Святой пророк Илия
Илия – один из ветхозаветных пророков, известен более всего тем, что его Господь забрал живым на Небо. Он не узнал смерти в земном теле. Самый почитаемый древний пророк, его чтут не только в православии, но и в исламе, и иудаизме. Чем же он так прославился, что память о нем жива даже спустя три тысячи лет?!
Илия: житие святого пророка
Родился Илия в девятом веке до Рождества Христова. Он появился на свет в Фисвах, за это получил прозвище «фесвитянин». Имя его переводится как «мой Бог». Соответственно своему имени, святой всю жизнь был верующим, борцом с язычеством. Он проводил время в молитве, живя в пустыни.
История о жизни пророка содержится в книгах Ветхого Завета (3 и 4 Книга Царств). В это время правил нечестивый царь Ахав. Его жена Иезавель была не из еврейского рода и поклонялась языческим идолам. Этому она научила своего мужа, а затем весь израильский народ.
Пророк обличал их, но они не думали каяться. Пророк предсказал голод стране, если царь не раскается. Но и тогда он не обратился от своего беззакония. Илия помолился, и настала засуха три года. Народ стал голодать.
Тогда Иезавель поклялась убить Илию. Он удалился в пустынное место, где молился Богу, и ворон каждый день приносил ему пищу. Когда источник, у которого жил пророк, иссох, Илия вернулся в город.
Он нашел бедную вдову и поселился у нее. Пока Илия был в ее доме, у нее не кончалась мука и масло. Это было вознаграждение за милосердие и гостеприимство этой женщины. Когда сын вдовы умер, пророк воскресил его молитвой.
Сила молитвы пророка Божиего Илии
Тогда пророк решил устроить показательное состязание. На горе он велел принести жрецам Ваала жертвы. И сам он тоже принес жертву Богу Истинному. Свою жертву он даже полил водой. Затем пророк велел молиться жрецам своему Ваалу. А сам он стал молиться Богу. Он сказал, чья жертва загорится, значит тот и есть Бог Истинный.
Жрецы взывали к Ваалу, наносили себе раны ножом, чтобы громче кричать. Но жертвы их не были приняты. А жертва Илии загорелась сама после его молитвы, это значит, что Господь принял его жертву.
Тогда весь народ уверовал в Бога Истинного, а жрецов, уже достаточно израненных своими же ударами, пророк приказал убить. По молитвам Илии тут же пошел дождь, Господь прекратил засуху.
Восшествие на небо
У Илии был ученик, которого звали Елисей. Ему было открыто, что скоро Илия уйдет от него необычным способом. Поэтому он везде стал преследовать его, чтобы видеть это чудо. Однажды они шли вместе, но Илия велел Елисею остаться и не идти с ним дальше. Тот отказался.
Пророк спросил, что он хочет больше всего. Елисей ответил: такую же благодать, как у Илии. Пророк сказал, что он получит ее, если поймает его верхнюю одежду (она называлась «милоть»).
Они пошли дальше, и вдруг с неба спустилась огненная колесница и забрала Илию. Он успел сбросить сверху милоть Елисею. Тот поймал, и благодать сошла на него. Он тоже стал творить чудеса.
Возвращение
Есть пророчество, что Илия должен вернуться на землю перед вторым пришествием Христа. Когда антихрист вступит во власть, Илия с Енохом (который тоже не вкусил земной смерти, а был забран на небо живым), придёт обратно в земном теле. Они будут вдвоем обличать антихриста. За это он убьет их, и тела будут лежать на площади. На третий день они воскреснут и вернутся на небо.
В Новом Завете говорится, что Илия должен прийти перед первым пришествием Христа. Под этим именем подразумевался Иоанн Креститель. Он пророчествовал о Христе и крестил Его в Иордане.
Также на горе Фавор, когда Христос преобразился перед апостолами Иоанном, Иаковом и Петром, им явились Илия и Моисей. Они беседовали с Ним о крестной смерти Христа.
О пророке Илии в народном почитании
Не секрет, что день памяти пророка Илии – 2 августа, в язычестве назывался «днем Ярилы». Это – языческое божество Солнца. С приходом православия на Руси некоторые языческие праздники, для удобства народа, были превращены в православные. Так, например, день Ивана Купалы стал днем святого Иоанна Крестителя .
Пророку Илии молятся о прекращении засухи и, наоборот, дождя, поскольку он при жизни мог своей молитвой останавливать и то и другое. В день Илии всегда бывает гроза, по народным поверьям. Тогда говорят в народе: «Илия-пророк на колеснице едет». Но надо понимать, что это – всего лишь суеверие.
Протоиерей Андрей Ткачев: о пророке Божием Илии
Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!
Почитание пророка Илии
Слово в день памяти пророка Божия Илии
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Воздадите убо всем должная: емуже убо урок, урок: а емуже дань, дань: а емуже страх, страх: и емуже честь, честь» (Рим. 13: 7). С такими наставительными словами апостол Павел обращается к нам в одном из своих посланий, тем самым призывая нас к должному воздаянию вышестоящим над нами в этой земной жизни. Мы же сегодня собрались в храме Господнем не для принесения дани или податей, а ради принесения страха – то есть наиболее высшей степени почитания, уважения и чести тому человеку, почитания и чести тому мужу, который поставлен Господом очень высоко над нами, выше всех владык земли, – великому пророку Божию Илии.
Почитание мы приносим сегодня как дар ему, но всё же страхом исполняется наше сердце при самом чтении той книги, в которой говорится о делах этого великого мужа, – Третьей Книги Царств. В этой исторической книге Ветхого Завета повествуется о древних событиях, происшедших в IX веке до Пришествия в мир Христа Спасителя. Беззакония богоизбранного народа еврейского наполнили чашу гнева Господня: нечестивый царь Ахав и его жена – языческая жрица Иезавель развратили Израиль; они – эти цари, правители, призванные сохранять веру в Единого Истинного Бога, – сами стали проповедовать ужасное и мерзкое идолослужение, которое включало в себя человеческие жертвоприношения, в том числе убиение собственных детей и пожирание внутренностей; они своим примером учили оправдывать безнравственность и развращение. Господь, видя отпадение Своего народа от истины и не желая ему конечной гибели, посылает пророка из города Фесвы по имени Илия, что значит «Бог мой», который смело идет к царю как к ответственному за грехи всего Израиля и грозно обличает его. Но не слышит царь Ахав, погубивший свою душу, слов Господних, уши его закрыты ложью и самообманом, лестью и похвалой подчиненных. Но есть у него, как и у каждого из нас, то, что нельзя обмануть лживыми словами и оправданиями, – это любезный для всех и лукавый владыка: чрево. Мы знаем слово Господа: «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Втор. 8: 3; Мф. 4: 4), но эти слова – для верующего человека, который слово Господне услышит и хочет понять, а человек неверующий – глух духовно, и поэтому он чревом алчет лишь плотской и тленной пищи. Притом же главным идолом, которому поклонялись Ахав и народ израильский, был Баал – якобы покровитель плодородия и урожая, а значит – обеспечивающий своих почитателей наслаждением и довольством.
Так вот, если бесполезно обращаться к слуху грешников, то стоит обратиться к их чреву, которое всегда услышит голос голода и завопит от страданий. И говорит пророк Божий: «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3 Цар. 17: 1), – и страшная засуха, а затем голод в течение трех с половиной лет были в Израиле. Высохла трава, погибли леса, сады и виноградники, домашний скот умер от отсутствия корма, и затем стали умирать люди. Пророк же Илия сел по велению Господню при потоке Хорафском, и вороны – птицы нечистые, к которым если кто прикоснется, то по закону Моисея должен был совершить омовение, – кормили его, принося мясо и хлеб. Но иссох Хорафский ручей, и было слово Господне к Илии идти к язычникам в Сарепту Сидонскую, где он получит себе пропитание и затем совершит славные и страшные дела – дела вразумления и отмщения Господня: это и жертвоприношение на горе Кармил, когда народ Израильский, пришедший в разум после долгого голодания, видя чудо ниспадения небесного огня на жертвенник Богу Живому, осознает свою неправду и грех богоотступничества; это и собственноручное заколение им 400 языческих жрецов; это и помазание на царство – то есть призвание благословения Господня на врага его же отечества – Азаила, царя Сирийского; и помазание нового царя для Израиля Ииуя, сына Намессиина, который после начнет ужасную гражданскую войну против израильского народа; это и позорная смерть Иезавели, заживо съеденной бродячими псами, и гибель самого Ахава от сирийской стрелы.
Пламенная вера и смелость Илии, его ревность о Правде Божией не нашла себе места на земле и среди его соплеменников: «Несть пророка в отечестве своем» (Мф. 13: 57), – и взят он был живым на небо, чтобы прийти по Слову Господню, когда снова нечестие людей переполнит чашу долготерпения Бога. Он придет и будет проповедовать Истину среди тьмы безбожия и лжи, будет убит, но воскреснет и вознесется на небо.
Велик Господь наш, братия и сестры, посылающий великих пророков. Он изменяет законы естества, Он изменяет закон, данный Своему народу: нечистая птица перестает быть нечистой, а праведник получает пищу от язычников, масло и мука не иссякают у вдовицы из Сарепты, мертвые воскресают и огонь с неба попаляет врагов истины Божией. Но страшно впасть в руки Богу Живому, страшно стать богопротивником! Страшно сделать Себе Богом – чрево и служить ему! Страшно забыть своего Творца, страшно не услышать Его слова! Кто знает, может, и мы с вами повстречаемся в этой земной жизни с пророком Илией, может, к нам в дом зайдет он, как некогда к Сарептской вдове, за пропитанием, и мы, принимая пророка, примем и честь пророчью. Но пока еще поток Хорафский не иссяк, время земной истории – истории рода людского – еще продолжается, а он – Илия Фесвитянин – ждет слова Божия. Мы же должны быть готовы к его приходу, не унывая, но радуясь о Господе, обещавшем нам: «Не бойся, малое стадо! Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12: 32). А сегодня принесем страх и честь великому пророку Божию Илии, поминая слова Иисуса, сына Сирахова:
«Как прославился ты, Илия, чудесами твоими, и кто может сравниться с тобою в славе! Ты воздвиг мертвого от смерти и из ада словом Всевышнего; ты низводил в погибель царей и знатных с ложа их; ты слышал на Синае обличение на них и на Хориве суды мщения; ты помазал царей на воздаяние и пророков – в преемники себе; ты восхищен был огненным вихрем на колеснице с огненными конями… Блаженны видевшие тебя и украшенные любовью, – и мы жизнью поживем» (Сир. 48: 4–9, 11).
Житие святого пророка Илии
Этот блаженный провидец выказывал ревностную любовь к Господу и справедливо обличал царей, отступившихся от истинной веры. Он совершил многочисленные чудеса и предсказывал пришествие Спасителя человечества. Житие пророка Илии и молитвы ему всегда воспринималось народом и правителями Руси с колоссальным благоговением.
Божественное предназначение пророка
Блаженный провидец был послан на святую землю Господом, так как народ Израиля потерял веру и впал в полнейшее беззаконие. Идолопоклонство установилось здесь по инициативе трусливого царя Иеровоама, который испугался, что население раскроет несправедливость его правления. Умышленно сотворив золотые статуи для поклонения, он сам отпал от истинной веры и ужасно совратил подопечный народ.
По утверждениям летописей блаженный провидец родился в городе Фесвит, в стране Галаадской. Он происходил из рода Аарона, его отцом стал Савах, который узнал о появлении на свет необыкновенного сына по божественному знамению. Во время самого рождения с младенцем разговаривали мужи в белых одеждах, кормили его и пеленали символическим пламенем. Ангелы делали Илию тем пророком, который будет свергать идолопоклонства пламенем своих речей или гневом своего оружия.
Ребенок, имеющий священническую родословную, обучался в среде праведных мужей. С раннего возраста Илия предавался милости Господа и возлюбил девственность, будучи чистым душою и телом. Пророк часто уединялся в пустынном месте, чтобы безмятежно размышлять о могуществе Всевышнего Творца. Здесь блаженный провидец подолгу разговаривал с Ним и был подобен серафиму — самому приближенному созданию.
Бог исполнял любое пожелание, которое исходило из чистого сердца провидца, потому что тот обрел истинное видение и Его благоволение. Пророк скорбел о нечестивых царях, несправедливых судьях и закосневших в идолопоклонстве простом народе. Он сознательно стремился исправить такой порядок настоящих вещей и просил Бога обратить грешных к смиренному покаянию.
Читайте о пророках:
Зная же, что Всемогущий принимает только добровольное извинение, Илия милостиво требовал временного наказания для падших душ. Наконец, блаженный пророк выпросил у Вершителя судьбу проповедника. Благой Отец разрешил безгрешному провидцу идти и вразумлять невежественных людей.
Интересно! Начало проповедей пророка приходилось на время царствования великого грешника Ахава. Он построил капище и жертвенник языческому идолу Ваалу, наказав народ израильский поклоняться ему. Именно к Ахаву пришел Илия с большим намерением остановить царя от беззаконий, связанных с нечестивыми ритуалами.
Деятельность проповедника
Красноречивые уговоры не смогли убедить беззаконника, поэтому провидец пошел на крайние меры и прогнозировал великую засуху, если правитель не изменит своего мнения. Наступило неурожайное время, и пришел страшный голод. Однако царь Ахав все более ожесточался и убивал людей без разбору, поэтому Илия сохранял засуху: за прегрешения правителя страдает весь народ.
- Господь направил Своего Слугу на восток, где Илия получал пищу от воронов. Бог сделал это, чтобы спасти жизнь пророка, которого хотели умертвить. К тому же Всевышний желал показать дорогому провидцу, что невинные люди погибают в мучениях от голода и жажды.
- Хитрые и прожорливые вороны приносили пищу Илие, этим Господь хотел убедить пророка послать дождь на земли израильские. Однако провидец оставался непоколебимым и требовал покаяния из уст грешников.
Встреча в Самарии
Божественный пророк авторитетно велел собрать нечестивых первосвященников и привести их на гору, чтобы дискутировать с ними о Боге. Илия напомнил, что Господь вывел народ из Египта, а Ваал-идол только навязан хитрым и трусливым правителем. Блаженный провидец предложил совершить некое соревнование для определения истинного Бога.
- С одной стороны нечестивые пророки начали молить языческого Ваала о том, чтобы послал огня небесного на ритуального тельца. У них ничего не получилось, никакие телодвижения и воззвания не смогли разбудить Ваала. Пришло время показать Илии Фесвитянину собственную веру.
- Соорудив алтарь из 12 камней, пророк взывал к Всевышнему, чтобы показать Его могущество и убедить присутствующих. С небес был послан всепоглощающий огонь, уничтоживший дрова и жертву. Народ израильский пал ниц и признал истинного Бога.
- Вааловских пророков же Илия отвел к побережью Великого моря и собственноручно умертвил их, а трупы выбросил в воду. Далее, он взошел на священную гору Кармил и молитвенно просил о дожде. Господь услышал провидца и послал на землю колоссальные осадки.
- Царь Ахав осознал собственное заблуждение и оплакивал грехи, которые принесли столько несчастий. Провидец Илия бежал в царство Иудейское, когда узнал, что Иезавель, жена правителя, желает отомстить за своих пророков и убить блаженного Слугу Господа. Он стал просить о смерти, чтобы уже никогда не наблюдать человеческой злобы и богохульства.
- Однако ангел кормил и поил провидца, укреплял силы для долгого путешествия. Блаженный сорок дней добирался до горы Хорива и поселился в пещере, чтобы общаться с Предвечным Отцом.
Интересно! Господь утешил праведника, возвестив о том, что семь тысяч последователей истинной веры находится в Израиле. Поэтому Илия должен вернуться домой и увидеть падение Ахава и всего нечестивого идолопоклонства.
Возвращение
На обратном пути к провидцу присоединился Елисей, ставший его верным слугой и послушным учеником. Правитель Ахав совершил новое прегрешение, послушав коварный навет своей супруги. Пророк напугал царя скорой и суровой кончиной, поэтому последний сбросил с себя дорогие одежды и наложил строгий пост.
- Ахав был убит спустя три года, в битве. Когда труп его везли в Самарию, еще свежую кровь лизали псы. Это было предсказано божественным провидцем. Новым правителем стал Охозия, сын Ахава, также поклоняющийся Ваалу.
- Когда он сильно заболел, послы отправились просить исцеления у демона, находящегося в идоле. В пути их встретил ясновидящий Илия, который возвратил людей Охозии обратно. Пророк утверждал, что поклонение Ваалу принесет только смерть.
- Царь возжелал увидеть проповедника Божьего. Те первосвященники, кто приходил с гордостью к Илии, сгорели от небесного огня, а навестившие его со страхом и смирением остались в живых. Так как Охозия не признал истинного Бога, то умер на своем одре. На царство стал его брат Иорам, который явился последним правителем в колене Ахава. Таким образом, исполнилось повеление Всевышнего, и нечестивый род прекратил существование.
Последние дни
Илия со своим учеником Елисеем держали путь в город Вефиль, когда подходило время ухода божественного провидца в обитель Господа. Чтобы поддержать пророка в последние минуты, за ним шло 50 верующих. Вскоре они перешли Иордан посуху, который расступился от взмаха посоха Илии.
Елисей просил у пророка большого присутствия духа. Провидец пообещал исполнения, если ученик увидит, как Бог живого заберет Илию к Себе. Блаженный Елисей, унаследовавший проповедническую деятельность, узрел чудесное явление огненной колесницы, пришедшей за Слугою Божьим. Провидец Илия до настоящего момента жив и обитает в райских селениях. Человечество увидит его сразу перед вторым пришествием Всевышнего, где он станет великомучеником и пострадает от меча антихриста.
На заметку! В русских церквях, освященных в честь блаженного пророка, часто совершаются богоугодные крестные ходы. День его памяти назначен на 20 июля. Эта дата традиционно считается границей сезонных начал. После Ильина дня православные ожидали большого количества дождей. В это время запрещали купаться, чтобы не навлечь болезней. В день памяти преподобного провидца молятся о богатом и здоровом урожае или о благоприятном браке. Но не следует предавать слишком большого значения народным поверьям, поскольку они часто искажают истинный смысл.
Читайте о суевериях:
- Можно ли носить чужой крестик
- О сглазах, порчах и заговорах
- Можно ли дарить иконы в подарок
Важно! Житие пророка Илии показывает, что этот святой всю жизнь отдал Всеблагому Отцу. Он ревностно соблюдал божественные заповеди и стремился возвратить правление Израилем колену Давида.
Проком прошел честный жизненный путь, истребил множество нечистоты и вознесся в райские обители, где продолжает слушать милосердные и справедливые речи Всевышнего.
Православная Жизнь
В искусстве иконописи существует множество видов икон. Они разделяются по сюжетам, значению, количеству изображаемых персон. Особой любовью на Руси пользовались иконы житийные. В преддверии дня памяти пророка Илии, который Церковь отмечает 2 августа, рассмотрим один из его житийных образов.
Помимо изображений самих святых на житийных иконах присутствуют сюжеты, иллюстрирующие события их земной жизни. Такого рода иконы впервые стали появляться в IX веке в Византии. В древнерусскую иконопись они вошли в конце XIII века. Самым древним памятником житийного жанра на Руси является икона «Илии Пророка в пустыне» из Ильинской церкви села Выбуты, расположенного близ Пскова.
В основной экспозиции Саратовского художественного музея имени А. Н. Радищева находится икона «Илии Пророка в пустыне», созданная в XVI веке неизвестным иконописцем. Она являет собой прекрасный образец житийной иконы. Этот образ, как и любую подобную икону, можно назвать художественным олицетворением житийного жанра церковной литературы. Через святой образ мы так же, как из жития, можем узнать об обстоятельствах рождения святого, его жизни, деяниях и посмертных чудесах. Пишутся такие иконы, как и любые другие, по иконописным канонам, но благодаря специфике жанра иконописец имеет возможность отразить в своем творении жизненные наблюдения, ввести в него элементы реального быта.
Традиционно житийная икона состоит из двух частей. В центре — средник, на котором размещен центральный образ святого, а по бокам — небольшие композиции, называемые клеймами. Их «читают», как книгу — слева направо.
Первое клеймо рассматриваемой нами иконы посвящено рождению пророка. О нем мы узнаем из Третьей и Четвертой Книг Царств. Святой родился за девять веков до Рождества Спасителя в стране Галаадской — области, раскинувшейся к востоку от реки Иордан и к северу от Мертвого моря. Согласно апокрифическому преданию, отец Илии — Савах — увидел во сне Ангела, повивающего новорожденного младенца огненными пеленами и дающего ему вкусить огонь, то есть пророческий дар. Этот сюжет мы и видим в первой композиции.
Пророк Илия посвятил себя Богу, стал аскетом и ревнителем веры. Пророческое служение святого Илии пришлось на царствование нечестивого израильского царя Ахава. По наущению жены-финикиянки Иезавели, Ахав уклонился в многобожие, и народ его стал поклоняться идолу языческого бога Ваала. Второе клеймо изображает пророка как обличителя этого нечестия и горячего проповедника.
В основе иконографии средника иконы лежит библейский текст о том, как Илия удалился в пустыню, остался у потока Хорафа, что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил (3 Цар. 17, 5–6). Пророк изображен седовласым старцем, сидящим на камне у пещеры. На нем охристый хитон и милоть — плащ, подбитый овчиной. У его ног — речной поток, а за спиной изображены высокие скалистые горы, поросшие травами. На одной из вершин сидит ворон с хлебом в клюве, к которому обращена фигура святого. Несмотря на динамизм позы, лицо и фигура пророка благодаря плавным линиям излучают смиренное спокойствие. Традиционно лику святого Илии в соответствии с его характером придавали суровое, даже гневное выражение, но на этой иконе черты его лика мягки, здесь он далек от образа сурового аскета.
На третьем и четвертом клеймах пророк изображен в доме вдовы из города Сарепта, куда он пришел, повинуясь голосу Божию. По слову пророка и по воле Господа последняя мука и последнее масло этой женщины превратились в неисчерпаемые запасы, а ее сын, умерший от болезни, воскрес.
Два следующих друг за другом клейма с правой стороны повествуют о том, как на третий год засухи пророк собрал жрецов Ваала на горе Кармил для доказательства истинности Бога. Небесный огонь, по слову Илии, должен был принять чью-то жертву. На все воззвания жрецов Ваала не было ответа. Когда же пророк Илия воздвиг свой жертвенник и обратился с горячей молитвой к Богу, огонь сошел на его тельца. Таким образом он обратил сердца заблудших ко Господу, языческих же жрецов Илия заколол. Об этом повествует седьмое клеймо, находящееся слева от средника. Засуха прекратилась, по молитвам пророка пошел дождь.
Жена Ахава Иезавель желала отомстить святому и убить его, как он убил жрецов. Илия снова удалился в пустыню, где в упадке духа обратился к Богу: ему казалось, что он один остался верен Создателю, и нет того, кому бы он мог передать знания об истинном Боге и свою веру. Тогда Сам Господь явился ему и утешил тем, что множество людей еще не поклонились языческим богам. Бог дал повеление помазать Азаила царем над Сирией, а Елисея, Его избранника, сделать пророком. И совершил Илия все, сказанное ему Богом. Восьмое клеймо, расположенное слева, посвящено явлению Господа пророку Илии, а девятое иллюстрирует сцену помазания Азаила на царство.
Десятое клеймо, второе снизу, отсылает нас к еще одной странице из жизни святого. В то время царствовал в Израиле нечестивец Охозия, сын и преемник Ахава. Когда царь был тяжело болен, он отправил своих послов спросить у языческого божества Вельзевула, выздоровеет ли он. По пути послы встретили Илию. Пророк сказал им, что Охозия не исцелится, так как он обратился не к Богу Израилеву, а к Вельзевулу. Услышав об этом, царь наслал на святого своих воинов с целью убить его. По молитве же Илии все они были попалены огнем небесным. После пророк пошел к царю и лично возвестил ему, что за свое бесчестие тот умрет. Об этом пророчестве рассказывает одиннадцатое клеймо.
Последнее, двенадцатое изображение иллюстрирует конец земной жизни пророка. В этот день перед Илией и его учеником, пророком Елисеем, расступились воды Иордана, явилась огненная колесница, которая унесла Илию на небо — тем самым он миновал телесной смерти. Он оставил свою милоть Елисею в знак преемственности пророческого дара.
Этот ревнитель Божий обладал пламенной душой, страницы его жития дышат Божественным пламенем, и это нашло отражение в богатом колорите иконы: обилии красного, «пламенного» цвета и охристых оттенков, лиловых и розоватых красках. Золотой фон в сочетании с этой палитрой создает ощущение праздничности образа. Композицию иконы отличают уравновешенность и ритмическая выверенность. Как часто бывает в древнерусской иконописи, стилистика клейм иконы по сравнению с художественными особенностями средника кажется более условной и архаичной. Схематичные горы обозначают место действия, а небольшая группа людей — целую толпу.
Пророк Илия на Руси всегда был почитаем, ведь именно по его молитвам, по упованию крестьян ниспосылался на землю дождь, а дом и урожай сохранялись от пожара.
Илия по-древнееврейски означает «крепость Господня». Крепость о Боге этот святой проявлял на протяжении всей жизни. Именно об этой духовной стойкости и напоминает нам древний образ из собрания художественного музея.
Житие пророка Илии: чудеса, почитание на Руси и его образ в наши дни
Один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Когда родился Илия, отцу его Соваку было видение, что благообразные мужи беседовали с младенцем, пеленали огнем и питали пламенем огненным. С юных лет он поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы.
Призван на пророческое служение в царствование царя Ахава-идолопоклонника, который поклонялся Ваалу (солнцу) и заставлял народ еврейский делать то же. Господь послал Илию к Ахаву и повелел предсказать ему, что если он и его народ не обратятся к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Ахав не послушался пророка, и в стране настала засуха и большой голод.
Во время голода Илия прожил год в пустыне, куда ему вороны носили пищу, и более двух лет у одной вдовы в г. Сарепте. Через три с половиною года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу.
Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника — один Ваалу, а другой — Богу, и сказал: «Принесем жертвы, и если огонь с неба сойдет на жертвенник Ваала, значит, он истинный Бог, а если нет, то идол» (см. 3 Цар. 18, 21-24). Сначала сделали жертвенник Ваалу, набросали дров, закололи быка, а жрецы Вааловы стали молиться своему идолу: «Ваал, Ваал, пошли нам с неба огонь». Но ответа никакого не было, и огонь с неба на Ваалов жертвенник не сошел.
Вечером Илия сделал свой жертвенник, положил дрова полил их прежде водою и стал молиться Богу. И вдруг с неба упал огонь и попалил не только дрова и жертву, но и воду и камни жертвенника. Когда народ увидел это чудо, то прославил истинного Бога и снова в Него уверовал.
За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице. Свидетелем этого чудного восхождения был пророк Елисей. Затем в Преображении Господнем он явился вместе с пророком Моисеем и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с ним на горе Фавор. По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.
Пророку Илии молятся о даровании дождя во время засухи.
2 августа — «день ВДВшника». Воины в голубых беретах отмечают свой праздник широко, а те из них, кто исповедуют себя православными, не без гордости вспоминают, что в этот же день Церковь вспоминает пророка Илию. Поэтому в последнее время пророка Илию все чаще называют покровителем воздушно-десантных войск.
Нет ничего плохого в таком календарном символизме, тем более, что многие чудеса пророка были по-ветхозаветному воинственными. Важно вместе с тем не забывать главного: пророк Илия — покровитель верных Господу, ибо сам был верен Ему вопреки всем обстоятельствам, он же — наставник заблудших, ибо своими чудесами вразумил заблудший народ, он же — образец целомудренной жизни, ибо жил в чистоте, не состоя в браке.
Каждому он близок по-своему. Потому пророк Илия, от которого нас отделяют тысячелетия, — один из самых любимых в народе святых.
Пророк Божий Илия
Краткое житие святого Пророка Божия Илии.
память святого празднуется 20 июля/2 августа
Немного найдется таких святых, в чьей жизни так тесно переплелись бы судьбы Ветхого и Нового Заветов, как у пророка Илии. Родившийся за девять веков до пришествия в мир Христа Спасителя, пророк Илия видел славу Его Преображения на горе Фавор (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30). Святой пророк первым в Ветхом Завете совершил чудо воскрешения мертвого (3 Цар. 17, 20—23), и сам был живым взят на Небо, прообразуя этим грядущее Воскресение Христово и всеобщее разрушение владычества смерти. Его горячий призыв к покаянию и грозные обличения были обращены к современникам, его соотечественникам, погрязшим в нечестии и идолопоклонстве. Такие же обличения и призыв к покаянию услышат жители Земли перед Вторым пришествием Христовым, когда многие, уклонившись от истинной веры и благочестия, будут жить во тьме заблуждений и пороков. Как в Ветхом Завете, так и в Новозаветной Церкви святой пророк Илия почитается за свою несокрушимую твердость веры, безупречную строгость девственной жизни, огненную ревность о славе Божией. Его часто сравнивают с «величайшим из рожденных женами» Предтечей и Крестителем Господним Иоанном, о котором сказано, что он пришел «в духе и силе Илии» (Лк. 1, 17).
Святой пророк Илия родился в X веке до Рождества Христова в Фесвии Галаадской, происходил из колена Левиина. По преданию, его отец Совах при рождении сына видел, как светлые ангелы беседовали с младенцем, пеленали его огнем и питали пламенем огненным. С юных лет святой Илия удалился на пустынную гору Кармил, где возрастал и укреплялся духовно, проводя жизнь в строгом посте, молитве и богомыслии.
После смерти царя Соломона государство разделилось на два царства — Иудейское со столицей в Иерусалиме и Израильское со столицей в Самарии. И если в Иудее в какой-то мере сохранялось прежнее благочестие, то Израильское царство очень быстро уклонилось от веры отцов к служению языческим богам. Особенно возросло нечестие при царе Ахаве, жена которого Иезавель, будучи язычницей, усиленно насаждала культ идола Ваала.
Святой пророк Илия, ревнуя о славе Истинного Бога, выступил на общественное служение грозным и смелым обличителем резко усилившихся идолопоклонства и нравственной распущенности. Он объявил царю, что в наказание за беззакония израильтян длительное время не будет ни дождя, ни росы, и прекратится это бедствие только по молитве пророка (3 Цар. 17, 1). Ахав не послушался пророческого гласа и не раскаялся. Тогда грозный приговор святого Илии был приведен в исполнение — три с половиной года народ израильский страдал от зноя, засухи и голода. Сам пророк, по повелению Божию укрылся от гнева единоплеменников и преследований Ахава в уединенном месте у потока Хораф, куда каждое утро и каждый вечер вороны приносили ему пищу—хлеб и мясо. По изъяснению святителя Иоанна Златоуста, Господь повелел заботиться о пропитании пророка именно воронам для того, чтобы научить его быть более милосердным и снисходительным. «Смотри, Илия,— говорит святитель как бы от лица Самого Бога,— на их (воронов) человеколюбие; те, которые не имеют любви к собственным птенцам, тебе служат, как гостеприимны. Подражай перемене воронов, и будь снисходительным к иудеям».
Примерно через год, когда высох поток Хораф, Господь послал пророка Илию в небольшой финикийский город Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая вместе со своим семейством находилась в крайней нужде. Пророк Илия, желая испытать веру и добродетель вдовицы, велел ей из последних остатков муки и масла испечь хлеб для него. Вдовица исполнила повеление, и ее самоотвержение не осталось без награды: по слову пророка мука и масло в этом доме чудесным образом постоянно пополнялись во все время голода и засухи. Вскоре Господь послал новое испытание веры вдовы: умер ее сын. В безутешном горе она решила, что святость пророка Илии, несовместимая с ее греховной жизнью, стала причиной смерти отрока. Вместо ответа святой пророк взял на руки ее умершего сына и после троекратной усиленной молитвы воскресил его (3 Цар. 17, 17—24).
По прошествии трех лет засухи Господь послал святого Илию к Ахаву возвестить о прекращении бедствия. При этом пророк велел царю провести «испытание веры». На горе Кармил собрались все жители Израиля и все жрецы Ваала. Когда соорудили два жертвенника, святой Илия предложил жрецам Ваала помолиться своим богам о схождении с неба огня на жертву. Жрецы молились целый день, но огня не было. Тогда святой пророк Илия приказал полить приготовленный им жертвенник большим количеством воды, так что она наполнила весь ров вокруг жертвенника. Затем он обратился с горячей молитвой к Истинному Богу и тотчас с неба сошел огонь и попалил жертву и даже каменный жертвенник и воду вокруг него. Видя это, народ в страхе упал на землю и восклицал: «Воистину Господь есть Бог!» (3 Цар. 18, 39). Пророк Илия приказал схватить жрецов Ваала и умертвил их у потока Киссова. По молитве святого небо разверзлось и пошел дождь.
Несмотря на горячую ревность пророка и обилие благодати Божией, укреплявшей его, он не был чужд и естественной человеческой немощи, особенно проявлявшейся в Ветхом Завете, до пришествия Спасителя. Пророк Илия после совершенного чуда на горе Кармил ожидал обращения Израиля к Богу, но произошло иначе. Ожесточенное сердце Иезавели пылало гневом и она грозила убить пророка за истребление жрецов Ваала. Слабовольный Ахав, покаявшийся было от грозного знамения, стал на сторону жены, и пророк Илия должен был бежать на юг Иудеи, в Вирсавию. Ему представились беспомощными все его усилия по искоренению нечестия, и в сильной печали он ушел в пустыню и там взывал к Богу: «Довольно уже, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар. 19, 4). Господь утешил святого видением Ангела, который укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. 40 дней и 40 ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь Господь особым видением снова призвал его быть более милосердным. В чувственных образах — буре, землетрясении и огне — ему был открыт смысл его пророческого служения. Для контраста с этими видениями Господь явился ему в веянии тихого ветра, давая понять, что сердца грешников смягчаются и обращаются к покаянию более действием милосердия Божия, а грозные явления силы Божией способны привести скорее в ужас и отчаяние. В этом же видении Господь открыл пророку, что не один он почитает Истинного Бога: есть еще семь тысяч человек в Израиле, которые не преклонили колена перед Ваалом. По повелению Божию пророк Илия снова пошел в Израиль, чтобы посвятить на пророческое служение Елисея.
Еще дважды приходил святой пророк Илия ко двору израильских царей. Первый раз — чтобы обличить Ахава в незаконном убийстве Навуфея и присвоении его виноградника (3 Цар., 21). Услышав обличение пророка, Ахав раскаялся и смирился, и за это Бог смягчил Свой гнев. Во второй раз — чтобы обличить нового царя Охозию, сына Ахава и Иезавели за то, что тот в болезни обратился не к Истинному Богу, а к Аккаронскому идолу. Святой пророк предсказал Охозии смертельный исход его болезни за такое неверие, и вскоре слово пророка сбылось (4 Цар., 1).
За свою пламенную духовную ревность о славе Божией пророк Илия был взят живым на Небо в огненной колеснице. Его ученик Елисей был свидетелем этого восхождения и вместе с упавшей из колесницы милотью святого Илии получил пророческий дар вдвое больший, чем имел пророк Илия.
По преданию Церкви, пророк Илия вместе с праотцем Енохом, который тоже был взят живым на Небо (Быт. 5, 24), будет Предтечею Второго Пришествия Христа на Землю. Три с половиной года святые Енох и Илия будут проповедовать покаяние и совершат много чудес. Своей проповедью они будут обращать людей к истинной вере. Им будет дана власть, как и при земной жизни пророка Илии, «затворити небо, чтобы не шел дождь во дни пророчествия их» (Откр. 11,6). Через три с половиной года их проповеди антихрист сразится с ними и убьет их, но силой Божией они воскреснут через три с половиной дня.
Иконописная традиция часто изображает святого пророка Илию возносящимся на огненной колеснице на Небо.
К памяти святого пророка Илии русский православный народ всегда относился с благоговением. Он почитался славянами еще в дохристианскую эпоху нашей отечественной истории. Первый храм в Киеве еще при князе Игоре (до Крещения Руси) был посвящен святому пророку Илии, в летописи преподобного Нестора этот храм назван соборным, т. е. главным. В Константинополе, где на службе у греческих императоров до X века было много варягов-руссов, также была устроена церковь во имя пророка Илии, которая предназначалась для крещеных русских людей, о чем известно из договора киевлян с греками в 944 году.
После Крещения Руси в 988 году Ильинские храмы стали во множестве воздвигаться по всей стране. В святом пророке Илии верующий русский народ с древних времен почитает покровителя урожая, поэтому с особым усердием и любовью обращается к угоднику Божию в день его памяти с молитвой о благословении нового урожая. О глубине почитания праздника пророка Илии свидетельствуют рукописные церковные месяцесловы (календари), в которых этот праздник называется «святое восхождение пророка Илии» или «огненное восхождение святого пророка Илии». Обычно в день праздника совершаются крестные ходы и водоосвящение в тех местах, где расположены Ильинские храмы.
Об истории установления одного из таких крестных ходов известно из отечественной истории следующее. В 1664 году Москву и ее окрестности постигла ужасная засуха, продолжавшаяся с 15 мая по 20 июля (по старому стилю). Достоверность этого события подтверждается историческими свидетельствами.
Происшедшее бедствие побудило москвичей к всенародной горячей молитве, и жители Москвы положили особенно чтить того святого, в день памяти которого прекратится засуха и ниспошлется дождь. 20 июля пошел обильный дождь, земля ожила и множество народа благодарило Бога за милосердие. Усматривая в этом событии Промысл Божий и дерзновенные молитвы святого пророка Илии, было положено совершать крестный ход из Успенского собора в церковь пророка Илии на Воронковом поле. При установлении этого крестного хода царь Алексей Михайлович сказал: «Как некогда пророк Илия ниспослал дождь на поля израильского царства, так же точно и ныне тот пророк оросил посохшие поля Российского государства».
Пророк Божий Илия
Краткое житие святого Пророка Божия Илии.
память святого празднуется 20 июля/2 августа
Н емного найдется таких святых, в чьей жизни так тесно переплелись бы судьбы Ветхого и Нового Заветов, как у пророка Илии. Родившийся за девять веков до пришествия в мир Христа Спасителя, пророк Илия видел славу Его Преображения на горе Фавор (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30). Святой пророк первым в Ветхом Завете совершил чудо воскрешения мертвого (3 Цар. 17, 20—23), и сам был живым взят на Небо, прообразуя этим грядущее Воскресение Христово и всеобщее разрушение владычества смерти. Его горячий призыв к покаянию и грозные обличения были обращены к современникам, его соотечественникам, погрязшим в нечестии и идолопоклонстве. Такие же обличения и призыв к покаянию услышат жители Земли перед Вторым пришествием Христовым, когда многие, уклонившись от истинной веры и благочестия, будут жить во тьме заблуждений и пороков. Как в Ветхом Завете, так и в Новозаветной Церкви святой пророк Илия почитается за свою несокрушимую твердость веры, безупречную строгость девственной жизни, огненную ревность о славе Божией. Его часто сравнивают с «величайшим из рожденных женами» Предтечей и Крестителем Господним Иоанном, о котором сказано, что он пришел «в духе и силе Илии» (Лк. 1, 17).
Святой пророк Илия родился в X веке до Рождества Христова в Фесвии Галаадской, происходил из колена Левиина. По преданию, его отец Совах при рождении сына видел, как светлые ангелы беседовали с младенцем, пеленали его огнем и питали пламенем огненным. С юных лет святой Илия удалился на пустынную гору Кармил, где возрастал и укреплялся духовно, проводя жизнь в строгом посте, молитве и богомыслии.
После смерти царя Соломона государство разделилось на два царства — Иудейское со столицей в Иерусалиме и Израильское со столицей в Самарии. И если в Иудее в какой-то мере сохранялось прежнее благочестие, то Израильское царство очень быстро уклонилось от веры отцов к служению языческим богам. Особенно возросло нечестие при царе Ахаве, жена которого Иезавель, будучи язычницей, усиленно насаждала культ идола Ваала.
Святой пророк Илия, ревнуя о славе Истинного Бога, выступил на общественное служение грозным и смелым обличителем резко усилившихся идолопоклонства и нравственной распущенности. Он объявил царю, что в наказание за беззакония израильтян длительное время не будет ни дождя, ни росы, и прекратится это бедствие только по молитве пророка (3 Цар. 17, 1). Ахав не послушался пророческого гласа и не раскаялся. Тогда грозный приговор святого Илии был приведен в исполнение — три с половиной года народ израильский страдал от зноя, засухи и голода. Сам пророк, по повелению Божию укрылся от гнева единоплеменников и преследований Ахава в уединенном месте у потока Хораф, куда каждое утро и каждый вечер вороны приносили ему пищу—хлеб и мясо. По изъяснению святителя Иоанна Златоуста, Господь повелел заботиться о пропитании пророка именно воронам для того, чтобы научить его быть более милосердным и снисходительным. «Смотри, Илия,— говорит святитель как бы от лица Самого Бога,— на их (воронов) человеколюбие; те, которые не имеют любви к собственным птенцам, тебе служат, как гостеприимны. Подражай перемене воронов, и будь снисходительным к иудеям».
Примерно через год, когда высох поток Хораф, Господь послал пророка Илию в небольшой финикийский город Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая вместе со своим семейством находилась в крайней нужде. Пророк Илия, желая испытать веру и добродетель вдовицы, велел ей из последних остатков муки и масла испечь хлеб для него. Вдовица исполнила повеление, и ее самоотвержение не осталось без награды: по слову пророка мука и масло в этом доме чудесным образом постоянно пополнялись во все время голода и засухи. Вскоре Господь послал новое испытание веры вдовы: умер ее сын. В безутешном горе она решила, что святость пророка Илии, несовместимая с ее греховной жизнью, стала причиной смерти отрока. Вместо ответа святой пророк взял на руки ее умершего сына и после троекратной усиленной молитвы воскресил его (3 Цар. 17, 17—24).
По прошествии трех лет засухи Господь послал святого Илию к Ахаву возвестить о прекращении бедствия. При этом пророк велел царю провести «испытание веры». На горе Кармил собрались все жители Израиля и все жрецы Ваала. Когда соорудили два жертвенника, святой Илия предложил жрецам Ваала помолиться своим богам о схождении с неба огня на жертву. Жрецы молились целый день, но огня не было. Тогда святой пророк Илия приказал полить приготовленный им жертвенник большим количеством воды, так что она наполнила весь ров вокруг жертвенника. Затем он обратился с горячей молитвой к Истинному Богу и тотчас с неба сошел огонь и попалил жертву и даже каменный жертвенник и воду вокруг него. Видя это, народ в страхе упал на землю и восклицал: «Воистину Господь есть Бог!» (3 Цар. 18, 39). Пророк Илия приказал схватить жрецов Ваала и умертвил их у потока Киссова. По молитве святого небо разверзлось и пошел дождь.
Несмотря на горячую ревность пророка и обилие благодати Божией, укреплявшей его, он не был чужд и естественной человеческой немощи, особенно проявлявшейся в Ветхом Завете, до пришествия Спасителя. Пророк Илия после совершенного чуда на горе Кармил ожидал обращения Израиля к Богу, но произошло иначе. Ожесточенное сердце Иезавели пылало гневом и она грозила убить пророка за истребление жрецов Ваала. Слабовольный Ахав, покаявшийся было от грозного знамения, стал на сторону жены, и пророк Илия должен был бежать на юг Иудеи, в Вирсавию. Ему представились беспомощными все его усилия по искоренению нечестия, и в сильной печали он ушел в пустыню и там взывал к Богу: «Довольно уже, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар. 19, 4). Господь утешил святого видением Ангела, который укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. 40 дней и 40 ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь Господь особым видением снова призвал его быть более милосердным. В чувственных образах — буре, землетрясении и огне — ему был открыт смысл его пророческого служения. Для контраста с этими видениями Господь явился ему в веянии тихого ветра, давая понять, что сердца грешников смягчаются и обращаются к покаянию более действием милосердия Божия, а грозные явления силы Божией способны привести скорее в ужас и отчаяние. В этом же видении Господь открыл пророку, что не один он почитает Истинного Бога: есть еще семь тысяч человек в Израиле, которые не преклонили колена перед Ваалом. По повелению Божию пророк Илия снова пошел в Израиль, чтобы посвятить на пророческое служение Елисея.
Еще дважды приходил святой пророк Илия ко двору израильских царей. Первый раз — чтобы обличить Ахава в незаконном убийстве Навуфея и присвоении его виноградника (3 Цар., 21). Услышав обличение пророка, Ахав раскаялся и смирился, и за это Бог смягчил Свой гнев. Во второй раз — чтобы обличить нового царя Охозию, сына Ахава и Иезавели за то, что тот в болезни обратился не к Истинному Богу, а к Аккаронскому идолу. Святой пророк предсказал Охозии смертельный исход его болезни за такое неверие, и вскоре слово пророка сбылось (4 Цар., 1).
За свою пламенную духовную ревность о славе Божией пророк Илия был взят живым на Небо в огненной колеснице. Его ученик Елисей был свидетелем этого восхождения и вместе с упавшей из колесницы милотью святого Илии получил пророческий дар вдвое больший, чем имел пророк Илия.
По преданию Церкви, пророк Илия вместе с праотцем Енохом, который тоже был взят живым на Небо (Быт. 5, 24), будет Предтечею Второго Пришествия Христа на Землю. Три с половиной года святые Енох и Илия будут проповедовать покаяние и совершат много чудес. Своей проповедью они будут обращать людей к истинной вере. Им будет дана власть, как и при земной жизни пророка Илии, «затворити небо, чтобы не шел дождь во дни пророчествия их» (Откр. 11,6). Через три с половиной года их проповеди антихрист сразится с ними и убьет их, но силой Божией они воскреснут через три с половиной дня.
Иконописная традиция часто изображает святого пророка Илию возносящимся на огненной колеснице на Небо.
К памяти святого пророка Илии русский православный народ всегда относился с благоговением. Он почитался славянами еще в дохристианскую эпоху нашей отечественной истории. Первый храм в Киеве еще при князе Игоре (до Крещения Руси) был посвящен святому пророку Илии, в летописи преподобного Нестора этот храм назван соборным, т. е. главным. В Константинополе, где на службе у греческих императоров до X века было много варягов-руссов, также была устроена церковь во имя пророка Илии, которая предназначалась для крещеных русских людей, о чем известно из договора киевлян с греками в 944 году.
После Крещения Руси в 988 году Ильинские храмы стали во множестве воздвигаться по всей стране. В святом пророке Илии верующий русский народ с древних времен почитает покровителя урожая, поэтому с особым усердием и любовью обращается к угоднику Божию в день его памяти с молитвой о благословении нового урожая. О глубине почитания праздника пророка Илии свидетельствуют рукописные церковные месяцесловы (календари), в которых этот праздник называется «святое восхождение пророка Илии» или «огненное восхождение святого пророка Илии». Обычно в день праздника совершаются крестные ходы и водоосвящение в тех местах, где расположены Ильинские храмы.
Об истории установления одного из таких крестных ходов известно из отечественной истории следующее. В 1664 году Москву и ее окрестности постигла ужасная засуха, продолжавшаяся с 15 мая по 20 июля (по старому стилю). Достоверность этого события подтверждается историческими свидетельствами.
Происшедшее бедствие побудило москвичей к всенародной горячей молитве, и жители Москвы положили особенно чтить того святого, в день памяти которого прекратится засуха и ниспошлется дождь. 20 июля пошел обильный дождь, земля ожила и множество народа благодарило Бога за милосердие. Усматривая в этом событии Промысл Божий и дерзновенные молитвы святого пророка Илии, было положено совершать крестный ход из Успенского собора в церковь пророка Илии на Воронковом поле. При установлении этого крестного хода царь Алексей Михайлович сказал: «Как некогда пророк Илия ниспослал дождь на поля израильского царства, так же точно и ныне тот пророк оросил посохшие поля Российского государства».