорят, что мирянам достаточно просто жить по заповедям. Да, заповедь дана нам, но в жизни она может исполняться в разных обстоятельствах по-разному. И не всегда легко понять, что происходит: искушение ли это или то, чего хочет от тебя Господь.
Духовная жизнь не означает только пребывание в облаках… Она заключается в раскрытии законов духовной жизни, насколько они применимы к данному человеку в его ситуации, в его условиях. И Оптинские старцы раскрывали эти духовные законы мирским людям, помогали им понять и осмыслить духовно жизненные обстоятельства, наставляли их на пути к спасению.
Все Оптинские старцы были духовными руководителями мирян. Духовное руководство, окормление происходило лично и через переписку, через духовные наставления.
Старец Иосиф: «Верую в то, что каждый приходящий в Оптину в крайней своей потребности найдет удовлетворение Милостью Божией…»
Оптинский старец Иосиф писал: «Верую в то, что каждый приходящий в Оптину Пустынь в крайней своей потребности найдет удовлетворение Милостью Божией… за молитвы великих наших отец».
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас!
Паломничество в Оптину Пустынь: советы, самое главное
Оптина Пустынь — один из главных монастырей России. Как лучше построить паломническую поездку в эту обитель? Каждый выбирает по своим возможностям и ситуации. Кто-то приезжает на несколько часов с экскурсией — «познакомиться». Кто-то остается на ночь — и тогда появляется уникальная возможность в Оптине поисповедаться и может быть причаститься. А кто-то приезжает сюда на несколько дней и тогда, возможно, Дух Оптины откроется человеку полнее и он даже останется в ней навсегда — сначала, как простой трудник, затем как послушник, затем как инок, монах…
Мы приехали в Оптину Пустынь на несколько дней, как обычные паломники, без группы. И хотим рассказать об основных организационных и прочих моментах, с которыми вы можете столкнуться, если соберетесь в этот монастырь впервые — ничего не зная о его устроении.
Итак, самое главное, что нужно знать, отправляясь в Оптину.
Паломничество — чем оно отличается от туризма?
С одной стороны, внешне и в некоторых своих формах туризм и паломничество могут быть неотличимы. И там, и там люди едут за многие километры от дома — поездом, машиной, автобусом. Кто-то — в одиночку, кто-то с группой. Кто-то берет экскурсовода, многие фотографируют на память… Однако у паломничества иная суть, посыл и цели, с которыми человек едет в ту же Оптину Пустынь.
Туризм — это развлечение. Турист смотрит на мир «сверху вниз». Не он что-то ждет и на что-то уповает, а ему «должны» — дать насладиться, полюбоваться, взять от путешествия «всё».
Паломничество — это благоговение и жажда души соприкоснуться со святыней. Отсюда какие-то вещи в поездке становятся либо менее важными, либо вообще теряют свое значение. А иные вопросы, наоборот: выходят на первый план. Например, при паломничестве в монастырь не так значимо жилье и многие готовы мириться с поистине спартанскими условиями — лишь бы получить взамен возможность побыть на настоящих монастырских службах или иметь потрудиться в монастыре — хотя бы несколько дней, хотя бы чуть-чуть уйти от мирской суеты и оказаться ближе к святым и Богу.
Оптина Пустынь — одно из главных мест православного паломничества в России.
Оптина Пустынь — чем известна?
До революции, — в XIX и начале XX веков, — Оптинский монастырь был оазисом старчества. Преподобный Амвросий Оптинский — самый известный святой из этой обители: к нему стекались со всей страны — от млада до велика, от бедна до богата. Но не только к нему. На сегодняшний день кроме него канонизированы еще тринадцать Оптинских святых — к ним тоже собирались паломники, да и не к ним одним, а и ко многим другим иеромонахам на исповедь — чтобы получить хотя бы каплю иноческой радости и мудрости.
Потом был СССР, монастырь закрыли. Вернули его Церкви в конце 80-х годов прошлого века. В обители возобновилась монашеская жизнь, которая ведется здесь по самым строгим правилам.
Поэтому, в сущности, с XIX века ничего не изменилось. Люди также приезжают в Оптину к великому старцу Амвросию (его мощам), мощам других старцев и с целью поближе соприкоснуться с монашеской жизнью — хотя бы просто немного побыв на долгих монастырских службах.
Как добраться до Оптиной Пустыни
Еще одна из причин, почему Оптина так популярна у туристов — до монастыря относительно легко добираться. Это Калужская область, несколько часов на автобусе из Москвы.
Если точнее: Оптинский монастырь находится в нескольких километрах от города Козельск. До Козельска несколько раз в день ходят автобусы, как из самой Калуги, так и из Москвы и других городов.
Из самого Козельска до монастыря каждый час отправляются маршрутные такси. Если вы, допустим, москвич, то — в 8 утра вы вышли из дома, а на вечерней службе — уже в монастыре!
Из Москвы до Оптиной Пустыни на автобусе: Время в пути — 5–6 часов. Автобусы отправляются с автобусной станции Теплый Стан (3 минуты ходьбы от станции метро Теплый Стан). Нужны автобусы Москва-Козельск или Москва-Сосенский (автобусы этого маршрута заезжают прямо в Оптину). Точное расписание и стоимость билетов можно посмотреть здесь.
Из Москвы до Оптиной на электричке: Доехать до Калуги от Киевского вокзала, а затем — на автобусе до Козельска.
Из Москвы до Оптиной на машине: Киевское шоссе. А дальше вам лучше нас подскажет «навигатор» 🙂
Мощи Амвросия Оптинского
Главная святыня монастыря — мощи преподобного Амвросия Оптинского. Они хранятся в Введенском соборе. Часть дня они открыты для поклонения.
Когда можно приложиться к мощам Амвросия Оптинского:
- сразу после Полунощницы, перед началом ранней Литургии — примерно в 6.15–6.30
- в промежуток после окончания поздней Литургией и начала вечернего богослужения (то есть до 17:00)
Вход в Введенский собор, где хранятся мощи преподобного Амвросия Оптинского
Оптинский скит: как туда попасть?
Еще, что все мечтают увидеть в Оптиной — скит.
Скит — это территория со своими кельями и храмами, которая находится рядом с монастырем (хотя, отделять сам скит от монастыря неправильно, потому что они являются единой обителью, просто территориально отделены друг от друга).
Именно на территории скита жили и подвизались Оптинские старцы. И сейчас — это место, которую Оптина старается оградить от мирской суеты: территория полного уединения монахов, где, по-видимому, установлен еще более жесткий устав.
В общем, Иоанно-Предтеченский скит для посещения закрыт. Попасть туда можно только по специальному благословению начальника Скита. Например, если вы перед этим хотя бы несколько дней потрудились на послушании для монастыря.
Но мы немного сфотографировали его для вас. Вот таким образом — через щелочку в досках 🙂
При этом, можно попасть на экскурсию в келию старца Амвросия — она находится на территории скита, но вход в нее «снаружи». Монахи Оптины постарались по возможности наиболее точно или полно восстановить атмосферу, которая царила в домике, когда там жил и принимал посетителей старец.
Монах из скита проведет для вас интересную экскурсию — все расскажет и все объяснит.
Храмы Оптиной Пустыни
Не считая скита и еще одной небольшой монастырской территории, в остальном — Оптина Пустынь полностью доступна для паломников.
Как и большинство монастырей, Оптинская обитель имеет в себе не один, а несколько храмов. Вот они.
Введенский собор (1771 год). Здесь хранятся мощи преподобного Амвросия и преподобного Нестора Оптинского. Здесь служится самая ранняя монастырская служба, — полунощница и молебен преподобному Амвросию, — а также в зависимости от расписания ранняя или поздняя Литургии (каждый день в Оптиной служатся как минимум две Литургии).
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери (1811 год, на фото: справа). Здесь хранятся мощи преподобных Моисея, Антония и Исаакия I Оптинских. В этом храме проводятся все вечерние богослужения и одна из Литургий.
Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери (в 1998 году восстановлен на месте полностью разрушенного). В нем хранятся мощи Оптинских старцев Варсонофия, Льва, Иосифа, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Анатолия (Потапова). Здесь проходит ежедневная утренняя исповедь:
Храм Преображения Господня. Одна из новых построек — 2007 год. Литургии здесь служатся нерегулярно. В храме можно поклониться мощам преподобного Рафаила (Шейченко), исповедника.
Храм преподобной Марии Египетской. Находится на той небольшой территории монастыря, которая закрыта для посещения. Отсюда начинается крестный ход, который братия монастыря устраивает каждый вечер — вокруг стен монастыря.
Храм в честь Всех Святых.
Расположен сразу за стенами монастыря, на гостиничной территории/территории бывшего монастырского кладбища. Сейчас завершается его восстановление.
Храм Илариона Великого. Тоже находится за стенами монастыря на гостиничной территории — в одном здании с трапезной и одним из гостиничных корпусов. В этом храме служатся требы для мирян: например, венчание и крещение.
А эта часовня была построена в 2008 году на месте погребения убиенных оптинских братьев: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта.
Еще два храма расположены в скиту — мы их не сфотографировали.
Еще один храм, — в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», — расположен на территории подсобного хозяйства, куда также доступа паломникам нет. В нем круглосуточно читается Псалтирь:
Оптина пустынь: когда исповедь и причастие?
Расписание богослужений в Оптиной Пустыни уточнять лучше всего на официальном сайте монастыря, но, как правило, оно неизменно и выглядит так:
5:30 — Молебен преподобному Амвросию, утреннее правило и полунощница
6:00 — Исповедь
7:00 — Ранняя Литургия
9:00 — Исповедь
10:00 — Поздняя Литургия
17:00 — Вечернее богослужение
В выходные и большие Церковные праздники Литургий бывает три: в 6:00, 7:30 и 9:30, а исповедь проходит не только перед службами (ранняя начинается в 5:15), но и накануне вечером — после Всенощного бдения.
Оптина Пустынь: гостиницы
Если вы приезжаете в Оптину на один или несколько дней, то у вас есть два варианта проживания:
- Паломническая гостиница при монастыре;
- Комната в частных домиках недалеко от монастыря (например, на улице Лермонтова или в поселке Мехзавод, который располагается в получасе ходьбы от обители).
Жить в частном секторе будет комфортнее, но там нет монастырского духа.
Паломническая гостиница — это прямое соприкосновение с монастырем, но в большинстве вариантов — абсолютно «паломнические» условия проживания.
Например, самый дешевый вариант — это койко-место в комнате на 10–12 человек (там двухъярусные кровати); 300 рублей в день. Душ за дополнительную плату.
Есть места в комнатах поменьше (4 человека) — это будет в пределах 800–1000 рублей.
Кажется, есть и двухместные номера, но они, как правило, либо забронированы, либо достаются в порядке «живой» очереди, а значит, скорее всего, уже заняты.
Самый комфортный вариант — это места вот в таких небольших домиках:
В этих домиках есть и одноместные комнаты, и двухместные. А главное — есть большие комнаты для семей с детьми. Стоимость одноместного номера — от 1000 рублей, стоимость двухместного — от 1600 рублей.
Места в домиках можно бронировать только на будние дни, а в выходные и крупные Церковные Праздники комнаты в них распределяются в порядке «живой очереди».
Когда лучше ехать в Оптину Пустынь?
Самый большой наплыв паломников в Оптину — по выходным. В эти дни монастырь и храмы в нем переполнены. Возможно, это будут не лучшие дни для сосредоточения.
Плюс на выходные гостиница не бронирует места для одиночных паломников. Без места вы не останетесь, но и выбрать подходящий именно вам вариант не сможете — приоритет в распределении мест будет отдаваться группам.
Были случаи, когда мест не хватало и паломников клали на ночь на матрасе в храме. Возможно, кстати, это был бы один из самых лучших вариантов ночлега в Оптине!
Иными словами, если Вы хотите лучше прочувствовать атмосферу и дух этого монастыря, то лучше ехать не на один день, а на несколько и по возможности — не в выходные.
Выходные дни — самые многолюдные в Оптине. Вся территория монастыря и его храмы заполняются паломниками и туристами.
Что делать в Оптиной Пустыни, если приехал на несколько дней?
В монастырях есть давняя и мудрая традиция. Если ты приезжаешь на несколько дней, то не только ходишь на службы и отдыхаешь (то есть, проводишь время «для себя»), но и трудишься по силам для монастыря.
Есть трудники, которые целенаправленно едут «надолго» и тогда монастырь предоставляет им бесплатное жилье, но со стороны трудника подразумевается полное послушание — он безоговорочно делает то, что ему поручают. Некоторые из таких позже становятся монахами.
С «простых паломников» спрос меньше. Вы можете узнать или в гостинице, или у священника, как и где вам потрудиться, потом вы получите благословение и скорее всего формат будет таким:
- Вас определят на какую-то работу
- Но гарантируют, что вы вольны приходить и уходить с послушания тогда, когда сочтете нужным.
Варианты работ могут быть самыми разнообразными: от уборки территории или храма, до помощи в изготовлении просфор. Кроме того, у монастыря есть свое приусадебное хозяйство — там тоже нужны руки.
Но и погулять по окрестностям тоже надо: вокруг Оптины очень красиво!
Живописная речка Жиздра:
Живописные русские просторы:
Коровы и маленькие телята:
Оптина пустынь: питание
Паломничество подразумевает, что гастрономические приоритеты в этой поездке отходят на второй план. И Оптина Пустынь в этом смысле не оставляет вам выбора.
Все, что нужно знать о питании в Оптиной Пустыни, можно уместить в следующие тезисы.
- Вы можете питаться за небольшую плату в паломнической столовой. Но это 2 раза в день (после поздней Литургии и после Вечерней службы) и только то, что вам дадут — а размер порций и их состав довольно скудны.
- Вы можете есть столько, сколько хотите, и так часто, как хотите в так называемой «чайной». Там есть чай, кофе, разнообразные (но день ото дня неизменные) рыбные блюда. Пирожки. В непостные дни — яйца.
- Ближайшее кафе — в Козельске в нескольких километрах.
Как себя вести в Оптиной Пустыни?
Мы писали большой текст про то, как нужно вести себя в храме. По большому счету, в нем сказано все то, что нужно учитывать и в Оптине.
В гостиничном домике на стене каждого номера висит табличка, которая напоминает основные правила по тому, как нужно одеваться женщинам и мужчинам и про то, например, что курить можно только в специально отведенных местах. Не нравится — снимайте комнату в частном секторе.
Оптина Пустынь: святые источники
В Оптинской обители есть три источника.
Колодец Амвросия Оптинского. По преданию, место, где вырыть его, указал сам старец. Из него можно пить воду:
Источник преподобного Пафнутия Боровского. Это купель примерно в километре от стен монастыря. При том, что это вода святая, она — ледяная, поэтому в жаркую погоду людям со слабым сердцем или сосудами окунаться в него нужно осторожно:
Святой источник (родник) преподобного Сергия Радонежского. У него почти не бывает паломников, хотя расположен он недалеко от Пафнутьевского источника (в том же лесу) и ближе к монастырю:
Монахи и старцы Оптиной Пустыни
Как попасть к старцу в Оптиной Пустыни? Есть ли вообще старцы в этом монастыре? Сами монахи стараются на такие вопросы не отвечать.
Святые и священники советуют специально старцев не искать, потому что так можно много чего себе «напридумывать».
Народ утверждает, что старцы в Оптиной есть — просто они живут в Скиту и перед народом появляются редко: в лучшем случае их можно увидеть на некоторых службах или идушими по территории.
Кто из монахов старец, а кто не старец — сказать нельзя. По внешнему виду их тоже не определишь. Не обязательно старцем является всякий пожилой седовласый монах. Более того, не всякий монах, которого вы встретите, именно из Оптины — может быть, он тоже приехал в гости
В Оптиной Пустыни у каждого паломника есть возможность попасть на исповедь — утром перед службой. Это время, когда можно наедине поговорить с монахом или договориться с ним об отдельной встрече — если для этого располагает случай или ситуация.
Прямой зависимости между продолжительностью вашей поездки в монастырь и тем, встретите или не встретите вы духоносного отца, не существует. Но конечно же — при продолжительной поездке (неделя или дольше) вероятность того, что вы поговорите с монахом, чьи слова тронут вашу душу или направят в серьезных вопросах, гораздо больше, чем при однодневной или двухдневной поездках…
Святые преподобные Оптинские старцы, молите Бога о нас!
Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте
Монастырь Оптина Пустынь: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
Сегодня мой рассказ пойдет о волшебном, целительном и очень чистом месте, полное название которого – Введенский Ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь.
Это место уже не первый век влечет к себе верующих и пребывающих в поиске. Людей манит сюда покой и тишина, которые будто опускаются на плечи, только входишь за монастырские ворота, красивая архитектура, мощи прославленных Оптинских Старцев, традиции старчества которых передавались от наставника к ученику на протяжении столетия.
Подробнее об уникальных достопримечательностях и святынях мужского монастыря в Калужской области «Оптина Пустынь» я хочу поведать вам этим рассказом.
Где находится монастырь Оптина Пустынь?
- Вахта: +7(48442)50115;
- Экскурсионная служба: +7(48442)50139;
- Дом паломника: +7(48442)50116, +7(919)0396840.
Как доехать до монастыря Оптина Пустынь?
Есть несколько способов добраться до монастыря из Москвы:
- По железной дороге с Киевского вокзала на поездах:
- № 6151, 6157, 6161 6171, 6159 (направление «Москва – Калуга») – около 3-3,5 часов в пути;
- № 6131, 6135, 6133, 6393/6395, 6137 (направление «Калуга – Сухиничи») – около 2 часов в пути;
- № 6416 (направление «Сухиничи – Козельск») – 45 минут в пути;
- № 054К, 414Б, 304Б, 426Ч, 112Б, 054К, 605Б, 413Б, 425У, 303Б, 413Б, 131У.
- Автобусом: От автостанции «Теплый Стан» ежедневно в течение дня (с 7:00 до 18:40) ходят рейсовые автобусы, проходящие рядом с монастырем. Два раза в день (в 12:45 и 15:00) идут автобусы, которые заезжают на монастырскую автостоянку. На автобусе вы доедете в течение 4-5 часов.
- На автомобиле: По Киевскому, Калужскому, Симферопольскому шоссе либо через Подольск на ваш выбор.
Из Белорусской столицы до монастыря вы можете добраться:
- На поезде «Брест—Челябинск» до ст. Калуга, оттуда – автобусом, маршруткой либо пешком до монастыря;
- На автомобиле по трассам А-130, М-1, Р-43 и А-130.
Особенности посещения монастыря
Для паломников монастырские ворота открыты ежедневно с 5:00. Все желающие могут свободно пройти к монастырским святыням, главные храмы также доступны в течение дня.
- Обзорная экскурсия по территории монастыря;
- «Новомученики и исповедники Оптиной Путсыни»;
- «Храмы, святыни и скит Обители»;
- «Оптинские старцы – жизнь и духовный подвиг»;
- «Сегодняшний день Обители»;
- «Преп. Амвросий – старец Оптиной Путсыни»;
- «Выдающиеся деятели России в жизни монастыря»;
- Экскурсия для подростков и детей;
- «Пасха Красная».
Расписание богослужений монастыря Оптина Пустынь
Основное расписание:
- 5:30, Введенский храм – братская молитва у мощей преп. Амвросия, утренний молебен, полунощница;
- 6:40, Храм Казанской иконы – часы;
- 7:00, Храм Казанской иконы – ранняя Литургия;
- 9:00, Храм Казанской иконы – Панихида;
- 9:40, Введенский храм – часы;
- 10:00, Введенский храм – поздняя Литургия;
- 12:00, Храм Казанской иконы – Панихида;
- 13:00, Храм Казанской иконы – Акафист у мощей преп. Амвросия;
- 14:00, Преображенский храм – заказные молитвы святым (с водосвятием);
- 15:00, Владимирский храм – Акафист Собору Преп. Старцев Оптинских;
- 16:40, Храм Казанской иконы – часы;
- 17:00, Храм Казанской иконы – вечернее богослужение.
- 6:00, Храм Казанской иконы – часы;
- 6:30, Храм Казанской иконы – ранняя Литургия;
- 7:40, Храм Марии Египетской – часы;
- 8:00, Введенский храм – Акафист и Соборная молитва у мощей преп. Амвросия;
- 8:00, Храм Марии Египетской – средняя Литургия;
- 9:40, Храм Казанской иконы – часы;
- 10:00, Храм Казанской иконы – поздняя Литургия;
- 12:00, Преображенский храм – заказные молитвы святым (с водосвятием);
- 12:30, Храм Казанской иконы – Панихида;
- 13:00, Введенский храм – Акафист у мощей преп. Амвросия;
- 15:00, Владимирский храм – Акафист Собору Преп. Старцев Оптинских;
- 16:45, Храм Казанской иконы – часы;
- 17:00, Храм Казанской иконы – вечернее богослужение.
Где можно остановиться рядом с монастырем?
Для паломников и туристов есть несколько вариантов поселения:
- Паломнические гостевые дома располагают 8-местными комнатами, санузлом на этаже, чайной. Стоимость проживания составляет 300 рублей/чел.;
- Гостевые 5-комнатные домики предлагают комнаты разного уровня комфорта (одноместную – 1000 рублей/чел., 2-3-местную – 800 рублей/чел., 4-местную – 600 рублей/чел.). В домиках также находится душ и столовая. Обед и ужин предоставляет паломническая трапезная;
- Предтеченский Скит открыт для мужчин, которые приезжают в монастырь на длительный срок и готовы выполнять монастырские послушания;
- Гостиница для священнослужителей предоставляет возможность поселения для священников, приезжающих в монастырь;
- Также возможно поселение в частном секторе недалеко от монастыря.
История монастыря Оптина Пустынь
- История монастыря, также как и история старчества Оптиной Пустыни, началась в 1821 году с преп. Антония и Моисея, которые приехали строить монастырь своими руками. За время настоятельничества преп. Моисея были построены многие храмы и братские кельи.
- В течение 100 лет не прекращалась традиция старчества монастыря. От наставника к ученику передавались сокровенные знания. Монастырь достраивался и процветал.
- С приходом советской власти начались гонения на православную церковь, а вместе с тем и на Оптину Пустынь.
- Последние Оптинские старцы в 1930-х гг. умерли в ссылке, не предавая свою веру.
- И только в конце 1980-х гг. началось медленное восстановление монастыря. Многие храмы достраиваются и реставрируются уже в наше время.
Архитектурные достопримечательности монастыря
- Свято-Введенский собор – главный храм монастыря «Оптина Пустынь», построенный в 1750-1771 гг. Имеет 3 красивых престола.
- Казанский храм – это самый большой храм в монастыре, восстановленный и освященный в 1996 г. Также имеет 3 престола;
- Владимирский храм – восстановлен и освящен в 1998 год после полного разрушения;
- Храм Преображения Господня – новый красивый храм, построенный в 2007 году;
- Храм в честь преп. Илариона Великого, находящийся в одном здании с трапезной и гостиницей, построенный в 1874 году;
- Храм в честь св. Предтечи и Крестителя Иоанна, построенный в 1825 году, находится на территории скита;
- Храм иконы Богоматери «Спорительница хлебов», построенный в 2000 г. Находится на подсобной монастырской территории;
- Передвижной храм, названный в честь иконы Богоматери «Живописный источник», предназначается для проведения сезонных полевых работ. Построен в 2006 г.;
- Храм преп. Марии Египетской (ныне находится на реставрации);
- Храм в честь свт. Льва Катанского и преп. Иоана Рыльского – в этом здании сегодня находится паломническая гостиница и ведутся работы по восстановлению полуподвального храма арх. Михаила;
- Храм Всех Святых также восстанавливается в наше время. Находится за оградой монастыря на монастырском кладбище;
- Часовня убиенных братиев, построенная в 2008 году, также находится на кладбище монастыря.
Святыни монастыря Оптина Пустынь
Оптина Путсынь богата святынями, к которым тянутся люди. Прежде всего, это мощи святых оптинских старцев, которых тут хранится много:
- Мощи преп. Нектария и Амвросия – во Введенском соборе;
- Мощи преп. Исаакия І, Антония, Моисея – в Казанском храме;
- Мощи преп. Льва, Илариона, Макария, Анатолия (Зерцалова), Анатолия (Потапова), Варсонофия, Иосифа – во Владимирском храме;
- Мощи преп. Рафаила, исповедника – в Храме Преображения Господня.
В главном храме монастыря расположилась еще одна особо почитаемая святыня – Казанская икона Богоматери.
Фото монастыря Оптина Пустынь
Захватывающий дух вид при подъезде к монастырю.
Место, где живет волшебство.
Основной монастырский храм.
Красивый интерьер храмов Оптиной Путсыни не может передать царящей там атмосферы.
Летом и в церковные праздники здесь особенно много людей.Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Святейший Патриарх Кирилл совершит объезд Москвы с иконой Божией Матери «Умиление»
В Неделю 4-ю Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
Епархиальным архиереям на территории России направлено циркулярное письмо о принятии мер по противодействию угрозе распространения коронавирусной инфекции
Образована Рабочая группа при Патриархе Московском и всея Руси по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции
В Неделю Крестопоклонную Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в храме блгв. кн. Игоря Черниговского в Переделкине г. Москвы
Архив
История Оптиной пустыни
Значение Оптиной пустыни в отечественной истории трудно переоценить. Обитель является ярким примером процесса духовного возрождения, возникшего в России в конце XVIII века.
Расположенная у опушки девственного соснового бора, отрезанная от мира рекой Жиздрой, она была превосходным местом для отшельнической созерцательной жизни. Это был чудный духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. Они — эти дары, получили полное выражение в особом служении — старчестве. Действительно, оптинские старцы отличались высшим из всех даров — даром рассудительности, а также прозорливостью, Даром исцелений и чудотворений. Это служение пророческое — как в апостольские времена это творили пророки, так и теперь старцы утешали страждущих, возвещали по воле Божией будущее.
От древнейших времен местность, где расположены город Козельск и Оптина Пустынь была уже обитаема. Так, археологические раскопки 1899 года обнаружили здесь предметы каменного века, В исторические времена ее населяли племена вятичей, просвещенные св. Кукшей (пострадавшим в Мценске в 1213 году).
Город Козельск впервые упоминается в летописи под 1146 годом. В 1238 г. он был взят татарами. Город мужественно сопротивлялся в течение семи недель. Все жители были перебиты. По преданию двухлетний князь Василий утонул в крови. Татары прозвали Козельск «злым городом».
В начале XV века Козельск перешел в руки Литвы, и в течение полувека переходил из рук в руки, пока окончательно не утвердился за Москвой.
Время основания Оптиной неизвестно. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Храбрым, или ближайшими его наследниками. По другой версии ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему ее называли и Макарьевской. Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь — а таковые ранее носили название Оптиных.
Вероятно, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее. Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей. Известно, что в 1625 году ее игуменом был Серий. В 1630 г. там была деревянная церковь, шесть келлий и 12 человек братии и управлял ею иеромонах Феодор. Царь Михаил Феодорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 году братья Шепелевы (местные бояре) построили Введенский собор.
Вскоре наступило время реформ Петра I. В 1704 г. отобрали в казну мельницу, перевоз через Жиздру и рыбную ловлю, а в 1724 г. обедневшая обитель указом Синода и совсем была упразднена, как «малобратный монастыр». Но уже в 1726 г. по ходатайству стольника Андрея Шепелева она была возстановлена. При закрытии совершенно разоренная, она теперь медленно восстанавливалась. Указом 1727 года ей была возвращена мельница.
Но ее полное восстановление началось лишь с 1795 года, когда на нее обратил внимание московский Митрополит Платон и назначил туда строителем иеромонаха Иосифа, а через год был назначен вместо него строителем о. Авраамий. Стараниями сначала митрополита Московского Платона (Левшина), затем епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) Оптина пустынь превратилась, по словам отца Павла Флоренского, в «духовную санаторию многих израненных душ», чем довольно быстро и привлекла к себе внимание современников.
1796-1829
«В 1796 году преосвященный митрополит Московский Платон, посещая пустынь сию, признал место сие для пустынно-общежительства весьма удобным; почему и решился оное тут учредить, по образу Песношского монастыря. А дабы сколько можно успешнее провести предположение сие в самое исполнение, то просил он у Песношского настоятеля строителя Макария дать ему для сего способного человека, каковым и признан иеромонах Авраамий. Он, пришед на место сие, застал тут несколько монашествующих, а строение, кроме соборной церкви, все деревянное, и то обветшалое и т. д.» (Из Истории Российской Иерархии).
Отец Авраамий, до своего назначения бывший огородником, ввел в обители примерный внутренний порядок, чем снискал себе уважение и почтение всего окрестного населения. По мере увеличавшихся от того средств, занялся и материальным устойством обители, при помощи пожертвований боголюбивых граждан. Авраамий был вместе и учредитель, и зодчий.
В 1801 году «за отличные услуги обители к общей пользе», Авраамий произведен в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря, с управлением в то же время и в Оптиной. Но вскоре немощь, а также и опасение, чтобы не нарушилось заведенное им в Оптиной благоустройство, заставили о. Авраамия отказаться от нового достоинства. Преосвященный удовлетворил его просьбу, и он по-прежнему был оставлен начальствовать только в одной Оптиной Пустыни, но уже в игуменском сане.
1797 год был достопамятен для всех русских обителей милостивым вниманием к ним императора Павла Петровича. По указу от 18 декабря, Оптина Пустынь, в числе прочих, получила по 300 рублей в год «на вечные времена». Сверх того пожалована Пустыни мукомольная мельница и пруд. Эта царская милость не мало способствовала начальному благоустройству обители.
Шли годы. Авраамий, будучи уже даже в преклонном возрасте, не оставлял своего доброго дела. По ходатайству преосвященного Феофилакта, епископа Калужского, благочестивый монарх (теперь уже Александр Павлович) согласился на прошение отца Авраамия. С 1764 года в Оптиной не разрешалось содержать более семи человек, но эта священная обитель привлекала много богомольцев. По указу Святейшего Синода, Пустыни разрешено прибавить еще двадцать три человека.
Восполнив таким образом главнейший недостаток в Оптиной Пустыни, Авраамий не ослабевал, а трудился и трудился, приумножая богатства его обители. Еще больше возрастало заслуженное им расположение калужских архипастырей. Епископы Евлампий и Евгений оказывали особенное благоволение к Оптиной пустыни. Преосвященный Евлампий даже желал провести в обители остаток своих дней, и специально для него была построена особая келья.
Бог судил о. Авраамию насладится плодами своих начинаний и трудов. После достопамятного 1812 года, когда он еще раз проявил себя замечательным настоятелем, достойным игуменского звания, о. Авраамий прожил еще несколько лет, любимый и уважаемый всеми в обители.
Занявшие его место не менее о. Авраамия заботились о благосостоянии и духовной жизни этой обители. С каждым годом монастырь все разрастался и разрастался. Росло и его влияние в миру.
Очень важной вехой в истории Оптиной пустыни был приход к власти митрополита Филарета, который поддерживал установление старчества в монастыре. Как любитель безмолвной пустынной жизни он весьма много покровительствовал пустынной обители Оптиной, нередко посещая ее, проживая иногда (во время постов) по целым неделям. Именно он основал в 1821 году при пустыни скит во имя Св. Иоанна Предтечи, первого «новоблагодатного» пустынножителя. Филарет позвал туда отшельников их Рославльских лесов — Моисея и Антония, а также трех других монахов. Это были праученики Паисия Величковского, который видел в старчестве важнейший способ возрождения душ человеческих. В 1829 году старчество было введено и в Оптиной, при содействии ее тогдашнего настоятеля, о. Моисея. Оптина пустынь была последней обителью, где ввели старчество. И именно в этой пустыни оно пережило свой расцвет.
Оптина Пустынь знаменита своей заботой о неимущих, сиротах, приемом паломников, своими школами и госпиталями. Богослужения в обители длились по 8 часов, что составляло по словам о. Сергия Четверикова «университет для русского народа». Но от бесчисленного множества таких же монастырей Оптину отличает именно исключительное влияние ее старцев.
Старчество в Козельской Введенской Оптиной пустыни было введено позже всех перечисленных выше старческих обителей. Нам известны имена, наверное, всех старцев, живших в Оптиной за всю недолгую ее историю: иеросхимонах Лев (Наголкин; +1841), иеросхимонах Макарий (Иванов; +1860), схиархимандрит Моисей (+1862), иеросхимонах Амвросий (Гренков; +1891), иеросхимонах Иосиф (Литовкин; +1911), схиархимандрит Варсонофий (Плеханков; +1913), иеромонах Анатолий (Зерцалов; +1894), иеромонах Анатолий (Потапов; +1922), иеромонах Нектарий (+1928).
В наши дни их подвиг продолжал живший в Караганде схиархимандрит Севастиан (Фомин; умер он 19 апреля 1966 года).
1830-1861
Это период истинного расцвета Оптиной во всех отношениях. Материальное достояние Пустыни значительно поправилось. К 1862 году Оптинское братство простиралось уже до 150-ти человек, в том числе одних иеромонахов было 20. Но не об одном внешнем устроении обители и численности братий заботился о. архимандрит Моисей, бывший пустынножитель Рославльских лесов. Благочиние и продолжительность церковных служб, все внешние и внутренние порядки Оптиной Пустыни, весь теперешний ее духовный строй — все это установилось и утвердилось в настоятельство о. Моисея. Введением старчества о. Моисей упрочил и на будущие времена благоустройство и благосостояние Оптиной пустыни.
Первым старцем Оптиной был иеросхимонах Леонид (в схиме Лев, +1841).
С 1839 года Оптина Пустынь начала заниматься изданием общеполезных духовных книг, в особенности свято-отеческих писаний (в славянском и русском переводах). Первыми потрудившимися в Оптиной над изданием таких сочинений были жившие в Оптином Предтечевом Скиту, иеросхимонах Иоанн и монах Порфирий Григоров.
Иеросхимонах Иоанн, который до этого принадлежал к сообществу раскольников, и потому подробно знавший все их рассуждения, стараясь искупить свой грех, за десять (1839-1849) лет написал и издал шесть книг, обличавших неправоту раскольнических «мудрствований».
Одновременно с иеросхимонахом Иоанном, другой Оптинский инок, о. Порфирий Григоров издал жизнеописания некоторых замечательных духовных лиц: схимонаха Феодора, настоятеля Санаксарской обители Феодора Ушакова, Петра Алексеевича Мичурина, Пустынножителя Вассилиска и других; помимо того письма Задонского затворника Георгия, имевшего уже несколько изданий.
Но самая активная издательская деятельность началась спустя семь лет, с 1846 года, под руководством знаменитого старца о. Макария (Иванов, +1860). И опять же, за этим Богоугодным делом стоит замечательный русский политик и священнослужитель — митрополит Филарет Московский.
Иеросхимонахи Леонид и Макарий были учениками учеников великого старца Паисия Величковского, игумен Антоний и архимандрит Моисей имели духовное общение с его учениками. Поэтому издательские труды Оптиной начались именно с этого знаменитого молдавского старца. Были изданы его жизнеописания, а затем и многочисленные его переводы, а также собственные сочинения.
Но, с разрешения митрополита Филарета, братия Оптиной Пустыни занималась не только изданием переводов Паисия Величковского, но также переводила сама и издавала знаменитые творения «великих врачевателей душ человеческих»: преп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, аввы Дорофея, Петра Дамаскина, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита, Анастасия Сунаита, святителя Иоанна Златоуста. Книгами, изданными оптинскими старцами, руководствовались в своей духовной жизни многие поколения русских людей.
Митрополит Филарет Московский (Дроздов) и профессор Московской духовной академии протоиерей Феодор Голубинский, бывший цензором оптинских изданий, дали высокую научную оценку этим трудам старцев Оптинской обители.
По мнению автора, издательская деятельность Оптиной была далеко не менее значительной, чем духовная деятельность ее старцев. В наше время, да и тогда уже, люди не способны отправиться в паломничество, бросить все и уйти ради спасения своей души. Поэтому так важны в нашем духовном образовании книги, тем более, таких великих и опытных людей. К тому же, разговор, даже со старцем — явление временного действия, а книги, — они, как ни смотри, по сравнению со словами, вечные.
1862-1891
Управление игумена Исаакия и, в скиту, — старчество иеросхимонаха о. Амвросия, духовное влияние которого распространилось по всей России. Время старчества Амвросия совпало с зарождением в России интеллигенции, попавшей под влияние рационалистических и материалистических идей (напр. нигилизм), которые ставили своей целью достижение справедливости и счастья людей путем изменения политического и социального строя страны. Многие ищущие истину люди скоро разочаровались в этих идеях. О. Амвросий умел заполнить пустоту в душах этих людей, он мог разбирать самые запутанные состояния человеческой души, мог дать человеку надежду и смысл жить снова.
Народ просто тянулся в Оптину. В этой благословенной обители получили творческий импульс самые видные люди русской литературы, политики, духовенства. В 1877 году приехал Ф.М. Достоевский. Окружающая природа, беседы со старцами и атмосфера любви и гостеприимства, царившие в этой обители, побудили его написать «Братья Карамазовы». Он писал: «Сколь много в монашестве смиренных и кротких, жаждущих уединения и пламенной в тишине молитвы. На сих меньше указывают и даже обходят молчанием вовсе, и сколь подивились бы, если скажу, что от сих кротких и жаждущих уединения выйдет, может быть еще раз спасение земли русской!» Сказал он по-древнему, не очень понятно, но ясно, в чем, по его мнению, была надежда русской земли.
Также был у старца и известный русский философ Владимир Соловьев, но они не сошлись: их понимание духовных истин было разным, старец не одобрял пути Соловьева, но убедить его не смог. Костантин Леонтьев был почитателем старца и много времени проводил в Оптиной ради него. Трижды был там и Толстой. Русский граф как-то пришел туда в лаптях и с котомкой за плечами. Жаль, неизвестно, что на это сказал о. Амвросий. Он отнесся к этому скептически — показная внешность без внутреннего содержания не приближает человека к нравственному совершенству. Последний раз в Оптиной Толстой был с семьей в 1890 году, за год до смерти старца.
Оптина благословила и помогла найти верную дорогу архимандриту Леониду (Кавелин; +1891), замечательному российскому археографу, начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, потом настоятелю Новоиерусалимского Воскресенского монастыря и наместника Троице-Сергиевой Лавры; а также священнику Павлу Флоренскому (+1943) — великому православному философу и богослову.
Многие великие старцы, столпы отечественного христианства православия, основывали женские монастыри: о. Иоанн Кронштадтский, о. Варнава, о. Герасим из Тихоновой Пустыни. О. Амвросий подтверждает эту закономерность. Он создал Шамординский Казанский женский монастырь, где и провел последние полтора года своей жизни, укрепляя созданную им обитель и наставляя сестер в монашеском служении. Старец болел.
10-го ноября 1891 года старец о. Амвросий, в простонародье ласково называвшийся просто «батюшка Абросим», умер. Тысячи горюющих людей провожали его тело обратно в Оптину Пустынь, взращенную им обитель добра и любви.
1892-1923
Это был период, когда к религии, православию относились скептически, даже враждебно; поэтому Оптина Пустынь как бы отошла в тень, о ней забыли, что позволило большевикам уничтожить эту Богоугодную обитель без особого политического вреда для себя. В 1923 году храмы монастыря были официально закрыты, в нем устроена лесопилка, а в скиту — дом отдыха.
В 1987 году Свято-Введенская Оптина пустынь пережила свое второе рождение. 17 ноября 1987 года сохранившиеся монастырские постройки были возвращены Русской Православной Церкви, и 3 июня 1988 года в обители началось богослужение, сначала в надвратной церкви, а затем в Введенском соборе.
В 1988 г. преподобный Амвросий Оптинский был прославлен Поместным Собором Русской Православной Церкви (память празднуется 10(23) октября). В Свято-Введенской Оптиной пустыни были обретены святые мощи преподобного старца и помещены в Введенском соборе обители.
26-27 июля 1996 г. были причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни остальные тринадцать преподобных оптинских старцев, им установлено общее Соборное празднование 11(24) октября. В 2000 году они были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
Ежедневно обитель посещают многочисленные группы паломников. Регулярно публикуются материалы об Оптиной пустыни в церковных и светских периодических изданиях. Звучат радиопередачи, посвященные монастырю и его истории.
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Оптина пустынь монастырь: где находится, как добраться, история
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Каждый день сотни людей едут в Оптину. Зачем они едут? Они устают в пути, тратят деньги на дорогу… Они едут к старцам монастыря Оптины пустынь! Возможно, помните народную пословицу, что «к пустому колодцу за водой не ходят»? Вот и люди едут к этим тяжелым каменным гробницам, чтобы получить ответ, понять законы духовной жизни, помолиться за своих чад или просто обратиться к небесным силам за помощью. Ведь старцы видят все в прошлом и будущем, проникают в саму душу, помогают облегчить скорбь и боль.
История монастыря Оптина пустынь
Данная обитель является хорошим примером духовного возрождения России в XVIII столетии. Храм появился на опушке соснового леса и был отрезан от ближайшей деревушки рекой Жиздрой. С появлением православной обители здесь начал зарождаться чудный духовный оазис и благодатные дары монашества. Старцы, которые туда пришли, обладали даром чудотворений и исцелений. Они утешали страждущих и помогали им найти истинный путь к Господу.
Точное время основания храма неизвестно. Все что знают люди — это основание города Козельск, в котором находится Оптина. Есть предположение, что монастырь основали отшельники, которые выбрали глухое место для своих подвигов.
В XVII столетии у владениях монастыря было шесть келий, мельница, деревянная церковь, земля близ Козельска и 12 монахов с иеромонахом Феодором.
При правлении Петра I церковь обеднела. Ее признали малообратной. Но это продлилось не долго. Уже в 30-х XVIII годах церковь начали восстанавливать, ей вернули земли и мельницу. В конце столетия, благодаря усилиям митрополита Платона, монастырь превратился в духовный санаторий израненных душ.
XIX столетие — это период истинного рассвета мужского монастыря Оптина пустынь во всех отношениях. Значительно улучшилось материальное достояние обители. В этот период братия насчитывала уже около 150 человек. В 40-х годах появилось издательство.
К сожалению, того же самого нельзя сказать про ХХ век. Это был один из худших периодов для русских православных церковь. К вере тогда относились очень скептически. В 1923-м храм официально закрыли, а в его зданиях устроили дом отдыха и лесопилку.
Вновь святыню открыли только в 1987 году. Все монашеские постройки, ценности и требы были возращены монастырю. Через год активной реставрации, обитель начал проводить богослужения и службы.
Храмы обители
На сегодняшний день на территории святыни действуют такие храмы:
- во имя Иллариона Великого;
- Введенский;
- в честь Владимирской иконы Богоматери;
- в честь иконы Богоматери Спорительница хлебов;
- Владимерский;
- во имя Иоанна Предчити;
- Казанский.
Расписание служб и богослужений
Каждый день в стенах общины них проводятся:
- полунощница в 5:30;
- литургия в 7:00;
- панихида в 9:00;
- поздняя литургия в 10:00;
- панихида после поздней литургии в 12:00;
- молебен с акафистом в 15:00
- вечерние службы в 17:00
В праздничные и воскресные дни:
- ранняя литургия в 6:00;
- соборная молебен в 8:00;
- поздняя Литургия в 10:00;
- панихида в 12:30;
- молебен с акафистом в 15:00.
- вечерние службы в 17:00.
В летний период в собор могут приходить огромное количество приезжих паломников. Из-за того возможно проведение данных богослужений одновременно в нескольких храмах.
Где находится монастырь Оптина пустынь
Как доехать из Москвы? До монастыря можно добраться автобусом, железнодорожным сообщением или своим транспортом.
Автобусом
В 50 метрах от м. Теплый стан отправляется автобус по маршруту Москва — Козельск. За день отправляется около 10 автобусов. Первый отходит в 7:30. Время в пути около 4-5 часов.
Железно-дорожным транспортом
К сожалению, прямого железнодорожного сообщения от Москвы до Козельска нет.
Можно добраться следующими пересадками
- Москва-Калуга. Время в пути около 3 часов;
- Калуга-Сухиничи. Время в дороге около 2 часов;
- Сухиничи-Козельск. 45 минут в пути.
Итого: на дорогу уйдет около 6 часов.
На своем транспорте
До города Козельск и монастыря Оптина можно доехать на своем транспорте. Адрес святой обители: индекс 249723, Калужская обл. г. Козельск монастырь Оптина пустынь.
Пусть хранит Вас Господь!
Вам будет интересно так же совершить видео экскурсию по этой обители:
Читайте еще:
One thought on “ Оптина пустынь монастырь: где находится, как добраться, история ”
Здравствуйте. Мы живем в Донецке. Где сейчас идет война. Мой старший сын инвалид детства. Сейчас у него переходной период. Очень тежелый период. У нас нет возможности посещать монаныстыри на территории Украины. А моему сыну это очень важно сейчас посещать святые места. Услышала о вашем монастыре. Очень хотим посетить монастырь и старцев. Как к Вам добираться и нужно ли заранее заказывать места.Заранее благодарна за ответ